Особенности творческих способностей детей младшего школьного возраста
Анализ сказок и научно-фантастической литературы позволил выявить приемы конструирования фантастических идей. Анализ также показал, что работа творческого воображения имеет свои закономерности, которые могут быть использованы для преобразования обычных объектов, фактов и явлений в фантастические. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно… Читать ещё >
Особенности творческих способностей детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это, на воспитание творческой активности, без которой невозможно гармоничное развитие личности, должны быть направлены повседневные усилия педагогов .
Если вспомнить, что один из признаков творчества — это создание полезных комбинаций, то можно признать, что воображение, создающее эти комбинации является основой творческого процесса. Воображение является творческим актом благодаря его связи с мышлением. Воображение и мышление взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга в познавательных актах.
Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач. Мышление в формировании образов воображения играет ведущую роль, так как отражает наиболее существенные, закономерные и общие связи действительности.
Типичные приемы мышления стали основой для создания методов активации поиска творческих решений.
Комбинирование как возможность систематизировать процесс перебора вариантов — суть метода «Морфологический анализ», разработанного в 30-е годы Ф. Цвикки. В основе метода — выбор важнейших характеристик будущего объекта и их систематизированный перебор. Новое сочетание этих характеристик позволяет получить новый объект или новое свойство.
Аналогизирование как осознанный поиск аналогий (под аналогией понимается установление сходного) ввел У. Гордон. В творческом процессе для активации мышления и управления им он предлагает использовать четыре вида аналогий:
прямая аналогия;
личная аналогия;
- — символическая аналогия:
- — фантастическая аналогия.
Итак, повышение управляемости творческим процессом происходит за счет детализации понятия «аналогия», для того чтобы охватить все поле поиска возможного нахождения аналогичных объектов. Подобная детализация придает методу достаточную инструментальность и позволяет использовать его в учебном процессе .
Приемы мышления являются тем логическим инструментарием, с помощью которого реализуются замыслы воображения. Особенно это выражено в фантастике — литературе о необычном, о том, чего не было, или чего нет, или чего пока нет.
Анализ сказок и научно-фантастической литературы позволил выявить приемы конструирования фантастических идей. Анализ также показал, что работа творческого воображения имеет свои закономерности, которые могут быть использованы для преобразования обычных объектов, фактов и явлений в фантастические.
С помощью этих приемов можно осознано и целенаправленно создавать фантастические образы. При этом используются мыслительные операции, аналогичные тем, которые применяются для создания новых технических объектов. Сходство этих операций позволяет говорить об общности механизмов творчества в разных сферах деятельности и о наличии логики воображения.
Способность оперировать образами и преобразовывать их при отсутствии полноты информации — именно эти особенности воображения дают основание многим авторам связывать развитие воображения с общим психическим развитием ребенка.
В настоящее время большое внимание уделяется разработке методов формирования воображения. В целом воображение, как психологический процесс, предполагает, во-первых, видение целого раньше частей и, во-вторых, перенос функций с одного предмета на другой, выделяя их мысленно. Такое умение вырабатывается только при условии способности детей объединять самые различные предметы и явления в единый смысловой сюжет.