Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методы управления ценовой конкурентоспособностью предприятий в условиях интернационализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, доказана состоятельность внедряемой авторской методики по управлению ценовой конкурентоспособностью на основании приведенного расчета расчетной модели. Модель отвечает всем требованиям по управлению процессом переговоров и этапам предшествующему ему, поскольку учитывает исчерпывающий набор факторов, позволяющих действенно управлять процессом заключения контракта. Это предоставляет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Ценовая конкуренция в условиях интернационализации
    • 1. 1. Место ценовой конкуренции в стратегиях интернационализации
    • 1. 2. Цена как элемент конкурентного преимущества
    • 1. 3. Проблемы ценовой конкурентоспособности в экспортной деятельности компаний
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Разработка модели повышения ценовой конкурентоспособности
    • 2. 1. Анализ существующих подходов к повышению ценовой конкурентоспособности в рамках стратегий интернационализации
    • 2. 2. Классификация факторов, влияющих на ценовую конкурентоспособность в экспорте лома черных металлов
    • 2. 3. Модель управления ценовой конкурентоспособностью на экспортных рынках
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Методические рекомендации по повышению ценовой конкурентоспособностью на предприятии
    • 3. 1. Процесс разработки ценовой политики на предприятии
    • 3. 2. Организация управления конкурентоспособностью на предприятии
    • 3. 3. Эффективность управления ценовой конкурентоспособностью на предприятии
  • Выводы по 3 главе

Методы управления ценовой конкурентоспособностью предприятий в условиях интернационализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность выбранной темы.

Глобализация мировой экономики создает условия для усиления международного обмена товарами и благоприятствует выходу предприятий на зарубежные рынки. В русле тенденции интернационализации происходит увеличение прозрачности национальных границ, выравнивание условий ведения бизнеса на национальных рынках. Это заставляет отечественные предприятия вести поиск решений для увеличения их конкурентоспособности. Для различных товарных и страновых рынков факторы, обуславливающие конкурентоспособность предприятий существенно различаются. Ключевую роль в экономике Российской Федерации играют предприятия, экспортирующие сырьевые товары, в частности, лом черных металлов. Лом черных металлов как сырьевой товар, имеет исключительное значение для российской и мировой черной металлургии. В обеспечении конкурентоспособности российских предприятий, экспортирующих лом черных металлов, существенное значение имеет цена, что делает актуальной для этих предприятий проблематику управления ценовой конкурентоспособностью в условиях интернационализации. Цена также является одним из важных элементов комплекса маркетинга, формирующих прибыль компании. Управление этим элементом крайне важно, поскольку увеличение цены на 1% дает увеличение прибыли на 12%, что несопоставимо с эффектом от изменения любого другого элемента маркетинга. Обратное снижение на 5−50% приводит к полной ликвидации прибыли для большинства компаний.

В настоящее время на российском рынке экспорта лома черных металлов предприятия экспортеры из-за ошибок в установлении цены теряют до 1,5 миллиардов долларов США экспортной выручки и работают с минимальной рентабельностью 1−2% по данным некоммерческого партнерства «КСЛП». Данный рынок является высоко концентрированным, что обусловлено наличием всего трех портовых зон отгрузки в России, при этом среди предприятий-экспортеров отсутствует четко выраженная специализация.

Вовлеченность предприятий экспортеров лома черных металлов в деятельность на зарубежных рынках, специфика товара, ситуация на российском рынке, пассивность менеджмента предприятий этого рынка в вопросах управления ценовой конкурентоспособностью обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Существенный вклад в развитие методов повышения конкурентоспособности компании, а также в области разработки стратегий интернационализации внесли такие зарубежные и российские ученые как: Котлер Ф., Т. Нэгл, М. Марн, Портер М., Липсиц И. В., Левшин Ф. М., Пузыня Н. Ю., Тарасевич В. М., Немчин A.M., Божук С. Г., Багиев Г. Л., Диденко Н. И., Фатхутдинов P.A., Юданов А.Ю.

Вместе с тем в исследованиях отмеченных выше авторов ценовая конкурентоспособность изучена недостаточно, особенно механизмы учета факторов, влияющих на уровень цен на мировых рынках сырья.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования в диссертационной работе выступают ориентированные на экспорт компании, осуществляющие сбор, хранение, переработку лома черных металлов в Российской Федерации.

Предметом исследования являются методы управления ценовой конкурентоспособностью предприятий на рынке лома черных металлов.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является совершенствование методов управления ценовой конкурентоспособностью предприятий в рамках стратегии интернационализации.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

• Проведение анализа теоретических основ конкурентоспособности предприятия и стратегий интернационализации на мировом рынке лома черных металлов;

• Исследование факторов, влияющих на процесс управления ценовой конкурентоспособностью на мировом рынке лома черных металлов;

• Изучение существующих подходов к ценообразованию и управлению ценовой конкурентоспособностьювыявлению факторов определяющих уровень цен;

• Построение модели, которая интегрирует элементы цены и показатели эффективности предприятия;

• Разработка методики управления ценовой конкурентоспособностью на предприятии экспортере лома черных металлов;

• Апробация методики на данных предприятий экспортеров металлов.

Методы исследования.

Для решения поставленных в работе задач используются методы экспертно-аналитические, сравнительного анализа, ситуационный подход, структурирование, классифицирование, факторный анализ.

Теоретической и методологической основой работы послужили концепция конкурентных преимуществ в рамках международной конкуренции, современный взгляд на стратегии интернационализации компаний и методы повышения их ценовой конкурентоспособности в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также исследования и статистические данные международных и отечественных конференций ломопереработчиков. Расчеты и апробация разработанной методики строились на данных предприятий экспортеров лома черных металлов.

Научная новизна исследования.

Наиболее существенные результаты исследования заключаются в следующем:

1. Уточнена предметная область, сущность и определение ценовой конкурентоспособности предприятия, позволяющая выявить ценообразующие факторы и интегрировать их в модель повышения конкурентоспособности предприятий экспортеров лома черных металлов;

2. Обосновано использование метода «каскада прибыли» для построения модели повышения ценовой конкурентоспособности как позволяющего интегрировать различные группы ценообразующих факторов при расчете 4 конкурентоспособных цен;

3. Разработана классификация факторов по признакам, определяющим уровень базисных цен, надбавок к базисным ценам, и затрат экспортеров. В рамках данной классификации предложена система факторов, позволяющих повысить ценовую конкурентоспособность предприятий экспортеров лома черных металлов;

4. Построена математическая модель, интегрирующая элементы цены по группам факторов и показатели эффективности предприятия. В данной модели обеспечен учет всех выделенных факторов и элементов цены, позволяющих управлять ценовой конкурентоспособностью предприятий экспортеров на мировом рынке лома черных металлов;

5. Разработаны методические рекомендации по управлению процессом повышения ценовой конкурентоспособности, включающие рекомендации по совершенствование организационной структуры, процедур подготовки управленческих решений и организации расчетов по разработанной модели на предприятии экспортере лома черных металлов.

Практическая значимость.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные методические положения доведены до стадии, позволяющей использовать их любой российской компании экспортеру и переработчику лома черных металлов, планирующей обеспечить свою ценовую конкурентоспособность в соответствии с поставленными маркетинговыми целями и характеристиками компании, а также для обоснованного принятия стратегических маркетинговых решений.

Выводы по 3 главе.

Проведено сравнение внедряемой методики по управлению ценовой конкурентоспособностью и обычной несистематизированной деятельностью по заключению экспортных контрактов на примере ситуации из практики деятельности российской компании экспортера лома черных металлов «Океан». Сравнение проводилось на основании расчетной модели в составе предлагаемой методики с учетом выявленных факторов.

Выделены и апробированы на практике основные этапы проведения расчетов в рамках предлагаемой авторской методики, а именно:

1. Расчет значения элемента «Базисная цена».

2. Расчет значений элементов «Каскада Фактической цены».

3. Расчет значения элемента «Фактическая цена».

4. Расчет значений элементов «Каскада затрат».

5. Расчет значения элемента «Фактическая прибыль».

Основными результирующими элементами расчетной модели являются — «Базисная цена», «Фактическая цена» и «Фактическая прибыль».

Доказано, что влияние выделенных факторов проявляется независимо друг от друга, что может означать проявление в тех или иных случаях одних факторов и отсутствие влияния других. В то же время часть элементов модели имеют тесную взаимосвязь. Так, например, изменение значения элемента «Базис поставки» и «Сортамент груза» влияют на уровень Переменных затрат, а изменение значения элемента «Продолжительность погрузки — на «Затраты на погрузку судна».

Доказано на примере расчетов, что предлагаемая к внедрению методика позволяет значительно улучшить показатели эффективности экспортной деятельности компании. Так, рентабельность затрат и рентабельность выручки увеличилась с учетом предлагаемой методики на 57%. Прибыль увеличилась в натуральном выражении на 102 761 доллар США, а в процентном выражении изменение составило примерно 60%. Эти показатели свидетельствуют о значительном росте доли прибыли в рамках показателей основной деятельности компании.

Таким образом, доказана состоятельность внедряемой авторской методики по управлению ценовой конкурентоспособностью на основании приведенного расчета расчетной модели. Модель отвечает всем требованиям по управлению процессом переговоров и этапам предшествующему ему, поскольку учитывает исчерпывающий набор факторов, позволяющих действенно управлять процессом заключения контракта. Это предоставляет возможность в значительной степени увеличить контрактную цену и прибыль, получаемую от сделки.

Заключение

.

В ходе исследования и разработки методики управления ценовой конкурентоспособностью в рамках международного маркетинга были сделаны следующие основные научные выводы и получены следующие результаты, выносимые на защиту.

1. Уточнена предметная область, сущность и определение ценовой конкурентоспособности предприятия, позволяющая выявить ценообразующие факторы и интегрировать их в модель повышения конкурентоспособности предприятий экспортеров лома черных металлов;

2. На рынке практически отсутствует специализация и кооперация между компаниями экспортерами, что с учетом жесткой конкуренции порождает ценовые войны между участниками рынка. Целевым участком бизнес процессов компании, где компания обладает наибольшим числом рычагов управления ценой, является уровень контракта. Именно на этом уровне формируется конкретная цена сделки, основанная на факторах и условиях, большинство которых компания экспортер может учесть и на которые может оказать влияние;

3. Обосновано использование метода «каскада прибыли» для построения модели повышения ценовой конкурентоспособности как позволяющего интегрировать различные группы ценообразующих факторов при расчете конкурентоспособных цен;

4. Разработана классификация факторов по признакам, определяющим уровень базисных цен, надбавок к базисным ценам, и затрат экспортеров. В рамках данной классификации предложена система факторов, позволяющих повысить ценовую конкурентоспособность предприятий экспортеров лома черных металлов;

5. Построена математическая модель, интегрирующая элементы цены по группам факторов и показатели эффективности предприятия. В данной модели обеспечен учет всех выделенных факторов и элементов цены, позволяющих управлять ценовой конкурентоспособностью предприятий экспортеров на мировом рынке лома черных металлов. Модель включает в себя модель «Каскад фактической цены» и «Каскад фактических затрат». Однако при этом является инструментом, позволяющим прогнозировать изменения тех или иных наглядно представленных элементов расчетной модели не только в рамках переговорного процесса. Воздействие модели на ключевые ее элементы — «Фактическая цена» и «Фактическая прибыль» начинается задолго до заключения контракта и относится к принятию стратегических маркетинговых решений на основе расчета изменения элемента «Базисная цена». В целом модель как наглядный инструмент показывает процесс интеграции предлагаемой методики во все уровни управления компанией;

6. Разработаны методические рекомендации по управлению процессом повышения ценовой конкурентоспособности, включающие рекомендации по совершенствование организационной структуры, процедур подготовки управленческих решений и организации расчетов по разработанной модели на предприятии экспортере лома черных металлов. В результате на практических примерах контрактных сделок рассчитано, что рентабельность затрат и рентабельность выручки увеличилась с учетом применения предлагаемой методики на 57%. Прибыль увеличилась в процентном выражении на 60%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Маркетинг от, А до Я // Пер. с англ. СПб: Изд. «Питер», 1998, 480с.
  2. Аналитические материалы, Лом черных металлов: Объемы и Цены, М., Февраль 2008.
  3. И. Новая корпоративная стратегия // Пер. с англ. СПб: Питер. 1998. — 356с.
  4. Г. Л. Маркетинг: Учебник/ Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн.- 3-е изд.- СПб: Питер, 2006.- 733 с.
  5. Г. Л. Международный маркетинг. / Н. К. Моисеева, C.B. Никифорова — СПб: Питер, 2001. 512 с.
  6. И., Маркетинговый анализ. М., «Управление персоналом»., 2004.
  7. С.Г. Маркетинговые исследования/ Божук С. Г., Ковалик Л.Н.- СПб: Питер, 2003, — 298 с.
  8. К. Основы стратегического менеджмента. — М.: Банки и Биржи. ЮНИТИ, 1997. 175 с.
  9. Бюллетень рынка металлургического сырья, Специальный выпуск, М., «Русмет ICSF»., Октябрь 2007.
  10. Бюллетень рынка металлургического сырья, Специальный выпуск, М., «Русмет ICSF»., Апрель 2007.
  11. Бюллетень рынка металлургического сырья, Специальный выпуск, М., «Русмет ICSF»., Сентябрь 2005.
  12. О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.-296с.
  13. Д.Д., Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Радеба Ли X. М.: «Дело Лтд.», 1994. -784 с.
  14. О.И., Полянова Т. Н., Саркисов C.B. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие, 2-е изд. М.: Дело, 2000.-320 с.
  15. Д., Принципы и практика маркетинга. М., «Вильяме»., 2000.
  16. С. Практическое руководство по маркетинговому планированию. / Л. Симкин, Дж. Брэдли — СПб: Питер, 2001. — 256 с.
  17. С., Симкин Л., Практическое руководство по сегментированию рынка, СПб., «Питер»., 2001.
  18. Н.И., Основы внешнеэкономической деятельности в РФ: Учебное пособие.- 2-е изд.- СПб.: Питер, 2004.- 560 с.
  19. П.Р. Управление маркетингом. М.: Бином, 1998. — 198с.
  20. Дитгер Хан., Планирование и контроль, М., «Финансы и статистика»., 2005.
  21. Е. Практический маркетинг. / X. Хершген М.: Высшая школа, 1995.-234с.
  22. П. Маркетинговое управление и стратегии Пер. с англ. СПб: Изд. «Питер», 1998. — 672с.
  23. П., Маркетинг, ориентированный на стоимость", СПб, «Питер»., 2001.
  24. С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? М.:ОАО «Изд-во „Экономика“, 1998. — 215 с.
  25. П. Практика менеджмента / Пер. с англ. Учеб. Пособие. -М.: Издательский дом „Вильяме“. 2000. 200с.
  26. П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения, М., „Гранд“., 2001.
  27. А.П. Поведение покупателей на рынке: маркетинговый анализ. Минск: БГЭУ 1996. 195с.
  28. Д.Г., Развитие мини-заводов в России свет и тени, М., Международная конференция „Лом черных и цветных металлов“., 2007.
  29. П.С., Формула успеха: Маркетинг (сто вопросов сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) / Демидов В. Е. -М.: Междунар. отношения, 1991.- 416 с.
  30. А.И. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций. — К.:ИНЭКС, 2000 — 260 с.
  31. Информационно-аналитический обзор рынков металлургического сырья, М. „Русмет“., № 2, февраль, 2007.
  32. Информационно-аналитический обзор рынков металлургического сырья, М. „Русмет“., № 4, август 2007.
  33. Информационные данные. Объем экспортных отгрузок лома черных металлов Северо-Западного региона, Таможенное управление по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, СПб. 2008.
  34. Информационный бюллетень, Мировой рынок стального лома, М., „Русмет“., Февраль 2008.
  35. К.Л. „Структура российского рынка лома черных металлов“, Международная конференция „Лом черных и цветных металлов“, доклад, февраль 2007.
  36. Ю.Н. Классика маркетинга. // СПб: Питер, 2001.752с.
  37. . Деловая стратегия: Пер. с англ./ Научн. ред. и авт. послесл. В. А. Приписнов. М.: Экономика, 1991.-239 с.
  38. В.В. Маркетинг: Регламент бизнес-процесса. / Д. В. Кеворков М.: РИП-Холдинг, 2003. — 292с.
  39. А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Ч. Т. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. — М.: Междунар. отношения, 1998. -416 с.
  40. Ф. Маркетинг XXI века // Издательство: Нева, 2005. 432с.
  41. Ф. Маркетинг менеджмент — СПб: Питер Ком, 1998. — 896с.
  42. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я / Пер. с англ. СПб: Изд. „Питер“, 1998 560с.
  43. . Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. -СПб.: Наука, 1996.-589с.
  44. Ф.М., Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг., М., „Международные отношения“., 1993.
  45. И.В., Коммерческое ценообразование. М., „БЕК“., 1999.
  46. Ю.В., Может ли ломозаготовитель стать производителем стали? / Международная конференция „Лом черных и цветных металлов“. — М.: 2007.
  47. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. -СПб.: Издательство „Питер“, 2000. 320 с.
  48. X. Как уцелеть среди акул. // М.: Инфра-М 1994.
  49. И.А., Планируемые изменения в законодательстве, регулирующем оборот лома металлов» — Доклад с международной конференции «Лом черных металлов 2006»., М., 21−22 февраля 2006 г.
  50. М.В., Ценовое преимущество /Майкл В. Марн, Эрик В. Регнер, Крейг К. Завада- Пер. с англ. М.: Альпина бизнес букс, 2004. — 317с.
  51. Т. Д. Маркетинг: Учебник/ Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалик Л.Н.- 2-е изд., доп.- СПб.: Питер, 2005.- 397 с.
  52. Международный форум: Лом черных и цветных металлов, Сборник докладов, М., 27−28 февраля 2008.
  53. Металлпресс, аналитическая группа, Ситуация на мировом рынке лома черных металлов // http://www.metallpress.ru/rubric.
  54. Металлторг, аналитическая группа, Тяжелые проблемы легкого лома // http://www.metaltorg.ru/analytics/black/index.php?id234, 2005.
  55. А.Г., Мировая экономика: Учебник / Огнивцев С. Б. — М.: Финансы и статистика, 2001. 656 с.
  56. Научно-практическая конференция ломопереработчиков СевероЗападного региона, Сборник докладов, март 2006 г.
  57. A.M., Маркетинг и проблемы организаций: Сборник научных трудов/ Под ред. Немчина A.M.- СПб: СПбГИЭУ, 2001.- 198 с.
  58. A.M., Маркетинг: Учебное пособие/ Под ред. А. М. Немчина, Д. В. Минаева.- СПб: Бизнес-пресса, 2001.- 508 с.
  59. НП «КСЛП», «Текущее состояние и основные тенденции рынка лома России». // http://www¦kslp.ru/analytic.php?ID=57
  60. Т.Т. Стратегия и тактика ценообразования. СПб., «Питер»., 2001.
  61. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход Серия: Бизнес-класс («Питер») Издательство: Питер. 2002. — 864с.
  62. А.Н. Маркетинг: Теория и практика. М.: Луч, 1993.
  63. С.Э., Международный менеджмент / под ред. Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. СПб: Питер, 2001. — 576с.
  64. Д. Путь к покупателю: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  65. М., Международная конкуренция. М., «Международные отношения»., 1993.
  66. В.А., Экспансия металлургов на рынок металлолома. Точный расчет или ошибка в расчете?, М. Международная конференция «Лом черных и цветных металлов»., 2008.
  67. Н.Ю., Ценообразование. Практикум/ Маховикова Г. А., Желтякова И. А., Пузыня Н. Ю. М.: Эксмо, 2008. — 304 с.
  68. Н.Ю., Цены и ценообразование: Учебное пособие/ Желтякова И. А., Маховикова Г. А., Пузыня Н.Ю.- СПб: Питер, 2001.- 112 с.
  69. И.А. Международная экономика и мировые рынки: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. 350 с.
  70. Сборник материалов конференции: Кш1от 2008., М., 23 апреля 2008 г.
  71. П.В. Мировая экономика. Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 1999. — 256 с.
  72. М., «Шесть сигм» для ценообразования / Содхи Н. -Гарвард Бизнес Ревью., 2005., октябрь. С. 88−98.
  73. В.Н. «Прогноз рынка металлолома до 2015 года», Международная конференция «Лом черных и цветных металлов», доклад, февраль 2008.
  74. В.М., Ценовая политика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. Г. Л. Багиева.- СПб: Питер, 2001.- 271 с.
  75. В.М., Экономико-математические методы и модели в ценообразовании: Учебник.- JL: ЛФЭИЧ.2.- 1991.- 144 с.
  76. В.В. «Мировой рынок металлолома: Что произошло в 2007? Чего ждать от 2008?», Международная конференция «Лом черных и цветных металлов», доклад, февраль 2008.
  77. А., Стратегический менеджмент / Стрикленд Дж. М.: «Дело Лтд.», 1998. — 325 с.
  78. Третий международный сырьевой форум: ICSF'07., Сборник докладов., М., 31−01 ноября 2007.
  79. Р. А., Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент.- М.: Изд.-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.- 886 с.
  80. Р.А., Стратегическая конкурентоспособность: Учебник.- М.: Экономика, 2005.- 504 с.
  81. Р.А., Управление конкурентоспособностью организации: Учебник.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Эксмо, 2005.- 542 с.
  82. В.И., Международная торговля., М., «Инфра-М»., 2001.
  83. А.Ю. Конкуренция: теория и практика — М.: Тандем, 1998. -381с.
  84. О.Ю., Организация маркетинга и глобализация экономики: данные опроса руководителей предприятий Санкт-Петербурга. // Аренков И. А., Мамров А. Н., Маркетинг и маркетинговые исследования в России. -2002. -№ 3 (39). -С. 10−19.
  85. Aagarval, S. Choice of Foreign Market Entry Mode: Impact of Ownership, Location and Internationalization factors /S.N. Ramaswami, Journal of international Business Studies, spring, 1992, 1−27.
  86. Day G.S. Analysis for Strategic Marketing Decisions. New York, West Publishing Company, 1986.
  87. Garda, R.A. Tactical Pricing, McKinsey Quarterly, 1992, 75−85.
  88. Grant R.M. The resource-based theory of competitive advantage: Implications for strategy formulation. //California management review, 1991, vol.33.
  89. Johanson, J The Internationalization Process of the Firm: A Model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitments / J.-E. Vahlne, Journal of international Business Studies, 1997, 23−32.
  90. Katsikeas, C.S. Differences in Perceptions of Exporting Problems based on Firm Size and Export Market Experience / Morgan, European Journal of Marketing, 1994,17−35.
  91. Leszinski, R. Pricing for the Single Market, McKinsey Quarterly, 1992, 386−394.
  92. Porter M.E. Competitive advantage: creating and sustaining superior performance. New York, 1985.
  93. Porter M.E. Competitive strategy: techniques for analyzing industries and competitors. New York, Free Press, 1980.
  94. Porter M.E. How competitive forces shape strategy. //Harvard Business Review, 1979, No 3−4, pp. 19−40.
  95. Shapiro, B.P. Industrial Pricing to Meet Customer Needs /В.В. Jackson, Harvard Business Review, Nov.- Dec., 1978, 119−127.
  96. Simon, H. Pricing Opportunities And How to Exploit Them, Sloan Management Review, winter, 1992, 55−65.
Заполнить форму текущей работой