Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы депрессивного региона: на материалах Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сохраняющаяся поляризация доходов не позволяет рыночным способом распределять услуги отраслей социальной сферы в соответствии с реальными потребностями населения. Определенный на основе платежеспособного спроса общий объем производимых и потребляемых услуг социальной сферы оказывается экономически заниженным по сравнению с оптимальным объемом. Неравномерное распределение человеческого капитала… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Концептуальное обоснование снижения территориальной 11 депрессивности на основе социальных преобразований
    • 1. 1. Депрессия — как системное явление и методы обеспечения устой- 11 чивого развития региона
    • 1. 2. Необходимость социальных преобразований в депрессивном регионе
    • 1. 3. Концептуальные положения по реформированию экономики и социальной сферы депрессивных территорий ^
  • ГЛАВА 2. Анализ социально-экономического состояния северокавказских республик
    • 2. 1. Анализ социально-экономического положения субъектов Южного федерального округа ^g
    • 2. 2. Особенности формирования человеческого капитала в условиях депрессивности g ^
    • 2. 3. Инфраструктурное обеспечение развития человеческого капитала в депрессивном регионе ^
  • ГЛАВА 3. Приоритетные направления и модели эффективного и устойчивого функционирования социальной сферы депрессивного региона ^
    • 3. 1. Приоритетные направления и модели развития социальной сферы депрессивных территорий j j j
    • 3. 2. Особенности региональной социальной политики — как механизм обеспечения устойчивого развития социальной сферы у^
    • 3. 3. Национальные проекты — как форма устойчивого развития и реализации социальной политики региона

Механизм обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы депрессивного региона: на материалах Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное развитие общественно-экономических отношений обращает особое внимание к социальным факторам, которые оказывают значительное влияние на эффективное развитие государства. Демократизация общества и стремление к общему экономическому благосостоянию усиливают данную тенденцию. Вместе с тем, социальные реформы связаны с закономерностями развития экономической системы и непосредственно влияют на структуру общественных потребностей, приоритетных ценностей и видов экономической деятельности. Особый интерес представляет изучение и анализ взаимодействия социальной политики и экономической устойчивости страны. Трансформация и социализация современной экономики приводят к углублению взаимодействия социальных индикаторов и их влияния, как на внутреннюю, так и на внешнюю устойчивость государства. Недооценка обозначенных закономерностей, при осуществлении политики устойчивого развития, может привести к провалу проводимых реформ. Поэтому стратегия государственного развития, направленная на ускорение общественного прогресса, должна формировать новые принципы, призванные не только обеспечить, но и способствовать повышению социального благополучия. Особое внимание при реализации эффективной национальной политики должно уделяться улучшению качества человеческого капитала.

Радикальные и весьма противоречивые по своим результатам социально-экономические преобразования, осуществляемые в нашей стране, а также современная стратегия управления социальной сферой не в полной мере нацелены на решение первоочередных задач, непосредственно связанных с формированием механизма по обеспечению устойчивого функционирования социальной сферы. Научные исследования недостаточно сосредоточены на обосновании модели формирования и эффективного использования человеческого капитала, социальной защиты населения.

В связи с этим становится весьма востребованным рассмотрение комплекса мер, направленных на формирование механизма обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы депрессивных регионов и эффективное решение социальных задач, выдвинутых при реализации национальных проектов.

Научная и практическая значимость этих вопросов определила выбор темы исследования.

Степень изученности проблемы. Исследование проблем теории и практики механизма обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы депрессивных территорий в условиях на разных этапах и условиях занимались многие ученые и целые научные коллективы. Различным аспектам управления социальной сферой посвящены работы А. И. Алымова, М. Х. Балкизова, JI.3. Гуке-жевой, P.JI. Жамбековой, Л. В. Константиновой, Г. И. Осадчей, А. В. Полынева,.

A.И.Пороховского, Е. П. Румянцевой, К. И. Микульского, И. Г. Тарасова, В.З. Шев-локова, Х. В. Шеожева, С. И. Шишкина и других авторов.

Проблемам развития экономики депрессивных регионов и их устойчивому функционированию посвящены работы Б. Б Басаева, Г. Х. Батова,.

B.Г.Веденского, А. Г. Гранберга, К. П. Гусева, Р. В. Ждан, П. М. Иванова, В. В. Курнышева, Б. Л. Лавровского, В. Н. Лексина, О. С. Пчеленцева, В. Е. Селиверстова, Л. В. Смирнягина, Ю. А. Спиридонова, М. Ю. Червикиной, А. Н. Швецова, Б. М. Штульберга и многих других авторов. Значительный опыт в изучении депрессивных регионов, проведении социальной политики, реализации государственной поддержки накоплен в индустриально развитых странах Западной Европы, США, Канаде, Японии.

Вместе с тем, глубина научной разработанности проблемы с точки зрения учета особенностей региональных, муниципальных образований и требований современной российской действительности, недостаточна. Важные аспекты механизма обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы в условиях депрессивности не до конца изучены. Нет однозначных подходов к методологии и приоритетным направлениям дальнейшего реформирования социальной сферы депрессивных территорий. В этой связи актуальным становится комплексное исследование проблем, связанных с функционированием социальной сферы неблагополучных территорий.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика», п. 5.5 «Пространственно — экономические трансформациипроблемы формирования единого экономического пространства в Россиирегиональная социально-экономическая дифференциацияинтеграция и дезинтеграция в территориальном аспекте» и п. 5.9. — «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем» и п. 5.13. — «Проблемы устойчивого развития регионов разного уровнямониторинг экономического и социального развития регионов разного уровня». Паспорта специальностей ВАК Министерства образования РФ (экономические науки).

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является обоснование механизма формирования и обеспечения устойчивого функционирования социально-экономической сферы депрессивного региона.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

— изучить и обобщить существующие теоретические и методологические аспекты снижения депрессивности территорий и исследовать методы по обеспечению устойчивого развития социально-экономической сферы региона;

— раскрыть сущность условий и факторов, обусловливающих необходимость социальных преобразований в депрессивном регионе;

— проанализировать современное состояние и особенности формирования и инфраструктурного обеспечения человеческого капитала в условиях депрессивности;

— исследовать и определить особенности межрегиональной дифференциации регионов ЮФО по уровню жизни и занятости населения;

— разработать методологическое обоснование механизма обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы депрессивного региона;

— обосновать приоритетные направления развития социальной сферы региона, обеспечивающие поступательность и эффективность региональной экономики в целом.

Объектом исследования выступает социальная сфера Кабардино-Балкарской Республики.

Предметом исследования являются методологические и социально-экономические аспекты механизма по обеспечению устойчивого функционирования социальной сферы депрессивного региона.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам макроэкономического регулирования, функционирования региональных социально-экономических систем, социальной политики, социальной защиты, государственного регулирования социальной сферы. При выполнении работы были обобщены результаты исследований в области экономической теории и региональной политики, изучены и проанализированы законодательные и нормативные документы государства и субъектов РФ.

Цель исследования предопределила необходимость использования ряда подходов и приемов, обеспечивающих комплексный анализ и применение системно-функционального метода исследования. В его рамках использовались такие приемы, как экономико-статистические группировки, сравнительный анализ, факторный анализ, динамические ряды. При решении частных вопросов использованы методы, практикуемые в экономических исследованиях, среди которых предпочтение отдавалось способам, обеспечивающим достоверность, объективность и сопоставимость оценок.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Кабардино-Балкарии, отраслевых, региональных органов управления, министерств и ведомств, бухгалтерской и финансовой отчетности и других источников, информационная база, представленная материалами монографий, статей и периодических изданий.

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке и обосновании механизма обеспечения устойчивого функционирования социальной сферы депрессивного региона.

Элементами научного вклада являются следующие результаты проведенного исследования:

— дано авторское видение сущностных характеристик устойчивого развития региона с позиций его влияния на социальную сферу, обеспечивающего результативную реализацию как хозяйственных, так и социально — экономических задач, связанных с особенностями функционирования территориальных формирований;

— выявлены и систематизированы методологические подходы по формированию региональной социальной политики с позиции необходимости создания механизма, обеспечивающего устойчивое развитие социальной сферы;

— определены направления развития социально-ориентированной политики в депрессивных регионах, обосновано, что учитывающая особенности северокавказских республик социальная модель, характеризуется синтезом либеральной и патерналистской направлений их функционирования и развития;

— разработана стратегия эффективного использования человеческого капитала в депрессивных регионах на основе анализа социальных аспектов инвестирования, обеспечивающая синергетический эффект;

— обоснованы значимость и необходимость национальных проектов, как новой организационно-экономической формы координации развития отраслей социальной сферы и повышения качества жизни населения на основе соединения отраслевого и программно-целевого (проектного) методов управления.

Практическая значимость работы определяется актуальностью рассмотренных в диссертационном исследовании проблем и степенью обоснования содержащихся в ней положений, выводов и рекомендаций. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в процессе разработки социально-экономической политики как на федеральном, так и на региональном уровне. Теоретические выводы и обобщения, содержащие в диссертации, будут полезны государственным органам власти при разработке концепций и рекомендаций по сглаживанию поляризации в социальном развитии российских регионов.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении ряда спецкурсов, при подготовке и повышении квалификации специалистов, занятых в социально-экономической сфере по соответствующей проблематике, при подготовке методических пособий и рекомендаций. Предложенные мероприятия по реализации национальных проектов могут быть использованы администрациями северокавказских республик и других регионов.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях и семинарах в Институте информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН (2006;2008).

Результаты исследования, разработанные предложения и рекомендации докладывались на коллегии Министерства экономического развития и торговли, Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской республики. По результатам исследования опубликовано 7 научных работ общим объемом 3,5 п. л, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК -3, авторским объемом 1,7 п.л.

Структура работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. В результате функционирования регионов в едином экономическом пространстве возрастает значение условий устойчивого развития социальной сферы. Наиболее значимой характеристикой последнего является уровень жизни населения, проживающего на конкретной территории. Анализ показал существенную степень региональной социально-экономической дифференциации, в связи с чем необходима концентрация государственных усилий на решении задач, устраняющих данное неравенство.

2. Исследование свидетельствует, что существует потребность в существенных социальных изменениях в депрессивных территориях, что предполагает анализ ситуации в целях своевременного и адекватного выявления доминантно обостряющихся противоречий и определения действенных мер по их разрешению. Такой анализ призван определить приоритеты стратегии развития социальной сферы.

3 Сохраняющаяся поляризация доходов не позволяет рыночным способом распределять услуги отраслей социальной сферы в соответствии с реальными потребностями населения. Определенный на основе платежеспособного спроса общий объем производимых и потребляемых услуг социальной сферы оказывается экономически заниженным по сравнению с оптимальным объемом. Неравномерное распределение человеческого капитала в обществе сопряжено со снижением его предельной эффективности: отдача вложений в здоровье, образование, культуру каждого члена сообщества тем выше, чем выше аналогичные показатели у остальных членов общества.

4. Трудности адаптации населения депрессивных территорий к платным формам социально-культурного обслуживания определяет необходимость переходного периода для вхождения социальной сферы в рыночные отношения. При этом нужно исходить из того, что платность социальных услуг должна расширяться, но как способ финансирования социальной сферы не может иметь доминирующий характер.

5. Как показали расчеты, проведение комплексной региональной политики, направленной на развитие человеческого потенциала и повышение благосостояния населения, требует привлечения к ее реализации средств муниципальных образований и общественности. В качестве инструмента мобилизации усилий в данном направлении необходим соответствующий механизм стимулирования эффективных социальных преобразований, обеспечивающий взаимодействие экономических и социальных факторов.

6. Наряду с федеральной поддержкой регионам нужны более широкие полномочия и ресурсы, чтобы повысить ответственность за собственное социальное развитие. Если не проводить социальные изменения «снизу», то рост экономики будет сопровождаться стагнацией. Для того чтобы социальная политика государства была результативной, она должна опираться на модернизационный потенциал всего общества.

7. Реализация оптимальной модели развития социальной сферы депрессивных территорий, основанной на сочетании либеральной и патерналистской систем с некоторым преобладанием последней (пока не будет устранен или снижен существующий уровень дифференциации благосостояния населения), потребует стратегии развития, основанной на принципах устойчивого развития этих регионов.

8. Перспективы социальной сферы депрессивного региона связаны с тенденцией постепенного вхождения в рыночные отношения и выработки адекватного управленческого механизма. В связи с этим важное значение имеет реализация национальных проектов на уровне региона, имеющих как тактические, так и стратегические цели, различающиеся характером, формами и методами воздействия на негативные социальные и экономические последствия дифференциации территории и позволяющие покинуть зону депрессивности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997, № 6., с. 5.
  2. , Л.И. Смена тысячелетий и социальные альтернативы // Вопросы экономики. 2000, № 12, с. 35.
  3. , Л.И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы. // Экономическая наука современной России. 2000, № 5, с. 53.
  4. , И.А. Нормирование в бюджетной сфере как материальное обоснование экономического роста и развития // Экономическая наука, 2008, № 2 (39), с 169−172
  5. , С.Н., Акмолдина, Б.Н. Межрегиональная дифференциация благосостояния населения Республики Казахстан // Регион: экономика и социология, 2005, № 5, с136−145
  6. , А.И., Качерга, А.И., Богаенко, В.А. и др. Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики. Изд-во «Наукова думка», К.: 1982,230с.
  7. , А.И. О работе социального хозяйства в XX в. // Экономическая наука современной России, 2006, № 4 (35), с36−49
  8. , И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с анг. -М.: Экономика, 1989. 260с.
  9. , С.С. Региональное развитие в Великобритании (послевоенный этап). М: Институт географии РАН, 1992, с 165
  10. , М.Х., Тхамадоков, А.А., Карашева, А. Г. Регулирование занятости населения: принципы и методы решения региональных проблем. -Нальчик: Издательство «Скаляр», 2000, с 134
  11. , М.Х., Мирзоева, Ф.М., Тхамадоков, А. А. Рынок труда и занятость населения: проблемы формирования и регулирования в регионе.
  12. Нальчик: КБГСХА. 2002. 31с.
  13. , В.М. Проблемы информационной экономики и становление консультационной службы в АПК России. М.: Информагротех, 1997. -140с.
  14. , И. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги//Вопросы экономики, № 4, 2004, с. 136.
  15. , Я., Михеев, В. Китай: социальные вызовы развитию // Общество и экономика, 2005, № 1,с.101.
  16. , Г. Реформа единого социального налога и теневой сектор в здравоохранении и образовании // Вопросы экономики. 2006, № 6, с 107 119
  17. , С.И. Развитие человеческого капитала в России // Вестник Московского университета, серия 6, Экономика. 2005, № 1, с41−63
  18. , В. Труд и занятость в сельском хозяйстве // Вопросы экономики, № 6, 2005, с. 72.
  19. , И. Экономическая методология и постмодернизм // Вопросы экономики. 2006, № 11, с59−79
  20. , Л.В. Формирование социальной инфраструктуры села. М. Совет России, 1987, с. 5.
  21. , Л.В., Беликова, Р.П., Мигачева, Л.В., Филатова, В. Д. Развитие социально-трудовой сферы села. Сб.науч.трудов «Социально-экономические проблемы развития АПК». М.: Экономика и информатика, 2000. — с.348−356.
  22. , Б. О качестве занятости населения России // Общество и экономика. 2005, № 7−8, с.305−326.
  23. , И. Формирование трудовых ресурсов: опыт Запада и России // Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 2, с48−52
  24. , А.О. Человеческий капитал: Концептуальные основания и особенности проявления//США. Канада: экономика-политика — культура.2005, № 3, с.85−100.
  25. , Ю.И. Безработица в Латинской Америке в условиях нелиберальных реформ // Социологические исследования. 2004, № 8.
  26. , Е.А. Теоретические и организационно методические основы социального проектирования // региональная экономика: теория и практика, 2007, № 7 (46), с 109−117
  27. , Т.П., Магомедов, М.Г. Фундаментальные основы устойчивого социально экономического развития регионов. РГЭУ «РИНК». Ростов -н Д, 2004, с340
  28. , Н. Социальная составляющая экономического развития: региональный аспект // Мировая экономика и международные отношения. 2006, № 5
  29. , В., Капелюшников, Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики. № 1,2006, с. 122−144.
  30. , П., Ореховский, П. Реформы здравоохранения в постсоветской России: итоги и проблемы // Общество и экономика, № 6, 2005, с.55−87.
  31. , М.В. Социально-экономическое положение регионов России. -М.: Сатурн, 2001.
  32. , А., Масакова, И., Зайцева, Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов. -Вопросы статистики. 1998. № 9. с.3−12.
  33. , А. Стратегия территориального социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2001.№ 9, с. 18.
  34. , А.Г. Основы региональной экономики. М.:ГУВШЭ, 2003,495с.
  35. , Дж.К. мл., О' Делл, К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М. Экономика, 1971, с. 28, 224−225.
  36. , Л.З. Рынок труда как основа экономической и социальной стабильности общества. Сборник статей. Основные направления научного обеспечения агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской республики. КБГСХА, 1999
  37. , К.Н. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах // Экономист. 1997, № 5.
  38. , А.Е. Государственная социальная политика как фактор материально- производственной секции экономики // Экономическая наука, 2008, № 3. с 16−20
  39. , Г. В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2002.-176с. 44. Джаримов А. А. Регион в едином рыночном хозяйстве. — Ростов н/ДД995.
  40. , С. Возможен ли рост российской экономики // Экономист, 2002, № 3, с142
  41. , П.А. Воспроизводства трудового потенциала региона в аспекте человеческого развития // Экономические науки, 2006, № 6 (19), с92−95
  42. , С.С. Каждому об управлении. М. Мысль, 1986, с. 32.
  43. , И. Демографическая ситуация в сельской местности Рос-СИИ.//АПК: экономика, управление, 2000, № 8. С.З.
  44. , В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов. -Регионология, 1991, № 2−3.
  45. , Д.Н. Сущность и проблемы оценки качества жизни // Региональная экономика: теория и практика, 2007, № 7 (46), cl 18−120
  46. , Е.А. Система управления интеллектуальным капиталом // Экономика строительства. 2005, № 10, с 10−18
  47. , А., Шишкин, С. Трансформация гарантий получения образования и медицинской помощи в странах с переходной экономикой. № 1,2005,с.168.
  48. Занятость и заработная плата в сельском хозяйстве России/Юбщество иэкономика, № 2, 2005, с. 171.
  49. , А.Д. Рыночная человеческая экономика // Региональная, экономика: теория и практика, 2007, № 11 (50), с70−74
  50. , Е. Человеческий капитал главный резерв развития производства // АПК: Экономика, управление. 2005, № 2 с
  51. , ВТ. Регионоведение (методология, политика, экономика). Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 1998. 320с.
  52. , К., Корпиенко, Н. Социальный механизм рыночных реформ // Общество и экономика. 2006, № 2, сЗ-14
  53. , З.И., Тапнлина, B.C., Чернашина, Т.Ю., Костин, B.C. Социальный эффект стратегического развития Новосибирской области // «ЭКО», 2002, № 5, с51−65
  54. , В.П. Человеческий потенциал как фактор ресурсного потенциала территорий // Вопросы статистики, 2007, № 12, с 13−20
  55. , Р. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика. // Вопросы экономики. 2006, № 10, с38−39
  56. , Б. Деловая стратегия. Экономика, 1991. С. 16.2256. Кардашев-ский В., Шестакова, Т. Повышение уровня жизни можно достичь только за счет производительности. //Экономист, 1999, № 8, с. 23.
  57. , М. информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВГИЭ, 2000
  58. , А. Социально-экономические детерминанты демографической ситуации в России// Общество и экономика. 2001, № 9, с. 159.
  59. , Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Изд-во «Прогресс» 1978, с. 452, 455.
  60. , А.А. Проблемы депрессивных и отсталых территорий в Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы, 2003. 81с.
  61. , В.И., Селиверстов, В.Е., Суспицын, С. А. Концепция межбюджетных отношений в регионе // Регион: экономика и социология. 2001, № 3.6.21−34.
  62. , Г. А. Экономические основы реализации национальных проектов повышения качества жизни населения. // Федеративные отношения и региональная социально экономическая политика. 2006, № 2, с29−39
  63. , JI.B. Социальная политика: штрихи к социологической концепции // Социологические исследования. 2005, № 2, с. 37.
  64. Корнай Янош. Путь к свободной экономике. М., «Экономика», 1990.
  65. , М.А. Кластерный подход в исследовании качества результатов роста региональной экономики // Экономическая наука. 2005, № 4 (13), с. 58−71
  66. , А., Мельдаханов, М. Об обновлении концепции занятости и рынка труда. // Общество и экономика. 2002, № 11−12.
  67. , С., Иванов, О. Государственно частное партнерство в реализации национальных проектов и программ // Проблемы теории и практики управления.2006, № 9, с 19−27
  68. , Э. Экономический рост и реформы в России // Экономист. 2002, № 6, с4
  69. , P.M., Старикова, О.С. Производство валового регионального продукта как индикатор экономических возможностей государства в реализации социальных программ // Вопросы статистики, 2007, № 11, с53−61
  70. , С.А. Социальные системы: Опыт структурного анализа. М.: Наука, 1996.-191с.
  71. , О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики, 2002, № 4, с. 64.
  72. , В., Роин, В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // Российский экономический журнал, 2005, № 1, сЗ-18
  73. , X. Социальная рыночная экономика. Германский путь М. 1994
  74. , Н.И., Кисельников, А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М.: Экономика, 1998. 171с.
  75. , В.К. Социополитическая динамика. Опыт социологического исследования. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003, с. 222
  76. , В.И., Мильнер, Б.М, Швецов, А. И. Экономика и федерализм // Российский экономический журнал, 1994, № 10, 11.
  77. , В., Швецов, А. Социальная разгрузка депрессивных территорий: северный вариант // Вопросы экономики. 2001, № 11, с. 128.
  78. , В.Н., Швецов, А.И. Государство и регионы. Теория и практика регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2003.
  79. , В.В. Экономическое эссе. Теории, исследования, факты и политика. Пер. с анг. М.: Политиздат, 1990. — 415с.
  80. , В.Н. Загадки современной экономики России и политики ее государственного регулирования // Экономика и математические методы, 2007, № 1 (4), cl 13−129
  81. , С.А. Чеченская республика: перспективы восстановления и развития социальной сферы // «ЭКО», 2007, № 3, с92−104
  82. , А., Бастанжиева, С.А. Проект Тасис «Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовойасимметрии: основные цели и задачи // Регион: экономика и социология, 1999. Спец.вып.
  83. , А.Ф. Проблемы инвестирования в человеческий капитал// Менеджмент в России и зарубежом. 2005, № 4, с 106−110
  84. , Л.С. Сущность и содержание социальной сферы региона как экономической категории // Экономическая наука, 2008, № 2 (39), с188−190
  85. , И. Экономическое обоснование накопления человеческого капитала // Общество и экономика. 2006, № 7−8, с245−263
  86. , В. Социальные услуги сегмент рынка человеческого капитала // Проблемы теории и практики управления. 2005, № 3, с12−17
  87. , З.Н., Калиникова, И.О. Социальный менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 207с.
  88. , Н.А. Механизмы проведения государственной политики в социальной сфере (концепция) // Народонаселение. 2004, № 2, с. 18.
  89. , О.Ю., Ткачева, Е.В. Кейнсианство: политико-экономические грани // Экономическая наука современной России. 2001, № 4, с. 162.
  90. , А. Теория и стратегия социального развития: возможности применения макросистемного подхода. // Общество и экономика. 2006, № 10, с97−130
  91. , В. Инвестиции в человека: Экономическая наука и Российская экономика // Мировая экономика и международные отношения. 2005, № 9, с.29−40.
  92. , М. Целевое управление социально экономическими системами // Проблемы теории и практики управления. 2006, № 12, с8−18
  93. Методические положения и организационные основы федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам России. Новосибирск, 1995.
  94. Методология развития научного знания. Под ред. А. А. Старченко, Д.Шуньце. Изд-во Московского университета, 1982, с. 26.
  95. , Б. Управление знанием вызов XXI века. // Вопросы экономики, 1999, № 9.
  96. , С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов // Общество и экономика. 2005, № 5, с. 12.
  97. , Н.И. Региональная экономика и управление. Хабаровск, 2000.
  98. , В. Социально-экономическая проблема использования трудовых ресурсов в АПК.//АПК: экономика, управление. 2001, № 11, с. 73.
  99. , Т.Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятий // Менеджмент в России и зарубежом. 2005, с29−37
  100. , С. Социальные факторы экономического роста // Мировая экономика и международные отношения. 2005, № 5, с26−33
  101. , П.М., Нестеров, А.П. Менеджмент региональной системы. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003.
  102. , Д., Аширова, Г. Национальное богатство и человеческий капи-тал//Вопросы экономики. 2003. № 2.
  103. , А., Нещадина, О., Царева, И. Актуальные проблемы профессионального образования в России // Общество и экономика, № 6, 2005, с. 106 и т. д.
  104. , М. Приоритетные проекты стратегия решения социальных проблем // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 1, сб-12
  105. , В. Социальный фактор преобразований // Экономист. 2006, № 10, с18
  106. , А.А. Проблемы депрессивных и отсталых территорий в Российской Федерации. М: Издание Государственной Думы, 2003, с88
  107. , Ю., Мазарчук, В. О специфике экономических институтов социальной сферы (теоретический аспект) // Вопросы экономики. 2005,№ 5, с. 52, 55.
  108. , Г. Социальная сфера. Методология анализа и управления // Общество и экономика. 2002, № 9−10, с. 10.
  109. , Г. И. Социология социальной сферы. Учебное пособие для высшей школы. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Академический Проект, 2003. — 143с.
  110. Основы современного социального управления: теории и методология. Под ред. В. И. Иванова. -П.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  111. , Е. Рыночная система воспроизводства: Развитие и неравномер-ность.//Мировая экономика и международные отношения. 2001, № 3,с.16.
  112. Отв. редактор Буджалов, Ф. Э. Социальные источники экономического развития М.: ИМЭМО РАН, 2005, с130
  113. , Ю. Стратегия качественного роста отлична программ выживания // Общество и экономика. 2003, № 6, с38
  114. , А.А., Первозванская, Т.М. Финансовый рынок: расчет и риск. М: Инфра — М, 1994, с473
  115. , В.З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации. Институт социально экономического исследования. ДНЦРАН-М.: Наука, 2005, с 189
  116. Под редакцией Иванова, В. Н. Основы современного социального управления: теория и методология. Учебное пособие. М.: ОАО «НПО» Экономика», 2000, с271
  117. , И.В. Механизмы выравнивания территориальных и местных бюджетов в условиях формирования системы бюджетного федерализма в России. // Материалы научной конференции «Проблемы комплексного регионального развития России». М., 1996. 15−16 мая.
  118. , А. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2003.
  119. , М.Б. Социальная дифференциация и бедность населения. Издательство Петрозаводского государственного университета, 1998, с130
  120. , А. Эволюция структуры американской экономики // Вопросы экономики. 2005, № 11, с. 88.
  121. Проблемы теории и практика управления, 2007, № 3, с8−15
  122. Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России. Под ред. Гранберга А.Г./М., 1998. 145 с.
  123. Регионы России в переходный период. Доклад Экспертного института. -М., 1993.- 103с.
  124. Региональная политика, направленная на снижение территориальных, экономических и социальных диспропорций в Российской Федерации: проект концепции.// Регион: экономика и социология, 2001,№ 1.
  125. Региональная политика, направленная на снижение территориальных, экономических и социальных диспропорций в Российской Федерации: проект концепции.// Регион: экономика и социология, 2001, № 3.
  126. , А.Ю. Мониторинг развития. М.: Хорион, 2004, с 160
  127. Реформа хозяйственной системы в КНР. Пер. с кит. научн., ред. А. И. Денисов. Изд.: Экономика, 1991, с. 61.
  128. Реформирование России: мифы и реальность (1984−94). Институт социально-политических исследований РАН. М.: Академия, 1994. — 480 с.
  129. , Г. М. Социальная дифференциация населения: проявления в сфере потребления // Региональная экономика: теория и практика. 2007, № 6, с52−61
  130. , И.О. О приоритетах промышленной политики // Экономист, 2003, № 5, с53−56
  131. , Е. Некоторые индикаторы развития ЖКХ России//Проблемы теории и практики управления. 2003, № 4, с. 45.
  132. , А.Г. Моделирование экономических взаимодействий в территориальных системах. Новосибирск: Наука, 1983.
  133. , С.Н. Актуальные вопросы реализации приоритетных национальных проектов. // Федеративные отношения и региональная социально — экономическая политика, 2003, № 8, сб-11
  134. , А.А. Воспроизводство населения и социальный капитал // Вестник Московского университета, 2006, № 5, с15−32
  135. , Т.А. Формирование стратегии и тактики управления качеством жизни в регионе // Реиональная экономика: теория и практика. 2006, № 2, с60−66
  136. , И., Кирсанова Н., Кирсанова, И. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования. // Экономист, 2007, № 1, с46−55
  137. , В.Е., Бондман, М.К., Гузнер, С. С. Методологические основы разработки федеральной помощи депрессивным и отсталым регионам. // Регион: экономика и социология. 1996. — № 1.
  138. , М., Пыхова, И., Деженев, А. Региональная экономика и закономерности ее развития. М.: Наука, 1985.
  139. , Н.Н. Прогнозирование основных показателей социальной сферы региона // Региональная экономика: теория и практика, 2007, № 7 (46), с121−123
  140. , Т.Ю. Социальная политика в обществе вертикального контракта // Мир России, 2007, № 2, с 107−126
  141. , А. Формирование национальной модели экономики в переходных обществах // Общество и экономика, 2001, № 11−12, с. 34.
  142. , А. Исследование о природе и причине богатства народов. М.: Наука, 1993, с. 200
  143. , И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 6, с.67−73.
  144. , И.В. Социальный капитал или социальный ресурс? // Экономическая наука современной России. 2006, № 3 (34), с21.
  145. , В.Н. Анализ межвременного выбора в макроэкономической политике: вклад Эдмунда Фелпса в экономическую мысль // Экономический журнал ВШЭ., том 11, № 1,2007, с 186
  146. , Д. Национальные проекты и региональная политика // Проблемы теории и практика управления, 2007, № 3, с8−15
  147. , С.И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально -экономического содержания. // Маркетинг в России и за рубежом, 2006, № 2, С95−108
  148. Социальная политика в период перехода к рынку: Проблемы и решения: Сб. статей/Под ред. А. Ослунда и М. Дмитриева: Моск. Центр Карнеги. -М., 1996, 168с.
  149. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Под ред. К. И. Микульского. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003, с. 757.
  150. Социальная организация промышленного предприятия: соотношениеплани-руемых и спонтанных процессов. Под ред. Н. И. Лапина. М., Academia, 2005, 912с.
  151. Социально-экономические модели (из мирового опыта). Под ред. К. И. Микульского. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2005. 911с.
  152. Становление рыночных отношений в Дагестане. Тематический сборник. Дагестанский научный центр РАН, 1992.
  153. , С.А. Анализ межрегиональных различий для выработки приоритетов государственного воздействия на региональное развитие.// Рос. экон. журн. 2001. — Вып.1.
  154. , С.А. Региональное программирование и территориальные различия: возможности и ограничения.//Регион: экономика и социология, 2001, № 3. С.3−20.
  155. , А. Мир сегодня и завтра (Обзор основных положений доклада «Состояние планеты 2006») // Вопросы экономики. 2006, № 4, с92 156 157 158,159,160,161,162,163,164.165.166.167.168.169.
  156. , Н.Г. Доходы и социальные стандарты уровня жизни сельского населения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005, № 2, с. 50.
  157. , К.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОС-СПЭН), 1999, с320
  158. , Н.Е. Оптимальная модель социальной политики в массовых представлениях // Социологические исследования, 2006, № 12, с9−15 Торопов, Д. Программно-целевой подход к развитию сельских территорий // АПК: Экономика, управление. 2005, № 6, с. 21.
  159. Технология программно-целевого управления. Под ред. Г. М. Доброва. К.: Texnika, 1985, 206с.
  160. , Г. Л. Модели социальной иерархии. М.: Вузовская книга, 2000. 88с.
  161. , А. Общее и промышленное управление. Л.-М., 1924. -165с. Фиапшев, А. Б. Теория и практика социально-экономического развития субъекта РФ. М.: Диалог. — МГУ, 1998. — 317 с.
  162. , P.P. Инвестиции в человеческий капитал как источник устойчивого экономического роста // Экономическая наука, 2006, № 11 (24), с44−46 Херман-Пилат, К. Социальная рыночная экономика как форма цивилизации // Вопросы экономики. 1999, № 12, с. 53.
  163. , О. Реформирование российской системы пенсионного обеспечения: PRO ЕТ СОМПСАУ/Вопросы экономики. 2003, № 12, с. 57.
  164. , С.Н. Проблемы системной организации территориальных и хозяйственных отношений. М., УРСС, 1998. 192с.
  165. , Н. Человеческий капитал неотъемлемый фактор экономического роста // Маркетинг, 2005, № 4 (83), с.12−23
  166. Человеческий потенциал России: региональный аспект. Программа развития
  167. ООН. // Общество и экономика. 2002, № 5−6, cl81−202
  168. , Е., Теплухина, Т. Валовой внутренний продукт регионов- субъектов РФ. Экономист, 1996, № 4. С. 16−18.
  169. , JI.A. Пути повышения эффективности формирования и использования человеческого потенциала в России // Экономическая наука, 2008, № 3. с. 273−275
  170. , JI.A., Пронский, В.Я., Прокопа, И. В. Капитальные вложения в социальную инфраструктуру села: М.: Экономика, 1983, с. 7.
  171. , С. Экономика социальной сферы. М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
  172. , Б.М., Введенский, В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  173. Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты. Новосибирск: ИЭ и ОППСОРАН, 2000.
Заполнить форму текущей работой