Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обоснование механизмов управления развитием жилищной сферы крупного города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень изученности проблемы. Проблемы управления развитием городов в России должны рассматриваться в рамках становления социально-ориентированной рыночной экономики. Для этого нужно учитывать зарубежный и отечественный опыт, нашедший отражение в трудах М. Алле, Г. Беккета, X. Ламперта, П. Хейна, П. Шохолта, Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, А. Л. Гапоненко, А. Г. Гранберга, И. Е. Дискина, Г. М… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРОЙ КРУПНОГО ГОРОДА
    • 1. 1. Крупный город как системный объект управления
    • 1. 2. Жилищная сфера крупного города, как элемент его социальной инфраструктуры
    • 1. 3. Отечественный и зарубежный опыт реформирования жилищной сферы крупного города
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
    • 2. 1. Оценка состояния и проблем жилищной сферы Санкт-Петербурга
    • 2. 2. Исследование сложившихся механизмов регулирования жилищной сферы
    • 2. 3. Роль сложившихся механизмов взаимодействия региональной власти и бизнес-структур в решении жилищных проблем
  • Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ КРУПНОГО ГОРОДА
    • 3. 1. Направления повышения эффективности социально-экономической политики в жилищной сфере
    • 3. 2. Совершенствование механизмов частно-государственного партнерства в жилищной сфере
    • 3. 3. Методика реализации инвестиционных проектов в жилищной сфере крупных городов
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Обоснование механизмов управления развитием жилищной сферы крупного города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значительную роль в социально-экономическом развитии регионов страны играют крупные города, являющиеся центрами научно-технического прогресса и позитивных изменений в хозяйственной жизни государства. Современный период урбанизации характеризуется увеличением числа крупных городов с численностью населения более 1,0 млн. чел. (мегаполисов, агломераций, конурбаций), в которых сосредоточивается все большая часть населения планеты, проживающая в условиях наиболее преобразованной антропогенной деятельностью природы.

Управление крупными городами становится все более сложным и менее контролируемым: решение острых городских проблем традиционными методами управления все чаще не дает удовлетворительных результатов.

В то же время в крупных городах, где сконцентрирован не только положительный, но и негативный потенциал, имеется немало острейших проблем, требующих безотлагательного решения.

В связи с этим возрастает необходимость изучения современных проблем и разработки механизмов управления развитием социальной инфраструктуры крупных городов России, в частности, жилищной сферы, как ее элемента.

В российских крупных городах развитие жилищной сферы всегда было и остаётся острым. Этому способствует ряд факторов: дефицит ресурсов для расширенного воспроизводства элементов жилищной сферы, недостаточность финансовых ресурсов у населения, постоянный приток вынужденных переселенцев, продолжающаяся урбанизация, рост городов и т. д.

Повышенная социальная значимость жилищной сферы требует активного участия государства в регулировании процессов ее функционирования и развития. Ни в одной стране проблемы жилищной сферы не решаются исключительно рыночными методами, везде присутствует государственная поддержка ее развития, как и других структурных элементов городской инфраструктуры. Следовательно, необходимо разумное сочетание государственного и рыночного регулирования механизмов развития жилищной сферы, которое послужит основой для формирования социально-ориентированной жилищной политики России, как социального государства.

Логика реформирования жилищной сферы ставит крупные города на лидерские позиции, что обусловлено несколькими причинами:

— именно крупные города незамедлительно реагируют на происходящие изменения и отражают весь спектр проблем в силу концентрации в них значительной части населения как носителя разнообразных жилищных потребностей и различных возможностей по их удовлетворению;

— крупные города обладают достаточным потенциалом для реализации новшеств в силу концентрации в них разнообразных видов бизнеса как источника удовлетворения жилищных потребностей населения;

— в крупных городах наиболее полно представлены все уровни управления — федеральный, региональный, муниципальный — вследствие их масштабности и роли в развитии региональной и национальной экономики.

Однако, несмотря на существование на данный момент четко обозначенных целей, а также глубины проблем характерных для жилищной сферы Санкт-Петербурга, на сегодняшний день, не до конца сформированы механизмы их решения, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Степень изученности проблемы. Проблемы управления развитием городов в России должны рассматриваться в рамках становления социально-ориентированной рыночной экономики. Для этого нужно учитывать зарубежный и отечественный опыт, нашедший отражение в трудах М. Алле, Г. Беккета, X. Ламперта, П. Хейна, П. Шохолта, Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, А. Л. Гапоненко, А. Г. Гранберга, И. Е. Дискина, Г. М. Лаппо, В. Я. Любовного, В. П. Можина, Е. Г. Панченко, Л. Б. Резникова, В. И. Сенченко и др. Однако следует отметить, что большинство научных работ посвящено проблемам развития городов и управлению их развитием в условиях командно-административной системы, что обусловило односторонность анализа.

Кроме того в последние годы в России появились работы, в которых исследуются тенденции и закономерности развития, в том числе устойчивого, как страны в целом, так и ее регионов, городов и муниципальных образований. Этому посвящены исследования E.JI. Аношкиной, А. Г. Воронина, A. J1. Гапоненко, В. А. Гневко, С. Ю. Глазьева, С. С. Евтюхова, Е. А. Елисеева, Б. С. Жихаревича, В. Н. Лексина, Л. Э. Лимонова, A.M. Малинина, С. Б. Мельникова, В. Ф. Уколова, Г. А. Унтура, В. В. Яновского и др.

Значительное место в исследовании региональных проблем жилищной сферы занимают работы H.A. Асаула, Н. В. Васильевой, А. И. Вахмистрова, Т. Веблена, Р. Коуза, С. И. Круглика, А. О’Салливана, М. Уорнера, Д. Хисси, Н. Я. Янковского и др.

Однако в работах данных авторов недостаточно внимания уделено вопросам совершенствования инструментов регулирования развития социальной, и в том числе жилищной сферы крупного города, в том числе методического обеспечения процедуры привлечения частных инвесторов в процесс функционирования и развития объектов жилищной инфраструктуры в рамках механизма частно-государственного партнерства, а также развития системы институтов, поддерживающих локальный рынок доступного жилья.

Целью диссертационного исследования является разработка адаптированных к современным условиям предложений по совершенствованию системы и механизмов управления жилищной сферой, как элементом социальной инфраструктуры крупного города.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— выявить специфические особенности современного крупного города и на этой основе предложить комплекс характеристик, отражающих суть данного объекта;

— изучить существующие подходы к исследованию оценки состояния социальной инфраструктуры и на этой основе определить наиболее конструктивные подходы, применимые к жилищной сфере;

— проанализировать опыт реформирования жилищной сферы крупных городов в США и европейских странах с целью выявления механизмов, применение которых возможно на российской почвепроанализировать опыт реформирования жилищной сферы в российских крупных городах в период с 1989 по 2006 годы, выявить основные тенденции, а также причины, повлекшие за собой необходимость дальнейшего реформирования;

— выявить и обобщить существующие на сегодняшний день в крупном городе формы содействия гражданам в улучшении жилищных условий, как с применением традиционных схем решения данных проблем в жилищной сфере, так и с применением механизмов частно-государственного партнерства;

— разработать комплекс программных мероприятий, направленных на решение существующих проблем в жилищной сфере Санкт-Петербурга;

— предложить систему институтов и процедуру составления инвестиционных проектов, как необходимого механизма для привлечения частных инвесторов к решению проблем жилищной сферы Санкт-Петербурга на принципах частно-государственного партнерства.

Предметом исследования являются организационные решения, финансовые инструменты и методическое обеспечение процессов управления и регулирования развития жилищной сферы в крупном городе.

Объектом исследования является жилищная сфера крупного города, как элемент его социальной инфраструктуры.

Теоретической и методологической основами исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теоретическим и прикладным аспектам устойчивого функционирования и развития крупного города, вопросам социальной инфраструктуры, а также проблемам управления развитием жилищной сферы.

Методы исследования. Проведенное исследование строилось на основе применения принципов аналитического, графического моделирования, исторического, логического, причинно-следственного, системного подхода, статистического, сравнительного, количественно-качественного, структурного, функционального методов. Обоснование положения и выводов работы осуществлялось на основе результатов авторских исследований.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования. Рабочая гипотеза состоит в научном предположении о том, что применяемые на сегодняшний день механизмы управления развитием жилищной сферы крупных городов не в полной мере позволяют решать существующие в данной сфере проблемы.

Основной причиной данного негативного явления является сложившаяся практика, направленная на решение проблем лишь отдельных категорий граждан, кроме того, недостаточное развитие институтов, необходимых для привлечения частного капитала на локальные рынки жилья, а также низким объемом частных инвестиций, привлекаемых к решению проблем устойчивого функционирования и развития жилищной инфраструктуры.

Для преодоления этих негативных тенденций необходим комплекс программных мероприятий, направленный на решение жилищной проблемы широких слоев населения крупного города, а не отдельных категорий.

Кроме того, необходима система институтов с частной, государственной, а также смешанной формами собственности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов на рынок жилья Санкт-Петербурга.

Для решения проблем развития жилищной инфраструктуры необходима методика, содержащая четкие и унифицированные правила, на основе которых должно осуществляться привлечение частных инвесторов к решению проблем данного элемента жилищной сферы.

Диссертационное исследование посвящено доказательству справедливости данной гипотезы.

В ходе исследования были получены следующие результаты, содержащие, на взгляд автора, научную новизну:

Наиболее существенные элементы приращения научного знания в исследовании заключаются в следующем:

— Предложен новый алгоритм исследования оценки состояния жилищной сферы крупного города, состоящий из 6 последовательных этапов;

— Предложен новый подход к решению проблем жилищной сферы крупного города, сформулированный на базе отечественного и зарубежного опыта управления и развития данной сферы;

— Произведена классификация механизмов управления развитием жилищной сферы Санкт-Петербурга по основанию ориентированности на определенную социальную группу населения крупного города;

— Разработаны предложения по обоснованию основных направлений социальной политики в жилищной сфере крупного города, предусматривающие реализацию принципа дифференцированного подхода к решению жилищной проблемы жителей в зависимости от их социального положения;

— Разработана структура системы институтов с частной и государственной формами собственности, необходимая для развития регионального вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования крупного города;

— Разработана методика, содержащая унифицированные правила составления инвестиционных проектов в жилищной сфере крупного города, направленная на привлечение частных инвесторов в процесс функционирования и развития объектов жилищной инфраструктуры в рамках реализации механизма частно-государственного партнерства;

Практическая значимость работы определяется следующим:

— предложен комплекс программных мероприятий, направленный на государственную поддержку граждан, как пути повышения обеспеченности жильем широких слоев населения крупного города;

— предложены пути внедрения дифференцированного, в зависимости от социально-экономического положения жителей крупного города, подхода при решении их жилищных проблем (нуждающиеся в социальной защитенуждающиеся в социальной поддержкеграждане, реализующие право на жилье самостоятельно);

— разработана система региональных институтов вторичного рынка ипотечного кредитования крупного города, предусматривающая частную и государственную формы собственности;

— разработаны методические рекомендации реализации региональными властями инвестиционных проектов в имущественном комплексе жилищной сферы крупных городов, как механизма привлечения частных инвесторов.

Вклад автора в проведенное исследование. Научные результаты были получены автором лично в ходе изучения теоретических посылов исследуемой проблемы, анализа практики управления развитием жилищной сферы Санкт-Петербурга. Автором была собрана и обработана обширная статистическая и фактическая информация, предложены практические и методические рекомендации, направленные на совершенствование механизмов управления развитием жилищной сферы крупного города.

Апробация результатов исследования. Теоретические и прикладные результаты диссертационного исследования прошли апробацию в докладах автора на ряде региональных и международных конференций.

Наиболее существенные положения и результаты исследования были изложены в 6 публикациях, в т. ч. три из которых — в изданиях, включенных в перечень рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК).

Материалы диссертации применялись в преподавании ряда дисциплин регионального профиля в Северо-Западной академии государственной службы, в том числе по магистерской программе «Государственное и региональное управление». Также результаты диссертационного исследования использованы в практической деятельности жилищного отдела Администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга.

В качестве информационной базы использовались собранные автором материалы, характеризующие практику функционирования и проблематику развития жилищной сферы крупных городов и прежде всего Санкт-Петербурга. В ходе исследования были проанализированы: нормативно-правовая база РФ, регулирующая отношения в области жилищной сферыежегодные отчеты комитета по жилищной политике Правительства Санкт-Петербургаофициальные федеральные и региональные статистические материалыматериалы целевых региональных программ в области жилищной сферы.

Структура работы. В соответствии с логикой работы диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и 9 параграфов, заключения, библиографического списка насчитывающего 158 наименований. Объем диссертации составляет 160 страниц, содержит 7 таблиц, 9 диаграмм, 3 рисунка и 4 приложения.

Основные результаты, приведенные в исследовании, доведены до возможности практической реализации в Санкт-Петербурге.

На защиту выносятся следующие положения, сформулированные в исследовании:

1. Наиболее конструктивным, при оценке состояния жилищной сферы крупного города, является применение процессного подхода, в рамках которого, автором предлагается соответствующий алгоритм оценки состояния жилищной сферы.

2. Зарубежный опыт реформирования жилищной сферы крупных городов применим к решению проблем жилищной сферы российских крупных городов лишь на основе использования специфических механизмов приватизации, акционирования и концессии, адаптированных к современным условиям российских крупных городов.

3. Среди причин, повлекших за собой необходимость дальнейшего проведения реформ в жилищной сфере Санкт-Петербурга были выявлены следующие:

— недостаточная ориентированность мероприятий программ на увеличение объемов жилищного строительства;

— отсутствие механизмов консолидации бюджетных ассигнований;

— слабое использование внебюджетных источников финансирования программ, в том числе средств частных инвесторов, кредиторов и личных средств гражданнедостаточность предусмотренных региональных бюджетных ассигнований на выполнение обязательств крупных городов по обеспечению жильем городских очередников, а также на стимулирование привлечения частных инвестиций для реализации эффективных программ в жилищной и коммунальной сфере;

— интенсивный рост цен на земельные участки, строительные материалы и услуги.

4. Классификация методов решения жилищной проблемы горожан по степени направленности социальной политики города предусматривает разделение их на 3 основные группы (нуждающиеся в социальной защитенуждающиеся в социальной поддержкеграждане, реализующие право на жилье самостоятельно).

5. Несмотря на наличие отдельных успешных социальных программ, направленных на решение проблем жилищной сферы города, реализуемых путем применения как традиционных механизмов, подразумевающих исключительно бюджетное финансирование, так и механизма частно-государственного партнерства, в целом по городу ситуация, по мнению автора, остается тяжелой.

Механизмы частно-государственного партнерства, в рамках решения проблем жилищной сферы, имеют ряд преимуществ по сравнению с механизмами, подразумевающими исключительно бюджетное финансирование.

Основными их них являются следующие:

— Во-первых, в рамках применения данных механизмов впервые решается жилищная проблема не только социально незащищенных слоев горожан, но и граждан нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства;

— Во-вторых, высвобождаются ресурсы, которые возможно направлять на развитие объектом жилищной инфраструктуры города;

— В-третьих, у горожан, нуждающихся в социальной поддержке, появляется возможность ускорению решения своей жилищного вопроса в более сжатые сроки, чем это требовалось бы в случае отнесения их к категории, нуждающиеся в социальной защите.

Для актуализации процесса развития жилищной сферы Санкт-Петербурга необходим пересмотр центрального потенциала социально-экономической политики в жилищной сфере города, а так же выработки четкой и понятной методики привлечения частных инвесторов к эксплуатации и строительству объектов жилищной инфраструктуры. Кроме того, необходимо развитие и дальнейшее совершенствование институтов, на базе которых будет осуществляться механизм частно-государственного парнерства.

6. Программа, направленная на повышение эффективности социальной поддержки для повышения жилищной обеспеченности населения, центральным потенциалом которой является применение дифференцированного подхода, должна включать в себя ряд следующих мероприятий: развитие института социального жилья для нуждающихся в социальной защите слоев граждан;

— развитие механизмов оказания помощи в приобретении жилья нуждающимся в социальной поддержке слоям граждансовершенствование социальных городских программ ипотечного кредитования для повышения доступности ипотеки для семей с низкими доходами;

— формирование целевого жилищного фонда для предоставления по договорам социального найма;

— установление оснований и порядка привлечения средств граждан на реализацию жилищных проектов;

— принятие мер по легализации сектора наёмного жилья;

— формирование сегментов рынка жилья, соответствующие различным группам населения по уровню доходов и предпочтений;

— развитие практики профессионального управления жилищным фондом;

— активизацию процесса строительства социального жилья путем налогового стимулированиясовершенствование градостроительной, технической и институциональной политики в жилищной сфере;

— разработку городских жилищных стандартов;

— развитие страхования в жилищной сфере;

— развитие механизмов ипотечного жилищного кредитования.

7. Предложена система, состоящая из 6 институтов, частных, государственных, а так же со смешанной формой собственности участников рынка жилья крупного города.

Проведено разграничение предметов ведения между данными институтами.

8. Процедура составления инвестиционного проекта, позволяющая местным властям привлекать частных инвесторов к решению проблем в жилищной сфере крупного города, должна состоять из следующих этапов:

— сбор информации о текущем состоянии инвестиционного объекта, а так же анализ существующих тенденций;

— Оценка существующих тенденций, а так же материала собранного на первом этапе исследования;

— Выявление соотношения между плановым и фактическим состоянием жилищной сферы крупного города;

— выявлении причин существующего различия;

— классификация проблем по принципу «важность» и «срочность».

9. В работе также сформулированы 14 базовых критериев, применение которых необходимо для оценки эффективности предлагаемых проектов — 7 для оценки инвестиционного потенциала и 7 для оценки инвестиционного риска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы
  2. Гражданский кодекс РФ.Ч. I.- 30.11.1994.- № 51-ФЗ.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч.И.- 26.01.1996.- № 14-ФЗ.
  4. Гражданский кодекс РФ. Ч.Ш.-26.11.2001.- № 146-ФЗ.
  5. Градостроительный кодекс РФ.-М.: Книга сервис, 2010. 96с.
  6. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001.- № 136-Ф3.
  7. Закон РФ «Об основах Федеральной жилищной политики».
  8. Закон Санкт-Петербурга от 05.05.2006 № 221−32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» // СПб ведомости.-№ 83.- 12.05.2006.
  9. Закон Санкт-Петербурга от 07.07.2004 № 409−61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» // Вестник Администрации СПб.-№ 8.- 27.08.2004.
  10. Закон Санкт-Петербурга от 04.04.2006 № 100−15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» с изменениями на 2 июля 2007 года. // Вестник Законодательного собр. СПб.- № 4.25.04.2006.
  11. Закон Санкт-Петербурга от 26.04.2001 № 315−45 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодёжи доступное жильё» с изменениями на 2 ноября 2007 года. // Вестник Администрации СПб.-№ 5.31.05.2001.
  12. Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты».- № 476−95.26.09.07.
  13. Закон Санкт-Петербурга от 17.10.07 № 513−1-1 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир»» // Вестник Законодательного собр. СПб.-№ 36.- 19.11.2007.
  14. Закон Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Санкт-Петербурге». — № 407−65.19.07.2005. в ред. от 02.11.2007 г.
  15. Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения».- № 648−91.30.11.2005.
  16. Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» на 2002−2011гг.» -№ 707−90.- 01.10.2001.
  17. Конституция РФ // Рос. газ.- № 97.- 25.12.1993с изм. на 12 июля 2006 года.
  18. О концессионных соглашениях. Федеральный закон от 21. 07. 2005 г. № 115 ФЗ // Собр. зак-ва РФ. 2005. — № 30. — Ст. 3126.
  19. О приватизации государственного и муниципального имущества. Федеральный закон от 21. 12. 2001 г. № 178 ФЗ // Собр. зак-ва РФ. 2002. -№ 4. — Ст. 251.
  20. Об акционерных обществах. Федеральный закон от 26. 12. 1995 г. № 208 ФЗ //Собр. зак-ва РФ. 1996. — № 1. — Ст. 1
  21. Об основах федеральной жилищной политики. Закон РФ от 24. 12. 1992. № 4218−1 // Рос. газ. 23. 01.1993.
  22. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002- 2010 годы».
  23. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002−2010 годы» с изменениями на 30 декабря 2006 года. // Рос. газ.- № 187.
  24. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений"//Рос. газ.-№ 34.- 17.02.2006.
  25. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты».- № 71.-20.01.98
  26. Постановление Правительства РФ «Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты».- № 71.- 20.01.1998.
  27. Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты».- № 522.-07.10.2004.
  28. Постановление РСПП «О концепции социальной жилищнойполитики и социального жилья в Российской Федерации». -19.12.07.
  29. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 «О порядке и условиях предоставления безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений» // Невское время.-№ 81.-06.05.2006.
  30. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1537 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир» // Невское время.- № 230.- 25.12.2007.
  31. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1539 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодёжи доступное жильё» // СПб ведомости.- № 243.25.12.2007.
  32. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.11.2004 № 1876 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования» // Вестник Администрации СПб.- № 12.- 28.12.2004.
  33. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1538 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты» // Невское время.-№ 230.- 25.12.2007.
  34. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.05.2007 № 593 «О Концепции государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2007−2011 годы» // Вестник Администрации СПб.- № 7.- 27.07.2007.
  35. Постановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга «Об утверждении договора о сотрудничестве между городом федеральногозначения Санкт-Петербургом и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» .- № 179.- 08.07.1998.
  36. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О мерах по проведению реформ в жилищной сфере». Приложением к данному Постановлению являлась «Концепция реформ в жилищной сфере».- № 20.11.12.1996.
  37. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О региональной программе реконструкции жилых домов первых массовых серий в Санкт-Петербурге».
  38. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения».- № 1540.- 04.12.2007.
  39. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» на 2002−2011гг.».- № 1541.- 04.12.2007.
  40. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О порядке и условиях предоставления безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений».- № 312.- 28.03.06.
  41. Постановление Правительства РФ «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» с изменениями на 15 мая 2003 года.-№ 638.-28.08.2002.
  42. Постановление правительства Санкт-Петербурга «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи — доступное жилья». -№ 1539.- 04.12.2007.
  43. Инф. бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации.-№ 4.-2006.
  44. Программа «Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге» на период 2000—2009 годы».- № 367−38.- 05.07.2000.
  45. Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга «О программе мероприятий по реализации концепции реформ в жилищной сфере».- № 198-р.- 13.03.1997.
  46. Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 13 марта 1997 г. № 198-р». -№ 1016-р .- 02.10.1997.
  47. Федеральный закон от 04.07.1991 № 1541−1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с изменениями на 15 июня 2006 года. // Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР.-№ 28, — 11.07.1991,-Ст. 959, 960.
  48. Федеральный закон от 24.11.95 № 181 «О социальной защите инвалидов» // Рос. газ.- № 234.- 21.12.95.
  49. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999.- № 39-Ф3.
  50. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998.- №Ю2-Ф3.
  51. Федеральный закон «О государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним» -№ 122.1. Монографии
  52. , Д. Стратегическое управление Монография. / Д. Аакер, пер. с англ.-СПб.: Питер, 2007. 544 с.
  53. , В. Принципы жилищного кредитования Монография./ В. Аверченко, Р. Весели, Г. Наумов, Э. Файкс, И. Эртл М.: Альпина бизнес букс, 2006.- 261 с.
  54. , А.Н. Корпоративные структуры в региональноминвестиционно-строительном комплексе Монография./А.Н. Асаул, A.B.Батрак. М., СПб.: Изд-во АСВ, 2006. — 168 с.
  55. , И.Т. Экономика недвижимости Монография./ И. Т. Балабанов. СПб.: Питер, 2007. — 290 с.
  56. , Н.В. Жилищная сфера крупного города: проблемы управления и стратегия развития Монография./ Н. В. Васильева. СПб.: СПбГИЭУ, 2002. — 276 с.
  57. , А.И. Роль корпоративных объединений в системе управления региональным строительным комплексом Монография./ А. И. Вахмистров, H.A. Асаул. СПб.: Стройиздат СПб., 2003. — 296 с.
  58. Жилищная политика местных властей: уроки западноевропейского опыта и реформы в России Монография. СПб.: Наука, 2007. — 292 с.
  59. , В.Г. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования Монография./ В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004. -144 с.
  60. , У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах Монография./У. Изард. М.: Прогресс, 1966. — 659 с.
  61. Инвестиции в России и зарубежных странах Монография./Под ред. И. К. Комарова. М.: РАУ-Университет, 2001. -360 с.
  62. Классика менеджмента Монография. / Под ред. М. Уорнера, пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. — 1168 с.
  63. Коммунальное управление в Финляндии Монография. -Хельсинки, 1985. 230 с.
  64. , С.И. Современные проблемы и пути реформирования жилищной сферы. Ч 1. Монография./ С. И. Круглик. СПб. ООО «РЦЦС СПб».-2004. — 160 с.
  65. , С.И. Современные проблемы и пути реформирования жилищной сферы. 4.2. Монография./ С. И. Круглик. СПб. ООО «РЦЦС СПб».-2004. — 160 с.
  66. , Ю. Местное и региональное управление в Финляндии. Союз местных органов самоуправления Финляндии Монография./ Ю. Лауринмяки, Т. Линкола, К. Прятта.- 1996.
  67. , П. П. Управление развитием городских территорий Монография./ П. П. Макагонов.- М.: ИГЖ Госслужбы РАГС, 2001.
  68. , В.Б. Ипотека. Руководство к действию Монография./ В. Б. Назаров, С. О. Королева.- СПб.: БХВ-Петербург, 2009. 208с.
  69. Орт, А.И. Инвестиционно-строительный комплекс Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы развития Монография./ А. И. Орт. -Спб, МФИН, 2000.
  70. О’Салливан, А. Экономика города Монография./ А. О’Салливан. М.: Инфра-М, 2002. — 706 с.
  71. Сио, К. К. Управленческая экономика Монография./ К. К. Сио, пер. с англ. М.: ИнрА-М, 2000. — 671 с.
  72. , Г. Э. Социальная экономика: Учебник Монография./ Г. Э. Слезингер, — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. 368 с.
  73. Французкий опыт на службе градостроительству и землеустройству Монография.// Сб. докум. Министерства жилищного строительства, инфраструктуры и транспорта Франции. Париж, 2006. — 349 с.
  74. , Д. Стратегии и планирование Монография./ Д. Хисси, пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. — 384 с.
  75. , Л.И. Концепция повышения эффективности управления процессом жилищного строительства в условиях современного мегаполиса Монография./ Л. И. Цапу.- СПб.: ОАО «Издательство Стройиздат СПб», 2004. 95 с.
  76. , Г. А. Ипотека: жилье в кредит Монография. / Г. А. Цылигна. М.: Экономика, 2008.- 287 с.
  77. , В. Сделки с недвижимостью на первичном и вторичном рынке в вопросах и ответах Монография./ В. Шабалин, Омега1. Л, 2006. 497 с.
  78. , Д.А. Квартира в кредит без проблем Монография./ Д. А. Шевчук. М.: ACT, Астрель, 2008. — 256 с.
  79. , Н.Я. Правовые основы функционирования коммунального хозяйства в Европейских странах Монография./ Н. Я. Янковский.- Владивосток: Сфера ЖКХ, 2007. 340 с.
  80. Учебники и учебные пособия
  81. , И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: учеб. пособие/ И. А. Василенко. М., 2005.
  82. , А.И. Основные направления деятельности строительного комплекса Санкт-Петербурга (по итогам 2002 года) / А. И. Вахмистров. СПб.: Стройиздат СПб., 2003. — 100 с.
  83. , П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учеб. пособие/ П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2007. — 888 с.
  84. , Ю.В. Ипотечное кредитование жилищного строительства: учеб. Пособие. / Ю. В. Головин. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.-158 с.
  85. , Л.А. Общая теория финансов: учебник Текст./ Л. А. Дробозина, Ю. Н. Константинова, Л. П. Окунева и др. [Под ред. Дробозиной Л. А.] М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. — 256 с.
  86. , В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учеб. Пособие. / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 340 с.
  87. , В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов / В. К. Сенчагов. М.: Проспект, 2002. — 455 с. 1. Периодические издания
  88. Авдеева, J1.H. Оценка народно-хозяйственной эффективности реконструкции устаревшего жилищного фонда/JT. Н. Авдеева// Экономика стр-ва. 2010. — № 11. — С. З5 — 39.
  89. Актуальные проблемы инвестиционно-строительного процесса в Санкт-Петербурге. Темат. сб. трудов, Вып.1/ Под ред. д. э. н. Заренкова В. А. СПб.: Стройиздат СПб, 2007. — 192 с.
  90. , A.A. Механизм реализации жилищной политики крупного города (на примере г. Москвы)/ А. А. Алексеев.- перераб. и доп.-М.: Машиностроение, 2006. С. 96.
  91. , П. Е. Типология как метод исследования социально-экономического развития регионов/ П. Е. Анимица, Н. В. Новикова, В. В. Ходус // Известия Уральского государственного экономического университета.- Т. 23. № 1. — 2009.- С. 52−59.
  92. , А.Н. Формирование системы управления строительным комплексом в современных условиях. /А.Н. Асаул // Материалы межд. науч. конф. МАИЭС. Владимир, 2007.
  93. , М. Роль государства в обеспечении доступности жилья для населения России/ М. Бесхмельницын, // Проблемы теории и практики управления. М.-№ 6.- 2005. — С. 15−21.
  94. , М.С. Опыт оценки социального потенциала муниципальных образований / М. С. Бурьян, A.A. Максимов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.- № 2.2008.- С. 96−106.
  95. , А.Ю. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ А. Ю. Бушев, О. А. Городов, А. К. Губаева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008. — С. 16−17.
  96. , М. Коммуналка это не приговор. Но диагноз/ М. Володина// Невское время.- № 26. — 2008.
  97. , P.M. Социально ориентированная жилищнаяполитика в городах Европы и России /Р. М. Вульфович, М. Д. Щербакова // Управленческое консультирование. № 2. — 2007. — С. 55.
  98. В., Доступное жилье. Люди и национальный проект Текст./ В. Глазунов, В. Самошин. М.: Европа, 2006.- С. 9.
  99. , Р. Квартальная оценка/ Р. Денисов// Недвижимость и строительство Санкт-Петербурга.- № 3 (17). 2008.
  100. Жилищная экономика (Housing economics.): Академия народного хозяйства при правительстве РФ. /Под ред. Г. Поляковского. М.: Дело, 1996.- С. 154.
  101. Жилищно-коммунальное хозяйство в Финляндии//Сб. докум. Российско-финляндской рабочей группы по стр-ву. Хельсинки, 1999. — 97 с.
  102. , Е. Коммуналки разыграют по весне/ Е. Иванова// Недвижимость и строительство Санкт-Петербурга.- № 7(491).-2008.
  103. , E.H. Финляндия: муниципальный сектор/Е. Н. Иванченко// ЖКХ, 2009. № 7.
  104. , Е. Тревожный сигнал/ Е. Изюмова //Эксперт.- 2007.7.
  105. , И.А. Социальное строительство на территории России Текст./ И. А. Ильин // РАН. Совет по изуч. произв. сил. М.: Наука, 2006.236 с.
  106. Итоги реформирования экономики России и перспективы ее развития. // РЭЖ.-№ 5. 6.- 2006.
  107. , Л. Ипотека в ожидании третьего пути/ Л. КалянанаЮксперт. 2006. -№ 1.
  108. , Е.Л. Жилищное строительство в Санкт-Петербурге в 2008 году. Информ. аналитич. обзор Санкт-Петербургского союза строительных компаний «Союзпетротрест"/ Е. Л. Каплан// Стройинформ СПб. — 2009. — № 4.
  109. , В.К. Жилищный вопрос: политический подход/ В. К. Кармен// Проблемы политической социологии. М.- Вып. 4. -2006. — С. 112 151
  110. , Д. Как улучшить свои жилищные условия/Д. Катин// Гражданские вести.- № 4 (166).-2008.
  111. , Н.П. Концепция социальной жилищной политики и социального жилья в Российской Федерации Текст./ Н. П. Кошман, В. Н. Пономарев и др. М.: Граница, 2007. — С. 38−39.
  112. , П.В. Жилищное право Текст./ П. В. Крашенинников.- 6-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2008.- С. 17−19.
  113. , С.И. Главное не допустить ухудшения в жизни людей // Доступное комфортное комфортное жилье/ С. И. Круглик. — М., 2006. -№ 33.-С. 4−6.
  114. , JI. Особенности подхода к жилищной политике/Л. Лазарова// Экономист. № 10. — 2006. — С. 73.
  115. , В.И. Государственная жилищная политика: учеб. пособие Текст./ В. И. Левашов.- перераб. и доп. М.: Изд-во РАГС, 2006. -С. 29−31.
  116. , Л. Н. Интегральная оценка уровня социально-экономического развития регионов/ Л. Н. Линейцева// Вестник Тюменского гос. ун-та.- № 7. -2006. -С. 42−44.
  117. , В.В. Формирование современной жилищной сферы Текст./ В. В. Литвиненко. М.: Изд-во СИП РИА, 2009. — С. 110.
  118. , М.Э. Вейвлет анализ динамики региональной системы/ М. Э. Мифтахова, М. В. Панасюк // Ученые записки Казанского гос. ун-та.- Т. 151.- № 1. -2009.- С. 247−262.(Сер.: Естественные науки)
  119. , A.C. Опыт стран ЦВЕ по управлению коммунальным хозяйством / А. С. Плеханов// Воп-сы экономики, 2009. № 7.
  120. , С. Жилищная политика/ С. Потапов// Новости от СВ. -Студия «Вариант».- № 5 (322).- 2008.
  121. , А. Жилищная политика в России мифы, заблуждения и реальность/ А. Пузанов // Имущественные отношения. -№ 10.-2006.
  122. , Д. Новостройки: перезагрузка/ Д. Синочкин, А. Некрасов// Недвижимость и строительство Санкт-Петербурга.- № 6 (490).-2008.
  123. Синочкин, Д.Февраль. Достать рубли и плакать/ Д. Синочкин, А. Некрасов// Недвижимость и строительство Санкт-Петербурга.- № 8 (492).-2008.
  124. , В. Региональное развитие эффективное социально-экономическое развитие региона: оценка и обеспечение/ В. Смирнов// Проблемы теории и практики управления.- № 9.- 2008. С. 15−23.
  125. , A.A. Жилищное право Российской Федерации: учебникТекст./ А. А. Титов. М.: Юрайт-Издат, 2008. — С. 86 — 92.
  126. , Н. Е. Жилищная обеспеченность и жилищная политика в современной России/ Н. Е. Тихонова, А. М. Акатнова, Н. Н. Седова // Социс. -№ 1.- 2007. С. 78.
  127. , Е.В. Жилищные проблемы граждан и их законодательное разрешение в новом Жилищном Кодексе Российской ФедерацииТекст./ Е. В. Трушин, Г. П. Макаров.- М.: «Научный центр профсоюзов», 2006. С. 8.
  128. , О.М. Для решения задач в сфере жилищной политики нужны серьезные усилия законодателей/ О. М. Толкачев// Воп-сы местного самоуправления. № 5 (21). — 2008. — С. 44.
  129. , А. Ипотечный разбег/ А. Шехова // Эксперт. 2007.- № 1
  130. , Г. Ф. Вишнякова A.B. Справочник по жилищным вопросам Текст./ Г. Ф. Шешко. М.: Юрид. фирма «КОНТРАКТ" — ИНФРА-М, 2008.-С. 81.
  131. , И. Петербург в авангарде ипотеки / И.
  132. BopoHHHa//orsn.rambler.ru/ content/articles/5/17 517.
  133. П. Кредитование «вторичного» жилья/П.Дудина//ог8п.гатЫег.ги/ content/articles/5/l 7041.
  134. , С.Г. Анализ истории и эволюции ипотеки на примере развитых и развивающихся стран/С.Г. Ерошенков / http: // is.park.ru/ doc.jsp.urn=3 807 484
  135. Das, Т.К. Resource-based Theory of Strategic alli-ances/ T.K.Das, A. Teng Bing-Sheng //Journal of Management.- Vol.26. -№ 1.- 2000, — P.33−45.
  136. Danchin, Genevieve. Qvj Govverne Les Grandes Metropoles?/ G. Danchin.- Cahiers de L’J.V.H.J.F. 1991. — № 96. — P.91−100.
  137. Dussauge, P. Learning from competing Partners: Outcomes and Durations of Scale and Link Alliances in Europe, North America and Asia/ P. Dussauge, B. Garrette, W. Mitchell // Strategic Management journal.- Vol. 21.- № 2. -2000.- P.74−99.
  138. Elea-Olivetti. Investment Management. Trainer’steaching material (Program TACIS ED/062)/ Elea-Olivetti, Gopa, Sodeteg-Thomson. Athens: Athens training centre, 1995. -967 p.
  139. Elgie, R. Semi-presidentialism outside Europe/ R.Elgie. Routledge, 2007.
  140. Indicators of sustainable development: framework and methodologies, UN commission on Sustainable Development.- New York, 2001.
  141. Morgan, C. Total Quality Management in the Public sector/ C. Morgan, S. Murgatroyd.- Philadelphia, 1994.- 134p.
  142. Spekman, R. Alliance Competence/ R. Spekman, L. Isabella, T. MacAvoy.- N.Y.: John Willey & Sons, Inc., 2000.- P.37−48.
  143. Social Infrastructure: A Key Factor In Harnessing Demographic Dividend // SSRN. / Date posted: January 01, 2008- Last revised: January 31, 2008. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstractid= 1 079 612
  144. Social Infrastructure: A Key Factor In Harnessing Demographic Dividend // SSRN. / Date posted: January 01, 2008- Last revised: January 31, 2008. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstractid=l079612
  145. The City Urban Communities and their Problems: Chicago, CDHR, 1978.-511 p.
  146. The Social Rate of Return on Infrastructure Investments // SSRN. / Date posted: July.- 2000. URL: http://papers.ssm.com/sol3/papers.cfm?abstractid=630 763
  147. The Social Return to Infrastructure Investments Using Interregional Price Gaps: A Natural Experiment // SSRN. / Date posted: December 2005. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstractid=871 167
  148. Woodwoard, J. Idustrial Organization: Theory and Practice/ J. Woodwoard .-Oxford. 2-nd ed. -1980.- 346p.
  149. Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» 1 500,0 (1 432 семей) 5 108,0 (4 876 семей) 8 756,0 (8 359 семей) 9 935,0 (9 485 семей) 25 299,0 (24 152 семьи)
  150. Молодежи -доступное жилье» 901,0 (860 семей) 1 526,5 (1 457 семей) 2 427,5 (2 317 семей)
  151. Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» на 2002−2011 годы 933,0 (1 533 семьи) 1 244,0 (2 044 семьи) 1 556,0 (2 556 семей) 1 867,0 (3 067 семей) 5 600,0 (9 200 семей)
  152. Санкт-Петербургские жилищные сертификаты» 953,0 (1 053 семьи) 1 905,0 (2 105 семей) 2 858,0 (3 158 семей) 3 334,5 (3 684 семьи) 9 050,5 (10 000 семей)
  153. Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения» 126,0 (780 семей) 218,0 (1 344 семьи) 292,0 (1 804 семей) 363,0 (2 242 семьи) 999,0 (6 170 семей)
  154. Безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилых помещений гражданам льготных категорий 2 306,0 (2 641 семья) 3 299,0 (3 715 семей) 3 474,0 (3 623 семьи) 4 607,0 (4 772 семьи) 13 686,0 (14 751 семья)
  155. ИТОГО: 6 719,0 (8 299 семей) 13 300,5 (15 541 семья) 16 936,0 (19 500 семей) 20 106,5 (23 250 семей) 57 062 (66 590 семей)
  156. План мероприятий по реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты»
  157. N п/п Наименование основных мероприятий Срок исполнения основных мероприятий Исполнители
  158. Нормативное правовое обеспечение
  159. Подготовка и утверждение формы заявления на участие в Программе, формы Санкт-Петербургского жилищного сертификата, других документов, необходимых для участия граждан в Программе IV квартал 2007 года Жилищный комитет2. Ресурсное обеспечение
  160. Обеспечение выделения средств бюджета Санкт-Петербурга в форме социальных выплат в рамках реализации Программы 2008−2011 годы Комитет финансов Санкт-Петербурга, Жилищный комитет
  161. Расчет размера социальных выплат, предоставление гражданам участникам Программы Санкт-Петербургских жилищных сертификатов, принятие решений о предоставлении социальных выплат 2008−2011 годы Жилищный комитет
  162. Сведения о привлечении инвесторов к расселению коммунальныхквартир в Центральном районеп/п Наименование юридических лиц, (инвесторов) Адрес расселяемой квартиры
  163. ООО «Литейный ИНН» Литейный пр., д.64/78, кв.27
  164. ЗАО «Синопская Набережная» Синопская Набережная д. 26,28
  165. Агентство недвижимости «Невские Отели» Большая Конюшенная ул., д. 11, кв. 54,57- Невский пр., д. 88, кв.9- Синопская Набережная д.36
  166. ООО «Петербургстрой» Литейный пр., д.24
  167. Агентство недвижимости «Север» Колокольная ул., д. 18, кв.13- Марата ул., д. 19/18 кв.11
  168. Агентство недвижимости «Центр на Банковском, 3» Маяковского ул., д. 6, кв.7
  169. ООО «РНК сервис» Гагаринская ул., д. 5, кв. 21- 6-я Советская ул., д. 9, кв.11
  170. ООО «Юридический центр» Санкт-Петербург» Моисеенко ул., д.3/14, кв.19
  171. Агентство недвижимости «Северная Венеция» Пушкинская ул., д. 9, кв.15
  172. Агентство недвижимости «Астон» Маяковского ул., д. 52, кв.6
  173. Агентство недвижимости «Адвекс» Кирочная ул., д. 23, кв.11- 8-я Советская ул., д. 16/25 кв.6
  174. Агентство недвижимости «Магазин квартир» Литовский пр., д.55/4 кв.47
  175. Агентство недвижимости «Биржа недвижимости» Кирочная ул., д. 6 кв.7
  176. Агентство недвижимости «Городской центр недвижимости»» Невский пр., д. 168 кв.11- Мал. Московская ул., д. 4 кв.10
  177. Группа компаний «Дарко» Невский пр., д. 132 кв.85
  178. Группа компаний «Невский Альянс» Чернышевского пр., д. 13 кв.10
  179. Агентство недвижимости «Вариант» Марата ул., д.36/38 кв.4
  180. Агентство недвижимости «ЦАН» Наб. р. Фонтанки д.51/53 кв.11
  181. Агентство недвижимости «Петербургская Недвижимость» Невский пр., д. 82 кв.79,80
  182. Агентство недвижимости «Центр Жилищного Кредитования» Шпалерная ул., д. 34 кв.731. С!
Заполнить форму текущей работой