Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Автобиографическое начало и художественный вымысел в романах И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М. А. Булгакова «Белая гвардия»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

То или иное лицо, событие, явление становится реалистической основой произведений как начинающего писателя М. А. Булгакова, так и признанного мэтра русской литературы И. А. Бунина. Но, даже текстуально совпадая с многочисленными выдержками из писем и дневников, художественные произведения Бунина конца 20-х — начала 30-х гг. XX в. и Булгакова начала 20-х гг. XX в. приобретают характер… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема соотношения автобиографического начала и художественного вымысла в русской литературе классического периода и первой половины XX века
    • 1. 1. Факт и вымысел как двуединое начало автобиографической прозы
    • 1. 2. И.А.Бунин и М. А. Булгаков: от автобиографизма к жизнетворчеству
  • Соотношение факта и вымысла в произведениях зрелого мастера И. А. Бунина и в раннем творчестве М.А.Булгакова
    • 1. 3. Содержательно-нравственные основы романов И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М. А. Булгакова «Белая гвардия»
  • Глава II. «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина и «Белая гвардия» М. А. Булгакова: автобиографический контекст
    • 2. 1. Автобиографическое начало как основа замысла романа М.А. Булгакова
  • Белая гвардия"
    • 2. 2. «Жизнь Арсеньева» как зеркало судьбы И. А. Бунина и всей России
  • Глава III. Художественный вымысел как способ творческого осмысления и воссоздания жизни в романах И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и
  • М.А.Булгакова «Белая гвардия»
    • 3. 1. Вымысел как средство достижения «художественной правды»
    • 3. 2. Мифопоэтическая модель мира в контексте художественного осмысления бытия И. А. Буниным и
  • М.А.Булгаковым

Автобиографическое начало и художественный вымысел в романах И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М. А. Булгакова «Белая гвардия» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение проблемы соотношения автобиографического начала и художественного вымысла как основных констант литературно-художественного творчества находится в центре внимания современного литературоведения и критики.

У истоков осмысления вопроса о соотношении факта и вымысла стояли великие русские и зарубежные критики и писатели Аристотель (14), В. Г. Белинский (25), И.-В.Гете (67), А. С. Пушкин (217), Н. С. Лесков (292, 306). В XX в. к названной проблеме обращались крупнейшие ученые М. М. Бахтин (23), Д. С. Лихачев (148), Ю. М. Лотман (149), а также критики и литературоведы Е. Болдырева (41), А. Десницкий (75), Д. Жуков (86), Г. Елизаветина (81), Г. Орлова (190, 191) и другие. Существенный вклад в рассмотрение природы факта и вымысла внесли Г. Винокур (57), Л. Гинзбург (68), Г. Гюбиева (74), В. Кожинов (114), В. Оскоцкий (193), П. Палиевский (196), Ю. Тынянов (258), И. Шайтанов (275,276) и другие.

Эта проблема сложна и многоаспектна, а применительно к творчеству конкретных писателей первой половины XX в. — практически не изучена, что и обусловило необходимость глубокого, всестороннего ее осмысления в контексте творчества двух современников, выдающихся представителей русской реалистической литературы — И. А. Бунина и М. А. Булгакова, созидавших культурный космос России XX столетия, запечатлевших национальную стихию.

Сближение имен Бунина и Булгакова позволит выявить синтез эпического и лирического, подлинно документального и образного как естественных начал литературного творчества и обозначить духовное родство двух писателей, высказавших в своих произведениях самое сокровенное.

Актуальность темы

заключается в исследовании закономерностей литературного процесса первой половины XX века, в частности соотношения автобиографического начала и художественного вымысла в произведении как художественно-эстетическом явлении. Рассмотрение романов «Жизнь.

Арсеньева" и «Белая гвардия», созданных И. А. Буниным и М. А. Булгаковым, которые были представителями разных поколений русской интеллигенции, пережили бурную эпоху потрясений, на наш взгляд, позволит определить синтез факта и вымысла как классическую традицию русской литературы XIX в. и как новаторство авторов XX в., поступательно освобождавших текст от частностей, подробностей собственных жизней. Определение истоков автобиографизма и путей своеобразного претворения его в художественную правду в каждом из вышеназванных романов способствует обозначению факта как разновидности автобиографического начала в создании личной судьбы выдуманного героя и истории народа и страны. Движение от автобиографичности к вымыслу проанализировано нами на основе жанрово-символических ассоциаций и образов, временных и пространственных переключений, мифореалистических мотивов.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе:

— осмыслено общеэстетическое значение проблемы соотношения факта и вымысла, обозначено их антиномическое постоянство — как культурной традиции и новаторства — в произведениях литературы XX в., в частности в творчестве И. А. Бунина и М. А. Булгаковапроведен сопоставительный анализ произведений выдающихся современников первой половины XX в.: романов «Жизнь Арсеньева» И. А. Бунина и «Белая гвардия» М. А. Булгакова, — с целью установления возможных преемственных творческих связей художников, а также выявления типологического родства их прозы;

— выяснено соотношение факта и вымысла как сущностных основ литературного творчества двух писателей в контексте сложного и противоречивого процесса нравственно-эстетических исканий первой половины XX в.

К исследованию была привлечена долгие годы считавшаяся безвозвратно утерянной, сравнительно недавно обретенная и потому мало изученная двадцать первая глава романа М. А. Булгакова «Белая гвардия», впервые опубликованного в подлинной авторской редакции (1998).

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили философские труды Н. Бердяева (28- 29- 219- 220), С. Булгакова (219- 240), И. Ильина (219- 97), И. Канта (99- 240), Н. Лосского (150- 219- 240), В. Соловьева (219- 241), П. Флоренского (219- 265), общетеоретические работы по отдельным вопросам литературоведения (автобиографическое начало, художественный вымысел, автобиографический роман) Аристотеля (14), В. Белинского (25), М. Бахтина (23), С. Аверинцева (3), Г. Винокура (57), JI. Гинзбург (68), Ю. Лотмана (149, 150) — работы буниноведов И. Альберт (9−11), Г. Благасовой (33−39), Л. Долгополова (78), Г. Климовой (105 111), Л. Крутиковой (129, 130), Ю. Мальцева (157), О. Михайлова (169−175), С. Морозова (176), А. Черникова (270), М. Штерн (280) и булгаковедов И. Биккуловой (30, 31), И. Золотусского (94), В. Лакшина (138−140), В. Петелина (201), В. Сахарова (221, 222), Б. Соколова (236−240), П. Палиевского (196, 197), М. Чудаковой (273, 274), а также немногочисленные работы Н. Комлик (120, 121) и Е. Яблокова (288−290) о двух писателях.

Проведенное исследование основано на синтезе сравнительно-исторического, структурно-функционального, ~ системно-типологического методов и на результатах целостного текстологического анализа литературных произведений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества И. А. Бунина и М. А. Булгакова, в лекционных курсах истории русской литературы XX в., а также в специальных курсах и спецсеминарах по творчеству И. А. Бунина и М. А. Булгакова, по теории и истории русской литературы в вузе. Наблюдения над природой автобиографического начала и художественного вымысла, в частности над поэтикой и стилистикой прозы И. Бунина и М. Булгакова, помогут учителям общеобразовательных школ, гимназий, преподавателям лицеев, колледжей в изучении новых проблем современного литературного процесса.

Апробация. работы. Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры русской литературы XX века БелГУ, кафедры русской литературы МГОПУ им. М. А. Шолохова и на аспирантских семинарах БелГУ. Основные положения работы были изложены в докладах, прочитанных на международных, всероссийских, межвузовских научных конференциях: «Творчество И. А. Бунина и литературный процесс XX века» (Белгород, БГПУ, 1995) — «Актуальные проблемы современного литературоведения» (Москва, МГОПУ, 1997) — «Творчество И. А. Бунина и русская литература XIX—XX вв.еков» (Белгород, БелГУ, 1997) — «И. А. Бунин и историко-культурное наследие накануне XXI века» (Елец, ЕГПИ, 1998) — «К Пушкину сквозь время и пространство» (Белгород, БелГУ, 1999) — «Творчество И. А. Бунина и русская литература XIX—XX вв.еков» (Белгород, БелГУ, 2000) — «Наследие И. А. Бунина в контексте русской культуры» (Елец, ЕГПИ, 2000) — «Изучение и издание творческого наследия И. А. Бунина на рубеже столетий: итоги и перспективы» (Москва, ИМЛИ РАН, 2000) — «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе православных и культурно-бытовых традиций» (Белгород, БелГУ, 2001) — «Славянская культура как фактор единения народов» (Белгород, БелГИК, 2002) — «И. А. Бунин и русская литература XIX—XX вв.еков» (Белгород, БелГУ, 2003) — «Творческое наследие Ивана Бунина на рубеже тысячелетий: опыт исследования, проблемы и перспективы» (Елец, ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003) — «Творчество И. А. Бунина: итоги и перспективы исследования» (Москва, ИМЛИ РАН, 2003), а также на ежегодных итоговых научных конференциях в БелГУ и в «Дни науки» БелГИК (2000, 2001,2002, 2003).

Целью исследования является целостное рассмотрение единства автобиографического начала и художественного вымысла в романах Ив. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М. Булгакова «Белая гвардия» в аспекте моделирования поэтической картины бытия и философского познания единства мира и человека.

Осуществление данной цели предполагает решение следующих задач:

• определение закономерностей использования автобиографических материалов русскими писателями начала XX в., в частности — И. А. Буниным и М. А. Булгаковым;

• выявление художественных приемов воссоздания бытия типического современника и философского осмысления мира в произведениях Бунина и Булгакова в контексте синтеза факта и вымысла, в аспекте диалектической мифопоэтической модели мира;

• выявление мотивов, анализ процесса постепенного освобождения от автобиографического начала и тяготения к художественному вымыслу в романах «Жизнь Арсеньева» и «Белая гвардия»;

• систематизация фактов личных судеб Бунина и Булгакова, обозначение веховых событий и знаковых фигур современников, философов, повлиявших как на становление самих авторов, так и на формирование мировоззрения их героев;

• осмысление художественного вклада Бунина и Булгакова в развитие автобиографической прозы.

Структура диссертации. Изложение ведется в хронологической последовательностипри этом произведения Бунина и Булгакова — как феномены литературы, культуры, истории — рассматриваются в контексте конкретно-исторического, социокультурного наполнения времени их создания. Работа состоит из введения, трех глав (каждая из которых делится на параграфы), заключения, библиографии, насчитывающей 307 источников. Материал изложен на 225 страницах.

Заключение

.

В порубежные катастрофические времена всеобщая потребность в осмыслении основ бытия и человеческой жизни становится вполне объяснимой. Процесс познания мира и человека в такие периоды истории осуществляется посредством обращения к конкретным фактам, историям жизней. Нередко повествования, создаваемые в эти годы, становятся автобиографическими произведениями, если авторы создают собственные жизнеописания (например, «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное») — другие сочинения, написанные в жанре мемуаров, сохраняют воспоминания автора о его знаменитых современниках, третьи же скорее превращаются в широкие обобщения и портреты вымышленных героев, иногда не являющихся типичными. Книги И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М. А. Булгакова «Белая гвардия» и среди романов, появившихся в хаосе 20-х гг. XX века, и в контексте развития русской и мировой литературы являются «знаковыми».

Рассматриваемые произведения занимают особое место по сравнению с другими образцами художественно-документальных жанров, так как в двух романах Бунина и Булгакова сделана попытка объединить достоинства автобиографии, жанра, предполагающего описание жизни автора, и мемуаров, жанра, представляющего художественные повествования о событиях и людях, современником которых является автор. Особую природу произведений в данном случае порождает синтез текстовой (художественной) и жизненной (внехудожественной) реальности, вымысла и факта, благодаря которому и возникают уникальные образцы художественно-автобиографической прозы. Наряду с автобиографическим началом, в частности — фактом частной жизни (как физической, так и духовнойкак собственной, так и чужой), фактом собственно историческим, художественный вымысел способствует освоению мира в его смысловой перспективе, в особой эстетической организации материала, создает предпосылки в творческом процессе для художественных обобщений, идеализации, символизации.

Разделившие точку зрения большинства представителей дворянско-интеллигентской России о неизбежности гибели старого державного мира, Бунин и Булгаков ужаснулись чудовищным метаморфозам «народа Пушкина и Толстого». Писатели-современники, уловив трагический пафос времени, обратились к фиксации собственных раздумий о причинах краха монархии, прежней жизни. Удивительная родственность философско-эстетических концепций авторов представлена уже в писательских дневниках, заглавия которых («Окаянные дни» И. А. Бунина и «Под пятой» М.А.Булгакова) красноречиво свидетельствуют о непреднамеренном единомыслии, единодушии двух русских писателей. Очевидна близость мироощущений и мировоззрений писателей в почти одновременно высказываемых ими оценках социально-политических, социально-культурных событий и явлений, в обозначении роли исторических лиц, фигур современников (например, политиков, философов, писателей) в развитии цивилизации, нации, страны, человеческих судеб. Устойчивое желание понять и осмыслить действительность в художественных произведениях роднит двух авторов, чей жизненный, писательский опыт предопределял зачастую даже время повествования: сравнительно недавнее прошлое — в произведениях врача и молодого писателя Булгакова, далекое прошлое — в произведениях зрелого мастера Бунина, хотя в обоих случаях оба писателя в процессе работы непременно должны были находиться «под свежим впечатлением» (242, 140), получив «толчок для воображения» (М.А.Булгаков), представляя человека на лоне живого, постоянно изменяющегося, подчас катастрофического мира.

То или иное лицо, событие, явление становится реалистической основой произведений как начинающего писателя М. А. Булгакова, так и признанного мэтра русской литературы И. А. Бунина. Но, даже текстуально совпадая с многочисленными выдержками из писем и дневников, художественные произведения Бунина конца 20-х — начала 30-х гг. XX в. и Булгакова начала 20-х гг. XX в. приобретают характер лирико-философского осмысления действительности, предполагающий отвлеченную образность, символическую значимость предметов и деталей, своеобразную композицию, отражающую этапы движения лирического чувства героя произведения, как подобного автору, так и нередко непохожего на него. Подобные попытки высвободиться из «автобиографических одежд» повествования отмечены в произведениях Бунина рубежа XIX — начала XX вв., первых десятилетий XX в. (например, «Святые горы», «Поздней ночью», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Над городом», «У истока дней», «Далекое», «Косцы», «Легкое дыхание» и др.) и в ранней прозе Булгакова конца 10-х — начала 20-х гг. XX в. (цикл «Записки на манжетах», цикл «Записки юного врача» [в частности, рассказ «Морфий», «Пропавший глаз"], проба пера — начатый роман о враче-наркомане «Недуг», фельетоны «Грядущие перспективы», «Киев-город», рассказы «Дань восхищения» ["Юнкер"], «Красная корона», «В ночь на 3-е число», «Я убил», «Налет», «Китайская история» и др.).

Писатели пытаются не столько реконструировать прошлое, сколько стремятся еще раз эмоционально пережить его, вызвать чувственное восприятие воссозданного, ушедшего. Стремясь с наибольшей силой выразить философский, исторический, нравственный, теологический смысл сущегопрошлого, настоящего и будущего — писатели воскрешают в слове не только частные, реальные события и индивидуальные характеры, сколько исторически обобщенные, функционирующие с установкой на подлинность. Наряду с использованием исторических фактов, Бунин обращается скорее к фактам собственной духовной жизни, тогда как Булгаков использует еще и факты чужих жизней. Это объясняется разными замыслами: описанием жизни человека в романе Бунина, описанием жизни семьи, многих людей в романе Булгакова.

Философия действительности предстает в произведениях Бунина и Булгакова в неразрывной связи с философией человека, представить которого как существо целостное в контексте социально-исторического, социокультурного, национального, государственного, общечеловеческого возможно лишь в случае изображения героя, максимально понятного, духовно и генетически, классово и национально близкого автору. Однако считать жизни героев Булгакова и Бунина автобиографиями авторов романов, даже если в основе замысла скрыта судьба писателя, не следует, поскольку в процессе работы авторы, отказываясь от частностей, стремятся к синтезу эпического и лирического, философичности и исповедальности, что обусловлено уникальной природой произведений на уровне соотношений «факт-вымысел», «документальность-образность», «автор-герой».

Герой Бунина и герой Булгакова являются современниками своих создателей (переживают события личной и общественной значимости, в свое время потрясшие сознание самих писателей, принадлежат к тому кругу, который был свойствен Бунину или Булгакову, вдыхают со своими авторами один и тот же воздух малых и больших городов державы, могут повторять своими ведущими личностными чертами и занятиями собственных творцов, а близкие и дорогие сердцу героев персонажи произведений отчасти напоминают родных и знакомых Бунина и Булгакова), однако и Алексей Арсеньев, и Алексей Турбин, как и их окружение, не являются абсолютно зеркальным отражением Булгакова и Бунина, членов их семей и друзей. Автобиографичность образа повествователя в каждом из романов следует понимать в том, что герой наделен авторским типом сознания, авторским комплексом переживаний. Герои двух романов-современников — это художественно представленные, обобщенные образы представителей дворянско-интеллигентских российских фамилий, основой биографий которых являются биографии авторов романов.

Вызванные потребностью подвести итог эпохальным событиям, итоговая книга состоявшегося мастера слова и первый роман молодого писателя представляют собой не столько индивидуально-психологический, сколько социально-исторический портрет человека, акт художественного познания времени и бытия, всеобщего. Портрет современника XX века — художника у Бунина, врача и воина у Булгакова, благодаря освобождению произведения от частностей личных жизней писателей и введению социально-исторического, общезначимого, типичного для жизни страны, истории народа, нации, превращается в портрет поколения: у Бунина — тех, кто, покинув Россию навсегда, стал эмигрантом «первой волны», у Булгакова — тех, кто явился эмиграцией внутренней. Постепенно образы и размышления в художественной ткани романов И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М. А. Булгакова «Белая гвардия» теряют собственно автобиографические черты, перевоплощаясь в художественно воссозданные общебиографические константы жизни русского человека начала XX века: и в романе Булгакова, герой которого, Турбин, выражает субъективную — свою и во многом Булгакова — позициюи в романе Бунина, чей герой, Арсеньев, имеет, несмотря на свою типичность, собственную, субъективную и нередко полярную авторской точку зрения, нередко становящуюся главенствующей.

В новаторских по своей природе произведениях — лирико-философском романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и героико-трагедийном и семейно-бытовом романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» — ведущими константами воссоздания жизни становятся автобиографическое начало и художественный вымысел, соединение которых позволяет авторам эскизно, благодаря фактам собственных судеб, судьбам соотечественников, нарисовать бытие типичного современника, и, избавившись от излишних подробностей частной жизни, расширить эпическое полотно до масштабов страны (Булгаков, Бунин) и мира (Бунин), благодаря обращению авторов к типичным явлениям бытия, устойчивым образам и мотивам жизни.

Главным средством реализации замысла, создания романов о человеке и мире в произведениях каждого из писателей, безусловно, является типизация образов, мотивов, ситуаций, использование ведущих мифологем, в частности мифологем Дома и Дороги, как незыблемых констант жизни человека вообще и русского человека в частности. В итоге человек предстает в каждом из рассмотренных нами романов в контексте традиционных составляющих его бытия, слагающихся в единую модель гармоничного мира, и устойчивых его (человека) раздумий о судьбе государства и своей собственной жизни.

Двигающиеся от фактографичности к художественности, авторы используют различные приемы, способы и средства воссоздания жизни, устремляясь в разных направлениях: Бунин — от лиризма к эпичности, Булгаков — от эпичности к лиризму, воссоздавая целостный, постоянно изменяющийся, но вечный многоуровневый мир, центром которого остается человек, принадлежащий и конкретному времени, и Всебытию. Этому и служит неповторимое двуединство автобиографического начала и художественного вымысла.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки — М., 1990.— № 7.
  2. .В. Из творческой истории И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Бунинский сборник: Материалы научной конференции, посвященной столетию со дня рождения И. А. Бунина.— Орел, 1974.— С.67−89.
  3. Г. В. Одиночество и свобода.— М.: Республика, 1996.— С.37−50.
  4. Г. В. «Жизнь Арсеньева» // Бунин И. А. Собрание сочинений: В 8 т.— М.: Моск. рабочий, 1996.— Т.5.— С.5−12.
  5. В.М. Последние дни России: («Окаянные дни» И. Бунина) // Филол. зап.— Воронеж, 1993.—Вып. 1.— С.69−78.
  6. М.А. Предисловие // Бунин И. А. Собрание сочинений: В 8 т.— М.: Моск. рабочий, 2000.—Т 7.— С.5−14.
  7. И.С. Проблема памяти в системе этико-философских и эстетических взглядов И.Бунина // Вопр. русск. лит.— Львов, 1983.— Вып.1 (41).— 0.113−119.
  8. Ю.Альберт И. С. Некоторые вопросы психологии творчества в романе И. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Вопр. русск. лит.— Львов, 1985.— Вып.1 (45).—С.58−64.
  9. В. Иван Алексеевич Бунин (1870−1953) // Бунин И. А. Антоновские яблоки: Рассказы и повести.— М., 1979.— С.5−22.
  10. А.К. Дневники Бунина // Подъем.— Воронеж, 1979.— № 1.— С.113−121.
  11. П.Бабореко А. К. И. А. Бунин. Материалы для биографии.— М.: Худ. лит., 1983.
  12. А. Дороги и звоны: Воспоминания. Письма.— М.: Моск. рабочий, 1993.- 211с.
  13. А.К. Галина Кузнецова // Кузнецова Г. Грасский дневник.-М.: Моск. рабочий, 1995.- С. 10.
  14. А.К. Комментарии // Бунин И. А. Собрание сочинений: В 8 т.— М.: Моск. рабочий, 1993— 2000.- Т.5.- С.564−566.
  15. А. Бунин в халате // Слово: Лит.-худож. ежемесячник Госкомиздатов СССР и РСФСР.—М., 1990.— № 10.— С.69−73.
  16. Н.А. Мироощущение И.А.Бунина как основа формирования творческой позиции художника // Писатель, творчество: современное восприятие.- Курск, 1998.- С.48−59.
  17. В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т.- Т.5.- С. 34.
  18. Белозерская-Булгакова Л. Е. Воспоминания / Сост. и послесл. И. В. Белозерского.— М.: Худ. лит., 1989.
  19. М.А. Из истории русского романа.- Кишинев, 1991.
  20. Н.А. Душа России.- Л.: «Сказ», 1990.- 30 с.
  21. Н.А. Философия свободного духа.- М.: Республика, 1994.- 480 с.
  22. И.А. Изучение романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» (Тема Дома и семьи в произведении) / МО РФ. РИПКРО.— М., 1993 -31 с.
  23. Г. М. «Талант красивый, как матовое серебро» (к 110-летию со дня рождения И.А.Бунина) // Белгородская правда.— 1980.— 16 октября.— С.З.
  24. Г. М. «Все предки мои всегда были связаны с народом и с землей.» (И.А.Бунин) // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура.— Белгород: Изд-во БГПУ, 1996.— С. 140−143.
  25. Г. М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп.— Москва- Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. 232 с.
  26. Г. М. Неоромантические тенденции в творчестве И.Бунина рубежа веков // И. А. Бунин и русская культура: Межвузовский сб. научн. трудов, — Елец, 1996.- С Л 04.
  27. А.А. Возмездие // Блок А. А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст. и коммент. Н.Крыщука.- М.: Худож. лит., 1984.- 414 с., портр.
  28. Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. — М.: Республика, 1993.-497 е.: ил.
  29. А. Там, где кончается документ. Биографическая проза: границы вымысла// Лит. газ — 1986.- 12 ноябр.
  30. М.А. Собрание сочинений: В 5 т.— М.: Худ. лит., 1989−1990.
  31. М. Дневник. Письма. 1914−1940.— М.: Сов. писатель, 1997.640 с.
  32. М.А. Белая гвардия.— М.: Изд-во «Наш дом— L’Age d’Homme», 1998.- 288 е., 16 илл.
  33. И.А. Собрание сочинений: В 9 т.— М.: Худ. лит., 1965−1967.
  34. И.А. Окаянные дни.— М.: Современник, 1991.- 255 с.
  35. И.А. Собрание сочинений: В 8 т.— М.: Моск. рабочий, 1993— 2000.
  36. И.А. Жизнь Арсеньева. Черновой автограф.- РГАЛИ, ф.44, оп. з, ед. хр.4.- С. 92.
  37. Бунин И.А. Pro et Contra: Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология.- СПб.: Русск. христианск. гуманит. ин-т, 2001.- 1016 с.
  38. Д. Как я себя (заметки о новом автобиографизме) // Столи ца.-1994.- № 41.- С.58−60.
  39. И.Ф. «Алый мах» всадника из Апокалипсиса // Булгаков М. А. Белая гвардия.— М.: Издательство «Наш дом— L’Age d’Homme», 1998.—С.265−277.
  40. М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь.— СПб.: Азбука, 2000 672 с.
  41. Г. Биография и культура.— М., 1927.
  42. Воспоминания о Михаиле Булгакове / Предисл. В. Я. Лакшина. Послесл. М. О. Чудаковой. Сост. Е. С. Булгаковой и С. А. Ляндреса.— М.: Сов. писатель, 1988.
  43. Вымысел художественный // Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др.- М.: Политиздат, 1989.- С. 51.
  44. А. Документ частной жизни? Нет, эпохи! // Радуга.- 1990.- № 8.-С. 100−109.
  45. Г. Русская Дума. Портреты русских мыслителей.—М.: Издательство «Новости», 1991.- 272 е., с ил.
  46. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т.- Т.З.- С.474−475.
  47. Гете И.-В. О правде и правдоподобии в искусстве // Гете И.-В. Об искусстве.-М., 1975.
  48. Л.Я. О психологической прозе.— М.: INTRADA, 1999 464 с.
  49. М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре-М.: Сов. писатель, 1990.-400 с.
  50. Гражданская война и военная интервенция в СССР: Энциклопедия / Гл. ред. С.С.Хромов- ред. Кол.: Н. Н. Азовцев, Е. Г. Гипельсон, П. А. Голуб и др.- М.: «Сов. Энциклопедия», 1987.- 720 е., ил., 42 л. ил. и 4 л. карт.
  51. В. Язык и философия культуры.- М., 1985.- С. 169, 174.
  52. Л.В. Мифологическая форма чувства природы: Л. Леонов, Вс. Иванов, С. Клычков // Гурленова Л. В. Чувство природы в русской прозе 1920−1930-х гг.- Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1998.179 с. С. 115−170.
  53. В. Черты романа XX века.- М.-Л.: Сов. писатель, 1965.
  54. Е. Жизненный материал и художественный сюжет.— Л., 1958.
  55. Л. Позиция художника, поступь истории // Лит. обозрение, — 1977 — № 5.— С.84−85.
  56. Т.В. Личность и масса в романах М.А.Булгакова. Дисс. канд. филол. наук.- Орел, 2002.- 153 с.
  57. А.А. Мотив пути в поэзии И.А.Бунина и А. А. Блока // Взаимодействие творческих индивидуальностей писателей XIX — начала XX века. — М., 1991.— С. 13 0−141.
  58. Г. Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. Проза.— М.: Наука, 1982 С.235−263.
  59. С.А. Из записок разных лет: Михаил Булгаков. Николай Заболоцкий.— М.: Искусство, 1990.— 256 с.
  60. Л.Ф. Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство.- М., 1967.
  61. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики.- М., 1981.- С. 79.
  62. Д. Биография биографии.- М.: Сов. Россия, 1980.- 136 с.
  63. А.В. Взаимодействие жанров в прозе М.А.Булгакова 1920-х годов. Автореф. дисс. канд. филол. наук.- М., 1998.- 26 с.
  64. Л.И. Формирование творческой личности в детские годы по роману И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // И. А. Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научных трудов.— Елец, 1996.— С.110−116.
  65. Д.К. Тотемы деревья в сказаниях и обрядах европейских народов.-М.-Л., 1937.
  66. Е.А. Николка Турбин и братья Булгаковы: По материалам семейного архива // Театр.— М., 1991.— № 5.94.3олотусский И. Заметки о двух романах Булгакова // Лит. учеба.—М., 1991.— № 2.— С. 147−165.
  67. В., Мещеряков А. Язык и власть (о стиле современного автобиографического жанра) // Дружба народов.- 1992.- № 3.- С.200−216.
  68. JI.A. В поисках выражения «самого главного, самого подлинного, что есть в нас» «счастья жизни». // Русск. лит.- 1996.-№ 3.- С.214−226.
  69. И. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев.— М.: Скифы, 1991.— С.26−78.
  70. Календарь именин.— М., 1991.— 16 с.
  71. И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с нем.- М.: Изд. группа «Прогресс» -«VIA», 1993.- 240 с.
  72. Г. Ю. Образ «сотворенного мира» в творчестве И.А.Бунина и ветхозаветная традиция // Царственная свобода. О творчестве И. А. Бунина: Межвузовский сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя.— Воронеж: «Квадрат», 1995.— С.35−44.
  73. И.П. Проза Ивана Бунина: Книга для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей.-М.: Флинта: Наука, 1999.-336 с.
  74. .А. История и личность в творчестве писателей 20−30-х гг. XX века. Дисс. канд. филол. наук.— М., 1996.
  75. Т.Г., Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Культура и революция: Историческая хроника первых послеоктябрьских десятилетий: Курс лекций для студентов гуманитарных вузов.— М.: МГУ К, 1998.-203 с.
  76. Г. П. Елецкий уезд в жизни и творчестве И.А.Бунина // Тезисы докладов на межвузовской научной конференции.— Орел: Изд-во Орловск. гос. пед. ин-та, 1991.— С.84−89.
  77. Г. П. Здесь жил Иван Бунин // История и культура Ельца и Елецкого уезда. Вып.2.— Елец, 1994.— С.5−26.
  78. Г. П. Образ Ельца в творчестве И.А.Бунина // Материалы международной научной конференции, посвященной 850-летию г. Ельца.— Елец: Изд-во ЕГПИ, 1996 — С. 107−111.
  79. Г. П. Мировое значение творчества Ивана Алексеевича Бунина // И. А. Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научн. трудов.— Елец: Изд-во ЕГПИ, 1996.— С. 126−134.
  80. Д.А. Художественная концепция личности в русской прозе 20−30 гг. XX века: (М.А.Булгаков, А.А.Фадеев). Дисс. канд. филол. наук.— Армавир, 1998.
  81. В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк, — М.: Сов. писатель, 1963.
  82. Л. От временного к вечному // Вопр. лит.— 1998.— № 3.— С. 137.
  83. Т.М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. Монография.- М.: Мегатрон, 1998.- 276 с.
  84. Н.Н. Нераспавшаяся связь: Булгаков и Бунин // И. А. Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научных трудов.— Елец, 1996.— С.37−47.
  85. В.И. Художник и время.— М.: Знание, 1984 56 с.
  86. В. Уважение к жанру // Лит. газ.- 1986, — 19 ноябр.
  87. Ю.А. А.Н.Толстой. Жизнь и творчество (Краткий очерк).-М" I960.- С.272−273.
  88. В.Ш. Душа города: Елец в творчестве И. Бунина // Филол. зап.— Воронеж, 1993.— Вып.1.— С.78−83.
  89. Л.В. «Жизнь Арсеньева» — итоговая книга И.А.Бунина // Бунинский сборник: Материалы научной конференции, посвященной столетию со дня рождения И. А. Бунина.— Орел, 1974.— С. 17−34.
  90. Л. ".В этом злом и прекрасном мире." // Бунин И. А. Суходол. Жизнь Арсеньева. Рассказы.— Воронеж, 1978.— С.5−31.
  91. Н. Дорогами правды // Москва.- 1978.- № 1.- С.214−215.
  92. Г. Грасский дневник: Рассказы. Оливковый сад / Сост., подгот. текста, предисл. и коммент. Бабореко А.К.— М.: Моск. рабочий, 1995.- 410 с.
  93. А.А. Космическая мифология древних славян.— СПб.: Изд-во «Лексикон», 2001.— 256 с.
  94. Я. Биография и биограф. Зачем нужен документ? // Вопр. лит.- 1973.- № 10.- С. 95.
  95. Т.Г. Художественное воплощение авторского сознания в творчестве И.Бунина // И. А. Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научных трудов.— Елец, 1996.— С.65−74.
  96. Г. Б. Авторская позиция И.А.Бунина в романе «Жизнь Арсеньева» // Бунинский сборник: Материалы научной конференции, посвященной столетию со дня рождения И. А. Бунина.— Орел, 1974.— С.35−66.
  97. В. Нужно жить в России!. // Лит. учеба.— М., 1986.— № 2.—С. 175−186.
  98. В.Я. Булгакиада.— М.: Правда, 1987.
  99. В. Мир Михаила Булгакова // Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т.—М.: Худ. лит., 1989−90.—Т. 1.-С.5−68.
  100. С.Н. Современный советский исторический роман (Проблема интерпретации документального материала). Автореф. дисс. канд. филол. наук.- М., 1988.- 24 с.
  101. В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина.— М.: Изд-во МГУ, 1989.- 236 с.
  102. B.М.Кожевникова, П. А. Николаева. М.: «Сов. энц.», 1987.
  103. Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит.- 1968.- № 8.- С.74−79.
  104. Ю.М. Биография живое лицо // Новый мир.- 1985.- № 2.1. C.228−236.
  105. Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа, — М.: Политиздат, 1991.-368 с.
  106. Лурье Я, Историческая проблематика в произведениях М. Булгакова: М. Булгаков и «Война и мир» Л. Толстого // М.А.Булгаков-драматург и художественная культура его времени.- М., 1988.
  107. Я.С., Рогинский А. Б. «Белая гвардия» (комментарий к роману) // Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1989.— -Т.1.- С.563−590.
  108. Э.К. Роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Автореф. дисс. канд. филол. наук.— Л., 1975.-24 с.
  109. Г. П. Исторический роман о народной войне // Пушкин А. С. Капитанская дочка.— Л.: Наука, 1985.— С.200−232.
  110. Д.Е. Идея пути в поэтическом сознании Блока // Блоковский сборник, том 11.— Тарту, 1972.— С. 34.
  111. Ю. Иван Бунин. 1870−1953 — Frankfurt/Main— М.: Посев, 1994.
  112. О. Конец романа // Паруса.- 1922.- № 1.- С.27−32.
  113. Т. Искусство романа // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т./ Пер. с нем.- М., 1961.-Т. 10.
  114. Ю. Жанр больших возможностей // Вопр. лит.— 1959.— № 9.
  115. Г. С верой в будущее: Новое слово о Бунине // Полит, собеседник.— Минск, 1991.— № 12.— С.38−39.
  116. С. О мемуарно-автобиографическом жанре // Вопр. лит.- I960.-№ 6.
  117. В.А. Человек в круге бытия: (О творчестве И. Бунина) // Русск. словесность.— М., 1993.— № 4.— С.16−24.
  118. В.А. Автобиография // Лит. энц. словарь.- М.: Сов. энц., 1987.- С.12−13.
  119. A.M. Земля и город в романе М.А.Булгакова «Белая гвардия» // Республиканские Булгаковские чтения (Тезисы). -Черновцы, 1991- С.58−60.
  120. A.M. Художественный мифологизм эпики М.А.Шолохова: сущность и функционирование. Автореф. дисс. докт. филол. наук.-М., 1992.- 65 с.
  121. О.Н. Строгий талант: Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество.— М.: Современник, 1976.
  122. О.Н. Мастер: Путь Бунина — художника // Михайлов О. Н. Страницы русского реализма.— М., 1982.— С.67−141.
  123. О. Монолог о России // Бунин И. А. Жизнь Арсеньева: Роман и рассказы.— М., 1982.— С.5−18.
  124. О. Бунин в своих дневниках // Бунин И. А. «Лишь слову жизнь дана.» — М., 1990.— С.5−20.
  125. О.Н. Окаянные дни И.А.Бунина // Бунин И. А. Окаянные дни.— М.: Современник, 1991-С.3−14.
  126. О. Это общее русское небо // Взгляд: Сборник. Критика. Полемика. Публикации. Вып.З.— М.: Сов. писатель, 1991.— С.360−376.
  127. С.Н. Жизнь и творчество И.А.Бунина // Бунин И. А. Несрочная весна: Стихотворения. Избранная проза.— М.: «Школа-Пресс», 1994 —С.5−22.
  128. О. Иван Бунин перед загадкой русской души // Новый мир — М., 1995.— № 9.— С.236−240.
  129. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш.-М.: Советская энциклопедия, 1990.- 672 е.: ил.
  130. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунин. Беседы с памятью.— М.: Сов. писатель, 1989.- 512 с.
  131. Е.Г. В поисках первореальности (Ранняя проза И.А.Бунина) // Царственная свобода. О творчестве И. А. Бунина: Межвузовский сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя.— Воронеж: «Квадрат», 1995.— С.45−59.
  132. С.Ю. Отношение «текст денотат» и проблема истинности в повествовательных традициях // Лотмановский сборник.-М., 1995.- Т.1.- С.667−675.
  133. В.И. Проблема автора в романах М.А.Булгакова («Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»). Дисс. канд. филол. наук.— М., 1986.
  134. П.А. Бунин, Иван Алексеевич // Русские писатели. Библиогр. слов, в 2 ч. 4.1. А-Я / Редкол.: Б. Ф. Егоров и др.- Ред.—сост. П. А. Николаев.— М.: Просвещение, 1990.— С. 125−128.
  135. Н.А. Субъектавизация повествования как фактор композиции художественного текста.— М., 1983.
  136. Л.Д. Лирический строй романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Проблема истории критики и поэтики реализма.— Куйбышев, 1982.—С.42−63.
  137. Т.А. Тема России и русской культуры в произведениях Бунина периода эмиграции. Постановка проблемы // Воронежский край и зарубежье: А. Платонов, И. Бунин, Е. Замятин, О. Мандельштам и другие в культуре XX века.— Воронеж, 1992 .- С.49−54.
  138. Л. Роман или автобиография // Москва, — 1961.- № 7.
  139. В.В. Михаил Булгаков-художник.— М.: Моск. рабочий, 1996.-357 с.
  140. Г. В. Автобиографическая проза на рубеже двух эпох (К вопросу об эволюции героя). Дисс. канд. филол. наук.— М., 1975.
  141. В. Современный советский роман.- М.: Знание, 1985.- 52 с.
  142. В. Дневник как правда // Вопр. лит.- 1993.- № 5.- С.3−58.
  143. Н.И. Образ детства — образ времени. О современной автобиографической прозе.— М., 1990.
  144. П.В. Шолохов и Булгаков.— М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 1999.—С.60−82.
  145. Л.К. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова.— М.: Изд-во «Кн. Палата», 1991.208 с.
  146. К. Иван Бунин // Бунин И. Избранное.— Фрунзе, 1980.—С.5−18.
  147. Е.О. Мифопоэтика и структура художественного текста в философских произведениях М.А.Булгакова. Дисс. канд. филол. наук.- М., 2001.- 186 е., ил.
  148. В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть.— М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000.- 665 с.
  149. В.М. «В мире круга земного." — Липецк: Липецкое издательство, 2000 352 с.
  150. С. Советский исторический роман. М.: Сов. писатель, 1958.
  151. М. «Писатели из Киева»: А. Куприн и М. Булгаков // Петровский М. Городу и миру: Киевские очерки. Киев, 1990.
  152. Р. Что брать за образец? // Лит.газ.- 1986.- 3 дек.
  153. E.JT. Славянская мифология и фольклор в поэзии И.А.Бунина // Русский фольклор: Проблемы изучения и преподавания.— Тамбов, 1991.— С. 40.
  154. Е. Мотив дома в поэзии И.А.Бунина // И. А. Бунин и русская культура: Межвуз. сб. научн. трудов.— Елец: Изд-во ЕГПИ, 1996.— С.135−142.
  155. В. Чистый ритм Мнемозины (Мемуары русского «серебряного века» и русского зарубежья).— М., 1992.
  156. Я. Мастер и музыка // Платек Я. Верьте музыке!— М.: Сов. композитор, 1989 — С. 301 -340.
  157. В.И. Л.Н.Толстой и И. А. Бунин: «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Жизнь Арсеньева» // Толстовский сборник.— Тула, 1978.— С.89−95.
  158. В. Пределы безграничного // Лит. газ.- 1986.- 3 дек.
  159. А.В. Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе И.Бунина и М. Осоргина («Жизнь Арсеньева» «Времена»). Автореф. дисс.канд. филол. наук.- М., 2002.- 24 с.
  160. Е.Р. Новеллистика М.А.Булгакова 20-х гг. Дисс. канд. филол. наук.- Екатеринбург, 1999.- 327 с.
  161. И. Сколько правды в факте? // Звезда.- 1996.- № 3.-С.218−223.
  162. А.С. Капитанская дочка.— Л.: Наука, 1985. 319 с.
  163. Ри Чжон Хи. Проблема памяти в творчестве И. А. Бунина. Дисс. канд. филол. наук.— М., 1999.
  164. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: Сб. / Сост. Солнцев Н. В. М.: Издательский дом «ИНФРА — М», Изд-во «Весь Мир», 2001.-496 с.
  165. Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология. Вып. 1 / Сост. А. Л. Доброхотов, С. Б. Неволин, Л. Г. Филонова.- М.: Изд-во «Кн. палата», 1993.- 368 с.
  166. В. Мера всех вещей: Пушкин и И. Бунин // Подъем.— Воронеж, 1982.—№ 11.—С. 128.
  167. В. «Моему будущему биографу.» // Булгаков М. Записки на манжетах. Ранняя автобиографическая проза.— М.: Худ. лит., 1988.— С.3−14.
  168. А. И.А.Бунин // Седых А. Далекие, близкие.— М.: Моск. рабочий, 1995.—С.191−248.
  169. А.Д. Иван-дурак: Очерк русской народной веры.— М.: Аграф, 2001 464 с.
  170. Н.Р. Русская философская проза 20−30 годов XX века. Автореф. дисс.докт. филол. наук. М., 1995. — 32 с.
  171. Славянская мифология. Энциклопедический словарь.— М.: Эллис Лак, 1995.-416 с.
  172. О.В. Космос и душа человека (О психологизме позднего Бунина) // Царственная свобода. О творчестве И. А. Бунина: Межвузовский сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя.— Воронеж: «Квадрат», 1995.— С.5−34.
  173. О.В. Человек Бунина как космос и личность // Время. Личность. Культура. Труды Академии культуры.— СПб., 1997.— С.294−307.
  174. A.M. Михаил Булгаков в Художественном театре.— 2-е изд., доп.— М.: Искусство. 1989.- 432 с.
  175. В.П. Бунин Иван Алексеевич // Русские писатели. 18 001 917. Биографический словарь / Редкол.: П. А. Николаев (гл. ред.) и др.— М.: Сов. энциклопедия, 1989.— Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11−20 вв.—Т.1.: А-Г.— 1989.—С.354−361.
  176. Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1991.- 192 е.: илл.
  177. .В. Роман-документ и его читатели // Лит. учеба.— М., 1987.—№ 5.
  178. .В. Мастер и Демон (Михаил Булгаков и Лев Троцкий: заочный диалог) // Ленинское Знамя.— М., 1991.— 26 июня.
  179. .В. Михаил Булгаков и Иосиф Сталин: конец диалога // Веч. Клуб —М., 1992.—25 июня.
  180. .В. Булгаковская энциклопедия.— М.: Локид- Миф, 1997. 592 е.- ил.
  181. Вл. Задачи христианского государства // Родина.- 1990.-№ 8.- С.26−27.
  182. О.В. О нравственно-философских взглядах И.А.Бунина // Русск. лит.— Л., 1984.— № 4.— С.47−59.
  183. Н. Все это было, было, было. Заметки о мемуарной прозе последних лет // Лит. обозрение.- 1987.- С.8−14.
  184. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп.— М.: Академический Проект, 2001.
  185. Ф.А. Портреты.— СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1999.
  186. Н.Н. Тема детства в поэзии и прозе И.А.Бунина // Русская поэзия XIX века и ее отношения с прозой.— М., 1990.— С. 122−131.
  187. Н.Н. Влияние ранних рассказов И.А.Бунина на создание романа «Жизнь Арсеньева» // И. А. Бунин и русская культура: Межвуз. сб. научн. трудов.— Елец: Изд-во ЕГПИ, 1996.— С.55−65.
  188. Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. Кн.2 / Под ред. В. В. Бузник и Н. А. Грозновой.— СПб.: Наука, 1994.
  189. С.М. Жизнь мифа в художественном мире Ф.М.Достоевского и Н. С. Лескова. Автореф. дисс. докт. филол. наук М., 1996.- 46 с.
  190. В.Г. Примечания // Бунин И. А. Собрание сочинений: В 9 т.— М.: Худ. лит., 1965−1967.- Т.2.- С.485−525.
  191. Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С.Палько.— М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.—448 е., ил.
  192. И.М. «Серебряный век» как социально-культурный феномен // Российская культура глазами молодых ученых: Сб. трудов.- Вып. 10 / Академия обществ, связей- Вступ сл. М.М.Щеглова- предисл. С. Н. Иконниковой. СПб., 2001. — 344 с.
  193. О.Ю. Антропонимия прозы М.А.Булгакова: (На материале романов «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»). Дисс. канд. филол. наук.- Воронеж, 2002.- 165 с.
  194. Е.В. Философско-этические идеи в творчестве М.А.Булгакова. Дисс. канд. филол. наук.— М, 1999. 152 с.
  195. М.В. Русские имена в XX веке. Краткий словарь.— Белгород, 1995.— 128 с.
  196. Г. П. Письма о русской культуре // Русская идея. — 1992.—С.379−419.
  197. П.А. Культ, религия и культура // Богословские труды.- Т.ХХИ. М., 1976. — С.70.
  198. Фрейд 3. Художник и фантазия // Вопр. лит.- 1990.- № 8.
  199. Т.Д. Концепция личности героя в автобиографических произведениях М.Горького и И. Бунина // Учен. зап. Казан, пед. ин-та, 1977.— Вып. 177.— Русск. лит. и освободит, движение. Сб.8.— С.74−96.
  200. М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем.— М.: Республика, 1993.—447 е.- С.41−62.
  201. Художественно-документальные жанры (вопросы теории и истории): Тезисы докладов на межвузовской научной конференции.-Иваново, 1970.- 132 с.
  202. Н. Мемуары, их значение и место в ряду исторических источников.- СПб., 1891.
  203. Чой Чжин Хи. Роман И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева»: (Проблема жанра). Дисс. канд. филол. наук.- М., 1999.- 181 с.
  204. М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова.— М.: Книга, 1988.—496 е., ил.
  205. М.О. Комментарии // Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 5 т.— М.: Худ. лит., 1989−1990.- Т.1.- С.563−590.
  206. И. Как было и как вспомнилось (Современная автобиографическая и мемуарная проза).- М., 1981.
  207. Е.Я. Энциклопедия символов.— М.: ООО «Издательство ACT», Харьков: ООО «Торсинг», 2002.— 591с.
  208. О. Закат Европы // Образ и действительность. -Новосибирск, 1993.-235 с.
  209. М.С. Автор и герой в книге И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Тезисы докладов на межвуз. научн. конференции, посвященной 120-летию со дня рождения И. А. Бунина. 24−27 сентября 1990 г. — Орел: Изд-во Орловск. гос. пед. ин-та, 1991.- С.32−34.
  210. Л. Человек и его дело, или как быть писателем // Взгляд: Сб. Критика. Полемика. Публикации. Вып.З.- М.: Сов. писатель, 1991.-С.348.
  211. К. Образ автора в художественном дневнике Бунина «Окаянные дни» // Русск. лит.— СПб., 1996.— № 4 — С. 106−110.
  212. С.М. Автобиографические записки // Искусство кино.-1989.- № 8.- С. 26.
  213. М. Архетип и символ. М., 1991.
  214. Юнг К. Г. Архетип и символ.— М., 1991.
  215. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени.— М., 1993.
  216. Е.А. Пожар на ковчеге (Рассказы И. Бунина и проза М. Булгакова начала 1920-х гг.) // Царственная свобода. О творчестве И. А. Бунина: Межвузовский сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя.— Воронеж: «Квадрат», 1995.— С.96−105.
  217. Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова.— М.: Издательский центр РГГУ, 1997. 199 с.
  218. Е.А. Проза М.Булгакова: (Структура художественного мифа). Дисс. докт. филол. наук.— М., 1997. 491 с.
  219. Я.И. Документальные жанры.— Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1974.
  220. Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова.— М.: Сов. писатель, 1983.
  221. Cooly Th. Educated Lives. The Rise of Modern Autobiography in America.— Columbus, 1976.
  222. Couzer G.T. American Autobiography. The Prophetic Mode.— Amherst, 1979.
  223. Edel L. Literary Biography.— Toronto, 1957.
  224. Garraby J.A. The nature of biography.— N.Y., 1957.
  225. Lejeune F. L’autobiografie en France.- Paris, 1971.
  226. Lejeune F. Moi aussi.- Paris, 1986.
  227. May J. L’autobiografie.- Paris, 1980.
  228. Milne L. Mikhail Bulgakov: A Critical Biography.- Cambridge, 1990.
  229. Morris J. Versions of the the self.— N.Y. and Lnd., 1966.— P. 11.
  230. Olney J. Metaphors of Self.— Princeton, 1972.— P.42.
  231. Shumahker W. English Autobiography. Its Emergens, Materials and Form.— Berkleyand Los Angeles, 1954.— 106 p.
  232. Starobinsky J. The Style of Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical.— Princeton, 1980.— P.74.
  233. Stone A.E. Autobiographical Occasions and Original Acts.— Philad., 1982.
  234. Strout C. The Veracious Imaginaition. Essays on American History, Literature and Biography.— Middletown, 1981.
  235. Wright A.C. Mikhail Bulgakov: Life and interpretations.- Toronto, 1978.
Заполнить форму текущей работой