Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическая эффективность дополнительных образовательных услуг в учреждениях начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дополнительные образовательные услуги — это способ удовлетворения образовательных потребностей базовых групп потребителей: физических лиц (1 группа) — субъектов экономической деятельности (2 группа) — государства (3 группа). Образовательная услуга предлагается и реализуется в особой форме — в форме образовательной программы. Принцип дополнительности в формировании системы образовательных услуг… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В НПО КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Теоретические предпосылки развитиястемы дополнительных образовательных услуг
    • 1. 2. Отечественный и зарубежный опыт формирования системы образовательных услуг
  • ВЫВОДЫ по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ
    • 2. 1. Организация маркетинговых исследований по изучению интересовбъектов рынка образовательных услуг
    • 2. 2. Модельное описание групп дополнительных 75 образовательных услуг
    • 2. 3. Оценка педагогической эффективности опытно-экспериментальной работы 102с
  • ВЫВОДЫ по второй главе

Педагогическая эффективность дополнительных образовательных услуг в учреждениях начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная Правительством РФ, предполагает разработку условий педагогической эффективности «дополнительных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов. Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов».

Создание условий для решения указанной проблемы повышает аргументацию актуальности исследования. Педагогическая эффективность дополнительных образовательных услуг в учреждениях начального профессионального образования (УНПО) ранее не была предметом специального научного анализа, что обуславливалось рядом обстоятельств. Во-первых, современная социально-экономическая ситуация характеризуется серьезными изменениями, которые затрагивают широкий спектр отношений государства, общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой — дают возможность для профессионального самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора как будущей профессии, так и дополнительных образовательных услуг. В этой связи необходимо пересмотреть устоявшиеся представления о социально-педагогической деятельности УНПО. Однако, даже инновационные учреждения НПО, появившиеся на волне диверсификации системы образования в России, продолжают действовать неадекватными методами в формирующейся конкурентной среде.

Во-вторых, переход к рыночным отношениям в сфере НПО диктует необходимость поиска баланса между удовлетворением образовательных потребностей личности в социальной защите через приобретение определенной профессиональной квалификации и реализацией запросов регионального рынка трудовых ресурсов. В то же время, учреждению НПО принадлежит основная роль в формировании личностиздесь происходит освоение системы ценностных ориентаций, приобретается первый социальный опыт, апробируются, закрепляются и совершенствуются способы поведения и профессиональной деятельности.

Анализ сложившейся ситуации с развитием дополнительных образовательных услуг показывает, что назрели, но не получили своего разрешения противоречия между: наличием специфических образовательных потребностей у трех субъектов образовательной политики (государства, работодателей, личности) и неразработанностью организационнопедагогического механизма их качественного удовлетворения в учреждениях НПОнеобходимостью изучения функциональных характеристик дополнительных образовательных услуг и проектированием адекватного образовательного процесса в НПО для их реализациинеразработанностью показателей педагогической эффективности дополнительных образовательных услуг в УНПО и снижением эффективности инновационной деятельности, как внутреннего ресурса НПО.

Под педагогической эффективностью мы понимаем результат деятельности педагогического коллектива учреждения НПО по созданию дополнительных образовательных услуг, удовлетворяющих повышенный образовательный спрос базовых групп потребителей этих услуг. Образовательная услуга — это взаимодействие участников образовательного процесса, в ходе которого осуществляется отбор группы и вида образовательной услуги.

Дополнительные образовательные услуги — это способ удовлетворения образовательных потребностей базовых групп потребителей: физических лиц (1 группа) — субъектов экономической деятельности (2 группа) — государства (3 группа). Образовательная услуга предлагается и реализуется в особой форме — в форме образовательной программы. Принцип дополнительности в формировании системы образовательных услуг проявляет себя в: а) регулировании ведущих отношений (педагогических, методических, воспитательных, управленческих, социальных) — б) стимулировании инновационной деятельности в учреждениях НПО (в методическом обеспечении, технологиях обучения, в определении качества обучения и т. п.) — в) создании организационных структур по обеспечению удовлетворения повышенных образовательных потребностейг) адаптации учреждений НПО к рыночной среде посредством увеличения набора образовательных услуг как основы для их выбора потребителями.

В педагогической науке выполнен ряд фундаментальных исследований, посвященных организации управления образовательными учреждениями НПО в условиях рыночных отношений (В. Н. Аверкин, В. А. Болотов, А. П. Беляева, Е. Я. Бутко, Ф. Е. Довжко, И. П. Смирнов, А. М. Новиков, В. В. Шапкин, Е. В. Ткаченко и др.). Накоплен обширный научный фонд по маркетинговым механизмам организации учебного процесса в НПО (В. М. Гаськов, А. Т. Глазунов, 3. Г. Данилова, В. Г. Казаков, И. И. Кондратко, М. В. Никитин, Л. Г. Соломко, В. А. Яровенко и ДР-).

Все это в значительной мере обусловило выбор проблемы исследования: какова педагогическая эффективность дополнительных образовательных услуг в учреждениях НПО, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса.

Цель исследования — выявить особенности и обосновать педагогическую эффективность дополнительных образовательных услуг как механизма адаптации НПО к конкурентной среде.

Объект исследования — деятельность учреждений начального профессионального образования на рынке образовательных услуг.

Предмет исследования — педагогическая эффективность дополнительных образовательных услуг.

Гипотеза исследования — педагогическая эффективность дополнительных образовательных услуг в рыночных условиях будет успешной и для заказчика и для исполнителя, если будут:

— руководители учреждений НПО сориентированы на развитие дополнительных образовательных услуг, как критерия стабильности коллектива учреждения НПО в конкурентной среде;

— разработаны и реализованы виды показателей эффективности образовательных услуг;

— выявлены реальные потребности субъектов образовательной политики (государства, работодателя, личности) и стимулируются инновационные формы организации учебного процесса для их удовлетворения;

— апробирован и адаптирован учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию дополнительных образовательных услуг в учреждениях НПО.

Реализация поставленной цели и основных положений гипотезы потребовали решения следующих задач:

1. Провести анализ современного состояния сформированности системы дополнительных образовательных услуг.

2. Выявить функциональные характеристики образовательных услуг и принципа дополнительности.

3. Определить факторы конкурентоспособности дополнительных образовательных услуг и условия готовности педагогического коллектива к маркетинговой коммуникации по их оказанию.

4. Определить и экспериментально обосновать группы дополнительных образовательных услуг и условия их педагогической эффективности.

5. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-методические рекомендации по управлению модернизацией форм учебного процесса по оказанию дополнительных образовательных услуг.

Методологическую основу исследования составили следующие научные положения: — теория управления социальными (образовательными) организациямиконцепция модернизации профессионального образования, как эволюционного развития общественных отношений, где профессиональное образование становится важнейшим производственным ресурсом.

Теоретическую основу для исследования составили работы современных российских исследователей, таких как В. М. Гаськов, А. Т. Глазунов, Ф. Е. Довжко, Е. Я. Бутко, А. Н. Лейбович, М. В. Никитин, А. М. Новиков, М. С. Савина, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. М. Шепель и др., которые оказали влияние на формирование системных представлений об изучаемой проблеме. При ее анализе учитывались результаты современного педагогического поиска Н. М. Гайворонского (по моделированию учебных программ с участием работодателей), В. С. Гринько (по привлечению работодателей к софинансированию образовательных программ), 3. Г. Даниловой (по организационным структурам управления образовательным процессом), Р. И. Исаева (по формированию педагогической модели социального партнерства), Е. А. Киуру (по разработке индивидуальных образовательных маршрутов учащихся) и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс следующих методов: маркетинговый анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, анкетирование, экспертное оценивание, рейтинг, изучение документации и другие.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись профессиональные лицеи г. Москвы и Московской области. Основная экспериментальная работа проводилась на базе ПУ-114 и ПУ-6 г. Москвы, ПУ-90 г. Реутова Московской области.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1999;2000 г. г.) изучалась научная литература, анализировался и обобщался опыт деятельности учреждений НПО в условиях формирующегося рынка образовательных услуг. На этом этапе была выдвинута и разработана гипотеза исследования. Проводился отбор эмпирического материала, накапливался практический опыт.

На втором этапе (2000;2001 г. г.) с целью проверки выдвинутой гипотезы была организована опытно-экспериментальная работа, разрабатывалась методика расчета себестоимости образовательной услуги в У НПО, апробирован перечень видов дополнительных образовательных услуг. Производилось уточнение рабочей гипотезы, корректировка хода и результатов эксперимента, в связи с выявленными внешними и внутренними ограничениями при оказании дополнительных образовательных услуг.

На третьем этапе (2001;2002 г. г.) проводилось теоретическое обобщение и уточнение результатов опытноэкспериментальной работы, оформление текста диссертации, внедрение в практику результатов исследования, а также доработка материалов по результатам внедрения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений и методов исследования, преемственностью проведенного исследования с достижениями педагогической науки, оптимальным сочетанием методов теоретического и экспериментального исследования, адекватным его целям и задачам, опорой на российский опыт модернизации профессионального образования, широтой апробации и экспериментальной проверки результатов исследования.

Научная новизна результатов исследования: — - выявлена объективная тенденция возрастания роли и объема дополнительных образовательных услуг в системе НПО как средства удовлетворения повышенного образовательного спросаопределены и экспериментально обоснованы группы дополнительных образовательных услуг как внутреннего ресурса учреждений НПО по стимулированию инновационных образовательных процессовразработаны показатели педагогической эффективности дополнительных образовательных услуг (информационная обеспеченность, разработанность этических норм сотрудничества, педагогический профессионализм, прозрачность внебюджетного дохода).

Практическая значимость исследования: разработан, апробирован и адаптирован учебно-методический комплекс, включающий: базовые группы дополнительных образовательных услуг, положение о подготовительном отделении учреждения НПО, методику расчета себестоимости дополнительных образовательных услуг, перечень видов дополнительных образовательных услуг, проект договора возмездного оказания дополнительных образовательных услуг, рекомендации по разработке этического кодекса педагогаразработана матрица потребностей профильных работодателей в дополнительных образовательных услугах на основе содержания учебных курсов (базовая компьютерная подготовка (60 часов), бизнес-планирование и маркетинг (20 часов), психологические основы работы в команде (20 часов), технология трудоустройства (8 часов) — доказана практическая целесообразность организационной структуры управления подготовительным отделением, которая может быть использована в учреждениях НПО и СПОразработан макет учебного плана по профессии НПО с включением часов на дополнительные образовательные услуги.

Выдвинутые положения могут служить основанием для прогнозирования развития содержания дополнительных образовательных услуг, как на уровне формирования требований к стандартизации образовательных услуг, так и на уровне разработки требований к педагогическим работникам (дополнительные ключевые компетенции).

Результаты исследования показали возможность их реализации в образовательных учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования. В том числе в образовательных центрах служб занятости, межшкольных комбинатах.

Основные научные положения и результаты, выносимые на защиту: функциональные характеристики дополнительных образовательных услуг, как способа профессиональной деятельности, который направлен на выявление и удовлетворение образовательных потребностей ведущих групп заказчиков (государство, работодатель, личность) — педагогическая эффективность, как результат деятельности и мера оценки потребителями образовательных услуг совпадения результатов их обучения с целями, предусмотренными образовательными программамифакторы конкурентоспособности дополнительных образовательных услуг, как одной из основ модернизации содержания и форм обучения в НПО.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные теоретические положения, выводы, рекомендации были представлены автором в статьях и выступлениях на семинарах работников профессиональной школы. В основном экспериментальная работа проводилась на базе ПУ — 114, ПУ — 6, ПУ — 56 г. Москвы, ПУ — 90 г. Реутова, Московской области. Промежуточные результаты исследования докладывались на заседании лаборатории экономики и управления Института развития профессионального образования, в том числе на круглых столах факультета повышения квалификации ИРПО. Результаты исследования размещены на сайте ИРПО в Интернете. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке руководителей, маркетологов в системе повышения квалификации педагогических кадров разного уровня. В том числе в деятельности служб подготовки персонала предприятий и в работе с аспирантами и соискателями. Структура диссертации.

Основное содержание диссертации изложено на 158 е., состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Организационно-педагогическое обеспечение процесса производства образовательных услуг может быть представлено в виде трех взаимосвязанных этапов: подготовительного, основного и проективного. На этих этапах у педагогического персонала нами выделены пять уровней готовности к маркетинговой коммуникации.

Определена базовая организационная структура осуществления дополнительных образовательных услуг в форме полифункционального подготовительного отделения и выявлена готовность ведущих субъектов образовательной политики к сотрудничеству в производстве образовательных услуг. Были определены группы преподавателей, находящихся на пяти различных уровнях готовности к маркетинговой коммуникации в сфере образовательных услуг: высоком, выше среднего, среднем, ниже среднего и низком.

1. Низкий уровень (начальный) — характеризуется ситуативностью действий преподавателей и мастеров производственного обучения, отсутствием у них знаний о действиях, относящихся к маркетинговой коммуникации. Выполняемые действия неосознанны, деятельность носит шаблонный характерналичие низкого уровня педагогической техникибедность средствнеумение ставить цели, определять перспективы процесса межличностной коммуникации.

2. Уровень ниже среднего (подготовительный) -характеризуется тем, что наиболее продвинутая часть педагогического коллектива начинает осознавать, что знания в области маркетинговой коммуникации при производстве образовательных услуг необходимы для будущей успешной профессиональной деятельности, хотя еще не владеют понятийным аппаратом данной деятельности. Цель деятельности достигается редко, действия преподавателя неуверенные, неточные. На базе определенной суммы знаний и умений у них появляется неустойчивая, ситуативная потребность апробировать их в сфере маркетинговой коммуникации образовательных услуг. Для них характерны стереотипные способы решения педагогических задач.

3. Средний уровень (продвинутый) — на этом уровне знания педагогического коллектива становятся осознанными, систематическими. Педагогический персонал УПО, находящийся на этом уровне, уже владеет приемами маркетинговой коммуникации в сфере образовательных услуг. В индивидуальной микропрактике происходит осмысление структуры выбора способов маркетинговой коммуникации, осознание личного смысла осуществляемых действий. Некоторые из них, решая ту или иную педагогическую задачу, «оригинальничают», желая самоутвердиться, но учитывая уровень подготовки, мы констатируем, что эффективность деятельности в маркетинговой коммуникации достигается не в полном объеме.

4. Уровень выше среднего (достаточный) — на этом уровне совершенствуется деятельность в маркетинговой коммуникации, осуществляется регуляция действий в контексте других профессиональных умений. Уровень готовности характеризуется осознанностью выполняемых действий, профессиональным их исполнением с учетом психолого-педагогических и экономических знаний, целенаправленно и результативно. Педагогический персонал УПО этого уровня начинает анализировать собственную деятельность. Возникает положительная мотивация на овладение и использование навыков маркетинговой коммуникациируководствуясь средствами ценностного и концептуального анализа в процессе профессиональной деятельности, они могут применить эту совокупность методов и средств в новой ситуации.

5. Высокий уровень (профессиональный). Этот уровень готовности характеризует наличие устойчивой мотивации на совершенствование своей деятельности, обобщение опыта, вариативность и целенаправленность действий, их творческое исполнение. Преподаватели осмысленно проектируют собственную маркетинговую коммуникацию в сфере образовательных услуг, учитывая гносеологический, предметно-содержательный, психологический, социальный, экономический и педагогический аспекты процесса обучения. На этом уровне преподаватели способны прогнозировать ход и результат педагогического воздействия, адекватно и самостоятельно. Как показало наше исследование, педагогический персонал УПО ранжируется по пяти уровням готовности к осуществлению маркетинговой коммуникации по оказанию образовательных услуг. Ведущей группой заказчиков на образовательные услуги стали родители обучающихся. В ходе нашего исследования было выявлено отношение родителей к видам образовательных услуг, предлагаемых в УПО.

Диссертант считает целесообразным дальнейшее рассмотрение проблемы в следующих аспектах: — подготовка педагогов учебного заведения к осуществлению организационного педагогического обеспечения процесса производства образовательных услуг как фактора социального воспитания;

— разработка методики применения различных средств в процессе производства образовательных услуг, обеспечивающих его социально-педагогическое содержание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В своей основе результаты диссертационного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Проведенное исследование показало несформированность системы дополнительных образовательных услуг в учреждениях НПО Московского региона: неразработаны их группы, организационно-экономический механизм, методическое обеспечение, маркетинговые структуры.

2. Выявлены сущностные функциональные характеристики образовательных услуг и особенности проявления принципа допол н ител ьности: а) в регулировании ведущих отношений (педагогических, управленческих, социальных, производственных) — б) в стимулировании инновационной деятельности в учреждении НПО (в методическом обеспечении, технологиях обучения, в определении качества обучения и т. п.) — в) в создании организационных структур по обеспечению удовлетворения образовательных потребностейг) в адаптации учреждений НПО к рыночной среде, посредством увеличения набора (портфеля) образовательных услуг, как основы для выбора формы удовлетворения потребности потребителями.

3. Определены факторы конкурентоспособности образовательных услуг учреждений НПО, как основы проектирования содержания управленческого обеспечения формирования системы дополнительных образовательных услуг:

— расширения изучения структуры образовательных потребностей различных категорий населения, работодателей;

— диверсификации ответственности за освоение методов маркетинговой коммуникации между субъектами образовательного процесса;

— определения стоимостных параметров дополнительной образовательной услуги и их информационное обеспечение.

4. Определены педагогические условия и модель дополнительных образовательных услуг в секторе НПО, которая представлена: 4.1. одиннадцатью портфельными группами дополнительных образовательных услуг (см. таблицу):

1 группа методические услуги.

2 группа репетиторские услуги.

3 группа экстернатные услуги.

4 группа педагогические услуги.

5 группа валеологические (оздоровительные) услуги.

6 группа воспитательно-развивающие, (благотворительные) услуги.

7 группа учебно-вспомогательные услуги.

8 группа психологические и професионально-ориентационные услуги.

9 группа организационно — сервисные услуги.

10 группа библиотечные услуги.

11 группа учебно-производственные услуги.

4.2. рыночно-ориентированными критериями определения каждой группы услуг: а) маркетинговый анализ рыночных условий по каждой группеб) тип ведущей (профессиональной) деятельностив) способ сокращения затрат на производство услуги и способ распределения полученного дохода;

4.3. полифункциональной организационной структурой подготовительного отделения;

4.4. организационно-экономической методикой расчета себестоимости образовательных услуг;

4.5. показателями педагогической эффективности в развитии системы дополнительных образовательных услуг стали: охват формами обучения различных категорий потребителейвозможность выбора дополнительных образовательных программуспешная социализация в социокультурной средеметодическое обеспечение форм обучениябезконкурсный прием на обучениеэффективность использования педагогических кадров;

4.6. подходами к организационно-педагогическому обеспечению системы образовательных услуг на основе: принципа модернизации содержания НПО на основе модульности учебных планов и программ, принятия самостоятельных педагогических решений и перехода на личностно-ориентированные образовательные технологиипринципа конкурентной образовательной среды на основе изучения потребностей рынка труда, потребностей семьи, работодателей, индивидуальных потребителейпринципа технологизации управления, который предполагает диверсификацию управленческих функций между субъектами образовательного процесса.

5. Организационно-педагогическое обеспечение процесса осуществления дополнительных образовательных услуг представлено в виде трех взаимосвязанных этапов: подготовительного, основного и проективного. На этих этапах у педагогического персонала нами выделены пять уровней готовности к маркетинговой коммуникации.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора, общим объемом 3 п. л. в научных изданиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (часть 1 и 2) — Бюджетный Кодекс РФ.
  2. Национальная доктрина образования //Поиск, № 41, 13 октября 2000 г.
  3. Федеральный закон (ФЗ) «О защите прав потребителей» (в ред. От 5 дек. 1995 г.).
  4. ФЗ «О защите прав инвесторов» (1998 г.).
  5. ФЗ закон «О некоммерческих организациях» (в ред. от 26.1198 г.).
  6. ФЗ «Об общественных объединениях».
  7. ФЗ «Об образовании» (в ред. От 13.01.96 г.).
  8. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (11.08.95 г.).
  9. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». М.: Республика, 1993.
  10. ФЗ закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (в ред. От 06.10.92 г.).
  11. Указ Президента РСФСР от 15.11.91 г. N 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)».
  12. Постановление Правительства РФ от 22.03.95 г. N 291 «Положение о Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы».
  13. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996 97 годы, 1997 — 98 и 1998 -99 годы.
  14. Концепция социального партнерства в Российской Федерации: проект //Труд. 1990. — 08 августа.
  15. Типовое Положение «Об учреждении начального профессионального образования».
  16. Типовое Положение «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования».
  17. Концепция реформирования системы начального профессионального образования (1997 год).
  18. Указ Президента РФ от 20 апреля 1996 г., N 569 «О мерах по реформированию системы начального профессионального образования».
  19. В. Н. Организационные формы финансового капитала в переходной экономике. Автореф. дисс. канд. эконом, наук. Саратов, СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 1995.
  20. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования. //Педагогика. № 2. М.: 2000. 94 с.
  21. А. Г., Нырова М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993. — 24 с.
  22. А. Н. Педагогические условия профессиональной подготовки молодежи для работы в рыночной экономике (на примере русско-британского колледжа): дисс. канд. пед. наук. Томск, 1994 — 177 с.
  23. Т. П., Ерошин В. И. Предпринимательство в образовании, /пособ. для руков. образоват. учреждений. -М.: АПО, 1995.-80 с.
  24. Е.А., Долганов А. Е., Козловская О. В. Маркетинг в системе образования: сущность, содержание, технология «Магистр», N 3, 1995 — С. 33.
  25. В. А. Состояние и тенденции развития системы ПТО в новых социально-экономических условиях. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 23 с.
  26. Д.И. и др. Как создаются коммерчески успешные товары: Маркетинг и нововведение. Л., 1991.
  27. Ю. П. Нормативы бюджетного финансирования профессиональной школы. Сб. М., 1994. — 74 с.
  28. Г. В., Якушева К. В. Методика расчета федеральных нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений. М., АПК и ПРО, 2000. -44 с.
  29. Белая книга российского образования. М.: Издательство МЭСИ, 2000. — 344 с.
  30. А. П. Перспектива развития профессиональной школы //Педагогика, 1994, № 4 с. 26 -29.
  31. В. П. Основы теории педагогических систем. -М., 1997.-206 с.
  32. В. Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М., Наука, 1994.-298 с.
  33. Е. Я. Система начального профессионального образования региона как основа формирования рынка труда. Иркутск: Институт повышения квалификации работников образования, 1996.
  34. Е. Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике //Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: В 2 т. Т. 1.М., 1999. 0,9 п.л.
  35. Е. Я. Стратегия развития системы профессионального образования Российской федерации в период перехода к рыночной экономике. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997.
  36. К. Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент (концепция, опыт работы). М.: Педагогика, 1991. — 268 с.
  37. С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  38. А. Н. Педагогические основы организации дифференцированного профессионального образованияучащейся молодежи в условиях рынка. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1999 — 28 с.
  39. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. /Под ред. Н. В. Гробуновой. М., 1995.
  40. А. А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М.- НИИ ВО, 1999. — 324 с.
  41. П. Ю. Налогообложение и бухгалтерский учет для некоммерческих организаций в России. М.: «СИГНАЛЬ», 1997.
  42. В. М. Управление системой профессионального образования: Учеб. Пособие для руководителей учреждений профобразования, органов управления образованием /пер. с англ. Н. Н. Петрова. М.: ИРПО, 2001.-288 с.
  43. . С. Менталитет и образование: уч. пособ. для студентов. М., 1996. — 114 с.
  44. . С. Россия: образование и будущее (Кризис образования России на пороге ХХ1 века). -Челябинск, 1993. 240 с.
  45. . С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. — 120 с.
  46. А. Т. Британская профшкола. М., 1999. — 86 с.
  47. А. Т. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее. М., 1999. 6 п.л.
  48. А. Т., Никитин М. В. Особенности организации внебюджетной деятельности в НПО: регион, учебное заведение Инновации в российском образовании: НПО, 2000. М.: изд-во МГУП. — с. 51.
  49. Н. В. Модернизация управляющей системы школы, реализующей новые педагогические идеи. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. — 23 с.
  50. В. А., Буслов Е. В. Очередной этап реформирования системы образования Российской федерации и федеральное законодательство //тез. докл. Межд. науч.-практ. конф. М.: изд-во Российского университета дружбы народов. 1997.
  51. Ф. Экономика образования и оценка системы подготовки. /Анализ тенденций. Женевский университет. Национальная программа исследований 33. 1994. — 76 с.
  52. В. С. Социально-экономические основы формирования начального профессионального образования в переходный период. Автореф. дисс. канд. эк. наук. М.:2001.-24 с.
  53. А. Д. Управление инновационными процессами в профессиональном лицее. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Тула, 1997−22 с.
  54. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра» /РАО, М.- 1996.
  55. С. А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.- Изд-во СПб. Университета экономики и финансов, 1995. — 160 с.
  56. В.И. Организация экономической деятельности общеобразовательных школ. М.: Институт управления образованием РАО, 1994. — С.20.
  57. В. И. Экономика образования: проблемы и перспективы: финансово-экономические отношения. М.: Институт упр. обр. РАО, 1997. — 128 с.
  58. В. И. Экономический справочник директора учреждения начального профессионального образования. -М.: Центр социальн. и эконом, исслед., 1995. 33 с.
  59. В.И., Афанасьева Т. П. Предпринимательство в образовании /пособ. для руковод. образ, учрежд. М.: АПО., 1995.-80 с.
  60. В.И. Экономический справочник директора учреждения начального профессионального образования. -М.: Центр социальн. и эконом, исслед., 1995. 260 с.
  61. Жак Аллак. Вклад в будущее: приоритет образования. -М., 1993.
  62. Е. Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  63. П., Лутрингер Ж М. Роль социальных партнеров в развитии профессиональной подготовки кадров на предприятии в странах с рыночной экономикой /итоговый отчет ЕФО, 1996.
  64. Н. Б. К вопросу о реформе ремесленного образования. «Техническое и коммерческое образование», 1908, № 3, стр. 36−49.
  65. Н. И. Теоретико-методологические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: Метод, реком. в помощь аспиранту исоискателю ученой степени. Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.- пед. ун-та, 1995. — 34 с.
  66. Зарубежный опыт профессиональной подготовки. Некоторые вопросы управления и финансирования профессионального образования (США, Финляндия, Великобритания, Дания). М., 1994.
  67. И. У. Экономические критерии разграничения полномочий между федеральными и региональными уровнями государственного управления (на примере управления услугами образования): автореф. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук-Уфа, 1995.
  68. В. Г. Педагогические основы управления профлицеем в условиях многоканального финансирования: дисс. канд. пед. наук. М., 1998 — 176 с.
  69. Г. И., Озипа О. М., Петров Ю. Н. Правовые и экономические основы деятельности учреждений начального профессионального образования в условиях перехода к рыночным отношениям. Нижний Новгород: изд-во ГМИПК, 1993−140 с.
  70. В. А. Развитие профессионального образования в условиях социально-экономических преобразований в Болгарии. Дисс. докт. социол. наук. -Минск, 1997−325 с.
  71. И. И., Плотницкая Е. Е. Маркетинговые исследования спроса на образовательные услуги в регионе /в сб. Непрерывное образование в средних профессиональных образовательных учреждениях, М., НМЦ СПО, 1999−22−40 с.
  72. Ф. Основы маркетинга. М., 1990.
  73. Р. Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Дело, 1996, — 384 с.
  74. В. А., Гутник В. П., Клепач А. Н., Кузнецов В. И. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М.- 1994.
  75. К. А. Образовательный кредит в НПО /Сборник научных исследований АПО. М.: 2001.
  76. К. А. Какие образовательные услуги в НПО могут быть платными? //Профессиональное образование, № 2, 2001 г.
  77. К. А. Платные образовательные услуги в УНПО: маркетинговый подход //Профессиональное образование, № 1, 2002 г.
  78. К. А. Образовательный маркетинг //Профессиональное образование, № 9, 2002. С. 6 — 7.
  79. К. А. Педагогическая эффективность дополнительных образовательных услуг в НПО //Профессиональное образование, № 12, 2002. С. 7 — 9.
  80. В. И. Развитие рыночных отношений и изменение профессионально-квалификационной структуры рабочих. СПб., 1994. — 212 с.
  81. А. Н. От федерального компонента к региональному. М.: ИРПО, 1994.
  82. А. Н. Совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и служащих. М.: ИРПО, 1992. — 144 с.
  83. А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228 с.
  84. А. Н. Профессиональное образование в России и других странах /в сб. Рынок труда: заработная плата и занятость, М.- 1997 с. 193.
  85. С. Й. Педагогические условия подготовки конкурентоспособных молодых рабочих с учетом требований рынка труда (в системе начального профессионального образования). Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998 — 24 с.
  86. В. Платные услуги: путь к успеху -«Педагогический калейдоскоп» N 10, 1993 г.
  87. Г. И. Методические основы сбалансированного функционирования рынков труда и образовательных услуг. -СПб., 1994.-274 с.
  88. Н. М. Рынок труда: формирование и механизм функционирования в регионб. /Материалы научно-практ. Семинара «Экономическая реформа и региональное развитие». Вологда, 1995. С. 40−43.
  89. М. Л., Пирожкова М. П. Некоммерческие организации в России. Создание. Права. Налоги. Учет. Отчетность. М.: изд-во «Дело и сервис», 1998. — 86 с.
  90. Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг //В кн. «Экономика образования». Уч. пособ. М.: МГУ. 1994. С. — 54 — 60.
  91. Менар Клод. Экономика организации: пер. с франц. /под ред. А. Г. Худокормова. М.: ИНФРА — М, 1996.
  92. М. X., Альберт Ф., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, — 390 с.
  93. О. В. Перестройка системы профессиональное подготовки в условиях формирования рынка. Дисс. канд. экон. наук. Саратов, 1995. — 223 с.
  94. М. В. Попечительский совет как институт демократизации профессионального образования (рактикоориентированная монография): «БУКлтд», М., 1999, -143 с.
  95. М. В., Поляк Ю. С. Подготовка ремесленников в учреждениях профессионального образования. Метод, реком., ИРПО, М., 1997.
  96. М. В. Практический маркетинг в микроэкономике учреждения профессионального образования /уч.-прикл. пособ. для менеджеров профессиональной школы/, «БУКлтд», М., 1999, 205 с.
  97. М. В., Поляк Ю. С. Многоканальное финансирование профессиональных образовательных учреждений в децентрализованной системе управления образованием /аналит. обзор, ИРПО, 1995 35 с.
  98. М. В., Поляк Ю. С. Экстернат в учреждениях профессионального образования. Метод, реком. /ИРПО, 1996−65 с.
  99. М. В., Поляк Ю. С. Социальное партнерство профессионального образования на регионально-муниципальном рынке труда /орг. метод, реком., ИРПО, М.- 1999−85 с.
  100. М. В. Освоение новых ценностных ориентаций в коллективе профессионального образовательного учреждения /метод, реком., М.- 1995 116 с.
  101. М. В., Поляк Ю. С. Подготовительное отделение как модель внебюджетного финансирования, /аналит. обзор, ИРПО, М., 1997- 74 с.
  102. М. В. Воспитание цивилизованных налогоплательщиков. Тематика курса. Правовая основа. Финансирование. /Метод, реком., ИРПО, М., 1999, 54 с.
  103. М. В. Финансирование на основе грантов. //Профессиональное образование. 1997, № 3.
  104. М. В., Поляк Ю. С. Поитоговое финансирование. Российский вариант. //Профессиональное образование. 1997. № 10.
  105. М. В. Привлечение внебюджетных источников для финансирования профобразования. //Магистр N 4, 1997 г.
  106. М. В. Налоги за приоритеты. Модель финансирования. //Специалист N 1, 1997 г.
  107. М. В. Микроэкономика образовательной услуги //Профессиональное образование № 5, 2000 г.
  108. М. В. Казначейство и УНПО: прогнозирование первых рисков //Экономика образования № 4, 2000 г.
  109. М. В. Финансовые гарантии воспитывающей деятельности //Специалист, № 12, 1997 г.
  110. М. В. О воспитании налогоплательщика //Специалист № 9, 1998 г.
  111. М. В. Модернизация управления развитием образовательных организаций. Монография, М.: издательский центр АПО, 2001. — 221 с.
  112. М. В. Какие образовательные услуги могут быть платными? //Профессиональное образование № 1, 1997 г.
  113. М. В. Подготовительное отделение при УСПО как модель внебюджетного финансирования //Специалист № 6, 1997 г.
  114. М. В. Специфика финансового менеджмента в микроэкономике учреждений НПО //Профессиональное образование № 2, 2000 г.
  115. М. В., Поляк Ю. С. Поитоговое финансирование. Российский вариант. //Профессиональное образование 1997. № 10.
  116. М. В., Поляк Ю. С. Формирование договорных отношений с обучающимися в учреждениях профессионального образования. Метод, реком., ИРПО, М.- 1996.-57 с.
  117. М. В. Новые условия хозяйственной деятельности для демократизации жизни в ПТУ. УМК, М.- 1990.-66 с.
  118. М. В. Подготовительное отделение при УСПО как модель внебюджетного финансирования //Профессиональное образование № 6, 1997 г.
  119. А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М.: Эгвес, 2000. -272 с.
  120. А. М. Профессиональное образование России. Перспективы развития /ИЦП НПО РАО, М.- 1997.- 254 с.
  121. А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Уч. пособ. для студентов экон. и пед. ВУЗов и фак-тов. М.: Интерлакс, 1995.
  122. Г. С. Управление процессами занятости выпускников учебных заведений в условиях становления рыночных отношений: дисс. канд. социол. наук. М., 1995.
  123. Профессиональное образование в коммерческой сфере. (Под науч. ред. Л. Д. Федотовой). М., 1999. — 145 с.
  124. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: в 2 т. /под научной ред. И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999.-1 том-424 е., II том-816 с.
  125. Региональная политика и национальная доктрина образования. По материалам собрания Академии профессионального образования. М., 1999. — 62 с.
  126. Региональные системы начального профессионального образования. Проблемы развития, внебюджетная деятельность. М.: ИРПО, 2000, 106 с.
  127. Семь нот менеджмента. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1997.
  128. . Е. Экономический аспект профессионального образования региона. //Профессиональное образование № 9, 1997. С. 2 3.
  129. В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ -ХАУ в управлении педагогическими системами: уч. пособ. 3-е изд., испр. и доп.: Педагогическое общество России: М., 1999.-430 с.
  130. И. П. Европейская профессиональная школа. М., изд-во АПО, 1996, — 95 с.
  131. И. П. Создание российской системы профессионального образования. 1993.
  132. И. П. Новые модели финансирования профессионального образования /ИРПО ФАПО, М.: 1996 -152 с.
  133. И. П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М., 1998. — 102 с.
  134. Э. А. Основы теории организации: уч. пособ. для ВУЗов. М., Аудит, ЮНИТИ, 2000, — 375 с.
  135. Советы директоров и их роль в стратегическом управлении корпорациями: научно-аналитический обзор. -М.: ИНИОН РАН. 1995.
  136. Е. В. Основы базового профессионального образования. -Издат. центр АПО, М.: 2001.
  137. Е. В. Приоритеты российского начального профессионального образования. /Педагогика, № 2, 1999, -с. 58−61.
  138. Е. В. Основные итоги, проблемы и пути развития Российского образования. М.: Минобразование России, 1996.-161 с.
  139. П. И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. М., Новая школа, 1998,-288 с.
  140. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты /под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998. — 256 с.
  141. Л. Ф. Теоретические основы интегрированного содержания начального профессионального образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: 1993.-43 с.
  142. Л. Д., Читаева О. Б. И др. Профессиональное образование в коммерческой сфере. М., 2000.
  143. Т. И. Менеджмент в управлении школой //уч. пособ. для слушателей., М., МИП «NB Магистр», 1992, -232 с.
  144. В. М. Человековедческая компетентность менеджера. М., //Народное образование, 1999, — 432 с.
  145. С. Е., Шафиев Р. М. Социально-экономические аспекты развития образования в новых условиях хозяйствования. М.: РАО, Институт професионального самоопределения, 1994.
  146. Энциклопедия профессионального образования. /Под научн. ред. С. Я. Батышева. М.: РАО, 1998, т.1. — 566 е., т. — 549 с.
  147. Экономика образования //№ 1, 2001 с. 26 — 27.
  148. Т. В. Современное рыночное хозяйство как синтез коммерческого и некоммерческого секторов //Российский экономический журнал. 1996., N 4.
  149. В. А. Маркетинг в сфере начального профессионального образования /автореф. канд. дисс., М.- ИРПО, 1998.
Заполнить форму текущей работой