Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественное осмысление нравственно-философских проблем в лирике Исхака Машбаша

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С проблемой достижения гармонии во взаимоотношениях людей связана любовная лирика И.Машбаша. Примером художественного решения любовной темы в раннем творчестве поэта является стихотворение «Журавли», связанное с традициями И. Бунина, Н. Заболоцкого, Р. Гамзатова, в то же время отличается новизной, прежде всего, главного поэтического образа. Уже в раннем творчестве его любовной лирике присущи… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • I глава. Лирика Исхака Машбаша в контексте русской и адыгейской поэзии
    • 1. 0. лирическом роде в мировой и русской литературе
    • 2. Обзор развития адыгейской поэзии и роли в ней лирики
    • 3. Эволюция лирики Исхака Машбаша
  • II глава. Художественное осмысление нравственно-философских проблем в лирике Исхака Машбаша
    • 1. Нравственно-философская концепция лирического «я»
  • Исхака Машбаша
    • 2. Проблематика и мотивы философской лирики Исхака Машбаша
    • 3. Поэтика и проблемы перевода

Художественное осмысление нравственно-философских проблем в лирике Исхака Машбаша (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В сложной картине многонациональной поэзии в России последних десятилетий XX века все отчетливее проявляются краски и оттенки индивидуального лирического голоса поэтов новописьменных народов.

Этот факт — свидетельство позитивных явлений, характеризующих становление и развитие новой поэтической культуры в творчестве отдельных представителей литературы и национальном художественном мышлении в целом.

Адыгейская поэзия за короткий срок прошла путь динамичного развития от устно-поэтических форм до жанров философской лирики.

Этот сложный процесс с ориентацией на мировой художественный опыт шел через диалектическое усвоение фольклорных традиций, преодоление влияния теории «бесконфликтности" — к овладению литературными формами художественного мышления и созданию языка лирики.

Формы и существо эволюции адыгейской лирики, ее этапы во многом закономерны для новописьменной, в частности, адыгейской лирики и в каких-то основных качествах совпадают с процессами, идущими в российской поэзии 20−90-х годов XX века.

В адыгейском литературоведении сложилась следующая периодизация эволюции национальной поэзии:

I период — 20−30-е годы.

Зарождение и становление адыгейской поэзии. Интенсивность художественных поисков поэтов первого поколения А. Хаткова, М. Паранука, Х.Андрухаева.

Публицистический, декларативный характер гражданской лирики.

II период — 40−50-е годы.

Влияние кризисных ситуаций, сложившихся под давлением теории «бесконфликтности». Развитие гражданской лирики в поэзии М. Паранука, С. Яхутля, А. Евтыха, А. Гадагатля, К. Жанэ, Х.Ашинова.

Усиление медитативного начала в поэзии И. Машбаша и Х.Беретаря.

III период — 60−70-е годы.

Преодоление кризисных ситуаций в поэзии, связанное с развитием философской лирики.

Возрастание объема интеллектуально-философской лирики в поэзии И. Машбаша, Х. Беретаря, К.Кумпилова. Приобщение к российской и мировой классике.

IV период — 80−90 годы.

Формирование собственно-философской поэзии в ее специфических жанровых формах (поэзия И. Машбаша, Н. Куека, К. Кумпилова, М. Емиж).

Этапы развития адыгейской поэзии, имена ее ярких представителей говорят в пользу мысли о все возрастающей роли лирики в интеллектуальном обеспечении адыгейской поэзии.

Наиболее убедительно в творческом плане этот процесс воплощен в поэзии Исхака Машбаша.

Глубокое осмысление поэзии и прозы И. Машбаша читателем и наукойнеоспоримый факт, о чем свидетельствуют документы: письма, газетные и журнальные публикации, статьи и монографии по его творчеству, начиная с 50-х годов.

Необходимо назвать имена тех критиков и литературоведов, которые внесли определенный вклад в изучение поэзии И.Машбаша. Это первый рецензент поэта М. Кунижев1, который с ранних публикаций молодого автора увидел в нем большого, многообещающего поэта. И это оправдалось всем дальнейшим творчеством И.Машбаша.

Новаторские черты поэзии И. Машбаша 60-х годов были подмечены в ряде работ Т. Чамокова2.

Нельзя не уделить внимания и другому критику — М.Горенштейну. В его статье «Лирика Исхака Машбаша» 3 была предпринята первая попытка охарактеризовать.

1 Кунижев М. Мир поэта.//Дружба.-1958, — № 8. С15−17.

2 Чамоков Т. Успех поэта.//Дружба.-1962.-№ 3. С.28−30;

Мелодии сердца.//Дон.-1965.-№ 3. С.25−30;

Традиции и новаторство в адыгской поэзии и русско-адыгские поэтические связи. Диссертация на соиск. канд. филол. наук. М., 1967;

О традиции и новаторстве в поэзии адыгских литератур.// Ученые записки АНИИ.Т.6. Майкоп, 1968. С.35−40.

3 Горенштейн М. Лирика Исхака Машбаша. // Адыгейская филология. Вып. 4, Ростов-на-Дону, 1970. С.21−25. лирическую сторону дарования молодого поэта. Одна из первых попыток общего обзора творчества И. Машбаша сделана в статье Н. Гишева «Творчество Исхака Машбаша» 1. Автор в основном избрал идейно-тематический принцип анализа произведений поэта.

Однако в большинстве случаев эти, безусловно интересные с литературоведческой точки зрения 7 работы касаются лишь отдельных сторон машбашевского творчества. Наш пристальный интерес вызывают обобщающие труды по данной теме.

Наиболее значительный вклад в машбашеведение (термин наш) внес К.Шаззо. Попытаемся охарактеризовать его основные тезисы. В статье «Главная мера — человек!» литературовед исследует истоки таланта И. Машбаша, справедливо отмечает огромное влияние на его становление одного из поэтов «старшего поколения» Ахмеда Хаткова. Исследователь подчеркивает, что «Исхак Машбаш как бы хочет услышать голос самого поэта, его напряженное дыхание, особый размах ритма строк А. Хаткова, почти неуловимого, неощущаемого, но существующего в стихе» 2.

Влияние А. Хаткова на И. Машбаша, по мнению К. Шаззо, ощущается в первой же поэме молодого автора «Сильные люди». Однако уже в ней критик подмечает что-то особенное, т. е. индивидуальные черты лирики И. Машбаша, который, как мы это увидим позже, взяв лучшее у своего учителя, идет дальше, развивая адыгейскую поэзию так, что его имя уже стоит в одном ряду с именами видных, известных на весь мир поэтов Кавказа — Расула Гамзатова из Дагестана, Алима Кешокова из Кабарды, Кайсына Кулиева из Балкарии.

В монографии «Ступени» 3 К. Шаззо представляет читателю Машбаша-человека и Машбаша-поэта, подчеркивая, что эти два понятия неразрывны. Автор книги размышляет о тех ступенях, которые преодолевал и преодолевает поэт, о том, что способствовало развитию его таланта. Для нашего исследования эта книга представляет безусловный интерес, т.к. именно в ней ученый делится своими.

1 Гишев Н. Творчество Исхака Машбаша. // Ученые записки, Т.XVIII.

Литература

и фольклор. Майкоп, 1973. С.104−129.

2 Шаззо К. Главная мера — человек ¡-//Молодые о молодых. М., 1974. С. 5.

3 Шаззо К. Ступени. Исхак Машбаш: жизнь и творчество. Майкоп, 1991. наблюдениями над тем, как менялся, рос поэт, как от созерцательной лирики он пришел к лирике философской.

Известно также немало статей К. Шаззо, посвященных выходу очередного сборника поэта1 или исследующих некоторые проблемы его творчества2. Немало внимания поэзии и прозе И. Машбаша литературовед уделяет и в другой монографии «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» 3, где дается характеристика адыгской лирики 50-х гг. Здесь необходимо подчеркнуть следующий тезис К. Шаззо: «В одическую поэзию второй половины 50-х гг. стали проникать мотивы раздумывающей лирики, которая более всего была характерна для А. Кешокова, Б. Куашева и для тех, которые составили после войны новое поэтическое поколениеИ. Машбаша, Ф. Балкаровой, Шейх Залима, З. Налоева, З. Тхагазитова, Х. Беретаря, К. Эльгара — среднее поколение адыгских поэтов» .4 К. Шаззо также отмечает, что главным жанром в первых сборниках И. Машбаш избрал высокую оду. Однако по верному, на наш взгляд, наблюдению критика, И. Машбаш с каждой своей новой книгой стихов все больше тяготел к раздумчивости, хотя эти качества лирики поэта не так быстро проявились в последующие годы. Так, характеризуя сборники «Новая песня» (1960), «Созвездие» (1962), К. Шаззо высказывает мысль, что в них (сборниках) поэт дает ряд образцов современной оды («В музее революции», «Когда говорят о мире», «Не спорю», «Салам», «Мой аул»), однако «на жанровых основаниях оды, расширяя их, И. Машбаш создает новый жанр публицистики — современную балладу» .5.

Несомненный интерес представляет и следующее наблюдение: «.Оды и баллады И.Машбаша. произвели революцию в адыгской лирике 50−60-х гг.» 6 В работе К. Шаззо также содержатся важные для нашего исследования мысли о формах и существе эволюции новописьменной лирики 50−60-х гг., как правило, становящейся в 70-е гг. интеллектуально философской.

1 Шаззо К. Мелодии сердца//Дружба народов-1965 -№ 5. С. 10−12.

2 Шаззо К. Герой и его время//Советская Кубань.-1973.-29 сентября. С. 2.

3 Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978.

4 Там же. С. 186.

5 Там же. С. 189.

6 Там же. С. 187.

Не имея возможности в коротком введении охарактеризовать все, безусловно представляющие большой научный интерес, работы К. Шаззо, мы ограничились характеристикой лишь наиболее крупных работ этого видного адыгского литературоведа, близких нашей проблеме. Мы не раз еще вернемся к этим трудам.

Работы, ставшие немалым вкладом в изучение творчества И. Машбаша, принадлежат известному литературоведу и критику Т.Чамокову. Так, наибольший интерес для нашего исследования представляет его монография «В созвездии сияющего братства» 1, в которой автор правомерно считает «значительными явлениями адыгейской поэзии книги И. Машбаша «Сидунай» («Мой мир», 1957), «ОрэдыкГ («Новая песня», 1960), «Лъэоян» («Ступени», 1967), «Мосты» («Лъэмыджхэр», 1972). Т. Чамоков убедительно показывает место поэзии И. Машбаша в адыгской и северокавказской литературах, исследует ее истоки и мотивы развития от декларативности к аналитичности, рассматривает в жанрово-тематическом плане лирику поэта до 1976 г. Чрезвычайно ценной в содержании работы является характеристика поэтики И.Машбаша. Ученый ставит очень важный, на наш взгляд, вопрос о переводах стихов И. Машбаша на русский язык различными авторами. Верна мысль литературоведа о том, что любое произведение, переведенное на другой язык, теряет многое. Не случайно для того, чтобы серьезно говорить о творчестве того или иного писателя, необходимо читать его произведения на языке оригинала. Эта необходимость возрастает вдвойне, когда речь идет о поэзии. Как совершенно справедливо отмечает Т. Чамоков, «не сразу стали звучать стихи поэта в русском переводе «по-машбашевски». переводчики старались как бы подчинить своей стилистике саму машбашевскую манеру.» 2 Подлинный поэтический голос И. Машбаша зазвучал, как отмечает автор книги, в переводах Людмилы Бахаревой и Валентины Твороговой.

В названной монографии Т. Чамоков верно отмечает, что с годами заметно расширился диапазон лирики И. Машбаша, в которой достигается органическое слияние судьбы человека и природы" .3 Весьма важной, на наш взгляд, является мысль.

1 Чамоков Т. В созвездии сияющего братства. М., 1976.

2 Там же. С. 227.

3 Там же. С. 231.

Т.Чамокова о том, что «И.Машбаш значительно развил реалистические традиции адыгейской поэзии, заметно обновил художественно-выразительные средства национального стиха. в своем стремлении познать глубину внутреннего мира человека поэт не утрачивает живой связи с национальной почвой.» 1 Новаторские черты поэзии И. Машбаша в соотнесении с опытом развития адыгской поэзии были рассмотрены также в кандидатской диссертации Т. Чамокова «Традиции и новаторство в адыгской поэзии и русско-адыгские поэтические связи» 2.

Перу Т. Чамокова принадлежит также немало статей, посвященных И.Машбашу.

Другой исследователь адыгейской поэзии, К. Паранук, в своей диссертации «Жанровое многообразие адыгейской поэзии 1946;1982гг» 3 дает развернутую характеристику того периода, в который пришел в литературу И. Машбаш, отмечает фольклорные традиции в творчестве поэта, обоснованно отводит ему одно из ведущих мест в развитии адыгейской лирики, справедливо называя И. Машбаша, наряду с Хамидом Беретарем, ее ярким представителем.

Творчеству писателя, чья лирика стала предметом нашего исследования, посвящена диссертационная работа молодого ученого Ш. Ергук4, сосредоточившей внимание на романной прозе И.Машбаша. Наблюдения автора над творческой манерой поэта обогатили наши представления о его стиле.

В обзоре научной литературы необходимо остановиться на трех работах последних лет: Х. Бакова, А. Тхакушинова, С.Демченко.

Очень интересна своей обстоятельностью и рядом ценных наблюдений монография Х. Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии"5. В своей книге X. Баков определяет главное значение поэзии И. Машбаша, который значительно расширил границы адыгской лирики. В анализе поэзии И. Машбаша автор сосредоточился на нравственно-философских исканиях.

1 Чамоков Т. В созвездии сияющего братства. М., 1976. С. 234.

2 Чамоков Т. Традиции и новаторства в адыгской поэзии и русско-адыгские поэтические связи. М., 1967.

3 Паранук К. Жанровое многообразие адыгейской поэзии 1946;1982гг.Диссертация на соиск. канд. филол. наук. Тбилиси, 1984.

4 Ергук III. Жанровое и идейно-художественное своеобразие романов Исхака Машбаша (поэтика и стильб-Диссертация на соиск. канд. филол. наук. Майкоп, 1994.

5 Баков X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. лирического героя, что представляет для нас несомненный интерес. Мы разделяем идеи Х. Бакова и стремимся воплотить их в практику своего анализа лирики И.Машбаша.

В книге А. Тхакушинова «В зеркале социологии"1, посвященной проблемам социологии литературы постреволюционного периода, во 2-й и 3-й главах рассматривается адыгейская поэзия 40−60-х и 60−80-х годов. Автор тоже констатирует укрепление философского начала в поэзии 60−70-х годов (И.Машбаша, Х. Беретаря, Н. Багова, Р. Нехая)2, характеризует лирику И. Машбаша в широких сопоставлениях ее с лирикой Х. Беретаря, Н. Куека, Р. Нехая и других поэтов 70−80-х годов.

Интересна диссертационная работа С. Демченко «Эволюция художественно-эстетического исследования жизни в адыгской философской лирике"3, в которой вторая глава преимущественно посвящена философской лирике И. Машбаша и З.Тхагазитова. Автор работы внимательно исследует традиции А. Кешокова, Р. Гамзатова, К. Кулиева и новаторскую сущность лирики И. Машбаша 60−70-х годов. Заслуживает особого внимания оригинальный анализ ряда известных его стихотворений, в которых через систему художественных средств И. Машбаша раскрыта лирическая сущность его поэзии. Мы считаем важным и суждение С. Демченко о том, что «философское начало. становится главным элементом в фактуре и внутренней организации стиха"4, и стремление автора работы показать новоизменения в поэтике философских произведений И.Машбаша.

В нашем исследовании мы не пытаемся ставить вопрос об адыгейской лирике в целом, т.к., на наш взгляд, этот вопрос может решаться лишь на обширном сравнительном материале. Мы видим перед собой цель более скромную: попытаться рассмотреть нравственно-философский аспект лирики Исхака Машбаша в единстве с ее поэтикой, а для достижения этой цели делаем попытку проследить эволюцию лирического «я» Исхака Машбаша, определить формы выражения авторского сознания этого талантливого адыгейского поэта, осмыслив в нравственно-философском аспекте.

1 Тхакушинов А. В зеркале социологии. Майкоп, 1995.

2 Там же. С. 133.

3 Демченко С. Эволюция художественно-эстетического исследования жизни в адыгской философской лирике. Диссертация насоиск. канд. фипоп. наук. Майкоп, 1998.

4 Там же. С. 75. мотивы и проблемы его лирики, достаточно подробно остановившись на поэтике И. Машбаша и проблемах перевода его стихотворений.

Актуальность диссертации определяется возросшим интересом к закономерностям развития новописьменных литератур России, в том числе и адыгейской, к осмыслению их вклада в мировую культурную сокровищницу.

Актуальность выбранной нами темы подтверждается еще и тем, что анализ проблем развития новописьменных литератур, в частности, их нравственно-философского аспекта, может внести новые данные в теорию литературы. Например, адыгейская литература, еще не имевшая в 20-х гг. иных жанровых и художественных традиций, кроме фольклорных, сейчас осваивает сложный путь развития всех родов литературы. Этот динамический процесс мы наблюдаем, прослеживая эволюцию одного из адыгейских поэтов, в чьем творчестве можно обнаружить самые различные лирические жанры — от простых пейзажных зарисовок до медитативной лирики.

Актуальность освещаемых в данной диссертации вопросов мотивируется также недостаточной изученностью нравственно-философского аспекта машбашевской лирики и адыгейской лирики вообще, хотя к моменту написания данной работы, как мы уже отмечали, опубликовано немало статей, очерков, рецензий по творчеству Исхака Машбаша.

Методологической основой нашего исследования являются теоретические положения классиков литературоведческой, эстетической и философской мысли об искусстве и литературе, а также работы современных литературоведов страны и, в частности, Адыгеи по интересующей нас проблеме, т. е. по лирической поэзии как литературному роду.

В формировании концепции диссертации важную роль сыграли выводы исследователей послереволюционной русской поэзии и поэзии народов России (А.Потебни, А. Веселовского, Г. Поспелова, Л. Гинзбург, И. Гринберга, В. Кожинова, Г. Лубянской и т. д.).

Кроме того, мы обращались к диссертациям' Костенко А., Кунижева М., Кучуковой 3., Лавлинского Л., Паранук К., Сокурова М., Шикова К., Демченко С.

Все эти труды, свидетельствующие о возросшем внимании к современной поэзии и доказывающие необходимость больших обобщений, оказали значительную помощь в исследовании нашей темы.

Данная диссертационная работа является первой попыткой монографического изучения нравственно-философского аспекта лирики И. Машбаша как одного из видных представителей адыгской поэзии.

Практическая ценность настоящей работы заключается в том, что она дает возможность широкому читателю ознакомиться с одной из ярких страниц духовного возрождения и развития так называемых новописьменных народов,. Главное же, местная творческая молодежь, которая работает по преимуществу в жанрах поэзии, получит более глубокое представление о вкладе предшественников в развитие национальной культуры, а учителя, студенты, учащиеся ближе познакомятся с поэтом, произведения которого изучаются в местных школах, средних учебных заведениях, в Адыгейском государственном университете.

Материалом данного исследования стали стихотворные сборники Исхака Машбаша, изданные в разные годы — как на родном, так и на русском языках.

Главная исследовательская цель диссертации обусловила и выбор ее структуры: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и библиографии.

Заключение

.

Поэзия Исхака Машбаша убедительно демонстрирует эволюцию от одического стиля, от «созерцательной лирики» к лирике медитативной, суггестивной.

Определяющими моментами в этом процессе были, наряду с традициями национального фольклора, учеба у классиков русской и адыгейской поэзии, творческое общение с поэтами-современниками, участие переводчиков, поэтическая атмосфера высокого интереса к проблемам бытия, духовной жизни в стране в 60−80-е годы.

Анализ (по всем сборникам поэта) жанрового движения поэзии И. Машбаша: ода-баллада-интеллектуальная лирика — подтвердил вышесказанное.

Изучение нравственно-философской концепции лирического «я» поэта, наряду с другими формами выражения авторского сознания, позволило выделить пять основных аспектов лирического «я» Исхака Машбаша:

1.Бескомпромиссность в отстаивании жизненных идеалов.

2.0рганическое единство с «малой родиной» — аулом-и чувство горожанина.

3.Сопричастность поэта истории своего народа и его современным проблемам.

4.Негромкий патриотизм.

5.Общечеловеческая ориентация нравственных идеалов.

Мы стремились показать своеобразие каждого из аспектов в их содержательном, идейном, художественном выражении.

В частности, нами замечено, что И. Машбаша уже в зрелые годы привлекает поэтика сложной структуры стиха, например, подчиненной классическому принципу инвариантности («Легких слов говорить не приучен», «Земля»), позволяющему ярко выразить поэтическую идею. Мы постарались проиллюстрировать анализом мысль исследователей о своеобразии одического жанра у И.Машбаша. Так, в стихотворении «Ты мое сердце» элементы оды плавно переходят в лирический монолог. Этой же жанровой особенностью отличаются стихотворения «В этом мире прекрасном», «Отчий дом», «Межпланетные тропы» и др.

Исследование лирики И. Машбаша с точки зрения ее направленности на художественное решение важнейших нравственно-философских проблем убеждает нас в глубине поэтических решений и неразделимости в лирике поэта философского осмысления жизни и нравственной ее оценки.

Мы пытались рассмотреть центральную, на наш взгляд, проблему в лирике И. Машбаша — проблему гармонических и высоконравственных взаимоотношений человека с окружающим миром и обществом, несоответственно, выделили следующие основные мотивы лирики поэта.

Исследование органичной для философской лирики И. Машбаша темы поэта и поэзии позволило проанализировать известное стихотворение «Поэзия — радость моя и горе» в качестве программного, соотносимого с пушкинскими «Пророком» и «Эхо». Мы выделили два главных русла, по которым развивается поэтическая тема у И. Машбаша, — песни как жанр стихотворчества и стихи о поэтах, адресованные поэтам.

Анализ «Горских напевов», «Песен, рожденных на равнине», «Двадцати песен», стихов, посвященных АБестужеву-Марлинскому, А. Пушкину, Кайсыну Кулиеву и другим поэтам, дал основание сделать вывод о генетической связи поэтического голоса И. Машбаша с народным, даже древним природным голосом и в то же время — с острыми проблемами истории и современности. Структурообразующая идея всех стихотворений о русских поэтах XIX в. — идея кровного родства поэтов — противников по предкам и братьям по искусству воплощения гуманистических идей.

Идея движения как способа изменения и обновления мира буквально пронизывает даже ранние стихотворения И. Машбаша, а в поздних — получает еще большее развитие, о чем свидетельствуют даже названия стихов: «Дороги сердец», «Высота», «Мой шар земной», «Движение» и др. Анализ стихотворений «Движение», «Мосты», «Поиск», «Продолжение» ведет к заключению о близости философской лирики И. Машбаша к поэзии Н. Заболоцкого и Л. Мартынова в той ее части, что создана по мотивам диалектики бытия.

Мотив философско — временной непрерывности жизни находит воплощение в стихотворениях «Деревья», «Земля», «Вам признание мое», «Самшитовая трубка», «Адыги», «Убыхи» и других.

Чтобы расшифровать понятия «настоящее», «прошедшее», «будущее» в поэтическом восприятии лирического героя И. Машбаша, установить концепцию их взаимопереходов, охарактеризовать жанровое своеобразие лирики на эту тему, мы обратилшк анализу стихотворений «Сто первая гора», «В этом мире прекрасном», «Адыги», «Приглашение», «Горы», «Горские напевы», «Шаги», «Я не был убит!», «Суровая память». Параллели со стихами А. Твардовского («Я убит подо Ржевом»), С. Орлова («Его зарыли в шар земной») подтверждают единство идеи нравственнофилософского осмысления прошлого И. Машбашем и его знаменитыми старшими современниками.

Исхак Машбаш имеет свою поэтическую концепцию гармонических взаимоотношений человека с природой, опирающуюся на диалогическое сознание лирического героя, предполагающее уважение к природе, бережное к ней отношение, осознание себя ее частицей. В таком лирическом освоении темы природы, по признанию северокавказских критиков, И. Машбаш, наряду с Али Шогенцуковым и Алимом Кешоковым, является поэтом — новатором в адыгских литературах.

Понятие природы у И. Машбаша чрезвычайно широко и осмысливается многообразно: и как географические реалии, и как объект деятельности человека, и как стимул его духовной энергии, и как источник творческого вдохновения и средство познания мира и человека. Отсюда и богатство поэтических средств, и разнообразие жанрово-структурных форм. Вышеизложенные тезисы подтверждены комментариями к стихотворениям «У старого Лаукана», «Дума крестьянина о пшеничном зерне», «Встреча», «Ах, рога, рога оленьи .», «К вам утро идет», анализом стихотворения «Четыре улыбки», «Для зари эта песня моя».

Необходимо отметить принцип философского мышления И. Машбаша по данной проблеме: единство природного и человеческого, что иллюстрируется стихотворениями «Веткой в окно постучала весна», «Зерн# добра я сею». Поэт обращается к антропоморфизму изобразительных средств, принципу строфического параллелизма в построении стихов «Земля», «Свет».

Следует особо выделить монологи-медитации поэта о земле, о земледельческом труде («Дума крестьянина о пшеничном зерне», «Пахарю, сеятелю, жнецу», «Общий двор», «Земля») и среди них философское стихотворение «Крутились жернова». Комментарий к нему дает основание утверждать, что в этом стихотворении находится завязь многих мотивов лирики И. Машбаша, в частности мотив нравственных поисков в современности.

В спектр нравственных исканий лирического героя И. Машбаша без сомнения можно включить идею верности (земле, родине, матери, родному языку, народной культуре, народной нравственности), память о прошлом и постоянное стремление узнать смысл настоящего.

Добро составляет главный полюс материка нравственных ценностей И. Машбаша, к добру устремлена этическая программа поэта, о чем свидетельствуют многие его стихотворения («Добрый голос твой», «Зерно добра я сею», «Добрые слова», «Доброта» и другие).

Под всеобъемлющим словом «добро» лирический герой И. Машбаша понимает свет солнца, мир на земле, чистоту помыслов, искренность и прямоту («Честность»), правду, честь и мудрость («Вечное дерево»), человечность («Согрейте меня добротой»), любовь матери, верность Родине, счастье жизни .Зло в представлении поэта — это подлость, вероломство, предательство. Мысль о вечной борьбе зла с добром, о сложности жизни («Разговор с матерью», «Акинак», «Белый баран и черный баран») составляет важный аспект философской лирики И.Машбаша.

Анализ ряда названных стихотворений приводит к мысли о художественном своеобразии решения проблем нравственности в лирике И.Машбаша. Главноеконкретность и пластичность средств выражения эмоций, неприязнь к декларациям и громким словам, разнообразие жанровых форм. Необходимо подчеркнуть, что такие этические понятия, как добро, человечность являются и эстетическими категориями, потому что стихи о них гармоничны по форме, поражая слаженностью композиции и богатством изобразительно-выразительных средств языка. Примером могут служить стихотворения «Синяя птица», «Моя голубая планета», «Больно», «Адыги».

С проблемой достижения гармонии во взаимоотношениях людей связана любовная лирика И.Машбаша. Примером художественного решения любовной темы в раннем творчестве поэта является стихотворение «Журавли», связанное с традициями И. Бунина, Н. Заболоцкого, Р. Гамзатова, в то же время отличается новизной, прежде всего, главного поэтического образа. Уже в раннем творчестве его любовной лирике присущи широкий спектр интонаций и разные формы выражения чувств — от элегии до романса и шуточного стихотворения, что подтверждается анализом образцов этих жанров («Мечтал для тебя я быть полем просторным», «Кровь парням обжигает скулы», «Скажи, кому это дорог покой?», «Для меня невозможного нет!» и др.). Любовная тема в них выдержана в духе национальных традиций деликатности и сдержанности в выражении интимных чувств.

В зрелой лирике И. Машбаша создается романтический портрет героини, отвечающий идеалу лирического «я» поэта («Тебе», «И доброта, и ласка, и тепло», «Ты на руки ребенка подняла», «Белая песня» и др.). Обобщенный образ создан в стихотворении «Женщине» — лучшем из всех, написанных И.Машбашем. Здесь идеальный женский характер включен поэтом в его общую нравственно-философскую концепцию здоровой человеческой личности. Другие особенности любовной лирики И. Машбаша в том, что традиционная трактовка любви как поединка сторон находит у поэта свою нравственную интерпретацию, а драматизм любовных отношений лишен внешней экспрессии, что тоже естественно для лирического героя, воспитанного в лучших горских традициях деликатности и целомудрия. И еще одна неотъемлемая черта лирического освоения любовной темы — философичность, размышления о жизни, о судьбе, о сложности всех ситуаций в отношениях любящих, это попытки разгадать тайну любви, поднять ее на большую высоту как созидающее чувство («Ты похожа на далекую звезду», «Я по капле соберу волну», «Там, в Гузерипле», «Тишина»).

Итак, большинство лирических произведений И. Машбаша являются философскими, так как в них опоэтизированы не столько реалии природы, быта, житейские ситуации, сколько «моменты бытия" — гуманизм автора выходит из локальных рамок и становится общеадыгским, общечеловеческим.

Попытка рассмотрения поэтики И. Машбаша с акцентом на таких ее сторонах, как национальный колорит, образный строй, стихосложение, повлекла за собой необходимость опоры на подлинники поэтических текстов И.Машбаша. Их анализ позволил подтвердить идею жанрового развития лирики, особенности образного строя, ориентированного на характер эстетики и философского склада мышления поэта, который, в свою очередь, впитал специфику народно-поэтического освоения макрои микрокосмоса адыгской жизни.

В работе сделана попытка исследовать особенности ритмики стихов И. Машбаша, их связи с традиционным адыгским и европейским стихосложением, увидеть тенденцию движения автора от освоения ритмико-интонационных особенностей стиха В. Маяковского и учения поэтов-шестидесятников до творческого развития системы современного адыгского стиха.

Сопоставление оригиналов лирики И. Машбаша с их художественными переводами свидетельствует не только об их близости, но и о редких расхождениях в идее и поэтике, что влечет за собой значительные потери в идейно-художественном содержании переводов. Следовательно, проблема перевода требует дальнейшего решения.

Философское содержание поэзии Исхака Машбаша не ограничено рамками жанра: его философская лирика — как вершина айсберга, три четвертых которого — во плоти другого содержания и иных форм — тоже заряжено мыслью, тяготеет к размышлению, порой все во власти чувств, одухотворяющих мысль.

Этот стиль, эта поэтика И. Машбаша — из глубин фольклорно-поэтического осмысления космоса, этики и эстетики народа. В то же время — это явление яркой поэтической индивидуальности, у которой могут быть (и есть) подражания, но нет повторения. Ибо она (поэтика) сплавлена из творческого освоения традиций и неповторимости пережитого, перечувствованного и переосмысленного поэтом как личностью. Строй мышления, этика и эстетика лирического «я» поэта, как мы пытались показать в работе, оригинальны и в то же время типичны для личности эпохи 50−80-х годов — эпохи потрясений и обретений себя, роста национального самосознания народовэпохи открытости всему миру и внимательного вглядывания в истоки, в заповедные тайники своей души и жизни народа.

Лирический герой философской лирики И. Машбаша — воплощение адыгского национального характера и в то же время новый тип героя всей многонациональной российской литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Сидунай. Стиххзр, помэр, пшысэр.-Мыекъуапэ: Адыгэ тхылъ тедзап!, 1 957 107с.
  2. Орэдык! Стиххэр, поэмэр.-Мыекъупэ: Адыгэ тхылъ тедзап!, 1960.-135с.
  3. Жъогъобын. Стиххэр.-Мыекъуапэ: Адыгэ тхылъ тедзап 1,1962.-134с.
  4. Пщыналъ. А пстэури сэ сигухэлъ.-Мыекъуапэ: Адыгэ тхылъ тедзап!, 1964—183с.
  5. Лъэоян. Усишъ.-Мыекъуапэ: Краснодар тхылъ тедзап1эм и Адыгэ отделение, 1967.-190с.
  6. Лъэм’ыджхэр. Стиххэмрэ, поэмэмрэ.-Мыекъуапэ: Краснодар тхылъ тедзапЬ и Адыгэ отделение, 1972.-239с.
  7. Тыгьэгьаз.-Стиххэмрэ, поэмэмрэ.-Мыекъуапэ: Краснодарскэ тхыылъ тедзап! эм и Адыгэ отделение, 1974.-216с.
  8. Э.Тыжьын ощх. Усэхэр.-Мыекуапэ: Краснодарскэ тхылъ тедзап! эм и Адыгэ отделение, 1977.-238с.
  9. Ю.Гъэтхэ огум иорэд. Усэхэр, поэмэхэр.-Мыекъуапэ: Краснодарскэ тхылъ тедзап! эм и Адыгэ отделение, 1980.-575с.
  10. И.Жъогъо лъагэм инзфыпс. Усэхэмрэ, поэмэмрэ.-Мыекъуапэ: Краснодарскэ тхылъ тедзап! эм и Адыгэ отделение, 1983.-245с.
  11. Мэфэгум итыгъэ фаб. Усэхэр, поэмэхэр.-Мыекъуапэ: Краснодарскэ тхылъ тедзатэм и Адыгэ отделение, 1984−256с.
  12. Ш1ум илъагьу. Усэхэр, поэмэхэр.-Мыекъуапэ: Краснодарскэ тхылъ тедзап! эм и Адыгэ отделение, 1989.-190с.на русском языке:
  13. О тебе я пою. Стихи. Поэма Краснодар.:Краснод. кн. изд-во., 1959.-102 с.
  14. Гром в горах. Стихи и поэма М.:Сов. писатель, 1960.-133с.
  15. Тепло твоих рук. Стихи М.: Молодая гвардия, 1962.-128с.
  16. Здравствуй, аул. Стихи. Поэма Краснодар: Краснод. кн. изд., 1964.-118с.
  17. Самшитовая трубка. Стихи, — М.: Сов. Россия, 1966,-89с.
  18. Избранная лирика. Стихи, — М: Сов. писатель, 1967.-230с.
  19. Мой шар земной. Стихи и поэма М.: Сов. Россия, 1971 -259с.
  20. Светлое имя твое. Стихотворения и поэма М.: Сов. Россия, 1978.-286с.
  21. Щедрое солнце полдня. Стихи и поэмы Краснодар.: Краснод. кн. изд., 1979.—256с.
  22. Висячий мост. Стихи и поэмы М.?Современник, 1981 -392с.
  23. Цвет ветра. Стихи.- М.: Правда, 1982.-32с.
  24. Щедрое солнце полдня. Стихотворения. Поэмы Краснодар: Краснод. кн. изд., 1979.-255с.
  25. Г. Машбаш певец Адыгеи. II Авангард, 1971, — 2 сентября.
  26. К. Тропы из ночи. Новая книга. II Комсомолец Кубани, 1974, — 20 февраля.
  27. A.M. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1 980 255с.
  28. Е. Три поэта Кавказа. II Книжное обозрение 1980 — № 39.-2528с.
  29. Андросов М. II Адыг. правда -1971.-1 января.
  30. Арский 3. Новый роман. II Адыг. правда -1965 -14 декабря.
  31. Н. Зачем и кому нужна поэзия. М.: Сов. писатель 1962.-30с.
  32. К. Расцвет. II Адыг. правда -1973 -14 декабря.
  33. П. О борцах за свободу. II Адыг. правда. 1978, — 9 августа.
  34. Т. Мелодии сердца. (На адыгейском языке). II Дружба.- 1964
  35. Т. Тропу проводит через сердце. II Дружба 1964 — № 4.
  36. X. Песня о человеке. // Соц. Адыгей-1962 3 января.
  37. X. Сказки-думы.// Соц. Адыгей,-1964.- 24 октября.
  38. Н. Вышел в Москве. II Соц. Адыгей -1971.-16 апреля.
  39. Н. Поэт и лирический герой. II Дружба -1964 № 2.
  40. В. История русской поэзии (1730−1980 гг.).-М.: Совю Россия, 1994.-256С.
  41. В. Дыхание земли. II Кубань.-1971.- № 8.-23−25с.
  42. X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн. изд-ва, 1994.-253с.
  43. Баладжиян. Любовь моя -поэзия. II Сов. Кубань,-1973 20 января.
  44. Г. Певец Адыгеи. II Маяк -1972.- 21 октября.
  45. В. Разбор лирических стихотворений Пушкина. Полн. собр. соч. ТЛ/П.-М.: Сов. писатель, 1954.С.302−358.
  46. В. Разделение поэзии на роды и виды. Полн. собр.соч.Т.У.М.: Сов. писатель, 1954.С.7−67.
  47. В. Стихотворения М. Лермонтова. Полн.собр.соч. Т.У. М.: Сов. писатель, 1954. С.479−547.
  48. А. Вечер поэзии. II Адыг. правда -1980.-17 апреля.
  49. Е. Люди у ручья. II Юность.-1978.- № 9.
  50. X. Мост развития и роста.//Соц. Адыгей.-1972.-15 сентября.
  51. X. Новая песня. II Адыг. правда.-1960 4 сентября.
  52. X. Успех молодого поэта. II Дружба.-1955 № 4.
  53. Е. Перевал жизни. II Сов. Кубань.-1972.- 21 апреля.
  54. X. Наш земляк лауреат. II Свет маяков .-1973,18 января.
  55. А. Исхак И.Машбаш из Адыгеи. II Андрей Блинов. Радость открытия. М.: Современник, 1982.С.303.
  56. В. Лирика. // Большая советская энциклопедия, 3-е издание, в 30-и т. 1973, Т.XIV.
  57. А. Живу ожиданием встречи. II Черном, здравница- 1982, — 20 января.
  58. В. Лирика и время. М.: Наука, 1964.-130с.
  59. Н. Запах родной земли. // Наш современник -1974, № 2.С.35−40.
  60. Валентинова 3. Светоч русской поэзии. II Комсомолец Кубани.-1978.-25 октября.
  61. Л. Доброта простого слова. II Лит. Россия 1973 — 2марта.
  62. Н. Великое и простое. II Кубань, — 1963 № 2.
  63. Н. Позиция автора. // Кубань 1959 — № 22.
  64. Н. Счастье человека. II Сов. Кубань, 1958 — 12 октября.
  65. С. Лауреат краевой премии. II Адыг. правда,-1981.- 28 января.
  66. А. Сто первый перевал.// Октябрь.-1972 № 9.
  67. Вопросы теории и истории лирики: Межвуз. сб. научн.трудов. Воронеж.:Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1988.-143с.
  68. А. Книга воспитывает к добру. Соц. Адыгеи 1973,-1 ноября.
  69. Гегель. Сочинения, в 4-х т.Т.Ш.М.: Наука, 1971 -499с.
  70. Л. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1964.-385с.
  71. Н. Мир победит. II Соц. Адыгей,-197 112 января.
  72. М. Лирика Исхака Машбаша. II Филология. Вып. 4, Ростов-на-Дону, 1970.-С.15−26.
  73. М. О поэзии Исхака Машбаша. II Адыгейская правда.- 197 412 сентября.
  74. В. Многоголосие. II Огонек -1972, — № 47.-С. 13−15,
  75. И. Современная лирическая поэзия. М.: Знание, 1971 .-48с.
  76. И. Стихи и проза поэта. Л.: Нева, 1965.-65с.
  77. И. Три грани лирики. Современная баллада, ода и элегия,-М.:Сов. писатель, 1975.-448с.
  78. Н. Письма о русской поэзии М.: Современник, 1990.—381с.
  79. С. Стихия поэта человек. // Исхак.Машбаш. Избранное. Стихи и поэмы. М.: Сов. писатель, 1988.-С.З-10.
  80. Л. Проблема лирического характера в современной советской поэзии. Краснодар: Краснодарское кн. изд., 1969.-53с.
  81. Л. Чтобы было людям на земле светло. II Адыг. правда 1980.- 2 апреля.
  82. Дементьев В. .И время выразить свое. //Лит. Россия -1977,15 апреля.
  83. В. Кавказская тетрадь М.: Современник, 1989.^30с.
  84. В., Мартынов Л. Поэт и время. М.: Сов. писатель", 1986.-299с.
  85. С. Эволюция художественно-эстетического исследования жизнивадыгской философской лирике. Диссертация на соиск. канд. филол. наук.-Майкоп, 1998.
  86. А. О лирических жанрах. -Калининград: Изд-во Калинингр унт Вып. V. 1970.-С.З-16.
  87. А. Проблемы современной философской лирики. Автореф. дис. канд. филол. наук. М.: Мысль, 1966.
  88. Н. Сочинения в 3-х томах. М.: Госполитиздат, 1986.
  89. В. Мой добрый мир, мой шар земной. II Сов. Кубань- 1971, — 2июня.
  90. В. Об Исхаке Машбаше. II Сов. Кубань -1971.- 2 июня.
  91. В. Пока я жив, я продолжаю землю. II Комсомолец Кубани 19 799 октября.
  92. Ш. Жанровое и идейно-художественное своеобразие романов Исхака Машбаша (поэтика и стиль). Диссертация на соиск. канд. филол. наук.-Майкоп, 1994.
  93. К. Певец солнечной Адыгеи: К 50-летию И.Машбаша. II Кубань-1981.-№ 5.
  94. К. Талант яркий, самобытный (О 50-летии со дня рождения .И.Машбаша). Черном, здравница — 1981.- 27 мая.
  95. В. Композиция лирических стихотворений П.: Нева, 1 921 231с.
  96. Земля отцов, как мне ты дорога!: Писателю Исхаку Машбашу 50 лет.// Советская Кубань, 1981, 27 мая.
  97. С. А впереди ненайденное слово. Беседа с лауреатом государственной премии РСФСР им. М. Горького И.Машбашем. II Адыгейская правда,-1981.-31 декабря.
  98. С. Песня сердца покоряет. II «Адыгейская правда», 1982, 7 октября.
  99. История живет в книгах: К 60-летию лауреата государственной премии РСФСР им. М. Горького И.Машбаша.// Сов. Адыгея 1991.-28 мая.
  100. Исхак Машбаш. Библиографические материалы к 50-летию со дня рождения. Майкоп, 1981.-144с.
  101. В. Щедрый полдень поэта. // Адыг. правда 1979 — 22 сентября.
  102. Н. И.Машбаш. Самшитовая трубка. //Дон-1967, — № 7.-С.12−14.
  103. А. Солнечные струны. // Адыг. правда 1975 — 10 января.
  104. А. Я мир люблю таким, каким познал.// Комсомолец Кубани-1981.-27 мая.
  105. А. Слово о коммунисте.// Сов. Адыгея -1991.- 30 мая.
  106. К. На горячем коне. // Адыгейская правда -1982, — 8 ноября.
  107. Кзыл Арслан. Дезориентация.// Гъуаз. -1992. 3 апреля.
  108. Л. Притяжение красоты. II Комсомолец Кубани -1971.- 9 июня.
  109. В. Как пишут стихи. М.: Просвещение, 1970.-123с.
  110. С. Самшитовая трубка, песнь моя! II Адыг. правда.- 1967 7 января.
  111. Д. Поэты Адыгеи. II Адыгея в цвету. Майкоп, 1955.-143с.
  112. А. Нравственно-философские проблемы в лирике Леонида Мартынова. Диссертация на соиск. канд филол. наук. -М., 1989.
  113. П. Весомые строки. Писатель и время. II Соц. Адыгеи.-1983 -15 ноября.
  114. П. Дороги поэзии. II Адыг. правда -1968 -17 октября.
  115. П. Думы сердца думы народа: Штрихи к портрету писателя (Исхака Машбаша). //Адыг. правда -1991,-15 февраля.
  116. П. Заслуга поэта. II Соц. Адыгеи 1971.- 8 июля.
  117. А. Корреспондент.И выразить время свое.// Сов. Кубань-1982.-14 февраля.
  118. Ю. Из песен светлых сотканное слово. .11 Сов. Адыгея 1991.- 28мая.
  119. Н. Тепло рук поэта. II Адыг. правда 1963 -12 октября.
  120. М. Заслуженная награда за труд. II Соц. Адыгей-1977, — 30 марта.
  121. М. Мелодии. II Соц. Адыгеи 1964 — 7 июля.
  122. М. Мир поэта.// Дружба 1958, — № 8.
  123. М. Новая песня. // Соц. Адыгей,-1960 -10 декабря.
  124. М. У истоков света. II Адыгейская правда -1972.-1 марта.
  125. Кучукова 3. Поэзия Кайсына Кулиева в русских переводах (к проблеме передачи национального колорита). Диссертациа канд. филол. наук. -М., 1992.
  126. Л. Гражданские мотивы в лирике 60-х годов. Диссертация на соиск. канд. филол. наук.-М., 1972.
  127. В. Чему учат стихи,— М.: Просвещение, 1964.-124с.
  128. Лирическое стихотворение. Анализы и разборы. Учебное пособие, — Л.: ЛГТИ, 1974.-243С.
  129. Г. Единство и многообразие.-М.:Сов. писатель,-113с.
  130. Ю. Анализ поэтического текста. Структура стиха- Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1972.-354с.
  131. Г. Разноликая лирика: О художественном многообразии лирической поэзии.-М.: Знание, 1990—57с.
  132. Г. О дружбе.// Черном, здравница -1984, 28 февраля.
  133. Е. Русская философская поэзия. Поэты любомудры: A.C. Пушкин, Ф. И. Тютчев. — М.: Наука, 1976.-190с.
  134. И. (Библиографическая справка).// Писатели Адыгеи. Майкоп: Ады. отд. Краснод. кн. изд-ва, 1978.-34с.
  135. И. Наша сила в единении. //Советская Адыгея- 1992- 14 февраля.
  136. И. Наше духовное, нравственное богатство.// Адыгейская правда.-, 1985.-18 декабря.
  137. И. (Поэт, прозаик). II Писатели Кубани. Краснодар: Краснод. кн. изд-во, 1974.-58с.
  138. И. Самое лучшее небо у тебя над головой. // Красное знамя-1994.-27 марта.
  139. К. Навстречу мечте. II Адыгейская правда -1964, — 20 июня.
  140. А. Лирика сердца и разума: О творческой индивидуальности поэта М.: Сов. писатель, 1965.-305с.
  141. Михайлова В- Наш общий дом земля. II Кубань — 1980 — N27.
  142. В. Реализм для людей. II Сов. Кубань -1967.- 22 января.
  143. Налоев 3. Героические и исторические песни и песни-плачи адыгов. //Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов, в 3-х т., т. III.—М.: Наука-1986.-543с.
  144. Налоев 3. Послевоенная кабардинская поэзия Нальчик: Эльбрус, 1 970 154с.
  145. Не стесняйтесь доброты. Раздумья адыгейского писателя, члена Верховного Совета СССР Исхака Машбаша.// Сов. Россия, — 1989 26 июля.
  146. В. Книга про стихи,-М.: Сов. писатель, 1963—148с.
  147. В. становление таланта. Статьи о поэзии, — М.: Сов. писатель, 1972.383с.
  148. К. Жанровое многообразие адыгейской советской поэзии (19 461 982гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук,-Тбилиси, 1984.
  149. К. Фольклорные традиции в поэзии И.Машбаша. АНИИ- Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн. изд-ва, 1984.-С.95−105.
  150. Песня сердца покоряет: о дружбе братской.//Адыг. правда.-1982.-7октября.
  151. Письма со всего мира. II Сов. Адыгея -1991.- 28 мая.
  152. С. Земля моя. II Сов. Россия -1972 -13 апреля.
  153. М. Вопросы поэтики и художественной семантики М.: Советский писатель, 1978 .-447с.
  154. Г. Лирика среди других родов. М.: Изд-во МГУ, 1976,-208с.
  155. А. Эстетика и поэтика.- М.: Искусство, 1976,-449с.
  156. С. Основы общей психологии.-М.: Мысль, 1986.-435с.
  157. М. Певец дружбы и мира.// Адыг. правда.-1984.-12 июня.
  158. Н. Трудом и вдохновенным словом, Родина, приветствую тебя.//Комсомолец Кубани -1959.-3 июля.
  159. Э. Откровенный разговор. II Известия -1967.- 2 августа.
  160. Ю. Поэзия природы и природа поэзии.// Времена года. Родная природа в поэзии.-М.: Сов. писатель, 1976.-С.45−48.
  161. Э. Новая встреча с поэтом.// Адыг. правда -1969−27сентября.
  162. Н. Я человек, я — пахарь, я — поэт. // Адыг. правда, 1977 — 19 ноября.
  163. Т. Заметки о лирике. П.: Сов. писатель, 1977.-387с.
  164. М. Лирика Апима Кешокова.-Нальчик: Эльбрус, 1969.-115с.
  165. Л. Зерно добра.// Комсомолец Кубани .-1974, — 5 декабря.
  166. Д. Радость добрых надежд.// Кубань, — 1967 № 4.
  167. А. Коммунист, поэт, прозаик. Исхаку Машбашу 50 лет .//Советская Кубань — 1981, — 28 мая.
  168. А. Светлое имя твое. II Адыг. правда -1978 8 сентября.
  169. Л. Очерки теории и истории русского стиха М.: Гослитиздат, 1958.-258C.
  170. Л. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1987,-420с.
  171. X. Биение жизни. II Адыг. правда -1974 -12 сентября.
  172. X. Мастер: К 60-летию лауреата государственной. премии РСФСР Исхака Машбаша. II Сов.-1991.- 25 мая.
  173. X. Новая книга поэта. II Адыг. правда 1969,-12 июля.
  174. . Стилистика и стихосложение-Л.: Нева, 1959.-285с.
  175. . Язык и стиль. М. Л., Гослитиздат, 1959.^9с.
  176. А. Вдохновенный певец Адыгеи.//Вступительная статья к св.: Солнечные струны. Стихотворения. М., 1974.-230с.
  177. М. В ожидании добра.// Турков А. Вечный огонь М., 1984.-215с.
  178. А. В зеркале социологии.-Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн., 1995.-324с.
  179. Ю. Проблема стихотворного языка. М.: Сов. писатель, 1965.254с.
  180. М. Творческая индивидуальность писателя и развитие л итерату р ы -М.: Наука, 1970 -200с.
  181. В. Мысль, вооруженная рифмами.// Поэтическая антология по истории русского стиха.-Л.: Нева, 1983.-350с.
  182. В. Основы стихосложения. -М.: Изд-во МГУ, 1982.-264с.
  183. Т. В защиту человека. Избранные статьи.-Майкоп: Адыг. отд. Краснод. кн. изд-ва, 1989 .-287с.
  184. Т. В ритме эпохи.-Нальчик: Эльбрус, 1986.-276с.
  185. Т. Мелодии сердца. II Дон.-1965 № 3.-С.35−40.
  186. Т. Новая песня жизни. II Соц. Адыгей -1974 5 сентября.
  187. Т. Об адыгейском стихосложении. II Адыгейская филология. Вып. IV, — Ростов-на-Дону: Ростовский-на-Дону гос.пед.институт, 1970-С.23−28.
  188. Т. О поэзии Исхака Машбаша. // В созвездии сияющего братства. М.: Современник, 1976.-С.170−177.
  189. Т. Путь к человеку. II Дон -1980.- № 1.-С. 15−20.
  190. Т. Традиции и новаторство в адыгской поэзии и русско-адыгские поэтические связи. Диссертация на соиск. канд. филол. наук.-М., 1967.
  191. Т. Эволюция рифмы и ритмики в адыгейской поэзии.// Адыгейская филологию. Вып. V, Ростов-на-Дону, 1972.
  192. Е. О времени и о себе. // Адыг. правда,-1964 9 июня.
  193. К. Взгляд сквозь годы.// Адыг. правда -1982 26 октября.
  194. К. Высшая ступень еще впереди. Аужырэ лъэгап|эр джыри къэт //Соц. Адыгей 1982 — 6 января.
  195. К. Герой и его время. II Сов. Кубань 1973, — 29 сентября.
  196. К. Главная мера человек! II Молодые о молодых, — М., 1974.-С.2−7.
  197. К. И мир высок и жизнь прекрасна. II И. Машбаш: Песни голубой весны- Майкоп, 1980.
  198. К. Как хорошо, что в мире есть мосты. Писатель и время.// Адыг. правда.- 1983 7 ноября.
  199. К. Мелодии сердца. II Дружба народов -1965 № 5.
  200. К. Мир непрост, и даль моя светла. К 50-детию Исхака.МашбашаДЦон.-, 1981, — № 5.-С.166−169.
  201. К. Мои ладони без земли томятся.//Комсомолец Кубани-1972 25 августа.
  202. К. Над книгой стихов. II Дружба народов -1967.- № 7-С.49−54.226.. Шаззо К. Особое, людское. II Адыг. правда -1971.- 9 июня.
  203. К. Постижение высокой правды. II Сов. Кубань,-1980, — 29 апреля.
  204. К. Сквозь ветер века. // Адыг. правда,-1970,-14 февраля.
  205. К. Слово о Машбаше. II Адыг. правда.-1981.- 28 мая.
  206. К. Ступени. Исхак Машбаш: жизнь и творчество. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1991.-240с.
  207. К. У древа поэзии. II Наш современник 1976 — № 4.
  208. К. Чувство пути. Раздумья над книгой стихов. II Лит. Россия 1979−20 апреля.
  209. С. Лирика и лирики. М.: Сов. писатель, 1963.-187с.
  210. П. Дороги Исхака Машбаша. // Кабардино-Балкарская правда,-1981 24 ноября.
  211. П. Мелодии большого поэта.//Ленинский путь.—1972.-10 ноября.
  212. Ф. Философия искусства,— М.: Мысль, 1966.^96с,
  213. К. Становление и развитие адгейской поэзии (20−40-е гг.).Автореферат на соиск. кнд. филол. наук. Тбилиси, 1973.
  214. О. Философия лирики -Спб.: Озарь, 1923.-С.4−8.
  215. Л. О русской философской лирике XIX века. //Вопросы философии.-1974, — № 5.-С.29−38
  216. . О поэзии. М.: Сов. писатель, 1969.-198с.
Заполнить форму текущей работой