Отечественное музыкознание о творчестве А. П. Бородина (период 1990-2010 годы)
Документы и личная музыкальная библиотека Бородина. Большая часть автографов относиться к раннему периоду творчества. Многое из этого было обнаружено благодаря исследованиям таких ученых как Сохор, Ламм, Доброхотов. К сожалению, не все нотные записи можно увидеть целиком, так как некоторые были утеряны, а некоторые не были закончены до конца самим Бородиным. Из законченных произведений можно… Читать ещё >
Отечественное музыкознание о творчестве А. П. Бородина (период 1990-2010 годы) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена Факультет музыки Кафедра музыкального воспитания и образования Курсовая работа
«Отечественное музыкознание о творчестве А. П. Бородина (период 1990;2010 годы)»
Студентки Цвятко Марины Константиновны Санкт-Петербург
Глава 1. Одной любви музыка уступает. Страницы жизни А.П. Бородина
Глава 2. Нотные автографы А.П. Бородина
Глава 3. Хит-парад победы
Глава 4. Химия ревнует вас
Глава 5. Рерих и Бородин
Глава 6. Личность А. П. Бородина в контексте учебной и художественной литературы
Заключение
Библиография
В данной работе освещены литературные источники, рассказывающие нам о творчестве русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Данные источники включают в себя период времени, начиная с 1990;х годов и заканчивая нынешним 2010 годом. В основном это статьи из различных музыкальных журналов, а так же журналов, посвященных искусству, но есть и художественная литература, а так же небольшие исследовательские работы. В них личность Бородина рассматривается совершенно в разных аспектах. В одних, внимание уделено Бородину как химику (Статья «Химия ревнует Вас…» из журнала «Московский журнал. История государства Российского»). Другие — касаются творчества или биографии и носят исключительно познавательный характер («Энциклопедия Юного Музыканта», «История русской музыки первой половины XIX века»). Кто-то из авторов раскрывает проблемы творчества Бородина (Мархасев, «Хит-парад Победы», Левашов «Истоки этического в художественном мышлении Бородина»).
Присутствуют и те, которые описывают жизнь композитора, согласно правилам художественной литературы, делая из биографии и творчества интересную, познавательную книгу (Дулова Е.В. «А.П. Бородин», Сорокина Е. В. «Одной любви музыка уступает: Страницы жизни А. П. Бородина, Берберова «Чайковский. Бородин. История одинокой души»).
Авторы этих источников являются представителями самых разнообразных сфер деятельности. Это и опытное ученые-музыковеды, искусствоведы, музыканты-теоретики, а так же сотрудники различных газет и журналов, посвященных музыке. Всех этих авторов объединяет интерес к личности А. П. Бородина и желание как можно больше и как можно подробнее рассказать о его жизни и творчестве.
Конечно, следует заметить, что книг и работ, написанных в этот временной отрезок, практически нет, так как основные исследования творчества композитора пришлись на 1950;1980;е годы. В то время были написаны почти все имеющиеся книги по данной теме. Но, даже не смотря на незначительное количество источников, они все же имеются, и, исходя из этого, можно сделать вывод, что личность А. П. Бородина актуальна и по сей день и вызывает живой интерес как у музыковедов, так и у людей, не имеющих прямого отношения к музыке. Прочитав, даже это малое количество литературы, мы можем составить полное представление о личности, творчестве, жизни и интересах такого гениального композитора, как Александр Порфирьевич Бородин.
Глава 1. Одной любви музыка уступает. Страницы жизни А.П. Бородина
Этим эпиграфом начинается книга Е. В. Сорокиной «Одной любви музыка уступает: страницы жизни А.П. Бородина». Эти слова, сказанные Л. Н. Толстым, как нельзя лучше подходят к жизни и творчеству А. П. Бородина, так как мы все знаем этого человека, как гениального композитора и очень талантливого ученогохимика. То есть, в действительности, Бородин был тем, у кого наука и творчество были не разделимы, и он с одинаковым энтузиазмом занимался, как научной, так и музыкальной деятельностью.
В книге Е. В. Сорокиной основной мыслью является именно неразделимость науки и искусства. Из этой книги мы узнаем в большей степени о личности Бородина, о том, что он был за человек, как работал и чем интересовался. Так же в книге представлена подробная биография композитора, из которой мы узнаем о годах детства, юности, о работе в Медико-Хирургической Академии и композиторской деятельности. Сорокина пишет о том, что Бородин получил мировое признание и как композитор и как химик. Он был одаренным музыкантом и не менее одаренным химиком.
Вся жизнь его была связана с Петербургской Консерваторией и Медико-Хирургической Академией. В этих заведениях Бородин раскрыл все свои таланты. Но что касается научной деятельности, то надо сказать, что химия привлекала больше медицины, так как Бородин по своему характеру не мог выносить чужих страданий и мучений. Поэтому, профессия хирурга была ему не по душе, и он увлекся химией, отдавая ей предпочтение перед врачебной деятельностью. Но все равно, занимаясь химией, почти не оставалось времени, чтобы писать музыку. И одинаковый интерес, как к химии, так и к музыке, порой вызывал у Бородина нелегкую проблему выбора. Так как ему нужно было работать, посещать Академию и вести лекции. В его доме всегда было полно студентов, учеников, к которым Бородин относился по-доброму и с огромным вниманием. Бородин говорил, что может посвятить себя творчеству лишь тогда, когда заболеет и из-за этого будет вынужден остаться дома. Но, не смотря на нехватку времени, Бородин всегда был заинтересован проблемами своих учеников, как уже было сказано выше. Когда в 80-е гг. началась революция, он облегчал жизнь своих арестованных учеников, принося им передачи и пытаясь похлопотать за них перед начальством тюрем. Так же Бородин активно продвигал идею создания женских врачебных курсов. Этот человек был абсолютно лишен эгоизма. Его доброе отношение к людям, не могло никого оставить равнодушным. Казалось, не было тех, кто мог бы отнестись к композитору с непочтением или же неуважением. Его совершенно неожиданная смерть на масленицу повергла в скорбь все окружение композитора. Это была невосполнимая утрата и для музыкантов и для коллег по Академии. Бородин оставил огромное творческое наследие, и он продолжает жить в своих произведениях. Сорокина заканчивает свою книгу словами о том, что в творчестве Бородина присутствует все то, без чего жизнь человека не имеет смысла — это Вера, Надежда и Любовь. Все его произведения были пронизаны этими чувствами, да и сам он жил веря, надеясь на лучшее и любя всем сердцем. Стараясь, всех вокруг сделать счастливее. И ему это удалось, так как Бородин продолжает жить в своих произведениях, оставаясь бессмертным, продолжая волновать людей своим творчеством…
Автор книги Сорокина Е. В. является музыковедом и преподавателем. В 1975 году, она закончила Ленинградскую Государственную Консерваторию, отделение теории музыки и музыковедения. Является действующим преподавателем ДШИ им. Рахманинова и Музыкальной Школы для взрослых. Так же, Сорокина автор многочисленных музыкальных передач и научных работ.
Глава 2. Нотные автографы А.П. Бородина
Петербургский музыкальный архив является богатейшим источником различных нотных автографов, писем, рукописей, а так же личных записей композиторов разных периодов времени. Фирсова Н. Ф. в своей работе изучает нотные записи А. П. Бородина. Прочитав ее работу, мы можем узнать многое о неизвестных сторонах творчества композитора, так как архив вмещает в себя много черновых записей, и имеются даже неопубликованные сочинения. Фирсова предлагает нашему вниманию очерки, записки, личные письма Бородина, тем самым как бы приподнимая завесу над неизвестными страницами творчества композитора. Эта работа рассказывает в основном о творчестве, почти не касаясь личности Бородина.
Архив А. П. Бородина в собрании Кабинета Рукописей РИИИ (ф. 14) насчитывает 361 единицу хранения. В этот архив помимо того, что было сказано выше, входят так же
документы и личная музыкальная библиотека Бородина. Большая часть автографов относиться к раннему периоду творчества. Многое из этого было обнаружено благодаря исследованиям таких ученых как Сохор, Ламм, Доброхотов. К сожалению, не все нотные записи можно увидеть целиком, так как некоторые были утеряны, а некоторые не были закончены до конца самим Бородиным. Из законченных произведений можно назвать следующие — например, песня «Разлюбила, красна девица» (№ 47), партитура квартета для флейты, гобоя или скрипки, альта и виолончели (D-dur, № 30), черновик трио для двух скрипок и виолончели на тему песни «Чем тебя я огорчила?» (g-moll, № 19). Помимо нотных записей в архиве сохранились записанные С. Н. Кругликовым воспоминания Щиглева, которые в свою очередь вошли в очерк Стасова и жены Бородина Е. С. Бородиной. Просмотрев эти записи, можно эпизодически составить представление о том, что сочинял Бородин в ранние годы, а так же во время поездки в Гейдельберг (с 1859- 1862). В них можно увидеть черновик скерцо для фортепиано в четыре руки и трио для скрипки, виолончели и фортепиано D-dur. Здесь же поднимается проблема датировки фортепианного скерцо. Стасов сообщал, что оно было написано в 1852 году в Петербурге, но позднее на обратной стороне найденной рукописи были обнаружены первые такты фортепианного трио, которое как известно написано в 1860—1861 году в Гейдельберге.
Так же в собрании сочинений этого архива можно прочесть интересные записи Бородина, чудом сохранившиеся, в которых он делает различные нотные наброски своих будущих сочинений, личную переписку композитора. Все это дает нам уникальную возможность узнать как можно больше о композиторе, о его жизни и творчестве.
В своей работе Н. Ф. Фирсова пишет о важности изучения архива, совершенно справедливо замечая, что это является важной текстологической и музыковедческой проблемой, решение которой позволит нам составить более полное представление о композиторе в целом. Н. Ф. Фирсова является кандидатом искусствоведения, музыкантом. Многие из ее работ посвящены русским композиторам. Работая в Петербургском музыкальном архиве, она ставила своей целью создание сводного, как можно более полного каталога творчества композитора. На мой взгляд, эта трудная задача может быть решена лишь при взаимном сотрудничестве различных ученых-музыковедов, которые не могут оставаться в стороне от изучения неизвестных страниц жизни композиторов.
Глава 3. Хит-парад победы
Лев Соломонович Мархасев, человек можно сказать далекий от музыки, так как по своему образованию является журналистом. Но музыкальная тематика ему не чужда и он активно использует музыкальные материалы, для написания своих статей. Его книга «Хит-парад Победы», написана как посвящения Великой Отечественно Войне, во время которой он сам находился в Блокадном Ленинграде. Героизм и мужество не являются просто словами для автора, в них смысл, которым он поделился с нами, написав данную книгу.
«Хит-парад Победы», одна из самых интересных в ряду источников, которые использовались для написания данной работы. В этой книге впервые под одной обложкой были собраны истории о том, как создавались различные знаменитые произведения, объединенные между собой общей героической тематикой. Причем использовались как классические произведения, так и произведения из разряда рок-музыки и популярной эстрадной музыки. Эта книга написана о музыке высокого духа, даже не смотря на то, что примеры ее столь разные.
А.П. Бородину посвящены страницы первой части книги. Мархасев объединил все, что хотел рассказать о композиторе одним названием «Богатырская Симфония». Но это совсем не означает, что речь пойдет только о симфонии, истории ее создания и прочим подробностям. Рассказ о симфонии не играет главной роли, и название скорее говорит обо всей жизни Бородина, обо всем его творчестве и о личности, которую и в самом деле можно назвать героической.
Статья Мархасева о Бородине состоит из одиннадцати частей, которые рассказывают нам о самых интересных фактах жизни Бородина. Вначале приводятся слова Римского-Корсакого о композиторе, его личные воспоминания, объединенные в одну летопись. Римский-Корсаков говорит о том, каким трудолюбивым человеком был Александр Порфирьевич. По его словам, Бородин так много работал в академии, что времени сочинять, совсем не было, и он брал в руки ноты и перо, лишь, когда заболевал. Тогда он полностью мог отдаться своим творческим идеям, невзирая на физическую слабость.
Далее приводиться письмо самого Бородина к певице Кармалиной, в котором Бородин подтверждает слова Римского-Корсакого о нехватке времени на творчество и рассказывает о том, что начал писать Богатырскую симфонию. Также мы можем видеть приведенные далее письма Бородина к жене, в которых говориться о завершении Симфонии. Это письмо датировано осенью 1871 года. После этого нашему вниманию предоставляется очерк Стасова, в котором он пишет о премьере Симфонии 26 февраля, 1877 года в зале Дворянского Собрания. Дирижировал тогда Направник. Но премьера прошла неудачно. Симфония не вызвала у слушателей ожидаемого восторга.
Далее мы можем видеть письма Бородина к сестре М.И. Глинки-Шестаковой Л.И. В них Бородин рассказывает об оркестровке Богатырской симфонии. И опять жалуется на здоровье, которое опять подвело, но дало свою очередь возможность работать над партитурой. Так же интересна статья Ц. А. Кюи, в которой он подробно рассматривает все части бородинской симфонии. Заканчивается статья Мархасева воспоминаниями Н.А. Римского-Корсакова о смерти Бородина в 1887 году, 16 февраля.
Мархасев собрал очень интересные заметки о жизни Бородина и, прочтя эту книгу, мы многое узнаем о жизни и творчестве композитора. Ценно то, что все источники, которые использовал Мархасев является личными воспоминаниями тех, кто когда жил и работал рука об руку с Бородиным. Каждая страница рассказывает нам все новые и новые факты из жизни композитора. Статья Мархасева является подробной биографией и исследованием творческой деятельности, сделанными с помощью писем, записей, статей, то есть на основе абсолютно достоверной информации. Мархасев, заканчивает свою статью словами о том, что на западе Бородина считают гениальным, оригинальным, могучим, родственным с Бетховеном, композитором. И гордость берет от того, что именно русская земля дала нам этого гения.
Глава 4. Химия ревнует вас
Статья, написанная в журнале «Московский журнал. История Государства Российского», рассказывает нам об А. П. Бородине, как о выдающемся химике. Автор статьи очень подробно рассказывает о пути, который прошел Бородин, как химик, а не только как композитор. Приводятся подробнейшие описания химических открытий, сделанных Бородиным. Академик Медико-хирургической академии, профессор химии, один из создателей органической химии — впервые в мире получил фторорганическое соединение — фтористый бензоил (1862). Бородину принадлежит немало и других научных открытий, позже позволивших создать полимеры. В 1861 году, Бородин описал реакцию серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающую в результате галогенозамещенные углеводороды. Позднее, в 1942, ученым К. Хунсдикером, было доказано, что «реакция Бородина» является очень удобным методом синтеза галоидных алкилов. Ныне эта реакция носит название «реакция Бородина-Хунсдикера». В лаборатории Пизанского университете, Бородин смог получить первое в мире фторорганическое соединение — фтористый бензоил (1862), сегодня широко применяемый как добавка к пластмассам. Среди свершений Бородина-химика наибольшее значение имеют его многолетние исследования продуктов конденсации альдегидов. Благодаря этому, был открыт новый элемент — альдоль.
В 1865 году по рекомендации н.Н. Зинина, Бородин был направлен Солигалич Костромской Губернии для изучения химического состава минеральных вод лечебницы. Бородин доказал целительную силу солигаличских минеральных вод. Отчет об этой работе представлял собой большой научный труд, который принес автору широкую известность. Таким образом, Александр Порфирьевич явился основоположником бальнеологической работы курорта, через несколько лет, увековечившего имя ученого в своем названии.
В настоящий момент, о Бородине говорят преимущественно, как о композиторе, воплотившем в своих произведениях героические черты русского народа. Между тем, стоит отметить, что известность как к композитору, пришла к Бородину позже, чем как к химику. Всю свою жизнь Александр Порфирьевич разрывался между музыкой и химией. В этой статье приводиться цитата Менделеева. Он говорит: «Первоклассный химик, которому многим обязана наука, принес бы еще больше пользы, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии». Стасов же в свою очередь пишет: «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так в опере и романсе. Но, к несчастью, академическая служба и химическая лаборатория страшно отвлекают Бородина от великого деламузыки». Из этих высказываний мы можем сделать вывод, что Бородина одинаково ценили, как в мире музыке, так и в мире химических элементов. И это не удивительно, ведь Бородин был одинаково талантлив как в музыке, так и в химии.
Сохранились записи Академика, первого президента Русского Химического Общества, Н. Н. Зинина, который говорил Бородину, что пора прекращать заниматься музыкой и отдать все свои силы изучению химии, которая по словам Зинина: «…является дамой весьма строгой и ревнивой и ни с кем не собирается делить своих служителей. Нужно выбрать: или она, или эти ваши музы…» Не трудно представить, что испытывал Бородин при таком количестве разных мнений. В Академии говорили одно, в Консерватории — совершенно противоположное. Но, не смотря на давление со стороны химиков, Бородин все же находил время для посещения разных музыкальных вечеров, концертов, а так же дл написания музыки.
Бородин был цельной, горячо увлекающейся натурой. Химия и музыка… Такие разные направления. Но этот гениальный человек, сумел совместить в себе эти два разных пристрастия и дать так много, как музыкантам, так и ученым. Ни это ли, есть признак истинной гениальности…
Глава 5. Рерих и Бородин
Статья Н. Кочергиной и В. Черниковой, напечатанная в журнале «Восход», рассказывает нам о творчестве таких русских гениев, как А. П. Бородин и Н. К. Рерих. Рассказывает о том, как много общих мотивов было в их творчестве, как много внимания уделяли они русскому народу, русской земле и русским героям. Основная часть статьи посвящена декорациям к опере А. П. Бородина «Князь Игорь», эскизы к которым сделал Н. К. Рерих.
Судьбы этих двух людей не пересекались в непосредственном общении, ведь Бородина уже не было в живых, когда Рерих был подростком. Но юному художнику, как будто бы суждена была встреча с творчеством композитора, настолько родственным было по духу их творчество. Горячая любовь к Родине и высокий патриотизм Бородина ярко отразились во всех его музыкальных произведениях, одним из которых является опера «Князь Игорь». Музыке композитора как будто бы суждена была встреча с искусством Рериха. И для Николая Константиновича работа над этой оперой была вполне закономерной. И не только потому, что тема Руси была для Рериха родственной, но и потому, что он также как и Бородин тяготел в своем творчестве к эпическому жанру, к монументальным образам и формам. Каждый из них в своем роде искусства стал выразителем русского народного эпоса. Через все произведения Бородина проходит одна ведущая мысль — о богатырской мощи, которая скрыта в русском народе. Тем же настроением героики и торжественности проникнуты картины Рериха, воспевающие великую Русь. Но надо сказать, что есть еще одна тема в опере «Князь Игорь», которая была близка творчеству Рериха — тема Руси и Востока, общность которых прослеживал Рерих на протяжении всей своей творческой жизни. Огромное внимание было уделено Рерихом именно восточное теме в опере, им было выполнено около тридцати этюдов, посвященных половцам. В своих театральных работах Рерих создает образ Востока, который был подсказан ему интуицией. Разными красками, стараясь передать настроение, изобразил Рерих стан кочевников. Это яркие тона раскаленных солнцем степей днем и приглушенная, зеленовато-синяя гамма ночью. Также интересны и эскизы к первому и четвертому действиям, которые происходят у стен Путивля.
Торжественным смыслом наполнен эскиз к прологу «Путивль» (1908). Перед нами оживает Русь во всей своей суровой правде и красоте. Терем князя Галицкого представлен нам в ярких тонах, пестрых красках, в обилии украшений потолков и стен, громоздящихся друг над другом, показывая нам характер Галицкого. Контрастно с этим образом, является нам образ Ярославны. Терем княгини выдержан в спокойных бледных красках, там нет монашеской отрешенности, но есть трепет любящего и живого сердца, ожидающей возвращения Игоря княгини. Образ Ярославны, один из прекраснейших в мировой литературе давно стал символом верности, чистоты и силы духа русской женщины. Таков же и музыкальный образ, созданный Бородиным и художественный, созданный Рерихом.
В 1942 году, Рерихом была написана картина «Поход Игоря», в которой художник как бы воплотил все то, над чем он работал при создании эскизов к опере «Князь Игорь». В этой картине художник обращает нас к мысли, что всякой битве, всякому злу и всякому затмению приходит конец. Этой любовью к родной земле и верой в светлое будущее проникнуты все картины Рериха, написанные на эпические сюжеты. Так же верил в свою Родину и Бородин, воспевая ее в своих произведениях, вселяя в сердца надежду и свет.
Глава 6. Личность А. П. Бородина в контексте учебной и художественной литературы
В этой главе хочется уделить внимание нескольким книгам, в которых рассказывается о композиторе. Это книга Белоусовой С. С. «История русской музыки второй половины XIX века», «Энциклопедия Юного Музыканта» авторов Куберского И. Ю. и Мишина Е. В. и статья Левашева «Истоки этического в художественном мышлении Бородина» из журнала «Мир Искусства». В качестве примера художественной литературы, рассказывающей нам о Бородине, приводятся книги Дуловой Е. В. «А.П. Бородин» и Берберова Н. Н. «Чайковский. Бородин. История одинокой жизни».
В книге Белоусовой, рассчитанной в основном на учеников старших классов музыкальной школы и на студентов первых курсов музыкальных училищ, в качестве подготовки к экзаменам и для расширения собственного кругозора. Целая глава посвящена личности А. П. Бородина. В ней подробно описывается биография композитора, начиная с раннего детства и заканчивая последними днями жизни композитора. Отдельной частью рассказывается о Бородине, как о выдающемся химике. Так же рассказывается о творчестве Александра Порфирьевича, о том, какие произведения входят в его творческое наследие, в каких жанрах он сочинял, какие темы были ему близки. Более подробно описываются опера «Князь Игорь» и Богатырская симфония. Белоусова раскрывает главные моменты этих произведений, на которые следует обратить особое внимание. Эта книга написана доступным интересным языком. Автор является музыкантом, искусствоведом, человеком, понимающим музыку и все, что с ней связано. Книга Белоусовой может заинтересовать и тех, кто не является музыкантом, но проявляет некоторый интерес к музыкальному миру и искусству.
«Энциклопедия Юного Музыканта» рассматривает личность Бородина не столь подробно как Белоусова. Статья носит сугубо ознакомительный характер, рассказывающий о композиторе в общих чертах по четкой схеме, не останавливаясь отдельно на каких либо моментах. Здесь мы можем видеть историю жизни, историю творчества, отношение к химии и музыке. Незатронутыми остаются творческие образы, темы, близкие Бородину, то, о чем говорил автор в своих произведениях. Эта статья рассчитана в большей степени на школьников, в качестве ознакомления с личностью гениального русского композитора.
Статья Левашова «Истоки этического в художественном мышлении Бородина» подробно рассказывает нам о творчестве композитора, не касаясь его биографии и жизненного пути. Особое внимание уделено лирическим моментам оперы «Князь Игорь», а так же лирическим и спокойным мотивам, присутствующим в Богатырской симфонии.
Так же уделяется внимание образам, которые могут быть сокрыты в этих музыкальных произведениях. Предполагается, что пытался сказать Бородин, используя те или иные музыкальные приемы. Статья Левашова является уникальным примером, того, как научная исследовательская работа может читаться как художественное произведение. Эта статья может быть интересна самому разнообразному кругу читателей, которые могут являться музыкантами, а могут быть совершенно далеки от музыки, но проявляющие к ней некоторый интерес.
Что касается книги Дуловой Е. В. «А.П. Бородин», то здесь мы имеем дело с подробной историей жизненного и творческого пути русского композитора. В ней мы можем увидеть, каким человеком был Бородин, какой характер и какие своеобразные черты были у него, как складывались отношения с коллегами по Медико-хирургической академии и Консерватории. Так же приводятся письма и воспоминания тех, кто жил и работал рука об руку с Александром Порфирьевичем. По ним, мы можем в точности узнать, как создавалось то, или иное произведение, просмотреть в деталях историю написания. Книга очень интересна, написана доступным, не сложным языком. Она будет интересна как маленьким читателям, так и взрослым.
Книга Берберовой Н. Н. «Чайковский. Бородин. История одинокой души» разделена на две части. Первая посвящена личности такого русского гения как Петр Ильич Чайковский, вторая Александру Порфирьевичу Бородину.
Образ Бородина, созданный Берберовой, носит печальный и сложный характер. Даже не зная содержания, но исходя из самого названия книги, мы можем судить, что речь пойдет о человеке, жизнь которого не была безоблачной и светлой. Автор рассказывает нам о том, сколь мучительным было для Бородина совмещение химии и музыке. Невозможность уделять достаточное количество времени творчеству, занимаясь формулами и посещая лекции в Академии, делала жизнь Бородина очень трудной. Отдать предпочтение чему-то одному, Бородин не мог, так как в одинаковой степени интересовался и тем и другим. Мучительным был не столько выбор, сколько желание окружения Бородина, чтобы он выбрал что-то одно. Книга Берберовой пронизана грустными и даже безысходными настроениями, что кажется слегка преувеличенным. Ведь если бы Бородину было настолько невыносимо разрываться между музыкой и химией, то он, в конечном счете, оставил бы что-то одно. Книга рассчитана на широкую аудиторию, но я бы не рекомендовала ее школьникам, чтобы у них не сложилось мнение, что Бородин был несчастным одиноким человеком, не зная, чему посвятить себя в жизни — музыке или химии.
бородин литература художественный композитор
Заключение
Подробно рассмотрев каждый из источников, использовавшийся в данной работе, мы можем составить совершенно четкое представление об А. П. Бородине. Каждый источник затрагивает какие-то отдельные моменты жизни или творчества композитора, или же не очень подробно рассказывает обо всем жизненном пути. Но соединив все эти труды воедино, прочитав их последовательно, мы уже имеем не обрывочные сведения или небольшую информацию, а четкий, неделимый образ композитора, полное представление о его жизни и творчестве. Примечательно то, что все источники рассчитаны на широкую аудиторию, а самое главное пригодны для чтения юным музыкантам, то есть всем тем, кому так необходимо привить любовь к музыке и пробудить интерес к творчеству различных композиторов, в данном случае к А. П. Бородину. Ведь прочтя все эти книги, у юных читателей сложится полное представление о личности композитора, о его творчестве и произведениях. Все эти книги очень разные, и несут в себе разную информацию, но объединены они единой целью и мыслью — донести до читателей образ русского композитора Александра Порфирьевича Бородина — разностороннего, мыслящего, образованного человека, доброго и отзывчивого, сохранившего о себе только хорошие воспоминания. И его образ, благодаря его прекрасным произведениям, жив в сердцах людей и по сей день. И так и должно быть, ведь то, что является гениальным, будет актуально во все времена. И все, что было создано таким гениальным человеком как А. П. Бородин, будет нетленно и нерушимо.
Библиография
1. Белоусова С. С. Русская музыка второй половины XIX века. — СПб.: Росмен-пресс, 2003. — стр. 153−160.
2. Берберова Н. Н. История одинокой жизни — Чайковский. Бородин. — СПб.: АСТ, 2010. — стр. 200−399.
3. Вторая Симфония А. П. Бородина «Богатырская"// Мархасев Л. С. Хит-парад Победы. — СПб.: 2005. — стр. 74−80.
4. Дулова Е. В., А. П. Бородин. — М.: Детская литература, 1990. — 126 с.
5. Кочергина Н. С., Черникова В. И. Рерих и Бородин// Журнал Восход № 9 (113). Сентябрь, 2003. — стр. 90−93.
6. Куберский И. Ю., Мишина Е. В. Энциклопедия юного музыканта. — СПб.: ООО «Диамант», 2001. — стр. 200 — 205.
7. Левашов Е. М. Истоки этического в художественном мышлении Бородина// Мир искусства. Альманах. — М.: 1995. — стр. 197−215.
8. Сорокина Е. В. Одной любви музыка уступает: страницы жизни А. П. Бородина. — СПб.: Союз Художников, 2003. — 155с.
9. Фирсова Н. Ф. Нотные автографы раннего периода творчества А. П. Бородина в собрании кабинета рукописей РИИИ// Петербургский музыкальный архив вып. 1. — СПб.: 1992. — стр.102−104.
10. Химия ревнует вас…// Московский журнал. История государства российского № 11 (215). Ноябрь 2008. — стр. 40−42.