Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование социально-информационной компетенции студентов вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третьим педагогическим условием формирования социально-информационной компетенции является использование системы измерения и оценки в процессе формирования данной компетенции в процессе обучения студентов вузов. Использование компетентностно-ориентированных технологий обучения актуализировало поиск и обоснование методов оценки и измерения результатов обучения. С целью оценки и измерения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки формирования. социально-информационной компетенции студентов вузов
    • 1. 1. Теоретические основания формирования компетенций студентов вузов
    • 1. 2. Информационные основы деятельности будущего специалиста
    • 1. 3. Содержание социально-информационной компетенции студентов вузов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогические условия формирования социально-информационной компетенции в процессе обучения студентов вузов
    • 2. 1. Проектирование формирования социально-информационной компетенции студентов вузов
    • 2. 2. Реализация организационно-методического обеспечения формирования социально-информационной компетенции студентов вузов
    • 2. 3. Использование системы измерения и оценки в процессе формирования социально-информационной компетенции студентов вузов
  • Выводы по второй главе

Формирование социально-информационной компетенции студентов вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуалъность исследования.

Повышенный интерес к различным проблемам формирования компетенций студентов вузов со стороны высшего профессионального образования вызван социально-экономическими изменениями, происходящие во всем мире, в том числе и в России. Процессу формирования компетенций студентов вузов в настоящее время посвящено большое количество публикаций. В основном процесс формирования компетенций студентов изучается как часть компетентностного подхода, который реализуется в высшем профессиональном образовании.

В условиях модернизации экономики и глобализации общества современные выпускники вуза должны отвечать не только требованиям Государственного образовательного стандарта и работодателей, но и общепринятым международным требованиям. Для этого разрабатываются национальные образовательные стандарты и международные критерии и подходы, предлагаемые международными сообществами. Например, было образовано гак называемое «Европейское измерение» для разработки компетенций специалистов с высшем образованием под эгидой Евросоюза. «Европейское измерение» предполагает, что выпускник как специалист с высшим образованием должен обладать ключевыми компетенциями: социальной, когнитивной, коммуникационной, социально-информационной и специальной компетенциями. По результатам этого проекта в 1996 году в г. Берне были приняты «компетенции для Европы». В Российской Федерации Союз промышленников и предпринимателей разработал «национальную рамку квалификаций», по замыслу авторов, обеспечивающую «сопряжение» требований работодателей и Федерального образовательного стандарта третьего поколения для высшей школы РФ.

В настоящее время существует несколько классификаций компетенций, в соответствии с которыми одна и та же компетенция может относиться к разным группам. За основу в своем исследовании мы приняли классификацию Евросоюза, принятую в г. Берне. Причинами принятия данной классификации для нас послужило вступление России во Всемирную торговую организацию и обусловленные этим социально-экономические изменения, включая академическую и профессиональную мобильность граждан.

Согласование стандартов, программ и компетенций является одним из проявлений глобализации в области образования. Тенденция глобализации связана с информатизацией всех сфер деятельности. Информатизация является одним из факторов развития человечества. Под влиянием информатизации существенно изменяются и процесс обучения, и процесс подготовки специалистов, и сама профессиональная деятельность. В настоящее время можно утверждать, что процесс информатизации затронул все сферы жизни общества и человека. В качестве общенаучного сложился и развивается информационный подход, который используется для исследования профессиональной деятельности в современных условиях. Поэтому в последние десятилетия наблюдается особый интерес ученыхтеоретиков (Т. В. Ершова, М. Кастельс, А. И. Ракитов, Э. Тоффлер, А. Д. Урсул, А. А. Чернов и др.) к проблемам информатизации общества. Анализ литературы позволяет выявить основные проблемы, связанные с влиянием информатизации на подготовку специалистов. Во-первых, это возрастающая потребность современного специалиста в самой разнообразной информации. Во-вторых, объем информации за последнее время возрос многократно, поэтому существует проблема, связанная с поиском информации, так как нужную и полезную для человека информацию не всегда легко найти. В-третьих, существует необходимость изучить и оценить как позитивные, так и негативные последствия всеобщей информатизации и информатизации профессиональной деятельности.

Как показал проведенный нами анализ исследований (Г. Т. Артамонов, Э. С. Берштейн, К. К. Колин, Ф. Е. Темников, А. Д. Урсул, Ю. А. Шрейдер и др.) в области информатики и информатизации, в последние годы ученые все меньше уделяют внимание технической стороне развития информационного общества, а стали тщательно исследовать социальную составляющую, социальные потребности современного информационного общества. Это связано, прежде всего, с гуманитаризацией образования, рассмотрением работника основным капиталом и источником развития организации.

Можно утверждать, что в настоящее время обучение студентов в вузе должно быть направлено не только на формирование умения использовать ими современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности, но и на умение критически относиться к информации, поступающей из различных источников, в том числе и к социальной информации. В противном случае время, сэкономленное на поиск информации, снизит эффективность управленческих и других решений из-за низкого качества этой информации или ее оценки.

В процессе исследования формирования социально-информационной компетенции мы провели анализ литературы с целью определения степени разработанности данной проблематики. Анализ научной литературы, посвященной формированию ключевых компетенций, показал, что активно исследуются процессы формирования таких ключевых компетенций, как коммуникативная, социальная, когнитивная. В то же время практически отсутствуют исследования, посвященные формированию такой ключевой компетенции студентов как социально-информационная. Исключение составляют работы Д. В. Гулякина, которые посвящены отдельным аспектам социально-информационной компетенции.

Формирование социально-информационной компетенции студентов вузов мы рассматриваем в качестве одного из направлений реализации компетентност-ного подхода. Проблемы компетентностного подхода исследуются в работах многих ученых, среди них: В. И. Байденко, В. П. Беспалько, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. К. Марковой, Н. Ф. Талызиной и др. В данных работах рассматриваются общие вопросы компетентностного подхода, приводятся определения компетенций, предлагаются различные классификации компетенций, анализируется отечественный и зарубежный опыт по их формированию. Вместе с тем следует отметить, что вопросы формирования компетенций студентов в процессе обучения в вузе в указанных работах представлены недостаточно.

В своем исследовании мы исходили из того, что проблему формирования социально-информационной компетенции студентов вузов необходимо рассмотреть на основе информационного подхода. Информационный подход в высшем образовании и современном обществе в целом рассматривается в работах Р. Ф. Абдеева, К. Е. Афанасьева, Н. И. Гендиной, А. И. Каптерева, К. К. Колина, Е. И. Кузьмина, А. Д. Урсула и др.

Для того, чтобы охарактеризовать социально-информационную компетенцию, мы изучили научную литературу по проблемам формирования социальной компетенции у студентов вузов. Социальная компетенция изучена учеными шире по сравнению с социально-информационной. Так, например, процесс формирования социальной компетенции студентов вузов исследуется в работах: Н. А. Ами-нова, В. М. Басовой, Е. В. Коблянской, В. Н. Кунициной и др. Также нами были изучена информационная компетенция. Выяснялось, что гораздо больше научных трудов посвящено проблемам формирования информационной компетенции студентов вузов, среди них работы С. А. Бешенкова, Я. А. Ваграменко, И. Е. Вос-трокнутова, О. А. Козлова, А. А. Кузнецова, М. П. Лапчика, А. С. Лесневского, Н. И. Пака, И. В. Роберт, И. А. Румянцева, А. В. Хуторского и др.

В результате анализа литературы мы сделали вывод, что социально-информационная компетенция не может быть определена как механическая сумма социальной и информационной компетенций. Несмотря на то, что социально-информационная компетенция является ключевой компетенций, ее содержание, структура, методы оценки до настоящего времени не изучались. Поэтому в своем исследовании мы будем изучать социально-информационную компетенцию в двух направлениях: как компонент системы ключевых компетенций и как одну из задач процесса обучения студентов вузов.

Анализ теории и практики обучения студентов в вузе позволил нам обосновать противоречие, которое не может быть разрешено без формирования социально-информационной компетенции студентов в процессе обучения в вузе между содержанием образования, предусматривающим, согласно образовательному стандарту, овладение студентами информационными технологиями, преимущественно, как техническими средствами обеспечения деятельности и:

— потребностью социально-профессионального сообщества работодателей в выпускниках, для которых информационные технологии являются средством результативного решения профессиональных задач;

— потребностью общества в гражданах и специалистах, использующих информационные технологии с учетом их социальных аспектов.

Таким образом, мы видим, что мировые тенденции, требования работодателей и общественные запросы направлены на эффективное использование человеком информационных ресурсов с использованием компьютерных технологий с целью решения социально-экономических задач в процессе профессиональной деятельности.

С учетом выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы теоретико-методологические предпосылки, обеспечивающие разработку и реализацию педагогических условий формирования социально-информационной компетенции студентов вузов?

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования социально-информационной компетенции студентов вузов.

Объект исследования: социально-информационная компетенция студентов вузов.

Предмет исследования: формирование социально-информационной компетенции в процессе обучения студентов вузов.

Гипотеза исследования: формирование социально-информационной компетенции студентов вузов будет результативным, если:

— теоретически обоснована взаимосвязь содержания социально-информационная компетенция и информационных основ деятельности современного специалиста, что позволяет студенту решать социальные и профессиональные задачи будущей деятельности;

— обоснованы содержание и структура социально-информационной компетенции студентов вузов;

— разработаны и реализованы педагогические условия формирования социально-информационной компетенции студентов в процессе обучения в вузе, включающие: проектирование формирования социально-информационной компетенции студентов вузов, реализацию организационно-методического обеспечения формирования социально-информационной компетенции студентов вузов, использование системы измерения и оценки в процессе формирования социально-информационной компетенции студентов вузов.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретические основания формирования компетенций студентов вузов.

2. Установить взаимосвязь между содержанием социально-информационной компетенции студентов вузов и информационными основами деятельности современного специалиста.

3. Определить содержание социально-информационной компетенции студентов вузов в современных условиях.

4. Экспериментально проверить педагогические условия формирования социально-информационной компетенции студентов вузов.

5. Разработать научно-методические рекомендации по формированию социально-информационной компетенции студентов вузов.

Методологической основой исследования выступают:

— системный подход (В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина Э. Г. Юдин и др.), который позволил нам: рассмотреть социально-информационную компетенцию как системуспроектировать процесс обучения на основе модели социально-информационной компетенции, понимаемой как система взаимосвязанных компонентовобосновать теоретико-методологические предпосылки формирования социально-информационной компетенции студентов вузовразработать систему измерения и оценки социально-информационной компетенции в процессе обучения студентов вузов;

— информационный подход в образовании (В. 3. Коган, К. К. Колин, В. А. Суханов, Ю. А. Шрейдер и др.), с помощью которого в нашем исследовании: охарактеризованы информационные основы деятельности современного специалистапроанализирован процесс обучения с точки зрения информатизацииосуществлено проектирование формирования социально-информационной компетенции студентов вузов на основе модели социально-информационной компетенции студентов вузов.

— методология отбора содержания образования (А. А. Вербицкий, В. В. Кра-евский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.), использование которой позволило: обосновать содержание образования, обеспечивающее формирование социально-информационной компетенциипредставить результаты нашего исследования в виде педагогических знаний, которые являются теоретическим обобщением нашего исследования на теоретико-методологическом уровне.

Теоретической основой исследования явились:

— деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.), который позволил нам: рассмотреть процесс формирования социально-информационной компетенции студентов вузов на основе единства общего и профессионального развития личности в условиях специально организованной деятельности обученияразработать технологии деятельности студентов вузов как условие формирования их социально-информационной компетенции;

— синергетический подход (Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Хакен, Д. С. Чернавский и др.), основываясь на котором мы: рассмотрели процесс формирования социально-информационной компетенции студентов вузов с точки зрения его синергетических основанийразработали систему измерения социально-информационной компетенции и оценки процесса ее формированияопределить результативный компонент обучения студентов в вузе как интегративный показатель, отражающий степень освоения знаний, умений, владений, компетенций и других компонентов образовательной программы;

— теория системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова, которая позволила соотнести целостный процесс становления профессиональной деятельности с его этапами, уровнями, целями и задачами;

— совокупность теорий профессионального развития личности (Н. Э. Касаткина, Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, Т. М. Чурекова и др.), на основе которых этот процесс мы рассмотрели с позиций социально-экономических и психолого-педагогических оснований, характеристик, факторов и условий, технологий обучения, критериев и показателей измерения и оценки;

— компетентностный подход (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, М. Кяэрст, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.), который позволил определить место социально-информационной компетенции в общей структуре компетенций личности и в системе профессиональной деятельности, а также в содержании, структуре и результатах процесса обучения студентов вузов.

Для решения поставленных задач был использован комплекс следующих методов исследования:

— теоретических: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, нормативно-правовых актов и учебной документации вуза по проблеме исследования;

— эмпирических: анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент;

— математических: статистическая обработка результатов экспериментального исследования (Ч — критерий Стьюдента, и-критерий Манна — Уитни).

Экспериментальная база и организация исследования: ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» (КемГУКИ), филиал КемГУКИ в г. Междуреченск. В эксперименте приняли участие 945 студентов обучающихся по направлению «Менеджмент», эксперты — 110 человек (30 преподавателей, осуществляющих подготовку по направлению «Менеджмент», 80 работодателей — руководители баз практик в учреждениях социально-культурной сферы).

Исследование проходило с 2007 по 2013 год и включало три этапа.

Первый этап (2007;2009) — поисково-георетический — на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, изучался педагогический опыт по проблеме исследования, анализировались подходы к данной проблеме, определялись предмет, структура, гипотеза, методы, задачи исследования. Проведен констатирующий эксперимент, с целью выявления необходимости организационно-методического обеспечения.

Второй этап (2009;2011) — опытно-экспериментальный — была разработана модель формирования социально-информационной компетенции, комплекс методического обеспечения формирования социально-информационной компетенции. Проведен формирующий эксперимент, в ходе которого апробированы педагогические условия формирования социально-информационной компетенции.

Третий этап (2011;2013) — обобщающий — были обработаны и проанализированы полученные результаты опытно-экспериментальной работыосуществлена статистическая обработка полученных данныхсформулированы основные выводы и рекомендации диссертационного исследования, осуществлялась работа по оформлению материалов исследования, автореферата.

Научная новизна исследования:

1. Определено понятие «социально-информационная компетенция» как результат обучения студентов в вузе, позволяющий получать, использовать и управлять информацией в различных социальных и профессиональных условиях их будущей деятельности.

2. Определены теоретические основания формирования социально-информационной компетенции студентов вузов как ключевой компетенции, включающие содержание, структуру, этапы, уровни и критерии их оценки и измерения.

3. Выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования социально-информационной компетенции студентов вузов: проектирование формирования социально-информационной компетенцииреализация организационно-методического обеспеченияиспользование системы измерения и оценки социально-информационной компетенции студентов вузов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предложенное нами определение социально-информационной компетенции студентов вузов позволило обосновать содержание когнитивного, мотивационного, операционального, рефлексивно-оценочного компонентов социальноинформационной компетенции. Обоснованы возможности применения деятельностного, синергетическо-го, информационного, праксеологического подходов и теории системогенеза профессиональной деятельности в процессе формирования социально-информационной компетенции студентов вузов. Использование содержания и структуры социально-информационной компетенции студентов вузов способствует дальнейшему развитию теории отбора содержания и технологий обучения студентов вузов. Теоретические основания позволяют рассматривать социально-информационную компетенцию с точки зрения информационных основ профессиональной деятельности и с учетом ее социальных аспектов.

Практическая значимость исследования:

— разработана модель социально-информационной компетенции студентов вузовпредлагаемые технологии формирования и методы измерения могут использоваться в образовательных учреждениях высшего и послевузовского образования, в процессе подготовки магистров и аспирантов, в ассесмент-центрах и центрах по оценке и подбору персонала, в складывающейся в настоящее время системе профессионального консультирования;

— разработанное и апробированное организационно-методическое обеспечение, включающее научно-методические рекомендации «Измерение и оценка компетенций студентов вузов», «Эвалюация в деятельности кафедры вуза», «Самооценка формирования социально-информационной компетенции в процессе обучения студентов вузов», могут быть использованы в деятельности по формированию социально-информационной компетенции в методической службе различных организаций, методических центрах, учебно-методических отделах и в научно-внедренческих центрах;

— предложенный измерительно-оценочный материал может быть использован как на различных этапах обучения студентов в вузе (на уровне отдельной дисциплины, на уровне основной образовательной программы в целом, на уровне выпускающей кафедры), так и на этапе их будущей профессиональной деятельности при организации аттестации сотрудников и внутрифирменного обучения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-информационная компетенция — это результат обучения студентов в вузе, позволяющий получать, использовать и управлять информацией в различных социальных и профессиональных условиях их будущей деятельности.

2. Проектирование процесса формирования социальноинформационной компетенции студентов вузов осуществляется с учетом содержания, структуры, педагогических технологий по овладению информационными основами профессиональной деятельности, обеспечивающих этот процесс на различных этапах реализации образовательных программ.

3. Для формирования социально-информационной компетенции студентов вузов необходимыми и достаточными являются следующие педагогические условия:

— проектирование этого процесса, включающее в себя методическое обеспечение формирования социально-информационной компетенции;

— реализация организационно-методического обеспечения, включающего в себя обновление содержания образования и технологии обучения с целью формирования социально-информационной компетенции;

— использование системы оценки и измерения социальноинформационной компетенции студентов вузов и оценки процесса ее формирования.

Личное участие соискателя в исследовании состоит в теоретикометодологическом обосновании формирования социально-информационной компетенции студентов вузов, в проектировании структуры социально — информационной компетенции и модели ее формирования в процессе обучения студентов вузовв организации и проведении экспериментальной работыразработке и внедрении технологий формирования социально-информационной компетенции студентов вузовобосновании и внедрении авторской методики измерения компетенций студентовреализации педагогических условий формирования социально-информационной компетенциипредложении вариантов дифференциации процесса обучения студентов в вузе с целью формирования их социально-информационной компетенцииразработке модульной компетентностно-ориентированной программы по формированию социальноинформационной компетенции менеджера.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования отражены в научных статьях, докладах и выступлениях на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: III Международная научно-методическая конференция «Высшее профессиональное образование: традиции и инновации» (Кемерово, 25 апреля 2012 г.) — V Международная научная конференция «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 28 февраля 2012 г.), IV Международная научная конференция «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 29 декабря 201 1 г.) — XIX Международная научно-практическая конференция «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 18 августа 2011 г.) — VII Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы развития человеческого общества» (Одесса, Лондон, 21−28 июля 2011 г.) — II Международная научно-практическая конференция «Новые педагогические технологии» (Москва, 30 июня 2011 г.) — I Международная научно-методическая конференция «Высшее профессиональное образование: традиции и инновации» (Кемерово, 25 марта 2008 г.) — Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием.

Образовательные стандарты третьего поколения: механизмы реализации, модели внедрения в гуманитарное и художественное образование" (Кемерово, 3 февраля 2012 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный потенциал» (Старый Оскол, 22 декабря 2009 г.) — Межрегиональная научно-практическая конференция аспирантов и соискателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, февраль 2007 г.).

Основные положения, ход, предварительные итоги и результаты научного исследования обсуждались на заседаниях межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, Учебно-методического совета института социально-культурных технологий в КемГУКИ. Основное содержание диссертации нашло отражение в 15 публикациях, 7 из которых из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, утвержденных ВАК РФ, учебно-методических материалах и внедрено в учебный процесс института социально-культурных технологий КемГУКИ. Теоретические положения и результаты исследования применяются при организации воспитательно-образовательного процесса ряда других образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Структура диссертации: содержание состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 197 источников, 5 приложений, 23 таблиц, 7 рисунков.

Выводы по второй главе.

Проектирование социально-информационной компетенции на основе информационного подхода позволило нам разработать модель социально-информационной компетенции. Основанием для построения интегрированной модели в нашем исследовании выступили иерархические и фасетные структуры компетенций.

Модель социально-информационной компетенции была представлена нами в виде кругов Эйлера. Она содержит в себе основные компоненты компетенции: когнитивный, мотивационный, операциональный, рефлексивно-оценочный. Они позволяют представить социально-информационную компетенцию как «открытую систему», компоненты которой связаны между собой синергетически.

Проектирование формирования социально-информационной компетенции привело к пересмотру содержания и результатов процесса обучения. В модель формирования социально-информационной компетенции мы включили основные виды деятельности студентов: учебная академического типа, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная.

Модель формирования социально-информационной компетенции невозможно внедрить в процесс обучения студентов без учета компонентов компетенции (включая элементы компетенции), реализованных организационно-педагогических условий формирования, основных видов деятельности студентов, уровней сформированности компетенции.

Следующим условием для формирования социально-информационной компетенции выступает и реализация организационно-методического обеспечения. Комплекс организационно-методического обеспечения включает в себя пересмотр программ дисциплин по следующим направлениям: частичное включение компетенций, изменение структуры программы, полностью компетентностно-ориентированная программа.

С целью формирования социально-информационной компетенции студентов вузов были разработаны и внедрены в учебный процесс технология создания виртуальной организации и технология разработки квестов. Было показано, что данные технологии являются компетентностно-ориентированными.

Еще одним педагогическим условием формирования социально-информационной компетенции студентов вузов является разработанная нами система оценки и измерения компетенции. С этой целью было разработано и внедрено несколько методик: бланковая методика и авторская методика измерения компетенций. Основываясь на уровневом подходе к оценке сотрудников, мы разработали бланковую методику. Результаты, полученные в ходе данной методики, показали, что пересмотр учебного плана по специальности, изменение содержания учебных программ по дисциплинам, пересмотр форм организации учебного процесса, создание комплекса организационно-методического обеспечения в целом позволили нам повысить уровень сформированности социально-информационной компетенции у большинства студентов.

Для того чтобы измерить уровень сформированности социально-информационной компетенции студентов мы разработали методику измерения с использованием индекса компетенции, состоящую из пяти этапов. Использование данной методики позволяет измерить сформированность компетенции студентов. Также с ее помощью можно оценить, насколько изучение данной дисциплины способствовало формированию социально-информационной компетенции студентов вузов.

Обобщенные данные прошли проверку достоверности с использованием 1> критерия Стьюдента. В результате мы получили, что все полученные результаты в ходе опытно-экспериментальной работы достоверны. Кроме этого мы подтвердили достоверность гипотезы с помощью расчета и — критерия Манна-Уитни.

150 1 я и '.

Заключение

I 1.

Проведенное нами исследование показало, что источником, обусловившим необходимость формирования компетенций студентов как результатов их обучения в вузах, является противоречие между требованиями к выпускникам со стороны работодателей и общества и возможностями реализовать эти требования, определенными в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения. Было доказано, что социально-информационная компетенция, являясь ключевой компетенцией студентов вузов, способствует удовлетворению потребности общества и государства в гражданах и специалистах, которые используют информационные технологии с учетом выявленных социальных аспектов.

Решение задачи — выявить теоретические основания формирования компетенций студентов вузов — позволило обогатить научную концепцию компетент-ностного подхода за счет педагогической интерпретации следующих общенаучных и междисциплинарных подходов: праксеологического, деятельностного и информационного.

Для решения следующей задачи исследования мы использовали комплекс подходов, что позволило установить взаимосвязь между содержанием социально-информационной компетенции и информационными основами деятельности будущего специалиста, которая состоит во взаимодействии понятий «информация» и «знание», развитии информационно-знаниевого потенциала, использовании достоверной информации на всех этапах принятия решений, информатизации как характеристика профессиональной деятельности современного специалиста.

Применение научных подходов позволило определить в качестве теоретических оснований формирования социально-информационной компетенции студентов вузов содержание, структуру, принципы и этапы этого процесса, тем саI мым мы решили еще одну задачу диссертационного исследования.

1.

I |.

На научно-теоретическом уровне исследования было доказано, что результативным процесс формирования социально-информационной компетенции студентов вузов будет, если она рассматривается не только как один из результатов процесса обучения студентов вузов, но во взаимосвязи с социальными условиями их будущей профессиональной деятельности.

Было обосновано, что социально-информационная компетенция представляет собой открытую систему. С одной стороны, она является компонентом системы ключевых компетенций: когнитивные, коммуникативные, социальные и специальные компетенции. С другой стороны — она сама представляет собой систему, включающая в себя компоненты: когнитивный, мотивационный, операциональный, рефлексивно-оценочный.

Когнитивный компонент представлен взаимосвязью аналитического, концептуального и критического мышления студентов. Реализуется он в деятельности путем выбора стратегии профессионального поведения, стратегии выбора информации, познавательной стратегии. Выбор указанных стратегий или программ развития невозможны без учета мотивации. Именно это послужило основанием для выделения мотивационного компонента в структуре социально-информационной компетенции.

Мотивационный компонент основан на выборе содержательных или процессуальных мотивов. Содержательные мотивы ориентируются на структуру потребностей и мотивов и их проявление в деятельности и поведении студентов. Процессуальные мотивы возникают в результате влияния факторов среды. Учебная деятельность студентов побуждается как внутренне обусловленными мотивами (познавательная потребность), так и внешне обусловленными мотивами (самоутверждение, престиж, долг).

Однако проявляются когнитивный и мотивационный компоненты в деятельности, что позволило нам выявить операциональный компонент социально-информационной компетенции. Операциональный компонент включает два вида деятельности: опредмечивание и распредмечивание. По сути, в ходе всего периода обучения происходит процесс опредмечивания, то есть построение новых предметных понятий, идеальных объектов, обоснований и т. д. Но как только студент включается в профессиональную деятельность начинается процесс распредмечивания, то есть человек научается постигать человеческий смысл предметов, социальные функции, усваивает сложившиеся в ходе исторической деятельности трудовые, производственные навыки, содержание норм права, морали, быта и т. д.

Рефлексивно-оценочный компонент подразумевает внутреннею и внешнюю оценку деятельности. Внутреннее оценивание включает три вида оценок: ретроспективную, актуальную и проспективную. Внешнее оценивание наряду с традиционными методами осуществляется с использованием информационных технологий.

Разрабатывая содержание компетенции, мы исходили из того, что она должна отражать не абстрактную совершенную профессиональную деятельность и поведение, а адекватную деятельность, для конкретных условий конкретной организации конкретного рабочего места.

Проектирование социально-информационной компетенции студентов вузов позволило определить содержание ее следующих компонентов: когнитивный, мотивационный, рефлексивно-оценочный и операциональный. Выделенное содержание отражает особенности социально-информационной компетенции студентов как результата их обучения и требования работодателей к профессиональной деятельности современного специалиста. Моделирование социально-информационной компетенции было осуществлено в виде информационной модели социально-информационной компетенции. Основанием для разработанной нами информационной модели выступили иерархические и фасетные структуры компетенций. Модель социально-информационной компетенции содержит в себе основные компоненты компетенции: когнитивный, мотивационный, операциональный, рефлексивно-оценочный. Было показано, что все эти компоненты состоят в системно-синергетических отношениях.

Осуществленное нами в процессе исследования проектирование компетенции привело к пересмотру содержания и результатов процесса обучения. Было показано, что основными видами деятельности студентов в процессе формирования социально-информационной компетенции выступают: специально организованные учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельность.

Результатом внедрения информационной модели социально-информационной компетенции в учебный процесс является модель формирования социально-информационной компетенции, которая включает в себя: компоненты компетенции, элементы компетенции, организационно-педагогические условия, виды деятельности студентов, уровни сформированности компетенции, что позволило определить содержание, технологии, формы и методы формирования, измерения и оценки социально-информационной компетенции.

Данная модель отражает системный характер процесса формирования социально-информационной компетенции студентов вузов. Системообразующую роль в данном процессе выполняют педагогические условия, одним из которых выступает проектирование формирования социально-информационной компетенции студентов вузов.

Было определено, что следующим необходимым условием для формирования социально-информационной компетенции выступает создание организационно-методического обеспечения. Комплекс организационно-методического обеспечения включает в себя пересмотр программ дисциплин по следующим направлениям: частичное включение в программу компетенций, изменение структуры программы, полностью компетентностно-ориентированные программы. Изменение содержания и структуры программ потребовало разработки технологий формирования социально-информационной компетенции. С этой целью были разработаны и внедрены технология создания виртуальной организации и технология разработки квестов.

Третьим педагогическим условием формирования социально-информационной компетенции является использование системы измерения и оценки в процессе формирования данной компетенции в процессе обучения студентов вузов. Использование компетентностно-ориентированных технологий обучения актуализировало поиск и обоснование методов оценки и измерения результатов обучения. С целью оценки и измерения сформированности социально-информационной компетенции студентов было разработано и внедрено несколько методик: бланковая методика и авторская методика измерения компетенций. Основываясь на уровневом подходе к оценке сотрудников, используемых работодателями, нами была разработана бланковая методика. Для того чтобы измерить уровень сформированности социально-информационной компетенции студентов мы разработали методику измерения с использованием индекса компетенции, состоящую из пяти этапов. Это позволяет осуществлять уровневую дифференциацию процесса формирования социально-информационной компетенции студентов вузов.

В заключении обобщенные данные прошли проверку достоверности с использованиемкритерия Стьюдента и и — критерия Манна-Уитни. В результате мы получили, что все результаты в ходе опытно-экспериментальной работы достоверны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , P. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абде-ев. М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. , П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр.тр. / П. К. Анохин. -М.: Наука, 1978. 400 с.
  3. , В. М. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете / В. М. Антипова, К. Ю. Колесина, Г. А. Пахомова // Педагогика. 2006. — № 8. — С.57−62.
  4. , Г. Т. Проблемы теоретической информатики / Г. Т. Артамонов//НТИ (Сер. 1). 1993. -№ 6.
  5. , В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения / В. И. Байденко. -М.: 2006.
  6. , Р. М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу/ Р. М. Баскаев // Инновации в образовании.-2007,-№ 1.-С.10−15.
  7. , B.C. Проективная педагогика /B.C. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  8. , В. С Словарь нового педагогического мышления / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. — 94с.
  9. , А. Н. Формирование образовательных компетенций студентов вуза культуры и искусств: автореферат дис.. канд. пед. наук / Белова А. H. М., 2009.-25 с. 156 '-7 ¦1fii
  10. , О. Г. Системные исследования и информационные техноIлогии оценки компетентности студентов: автореферат дис.. докт. тех. наук / Берестнева О. Г. Томск, 2007. — 35 с.
  11. , В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П.?Беспалько, Ю. Г. Та-тур. -М.: Высшая школа, 1989. 143 с.
  12. , С. А. Социальные аспекты информатизации образования /I
  13. С. А. Бешенков, Г. И. Алексеева, М. И. Шутикова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2006. — Т. 11. — № 5. — С. 690 693.
  14. , Дж. Культура образования / Джером Брунер- пер. JI.B. Трубицыной, A.B. Соловьева.- Моск. высш.шк. социальных и экон. наук. М.: Просвещение, 2006.-223 с.
  15. , А. П. Профессиографический анализ деятельности / А. П. Булка, Д. С. Медведев. СПб: Береста, 2007. — 72 с.
  16. , М. Н. Создание виртуальных организаций в области науки, образования и экономики / М. Н. Бухаров // Материалы международного симпозиума «Инженерная экология 2007». — М.: Российская академия наук, 2007. I
  17. , Я. С. Образовательные веб-квесты Электронный ресурс. /I
  18. Я. С. Быховский // Материалы международной конференции '^Информационные технологии в образовании. ИТО-99″. 1999. — Режим доступ'!': Http:'//ito.bitpro.ru1. V1 1 (, 1
  19. , Е. Активность студентов как показатель ¡-их социализации и социальной компетенции/ Е. Васильева, А. Малыгина // Alma mater.-2007.-№ 7.-С. 18−22.
  20. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204с.
  21. , А. А. Деловая игра как метод активного обучения / А. А. Вербицкий // Современная высшая школа. 1982. — № 3. — С. 129 — 142.
  22. , А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А. А. Вербицкий. М.: Гардарики, 1999. — 520с.
  23. , А. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обуIчении: монография / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
  24. , О. Н. Информационное общество в России как проблема социально-политического выбора и общественной инициативы / О. Н. Вершинская, Т. В. Ершова // Мир России. 2003. — Т. XII. — № 1.
  25. , А. А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе / А. А. Веряев. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. — 298с.
  26. , М. А. Педагогическая синергетика / М. А. Весна- Курган: Кург.гос.ун-т, 2001. 405с.
  27. , X. Ш. Профессиональная компетентность организации / Х. Ш. Гайнутдинов // Педагогическое образование и наука.-2008.-№ 6.-С.26−29.s * г31
  28. , Т. В. Компетентностный подход как фнова^модернизацииIпрофессионального образования / Т. В. Гериш, П. И. Самойленко '// Стандарты иs, мониторинг в образовании.-2006.-№ 2.-С.1 1−15. iI1. г '
  29. , Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. M.: Педагогика, 1987. — 2'65^а
  30. , Б. С. Философия образования / Б. С.Гершунский. М.:к 1
  31. Моск.психол. социал. ин-т: Флинта, 1998. — 427с. i
  32. , Б. С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций / Б. С. Гершунский. -М.: Интер. Диалект +, 1997. 697с.
  33. Глобализация образования: компетенции и системы кредитов / Под общей редакцией профессора Ю. Б. Рубина. М.: «Маркет ДС Корпорейшн», 2005.-490с.
  34. , Г. Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры / Г. Б Голуб, Е. Я. Коган, И. С. Фишман //Вопросы образования.-2008.-№ 2.-С.161−1 85.
  35. , B.C. Социальная роль информатики / B.C. Готт, Э. П. Семенюк,
  36. A.Д. Урсул. -М.: Знание, 1987.
  37. , А. А. Библиографическая эвристика Электронный ресурс. / А. А. Гречихин, Центр дистанционного образования МГУП, 2001. Режим доступа: http:// www. hi-edu.ru / e-books / BibliogEvrist / index. htm
  38. , Д. В. Дидактические условия формирования социально-информационной компетентности специалиста в высшем учебном заведении / Д.
  39. B. Гулякин // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2010. — № 1.- С. 245−248.
  40. , Д. В. Дистанционное обучение как фактор формирования социально-информационной компетентности будущего специалиста / Д. В. Гулякин // Открытое и дистанционное образование. 2010 .- № 2 С. 19−24
  41. , Д. В. Информационная деятельность в процессе формирования социально-информационной компетентности будущего специалиста / Д. В. Гулякин // В мире научных открытий. 2010. — № 2−2. — С. 19−21.
  42. , Д. В. О формировании социально-информационной компетентности выпускника вуза / Д. В. Гулякин // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. — N 4, ч. 2. — С. 254−257
  43. , Д. В. Роль информационной среды в процессе формирования социально-информационной компетентности будущего специалиста/ Д. В. Гулякин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. — № 3. -С. 220−222.
  44. , Д. В. Социально-информационная компетентность будущего специалиста: теоретические аспекты / Д. В. Гулякин // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009 г. -№ 11(1).- С. 9−15
  45. , Д. В. Социально-информационная компетентность будущего специалиста как предмет научного анализа / Д. В. Гулякин // Вестник СевероКавказского государственного технического университета. 2010. — № 4. — С. MS-US.
  46. , Д. В. Социально-информационная компетентность в структуре деятельности личности / Д. В. Гулякин // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009 г.- № 12(1)
  47. , А. М. Ассессмент: принципы подготовки и проведения / А. М. Гуревич. М.: Речь, 2005. — 235 с.
  48. , В. П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб.пособие. / В. П. Давыдов, П. И. Образцов. М: Логос, 2006. -128 с.
  49. , В. А. Основы образовательной логистики / В. А. Денисенко. Калининград: Изд-во КГУ, 2003.
  50. , Н. В. Компетентностный подход как новая парадигма сту-дентоцентрированного образования / Н. В. Дроздова, А. П. Лобанов. Минск: РИВШ, 2007
  51. , М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. — 624 с.
  52. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. Минск: РИВШ, 2009. — 336 с.
  53. , В. И. Основы дидактики высшей школы / В. И. Загвя-зинский, Л. И. Ерищенко. Тюмень: Изд-во ТЕУ, 1978.- 91с.
  54. , Л. В. Теория и технология обучения: учеб. пособие для вузов / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. М.: Высшая школа, 2004.
  55. , А. С. Образование: философия, культурология, политика / A.C. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 456с.
  56. , Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: МПСИ, 2005. — 216 с.
  57. , Э. Ф. Психология профессии: учебное пособие / Э. Ф. Зеер. -Екатеринбург: Урал. Еос. проф пед. ун-т, 1997. — 243с.
  58. , Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. -М.: Академия, 2009.- 240 с.
  59. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. № 5.
  60. , И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2004 — 384 с.
  61. , В. П. Живое знание. Психологическая педагогика / В. П. Зинченко. Самара, 1997.
  62. , Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя / Т. Е. Исаева // Педагогика.-2006.-№ 9.-С.55−60.
  63. , Е. А. Содержание и структура профессиональной компетенции студентов вузов / Е. А. Кагакина, Т. А. Чекалина // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2011.- № 4 (29). -Часть 1. — С. 104 — 109.
  64. , В. И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе / В. И. Каган, И. А. Сычеников. М.: Высшая школа, 1987. — 141с.
  65. Э. М.Современная концепция профессионализма / Э. М. Калицкий, Н. Г. Гончарик // Адукацыя и выхаванне. 2002. — № 10.
  66. , А. И. Информатизация социокультурного пространства / А. И. Каптерев. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 507 с.
  67. , М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: Высшая школа экономики, 2000.
  68. , В. Г. Контуры системы образования в XXI веке / В. Г. Кини-лев // Информатика и образование. № 5. — 2000.
  69. , Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. — 349с.
  70. , Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 222с.
  71. , Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 346с.
  72. , Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 509с.
  73. , С. М Интеллектуальные ресурсы общества / С. М. Климов. -СПб.: ИВЭСЭП: Знание, 2002. 199 с.
  74. , Е. Н. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. М.: Наука, 1994. — 224с.
  75. , Е. Н. Основания синергетики. Синергетическое мировидение / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. М.: КомКнига, 2010. — 256 с.
  76. , Е. Н. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. М.: КомКнига, 2011. — 264 с.
  77. , В. 3. Человек в потоке информации / В. 3. Коган. Новосибирск: Сиб. отд-ние, 1981. — 177 с.
  78. , О. А. Методология моделирования профессиональной компетентности педагога/ О. А. Козырева // Дополнительное профессиональное обра-зование.-2008.-№ 4.-С.24−25.
  79. , И. А. Педагогическая праксеология: учебное пособие для вузов/И. А. Колесникова, Е. В. Титова. -М.: Академия, 2005. 251 с.
  80. , К. К. Гуманитарные проблемы формирования информационного общества / К. К. Колин // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. — № 12. — С. 8−19.
  81. , К. К. Информатика на пороге XXI века.: сб. научн. трудов «Системы и средства информатики» / К. К. Колин. М.: Наука, 1999, вып.9, с.56−66.
  82. , К. К. Информационная культура и качество жизни в информационном обществе / К. К. Колин // Открытое образование. 2010. — № 6. — С. 84−89.
  83. , К. К. Социальная информатика новое направление научных исследований: сб. научн. трудов «Системы и средства информатики» / К. К. Колин,-М.: Наука, 1995, вып.7, с.20−37.
  84. , К. К. Социальная информатика / К. К. Колин. М.: Академический Проект, 2003. — 432 с.
  85. , К. К. Социальная информатика: базовая модульная программа учебного курса / К. К. Колин. М.: Институт проблем информатики РАН, 2000.
  86. , К. К. Философия информации и фундаментальные проблемы современной информатики/ К. К. Колин // Информационные ресурсы России. -2010. № 1. — С. 25−28.
  87. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. -327 с.
  88. , С. А. Формирование информационной компетенции в процессе профессионального образования / С. А. Кондаков // Вестник ЮжноУральского профессионального института. 2010. — Т. 1. — № 1. — С. 47−51.
  89. , В. А. Нормативно-правовое обеспечение процесса вхождения России в информационное сообщество: сб. статей «Проблемы информатизации"/В. А. Копылов. -М.: 1997. С. 60−63.
  90. , В. И. Информация как основа жизни / В. И. Корогодин, В. JI. Корогодина. Дубна: Издательский центр «Феникс», 2000. — 208 с.
  91. , В. Методологическая компетентность педагогов-исследователей как условие научного обеспечения модернизации образования/ В. Краевский // Соискатель-педагог.-2008.-№ 1 ,-С.З 1−35.
  92. , М. В. Assessment Center для руководителей. Опыт реализации в российской компании, упражнения, кейсы / М. В. Красностанова, Н. В. Осетрова, Н. В. Самара. М.: Вершина, 2007. — 208 с.
  93. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н. Г. Багдасарьян, Г. В. Иванченко, А. В. Литвинцева и др.- Под ред. Н. Г. Багдасарьян.—, 4-е изд., испр.— М.: Высш. шк, 2002, — 511 с.
  94. , А. В. Формирование информационной компетенции одна из ведущих задач подготовки будущего учителя / А. В. Кучай // Вектор науки Толь-яттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2010.-№ 1. — С. 23−25.
  95. , М. Актуальные проблемы труда / М. Кяэрст // Труды по психологии. Тарту, 1980. — С.40−92.
  96. , М. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров промышленности / М. Кяэрст // Научное управления обществом. Вып. 10.-М.: Мысль, 1976. С.277−31 1.
  97. , И. С. Рефлексивная регуляция мышления: метод, указания / И. С. Ладенко, В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. Новосибирск, 1990.
  98. , И.С. Интеллектуальная культура, образование и информатизация общества // Философия рефлексивного мышления / Под ред. И. С. Ладенко. -Новосибирск, 1992.
  99. , Ю. Н. Системное решение проблем / Ю. Н. Лапыгин. Москва: Эксмо, 2008. — 212 с.
  100. , В. В. Структурирование компетенций перспективное направление в решении проблем образования / В. В. Лебедев // Школьные технологии.-2007.-№ 2.-С.97−1 03.
  101. , В. С. Содержание образования: учеб. пособие / В. С. Леднев. -М., 1989.-360 с.
  102. , А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? / А. А. Леонтьев // Начальная школа: плюс-минус. 2001. — № 1. — С. 3−6.
  103. , М. В. Подходы диагностирования сформированности профессиональной компетентности будущего специалиста / М. В. Литвиненко // Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№ 2.-С.38−40.
  104. , К.Б. Моделирование в психолого-педагогической деятельности / К. Б. Малышев. М.: Вологда: Русь, 1997. — 224 с.
  105. , М. К. Управление знаниями на 100%: Путеводитель для практиков / М. К. Мариничева. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 320 с.
  106. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-308с.1 10. Матушкин Н. НИРС как составляющая системы формирования компетенций специалиста/ Н. Матушкин, И. Столбова, Т. Ульрих //Alma mater.-2007.-№ 5.-С.3−7.
  107. , Л. В. Механизм формирования информационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования / Л. В.
  108. Махаева 11 Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. — № 3. — С. 62−65.
  109. , А. Система и личность / А. Менегетти. М.: Серебряные нити, 1996, — 128с.
  110. , В. А. Рефлексия как метакомпетентность / В. А. Метаева // Педагогика. 2006.-№ 3.-С.57−61.
  111. , В. А. Информационная культура специалиста: содержание и пути формирования / В. А. Минкина // Российская культура и высшая школа. -СПб., 1993. С. 57−58.
  112. , Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синер-гетическая парадигма. Синергетика образования / Э. Морен. М.: Прогресс Традиция, 2007.
  113. , В. А. Компетенции и педагогические измерения / В. А. Мясников, Н. Н. Найденова // Педдиагностика.-2007.-№ 2.-С.42−49.
  114. Научно-методическое обеспечение учебного процесса: Сб. научно-мет. статей / под ред. В. А. Сластёнина. М.: Прометей, 1989. — 46с.
  115. , А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. -М.: Эгвес, 2008, — 136 с.
  116. , А. М. Профессиональное образование в России: перспективы развития / А. М. Новиков. М.: ИЦПНПО, 1997. — 253с.
  117. Новое в оценке образовательных результатов: международный аспект /А. Литтл, М. Э. Локхед, В. Иайнапа и др- пер. М. С. Добряковой.- под ред. А. Литтл, Э. Вульф- Моск. высш. шк. Социальных и экон. наук. М.: Просвещение, 2007, — 367 с.
  118. , Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. — 608 с.
  119. О’Коннор, Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с.
  120. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под редакцией М. В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  121. , С. А. Рефлексивные составляющие компетентности и особенности их формирования у студентов в процессе обучения/ С. А. Пеняева // Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№ 1 .-С. 11−14.
  122. , М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / М. Полани. М.: «Прогресс», 1985. — 344 с.
  123. , А. И. Методы развития организаций / А. И. Пригожин. -М.:МЦФЭР, 2003.-865 с.
  124. , Н.Ф. Практикум по кадровому менеджменту: учеб. пособие/ Н. Ф. Пушкарев, Е. В. Троицкая, H.H. Пушкарев. М.: Финансы и статистика, 2000. — 160 с.
  125. , А. И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях / А. И. Ракитов. М.: ИНИОН РАН, Центр ИСТИНА, 1998. -104 с.
  126. , А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. -М., 1999.
  127. , О. А. Логистика массовой оценки учебных достижений учащихся / О. А. Решетникова // Инновации в образовании, 201 1. № 7. — С. 33−45
  128. , Э. Е Поиск, анализ и синтез информации для маркетинговых исследований // Мир библиографии. 1998. — № 6. — С. 66−68.
  129. , Э. Е. Информационный маркетинг: Учеб. метод, пособие / Э. Е. Рокицкая .- СПб., 1997. 66 с.
  130. , Э. Е. Информационный менеджмент как новое направление подготовки специалистов / Э. Е. Рокицкая // Менеджмент и культура: Сб. науч. тр. / СПбГАК. СПб., 1998. С. 27−38
  131. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер Ком, 1999. 720 с.
  132. , А. В. Социальная информатика / А. В. Рунов. М.: КНОРУС, 2009. — 428 с.
  133. , Н. И. Личность и ее взаимодействие ¿-.'социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе Тбилиси: «Мецниереба», 1989 — 187 ci
  134. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М., Народное образование, 1998. — 256 с.
  135. , О. А. Формирование информационных компетенций на уроках физики и информатики / О. А. Сень // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2011. — Т. 1. — № 1. — С. 52−55.
  136. , В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем/ В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 255 с.
  137. Синергетика и учебный процесс / под ред. В. С. Егорова, В. И. Корниенко. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 300 с.
  138. , В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова-М.: Магистр, 1997. -222 с.
  139. , В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В.А. Сла-стенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с
  140. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.
  141. , И. Г. Педагогические условия формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза /И. Г. Смирнова//Перспективы науки. 2010. № 14. С. 22−24.
  142. , Н. Психология. Современные системы / Пер. с англ. под общ. ред. A.A. Алексеева. Спб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2007. — 543 с.
  143. , Н. Современные системы психологии / Н. Смит. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 384 с.
  144. Современные образовательные технологии в учебной процессе вуза:№методическое пособие / под редакцией Н. Э. Касаткиной ¡-!Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2011.
  145. , Л. Компетенции на работе / Л. Спенсер, М. Спенсер. Перевод с англ., М.: Издательство ГИППО, 2010. — 384 с.
  146. , Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Д. Перченюк, Л. Б. Хихловский- под ред. Н. Ф. Талызиной. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. — 173 с.
  147. , Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3.
  148. , Ф. Е. Теоретические основы информационной техники / Ф. Е. Темников, В. А. Афонин, В. И. Дмитриев. М.: Энергия, 1971.
  149. , И. П. Концептуальная модель современной библиотеки: социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / И. П. Тикунова. Архангельск, 2007. — 129 с.
  150. , В. А. Современная психология труда / В. А. Толочек. СПб.: Питер, 2005.- 479 с. 1 54. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: ACT, 1998.
  151. , Т. Н. Методологические основы инновационной профессиональной подготовки будущего специалиста / Т. Н. Третьякова. Челябинск: Изд-во ЮУГУ, 2000. — 198с.
  152. , Е. Ф. Моделирование компетенций персонала как инструмент развития системы менеджмента качества предприятия / Е. Ф. Трофимов, В. А. Голкина // Дополнительное профессиональное образование.-2007.-№ 4.-С.26−29.
  153. , А. H. Как возможен переход к компетентности о направленному содержанию образования/ А. Н. Тубельский // Современный урок. 2007. -№ 9−10.-С.80−88.
  154. Г. Л. Разум, воля, успех: О философий поступка. / Г. Л. Тульчинский. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. — 241 с.
  155. , С. Руководство по компетенциям. / С. Уиддет, С. Холлифорд. -М.: HIPPO, 2003.-224 с.
  156. , М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / М. Уорнер, М. Витцель. М.: Добрая книга. — 2005.
  157. , А. Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику): учебное пособие / А. Д. Урсул. -М.: Высшая школа, 1990.
  158. , А. Д. На пути к глобальным трансформациям образования / А. Д. Урсул. // Философские науки. 2011. № 2. — С. 37−49.
  159. , А. Некомпетентный менеджер / А. Фарнэм. М.:Н1РРО, 2008.-352 с.
  160. , Д. И. Психология становления личности / Д. И. Фельд-штейн. -М.: Междунар. пед. акад., 1994. 192с.
  161. Философия в современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972.-424 с.
  162. Философский словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.philosophydic.ru / opredmechivanie-i-raspredmechivanie.
  163. , И. С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся / И. С. Фишман // Методист.-2007.-№ 3.-С.2−5- № 4.-С.11−16.
  164. , Ю. Г. Психодидактика высшей школы: психолого дидактические основы преподавания / Ю. Г. Фокин. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 423с.
  165. , JI. М. Психопедагогика общего образования / JI. М. Фридман М.: Ин-т практич. психологии, 1997. — 286с.
  166. , Е. И. Логистика: учебное пособие / Е.И. Харлампен-ков, Е. Е. Першина, — Кемерово, 2008.
  167. , А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Электронный ресурс. / A.B. Хуторской. // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. -Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
  168. , Д. С. Синергетика и информация / Д. С. Чернавский. М.: Знание. — 1990.
  169. , Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
  170. , Д. В. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание. / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996. -288 с.
  171. Чуб, Е. В. Компетентностный подход в образовании / Е. В. Чуб // Инновации в образовании.-2008.-№ 3.-С.21−26.1 80. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320с.
  172. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 160с.
  173. , В. Д. Профессиональные способности/ В. Д. Шадриков. -М.: Университетская книга, 2010. 320 с.
  174. , М. Применение квалификационных тестов для оценки профессиональной компетентности выпускника вуза / М. Шалашова // Педагогические измерения.-2007.-№ 4.-С.3−12.
  175. , Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин, — М.: Эдиториал УРСС, 1997. 440 с.
  176. , И. С. Методология и диагностика в психологическом исследовании / И. С. Якиманская. Оренбург: ОГПУ, 2001. — 43 с.
  177. , И. С. Технология личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  178. Brundrett, М. Achieving competence, success and excellence in teaching /Mark Brundrett. 2002. — 192 p.
  179. Hankins, N.E. Psychology for contemporary education. Columbus (0), Merrill, Cop. 1973, VII, 407 p.
  180. Pelican, J. The idea of the University: a reexamination. New York: London, Yale University Press, Cop. 1992. X, 238 p.
  181. Sanchez, R. A focused issue on the marketing process in organizational competence, volume 1 (research in competence-based management)/ Ron Sanchez, Jorg Freiling. 2005. — 270 p.
  182. Shills, E. The calling of education: The academic ethic and other essays on higher education. Chicago- London, The University of Chicago, 1997. XIV, 294 p.
  183. The International encyclopedia of teaching and teacher education. / Ed. by Michael J. Duncan / Oxford etc., Pergamon Press, 1987. XXI, 878 p.
  184. Walo, H. Key competencies for Europe /Report of the Symposium Berne, Switzezland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC)/ Hutmacher Walo //Secondary Education for Europe Strsburg. 1997.
  185. Zumbach, J. Beyond knowledge: the legacy of competence: meaningful computer-based learning environments / Jorg Zumbach, Neil Schwartz, Tina Seufert, Tiesbeth Kester / Springer. 2008. — 312 p.
Заполнить форму текущей работой