Идентификация информационных резервов повышения качества продукции промышленного предприятия
Во всем мире все большее значение придается использованию системного подхода к качеству функционирования предприятий, использование которого нацелено на создание и сертификацию систем качества согласно требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Все ли проблемы можно решить, пользуясь стандартами ИСО? Зачастую руководители предприятий, обращаются в отдел по стандартизации с просьбой… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1. 1. Формирование информационно-технологической парадигмы развития информационной экономики
- 1. 2. Формирование информационной парадигмы качества продукции промышленного предприятия
- 1. 3. Теоретические подходы формирования информационных резервов повышения качества продукции промышленного предприятия
- Глава 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
- 2. 1. Теоретическое исследование процесса адекватного отображения информационных резервов
- 2. 2. Обоснование использования модели делового совершенства системы менеджмента качества промышленного предприятия для идентификации информационных резервов
- Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 3. 1. Выявление информационных резервов повышения качества промышленных предприятий тароупаковочной продукции
- 3. 2. Прогнозы развития промышленных предприятий тароупаковочной продукции
Идентификация информационных резервов повышения качества продукции промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для активизации бизнес-процессов промышленные предприятия (ПП) реализуют стратегию worltflow и группового программного обеспечения.1 Благодаря автоматизации процедур на основе возможностей worJtflow в распоряжении организационных аналитиков предоставляются все необходимые статистические данные для анализа качества продукции, рабочих нагрузок, затрат, периодов пиковой нагрузки и многих других аспектов деятельности ПП. Включенные в системы средства имитационного моделирования позволяют смоделировать изменения в процедурах с высокой степенью детализации и точности, а также получать доступ к данным предельно упрощенно.2 Технология workflow, как правило, способствует сокращению затрат на качество продукции за счет организационного ресурса (резервов).
Для повышения качества продукции ПП реализуют модель тотального управления качеством (TQM — Total Quality Management), суть которой состоит в утверждении, что понимание ожиданий покупателей и их выполнение является лучшим и единственным устойчивым средством для успеха в бизнесе. Причем «покупателями» считаются все последующие процессы и, следовательно, каждый этап производства продукции или услуги должен удовлетворять и обслуживать все последующие процессы. Поэтому внутренние «покупатели» (следующие процессы) имеют такое же большое значение, как и внешние.3.
В силу технологической уникальности каждого ПП, информационные системы управления качеством продукции, как правило, создаются для решения конкретных задач. Как относительно независимые от всей системы.
Workflow — автоматизация, полностью или частично, бизнес-процесса, при которой документы, информация или задания передаются для выполнения необходимых действий от одного участника к другому в соответствии с набором процедурных правил.
2Адер М. Workflow & Groupware Strategies, Франция. Стратегия workflow и группового программного обеспечения // Фишер Л. Совершенство на практике. Лучшие проекты в области управления бизнес-процессами и workflow / Пер. с англ. М.: Весть — Метатехнология, 2000.432 с.
3Новое американское тотальное управление качеством (http://wsclan.narod.ni/manager/4/7t.html). управления ПП системы управления качеством создаются лишь в отраслях со сравнительно стабильным рынком продукции. Результативность такой системы качества возрастает при выявлении информационных резервов повышения качества продукции на базе методов самооценки (самодиагностики) системы менеджмента качества (СМК) ПП.
В то же время современный уровень представлений об информационных резервах не соответствует требованиям прикладных экономических дисциплин — экономического анализа, логистики, бухгалтерского учета и аудита. Более того, как экономическая категория, информационный резерв повышения качества продукции в отечественной экономической литературе практически не рассматривался.
Недостаточность научной проработки этих проблем определяет актуальность темы диссертационной работы, ее выбор и круг рассматриваемых вопросов.
Степень ррработанности проблемы. На различных уровнях научной абстракции проблемы формирования и развития информационных резервов повышения качества продукции ПП исследовались по определенным направлениям.
Рассмотрение факторов возникновения нового информационного общества нашли отражение в работах Д. Белла (постиндустриализм), Ж. Бодрийя-ра, М. Постера (постмодернизм), М. Пайора, Ч. Сейбла, JI. Хиршхорна (гибкая специализация), М. Кастельса (информационный способ развития). При разработке проблем социальной преемственности информатизации большую роль сыграли труды ученых Г. Шиллера (неомарксизм), М. Альетта, А. Ли-пица (регуляционная теория), Д. Харви (гибкая аккумуляция), Ю. Хабермаса, Н. Гарнэма (публичная сфера).4.
Определяющее влияние на формирование информационной парадигмы качества внесли зарубежные ученые и специалисты: У. Деминг, И. Джуран, К. Исикава, Ф. Кросби, Т. Тагути, А. Фейгенбаум, Дж. Харрингтон, Д. Шью.
4Экономический анализ данных теорий приведен в работе Уэбстера Ф. Теория информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.400 с. хард, заложившие основы концепции TQM и стандартов качества серии ИСО 9000.
В рамках отечественной школы проблемы теории и практики качества изучались на базе теоретической платформы реализации и применения экономико-математического инструментария для оценки качества продукции и услуг, сформулированных академиком РАН Д. С. Львовым. Отдельные положения этой проблемы нашли свое отражение в работах JI.M. Бадалова, В. Я. Белобрагина, Б. И. Герасимова, А. В. Гличева, Д. С. Демиденко, A.JI. Денисовой, Е. М. Карлика, В. В. Окрепилова, С. В. Пономарева, Т. А. Салимовой, В. И. Синько, Н. С. Яшина и других авторов.
Проблемы наполнения стратегии TQM развития ПП за счет бенчмаркин-говых, кайзен, кайрио, информационно-интеллектуальных, интеграционных и институциональных резервов повышения качества продукции ПП отражены в работах О. Г. Берстеневой, О. В. Воронковой, Б. И. Герасимова, К. Н. Савина, Н. П. Сапожникова, E.JI. Пархоменко, М. М. Семилетовой, В. Г. Туркина, И. В. Шелковниковой и других авторов.
Отечественные экономисты А. А. Аузан, Р. Г. Зяблюк, Р. П. Малахинова, А. И. Московский, Д. Г. Плахотная, Н. И. Рыжков, Р. И. Цвычев и другие авторы исследовали природу информационных ресурсов и информационного продукта в экономике. Особо следует выделить С. Малахова и Р. Капелюш-никова, касавшихся проблем информации в исследованиях по затратам на качество информационной продукции, а также Е. Майминаса, исследующего информационную парадигму развития общества.
Информационно-технологическая парадигма развития нового общества и информационная парадигма качества продукции ПП реализуются в информационной системе управления качеством, как правило, системе менеджмента качества, результативность и эффективность которой оценивается путем самодиагностики. Систематизация и классификация методов самооценки качества функционирования ПП на базе модели делового совершенства бизнес-процессов ПП проведены в работах Т. Конти, а также М. К. Варгина, В.Н. Га-леева, Б. И. Герасимова, B.C. Дубинина, Ю. Р. Еналеевой, А. В. Коржа, С.В. Ры-балкина, Т. А. Салимовой, А. Ю. Сизикина, О. С. Щукина.
Эти разработки, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако в большинстве из них отсутствует системный анализ информационных резервов повышения качества продукции ПП, их природы, структуры организации и порядка применения.
Мало исследован механизм формирования и развития информационных резервов. На практике это препятствует внедрению информационных технологий в структуру менеджмента качества ПП с целью выработки оптимальных управленческих решений.
Недостаточно исследована классификация информационных резервов и методы их отображения. Вследствие этого снижается результативность соответствующих бизнес-процессов. Отсутствует серьезное методическое обоснование процесса идентификации информационных резервов по модели делового совершенства оценки состояния функционирования менеджмента качества ПП. Это приводит к определенным сложностям по оценке результативности СМК ПП.
Из сказанного выше вытекает необходимость создания целостной научно-обоснованной теории идентификации информационных резервов повышения качества продукции ПП, чем и определен выбор темы и направления исследования.
Целью диссертационного исследования является научное обоснование и разработка методического аппарата идентификации информационных резервов повышения качества продукции ПП для оценки состояния функционирования СМК и определения направлений улучшения хозяйственной деятельности.
В ходе исследования выделены три подцели с соответствующими задачами.
1. Теоретическое обоснование влияния информационных резервов на повышение качества продукции ПП (формирование информационно-технологической парадигмы развития информационной экономикиформирование информационной парадигмы качества продукции промышленного предприятиятеоретические подходы формирования информационных резервов повышения качества продукции ПП). 6.
2. Идентификация информационных резервов повышения качества продукции (теоретическое исследование процесса адекватного отображения информационных резервовобоснование использования модели делового совершенства системы менеджмента качества ПП для идентификации информационных резервов).
3. Практическая реализация процесса идентификации информационных резервов повышения качества продукции ПП (выявление информационных резервов повышения качества ПП тароупаковочной продукциипрогнозы развития ПП тароупаковочной продукции).
В качестве объекта исследования выступают промышленные предприятия тароупаковочной продукции, нацеленные на эволюционное развитие.
Предметом исследования являются организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе идентификации информационных резервов повышения качества продукции ПП.
В качестве методологической базы диссертации использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов в их взаимосвязи, определить тенденции их становления и развития. В процессе исследования были применены такие научные методы, как анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, выявление причинно-следственных связей, индукция, дедукция, системный подход, а также экономико-математический инструментарий, который использовался при рассмотрении проблем, связанных с самооценкой качества ПП.
Теоретической основой анализа задач, поставленных в диссертации послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления качеством продукции, институционализма, статистики, теории функционирования ПП. При рассмотрении предметной области исследования использовались нормативно-правовые акты РФ, регулирующие исследуемые процессы, официальные статистические данные, а также результаты авторских опросных исследований и материалы периодической печати.
Работа выполнена в рамках п. 9.13 «Резервы и механизмы повышения качества продукции (услуг)» Паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление качеством».
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методических положений по совершенствованию информационных процедур повышения качества продукции ПП, отвечающей требованиям потребителей. Элементы научной новизны содержат следующие результаты исследования:
• выявлена кластерная организационная структура понятийной системы термина «качество» на базе объединения классификационных признаков категории и парадигмы качества. Это позволило трактовать качество как информацию отображения комплекса собственных характеристик продукции, выполняющих требования рыночной конъюнктуры;
• введено в научный оборот понятие «информационный резерв повышения качества продукции» как ресурс, формирующий креативную составляющую развития менеджмента качества ПП. Это позволило классифицировать резервы по признаку их сценарного моделирования;
• выявлены S-образные модели развития информационно-технологической парадигмы общества и информационной парадигмы качества продукции, пересечение которых формирует поле информационных резервов повышения качества продукции ПП и ее аттракты. Данный подход ускоряет переход состояния функционирования ПП от «хаоса» к «порядку» формирования ПП как хаордической динамической открытой системы;
• введено в научный оборот понятие «идентификация информационных резервов повышения качества продукции ПП» как процесс их отображения посредством модели делового совершенства менеджмента качества ПП. Это позволило увеличить результативность соответствующих бизнес-процессов;
• проведена классификация методов идентификации информационных резервов повышения качества продукции ПП на структурную и параметрическую идентификации. Первая предполагает выбор фреймов резервов с нулевой количественной значимостью (кластер значимости) как приоритетных направлений развития менеджмента качества ППпараметрическая идентификация выполняется по всем фреймам модели делового совершенства с поиском итоговой оценки результативных действий ПП в области совершенствования менеджмента качества. Структурная и параметрическая идентификации информационных резервов являются необходимым и достаточным условием формирования дерева целей развития ПП;
• разработан организационно-экономический механизм идентификации резервов, представляющий собой системное объединение набора информационных резервов, идентификатора на базе модели делового совершенства, бенчмаркингового регулятора с уставкой уровня качества продукции ПП и управляющего механизма объединенного взаимодействия циклов Деминга PDCA и SDCA.5 Сформированные при этом организационно-экономические управленческие отношения реализуют схему супервизорного управления качеством продукции ПП.
Положения, рекомендации и выводы диссертационного исследования ориентированы на широкий круг специалистов, занимающихся вопросами управления качеством продукции и промышленными предприятиями.
Самостоятельное практическое значение имеют:
• схема супервизорного управления информационными резервами повышения качества продукции ПП, обеспечивающая поддержание качества продукции в институциональных рамках реализации стратегии TQM;
• схема сценарного моделирования информационных резервов повышения качества продукции ПП, позволяющая выявить синергизм их развития в направлении формирования креативной деятельности ПП, преследующая цель его стабильного роста;
• схема выбора оптимального набора информационных резервов, влияющих на качество продукции ПП на базе анализа динамических процессов стратегической значимости информационных технологий и качества продукции ПП.
5 PDCA и SDCA: Р — plan (планирование), S — standart (стандартизация), D — do (выполнение), С — control (контроль), А — action (действие).
Исследование выполнено в рамках НИР института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета, проводимых в соответствии с Единым заказ-нарядом на тему: «Качество объектов микро-, мезои макроэкономики, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита и финансово-кредитной деятельности».
Идентифицированные информационные резервы повышения качества продукции были апробированы и внедрены на предприятиях по производству тароупаковочной продукции: ЗАО «Рязанский КРЗ» (г. Рязань), ООО «Тамбовская упаковочная компания» (г. Тамбов) и ООО «Торговый Дом «Золотой Кот» (г. Тамбов), что подтверждено справками о внедрении (Приложение Б).
Основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на всероссийских и международных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на Международной научно-практической конференции «Составляющие научно-технического прогресса» (г. Тамбов, 2005) — Международной научно-практической конференции «Наука на рубеже тысячелетий» (г. Тамбов, 2005) — Международной научно-практической конференции «Глобальный научный потенциал» (г. Тамбов, 2005) — Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономики и управления производством» (г. Пенза,.
2005) — I Международной научно-практической конференции «Управление качеством: методология и социально-экономические проблемы» (г. Тамбов, 2005) — Международной научно-практической конференции «Прогрессивные технологии развития» (г. Тамбов, 2005) — Международной научно-практической конференции «Достижения ученых XXI века» (г. Тамбов, 2005) — Международной научно-практической конференции «Проблемы рынка труда и занятости: пути их решения» (г. Тамбов, 2005) — XI научной конференции Тамбовского государственного технического университета (г. Тамбов, 2006) — Международной научно-практической конференции «Качество науки — качество жизни» (г. Тамбов, 2006), Ш Всероссийской научно-практической конференции «Потенциал развития России XXI века» (г. Пенза,.
2006) — П Международной научно-практической конференции «Достижения ученых XXI века» (г. Тамбов, 2006), а также ежегодных научных конференциях института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета (2003 — 2006 гг.).
Результаты исследования использованы в учебном процессе института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета для подготовки экономистов по специальностям: 08.01.05 — «Финансы и кредит», 08.05.02 — «Экономика и управление», 08.05.07 — «Менеджмент организации», 08.01.11 — «Маркетинг», что подтверждено соответствующими справками (Приложение Б).
Основные результаты исследования опубликованы в девятнадцати научных работах, авторским объемом 4,92 печ. л.
Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач и построена по проблемно-тематическому принципу. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
9. Результаты работы организации (120 баллов или 12%): а) финансовые показатели работы организацииб) результативность процессов.
В соответствии с правилами участия в конкурсе каждая организация представляет в конкурсную комиссию отчет с описанием своих достижений по каждому критерию.
Критерии и их составляющие не носят характера обязательных однозначных требований, которые надо выполнять буквально. Работники организации, проводящие самооценку, могут представлять в своем отчете такую информацию, которая, по их мнению, в большей степени соответствует содержанию критерия применительно к особенностям организации.
Другие национальные премии качества:
• Барбадосская национальная награда за качество Великобритании для промышленности основана в 1976 г. за управление качеством, а в 1990 г. за качество продукции. Награда учреждена в 1970;х годах для того, чтобы показать промышленному сектору важность качества и признать компании, достигшие успехов в области качества. Награда является государственной. Она была сформулирована и предложена Барбадосским национальным институтом стандартов. Критерии оценки: проверочная анкета, разработанная Барбадосским национальным институтом стандартов, используется для получения информации о состоянии качества на предприятии. Эта анкета содержит 35 характерных вопросов, основанных на компонентных критериях. Ее элементы: система управления качествомметоды процедур моделированияэффективность операцийнадежность товаров и услугуважение персоналаиерархическая система в структуре качествадокументация [30].
• Бразильская национальная награда за качество. Основана в 1992 г. Награда была создана для признания компаний достигших значительных успехов в применении концепций Всеобщего Управления Качеством. Критерии оценки аналогичны критериям награды М. Бэлдриджа, однако имеют дополнительные требования, характерные для Бразилии [30].
• Колумбийская национальная награда за качество. Была основана в 1976 г. Критерии оценки: основные критерии награды заимствованы из первой части ISO 9004 («Управление качеством и элементы системы качества») и из второй части ISO 9004 («Основные указания по услугам»): удовлетворение запросов клиента (180 очков) — людские ресурсы (150 очков) — улучшение качества и страховка (140 очков) — лидерство (100 очков) — увеличение доходов (100 очков) — информация о качестве (90 очков) — стратегия качества (60 очков) — отношение с поставщиками (60 очков) — физическая обстановка и условия (60 очков) — воздействия (60 очков) [48].
• Награда «Знак Q» Гонконга. Была основана в 1991 г. Гонконгским Советом по «Знаку Q», который управляет процессом награждения, используя схему «Знака Q» Гонконга, в соответствии с которой продукция и Система Качества предприятия должны удовлетворять строгим требованиям Совета при тестировании и оценке. «Знак Q» означает знак качества. В основе награды — национальная награда за качество М. Бэлдриджа. «Знаком Q» награждаются предприятия, которые достигли выдающихся результатов по применению TQM или длительное время пропагандируют процесс управления качеством. Критерии оценки: стратегическое планирование качества (200 очков) — гарантия качества продуктов и услуг (200 очков) — удовлетворение потребителей (350 очков) — информация и анализ (150 очков) — результаты качества (100 очков) [30].
• Национальная награда за качество Раджива Ганди. Была учреждена Бюро стандартов Индии в 1991 г. для признания индийских компаний, отличающихся достижениями в качестве и в управлении качеством. Целью награды является осознание требований к превосходству в качестве и распространение информации об успешных стратегиях качества и выгодах, получаемых от применения этих стратегий. Имеются отдельные награды для малых и больших производственных предприятий, включающие следующие отрасли: металлургическую, электрическую и электронную, химическую, пищевую и фармакологическую, текстильную и инженерную. Критерии оценки претендующей на награду организации рассматриваются по следующим критериям при максимальном количестве баллов — 1000: управление ответственностью за качество (100) — Система Качества (80) — качество маркетинга (80) — план развития и приложение (30) — качество поставок (50) — управление производством, возможности процесса и применения статистических методов (80) — контроль материалов и прослеживаемость (30) — проверка продукции (50) — управление измерениями и тестирующее оборудование (60) — проверка и статус теста (60) — контроль несоответствующих продуктов и корректирующие действия (50) — обслуживание и послепродажные функции (30) — послепродажное обслуживание — система обратной связи с потребителями (50) — соответствие документации и эксплуатация (50) — обучение персонала и мотивация (80) — контроль стоимости качества (80) — внутренний аудит Системы Качества (50) [30].
• Малазийские награды за превосходство в промышленности. Были интегрированы в Награды за превосходство в промышленности в 1990 г. Награды вручаются Правительством частным компаниям как признание их роли в достижении превосходства в соответствующих областях. Они поделены на четыре категории: превосходство продукции, превосходство экспорта, работа гостиниц и награды за управление качеством [30].
• Премия по качеству Великобритании. Совместима с европейской моделью всеобщего управления качеством. Учреждена в 1994 г. Присуждается ежегодно торговым организациям Великобритании в стране и за рубежом. Вручается премьер-министром в Лондоне [30].
• Высшая премия Ирландской ассоциации по качеству. Основана на моделях премий М. Бэлдрицжа и Э. Деминга, Датской и Шведской национальных премий и Европейской премии по качеству. Учреждена в 1982 г. Присуждается ежегодно одному из десяти лауреатов региональных премий (восьми промышленных предприятий и двух предприятий сферы услуг). Вручается Президентом на специальной церемонии в Дублине [30].
• Премия стимулирования Исландской ассоциации по качеству. Основана на моделях премий М. Бэлдриджа и Э. Деминга, Датской и Шведской национальных премий и Европейской премии по качеству. Учреждена в 1993 г. Присуждается ежегодно одному национальному претенденту, выбранному из шести компаний: трех государственных и трех частных, отобранных членами ассоциации. Вручается премьер-министром на специальной церемонии во время Всемирного дня качества [30].
• Французская премия по качеству. Основана на моделях премии М. Бэлдриджа и Европейской премии по качеству. Учреждена в 1992 г. Присуждается ежегодно малым и средним предприятиям-лауреатам региональных премий по качеству. Вручается министром промышленности в Париже [30].
• Бельгийская премия по качеству. Основана на европейской модели Всеобщего Управления Качеством. Учреждена в 1990 г. Присуждается малым, средним и крупным предприятиям с 1994 г. ежегодно (до 1994 г. один раз в два года). Вручается Министром Правительства на каком-либо крупном мероприятии [30].
• Голландская премия по качеству. Максимально приближена к европейской модели Всеобщего Управления Качеством. Учреждена в 1992 г. Присуждается ежегодно одна главная премия компаниям разных категорий плюс «признание качества» для малых компаний. Вручается на специальной церемонии в Амстердаме [30].
• Датская премия по качеству. Основана на европейской модели Всеобщего Управления Качеством. Учреждена в 1993 г. Присуждается ежегодно. Вручается Министром промышленности на специальной церемонии во время Всемирного дня качества [30].
• Шведская премия по качеству. Основана на модели премии М. Бэлд-риджа. Учреждена в 1992 г. Присуждается ежегодно. Вручается королем Швеции [30].
• Норвежская премия по качеству. Основана на моделях премии М. Бэлдриджа и Европейской премии по качеству. Учреждена в 1992 г. Присуждается ежегодно. Вручается на специальной церемонии, которая проводится в мае года, следующего за годом присуждения премии [30].
• Финская премия по качеству. Основана на модели М. Бэлдриджа. Учреждена в 1991 г. Присуждается ежегодно малым и средним предприятиям. Вручается премьер-министром на специальной церемонии во время Всемирного Дня Качества [30].
• Премия по качеству Словацкой республики. В ее основе лежат шесть критериев из девяти Европейской премии по качеству. Учреждена в 1994 г. Присуждается ежегодно. Вручается министром экономики на специальной церемонии во время Всемирного Дня Качества [30].
• Французское движение за качество (MFQ). Эта организация создана в 1991 г. Министерством промышленности и Французской национальной организацией служащих. MFQ объединяет около 4000 французских ассоциаций по качеству. Цель движения — содействие росту качества (с учетом постоянного внимания потребителю) через сеть обмена опытом и ноу-хау крупных, средних и малых компаний, как в частном, так и в государственном секторе экономики. Организация рассматривается как региональная, национальная, европейская и международная сеть, целью которой является содействие предприятиям промышленности сферы услуг в их работе по обеспечению качества, также оказание услуг на правительственном уровне: MFQ организует обмен информацией, обучение и мониторинг технологий [30].
• Европейская премия по качеству для средних и малых предприятий. Европейская организация по качеству (EOQ) и Европейский Фонд управления качеством (EFQM) получили поддержу Европейского Союза в вопросе о введении в конце 90-х годов Европейской премии по качеству для средних и малых предприятий. Эта премия основывается на базе существующих национальных и региональных премий по качеству: финалисты региональных премий становятся претендентами на национальную, а затем и Европейскую премию. Для представления заявки на региональном и национальном уровнях могут применяться любые существующие модели, однако претендентам на Европейскую премию придется оформить свою заявку в соответствии с европейскими требованиями [30].
Выявлено, что методической основой механизма обеспечения самооценки менеджмента качества ПП является концепция TQM, которая не ограничивается строгими требованиями и представляет руководителям большой набор подходов и методов для выполнения требований стандартов, тем самым отвечает на вопрос, как обеспечить и улучшить качество продукции ПП.
Изучение, систематизация и классификация зарубежных и отечественных премий качества по классификационному признаку менеджмента качества показали, что их различия не принципиальны и обусловлены спецификой той или иной страны. Технология самооценки ПП (подробного и всестороннего анализа деятельности предприятия и определения степени ее соответствия модели, установленной премией в области качества) и критерии разных премий качества, в общем, схожи. Суть оценки состоит в том, что в основу любой премии качества заложены критерии, каждый из которых имеет свой удельный вес, очки или баллы. Критерии, получившие низкую оценку, покажут те направления деятельности, которые нуждаются в улучшении.
Вышеизложенное позволило сформулировать следующий вывод: решение проблем качества продукции и менеджмента качества ПП следует начинать в первую очередь с самооценки его менеджмента качества (как центральной части концепции TQM) по критериям национальной премии качества и разработке на этой основе мероприятий по совершенствованию функционирования хозяйственной деятельности предприятия.
Системы менеджмента качества, реализуемые в соответствии со стратегией TQM и международными стандартами качества ИСО 9000:2000 имеют высокую интенсивность восстановления средства контроля, поскольку они обладают самоконтролем по процедурам модели делового совершенства (Европейская и Российская премии качества).
Такие процедуры реализуются методом нисходящего проектирования14 в виде информационной модели, причем в процессе разработки модель вначале рассматривается как единый объект, а затем производится декомпозиция этого объекта вплоть до условно неделимых компонентов процедур.
На первом шаге декомпозиции модели выявлены основные группы характеристик модели: руководство (роль руководства в организации работ) -слой 1- управление людьми (использование потенциала работников) — слой 2- политика и стратегия (планирование в области качества) — слой 3- ресурсы (рациональное использование ресурсов) — слой 4- процессы (управление технологическими процессами и процессами выполнения работ) — слой 5- удовлетворение людей (удовлетворенность персонала работой в организации) -слой 6- удовлетворение заказчика (удовлетворенность потребителей) — слой 7- воздействие на общество (влияние организации на общество) — слой 8- деловые результаты (результаты работы организации) — слой 9. На основе девяти выявленных групп характеристик модели определяются девять слоев модели, а также финансово-управленческий слой, соответствующий задаче доказательства результативности процедур модели делового совершенства. Таким образом, уже на первом шаге в модель закладывается процессный подход на уровне бизнес-процессов ПП.
На втором шаге декомпозиции слои информационной модели рассматриваются как родительские объекты, представляющие собой совокупность дочерних процедур-объектов, которые затем в свою очередь рассматриваются как родительские объекты на следующем шаге декомпозиции и т. д.
14 Павлов И. М. Проблемы проектирования интегрированной системы разработки бизнес-плана инвестиционного проекта // Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: Сб. науч. трудов: Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. Вып. 15. С. 147−153.
Дочерняя процедура, которую можно описать с помощью двух видов информационных элементов — элементов данных и элементов операций. В ходе разработки процедур модели делового совершенства системы менеджмента качества ПП определены информационные потоки между слоями модели (рисунок 2.10) [60].
Рисунок 2.10 — Схема информационных потоков процедур модели делового совершенства менеджмента качества ПП:
1−9- слои модели- 10- слой процедур результативности- 11 — ядро феноменологии качества и информации- 12 — институциональная оболочка.
Центральная позиция слоя 9 в представленной схеме (рисунок 2.10) отражает его ключевое значение среди процедур модели делового совершенства системы менеджмента качества. Анализ направлений развития процедур производится в обратном порядке, т. е. от конечной продукции ПП к его ресурсам. Выбор обратного направления анализа бизнес-процессов связан с самой сутью деятельности ПП в условиях рынка. Как правило, определяя объем произведенной продукции, ПП исходят не из доступного количества ресурсов (в большинстве случае оно условно не ограничено), а из потребностей рынка, поэтому не объем затрачиваемых ресурсов определяет объем производимой продукции, а ее качество.
Идентификация информационных резервов осуществляется посредством их отображения через модель делового совершенства СМК предприятия в режиме супервизорного управления данным процессом, обеспечивающего поддержание качества продукции в институциональных рамках стратегии TQM через бенчмаркинговый регулятор и исполнительный механизм в виде системного объединения циклов Деминга PDCA и SDCA.
Модель делового совершенства в данном случае представляется в виде набора девяти фреймов: (руководство (доступность и взаимодействие с подчиненнымиподдержка и признание успехов персонала на всех уровнях- .- регулярные встречи с потребителями и поставщикамиактивная поддержка методов TQM- 0−1) идентификация) — (политика и стратегия (имеется заявление о миссии, видение и кредо ПП в области качествасуществуют процедуры, учитывающие мнение сотрудников, заказчиков, поставщиков и потребителей ПП- .- сопоставление своих результатов с достижениями конкурентов и других первоклассных фирммиссия и бизнес-политика охватывают все направления деятельности и весь персонал- 0−1) идентификация) — (управление людьми (обеспечена связь снизу вверх и сверху вниз между отдельными сотрудниками, отделами и подразделениями ППпрофессиональные возможности работников определены и сопоставлены с потребностями ПП-.- разработан и реализован план первичной подготовки, обучения и переподготовки сотрудников ППсотрудникам предоставлено право действовать- 0−1) идентификация) — (ресурсы (в бюджете учтены затраты, направленные на предотвращение дефектов, проведение контроля и бракинформационная система постоянно анализируется, деятельность по сбору информации совершенствуетсяданные по качеству регистрируются и существуют специальные процедуры анализа этой информациисуществуют процедуры выявления и анализа альтернативных и предполагаемых технологий, которые могут иметь влияние на бизнес- 0−1) идентификация) — (процессы (ключевые бизнес процессы определяются и развиваются исходя из целей организациистандарты на процессы точно определены и на всех соответствующих уровнях проводится оценка деятельности на соответствие этим стандартам- .- существует четкая система поддержки новых идей на всех уровняхвсе изменения в процессах проверяются и анализируются- 0−1) идентификация) — (удовлетворение заказчиков (организован сбор информации по оценке степени удовлетворенности заказчикаустановлены цели деятельности, которые непосредственно связаны с повышением степени удовлетворенности заказчика- .- постоянно осуществляется сравнение с первоклассными компаниямирезультаты удовлетворения заказчиков систематически анализируются и улучшаются с учетом их изменяющихся потребностей- 0−1) идентификация) — (удовлетворенность персонала (выявлены ключевые составляющие, определяющие степень удовлетворенности персоналазакрепление и оценка ключевых сотрудников-.- существует активная поддержка и предоставляются соответствующие полномочия сотрудникам для работы в составе групп улучшениястепень удовлетворенности персонала систематически анализируется, оценивается и повышается- 0−1) идентификация) — (воздействие на общество (существует системный подход к оценке влияния производств фирмы на окружающую среду и экологию вне производственной территориисуществуют методы, обеспечивающие обратную связь от общественности, проживающей вокруг ПП-.- осуществляются мероприятия по поддержке местных жителей за счет участия ПП в реализации местных проектоввсе результаты сопоставимы с наилучшими показателями других фирм и демонстрируют положительную тенденцию- 0−1) идентификация) — {деловые результаты (для каждого подразделения определены ключевые финансовые показатели и показатели деятельностина местах разработаны планы деятельности подразделений по достижению целей бизнеса- .- все тенденции в деятельности ПП хорошо понятны персоналурезультаты оказываются удовлетворительными при сравнениями с результатами конкурентов и первоклассных компаний- 0−1) идентификация).
Оценка значения каждого слота фреймов производится по результатам процессной процедуры слота — менеджмента качества ПП по бальным шкалам Бш е [0- 1] с выделением реперных точек: 0 — отсутствие СМК ПП- 0,25 — минимальное значение информационного резерва- 0,50 — среднее значение информационного резерва- 0,75 — максимальное значение информационного резерва- 1,00 — реализация информационного резерва.
Глава 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
3.1. Выявление информационных резервов повышения качества промышленных предприятий тароупаковочной продукции.
Во всем мире все большее значение придается использованию системного подхода к качеству функционирования предприятий, использование которого нацелено на создание и сертификацию систем качества согласно требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. Все ли проблемы можно решить, пользуясь стандартами ИСО? Зачастую руководители предприятий, обращаются в отдел по стандартизации с просьбой: «Сделайте нам систему качества ИСО 9000 под ключ, а мы ни в чем не будем участвовать и интересоваться». Как же надо действовать в такой ситуации. Может быть, прежде чем разрабатывать систему качества сначала лучше проанализировать, почему же предприятие имеет много дефектов. Существует правило Джурана 15:85, которое означает, что лишь 15% - это ошибки исполнителей, остальные 85% - это вклад в общее число дефектов системы управления. Для российских ПП это отношение 50:50 [63,64].
Под менеджментом качества мы будем понимать организационную деятельность руководителей ПП, которая направляет человеческие, материальные и финансовые ресурсы туда, где они дадут наилучшие результаты во благо потребителей, акционеров и общества. Внедрение международных систем менеджмента качества — это очень актуальный вопрос для ПП. Но до него надо решить еще более актуальные проблемы. Как показывает практика — нельзя внедрять стандарты, если не ясны цели реформ [79, 80].
Выяснено, что решение проблем качества ПП нужно начинать с самооценки своей деятельности. Самооценка — это систематический и всесторонний анализ деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества. Самооценка дает общее представление о деятельности ТХ и степени развития их систем менеджмента качества. Она помогает определить области, нуждающиеся в улучшении и приоритеты. В процессе самооценки выявляются пробелы и слабые места существующей системы, чтобы организация могла планировать и внедрять требуемые усовершенствования [165, 166].
Анализ результативности процессов идентификации информационных резервов повышения менеджмента качества был проведен на базе кластера промышленных предприятий по производству тароупаковочной продукции: ЗАО «Рязанский КРЗ» (г. Рязань), ООО «Тамбовская упаковочная компания» (г. Тамбов) и ООО «Торговый Дом «Золотой Кот» (г. Тамбов) далее именуемых ППь ПП2 и ППз, соответственно.
Закрытое Акционерное Общество «Рязанский картонно-рубероид-ный завод» — динамично развивающееся предприятие, которое по объемам производства и номенклатуре выпускаемой продукции — одно из самых крупных предприятий России и СНГ по производству мягкой кровли и одно из крупнейших предприятий по производству картонов и гофрокартонов. За год завод производит около 100 млн. м2 различных видов мягких кровельных материалов и 25 млн. м картонов, гофрокартонов и гофротары, большая часть которых изготавливается по современным технологиям, не уступающим аналогичным зарубежным.
Начиная с 1994 г., завод освоил выпуск гофрокартона и гофротары и уверенно вышел на рынок упаковочных материалов России. Наши постоянные партнеры уже оценили преимущества работы с Рязанским КРЗ: высокое качество выпускаемой продукции, гибкий и оперативный подход к каждому клиенту, удобное географическое расположение предприятия.
Номенклатурный перечень предприятия включает в себя более 115 наименований различных видов продукции и услуг, в том числе более 70 наименований кровельных и гидроизоляционных материалов.
Для обеспечения высокого уровня сервиса, в интересах покупателей, завод имеет представителей и дилеров в крупнейших регионах России. Клиентами завода являются предприятия различных регионов Российской Федерации, СНГ, стран Балтии, Болгарии, Германии, Финляндии, Италии, Румынии и других стран мира.
Успешная производственная деятельность завода обеспечивается высоким профессионализмом, постоянной творческой работой коллектива, направленной на освоение новых видов продукции и передовых технологий производства.
Объективной оценкой достигнутых результатов в вопросах качества и финансово-экономической деятельности ЗАО «Рязанский Картонно-Руберо-идный завод» являются звание победителя конкурса «Лучшее предприятие России-97», звание финалиста конкурса «Лучшее предприятие России-99» среди всех отраслей промышленности.
Наплавляемый битумно-полимерный материал «Элабит» является финалистом Всероссийской программы-конкурса 100 лучших товаров России в 1998 г., рулонный кровельный и гидроизоляционный материал на стеклово-локнистой основе «Стеклобит» в 2000 г., битумная черепица в 2003 г. Органическое удобрение на основе отходов картонного производства, навоза и куриного помета «Биогумус» награждено дипломом программы-конкурса «100 лучших товаров России» в 1999 г., жидкая гуминовая смесь «Биогуми» в 2001 г.
На заводе завершена большая работа по сертификации качества продукции в соответствии со стандартами ГОСТ Р ИСО 9001−2001.
Сертификат качества удостоверяет:
• система менеджмента качества применительна к производству картона для плоских слоев гофрированного картона;
• картона гофрированного;
• материала рулонного кровельного и гидроизоляционного на стеклово-локнистой основе Стеклобита;
• материала рулонного кровельного и гидроизоляционного наплавляемого Стекломаста;
• материала рулонного кровельного наплавляемого битумно-полимер-ного Элабита;
• рубероида.
Оценка качества картона для плоских слоев гофрированного картона с покровным слоем из целлюлозы и без покровного слоя марок К-З-ЦН, К-З-М (ТУ 5441−012−287 912−01) производится по параметрам и нормативам, представленных в таблице 3.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
По результатам данной работы можно сделать следующие основные выводы.
1. Сейчас происходит качественно новая по сравнению с предыдущими информационная революция, вызывающая изменения практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Постиндустриальная стадия развития отождествляется с понятием «информационное общество». В экономике становится очевидной решающая роль информационной составляющей непосредственно в производстве материальных благ и услуг.
2. Информация, как таковая, по своей сущности не только связана с экономикой, а является общенаучной категорией. Многоплановость феномена информации заключается в том, что ее свойства специфическим образом проявляются в различных условиях, в которых протекают те или иные природные и социальные процессы.
3. Наряду с классическими видами ресурсов такими, как земля, труд, капитал, предпринимательские способности постиндустриальная цивилизация ставит в один с ними ряд информацию. Информационное преимущество является важнейшим фактором успешного ведения бизнеса. Производство дематериализуется, происходит слияние продуктов с услугами. В новой экономике покупается и продается «концентрированное знание». Основным компонентом товаров и услуг стала информационная составляющая.
4. Философско-экономическая основа феномена информации базируется на следующих концептуальных положениях:
1) признание информации не только как важнейшей социально-экономической категории, но также и как многопланового феномена экономической реальности, равноправного по своему уровню таким феноменам как «капитализм» и «качество" — при этом если категории «капитализм» и «качество» характеризуют соответственно структурные и динамические свойства экономической реальности, то категория «информация» характеризует ее семантические свойства, направленность количественных и качественных показателей капитализма и качества, а также взаимосвязь их формы и содержания;
2) гипотеза о единстве фундаментальных законов информации и принципов информационного взаимодействия для самых различных компонентов экономического пространства и уровней его организации и самоорганизации;
3) понимание доминирующей роли информации во всех без исключения эволюционных процессах общества.
5. Информационная парадигма качества плюралистична по своему содержанию и базируется на следующем фундаментальном положении: субстанцией разнообразных социально-экономических явлений и процессов является информация. Разнообразные политические, социальные, психологические, экономические явления (процессы) имеют информационную природу или информационно заданную генетическую основу. Информационную природу имеют и экономическая динамика, и динамика социальных процессов. При этом, когда речь идет об информации, как о субстанции социально-экономических явлений, то имеется в виду, прежде всего, выявление имманентно присущей всем разнообразным социально-экономическим явлениям единой субстанциональной основы, которая реализуется как их общее информационное, генетически заданное, содержание.
6. Качество продукции и менеджмент качества ПП как экономические категории многоаспектны и многомерны. Функциональные характеристики качества продукции проявляются на всех уровнях функционирования ПП через его менеджмент качества. Данные особенности формирования качества продукции и менеджмента качества ПП как экономических категорий выявили, что в условиях рыночных отношений основные экономические законы, статические и динамические законы развития ПП, а также общие законы экономического функционирования предприятия проявляют себя интегральным образом и позволяют выявить закономерность непрерывного и динамичного совершенствования качества продукции и менеджмента качества: постоянное улучшение и совершенствование качества продукции через менеджмент качества ПП является динамичным и непрерывным процессом развития, устойчивого и эффективного функционирования ПП, обеспечивающим его выживание. Каждая группа вышеперечисленных экономических законов определяет поле законов, на пересечении которых формируется поле законов качества ПП, с вектором развития его менеджмента качества как объективной закономерности динамики рыночных отношений ПП. Это в свою очередь дополняет и развивает представление о качестве продукции ПП как комплексном явлении, формирующем соответствующие экономические и специфические исторические формы общественных отношений.
7. Классификация информационных резервов повышения качества продукции ПП формирует единую синтетическую концепцию повышения качества услуг и ее соответствие принципу плюрализма, дающей адекватную практике интерпретацию резервов качества с применением их вышерассмот-ренной классификации, «работающих» каждый в своей экономической нише, на своем уровне качества (пространственная координата) и на своем временном лаге (временная координата).
8. Системные исследования качества продукции и менеджмента качества ПП как экономических категорий, выявили, что их динамичное развитие происходит по-образным кривым. Непрерывное совершенствование качества продукции формируют следующие основные этапы: борьба, выживание, конкуренция, расширение рынка, повышение производительности, удовлетворение потребителя. Непрерывное развитие менеджмента качества ПП обосновывают: качество продукции, качество процесса, качество деятельности, качество менеджмента, качество разработки, качество предприятия. Для сохранения конкурентного преимущества на рынке каждое предприятие должно постоянно развивать менеджмент качества через обновление, совершенствование и улучшение качества своей продукции.
9. Стратегия развития менеджмента качества в соответствии с концепцией TQM базируется на категории самооценки менеджмента качества ПП. Систематизация отечественного и зарубежного опыта в области менеджмента качества и самооценки менеджмента качества ПП, выявили следующее: оценку эффективности менеджмента качества целесообразно проводить по результатам самооценки состояния функционирования ПП. Самооценка менеджмента качества ПП обеспечивает систематический и всесторонний анализ деятельности и результатов, дающих общее представление о функционировании предприятия и степени развития его менеджмента качества, что позволяет определить области, нуждающиеся в улучшении и приоритеты.
10. Изучение, систематизация и классификация зарубежных и отечественных премий качества по классификационному признаку менеджмента качества показали, что их различия не принципиальны и обусловлены спецификой той или иной страны. Технология самооценки ПП (подробного и всестороннего анализа деятельности предприятия и определения степени ее соответствия модели, установленной премией в области качества) и критерии разных премий качества, в общем, схожи. Суть оценки состоит в том, что в основу любой премии качества заложены критерии, каждый из которых имеет свой удельный вес, очки или баллы. Критерии, получившие низкую оценку, покажут те направления деятельности, которые нуждаются в улучшении.
11. Систематизация и классификация методов самооценки менеджмента качества ПП по разным классификационным признакам выявили следующее: во-первых, каждая из премий качества разработана либо для крупной компании, либо для малого предприятияво-вторых, самооценка по критериям крупных предприятий трудоемка и носит элемент субъективности, а критерии самооценки малых предприятий не достаточныв-третьих, наиболее универсальной является Европейская премия качества, так как она была интегрирована или является базой премий за качество других стран.
12. В рамках информационной парадигмы качества продукции и услуг, наполняющей стратегию TQM, необходимо рассматривать качество как динамическую экономическую категорию через информационное отображение собственных характеристик продукции и услуг, выполняющих требования рыночной конъюнктуры через их точность, надежность, быстродействие и безопасность, которые определяются компонентами 6 М (персонал (man) -Мь методы (methods) — М2, материалы (materials) — М3, машины (mashines) -М4, метрология (metrology) — М5, окружающая среда (media) — Мб) вектора качества продукции и услуг ПП, а организационно-экономические характеристики — системным взаимодействием институциональных, бенчмаркинго-вых, кайзен, интеграционных и синергетических резервов повышения качества продукции, услуг и всего ПП.
Список литературы
- Официальные материалы
- ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 98 с.
- ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 98 с.
- ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2001. — 73 с.
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 12 207−99. Информационная технология. Процессы жизненного цикла. М.: Изд-во стандартов, 1999. — 115 с. 1. Книги
- Азгальдов, Г. Г. Потребительная стоимость и ее измерение / Г. Г. Аз-гальдов. М.: Экономика, 1971. — 167 с.
- Азгальдов, Г. Г. О квалиметрии / Г. Г. Азгальдов, Э. П. Райхман. М.: Изд-во стандартов, 1973. — 172 с.
- Алиев, Р.А. Производственные системы с искусственным интеллектом / Р. А. Алиев, Н. М. Абдикеев, М. М. Шахназаров. М.: Радио и связь, 1990.-264 с.
- Алле, М. Условия эффективности в экономике / Л. Б. Азимова, А. В. Белянина, И. А. Егорова, Н. М. Калмыковой — пер. с франц. М.: Науч.-изд. центр «Наука для общества». 1998. — 304 с.
- Андреев, Б. Г. Экономическое значение повышения качества продукции / Б. Г. Андреев. Л.: Лениздат, 1982. — 133 с.
- Андрианов, Ю.М. Квалиметрические аспекты управления качеством новой техники / Ю. М. Андриянов, М. В. Лопатин. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.-288 с.
- Андрианов, Ю.М. Квалиметрия в приборостроении / Ю. М. Андриянов, Ю. М. Субетто. Л.: Машиностроение, 1990. — 216 с.
- Аристотель. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1976.
- Баданов, JI.M. Экономические проблемы повышения качества продукции / JI.M. Бадалов. М.: Экономика, 1982. — 205 с.
- Барнгольц, С.Б. Рекомендации по подготовке кандидатских диссертаций по специальным дисциплинам / С. Б. Барнгольц. М.: Финансовая академия, 2000. — 32 с.
- Басовский, JI.E. Управление качеством : учебник / JI.E. Басовский, В .Б. Протасьев. -М.: ИНФРА-М, 2002. 212 с.
- Белобрагин, В.Я. Современные проблемы теории управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка / В. Я. Белобрагин М.: Изд-во стандартов, 1994. — 235 с.
- Бендерский, A.M. Обеспечение качества продукции / A.M. Бендер-ский. -М.: Изд-во стандартов, 1988. 120 с. (Всеобуч по качеству).
- Берстенева, О.Г. Феноменология качества услуг Интернет-банкинга / О. Г. Берстенева, Е. Б. Герасимова — под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. — 116 с.
- Бобровников, Г. Н. Прогнозирование и управление техническим уровнем и качеством продукции / Г. Н. Бобровников, А. И. Клебанов. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 230 с.
- Богатин, Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия / Ю. В. Богатин. М.: Изд-во стандартов, 1991. — 196 с.
- Богатин, Ю.В. Качество техники и экономики / Ю. В. Богатин, Л. Б. Сульповар, М. Е. Ломазов. М.: Экономика, 1973. — 295 с.
- Богатырев, А.А. Стандартизация статистических методов управления качеством / А. А. Богатырев, Ю. Д. Филиппов. М.: Изд-во стандартов, 1990.- 156 с.
- Богданов, А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука / А. А. Богданов. М.: Наука, 1988. — 195 с.
- Бойцов, В.В. Научные основы комплексной стандартизации технологической подготовки производства / В. В. Бойцов. М.: Машиностроение, 1982.-245 с.
- Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн — пер. с англ.- под ред. J1. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-175 с.
- Будищева, И.А. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции / И. А. Будищева, Я. Д. Плоткин. М.: Изд-во стандартов, 1989. -184 с.
- Варакута, С.А. Управление качеством продукции / С. А. Варакута -М.: ИНФРА-М, 2001. 207 с. (Сер., Вопрос — ответ).
- Версан, В.Г. Интеграционное управление качеством. Новые возможности и пути развития / В. Г. Версан. М.: Изд-во Акад. информации, 1994.-86 с.
- Воронов, А.А. Основы теории автоматического регулирования и управления : учеб. пособие для вузов / А. А. Воронов, В. К. Титов, Б.Н. Ново-гранов. М.: Высш. шк., 1977. 519 с.
- Всеобщее управление качеством: учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. М.: Горячая линия-Телеком, 2001.-600 с.
- Герасимов, Б.И. Эффективные стратегии научно-технического прогресса: парадигмы качества / Б. И. Герасимов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 1998. — 72 с.
- Герасимов, Б.И. Экономико-математические модели погрешностей оценки качества / Б. И. Герасимов. -Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 1997.-80 с.
- Герасимов, Б.И. Качество в системе управления предприятием / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. -М.: Машиностроение, 2000. 104 с.
- Герасимов, Б.И. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Б. И. Герасимов, С. П. Спиридонов, М.В. Сма-гин. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001. — 132 с.
- Герасимов, Б.И. Информационная экономика: генезис теории и практики системного подхода / Б. И. Герасимов, P.P. Толстяков — под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. — 96 с.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480 с.
- Гиссин, В.И. Управление качеством продукции : учеб. пособие / В. И. Гиссин. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 256 с. (учебники «Феникса»).
- Гличев, А.В. Что такое качество? / А. В. Гличев, В. П. Панов, Г. Г. Аз-гальдов. -М.: Экономика, 1968. 215 с.
- Прикладные вопросы квалиметрии / А. В. Гличев, Г. О. Рабинович, М. И. Примаков, М. М. Синицын М.: Изд-во стандартов, 1983. — 136 с.
- Гончарук, В.А. Развитие предприятия / В. А. Гончарук. М.: Дело, 2000.-208 с.
- Губанов, В.А. Введение в системный анализ / В. А. Губанов, В. В. Захаров, А. Н. Коваленко — под ред. JI.A. Петросяна. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.-232 с.
- Демиденко, Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции / Д. С. Демиденко. СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 1995.-96 с.
- Дмитриев, Ю.Я. Критерии качества, количества и меры в историко-философском процессе. Генезис. Закономерности развития. Функции / Ю. Я. Дмитриев. -М.: Наука, 1995.-352 с.
- Дмитриев, А.К. Основы теории построения и контроля сложных систем / А. К. Дмитриев, П. А. Мальцев. Л.: Энергоатомиздат, 1988. — 192 с.
- Добкин, В.М. Системный анализ в управлении / В. М. Добкин. М.: Химия, 1984.-224 с.
- Жданов, С.А. Методы и рыночная технология экономического управления / С. А. Жданов. М.: Изд-во «Дело и сервис», 1999. — 272 с.
- Жданов, С.А. Основы теории экономического управления предприятием : учебник / С. А. Жданов. М.: Изд-во «Финпресс», 2000. — 384 с.
- Жданов, С.А. Экономические модели и методы в управлении / С. А. Жданов. М.: Изд-во «Дело и сервис», 1998. — 176 с.
- Зайцев, H. J1. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / Н. Л. Зайцев. М.: ИНФРА-М, 1996. — 284 с.
- Исикава, К. Японские методы управления качеством : / сокр. пер. с англ.- науч. ред. и авт. предисл. А. В. Гличев. М.: Экономика, 1988. — 215 с.
- Методы управления затратами и качеством продукции: учеб. пособие / В. Э. Керимов, Ф. А. Петрище, П. В. Селиванов, Э. Э. Керимов. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 108 с.
- Канивец, А.Н. Экономический анализ системы менеджмента качества промышленного предприятия / А. Н. Канивец, Б. И. Герасимов, JI.B. Пархоменко- под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 144 с.
- Когут, А.Е. Экономическая метрология / А. Е. Когут. JI.: Наука, 1990.-183 с.
- Конарева, J1.A. Управление качеством продукции в промышленности США / JI.A. Конарева. М.: Наука, 1977. — 256 с.
- Конарева, JT.A. Качество критерий мирового рынка / JI.A. Конарева. — М.: Знание, 1989. — 47 с.
- Конарева, JI.A. Стоимость качества / JI.A. Конарева. М.: Наука, 1971.- 156 с.
- Кондратьев, Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики / Н. Д. Кондратьев. М.: Наука, 1991.
- Корж, А.В. Экономический анализ премий качества / А. В. Корж, Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин — под науч. ред. д-ра экон. наук Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. — 80 с.
- Красавин, JI.П. Философия истории / Л. П. Красавин. СПб.: АО «Комплект», 1993. — 96 с.
- Красс, М.С. Основы математики и ее приложения в экономическом образовании : учебник / М. С. Красс, Б. П. Чупрынов. 2-е изд., испр. — М.: Дело, 2001.-688 с.
- Кремнев, Г. Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5 / Г. Р. Кремнев. М.: «ИНФРА-М», 1999. — 312 с.
- Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / В. А. Лапидус — Гос. ун-т управления- Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография „Новости“», 2000. — 432 с.
- Львов, Д.С. Экономика качества продукции / Д. С. Львов. М.: Экономика, 1972. — 316 с.
- Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь / Л.И. Лопат-ников.-М., 1996.
- Майминас, Е. Процессы планирования в экономике: информационный аспект / Е. Майминас. М.: Экономика, 1971. — С. 35−36.
- Маркс, К. Экономические рукописи. 1857−1861. / К. Маркс. М.: Политиздат, 1980.-С. 115−120.
- Матвеев, Л.А. Экономическое обеспечение систем управления качеством продукции. Л.: Машиностроение, Ленингр. отделение, 1983. -152 с.
- Машкович, И. К. Стандарты и качество продукции в сельском хозяйстве / И. К. Машкович. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Свиткин, М.З. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе на основе международных стандартов ИСО / М. З. Свиткин, В. Д. Мацута, К. М. Рахлин. СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999.-403 с.
- Месарович, М. Общая теория систем : математические основы / М. Месарович, Я. Тахакара — пер. с англ. — под ред. С. В. Емельянова. М.: Мир, 1978.-328 с.
- Михайлова, Е.А. Основы бенчмаркинга / Е. А. Михайлова. М.: Юрист, 2002.-110 с.
- Моисеев, Н.Н. Математические задачи системного анализа / Н. Н. Моисеев. -М.: Наука, 1981.-487 с.
- Мочалов, Б.М. Потребности социалистического общества / Б.М. Мо-чалов. М.: Знание, 1975. — 69 с.
- Новицкий, Н.И. Управление качеством продукции : учеб. пособие / Н. И. Новицкий, В. Н. Олексюк Мн.: Новое знание, 2001. — 238 с. (Сер., Экономическое образование).
- Новожилов, В.В. Измерение затрат и результатов / В. В. Новожилов. -М.: Экономика, 1967. 376 с.
- Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учебник / А. И. Харламов, О. Э. Башина, В. Т. Бабурин и др.- под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. 4-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 296 с.
- Огвоздин, В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учеб. пособие / В. Ю. Огвоздин. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 1999. — 160 с.
- Окрепилов, В.В. Управление качеством : учеб. для вузов / В.В. Ок-репилов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ОАО «Изд-во „Экономика“», 1998. -639 с.
- Оптнер, C.JI. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем / C.JI. Оптнер — пер. с англ. М.: Советское радио, 1969. -216 с.
- Организация производства: учеб. для вузов / О. Г. Туровец, В. Н. Попов, Б. Н. Родионов и др.- под ред. О. Г. Туровца. Воронеж, 1993. — 384 с.
- Организация, планирование и управление предприятием машиностроения / И. М. Разумов, JI.A. Глаголева, М. И. Ипатов, В. П. Ермилов. М.: Машиностроение, 1982. — 544 с.
- Основы современного менеджмента качества. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998. — 208 с.
- Основы управления персоналом: учеб. для вузов / Б. М. Генкин, Г. А. Кононова, В. И. Кочетков и др. — под ред. Б. М. Генкина. М.: Высш. шк., 1996.-383 с.
- Патричный, В.А. Экономика метрологического обеспечения качества продукции и ресурсосбережения / В. А. Патричный. М.: Изд-во стандартов, 1990.-242 с.
- Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. -479 с.
- Райхман, Э.П. Экспертные методы в оценке качества товаров / Э. П. Райхман, Г. Г. Азгальдов. М.: Экономика, 1974. — 151 с.
- Робертсон, Б. Лекции об аудите качества / Б. Робертсон — пер. с англ.- под общ. ред. Ю. П. Адлера. изд. 2-е, испр. — М.: Редакционно-информа-ционное агентство «Стандарты и качество», 2000. — 264 с.
- Рыжков, Н.И. Управление качеством продукции в новых условиях хозяйствования. М.: Изд-во стандартов, 1992. -167 с.
- Рыночная экономика: 200 терминов / под общ. ред. Г. Я. Кипермана. -М.: Политиздат, 1991. 224 с.
- Салимова, Т.А. История управления качеством : учеб. пособие / Т. А. Салимова, Н. Ш. Ватолкина. -М.: КНОРУС, 2005.-256 с.
- Салимова, Т.А. Самооценка деятельности организации : учеб. пособие / Т. А. Салимова, Ю. Р. Еналеева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. -188 с.
- Самочкин, В.Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование / В. Н. Самочкин. 2-е изд., исп. и доп. — М.: Дело, 2000. — 376 с.
- Селиванов, М.Н. Качество измерений / М. Н. Селиванов, А. Э. Фридман, Ж. Ф. Кудряшова. Л.: Лениздат, 1987. — 287 с.
- Сергеев, И.В. Экономика предприятия : учеб. пособие / И. В. Сергеев. М.: Финансы и статистика, 1997. — 304 с.
- Серов, М.Е. Модели для TQM / М. Е. Серов. СМЦ «Приоритет», 1998.-64 с.
- Серов, М.Е. Основные концепции и методология TQM / М. Е. Серов. -СМЦ «Приоритет», 1998. 56 с.
- Синько, В.И. Проблемы экономики и качества продукции / В. И. Синько. М.: Экономика, 1971. — 263 с.
- Систематизированный материал по системам менеджмента качества на основе МС ИСО 9000 версии 2000 года для использования специалистами по качеству при повышении квалификации. М., 2001.
- Системный анализ и структура управления / под. ред. В.Г. Шори-на. М.: Знание, 1975. — 303 с.
- Словарь терминов современного предпринимательства / под ред. проф. В. В. Морковкина. М.: «Радикс», 1995. — 432 с.
- Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.). М.: «Советская Энциклопедия», 1981. -1600 с.
- Советов, Б.Я. Построение адаптивных систем передачи информации для автоматизированного управления / Б. Я. Советов, В. М. Стах. JI.: Энергоиздат. Ленингр. отделение, 1982. — 120 с.
- Современный финансово-кредитный словарь / под общ. ред. М. Г. Лапусты, П. С. Никольского. М.: ИНФРА-М, 1999. — 526 с.
- Соловьев, B.C. Сочинения : в 2 т. / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1990.458 с.
- Сомик, К.В. Связные информационные структуры / К. В. Соловьев. М.: Финансы и статистика, 1997. — 128 с.
- Справочное пособие директору производственного объединения, предприятия: (Экономика, организация, планирование, управление): в 2 т. / под ред. Г. А. Егиазаряна, А. Д. Шеремета. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономика, 1985.
- Стандартизация и управление качеством продукции: учебник для вузов / В. А. Швандар, В. П. Панов, Е. М. Купряков и др. — под ред. проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 487 с.
- Струве, П.Б. Интеллигенция и народное хозяйство / П. Б. Струве. -СПб., 1911.-45 с.
- Субетто, А.И. Квалиметрия. В 6-и ч. / А. И. Субето. ВИКИ им
- A.Ф. Можайского. Л., 1979−1986.
- Теоретическая экономика. Политэкономия: учебник для вузов / под ред. Г. П. Журавлевой, Н. Н. Мильчаковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-485 с.
- TQM-21. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1 / под ред.
- B.Л. Рождественского и В. А. Качалова. -М.: ИздАТ, 1997. 192 с.
- TQM-21. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 2 / под ред. В. Л. Рождественского и В. А. Качалова. — М.: ИздАТ, 1997. — 288 с.
- Туркин, В.Г. Качество машиностроительной продукции / В.Г. Тур-кин, Б. И. Герасимов, В. Д. Жариков — под науч. ред. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 104 с.
- Управление предприятием: Словарь-справочник М.: Проф-издат, 1990.-336 с.
- Управление машиностроительным предприятием: учеб. для ма-шиностр. спец. вузов / С. В. Смирнов, С. Н. Ефимушкин, А. А. Колобов и др.- под. ред. С. Г. Пуртова, С. В. Смирнова. М.: Высш. шк., 1989. — 240 с.
- Управление качеством: введение в экономический анализ: метод, рекомендации / автор-сост. д-р экон. наук, проф. Б. И. Герасимов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2000. — 56 с.
- Управление качеством: учебник для вузов / под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. 199 с.
- Управление качеством промышленного предприятия / Д.В. Баст-рыкин, А. И. Евсейчев, Е. В. Нижегородов и др. — под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2006. -204 с.
- Управленческое консультирование: в 2 т. / пер. с англ. М.: СП «Интерэксперт», 1992. — Т. 1. — 319 с.
- Управленческое консультирование: в 2 т. / пер. с англ. М.: СП «Интерэксперт», 1992. — Т. 2. — 350 с.
- Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. -М.: Республика, 1992.
- Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 312 с. -(Сер., Высшее образование).
- Фейгенбаум, А. Контроль качества продукции / А Фейгенбаум. -М.: Экономика, 1986. 175 с.
- Харринтон, Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Дж. Харрингтон. М.: Экономика, 1990. — 323 с.
- Химмельблау, Д. Прикладное нелинейное программирование / Д. Химмельблау. М.: Мир, 1975.
- Цвиркун, А.Д. Основы синтеза структуры сложных систем /
- A.Д. Цвиркун. М.: Наука, 1982. — 186 с.
- Швец, В.Е. Стимулирование повышения качества продукции и труда / В. Е. Швец. М.: Изд-во стандартов, 1983. -168 с.
- Шепелев, С.Н. Системы качества и конкурентоспособности продукции / С. Н. Шепелев. М.: РИЦ «Татьянин день», 1993. — 256 с.
- Штейнберг, Ш. Е. Идентификация в системах управления / Ш. Е. Штейнберг. М.: Энергоатомиздат, 1987. — 80 с.
- Щукин, О.С. Генезис категории «качество» в методологии самооценки организации / О. С. Щукин. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2005.-184 с.
- Эванс, Дж. Маркетинг / Дж. Эванс, Б. Берман — сокр. пер. с англ. -М.: Экономика, 1990.
- Экономика предприятия / В. Я. Горфинкель, Е. М. Купряков,
- B.Ф. Прасолова и др. — под ред. проф. Е. М. Купрякова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-367 с.
- Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. Г. П. Журавлевой, В. М. Юрьева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2000. 757 с.
- Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. М.: Политиздат, 1975.-С. 200.
- Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб.-практ. пособие / А. Ю. Юданов. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ГНОМиД, 2001. -304 с.
- Юрьев, В.М. Регрессирующее хозяйство. Размышления об экономике сегодняшней России / В. М. Юрьев. Тамбов: Изд-во гос. типографии «Пролетарский светоч», 1996. — 223 с.
- Яковец, Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование / Ю. В. Яковец. М.: Экономика, 1984. -240 с.
- Яковец, Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса и его планомерное использование / Ю. В. Яковец. М.: Экономика, 1988. — 334 с. 1. Статьи
- Альперин, JI. Критерии премии по качеству инструмент самосовершенствования как промышленных предприятий, так и организаций социальной сферы / JI. Альперин // Стандарты и качество. — 1996. — № 9. -С. 40−42.
- Альперин, J1.H. Программа освоения Российской премии по качеству / J1.H. Альперин // Стандарты и качество. 1996. — № 8. — С. 3−6.
- Альперин, J1.H. Российская премия по качеству: стимул и ориентир (Заметки с пресс-конференции) / JI.H. Альперин // Стандарты и качество. -1996.-№ 6.-С. 7−9.
- Боков, В.А. Проблема «Качество» / В. А. Боков, В. И. Галяев // Стандарты и качество. 1996. — № 8. — С. 49−52.
- Гличев, А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции / А. В. Гличев // Стандарты и качество. 1995. — № 4. -С. 47−51.
- Евсейчев, А.И. Идентификация информационных резервов повышения качества продукции промышленного предприятия / А. И. Евсейчев //
- Современная экономика. Приложение к журналу «Экономические науки». -2006.-№ 1.
- Евсейчев, А.И. Вопросы мониторинга проектов и процессов системы менеджмента качества промышленного предприятия // Вестник Тамбовского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. — Вып. 2.
- Евсейчев, А.И. Информационный потенциал развития России XXI века / А. И. Евсейчев // Потенциал развития России XXI века: сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. / ПТУ. Пенза, 2006.
- Евсейчев, А.И. Информация как экономическая категория / А. И. Евсейчев // Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: сб. науч. тр. / Тамб. гос. техн. ун-т. -Тамбов, 2005.-Вып. 17.
- Евсейчев, А.И. Понятие информационного процесса / А.И. Ев-сейчев // Прогрессивные технологии развития: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 10−11 дек. 2005 г. / Тамб. гос. техн. ун-т.- Тамбов, 2005.
- Евсейчев, А.И. Сущность и содержание понятия «информация» / А. И. Евсейчев // Наука на рубеже тысячелетий: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 21−22 окт. 2005 г. / Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 2005.
- Евсейчев, А.И. Экономический анализ понятия «информация» / А. И. Евсейчев // Достижения ученых XXI: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 29−30 июля 2005 г. / Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 2005.
- Евсейчев, А.И. Информационная эволюция качества функционирования промышленных предприятий / А. И. Евсейчев // Глобальный научный потенциал: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 3−4 июня 2005 г. / Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 2005.
- Евсейчев, А.И. Проблемы качества в системе научно-технического прогресса / А. И. Евсейчев // Составляющие научно-технического прогресса: приложение к сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 22−23 апр. 2005 г. / Тамб. гос. техн. ун-т Тамбов, 2005.
- Захаров, М.Г. Система качества это инструмент самосохранения предприятия в условиях кризиса / М. Г. Захаров // Стандарты и качество. -1999.-№ 2.-С. 33−34.
- Землянский, В.А. Управляемое качество / В. А. Землянский // Потенциал производственно-технический журнал. — 1999. — № 4. — С. 61−70.
- Качалов, В.А. Зарубежный опыт проведения самооценки деятельности в области качества / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 1997. -№ 5.-С. 47−52.
- Качалов, В.А. Критерии выявления и оценки лидеров в обеспечении высокого качества: британско-европейский подход / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 1995. — № 2. — С. 30−36.
- Крянев, Ю.В. Образ качества / Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов // Стандарты и качество. 1997. — № 4. — С. 66−69.
- Крянев, Ю. В .Социальное качество / Ю. В. Крянев, М. А. Кузнецов // Стандарты и качество. 1997. — № 7. — С. 40−43.
- Лапидус, В.А. Прежде чем внедрять стандарты ИСО серии 9000, надо навести элементарный порядок на производстве / В. А. Лапидус // Стандарты и качество. 1999. — № 2. — С. 32−33.
- Лапидус, В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что еще. / В. А. Лапидус // Стандарты и качество. 1996.-№ 5.-С. 66−68.
- Рахлин, К.М. Состав затрат на обеспечение качества / К.М. Рах-лин, Л. Е. Скрипко // Стандарты и качество. 1998. — № 8. — С. 51−54.
- Свиткин, М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества / М. З. Свиткин // Стандарты и качество. 1997. — № 9. -С. 43−48.
- Фатхутдинов, Р.А. Система обеспечения конкурентоспособности / Р. А. Фатхутдинов // Стандарты и качество. 1995. — № 1. — С. 48−52.
- Шаборкина, Л.В. Уровень конкурентоспособности новой продукции и управление нововведениями / Л. В. Шаборкина, Г. А. Клюкова // Стандарты и качество. 1999. — № 1. — С. 51−52.
- Arrow, К. Information and Economic Behavior. The Economics of Information (Collected Papers of Kenneth J. Arrow, vol. 4.) / K. Arrow. Cambridge, Mass., Belknap Press. — 1984. — P. 140.
- Ashby, W.R. An Inroduction to cebernetics / W.R. Ashby. L.: Chapmank, Hall. -1956. — 265 p.
- Bell, D. The Coming of Post Industrial Society / Bell, D. — N.Y.: Basic Books. — 1976.-P. 16−19.
- Braudel, F. Le temps du monde / F. Braudel. Paris, Colin, 1979.
- Buckley, J J. Fuzzy programming and the Pareto optimal set / J.J. Buckley // New York Fuzzy Sets and System. 1983. — Vol. 10. — № 1. -P. 57−63.
- Couse, R. The Natureof the Firm / R. Couse // Economics. 1937, November.
- Dictionary of business and management. The Macmillan Press Ltd. -1990.
- Dodge, H.F. Keep it Simple / H.F. Dodge // Quality progress. 1973. -№ 8.-P. 11−12.
- Feigenbaum, A.V. Total Quality control / A.V. Feigenbaum // Tater-national conferenceon guality control proceedings. Tokyo, 1969. — P. 17−20.
- Feigenbaum, A.V. Total Quality control / A.V. Feigenbaum. N.Y.: Mc. Graw. Itill Book Co, 1961. — 356 p.
- Fuller, R. On stability in prossibilistic linear equalitywith lipschitzan fuzzy numbers / R. Fuller // Fuzzy sets and Sustem. 1990. — Vol. 34. — № 2. -P. 347−353.
- Glossary of terms used in the Management of Quality // Sixth edition -European organization for Quality. June. 1989.
- Herzberg, F. The motivation to work / F Herzberg, B. Maunsner, B. Snyderman. New York: Wiley, 1959.
- Hindelang, T.J. QC optimizations though goal programing / T.J. Hindelang // Quality progress. 1973. — Vol. 6. — № 12. — P. 20−22.
- Juran, J.M. Juran’s Quality Control Handbook / J.M. Juran, F.M. Grina. Juran’s. — 4th edition. New York: Mc Graw-Hill, 1988.
- Juran, J.M. Quality Control Handbook / J.M. Juran. New York, 1974.-P. 2−10.
- Juran, J.M., Gruna F.M. Quality planning and Analysis / J.M. Juran, F.M. Gruna. New York: Mc. Graw. Itill Book Co., 1970. — 38 p.
- Maslow, A.N. Motivation and Personality / A.N. Maslow. New York: Harper and Row, 1970.
- Myrdal, G. Asian Drama / Myrdal, G. New York: Pantheon, 1968. -Vol. 1−3.
- Sen, A. On Ethics and Economics / A. Sen. Oxford: Blackwell, 1987.
- Sguires, F.H. How did statistics get into guality control? / F.H. Sguires // Quality management and engineering- June. 1979.-43 p.
- Shipov, V. Measures and policies to prezent financial crises: expentize lessons from the recnent past / V. Shipov // 13-th International Plekhanov Conference, Summary reports. Moscow: Rus. Econ. Acad., 2000. — P. 160−162.
- Sorokin, P. Social and Cultural Dynamics / P. Sorokin. Boston: Sargent, 1957.
- Taguchi, G. Introduction to off lins Quality Control System / G. Ta-guchi, Y.I. Mu. — Central Japan QCA, Nagoyo, 1980.
- Walker, R. Rank Xerox Management Revolution / R. Walker // Long Range Planning. -1992. — Vol. 25. — No 1. — P. 9−21.
- Williamson, O. Markets and Hierarchies / Williamson, O. New York: Free Press, 1975.