Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятий в сфере телекоммуникаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В странах с развитой рыночной экономикой сектор телекоммуникаций рассматривается как важнейший фактор экономического развития, повышения конкурентоспособности производства. По мнению Независимой международной комиссии по развитию всемирной связи при Международном союзе электросвязи, программа экономического развития любой страны не может рассматриваться как сбалансированная и эффективная, пока… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
    • 1. 1. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его развитии
    • 1. 2. Особенности телекоммуникационного рынка. Современное состояние телекоммуникаций в России: структура, тенденции и перспективы развития
    • 1. 3. Методологические основы государственного регулирования инвестиционной деятельности сферы телекоммуникаций
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СФЕРЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
    • 2. 1. Зарубежный опыт государственного регулирования инвестиционной деятельности телекоммуникаций
    • 2. 2. Анализ современных тенденций инвестиционной деятельности в сфере телекоммуникаций
    • 2. 3. Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий сферы телекоммуникаций в России
  • ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
    • 3. 1. Принципы формирования модели развития сферы телекоммуникаций
    • 3. 2. Разработка модели развития сферы телекоммуникаций
    • 3. 3. Основные направления совершенствования структуры инвестиций и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности сферы телекоммуникаций

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятий в сфере телекоммуникаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы.

Тенденции последних 15−20 лет свидетельствуют об акцентировании внимания в России на развитии наукоемких направлений, а не сырьевых отраслей. Это обусловлено интенсивным развитием новых сегментов экономики, экспоненциальным ростом знаний, повышением роли и значимости информации в национальном и интернациональном масштабах. Указанное свидетельствует о переходе общества к новой исторической фазе развития — информационному обществу, в котором главными продуктами производства являются информация и знания.

В современных условиях степень информационного развития общества становится показателем, который наиболее адекватно характеризует социально-экономический уровень развития страны. Становление информационного общества сопровождается развитием широкого спектра новых информационных систем: средств массовой информации и массовой коммуникации, банковских, кредитных, налоговых, страховых, глобальных информационных систем, органов власти. В формирующемся обществе информация рассматривается как важнейший национальный ресурс и составная часть национального богатства, а само общество отличается тем, что информация и знания, а также отрасли, связанные с их производством, приобретают доминирующее значение.

Развитие информационного общества определяет необходимость создания глобального информационно-коммуникационного пространства, которое должно обеспечить возможность более эффективно организовать созидательную деятельность. Это обусловлено необходимостью удовлетворения потребности людей в информационных услугах благодаря организации доступа к глобальным информационным ресурсам, более эффективного информационного взаимодействия людей, возрастания объема и доли инфокоммуникационных продуктов в мировом производстве.

Важнейшим компонентом формирующейся информационной инфраструктуры общества и одним из наиболее динамично развивающихся, эффективных, стабильных направлений экономической деятельности являются телекоммуникации. Темпы роста превышают показатели роста мировой и российской экономики. Считается, что один доллар, инвестированный в связь, приносит четыре доллара дохода, а средний годовой доход от использования одной линии связи в развитых странах составляет более 500 долларов США [107].

В структуре фондовых рынков экономически развитых стран телекоммуникационные компании продолжают оставаться значительной составляющей, несмотря на общее снижение темпов развития мировой экономики и спекулятивный рост котировок акций предприятий высоких технологий в 1998;2000 годах. В России телекоммуникационный сектор существенно отстает от черной металлургии и машиностроения, и находится только на пятом месте по инвестиционной привлекательности [146].

Использованию отечественных и мировых финансовых ресурсов в качестве источников капитальных вложений препятствует ряд проблем. Основными из них являются неудовлетворительный инвестиционный климат, проблемы корпоративного управления, несовершенство законодательной базы, наличие государственной монополии в отрасли связи и т. д. Ситуация осложняется и общенациональными проблемами: резким спадом инновационной активности, глубоким инвестиционным кризисом, бюджетным дефицитом, инфляцией, вымыванием оборотных средств, что сужает материальную и финансовую базу процесса воспроизводства. При этом продолжает наблюдаться рост объемов вывоза капитала.

Часть проблем должна была найти свое решение в результате реформирования отрасли связи, которое до настоящего времени не завершено. В результате этого, за последние несколько лет отрасль перенесла ряд крупных потрясений, которые приостановили, а в ряде случаев, и отбросили назад ее развитие.

В этих условиях требуются незамедлительные меры воздействия со стороны государства, направленные на сохранение научного потенциала и лидирующих позиций в наукоемких отраслях хозяйственного комплекса России, повышение темпов их развития. Необходима разработка и внедрение эффективных инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности высокотехнологичных направлений. Для сохранения тенденции и увеличения темпов развития необходимо формирование целостной системы государственного регулирования инвестиционной деятельности сферы телекоммуникаций, которая могла бы стать частью инвестиционной и промышленной политик в сфере высоких технологий. Кроме того, телекоммуникации, являющиеся составной частью отрасли связи, являются системообразующим сектором и непосредственно связаны с национальной безопасностью страны, что и определяет значимость и актуальность исследований по совершенствованию государственного регулирования инвестиционной деятельности сферы телекоммуникаций.

Закономерности и регулирование воспроизводственного и инвестиционного процессов даны в фундаментальных исследованиях классиков экономической теории: JI. Дж. Гитмана, М. Д. Джонка, Дж. Кейнса, К. Маркса, П. Самуэльсона, А. Смита. Теоретическим и практическим аспектам активизации инвестиционных процессов посвящено много работ отечественных и зарубежных авторов: Бачурина A.B., Беляевой И. Ю., Бригхема Ю., Гапенски Д., Губина Б. В., Гупа Б, Кожевникова P.A., Колчиной Н. В., Кучукова P.A., Кушлина В. И., Лебедева В. Г., Логвинова С. А., Маренкова Н. Л., Некрасова Р. М, Новожилова В. В., Павлова В. И., Пинчуковой Е. Ю., Рекитара Я. А., Серова В. М., Спицына А. Т., Хана Д. П., Ван Хорна.

Основные принципы функционирования отечественной сферы телекоммуникаций, правовые основы ее регулирования, особенности корпоративного управления в российских телекоммуникационных компаниях, изменения в тарифной политике и во взаиморасчетах операторов, инвестиционные показатели, а также актуальные проблемы развития фрагментарно освещены в работах Б. Парфенова, Ю. Кочетыговой, П. Кочанова, Г. Жигульской. В ограниченном количестве публикаций обсуждались общие подходы к исследованию проблем инвестиционного рынка, инновационного потенциала, многообразия источников финансирования инвестиций, а также регулирования инвестиционной деятельности. Недостаточно разработанными являются вопросы повышения инвестиционной привлекательности отрасли связи, практического применения теоретических разработок и формирования целостной системы государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий сферы телекоммуникаций.

Целью исследования является решение научной задачи разработки модели развития сферы телекоммуникаций в России для определения основных направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий. В соответствии с этим определена совокупность основных задач, включающая:

— исследование проблем отрасли связи, находящейся в стадии реформирования, в контексте инвестиционной политики отрасли;

— уточнение тенденций инвестиционной деятельности и особенностей инвестиционной политики в сфере телекоммуникаций;

— анализ нормативно-правовой базы формируемой отрасли связи и законодательства в сфере регулирования инвестиционной деятельности предприятий и определение возможностей ее совершенствования;

— изучение зарубежного опыта государственного регулирования сектора телекоммуникаций и определение возможностей его использования в российской практике;

— определение факторов, оказывающих влияние на развитие сектора телекоммуникаций;

— разработка модели функционирования отечественной сферы телекоммуникаций для определения потребностей в инвестиционных ресурсах;

— определение ключевых направлений совершенствования государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий в секторе телекоммуникаций.

Объектом исследования являются предприятия сферы телекоммуникаций Российской Федерации.

Предметом исследования являются методы государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий сферы телекоммуникаций.

Теоретико-методологической основой исследования являются достижения отечественной и зарубежной экономической науки в разработке проблем теории и закономерностей инвестиционной деятельности, его интенсификации для достижения устойчивого и эффективного развития сферы телекоммуникаций, нормативные документы Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, зарубежный опыт в области реформирования телекоммуникационного рынка и формирования модели государственного регулирования инвестиционной деятельности отрасли, экономико-математические методы анализа и прогнозирования рынка, основы моделирования экономической ситуации и теории статистики. При проведении исследований использован системный подход, общенаучные методы анализа и синтеза. Диссертационная работа выполнена с использованием научно-аналитического материала, характеризующего отрасль связи и сферу телекоммуникаций, представленного в статистических базах Федеральной службы государственной статистики, ведущих научных журналах. Информационную базу диссертации составили также результаты исследований, проведенных учеными, данные рейтингового агентства Standard and Poor’s, информационного агентства «АК&М», агентства iKS-Consulting, публикации в периодических изданиях, ресурсы сети Интернет, материалы заседаний круглых столов, научно-практических конференций.

Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены проблемы формирования современного отечественного телекоммуникационного рынкаопределено, что одним из основных сдерживающих факторов его развития является недостаточная активность инвестиционных процессовпроведена адаптация действующей классификации методов государственного регулирования инвестиционной деятельности применительно к сфере телекоммуникацийна основе интегрального анализа тенденций инвестиционной активности и потенциального спроса в сфере телекоммуникаций, определены факторы, оказывающие влияние на развитие телекоммуникаций, и направления расширения инвестиционной деятельностиопределены границы применимости зарубежного опыта реформирования и государственного регулирования инвестиционной деятельности сферы телекоммуникаций в российской экономикеразработана и научно обоснована модель развития отечественной сферы телекоммуникаций, на основе которого построен прогноз потребностей отечественной сферы телекоммуникаций в инвестиционных ресурсах.

Практическая значимость работы.

Результаты и выводы диссертационной работы ориентированы на широкое применение при формировании инвестиционной политики отрасли и предприятий сферы телекоммуникаций. Разработанная эконометрическая модель развития представляет собой экономический инструмент для анализа и прогнозирования развития телекоммуникационного рынка. Модель обеспечивает повышение роли и качества количественного анализа и прогнозирования, а также является базисом для принятия управленческих решений, направленных на активизацию и расширение инвестиционной деятельности предприятий в сфере телекоммуникаций. На основании модели предложены практические меры государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий сферы телекоммуникаций.

Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти, участвующих в формировании инвестиционной и отраслевой политики, а также при разработке моделей развития отрасли связи и сферы телекоммуникаций.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при рассмотрении вопросов государственного регулирования инвестиционной деятельности телекоммуникаций в дисциплинах «Система государственного и муниципального управления», «Управление государственной и муниципальной собственностью». Положения диссертации полезны при проведении научных исследований в рамках затрагиваемых проблем.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие» (Межотраслевой научно-информационный центр, август 2006 г.).

Материалы диссертационной работы применяются при формировании инвестиционных программ ОАО «РЖД» и разработке инвестиционной политики ЗАО «Компания ТрансТелеКом», использовались при подготовке программ и учебно-методических комплексов по дисциплинам «Система государственного и муниципального управления», «Государственное регулирование экономических и социальных процессов», «Макроэкономическое стратегическое планирование», а также при выполнении НИР «Финансово-экономические основы устойчивого и безопасного развития России в XXI веке» (№ государственной регистрации 0120.0 410 682).

Основные положения диссертации нашли отражение в 6 публикациях общим объемом 2,52 пл., в том числе 2 публикации в изданиях по перечню ВАК.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трех приложений. Работа содержит 167 стр., 9 таблиц, 23 рисунка, 4 приложения.

Заключение

.

1. В результате проведенного исследования определена возрастающая роль информации в экономическом развитии современного общества. Информация становится важнейшим национальным ресурсом и составной частью национального богатства страны. Эти преобразования происходят не только в национальном, но и в интернациональном масштабах под влиянием изменений в структуре и масштабах производства, научно-технического прогресса. Информация обладает важной особенностью — она является ресурсом. Информацию, как и капитал, можно накапливать и хранить для будущего использования. В отличие от капитала информационный источник не истощается, а увеличивается, качественно совершенствуется и, вместе с тем, способствует наиболее рациональному использованию всех остальных видов ресурсов, их сбережению. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы являются основной экономической ценностью, его самым большим потенциальным источником богатства.

Переход общества к принципиально новой, информационной фазе развития происходит эволюционно. Уровень информатизации стран оценивается комплексно, с учетом критериев социального прогресса. Качественная оценка осуществляется с использованием различных критериев. Их обзор и анализ показывает, что несмотря на диспропорции в социально-экономическом развитии РФ, отечественная сфера телекоммуникаций имеет предпосылки для интенсификации развития и достижения уровня развитых стран.

Особенностью процесса информатизации общества является наличие совершенной технической составляющей и степенью технической готовности общества. Совершенствование и развитие технологической базы телекоммуникаций необходимо сформировать эффективную систему регулирования инвестиционной деятельности, которая обеспечила бы стабильное, планомерное привлечение инвестиционных ресурсов в необходимых объемах.

Важнейшей составляющей информатизации общества являются процессы коммуникации. Комплекс средств, обеспечивающий реализацию этой функции, называется электросвязью. Ее роль в условиях ускорения темпов научно-технического прогресса, усложнения межпроизводственных связей, повышения масштабов и значимости решаемых обществом социальных проблем, возрастает ежегодно и приобретает особое значение в подъеме экономики государства. Наиболее существенной и значимой составляющей электросвязи является сфера телекоммуникаций. Под телекоммуникациями, по нашему мнению, следует понимать комплекс технологических и технических средств, обеспечивающих процессы двусторонней передачи, обработки и распределения информации. Уровень техники и технологии определяют темпы развития сферы телекоммуникаций и заслуживают особого внимания, поскольку они определяют успешность и эффективность внедрения и развития в России основ рыночных отношений в экономике страны и в обществе в целом.

2. Основной задачей отрасли связи является создание и совершенствование эффективной системы распространения информации. Главная функция отрасли — предоставление всем отраслям и сферам общественного производства и населения услуги по сбору, обработке, передаче и доставке информации. Электросвязь, являясь подотраслью отрасли связи, объединяет в себя комплекс сетей (технологических систем), используемых для передачи различных видов информации. Их совокупность на территории Российской Федерации составляет Взаимоувязанную сеть связи России, основу которой составляет сеть связи общего пользования. В состав ВСС входят также сети связи ограниченного пользования, предназначенные, как правило, для удовлетворения нужд отдельных министерств и ведомств. Важной особенностью является то, что сети общего и ограниченного использования функционируют независимо друг от друга, но в рамках ВСС они могут взаимодействовать по вопросам использования свободных технологических ресурсов. В подотрасли электрической связи отдельно выделяется сфера телекоммуникаций, которая является наиболее весомой и объединяет в своем составе документальную связь, междугородную телефонную связь, местную (городскую и сельскую) телефонную связь. Сфера телекоммуникаций является специфической благодаря наличию отраслевых особенностей, определяющих необходимость государственного вмешательства в развитие сферы телекоммуникаций и их учета при разработке мер государственного регулирования инвестиционной деятельности в целях соблюдения единых требований к организации и правилам эксплуатации, обеспечения регулярного обновления технической и производственной базы. Тенденции развития телекоммуникационного рынка в России в целом соответствуют мировым тенденциям. Однако развитие наиболее значимых направлений деятельности сдерживается незавершенностью реформирования отрасли связи.

3. Одним из основных факторов, определяющих экономическое развитие страны, является активность инвестиционных процессов. От эффективности процессов расширенного воспроизводства капитала в прямой зависимости находится развитие производственного аппарата и инфраструктуры сферы телекоммуникаций. Характерным признаком инвестиций является наличие определенной цели, достижение которой осуществляется в результате проведения инвестиционного процесса. Инвестиционный процесс — это совокупность действий по разработке инвестором стратегии, принятию на ее основе инвестиционных решений, привлечению и размещению инвестиционных ресурсов, а также получению дохода на вложенный капитал.

Среди участников инвестиционного процесса особое место занимает государство. Оно может выступать посредником, например, в ходе инвестиционных конкурсов при продаже пакетов акций приватизированных предприятий, выступать в качестве вкладчика капитала, покупателя промышленной продукции, услуг связи и прочих элементов инфраструктуры. Кроме того, на рынке капиталов государство выполняет самую важную роль — функцию управления этим рынком. Применительно к российской отрасли связи, государство длительное время объединяло различные функции: регулятора рынка услуг, надзорного органа, обладало правами монопольного собственника, выступало гарантом социальной поддержки и т. д. Нерешенностью этих противоречий обусловлена длительность проведения реформы отрасли. Регулирование инвестиционной деятельности государство реализует посредством методов, представляющих собой официальные способы воздействия субъекта управления (государственных органов) на объекты управления (предприятия сектора телекоммуникаций). Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы можно подразделить на три блока: правовой, административный и экономический. Эффективное использование инвестиционных ресурсов требует комплексного применения всех методов государственного регулирования. Экономические методы регулирования инвестиционной деятельности более эффективно могут реализовываться лишь в сочетании и взаимодействии с методами административного воздействия, что является особенно актуальным в период реформирования отрасли.

4. В странах с развитой рыночной экономикой сектор телекоммуникаций рассматривается как важнейший фактор экономического развития, повышения конкурентоспособности производства. По мнению Независимой международной комиссии по развитию всемирной связи при Международном союзе электросвязи, программа экономического развития любой страны не может рассматриваться как сбалансированная и эффективная, пока в ней не будет уделено должного внимания роли средств связи в развитии национальной экономики и пока определенный приоритет не будет предоставлен развитию национальных систем связи. Для России проблема ускоренного развития как традиционных, так и новых видов связи (телефакса и телетекста, сотовой телефонной связи и др.) приобретает особо важное значение не только как средство создания технической базы, но и важнейшего фактора повышения эффективности общественного производства и решения социальных задач. Строя техническую и экономическую политику в области развития телекоммуникаций России, следует учитывать, что новые структуры: акционерные общества, концерны, ассоциации, биржи, банки и др., являющиеся важнейшими институтами рыночной экономики, предъявляют повышенные требования к количеству и качеству передаваемой информации.

Рассмотренные схемы реорганизации и функционирования сектора телекоммуникаций зарубежных стран во многом схожи со структурой и тенденциями развития отечественной отрасли связи. На основе этого можно предположить, что при реализации завершающего этапа реформирования отечественного сектора с успехом может быть использован, после определенной адаптации, уже существующий зарубежный опыт. Методы государственного стимулирования инвестиционной деятельности в сфере телекоммуникаций в экономически развитых странах являются составной частью инвестиционной политики развития инновационных процессов и базируются на их сложившемся стандартом наборе. На этапах развития, сопровождающихся кардинальным изменением хозяйственных связей, структуры и форм собственности, вмешательство государства в развитие сектора являлось достаточно существенным и, как правило, опиралось на контроль над распределением ресурсов (в основном финансовых).

5. Эффективность использования мер государственного регулирования инвестиционной деятельности зависит от степени достоверности оценки текущего состояния сектора телекоммуникаций и точности прогнозирования его дальнейшего развития. При этом важна не только качественная, но и количественная оценка абсолютных и относительных показателей. Прогнозирование параметров развития сектора телекоммуникаций на современном этапе представляет собой сложную задачу. Наиболее существенной проблемой является конвергенция технологий. В этом случае наиболее приемлемым, по нашему мнению, методом количественной оценки тенденций развития сферы телекоммуникаций является построение модели экономического роста. Результатом расчетов является агрегированная модель экономического роста — производственная функция, связывающая выпуск с факторами производства. Предварительный анализ статистических данных свидетельствует о возможности применения линейно-однородной производственной функции Кобба-Дугласа на рассматриваемом временном интервале. В ходе построения модели выявлено, что факторами, определяющими в первом приближении динамику доходов сферы телекоммуникаций (индекс физического объема ВВП), являются динамика численности занятых в отрасли связи и несмещенный индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отрасли связи. Сформированная модель позволила установить характер связи доходов с указанными факторами, определить их количественные значения, провести анализ получаемых выводов с целью выработки направлений и мер государственного регулирования сектора телекоммуникаций.

6. В результате расчетов получена оценка несмещенного индекса физического объема инвестиций в основной капитал по отрасли связи за период с 1991 г. по 2005 г., которая говорит о том, что спад инвестиционной активности в отрасли связи в период реформ был не столь заметным, как в других отраслях. Официальный индекс физического объема инвестиций в основной капитал сопоставим с альтернативной оценкой, однако является более «контрастным». Для предварительного анализа применимости производственной функции были построены графики временной зависимости динамики индексов У, I, Ь и темпов роста У, I, Ь. Это позволило выделить три временных интервала, качественно характеризующих инвестиционные процессы в сфере телекоммуникаций. Расчет параметров модели выбранного вида может быть произведен только с использованием статистических и расчетных данных за период с 1999 по 2005 год, так как характер изменения индексов Г, / и Ь на данном временном интервале не противоречит гипотезе замещения и динамика рядов может быть описана совместной линейно-однородной производственной функцией. На основе полученных промежуточных результатов методом корреляционно-регрессионного анализа построена производственная функция ¥-=0,98е° 041 ?1 Ь09 на временном интервале с 1995 по 2005 год. Расчет коэффициента множественной детерминации Я подтверждает обоснованность использования регрессионной модели. Оценка показателя степени параметра I невелика. Это означает, что на этапе доминирования тенденций роста удельные инвестиции должны расти опережающими темпами по сравнению с производительностью труда. Именно это в целом и имело место на протяжении всего рассматриваемого периода. В этих условиях требуется опережающий рост инвестиций.

7. Прогноз потребности в инвестиционных ресурсах до 2010 года показывает, что при сохранении существующих темпов роста объемы капитальных вложений в 2010 году превысят 14 млрд. долларов США. При этом суммарный объем инвестиций должен составить около 75 млрд. долларов США. Таким образом, потребности отрасли связи в инвестициях более чем в два раза превышают запланированный показатель. Необходимо отметить, что расчетная потребность в инвестициях определена исходя из существующих тенденций в отрасли. В результате этого будет обеспечено ежегодное увеличение доходов сферы телекоммуникаций и увеличение ее доли в ВВП в среднем на 0,2%. Однако, для достижения в краткосрочном периоде текущего уровня экономически развитых стран темпы роста должны быть увеличены в 2−2,5 раза.

Для обеспечения опережающих темпов роста приведенная оценка потребности в инвестициях является минимально допустимой. Ускоренное развитие экономики России напрямую зависит от интенсификации инвестиционной активности в сфере телекоммуникаций. Источниками финансирования в первую очередь являются валовые сбережения. Статистические данные свидетельствуют о недостатке доверия отечественных предпринимателей к собственной стране, а также об отсутствии эффективного механизма трансформации сбережений в инвестиции. Требуется поддержка и развитие инвестиционной привлекательности отрасли для того, чтобы операторы и провайдеры услуг смогли получить доступ к рынкам капиталов в России и других странах для финансирования модернизации и расширения российских телекоммуникаций.

8. Для успешного завершения реорганизации отрасли связи необходима доработка существующей программы реформирования или разработка новой комплексной целевой программы создания и регулирования телекоммуникационного рынка. Она должна учитывать тенденции развития телекоммуникаций, а также определять принципы функционирования и государственного регулирования отечественной сферы телекоммуникаций (включая вопросы технического и административного регулирования).

В результате должна быть разработана, с использованием зарубежного опыта реформирования и регулирования рынка, современная отечественная модель развития сферы телекоммуникаций, и на ее основе сформирован эффективно функционирующий рынок телекоммуникационных услуг.

Сочетание существующего зарубежного опыта с учетом текущей практической ситуации, технического и технологического развития сектора в России, обеспечит условия для формирования успешной отечественной модели развития и повышения инвестиционной привлекательности российского сектора телекоммуникаций.

Важнейшим источником средств на капитальные вложения должно стать прямое финансирование инвестиционных инновационных проектов. В связи с этим должна быть пересмотрена отечественная практика используемых механизмов государственного финансирования. Бюджетная политика должна строиться на принципах проектного финансирования инвестиционной деятельности для поддержки конкретных проектов.

Привлечение частных капиталовложений возможно при наличии достаточно высокой нормы прибыли, что должно быть обеспечено проведением налоговой политики, наиболее действенными инструментами которой для предприятий сферы телекоммуникаций является предоставление налоговых каникул, отсрочка уплаты налога и инвестиционная налоговая скидка.

Важной функцией государства является создание механизма привлечения кредитных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе. Проводимая денежно-кредитная политика правительства позволила снизить темпы инфляции до приемлемого уровня, однако взрывного роста инвестиционной активности не произошло. Для достижения цели необходима селективная государственная кредитная политика стимулирования развития перспективных направлений, состоящая в предоставлении льготных долгосрочных кредитов.

В качестве эффективного потенциального источника кредитных ресурсов для инвестирования могут рассматриваться сбережений населения, которые являются одним из основных источников для инвестирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
  2. Постановление Правительства РФ от 13.04.2006 № 213 «О правительственной комиссии по федеральной связи»
  3. Постановление Правительства РФ от 26.06.2004 № 311 (ред. от 26.02.2006) «Об утверждении положения о Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 32 «Об утверждении правил оказания услуг связи по передаче данных»
  5. Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 № 310 (ред. от 29.12.2005) «Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи»
  6. Постановление Правительства РФ от 21.04.2005 № 242 (ред. от 24.10.2005) «Об утверждении правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи»
  7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 320 (ред. от 23.04.2005) «Об утверждении положения о федеральном агентстве связи»
  8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 318 (ред. от 23.04.2005) «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере связи»
  9. Постановление Правительства РФ № 1297 от 25 ноября 1994 г.
  10. Постановление Правительства РФ № 742 от 24 июля 1995 г.
  11. Указ Президента РФ № 1989 от 10 октября 1994 года «Об особенностях государственного управления сетью электросвязи общего пользования Российской Федерации»
  12. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  13. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 25.06.1999)
  14. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (принят ГД ФС РФ 24.06.1999)
  15. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»
  16. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации.
  17. В.К., Цвиркун А. Д. Анализ инвестиций и бизнес-план. Методы и инструментальные средства. М.: Ось-89,2002. — 288 с.
  18. Алан Маркус, Алекс Кейн, Зви Боди Принципы инвестиций. Издание 4.-Вильяме, 2002.-984 с.
  19. Аналитический обзор: состояния и тенденций развития телекоммуникационного рынка
  20. Ю.П. Управление инвестиционной активностью М.: Омега -2002.
  21. В. Руководство по российскому рынку капитала. М.: Альпина, 2001.-288с.
  22. И. В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций. М.: Гардарики, 2006. — 304 с.
  23. А.И., Швандар В. А. Управление инвестиционными проектами. М.: ЮНИТИ — 2001.
  24. А. В., Чуб Б. А. Инвестиционная стратегия корпорации на региональном уровне. М.: Наука и экономика, — 1998,132 с.
  25. B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: Экзамен, 2000. — С.24
  26. B.C., Бузулуков С. Н., Дрогобыцкий И. Н., Щепетова С. Е. Инвестиционный потенциал Российской экономики. М.: Экзамен, 2003.-е. 320
  27. С.А., Глазьев С. Ю. Эффективность государственного управления, М. 1998, АО „Консалтбанкир“
  28. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозорования./Пер. с англ. М.: Academia, 1999.
  29. И.Ю., Эскиндаров М. А. Капитал финансово-промышленных корпоративных структур: теория и практика. М.:ИНФРА-М, 2001. -400с.
  30. В.А., Воскобойников И. Б. Динамика основных фондов и инвестиций в российской переходной экономике. М.: ИЭПП, — 2006, 65 с.
  31. Большой толковый словарь русского языка. Под редакцией Д. Н. Ушакова. М. Астрель, ACT, 2004. — 1280 с.
  32. В. В. Инвестиционный менеджмент. — СПб: Питер, 2000. — 160 с
  33. А. Россия в мировом инвестиционном процессе// Вопросы экономики. 2004. — № 1. — С.77.
  34. М. Пионеры информационного века. История развития теории связи. -М.: Техносфера, 2006 г. 376 с.
  35. Варакин JL, Коротков А., Зао X. 25 лет инфокоммуникационной революции. Том 5. М.: Международная академия связи MAC, 2006 г. -264 с.
  36. Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973, с. 20.
  37. Вестник связи International № 4/2003 стр.10−17
  38. Вестник телекоммуникаций. Еженедельный информационно-аналитический бюллетень. М. 7(178) 18 апреля 2005 г. ООО „Гротек“. С. 10.
  39. Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
  40. И.Г. Слияния и поглощения компаний.//Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1. — с. 27 — 48.
  41. А., Гаврилова О. Налоговые инструменты восстановления инвестиций в реальный сектор экономики //Управление инвестиционной и инновационной деятельностью. М.-1999.-№ 6.
  42. Е.Е. Экономический рост и долгосрочная стратегия развития России / Российская экономика: опыт трансформации 1990-х годов и перспективы развития. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. С. 55 78.
  43. А.С. Регулирование инвестиционной деятельности на национальном уровне. М.: Анкил, 2001.
  44. Е. А. Экономика связи. М.: ИРИАС, 2006 г. — 488 с.
  45. Н., Зуева Е., Сафонова JL Современные стратегии управления деятельностью предприятий связи. Модульная программа. Модуль 1 Новосибирск: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2001 г. — 210 с.
  46. В.А. Лизинг. М.: Информцентр XXI века, 2005. — с. 943
  47. А. Ю. Стандарты и технологии управления сетями связи. М.: Эко-Трендз, 2003 г. — 288 с.
  48. Г. Р. Очерки информационной технологии. М., 1993, с. 19−20.
  49. В.К. Инвестиционные ресурсы. М.: Экзамен — 2002.
  50. К. Государственное регулирование частных инвестиций// Экономист. 1999. — № 5. — С .44
  51. А. Управление инвестициями. Диверсификация портфеля, риск и слежение за рынком. М.: Интернет-трейдинг, 2005. — 271 с.
  52. Дамодаран Асват. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс — 2004
  53. А. Материалы международной конференции „Экономический рост: после коммунизма“ 20−21 марта 2002 г., Москва Научные труды ИЭПП» № 40
  54. А.И. Инвестиции. Учебное пособие. М.: Экзамен — 2004.
  55. Я. Системный анализ государственного управления инвестиционной сферой// Инвестиции в России. 2003.-№ 7. — С. 16.
  56. К. Введение в эконометрику. М.: ИНФРА-М, 1997. — 402 с.
  57. С., Радыгин А. Инвестиционное поведение российских предприятий. М.: Институт экономики переходного периода-2003.
  58. П. Задачи менеджмента в XXI веке. Учебное пособие./Пер.с англ. М.- СПб- Киев.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
  59. Д.А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики. М.: Финансы и статистика — 2003.
  60. Е.Ф. Инвестиционные институты. М.: ЮНИТИ — 1998.
  61. И.В., Власова В. М., Крылов Э. И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика — 2003.
  62. A.B., Иванов А. Б., Постников С. Д. и др. Контроль качества в телекоммуникациях и связи: Обслуживание, качество услуг, бизнес-управление: Ч. 2 (под общ.ред. Иванова А.Б.). М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001 г. -336 с.
  63. Г. И. Инвестиции. Сущность, виды, механизмы функционирования. Ростов-на-Дону: Феникс — 2002.
  64. Г. И. Инвестиционный менеджмент. М.: Феникс — 2001.
  65. А. Г., Никонова Я. И. Инвестиции. Источники и методы финансирования. М.: Омега-JI, 2006. — 256 с.
  66. С.Н. Макроэкономика: Учебник М.: Дело, 2002. -472с.
  67. Jl. JI. Инвестиции. М.: Юристь, 2005. — 478 с.
  68. Н.В. Инвестиции: организация, управление и финансирование.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.-С.20.
  69. Н. В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование. Учебник. М.: Юнити-Дана, 2005. — 448 с.
  70. М.С., Тихонов А. Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М.: Альпина Паблишер, 2002. — 287с.
  71. A.M. и др. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности организации. Учебное пособие. М.: КноРус, 2005. -232с.
  72. Инвестиции в России. 2005: Стат.сб./Росстат.-М., 2005. 287с.
  73. Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства. / Сборник статей под редакцией В.A. May, О. В. Кузнецовой М.: Институт экономики переходного периода — 2001.
  74. С.М. Прямые зарубежные инвестиции. Микроэкономический анализ эффектов благосостояния. М.: Экономическая школа — 2002.
  75. М. Информационная эпоха: экономика, наука и культура/Пер. с англ. Под ред. О. И. Шкаратана. М. ГУ ВШЭ, 2000.
  76. Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.-c.117.
  77. В.В., Иванов В. В., Лялин В. А. Инвестиции. М.: Проспект -2005.
  78. Н.В. Финансы предприятий. / Учебник. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. — С. 165.
  79. В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. М.: Финансы и статистика — 2001.
  80. Комсомольская правда. 2004. — 16 августа. — С.5.
  81. .Т. Управление инвестициями. М.: Благовест-В — 2004.
  82. . Т. Инвестиции. М.: Юнити-Дана, 2006. — 680 с.
  83. P.A. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2004.-288с.
  84. Н.И., Подшиваленко Г. П., Макарова М. В. Инвестиции. Учебное пособие. М.: КноРус, 2006 — 200с.
  85. С.А. Макроэкономическое стратегическое планирование: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. — 348с.
  86. Н.Л. Основы управления инвестициями: Учебник. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 480с.
  87. Н.Л. Инвестиции. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 448 с.
  88. H.H., Маренков Н. Л. Управление инвестициями российского предпринимательства. М.: Едиториал УРСС, 2001. -224 с.
  89. Л.М. Инфокомный менеджмент: теоретико-методологические и методические аспекты управления организациями в информационно-коммуникационной среде. М.: ИТЦ «Мобильные коммуникации», 2004. — 260 с.
  90. П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений. М., 1971. — С.27.
  91. Я.С. Организация и финансирование инвестиций. -М.:Инфра-М, 2002.
  92. A.M. Развитие экономики стран Восточной Азии и инвестиционная модель региона России. М.: Наука, 2004 — 316 с.
  93. В.В. Инвестиционный менеджмент. М.: Академический проект-2002.
  94. А. С. Инвестиции. М.: Дашков и Ко, 2006. — 372 стр.
  95. Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П. С. Гуревича. М.:Прогресс, 1986.
  96. Е., Финанс 2005 — № 19, 23−29 мая — С.46.
  97. Е.Р. Инвестиции. Курс лекций. М.: Омега-JI, 2003. — 192с.
  98. ЮО.Пинчукова Е. Ю., Омников Е. А. Основы инвестирования. / Учебноепособие. Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. -М. 1998
  99. Ю1.Подшиваленко Г. П., Киселева Н. В. Инвестиционная деятельность -М.: КноРус, 2005.
  100. В. П., Семенов В. П. Организация и финансирование инвестиций. СПб: Питер — 2001.
  101. Правовая поддержка иностранных инвестиций. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.-208 с.
  102. Ю5.Радыгин А. Д., Мальгинов Г. Н. Государственная собственность в российских корпорациях: проблемы эффективности управления и задачи государственного регулирования. Институт экономики переходного периода. Москва, Март 2001, www.iet.ru.
  103. Юб.Радыгин А., Эитов Р., Шмелева Н. Проблемы слияний и поглощений в корпоративном секторе. М.: ИЭПП, 2002.
  104. Ю7.Разроев Э. Инфокоммуникационый бизнес управление, технологии, маркетинг. СПб.: Профессия, 2003. -352с.
  105. А.И. Философия компьютерной революции. МЛ991, с.32−33.
  106. П., Нордхаус В. Экономика. 2 т. — М., 1993. — 421.
  107. С.Г. Методы маркетинговых исследований. Учебное пособие. СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 64.
  108. Связь в России. 2003: Стат.сб./Госкомстат России.-М., 2003. 134с.
  109. A.C. Макроэкономика. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005. — 464 с.
  110. И.В. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2002.
  111. С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход М.: Дело и Сервис, 2002 — 288 с.
  112. В. Экономика России в 2003 году: итоги обнадеживающих преобразований// Общество и эк номика. 2004. — № 2. — С.46.
  113. Слияния и поглощения № 5−6 2003г. стр. 107.
  114. А. Исследование о природе и причинах богатства народов-М.:1962.-С.286.
  115. С.А., Лившиц В. Н., Виленский П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. Учебно-практическое пособие. -М.: Дело, 2001.
  116. Современные телекоммуникации. Технологии и экономика. Под общей редакцией С. А. Довгого М.: Эко-Трендз, 2003. — 320 с.
  117. Современный экономический словарь. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е.Б.
  118. A.B., Андрианов В. И. Альтернатива сотовой связи: транкинговые системы. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. — 448 с.
  119. И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи М.: Союз, 1999. — 228 с.
  120. Справочник директора предприятия/Под.ред. М. Г. Лапусты. ИздЗ-е, испр. И доп. М.: ИНФРА-М, 1999. — С.
  121. Е. С. Инвестиционная политика государства. М.: / ЭКО. -1998- № 1 С. 29.
  122. Л.С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003. — 650 с.
  123. Л. К. Комментарий к Федеральному закону «О связи» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005 г. — 224 с.
  124. Э. Третья волна Москва: ООО «Издательство АСТ», 2002. -776
  125. Уильям Дж. О'Нил Преуспевающий инвестор: что нужно знать, чтобы инвестировать с прибылью и избегать больших убытков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 211с.
  126. А. Информатизация партии: необходимость концепции и принципы ее разработки // Кадры партии, 1990, № 2, с. 71.
  127. Н.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации. М.: Пресс-Сервис, 1998. — С.272.
  128. В.А. Инвестиционные стратегии. М.: ЮНИТИ — 2002.
  129. Чуб Б. А. Оценка инвестиционного потенциала субъектов российской экономики на мезоуровне. Под ред. д. э. н. Бандурина В. В. М.: Буквица-2001 -227 с.
  130. У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции/Пер. с англ. -М.:ИНФРА, 1997.-XII.-c.151.
  131. Д. А. Организация и финансирование инвестиций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 272 с.
  132. К. Работы по теории информации и кибернетике. М. 1963.
  133. В.В. Управление инвестициями: в 2-х т. М.: Высшая школа, 1998−416с.
  134. Е.В., Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели в управлении: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000 — 440 с.
  135. Экономика предприятия: Пер. с нем. М.: ИНФРА-М, 1999 — 928 с.
  136. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник. Под ред. Иванова Ю. Н. М.: ИНФРА-М, 2001 — 480 с.
  137. Эндрю Добсон. Долг и инвестиции для субъектов российской федерации. М.: Институт экономики переходного периода — 2000.
  138. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы государственных финансов. М.: Наука, 1995.-С.10.
  139. К. П. Инвестиции. СПб.: Питер, 2006. 224 с.
  140. Porat М. Global implications of information Society. J. Community, 1978, Winter, p.76.
Заполнить форму текущей работой