Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование региональной модели рынка жилищно-коммунальных услуг: На примере Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственное регулирование в периоды реформирования и структурной перестройки должны усиливаться, особенно это касается такой жизненно важной отрасли, как ЖКХ. В 1992 г. была введена еще одна социальная гарантия — малообеспеченным гражданам и малообеспеченным семьям предоставляются субсидии. Они устанавливаются в зависимости от дохода семьи. Совершенствование в рамках единого методологического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА1. Методические основы функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг
    • 1. 1. Специфика формирования и функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг
    • 1. 2. Двойственный характер механизма действующих тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства
    • 1. 3. Роль государственного регулирования жилищно-коммунального хозяйства
  • ГЛАВА. П. Анализ и перспективы развития рынка жилищно-коммунальных услуг в регионе с позиции имущественной стратификации
    • 2. 1. Финансово-экономические предпосылки совершенствования хозяйствования жилищно-коммунального хозяйства в условиях рынка
    • 2. 2. Тарифное регулирование жилищно-коммунальных услуг
    • 2. 3. Анализ ценового регулирования на рынке жилищно-коммунальных услуг
  • ГЛАВА. Ш. Стратегия развития регионального рынка жилищно-коммунальных услуг
    • 3. 1. Совершенствование системы регионального управления жилищно-коммунальным хозяйством
    • 3. 2. Инвестиционная составляющая функция рынка жилищно-коммунальных услуг
    • 3. 3. Формирование региональной модели рынка жилищно-коммунальных услуг

Формирование региональной модели рынка жилищно-коммунальных услуг: На примере Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Характер и темпы развития экономики и, прежде всего, социального сектора во многом предопределяются состоянием и развитием жилищно-коммунального хозяйства. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из важных и в то же время неэффективных отраслей экономики, что вызывает необходимость его реформирования. Значимость рыночных преобразований ЖКХ обусловливается тем, что темпы изменений существенно запаздывают по сравнению с другими секторами экономики. В настоящее время претерпела коренные изменения экономическая база, на которую опирается действующий механизм функционирования отраслью, но в то же время сохраняются элементы командно-административной системы управления. Существующие формы и методы управления препятствуют повышению эффективности функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Это требует серьезного пересмотра подходов к системе управления и регулирования ЖКХ.

Важнейшей составной частью качественных преобразований в отрасли является стимулирование развития рыночных отношений, и принятие адекватных мер государственного регулирования. Определяющее место в системе мероприятий по выходу из кризиса должны занимать разработка и внедрение новых подходов, методических решений по регулированию функционирования ЖКХ. Это связано с тем, что ЖКХ определяет условия жизнедеятельности всех граждан страны. Все эти факторы обусловливают необходимость создания модели рынка ЖКУ, учитывающей региональные социально-экономические особенности. При таком раскрытии специфики формирования новых экономических механизмов и мотивации деятельности предприятий ЖКХ необходимо обратить особое внимание на исследование базовых показателей, таких как уровень оплаты населением ЖКУ, социальная защита населения, уровень тарифов на ЖКУ, объем инвестиций, вложенных в рынок ЖКУ. В этой связи актуальность диссертационного исследования определяется недостаточной изученностью экономических, организационных и финансовых методов регулирования рынка ЖКУ в регионе, необходимостью разработки и обоснования концепции управления региональным рынком ЖКУ.

Состояние изученности проблемы. Интерес к особенностям формирования и функционирования рынка ЖКУ, направлений дальнейшего его развития постоянно растет. В то же время при достаточно широком спектре исследований функционирования рынка ЖКУ в современных условиях научный анализ экономических проблем приобретает новые аспекты в рамках системы территориально-организационного функционирования рынка предоставляемых услуг. Все это обусловило обращение автора к трудам отечественных и зарубежных ученых, среди которых:

— по проблемам функционирования рынка ЖКУ в России: Д. Р. Акамов., Л. Арцишевский, О. Г. Бежаев, А. М. Богомолов, И. В. Бычковский, Е. Б. Добровец, Т. Додатко, И. Ильин, В. М. Кириллов, А. Д. Кочегаров, И. П. Маликова, А. Не-стеренко, Л. И. Овсиенко, Т. В. Попова, С. Б. Сиваев, Л. Н. Чернышов, Г. Ф. Шешко, Е. С. Шомина и др.

— по проблемам региональной социально-экономической политики, в т. ч. и в ЖКХ: А. А. Аболин, С. Авдашева, М. Глазырин, Д. П. Гордеев, А. Гранберг, А. Косыгина, Т. Б. Лыкова, А. Пономаренко, Б. Райзберг, М. С. Румянцева, В. Н. Федотов, Г. Цветкова, Е. Ясин, О. И. Ястребова др.

— по проблемам инвестиционной и информационной политики на рынке ЖКУ: Л. Н. Андреева, В. В. Андрианов, В. Безруков, О. М. Жданов, В. В. Князева, Б. А. Козинскиц, И. Косарева, В. Марковская, Л. П. Нефедова, Н. Пастухова, И. Рогожина, Б. Сафронова, В. М. Талалыкин, О. В. Химченко и др.

— по проблемам управления: Д. Р. Акамов, Н. Белоусова, Е. Васильева, Т. Долгопятова, А. Дынкин, В. Иванченко, В. Корняков, В. Лившиц, Г. Мальгинов, А. Радыгин, Я. Сергиенко, А. Соколов, М. Старовойтов и др.

Использована также литература зарубежных авторов: С. Брю, Р. Дорнбуш, Р. Коуза, К. Макконнелл, П. Самуэльсон, М. Тодаро, С. Фишер, Р. Шмалензи и др.

Анализ современного состояния исследований, посвященных вопросам функционирования рынка ЖКУ, свидетельствует об отсутствии комплексных, сочетающих как теоретические, так и практические аспекты разработок в этой сфере экономики, о слабой научно-методической базе управления рынком ЖКУ в условиях рыночной экономики. Должного развития не получили теоретические подходы, которые касаются проблем региональной политики на рынке ЖКУ и имеющие непосредственное отношение к выбору модели формирования и управления рынком ЖКУ.

Все это определяет значимость и необходимость дальнейших исследований в этой области. Актуальность, теоретическое и практическое значение формирования рынка ЖКУ и его элементов, выявление стратегии развития в условиях рыночной экономики определили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка основных направлений формирования и развития регионального рынка ЖКУ, его подсистем и отдельных структурных элементов с учетом территориальной (региональной) организации рынка данных услуг, обоснование путей повышения эффективности его деятельности, а также разработка организационно-экономических аспектов управления регионального рынка, включающего в себя механизм финансово-экономического и организационного обеспечения рынка ЖКУ.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач, к которым относятся:

— выявление особенностей функционирования рынка ЖКУ в рыночных условиях;

— обобщение зарубежного и отечественного опыта функционирования рынка ЖКУ;

— исследование особенностей управления региональным рынком ЖКУ, на основе анализа состояния и выявления ключевых экономических проблем- -систематизация теоретических подходов к формированию тарифов на ЖКУ по различным категориям населения- -разработка методики формирования тарифов на ЖКУ- -формирование региональной модели рынка ЖКУ на основе анализа структурных элементов;

— изучение современного состояния инвестиционного процесса на рынке ЖКУ.

Объектом исследования является региональный рынок ЖКУ. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, складывающиеся на основе функционирования рынка ЖКУ.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Проведенное исследование опирается на общие принципы экономической теориирыночной экономикименеджментакорпоративного управлениярегиональной экономикиэкономических, организационных, социальных проблем рынка ЖКУ и региональных аспектов его функционированиятруды российских и зарубежных ученых в области проблем ЖКХ. В ходе исследования применялись методы функционального, историко-логического и статистического анализа, метод экспертных оценок, сравнений и группировок, системного подхода, графической интерпретации.

Эмпирической базой исследования послужили законодательно-нормативные документы, программы и материалы Госстроя РФ, Правительства РФ и КБР, справочные материалы Министерства строительства и ЖКХ и Министерства финансов КБР, Министерства экономического развития и торговли КБР, официальные статистические материалы Комитета статистики РФ и КБР,.

Управления по налогам и сборам РФ, РФ по КБР, справочные и аналитические материалы, результаты проводимых автором исследований.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.

1 .Функционирование ЖКХ невозможно без коренной перестройки, оздоровления всей системы ЖКХ. Реформирование ЖКХ и отказ от бюджетного дотирования предполагает решение следующих взаимосвязанных задач: организация эффективного управления отраслью, финансовое оздоровление рынка ЖКУ, повышение инвестиционного обеспечения, совершенствование тарифного регулирования и социальной защиты населения.

2.Совершенствование государственного регулирования и социальной защиты требует учета различий в уровне доходов населения в разных регионах страны. Одним из путей совершенствования системы социальной защиты населения является открытие персонифицированных счетов населению в учреждениях банка. Население возьмет на себя функции эффективного распоряжения своими средствами.

3 .Стуктура тарифа не отвечает современным требованиям, не позволяет предприятиям включать в состав тарифа инвестиционную составляющую, это обеспечивается путем введения двухставочных тарифов. Двухставочные тарифы представляются в виде двух платежей: один вид платежа — постоянный за право пользования конкретным видом благоустройства, второй — переменный, рассчитываемый в зависимости от количества и объема потребления ЖКУ.

4.Рыночные принципы хозяйствования требуют ухода от распределительных отношений. В ЖКХ это возможно на основе применения дифференцированных тарифных схем и тарифов, формируемых для различных групп населения, исходя из возможностей свободного выбора в соответствии с его доходами. Дифференциация тарифов должна обеспечить выбор того или иного ассортимента и объема ЖКУ, исходя из градации жилища по признаку социально-имущественной стратификации. Набор ЖКУ и экономические критерии их оценки можно представить в трех коммерческих уровнях: стандартный набор платных услуг, услуги по жилищному комфорту и элитарные услуги.

5. Создание корпоративных кредитных организаций, занимающихся льготным кредитованием и выступающих гарантом при предоставлении государственных и частных кредитов. Привлечение иностранных инвестиций путем создания Агентства КБР по иностранным инвестициям, которое станет связующим звеном между иностранными инвесторами и отечественными предприятиями.

6. Реформирование системы управления предполагает перенос центра тяжести с федерального на региональные и муниципальные уровни управления. Одним из элементов реформирования системы управления будет создание холдингов, которые создадут условия для эффективного функционирования предприятий ЖКХ, повысят их адаптацию к рыночным условиям и позволят улучшить качество оказываемых ЖКУ.

7. Применение индикативного плана усилит воздействие государства на социально-экономическое развитие рынка ЖКУ. Индикативный план предполагает выделение основных проблем, меры по их устранению и возможные результаты, т. е. формирование причинно-следственных связей и построение региональной модели рынка ЖКУ.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: -дана комплексная оценка современного состояния рынка ЖКУ, определяющая тенденции развития регионального рынка, с обоснованием социальной значимости ЖКУ для населения, с учетом их потребностей и платежеспособного спроса;

— осуществлена систематизация теоретических подходов к формированию тарифов на ЖКУ, предложена методика формирования тарифов на ЖКУ, основанная на учете постоянных и переменных элементов затрат в структуре тарифа, которая будет способствовать рациональному и экономному пользованию ЖКУ потребителями;

— проведена дифференциация тарифов на ЖКУ в соответствии с социально-имущественной стратификацией, с учетом уровней доходов населения, которая предполагает выделение трех коммерческих уровней при оплате и обслуживании;

— предложено создание корпоративных кредитных организаций и инвестиционного агентства КБР. Эти структурные подразделения должны будут способствовать развитию регионального рынка инвестиционных ресурсов и привлечению их в ЖКХ;

— обосновывало решающее значение при проведении реформ в ЖКХ за региональным уровнем управления. Региональные органы власти должны взять на себя ответственность за все возникающие проблемы и не допустить возможных срывов при жилищно-коммунальном обслуживании;

— предложен организационно-экономический механизм управления рынком ЖКУ, включающий в себя в качестве структурного элемента — холдинги. Холдинги повысят адаптивность предприятий ЖКХ к рыночным условиям.

— разработана региональная модель рынка ЖКУ с позиции эффективного функционирования ЖКХ региона. Модель рынка ЖКУ включает три блока взаимосвязанных преобразований, которые приведут к становлению рыночных отношений в ЖКХ.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретические положения и практические рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы при совершенствовании основных направлений развития ЖКХ региона, для оптимизации системы управления предприятиями ЖКХ, для осуществления координации функционирования рынка ЖКУ. Отдельные положения работы могут найти применение при составлении целевых комплексных программ развития ЖКХ КБР и применяться в учебном процессе.

Апробация работы. Основные положения и рекомендации диссертационного исследования были доложены и обсуждены на коллегиях Министерства строительства и ЖКХ КБР, Министерства экономического развития и торговли КБР, а также изложены на научно-практических конференциях и семинарах экономического факультета КБГУ (2001;2003 гг.), Всероссийских научных конференциях Перспектива — 2001, Перспектива — 2002, Перспектива — 2003 (г. Тырныауз). Результаты исследования в форме рекомендаций и предложений были одобрены и приняты к внедрению Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства КБР.

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 7 работ, общим объемом 1,9 п.л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, библиографического списка литературы, приложений. Объем работы составил 165 страниц, в том числе таблиц 7, рисунков 16.

Заключение

.

Социально-экономические реформы, проводимые в России, привели к радикальным переменам в жизни общества. Происходят изменения в характере I деятельности всех уровней управления: меняются структура и функции государственных органов властиреформируется кредитно-финансовая системаразвивается негосударственный сектор в сфере социального обслуживания потребителей. В результате этих преобразований у населения появляется возможность реального выбора форм и методов решения жизненно важных проблем.

Рынок ЖКУ РФ находится в настоящее время в глубоком кризисе. Рост платежей за коммунальные услуги продолжается форсированными темпами, однако это не приводит к улучшению качества предоставляемых услуг, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. В этих условиях требуются срочные, активные и эффективные действия государства, направ-* ленные на улучшение ситуации. Происходит перекладывание ответственности на региональные власти.

Для выработки региональной стратегии в области жилищно-коммунального обслуживания и рационализации организационно-экономического механизма управления ЖКХ нами был проведен анализ социально-экономического развития и территориально-организационного механизма формирования рынка ЖКУ. В итоге были решены задачи и получены результаты, суть которых заключается в следующем:

1. Проанализировав и обобщив взгляды ведущих экономистов по вопросам сущности и механизма функционирования рынка ЖКУ, мы выделили основные проблемы, которые стоят перед ЖКХ. Эти проблемы обусловлены неэффективностью хозяйственного механизма и сохранением остаточного принципа финансирования. Основными направлениями реформирования должны стать тарифное регулирование, система управления, социальная защита населения, финансирование и инвестиционное обеспечение.

2. Формирование тарифов сложная задача и является одной из наиболее • острых проблем реформирования ЖКХ, что связано с тем, что тарифы с одной стороны, не отвечают требованиям по качеству и объему предоставляемых ус" луг, с другой — они не покрывают издержки предприятий, не дают возможности для обновления основных производственных фондов и не включают инвестиционную составляющую. Для обоснования уровня тарифов применяются экономически обоснованные тарифы, которые должны устанавливаться после проведения экспертизы тарифов и проведения мониторинга социально-экономических условий региона и предпосылок тарифной политики. Определяющим фактором, учитываемым при формировании тарифа, должна стать платежеспособность населения и доля расходов населения на ЖКУ в бюджете семьи в том числе. Для обеспечения финансирования с учетом возможностей и потребностей региона необходимо применение нормативов-индикаторов, кото* рые соответствовали бы современным условиям. Помимо этого, для совершенства анализа и сравнения с нормативами-индикаторами целесообразно планировать себестоимость по технологическим этапам. На основе выделенных расходов можно будет и рассчитывать тарифы на ЖКУ.

3. Государственное регулирование в периоды реформирования и структурной перестройки должны усиливаться, особенно это касается такой жизненно важной отрасли, как ЖКХ. В 1992 г. была введена еще одна социальная гарантия — малообеспеченным гражданам и малообеспеченным семьям предоставляются субсидии. Они устанавливаются в зависимости от дохода семьи. Совершенствование в рамках единого методологического подхода системы организации государственного регулирования и социальной защиты населения требует учета существующих объективных различий в уровне доходов населения по регионам страны. На наш взгляд, для создания действенности системы социальной защиты населения необходимо открытие социальных счетов в учреждениях банках для выплаты субсидий. Население возьмет на себя функции по эффективному распоряжению своими средствами. Кроме того, необходимо отменить льготы и заменить их компенсационными выплатами.

4. Мониторинг реформы, проводимой в ЖКХ РФ, показывает, что отсутствие системного подхода к вопросам реформирования ЖКХ на территории субъектов РФ не позволяет комплексно решать вопросы проведения единой финансово-экономической политики в ЖКХ. Дальнейшее функционирование ЖКХ невозможно без коренной перестройки, оздоровления всей системы ЖКХ. При реформировании ЖКХ в рамках финансовой стабилизации и отказа от бюджетного дотирования ЖКХ государству предстоит решить следующие взаимосвязанные задачи: организация эффективного управления отраслью, финансовое оздоровление рынка ЖКУ и переход его к самоокупаемости, повышение инвестиционного обеспечения, совершенствование тарифного регулирования и социальной защиты населения.

• 5. Экономический анализ оказания ЖКУ заключается не только в сложности учета различных издержек на выработку, транспортировку, переработку и потребление ЖКУ, но и в том, что издержки невозможно анализировать без рассмотрения технических аспектов, которые свойственны ЖКУ. Тарифообра-зование, основанное на затратных принципах, не стимулирует жилищно-коммунальные предприятия к снижению себестоимости. Структура тарифа не отвечает современным требованиям. Оплата ЖКУ по одноставочному тарифу обусловливает несоответствие структуры доходов к структуре расходов жилищно-коммунального предприятия. Для этого, прежде всего, необходимо введение двухставочного тарифа, методика которого включает формирование тарифов на ЖКУ на основе двух видов платежей. Один вид платежа — за право пользования конкретным видом благоустройства, т. е. абонентная плата, которая фиксирует условно постоянные затраты, отражающие право потребителя на доступ к данной услуге и быть заведомо ниже самого минимального объема потребления.

Другую составляющую платежа — переменную следует рассчитывать строго в соответствии с объемом реально потребляемого материального носителя услуги. Ее размер должен определяться как плата за потребленный объем (воды, тепла, газа и т. д.) по показаниям прибора учета.

6. Внедрение рыночного механизма требует ухода от распределительных принципов оказания ЖКУ. Это возможно на основе применения дифференцированных тарифных схем и тарифов. На основе проведенного исследования осуществлена группировка теоретических подходов к формированию тарифов на ЖКУ для различных групп населения, которое предполагает, что тарифы на ЖКУ, а также плата за наем должны формироваться, исходя из возможностей свободного выбора населения в соответствии доходами населения. Дифференциация тарифов должна обеспечить также выбор того или иного ассортимента и объема ЖКУ, исходя из градации жилища по признаку социально.

• имущественной стратификации. Набор ЖКУ и экономические критерии их оценки можно представить в трех коммерческих уровнях: стандартный набор платных услуг, услуги по жилищному комфорту и элитарные услуги.

7. Финансирование ЖКХ осуществляется в основном за счет бюджетных средств. Это ставит реформу и ее темпы в зависимость от уровня доходов региона. Для эффективного развития рынка ЖКУ бюджетных средств недостаточно, необходимо привлечение инвестиций. Особенности ЖКХ, а также его высокая социальная значимость требует значительных ресурсов. Увеличение потока инвестиций на развитие рынка ЖКУ возможно через повышение их рентабельности. Целесообразным является стимулирование создания корпоративных кредитных организаций, основной функцией которых было бы льготное кредитование и осуществление функций гаранта при предоставлении государственных и частных кредитов. Для развития отрасли большую значимость приобретает привлечение иностранного капитала. Для этого, кроме создания благоприятного инвестиционного климата в регионе, предусматривающего формирование нормативно-законодательной базы, способствующего притоку инвестиций, необходима институциональная поддержка, в том числе в виде создания специализированного Агентства КБР по иностранным инвестициям с координацией деятельности через Министерство экономического развития и тор* говли КБР. Агентство выступило бы в качестве связующего звена между иностранными инвесторами и отечественными предприятиями и организациями.

8. Важная роль, которая отводится региональным органам управления в области социально-экономического развития ЖКХ, связана с необходимостью децентрализации управления и переноса центра тяжести на региональные и муниципальные уровни. В современных условиях происходит расширение возможностей органов власти субъектов федерации по целенаправленному воздействию на темпы и характер преобразований в ЖКХ. Особая роль этих уровней определяется тем, что процессы реформирования ЖКХ происходят именно на уровне республик, городов, районов, так как именно они являются наиболее.

• близкой структурой управления к потребителям и производителям ЖКУ. В рамках реформирования системы управления в ЖКХ необходимо введение такого структурного элемента преобразований, как холдинг. Создание холдингов позволит подойти к вопросу эффективного функционирования предприятий ЖКХ, улучшению качества оказываемых услуг, поскольку они обеспечивают лучшую адаптацию к условиям рынка предприятий ЖКХ .

9. Наиболее ориентированным и отвечающим меняющимся социально-экономическим условиям функционирования рынка ЖКУ выступает индикативный план, в рамках которого была разработана региональная модель рынка ЖКУ. Предложенная модель основана на блочном принципе построения, который позволяет сконцентрировать усилия региональных органов управления на решение конкретных задач. Региональная модель рынка ЖКУ позволяет выявить причинно-следственные связи и на основе этого обеспечить действенность механизма. В качестве основных блоков, формирующих модель, выступают реформа ЖКХ, реформа естественных монополий, проведение симметричной бюджетно-налоговой трансформации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг: тенденции изменения//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 1 .-С.5 — 9.
  2. Л.Н. От единой квитанции к единому информационному пространству//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2000.-№ 10.-С.18 — 21.
  3. В.В. Мировая энергетика и энергетика России// Экономист.2001.-№ 2.-С.ЗЗ 36.
  4. С., Дадашев А. Общегосударственный финансовый контроль// Экономист.-2002.-№ 6.-С.64 72
  5. Л.П., Кулижская Ж. С. Система тарифообразования в условиях перехода жилищно-коммунального хозяйства к рыночным отношениям//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 10.1. С.38−45.
  6. Е. Особенности государственного сектора промышленности// Экономист.-2002.-№ 6.-С.З 7.
  7. И.А. Модернизация жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.2002.-№ 5.-С.36 40.
  8. О.Г. Проблемы финансового обеспечения реформы ЖКХ// ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 9.-С.7 -12.
  9. В.А. Опыт работы Службы заказчика// ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера -2000.-№ 8.-С16 25.
  10. В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка// Экономист.-2001.-№ 7.-С.З -7.
  11. Т.Д. Обеспечение социальной защиты населения при оплате жилья и коммунальных услуг//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2001.-№ 6.-С.20 25/
  12. A.M. Оплата жилья и коммунальных услуг предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Нормативы. Комментарии.- М.: Финансы и статистика, 2000.-160с.
  13. В.В. Финансовые проблемы реформы ЖКХ// Финансы.-2002.-№ 2.-С.12 19.
  14. Бюджетный кодекс РФ. -М.: «Проспект», 2000.-315 с.
  15. И.П., Уткин Ф. А. вопросы трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО// Бухгалтерский учет.-2003.-№ 12.-С.48 -58.
  16. В.Е. Опыт международного сотрудничества в области энергоресурсосбережения//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 7.-С.41 -49.
  17. Д., Трегубенко Ф. Российская электроэнергетика -повышение тарифов неизбежно// РЦБ.-2001.-№ 1.-С.62 -70.
  18. Гражданский кодекс РФ.- М.: «Проспект», 1998. 416с.
  19. ГранбергА. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации// Вопросы экономики.-2001.-№ 9.-С.15−20.
  20. А. Реформирование и развитие отраслевых межрегиональных структур// Экономист.-2000.-№ 11.-С.41 -47.
  21. В. Факторы инновационной направленности инвестиций// Экономист.-2002.-№ 2.-C.l 1 15.
  22. И., Аврамова Е, Тубалов В. Инновационная деятельность промышленных предприятий// Вопросы экономики.-2001.-№ 7.-С.72 -77.
  23. Е.Б. Особенности учета затрат в организациях жилищно-коммунального хозяйства//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 8.-С.18 -25.
  24. Т., Пчелкин В., Арцешевский Л. Реформа жилищно-коммунального комплекса// Экономист.-2002.-№ 8.-С.59 65.
  25. Т. Модели механизмы корпоративного контроля в российской промышленности (опыт эмпирического исследования)// Вопросы экономики.-2001.-№ 5.-С.16 23.
  26. А.А., Пацкалев А.Ф, Инвестирование в жилищно-коммунальный комплекс//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2003.-№ 7.-С.26 32.
  27. А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономке// Вопросы экономики.-2002.-№ 4.-С.78 83.
  28. А.Н. Управление рыночными механизмами в инвестиционном процессе. Монография. М: Экономика, 2002.-744с.
  29. О.М. Реформа ЖКХ и интересы собственника. //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 7.-С.68 72.
  30. Жилищный кодекс РФ. М.: — «Проспект», 2001. — 422с.
  31. Закон КБР от 26.12.2002 № 22-РЗ «Об утверждении Республиканской целевой программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса КБР на 2002−2010 годы»
  32. В. Государство и корпорации// Экономист.-2000.-№ 1-С.68−73.
  33. В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов.-М.: Экономисть, 2003.-618с.
  34. И. Условия осуществления жилищной реформы// Экономист.-2000.-№ 5.-С.61 -67.
  35. В., Бабоев М. Возможности мобилизации средств для развития ТЭК // Экономист.-2002.-№ 8.-С. 18 -22.
  36. В.М. Многоуровневая стратегия энергоресурсосбережения в ЖКХ //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2003.-№ 2.-С.5−12.
  37. В. Энергетическая проблема в контексте концепции устойчивого развития// Общество и экономика.-2002.-№ 5.-С.51 -57.
  38. В.В., Бежаев О. П., Анфертьев Н. П. ЕРКЦ имеют право собирать коммунальные платежи//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2003.-№ 4.-С.9 -15.
  39. .А. Социально ориентированная система сбора, обработки и расщепления платежей населения. //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 7.-С.11 17.
  40. В.А. Опыт формирования жилищно-коммунального бюджета//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 6.-С.18−23.
  41. РФ. М.: — «Проспект», 2000. — 48с.
  42. Контракты и издержки в ресурсосберегающих отраслях жилищно-коммунального хозяйства/ под.ред. Шаститко А.-М.:ТЕИС, 2000.- 70с.
  43. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ от 28.04.1998 № 428
  44. Концепция ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации
  45. В. Государственно-корпоративное направление развитой экономик// Экономист.-2000.-№ 5.-С.74 -78.
  46. Косырева Н, Сиваев С. Проблемы реформирования жилищного сектора. // Общество и экономика.-2001.-№ 1.-С.112 -116.
  47. А.Д. ЕРКЦ: новации в деятельности//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2001 .-№ 6.-С.84 90.
  48. В., Бабоев М. Проблемы экономического роста и политика цен на энергоресурсы// Общество и экономика.-2002.-№ 5.-С.65 70.
  49. Кротов Н.И. О мерах по реализации экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса Российской
  50. Федерации// ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.2.ч2.1. С.6−12.
  51. Э. Экономический рост и реформы в России// Вопросы экономики.-2002.-№ 6.-С.4 9.
  52. П., Муравьев С. Государственные холдинги как механизм управления предприятиями государственного сектора// Вопросы экономики.-2000.-№ 9.-С34.
  53. А.И. Тарифная политика и конкурентный рынок электроэнергии. // Эко.-2002. -№ 9.-С.50. 56.
  54. Т.Б. Социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 5.-С.40 -46.
  55. В.И. Финансово-экономические механизмы реформирования ЖКХ// ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 10.-С.43 -50.
  56. О. О процессе принятия решений по вопросам иностранного инвестирования (германская методика)// Общество и экономика. -2002.-№ 2 .-С. 149 -156.
  57. С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке// Экономист.-2002.-№ 5.-С.ЗЗ 38.
  58. И.П. Влияние рыночных цен на деятельность предприятий ЖКХ// ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 7.-С.16−20.
  59. И.П. Финансовая стабилизация жилищно-коммунального комплекса//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 5.-С.31 -36.
  60. Мальгинов Г. Участие государства в управление корпоративными структурными в России// Вопросы экономики.-2000.-№ 9.-С.13 -18.
  61. Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг ЖКХ утв. постановлением Госстроя России от 23.02.99 № 9.
  62. Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда утв. Приказом Госстроя России от 28.12.2000 № 303.
  63. Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков утв. Приказом Госстроя России от 28.12.2000 № 302.
  64. Методические рекомендации по финансовому обоснованию цены на тепловую энергию и теплоноситель утв. Приказом Госстроя России от 28.12.2000 № 304.
  65. И.П. Финансирование муниципального заказа на жилищно-коммунальное обслуживание//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2000.-№ 8.-С.49 -55.
  66. В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий (две концепции). // Вопросы экономики.-2001.-№ 4.-С.28 -33.
  67. Н. Новые механизмы финансирования социальных расходов// Экономист.-2001.-№ 2.-С.69 72.
  68. А. Динамика экономического развития// Экономист.-2002.-№ 11.-С.23 -26.
  69. Налоговый кодекс РФ. 4.1 и II. -М., 2002.- 512с.
  70. А. Институциональная теория и реформы в нефтегазовом комплексе// Вопросы экономики.-2000.-№ 3.-С.152 156.
  71. И., Дементьев А., Шульга И. Тарифы на электроэнергию и инфляция// Общество и экономика.-2002.-32.-С.167−171.
  72. И., Шульга И. Государственные унитарные предприятия: настало время прощать/Юбщество и экономика.-№ 11−12.-С.31 36.
  73. Новая экономическая модель реформирования ЖКХ: основные принципы, направления и задачи ее реализации//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 3.-С.7- 11.
  74. A.M. Работа тепловых сетей в осенне-зимний период// ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2003.-№ 3.-С.47 -52.
  75. В.Ф. Практика ценообразования на ЖКУ// ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.- 2000.-№ 1.- С.102 107.
  76. Л.И. Проблемы финансирования жилищно-коммунального комплекса в условиях проведения реформы./ ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 7.-С.62 -69.
  77. Т., Празукин Д. Инвестиционный потенциал населения на региональном рынке жилья// Вопросы экономики.-2001 .-№ 5.1. С. 107 -112.
  78. А.И. Энергосбережение в жилищном фонде//ЖКХ:журнал руководителя и главного бухгалтера.-2003.-34.-С.78 85.
  79. С.В. Сбор платежей от населения: опыт повышениясобираемости//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2003.-№ 7.-С.75 82.
  80. Письмо Госстроя России от 05.11.02 № СК-6578/13 «О совершенствовании системы предоставления социальной помощи при оплате ЖКУ».
  81. Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ Федеральной целевой программе „Жилище“ на 2002−2010 годы» от 17.11.2001. № 797.
  82. В. Государственная жилищная политика России: реализация и перспективы// РЦБ--2001.-№ 6 (189).-С. 68.62
  83. Т.В. Проблемы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2001.-№ 6.-С.90 97.
  84. А. Рыночный курс: противоречия и перспективы// Экономист.-2002.-№ 8.-С.27 -33.
  85. Послание Президента КБР парламенту, Нальчик, 2002 г.
  86. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ, М, 2002 г.
  87. Постановление Минтруда России от 26.01.1997 № 11 «Обутверждении методики исчисления среднего совокупного дохода».
  88. Постановление парламента КБР «О ходе и реализации в 1996—1998 гг. программы „Стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики“» от 31.01.2001 № 4.
  89. Постановление Правительства РФ от 01.07.02 № 490 «О проведение эксперимента по применению экономической модели реформирования ЖКХ».
  90. Постановление Правительства КБР от 18.07.2003 № 204 ПП «О развитии конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуги совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг».
  91. Постановление Правительства КБР от 22.05.98 № 229 «О создании органа управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне (Служба заказчика)».
  92. Постановление Правительства КБР от 25.12.2002 № 538 ПП «О проекте целевой программы „Развития и реконструкции системы водоснабжения КБР на 2003−2006 годы“».
  93. Постановление Правительства КБР от 31.01.2001 № 44 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг».
  94. Постановление Правительства КБР от 18.05.200 № 199 «О проекте программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса КБР».
  95. Постановление Правительства РФ «О совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» от 02.08.1999 № 887 (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от .1.07.2002 № 490).
  96. Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 № 887 «О 4 совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и, а мерах по социальной защите населения».
  97. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 в ред. от 14.02.2002. № 104 «О федеральной целевой программе „Жилище“ на 2002−2010 годы».
  98. Постановление Правительства РФ от 17.11.01 № 797 «О подпрограмме „реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса“ федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002−2010 годы».
  99. Постановления Правительства РФ от 06.07.1998 г. № 700 «О введение раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике».
  100. Постановления Правительства РФ от 30.12.1999 г. № 1435 «Об утверждении Типового положения о региональной энергетической комиссии субъекта РФ».
  101. Ю. ЕРКЦ: опыт комплексного подхода к учету финансовых потоков в сфере ЖКХ. //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 6.-С.37 42.
  102. М.Е. Законодательная и нормативно-методическая база регулирования ценообразования на ЖКУ// ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2001.-№ 10.-С.38 43.
  103. А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе// Вопросы экономики.-2001.-№ 5.-С.26 31.
  104. Рекомендации парламентских слушаний на тему: «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 5.1. С.20−23.
  105. Республиканская целевая программа «Энергосбережение Кабардино-Балкарии (1999−2005)».
  106. Республиканская целевая программа «Реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса КБР на 2002−2010 годы».
  107. Россия в цифрах, 2002: кратк. стат. сб./ Госкомстат России.-М.:2002.-* 398с.
  108. Румянцева М. С, Социальная защита населения и льготы по оплате
  109. ЖКУ//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2001.-№ 4.-С.59−63.
  110. А., Калашникова!. Социальная направленность и эффективность производства (по итогам Всероссийского конкурса предприятий)// Экономист.-2001.-№ 2.-С.52 57.
  111. Е.С., Павленко Н. Е. Экономика. Определения. Модель. Законы. Идеология реформ. Старый оскол, 2001.-20с.
  112. Е.С., Павленко Н. С. Экономика: Идеология реформ. М.: Республика, 2003 .-303с.
  113. П., Нордхауз В. Экономика. М., 1995
  114. В.И. О проблеме энергосбережения в России//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 8.-С.З 10.
  115. А. Воспроизводство на предприятиях государственного сектора// Экономист.-2001.-№ 2.-С.З -7.
  116. И.В., Назиров И. Р. Взыскание задолженности по платежам за жилищно-коммунальные услуги// ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2003.-№ 3.-С.47 -52.
  117. Н.А., Тарасенко С. П., Архипов С. К., Степанов Ю. А. Автоматизированная информационная система предприятия ЖКХ//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 8.-С.15−20.
  118. С.Б. Основные проблемы совершенствования системы управления жилищно-коммунальным комплексом на федеральном, региональном муниципальных уровнях. //ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 5.-С.24 -28.
  119. С.Б., Андрианов В. Б., Хомченко Д. Ю. Принципы эффективного тарифного регулирования коммунальных предприятий//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 6.-С.З 10.
  120. М.М. Факторы, влияющие на величину субсидий и на оплату ЖКУ//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2000.-№ 2.-С.39 -45.
  121. Л.Д. Вопросы финансового оздоровления предприятий ЖКХ./ ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2003-№ 1. -С.60−65.
  122. Л.С. Правовые аспекты использования МСФО//бухгалтерский учет.-2003.-№ 7.-С.64 70.
  123. В.М., Нефедова Л. П. Перспективы привлечения инвестиций в ЖКХ//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2003 .-№ 3.-С.6- 10.125. Таможенный кодекс РФ
  124. О.А. Автоматизация системы по начислению, сбору и обработке платежей за ЖКУ//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2003.-№ 1 .-С.7 -12.
  125. Д.В. Опыт и проблемы расчетов через РКЦ. //ЖКХ: журнал f руководителя и главного бухгалтера.-2000.-№ 2.-С.56 -64
  126. М. Экономическое развитие. / Пер. с англ.-М.: Юнити, 1 997 140с.
  127. Д. Кредитная активность российских предприятий// Вопросы экономики.-2003.-№ 7.-С.78 86.
  128. Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства» от 28.41 997 № 425, в ред. от 27.05.1998 № 528.
  129. Указ Президента РФ № 425 от 28.04.1997 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» .
  130. Указ Президента РФ от 05.51 992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
  131. С. ЖКХ: реформационные альтернативы// Российский экономический журнал.-2003.-№ 3.-С.45 53.
  132. С. М. Жилищно-коммунальное хозяйство: реформационные альтернативы// Российский экономический журнал.-2003.-№ 3.-С.48 53.
  133. Управление инвестициями и недвижимостью: Сб.науч.тр.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.-112с.
  134. Участие в международных финансовых институтов в инвестировании ЖКХ//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2003.-№ 1 .-С.22 26.
  135. А.И. Роль экспертизы тарифов в политике ценообразования на услуги ЖКХ// ЖКХ: ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2001 .-№ 1 .-С.62 67.
  136. А.И. Экспертиза тарифов на услуги ЖКХ: порядок финансирования//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2000.-№ 3.-С.80 -86.
  137. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002−2010 годы.
  138. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики»» от 08.12.1995 г.
  139. Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от1404.1995 № 41-ФЗ с изменениями от 10.01.03 № 6-ФЗ.
  140. Федеральный закон «О товариществах собственниках жилья» от1506.1996 № 72 -ФЗ.
  141. Федеральный закон от 07.05.02 № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставлению им отдельных льгот».
  142. Федеральный закон от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судьей и аппаратов судов РФ».
  143. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
  144. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» в ред. от 17.01.1995 № 168-ФЗ.
  145. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  146. Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147 «О естественных монополиях».
  147. Федеральный закон от 24.06.1993 № 5238−1 «О федеральных органах налоговой полиции».
  148. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
  149. Федеральный закон от 24.12.1992 г. № 1418−1 «Об основах жилищной политики».
  150. Федеральный закон от 28.06.02 № 46-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О дополнительных гарантия социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации»».
  151. Федеральный закон от 28.06.02 № 77-ФЗ «О внесении изменений в статье 43 к 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»».
  152. Федеральный закон РФ от 26.11.2002 № 153-Ф3 «О внесении изменений дополнений в закон РФ «О приватизации жилищного фонда»».
  153. Федеральный закон РФ от 28.08.1998 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
  154. Финансовый бизнес-план: Уч. пособие /под ред. проф. Попова В.М.-М.: Ф и С, 2001.- 480с.
  155. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р Экономика.-М., 1995 г.
  156. Ч.Т., Фостер Дж Бухгалтерский учет: управленческий учет: пер. с англ./ Под ред. Соколова Я.В.-М.:Ф и С, 1995.- 416с.
  157. Г. Экономические проблемы в деятельности местных органов власти// Экономист.-2002.-№ 2.-С.60 -67.
  158. Целевая программа «Развития и реконструкции системы водоснабжения КБР на 2003−2006 годы».
  159. JI.H. Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Проблемы. Перспективы.- М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. — 256с
  160. JI.H. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности. Нормативные документы.- М.: Международный центр финансово-экономического развития, 19 976.-272с
  161. JI.H. Экономика городского хозяйства. М.: 1999. — 328с
  162. М.Д., Петрова Е. Ф. Эффективное управление жилищным фондом: мониторинг и оценка качества//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 8.-С.8 -14.
  163. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж Инвестиции.-М.: Инфра-М, 1997.-190с.
  164. Г. Ф. Проблемы и противоречия жилищного законодательства//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2002.-№ 7.1. С. З- 10.
  165. Шишов Д. А. Взаимосвязь тарифной политики с развитием рыночных механизмов в жилищной сфере//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2000.-№ 6.-С.45 -52.
  166. Ф.И. Теория государственного управления.-М.: ЗАО Экономика, 2002.-638с.
  167. Е.С. Жители дома.- Муниципальная власть, 1999. 262с
  168. С.Б., Дамешек М.А.опыт привлечения управляющих компаний к обслуживанию жилищного фонда//ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2003.-№ 7.-С.31 37.
  169. С.В. Основные направления государственной стратегии жилищной политики// ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.-2000.-№ 8.-С.45 -52.173. www.urbaneconomics.ru.174. www.zodchiv.ru.175. www.fw.ru.ф
Заполнить форму текущей работой