Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложность изучаемого явления, а также специфические для детей младшего школьного возраста особенности (недостаточный уровень развития речи, ограниченные возможности осознания младшими школьниками своих переживаний, психологические барьеры вербализации эмоций у детей) требовали применения методик, позволяющих более непосредственно диагностировать процесс эмоциональных переживаний. В соответствии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной сферы младших школьников
    • 1. 2. Пути развития эмоциональной сферы в научно-педагогической литературе
    • 1. 3. Значение музыкальных занятий в развитии эмоциональной сферы младших школьников
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ЗНАЧИМОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. История становления и возникновения дополнительного образования в России
    • 2. 2. Дополнительное образование как социально-педагогическая система
    • 2. 3. Программы дополнительного образования детей и характеристика музыкальных программ ДОД
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО -ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
    • 3. 1. Экспериментальная программа развития эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования
    • 3. 2. Методическое обеспечение эксперимента
    • 3. 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста на музыкальных занятиях
  • Выводы по 3 главе

Развитие эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, предопределили необходимость разработки теоретических и методических основ формирования инициативной, активной, самостоятельной, творчески ориентированной личности. Одним из источников активности развивающейся личности выступает эмоциональная сфера. Мир чувств и эмоций, как и другие формы психической деятельности, является способом отражения объективного мира и человека в нём и представляет собой многогранную и до конца не изученную сферу. Не случайно в последнее время эта область активно изучается современными исследователями (Р. Бак, В. К. Вилюнас, Е. П. Ильин, К. Е. Изард и др.) и представляет интерес, как для педагогической практики, так и теории. Однако наблюдения за реальной действительностью показывают, что сегодня само общество приводит личность ребёнка к деструктивным процессам. Социальное расслоение людей, духовная девальвация, недооценка и пересмотр моральных ценностей вызывают негативные отклонения в развитии чувств, эмоций детей. В связи с этим в качестве задач, поставленных обществом перед системой образования, выступает развитие их эмоционально-чувственной сферы. Однако для современной системы образования, направленной, прежде всего, на приобретение теоретических знаний, характерно недостаточное внимание к данной проблеме, в результате чего происходит усиление негативных эмоциональных проявлений, отсутствие навыков самопонимания и самовыражения, способности воспринимать прекрасное (Н.Г. Гаранян, Д. Гоулмен, В. И. Петрушин, А. Б. Холмогорова и др.). Благоприятные условия для решения этих задач создаются системой дополнительного образования детей. Многие положения дополнительного образования тесно связаны с принципами гуманистической педагогики и психологии, отстаивающей уникальность и самоценность личности и, как следствие, — необходимость создания оптимальных условий для развития её различных способностей.

А.Г. Асмолов, JI.K. Балясная, В. А. Березина, А. К. Бруднов, Г. П. Буданова, И. И. Буева, В. П. Голованов, В. А. Горский, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, А. Я. Журкина, О. Е. Лебедев, М. М. Левина, Р. А. Литвак, Л. Ю. Ляшко, Е. Н. Медынский, Н. Н. Михайлова, С. Т. Шацкий и др.). Однако, исследователи отмечают недостаточную разработанность теории в области дополнительного образования, значительный отрыв теории от практики (И.И. Буева,.

A.К. Бруднов, В. А. Березина и др.).

Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Влияние искусства на уровень развития эмоционально-эстетического сопереживания отражено в работах Л. С. Выготского, С. М. Каргапольцева, Б. М. Неменского, В. Г. Ражникова, Б. П. Юсова и др. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства, развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности (Ю.Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, А. Г. Костюк,.

B.В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. Д. Остроменский, В. И. Петрушин, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов и др.).

Труды этих исследователей свидетельствуют о том, что музыкальное развитие ребёнка оказывает незаменимое воздействие на его общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Младший школьный возраст характеризуется, как известно, особой эмоциональной впечатлительностью. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка. Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они очень изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, им свойственна природная активность, эмоциональная открытость. Другая характерная особенность этого возрастаэмоциональная неустойчивость, неумение управлять своими эмоциями, слабое осознание своих и чужих чувств (Е.П. Ильин).

Но психологические механизмы и условия развития эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в дидактике носят, как правило, описательный характер. Изучение литературы о сущности и специфике педагогической технологии в музыкальном воспитании позволяет говорить об отсутствии научно-методических разработок, специальных программ, стимулирующих эмоциональное развитие. Таким образом, противоречие между безусловной значимостью развития эмоциональной сферы младшего школьника в процессе музыкального воспитания и недостаточной разработанностью обозначенного положения в педагогической теории и практике обусловливает её актуальность, и проблема эта может быть сформулирована в виде вопроса: «Каковы организационно-дидактические условия развития эмоциональной сферы младших школьников и возможности их реализации?».

Объект исследования — процесс развития эмоциональной сферы младших школьников в системе дополнительного образования. Предмет исследования — организационно-дидактические условия развития эмоциональной сферы младших школьников в процессе обучения музыке.

Гипотеза исследования. В основе исследования находится предположение о том, что процесс развития эмоциональной сферы будет более эффективным, если.

1) реализуются такие организационно-дидактические условия, как: а) включение школьников в активную творческую деятельность в ходе выполнения комплекса игровых заданий на музыкальных занятияхб) обогащение содержания дополнительного образования детей за счёт введения в образовательный процесс ситуаций, активизирующих эмоциональную сферу учащихсяв) осуществление отбора содержания обучения с учётом принципа культуросообразности и в соответствии с логикой развития эмоциональной сферы младших школьниковг) организация совместной творческой деятельности педагога и учащихся, основанная на единении эмоционально-ценностных отношений;

2) создана дополнительная к основной программа музыкальных занятий для младших школьников, активизирующая их эмоциональную сферу;

3) будет выбран адекватный педагогический инструментарий для диагностики степени сформированности эмоциональной сферы у младших школьников;

Цель исследования — выявить совокупность организационно-дидактических условий развития эмоциональной сферы, теоретически их обосновать и опытно-экспериментальным путём подтвердить эффективность их реализации.

Задачи исследования:

1. Установить степень разработанности проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников и пути её решения на музыкальных занятиях;

2. Изучить научно-педагогическую литературу по организации дополнительного образования;

3. Проанализировать программы дополнительного образования детей и на этой основе разработать программу музыкальных занятий для младших школьников, активизирующих эмоциональную сферу;

4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению и реализации организационно-дидактических условий развития эмоциональной сферы младших школьников и доказать их эффективность.

Методологической основой исследования явились философские, психологические, педагогические концепции, раскрывающие процесс развития личности на принципах гуманизма, согласно которым растущий человек есть высшая ценность социального развитиясистемный и личностно-ориентированный подходы.

Теоретической основой исследования явились: концепции гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амона-швили, А. А. Баранов, Р. А. Валеева, И. Б. Ворожцова, Б. И. Додонов,.

A.Г.Исмагилова, В. И. Журавлев, В. П. Зинченко, А. Н. Утехина, Г. А. Ушаков, М. Г. Яновская, В.А.Якунин) — теория эмоционального стимулирования (М.Г. Яновская, E. J1. Яковлева) — концепция педагогической коммуникативной компетентности Г. С. Трофимовойположения отечественной и зарубежной психологии о природе и сущности эмоций (П.К. Анохин, Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, J1.C. Выготский, В. К. Вилюнас, Б. И. Додонов, К. Изард, СЛ. Рубинштейн, В. П. Симонов, А. Н. Леонтьев, Я. Рейковский и др.) — положения общей и музыкальной педагогики, эстетики, музыкознания о природе эстетической и музыкальной деятельности (Б.В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Е. В. Назайкинский, В. Г. Ражников, В.А. Сухо-млинский, Б. М. Теплов, К. Д. Ушинский и др.) — теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев, Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, В. К. Белобородова, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, В. Н. Шацкая и др.) — теория социализации младших школьников Н. Ф. Головановойтеория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.) — идеи педагогов музыкантов о роли музыкально-эстетического воспитания в гармоничном развитии детей (Ю.Б.Алиев, О. А. Апраксина, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Золтан Кодай, Карл Орф,.

B.Н. Шацкая и др.) — теоретические положения, раскрывающие сущность, содержание, структуру и специфику дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, Л. К. Балясная, В. А. Березина, А. К. Бруднов, Г. П. Буданова, И. И. Буева, В. П. Голованов, В. А. Горский,.

Е.Б. Евладова, Л. Г. Логинова, О. Е. Лебедев, М. М. Левина, Р. А. Литвак, Л. Ю. Ляшко, Е. Н. Медынский, Н. Н. Михайлова, С. Т. Шацкий и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов:

1. Теоретические: анализ научной литературы по педагогике, педагогической психологии, педагогике музыкального образованияанализ информационных ресурсов сети Интернет;

2. Эмпирические: наблюдение, беседа, опрос методом анкетирования, качественный и количественный анализ экспериментальных данных, педагогические беседы;

3. Экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента;

4. Статистические: методы математической обработки экспериментальных данных (установление статистической значимости различий между выборками).

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Центре эстетического воспитания детей Индустриального района г. Ижевска.

Этапы исследования:

Первый этап — констатирующий (2002;2003 г.) — анализ и обобщение научной литературы по теме исследования. Выбор темы, определение предмета, цели и задач исследования, формулирование гипотезы.

Второй этап — поисковый (2003;2005 г.) — разработка экспериментальной образовательной программыпроведение педагогического эксперимента, накопление и обработка полученной информации.

Третий этап — интерпретационный (2005;2006 г.) — анализ полученных результатов, их качественная интерпретацияобобщение и формулирование выводов по результатам исследования.

Научная новизна исследования:

1. Определены организационно-дидактические условия развития эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях: а) включение школьников в активную творческую деятельность в ходе выполнения комплекса игровых заданий на музыкальных занятияхб) обогащение содержания дополнительного образования детей за счёт введения в образовательный процесс ситуаций, активизирующих эмоциональную сферу учащихсяв) осуществление отбора содержания обучения с учётом принципа культуросообразности и в соответствии с логикой развития эмоциональной сферы младших школьниковг) организация совместной творческой деятельности педагога и учащихся, основанная на единении эмоционально-ценностных отношений;

2. Разработана программа музыкальных занятий для младших школьников, активизирующая их эмоциональную сферу в условиях дополнительного образования:

Теоретическая значимость исследования.

1. Обоснованы выявленные организационно-дидактические условия развития эмоциональной сферы младших школьников;

2. Теория дополнительного образования обогащена за счёт обоснованности качественно новых технологичных программ музыкального развития, адаптированных к личностным особенностям учащихся и ориентированных на установки современного образования;

3. Определены критерии и уровневые показатели сформированности эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в системе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования.

В образовательный процесс системы дополнительного образования внедрена программа музыкальных занятий для младших школьников, активизирующая их эмоциональную сферувыявлены условия и методы, способствующие эффективности эмоционального развития учащихся в музыкальной деятельностиавторская методика проведения музыкальных занятий по развитию эмоциональной сферы используется в Центре эстетического воспитания детей Индустриального района г. Ижевска.

Материалы исследования могут использоваться в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров дополнительного образования детей, а также преподавателями музыки в практической деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:. 1. Эмоциональное развитие младших школьников представляет собой сложный процесс качественных изменений личности ребёнка в контексте её социализации и предполагает умение школьников понимать и выражать своё эмоциональное состояние, определять эмоциональное состояние другого, проявлять эстетические эмоции, эмпатию и демонстрировать сбалансированность эмоций.

2. Развитию эмоциональной сферы младшего школьника способствует организация системы дополнительного образования детей — целостной многокомпонентной социально-педагогической системы учебно-воспитательной деятельности и творчества детей, осуществляемых на основе современных аксиологических и личностно-ориентированных подходов в образовании.

3. Организационно-дидактическими условиями развития эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях являются: а) включение школьников в активную творческую деятельность в ходе выполнения комплекса игровых заданий на музыкальных занятияхб) обогащение содержания дополнительного образования детей за счёт введения в образовательный процесс ситуаций, активизирующих эмоциональную сферу учащихсяв) осуществление отбора содержания обучения с учётом принципа культуросообразности и в соответствии с логикой развития эмоциональной сферы младших школьниковг) организация совместной творческой деятельности педагога и учащихся, основанная на единении эмоционально-ценностных отношений- 4. Структурно-содержательная программа развития эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях в условиях дополнительного образования позволяет активизировать их процесс эмоционального развития, что подтверждается позитивной динамикой по следующим критериям:

1) дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний объекта (художественное произведение, человек);

2) широта диапазона переживаемых и понимаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, способность к эмпатии;

3) уровень передачи эмоционального состояния в речевом аспекте;

4) умение отражать эмоциональное состояние двигательно-экспрессивными средствами;

5) проявление интереса к эстетической деятельности. Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, на методических семинарах кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии и педагогики УдГУ. Материалы исследования публиковались в сборниках научных трудов, материалах конференций. Экспериментальная программа была опубликована в 2004 г. в г. Ижевске У Р.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, приложения. Материал изложен на 170 страницах, содержит 28 таблиц, 7 рисунков. Библиографический список содержит 163 источника, в том числе ссылки на ресурсы Internet.

Выводы по 3 главе.

1.В разработанной автором экспериментальной программе были осуществлены следующие организационно-дидактические условия развития эмоциональной сферы: а) включение школьников в активную творческую деятельность в ходе выполнения комплекса игровых заданий на музыкальных занятияхб) обогащение содержания дополнительного образования детей за счёт введения в образовательный процесс ситуаций, активизирующих эмоциональную сферу учащихсяв) осуществление отбора содержания обучения с учётом принципа культуросообразности и в соответствии с логикой развития эмоциональной сферы младших школьниковг) организация совместной творческой деятельности педагога и учащихся, основанная на единении эмоционально-ценностных отношений;

2. В ходе формирующего эксперимента была реализована авторская программа развития эмоциональной сферы младших школьников средствами музыкальных занятий в условиях дополнительного образования.

3. Сложность изучаемого явления, а также специфические для детей младшего школьного возраста особенности (недостаточный уровень развития речи, ограниченные возможности осознания младшими школьниками своих переживаний, психологические барьеры вербализации эмоций у детей) требовали применения методик, позволяющих более непосредственно диагностировать процесс эмоциональных переживаний. В соответствии с этими требованиями был выбран адекватный целям диагностический инструментарий. Качественный и количественный анализ обучающих возможностей использования экспериментальной программы выявил рост показателей по всем критериям эмоционального развития. По некоторым показателям разница между констатирующим и контрольным срезами в экспериментальной группе довольно значительна, что нашло своё отражение в представленных таблицах. Достоверность статистических различий между показателями уровня развития критериев эмоционального развития позволяют считать начальные и итоговые показатели различными уровнями развития эмоциональной сферы.

Таким образом, анализ динамики развития эмоциональной сферы в экспериментальной группе позволяет утверждать, что экспериментальная программа оказала положительное влияние на её развитие при обучении музыке в условиях дополнительного образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для современной педагогики характерна направленность на личностно-ориентированное образование. Эмоциональное развитие личности составляет одно из условий успешности её реализации. Эмоции есть важнейшее средство общения и регулятор социального поведения человека. Эта социальная природа чувств и эмоций проявляется наиболее чётко в непосредственном общении с другими людьми, коллективом, обществом.

Исследование развития эмоциональной сферы, её структуры, содержания, места и роли в образовании младших школьников потребовало изучения работ по психологии, педагогике, музыкальной педагогике, где накоплен достаточный опыт по обозначенной проблеме. В ходе исследования были рассмотрены и определены ключевые понятия исследуемой проблемы: «эмоциональная сфера личности», «развитие эмоциональной сферы», «критерии эмоционального развития», «эмоционально-ценностное переживание». Анализ педагогической литературы показал, что в современном обществе эмоциональность является ключевым фактором, обеспечивающим жизненный успех. Эмоции оказывают значительное влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление. От эмоций, которые чаще всего испытывает ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с людьми, а, значит, и успешность его социального развития. Анализ научно-теоретической литературы позволил рассматривать эмоциональное развитие как сложный закономерный процесс качественных изменений личности в контексте её социализации и предполагает умение понимать и выражать своё эмоциональное состояние, определять эмоциональное состояние другого, способность к проявлению эстетических эмоций, к эмпатии, сбалансированность эмоций.

В результате рассмотрения музыкально-педагогической литературы рассмотрена проблема музыкального восприятия как эмоционального познания действительности, доказана необходимость музыкального воспитания для развития эмоциональности. Средствами эмоционального развития могут (и должны) стать произведения музыкального искусства.

Актуальность проблемы влияния дополнительного образования на развитие эмоциональной сферы младших школьников обусловлена современной парадигмой образования, направленной на личностно-ориентированное развитие. Анализ научно-методической литературы и учебной документации позволяет утверждать, что дополнительное образование есть целостная многокомпонентная социально-педагогическая система учебно-воспитательной деятельности и творчества, осуществляемых на основе форм и методов гибкого взаимодействия педагогов, воспитанников и их родителей и позволяющая создать оптимальные условия для развития различных способностей личности, в том числе её эмоционального развития. Основную особенность системы дополнительного образования составляет её вариативность, которая обеспечивает возможность учитывать изменения в социальном заказе на образовательные и социокультурные услуги, удовлетворять меняющиеся потребности детей, внедрять в образовательный процесс инновационные технологии.

В ходе исследования, на прогностическом этапе была разработана программа эмоционального развития младших школьников на музыкальных занятиях. Программа отвечает всем требованиям программного обеспечения дополнительного образования, рассмотренных в главе 2. Дидактические принципы, на которых основывается программа, являются актуальными для дополнительного образования: культуросообразности, личностно-деятельностного подхода, гуманизации, индивидуализации, межпредметности.

Проведена экспериментальная проверка эффективности разработанной программы, применены диагностические средства, адекватные выявленным критериям эмоционального развития. Анализ динамики развития эмоциональной сферы в экспериментальной группе показал положительные и статистически значимые изменения по всем критериям.

Подводя итоги настоящего исследования, можно говорить о том, что основная цель исследования — выявление совокупности организационно-дидактических условий развития эмоциональной сферы, теоретическое обоснование и подтверждение опытно-экспериментальным путём эффективность их реализации, — достигнута.

В ходе проведения теоретического и эмпирического анализа была подтверждена гипотеза исследования и сделан вывод о том, что развитие эмоциональной сферы будет осуществляться более эффективно при выполнении обозначенных педагогических условий.

Перспектива исследования, на наш взгляд, состоит в возможности выхода его выводов за пределы возрастных рамок младшего школьного возраста. Авторская программа развития эмоциональной сферы младших школьников на музыкальных занятиях может быть использована в проектировании и реализации образовательного процесса в условиях дополнительного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. 112 с.
  2. Т.Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. 148 с.
  3. Ю.Б. Настольная книга школьного учителя — музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2000. 334 с.
  4. Ш. А. Как живёте, дети?: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  5. Ш. А. Школа жизни. М.: Издат. Дом Шалвы Амонашвили, 2000.- 144 с.
  6. Е.М. Создание эстетической среды как важное средство воспитания школьников. // Средовый подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям: Материалы Респ. науч. конф. Ижевск: УдГУ, 2005.-С. 40−41
  7. П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.-С. 181−187.
  8. О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». -М.:Просвещение, 1983. 224 с.
  9. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. / Ред. и вступит, ст. Е. М Орловой. — Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1973.- 142 с.
  10. .В. Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. -Л.: Музыка, 1971.-420 с.
  11. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. — № 9. — С. 6−8.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 105 с.
  13. А.В. И.А. Сикорский о нравственном воспитании. // Педагогика. -2004. -№ 10.-С. 66−73.
  14. Л.К. Изучение, анализ и оценка сложившейся практики организации свободного времени учащихся (рекомендации) // Классный руководитель. 1999. — № 6. — С. 39 — 42.
  15. А.А., Бутолин С. Г. Методы изучения личности школьника: Метод, рекомендации к педагог, практике для студентов III курса ПФФК. Ижевск: УдГУ, 1991. — 14с.
  16. Т.А., Шекалов В. А. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей. Серия «Мир вашего ребёнка». -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 416 с.
  17. М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во рос. открытого университета, 1995. — 139 с.
  18. В.Г. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982.-288 с.
  19. В.К. Развитие эмоций младших школьников средствами музыки. // Советская педагогика. -1985. -№ 6. С. 29−32.
  20. В.К., Ригина Г. С., Алиев Ю. Б. Музыкальное восприятие школьников. / Под ред. М. А. Румер. М.: «Педагогика», 1975. — 159 с.
  21. В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. — 147 с.
  22. П.П. Психология младшего школьника. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии, 1997. — 574с.
  23. А.А., Ковалёв Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление. // Педагогика. 1992. — № 5 — 6. — С. 65 — 70.
  24. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  25. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  26. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических системах и теориях воспитания. М. — Ростов-н.-Д., 1999.-560 с.
  27. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 352 с.
  28. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  29. А.К. Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.// Внешкольник. 1998. — № 6. — С.2 — 4.
  30. Г. П. Свободное время: «за» или «против» детства. М., 1994. 56с.
  31. БуеваИ.И. Дополнительное образование на рубеже веков.// Внешкольник. 1998. № 6. С. 14−19
  32. Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века). Казань: Казанский пед. университет, 1997. — 172 с.
  33. Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  34. Н.А. Музыка в 1 классе: Методические рекомендации и нотная хрестоматия для учителя. Кишинёв: Лумина, 1986. — 123 с.
  35. В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 142с.
  36. И.Б. Культурологическая основа личностно-позиционно-деятельностной модели обучения. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2001. — 49 с.
  37. JI.C. Воспитание эмоционального поведения. // Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — С. 94−107.
  38. JI.C. Эмоции и их развитие в детском возрасте. // Собрание сочинений: В 6 т. -М.: Педагогика, 1984. Т. 2. — С. 416−436.
  39. .А., Дорфман Л. Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики. // Вопросы психологии. 1980. — № 1. -С. 94−100.
  40. С.И. Основы педагогики. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  41. В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2004. — 239 с.
  42. В.А., Журкина А. Я., Ляшко Л. Ю. Требования к программам дополнительного образования // Дополнительное образование. — 2002. — № 2. С. 3−8.
  43. В.А., Попова Г. Н. Дидактическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования. М., 2003. — 88 с.
  44. Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.-77 с.
  45. Т.А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. -М.: Айрис-пресс, 2004. 60 с.
  46. Ч. Выражение эмоций у человека и животных: Соч. Т.5. М.-Л., 1953.-С. 659−680.
  47. .И. В мире эмоций. Киев: Политиздат Украины, 1987. -139 с.
  48. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений. / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
  49. И.В., Данилова Е. Е., Прихожан A.M. Психология. М.: Академия, 2003. — 464с.
  50. Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2002. — 352 с.
  51. В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб: Изд. «Лань», 2000.- 192 с.
  52. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  53. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Минобразование России, 1992.-40 с.
  54. А.В. Психическое развитие ребёнка // Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1986. Т. 1 — 316 с.
  55. В.П. Перспектива ближайшего развития развивающего образования. //Психологическая наука и образование. 2000. — № 2. -С. 8−16.
  56. К.Е. Эмоции человека / Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-440 с.
  57. Е.И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. — 288 с.
  58. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  59. Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке в общеобразовательной школе // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательных школ. 1−3 классы. М.: Просвещение, 1983. — С.22−29.
  60. М.С. Морфология искусства. М.: Искусство, 1972. — 426 с.
  61. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. -140 с.
  62. О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка: Учебное пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 191 с.
  63. С.М. Развитие у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального восприятия: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1987. — 213 с.
  64. А.И. Педагогические условия развития творческой активности учащихся в системе дополнительного образования: Дисс.. канд. пед. наук. Ижевск, 2004. — 176 с.
  65. .М. Ключ к успеху. М.: НИИ семьи, 1998. — 133 с.
  66. Кодай 3. Избранные статьи. М.: Советский композитор, 1982. — 288 с.
  67. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176 с.
  68. Кон И. С. Социологическая психология: Избранные психологические труды. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. — 555 с.
  69. Н.Ю. Общекультурная компетентность как показатель образованности учащихся школы: Пособие для самообразования. СПб.: Санкт-Петербургский университет педагог-го мастерства, 2000. — 41 с.
  70. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Внешкольник. 2002. № 4. — С. 2−4.
  71. Я. Воспитание личности: Кн. для учителя / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. В. Ф. Кочнев. М.: Просвещение, 1992. — 285с.
  72. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании / Пер. с польск. М.: Политиздат, 1990. — 493 с.
  73. А.Г. Восприятие мелодии: Мелодические параметры процесса восприятия музыки. Киев: Наукова думка, 1986. — 189 с.
  74. Е.Д. Музыка: 1−4 кл. Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М.: Просвещение, 2004. — 207с.
  75. А.Г. Личностно ориентированный подход к современному уроку: учебное пособие. Хабаровск, 2001. — 98 с.
  76. B.JI. Формирование певческо-слуховых навыков у школьников на основе духовно-эмоционального интонирования музыки. — Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002. — 32 с.
  77. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  78. А.А. Деятельностный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001.-392 с.
  79. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  80. Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. М.: АПКиПРО, 2003. — 132 с.
  81. Р.А. Социализация личности ребёнка в деятельности детских общественных объединений. Челябинск: ЧГПУ: ДПиШ, 2000. — 167 с.
  82. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  83. Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк (об основах муз. искусства и его эволюции). 2-е изд. — М.: Музыка, 1991. -79 с.
  84. А. Самоактуализация. // Психология личности: Тексты. М., 1982.- 110 с.
  85. В.В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1983. -46 с.
  86. Методические рекомендации к программе по музыке для общеобразовательных школ Удмуртской Республики. 1−4 классы / Сост. М. И. Тукмачёва. Глазов: Изд-во Глазов, гос. пед. ин-та, 1999. — 38 с.
  87. Н.Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий.-М.: ИРПО, 2001.- 132 с.
  88. А.В. Социализация и воспитание. М.: Изд. Фирма «Сентябрь», 1997.-96 с.
  89. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений /JI.B. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.- Под ред. JI.B. Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -232 с.
  90. Г. Психология и учитель. / Пер. с англ. — М.: Совершенство, 1997. 320 с.
  91. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
  92. .М. Культура искусство — образование. — М.: Центр МКО, 1993.-79 с.
  93. Р.С. Общие основы психологии: Книга первая. М.: «ВЛАДОС», 1994.-572 с.
  94. А.А. И.А.Сикорский: Гармония развития и воспитания. // Педагогика. 1994. -№ 3.
  95. Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  96. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1999. — 448 с.
  97. А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М.: Наука, 1997. 105 с.
  98. Д. Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1986. — 47 с.
  99. А.Е. Эмоции и воспитание. М.: Знание, 1983. — 80 с. ЮО. Острогорский А. Н. Избранные педагогические сочинения./Сост.
  100. М.Г. Данильченко. М.: Педагогика, 1985. — 352 с. 101.0строменский В. Д. Формирование музыкального познания. — Кишинёв:
  101. Штиинца, 1988.- 154 с. 102. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  102. ЮЗ.Петрушин В. И. Моделирование эмоций средствами музыки. // Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С. 141−144.
  103. В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Композитор, 1997. -162 с.
  104. Л.Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: Дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999. 120 с.
  105. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования: Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 20−24 марта 1995 г. — 163 с.
  106. Программа по музыке для общеобразовательных школ Удмуртской Республики. классы. / Сост. М. И. Тукмачёва. Глазов: Изд-во Глазов, гос. пед. ин-та, 1999. — 46 с.
  107. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Г. Б. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.-440 с.
  108. Психология личности и деятельности школьника. /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
  109. Ю.Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебпособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др. М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 368 с.
  110. Психология эмоций. Тексты. 2-ое изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1993. — 304 с.
  111. В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький эмо» // Дошкольное воспитание. 1996. — № 9.
  112. З.Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. — 168 с.
  113. Реализация межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей на 2002 2005 гг. (Из опыта работыорганов управления образованием субъектов Российской Федерации). -М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. 84 с.
  114. Я. Экспериментальная психология эмоций. / Пер с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса- общ. ред. О. В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979.-392 с.
  115. РоговЕ.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: ВЛАДОС, 1996. 529 с.
  116. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. -720 с.
  117. С.Л. Эмоции. // Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т. 2.-С. 140−181.
  118. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Г. Н. Джибладзе- Сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. — Т. 2. -336 с.
  119. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 120с.
  120. Е.Г. Развитие творческой активности младших школьников на основе интеграции индивидуального и дифференцированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 2000.-23 с.
  121. А.Н. Воспитательная роль музыки. Изд. 2-е доп. — Л.: Музыка, 1975.-61 с.
  122. Г. Л. Воздействие опыта исполнения классической музыки на формирование личности старшеклассника (на примере вокальной студии «Классика») // Искусство и образование. 2004. — № 4 (30). — С. 48−51.
  123. Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.-270 с.
  124. В.А. Избранные педагогические сочинения: В трёх т. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. -М.: Педагогика, 1979. Т. 1. — 560 с.
  125. В.А. О воспитании. / Сост. С.Соловейчик. М.: Изд-во полит, лит., 1973.-С. 170−171.
  126. В.А. Потребность человека в человеке. М.: Сов. Россия, 1981.-96с.
  127. Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979. — 191 с.
  128. Г. С. Психология художественной игры (на материале уроков музыки в 1 -3 классах). // Музыка в школе. 1988. — № 1. — С. 15−19.
  129. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 11. — С. 7−26.
  130. .М. Психология индивидуальных различий. Способности и одарённость. Психология музыкальных способностей. // Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.-Т.1.-С. 14−222.
  131. Н. А. Музыкально-эстетическое воспитание I IV классы. -М.: Просвещение, 1994 г. — 140 с.
  132. Г. С. Методические рекомендации по работе с ритмически организованными учебными текстами (для преподавателей иностранного языка). Ижевск: УдГУ, 2000. — 24 с.
  133. Г. С. Методика измерения уровня педагогической коммуникативной компетентности учителя. Ижевск: УдГУ, 1997. -24 с.
  134. Г. С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика): Монография. Ижевск: «Купол», 1999. — 282 с.
  135. Г. С. Основы педагогической коммуникативной компетентности: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. -76 с.
  136. Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности: методологический аспект: Монография. Ижевск: ФГУП «Купол», 1999. — 90 с.
  137. Ю.Н. Музыкальная фактура и мелодическая фигурация. М.: Музыка, 1980.-311 с.
  138. А.Н., Веретенникова JI.K. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования. -Ижевск: Изд. Дом «Удмуртский университет», 2000. — 131 с.
  139. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1988.-Т.1.-414с.
  140. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. -Т.1.-776 с.
  141. А.Б. Развитие социально-педагогических функций учреждения дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. -М.: МИФИ, 1990.- 124с.
  142. П.В., Попов B.C. Теория м методика муз. воспитания: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Изд-во «Лань», 2000. — 224 с.
  143. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 65−73
  144. Е.Д. Мозг и активация. М., 1972. — 380 с.
  145. Т.П., Еремеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. -М.: Педагогика, 1991. -232 с.
  146. В.И. Мотивация учебной деятельности: Учеб. пособие. -Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1991.-51 с.
  147. М.И. Психогймнастика / Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1995.- 160 с.
  148. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М.: Педагогика, 1975. 200 с.
  149. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. 370 е.- Т. 2. — 388 с.
  150. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности: Автореф. дисс.. канд. философ, наук. -М., 1965. 16 с.
  151. Д.Д. О времени и о себе: 1926−1975./ Сост. М. М. Яковлев. -М.: Сов. композитор, 1980. -375 с.
  152. Д.Б. Детская психология. М.: Педагогика, 1960. — 328 с.
  153. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики: (педагогическая наука реформе школы). / Под ред. М. Д. Таборидзе. -М.: Педагогика, 1988. — 104 с.
  154. Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству // Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.: Аквариум, 1997. — 272 с. (Серия: У тебя получится).
  155. .П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1984. -32 с.
  156. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М., 1996.-95с.
  157. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  158. П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 304 с.
  159. П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). — М.: Просвещение, 1966.-291 с.
  160. Д.Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей. М.: Айрис-пресс, 2004. — 128 с.
  161. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии. 1997. № 4. — С. 20−27.
  162. В.А. Педагогические условия эмоционального развития младших школьников в певческой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2001.- 163 с.
  163. Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М.: «ПЕР СЭ», 2000. — 351 с.
  164. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974.- 128 с.
  165. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  166. Daniel Goleman. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More than IQ. -New York: Bantam Books, 1997. 394 p.
  167. Plutchik R. The emotions: Facts, theories and new model. N.Y.: Random House., 1962.-204 p.169. http://festival. 1 september.ru/2 004 171
Заполнить форму текущей работой