Крупнейшие информационные центры в зарубежных странах (на примере стран Азии)
К концу 90-х гг. в ее собраниях насчитывалось около 20 млн. единиц хранения, включая коллекцию из более чем 35 тыс. панцирей черепах и костей различных животных с нанесенными на них текстами, а также эстампы, полученные с отливок на уникальных колоколах, на бронзовых треножниках и на камнях эпох Шан и Чжоу (XVI в. до н.э.); а также много других национальных раритетов, среди которых свыше 280 тыс… Читать ещё >
Крупнейшие информационные центры в зарубежных странах (на примере стран Азии) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет Кафедра истории русской литературы и теории литературы Курсовая работа КРУПНЕЙШИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ стран АЗИИ) Третьякова Наталия Александровна Ижевск, 2014
Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы изучения информационных центров
1.1 Понятие «информационный центр», понятие «библиотека»
1.2 Информационные центры и библиотеки: общее и особенное Глава 2. Информационные центры зарубежных стран (на примере юго-восточной Азии)
2.1 Китайская национальная библиотека
2.2 Крупнейшие библиотеки южной Кореи
2.3 Информационные центры Японии Заключение Литература
Введение
Для современного общества начало XXI века характеризуется вступлением в новую систему приоритетов в области информационных парадигм, а именно: процесс организации информационного общества постепенно переходит в процесс построения общества знаний. На этом фоне информационные центры как центры аккумулирования информации, с организацией широкого читательского доступа к многочисленным документальным массивам, стали приобретать особую статусную роль. В ближайшие годы именно стремление получать информацию, имеющую практическую ценность, приведут пользователей в информационные центры. По мнению некоторых исследователей, этот этап можно назвать постиндустриальным или информационным в развитии общества, суть которого заключается в производстве информации и знаний на базе информационно-коммуникационных технологий. Информационные центры в таком обществе становятся не только проводниками в «мир информации», но и фактически хранителями той самой практической информации, к которой так стремится современное общество. Говоря о развитии данного общества и оценивая состояние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) c точки зрения использования их в библиотечной практике, мы констатируем следующее: информационные центры претерпевают значительные изменения в связи с широким использованием в своей работе ИКТ и осуществляют определенные шаги в позиционировании себя в обществе на новом качественном уровне.
XXI век несёт в себе не только новые технологические возможности, но, и новое информационное мышление. Для того, чтобы сделать это мышление действительно эффективным, каждый участник образовательного процесса должен владеть не только компьютерными технологиями, но и знаниями, умениями и навыки в области поиска, анализа переработки информации и создания новой информационной продукции.
В этом контексте, роль библиотеки как информационного центра в модернизации содержания и повышения качества образования кардинально переосмысливается профессиональными педагогическими и библиотековедческими сообществами.
Сегодня логика развития информационных центров ориентирована на потребителей образовательных услуг, то есть на граждан России. Каждый участник образовательного процесса должен иметь возможность обновить свои знания, повысить квалификацию или пройти переподготовку. Информационный центр является связующим звеном, которое приближает образовательные ресурсы к пользователям.
Революция в информатике, развитие цифровых технологий и глобальной сети Интернет на наших глазах влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему комплектования фондов и подготовки библиотечных кадров, но и впервые ставят вопрос о границах библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Появляются новые социальные и информационные образования, готовые предложить альтернативы библиотеке. Происходит глобальное отчуждение аудитории от книги, увлечение визуальными и слуховыми медиа; вместе с обесцениванием печатного документа и ускорением доступа к цифровым ресурсам исчезают, утрачиваются навыки чтения, медленной, неторопливой умственной работы и рефлексии. Социологи все чаще пишут о неуклонном росте числа людей, «читающих мало и совсем не читающих», о снижении престижа библиотек как социальных институтов. [32]
В современном мире изменились представления о задачах библиотек, их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре. К одной из важнейшей задач библиотек относят обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации, а также всё большее значение приобретает роль библиотеки как информационной системы.
Изменения в работе библиотек заставляют как практиков, так и ведущих специалистов в области библиотечного дела пересмотреть многие традиционные аспекты практики управления и привнести то новое, что наиболее оптимально отвечает задаче управления библиотекой как сложной открытой системой.
Цель работы российских библиотек и публичных библиотек за рубежом во многом схожи: предоставить всем гражданам равные возможности для личностного развития, повышения культурного и образовательного уровня, непрерывного образования, постоянного совершенствования знаний, навыков и умений. Тем не менее, методы работы у наших коллег-библиотекарей за рубежом имеют и свои отличительные черты, которые мы постараемся разобрать.
По проблеме изучения внедрения, работы информационных центров за рубежом (в частности в Юго-Восточной Азии), существует достаточное количество литературы, ведущими авторами по этому вопросу являются В. Фирсов, И. К. Назмутдинов, Л. Филиппова, Чжао Бо-син. Обсуждение темы происходит в периодической литературе, на форумах, конференциях. Также большое число публикаций по данной теме можно встретить на страницах профессиональной библиотечной печати-журналы «Современная библиотека», «Библиотечное дело».
Объект — информационные центры Юго-Восточной Азии.
Предмет — теоретические основы и практика информационных центров, как организации, выполняющие функции по сбору, аналитико-синтетической переработке и распространению информации (на примере стран Юго-Восточной Азии).
Проблема исследования заключается в поиске путей повышения эффективности функционирования библиотек путем преодолении противоречия, вызываемого использованием традиционных подходов и методов управления, сложившихся в до рыночное время, к стратегическому управлению информационной «деятельностью библиотек и информационных центров как субъектов свободного информационного рынка, генерирующих и реализующих информационную продукцию на платной основе.
Цель — изучить методы и формы деятельности зарубежных информационных центров на примере Юго-Восточной Азии.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения информационных центров, понятия «информационный центр» и «библиотека».
2. Выделить существенные признаки, присущие зарубежным информационным центрам Юго-Восточной Азии.
Глава 1. Теоретические основы изучения информационных центров Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства.
Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одной из важнейших задач государств.
Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.
1.1 Понятие «Информационный центр», понятие «Библиотека»
Рассмотрим понятие «Информационный центр». ГОСТ 7.0−99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения» достаточно четко формулирует определение информационного центра. Информационный центр: организация, выполняющая функции по сбору, аналитико-синтетической переработке и распространению информации. [26]
В терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания дано такое определение. Информационный центр — постоянный или временно действующий информационный орган, осуществляющий информационное обслуживание по кругу заранее определенных вопросов. Организует и координирует работу прямо или косвенно подчинённых ему информационных подразделений. Информационный центр, осуществляющий деятельность в сфере науки, именуется научно-информационным центром (НИЦ), а в области развития техники — центром научно-технической информации (ЦНТИ). [39]
Обычно «информационный центр» воспринимают и понимают, как сервисную службу, целью которой является обеспечение информационных потребностей учреждения (организации, фирмы), его создавшего. Центр осуществляет мониторинг документальных потоков, сбор и переработку информации, создает базы данных в своей предметной области, выдает информационный продукт по конкретным запросам пользователя. Объектом управления здесь является информация, а информационной стратегией — обслуживание запросов.
Теперь рассмотрим понятие библиотека. ГОСТ 7.0−99 «Информационно-библиотечная деятельность. Термины и определения» даёт определение понятию «библиотека». (п. 3.1.39). Библиотека: информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.
В терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания 1995 года дано такое определение понятию библиотека.
Библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации. [39]
Так же определяется библиотека и в законе Российской Федерации «О библиотечном деле» [37], и Модельном библиотечном кодексе СНГ. В определениях, данных в словарях и законодательных документах, в качестве цели деятельности библиотеки выдвигается то «организация общественного пользования книгами», то «удовлетворение потребностей граждан», то «предоставление документов во временное пользование».
Термин «библиотека» происходит от гр. «bibliotheke», где «biblion» означает книга, а «theke» — хранилище. Его содержание трактовалось представителями разных школ и эпох далеко не однозначно и менялось вместе с изменением представлений о месте и роли библиотеки в жизни общества. Несмотря на многочисленные исследования, библиотековеды так и не пришли к общему выводу о сущности библиотеки. В результате количество определений термина «библиотека» в конце XX — начале XXI в. не только не уменьшилось, а наоборот, увеличилось. Полисемия термина «библиотека» является объективной реальностью сегодняшней науки, что нашло свое отражение в последних выпусках энциклопедических изданий, которые определяют библиотеку, как правило, используя 3−4 дефиниции.
Энциклопедический словарь «Книговедение» характеризует библиотеку как учреждение, которое «организует сбор, хранение, общественное использование произведений печати, а также др. носителей социальной информации…» [41, с. 56]. В положении «О библиотечном деле в СССР» и терминологическом словаре «Библиотечное дело», которые вышли практически в то же время, библиотека определялась как учреждение, организующее «…общественное пользование книгами, другими произведениями печати, рукописями, видеозаписями, звукозаписями и иными материалами…». В отличие от предыдущего в этом определении отсутствует даже упоминание о функциях сбора и хранения, а основной акцент сделан на общественном пользовании книгами. Такой же разнобой царит и в определении основного элемента библиотеки. Это то «носители социальной информации», то «книги и другие произведения печати», то «материализированная информация», то «тиражированные документы», Ю. Н. Столяров, последовательно отстаивающий свою точку зрения на библиотеку как 4-элементную систему, предложил определение, охватывающее все элементы библиотеки как системы, ее принадлежность и цель деятельности. По Ю. Н. Столярову, «библиотека есть принадлежащее обществу в целом, его части или отдельному члену обеспеченное материально-технически, упорядоченное множество документов, формируемое, хранимое и предоставляемое библиотекарем пользователям — физическим и юридическим лицам — с целью удовлетворения их информационных потребностей».
В последние десятилетия XX ст. ряд исследователей, в том числе М. И. Акилина, Н. В. Жадько, С. В. Красовский, В. П. Леонов, Р. С. Мотульский, Е. Т. Селиверстова, А. В. Соколов, Ю. Н. Столяров, В. Р. Фирсов и другие, стали рассматривать библиотеку как социальный институт. [40]
Как социальный институт библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, что информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, здравоохранения, образования, культуры, искусства и др.), так и повседневной жизни (кулинарии, воспитания детей, хобби, отдыха и туризма и др.).
Следовательно, библиотеке присущи основные функции, которые выполняет социальный институт:
— создание возможностей членам общества удовлетворять свои потребности и интересы;
— регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений;
— обеспечение устойчивости общественной жизни;
— содействие интеграции стремлений, действий и интересов индивидов;
— осуществление социального контроля.
Деятельность любого социального института определяется набором правовых и социальных норм, сформированных в определенную легитимированную и санкционированную систему, интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуру общества; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и социального контроля. Библиотека является одним из элементов общества и органически интегрирована в его социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры. В результате многовекового взаимодействия общества и библиотеки узаконены нравственные и правовые основы ее деятельности, которые сформировались в легитимированную и санкционированную систему. В каждой стране такая система складывается в зависимости от особенностей политической системы, национальных традиций и норм и ряда других факторов.
1.2 Информационные центры и библиотеки: общее и особенное Сегодня и в библиотечной практике идет процесс формирования информационно-библиотечных центров (ИБЦ), причем на разных территориальноадминистративных уровнях — областном и муниципальном. В профессиональной литературе эта тема остается пока не полностью разработанной. В связи с этим, представляется важным и своевременным определить, насколько правомерно и по каким параметрам можно идентифицировать библиотеку как информационно-библиотечный центр. В основном переориентация библиотек в сторону усиления информационной составляющей их работы произошла в последнее десятилетие — с постепенным внедрением в работу библиотек рыночных, маркетинговых принципов, когда они уже не ориентировались только на запросы реальных читателей, а стали строить свою работу с учетом также потребностей потенциальных пользователей.
Все эти явления вызвали к жизни активные новые практики, ставящие целью поиски решений по переустройству, пересмотру функций библиотек, приспособлению их к новым условиям существования в постиндустриальном обществе, а также интенсивные размышления библиотечных специалистов о сущности и предназначении этих учреждений, их миссии, роли в культурном пространстве и об их будущем.
Степень изученности проблемы.
Литература
по данному вопросу существует. К ней принадлежат работы, авторы которых видят в библиотеках преимущественно информационные учреждения и связывают будущее библиотек прежде всего с развитием документных функций и информационных технологий (работы А. В. Соколова, Р. С. Мотульского, В. В. Скворцова, В. П. Леонова, Я. Л. Шрайберга и др.).
Поскольку нет абстрактных потребностей в абстрактной информации, можно даже достаточно точно назвать рубеж, когда библиотеки начали реально осознавать себя информационными центрами. Это 1993;1994 годы.
Именно тогда достигли своего апогея стремительно набравшие силу отраслевые специализации библиотек в России (например, у Екатеринбургской МИБС и ЦБС «Кунцево» — библиотечные центры искусств, «здоровье», «Дом семьи», культурно-образовательный центр, библиотеки «Детектив», «Истоки», «Тинейджер»). Активизировалась организация досуговой сферы жизни населения (библиотека-клуб, библиотека семейного чтения). Вариантов библиотечных специализаций было множество. Это было модно и, видимо, своевременно.
Тогда же появились первые информационные специализации. Это были деловые (бизнес) библиотеки. Назывались они по-разному: информационно-деловой центр, бизнес-центр, деловой информационный центр, агентство деловой информации. Впервые массовые библиотеки выдвинули понятие «Информационный» на первый план, сблизив его с понятием «Библиотечный».
Именно в связи с этой специализацией, способной, как полагали библиотекари, принести им дополнительный доход, в полной мере вошли в библиотечный обиход такие понятия, как информационные потребности населения и платежеспособный спрос на библиотечные услуги. Именно тогда библиотекари осознали, что пользователю все чаще нужен не документ (за исключением произведений, имеющих абсолютную ценность), а некое знание, или иначе — информация, и что при определении информационной специализации библиотечного подразделения стоит ориентироваться не на фонд, а прежде всего — на потребности населения.
Библиотека выполняет разнообразные функции информационного центра для местного сообщества. Учредители библиотеки, будь то администрация (муниципалитет) или учреждение (организация) видят в ней инструмент, способствующий реализации своей политики. Это зафиксировано в федеральных и местных законодательных актах (законах, постановлениях, распоряжениях и пр.) и подтверждается самой деятельностью библиотек. Как информационный центр библиотека стремится также обеспечить свободный и равный доступ к информации всем слоям населения, для чего формирует универсальный документный фонд, создает собственные информационные ресурсы, структурирует информацию в виде каталогов и баз данных, предлагает разнообразные информационные услуги.
Библиотеки, в чьи задачи входит обеспечение доступа к качественной, объективной и актуальной информации по всем областям знаний, признаются не только одним из ключевых инструментов построения информационного общества, но и одним из его базовых элементов. Современные общедоступные библиотеки являются центрами информации, дополнительного и инновационного образования, широкого культурного и межличностного общения, обеспечивают доступ к информации на разных носителях, способствуют приобретению новых знаний. Основу библиотечной деятельности составляет предоставление пользователям библиотек и другим заинтересованным лицам библиотечно-информационных услуг, в процессе потребления которых окончательно проявляется их качество и эффективность. Библиотечно-информационные услуги, удовлетворяя потребности пользователей в информации, образовании и культуре, становятся каналом социальной коммуникации и как средство информационного сервиса способствуют повышению человеческого потенциала, а также созданию дополнительного общественного продукта продвижению идей развития общества. Предоставляя конкретные услуги пользователей, библиотека не только должна соответствовать существующим информационным потребностям общества, но и, будучи социокультурным институтом общества, участвовать в формировании этих потребностей. При этом как живая и динамично развивающаяся структура библиотека способна заполнить собою едва ли не любую социальную нишу. Развитие телекоммуникационных технологий в библиотечной сфере существенно расширило границы обслуживания пользователей, предоставив возможности доступа к значительному количеству территориально удаленных ресурсов, использование которых в традиционной среде нередко затруднено, таким как полные тексты книг и периодических изданий, электронные публикации (не имеющие печатных аналогов), фактографические, адресные, справочные базы данных, новостная, реферативная и библиографическая информация, каталоги библиотек и издательств, изображения и т. д.
Однако некоторые параметры, прежде всего, относящиеся к данным об электронных ресурсах и услугах и не одинаково характеризующие в настоящее время деятельность библиотек в силу различных причин, могут быть определены в качестве цели, к которой необходимо стремиться, т.к. каждой библиотеке приходится культивировать позитивный подход к своей «непохожести» (брэнду) как движущей силе изменений и развития. Следствием радикальных изменений, вызванных развитием и использованием информационных технологий, широким внедрением в библиотечную практику электронных ресурсов, явилась необходимость переосмысления роли традиционных библиотек в организации обслуживания пользователей, обеспечить создание системы комплексного обслуживания в режимах локального и удаленного доступа к информации и документам на любом носителе, повысить качество информационно-библиотечной деятельности и обслуживания пользователей в условиях постоянно растущего объема мировых информационно-сетевых ресурсов.
Информационный центр же делает информационную работу регулярной, систематической, подчиненной определенным правилам. Во многих случаях это позволяет избегать типичных ошибок и применять наработанные приемы для решения характерных проблем в этой работе. В свою очередь, это положительно сказывается на качестве информационных материалов, которые готовит организация. Хорошо организованная, систематическая работа с информацией, как правило, увеличивает эффективность использования информационных и других ресурсов, находящихся в распоряжении организации.
В ходе работы информационного центра вырабатываются собственные методики, позволяющие эффективно собирать, организовывать и анализировать, а также распространять информацию. Во многих случаях оказывается целесообразным и создание новой информации — проведение собственных наблюдений или исследований. Такая работа помогает приобрести собственный опыт и знания, необходимые для эффективной информационной работы, вносит вклад в формирование «альтернативного канала» получения информации.
Информационный центр способен расширить круг участников проектов, привлечь к работе квалифицированных экспертов. Наконец, во многих случаях наличие информационного центра — это повышение авторитета организации.
В задачи центра, как правило, входят: работа по формированию упорядоченного архива информационных материалов, где с помощью каталогов можно получить имеющийся документ; обработка информации, подготовка аналитических и других материалов, издательская деятельность, консультации, обучающие семинары и т. д.
Наиболее естественной является ситуация, при которой «зародышем» центра служат те информационные ресурсы, которые сформировались в ходе общей работы организации, были изначально предназначены для подготовки информационных материалов или внутреннего использования. Однако и в любом другом случае работа центра тесно связана с деятельностью организации, органично «встроена» в нее, важна для выполнения текущих проектов организации. Для этого утверждения есть серьезные основания содержательного и организационного характера.
Для того, чтобы создать условия для эффективного получения нужной информации пользователями, структура центра должна обеспечивать различные каналы распространения информации (с точки зрения пользователей — каналы доступа к информации). Эти каналы можно условно разделить на систему открытого доступа к имеющейся в центре информации, службу консультаций (информационных запросов) и систему активного распространения информации.
Система открытого доступа может включать самые разные элементы, например точку доступа в Интернет, доступ к электронным базам данных, и т. д. Важно, что посетитель имеет возможность самостоятельно обратиться к источникам информации. Помощь консультанта в этом случае минимальна и сводится к инструктированию посетителя о системе поиска, принципах организации информации, характерных для центра и т. п.
Другое средство распространения информации — консультационная служба. Здесь консультанты помогают найти уже не столько источник информации, сколько конкретный ответ на интересующий вопрос. Если такая служба работает в рамках комплексного информационного центра, ее задача часто состоит в том, чтобы помочь посетителю прояснить проблему, корректно поставить вопрос. После этого посетитель способен самостоятельно найти ответ при помощи, например, библиотеки. Эта форма работы требует высокой квалификации консультантов центра, и, в свою очередь, способствует повышению квалификации сотрудников вашей организации. Работа такой службы может включать очные консультации и ответы на письменные запросы.
Система активного распространения информации также является важным элементом информационного центра. Эта система может включать публикации (периодические или разовые), проведение семинаров, тренингов, информационных кампаний, размещение информации в сети Интернет и прочее.
Все эти формы распространения информации при налаженной работе информационного центра тесно взаимосвязаны и увеличивают эффективность друг друга. Так, на основе типичных ответов на повторяющиеся вопросы могут готовиться документы, которые постепенно перерастают в более серьезные материалы — брошюры и книги. Консультационная служба способна предоставлять посетителю необходимую вводную информацию для пользования службами открытого доступа. В свою очередь, ресурсы открытого доступа (например, библиотека) могут использоваться консультантами при ответах на запросы, а также для подготовки семинаров, публикаций и т. п. Результаты «активного распространения информации» — книги, базы данных, материалы семинаров, занимают место в системе открытого доступа.
Кроме того, центры организуют семинары, образовательные программы, тренинги, в которых участвуют представители государственных и коммерческих организаций.
В заключение заметим, что библиотеки способны стать центрами не только информационной, но и более того, одними из центров общественной жизни вообще. Разумеется, необходимым условием этого является грамотная организация их работы.
Глава 2. Информационные центры зарубежных стран (на примере юго-восточной Азии)
Закономерность развития библиотек, особенности организации «библиотечного пространства» можно проследить исходя из финансовых и экономических возможностей страны. Экономически развитое государство имеет по всей стране широкую сеть библиотек с богатыми фондами, применяющую в своей работе все достижения современных технологий.
Страны, не избавившиеся от бремени колониального ига, не могут самостоятельно поддерживать сферу культуры без дотаций зарубежных стран.
Новые информационные технологии открыли библиотекам огромные возможности, поставили их перед необходимостью решения принципиально новых задач. Освоение этих технологий привело к пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечного дела, и в итоге — к смене самой парадигмы его развития. Эти процессы носят глобальный характер.
Все государства объединяет понимание того, что современные библиотеки являются источниками информации, необходимой для образования населения. Их развитие определяет уровень образования подрастающего поколения, что, в свою очередь, является залогом роста благосостояния страны. Менее всего разработан в научной литературе вопрос о библиотечной системе Юго-Восточной Азии, именно поэтому деятельность информационных центров этого региона будет предметом нашего исследования.
2.1 Китайская национальная библиотека Современный Китай — страна с обширными библиотечными сетями, объединяющими библиотеки всех типов. Страна, в которой идет активное совершенствование деятельности библиотек с использованием передовых достижений отечественной и зарубежной технологии.
Национальная библиотека в Пекине — это главная научная библиотека Китая с богатейшими и разнообразными коллекциями печатных и нетрадиционных носителей информации, выступающая как национальное хранилище, центр национальной библиографии, ведущее информационное учреждение, активно содействующее экономическим реформам, расширению международных связей.
В задачи библиотеки входит: развитие многофункциональной библиотечной сети, координация ее работы и адаптация к постоянно меняющимся требованиям; всемерное развитие всех существующих типов библиотек; улучшение внутренней организации библиотек, активизация связей между ними; создание служб автоматизированной обработки информации; внедрение современных технических средств в библиотечную и информационную работу; развитие всестороннего международного сотрудничества.
К концу 90-х гг. в ее собраниях насчитывалось около 20 млн. единиц хранения, включая коллекцию из более чем 35 тыс. панцирей черепах и костей различных животных с нанесенными на них текстами, а также эстампы, полученные с отливок на уникальных колоколах, на бронзовых треножниках и на камнях эпох Шан и Чжоу (XVI в. до н.э.); а также много других национальных раритетов, среди которых свыше 280 тыс. редчайших книг эпохи Тан, первые ксилографические издания и тексты, вышитые на шелке, шедевры древней каллиграфии и обширнейшая, уникальная, состоящая из почти 23 тыс. томов, большая энциклопедия «Юнлэдадянь», старинные географические карты и атласы. Объем фондов ежегодно возрастает на 500−600 тыс. томов, в том числе фондов изданий на многих иностранных языках, поступающих из более чем 115 стран мира. С 1987 г. библиотека занимает 13 новых зданий общей площадью более 140 тыс. кв. м, возведенных всего за четыре года в престижном районе западной части Пекина. Помимо основного книгохранилища, размещенного в двух зданиях башенного типа по 22 этажа, и служебных помещений, имеются 33 читальных зала на 3000 мест, среди которых — залы справочной литературы с дисплеями, каталогов с печатным указателем литературы о Китае, а также зал научной книги, периодики, редких и старопечатных изданий, карт, новых иностранных поступлений с открытым доступом к изданиям, поступившим за последние три года. Кроме того, имеются залы микрофильмов, видеои аудиовизуальных материалов. Ежедневно библиотеку посещают до семи тысяч человек.
В 1991 г. была создана мощная информационно-поисковая система на базе компьютера NEC ACOS 630, позволившая перестроить организацию наиболее трудоемких процессов комплектования, каталогизации фондов и книговыдачи. Эта работа была начата еще в 1975 г., когда библиотека, творчески используя опыт зарубежных коллег, разработала и частично внедрила автоматизацию некоторых библиотечно-библиографических процессов. С 1979 г. здесь широко применяется машиночитаемый каталог на магнитных лентах, составляемый Библиотекой Конгресса США (LC MARC). В 1983 г., с приобретением японского компьютера M-15OH, были освоены многоаспектный поиск библиографической информации и обмен ею, начато ведение атрибутивного словаря китайских иероглифов для редактирования национальных текстов и хранения их на гибких магнитных дисках, разработан китайский формат MARC, улучшен доступ к китайским книгам более чем 300 тыс. названий, начата компьютерная обработка рукописей и редких книг эпох династий Сун, Юань, Мин и Цин. С этого же времени библиотека выполняет функции китайского центра ISDS (International Serials Data System).
Создаваемая автоматизированная библиотечная информационная система подразделяется на четыре подсистемы: поиска информации, обслуживания китайскими изданиями, выпуска библиографических указателей и обеспечения сохранности редких и ценных изданий. Она служит центром, объединяющим автоматизированные системы крупнейших библиотек страны, помогает раскрывать их книжные фонды не только на китайском, но и на английском, японском, русском и некоторых других иностранных языках. Эта постоянно действующая система, построенная с учетом особенностей иероглифического письма и классификационных схем, традиционно используемых в Китае для обработки литературы, является оригинальной разработкой китайских специалистов.
Получая обязательные экземпляры всей печатной продукции КНР не только на китайском, но и на 24 языках народов и народностей Китая, Национальная библиотека ведет централизованную каталогизацию, издаёт печатные карточки, составляемые на основе оригинальных правил библиографического описания, в которых фиксируются, прежде всего, заглавие книги, а затем сведения об авторе, издательстве, год выпуска, количестве страниц, формат и стоимость издания.
Национальная библиотека — крупный исследовательский центр в области библиотековедения, библиографии и информационной работы. Основные направления исследований: использование компьютеров в библиотеках КНР для создания унифицированных баз данных, технология микрорепродуцирования, теория и практика стандартизации описания и классификации документов, включая раритеты, изучение истории китайской книги, библиотечного дела и библиографии, обеспечение сохранности фондов.
В библиотеке работает около тысячи человек. Библиотека издает 12 специализированных библиографических пособий, среди которых «Каталог новых книг Китайской Народной Республики» и «Национальный каталог древних классических книг». В задачи библиотеки входит: развитие многофункциональной библиотечной сети, координация ее работы и адаптация к постоянно меняющимся требованиям; всемерное развитие всех существующих типов библиотек; улучшение внутренней организации библиотек, активизация связей между ними; создание служб автоматизированной обработки информации; внедрение современных технических средств в библиотечную и информационную работу; развитие всестороннего международного сотрудничества.
Библиотека предоставляет свои ресурсы для повседневного информационного обслуживания партийных, правительственных и административных органов страны и столицы Китая, для удовлетворения информационных потребностей промышленности, транспорта и связи в целях модернизации народного хозяйства, внедрения новых технологий, охраны окружающей среды, содействия решению социальных задач, развитию образования, культуры, искусства, достижению большей открытости Китая миру.
Итак, мы выяснили что, основными направлениями в деятельности информационных центров Китая являются:
1) создание информационно-поисковой системы, позволившей перестроить организацию наиболее трудоёмких процессов комплектования, каталогизации фондов и книговыдачи;
2) второе направление — централизованная каталогизация, поскольку Национальная библиотека КНР получает обязательные экземпляры всей печатной продукции КНР не только на китайском, но и на 24 языках народов и народностей Китая;
3) отметим также, что Национальная библиотека в Пекине является национальным хранилищем, центром национальной библиографии, крупнейшим исследовательским центром, ведущим информационным учреждением, активно содействующим экономическим реформам, расширению международных связей.
2.2 Крупнейшие библиотеки Южной Кореи В Южной Корее с 2009 года действует правительственная инициатива «Комплексный план развития библиотек» (Library Development Comprehensive Plan), направленная на поддержку и развитие чтения. Министерство по культуре, спорту и туризму объявило о своем намерении выделить более 552 миллиардов вон (493 миллиона долларов США) на открытие 180 новых библиотек, среди которых 66 — публичные. В 2011 г. правительство Южной Кореи планировало увеличить общее число публичных библиотек в стране до 814 и принять на работу более двухсот библиотечных работников. Для сравнения, в 2010 г. в стране действовали 748 библиотек.
В целях улучшения качества библиотечного обслуживания правительство намеревалось сократить число посетителей, ежегодно обслуживаемых в библиотеках, на 6 тыс. человек, перераспределив их таким образом, чтобы на каждую публичную библиотеку ежегодно приходилось 62 тыс. читателей вместо 68 тыс. в 2010 году. В 2009 г. на каждую библиотеку в Южной Корее приходилось 70 тыс. читателей, в то время как аналогичный показатель в США и Франции составил 33 тысячи и 14 тысяч читателей соответственно. К 2013 году правительство Южной Кореи планировало пополнить фонды публичных библиотек до 80 миллионов единиц хранения.
Деятельность библиотечно-информационной службы Республики Корея в последние годы получила мощное развитие, обусловленное стратегией научно-технического прогресса страны. В конце 1990;х годов четыре системы обслуживания компьютерной связи обеспечивали работу 14 тыс. линий информационных услуг, предоставляя доступ к более чем 800 международным базам данных.
Сегодня в 250 специальных библиотеках Южной Кореи сосредоточено примерно 5 млн. документов. Функции национальной библиотеки выполняют с 1945 г. Центральная государственная библиотека (фонд около 2 млн. документов) и с 1952 г. — Парламентская библиотека (700 тыс. документов), которые в совокупности обладают наиболее полным отечественным репертуаром изданий, ведут оживленный книгообмен с зарубежными партнерами, регулярно публикуют перечни новых книг и статей.
В Южной Корее действуют 626 вузов, из которых около пятисот — частные. Услугами вузовских библиотек пользуются почти 2 млн. студентов и 50 тыс. преподавателей.
Крупнейшими являются библиотеки Национального университета в Сеуле (фонд 1,3 млн. документов), университета Чосун в Кванчжу (697 тыс.), университетов Енсе (696 тыс.) и Коре (400 тыс.) в Сеуле, в Пусане (330 тыс.) и Тэгу (234 тыс.), а также женского университета Ихва (622 тыс.) и женского колледжа Хесунг в Тэгу (220 тыс.).
Библиотеки открыты во всех 126 двухгодичных профессиональных колледжах (технических, сельско-хозяйственных, рыболовецких, морских, педагогических, медицинских, фармакологических, естественнонаучных и др.), в которых обучаются более 400 тыс. студентов.
Главная библиотека Южной Кореи — Национальная библиотека Кореи, расположенная в столице страны Сеуле, основана в 1945 году. Содержит более 7 миллионов единиц хранения, включая около 1 миллиона томов на иностранных языках. Некоторые книги из собрания библиотеки входят в список «Национальные сокровища Южной Кореи».
В 1991 году управление библиотекой перешло от Министерства образования к Министерству культуры. В 2007 году под эгидой Национальной библиотеки Кореи был открыт электронный сервис, представляющий собой общенациональную цифровую библиотеку.
Достаточно крупные библиотеки входят в структуру Национальной академии наук, Национальной академии искусств, Академии корейских исследований, Корейского фонда исследований, Комитета по составлению истории страны.
Среди 600 научных библиотек исследовательских институтов и учреждений гуманитарного профиля большую группу составляют библиотеки музеев и галерей. В ведении правительства находятся 8 национальных музеев. Их библиотеки являются важнейшими хранилищами памятников письменной культуры и реликвий, которые рассказывают о культурном наследии страны. Уникальные богатства сосредоточены и в библиотеках ряда частных музеев. Так, библиотека музея искусств Кансон, открытого в 1938 г., насчитывает более 10 тыс. книг, в том числе три редчайших подлинника на «ХунминЧоным» (первом корейском алфавите, изобретенном в 1444 г.). Библиотека Музея учебных пособий обладает оригинальной коллекцией рукописных и печатных материалов о развитии издательского дела в Корее. Своеобразны фонды библиотеки Центра независимости Кореи в Мокчхонмене, музеев военной и морской академий.
Хорошо оснащенные библиотеки имеют Национальный совет по делам образования, Корейский институт развития образования, частный Институт поведенческих наук, Центр педагогических исследований и подготовки учителей, четырнадцать провинциальных исследовательских и педагогических центров, а также центры культуры Великобритании, Германии и Франции в Сеуле.
Среди библиотек технического профиля выделяются библиотеки Корейского института науки и техники, институтов промышленной экономики и технологии, энергетики и ресурсов, электроники и телекоммуникаций, транспорта, ядерной энергии, а также ряда компаний, активно пользующихся сетью Интернет.
Компьютерные сети в библиотеках Южной Кореи обеспечивают оперативный доступ к информации потребителям из самых отдаленных районов страны. По мере роста числа персональных компьютеров все более очевидными становятся преимущества получения информации и общения библиотек с читателями через автоматизированные системы информационного обслуживания.
Новая техника и технологии используются и для обеспечения сохранности бесценного духовного наследия корейского народа. Например, сейчас в электронную форму переводится текст «Трипитаки Кореаны», который изложен более чем на 81 тыс. деревянных досках-клише, вырезанных с 1236 по 1251 г. и сохранившихся до наших дней в монастыре Хэинса. На них содержится почти 52,4 млн. изящных иероглифов-наставлений для монахов, бесед с Буддой и комментариев к сутрам. И хотя в этой работе участвовало около 30 писцов, все иероглифы выглядят так, будто они выписаны одной рукой. Другой пример: в библиотеке Сеульского государственного университета на оптические диски переведены более 6800 рецептов из старинного трактата о традиционной корейской медицине «Тонъымпогам».
В последние годы активно формируются центральные отраслевые библиотеки, финансируемые органами государственной власти. К их числу могут быть отнесены библиотеки министерств финансов, юстиции, национальной обороны, образования, сельского и лесного хозяйства, промышленности и энергетики, здравоохранения и социального обеспечения, охраны окружающей среды, транспорта, связи и др. Создаются также специальные библиотеки и центры документации по наукоемким отраслям (бионике, генетике, электронике, космическим исследованиям).
Национальная цифровая библиотека Кореи Строительство Национальной цифровой библиотеки (НЦБ) было начато в декабре 2005 года на территории, расположенной рядом с Национальной библиотекой Кореи в столичном районе Сочходонг, и завершилось три года спустя. НЦБ занимает площадь более 38 тыс. квадратных метров на пяти надземных и трех подземных этажах.
НЦБ оснащена высокотехнологичным оборудованием: здесь имеется многоязычный информационный зал, цифровой читальный зал, залы для семинаров, медиацентр, демонстрационный зал «мультиплекс» и первые в мире автоматизированные книжные стеллажи с девятиуровневыми мобильными книжными полками. Кроме того, здесь есть сад в традиционном корейском стиле, цифровое книжное кафе, внутренний сад, лужайка и т. д. Таким образом, библиотека представляет собой гармоничное пространство, где сосуществуют природа, человек и информация.
НЦБ является универсальной цифровой библиотекой, достойной представлять Корею на мировом уровне. В ее концепции соединились передовые IT-технологии, в создании и использовании которых Корея опережает многие развитые страны. Эта концепция коренным образом отличается от концепций существующих национальных и зарубежных электронных библиотек, к которым можно получить доступ через Интернет. Современные электронные библиотеки выполняют, в сущности, функцию веб-сайта обычной библиотеки, предоставляя доступ в режиме онлайн к хранящимся в библиотеке материалам. В отличие от них, в НЦБ занимаются сбором и хранением любых источников информации, которые оцениваются как потенциально полезные, включая мультимедийные материалы, видеоролики из Интернета и др. В НЦБ собирают, переводят в цифровой формат и хранят важнейшие произведения литературы, официальные бюллетени и другие документы, которые издаются в стране, включая различные базы данных для коммерческого пользования. Таким образом, НЦБ обладает обширными аналоговыми и цифровыми ресурсами информации, собранной внутри страны и за ее пределами, и обеспечивает свободный доступ к ним пользователей на месте и удаленно.
Высокотехнологичная среда НЦБ дает пользователям возможность не только активно использовать предоставляемую информацию, но и самим становиться производителями информации, создавая собственные цифровые ресурсы.
Полностью оборудованная мультимедийная студия позволяет вести Интернет-трансляции, предоставляет возможность создавать собственные видеоматериалы (видеоролики UCC — UserCreatedContent — «контент, созданный пользователем»).
Поскольку НЦБ приняла и активно использует новую философию, известную под названием «Library 2.0» (термин, ассоциируемый с возможностями оболочки Web 2.0 для интерактивного общения и вовлечения пользователей; он обозначает перенос данной философии на библиотечные услуги), здесь целенаправленно занимаются сбором высококачественных UCC, материалов блогов и другого контента, созданного пользователями сети. В настоящий момент в НЦБ собрано и хранится примерно 430 тысяч подобных информационных единиц, а в будущем планируется довести это количество до 2 млн. 700 тысяч, продолжая последовательно осваивать еще не изученные веб-ресурсы.
НЦБ предоставляет возможность пользователям взять в прокат UMPC (ultra-mobile personal computer — компьютер, отличающийся малыми размерами) и, находясь в любом месте библиотеки, просматривать цифровые материалы и наслаждаться всем спектром возможностей, предоставляемых НЦБ.
НЦБ представляет собой библиотеку гибридного типа, которая, с одной стороны, выполняет функцию Интернет-портала в виртуальном пространстве, а с другой — предоставляет вполне материальные услуги. Пользователи могут получить свободный доступ к любым источникам знаний (в рамках, разрешенных законодательством об авторских правах) вплоть до информационных ресурсов главных библиотек мира, благодаря выходу за пределы информационного пространства Кореи. Именно обеспечение возможности иметь легкий и удобный доступ из любого места в любое время для любого пользователя к цифровой информации высокого качества является главной особенностью НЦБ.
Национальная цифровая библиотека Кореи предоставляет пользователям услуги в виртуальном пространстве, называемые Dibrary («дибрэри») — это сложное слово, образованное от английских слов «digital» (цифровой) и «library» (библиотека).
Оно обозначает структуру НЦБ, которая обеспечивает пользователю возможность легко и удобно использовать не только визуальные материалы и электронные книги, но и любые ресурсы в системе онлайн доступа, вне зависимости от того, находится он в библиотеке или за ее пределами.
НЦБ обеспечивает своим пользователям доступ к обширному контенту объемом более 100 млн. наименований, который включает разнообразную личную информацию, базы данных различных организаций, структур и объединений как внутри страны, так и за рубежом, прежде всего — доступ к ресурсам важнейших библиотек мира (например, Библиотеки Конгресса США).
НЦБ также выполняет функцию накопителя знаний со всего мира в области культуры, науки и техники и их централизованного хранения в цифровом формате, как в архиве.
Будучи цифровой библиотекой, реальная ценность которой соответствует этому громкому имени, НЦБ является «чистым» порталом ресурсов научно-технических знаний Кореи, предоставляющим любому пользователю возможность свободно пользоваться в режиме реального времени всей информацией, по которой решена проблема копирайта.
С открытием НЦБ корейцы обрели комплексное культурное пространство новой концепции, которое не только позволяет легко и удобно получать информацию, но и удовлетворяет такие культурные потребности, как общение, обучение, отдых и др. Кроме того, НЦБ относится к типу «дибрэри» и предоставляет возможность пользоваться ресурсами библиотеки через Интернет в любое время суток. Философия, которую проводит в жизнь НЦБ — «information commons», что можно интерпретировать как «дружественные пользователю услуги», станет новой философией библиотечного дела и будет применяться во всех библиотеках будущего.
В деятельности информационных центров в Южной Корее можно выделить следующие направления:
1) прежде всего, в Южной Корее была создана концепции развития IT-технологий. Благодаря ей сформировалась универсальная цифровая библиотека, которая занимается сбором и хранением любых источников информации, оценивающийся как потенциально полезные, включая мультимедийные материалы, видеоролики из Интернета и др. В НЦБ собирают, переводят в цифровой формат и хранят важнейшие произведения литературы, официальные бюллетени и другие документы, которые издаются в стране, включая различные базы данных для коммерческого пользования. Хорошо развита архивная деятельность, отслеживание информации в интернете, оцифровка и предоставление доступа к системным данным;
2) характерной особенностью НЦБ Южной Кореи является целенаправленная социальная политика. Библиотека проявляет особую заботу о лицах с ограниченными возможностями. Это проявляется в создании продуктов и услуг для инвалидов. Для инвалидов по зрению предоставляются специальные программы доступа к информации (например, TTS — Text To Speech — «преобразование текста в речь»);
3) одним из направлений деятельности центров является обучение пользователей поиску информации, получению свободного доступа к информации, с тем, чтобы пользователи могли активно использовать все ресурсы и возможности;
4) в стране создан первый Интернет-портал, ориентированный на этнически смешанные семьи и инвалидов и предоставляющий им специализированную информацию (касающуюся социальной политики, льгот и т. п.) по регионам;
5) активно используется новая философия, известная под названием «Library 2.0» (термин, ассоциируемый с возможностями оболочки Web 2.0 для интерактивного общения и вовлечения пользователей; он обозначает перенос данной философии на библиотечные услуги);
6) пользователи могут получить свободный доступ к любым источникам знаний (в рамках, разрешенных законодательством об авторских правах) вплоть до информационных ресурсов главных библиотек мира, благодаря выходу за пределы информационного пространства Кореи.
2.3 Информационные центры в Японии Библиотеки в Японии Если в Москве внедрить японскую систему обслуживания читателей и выставить для свободного пользования все фонды, уже через пару лет мы можем рассчитывать на Нобелевские и прочие премии… Система поиска книг по истертым картонным карточкам привела бы любого японского студента в состояние шока, они давно используют электронный каталог.
Из фондов библиотек 90% книг выдаются на дом, те издания, которые не выдаются — можно копировать. Копии все делают самостоятельно — в библиотеках стоят автоматы для покупки специальных карточек для ксерокса. Карточка стоит 1000 иен, на нее можно сделать 105 копий формата А4.
Книги переплетены специально для библиотечного использования: они не рассыпаются от разворачивания страниц, поэтому практически нет книг, которые нельзя копировать. Немногочисленные суперценные книги можно фотографировать или сканировать, получив письменное разрешение.
Главная особенность японских библиотек — особая система хранения книг. В подвальных этажах, где расположены основные фонды, книги стоят на железных стеллажах. Стеллажи идут сплошной стеной и обращены к проходу только боковой стенкой с указанием шифра. Книги как бы спрятаны внутри. Но на каждом стеллаже есть 2 кнопки — красная и зеленая. Ты подходишь к нужному стеллажу и нажимаешь красную кнопку. Над секцией начинает загораться свет. Тогда нажимаешь зеленую и — о, чудо, все полки отъезжают в сторону и открывают тебе проход к нужному стеллажу, над которым постепенно загорается свет по всей его длине и глубине (это около 15 метров). На полках стеллажа находишь нужную книгу и идешь ее копировать или брать на дом. При выходе нужно не забыть опять нажать красную кнопку на выходе, чтобы выключился свет в проходе — это будет сигналом для другого читателя, что внутри никого нет и можно отодвигать другие полки.
Крупнейшая в Японии Национальная парламентская библиотека (г. Токио) насчитывает более 5 млн. томов. Одно из главных хранилищ рукописей и редких книг находится в Центральной библиотеке города Тенри (в префектуре Нара). Ее фонды насчитывают около 1,6 млн. единиц и включают собрание ранних изданий и черновиков рукописей коллекционера Лафкадио Хёрна, англоязычного журналиста и одного из первых европейцев, очарованных Японией. В Правительственной библиотеке Японии хранится примерно 575 тыс. редких книг. В каждой из 47 префектур страны и в крупных городах работают публичные библиотеки. В сельских районах действуют передвижные библиотеки. Даже в деревнях, в залах для проведения встреч и собраний (комикан), имеются небольшие библиотечные фонды.
В 2014 году при Университете Meiji в Токио откроется специализированная международная библиотека, в которой будет представлена исключительно богатейшая коллекция Манга.
В марте 2011 года в японском городе Канадзаве архитекторы закончили строительство районной библиотеки в виде коробки из-под торта. «Коробкой из-под торта» ее называют сами архитекторы. Здание квадратное, 45 на 45 м, с высокими стенами, ряды «иллюминаторов» производят впечатление орнамента. «Перфорированная» стена обеспечивает равномерный и рассеянный свет в помещениях. При этом нагрузка распределяется по стене так же равномерно, как и свет в интерьерах, этим достигается необходимая по местным антисейсмическим нормам устойчивость здания. Главный зал 12-метровой высоты занимает целый этаж, в нем места для чтения перемежаются с книжными стеллажами и рекреациями, перфорированная стена окружает его со всех четырех сторон. Образцом подражания для архитекторов при строительстве этого здания был читальный зал Парижской Национальной библиотеки Анри Лабруста — шедевр архитектуры XIX века. Архитекторы стремились обустроить пространство, которое служило бы оркестровкой радостного тактильного контакта с книгой. Одновременно читальный зал является местом для встреч и бесед. Вероятно, на страже тишины стоит японский этикет. «Прорастание» в библиотеку функций клуба, общественного центра — общая черта современных японских библиотек, ведущих борьбу за выживание с электронными средствами коммуникации.
Токийский университет занимает первое место среди других учебных заведений по богатству своих книжных фондов (свыше 4 млн. экз.). Университетские библиотеки дают доступ к своим хранилищам только профессорскому составу и аспирантам. Для студентов же выделены специальные помещения, куда библиотеки передают в постоянное пользование литературу по каждой академической дисциплине.
Фонд университета содержится в четырех крупных библиотеках: Главная библиотека, Библиотека биологических наук, Библиотека науки и инженерии, Библиотека международных дисциплин, а также в нескольких мелких библиотеках. Общий книжный фонд составляет около 4 млн. томов.
В активе Главной библиотеки университета Осаки более 2 млн. томов книг и журналов, а также около 9 тыс. регулярно выписываемых периодических изданий. В это собрание включены учебные пособия для студентов, академические издания, редкие книги, аудио и видеоматериалы, микроформы. Также доступные электронные ресурсы (электронный каталог, базы данных на компакт-дисках и в онлайн-режиме). В основной библиотеке есть три отделения: библиотека Наук о Жизни специализируется на биомедицинских дисциплинах, а библиотека Науки и Инженерии — на инженерных науках, отделение Международных Дисциплин специализируется на международных дисциплинах и лингвистике.
Типической особенностью современных японских библиотек является доступность книжных изданий для пользователей (открытые фонды), а также система хранения книг. Вероятно, для того, что бы привлечь как можно больше читателей в библиотеки Японии была разработана система доступа к этим фондам, т.к. из фондов библиотек 90% книг выдаются на дом, те издания, которые не выдаются — можно копировать. Копии все делают самостоятельно — в библиотеках стоят автоматы для покупки специальных карточек для ксерокса. На информационные центры Японии возложена функция развития библиотек как общественных центров, клубов, возможно как альтернатива электронным средствам коммуникаций. К услугам посетителей библиотеки: кабины для индивидуальной научной работы; аудитории группового обучения; кабины для работы с видео и DVD материалами; мультимедиатерминалы; терминалы кибермедиацентра; беспроводное сетевое соединение LAN и терминалы OPAC; компьютеры для работы с базами данных; ноутбуки.
Заключение
Итак, если сравнить основной информационный продукт информационно-библиотечных центров, оперативную событийную информацию, распространяемую данными центрами, то легко увидеть, что в содержательном плане у них много общего. Однако заметны и различия — форма подачи информации, способы их передачи, компоновка, характер «пакетирования», адресность, наконец, полнота и оперативность. Пользователь — один: он может обратиться и в библиотеку, и в информационный центр, и ему должна быть предоставлена информация, независимо от её местонахождения. [27]
В заключении отметим, что современная определяющая роль библиотеки — это предоставление свободного равного доступа к информации всем слоям населения, в том числе экономически не обеспеченным гражданам, что так актуально для стран Юго-Восточной Азии.
Нарастающие изменения в библиотечной среде, вызванные цифровыми источниками информации и темпы интеграции, формируют новые для библиотек, в прошлом просто книгохранилищ, сервисы. Общедоступные бесплатные библиотеки, оснащенные современным оборудованием, новейшими информационными и коммуникативными технологиями обеспечивают образование и развитие отдельно взятой личности. Об опыте библиотек этих стран можно многое еще сказать, он очень богат и оригинален. Хорошо разработанные системы привлечения и просвещения читателей любого возраста можно и нужно применять у нас в стране. Этот опыт достоин восхищения, изучения и претворения на практике.
В условиях современного общества библиотеки являются не только накопителями информационных источников и коллекций, но и проводниками новой информационной цивилизации, составными частями которой являются как информационная грамотность, так и информационная культура. Будучи в лице библиотекарей и библиографов создателями и хранителями информации, библиотеки призваны оказывать полномасштабную помощь потребителю информации — читателю, пользователю, абоненту, а следовательно, наращивать, совершенствовать как собственную информационно-ресурсную емкость, так и свою и читательскую информационную грамотность и культуру.
библиотека азия зарубежный япония
1. Библиотековедение. Общий курс [Текст]: учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 71 900.62 «Библиотечно-информационная деятельность /С.А. Басов, А. Н. Ванеев, М. Я. Дворкина и др.; науч. ред. А. Н. Ванеев, М. Н. Колесникова. — СПб.: Профессия, 2013. — С.137-(Учебник для бакалавров).
2. Брофи Питер Современная библиотека учебного заведения [Текст]: / Питер Брофи; пер. с англ. А. Б. Лисица, Е. В. Малявской; науч. ред.пер. Я. Л. Шрайберг. — М.: Издательство «Омега-Л», 2009. — 307с.
3. Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность [Текст]: сб. публ./под ред. П. Годвина, Дж. Паркера.; пер. с англ., Е. В. Малявской; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг. — СПб.: Профессия, 2011. — 238с. — (Новые библиотечные технологии).
4. Иванова Е. В. Школьные библиотеки в информационно-образовательной среде [Текст]: практ. пособие/ Е. В. Иванова. — СПб.: Профессия, 2009. — 240с. — (Школьная библиотека XXI век).
5. Макарова Т. С. Библиотека им. К.. Ушинского как центр педагогической информации/ Т. С. Макарова //Журнал «Мир образования — образование в мире». — 2008. — № 5. — С.135−140.
6. Открытый доступ: Библиотеки за рубежом 2008: сборник / Редкол.: Н. Ю. Золотова, С. В. Пушкова, Л. М. Степачев; Всерос. гос. б-ка иностранной лит-ры им. М. И. Рудомино, с. Центр междунар. библиотековедения. — М.: Рудомино, 2008
7. Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии [Текст]: Учеб. пособие/ И. С. Пилко.; Кемеровский гос. ун-т. культуры и искусств.- СПб.: Профессия, 2008. — 342с.
8. Пэрент Ингрид. Библиотеки: движущая сила перемен. Приветствие и отчетный доклад на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе и 79-й Генеральной конференции Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА)/ Ингрид Пэрент // Школьная библиотека. — 2013. — № 8−10. — С. 14−16.
9. Справочник информационного работника [Текст]: / Науч. ред.Р. С. Гиляровский, В. А. Минкина.; СПб. гос. ун-т культуры и искусств.- 2-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Профессия, 2007. — 584с.
10. Управление библиотекой / медиатекой гимназии [Текст]: практ. пособие для рук. образоват. учрежд./под общ. ред. О. Р. Старовойтовой, Т. В. Захарчук; Фонд поддержки образования (Санкт-Петербург); Гимназический союз России. — Спб.: Профессия, 2008. — С.3.
11. Фирсов В. Библиотечные сервисы для «умного» города, или Когда знания становятся силой/ В. Фирсов //Журнал «Библиотечное дело». — 2012. — № 16. — С.27−29
12. Zhang Shu Hua. Развитие китайского библиотечного дела: проблемы и перспективы / Zhang Shu Hua //Журнал «Современные библиотеки». — 2001. — № 3. — С. 3−12.
13. Захаренко М. П. Гармония по-китайски/М.П.Захаренко //Журнал «Современная библиотека». — 2011. — № 3. — С.78−87)
14. Кутьина Е. Книга лечит: опыт Страны восходящего Солнца/ Е. Кутьина//Журнал «Современная библиотека». — 2014. — № 2. — С.80−82
15. Матлина С. Г. Библиотечный маркетинг [Текст]: практ. пособие для работников публ. библиотек /С.Г. Матлина; Гос. Рос. б-ка; Пермская обл. биб-ка им. А. М. Горького.-Пермь, 1993.-65 С.
16. Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама: практ. пособие / С. Г. Матлина. — М.: Либерея, 1997. — 96 С. — Прил. к журн. «Библиотека».