Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео: На материале уроков французского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор видео как одного из средств массовой коммуникации (СМК) обусловлен тем, что «видеобум», обрушившийся на подростков, породил множество психолого-педагогических проблем. Важнейшей из них является проблема «параллельной школы», состоящая в том, что роль формального образования меняется в связи с популяризацией видео. Подросток находится в социокультурном пространстве, где одним из наиболее… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео на уроках французского языка как проблема исследования
    • 1. 1. Проблема медиа-образования в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Видео как одно из средств массовой коммуникации и его возможности в медиа-образовании школьников на уроках французского языка
    • 1. 3. Возможности восприятия школьниками-подростками иноязычных видеоматериалов
  • ГЛАВА 2. Конструирование процесса формирования медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео на уроках французского языка
    • 2. 1. Состояние практики общеобразовательной школы в формировании медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео на уроках иностранного языка
    • 2. 2. Содержание и ход опытно-экспериментальной работы со школьниками-подростками на уроках французского языка
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео: На материале уроков французского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы формирования медиа-коммуникативной образованности школьника-подростка средствами видео на уроке иностранного языка обусловлена рядом факторов: развитием сферы информационного производстваусилением интеграции национальных массово-коммуникативных сетей в транснациональные и, как следствие, обострением интереса к овладению иностранными языкамивозрастанием внимания социальных групп и отдельных индивидов к циркуляции видеоинформацииинтеграцией российской и зарубежной культурразветвлением связей человека с человеком, народа с народом, т. е. развитием процессов социальной коммуникации, причем все более значимым становится умение общаться, осуществляя смысловое взаимодействие как на уровне межличностном, непосредственном, так и на уровне «медиатизированном», опосредованном техническими устройствамипредпринимаемыми попытками адаптировать ранее созданные модели обучения иностранному языку к современным развивающимся информационным условиям.

Выбор видео как одного из средств массовой коммуникации (СМК) обусловлен тем, что «видеобум», обрушившийся на подростков, породил множество психолого-педагогических проблем. Важнейшей из них является проблема «параллельной школы», состоящая в том, что роль формального образования меняется в связи с популяризацией видео. Подросток находится в социокультурном пространстве, где одним из наиболее значимых компонентов, оказывающих влияние на его развитие, образование и формирование, выступают экранные СМК, к которым относится и видео. Совершенно очевидно, что видео является средством освоения подростком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах) — средством развития личности подростка (её эмоциональной сферы, интеллекта, эстетического сознания (восприятия, вкуса), самостоятельного, индивидуального творческого мышления). Причем, тенденция, отмеченная в последнее время зарубежными социологами, о вытеснении в развитых странах видео Интернетом, в России еще долго не заработает. Неуклонно снижающийся материальный уровень жизни основной массы российского населения оставляет видео монополистом на рынке СМК и главным средством формирования общественного сознания. По данным многочисленных анкет, опросов, бесед с учащимися, родителями, учителями (нами было охвачено опросом две тысячи респондентов) у подростков самым популярным является видео.

Таким образом, необходимо расширить содержание общего среднего образования, ввести в него новые компоненты, связанные с видео.

Исходя из конкретных условий развития инфоноосферы и осмысления характерной особенности массовой коммуникации как разновидности межгруппового общения, осознания того, что между массовой коммуникацией и межличностным общением существует множество промежуточных форм, мы пришли к выводу, что предмет «Иностранный язык» дает огромные возможности развития медиа-коммуникативной образованности подростка средствами и на материале СМК.

Изучение состояния практики учебного процесса в современных отечественных учреждениях среднего образования показывает, что видео как самый популярный у подростков вид СМК игнорируетсяотсутствует целенаправленное педагогическое руководство в области видео в целях формирования медиа-коммуникативной образованностиучителя, организаторы воспитательного процесса оказались неподготовленными к видеобумунет системы использования видео на уроке иностранного языка.

Разрозненные педагогические действия по использованию видео чаще всего не достигают ни целей обучения иностранному языку, ни целей медиа-образования. В школах не всегда изучаются причины, в силу которых подростки нередко лишены ясных нравственно-эстетических ориентировограничивают свои художественные интересы произведениями массовой культуры развлекательных жанровне могут дать оценку фильму как произведению искусства, рассматривают фильм или телепередачу только на уровне бытовой оценки.

Анализ многоаспектной литературы по теме показывает, что проблема медиа-образования на материале экранных искусств волновала отечественных педагогов уже в 1907 г. В трудах того периода прослеживается стремление последовательно управлять интересами, потребностями учащихся в области экранных искусств, эстетически воспитывать зрителя.

Проблемы психологии восприятия фильмов учащимися, вопросы методики использования фильма в учебных занятиях в 20−30-х г. г. рассматривались в работах A.M. Гельмонта, Н. И. Жинкина, Н. Ф. Познанского и др. В 60-х. годах исследования А.С. Карасик-Строевой, С. И. Архангельского, Б. Х. Толля, О. А. Баранова и др. обращают внимание на особенности педагогического руководства в области экранных искусств, как составной части общей системы педагогического воздействия, как части работы по эстетическому воспитанию, как средство эмоционального, гармоничного развития личности школьника. В других публикациях отмечается, что образование в области экранных искусств имеет конкретные цели: приобщение к киноискусству, освоение его языковых особенностей, введение в эстетику кино, развитие киномышления, формирование ценностного отношения к кино, организация художественного опыта (Р.Г. Рабинович, И. Н. Гращенкова, С. М. Одинцова и др.). Решение данных задач, по мнению ученых, практиков, активизирует процесс социализации личности школьника. Появляются работы Д. И. Полторак, Л. П. Прессмана, А. А. Степанова и др., посвященные использованию телевидения в учебно-воспитательном процессе школы. Вопросам кино как форме аудиовизуального мышления, проблемам целостного восприятия, анализа художественной структуры фильма, оценке авторской концепции посвятили свои исследования ученые этого периода И. В. Вайсфельд, С. Гинзбург и др. Интерес для нашего исследования представляют появившиеся в эти годы в отечественной печати переводы зарубежных исследователей — Р. Арнхейма, А. Монтегю и др.

Теоретико-методологическое обоснование различных направлений в области экранных искусств в 70−80-х. годах представили в диссертационных трудах Ю. И. Божков, И. С. Левшина, J1.H. Трофимова и др. Их заслуга состоит в том, что они одни из первых стали утверждать, что анализ визуальной информации и развитие восприятия должны быть подчинены задачам совершенствования критического отношения к экранным искусствам, воспитания способности самостоятельной оценки фильма.

Педагогическое наследие прошлого является той базой, на которой строятся современные исследования.

На данном этапе развития науки внимание к теории медиа-образования не ослабевает. Медиатизация образования, развитие критического мышления учащихся по отношению к «медиатекстам», транслируемым через различные средства массовой информации (СМИ) — определение общей стратегии учебно-воспитательного процесса в условиях формирования мировой информационной структурывыработка кибернетико-педагогического стиля мышления, требуемого от учителя в информационном обществеинтегрирование новой методологии информационного обучения в традиционные методики преподаванияосвоение понятий «медиа-коммуникативные способности», «коммуникативная личность», «информационная культура» и «информационная картина мира» находится в центре научных интересов не только педагогов (Н.В. Гутовой, J1.C. Зазнобиной и др.), но и философов (J1.B. Крапивской, Т. В. Воробьевой и др.), социологов (В.П. Конецкой и др.), психологов (Б.Ф. Ломова, К. Н. Дудкина и др.), социолингвистов (Г.М. Андревой и др.). Вместе с тем, в изученной литературе не встретилось работ, раскрывающих проблему формирования медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео в процессе изучения иностранного языка.

Ценные сведения в результате анализа зарубежного опыта мы находим в трудах А. Н. Литвиновой, Н. П. Петровой, Е. Я. Куликовой. Проведенный вышеназванными авторами анализ опыта различных стран позволяет судить о широте подхода, о степени важности для той или иной страны средств информации, о поиске решения задач формирования зрительской, читательской и т. д. культуры подрастающего поколения. Ученые Великобритании, Франции, Швейцарии, Финляндии предлагают различные варианты медиа-образования: изучение школьниками механизмов восприятия СМК, анализ визуального кодирования самими учащимися, развитие у школьников понимания особенностей функционирования СМК и пр. Данные исследования стали ориентиром для конструирования процесса формирования медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео при изучении курса «Французский и медиа-образование» .

Среди педагогических исследований особую значимость для нас имеют работы ученых, в которых рассмотрены цели медиа-образования в аспекте использования экранно-звуковых средств обучения в учебно-воспитательном процессе, разработаны программы, методики, модели образования учащихся на материале экранных искусств (И.С. Левшина, Д. И. Полторак, Г. А. Поличко и др.).

Важным для изучения проблемы явились работы Е. Д. Божович, А. С. Белкина, И. С. Кона и др., в трудах которых дается систематическое изложение основных психологических проблем школьников, определяется место переходного возраста в структуре жизненного пути, соотношение возрастных и индивидуальных особенностей, диалектика постоянства и изменчивости личностных черт.

Проблемы организации процесса обучения иноязычному общению исследовались в ряде диссертационных работ последних лет, в которых рассматривались общие и частные вопросы обучения речевому общению с использованием экранных материалов (В.Д. Аракин, Г. Г. Жоглина, В. Л. Прокофьева, И. А. Щербакова и др.). Названные работы вносят значительный вклад в решение проблемы в целом, однако имеется ряд её аспектов, которые требуют дополнительного научного изучения и решения.

В нашем исследовании мы опирались на ведущие идеи педагогов, которые занимались проблемами формирования личности школьника (З.И. Васильева, А. И. Дулов, И. П. Подласый, Т. А. Стефановская, И. Ф. Харламов, М. И. Шилова и др.) — на работы Ю. Н. Усова и его последователей, которые разрабатывали различные аспекты кинообразования школьников. Многие выводы и идеи данных ученых выступают как исходные теоретические положения в нашем исследовании.

Проведенный анализ научной литературы, сопоставленный с данными педагогической практики, позволяет заключить, что в исследовании проблем медиа-образования и применения экранных СМК в процессе изучения иностранного языка сделано немало, однако решены они ещё далеко не полностью: до настоящего времени не определена сущность понятия медиа-образования, не разведены понятия СМК, СМИне разработана методика формирования медиа-коммуникативной образованности подростка на материале видео в процессе изучения иностранного языкане определены условия эффективности её формирования, методы и приемы этой работы, отвечающие возрастным особенностям школьников-подростковне разработана методика выявления сформиро-ванности медиа-коммуникативной образованностине дано обоснование понятий коммуникации, общения, медиакоммуникативного общения как взаимосвязанных, но различающихся видов человеческой деятельности и др. При этом следует уточнить, что вышеупомянутые исследования проводились в иных социокультурных условиях, не связанных ни с практически свободным рынком кинопродукции, ни с кабельным телевидением, ни с активной работой досуго-во-компьютерных центров. Налицо объективно существующие противоречия: между поступательным характером развития общества и статичностью методов организации педагогического процессамежду вовлечением подростков в процесс потребления массово-коммуникационной видеопродукцией и отсутствием целенаправленного педагогического руководства в области видеомежду реально существующей необходимостью научного подхода к обновлению педагогического процесса по иностранному языку в условиях видеореволюции и отсутствием разработанной модели системы использования видеоматериалов как компонента медиа-образования в процессе изучения иностранного языка. Поиск путей разрешения данных противоречий, требующий разработки научно обоснованной технологии медиа-образования школьников-подростков средствами видео на уроках французского языка, предусматривающей обеспечение единства педагогических влияний на развитие всех компонентов медиа-коммуникативной образованности (операционного, интеллектуально-содержательного, мотивационного), составляет проблему нашего исследования.

Недостаточная теоретическая разработанность вопроса и практическая потребность определили выбор темы нашего исследования: «Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка)» .

Объектом исследования является педагогический процесс в общеобразовательной школе.

Предметом исследования выступает процесс формирования медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео на уроках французского языка.

Цель исследования: выявление условий и конструирование процесса формирования медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео при изучении курса «Французский и медиа-образование» .

Гипотеза. Формирование медиа-коммуникативной образованности, представляющей собой сложное структурное образование, являющееся результатом медиа-образования средствами видео, будет эффективно на уроках французского языка при условии:

— если содержание учебного предмета «Французский язык» наполнено медиа-коммуникативным материалом и сконструировано в интегрированный курс «Французский и медиа-образование» ;

— если видео используется и как средство обучения французскому языку, и как средство медиа-образования;

— если каждый учащийся включается в специально организованную деятельность по самовыражению средствами видео, на основе выявленного в ходе диагностических актов уровня его медиа-коммуникативной образованности.

Сформулированные цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Раскрыть сущность медиа-образования и видео как его компонента.

2. Выявить сущность и критерии медиа-коммуникативной образованности и обозначить комплекс методик по её изучению.

3. Определить возможности формирования медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео в процессе обучения с учётом возрастных и индивидуально-типологических особенностей данного возраста.

4. Разработать и апробировать технологию медиа-образования школьников-подростков средствами видео при изучении интегрированного курса «Французский и медиа-образование» .

Теоретико-методологическую основу исследования составляют личност-но-деятельностный и системный подходы, идеи современной науки о природе воздействия СМК на сознание и поведение человека, формах и специфике человеческого мышления в процессе массовой коммуникации, о социальном характере развития всесторонней личности, о роли и месте медиа-образования в программе французского языка. Исследование опирается на важнейшие теоретические выводы известных специалистов в области средств обучения (JI.C. За-знобина, Е. С. Полат, Л. П. Прессман и др.), существующие подходы к психологии восприятия (Р. Арнхейм, JI.C. Выготский, Б. Ф. Ломов и др.), специфики СМИ и концепции медиа-образования (Э. Бевор, Дж. Гибсон, К. Норденстренг и др.) — труды по теории и истории кино (И. Вайсфельд, Э. М. Ефимов, С. М. Эйзенштейн и др.) — работы по созданию целостной системы кинообразования школьников (Ю.Н. Усов и др.).

Методы исследования:

— изучение и анализ научной литературы по психологии, педагогике, лингвистике, психолингвистике, методике обучения иностранным языкам, медиа-образованию подростков;

— научное осмысление личного педагогического опыта в школе в течение четырнадцати лет в качестве учителя французского языка и классного руководителя;

— анкетирование преподавателей и учителей, студентов ИГЛУ — недавних выпускников общеобразовательных учреждений, учащихся общеобразовательных школ;

— беседы с учащимися и их родителями с целью выявления вкусов, привычек, предпочтений учащихся в восприятии видео;

— опытно-экспериментальная работа в течение 1991;1999 гг. в школе N66, Гимназии N1, экспериментальной школе N44 г. Иркутска, областном Дворце Детского и Юношеского Творчества (ДДиЮТ).

Решение поставленных задач по проверке выдвинутой гипотезы осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе исследования (1991;1993 гг.) изучалась философская, социологическая, психологическая, педагогическая, методическая литература по теме исследования. Выделялись основные направления исследования. Разрабатывались рабочая гипотеза, документация для опытно-экспериментальной работы. Проводилось пилотажное исследование по изучению уровня сформиро-ванности медиа-коммуникативной образованности учащихся в четырех школах Иркутской области. Разрабатывались диагностика сформированное&tradeмедиа-коммуникативной образованности подростка, структура и содержание системы уроков, программы спецкурсов, факультативов, различных форм внеклассной работы в целях медиа-образования подростковметодика медиа-образования подростков в процессе изучения французского языка.

На втором этапе исследования (1993;1997 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, содержание которой было направлено на реализацию системы использования видео как компонента медиа-образования школьников-подростков в процессе изучения французского языка. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Гимназии N1, экспериментальной школы N44, областного ДДиЮТ с учащимися 6−9-х классов (всего 146 подростков). Из них: 6 класс -31,7 класс — 30, 8 класс — 42, 9 класс — 43. Массовому изучению подвергались подростки средних школ N66, 32 г. Иркутска, общеобразовательных школ станции Половина Иркутской области, г. Хилок, поселка Шерловая Гора Борзинского р-на Чит. области. Всего в эксперименте приняли участие 1625 учеников. В ходе исследования было проведено анкетирование 82 учителей иностранного языка, 130 классных руководителей, 40 организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Изучался опыт «нестандартно работающих» учителей, проанализированы тематические, перспективные, поурочные планы по иностранному языку в 6−9 классах.

На третьем этапе исследования (1997;1999 гг.) обрабатывались, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, оформлялся текст диссертационного исследования. На зщдиту выносятся следующие положения:

— возможность формирования медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков при изучении курса «Французский и медиа-образование» ;

— компонентный состав «медиа-коммуникативной образованности» ;

— технология медиа-образования школьников-подростков средствами видео при изучении интегрированного курса «Французский и медиа-образование» ;

— условия эффективности формирования медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео на уроках французского языка.

Научная новизна.

1. Для современного этапа развития школы поставлена актуальная проблема формирования медиа-коммуникативной образованности школьниковподростков средствами видео. Введены в научный оборот новые понятия, обозначенные терминами «медиа-коммуникативная образованность», «медиатизированное иноязычное общение», откорректировано понятие «медиа-образование» .

2. Разработаны критерии и методики выявления сформированности медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков.

3. Разработана технология медиа-образования школьников-подростков средствами видео при изучении курса «Французский и медиа-образование» .

4. Раскрыты дидактические возможности формирования медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео в процессе обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся среднего школьного возраста.

5. Выявлены педагогические условия, при которых процесс формирования медиа-коммуникативной образованности средствами видео на уроках французского языка происходит наиболее эффективно.

Практическая значимость проведенного исследования. Разработана программа интегрированного курса «Французский и медиа-образование» .

Разработаны конкретные методические алгоритмы проведения уроков и методический комплекс к ним, включающий медиа-образовательный словарьфактологические и теоретические блоки знаний по теметексты, отражающие историю возникновения и развития кино, телевидения и видеозаписидидактический материалпромышленные (студийные) видеозаписи, видеозаписи оригинальных телепрограмм франкоговорящих стран, самодельные (школьные) видеозаписисистема упражнений, серии заданий направленные на реализацию задач медиа-образованияролевые игры, деловая играметодические рекомендации по организации аудиовизуального тренинга, практики видеосъемки, практики работы в глобальных интерактивных телекоммуникационных сетях.

Созданы научно обоснованные рекомендации в адрес педагогов, классных руководителей, учителей иностранного языка по формированию медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков.

Разработаны конкретные методические приемы, знакомящие школьников-подростков с искусством видеоэкрана, его спецификой и выразительными средствами, развивающие и совершенствующие восприятие иноязычного видеофильма.

Достоверность результатов настоящего исследования обусловлена методологическим и теоретическим анализом, совокупностью методов, адекватных предмету, целям и задачам исследованияшироким использованием разнообразных источников о медиа-образовании школьников, об обучении иностранным языкам с использованием экранных средств в нашей стране и за рубежомопытно-экспериментальной работой в образовательных учреждениях: общеобразовательных школах, экспериментальной школе, гимназии и ДДиЮТ, показавшей правомерность положений разработанной гипотезыположительными результатами опытно-экспериментальной работыположительными отзывами организаторов воспитательного процесса образовательных учреждений.

Апробация результатов исследования осуществлялась на ежегодных годичных собраниях Иркутской межвузовской лаборатории проблем педагогического образования (1996, 1997, 1998 гг.) — в научно-теоретическом семинаре «Проблемы вузовской педагогики» (ИГЛУ, 1996;1998 гг.) — на съезде работников образования Иркутской области (Иркутск, 1997 г.) — на Российско-Британском семинаре «Медиа-образование школьников» (Москва, октябрь 1995 г.) — на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка г. Иркутска и Иркутской областив реальном учебном процессе в ИГЛУ: на семинарских, практических занятиях, на занятиях спецкурсаа также личной работы автора в качестве учителя французского языка в школе N66, Гимназии N1, экспериментальной школе N44, областном ДДиЮТ. Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на педагогических советах, методобъединениях, заседаниях кафедр педагогики и лингводидактики ИГЛУ. Основные положения диссертации отражены в 6 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Результаты исследования позволили сформулировать конкретные рекомендации:

1. Целесообразно включить в учебный план педагогических институтов, университетов серию спецкурсов по проблемам медиа-образования: «Технология медиа-образования школьников-подростков средствами видео в процессе изучения традиционных предметов», «Проблемы медиа-образования школьников средствами видео в процессе изучения учебных дисциплин», «Проблемы медиа-образования школьников средстами видео в отечественной и зарубежной педагогике», «Методика проведения факультатива для школьников по основам средств массовой коммуникации» .

2. Целесообразно включить специальные семинары, учебные курсы на базе институтов повышения квалификации работников образования для профессиональной подготовки и переподготовки учителей средних общеобразовательных учебных заведений для осуществления медиа-образования со школьниками-подростками.

3. Организаторам воспитательного процесса ввести медиа-образование в воспи-тательну работу с учащимися.

Проведенное исследование — лишь один из подходов в разработке этой перспективной теоретической и практической проблемы. Дальнейшего изучения требуют такие вопросы: система самообразования, переподготовки учителя иностранного языка к медиа-образованию школьников на материале видео, телекоммуникационных проектов и т. д.- своеобразие формирования медиакоммуникативной образованности у учащихся других возрастных группвыявление возрастных критериев медиа-коммуникативной образованностипоиск путей преемственности в медиа-образовании школьников-подростков на материале всех СМК и ряд других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе исследования осуществлена разработка актуальной проблемы формирования медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка). Введены в научный оборот новые понятия, обозначенные терминами «медиа-коммуникативная образованность», «медиатизированное иноязычное общение», откорректировано понятие «медиа-образование» .

Подтверждена выдвинутая гипотеза, согласно которой формирование медиа-коммуникативной образованности, представляющей собой сложное структурное образование, являющееся результатом медиа-образования средствами видео, будет эффективно на уроках французского языка при условии:

• если содержание учебного предмета «Французский язык» наполнено медиа-коммуникативным материалом и сконструировано в интегрированный курс «Французский и медиа-образование» ;

• если видео используется и как средство обучения французскому языку, и как средство медиа-образования;

• если каждый учащийся включается в специально организованную деятельность по самовыражению средствами видео, на основе выявленного в ходе диагностических актов уровня его медиа-коммуникативной образованности.

Проведенное исследование, подтвердив исходную гипотезу, позволило сделать следующие выводы.

1. Современная социокультурная ситуация (возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникаций, развитие средств мультимедиа, широкое вовлечение подростков в процесс потребления массово-коммуникативной продукции, усиление роли видео в социализации личности подростка и т. д.) свидетельствует об острой необходимости расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с медиа-образованием.

2. Анализ теории и практики использования СМК в педагогическом процессе позволил определить сущность, природу, определить ключевые и базовые категории «медиа-образования» как педагогического явления. Под термином «медиа-образование» мы понимаем управляемый учителем процесс развития, образования и формирования личности на базе использования СМК.

3. По сравнению с другими исследованиями, в данной диссертации цель медиа-образования рассматривается как медиа-коммуникативная образованность, характеризующаяся совокупностью систематизированных знаний, сформированностью умений у учащихся в сфере «медиатизированной» коммуникации и избирательностью «потребления» видеопродукции. Отсюда в процессе рассмотрения сущности медиа-образования появилась возможность выделения состава и структурных компонентов медиа-коммуникативной образованности: операционного, интеллектуально-содержательного, мотивационного.

4. Проведенное исследование подтвердило, что педагогически целесообразно осуществлять медиа-образование средствами видео именно с учащимися исследуемого возраста, когда у них актуализируется интерес к «видеоширпотребу», и процесс потребления видеопродукции выходит из-под контроля родителей и педагогов.

5. Выделение общих и конкретных показателей сформированности медиа-коммуникативной образованности дало возможность прийти к заключению, что наиболее оптимально формирует все компоненты медиа-коммуникативной образованности в их совокупности урок французского языка, построенный с учетом разработанной нами технологии и в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями учащихся исследуемого возраста.

6. Авторская технология медиа-образования подростков на уроках французского языка предусматривает совокупность взаимосвязанных действий, ведущих к образованию и совершенствованию компонентов процесса образования, функционирующих как нечто единое, целостное, создающее ритм во влияниях на учащихся с целью формирования медиа-коммуникативной образованности учащихся: теоретико-методологической основой такой организации является личностно-деятельностный и системный подходы.

7. Критериями действенности разработанной нами технологии являются: медиа-коммуникативные знания и уменияизбирательность при потреблении медиаинформации. Разработанные диагностические методики выявления сформированности медиа-коммуникативной образованности доказывают эффективность разработанной технологии медиа-образования школьников-подростков средствами видео при изучении интегрированного курса «Французский и медиа-образование».

8. Процесс формирования медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео при изучении курса «Французский и медиа-образование» происходит наиболее эффективно, если соблюдается определенная последовательность влияний на сознание, чувства, поведение школьников. Чаще всего в нашем исследовании эта последовательность осуществлялась в следующей парадигме: формирование медиа-коммуникативных знанийиспользование видео как средства обучения французскому языку и медиа-образования учащихсяорганизация самовыражения учащихся средствами видео.

9. В ходе опытно-экспериментальной работы было выяснено, что медиаобразование в курсе французского языка будет эффективным только при выполнении следующих условий:

• Специальная медиаориентированная педагогическая и методическая подготовка учителей иностранного языка и организаторов воспитательной работы (классных руководителей, кураторов и т. д.), родительского коллектива, что способствует не только повышению профессиональной культуры у педагогов, уровня педагогического просвещения у родителей, но и служит средством единения педагогического коллектива, с одной стороныпедагогического коллектива и родительского коллектива — с другой.

• Постоянное изучение изменений, происходящих у подростков в области предпочтений видеофильмовизменений уровня медиа-коммуникативных умений подростковсостояния уровня сформированности навыков и умений в иностранном языке в результате организации специальным образом уроков и внеклассной деятельности по иностранному языку.

• Весь образовательный материал, каждая его доза несет на себе дифференцированную функциональную нагрузку как по собственно содержанию медиаобразовательного материала, так и по видам речевой деятельности и функции на каждом конкретном занятии. Видеоматериал должен способствовать не только медиа-образованию, но и формированию компонентов речевых навыков и умений.

• Научение различным видам речевой деятельности (в частности аудированию и устной речи) и формирование медиа-коммуникативных умений должны осуществляться в единстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.М. Некоторые психологические особенности отражения и проблемы киностилистики: Методологические проблемы психологии творчества: Дис. канд. психол. наук. — М., 1976. — 198 с.
  2. .А. Педагогическое значение увлекательности фильма: Сб. науч. тр.: Учебный фильм / Отв. ред. В. Л. Жемчужный. М.: Искусство, 1961. — С. 78−99.
  3. .А. Образная система научного кино и ее средства выразительности. М.: Изд-во ВГИК, 1988. — 73 с.
  4. Г. Б. Пресса в школе // Перспективы. Вопросы образования. 1984. -№ 2.-С. 63−67.
  5. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 219 с.
  6. И.В. Кинематографическое решение как средство повышения педагогической эффективности учебного фильма: Дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 197 с.
  7. М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма / Вступ. статья Р. Юренева. М.: Искусство, 1980. — 423 с.
  8. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Ин-т общеобразоват. школы Российской Академии образования, 1994. — 228 с.
  9. В.Д. Типы учебных кинофильмов по иностранным языкам для средней школы // Иностр. яз. в шк. 1984. — № 2. — с. 74.
  10. Т.И. Художественные кинофильмы как учебный материал (Методика работы с кинофильмом на занятиях по речевой практике): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 16 с.
  11. И.А. Развитие устной диалогической речи на основе озвученных диафильмов на 1 курсе неязыкового вуза: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1973. -218 с.
  12. Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент: Сб. переводов. Ч. 3. Душанбе, 1973. — С. 6−32.
  13. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
  14. В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969.-279 с.
  15. С.И. Учебное кино. М., 1959. — 264 с.
  16. Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 119 с.
  17. JI.M., Бондаренко Е. А., Усов Ю. Н. Основы аудиовизуальной культуры. Программа учебных занятий для 1−2 классов средней общеобразовательной школы. М.: Изд-во НИИ ХВ АПН СССР, АДК СССР, 1991. — 62 с.
  18. JI.M. и др. Использование телевидения в учебно-воспитательном процессе / J1.M. Баженова, B.C. Собкин, Г. Ю. Франко, А. В. Шариков. М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1978. — 52 с.
  19. К. Медиа-образование в Соединенном Королевстве // Материалы Российско-Британского семинара по медиа-образованию (2−8 октября 1995 г.). -М., 1995.-20 с.
  20. В.А. Динамика зрительного восприятия. М.: Наука, 1990. -240 с.
  21. О.А. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1968. — 21 с.
  22. О.А. Кино во внеклассной работе школы. М.: СК СССР, 1980. -46с.
  23. О.А. Педагогическая интерпретация массовой информации как условие совершенствования профессиональной деятельности молодого учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. JI., 1981. — 21 с.
  24. И.Н. Лингводидактическое обоснование применения внутризамкнутой системы телевидения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1981. — 21 с.
  25. Э. Юные, медиа и медиаобразование // Средства коммуникации и личность ребенка. М., 1994. — с. 28−35.
  26. А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса- Уральский гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1992.
  27. Часть 1. 1992. — 73 с. Часть 2. — 1992. — 85 с.
  28. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
  29. . Изучение средств массовой информации в Швейцарии // Перспективы. Вопросы образования. 1984. — № 2. — С. 79−91.
  30. А. На уроке художественный фильм. — М.: Союз кинематографистов СССР, 1971.-51 с.
  31. JI.B. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие // Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С. 96−104.
  32. А.А. Пути развития советской учебной кинематографии. Сб. ст.: Учебный фильм / Сост. B.JI. Жемчужный. М.: Искусство, 1961. — с. 29−38.
  33. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
  34. Ю.И. Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема: Дис.. канд. пед. наук. М., 1983. — 141 с.
  35. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979. 38 с.
  36. Е.А. Диалог с экраном. М.: Педагогика, 1994. — 205 с.
  37. В.Ю. Видео: Техника. Досуг. Культура. М.: Профиздат, 1990. — 208 с.
  38. В.Ю. Средства массовой коммуникации: идеологические и культурно-коммуникативные аспекты. М.: Изд-во АН СССР, 1985. — 272 с.
  39. В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.
  40. Дж. У. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция // Перспективы. 1983. — № 1. — С. 39−48.
  41. А.А. К теории коммуникативного взаимодействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 32−49.
  42. А.А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 165−183.
  43. А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  44. Буй Тхи Бик Нгок. Использование видеоматериалов при обучении говорению на русском языке в условиях вьетнамского вуза (начальный этап): Дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 138 с.
  45. А.В. Психологические особенности восприятия движущихся объектов школьниками 1−9 классов: (на материале киноизображений учебных фильмов): Дис. канд. пед. наук. М., 1969. — 262 с.
  46. X. Как монтировать любительский фильм. М.: Искусство, 1971.-80 с.
  47. И.В. Искусство в движении / Вступ. статья В. Б. Шкловского. М.: Искусство, 1981 — 240 с.
  48. И.В. Кино в педагогическом процессе. М.: Изд-во ВБПК, 1982. -11с.
  49. З.И. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление. JI.: ЛГПИ, 1988. — 101 с.
  50. Васильева 3. «Массовая культура» кино и ее воздействие на зрителя. // Вопросы истории и теории кино. Вып. XII / Ред. А. П. Чинарова. М.: Изд-во ВГИК, 1976.-С. 161−168.
  51. Вейцман Евг. Очерки философии кино. М.: Искусство, 1978, — 232 с.
  52. Н.Ю., Андреева В. А. Исследование перестройки уровней глазодвигательной системы в процессах восприятия / Психология восприятия. М.: Наука, 1989. — С. 70−74.
  53. Я.В., Прессман Л. П., Качалова З. П. О некоторых направлениях изучения и применения технических средств обучения во Франции // Сов. педагогика. 1974. — № 7 — С. 126−133.
  54. Г. Я. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами телевидения и радио: Дис. канд. пед. наук. М., 1985. — 205 с.
  55. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи: Сборник научных трудов. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 116 с.
  56. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -1973.-288 с.
  57. Т.В. Художественное восприятие как форма общения: Дис. .канд. филос. наук. Л., 1983. — 185 с.
  58. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956. -519 с.
  59. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  60. С.М. Телевидение в контексте коммуникативного генезиса: Автореф. дис. .канд. искусств. М., 1990. — 17 с.
  61. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.-С. 236−277.
  62. A.M. Изучение детского кинозрителя. М.: Роскино, 1933. -64 с.
  63. A.M. Школьные учебные фильмы и педагогические требования к ним // Учебный фильм: Сб. науч. тр. / Сост. В. Л. Жемчужный. М.: Искусство, 1961.-С. 143−156.
  64. A.M., Полторак Д. И. Телевидение в школьном образовании. М.: АПН РСФСР, 1963. — 134 с.
  65. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.-462 с.
  66. С.С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974. — 264 с.
  67. Ю.Б. Движения человеческого глаза. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 255 с.
  68. В.Ф. Механизмы опознавания зрительных образов. M.-JI.: Наука, 1985.-203 с.
  69. В.Ф. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. — 246 с.
  70. Т.Г. Учебные фильмы на иностранных языках // Преподавание иностранных языков в университете: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1965, т. 1, с. 88.
  71. И.А. Речевые ситуации как основа учебного сюжетного художественного видеофильма (коррекция и развитие навыков устного общения на начальном этапе обучения иностранцев русскому языку): Дис.. канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 1994.
  72. H.JI. Учебный фильм: функция, содержание и форма. М., 1978. -168 с.
  73. P.M. Восприятие и модель памяти. Л.: Наука, 1974. — 361 с.
  74. И.Н. Кино как средство эстетического воспитания: Учебное пособие для студентов. М.: Высшая школа, 1986. — 224 с.
  75. Е. Восхождение к герою: Экран и молодежь: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  76. Н.В. Использование кино как комплексного средства воспитания школьников: Дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 178 с.
  77. А. От аудиовизуальной документации к медиаобразованию // Средства коммуникации и личность ребенка. М., 1994. — С. 40−44.
  78. Дал А. Г. Изучение средств массовой коммуникации в школе // Перспективы. Вопросы образования. 1984. — № 2. — С. 43−49.
  79. Дидактические основы применения экранно-звуковых средств в школе / Под ред. Л. П. Прессмана. М.: Педагогика, 1987. — 67 с.
  80. Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980. -224 с.
  81. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии / Отв. ред. И. Т. Левыкин. М.: Наука, 1984. -268 с.
  82. М.И. Использование кинокольцовок при обучении иностранным языкам на начальном этапе в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: МГПИ им. М. Тореза, 1972. 16 с.
  83. К.Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы. Л.: Наука, 1985. — 208 с.
  84. А. И Основы нравственного воспитания в процессе обучения. Красноярск, 1975. — 67 с.
  85. В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  86. М.И. Кино и массы /Проблемы социокультурного воздействия/. -М.: Знание, 1987. 64 с.
  87. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 159 с.
  88. Н.И. Интеллект, язык и речь. М.: Просвещение. — 1972. — С. 10.
  89. Г. Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видео документов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1998.- 17 с.
  90. Л.С. Медиаобразование в современной росийской школе // Магистр. -1995.-№ 1. С. 17−29.
  91. Л.С., Петрова Н. П. Медиаобразование идеи и перспективы // Педагогическая информатика. 1994. — № 3. — С. 21−26.
  92. Е. Тушинский эксперимент: Киновоспитание в младших классах // Кино детям. — N 15 (350). — М.: Союзформкино, 1981. — С. 46−55.
  93. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  94. Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Наукова думка, 1981.-115 с.
  95. С.М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 21 с.
  96. Иванова-Цыганова В. И. Особенности учебных кинофильмов по иностранным языкам как источников информации и их использование для обсуждения устной речи в языковом вузе. М.: 1971. — 32 с.
  97. Иванова-Цыганова В. И. Некоторые приемы обучения устной речи на основе монтажных форм кинодиалога. Сб. ст.: Обучение иностранным языкам в высшей школе / Отв. редактор М. К. Бородулина, Н. Я. Гез. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1972. — N 6. — С. 86−92.
  98. Р. Н. Изобразительные ресурсы экрана. М.: Искусство, 1973. — 175 с.
  99. Р.Н. Телевизионный фильм и кинофильм по телевидению. М.: Изд-во ВГИК, 1978.-50 с.
  100. И.И. Синтетическое изучение искусств и звуковое кино. JI.: Изд-во Гос. музык. научно-исслед. института, 1937.-412с.
  101. Использование кино и диапозитивов на уроках и во внеклассной работе в 5−10 классах школы / Ред. Арнаутова Г. Я. М.: Учпедгиз, 1952. — 448 с.
  102. Использование средств массовой информации и наглядной пропаганды в преподавании общественных дисциплин в средней школе: Методические рекомендации / Под ред. Д. И. Полторака. М.: НИИ СОиУК АПН СССР, 1989. -113 с.
  103. JI.Р. Кино в эстетическом и нравственном воспитании детей. Кино и подросток: Размышления публициста. М.: Просвещение, 1978. — 172 с., ил.
  104. Карасик-Строева А.С. Художественно-педагогический анализ кинофильмов с учащимися 5−6 классов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1966. — 205 с.
  105. К.Б. Применение технических средств в обучении иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1971. -112 с.
  106. Т.К. Возможности учебных кинофильмов при обучении коммуникативной деятельности (На материале обучения иностранных студентов): Дис.. канд. пед. наук. М., 1974.
  107. Ф.М. Реализация воспитательного потенциала кино средствами культурно-просветительной работы с учащейся молодежью: Автореф. дис. .канд. пед наук. Л., 1987. — 21 с.
  108. Д.В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. — 80 с.
  109. Кон. И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1987.-366 с.
  110. В.П. Социология коммуникации. Учебник. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. — 304 с.
  111. B.C. Генезис и особенности духовного общения через средства массовой информации: Дис.. д-ра филос. наук. -М., 1976. 380 с.
  112. Н.И. Роль средств массовой коммуникации в формировании исторического сознания взрослых (социально-педагогический аспект): Дис. .канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1994. — 201 с.
  113. И. Зрительское и профессионально-критическое восприятие фильма: Автореф. дис.. канд. искусств. Л., 1990. — 16 с.
  114. В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М., 1988. — 157 с.
  115. А.П. Трудный возраст. М.: Прсвещение, 1966. — 160 с.
  116. JI.В. Эстетическое восприятие и проблема формирования художественного образа: На материале телевидения: Дис.. канд. философ, наук. -М., 1971.-144 с.
  117. Е.П. Психологическое воздействие искусства на детей школьного возраста: Автореф. дис.. д-ра псих. наук. М., 1990. — 28 с.
  118. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Прсвещение, 1965.-316 с.
  119. Н.В. Слово в фильме. М.: Искусство, 1964.
  120. В.В. А если в семье телевизор. и дети? М.: Знание, 1973. -96 с.
  121. В.М. Дидактические основы вузовского учебного телевидения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Киев, 1982. — 48 с.
  122. В.М. Учебное телевидение. М.: Высшая школа, 1990. — 184 с.
  123. И.А. Кинематограф как средство массовой коммуникации: Дис. .канд. искусствоведения. Л., 1986. — 204 с.
  124. Е.Я. Использование видеозаписи в школах Великобритании // Сов. педагогика. 1985. — N 7. — С. 126−129.
  125. Ла Бордери Р. Образование в области средств массовой информации во Франции // Перспективы. Вопросы образования. 1988. — № 1. — С. 77−86.
  126. Е.С. О художественном единстве фильма. М.: Искусство, 1977. -120 с.
  127. И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1975. — 18 с.
  128. И.С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989. — 176 с.
  129. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. -211 с.
  130. А.А. Психология восприятия кино / Аудиовизуальные и технические средства в обучении. М.: МГУ, 1975. — С. 42−58.
  131. А.А. Психология восприятия и восприятие речи // Иностр. яз. в шк. 1975. -№ 1.-С. 22−30.
  132. Л.И. Зрительное пространственное восприятие / Под ред. В. Д. Глезера. Л.: Наука, 1978. — 174 с.
  133. А.И. Методологические проблемы воздействия средств массовой информации и пропаганды на личность: Дис.. канд. филос. наук. М., 1976. -222 с.
  134. А.Н. Проблемы использования современных технических средств в педагогике и школе Франции: Дис.. канд. пед. наук. М., 1991. -344 с.
  135. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 448 с.
  136. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991.-295 с.
  137. А.Р. Проблемы и факты нейролингвистики / Теория речевой деятельности. М., 1968. — С. 208.
  138. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.
  139. Л.А. Видео на уроках иностранного языка // Специалист. 1993. -№Ю.-С. 29−30.
  140. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 240 с.
  141. Л. Обучение языку средств массовой информации: теория и практика // Перспективы. Вопросы образования. 1984. — N 2. — С. 37−48.
  142. .С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Предисл. Б. Кедрова. М.: Искусство, 1985.-318 с.
  143. Методические рекомендации по использованию видеотелевизионной техники в учебно-воспитательном процессе образовательной школы / Сост. В. Ф. Шилов. М.: Изд-во Минпрос. РСФСР, 1985. — 78 с.
  144. С., Норденстренг К. Финляндия: планы и проблемы // Перспективы. Вопросы образования. 1984. — № 2. — С. 69−77.
  145. О.Э. Использование кинофильмов при обучении иностранным языкам на специальных факультетах педагогических институтов. М., 1983. -91 с.
  146. В.А. Художественное воспитание старших школьников средствами телевидения во внеклассной работе: Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1979.- 19 с.
  147. А. Мир фильма. М.: Искусство, 1969. — 277 с.
  148. X. Использовать видеотехнику, чтобы понять телевидение // Средства коммуникации и личность ребенка. М., 1994. — С. 68−73.
  149. О.Ф. Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике. М.: Искусство, 1990. — 119 с.
  150. JI., Пятницкая Н. Внешкольная киноработа с детьми и подростками. M.-JI.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931. — 87 с.
  151. Ю.А. Природа и функции эстетического в учебном кинофильме. -М., 1978. 170 с.
  152. С.М. Анализ фильма как один из факторов совершенствования профессиональной подготовки студентов филологов педагогических институтов: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1981. — 199 с.
  153. М.И. Дидактические основы использования учебных кинофильмов на начальном этапе обучения второму языку: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Алма-Ата, 1973. 16 с.
  154. С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1987. — 175 с.
  155. Н.П. Разработка образовательной технологии «компьютерная анимация как средство медиаобразования»: Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. — 213 с.
  156. Н.П. Компьютерная анимация как средство медиаобразования: результаты экспериментов // Информатика. 1995. — № 10. — С. 7.
  157. А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979. — 287 с.
  158. И.Б. Учебное телевидение и проблема создания телеситуаций. -Минск: Вышейшая школа, 1974. 168 с.
  159. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  160. Н.Ф. Школьное кино. Саратов, 1929. — 62 с.
  161. Е.С. Методика использования средств обучения иностранному языку в языковой лаборатории профтехучилища. М., 1988. — 158 с.
  162. В.Л. Исследование эффективности методов построения и применения учебных фильмов для активизации познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. -21 с.
  163. Г. А. Программа курса «Введение в кинопедагогику. Основы кинематографической грамотности / Для высших учебных заведений /. М.: Изд-во АДК СССР, 1990.-23 с.
  164. Л.П. Основы методики применения технических средств обучения: Экран.-звуковые средства. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  165. Проблемы социологии и психологии чтения / Н. М. Сикорский, О.С. Чу-барьян, Н. Е. Добрынина и др. — Ред. сост. Э. Г. Храстецкий. — М.: Книга, 1975, -196 с.
  166. B.JI. Методика создания учебных фильмов для формирования коммуникативной мотивации при обучении иноязычному общению: Дис.. канд. пед. наук. Липецк, 1991. — 213 с.
  167. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  168. В.И. Кинорежиссер и киноматериал // Собр. соч.: В 3 т. М., 1974. Т. 1.-440 с.
  169. Э. Подготовка юных телезрителей во Франции // Перспективы. Вопросы образования. 1984. — N 2. — С. 91−100.
  170. Р.Г. Киноискусство в художественном воспитании старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1966. — 16 с.
  171. В.И. Совершенствование деятельности учителя на уроке с применением экранно-звуковых пособий: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1983. — 16 с.
  172. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. — 224 с.
  173. Г. Этот простой и сложный язык кино: Беседы о выразительных средствах экранного искусства. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1981. -176 с.
  174. Г. А. Исследование факторов, влияющих на эффективность урока иностранного языка на среднем этапе: Дис.. канд. пед. наук. М., 1993. -182 с.
  175. И.И. Из опыта использования видеозаписи в зарубежной школе (на примере ФРГ) / Эфирное учебное телевидение и видеозапись в школе и вузе. М.: Пед. общество РСФСР, 1982.- 128 с.
  176. B.C., Писарский П. С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников / РАО Республиканский Центр Социологии Образования. -М., 1992. — 79 с.
  177. Содержание, формы и методы медиа-образования в СССР: Аннотированный библиографический указатель / Сост. А. В. Шариков, Т. В. Строганова. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. — 91 с.
  178. С.В. О формировании элементов эстетического восприятия (на материале киноискусства): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971. -13 с.
  179. Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международного семинара, проходившего 16−17 июля 1993 г. в Звенигороде. / Под общей редакцией А. В. Шарикова. М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1995. -166 с.
  180. А.А. Психологические основы применения телевидения в обучении: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. JI., 1973. — 33 с.
  181. Т.А. Система и методика преподавания педагогических дисциплин в вузе. Учеб. пособие. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1992. — 384 с.
  182. Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. М. Изд-во «Совершенство», 1998. — 368 с.
  183. Т.А. Технология обучения педагогике в вузе. Методическое пособие. Иркутск, 1999. — 270 с.
  184. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе в школе / Под ред. Полат Е. С. М.: Российская Академия образования, 1993. — 57 с.
  185. Телекоммуникации в образовании / Под ред. Полат Е. С. М., 1993. — 83 с.
  186. В.В. Использование страноведческих диафильмов на практических занятиях по иностранному языку. Метод, разработка. Алма-Ата, 1982. -56 с.
  187. В.А. Влияние формы аудиовизуальной информации на усвоение учебного материала: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 188 с.
  188. .Х. Основные вопросы построения учебного фильма/ Учебный фильм. М.: Искусство, 1961. — С. 48−67.
  189. JI.H. Использование видеозаписи во внеклассной воспитательной работе (в условиях школьного технического центра): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1985. — 17 с.
  190. . Проблемы медиаобразования в Дании // Специалист. 1993. — N 5. -С.23−24.I
  191. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 279 с.
  192. Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1988. — 362 с.
  193. Ю.Н. В мире экранных искусств: Кн. для старшеклассников: По результатам работы мастерской киноведов-педагогов сред, школы-кинолицея N 1057 г. Москвы. М.: SvR-Apryc, 1995. — 224 с.
  194. Ю.Н. Медиа-образование в России (на материале экранных искусств) // Материалы Российско-Британского семинара по медиа-образованию (2−8 октября 1995 г.). М., 1995. — 17 с.
  195. А.В. Видеоспор: кино видео — молодежь. — Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1990. — 75 с.
  196. Л.В. Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео): Дис.. д-ра пед. наук. М., 1993. — 379 с.
  197. И.Ф. Как активизировать учение школьников: дидактические очерки. Минск: Народная асвета, 1975.- 208 с.
  198. Г. И. Организация познавательной деятельности школьников при использовании кинофильмов на уроках: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971.-22с.
  199. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  200. А.В. Медиа-образование: мировой и отечественный опыт. М.: НИИ СО и УК АПН СССР, 1990. — 64 с.
  201. А.В. Концепция медиа-образования 2 ступени средней общеобразовательной школы. М.: НИИ СО и УК АПН СССР, 1991. — 23 с.
  202. А.В. Экспериментальные программы медиа-образования: Для ст. кл. шк. гуманит. ориентации. М., 1991.
  203. Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М.: Педагогика, 1973. — 272 с.
  204. Э.Н. Интегрированные учебные программы и обучение иностранному языку // Иностр. яз. в школе. 1990. — № 1. — С. 8−13.
  205. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. — 216 с.
  206. М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск: Изд-во КГПУ, 196 с.
  207. И.А. Кино в обучении иностранным языкам. Минск: Вышей-шая школа, 1984. — 94 с.
  208. С.М. Избранные произведения: в 6-ти томах. М.: Искусство, 1964.
  209. Р. Чудесное окно: Краткая история мирового кино: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1983. — 287 с., ил.
  210. Н.Н. Формирование эстетических оценок у подростков средствами киноискусства: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1988. — 193 с.
  211. Е.Н. Концепция развития учебно-материальной базы школьной медиатеки / НИИ средств обучения и учеб. книги АПН СССР. М.: НИИСС и УК АПН СССР, 1990. — 19 с.
  212. Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М.: ЮНПРЕСС, 1998. — 216 с.
  213. Ely D. P. The two worlds of today’s leaners.// Prospects.- 1980. Vol.X., N 1.
  214. Initiation des lyceens au monde contemporain en particulier par Г utilisation de la presse et des autres media. Paris. INRDP, 1976. — 121 p.
  215. Lazar Judith Ecole, communication, television.- Paris.:Press Univ. de France, 1985.- 188 p.
  216. Media education. Paris: UNESCO, 1984. — 93p.
  217. Pierre Eveline, Chaquiboff J., Chapelain B. Les nouveaux telespectateurs de 9 a 18 ans. Entretiens et analyses. Paris.: La documentation francaise, 1982. 224 p.
  218. Porcher L., Mariet Fr. Apprendre a devenir citoyen a 1 ecole. Paris.: Les editions ESF, 1978. — 123 p.
  219. Сравнительная таблица оснащенности среднестатистической семьи СМКопрошено 2000 респондентов, по состоянию на 1999 год)1. СМК Оснащенность в % %1. Телевизор 100%1. Видео 93, 8%1. Радио 99, 9%
  220. Периодическая печать для детей (детские журналы и газеты) 14,2%
  221. Периодическая печать для взрослых 38,7%
  222. Средства звукозаписи (магнитофон, музыкальный центр и т. д.) 78, 6%1. Компьютерные системы 2,3
Заполнить форму текущей работой