Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Налоговое стимулирование инновационной модернизации экономики Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Налоговая поддержка инновационных предприятий является одним из наиболее значимых факторов инновационного развития. Данный инструмент регулирования инновационных процессов используется во многих промышленно развитых странах. В ряде стран (Франция, Великобритания, США, Япония, Австралия) широко применяются налоговые кредиты на проведение научных исследований и разработок, представляющие собой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты налогового стимулирования социально-экономического развития
    • 1. 1. Трансформация целей, принципов, форм и методов налогового стимулирования модернизации экономики
    • 1. 2. Зарубежный опыт налогового стимулирования инноваций и модернизации экономики
  • Глава 2. Воздействие налогового стимулирования на модернизацию экономики в современных условиях
    • 2. 1. Оценка эффективности воздействия налогового стимулирования на модернизацию экономики
    • 2. 2. Сравнение результативности отдельных видов налоговых льгот в сфере инноваций и модернизации
  • Глава 3. Совершенствование способов и направления налогового стимулирования инновационной модернизации экономики России
    • 3. 1. Приоритетные направления налогового стимулирования инновационной модернизации экономики Российской Федерации
    • 3. 2. Развитие налогового стимулирования инновационной и научной деятельности

Налоговое стимулирование инновационной модернизации экономики Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена необходимостью активизации функции налоговой системы в сфере стимулирования инновационной модернизации экономики. Многие страны стремятся создать более льготные налоговые условия для привлечения инвестиций в исследования, разработку, производство новейших товаров и услуг, перевод экономики на инновационный путь развития.

Налоговое стимулирование модернизации экономики и ее инновационного развития используют как страны с развитой экономикой, так и ряд быстро растущих развивающихся стран, включая Китай. Есть страны, например, Республика Корея, которым удалось резко активизировать инновационное развитие именно за счет существенных мер, обеспечивающих льготное налогообложение.

Весьма сложной проблемой остается оценка эффективности налогового стимулирования. Эти оценки неоднозначны и противоречивы. Отмечая в целом позитивные результаты налогового стимулирования, исследователи констатируют, что применение той или иной льготы определяется многими национальными факторами (особенностями налогообложения прибыли корпораций, отраслевой структуры и доли в ней высокотехнологичных секторов, инновационного уровня и инновационной политики страны). Кроме того, возможны и негативные эффекты, в частности, необоснованное использование налоговых льгот, большие административные издержки и другие.

В течение последних лет основой государственной политики России в области налогообложения было стремление к совершенствованию налоговой системы, которая пока еще по-прежнему избыточно ориентирована на фискальную функцию, в ущерб регулирующей и стимулирующей, включая укрепление конкурентоспособности экономики страны. В Бюджетных посланиях Федеральному Собранию России глава государства указывал на это, выделяя среди основных направлений налоговой политики снижение совокупной налоговой нагрузки на предприятия1, отмечая, что налоговая система должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и повышения инвестиционной активности предприятий 2, снижения налоговой нагрузки на инновационный бизнес3. Президентом РФ также определена необходимость провести инвентаризацию всех федеральных налоговых льгот, оценить их эффективность4.

В то же время предпринимаемые на протяжении последних лет изменения российской налоговой системы не привели к развитию стимулирующей функции налогов. Для нее по-прежнему остается характерным высокий уровень изъятия доходов и невысокая эффективность налоговых льгот. Это приводит к потере предприятиями, вынужденными отчислять значительную часть доходов в бюджет в виде налоговых платежей, финансовой устойчивости, к спаду инвестиционной активности, низким темпам развития и внедрения новых технологий. На макроуровне высокая налоговая нагрузка способствует сохранению теневого сектора экономики, тогда как современная система налогообложения, напротив, призвана содействовать выходу предприятий из «тени», не должна усиливать бремя тех, кто уплачивает налоги в соответствии с законодательством, внедряет инновации.

В связи с этим на современном этапе необходимо сформировать экономические стимулы и налоговые инструменты для перехода на инновационный путь развития, который и является основой модернизации российской экономики.

1 См.: Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 09.03.2007 г. «О бюджетной политике в 2008;2010 годах» // Официальный сайт Президента России http://www.kremlin.ru/appears/2006/05/30/0920 1уре63 373 ЮбПб. яЫт! ~ См.: Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 23.06.2008 г. «О бюджетной политике в 2009;2011 годах» // Официальный сайт Президента России http://www.kremlin.ru/appears/2008/06/23/2127type63373202940.shtml.

3 См.: Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 29.06.2011 г. «О бюджетной политике в 2012;2014 годах» // http://www.consultant.ru/law/hotdocs/13 780.html.

4 Там же.

Инструменты государственной налоговой политики должны создавать благоприятные экономические условия для осуществления налогоплательщиками инновационной и инвестиционной деятельности, направленной на модернизацию и обновление основных фондов, повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Многообразие форм, методов и объектов налогообложения делает налоговое стимулирование одним из наиболее гибких способов привлечения дополнительных ресурсов для активизации инновационной деятельности. Однако до сих пор не решена проблема оценки эффективности налогового стимулирования в реальных условиях. Налоговая система продолжает быть ориентирована на изъятие из экономики избыточных доходов от высоких цен на энергоносители. В этих условиях изменение парадигмы налоговой политики за счет усиления стимулирующей функции налоговой системы является одним из основополагающих направлений политики государства в отношении наукоемких отраслей и секторов национальной экономики. Это и определило актуальность проведения настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Воздействие налогов на экономические процессы рассматривалось еще классиками экономической науки — А. Вагнером, Ф. Нитти, У. Пети, Д. Риккардо, А. Смитом и др. В дальнейшем изучением проблем формирования системы налогообложения занимались такие зарубежные ученые как: Э. Линдаль, Дж. Милль, П. Самуэльсон, Дж. М. Кейнс, А. Лаффер, Р. Солоу и др. Большое внимание вопросам налогового стимулирования уделяли представители российской финансовой науки Ф. И. Боголепов, С. Ю. Витте, В. Н. Твердохлебов, Н. И. Тургенев, М. Н. Соболев, Л. В. Ходский, И. И. Янжул и другие.

Среди современных российских исследователей ощутимый вклад в развитие теории налогообложения и реформирования налоговой системы вносят: С. Х. Аминев, A.B. Аронов, A.B. Брызгалин, В. В. Бочарова, М. П. Владимирова, Л. И. Вотинцева, И. В. Горский, А. З. Дадашев, И. В. Караваева, В. А. Кашин, С. П. Колчин, Л. Н. Лыкова, И. А. Майбуров, Л. П. Павлова, В.Г.

Пансков, Б. Е. Пеньков, М. В. Романовский, М. М. Соколов, H.H. Тютюрюков, P.A. Чванов, Д. Г. Черник, С. Д. Шаталов, Т. Ф. Юткина и другие.

В процессе эволюции знаний о налогах учеными был рассмотрен и изучен широкий круг вопросов, связанный с налогообложением: определены принципы и функции налогов, предложены различные аспекты эффективности и оптимизации налоговой системы и многие другие.

Однако рассмотрение степени и способов влияния налогообложения на экономическую эффективность работы субъектов хозяйствования пока не нашли достаточного освещения в трудах отечественных ученых, а методы налогового регулирования для стимулирования экономического развития и модернизации предприятий на основе инноваций не нашли широкого применения.

Целью диссертационного исследования является обоснование теоретических положений в области налогового стимулирования инновационной модернизации экономики России и разработка практических рекомендаций по их реализации.

Поставленная цель исследования опосредована необходимостью решения следующих задач:

— раскрыть теоретические положения, определяющие цели, принципы и методы налогового стимулирования модернизации экономики;

— выявить особенности налогового стимулирования инновационного развития за рубежом и оценить возможности их использования в российской практике;

— разработать методические положения определения экономической эффективности применения стимулирующей функции налогов;

— обосновать критерии и показатели результативности налогового стимулирования модернизации экономики;

— охарактеризовать реализацию фискальной и стимулирующей функций в условиях действующей налоговой системы России;

— определить направления развития налоговой политики и предложить перспективные меры налогового стимулирования, имеющие целью модернизацию экономики России.

Объектом исследования являются методы налогового стимулирования модернизации экономики России и ее инновационного развития.

Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений между государством и хозяйствующими субъектами по поводу повышения эффективности налогового стимулирования инновационной модернизации экономики.

Область исследования диссертационной работы соответствует требованиям Паспорта ВАК Минобрнауки РФ по специальности 08.00.10 -финансы, денежное обращение и кредит, а именно: 2.9 «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы», 3.14 «Теория, методология и базовые концепции налогообложения хозяйствующих субъектов».

1 J.

Теоретическую основу диссертации составили фундаментальные положения экономической науки, труды отечественных и зарубежных ученых по теории налогообложенияотчеты аналитиков, результаты научных исследований. В методологическом отношении диссертация базируется на общенаучных методах функционально-структурного анализа. Характер проблемы, вынесенной в центр исследования, потребовал от автора обеспечить системный подход и преемственность в исследовании относящегося к ней круга вопросов, использовать системный и комплексный подходы, метод экспертных оценок.

Эмпирическая база исследования включает нормативно-правовые акты Российской Федерации, инструктивные документы, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, ФНС России, материалы о зарубежном опыте налогового стимулирования модернизации экономики и инноваций, данные Евростата.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в следующем:

— обобщены и уточнены теоретические положения, раскрывающие цели и условия налогового стимулирования модернизации экономикисреди наиболее актуальных целей выделены стимулирование всех компаний в проведении исследований и разработок, независимо от размера, отрасли и местоположенияисследований и разработок в высокотехнологичных наукоемких отраслях (аэрокосмическая, биотехнологии, защита окружающей среды и др.) — малого и среднего бизнесак условиям отнесены: применение налоговых льгот не должно иметь избирательного характераинвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производстваприменение льгот не должно наносить существенный ущерб государственным экономическим интересампорядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровнеопределены основные виды налогового стимулирования инновационной модернизации экономики в зарубежных странах, которые предусматривают снижение общего налогового бремени в наукоемких отраслях, создание специальных налоговых режимов на территории особых экономических зон, пониженные налоговые ставки основных налогов, целевое освобождение доходов от реализации в системе научных исследований и разработок, освобождение от уплаты налогов при инвестировании в НИОКР, высокие технологии и высокотехнологичное оборудование;

— показано, что действующая в России система налогообложения не в полной мере ориентирована на повышение инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектовиспользование налогов в качестве стимулирующего инструмента не сводится только к введению налоговых льгот, налоговая нагрузка может изменяться также в зависимости от ставки налога, характера учетной политики, порядка определения налогооблагаемой базы, а также методов расчета налога;

— предложена система показателей оценки эффективности налогового стимулирования модернизации экономики, включающая коэффициенты, отражающие эффективность налогового стимулирования инновационной деятельности, налогового стимулирования инвестиций в инновации, поддержки инновационной среды, стимулирования НИОКР, модернизации производстваобоснованы критериальные показатели оценки бюджетной эффективности налогового стимулирования, основанные на сопоставлении выпадающих бюджетных доходов и показателей финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектовв состав которых включены: выпуск продукции за счет реализации инновационно-инвестиционного проектаприбыль, полученная от реализации таких проектовобъем внедрения новых технологий и выпуска новой продукцииприрост стоимости основных фондов, количество вновь созданных рабочих местсредняя заработная плата;

— аргументированы основные направления налогового стимулирования модернизации экономики и разработаны рекомендации по их реализации путем создания благоприятных условий для развития научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что углубленное осмысление и методологические подходы к оценке эффективности реализации стимулирующей функции налоговой системы расширяет теоретические рамки проблематики налогового стимулирования модернизации национальной экономики.

Практическое значение имеют:

— методика оценки мер налогового стимулирования, в основе которой лежат показатели эффективности, характеризующие экономическую целесообразность предоставления налоговых льгот;

— регулирование порядка установления ставки налога на прибыль организаций в зависимости от доли их затрат на исследования, новые разработки и инновационные технологии;

— дифференциация категорий налогоплательщиков с целью применения корректируемой ставки налога на прибыль в зависимости от приоритетности развития отраслей экономики и др.

Отдельные положения диссертационного исследования применимы в преподавании курсов «Теория налогов и методы налогового регулирования», «Налогообложение и налоговое администрирование», включенных в магистерские программы, а также в спецкурсах по проблематике реформирования налоговой системы.

Апробация работы осуществлена в практической деятельности, на кафедре экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС, на круглом столе: «Совершенствование финансового механизма формирования инновационной экономики России» (Москва, 2011). Основные теоретические, методические положения и практические выводы диссертации изложены автором в 7 публикациях общим объемом 4,0 п.л., в том числе в 3-х статьях в журналах из перечня ВАК Минобрнауки России.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 160 источников. Диссертация, изложенная на 186 страницах, включает 13 аналитических таблиц, 5 схем и рисунков.

Заключение

.

1. Проведенное исследование показало, что Россией накоплен определенный опыт реализации стимулирующей налоговой политики. В последние годы активно предпринимаются попытки использовать различные меры налоговой политики для достижения целей стимулирования экономического роста, достижения конкурентоспособности, создания благоприятных условий для инновационной деятельности.

2. В последние годы в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция усиления налогового стимулирования инновационной сферы с одновременным сокращением прямого государственного финансирования. В мире накоплен значительный опыт анализа универсальных способов эффективного использования налоговых льгот как способа модернизации экономики, решения проблем инновационного развития. Характерным для большинства стран ОЭСР является стремление государства поддерживать инновационную активность предприятий с помощью существенного сокращения налогообложения. Уменьшая размер налогов, взимаемых с затрат на усовершенствование производства и высокие технологии, страны создают ощутимые стимулы роста организаций наукоемких отраслей промышленности.

Налоговая поддержка инновационных предприятий является одним из наиболее значимых факторов инновационного развития. Данный инструмент регулирования инновационных процессов используется во многих промышленно развитых странах. В ряде стран (Франция, Великобритания, США, Япония, Австралия) широко применяются налоговые кредиты на проведение научных исследований и разработок, представляющие собой вычеты из налогооблагаемой базы. Они способствуют росту капиталовложений в НИОКР путём снижения их реальной стоимости. Кроме того, они уменьшают риск финансовых потерь в случае неокупаемости прямых затрат на создание нового продукта вследствие низкого объёма продаж. На наш взгляд, эффективен опыт Германии по стимулированию инвестиций в высокорисковые венчурные проекты, где лишь 50% валовой прибыли, полученной от инвестирования в сфере венчурного капитала, облагаются налогом. При этом многие страны особое внимание уделяют поддержке малого и среднего бизнеса. Так, например, в Великобритании и Японии для предприятий малого и среднего бизнеса размеры налоговых скидок выше, чем для крупного бизнеса, а в Германии вводятся новые изменения, поощряющие деятельность малых венчурных фондов, снижающие их налоговое бремя. Это, на наш взгляд, способствует вовлечению не только крупных, но и малых и средних предприятий в инновационную деятельность, что является значимым фактором модернизации экономики.

3. К числу основных тенденций изменения форм налогового стимулирования модернизации экономики относится увеличение доли налогового модернизационного кредита, в том числе возмещаемого налогового кредита для малодоходных и убыточных малых и начинающих компаний.

Действенным инструментом активизации процессов модернизации экономики является отраслевое налоговое стимулирование. Наиболее часто оно осуществляется в форме налоговых кредитов. Например, в сфере новых энергетических технологий (для создания, производства и покупки электричества из альтернативных источников энергии, новых видов топлива и транспортных систем).

В качестве налогового стимулирования модернизации экономики в ряде стран и отраслей применяются дополнительные налоговые стимулыпроизводственные налоговые кредиты (снижающие себестоимость производства товаров и услуг), а также инвестиционные налоговые кредиты, связанные с приобретением конечным покупателем определенных высокотехнологичных товаров и услуг. В этом случае влияние налоговых льгот на развитие приоритетных технологий проявляется как в снижении рисков производителей и потребителей, так и в формировании взаимодействия и кооперации в инновационной системе. Данная форма налогового стимулирования лучше адресной поддержки определенных производителей или продавцов.

4. В последние годы наблюдается тенденция на сближение экономического курса и налоговой политики Российской Федерации. Однако ряд мер налогового стимулирования не приносят ожидаемого эффекта. Некоторые меры налоговой политики оказывает дестимулирующий эффект. Так, например, использование налоговых отсрочек (рассрочек и кредитов)144 не получила широкого применения среди предпринимателей.

Изменение порядка учета расходов на НИОКР в целях исчисления налога на прибыль организаций145 не приводит к активизации инновационного и инвестиционного процесса: проведения научных исследований и разработок, производству и внедрению наукоемких технологий. Несмотря на позитивные изменения в порядке учета расходов на НИОКР в целях налогообложения, остается много вопросов, в первую очередь, это относится к тому, какие расходы следует относить НИОКР, и как учитывать такие расходы.

Сложившийся уровень разграничения налоговых сборов между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации не позволяет регионам России осуществлять функции генераторов модернизации экономики. Кроме регионов доноров остальные субъекты Федерации не в состоянии эффективно осуществлять налоговое стимулирование модернизации экономики. Этому мешают: пространственные диспропорции, различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении регионов, возрастание неравномерности развития и исключительно глубокая дифференциация между субъектами Федерации.

144 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект: КноРус, 2011. — Гл. 9.

145 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект: КноРус, 2011. Ст. 262.

Эффективность налогового стимулирования модернизации экономики должна рассматриваться в контексте взаимоувязки выпадающих бюджетных доходов со среднесрочной и долгосрочной перспективой позитивных экономических и социальных последствий.

Эффективность налогового стимулирования может быть выражена через количественные показатели. Минимальный, с нашей точки зрения, перечень таких показателей должен включать следующие их группы: показатели влияния налогов на экономический рост и показатели влияния налогов на производственное и социальное развитие.

Для оценки эффективности налогового стимулирования целесообразно использовать систему агрегированных показателей, характеризующих активизацию процессов модернизации экономики.

По мнению автора, эффективность налогового стимулирования модернизации экономики характеризуют показатели относительного прироста экономического эффекта от инновационной деятельности, в качестве которых могут использоваться следующие: эффективность налогового стимулирования инновационной деятельностиэффективность налогового стимулирования инвестиций в инновацииэффективность налогового стимулирования поддержки инновационной средыэффективность стимулирования НИОКРэффективность модернизации производства.

5. Налоговые льготы, как формы практической реализации стимулирующей функции налогов, служат одним из инструментов налогового стимулирования модернизации экономики.

В последние годы наметилась тенденция к расширению перечня налоговых льгот и освобождений по основным налогам. Налоговый кодекс был дополнен возросшим числом новых положений, устанавливающих налоговые льготы.

Одна из главных проблем, связанных с эффективностью налоговых льгот, — отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот.

В настоящее время работа по анализу эффективности применения льгот по налогам, разработке критериев и методик оценки их эффективности носит фрагментарный характер. Минфин России вместе с ФНС России рассчитывают лишь бюджетную эффективность налоговых льгот, то есть их стоимостное выражение.

Основной проблемой, осложняющей мониторинг использования налоговых льгот и проведение оценки их эффективности, является отсутствие доступа к информации о суммах предоставленных налоговых льгот по региональным и местным налогам в разрезе конкретных налогоплательщиков. Это связано с необходимостью соблюдения налоговой тайны, доступ к которой органы государственной власти и местного самоуправления не имеют.

В связи с этим необходима единая методика оценки эффективности налоговых льгот, учитывающая наработанный опыт в субъектах РФ, утвержденная на федеральном уровне.

6. Для модернизации экономики России целесообразно использование опыта зарубежных стран по налоговому стимулированию ускоренного научно-технического развития производства.

Наиболее результативен опыт Германии по созданию амортизационного резерва до 40% суммы ожидаемого приобретения или создания будущего амортизируемого актива, а также ограничения переноса убытков при реорганизации.

Из бельгийской практики для компаний малого и среднего бизнеса целесообразно воспользоваться опытом создания резервов, освобождаемых от налогообложения (например, инвестиционный резерв до 50% прибыли, который должен быть использован в течение 3 лет для амортизируемых активов, в том числе нематериальных). Если резерв не используется в течение 3 лет, то он должен быть восстановлен.

В Нидерландах эффективно применяется стимулирование, основанное на регрессии налоговых вычетов при увеличении капитализации малого бизнеса, а также стимулирование развития энергосберегающих активов и природоохранных мероприятий, ограничение переноса убытков при реорганизации компании. Также для стимулирования приобретения дорогостоящего оборудования возможно использование практики создания реинвестиционного резерва с учетом ограничений, действующих в данной стране.

7. Существенные резервы заложены в методе ускоренной амортизации, который ограниченно используется в российской практике. Многие предприятия не воспользовались предоставленным им правом сокращения налоговых платежей за счет ускоренного списания основных средств для целей налогообложения,.

Для усиления регулирующего воздействия налога на прибыль на экономику в целях стимулирования модернизации, приобретения дорогостоящего оборудования с длительным сроком эксплуатации предприятиям, осуществляющим финансирование капитальных вложений производственного назначения за счет прибыли, необходимо предоставить право выбора между нелинейным методом плюс включением в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и льготой.

Необходимо вернуться к практике освобождения от налога прибыли, которая идет на расширение производства, модернизацию, внедрение новых технологий, причем размер этой льготы должен быть сохранен на прежнем уровне, т. е. не менее 50% суммы налога.

Налоговая льгота, касающаяся прибыли от вновь созданных производств, должна действовать в течение реального периода их окупаемости.

Практика показывает, что фирмы, которые недавно начали свою деятельность на рынке, вынуждены конкурировать с действующими в отрасли предприятиями, которые могут получить существенные преимущества за счет применения льгот. Вновь созданные предприятия не могли воспользоваться инвестиционной льготой даже при наличии потенциально высокодоходных проектов. В сочетании с ограничениями переноса убытков на будущее эта мера приводила к тому, что некоторые проекты не могли быть реализованы, т. е. льгота, стимулируя инвестиции отдельных предприятий, могла привести даже к снижению совокупных инвестиций. В сочетании же с инвестиционной льготой она может дать максимальный стимулирующий эффект и сгладить различия между такими предприятиями.

8. Для обеспечения стимулирующего влияния государства на инновационную сферу через налоговую политику недостаточно установить льготы на постоянной основе. Налоговые льготы в сфере инноваций должны быть направлены на повышение эффективности всех этапов процесса воспроизводства — от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее инновационное производство и проекты.

Стимулирование модернизации экономики недостаточно обеспечивает поддержку инновационной и инвестиционной деятельности. Основной причиной служит несогласованность мероприятий в области поддержки субъектов инновационной и инвестиционной деятельности. Необходима специальная комплексная программа, ориентированная на создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в России. Основными направлениями должны стать: увеличение финансирования НИОКРчеткое построение механизма финансирования НИОКРусиление финансирования и параллельное преобразование российской наукисоздание условий для взаимовыгодных отношений предприятий реального сектора и научных учрежденийразработка стратегии инновационного развития страны.

На современном этапе требуется не только выработка системы налоговых льгот, направленных на стимулирование выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований, но и налоговое стимулирование, побуждающее предприятия и предпринимателей к началу ведения инновационной деятельности. Политика снижения ставки налога на прибыль обеспечивает некоторые преимущества, но вместе с тем, она не является наиболее эффективным механизмом стимулирования инновационной деятельности.

Необходимо снизить налоговую составляющую непосредственно в цене продукции научного и инновационного характера. Для этого возможно использовать следующие стимулирующие меры:

— снизить тарифы взносов в социальные фонды для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность. Специфика их деятельности обусловлена необходимостью привлечения большого количества квалифицированных сотрудников и, соответственно, высокой долей расходов на оплату труда;

— ввести освобождение от обложения НДС ввоза на территорию Российской Федерации высокотехнологичного оборудования, используемого для научных разработок и создания инновационной продукции, комплектующих и запасных частей к нему. Это позволит ускорить процесс модернизации инновационных и высокотехнологичных отраслей российской экономики.

Для снижения себестоимости инновационной продукции представляется целесообразным также расширить перечень расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта по упрощенной системе налогообложения, включив в него не только расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов, но также расходы, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования.

Еще одним элементом налогового стимулирования модернизации экономики может стать введение специальной налоговой льготы, предусматривающей полное освобождение либо пониженную до 70% ставку налога на имущество предприятий и организаций, производящих отечественное высокотехнологичное оборудование и новые виды техники. Для этого необходимо внести изменения в Налоговый кодекс РФ, а именно в ст. 374 НК РФ, в соответствии с которой указанные виды оборудования и техники могут быть исключены из объектов налогообложения.

9. Значительную проблему для эффективной деятельности инновационных организаций создает высокий уровень совокупной налоговой нагрузки. Поэтому новым направлением налогового стимулирования в области модернизации экономики может стать введение специального налогового режима для научно-исследовательских и инновационных организаций. Эта мера позволит также осуществить комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций и урегулировать сложные вопросы, связанные с налоговым учетом, отчетностью и налоговым администрированием предприятий инновационной сферы.

10. С помощью гибкой системы налогового стимулирования должно достигаться оптимальное соотношение между бюджетным финансированием науки и самофинансированием научно-технического прогресса. Изменяя налоговые правила, ставки налогообложения, сроки уплаты, структуру налогообложения, амортизационную политику, принципы бюджетной поддержки государство сможет эффективно влиять на процессы потребления и накопления капитала, структуру материального производства, его территориальное размещение.

Налоговое стимулирование следует направить на льготирование инвестиций и внедрение инноваций, для чего необходимо: а) освободить от налога инвестиции, направляемые на освоение в производстве новых видов техники и материалов, на 120−140% от фактических затратб) предоставлять инвестиционный налоговый кредит соответственно на 5 -7 лет или на 2−3 годав) освободить от налога на добавленную стоимость и ввозных таможенных пошлин импортируемые оборудование, сырье, материалы, лицензии, ноу-хау, необходимые для реализации инвестиционного проекта и не являющиеся конкурентами отечественным производителям для проектов по прорывным приоритетам, либо понизить налоги и пошлины на 70−80% по социально ориентированным приоритетамг) увязать разрешение предприятиям сферы материального производства учитывать затраты на НИОКР, подготовку и освоение производства не как разовые затраты, а как расходы будущих периодов и вычитать их из доходов (относить на себестоимость продукции, работ, услуг) в течение нескольких лет планового срока освоения, согласованного с соответствующим федеральным органом исполнительной властид) снять ограничения на ускоренную амортизацию научного и технологического оборудования, при определении амортизационного срока службы исходить из морального, а не физического износае) при исчислении налога на имущество не включать в налогооблагаемую базу промышленных предприятий стоимость машин, оборудования, опытных образцов, макетов и других изделий, переданных (в том числе временно) для испытаний и экспериментов или безвозмездно предоставленных научной организации в процессе выполнения договора (заказа) на создание научно-технической продукции в соответствии с условиями договора (заказа).

11. Научные организации, имеющие статус некоммерческих организаций и учреждений, должны быть освобождены от налога на имущество.

Научным организациям, имеющим статус коммерческих структур (унитарного предприятия, хозяйственного общества или товарищества), необходимо предоставить льготы по освобождению от налога на имущество в отношении: уникальных научных стендов, установок и сооружений (перечень такого оборудования должен быть утвержден Минпромнауки России) — научного, опытно-производственного оборудования и приборов, иных основных средств, приобретенных за счет средств бюджета в рамках соответствующих государственных контрактов на НИОКР, в течение срока действия контракта.

По инновационным проектам, связанным с реализацией социально ориентированных приоритетов, должны действовать те же льготы, что и для научно-технической деятельности. Однако если проект не будет реализован в установленный срок и предприятие не приступит к производству нового продукта, все налоговые льготы должны быть уплачены с начислением пеней в общем порядке.

Предоставлять инвестиционный налоговый кредит следует на сумму инвестиций в инновационный проект. В случае невыполнения проекта в срок налог уплачивается с начислением пеней.

Льготное кредитование (по ставке не более 1/3 ставки рефинансирования Банка России) должно осуществляться из Бюджета развития или государственных фондов. В случае невыполнения инновационного проекта проценты за кредит взимаются по повышенной ставке, например, в размере 130% ставки Банка России.

Предусмотреть для организаций, выполняющих исследования и разработки в области приоритетных направлений, в соответствии с перечнем Правительства РФ, снижение ставки земельного налога или аренды земли, освобождение от уплаты земельного налога на период выполнения таких работ.

Налоговые льготы должны быть дифференцированы в зависимости от приоритетности прикладных НИОКР. Налоговое стимулирование инновационной деятельности направляется на создание максимально благоприятных условий для достижения результата: — выпуска новой более совершенной продукции (работ, услуг). В случае же невыполнения инновационного проекта налоги должны быть уплачены с начислением пеней, а льготные кредиты возвращены с уплатой процентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. М.: Проспект: КноРус, 2012.
  2. Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности»
  5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.
  6. Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
  7. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010—2012 годах // Российская газета. 25 мая 2009.
  8. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011—2013 годах // Российская газета. 30 июня 2010.
  9. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012—2014 годах // Российская газета. 30 июня 2011.1. Монографии
  10. A.B., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М.: Экономисть, 2006.
  11. C.B., Ермакова Е. А., Степаненко В. В. Налоговый менеджмент.- М.: Дашков и К., 2011.
  12. A.B. Методы налоговой оптимизации. / А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, В. В. Брызгалин. М.: Аналитика-Пресс, 2007.
  13. Бюджетная политика субъектов Российской Федерации / под ред. Н. В. Головановой. М.: Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2010. — 208 с.
  14. М.П. Налоговый менеджмент: актуальные проблемы, опыт и международная практика. Монография. М.: Гос. ун-т -Высшая школа экономики, 2010. — 404 с.
  15. А.Е. Налогообложение и экономический рост России. М.: Прогресс, 2009.
  16. Р.Дж. Как американские штаты привлекают инвесторов // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Сборник научных трудов, выпуск 1. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1995
  17. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  18. Государственные и муниципальные финансы: учебник. Изд. 2-е. / Под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 640 с.
  19. E.H. Малое инновационное предпринимательство и промышленная политика монопрофильных и малых городов. М.: Лаб. базовых знаний, 2003.
  20. В.В., Плетнев К. И. Взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти в развитии научно-технической инновационной деятельности. Практика и перспективы / Материалы проекта FinRus 9804 Европейского Союза.
  21. И.В. Оптимальное налогообложение: теория и история вопроса. М.: «Анкил», 2011.
  22. Классика экономической мысли/ В. Петти, А. Смит, Д. Риккардо и др.- М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  23. А.Н., Ялбулганов A.A. Налоговый практикум. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008.
  24. Д.Д. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001
  25. Е.А. Субфедеральные налоговые льготы и их влияние на привлечение инвестиций: Эмпирический анализ. М.: РПЭИ, 2000.
  26. Ю.А. Правовой механизм налога и его элементы. Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю. А. Крохиной. М.: Норма, 2003.
  27. Д.В. Малый бизнес и коррупционные отношения: перспективы преодоления коррупции. М., 2008.
  28. И.И. Налоговое право России. М.: Юр. инфор., 2009.
  29. С.Е. Бюджетная децентрализация: теория, методология и опыт реализации в Российской Федерации.- М.: Наука, 2009. 79 с.
  30. Ю. А. Оптимальные налоговые решения для малых предприятий. М.: ГроссМедиа, 2008.
  31. И.И. Эффективный менеджмент. М.: Высшая школа, 2003.
  32. Н.Л., Золотарева М. Л. Инновации в России: Учебное пособие. М. Флинта, 2005.
  33. May В. Логика российской модернизации. М., 2005.
  34. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  35. Налоги и налогообложение. 6-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб.: Питер, 2010. — 528 с.
  36. Налоговая политика в социально-экономическом развитии стран с переходной экономикой / под ред. P.C. Гринберга, З. Н. Кузнецовой. СПб.: Алетейя, 2011.-392 с.
  37. Налоговое стимулирование инновационных процессов / Отв. ред. Иванова Н. И. М.: ИМЭМО РАН, 2009.
  38. М.А. Формирование региональной экономической политики. СПб.: СПбГПУ, 2003.
  39. М.А. Налоговое стимулирование формирования и реализации инвестиционного потенциала региональной экономики. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2008. — 330 с.
  40. Основы инновационного менеджмента. / Под ред. Завлина П. Н., Казанцева А. К., Миндели Л. Э. М.: Экономика, 2006.
  41. М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. СПб.: СПбГУЭФ, 2008.
  42. В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. -М.: Юрайт, 2011.
  43. В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М.: МЦФЭР, 2008.
  44. A.B. Налоговая экономия: реальные решения. М.: Бератор-Паблишинг, 2008.
  45. М. Конкуренция.: пер. с англ. М.: Вильяме, 2005.
  46. В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Финансы и статистика, 2007.- 256 с.
  47. Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. -М.: Институт Гайдара, 2011. 591 с.
  48. Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч. в 3-х тт. Т. 1. — М., 1955.
  49. Г. В. Анализ эффективности деятельности предприятия. М.: Новое знание, 2008.
  50. . Инновации как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
  51. Стратегии и программы социально-экономического развития: федерация и регионы России: Монография / Под общ. ред. А .Я. Быстрякова, Н. П. Гусакова, Е. В. Пономаренко. М.: РУДН, 2009. — 401 с.
  52. H.H. Налоговые системы зарубежных стран. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2009. — 176 с.
  53. В.А., Патрон А. П. США: государство и экономика. -М.: Международные отношения, 2007.
  54. Финансирование инновационного развития: сравнительный обзор опыта стран ЕЭК ООН в области финансирования на ранних этапах развития предприятий /Организация Объединенных Наций. Европейская экономическая комиссия. Пер. с англ. — СПб.: РАВИ, 2008.
  55. P.A. Государственная налоговая политика. Гл. 32. В кн. Национальная экономика. 3-е изд. / Под ред. П. В. Савченко. М.: ИНФРА-М, 2011.
  56. Д.Г. Налоги: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2005.
  57. Е.В., Анисимова Л. И. Совершенствование налогообложения прибыли предприятий. М.: Институт экономики переходного периода, 2000.
  58. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  59. Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: Инфра-М, 2008.
  60. Е. Модернизация российской экономики. М., 2003.
  61. Научные статьи в периодической печати
  62. М.А. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового планирования. // Хозяйство и право. 2010. — № 10.
  63. М.Д. Налоговое регулирование эффективное средство ускорения развития экономики // Налоговые споры: теория и практика. -2007. — № 4.
  64. Е.И. Финансовый механизм активизации социальной защищенности населения (западный опыт 1990-х и проблемы современной России) // Финансы и кредит. 2003. — № 5.
  65. A.B. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. 2009.- № 5. — С. 15−21
  66. C.B. Налоговые льготы как инструмент регионального экономического регулирования. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Хабаровск, 2002
  67. C.B., Макрушин А. В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. 2002. — № 2.
  68. A.B. О критерии оптимального налогового бремени // Общество и экономика. 2010. — № 11−12.
  69. P.A. Налоговая нагрузка как фактор модернизации производства // Финансовая экономика. 2009. № 4. — С. 14−21
  70. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2008.
  71. A.B. О функциях налогообложения и регулятивном значении налогов в экономике. // Налоги. 2009. — № 1.
  72. С. Налоги должны стимулировать инновации / http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=5 251
  73. C.B. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансовое право. 2008. — № 9.
  74. Е.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы // Налоговый вестник. 2009. — № 2. — С. 3−8
  75. A.C. О переходе на упрощенную систему налогообложения // Налоговый вестник. 2003. — № 11.
  76. М.В. Сущность применения упрощенной системы налогообложения // Юридический мир. 2007. — № 8.
  77. О.П., Коновалова Н. П. О первых итогах применения нового порядка начисления амортизации основных средств для целей налогообложения // Налоговый вестник. 2004. — № 12.
  78. Голицина А. IT-компании не спешат за льготами // Ведомости. -№ 40.-05.03.2008.
  79. О.В. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности // Налоги. 2009. — № 48. // СПС Консультант-Гарант.
  80. А., Машегов П., Наговицин В., Садков В. Налоговые механизмы формирования региональной инвестиционной политики // Налоги. 2007.
  81. В.В. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. 2003. — № 3.
  82. С. Политика нового этапа: цель и средство. // Экономист. 2006. — № 3.
  83. , А.З. О налоговой политике в контексте формирования инновационной модели экономического роста // Финансы и кредит. 2008. -№ 34 (322).
  84. , А.З. Налоговый механизм регулирования инвестиционной активности // Экономист. -2008. № 5 — С. 30−34.
  85. Е.А. Налоговые льготы: практика применения, значение для региональных бюджетов и методы оценки эффективности // Финансы и кредит. 2011. — № 9.
  86. В.Ю. Специальный налоговый режим и налоговая льгота. // Налоговая политика и практика. 2009. — № 2.
  87. П.Н. Стимулирование инновационной деятельности. // Инновации. 2000. — № 7−8.
  88. C.B., Балта Е. Ю. Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности // Налоговый вестник. 2010. — № 6.
  89. В.Н. О возможности юридической оптимизации налоговой составляющей специальных налоговых режимов // Финансовое право. 2007. — № 11.
  90. H.A. Налоговый механизм стимулирования инвестиционных процессов в России: Автореф. дис. канд. экон. наук. 2008.
  91. A.B. Налоговая нагрузка в России. // Финансы 2009. — № 12.
  92. А.Н. Насколько посильно налоговое бремя в России. // Финансы. 2010. — № 7.
  93. Г. И. Совершенствование налоговой системы России. // ЭКО. 2010. — № 2.
  94. В. А. Налоговая система: как ее сделать более эффективной? // Финансы. 2008. — № 10. — С. 39−42
  95. A.C. Международный опыт и российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансы. 2008. — № 7.
  96. Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. // Финансы. 2009. — № 9.
  97. Е.С. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения. // Экономист. 2010. — № 5.
  98. Классика экономической мысли / В. Петти, А. Смит, Д. Риккардо и др.- М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  99. Д.И. Финансовые источники инновационной деятельности отечественных предприятий. //Финансы. 2001. — № 1.
  100. Коломиец A. J1. Об основных положениях определения налоговой нагрузки регионов РФ // Налоговый вестник. 2000. — № 4.
  101. Концепция Государственной Инновационной Политики Российской Федерации на 2002−2004 годы // Инновации. 2002. — № 1.
  102. А.И. Совершенствование специальных налоговых режимов. // Налоговая политика и практика. 2009. — № 9.
  103. М.И. Амортизационные отчисления как фактор налоговой защиты коммерческой организации. // Финансы. 2002. — № 4.
  104. Н.И. Вопросы налогообложения в условиях кризиса // Финансы. 2009. — № 8. — С. 23−26
  105. Н.И. Что год грядущий нам готовит? // Финансы. 2011. № 4. — С. 26−29
  106. Ю.В. Налоговые стимулы инновационного развития // ЭКО. 2010. — № 6.
  107. A.A. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги. 2009. — № 5.
  108. P.A. Перспективы и проблемы налогового планирования и налоговой оптимизации. // Финансовый менеджмент. 2009. — № 5.
  109. Е.О. Особенности структурно-функциональной модели налогообложения в России // Вестник университета (ГУУ). 2012. — № 6.
  110. Е.О. Приоритетные направления совершенствования механизма налогового стимулирования // Бизнес в законе. 2012. — № 3.
  111. Е.О. Особенности налогового стимулирования модернизации экономики России // Пробелы в Российском законодательстве. -2012. -№ 3.
  112. С. Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую активность в развитых странах. // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 11.
  113. А.И., Лисин Б. К. Инновационная культура как культура перемен (проблемы, задачи, дефиниции, предложения) // Инновации. 2002. — № 1.
  114. Е.С. Эволюция и сущность налоговых отношений. // Власть и управление в России. 2010. — № 4.
  115. В.Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков // Финансы.- 2011. № 2. — С. 31−35
  116. В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе. //Финансы.-2009.-№ 11.
  117. Г. В. К вопросу регулирования деятельности территорий со льготным налогообложением // Государство и право. 2003. -№ 2.
  118. Петрунин В.Ф. III Всероссийская конференция по наноматериалам /У 20−24 апреля 2009.- Екатеринбург, 2009
  119. Полежарова J1.B. О налоговых льготах и будущем налога на прибыль // Налоговый вестник. 2009. — № 8.
  120. B.C. Формирование налоговой политики организации. // Бухгалтерский учет. 2009. — № 22.
  121. Ф.Ф. Промышленная политика и ее особенности на современном этапе. // Инновации. 2008. — № 8.
  122. О.В. Анализ действующей практики налогового стимулирования инновационной деятельности и базовых условий его реализации // Финансы и кредит. 2003. — № 11.
  123. Т.Н. Особенности налогового стимулирования инновационного бизнеса в России и за рубежом // Финансы и кредит. 2011. — № 28.
  124. В.Я. О методике определения налоговой нагрузки. // Финансы. 2009. — № 7.
  125. Старо дубровский В. Испытание успехом. Экономика России в 2007 году // Экономическая политика. 2008. — № 2.
  126. Г. Н. Проблемы и перспективы развития инновационной экономики в регионах Российского Севера // Экономика и право. 2007. — № 2.
  127. С.П., Исаков K.M. Формирование системы налогового стимулирования инновационных процессов в экономике России. \\// Финансы и кредит. 2011. — № 35.
  128. Л.И. Стимулирование инновационного развития: поиск оптимального механизма налогообложения // Финансы и кредит. -2008. -№ 21.-С. 14−19
  129. Д.Г., Шмелев Ю. Д. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развитие малого и среднего бизнеса // Финансы. 2012. — № 9. С. 30−33.
  130. Г. Я. Оценка эффективности региональных налоговых льгот, предоставляемых образовательным учреждениям // Финансы и кредит. 2011. № 10.
  131. С.Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы.-2011. № 2
  132. Д.Е. Сравнительный анализ государственной инновационной политики стран мировой «триады» // http://www. geopub.narod.ru
  133. А.Х., Мастафов Т. В. Налоговое стимулирование инновационной деятельности предприятия важнейший фактор экономического роста // Вопросы экономических наук. — 2004. — № 6.
  134. С.Н. Реформирование налоговой системы // Российский налоговый курьер. 2008. — № 1.
  135. H.H. Порядок применения инвестиционных налоговых преференций // Бухгалтер и налоги. 2006. — № 2.
  136. Gregory A., Botha А-М. «Tax incentives a way to stimulate R&D and innovation" — http://www.buildingipvalue.com/taxation/botha.html- «Outline of the proposed Japanese Tax reform for FY» 2003 http://www.pwcjp-tax.com/eg/image/2003tax reform ed final. pdf-
  137. Guinet J., Karnata H. «Do tax incentives promote innovation» The
  138. OECD observer 202 October-November 1996.
  139. Mackintosh M. et al. Economics and Changing Economies. Money and Government L., 1997.
  140. OECD, Science, Technology and Industry Outlook 2007a
  141. President W. Clinton, Vice President A. Gore-Jr. Science in the National Interests, Wash., 1994- Science and Technology: Shaping the Twenty First Century. Report to the Congress of the President of the United States. Wash., 1998.
  142. Raising EU R&D Intensity. Report of European Commission by an Independent Expert Group. L, 2003.
  143. Rupert Harrison «R&D tax credits» Economic review April 2004 Vol. 224
  144. Warda J. Extending Access to SR&ED Tax Credits December 5,2003.
  145. Министерство финансов вопросы налоговой политики -www.minfin.ru/in/tax relations/policy/
  146. Министерство экономического развития www.economy.gov.ru
  147. Портал Общественной Палаты Российской Федерации -www.oprf.rn
  148. Правительственная Комиссия по развитию малого и среднегопредпринимательстваwww.govemment.ru/content/coordinatingauthority/4f689096−8aab-4b68-ba9b-13a71290341c.htm
  149. Проект Всемирного Банка «Doing business» — doingbusiness.org
  150. Российский союз промышленников и предпринимателей -www.rspp.ru
  151. Торгово-промышленная палата РФ www.tpprf.ru
  152. Федеральная налоговая служба (ФНС) www.nalog.ru
  153. The European Charter for small enterprises -http://ec.eLiropa.eu/enterprise/enterprise policy/charter/index cn. htm
  154. Transparency International www.transparency.org
  155. US Small Business Administration — sba.gov
Заполнить форму текущей работой