Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития аксиологической культуры личности будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третий этап исследования (1999;2001 г. г.) был посвящен решению следующих задач: опытно-экспериментальная работа по развитию аксиологической культуры личности студентов педагогических вузовразработка спецкурса на французском языке «Лингвост-рановедение. Французская новелла XX века как средство развития аксиологической культуры будущих учителей» — апробация результатов исследования в учебных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования развития аксиологической культуры личности будущегоучителя
    • 1. 1. Аксиологизацня как современная тенденция развития высшего образования
    • 1. 2. Аксиологическая культура личности будущего учителя как предмет исследования
    • 1. 3. Критерии развития уровней аксиологической культуры личности студента
  • Выводы по 1 главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию аксиологической культуры личности будущего учителя в педагогическом университете
    • 2. 1. Диагностика уровней аксиологической культуры будущих учителей
    • 2. 2. Педагогические условия, способствующие развитию когнитивного, эмотнвного н коммуникативного компонента аксиологической культуры личности будущего учителя
    • 2. 3. Динамика развития аксиологической культуры будущих учителей
  • Выводы по 2 главе

Педагогические условия развития аксиологической культуры личности будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось коренными преобразованиями во всех областях жизни — в экономике, общественных отношениях, в мире науки и техники, в сознании и психологии людей, в развитии их культуры.

Интеграция России в мировое сообщество обусловливает необходимость нового взгляда на взаимосвязь образования и культуры. Аксиологические подходы и способы их осуществления через образовательные системы находятся в центре внимания развитых стран мира и относятся к числу приоритетных направлений начала XXI века.

Новая образовательная парадигма, призванная сменить «классическую парадигму, идущую еще от Яна Коменского» (145,С.46) предполагает ориентацию на удовлетворение потребностей личности в образовании и обеспечение условий развития её познавательных мотивов и общей культуры. Чем сложнее окружающий мир, чем богаче палитра вариантов самореализации, тем актуальнее проблема формирования аксиологической культуры личности. В центр непрерывного образования ставится человек как субъект познания, а образовательной доминантой становятся саморазвитие, самообразование, самореализация и свобода творческой деятельности. Идбт процесс объединения человечества в решении глобальных проблем современности. Теория ценностей переживает свое возрождение в связи с новыми социальными, научно-техническими реалиями действительности.

На повестку дня встает воссоединение с мировой культурой, восстановление собственных культурных традиций. В этой связи неслучайным является обращение к идеям Ф. Фребеля.

Сделать человека — значит включить его, по выражению великого немецкого педагога Ф. Фребеля, в прошлое, настоящее и будущее культуры, сделать человека культурным — культурным способом". (141).

Исходя из особенностей современных форм мышления и деятельности, должен быть по-новому понят сам смысл образования. В центре его должно стать образование «человека культуры», человека, способного не только включаться в наличные формы деятельности и мышления, но переформулировать самые их основы, сопрягать различные культурные смыслы. Такой подход требует изменения как форм организации учебного процесса и методов преподавания, так и самого содержания образования" (145, С.47−48).

В зарубежной и отечественной науке — философии, психологии, антропологии, социологии, педагогике определились общие подходы, накоплен фонд научных идей, фактов, которые позволяют считать задачу изучения процесса развития аксиологической культуры будущего учителя осуществимой.

В современной науке имеется совокупность знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. В контексте общей теории различные аспекты феномена аксиологической культуры рассматривались в работах следующих ученых.

— философов (Э. Кант, Р. Б. Перри, Г. Беккер, С. Ф. Анисимов, Н. А. Бердяев, В. А. Василенко, Н.З. Чавчавадзе);

— психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, Ф. Селже, Э. Фромм, В. Г. Ананьев, J1.C. Выготский, И. А. Зимняя, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);

— социологов (Д.К. Беляев, В. В. Ольшанский, А.А. Козлов);

— культурологов (Л. Уайт, М. Херсковиц, М. Мид, К. Клакхон, А. Крббер, А. А. Белик, П. С. Гуревич, Э. В. Соколов, С.А. Токарев);

— педагогов (М. Бирам, Ж. Ванье, А. Ланно, Ж. Лассер, К. Роджерс, С. Френе, Т. К. Ахаян, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, А.В. Кирь-якова, В. Г. Рындак, Ф. Ш. Терегулов, Г. И. Щукина).

Однако проблема аксиологической культуры не рассматривалась в качестве специального предмета исследования, в то время как практика испытывает нужду в исследованиях подобной проблематики.

Можно констатировать, что существует противоречие между растущей потребностью в выпускниках педагогических вузов с высоким уровнем развития аксиологической культуры личности будущего педагога и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов процесса ее развития в ходе преподавания лингвострановедения в педагогическом вузе.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития аксиологической культуры личности будущего учителя».

Цель исследования состоит в выявлении комплекса педагогических условий эффективного развития аксиологической культуры личности будущего учителя в условиях педагогического университета.

Объектом исследования является образовательный процесс в вузе.

Предмет исследования: развитие аксиологической культуры личности будущего учителя в процессе преподавания лингвострановедения.

Гипотеза исследования. Аксиологическая культура личности студента формируется успешно в учебном процессе вуза, если реализуется комплекс педагогических условий:

— когнитивных (происходит увеличение объема аксиологического тезауруса студентов);

— эмотивных (формируется ценностное отношение к лингвостра-новедческой информации и меняется характер мотивации в изучении иностранного языка (от пассивно-созерцательного к исследовательскому и креативно-ценностному уровню);

— коммуникативных (развиваются базовые умения, необходимые в интеркультурной коммуникации).

В соответствии с целью и гипотезой исследования ставятся следующие задачи:

— конкретизировать понятие аксиологической культуры личности будущего учителяразработать структурно-функциональную модель развития аксиологической культуры личности будущего учителя и апробировать еб в педагогических вузахразработать научно-методические рекомендации по реше нию проблемы.

Методологической основой исследования явились положения и идеи о взаимосвязи всеобщего и общего, особенного и единичного, о личности как субъекте и объекте учебной деятельноститеория деятельноститеория ценностейфилософские и психолого-педагогические теории о фундаментальных закономерностях преемственной организации учебной работыраскрытии сущностных сил человека в познании и деятельности, что позволяет вычленить диалектику актуального и потенциального в развитии личности.

В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, анкетирование, ранжирование, тестирование, беседа, экспресс — интервьюирование, анализ письменных работ и др.

Базой исследования является факультет иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета, гуманитарный факультет Оренбургского государственного университета, лицей № 1 г. Оренбурга. В массовом эксперименте приняли участие 200 студентов факультета иностранных языков.

Этапы исследования:

Исследование проводилось с 1996 по 2001 г. г.

На первом этапе исследования (1996 — 1997 г. г.) происходило обобщение опыта работы в педагогическом университете по развитию аксиологических и культурологических аспектов личности путем привлечения лингвострановедческих материалов, определен библиографический список литературы по проблеме, сформулирована рабочая гипотеза, готовился материал спецкурса.

Второй этап исследования (1997;1999 г. г.) включал в себя подготовку теоретической базы исследования, проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап исследования (1999;2001 г. г.) был посвящен решению следующих задач: опытно-экспериментальная работа по развитию аксиологической культуры личности студентов педагогических вузовразработка спецкурса на французском языке «Лингвост-рановедение. Французская новелла XX века как средство развития аксиологической культуры будущих учителей" — апробация результатов исследования в учебных учреждениях и их анализоформление материалов диссертационного исследования в законченном виде.

Научная новизна исследования:

1. Конкретизировано понятие аксиологической культуры личности будущего учителя как интегративного качества личности, характеризующегося определенным уровнем развития лингвострановедческих знаний, эмоционально-ценностным отношением к ним, совокупностью умений их трансляции школьникам.

2. Доказано, что одним из средств развития аксиологической культуры выступает лингвостраиоведение.

3. Предложена модель развития аксиологической культуры личности будущего учителя.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: разработаны критерии для диагностики уровня развития аксиологической культуры личности будущего учителяопределены педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие аксиологической культуры личности будущего учителя иностранного языкаего результаты могут служить основой для дальнейшего изучения феномена аксиологической культуры, особенностей её формирования в условиях лицеев, колледжей и других учебных заведений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована модель развития аксиологической культуры личности будущего учителя. Спецкурс «Лингвострановедение. Французская новелла XX века как средство развития аксиологической культуры будущих учителей» внедрен в педагогический процесс вузов и лицея.

Достоверность научных результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций исследования, применением совокупности методов, адекватных его целям, задачам и логике.

На защиту выносятся следующие положения: — аксиологическая культура личности студента — интегративное личностное качество, характеризующееся определенным уровнем развития лингвострановедческих знаний, эмоционально-ценностным отношением к ним, совокупностью умений их трансляции школьникамкомплекс педагогических условий: когнитивные — условия, которые интенсифицируют процесс обучения иностранному языку посредством привлечения в него а) носителей языка и аутентичного материалаб) применения аудиовизуальных средств информационного пространствав) стимулирования креативной научно-исследовательской работы студентовг) перехода от традиционного обучения к знаково-контекстному, активному обучению, призванному устранить тенденцию отчуждения учителя от ученика, ученика — от школы, школы — от жизник личностно-ориентированному обучению, предусматривающему индивидуализацию, дифференциацию обучения, личностный подход к ученику как субъекту ученияд) расширение аксиологического тезаурусаэмотивные — это условия, которые а) обеспечивают вариативность и свободу выбора в обучающем лингвострановедческом материалеб) стимулируют мотивацию достижения и обеспечивают успешность в овладении иностранным языкомобеспечивают проектирование сдвига мотива на целькоммуникативные — это условия, которые обеспечивают: а) моделирование в учебном процессе ситуации интеркультурной коммуникацииб) способствуют развитию речевого диалога в лингвострано-ведческий диалог культурв) компьютеризацию интеркультурной коммуникации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-педагогической работы в ОГПУ, ОГУ, лицее № 1 Г. Оренбурга, что отражено в публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Выводы по II главе.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали положительную динамику повышения уровня развития аксиологической культуры личности будущего учителяподтвердили правильность выдвинутых критериев и показателей развития аксиологической культуры, эффективность комплекса педагогических условий: когнитивных, эмотивных, коммуникативных.

Результаты проделанного нами теоретико-практического исследования позволяют нам сформулировать основные выводы:

— проведенное теоретико-экспериментальное исследование доказало актуальность проблемы по развитию аксиологической культуры студентов;

— опытно-экспериментальный материал в целом подтвердил, что выявленный комплекс педагогических условий обеспечивает лингво-страноведению статус средства развития аксиологической культуры будущего учителя;

— эффективность данных педагогических условий подтверждена качественным изменением характера уровня развития аксиологической культуры студентов в изучении иностранного языка: от пассивно-созерцательного к исследовательскому и ценностно-креативному;

— теоретико-экспериментальное исследование подтвердило предположение о том, что лингвострановедение становится средством развития аксиологической культуры и влияет на профессиональную компетентность будущего специалиста, если содержание занятий по иностранному языку насыщается, обогащается материалами о культуре страны изучаемого языка, если уделяется должное внимание повышению уровня интеркультурной коммуникации, расширяется круг познаний и интеркультурная компетентность студентов;

— задача развития аксиологической культуры не может быть осуществлена в полной мере без целенаправленной деятельности преподавателей и без реализации комплекса педагогических условий, способствующих эффективному процессу развития аксиологической культуры личности студентов;

— спецкурс «Лингвострановедение, Французская новелла XX века как средство развития аксиологической культуры будущих учителей» способствует ценностному отношению студентов к познанию, участию в диалоге культур и трансляции знаний школьникам;

— развитие аксиологической культуры будущих учителей в процессе обучения иностранному языку на основе лингвострановедче-ских материалов французской литературы, наиболее эффективно происходит с применением ценностно-ориентированных технологий, обеспечивая сдвиг мотива на цель не только в обучении иностранному языку, но и в познании в целом;

— в исследовании зафиксированы положительные результаты в развитии уровней аксиологической культуры личности студентов: повышение уровня знаний и умений студентов, эмоционально-ценностного отношения, коммуникативных умений и способности их трансляции школьникам,.

— данное тсорстико-экспсримснтальнос исследование свидетельствует о том, что развитие аксиологической культуры будущих учителей способствует развитию речевого диалога в лингвострановед-ческий диалог культур, мондиализации культуры, увеличению объема аксиологического тезауруса студентов, обогащает педагогический процесс в целом;

— материалы спецкурса по лингвострановедению могут использоваться в педагогическом процессе учебных заведений для развития ценностной культуры школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование доказало актуальность проблемы развития аксиологической культуры личности будущего педагога, которая обусловлена коренными изменениями в социально-экономической, политической и культурной сфере современного общества, пересмотром ценностей образования на современном этапе и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории и практике педагогической науки.

Экспериментально подтвержден принцип аксиологической интеграции и сопряженности трех областей знания в отборе содержания и конструирования спецкурса «Лингвострановедение. Французская новелла как средство развития аксиологической культуры будущих учителей». Результаты исследования показали правомерность выдвинутой нами гипотезы.

Задача развития аксиологической культуры личности в условиях педуниверситета не может быть осуществлена в полной мере без целенаправленной деятельности преподавателей и без наличия комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития аксиологической культуры личности будущего учителя.

Развитие аксиологической культуры протекает более успешно при реализации аксиологического подхода, при переходе от традиционного к знаково-контекстному, активному и ценностно-ориентированному обучению.

Реализация педагогических условий в рамках освоения базовой программы по специальности «Учитель иностранного языка» и скоординированного с ней спецкурса «Лингвострановедение. Французекая новелла XX века как средство развития аксиологической культуры будущих учителей» способствует развитию такого интегратив-ного личностного качества как аксиологическая культура. Многоас-пектность данного понятия раскрывается посредством уровней: креативно-ценностный, исследовательский, пассивносозерцательный.

В исследовании зафиксирована положительная динамика в развитии аксиологической культуры и самореализации студентов во время педагогической практики.

Данное теоретико-экспериментальное исследование подтверждает возможность развития аксиологической культуры в других образовательных учреждениях посредством спецкурса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология и образ жизни личности. М., 1987.
  4. И.Ю. Учитель и новые ориентииры образования. Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем. СПб, 1997. — 153 с.
  5. Е.В. Подготовка учителя в самоактуализации в педагогической деятельности. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. — 17 с.
  6. О.А. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. — С. 121−135.
  7. С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века. (Очерк философии) // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7 «Философия».- 1994. № 4. — С. 34−42.
  8. Л.И. Психология личности как «открытой системы» // Вопросы психологии.-1970.- № 5. с. 168−178.
  9. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // психол огия формированиия и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 67−87.
  10. И.Г. Социалистические ценности и ценностные ориентации личности. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 59 с.
  11. Т.К. Педагогические основы становления идейно-нравственных убеждений подростков // Нравственное формирование личности школьников в коллективе. J3., 1977. — 123 с.
  12. Т.К. Исследования аксиологических проблем воспитания учащихся. СПб., 1997. — С.98.
  13. Н.Г., Кансузян Л. В., Немцов А. А. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социс. 1995. — № 4. — С. 125−129.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. -М.: Искусство, 1979. 423 с.
  15. Бахтин и современная гуманитарная практика / Под ред. А. Г. Глинки. М., 1995.
  16. Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. К столетию рождения М. М. Бахтина (1905−1995) / Сост. К. Г. Исупов. -СПб: Алетея, 1995. 370 с.
  17. В.П. Формирование гуманистической направленности студента будущего учителя как социально-педагогическая проблема. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. — СПб.: Ин-т ОВ РАО, 1995. — 32 с.
  18. В.П., Бездухов А. В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущего учителя. — Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. — 185 с.
  19. А.А. Культурология. М., 1998.- 241 с.
  20. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). Челябинск: Изд-во ЧГПИ Факел, 1995. 142 с.
  21. В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ / Башк. пед. ин-т. Уфа, 1997.
  22. Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. — 398 с.
  23. Н.А. О назначении человека. М., 1993. — 383 с.
  24. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994.- № 5. — С.21−25.
  25. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−25.
  26. JI.B. Педагогическая технология в школе // Педагогические проблемы трудовой подготовки старшеклассников на современном этапе НТП. М., 1989. — С. 23−29.
  27. B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 34.28.. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. — 169 с.
  28. B.C. От накоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. -413 с.
  29. О.П. Страноведческий и лингвострановедческий аспект обучения иностранному языку на неязыковых факультетах // Национально-культурная специфика социума и механизмы ее вербального воплощения. Воронеж, 1994. — 64 с.
  30. Бим-Бад Б. М. Идеи «педагогической антропологии» в России, (конец XIX нач. XX веков) // Советская педагогика: — 1990. — № 9. — С. 102−109.
  31. .П., Катаева, Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 1015.
  32. Г. И. Разговорная речь на иностранном языке как один из объектов обучения практической стилистике в языковом вузе // Иностр. яз. в высш. шк.- 1971. Вып. 6.
  33. В.И. Ценности меняющегося мира (методология исследования) // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. — № 2. — С. 3.
  34. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. М.: Педагогика, 1997.
  35. Т.Г. Развитие творческого потенциала личности учителя // Сов. педагогика. 1989. № 8. — С. 89−94.
  36. .С. Аномалия личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
  37. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Вестн. высш. шк. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  38. И.В. Индивидуализированное обучение в высшей школе США. Автореф. дисс.докт. пед. наук. СПб, 1995. — 38 с.
  39. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности: Науч.-метод, пособие для студ. пед. ин-тов и учителей шк. Л., 1973. — 138 с.
  40. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1976,248 с.
  41. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 3-е изд. -М., 1983. С 46, 49.
  42. Вопросы лингвострановедения в курсе иностранного языка для специальных целей / Под. ред. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. — 135 с.
  43. В.В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография. М., 1997.
  44. Л.С. Собр. Соч. в 6-ти томах. М., 1983, т.З.- 368 е., 1984, т. 4. — 432 е., 1984, т. 6. — 400 с.
  45. Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. -1995. № 6. С. 61−74.
  46. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М: Наука, 1981. — 139 с.
  47. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностр. яз. в шк.- 1985. № 2. — С.18.
  48. Я. Ценностные ориентации личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. — С. 102−110.
  49. П.С. Культурология: Учеб. пособие. М.: Знание, 1996. — 286 с.
  50. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. работ. М.: Прогресс, 1989. — 310 с.
  51. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука. 1984. — 268 с.
  52. О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. — 351 с.
  53. М.Е. Практическая направленность обучения студентов как условие его оптимизации. Челябинск: Изд-во Чел. ГУ, 1983. — 140 с.
  54. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  55. И.А. Психологическая характеристика иностранного (второго) языка как объекта овладения в языковом вузе // Сб. науч. тр. МГИИЯ. М., 1980. — Вып. 162.
  56. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  57. К. Эмоции человека: пер. с англ.- М.: Изд-во Моск. унта, 1980. 440 с.
  58. П. Педагогическая диагностика: Пер. с нем.- М.: Педагогика. 1991. 240 с.
  59. Л.Б. Основы методики профессионального обучения школьников. М., 1963. — 227 с.
  60. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  61. М.С. Проблемы взаимодействия и ценностного сознания. Наука и ценности (ученые записи). Л., 1990. С. 57−72.
  62. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
  63. М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Л., 1989. — 85 с.
  64. И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. — 1472 с.
  65. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. — 80 с.
  66. Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения. // Язык и личность.- М., 1989. С. 3, 5.
  67. А.В. Аксиологический подход к развитию творческого потенциала личности // Ученые записки. Т. 1, 1995. С.21−23.
  68. А.В. Роль ценностных ориентации в становлении социально-активной личности школьника // Формирование социальной активности личности в условиях реформы школы. ~ М., 1989. -С. 143−152.
  69. А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности: теория и диагностика. Л., 1991. — 83 с.
  70. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. — Оренбург: Изд-во Юж. Урал, 1996. — 188 с.
  71. А.В. Концепция ориентации в мире ценностей // Актуальные проблемы педагогики на рубеже ХХ1века. Оренбург, 199&- с. 18−32.
  72. П.В. Диалектика, логика, наука. М.: Политиздат, 1973. — 194 с.
  73. JI.В. Педагогические условия ориентации будущего учителя на ценности культуры страны изучаемого языка. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, — 17 с.
  74. Н.И. Логическиий словарь. М.: Наука, 1971. — 656 с.
  75. В.П. Социология коммуникации. Учебник. М.: Меж-дунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. — 304 с.
  76. В.Г., Верещагин Е. М. Языковой вкус эпохи. М., 1994.
  77. В.Г., Верещагин Е. М. Язык и культура.- М., 1995. -224 с.
  78. Ксенофонтова, А Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе: Учеб. пособие к спецкурсу. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1995. — 100 с.
  79. З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи // Личность в психологическом эксперименте. -М., 1973. С. 34−44.
  80. Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании // Методология педагогических трудов / Под. Ред. А.И. Писку-нова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1980. С. 82−117.)
  81. С.Г. Лингвострановедение как фактор развития аксиологического потенциала личности студента университета: Дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 1997. — 209 с.
  82. Культурология. Науч.-образоват. Вестн. № 2−3. М: Новый центр, 1997.
  83. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М., 1981. — 120 с.
  84. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высш. шк., 1990. 142 с.
  85. .А. Обучение второму иностранному языку как специальности. М., 1980.
  86. .А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе. М., 1986.
  87. Леви-Стросс Клод. Печальные тропики. М., 1984.
  88. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  90. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 40 с.
  91. Леонтьев Д А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопр. психологии. 1987. — № 3. — С. 11−21.
  92. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980. 178 с.
  93. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 186 с.
  94. О. В. Интерсоциальное образование студенческой молодёжи: теория и практика. Автореф. дис. д-ра. пед. наук. Челябинск, 1997. — 38 с.
  95. .Т. Педагогика. М., 1993. 528 с.
  96. Личность и прогнозирование / Под ред. Л. А. Регуш. Л., 1989. — 84 с.
  97. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе. -М.: Наука, 1989. С. 6−24.
  98. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 525 с.
  99. Л.Х. Управление процессом развития профессионально ценностных ориентации будущих учителей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1993. — 16 с.
  100. М.Г. Категория «цель» в марксистской философии и критика телеологии. JI.: Наука, 1977. — 86 с.
  101. М.Г. Развитие понятий предмета философии в истории ее учений. Л.: Наука, 1982. 269 с.
  102. Т.Н. Учитель-ученик. М., 1977. — 188 с.
  103. А. Самоактуализация // Психология личности: Тесты -М., 1982. 186 с.
  104. А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. -302 с.
  105. С.Е. Генезис педагогических идей Я.А. Коменского. Челябинск, 1997. 57 с.
  106. Л.В. Роль лингвострановедения в приобщении к иноязычной культуре // Интеркультурная коммуникация. Оренбург, 1996. — 94 с.
  107. Миньяр-Белоручев Р.К., Оберемко О. Г. Лингвострановедение или «иноязычная культура»? // иностр. яз. в шк., 1993. № 6. — С. 54−56.
  108. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. М: Просвещение, 1990. — 223 с.
  109. ПО. Михайлова Н. М. Интеграция экологических знаний школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 1995. — 16 с.
  110. Н.Н. Алгоритмы развития. -М., 1987.
  111. В. Человек, мораль, воспитание / Пер. с болг. М. Прогресс, 1975. — 168 с.
  112. Л.В. Аксиологизация лингвострановедческих знаний как фактор развития ценностных ориентаций будущего педагога. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 19с.
  113. А.В. Социализация в «смутное время». М.: Знание, 1991. — 78 с.
  114. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / Психологическая наука в СССР.- М., 1960. С. 110.
  115. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. — С. 100−155.
  116. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск / ГУ ПТО адм. Челяб. области, Челяб. Фил. ИПО МО РФ, 1995. 288 с.
  117. P.P. Развитие аксиологических ориентаций студента педагогического вуза. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Оренбург, 1996. — 19 с.
  118. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.
  119. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1989. 280 с.
  120. Новые ценности образования. Выпуск 1−7 / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1997.
  121. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. — 216 с.
  122. Образование в современном мире: Состояние и тенденции развития / Под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986. — 284 с.
  123. С.И. Словарь русского языка. М., 1989.
  124. Ориентация и деятельность школьников: Монография / Под ред. Т. К. Ахаян, А. В. Кирьяковой. М.: Прометей, 1991. — 168 с.
  125. А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. ~ 1995. № 6. — С. 63−69.
  126. Осмоловская И М. Дидактические основания отбора ценностей в базовое педагогическое образование. М., 1991.
  127. Н. Гуманистические ориентации учителя: пересмотр целей и поиск технологий // Альма матер. 1991. — № 12. — С. 3035.
  128. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогическихвузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Рос. пед. агентство, 1996. 602 с.
  129. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин и др.- М.: Школа Пресс, 1998. — 512 с.
  130. М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. — 328 с.
  131. . Психология интеллекта // Избранные психологические произведения. М., 1969. — 659 с.
  132. Ю.М. Два полюса ценностного развития личности // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. — № 2. — С. 33−40.
  133. Проблема совершенствования процесса обучения в средней школе: Межвуз. сб. науч. тр. Д.: ЛГПИ, 1987. — 167 с.
  134. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры // Педагогика. 1995. — № 5. — С 87−90.
  135. К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание личности. Л., 1980. — 168 с.
  136. Н.Ф., Тряпицына А. П. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста // Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание). -СПб.: Образование, 1994. 210 с.
  137. А.И. Курс лекций по логике науки. М.: Высш. шк., 1971. — 173 с.
  138. Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Учеб. пособие к спецкурсу. Л., 1989. — С. 8−10.
  139. В.М. Введение в культурологию. М., 1994. — 104 с.
  140. В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. М., 1992. С. 39.
  141. Н.С. Конструктивная аксиология и интеллектуальная культура будущего // Философия образования для XXI века. М., 1992. — С. 50−72.
  142. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992.
  143. Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992. — 162 с.
  144. Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. — 194 с.
  145. Н.С. Ценности гуманитарного образования // Высш. образование в России. 1996. — № 1. — С. 85−88.
  146. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957. — 328 с.
  147. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1987. -423 с.
  148. Рындак В Г. Формирование творческого потенциала учителя / теория и диагностика. М.- Ин-т теорет. педагогики и междунар. исследований в образовании, 1994. — 1 13 с.
  149. В.Н. Системный подход к классификации ценностей. Научные исследования и человеческие потребности. ВНИИ системных исследований. М., 1979. — 119 с.
  150. С.В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. Монография. Оренбург. 1996. 179 с.
  151. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Под ред. А. Е. Кибрика, — М., 1993. 656 с.
  152. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990. — 360 с.
  153. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 150 с.
  154. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970. 40 с.
  155. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  156. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 82−88.
  157. Ч.П. Две культуры. М., 1973.
  158. Советский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1979. 1600 с.
  159. Э.В. Культурология. М.: 1994. — 177 с.
  160. Э.В. Культура и личность. JI.: Наука, 1972. — 282 с.
  161. Л.Б. Методологическая культура как фактор становления педагогической деятельности: учебное пособие к спецкурсу. Оренбург: Издательство ОГПИ, 1996. — 112 с.
  162. Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя: Монография. -Оренбург., Изд-во ОГ-ПУ, 2000. -300 с.
  163. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. М.: Прогресс, 1992. -С. 99−100.
  164. Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990. — С. 90.
  165. Сотрудничество педагогов и учащихся как педагогическое явление: Межвуз. сб. науч. тр. / ЛГПИ им. А.И. Герцена- Отв. ред. З. И. Васильева. Л., 1989. — 161 с.
  166. М. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974. — 192 с.
  167. Л.Ф. Основы педагогического анализа. Ярославль, 1985. — 98 с.
  168. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1991. — 40 с.
  169. А.П. Информация и прогресс. Новосибирск: Наука, 1988. — 190 с.
  170. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. — 343 с.
  171. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
  172. Ф. Ш. Образование новый взгляд: теория, технология, практика. -Уфа, 1998.
  173. С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  174. Толингерова и др. Психология проектирования умственного развития детей. М — Прага: Роспедагентство, 1994. — 48 с.
  175. А.В., Тулькибаева Н. Н. Практикум по решению физических задач. М.: Просвещение, 1992. — 208 с.
  176. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. пере-раб. и доп.- М. Политиздат, 1991. — 559 с.
  177. М.О. Обучение культуре общения на английском языке: Науч.- теорет. пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 144 с.
  178. М.О. О стилевой характеристике устной речи студентов языкового вуза // Вопросы методики и психологии обучения иностранным языкам: Сб. научн. тр./ Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. Вып. 121. М., 1997.
  179. М.О. Методика работы над культурой речи на иностранном языке (начальный этап языкового вуза): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1980. 17 с.
  180. М.О. Повышение эффективности обучения иноязычному речевому этикету // AATSEEL Newsletter. Baltimore. 1989. Vol. 32. Letter 2.
  181. JI.H. Интеркультурная коммуникация как условие развития единого образовательного пространства // Интеркультурная коммуникация. Оренбург, 1996. — 94 с.
  182. А.В. Методический материал по домашнему чтению для студентов факультета иностранных языков. Оренбург: Агентство «Пресса», 1999. 33 с.
  183. А.В. К проблеме содержания аксиологической культуры будущего учителя // Вестн. Оренбург, гос. пед. ун-та. № 6 (21). Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. — С. 141−148.
  184. А.В. Французская новелла XX века как средство развития аксиологической культуры будущих учителей. Учеб. пособие к спецкурсу (практ. аспект) Оренбург: Агентство «Пресса», 2001. 96 с.
  185. Философский энциклопедический словарь. М., 1997. — 579 с.
  186. Н.И., Соколова Г. Г. Речевой этикет. Русско-французские соответствия. Справочник. М.: Высш. шк., 1989. -112 с.
  187. Э. Психоанализ и этика. М., 1993. -415 с.
  188. Л.И. Диалог культур. СПб., 1994. — 86 с.
  189. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. — 171 с.
  190. П.И. Точность знаний как фактор формирования мировоззрения старших школьников: автореф. дисс.канд.пед.наук. Челябинск, 1974.
  191. П. Тейяр де. Феномен человека. М., 1987.
  192. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 53 с.
  193. Г. Я. Теория и практика формирования познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин (личностно ориентированный аспект). Дисс.. д-ра пед. наук. Челябинск, 1997. — 320 с.
  194. JT.B. Языковая система и речевая деятельность. J1.: Наука, 1974. — 428 с.
  195. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. — 351 с.
  196. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. — С. 35.
  197. Annuaire statistique de la France. P., 1969. P. 23.
  198. Association pour la Recherche et l’lntervention Psycho-sociologiques (A.R.I.P.). P^dagogie et Psychologie des groupes. Editions de l’Epi, Paris, 1964.
  199. Ferry G. Rogers en question. L’Education nationale, № 793, P, 1966, 18−20.
  200. Fichou J.-P. Enseigner les civilisations. Presse universitaire de France. — Paris, 1979. — 191 p.
  201. Filloux J. Reflexions sur l’attitude non directive en p^dagogie. Bull, de Psychologie, 16, P., 321−325, 1963.
  202. Galisson R. Enseignement et apprentissage des langues et des cultures. // Le fran9ais dans le monde. 1989. № 227. P. 12−16.
  203. Gosselin G. L’anthropologic et les antinomies de l’Egalit^ des cultures // Ethnologie fr. P., 1992. — T. 40, № 4. — P. 404−408.
  204. A l’Hotellier. La pEdagogie non directive. Dans Le psycho-sociologue dans la cit6, Fondation Rayonnement, ouvr. Coll., Ed. de 1'Epi, Paris, 1967.
  205. Habermas J. Communication and the Evolution of Society. Cambridge. England, 1979.
  206. Herskovits V. Cultural Anthropology. N. Y. 1955. P. 316, 351.
  207. Kaye В., I. Rogers. Pddagogie de groupe dans l’enseignement secondaire et formation des enseignants, Collection «Sciences de l^ducation «, P., 1971, 160 p.
  208. Kroeber A.L. Anthropology. Race. Langage. Culture. Psychology. Prehistory. N.Y., 1948. P. 295.
  209. Maslow A. Motivation and personality. N.Y. 1970.
  210. Maslow A. Some educational implications of the humanistic psychology // Harward Educational Rewiew. 1968. V. 38. № 4.
  211. Malinowski B. Journal d’ethnographe, Paris: Le Seuil, 1985.
  212. Mermet B. Francoscopie. Les Fran^ais qui sont-ils? P., 1985. P. 111−184.
  213. Patterson C.H. Foundations for a theory of instruction and educational psychology. N. Y., 1977, p. 302.
  214. Peretti A. De Carl Rogers, ou les paradoxes de la presence, dans Etudes, janv.-f6v. 1967.
  215. Reboule O. La Philosophie de l’Education. P., 1989.
  216. Rodgers C. Le d6veloppement de la personne. Paris, Dunod, 1972. (traduit par E. L. Herbert, Ancien professeur de pedagogie a l’Universite de Manchester).
  217. Rogers C.R. Libert^ pour apprendre? Collection «Sciences de l’Education «, P. 1972, 384 p.
  218. Roustang F. Un colloque avec Carl Rogers. Etudes. Juin 1966, 784−788.
  219. Simonesku C. J. Enseignement, recherche et production en Europe de l’Est // Pespection. 1980. Vol. 10. № 3. P. 364−371.
  220. Stien H.F. The Psychoanthropology of American Culture. N.Y., 1985. P. 14.
  221. Towner R.H. La philosophie de la civilisation. Paris: Didier, 1979. — 301 p.
  222. Vannier G. Les grands courants de la pens? e moderne. Paris, Edition Nathan, 1999.
  223. Vernon M. Human Motivation. Cambridge: Univers. Press, 1977. — 190 p.
  224. Zarate G. Enseigner une culture 6trangfcre. // Recherches. Application. Paris, Hachette, 1986.
  225. Zarate G. Objectiver le rapport culture maternelle I culture ёtrangёre. // Le fransais dans le monde. 1983. № 181.
Заполнить форму текущей работой