Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование валеологической образованности школьников средствами физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опытно-экспериментальная работа в целом показала, что моделирование процесса формирования валеологической образованности, осуществляемого на основе реконструкции организационной структуры образования в сфере физической культуры и его дифференциации, содействует становлению аксиологического, информационного, физического и психического компонентов валеологической образованности школьников. Это… Читать ещё >

Содержание

  • Глава X. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. Теоретические предпосылки педагогической валеологии
    • 1. 2. Образование в сфере физической культуры как фактор формирования валеологической образованности школьников
    • 1. 3. Дидактические особенности физической культуры в формировании валеологической образованности школьников
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Динамика валеологической образованности школьников
    • 2. 2. Моделирование образования в сфере физической культуры как педагогическое условие формирования валеологической образованности школьников
    • 2. 3. Сформированность основных компонентов валеологической образованности школьников
  • Выводы по второй главе

Формирование валеологической образованности школьников средствами физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономическое преобразование современного общества порождает объективную потребность в сохранении и укреплении индивидуального здоровья подрастающего поколения, что в рамках обновляющейся системы школьного образования делает актуальной проблему формирования валеологической образованности школьников.

Одной из важнейших ценностей человеческой жизни является здоровье, оптимальное состояние которого достигается путем целенаправленных тренирующих воздействий на человека, предусматривающих его включенность в физкультурно-спортивную деятельность.

Устойчивая мотивация на физкультурно-спортивную деятельность, утверждение здорового образа жизни школьников рассматриваются сегодня как одно из приоритетных направлений гуманизации школьного образования. Значимость формирования валеологической образованности школьников в аспекте рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения и укрепления социальной, психической и физической составляющих здоровья. Физическая подготовленность, психологическая устойчивость и социальная адаптированность к отрицательным внешним факторам среды являются основными компонентами физической культуры личности и базисом для раскрытия ее потенциала.

Однако в сложившейся системе школьного физического воспитания не в полной мере задействованы основные механизмы, стимулирующие формирование валеологической образованности, особенно в части ее методологической и содержательной переориентации на образование в сфере физической культуры, в поле которой обеспечивается необходимая комплексность воздействий направленной физкультурноспортивной деятельностью на обучение, воспитание и развитие личности в социальном, физическом и психическом компонентах индивидуального здоровья.

Именно на этой основе необходимо прогнозировать эффективность формирования основных компонентов личностного новообразования — валеологической образованности школьников, являющейся существенной характеристикой их физической культуры, теоретической и практической основой сохранения и укрепления здоровья в последующие этапы онтогенеза.

Анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по данной проблеме, а также накопленный опыт работы образовательных учреждений подтверждает необходимость преодоления противоречий:

— между социальным запросом общества в сохранении и укреплении здоровья школьников и невозможностью обеспечения этого состояния в рамках традиционно сложившейся системы физического воспитания;

— между признанием физической культуры и физкультурно-спор-тивной деятельности одним из способов формирования валеологической образованности школьников и неразработанностью содержательного обеспечения образовательных программ в сфере физической культуры и педагогических условий их реализации;

— между необходимостью гуманизации школы, уроков физической культуры и обоснованием методических положений дифференцированного подхода в формировании валеологического образования школьников.

Это позволяет заключить, что современная и ряде случаев негативная практика жизни и деятельности требует уточнения и теоретико-методологического и содержательного обоснования особенностей образования в сфере физической культуры, опирающихся на его понимание как процесса, способа и необходимого условия становления комплекса способностей и потребностей личности школьников, отражающих уровень и степень овладения ими ценностями физической культуры, относящимися к их валеологической образованности.

В современной науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Вопросы развития философских, педагогических, медицинских идей о ценности здоровья и путях его сохранения и укрепления освещались в работах И. И. Брех-мана, Ю. П. Лисицына, В. А. Пономарчука, Н. А. Агаджаняна, JI. И. Лубышевой, В. П. Петленко, А. Г. Сухарева.

Образовательные аспекты педагогической валеологии представлены в исследованиях Л. Г. Татарниковой, Р. И. Айзмана, И. П. Абаска-ловой, А. Г. Щедриной, О. Л. Терещевой, Б. Н. Чумакова, В. М. Пусто-валова, В. В. Колбанова.

Вопросы формирования ценностных ориентаций учащихся на здоровье, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни освещались в работах М. Я. Виленского, А. В. Кирьяковой, Е. П. Литвинова, Э. Майнберга и др.

Проблемы, связанные с обоснованием системы адаптивных возможностей школьников направленным использованием физической культуры в физическом, психическом и социальном аспектах, активно разрабатывались Б. А. Ашмариным, Г. С. Селье, В. К. Бальсевичем, В. А. Запорожановым, С. Б. Тихвинским.

Решение задачи сохранения и укрепления здоровья школьников связано с изучением процесса образования в сфере физической культуры (В. М. Выдрин, С. С. Коровин, А. Я. Найн) — рассмотрением дидактических основ физкультурно-спортивной деятельности (М. М. Боген, А. А. Гужа-ловский, В. М. Зациорский, Л. П. Матвеев, В. П. Филин, Н. А. Фомин).

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование валеологической образованности школьников средствами физической культуры».

Объект исследования — процесс образования школьников 5 — 9 классов в сфере физической культуры.

Предмет исследования — валеологическая образованность школьников.

Цель исследования — выявить педагогические условия формирования валеологической образованности школьников.

Гипотеза исследования. Образование в сфере физической культуры будет способствовать эффективному формированию валеологической образованности школьников в том случае, если:

— дифференцировать процесс образования в сфере физической культуры и обеспечить его валеологическую направленность;

— научно обосновать структуру валеологической образованности и модель ее формирования;

— целенаправленно использовать внеклассные формы организации физкультурно-спортивной деятельности;

— разработать программно-содержательное обеспечение физкультурно-спортивной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования ставятся следующие задачи:

— обосновать теоретико-методологические предпосылки образования в сфере физической культуры в отношении формирования валеологической образованности;

— выявить структуру валеологической образованности школьников и модель ее формирования;

— разработать программно-содержательное обеспечение физкультурно-спортивной деятельности для становления валеологической образованности;

— выявить сформированность основных компонентов валеологической образованности школьников.

Методологическую основу исследования составляют деятельност-ный подход к изучению проблемы сохранения и укрепления здоровья, идеи системного и культурологического подходов, философско-педа-гогические основы формирования ценностных ориентаций личности.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, педагогический эксперимент, статистическая обработка материалов исследования.

Базой исследования служила общеобразовательная школа № 32 г. Оренбурга и научно-исследовательская лаборатория факультета физической культуры Оренбургского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось поэтапно в течение 1994 — 1998 гг.

На первом этапе (1994 — 1995 гг.) осуществлялись изучение, анализ и обобщение философской, психологической и педагогической литературы по изучаемой проблемеобосновывалась тема, определялись объект и предмет исследования, его цель и задачиразрабатывалась гипотеза. Была составлена программа и определена методы проведения исследования. Выявлялись особенности физкультурно-спортивной деятельности школьников, несущие оздоровительный эффектпроводилось анкетирование учителей физической культуры.

Второй этап (1995 — 1996 гг.) работы предполагал выявление особенностей реконструкции традиционного физического воспитания в направлении образования в сфере физической культурыразработку структуры валеологической образованности личности учащихсяопределение комплекса педагогических условий, апробацию и коррекцию программно-содержательного обеспечения функциональной модели формирования валеологической образованности школьников.

Третий этап (1996 — 1998 гг.) был посвящен формирующему педагогическому эксперименту, основа которого — выявление эффективности разработанной системы педагогических условий реконструкции процесса образования в сфере физической культуры с валеологической направленностью в становлении основных компонентов валеологической образованности личности школьников.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— впервые в рамках специального исследования физическая культура и соответствующая ей физкультурно-спортивная деятельность определены как факторы формирования валеологической образованности школьников и их индивидуального здоровья;

— выявлена структура валеологической образованности личности школьников, являющаяся основой для конструирования процесса образования в сфере физической культуры и подбора содержания физ-культурно-спортивной деятельности;

— разработана функциональная модель формирования валеологической образованности школьников;

— выявлен и научно обоснован комплекс педагогических условий формирования аксиологического, информационного, физического и психического компонентов валеологической образованности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке авторской образовательной программы «Физическое воспитание учащихся 5 — 9 классов с валеологической направленностью», в апробации комплекса педагогической условий, методических рекомендаций, обеспечивающих эффективность формирования валеологической образованности личности школьников как базовой составляющей их физической культуры и индивидуального здоровья. Определены уровни и показатели сформированности валеологической образованности, позволяющие более целенаправленно осуществлять подбор адаптированных форм организации, средств и методов физкультурно-спортивной деятельности в процессе образования в сфере физической культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Валеологическая образованность школьников является одним из основных показателей их физической культуры, эффективности образовательного процесса в сфере физической культуры и включает информационный, аксиологический, физический и психический компоненты.

2. Формирование основных компонентов валеологической образованности личности школьников обусловлено адаптированным программно-содержательным обеспечением физкультурно-спортивной деятельности, позволяющим комплексно воздействовать на физическую, психическую и социальную составляющие индивидуального здоровья.

3. Качество функциональной модели формирования валеологической образованности школьников определяется реализацией комплекса педагогических условий и оптимизацией образования в сфере физической культуры в направлении валеологизации процессов обучения, воспитания и развития личности.

4. Эффективность формирования валеологической образованности обуславливается внедрением внеклассных форм организации физкуль-турно-спортивной деятельности и ее дифференциацией.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается совокупностью методологических позиций исследования, анализом современных подходов к проблеме физической культуры и формирования валеологической образованностиорганизацией экспериментальной работы с применением комплекса современных и адекватных методовдлительным характером и практической апробацией выводов и рекомендаций исследования в работе по образованию школьников в сфере физической культуры и формированию валеологической образованности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: на заседаниях районных методических объединений учителей физической культуры г. Оренбургана Первом Уральском форуме «Наука, культура, образование на пороге III тысячелетия» (Челябинск, 1997) — на межвузовской научно-методической конференции «Технология образовательного процесса» (Оренбург, 1997) — в выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов Оренбургского государственного педагогического университета (1994— 1998) — на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта» (Челябинск, 1997) — на Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на пороге XXI века» (Оренбург, 1998).

Выводы по второй главе.

1. Проектирование процесса формирования валеологической образованности школьников обусловлено особенностями моделирования образования в сфере физической культуры. Его целевой направленностью является достижение валеологической образованности учащихся, отраженной в аксиологическом, информационном, физическом и психическом компонентах, сформированных на основе дифференциации физкультурно-спортивной деятельности и разработки ее программно-содержательного обеспечения.

Сформированность валеологической образованности обеспечивается адаптацией содержания вариативной части программы в объеме до 52.0 — 55.0% общего учебного времени при использовании 10 — 12% учебного времени на теоретическую подготовкудо 6 — 7% — на психогигиенические воздействия- 12 — 15% — на использование нетрадиционных средств физической культуры и до 30% — на избранный вид физкультурно-спортивной деятельности.

2. Основными критериями сформированности валеологической образованности школьников являются:

— сформированность физкультурно-спортивных знаний и практических умений и навыков психической саморегуляции и самоконтроля;

— ценностная ориентированность личности на осознание физической культуры и здорового образа жизни ценностью для себя и социума;

— включенность учащихся в физкультурно-спортивную деятельность по направленному использованию средств физической культуры для сохранения и укрепления индивидуального здоровья;

— психофизическая адаптация, свидетельствующая о приспособленности учащихся к условиям учебной и повседневной жизни и деятельности, отраженная в достаточно высоком уровне развития основных физических качеств, оптимальном морфофункциональном состоянии, сформированности комплекса двигательных умений и навыков.

3. Эффективность экспериментального моделирования процесса формирования валеологической образованности школьников прослеживается в динамике сформированности основных компонентов валеологической образованности в формирующем педагогическом эксперименте.

Состояние аксиологического компонента отразилось в динамике показателей ценностных ориентаций личности в сфере физкультурно-спортивной деятельностиотмечен более высокий уровень сформированности отдельных компонентов ценностных ориентаций личности в опытных группах по сравнению с контрольными: информационно-познавательного — на 23.2%, оценочно-мотивационного — на 12.8%, потенциально-деятельностного — на 13.3%, реально-деятельностного — на 13.5% и обобщенного показателя — на 9.3%.

Становление информационного компонента валеологической образованности заключается в более высоком уровне знаний в опытных группах в сравнении с контрольными как в дифференцированном выражении (4.35 баллов против 3.38), так и в процентном выражении (на 18.2%).

Сформированность физического компонента характеризуется более высокими показателями физической подготовленности учащихся опытных групп по сравнению с контрольными (на 27.7%), общей работоспособности (на 16.8%), жизненной емкости легких (на 8.0%) и средних значений толщины подкожной жировой складки, оказавшейся меньшей в опытных группах на 16.7% по сравнению с контрольными.

Качество сформированности психического компонента валеологической образованности отразилось в разнице средних значений показателей личностной тревожности и теста САН (самочувствие, активность, настроение). Показатели личностной тревожности в опытных группах оказались ниже в сравнении с контрольными на 25.5%, а показатели самочувствия, активности и настроения оказались выше соответственно на 17.7%, 30.0% и 28.5%.

Успешность экспериментального моделирования процесса становления валеологической образованности и ее основных компонентов подтверждается результатами факторного анализа, показывающими сформированность адекватного отношения школьников к ценностям физической культуры и самодеятельному физкультурному совершенствованию валеологической направленности.

4. Необходимая качественно-количественная мера педагогических воздействий средств физической культуры определяется творческим, преобразующим и репродуктивным уровнями сформированности валеологической образованности школьников.

Установлено, что к концу формирующего эксперимента к творческому уровню сформированности валеологической образованности можно было отнести 32% учащихся опытных групп, к преобразующему 64% и репродуктивному 4%, тогда как в контрольных группах соответственно 0%, 76.9% и 23.1%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследованием по проблеме формирования валеологической образованности школьников в условиях образовательного процесса по физической культуре подтверждено, что ее средствами можно эффективно влиять на становление валеологической образованности личности, закономерным результатом сформированности которой является сохранение и укрепление индивидуального здоровья школьников.

Разработка проблемы исследования осуществлена на основе научных представлений:

— о валеологии как науке, разрабатывающей общие вопросы сохранения и укрепления здоровья человека;

— о педагогической валеологии как одном из основных направлений сохранения и укрепления индивидуального здоровья школьников в специфических условиях образовательного процесса;

— о функциональном потенциале физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности как важной детерминанте становления валеологической образованности школьников.

Теоретико-экспериментальное исследование подтвердило предположение о том, что процесс образования в сфере физической культуры окажется эффективным в формировании валеологической образованности школьников, если: перестроить организационную структуру этого процесса в направлении дифференцированного использования внеклассных форм физкультурно-спортивной деятельностиопределить модель и программно-содержательное обеспечение физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающее единство процессов валеологического воспитания, развития и обученияразработать структуру валеологической образованности личности, показывающую основную направленность физкультурно-спортивной деятельности в достижении оптимального состояния индивидуального здоровья.

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась.

Разработка структуры валеологической образованности школьников осуществлена на основе изучения системных основ здоровья и отражает качество и степень усвоения личностью ценностей физической культуры, ее готовность к сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Основными компонентами валеологической образованности являются аксиологический, информационный, физический и психический.

Показано, что процесс образования в сфере физической культуры выступает реальным фактором формирования аксиологического компонента валеологической образованности личности в том случае, если у учащихся в учебном процессе формируется ценностное отношение к индивидуальному здоровью. Ценностное отношение к индивидуальному здоровью у учащихся преобразуется в ценностные ориентации, если в процессе образования в сфере физической культуры реализуются следующие условия:

— обеспечивается трехфазность формирования ценностных ориентаций личности в сфере физкультурно-спортивной деятельности: первая — поиск и оценка физкультурных ценностей «для себя" — вторая — оценка и выбор ценностей физической культуры, их присвоение личностью в деятельноститретья — прогнозирование роли выбранных ценностей в социальной культуре;

— обеспечивается свобода выбора видов физкультурно-спортивной деятельности;

— моделирование учебного процесса по физической культуре обеспечивает последовательное и целенаправленное обучение в сфере ва-леологии, валеологическое воспитание и развитие;

— повышение интереса к физкультурно-спортивной деятельности и включенность в нее обеспечиваются внедрением в программно-содержательное обеспечение процесса образования в сфере физической культуры нетрадиционных средств физического воспитания.

В ходе данного исследования реализована группа педагогических условий формирования информационного компонента валеологической образованности. К ним относятся:

— внедрение в программно-содержательное обеспечение процесса образования в сфере физической культуры значительного объема знаний, построенных по принципу интеграции различных сведений о здоровье человека, здорового образа жизни, теории и методики физического воспитания, на основе разрушения негативного отношения к физической культуре;

— обеспечение соответствия формируемых знаний реальным ближайшим и перспективным целям и задачам образования в сфере физической культуры, а также возрастным особенностям занимающихся;

— обеспечение единства познавательной и двигательной деятельности школьников.

К группе реализованных условий, обеспечивающих эффективность развития физического компонента валеологической образованности личности школьников, относятся:

— организация физкультурно-спортивной деятельности с учетом индивидуальных типологических и морфофункциональных особенностей и возможностей учащихся;

— подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности, направленной на формирование отстающих в развитии физических качеств и оптимизацию физического развития (из состава традиционных и нетрадиционных средств физической культуры);

— систематический контроль и дифференцированная оценка индивидуальных показателей кондиционной подготовленности;

— обеспечение положительного психоэмоционального фона физкультурно-спортивной деятельности, что способствует включенности учащихся в нее и изменению их ценностного отношения к ней, является мощным стимулом к физическому самосовершенствованию и, как следствие, росту физической работоспособности.

Поскольку практические умения и навыки психической саморегуляции и самоконтроля являются средством оптимизации психического состояния школьников, то непременным условием формирования психического компонента валеологической образованности явились:

— увеличение объема теоретических сведений, направленных на формирование знаний и практических умений психической саморегуляции;

— научение в процессе теоретических и практических занятий комплексам упражнений психической саморегуляции, способствующим снятию психоэмоционального напряжения у школьников;

— включение в программно-содержательное обеспечение процесса образования в сфере физической культуры элементов аутогенной тренировки и методов самоконтроля.

Опытно-экспериментальная работа в целом показала, что моделирование процесса формирования валеологической образованности, осуществляемого на основе реконструкции организационной структуры образования в сфере физической культуры и его дифференциации, содействует становлению аксиологического, информационного, физического и психического компонентов валеологической образованности школьников. Это подтверждается результатами двухлетнего формирующего педагогического эксперимента в естественных условиях школьного учебно-воспитательного процесса, показывающими позитивную динамику всех компонентов валеологической образованности, сформированностью в опытных группах учащихся более высоких уровней валеологической образованности, повышением состояния индивидуального здоровья учащихся опытных групп.

Опытно-экспериментальный материал в целом подтвердил, что выявленный комплекс педагогических условий обеспечивает формирование основных компонентов валеологической образованности школьников средствами физической культуры, что позволяет констатировать достижение цели исследования и решение его задач.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. А., Ярулин P. X. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 7. — С. 14—15.
  2. Н. А. Ритм жизни и здоровье. М.: Знание, 1975. — 96 с.
  3. Р. И., Абаскалова Н. П. Медико-социальные и биологические аспекты формирования здоровья // Сб. науч. тр. Д.: ЛГПИ, 1996.-С. 3—12.
  4. Э. М. Критерии социально-психологической адаптации детей к школе // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковой, С. М. Громбаха. М., 1983. -С. 32—39.
  5. Г. JI. Валеология: право на самостоятельность // Медицинская газета. 1996. — 11 октября. — С. 10—11.
  6. Г. Л. О возможности количественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С. 55—58.
  7. Ю. М. К проблеме дифференцированного физического воспитания в школе // Материалы четвертой конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М.: Изд-во АПН СССР, 1968. -С. 3—5.
  8. И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979. — 195 с.
  9. В. Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. -№ 6. — С. 125—138.
  10. В. Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  11. П.Ахаян Т. К., Кирьякова А. В. Ориентация и деятельность школьников: Монография. М.: Прометей, 1991. — 160 с.
  12. . А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  13. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы). М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  14. В. К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. К.: Здоров’я, 1987. — 224 с.
  15. В. К., Лубышева JI. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. -1995. -№ 4.-С. 2—7.
  16. М. П. Дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1980. — № 5. — С. 31—32.
  17. И. А. Решение проблем профилирования физического воспитания учащихся медицинских училищ: Дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1994. 163 с.
  18. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  19. Г. П. Школьникам — здоровый образ жизни (Внеурочные занятия с учащимися по физической культуре). М.: Физкультура и спорт, 1989. 192 с.
  20. М. М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт. — 1985. — 192 с.
  21. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М., 1968.-С. 291.
  22. И. И. Валеология — наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
  23. И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье. Л.: Наука, 1987. — 125 с.
  24. И. И. Философско-методологические аспекты здоровья человека // Вопросы философии. 1982. — № 2. — С. 48—54.
  25. И. И. Человек и биологически активные вещества. -М.: Наука, 1980.- 120 с.
  26. Г. В., Цветков В. Н. Особенности занятий ритмической гимнастикой с группой мужчин // Теория и практика физической культуры. -1990. № 8. — С. 26—27.
  27. П. В., Дибнер Р. Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути решения // Теория и практика физической культуры. -1994. № 5—6. — С. 6—12.
  28. Л. В., Короткое И. М. Подвижные игры. М.: Физкультура и спорт, 1982. — 224 с.
  29. Ф. // Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1971. — Т. 1. — 567 с.
  30. Э. Н., Бекетова Л. М., Грезнева О. Ю., Насонова Е. Е. К вопросу о методологии валеологии // Сборник научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1996.-С. 25—30.
  31. Р. М., Хайретдинова 3. А., Федулина И. Р. Педагогическая валеология. Уфа: Лаб. АСУ БГПИ, 1996. — Ч. 1. — 44 с.
  32. Д. Д., Чернух А. И., Лисицын Ю. П., Кричагин В. И. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения // Вопросы философии. 1979. — № 7. — С. 102—113.
  33. Ю. В. Основы специальной физической подготовки. М.: Физкультура и спорт. — 1988. — 331 с.
  34. М. Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования // Теория и практика физической культуры. -1991.- № 11. С. 27—30.
  35. М. Я., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки // Физическое воспитание в школе. -1990.-№ 12.-С. 2—7.
  36. М. Я., Литвинов С. Н. Формирование мотивацион-но-ценностных ориентаций учащихся на занятиях физической культурой // Физическая культура в школе. 1990. — № 12. — С. 2—7.
  37. ВОЗ: Устав. Женева, 1968. — С. 1.
  38. В. П. Здоровье здоровых (Введение в санологию). -Киев: Здоровья, 1991. 246 с.
  39. А. И., Субботин Ю. К., Чикин С. Я. Путь к здоровью. -М.: Знание, 1990. -160 с.
  40. В. М. Введение в специальность. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 119 с.
  41. В. М. Методологические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 6. — С. 5—6.
  42. В. М. Перестройка в области физической культуры (проблемы и пути) // Теория и практика физической культуры. 1987. -№ 8. — С. 22—24.
  43. . А. Обучая, помните о типе нервной системы // Физическая культура в школе. 1965. — № 1. — С. 3—7.
  44. . А., Егоров И. В. Типологические различия в динамике формирования двигательных навыков при различных мотивах деятельности // Теория и практика физической культуры. 1968. — № 7. -С. 28—31.
  45. М. А., Шанина Т. А., Шитикова Г. Ф. О методах тестирования физического состояния детей // Теория и практика физической культуры. 1973. — № 8. — С. 32—34.
  46. Г. Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
  47. Л. А. Довериться методическому объединению // Физическая культура в школе. 1989. — № 9. — С. 28—30.
  48. И. В. Проблемы причинности в медицине (этиология). М.: Медгиз, 1962. — С. 23—24.
  49. А. Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988.-278 с.
  50. М. В. Природа деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1984. -168 с.
  51. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. М.: Медицина, 1991. — 560 с.
  52. Диагностика психического развития детей / Под ред. Е. В. Гурова, Н. Ф. Шляхта. М.: Институт молодежи, 1992. — 178 с.
  53. А. М. Обработка статистических данных методом главных компонент. М.: Статистика, 1978. — 52 с.
  54. . И. Профессионально-прикладная физическая подготовка // Теория и практика физического воспитания / Под ред. JI. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. — С. 71—88.
  55. М. П., Гончарук Е. И., Кошелев Н. Ф. и др. Современные проблемы экогигиены. Киев: Крещатик, 1993. — 174 с.
  56. В. М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 152 с.
  57. В. М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 199 с.
  58. А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 221 с.
  59. А. А. Совершенствуя комплексную программу // Физическая культура в школе. 1990. — № 9. — С. 23—27.
  60. О. А., Шарабанова И. Н. Занимайтесь ритмической гимнастикой. М.: Советский спорт, 1988. — 64 с.
  61. А. М., Петленко В. П., Царегородцев Г. И. Социология медицины. Киев: Здоров’я, 1981. — 184 с.
  62. А. М., Царегородцев Г. И. Социалистический образ жизни и здоровье населения. М.: Медицина, 1977. — 232 с.
  63. Е. П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта. Д.: Ленуприздат, 1979. — 83 с.
  64. Е. П. Психология физического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2114 «Физическое воспитание». М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
  65. И. Г. Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры в школе: Учебное пособие. Пермь: ПГПИ, 1987.-78 с.
  66. М. С. Система и структура // Системные исследования: методологические проблемы. М.: Наука, 1983. — 204 с.
  67. М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  68. М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л.: ЛГПИ, 1989. — 83 с.
  69. В. П. Адаптация и проблемы общей патологии. -Новосибирск, 1974. Т. 2. — С. 3—9.
  70. В. Л., Белоцерковский 3. Б., Гудков И. А. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
  71. Т. В. Марксистско-ленинская концепция глобальных проблем современности. М.: Наука, 1985. — С. 417—420.
  72. В. М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  73. А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург: Южный Урал, 1996. — 188 с.
  74. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 1969. — С. 49.
  75. В. В. Методологические и организационные основы педагогической валеологии // Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1996. — С. 55—61.
  76. С. С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки профессионально-прикладной физической культуры: Учебно-методическое пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. — 184 с.
  77. С. С. Теоретические и методологические основы профессиональной физической культуры учащейся молодежи: Дис.. доктора пед. наук. М., 1997. — 370 с.
  78. Н. Ф. Общая и военная гигиена. Д.: ВМА им. Кирова, 1975. — 470 с.
  79. Н. Ф., Захарченко М. П., Селюжицкий Г. В. Проблемы гигиенической донозологической диагностики в современной медицине // Гигиена и санитария. 1992. — № 11—12. — С. 1А—17.
  80. А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 1951. — 531 с.
  81. Кузнецова 3. И. Об основных проблемах физического воспитания школьников (Вместо введения) // Новое в теории и практике физического воспитания детей и подростков. М.: Изд-во АПН СССР, 1976. — С. 3—11.
  82. Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
  83. Лед тронулся, господа валеологи // Медицинская газета. 1996. -4 декабря. — С. 6—7.
  84. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  85. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  86. Ю. П. Слово о здоровье. М.: Советская Россия, 1986. -192 с.
  87. Ю. П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М.: Медицина, 1992. — 512 с.
  88. Ю. П., Сахно А. В. Здоровье человека — социальная ценность. М.: Мысль, 1989. — 270 с.
  89. . Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  90. . Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  91. В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л.: Медицина, 1986. — 280 с.
  92. Л. Й. К концепции физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 5—6. — С. 15—18.
  93. Лях В. И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся I—XI классов. // Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1—11 классов. М.: Просвещение, 1996. — С. 105—204.
  94. Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводныйкурс: Пер. с нем. под ред. М. Я. Виленского и О. С. Метлушко. М.: Аспект Пресс, 1995.- 138 с.
  95. Р. Н. Человеческий фактор: проблемы физической подготовки специалиста на этапе ускорения НТР // Теория и практика физической культуры. -1991. № 11. — С. 37—41.
  96. Л. П. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 128 с.
  97. Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  98. В. В. Психологические основы обучения и совершенствования в спорте // Психология / Под ред. В. М. Мельникова. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 224 с.
  99. А. А. Типологические различия влияния мотивации на -формирование двигательных качеств школьников // Тезисы докладов IV Всесоюзной конференции НСО психологов. Пермь, 1972. — 70 с.
  100. М. Основания общей теории систем // Общая теория систем. М.: Наука, 1966. -186 с.
  101. Методика психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. Н. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
  102. Методика физического воспитания учащихся 1—4 классов: Пособие для учителя / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова. М.: Просвещение, 1997. — 80 с.
  103. Методологическая и методическая проблема оценки состояния здоровья населения // Материалы Всерос. науч. конф. СПб., 2—4 июня 1992 г. СПб., 1992. — С. 4—6.
  104. . Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений. М.: Просвещение, 1989. — 222 с.
  105. А. А., Пономарчук В. А. Теоретико-практические основы формирования физической культуры подростка: Методическое пособие. М.: МИСиС, 1996. — 16 с.
  106. И. В. Оздоровительные возможности средств физической культуры и потребности общества // Теория и практика физической культуры. -1990. № 6. — С. 6—8.
  107. А. Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного многоуровневого высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 10. — С. 46—47.
  108. А. Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1993. — 211 с.
  109. Р. С. Психология. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
  110. А. М. Научно-экспериментальная работа в общеобразовательном учреждении (деловые советы). М., 1996. — 130 с.
  111. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / Под ред. JI. Е. Любомирского- Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков АПН СССР. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  112. Н. Г. Молодому коллеге. М.: Физкультура и спорт, 1988.-288 с.
  113. Основы математической статистики / Под ред. В. С. Иванова. -М.: Физкультура и спорт, 1990. -176 с.
  114. Основы теории и методики физической культуры / Под ред. А. А. Гужаловского. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.
  115. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  116. В. П. О возможности качественной оценки здоровья человека // Гигиена и санитария. 1985. — № 6. — С. 55—58.
  117. А. В. Системно-деятельносгный подход к личности: Концепция персонализации // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — С. 8—18.
  118. Р. А. Деятельностный подход при подготовке специалистов в сфере физической культуры // Теория и практика физической культуры. -1996. № 8. — С. 5—9.
  119. В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1986. 286 с.
  120. К. К. Личностный подход как принцип психологии // • Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969.-С. 190—217.
  121. К. К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1977. — 247 с.
  122. В. А. Физическая культура и становление личности: Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: Институт философии РАН, 1994.-43 с.
  123. В. А., Аяшев О. А. Физическая культура и становление личности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 159 с.
  124. Приказ госкомитета СССР по народному образованию от 22.09.89 № 50 «О проведении контрольных соревнований по физической подготовке учащихся общеобразовательных школ» // Физическая культура в школе. 1990. — № 1. — С. 5—8.
  125. Психология: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. В. М. Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 367 с.
  126. Г. А. К вопросу о дифференцированном обучении на уроках физической культуры в школе // Физическое воспитание детей и подростков. М.: Изд-во МОПИ им. Н. К. Крупской, 1973. -Вып. 1.-С. 109—114.
  127. А. С. Увеличивая число занятий // Физическая культура в школе. -1990. № 5. — С. 26—27.
  128. Н. Н. Развитие, воспитание и формирование личности // Педагогика / Под ред. В. В. Белорусовой, Н. Н. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 36—47.
  129. Е. Б. При тех же ассигнованиях // Физическая культура в школе. 1989. — № 8. — С. 32.
  130. В. И. Решать основную задачу // Физическая культура в школе. 1988. — № 11. — С. 37.
  131. С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 488 с.
  132. С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 328 с.
  133. В. П. Работаю по своей программе // Физическая культура в школе. 1990. — № 2. — С. 31—34.
  134. Г. Неспецифическая резистентность // Физиологический журнал СССР. -1961. № 3. — С. 3—14.
  135. Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. М.: Медицина, 1960. -126 с.
  136. С. Н. Школа в школе // Физическая культура в школе. -1990.-№ 3. С. 28—33.
  137. П. В. К физиологии положительных эмоций // Физиологические особенности положительных эмоциональных состояний. Д.: Наука, 1972. — С. 3—24.
  138. Н. Н. Эволюция резистентности и реактивности организма. М.: Медицина, 1981. — С. 131.
  139. Л. Н. Физической культуре качественные изменения // Физическая культура в школе. 1989. — № 9. — С. 25—28.
  140. В. М., Ивлиев Б. К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение, 1992. — 80 с.
  141. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1997.-208 с.
  142. В. Д., Зайцева В. В., Маслова Г. М., Бурчик М. В. Роль и место физического воспитания в формировании валеологической службы в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. — С. 2—9.
  143. Спортивная медицина: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В. А. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 340 с.
  144. А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991. — 272 с.
  145. В. А. О воспитании / Сост. и вступ. очерк С. Соловейчик. М.: Политиздат, 1979. — 270 с.
  146. Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб., 1995. — 325 с.
  147. Л. Г., Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. Валеология — основы безопасности жизни ребенка. СПб., 1995. — 240 с.
  148. Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М.: Физкультура и спорт, 1976. — Т. 1. — 304 с.
  149. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  150. Тесты в спортивной практике / X. Бубе, Г. Фек, X. Шпоблер, Ф. Трогш: Пер с нем. М.: Физкультура и спорт, 1968. — 239 с.
  151. П. П., Коровин С. С., Пустовалов В. М. Программа физического воспитания учащихся 5—9 классов с валеологической направленностью. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997. — 70 с.
  152. С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. Л.: Знание, 1991. -160 с.
  153. С. Б. Физическая работоспособность детей и подростков // Проблемы врачебного контроля и ЛФК в детском возрасте. -Л.: Медицина, 1976. С. 11—27.
  154. Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 239 с.
  155. И. М. Структура психофизической подготовленности учащейся молодежи. Тула, 1993. — 149 с.
  156. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  157. Физическое воспитание в I—IV классах общеобразовательной школы: Для школ с белорус, и рус. яз. обучения / Е. Н. Ворсин, А. А. Гу-жаловский, JI. Д. Глазырина и др.- Под ред. Е. Н. Ворсина. Минск: ПКИП «Асар», 1995. -176 с.
  158. Физическое воспитание учащихся 5—9 классов: Пособие для учителя / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Ю. П. Копылов и др. Под ред. В. И. Лях, Г. Б. Мейксона. М.: Просвещение, 1997. — 192 с.
  159. В. П. Теория и методика юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 128 с.
  160. В. П., Семенов В. Г., Алабин В. Г. Современные методы исследования в спорте / Под ред. В. П. Филина. Харьков: Основа, 1994.- 132 с.
  161. В. П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 225 с.
  162. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1980. — 444 с.
  163. Н. А. Физиология человека: Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М.: Просвещение, 1982. — 320 с.
  164. Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 224 с.
  165. И. Т. Человек и человечество в условиях глобальных проблем // Вопросы философии. 1988. — № 9. — С. 32—48.
  166. Хан А. Н. Теория урока физической культуры. Саратов, 1989.-55 с.
  167. И. Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
  168. Д. Учение о тренировке. М.: Физкультура и спорт, 1971.-328 с.
  169. В. С. Возродить школьные спортивные клубы // Физическая культура в школе. 1988. — № 8. — С. 37.
  170. А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье: Пособие для учащихся. Вкладыш к учебнику «Человек, физиология, гигиена», 8 кл. М.: Просвещение, 1983. — 47 с.
  171. Г. И. Диалектика в науке о природе человека // Человек, общество и природа в век НТР. М.: Наука, 1983. — С. 408—414.
  172. Г. И. Здоровье населения как социально-гигиеническая проблема // Общество и здоровье человека. М.: Медицина, 1973.-С. 3—27.
  173. . Н. Валеология. Избранные лекции. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 246 с.
  174. Е. А. Как не следует оценивать физическое развитие детей и подростков // Гигиена и санитария. -1986. № 8. — С. 32—35.
  175. А. Г., Трещева О. Л., Сулейманов И. И. Непрерывное валеологическое образование как система формирования и укрепления здоровья человека // Материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1995. — Ч. 1. — С. 75—77.
  176. В. А. Личность как объект и субъект социальных отношений // Социология и современность: В 2 т. М.: Наука, 1977. — Т. 1. — С. 380—391.
  177. В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975. С. 89—105.
  178. В. Г. Игры для детей. М.: Физкультура и спорт, 1975. -158 с.
  179. Ante! A., Florea Е. Der Einflurs einiger Faklonen auf die Motoric und deren Zusammenhang mit der physischen Entwicklung ztschs, f., des Hygiene. 1965. -Bd. 2. -N. 1.
  180. Holstein Bjorn E., Due P. Motionsvaner blandt skoleelever // Ugeskr. Laeger. -1990. У. 152. — N. 38. — P. 2721—2727.
  181. Kaplan S. Growth disorders in children and adolescents. Springfield, 1964.
  182. Organisation du sport et de 1'education physique au Luxembourg // L’eps. 1988. — N. 212. — P. 15—26.
  183. Peper E. Psychische Xnhalte der psychophysischen Kondi-tionierung // Z. Militarmed. -1990. Bd. 31. — N. 5. — S. 224—225.
  184. Scholich M. Kreistraining. Berlin: Sportverlag, 1988. — 255 s.
  185. Serejski L. Varnam fisiologickeho vekov pedagogickem procesu // Csl. Hygiena. 1963. — V. 8. — N. 4.
  186. Stein E. Physical Education in Australia in W. Johnson // Sport and Education around the World. Champeign: Stipes publishing company, 1980. — P. 1—8.
  187. Trilles F., Junqua A. Les bons mouvements de la sante // Sci. et avenir. -1990—1991. hor. ser. — N. 80. — P. 92—97.
Заполнить форму текущей работой