Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Жанр биографии в русской литературе XVIII-первой трети XIX вв.: Истоки, формирование, типология

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема истории жанров русской литературы XVIII-первой трети XIX вв., независимо от их значимости в жанровой иерархии, постоянно привлекала к себе внимание исследователей отечественного литературоведения. Работы по истории русской комедии, повести, предания, легенды, литературного портрета, очерка, мемуаров, автобиографии, романа, сатиры, поэмы, идиллии, сказки, пасторали и других жанров внесли… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.,.>
  • Глава I. Понятие о биографии в России XVIII — первой трети
    • XIX. вв
  • Глава II. Возникновение жанра биографии в русской литературе
    • XVIII. в
  • Глава III. Пути развития русской биографии. XVIII — первой трети
    • XIX. вв. Типология жанра
  • Глава IV. Возникновение жанра художественной биографии в русской литературе

Жанр биографии в русской литературе XVIII-первой трети XIX вв.: Истоки, формирование, типология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема истории жанров русской литературы XVIII-первой трети XIX вв., независимо от их значимости в жанровой иерархии, постоянно привлекала к себе внимание исследователей отечественного литературоведения. Работы по истории русской комедии, повести, предания, легенды, литературного портрета, очерка, мемуаров, автобиографии, романа, сатиры, поэмы, идиллии, сказки, пасторали и других жанров внесли значительный вклад в изучение русской словесности того периода1. Однако до сих пор оставались не освещенными проблемы истоков, формирования и типологии русского жизнеописания, который является одним из наиболее распространённых жанров отечественной литературы, если учитывать множественность биографических сочинений о выдающихся людях и степеньпопулярности, этих текстов в читательской среде. Это существенно обедняет представления об историко-литературном процессе не только прошлых столетий, но и настоящего времени.

Первые попытки проследить историю этого литературного жанра восходят к началу XIX в. В 1811 году в Санкт-Петербурге вышла книга С. Ушакова «Жизнь графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского», в предисловии к которой автор отметил: «С сожалением должно признаться, что на Российском языке издано весьма мало биографий великих мужей, между тем как любезное отечество наше, обратившее на себя удивление целого света, особенно пред другими может похвалиться множеством достойнейших сынов своих, вполне всякого прославления заслуживающих"2. Ушаков попытался проанализировать ситуацию и предположил, что «причиною малого числа биографических сочинений есть не нерадение о сей части наших писателей, но малоимение источников, из коих бы можно было почерпнуть нужное для составления биографии какого-либо Российского мужа, преимущественно же для составления жизнеописаний лиц, в л недавнем времени существовавших» • Ушаков опасается «теснейшего состояния» биографии в России и считает, что «лучшее и успешнейшее средство распространить у нас круг биографических сочинений состоит в руках родственников тех великих мужей, жизнь и деяния коих заслуживают быть преданы потомству"4.

Через двадцать с лишним лет, оценивая опыт предшествующих биографий, В. Плаксин в своём «Кратком курсе словесности, приспособленном к прозаическим сочинениям» (1832) признался: «Хороших жизнеописаний на русском языке почти нети кажется самые лучшие, хотя и не конченные, Фон-Визина и Подшивалова, писанные ими самими. — Фукс много писал о Суворове, но ничего не оставил целогоГоликов собрал огромное, многотомное описание деяний Петра Великого, но это только материал для Истории, Биографии, Поэмы и Анекдотов о сем всеобъемлющем гении. Жизнеописание графа Оппермана (неизвестный автор), жизнеописания адмиралов Нагаева, Мордвинова, Ушакова, Апраксина и прочих (сочинения Н. Берха), жизнеописание Грибоедова — сочинения Ф. В. Булгаринано все сии и многие другие в сем роде сочинения односторонни и, кроме последней, которая оживлена чувством, холодны, сухи и не имеют целости, так что всякое место можно выпустить, не нарушив связи"5. Далее В. Плаксин дал жанровое определение упомянутым им произведениям: «Это или полные послужные списки, представляющие собой картину службы, а не жизни людей достопамятных, Биография которых договаривает то, что История только подразумевает, или летопись, примененная к частной жизни"6.

Подобной точки зрения придерживались и составители семнадцатитомного «Энциклопедического лексикона» под редакцией А. А. Плюшара (1835−1841), которые в словарной статье о биографии сопоставили русские и западноевропейские жизнеописания, отдав приоритет последним: «Русская словесность не может похвалиться биографиями. Большая часть из них не что иное, как компиляции, составленные без всякой критики, или послужные списки, где изложены факты канцелярским тоном. Но эти по крайней мере могут служить материалами для будущих биографов. Скучнее всех те из наших биографий, в которых вместо истории находим пышные возгласы о доблестях герояэто род неудачных панегириков, где красноречие заменено декламаторским п пустословием». Внимания, по мнению составителей словаря, заслуживают произведения «лучшие, более по предмету, нежели по изложению"8 — вышеупомянутые жизнеописания, написанные Голиковым, Фуксом, кроме того, «Начертание жизни князя Долгорукова» К. М. Бороздина, «О Богдановиче и его сочинениях» Н. М. Карамзина, «О жизни и сочинениях Фон-Визина» П. А. Вяземского («более характеристика писателя, нежели жизнеописание его»)9.

Столь критичная оценка отечественной биографии XVIIIпервой трети XIX вв. возобладала на долгие годы. Лишь через полтора века отмечается новый всплеск интереса к истории этого литературного жанра.

В словарной статье о биографии, находящейся в Большой Советской Энциклопедии (1970), говорится: «Биография в современном понимании (критическое использование источников, историческая точность) возникла в XVIII и развилась XIX веке"10.

В 70-е гг. XX в. в советской периодике развернулась бурная дискуссия относительно перспектив развития отечественной биографии, которая позволила приоткрыть завесу над историей этого жанра. В частности, были названы «эталонные», по общему мнению дискутирующих, русские биографические памятники («Фон-Визин» П. Вяземского,. «Материалы для биографии А.С.Пушкина» П. Анненкова, «Биография Фёдора Ивановича Тютчева» И. Аксакова), которые воплотили собой все жанровые ожидания биографов. В ходе дискуссии, растянувшейся на годы, были определены основные проблемы жизнеописания принадлежность биографии к историческим или литературно-художественным жанрам, соотношение творческого вымысла и исторического факта, образ автора и степень его воплощения в тексте, художественные средства биографий, полифункциональность биографа (умение быть писателем, историком, психологом, публицистом) и т. п. Наиболее же важной, по нашему мнению, является задача, которую сформулировал Я. Кумок — «познать литературную природу биографии"11. Он отнёс жизнеописание к жанрам художественной литературы, используя термин «новейшая биография», говоря о «романизации» этого жанра и «насыщении его документом», что, по его мнению,.

1О произошло в начале XX века. Оценивая же более ранний биографический опыт, Я.Кумок. считает, что жизнеописание -«древнейший высокий род литературы, корнями уходящий в первобытное сознание, в поминальные. обряды», которому «обмирщение» принесло несказанную пользу. Правда, во все века создавались добротные «светские» биографиивсё же от большинства из них за версту несёт умилением, экзальтацией и могильнщм покоем"13.

А.Гладилин, рассуждая об истоках и формировании биографии, заметил, что «.

литература

родилась из трёх жанров: исторических хроник, записок путешественников и «Жития святых». Из «житийной» литературы вышли также роман, повесть, рассказ, героями которых были не только «замечательные люди», а просто люди. И не столько святые, сколько грешники, и у некоторых недостатков было больше, чем достоинств"14.

Предпринимались попытки типологизировать биографические тексты. К примеру, Я. Кумок различает монологическую и диалогическую биографию. По его мнению, диалог в биографии свидетельствует о художественности, поскольку происходит её «романизация». Кроме того, исследователь выделяет беллетризованную биографию, по его словам, — «жанровый ублюдок», возникающий тогда, когда «автор ищет сближения с романом не из глубин, не изнутри, а поверху, насаживая дешёвый «лобовой» психологизм, вроде: «он подумал. в голове его сверкнула идея.», и всяческие «красочные» описания. То, что уместно в романе, в биографии зачастую отдаёт пошлостью. У каждого из них свой устав"15.

В.Жданов отметил, что биографу совсем не обязательно «быть художником, беллетристом, тем более что научно-популярная или научно-художественная биография, как бы ни были многообразны её виды, имеет и свои особенности, далеко не всегда совпадающие с особенностями жанров художественной прозы"16.

Очень ценные замечания относительно жанровой типологии биографий сделал И. Андроников: «Биографический жанр — понятие сложное хотя бы уже потому, что обнимает собой сочинения различных жанров"17. Он не смешивает строго научную биографию, биографическую > повесть, роман-биографию, биографический фильм и пьесу: «Это очень разные вещи, и всебиографический жанр. Средства — разные. Цель одна — жизнь.

Гения"18. И. Андроников выделил строго научную, художественную и полунаучную биографии. Они отличаются по степени стремления автора-биографа к созданию художественного образа своего героя. С точки зрения исследователя, наибольший интерес представляет собой третий тип биографии — полунаучный, в котором «последовательно излагаются реальные биографические факты», он «беллетризирован по манере, с добавлением никогда не бывших в истории диалогов и внутренних монологов героя, для которых строительным материалом служат раскавыченные цитаты из писем, дневников, мемуаров и даже переведённых на язык прозы стихотворений"19.

Таким образом, исследовательская полемика косвенно затронула интересующие нас проблемы истоков, формирования и типологии жанра отечественной биографии, однако не позволила установить истинные причины и время возникновения этого жанра.

Все вышеупомянутые замечания относятся к русской светской биографии, а не к каноническим жанрам житий святых, явившихся одним из её истоков. Формирование светского жизнеописания в России было завершено в XVIII в. На этот процесс первым из исследователей обратил внимание А. С. Курилов. Рассматривая и анализируя жизнеописания того времени («Житие Квинта Горация Флакка» (1742) А. Кантемира, ' «Житие Фёдора Васильевича Ушакова» (1789) А. Радищева, «Житие Франца Яковлевича Лефорта» (1799) И. Виноградова) в статье «Жанр жития и русская филология XVIII века» (1978), он обратил внимание на начало перехода от древнерусской агиографической литературы к светскому жизнеописанию. Исследователь подчеркнул житийную природу русского светского жизнеописания, отметив, в частности, что «житие писателя» становится «первым в России историко-литературным жанром"20.

В монографии А. С. Курилова «Литературоведение в России.

XVIII века" (1981) представлена целая система биографических жанров, бытовавших в отечественной филологии той эпохи: историко-биографический очерк, словарная биографическая статья, биографическая справка, биография как историческое произведение и т. п.21. ''.

Занимаясь проблемой истории становления жанра художественной биографии в русской и зарубежной литературах,.

Д.А.Жуков отметил, что «XVIII век, век просвещения и рационализма, весьма богат произведениями биографического жанра, процветавшего и в России, и за её рубежами, но в силу задач эпохи не баловавшего читателя красотами стиля и не оставившего.

22 заметного следа в истории литературы". По его мнению, XIX век в России «ознаменовался невиданным расцветом беллетристики», что и повлекло за собой развитие отечественной художественной биографии, которая «развивается так же стихийно и разнообразно, как и беллетристика». Д. Жуков заметил, что биограф должен «тактично миновать Сциллу наукообразия и Харибду излишней беллетризации"24. Писатель не должен «.придумывать факты, но он может расцветить живыми подробностями какой-нибудь.

25 известный факт, не отклоняясь от исторической правды". Затронул Д. Жуков и историю жанра: «Уже в античности существовала огромная биографическая литература, в которой позднейшие учёные усматривали всего две раз и навсегда выработанные формы: «перипатетическую» — «повествовательную по своей структуре и «художественную» по своим установкам — и «александрийскую» — соответственно «описательную» или «научную"26. Кроме того, «в истории литературы прослеживается путь от канонического построения биографий, житий к раскованности, от единства времени и места к свободному перемещению писателя в пространстве и времени. И это характерно для любого жанра. Но не исключена и прямая перспектива,.

27 неподвижность писателя, искупаемая красочностью деталей". Жуков вычленил основной вопрос художественной биографии -«предел авторского домысла при воссоздании жизни героя на бумаге». По его мнению, беллетристика не ставит этот вопрос, поскольку «факт для неё — и строительный кирпич, и отправная.

ЛО точка для самой безудержной фантазии" .

Д.А.Жуков выделил ряд русских и иностранных историко-биографических сочинений XVIII — первой трети XIX вв., среди которых особое внимание уделил книге П. А. Вяземского о Д. И. Фонвизине (1830).

Выявлению национальных корней отечественной литературной биографии XVIII века на примереизображения исторических лиц переходного времени посвятила своё исследование М. Б. Плюханова. Её целью был анализ «собственно национальных, независимых от европейских влияний, представлений о личности в литературе переходного периода». В центр внимания помещён «человек исключительный, не такой, как все, историческое лицо"29. По её мнению, произведения русского исторического фольклора и жизнеописания деятелей старообрядчества первой половины XVIII века стали «драгоценными для историка литературы свидетельствами непрерывности связей между древним и новым временем. Запёчатлённые в них влечение к традициям и искажение традиций, стремление к самоизоляции и конфликтные соприкосновения с новыми европейскими формами — это черты той самой динамики культурного развития, основным проявлением которой тогда стали петровские преобразования, общая on переориентация русской культуры». Исследовательница полагает, что «в переходную эпоху изменился характер соотношения между литературным текстом и реальностью. Произведение словесности, служившее в Древней Руси символической формой высокого смысла, теперь становится описанием конкретного лица, конкретных поступковсимволический смысл превращается в «плотский"31. Соответственно, и биограф переходной эпохи, обладающий «плотским» разумом, становится способным изменить весь предыдущий опыт жизнеописания таким образом, что «символическое сказание, даже священный текст — всё поддаётся теперь вочеловечению. Евангелие может быть использовано для осмысления личной биографий столь последовательно, что действующее лицо отождествляется с Христом, принимает его имя, считается распятым и воскресшим (как описано в житии мистической эсхатологической старообрядческой секты Кондратия.

Селиванова — С. 77.) .

Большое внимание М. Б. Плюханова уделяет стилистической неоднородности отечественных биографических текстов первой половины XVIII века, своеобразным «стилистическим диссонансам», через которые «шёл путь к новой литературной системе художественных стилей с их многофункциональностью. В диссонансах ранних жизнеописаний воспитывалось сознание стилистической сложности человеческого облика, проявившееся.

•5 -5 позже у Державина" .

Основной вывод исследовательницы таков: «В жизнеописаниях переходной эпохи установилась важнейшая особенность литературы и культуры нового времени: непрекращающееся взаимодействие человеческой личности и её литературного изображения, ведущее к беспрестанным изменениям как литературных норм, так и форм самосознания"34.

Сопоставляя биографии, написанные в разные эпохи,.

Г. Е.Померанцева заметила, что «Восемнадцатый век в центр внимания в биографии поставил человека. Биография — это первейшее и надёжнейшее средство познания человеческой природы. Биография в восемнадцатом веке достигла своей зрелости, поскольку вошла в понимание своих, отличных от истории, задач. отделилась от неё и оформилась как самостоятельный жанр со своей критической литературой и своим читателем"35. Произошло это потому, что «восемнадцатый век стремился постигнуть человеческую природу и преуспел в наблюдениях за ней. Ощутив потребность в изучении человека, его природы, он проявил интерес к людям самых разных общественных положений. Стремление к аутентичности и гарантированным истинам было свойственно веку Просвещения. К этому стремились и те, кто хотел бы видеть своих героев некими моделями для человечества — совершенство не должно быть недостижимо"36.

Касаясь степени изученности проблем биографии, исследовательница отметила, что в русской словесности «.нет и теории биографии в целом. Нет у нас и истории биографии, хотя.

37 существует устойчивая биографическая традиция." .

Одной из первых составила типологию биографических жанров нового времени Н. А. Бугрина, однако её попытку нельзя назвать удачной, поскольку в классификацию вошли разножанровые произведения (биография, житие, литературный портрет, литературная характеристика, биографический очерк, биографический анекдот и т. п.), чьи различия в формальноо о содержательных признаках, как нам кажется, учтены не были .

Выявляя методологические основания биографии и рассматривая биографические памятники русской литературы на разных этапах её развития, А. Л. Валевский утверждает, что русский биограф пытался «прежде всего очертить номенклатуру причин (в этой роли выступали среда и обстоятельства жизни) и с помощью процедуры калькирования зафиксировать отражение предполагаемой причины на следствие (в этом качестве выступали поступки, мысли, поведение человека). Задача изображения сводилась к отражению в тексте уникальности биографического персонажа на фоне типического. Здесь появляются такие изобразительные средства, как рамка, перспектива, интонация, ритмика. Здесь характерно рождение авторства биографического текста, возникают эмбриональные формы методологического познания, выраженного главным образом в составлении списка методических рекомендаций к составлению биографического.

39 текста" .

Рассмотренные выше работы, безусловно, внесли значительный вклад в изучение истории и теории биографии как литературного жанра. Однако интересующие нас проблемы истоков, формирования и типологии собственно русской биографии XVIII — первой трети XIX вв. не стали предметом специального исследования.

Кроме того, отсутствие чёткого понятия о биографии как о жанре также не способствует повышенному вниманию к изучению его истории. Во всех литературных словарях и энциклопедиях биография определяется только как «жизнеописание», однако это является лишь дословным переводом с древнегреческого. Очевидно, что без изучения процесса осмысления понятия «биография» в интересующую нас эпоху обедняется не только представление о нём, но и нарушается исторический подход в анализе конкретных биографических произведений. Наше исследование не предполагает теоретическую разработку жанра биографии, оно историко-литературное. Однако обойти этот вопрос невозможно, поскольку, обращаясь к предмету исследования, необходимо иметь чёткое понятие о нём.

Биография (древнегреч. bios — жизньgrapho — пишу) буквально — описание чьей-либо жизни, жизнеописание. По характеру привлечения и использования материала жизнеописание имеет следующие разновидности:

1) Научная биография. в которой хронологически последовательно, начиная со дня рождения, излагаются до мельчайших деталей все известные на данное время и зафиксированные, документально подтверждаемые факты жизни и деятельности человека, ставшего объектом жизнеописания.

2) Научно-популярная биография — относительно развёрнутое или краткое жизнеописание, где приводятся наиболее значительные, имеющие документальное подтверждение факты жизни и деятельности человека с соблюдением при их описании хронологической последовательности.

3) Научно-художественная биография. включающая наряду с документальными свидетельствами и материалами определённый домысел (реконструкцию возможных разговоров с домочадцами и диалогов с современниками, о встречах с которыми имеются лишь скупые прямые или косвенные свидетельства, описание впечатлений от картин природы или происшествий тех лет, которые данный человек мог наблюдать при своих поездках по стране и за рубежом, но о чём не оставил никаких заметок и воспоминаний и т. д.), не выходящий однако за пределы фактической стороны жизни и деятельности человека.

4) Художественная биография. построенная по законам художественного (эпического) произведения, допускающим в соответствии с замыслом писателя нарушение хронологии при освещении тех или иных фактов жизни и деятельности реального человека, включение в повествование вымышленных персонажей, описание встреч с людьми, которые жили в те годы, но встречи героя повествования с которыми нигде и никем не зафиксированы, или же они вообще не могли произойти по ряду объективных причин, однако их изображение помогает писателю нарисовать правдоподобную картину эпохи и создать зримый, художественно полноценный образ исторического лица как человека своего времени с присущими ему и веку страстями, слабостями, личными и общественными интересами и т. д.

По своей тональности и пафосу жизнеописание может быть нейтральным, что свойственно научной биографии, а также панегирическим или назидательно-дидактическим, что характерно для других отмеченных видов биографии, включая и такую её разновидность, как житие святого.

Предмет данного исследования — отечественная художественная биография. еёистоки, формирование, процесс выделения в самостоятельный литературно-художественный жанр, начало которому было положено в XVIII веке, а завершение приходится на первую треть XIX века, когда в русской литературе появляется «Михаил Васильевич Ломоносов» Ксенофонта Алексеевича Полевого (1836) — первое произведение, написанное уже в жанре собственно художественной биографии.

Ю.В.Стенник очень верно заметил: «Судить о жанровой природе произведения — это значит устанавливать наличие объективно существующих связей между ним и другими родственными ему произведениями по жанровому признаку"40. Поэтому объект данного исследования составил весь корпус светских жизнеописаний самых разных типов, созданных нашими авторами XVIII — первой трети XIX вв., за исключением произведений житийного характера, автономно развивавших древнерусские агиографические традиции в тот период и составляющих предмет отдельного исследования.

В первой трети XIX века появились жизнеописания священнослужителей, родственные формирующимся канонам светской биографии («Жизнь преосвященного Амвросия.» Д. Бантыш-Каменского (1813), «Изображение жизни Платона (московского митрополита рубежа XVIII—XIX вв. — С.П.)» (1822), «Биографические черты из жизни Архиепископа московского Августина, Почётного Члена Общества любителей российской словесности в Москве» (1824) и др.

Переводные жизнеописания авторов-биографов других стран привлекаются в той мере, в какой они помогают раскрыть процесс формирования отечественной художественной биографии, что является главной целью исследования.

Задачи диссертации соответствуют её цели:

1) Определить истоки отечественной художественной биографии, проследить историю становления в России этого литературного жанра.

2) Раскрыть важнейшие художественные особенности отечественной художественной биографии XVIII — первой трети XIX вв.

3) Выявить её основные типы.

4) Вернуть истории русской литературы того периода несправедливо забытые имена писателей-биографов (в частности, И. Голикова, Н. Ильинского, И. Виноградова, И. Давыдова, А. Писарева, Е. Филиповского, Кс. Полевого и др.).

Постановка и решение этих задач определяют научную новизну работы.

В своём исследовании диссертант исходит из современных представлений о жанре как исторически изменяющейся категории, используя для решения поставленных задач историкофункциональный, типологический, структурный и аксиологический методы и основываясь на принципе историзма.

Именно поэтому, прежде чем обратиться к обозначенным выше проблемам истоков, формирования и типологии жанра биографии в русской литературе XVIII — первой трети XIX вв., необходимо рассмотреть осмысление понятия «биография» в России того времени. Данному теоретическому вопросу будет посвящена первая глава диссертации.

Заключение

.

1. Плаксин В. Краткий курс словесности, приспособленный к прозаическим сочинениям. Спб., 1832. С. 1,32.

2. Словарь Академии Российской: В 6 ч. 4.2. Спб., 1790. Стлб. 1123.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Тексты отечественных биографий XVIII-первой трети XIX вв.
  2. Архив князя Ф. А. Куракина. Кн. 1. Спб., 1890.
  3. Бантыш-Каменский Д. Н. Жизнь преосвященнаго Амвросия, Архиепископа Московскаго и Калужскаго, убиенного в 1771 году. М., 1813.
  4. В.Н. Жизнеописание генерал-аншефа барона Людвига Иоанна Потт фон Любераса, Знаменитаго строителя известнаго Кронштадтскаго канала. Спб., 1829.
  5. В.Н. Жизнеописание Николая Григорьевича Курганова, подполковника, профессора навигации, математики и Инспектора Морскаго шляхетнаго кадетскаго корпуса. Спб., 1829.
  6. В.Н. Жизнеописания первых российских адмиралов или опыт истории российскаго флота: В 4 ч. Спб., 1831−1836.
  7. В.Н. Жизнеописание российскаго адмирала Константина Ивановича Крюйса. Спб., 1825.'
  8. Биографические черты из жизни Архиепископа Московскаго Августина, Почетнаго Члена Общества Любителей Российской Словесности в Москве. М., 1824.
  9. А.Я. Биография Александра Александровича Влокова. М., 1833.
  10. А.Я. Биография тайнаго советника, директора почтоваго депертамента, Санкт-Петрбургскаго почт-директора, разных орденов кавалера Константина Яковлевича Булгакова. М., 1838. ¦ *
  11. Военныя подвиги и анекдоты графа Петра Христофоровича Витгенштейна, выбранныя из достоверных источников ииностранных журналов: В 3 ч. М., 1814.
  12. П. А. О жизни и сочинениях Василия Александровича Озерова. Спб., 1817.
  13. П.А. Фон-Визин. Спб., 1848.
  14. С.Н. История жизни и царствования Александра Перваго: В 2 ч. М., 1828−1829.
  15. И.И. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразителя России, собранныя из достоверных источников и расположенныя по годам: В 9 т. М., 1788−1797- Дополнения к Деяниям Петра Великаго: В 20 т. М., 1789−1797.
  16. Голиков И. И Историческое изображение жизни и всех дел славнаго женевца Франца Яковлевича (Франциска Иякова) Лефорта и сослужебника его. знаменитаго шотландца Патрика Гордона, известного у нас под имянем Петра Гордона. М., 1800.
  17. И. Жизнь и военныя деяния Ермака, завоевателя Сибири, выбранныя из разных пистаелей, как Российских, так и иностранных. М., 1807.
  18. Жизнеописание Александра Алексеевича Баранова, главнаго правителя российских колоний в Америке. Спб., 1835.
  19. Жизнь в бозе почиющей государыни императрицы Марии Федоровны: В 2 ч. М., 1829.
  20. Жизнь великаго князя Константина Павловича или полное и верное описание его деяний, с 1799 года по самую кончину, собрание писем: В 2 ч. М., 1831.
  21. Жизнь и похождения российскаго Картуша, именуемаго Каина, извесгнаго мошенника и того ремесла людей сыщика. Писанная им самим при Балтийском Порте, в 1764 году. Спб., 1777.
  22. Жизнь князя Григория Александровича Потемкина-Таврическаго, взятая из 'Иностранных и отечественных источников: В 3 ч. М., 1808.
  23. Жизнь князя Петра Дмитриевича Цицианова. М., 1823.
  24. Жизнь Николая Николаевича Бантыша-Каменскаго. М., 1818.
  25. Жизнь, свойства, военныя и политическия деяния: 1) Российскаго Императора Павла I- 2) генерал-фельдмаршала, князя Потемкина-Таврическаго- 3) канцлера, князя Безбородки. Спб., 1805.
  26. Жизнь святаго апостола Павла, составленная на основании достовернейших свидетельств, с присовокуплением поместам археологических и нравственных замечаний. М., 1828.
  27. Житие остроумнаго Есопа. Б.м. 1799.
  28. Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежскаго чудотворца, собранное Платоном, Архиепископом Московским и Калужским. M., i784.
  29. Житие преподобнаго отца нашего Даниила, великаго князя Московскаго. М., 1834.
  30. P.M. Описание жизни актера господина Яковлева. Спб., 1817.
  31. Н. С. Житие Франца Яковлевича Лефорта. Спб., 1799.
  32. Н. С. Описание жизни и бессмертнаго подвига славнаго мужа, нижегородскаго купца Козьмы Минина. Спб., 1799.
  33. Историческия записки о жизйи и воинских подвигах генералфельдмаршала, светлейшаго князя Михаила илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленскаго. Спб., 1813.
  34. Историческое сведение о жизни Митрофана, перваго воронежскаго епископа. Спб., 1832.
  35. История генералиссимуса' • Суворова-Рымникскаго с присокуплением анекдотов, изображающих дух и свойство сего знаменитаго военачальника: В.2 ч. М., 1812.
  36. История славнаго вора, разбойника и бывшаго московскаго сыщика Ваньки Каина. М., 1794.
  37. Н.М. Пантеон российских авторов.// Карамзин Н. М. Избр. соч.: В 2 т. Т.2. М.-Л., 1964.
  38. Картина жизни, военных и политических деяний князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленскаго, писанная одним Российской службы офицером: В 4 ч. М., 1813.
  39. Картина жизни и военных деяний российско-императорскаго генералиссимуса, князя Александра Дмитриевича Меньшикова, фаворита Петра Великаго: В 3 ч. М., 1809.
  40. С.П. Житие господина N.N., служащее введением в историю его в царстве мертвых. Спб., 1781.
  41. М. Обстоятельное и верное описание добрых и злых дел российскаго мошенника, вора и разбойника и бывшего московскаго сыщика ваньки Каина, всей его жизни и странных похождений, сочиненное в Москве 1775 года. Спб., 1779.
  42. П.Н. Краткое описание блаженных дел великаго Государя Императора Петра Великаго, самодержца Всероссийскаго: В 4 ч. 1742 (РГАДА, ф.17. № 167).
  43. П.Н. Сказание о рождении, воспитании и наречении на Всероссийский царский престол его царскаго пресветлаго Величества государя Петра Великаго. М., 1787.
  44. В.А. Историческое сказание о выезде, военных подвигах и родословии благородных дворян Левшиных. М., 1791.
  45. Н.И. Биографическое известие о Бургарде Адаме Селлии.// Древняя российская вивлиофика. 4.1. 1773, май. С.369−372.
  46. Н.И. Краткое описание жизни Никодима Селлия.// Санкт-Петербургския ученыя ведомости. 1777. № 10. С.78−80.
  47. А.А. Биографии штаб- и обер-офицеров гренадерскаго графа Аракчеева полка, положивших жизнь свою, защищая Государя и Отечество в сражениях 1812,1813 и 1814 годов. Спб., 1816. ¦ *
  48. Кс.А. Михаил Васильевич Ломоносов: В 2 т. М., 1836.
  49. Н.Р. Биография графа Алексея Ивановича Васильева. Спб., 1827.
  50. Ф. История Императора Петра Великаго, от рождения его до Полтавской баталии, и взятия в плен остальных шведских войск при Переволочне включительно. Спб., 1773.
  51. А.С. История Пугачевскаго бунта: В 2 ч. Спб., 1834.
  52. А.Н. Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его Сочинений. Спб., 1789.
  53. Н.А. Жизнь князя Якова Петровича Шаховскаго. М., 1810.
  54. Н.А. О жизни и сочинениях Александра Николаевича Радищева.// Биография А. Н. Радищева, написанная его сыновьями. М.-Л., 1959.
  55. Сатиры и другия стихотворческия сочинения князя Антиоха Кантемира, с историческими примечаниями и с кратким описанием его жизни. Спб., 1762.
  56. Ф.М. Жизнь, военныя и' политическия деяния Михаила Ларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленскаго: В 6 ч. Спб., 1813−1814.
  57. И. Жизнь и военныя деяния генерала от инфантерии графа Николая Михайловича Каменскаго: В 2 ч. М., 1814−1815.
  58. С.И. Жизнь, характер и военныя деяния храбрагогенерал-фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева-Задунайскаго. М., 1803.
  59. Сочинения, письма и избранныя переводы князя Антиоха Дмитриевича Кантемира: В 2 т. Спб., 186.7−1868.
  60. Г. Жизнеописание Акинфия Никитича Демидова, основателя многих горных заводов, составленное из актов, сохранившихся у его наследников и из других сведений. Спб., 1833.
  61. Ф.О. Полное описание деяний Его Величества Государя Императора Петра Великаго. Спб., 1788.
  62. Ф.О. Созерцание славной жизни святаго благовернаго Александра Ярославича Невскаго. Спб., 1789.
  63. Е. История о князе Якове Федоровиче Долгорукове: В 2 ч. М., 1807−1808.
  64. С. Жизнь графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменскаго: В 3 ч. Спб., 1811.
  65. Е. Жизнь и смерть Марии Стуарт, Королевы Французской и Шотландской."М., 1803.
  66. Д.И. Жизнь графа Никиты Ивановича Панина. Спб., 1786.
  67. М. Краткая повесть о бывших в России самозванцах. Спб., 1774.1. Ювеналий (Воейков И.Г.). Краткое историческое начертание жизни лейб-гвардии подпоручика Федора Михайловича Булгакова. М., 1796.
  68. Яковлев 77. Жизнь принцессы Анны, правительницы России. М., 1814.1. Тексты переводных западноевропейских биографий XVIII-первойтрети XIX вв.
  69. . М. Житие Кунг-Тсеэа'или Конфу’циуса, наиславнейшаго философа Китайскаго. Пер. с фр. Спб., 1790.
  70. И. Ф. Жизнь и военныя деяния генералиссимуса, князя, италийскаго графа Суворова-Рымникскаго: В 3 ч. Пер. с нем. Спб., 1799−1800.
  71. И. -X: История о жизни «и делах Молдавскаго господаря, князя Константина Кантемира, с российским переводом и с приложением родословия князей Кантемиров. Пер. с нем. М., 1783.
  72. Боссё. Жизнь Фенелона,' архиепископа Камбрейскаго- знаменитаго творца Телемаковых похождений, и многих других, известных на российском языке его сочинений. Пер. с фр. М., 1801.
  73. Бретонн де ла Н.-Р. Жизнь отца моего: В .2 ч. Пер. с фр. М., 1796.
  74. Г. Жизнь графа Минйха, императорскаго российскаго генерал-фельдмаршала: В 2 ч. Пер. с нем. М., 1806.
  75. Гибер Ж.-А.И. Жизнь и деяния Фридриха Великаго: В 2 ч. Пер.
  76. Л. Сравнение жития и дел' разных, а особливо восточных и индийских великих героев и знаменитых мужей, по примеру Плутархову. Пер. с нем. Спб., 1766.
  77. Дез-Эссар Г. Злодеяния Робеспиера и главных его сообщников: Марата, Кутона, Сент-Жюста и прочих.: В 2 ч. Пер. с фр. Спб., 1802.
  78. Жизнеописание Амалии Гаель. Пер. с англ. Спб., 1837.
  79. Жизнеописание славнаго англинскаго министра Виллиама Питта, графа Четамскаго. Пер. с англ. Спб., 1790.
  80. Жизнь афинскаго законодателя Солона. Пер. с фр. Спб., 1789.
  81. Жизнь Бюффона, члена Академии Французской. Пер. с фр. Спб., 1794.
  82. Жизнь девицы Орлеанской Иоанны де Арк. Содержащая в себе редкия деяния, одушевлённыя на любви к Отчеству, героизме и неустрашимости к победам, достойной из девиц героини. С описанием возданных ей почестей и несчастной ея кончины. Пер. сфр. Спб., 1808.
  83. Жизнь и военныя подвиги знаменитаго генерала Моро. Пер. с фр. М., 1814.
  84. Жизнь и военыя подвиги 'шведскаго наследнаго принца Понтекорво, бывшаго французскаго генерала Бернадота. Пер. с фр. М., 1813.
  85. Жизнь и деяния мужей, прославившихся во Франции: В 2 ч. Пер. сфр. М., 1802.
  86. Жизнь императрицы австрийской Марии Терезии. Пер. с нем. Спб., 1789.
  87. Жизнь и подвиги Буонапарте. Пер. с фр. М., 1801.
  88. Жизнь и ужасныя деяния римскаго императора Нерона. Пер. с фр. Спб., 1792.
  89. Жизнь Марка Туллия Цицерона. Пер. с нем. Спб., 1768.
  90. Жизнь Самуила Ричардсона, знаменитаго по своим сочинениям англинскаго писателя, с приобщением похвальнаго ему слова, писаннаго г. Дидеротом. Пер. с фр. Смоленск, 1803.
  91. Жизнь славнейшаго г. Вольтера. Со включением: 1) разных анекдотов о сем муже- 2) стихотворческих и прозаических сочинений, служащих объяснением оныя. Пер. с фр. Спб., 1786.
  92. Жизнь славных мужей Греции и Рима: Нумы Помпилия, Кориолана, Юлия Цезаря, Плутарха, Алкивиада, Лукулла,
  93. Кимона и Аристида, с гравированными их портретами. Пер. с нем. Спб., 1815.
  94. Жизнь супруги Наполеона Бонапарте: В 2 ч. Пер. с фр. М., 1805.
  95. Жизнь Фридерика Второго, короля Прусскаго. Сочинение некотораго откровеннаго человека: В 4 ч. Пер. с нем. М., 1809.
  96. Жирар де Пропиак, Катрин Жозеф Фердинанд. Плутарх для молодых девиц или краткия жизнеописания славных жен. Пер. с фр. М., 1816.
  97. Житие и достопамятныя приключения Зелйнтовы. Пер. с нем. Спб., 1763.
  98. Житие и славныя дела Марка Аврелия Антонина, Цезаря Римскаго, с присокуплением его нравоучительных рассуждений. Пер. с нем. Спб., 1740.
  99. Историй или описание жизни Карла XII, короля шведскаго. Пер. с нем. Спб., 1777.
  100. История Лудовика XVI: В 2 т. Пер. с фр. 1811.
  101. История о княжне Иерониме, дочери Димитрия Палеолога. Пер. с фр. Спб., 1752.
  102. Картина жизни и деяний Фридриха Великаго, короля Прусскаго. Пер. с нем. Спб., 1789.
  103. А. Житие Петра Великаго, императора и самодержца Всероссийскаго, Отца Отечества, собранное из разных книг. Пер. с греч. Спб., 1772.
  104. Э. Подробное и достоверное описание жизни Кука: В 2 ч. Пер. с англ. Спб., 1790.
  105. Курций Квинт Руф. История об Александре Великом: В 2 т. Пер. с лат. Спб., 1750.
  106. Г. История Елисаветы, королевы аглинской: В 2 т. Пер. с фр. Спб., 1782.
  107. Г. Жизнь и похождения здравого смысла. Пер. с англ. М., 1787.
  108. Д. Житие канцлера Франциска Бакона. Пер. с англ. М., 1760.
  109. Орфелин 3. Житие и славныя дела Государя императора Петра Великаго, самодержца Всероссийскаго с предположением краткой географической и политической Истории о российском царстве, ныне первее на Славенском языке списана и издана: В 2 ч. Венеция, 1772.
  110. И. Жизнь австрийскаго генералиссимуса барона Лаудона: В 2 ч. Пер. с нем. М., 1793.
  111. Рабенер Готлиб Вильгельм. Житие страдавшаго за истину.// Сатиры. Пер. с нем. Спб., 1764.
  112. Сен-Реаль Сезар Вишар де. История о ишпанском принце доне Карлосе. Пер. с фр. Спб., 1762.
  113. В. Жизнь и подвиги князя Милоша Обреновича, верховнаго вождя и предводителя народа Сербскаго. Пер. с сербск. Спб., 1825.
  114. Танненберг И.-Г. Жизнь Екатерины Великой, Императрицы и Самодержицы Всероссийской. Пер. с нем. М., 1801.
  115. Танненберг И.-Г. Жизнь Павла Перваго, Императора и Самодержца Всероссийскаго. Писанная на немецком языке Российской службы офицером. Пер. с нем. М., 1805.
  116. I. Работы авторов XVIII-первой трети XIX вв. по истории итеории жанра биографии
  117. И.М. Краткое руководство к российской словесности. Спб., 1808.
  118. JI. Сравнение жития и дел разных, а особливо восточных и индийских великих героев и знаменитых мужей, по примеру Плутархову. Пер. с нем. Спб., 1766.
  119. MB. Поли. собр. соч.: В 10 т. Т.VII. М-Л., 1952.
  120. В. Краткий курс словесности, приспособленный к прозаическим сочинениям. Спб., 1832.
  121. Ф. О поэтическом искусстве. Три КНИГИ ДЛЯ л, , fjy пользы и наставления учащегося русскаго юношества, J преподанныя в Киеве в православной Могилянской Академии влето Господне 1705. Могилев, 1786.
  122. Ф. О риторическом искусстве. Труды КДА. 1865. Т. 1.С.614−637.
  123. М. Начертание курса изящной словесности. Спб., 1832.1. Словари и справочные издания.
  124. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли: В 5 ч. М., 1836.
  125. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. Т.З. М., 1970. Стр. 333. Стлб.987.
  126. Э. Немецко-латинский и русский лексикон купно спервыми началами русскаго языка к общей пользе при Императорской Академии наук печатаю издан. Спб., 1731. С. 367.
  127. А. Лексикон философских предметов. T.I. СПб., 1845. С. 83.
  128. Й. Новый российско-французско-немецкий словарь, сочиненный по словарю Российской Академии: В 3 т. Т.1. М., 1799. С. 357.
  129. Евгений (Болховитинов). Новый опыт историческаго словаря о российских писателях.// Друг Просвещения. 1805. № 1−12- 1806. № 1−12.
  130. Евгений (Болховитинов). Словарь исторической о бывших в России писателях духовнаго чина греко-российской церкви: В 2 ч. Спб., 1818.
  131. Евгений (Болховитинов). Словарь русских светских писателей, соотечественников и иностранцев, писавших в России. Спб., 1838−1845.
  132. Лексикон словенороський Памви Биринди. Киев, 1961.
  133. И.Ф. Лексикон российской и французской, в которомнаходятся почти все российсв о порядку российскагоалфавита: В 2 ч. Спб., 1762. С. 403.
  134. Немецкое известие о русских писателях (1768). М., 1862.
  135. Новый лексикон или Словарь на французском, итальянском, немецком, латинском и российском языках, содержащий в себе полное собрание всех употребительных французских слов. сообразно Словарю Французской Академии: В 2 ч. 4.2. G-Z. М., 1787. С. 635.
  136. Опыт историческаго словаря о российских писателях. Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий и словесных преданий собрал Николай Новиков. Спб., 1772.
  137. Поликарпов-Орлов Ф. П. Алфавитарь рекше Букварь славенскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим, и любомудрие, в пользу душеспасительную, обрести тщащимся. М., 1701.
  138. Поликарпов-Орлов Ф. П. Лексикон треязычный. Сиречь речей славенских еллиногреческих и латинских сокровище из разных древних и новых книг собранное и по славенскому алфавиту в чинах расположенное. М., 1704.
  139. Русский биографический словарь: В 25 т. М.-Спб. (Пг.), 1896
  140. Словарь Академии Российской: В 6 ч. 4.2. Спб., 1790. Стлб.1123.
  141. Словарь русских пистаелей XVIII века: В 2 т. (неоконч.). М., 1998−1999.
  142. Словарь русского языка XVIII века: В 11 ч. (неоконч.). 4.2. Л., 1985. С. 24.
  143. И.И. Материалы для словаря древнерусскаго1918.языка по письменным памятникам: В 3 т. Спб., 1893. 150. Энциклопедический лексикон под редакцией А. А. Плюшара: В 17 т. Т.6. Спб., 1835. С.70−73.
  144. У .Работы по истории жанра биографии XVIII — первой трети XIX вв.
  145. С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. М., 1973.
  146. Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения «агиографического стиля» Древней Руси.// ТОДРЛ. Т.20. М.-Л.Д964.
  147. М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа. XVII первая четверть XVIII в. М., 1976.
  148. Э.Л. Памфлет.// Русский и западноевропейский классицизм: Проза. М., 1982. С.263−297.
  149. Н.П. Источники русской агаиографии. Спб., 1882.
  150. И.Л. Проблемы биографического жанра в советской исторической науке. М., 1988.
  151. Д. Император Петр Великий в народном предании. Спб., 1913.
  152. Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси.// Исторические очерки русской народной словесности и искусства: В 2 т. Т.2. Спб., 1861. С. 238.
  153. А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983.
  154. В.П. Стилистическое учение Ломоносова и теория трёх стилей. М., 1970.
  155. Выголексинский сборник: Древнерусский текст. М., 1977.
  156. Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.
  157. В.Е. К вопросу о жанре «Жития протопопа Аввакума».// ТОДРЛ. Т.15. М., 1958. С.201−210.
  158. Н.П. Биографические предания о русских писателях XVIII века как историко-культурное явление.// XVIII век. Сб.15. Л., 1981. С.275−283.
  159. Г. Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров.// Русский и западноевропейский классицизм: Проза. М., 1982. С.235−263.
  160. ДА. Биография биографии. Размышление о жанре. М., 1980.
  161. B.C. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869.
  162. В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.
  163. Л.И. Очерки истории эстетической мысли XVIII века. Л., 1968.
  164. Ю.М. Биография живое лицо.// Новый мир. 1985. № 2. С.228−236.
  165. М.И. Русская критика первой четверти XIX в. М.-Л., 1959.
  166. A.M. О смене писательского типа в петровскую эпоху.// XVIII век. Сб.9. Л., 1974. С. 112−129.
  167. С.А. Юмористическое жизнеописание В.А.Чупятова.// Русский архив. 1893. Кн. 1. Вып.2. С. 165−168.
  168. Г. Е. Биография в потоке времени. ЖЗЛ: замыслы и воплощения серии. М. Д 987.
  169. Н.В. Сочинения старца Леонтия и школа протопопа Аввакума.// ТОДРЛ. Т.ЗЗ. М., 1979. С.156−163.
  170. Ф. Сочинения. М--Л.Д961,
  171. Е. Связь византийской агиографии с античной беллетристикой.// Материалы XXII научной конференции Тартусского университета. Тарту, 1967. С. 14−21.
  172. Н. Древнерусские княжеские жития. М., 1915.
  173. П.К. Сказки о Петре Великом в записях 1745−1754 гг.: В 4 ч. Спб., 1903.
  174. В.В. Очерки из истории русского романа: В 2 т. Спб., 1909−1910.
  175. В.В. Русские повести XVII—XVIII вв.. СПб., 1905.
  176. М.О. Повесть об Улиании Осорьиной.// ТОДРЛ. Т.6. М.-Л., 1948. С.256−323.
  177. В.К. Русские исторические, песни XVI—XVIII вв.. М., 1960.
  178. В.К. Русские исторические предания. М., 1970.
  179. А. 1812 год и русская мемуаристика. М., 1980.
  180. Н.С. Древния жития преподобнаго Сергия Радонежскаго. М., 1892.
  181. Г. П. Святые Древней Руси (X-XVII ст.). ПарижД931.
  182. Л. В жанре биографии.// Звезда. 1987. №.9. С.203−210.
  183. КВ. Русские народные социально-утопические легенды XVII—XVIII вв.. М. Д967.
  184. С.П. История русской словесности. М. Д858.
  185. В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Спб., 1908.
  186. VI. Работы по теории жанра биографии
  187. Г. О. Биография и культура. М., 1927.
  188. В.В. Происхождение романа. М., 1963.
  189. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
  190. Н. Биографии и их изучение. М., 1920.
  191. .М. Из писем к В.Б.Шкловскому.// Нева. 1985. № 5. С. 156−164.
  192. А.В. Русская автобиографическая проза второй половины XVIII-начала XIX вв. (Традиции и новаторство. Поэтика.): Дисс. канд. филолог, наук. М., 1996.
  193. Н.А. Советская биографическая проза. Вопросы истории, типологии, поэтики. Автореф. дисс. канд. филолог, наук. Горький, 1986.
  194. A.JI. Методологические Основания биографии. Автореф. дисс. канд. философ, наук. Киев, 1990.
  195. МО. Опыты изучения древнерусской историко-бытовой повести. Дисс. д-ра филолог, наук. Л., 1944.
  196. Э. Русская рукописная повесть второй половины XVII и первой половины XVIII вв. (Принципы изображения человека, рост реалистических тенденций, проблема жанра в бытовой повести). Дисс. канд. филолог, наук. Прага-Москва, 1966.
  197. VIII. Работы зарубежных исследователей о жанре биографии
  198. Edel L. Literary Biography. Toronto, 1957.
  199. Garraty J.A. The Nature of Biography. N. Y. 1957.
  200. Halkin F. Bibliotheca hagiographica graeca. V. 1 -3. Brux., 1957.
  201. Johnson E. One mighty torrent. The Drama of Biography. N.Y. 1937.
  202. Maurois A. Aspects of Biography. Camb., 1929.
  203. Nikolson H. The Development of the English Literature. L., 1928.
  204. Stauffer D.A. English Biography before 1700. Camb., 1930.
  205. Stauffer D.A. The Art of Biography in eighteen Century England. Princeton, 1941.
  206. Stuart D.R. Epochs of Greek and Roman Biography. Berkeley, 1928.
  207. Wool/ W. From «The of Biography».// Biography Past and Present. Selection and Critical Essays N. Y., 1965.
  208. А. Биография как история. M., 1970.
  209. В. Биография и автобиография: проблема источника и изложения. М., 1970.
Заполнить форму текущей работой