Организационно-экономический механизм повышения эффективности формирования ресурсного потенциала предприятий розничной торговли
Автором получены следующие новые научные результаты: выделены основные источники формирования ресурсного потенциала предприятия торговли с учетом возможных рисков в ходе инвестиционного процессауточнено содержание механизма организации и структуры факторов инвестиционной сферы в процессе формирования ресурсного потенциала на предприятиях торговлисформулированы основные положения механизма… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- 1. 1. Ресурсный потенциал как основа экономического развития сферы услуг
- 1. 2. Теоретико-методологические особенности факторного анализа инвестиционных процессов в торговле
- 1. 3. Особенности государственного регулирования процессов формирования ресурсного потенциала предприятий торговли
- ГЛАВА 2. МНОГОУРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ФАКТОРОВ. ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ
- 2. 1. Оценка состояния ресурсного потенциала в торговле
- 2. 2. Процессы формирования ресурсного потенциала субъектов потребительского рынка (на примере г. Москвы)
- 2. 3. анализ потенциала экономичес ого развития предприятий розничной торговли
- ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ
- 3. 1. Методика определения рационального соотношения ресурсов и затрат при формировании ресурсного потенциала на предприятиях торговли
- 3. 2. Экономическая модель эффективного выбора поставщиков ресурсного потенциала торгового предприятия
- 3. 3. Регулирование муниципальными образованиями предпринимательской при формировании активности зарубежных компаний на российском потребительском рынке
Организационно-экономический механизм повышения эффективности формирования ресурсного потенциала предприятий розничной торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования. Происходящие в стране глобальные экономические изменения оказывают большое влияние на сферу торговли, традиционно выступающей в роли основного посредника между производителем продукции и ее потребителем.
Изменение формы собственности большинства торговых предприятий и их переход в частное владение привели к необходимости поиска новых эффективных форм управления ресурсами. Однако, экономические условия, выраженные в недостатке собственных средств, и трудностями в получении кредитов, привели к тому, что большинство торговых предприятий не имеют возможности проводить своевременное обновление ресурсной базы. Эти обстоятельства говорят о необходимости активизации процессов формирования ресурсного потенциала предприятий торговли, как важнейшей составляющей экономического развития.
Интенсивное увеличение ресурсного потенциала, обеспечивающее развитие торгового сектора не представляется возможным без привлечения внешнего заемного капитала. Сфера торговли, на сегодняшний день, остается рискованным, малопривлекательным, с точки зрения инвестиций, бизнесом. В этой связи, актуальным направлением является поиск новых механизмов повышения инвестиционной привлекательности предприятий торговли.
В условиях недостаточного предложения кредитных средств, основным источником для формирования ресурсного потенциала являются собственные средства предприятия. В современной научной литературе достаточно внимания уделено проблемам эффективного использования внутренних ресурсов предприятий торговли. В месте с тем существует необходимость в разработке методов организации материально-финансовых потоков при формировании ресурсного потенциала, изучения новых форм нефинансового кредитования.
Ситуация в мировой экономической системе, частью которой является и Россия, во многом обусловлена ростом интеграционных процессов, развитием информационных технологий. Это привело к эффекту «стирания» границ и, обострению конкурентных отношений, возникновению новых корпоративных структур международного масштаба, в том числе и в торговой сфере. В России это нашло отражение в приходе на отечественный рынок западных торговых компаний. Недостаток опыта ведения торгового бизнеса по западным стандартам, отсутствие необходимых ресурсов, привело к тому, что отечественные предприятия торговли не способны конкурировать с западными компаниями. Такое положение крайне актуализирует необходимость государственного вмешательства и выработки механизмов по защите интересов отечественных предприятий торговли на потребительском рынке.
В этой связи представляется важным, разработка научных проблем, связанных с: изучением способов эффективного формирования и использования ресурсного потенциала торговых предприятий, оценкой динамики инвестиционных потоков как ресурсообразующего элемента, поиском новых способов привлечения финансовых и нефинансовых ресурсов, для формирования ресурсного потенциала предприятий торговли, созданием новых механизмов государственного регулирования процессов ресурсообразования на потребительском рынке, с учетом особенностей экономической среды сегодняшнего времени.
Проблемам ресурсообразования в научной литературе уделяется достаточно много места. Отдельные аспекты проблемы формирования системы регулирования инвестиционных процессов, в том числе и государственного регулирования в частности рассмотрены в работах российских и зарубежных ученых. Проблемы теории и методологии регулирования экономики и инвестиций нашли отражение в работах Л. И. Абалкина, В. Беренса, И. А. Бланка, Ю. В Богатина, Ф. Вилькена, Д. М. Гвишиани, Д. М. Кейнса,.
A.Я.Лившица, М. Фридмана, П. М. Хавранека, Р. Н. Хольга, В. В. Шеремета, Й. Щумпетера, К. Хеддервика, У.Шарпа.
Проблемы управления предприятиями торговли как на микро, так и на макро уровнях исследовали в своих научных трудах Ю. К. Баженов, И. Барстинер, Л. А. Брагин, П. Варделл,.
B.П.Воронин, А. Гребнев, Т. Г. Данько, Г. Джоунс, Ж. Жаллэ, М. Иоффе, А. Крис, В. В. Коханенко, Р. Люш, Р. Маркин, А. М. Матлин, Б. Менсон, В. П. Мусатов, М. А. Орлов, Г. Г. Пенина, А. А. Соловьев, И. Б. Стукалова, Г. П. Фомин, С. С. Шепилова, НИ. Щедрин, и другие экономисты.
В последнее время выполнен ряд исследований комплекса проблем форм и практики формирования ресурсного потенциала и его исследования на разных уровнях управления, большинство из которых имеют производственное направление. Вместе с тем, до сих пор ощущается потребность в более глубоком исследовании ресурсообразующих процессов в торговле, имеющих большое количество отличий и особенностей. Практически не разработаны проблемы повышения эффективности формирования ресурсного потенциала на предприятиях розничной торговли.
Целью предлагаемого исследования является разработка экономических методов и механизмов, способствующих активизации и повышению эффективности формирования ресурсного потенциала на предприятиях торговли.
Реализация поставленной цели определила постановку и необходимость решения следующих задач: определить и обосновать теоретические и методологические особенности формирования ресурсного потенциала в торговых предприятияхвыявить основные направления государственного регулирования процессов формирования ресурсного потенциала в сфере торговливсесторонне исследовать состояние ресурсного потенциала предприятий розничной торговли, и возможных путей его формирования, как основы инвестиционной активности с использованием разноуровневого подходапредложить возможные способы повышения эффективности формирования ресурсного потенциала в торговой сфере.
Предметом диссертационного исследования служит совокупность теоретических и практических проблем, связанных с формированием ресурсного потенциала и поддержкой процессов ресурсообразования в сфере розничной торговли.
Объектом исследования является ресурсный потенциал предприятий розничной торговли на рынке услуг, эффективность и причины обуславливающие, его формирование, а так же частные предприятия и органы государственного регулирования, оказывающие влияние на ход процессов ресурсообразования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили классические и современные экономические теории по развитию рыночных отношений, результаты научных исследований отечественных и зарубежных экономистов в области формирования ресурсов, инвестиций, регулирования потребительского рынка и сферы услуг, управления предприятием торговли, функционирования рыночного механизма. В диссертации использованы законодательные акты РФ, решения Правительства РФ, материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, статистические материалы Госкомстата РФ, финансовые и статистические данные о результатах хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий.
В процессе исследования использовались различные научные методы познания экономических явлений и процессов: методы и приемы системного, экономического анализа, методы экономико-математического моделирования, графический метод, общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, логический метод), и другие методы сбора и обработки информации.
Научная новизна исследования.
Автором получены следующие новые научные результаты: выделены основные источники формирования ресурсного потенциала предприятия торговли с учетом возможных рисков в ходе инвестиционного процессауточнено содержание механизма организации и структуры факторов инвестиционной сферы в процессе формирования ресурсного потенциала на предприятиях торговлисформулированы основные положения механизма государственного регулирования процессов формирования ресурсного потенциала в торговле, в условиях низкой инвестиционной активности и недостатка собственных средств на потребительском рынке, разработана методика оптимизации ресурсов и затрат при формировании ресурсного потенциала на предприятиях розничной торговли с учетом изменяющегося показателя мощности предприятияпредложена экономико-математическая модель выбора поставщиков в процессе ресурсного планирования с учетом временного фактора поставокразработана принципиальная схема муниципального регулирования предпринимательской активности зарубежных компаний на российском розничном рынке на основе объединения модели сбора — распределения и финансовых методов воздействия. Практическая значимость работы определяется возможностью использования предприятиями розничной торговли предложений по эффективному формированию ресурсного потенциала и государственными муниципальными организациями для создания благоприятного экономического климата, способствующего активным процессам ресурсообразования. Полученные в ходе исследования результаты также имеют значимость для дополнения учебных курсов «Экономика торгового предприятия» и «Управление и организация торгового предприятия» при подготовке специалистов рынка услуг.
Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях аспирантов, докторантов и научных работников «Плехановские чтения» в 1999;2001 гг. Обоснованность результатов научного исследования и рекомендаций по повышению экономической эффективности при формировании ресурсного потенциала подтверждается внедрением методик и предложений автора в практику хозяйствования предприятий розничной торговли ООО «Круг» и ООО «Дружба». Отдельные положения работы использовались для проведения практических занятий при прохождении диссертантом, в качестве аспиранта кафедры «Торговое дело», педагогической практики в институте товароведения и торговли Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.
Публикации. Теоретические положения и практические рекомендации по теме исследования были опубликованы в шести научных работах общим объемом авторского текста 2,1 пл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование и полученные результаты позволили определить основные организационно — экономические механизмы ресурсообразования на предприятиях торговли предприятий, с учетом динамической составляющей во взаимоотношениях с внешней средой, и предложить ряд методик, обеспечивающих повышение экономической эффективности процессов формирования ресурсного потенциала.
Основное содержание теоретических положений, выводов, методик и результатов включает:
1. Одним из важнейших инструментов в условиях структурной перестройки и экономического роста любой отрасли является наращивание ресурсного потенциала и повышения эффективности его использования. Тенденция зависимости экономического роста от состояния ресурсного потенциала очевидна, это всегда отмечалось исследователями теории экономического роста, и также подтверждается практикой хозяйствования.
Обзор литературы показал, что к механизмам выявления внутренних ресурсов развития предприятия, экономисты относят практически все новые управленческие инструменты, позволяющие предприятию жить и развиваться в рыночной среде. Однако такой подход, дававший преимущества в период решения задач наиболее быстрой адаптации к рынку начинает изживать себя. На место эклектичному соединению всех вновь появившихся у предприятия возможностей приходит осознание необходимости систематизировать деятельность по активизации ресурсов развития предприятия и поставить ее на научную основу, позволяющую повысить устойчивость процессов развития.
При рассмотрении ресурсного потенциала в аспекте процесса его формирования ресурсы можно условно классифицировать на формируемые за счет внутренних резервов и образуемые посредством привлечения внешних, инвестиционных, средств.
Увеличение ресурсного потенциала за счет собственных резервов развития возможно, действуя по двум направлениямувеличивая физическое количество ресурсов и увеличивая эффективность их использования путем сокращения издержек в направлении оптимизации, построения эффективных организационных системлибо и за счет увеличения дохода, посредством активизации процессов сбыта и товародвижения.
Развитие торговой сферы, как и любой другой отрасли народного хозяйства невозможно без поиска и создания новых, более эффективных форм ведения бизнеса, обновления и расширения основных фондов, применения информационных технологий, внедрения новых подходов в управлении, маркетинговой деятельности организаций, увеличения оборотных средств. В современной экономической среде, в условиях высокоразвитых кредитных отношений, развитие любого бизнеса не представляется возможным без привлечения инвестиций.
2. В отечественной и зарубежной литературе при описании и анализе инвестиционной ситуации наибольшее распространение получило использование факторного анализа, где в качестве основных факторов используются инвестиционный капитал, инвестиционный потенциал и инвестиционный климат.
В ходе анализа методик оценки инвестиционной сферы с применением вышеуказанных факторов были выявлены следующие особенности: на сегодняшний день не существует общепринятых правил оценки инвестиционной сферы с применением факторного анализа, большинство определений факторов инвестиционной сферы не позволяют учитывать отраслевые особенности объекта исследования, в исследованных подходах и методиках отсутствует возможность уровневого рассмотрения, что препятствует проведению комплексного исследования, и часто приводит к смешиванию уровней рассмотрения.
Для получения возможности комплексной оценки инвестиционной сферы, она должна включать в себя все три определяющих фактора: инвестиционный капитал, инвестиционный потенциал и инвестиционный климат.
Под инвестиционным капиталом следует понимать финансовые и нефинансовые аккумулированные, либо привлеченные средства, направляемые на формирование инвестиционного потенциала реципиента, либо на погашение кредита, в рамках инвестиционного цикла.
Под понятием инвестиционного потенциала мы понимаем совокупность ресурсов предприятия или отрасли, участвующих в инвестиционном процессе, и сформированных за счет инвестиционного капитала.
Для торговой сферы инвестиционный потенциал складывается из товарного, технического, организационного, информационного, трудового ресурсов, а также ресурса площади.
Инвестиционный климат в нашем представлении есть совокупность внешних факторов: налогового, законодательного, административного, институционального, инфраструктурного, потребительского оказывающих благоприятное или, наоборот, негативное влияние на инвестиционный потенциал, инвестиционный капитал и ход инвестиционного процесса в целом.
Факторы инвестиционной сферы находятся в постоянной динамике и взаимодействии друг с другом и изменение одного из них приводит к изменению инвестиционного процесса.
Использование данного методологического подхода позволяет проводить комплексную оценку инвестиционной сферы с учетом ее динамических особенностей как на уровне предприятия торговли, так и в масштабе отрасли региона или страны.
3. Итогом экономического развития явилось понимание того, что роль государственного влияния необходимо поднять на новый качественный уровень. Трансформация экономических процессов в России и переход к рыночным отношениям заставляют в корне пересмотреть роль государства, как главного регулятора потребительского рынка в сторону ослабления влияния с одновременным повышением функции защиты интересов отечественных предпринимателей в торговой сфере. Возникает объективная потребность выработки новых критериев, целей и функций, определяющих позицию и значение государства в данном секторе экономики.
В целом рыночная специфика торговли, отличающаяся большим количеством участников рынка, как никакая другая отрасль, близка к модели совершенной конкуренции. Эта особенность должна найти свое выражение в определении степени государственного вмешательства. Таким образом, можно сделать утверждение, что государственное внимание должно уделяться таким направлениям как: поддержка социально значимых предприятий, созданию благоприятной конъюнктуры для кредитования предприятий торговли, защите отечественных предприятий от влияния западных компаний на российском рынке.
Реализация процесса государственного регулирования возможна лишь при использовании комплекса мер, образующих механизм воздействия на экономику торговли, который имеет экономическую, правовую, административную и финансовую направленность.
В условиях еще не сформировавшегося рынка в методах государственного влияния допустимо наличие прямых административных методов регулирования. По мере же перехода к более развитым формам ведения бизнеса используемые методы должны трансформироваться в направлении косвенного воздействия.
Активизация процессов ресурсообразования возможна при выполнении двух основных условий: наличии средств у предприятия и желания руководства эти средства инвестировать. Таким образом, создание благоприятной среды для формирования ресурсного потенциала диктует направления государственного регулирования: повышение инвестиционной привлекательности торговли путем повышения ее экономической эффективности, создание условий для возможности формирования инвестиционного капитала, облегчение организационно — правовых процедур, связанных с торговой деятельностью.
4. Для выявления состояния ресурсного потенциала предприятий торговли и основных факторов, определяющих его формирование, в работе был проведен многоуровневый анализ торговой сферы.
Как показало проведенное исследование за прошедший десятилетний период, большая доля предприятий торговли находилась в состоянии спада. В целом по стране отмечаются тенденции снижения товарооборота, сокращения прироста новых предприятий, снижение покупательской способности.
Большая часть предприятий вообще не осуществляет вложений в формирование ресурсного потенциала. Остальная часть использует, главным образом, собственные средства на удовлетворение жизненно необходимых краткосрочных и среднесрочных целей. Приоритетным направлением вложения средств является формирование технического ресурса, модернизация и ремонт оборудования. Это во многом подтверждается данными о высокой изношенности основных фондов.
Одной из причин, затрудняющих развитие процессов формирования ресурсного потенциала является отсутствие средств для инвестирования. Предприятия торговли находятся в ситуации финансового вакуума, когда малорентабельный торговый бизнес не интересен для инвесторов, а низкая покупательская способность в сочетании с высоким уровнем налогов не позволяют сформировать необходимый для развития инвестиционный капитал.
5. Исследование трех предприятий розничной торговли показало, что несмотря на достаточно прочную финансовую устойчивость предприятий, предприятия испытывают сильный недостаток в оборотных средствах. Основной причиной сложившейся ситуации является налоговое бремя. По причине высокого уровня налогов, организации не способны сформировать достаточное количество чистой прибыли. В результате предприятия вынуждены формировать средства, временно высвобождающиеся от отсрочки платежей в бюджет и поставщикам, таким образом, как бы кредитуя себя. В этой связи представляет интерес рассмотрение механизмов нефинансового (ресурсного) кредитования предприятий торговли, посредством которых может быть частично решена проблема ресурсообразования в условиях дефицита финансовых средств.
6. При расчетах финансовых потоков, связанных с формированием ресурсов, для любого предприятия торговли встает вопрос обоснования количества того или иного ресурса в целях обеспечения наиболее эффективного его функционирования.
Предлагаемая методика определения рационального соотношения ресурсов и затрат направлена на оптимизацию ресурсного потенциала с учетом динамической составляющей мощности предприятия торговли.
Алгоритм методики включает в себя три основных этапа: сбор информации и ее представление в виде массива данных, расчет количества необходимых ресурсов для каждого потенциального уровня максимальной мощности предприятия, определение оптимального уровня максимальной мощности с точки зрения эффективности финансовых затрат и дохода предприятия и количества необходимых ресурсов для обеспечения требуемой мощности.
При сборе информации учитываются особенности технического и технологического ресурсов, при условии стабильного ассортимента. Расчет количества ресурсов производится на основании показателей их соотношения, где в качестве аргумента выступает объем товарооборота при максимальной мощности предприятия. Оптимальным уровнем максимальной мощности является такой объем продаж, при котором, вложенные в формирование ресурсов, средства будут иметь максимальную доходность.
Апробация методики проводилась на предприятии розничной торговли ООО «Круг». В результате расчета было выявлено, что максимальная доходность от вложений будет иметь место при уровне мощности, обеспечивающей товарооборот 63 117±-1000р. Для формирования такого уровня мощности инвестиции в ресурсы составят 1 138 726 рублей.
По данным ООО «Круг» за 2001 год, стоимость ресурсов предприятия составила 1 455 034 рубля, что говорит о возможности оптимизации, и расширения финансовых активов за счет продажи части ресурсов на сумму 316 308 рублей.
7. Проведенные в диссертации исследования показали, что одной из основных проблем, препятствующих формированию ресурсного потенциала является отсутствие финансовых средств. В настоящее время, получило распространение использование нефинансовых форм кредитования предприятий посредством предоставления товарного кредита, торгового оборудования, и иных видов ресурсов. В условиях высокой конкуренции среди поставщиков продукции, критерий предоставления ресурсов приобретает все большее значение.
Предлагаемая модель выбора поставщиков позволяет определять наиболее выгодные предложения ресурсного кредитования на основе их сравнения в зависимости от продолжительности деловых отношений.
В случае предоставления товарного кредита формула расчета учитывает четыре различных ситуации в зависимости от соотношения срока реализации минимальной поставки и периода отсрочки.
На основании предлагаемой модели была проведена апробация для сравнения двух поставщиков по двум различным группам: прохладительным напиткам и продуктам глубокой заморозки.
В результате апробации были выделены временные отрезки эффективного сотрудничества с поставщиками. Где, до определенного в расчетах времени сотрудничества (t) следовало оказать предпочтение поставщику А, а в случае более длительных отношенийпоставщику В.
8. Несколько последних лет, охарактеризовали себя как достаточно стабильные в сфере розничной торговли. Это привело к тому, что многие крупные города России стали очень привлекательными для иностранных компаний. Благоприятная экономическая ситуация вызвала приток крупных зарубежных компаний на рынки Москвы и других мегаполисов. Такой приток, как правило, сопровождается большими финансовыми вложениями в строительство, оборудование и прочие расходы предприятий.
Приход на российский потребительский рынок иностранных компаний имеет ряд преимуществ для города, потребителей, государства, но для отечественных предприятий торговли такие «вторжения» приводят к серьезным негативным последствиям.
Слабость отечественной торговли приводит к неспособности конкурировать с западными гигантами и предприятия вынуждены закрываться, терпя прямые убытки.
Таким образом, возникает очевидная необходимость государственного вмешательства с целью защиты отечественных предприятий торговли.
При разработке механизма государственной поддержки отечественных предприятий розничной торговли основное внимание уделялось. созданию условий, стимулирующих предприятия к качественному развитию, подразумевающему под собой внедрение новых технологий торговли, повышение уровня обслуживания, повышение культуры управления предприятием, активизацию инновационной активностив сочетании с необходимой материальной и организационной поддержкой для реализации задач первого направления.
Предлагаемый механизм государственного контроля иностранных инвестиций представляет собой двухстороннюю систему. Первая часть системы включает в себя финансовые инструменты для регулирования выхода иностранных предприятий на российский рынок.
Вторая часть предлагаемой системы носит распределительный характер в сочетании с методами, стимулирующими качественное развитие предприятий. Ее основная роль заключается в предоставлении предприятиям российским предприятиям торговли средств и возможностей для развития и выхода на новый качественный уровень деловой активности.
Список литературы
- Абалкин Л И., Аксенов В В. и др. Новая парадигма развития
- России (комплексные исследования проблем устойчивого развития М.: МГУК, 1999. -459с.
- Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985−326с.
- Ансофф И. Стратегия управления. М.: Экономика, 1988. — С.34−112
- Аоки М. Фирма в японской экономике. СПб.: Лениздат, 1995.
- Арсланова 3., Лившиц В. Оценка инвестиционных проектов в разных системах хозяйствования. Н Инвестиции в России, 1995. № 1,2.
- Ассовский И.В., Балакин В. А. и др. Повышение инвестиционной активности в экономике России и развитие строительного комплекса. М: АИНЭС, 1997 -ЗОбс.
- Афанасьев М. Промышленная модернизация России и финансовое состояние предприятий // Альтернативы. 1996. — № 3. — С. 76−84.
- Афанасьев М., Кузнецов П. Забытая амортизация (причины недоиспользования методов ускоренной амортизации) // Вопросы экономики. 1996.-№ 11.-С, 105 118.
- Баженов Ю. К. Организация рекламы в магазине. М.: Маркетинг, 1998. — 124 с.
- Бакаев Г. Я. Переоценка основных фондов и методика анализа ее результатов. -М.: Стройиздат, 1976. С. 53−68
- Баканов М. И. Шеремет Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1997. — 416 с.
- Басалов И. А. Инвестиционный потенциал промышленного предприятия (Методологический аспект)/Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 1996. — 27 с.
- Басалов И, А. Формирование и реализация инвестиционного потенциала промышленных предприятий: Автореф. дисс. канд. эконом, наук/ Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М, 1996.-19с.
- Беренс В., Хавранек П. Н. Руководство по оценке эффективности инвестиций / Пер. с англ. М.: АОЗТ Интерэксперт, 1995. — 328 с.
- Бернар И., Колли Ж. Толковый экономический и финансовый словарь, Т. 2. — М.: Международные отношения, 1994. — 300 с.
- Берри X., Маркварт Э. Муниципальная экономика. М.: Статус, 1997. — 144 с.
- Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Киев. МП «Итем» Лтд. «Юнайтед Лондон трейд Лимитед», 1995. — 448 с.18