Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогический потенциал гуманистической модели обучения чтению как фактор формирования учебной деятельности младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование учебной деятельности и развитие младших школьников нуждаются в развитии с более раннего возраста, что может быть обеспеченно в результате переосмысления и специальной организации процесса обучения в начальной школе. Важно так организовать взаимодействие подрастающего поколения с окружающей средой, чтобы задатки стали способностями, перешли из состояния внутренних возможностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Общетеоретические предпосылки формирования учебной деятельности и развития младших школьников
    • 1. 1. Формирование учебной деятельности младших школьников в системе психол. ого-педагогического знания и образовательной практики
    • 1. 2. Уровень формирования учебной деятельности младших школьников как основа их становления и развития
    • 1. 3. Состояние и особенности затруднений в учебной деятельности дагестанских младших школьников
  • Выводы
  • Глава 2. Гуманистическая модель обучения чтению как фактор формирования учебной деятельности и развития младших школьников
    • 2. 1. Реализация потенциала педагогических условий в гуманистической модели обучения чтению по формированию и развитию младших школьников
    • 2. 2. Экспериментальная апробация педагогических условий по формированию учебной деятельности младших школьников на уроках чтения
    • 2. 3. Мониторинг, динамика изменений основных показателей развития младших школьников в условиях гуманистической модели обучения чтению
  • Выводы

Педагогический потенциал гуманистической модели обучения чтению как фактор формирования учебной деятельности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В истории образования, центром внимания гуманистической педагогики всегда была человеческая личность, особенности её интеллекта и психики, и ныне на современном этапе социального прогресса мы вновь с пристальным интересом обращаемся к личности познающего субъекта. Поэтому образовательная система должна быть организована таким образом, чтобы главной ее целью стали I определение и развитие психологических ресурсов, задатков, способностей, заложенных в личности самой природой.

В связи с этим возрастает ответственность начальной школы за формирование не только знаний, умений, навыков, но и таких качеств личности ученика, как творческая активность и духовность, которые необходимо развивать с первых дней пребывания ребенка в школе.

Это означает, что школа должна учить мыслить, активно развивать у младших школьников основы теоретического мышления, а также формировать умение учиться или, говоря по существу, формировать учебную деятельность.

Несмотря на то, что вопросы формирования учебной деятельности и развития младших школьников вызывают исследовательский интерес психологов и педагогов, нельзя сказать, что имеющиеся научные труды внесли полную ясность в решении названной проблемы. Реализация задач, связанных с этой проблемой, объективно требует качественно нового подхода к обучению и организации образовательного процесса, изменения способов, средств и методов обучения младших школьников.

Психолого-педагогические исследования показывают, что проблема формирования учебной деятельности и развития младших школьников является многоаспектной. Изучение отечественной и зарубежной научной литературы позволяет выделить следующие основные направления ее исследования. В соотношении с такими понятиями, как «способность», «творчество», «деятельность», «самостоятельность», она является предметом изучения ряда ученых (К.А. Абульханова — Славская, М. Н. Алиев, Д. Б. Богоявленская, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, П. И. Пидкасистый, И. И. Родак, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.).

Определению фундаментальных механизмов функционирования творческих способностей и мышления, их уровней и процессов развития посвящены исследования А. В. Брушлинского, Д. М. Маллаева, А. Н. Нюдюрмагомедова, Я. А. Пономарева, C. JL Рубинштейна, O.K. Тихомирова и др.

Изучение младшего школьного возраста как особого сензитивного периода в формировании учебной деятельности и развитии творческих способностей представлено в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. З. Зака, Н. А. Менчинской, С. Т. Тучалаева, Д. Б. Эльконина.

Разработка и апробация практических методов развития младших школьников в процессе учебной деятельности отражены в трудах В. В. Давыдова, И. Я. Лернера, Л. В. Занкова, З. И. Калмыковой, A.M. Матюшкина, М. И. Махмутова, М. И. Шурпаевой.

Формирование общих способов действий для. ориентации в соответствующей предметной области исследовано в работах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.

Анализ научной литературы с целью определения степени разработанности темы позволил выявить ряд противоречий между.

— высокими требованиями к качественному уровню формирования учебной деятельности младших школьников и недостаточностью использования возможностей учебных предметов начальной школы;

— возможностями материала курса чтения в начальной школе и недостаточностью разработанности технологий процесса формирования учебной деятельности и развития младших школьников;

— возрастной потребностью младшего школьника в творческой деятельности и ее ограниченностью в условиях традиционного обучения.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в теоретическом и психолого-педагогическом обосновании, разработке и практическомприменении методических рекомендаций по организации процесса обучения чтению в начальной школе, ориентированного на формирование учебной деятельности и максимальное раскрытие творческого потенциала младших школьников.

В связи с этим определена, тема исследования: «Педагогический потенциал гуманистической модели обучения чтению как фактор формирования учебной деятельности младших школьников».

Объект исследования — процесс реализации потенциала уроков чтения > в гуманистической модели обучения по формированию учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования — педагогические условия по формированию учебной деятельности младших школьников на уроках чтения в гуманистической модели обучения. .

Цель исследования — разработка и реализация педагогических условий по формированию учебной деятельности и развитию младших школьников в гуманистической модели обучения^ чтению;

Гипотеза^ исследования: основана на предположении о том, что педагогические условия: по формированию учебной деятельности младших школьников на уроках чтения в развивающей среде будут эффективны, если:

— в соответствии с идеей гуманистической модели обучения формирование учебной деятельности будет рассматриваться как фактор, свойство, условие развития младших шкрльников- .

— научные представления о структуре и содержании формирования учебной деятельности, будут дополнены и подкреплены педагогическими условиями, в основе которых лежат научно-методические и практические рекомендации для учителей, воспитателей начальных классов.

В соответствии с целью решались следующие задачи-исследования:

1) изучить структуру функциональных блоков учебной деятельности и показать возможности формирования в-них недостающих компонентов;

2) выявить влияние гуманистической модели обучения чтению на формирование учебной деятельности и развитие младших школьников;

3) определить и экспериментально проверить систему педагогических условий и средств, способствующих формированию учебной деятельности в условиях гуманистической модели обучения чтению;

4) разработать педагогически обоснованную систему рекомендаций, направленную на формирование учебной деятельности и развитие младших школьников, обучающихся в развивающей среде.

Методологическую основу исследования составили психолого-педагогические труды, посвященные проблемам формирования учебной деятельности и развития младших школьников, научные положения, раскрывающие формирование учебной деятельности и развитие младших школьников в контексте обучения чтению в начальных классах как социально-педагогическое явление. Исследование опирается на научные теории по вопросам:

— сензитивности периода обучения в начальной школе для формирования учебной' деятельности и развития младших школьников (JI.C. Выготский, В.В. ДавыдовА.З. Зак, Н.А. МенчинскаяД.Б. Эльконин);

— методов формирования учебной деятельности и развития творческих способностей в процессе обучения (В .В. Давыдов, И .Я. Лернер, JI.B. Занков, З.И. КалмыковаA.M. Матюшкин.);

— развития творческих способностей на уроках русского языка и чтения (И.Л. Подласый, Н. И. Политова, М. С. Соловейчик, Л. Ю. Субботина, Н. Ф. Талызина, Г. А. Цукерман и др.).

Методы исследования. Решению поставленных задач и подтверждению рабочей гипотезы способствовало применение комплекса методов, соответствующих этапам исследования:

— теоретический метод: анализ психологической, педагогической и методической литературы, изучение директивной и инструктивной документации, учебных планов и рабочих программ;

— метод обобщения передового педагогического опыта;

— эмпирический метод: наблюдения, беседы, анкетирование учащихся;

— практический метод: проведение опытно-экспериментальной проверки эффективности гуманистической модели обучения в формировании учебной деятельности и развитии младших школьников в рамках констатирующего и формирующего этапов;

— статистические методы: количественный и качественный анализы результатов опытно-экспериментального исследования, математическая обработка полученных данных.

Методики исследования и его организация. Методика исследования включает в себя опросник по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств* (Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Основными видами опроса являлись индивидуальные беседы и сочинения «Моя любимая книга». В живой беседе и в сочинениях на заданную тему ученикам предоставлялся простор для выражения своих мыслей и чувств, высказываний, оценочных суждений. Это дало возможность наблюдать и фиксировать в протоколах не только ответы младших школьников, но и эмоционально-творческую реакцию. В эксперименте широко использовались произведения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, JI.H. Толстого, А. С. Есенина и др.

Индивидуальные беседы дополнялись письменной работой по сравнительному анализу художественного и научно-познавательного текстов на. одну и ту же тему («Лиса Патрикеевна» К. Д. Ушинского и «Лисица» по Н.В. Волкову). Каждому ученику выдавалось два текста, отпечатанных на компьютере. А в третьем классе проводилось сравнение двух текстов одного и того же рассказа «Янко-музыкант», Г. Сенкевича — в переводе В. Г. Короленко, помещенном в «Живом слове», и адаптированного текста из «Родной речи».

Эмпирическое исследование проводилось в 2003;2006 гг. В нем приняло участие 160 учащиеся начальных классов г. Махачкалы Республики.

Дагестан. Из 160 испытуемых 80 человек составляли учащиеся 1−4 классов экспериментальной начальной школы «Перспектива» (гуманистическая модель обучения чтению), 80 человек — ученики 1 -4 классов средней школы № 5 (традиционная модель обучения).

Организация исследования. Диссертационное исследование проводилось поэтапно в течение 2005;2008 гг.

Первый этап (2005;2006 гг.): изучение специальной литературы, посвященной изучаемой проблеме, определение теоретической и методологической основы исследования, подбор методов и методик исследования, проведение констатирующего эксперимента;

Второй этап (2006;2007 гг.): проведение формирующего и контрольного экспериментов, включающих разработку, апробацию и внедрение методики обучающихся по моделям, гуманистического и традиционного обучения, а также повторное диагностирование для определения эффективности предложенной методики.

Третий этап (2007;2008 гг.): проведение качественного и количественного анализа результатов • исследования, оформление выводов и рекомендаций для учителей начальных классов.

На каждом этапе диагностировались сведения о сформированности учебной деятельности и развитии младших школьниковв классах, обучающихся по моделям гуманистического и традиционного обучения. Данные, полученные в двух типах классов, соответствующих разным моделям обучения, подвергались сравнению и анализу.

Научная новизна исследования заключается — во-первых, в исследовании дан психолого-педагогический анализ формирования учебной деятельности, выделено и проанализировано компонентное строение функциональных блоков учебной деятельности как целостной, иерархической системы, раскрыты соотношения между ее компонентами, а также взаимозависимость блочного строения учебной деятельности в условиях гуманистической модели обучения чтению;

— во-вторых, впервые показано, что при соответствующих формах организации гуманистического обучения на уроках чтения способности детей рефлексировать, анализировать, планировать и моделировать не только не ослабевают в процессе взросления младших школьников [3−4 кл.], но и усиливаются, качественно преобразовываясь, имея динамику развития учащихся начальной школы;

— в-третьих, определена совокупность педагогических условий и дидактических средств, способствующих эффективному формированию учебной деятельности и развитию младших школьников в условиях гуманистической модели обучения чтению.

Теоретическая значимость исследования. Установлено, что формирование учебной деятельности и развитие младших школьников зависят от того, в рамках какого обучения они осуществляются. Уточнен деятельностный принцип представления обучения, раскрыто соотношение между обучающей и учебной деятельностью, имеющих первостепенное значение для проектирования системы обучения. Охарактеризован младший школьный возраст как наиболее благоприятный период формирования учебной деятельности и развития в условиях гуманистической модели обучения. Разработана и адаптирована к условиям Республики Дагестан модель формирования учебной деятельности средствами чтения.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций к проведению учебных занятий по чтению, ориентированных на формирование учебной деятельности и развитие младших школьников.

Педагогические условия, дидактические средства, разработанные в исследовании, позволяют совершенствовать процесс обучения в начальных классах не только в рамках инновационных учебных заведений, но и в школах традиционного обучения Республики Дагестан.

Методические рекомендации прошли опытную проверку в лицее № 5, в экспериментальной начальной школе «Перспектива» города Махачкалы, в педагогическом колледже города Буйнакского Республики Дагестан и могут быть использованы> на практических занятиях со студентамипедагогических учебных заведений и слушателями ИПК соответствующих специальностей.

Достоверность результатов исследования определяется методологическими принципами, положеннымив основу исследования, адекватностью методов и методик исследованияпоставленным целям и задачам, репрезентативностью выборки и. статистическими методами анализа полученных данных. •.

Апробация и внедрение результатов исследования^ Основные положения и. результаты диссертационного исследования обсуждались на республиканской. научно-практической конференции «Психология-гуманистического обученияв начальной школе: возможности и реалии» (Махачкала, — 2005), методическом совете Буйнакского педколледжа (2006), августовском совещании учителей начальных классов г. Махачкалы (2007). Основные выводы исследования. внедрены в учебно-педагогическую деятельность учителей экспериментальной начальной школы «Перспектива» г.-Махачкалы Республики Дагестан.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Педагогический потенциал гуманистической модели обучения чтению в начальной школе способствует развитию, умений рефлексии, анализа, планирования, моделирования и преобразования младших школьников.

2. Комплекс педагогических условий формирования учебной деятельности и развития младших школьников обеспечивает создание предвосхищения результатов познания, вызывает содержательно-целевые установки, стимулирует эмоциональную сферу, создает климат доверия и самовыражения, развивает навыки творческого чтения.

3. В гуманистической модели обучения чтению формирование учебной деятельности младших школьников происходит по = следующим уровням: репродуктивный, который имеет два подуровня: а) фрагментарныйб) сюжетно-логический, эмоционально-сюжетный, интуитивнохудожественный и осознанно-художественный.

Основное содержание диссертации отражено в шести публикациях. Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ.

Эмпирическое исследование, включавшее в себя наблюдение уроков в первых, во вторых и в третьих классах, изучение и анализ результатов учебно-творческой деятельности, формирующий эксперимент позволили установить следующее.

Учителя начальных классов осознают, что основным результатом обучения в современной начальной школе должны стать не только знания, умения и навыки, указанные в Государственном образовательном стандарте, но и формирование учебной деятельности и развитие младших школьников. В ходе эксперимента подтвердилось, что в настоящее время существуют причины, препятствующие развитию младших школьников на уроке. Наиболее значимые из них: чрезмерная направленность целей обучения на усвоение «готовых» знаний, умений и навыков в ущерб развитию творческих способностейразные уровни обучаемости младших школьниковнедостаток у педагога теоретических знаний в области методики развивающего обучения.

Формирование учебной деятельности младших школьников представляет собой длительный и многосторонний процесс субъективного взаимодействия учителя и учащихся. При сравнении учебных показателей первой экспериментальной и первой контрольной групп обнаружены значимые различия по всем показателям, так как все уровни значимости не превышают значения 0,05. Средние ранги экспериментальной группы выше, чем у контрольной, значит, показатели учебной деятельности соответственно выше у экспериментальной группы. Во второй экспериментальной группе, в четвертом классе видим значимые различия по всем показателям: произошли положительные сдвиги во всех блоках учебной деятельности.

Во всех классах, участвовавших в эксперименте, реализовывалась диагностика уровней развития младших школьников. В итоге каждая работа младшего школьника оценивалась в соответствии с уровнями творческих способностей: репродуктивным достаточным, высоким репродуктивным, репродуктивно-творческим, творчески-репродуктивным, творческим достаточным, высоким творческим. Во всех случаях уровневой диагностики в экспериментальных классах уровни творческих способностей младших школьников повышались. Можно сделать вывод о том, что реализация комплекса педагогических условий в гуманистической модели обучения чтению приводила к развитию младших школьников. Это развитие характеризуется следующими нормативными признаками: 1) изменения в уровнях творческих способностей носят качественный характер- 2) положительная динамика в уровнях творческих способностей оказалась необратимой, так как произошли изменения, при которых отсутствует возврат в начальное состояние- 3) общая направленность изменений творческих способностей характеризуется освоением все более высоких уровней.

Исследуемые педагогические условия в гуманистической модели обучения чтению являются необходимыми и достаточными.

Педагогическими условиями формирования учебной деятельности и развития младших школьников в гуманистической модели обучения чтению выступают: добровольное включение обучающего в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровня успешностиформирование личностных структур, познавательной активности младших школьниковсоздание ситуации предвосхищения результата познанияобеспечение свободного, творческого развития и саморазвития субъектов образовательного процессаформирование содержательно-целевой установки субъектов учебной деятельностисоздание атмосферы, способствующей личностному творчеству учащихся, признание сотворчества участников учебной деятельностиопора на эмоциональную сферу младшего школьника при восприятии им учебного материаласоздание климата доверия для свободного самовыражения младших школьников при восприятии литературного произведениясочетание совместной деятельности субъектов образовательного процесса с самостоятельной деятельностью ребенкаразвитие у младших школьников навыков творческого чтения, при котором достигается восприятие произведения «умом» и «сердцем" — соединение свободы творческой деятельности младшего школьника с её педагогической организацией и руководством со стороны учителя.

Таким образом, гипотеза экспериментального исследования подтвердилась. Вместе с тем, выяснилось, что непродолжительное применение педагогических условий в формировании учебной деятельности и развитии младших школьников на уроках чтения приводит к тому, что более высокие уровни творческой деятельности, освоенные учащимися, оказываются неустойчивыми. Комплекс теоретически обоснованных и эмпирически проверенных педагогических условий формирования учебной деятельности и развития младших школьников в гуманистической модели обучения чтению позволяет представить их как положения, выносимые на защиту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В нашем исследовании на базе методологии системного подхода раскрыты основные стороны процесса формирования психологической системы учебной деятельности. Понятие ПСД представляет собой психологическую структуру — «целостное единство» психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность.

Согласно системному подходу, учебную деятельность рассматриваем как сложную, многоуровневую иерархическую систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловливающих компонентов функциональных блоков. Целое (учебная деятельность) — это не сумма компонентов функциональных блоков, а сложное единство их, причем в каждом компоненте системы блоков содержится признак целого.

Определенное нарушение в том или ином блоке учебной деятельности приводит к специфическому нарушению деятельности в ее целостности. Поэтому формирование системы деятельности нельзя рассматривать как автономное, последовательное формирование отдельных ее функциональных блоков.

В ходе формирующего эксперимента установлено, что факт создания педагогических условий в гуманистической модели обучения младших школьников приводит к значительному повышению эффективности обучения, достижению учебных целей, формированию творческой, мыслящей, активной, готовой к самостоятельной жизнедеятельности личности.

Важнейший прием состоит в предъявлении испытуемым задач с целью фиксации учебных целей и оценки достижения этих целей. При этом сам факт предъявления задачи стимулирует рефлексию, что помогает осознать смысл выполняемых в игре учебных действий, поскольку акцентирует их внимание на тех элементах знаний, которые необходимо получить в данной игре.

Мотивация процесса учебной деятельности должна преобразовываться в конкретную ориентацию, выражающуюся в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия.

Испытуемому дается схема ориентировочной основы действия (схема ООД): он получает необходимые разъяснения о цели этого приема, его объекте, системе ориентиров, последовательности выполнения действий, входящих в этот прием познавательной деятельности.

С опорой на эти разъяснения реализуются стратегия и тактика учебной деятельности, что возможно только при наличии операционной базы, способствующей осуществлению действия. Ученик должен владеть исполнительскими механизмами, уметь оперировать ими.

Опыт в создании педагогических условий в гуманистической модели обучения показал, что вместе с такими действиями у младших школьников формируются особые качества других психических процессов, таких, как речь, восприятие, произвольное вниманиесохраняется волевая активность и эмоциональный настрой в учебной деятельности, следовательно, энергетический функциональный блок учебной деятельности обеспечивает продуктивную деятельность всей психологической системы.

Учебная деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если ученик не будет нацелен на эффективность совершаемых действий. При этом необходим специальный блок — блок оценки результативности действий, благодаря которому становится возможной обратная связь.

Формирование действия контроля и оценки осуществлялось в соответствии с основными принципами теории планомерного формирования умственных действий.

Формирование учебной деятельности и развитие младших школьников нуждаются в развитии с более раннего возраста, что может быть обеспеченно в результате переосмысления и специальной организации процесса обучения в начальной школе. Важно так организовать взаимодействие подрастающего поколения с окружающей средой, чтобы задатки стали способностями, перешли из состояния внутренних возможностей во внешние в виде привычных способов деятельности. Учебный труд предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей своими организационным, содержательным, технологическим и диагностическим компонентами. Наибольшими возможностями для этого располагают уроки чтения в начальной школе.

Деятельность младших школьников на уроке — это прежде всего учебно-познавательная деятельность. Однако она может и должна включать в себя элементы творческой деятельности, художественной, научной и практической. При этом «научная» творческая деятельность младших школьников на уроке связана преимущественно с усвоением знаний, практическая творческая деятельность — с обретением способов (умений и навыков), художественная творческая деятельность — с развитием воображения, образного восприятия действительности, эмоционально-ценностного отношения к ней.

Экспериментальная работа, проведенная в рамках диссертационного исследования, показала, что для младших школьников, обучавшихся в экспериментальной группе, характерно следующее: осознание необходимости творческого совершенствованиявысокая результативность чтенияобогащение учебной и внеучебной деятельности собственными творческими достижениями: умение планировать и предвосхищать результат, устанавливать связи, находить причинуспособность замечать красивоеискренность, вежливость, послушание.

Следовательно, внедрение гуманистической модели обучения чтению способствует эффективному развитию младших школьников, что позволяет подтвердить выдвинутую научную гипотезу и решить поставленные задачи.

Вместе с тем, выяснилось: непродолжительное применение педагогических условий формирования учебной деятельности и развития младших школьников в гуманистической модели обучения чтению ведет к тому, что более высокие уровни творческих способностей, усвоенные учащимися, оказываются неустойчивыми. Для того, чтобы усвоенные уровни творческих способностей стали устойчивыми новообразованиями личности, необходимо не только систематическое, целенаправленное, но и длительное применение на уроках педагогических условий. Кроме того теоретически обоснована и экспериментально проверена гуманистическая модель обучения чтению в формировании учебной деятельности и развитию младших школьников.

Конечно, данное исследование не претендует на полноту решения теоретических и практических проблем педагогики, это лишь начало разработки многих сложных задач теории обучения в заявленном диссертацией аспекте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Влияние характера мотивации — когнитивный и операциональный компоненты деятельности // Вопросы психологии. 1980.№ 2.-С.100−106.
  2. Г. С. Индивидуальные особенности формирования учебной деятельности школьников. -М.: Педагогика, 1982.-216с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М: Наука, 1980.-336 с.
  4. А.И., Цукерман ГА. Необходимость изучения поэтики в курсе родного языка. Вопросы психологии, 1977, № 1, с. 115.
  5. М.Н. Гуманизация личности в профессиональном педагогическом образовании. //Вестник Дагестанского научного центра РАО Выпуск 3. -Махачкала: Изд-во ИПЦ ДГУ, 2004. -0,8 п.л.
  6. Ш. А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.-96с.
  7. Ш. А. Здравствуйте дети! -М: Просвещение, 1983.-208с.
  8. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.- Воронеж, 1998.-539 с.
  9. А. Дифференциальная психология // Психология индивидуальных различий: Тесты. -М., 1992.- 212с.
  10. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982−192с.
  11. Г. Б. Развитие творческого воображения у учащихся. -Улан-Удэ: Бурятское кн. изд., 1966. 114 с.
  12. М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979−256с.
  13. В.Г. Полное собрание сочинение М., 1954.- с.647
  14. М.Н. Теория и практика гуманизации образования Чебоксары: Изд. Чувашского университета, — 2001−326с.
  15. B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  16. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Б Изд. Ростовского университета, 1983.-173с.
  17. Е.Д., Якиманская И. С. Психолого-педагогические требования к современному уроку // Советская педагогика. — 1987. — № 9. — С. 31−36.
  18. СИ. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. Калининград: Изд. КГУ, 1998. — 90 с.
  19. Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников // Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. -СПб., 1995.-С.44−45.
  20. .Т. Развитие творчества учащихся при конструировании. — М.: Просвещение, 1962. — 183 с.
  21. Вопросы психологии способностей / Под. ред. В. А. Крутецкого. -М.: Педагогика, 1973. 216 с.
  22. JI.C. Избранные психологические исследования М.: 1956. 58−59 с.
  23. Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. -М.: 1930,.- С. 58−59.
  24. Л.С. Мышление и речь// Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 432 с.
  25. Л.С. Воображение и речь в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. -96 с.
  26. Л.С. Сбор, соч.: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982. — Т.- 4. — 432 с.
  27. В.В. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников // Начальная школа. 1991. — № 6. — С. 2−5.
  28. С.З. Самодеятельность формирует творца // Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр. -Свердловск: Изд. Свердл. инж.-пед. ин-та, 1990. С. 29−36.
  29. Р.Н. Элементы практической психологии. — 3-е изд. С изм. и доп. СПб: Свет., 1997., 608 с.
  30. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие. Калининград: Изд. КГУ, 2000. — 572 с.
  31. В.В. Деятельность // РПЭ / Гл. ред. В. В. Давыдов. М: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — С. 263−264.
  32. В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. -1995.-№ 1.-С. 29−40.
  33. В.В. Проблемы развивающего обучения. М: Педагогика.-1986.-239 с.
  34. А.Н. Способности надо развивать. Л.: Лениздат, 1958.-238 с.
  35. Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. — 175 с.
  36. А.А., Исаев А. А. Педагогическое творчество тренера. -М.: Физкультура и спорт, 1981.-302 с.
  37. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.368с.
  38. П.И. Творчество, личость, общество // Самореализация личности в процессе творческой деятельности: Мат-лы науч.-метод. конф. 19−20 мая 1994 года. Новосибирск: 1994. — С. 6−12.
  39. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск, 1974.-153с.
  40. Зак А. З. Задачи для развития умственных действий // Нач. школа.- 1986 № 6. С. 29−31.
  41. Л.В. Избранные психологические труды.-М: Педагогика, 1990.418с.
  42. В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-347 с.
  43. В.П. Образ и деятельность. -М.: Институт практической Психологии: МПО, «МОДЭК», 1997. 608с
  44. Л.П. Общая характеристика деятельности личности// Общая психология/ Под редакцией А. В. Петровского.-М.: Просвещение, 1977. — С 157 -187
  45. М.С. Человеческая деятельность. -М.: изд-во АПН РСФСР, 1955-С 191−231
  46. З.И. Процессы анализа и синтеза при решении арифметических задач // Известия АПН РСФСР. 1954. Выпуск 61-С.206−232
  47. Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа её развития: Дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1986. —206 с.
  48. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  49. И.А. Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования): Дис.. канд. пед. наук.-Калининград, 1999. 227 с.
  50. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: Знание, 1967. — 38 с.
  51. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего обучения//Педагогика. 1996. — № 6. — С. 25−30.52. Левин В. А. Воспитание творчеством. М.: Знание, 1977. — 118 с.
  52. Лейтес Н. С Способности и одаренность в детские годы. — М.:1. Знание, 1984.-80 с.
  53. А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. — № 9. — С. 95−108.
  54. А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. -1972.-№ 12.-С. 129.
  55. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. -572 с.
  56. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. -186 с.
  57. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  58. И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. — 1989. № 11. — С. 10−17.
  59. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. — М.: Знание, 1988. — 80 с.
  60. И.Я. Проблемное обучение М.: Знание, 1974 — 64 с.
  61. В.Я. Инновационное обучение и наука. -М., 1992.- 260с.
  62. Д.М. Энергия любви // Три ключа. Педагогический вестник. Вып.9. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006.- С. 27−30.
  63. А.К. и др. Формирование мотивации учения -М., 1990−342с.
  64. М.А. Диагностика и развивающее обучение // Советская педагогика. -1991. № 4. — С. 38- 44.
  65. A.M. Психологические основы проблемного и программированного обучения.-М.: Советская Россия, 1973-С.30−56
  66. М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Просвещение, 1977. 240 с.
  67. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  68. М.И. Современный урок. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985.184с.
  69. И.Б. К вопросу о развивающем обучении в среднем звене // Творческий рост учителя в развивающем обучении: Сб. ст. / Под ред. М. В. Гончар, Калининград: 1999. — С. 35−38.
  70. Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд. Казан, ун-та, 1979. — 158 с.
  71. Н.М. Познавательная деятельность учащихся в условиях развивающего обучения// Советская педагогика. 1981.-№ 12. -С. 26−31.
  72. А.Н. Синтез нравственных ценностей в многокультурном образовательном пространстве.- Махачкала: ДГУ, ИВЦ., 2005.168 с.
  73. А.П., Юдин Э. Г. Деятельность // БСЭ / Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1972. — Т. 8. — С. 180−181.
  74. А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся. М.: Просвещение, 1988. — 127 с.
  75. А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы проекций, практики. М., Академии, 2002 272 с.
  76. Оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности Г. В. Репкина, Е. В. Заика // Психологическое обследование детей дошкольного -младшего школьного возраста. -М.: УМК «Психология», 203,345с.
  77. И.П. Мозг и психика. М.: Изд. ин-та практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-320 с.
  78. А.В. Роль фантазии в развитии личности.- М.: Знание, 1961.47с.
  79. . Избранные психологические труды: Психология интеллекта / Пер. с англ. и фр. A.M. Пятигорской и др. — М.: Междунар. пед. академия, 1994. -680 с.
  80. П.И. Предисловие к кн.: И. П. Волков. Учим творчеству. -М.: Педагогика, 1988. С. 3−4.
  81. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -303 с.
  82. Я. А- Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  83. О.М. Развиваем воображение дошкольника. — Шадринск: ШГПИ, 1996.-80 с.
  84. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2000. — 96 с.
  85. А.Н. Развитие мышления младших школьников в работе с конструктором // Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду: Сб. ст. / Редкол. A.M. Аверин, Э. Ф. Зеер, В. М. Уваров. Свердловск 1981. — С. 13−18.
  86. Л.А. Природа источник творчества // Начальная школа. -1995.-№ 4.-С. 50−54.
  87. Развитие воображения // Под ред. С. Л. Шереметьева. М: ОНИКС XXI век, 2001.-32 с.
  88. Развитие творческой активности школьников // Под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991. 160 с.
  89. Резерв успеха — творчество / Под ред. Г. Нойнера и др. М.: Педагогика, 1989. — 116 с.
  90. Г. В. Строение учебной деятельности // Вестник Харьков, ун-та № 132. Выпуск 9.-С.10−16
  91. Н.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста//Вопросы психологии.- 1959. № 2. -С. 18−23.
  92. Е.Г., Сопшна Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. — М.: ВЛАДС>С, 2000.-128с.
  93. Г. Творческое воображение. СПб.: 1901.- 103 с.
  94. К., Фрейберг Д. Свобода учиться. -М.: Смысл, 2002.-527.
  95. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.720с.
  96. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354 с.
  97. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -720 с.
  98. C.JI. Диалог за партой. -М.: Просвещение, 1989. 88 с.
  99. Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  100. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-96 с.
  101. М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика, 1971.- 206 с.
  102. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980.- 144 с.
  103. Способности ваших детей / Сост. Н. П. Линькова, Е. А. Шумилин.-М.: Просвещение, 1969.-216 с.
  104. Ю.С. Развитие технического творческого труда школьников: Опыт и перспективы, — М.: Просвещение, 1983.-176с.
  105. В.А. Избр. произв.: В 5 т. Киев: Рад. школа, 1979.-Т.4,-670 с.
  106. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  107. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М.: АПН РСФСР, 1947. 288 с.
  108. Л.Н. Избр. труды. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
  109. С.Т. Концепция развития начальной школы Дагестана. -Махачкала, 2002. 50 с.
  110. К.Д. Собр. соч. -М.: Л.: 1948 TVI, с 288, с 334.
  111. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном образовательном стандарте основного общего образования» // Вестник образования. 1998. — № 2. — С. 83−89.
  112. А.Н. Об индивидуальной работе со школьниками: приобщение к научному творчеству // Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр. Свердловск, Свердл. инж.-пед. ин-т. -1990.-С. 145−148.
  113. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. -М. Просвещение, 1985.-224с.
  114. М.М. Психологические основы учебной деятельности младших школьников. Теория и практика формирования. Монография. Москва ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2005. 166 с.
  115. М.М., Мукина В. М. Психология гуманистического обучения начальной школе. Реалии и перспективы. Москва ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2005. 128 с.
  116. И.Ф. Деятельностный подход к обучению: путь к прочным знаниям// Советская педагогика. 1986. — № 4. — С. 62−67.
  117. В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности.- М.: Наука, 1982. -184 с.
  118. В.Д. Индивидуализация содержания образования // Школьные технологии. 2000. — № 2. — С. 53−65.
  119. Т.И. Проблемный подход в обучении. Новосибирск: Зап,-Сиб. кн. изд., 1969.-68 с.
  120. А.Т. Проблемы теории творчества. М: Высшая школа, 1989.-141 с.
  121. А.Т. Талант и творчество // Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сборник научных трудов Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т. 1990. — С. 40−53.
  122. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. 203 с.
  123. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Педагогика, 1972. — 289 с.
  124. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.— М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  125. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М., 1974.342с.
  126. П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений.— СПб.: 1911.— 133 с.
  127. Е.Г. Системный подход и принципы деятельности. М.: Наука, 1978.-45 с.
  128. И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979.144с.
  129. П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964. 86 с.
  130. П.М. Психология художественного творчества. М: Знание, 1971.-48 с.
  131. Н.М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе. — М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  132. М.Г. Творчество // БСЭ / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1976. 3-е изд. — Т. 25. — С. 330−332.
  133. Arasteh A.R., Arasteh J. Creativity in the life cycle. An interpretative account of creativity in childhood, adolescence and adulthood. Vol. П. Leiden, EJ. Brill. 1968.
Заполнить форму текущей работой