Теоретические основы разработки бизнес–плана
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: качественный анализ, определение, обобщение, сравнение, сопоставление. Источниками информации для написания курсовой работы послужила базовая учебная литература; фундаментальные теоретические труды отечественных и зарубежных ученых в данной области; результаты практических исследований; статьи и обзоры… Читать ещё >
Теоретические основы разработки бизнес–плана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Одним из наиболее важных качеств предпринимателя является деятельность, связанная с постановкой целей и разработкой управленческих решений по оптимальному распределению ресурсов для достижения этих целей. Эффективным инструментом такого процесса является бизнес-планирование.
Бизнес-план — это программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Назначение бизнес-плана — обоснование концепции проектного предложения, технической возможности и экономической целесообразности, характеризуется набором количественных данных или параметров, результата определенного целью.
В процессе создания бизнес-плана ставятся следующие задачи:
· Уточняются правовые аспекты, нормативы, ограничения, требования муниципальных органов;
· Проводится анализ исходных материалов: ситуационного плана, технического состояния бизнеса, социальных условий и т. д.;
· Рассматриваются размеры возможных потерь;
· Формируется инвестиционная программа проектного предложения нового бизнеса с анализом возможных вариантов реализации;
· Определяются формы и условия реализации проектного предложения;
· Прогнозируются условия производства продукции или услуги;
· Определяются показатели экономической и коммерческой эффективности проектируемого предложения;
· Разрабатывается стратегия маркетинга и продвижения товара (услуги) на рынке;
· Формируется план финансирования;
· Определяются условия и сроки развития проекта;
· Уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования.
В целом, бизнес-план позволяет достичь разумного и выполнимого компромисса между тем, что предприниматель и организация хотят достичь, и что они могут достичь.
Выбранная тема работы является актуальной, так как на сегодняшний день большое количество людей ежедневно покупают продукты питания, в том числе и томатную пасту.
Целью данной курсовой работы состоит в изучении сущности бизнес-плана, в его влиянии на развитие и работу предприятия, а так же в разработке бизнес-плана создания предприятия по производству иранской томатной пасты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить литературу по данной теме исследования;
— изучить методику составления бизнес-плана;
— изучить основные разделы бизнес-плана;
— разработать бизнес-план предприятия по производству иранской томатной пасты.
Объектом исследования в данной контрольной работе является разработка бизнес-плана по производству иранской томатной пасты.
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: качественный анализ, определение, обобщение, сравнение, сопоставление. Источниками информации для написания курсовой работы послужила базовая учебная литература; фундаментальные теоретические труды отечественных и зарубежных ученых в данной области; результаты практических исследований; статьи и обзоры в специализированных изданиях; справочная литература и прочие актуальные источники информации.
1. Теоретические основы разработки бизнес — плана
1.1 Понятие и назначение бизнес — плана Бизнес-план — это документ, в котором содержится описание основных вопросов деятельности будущего предприятия, анализ рисков, с которыми оно может столкнуться, определение способов решения возможных проблем.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия на определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
На рисунке 1 представлены основные функции бизнес-плана.
Рис. 1. Основные функции бизнес — плана В процессе создания бизнес-плана ставятся следующие задачи:
· уточнение правовых аспектов, нормативов, требований муниципальных органов;
· проведение анализа существующих данных: состояние бизнеса, социальных условий и т. д.;
· анализ существующих рисков;
· формируется инвестиционная программа проектного предложения бизнеса с анализом возможных вариантов реализации;
· определяются методы и условия реализации проектного предложения;
· прогнозируются условия производства продукции или услуги;
· определяются показатели экономической и коммерческой эффективности проектируемого предложения;
· разрабатывается стратегия маркетинга и продвижения товара на рынке;
· формируется план финансирования;
· определяются условия и сроки реализации проекта;
· уточняются виды рисков и условия страхования.
Назначение бизнес-плана состоит в обоснование концепции проектного предложения, технической возможности и экономической целесообразности, характеризуется набором количественных данных или параметров, результата определенного целью.
В целом, бизнес-план позволяет достичь разумного и выполнимого компромисса между тем, что предприниматель и фирма хотят достичь, и что они могут достичь.
1.2 Классификация и виды бизнес — планов Классификация бизнес-планов производится по следующим критериям:
а) По сферам деятельности, в которых осуществляется проект бизнес — планы подразделяются на:
— технический;
— организационный;
— экономический;
— социальный;
— смешанный.
б) По составу, структуре и предметной области выделяют:
— монопроект;
— мультипроект;
— мегапроект.
в) По размерам бизнес-плана, количества участников и степени влияния, различают:
— мелкие;
— средние;
— крупные.
г) По продолжительности периода реализации проекта:
— краткосрочные до 3 лет;
— среднесрочные 3−5 лет;
— долгосрочные больше 5 лет.
д) По степени финансовой, технической или другой сложности:
— простые;
— сложные;
— очень сложные.
е) По характеру предметной области:
— инвестиционный;
— инновационный;
— организационный;
— научно-исследовательский;
— учебно-образовательный;
— смешанный.
Большое количество бизнес-планов имеют инвестиционный характер, к ним относят проекты, в которых основной задачей является вложение средств в различные виды экономической деятельности с целью получения прибыли.
Инновационные проекты исследования и развития характеризуют внедрение нового продукта, исследования в области маркетинга и менеджмента, разработка нового проекта программного обеспечения. Характеризуются следующим образом:
· главная цель четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения промежуточных результатов;
· срок реализации и продолжительность проекта определены и точно соблюдены;
· планирование затрат часто зависит от выделенных денежных средств;
· основные ограничения связаны с недостатком использования мощностей предприятия.
Организационные проекты предприятия предусматривают реализацию новой системы управления или создание нового предприятия. Основные характеристики:
· цели определены заранее, однако результаты проекта количественно и качественно трудно определить;
· срок и продолжительность задаются предварительно;
· ресурсы предоставляются по мере возможности. Затраты фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, требуют корректировок по мере прогресса проекта.
Экономические проекты — приватизация, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов. Основные особенности:
· главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;
· сроки проекта устанавливаются предварительные и корректируются;
· ресурсы предоставляются по мере необходимости в рамках возможного;
· расходы определены предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере внедрения проекта.
Социальные проекты — реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений. Особенности:
· цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Количественная и качественная оценка существенно затруднена.
· сроки и продолжительность проекта зависит от вероятностных факторов или только намечаются и в последствии подлежат уточнению.
· Затраты на проект зависят от бюджетных денежных средств. Ресурсы выделяются по мере необходимости.
1.3 Структура бизнес — плана Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований. Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью разделов. Вместе с тем структура бизнес-плана зависит от цели и экономической политики предприятия, степени его новизны, характера его развития.
Ниже приведены структуры наиболее часто употребляемых в мировой хозяйственной практике и России бизнес-планов.
Международная форма бизнес-плана (ЮНИДО, разработанная ООН по промышленному развитию)
1. Резюме
2. Идея (сущность) предлагаемого проекта Общие исходные данные и условия.
Описание характеристик нового товара.
Оценка опыта предпринимательской деятельности.
3. Оценка рынка сбыта Описание потребителей нового товара.
Оценка конкурентов.
Оценка сильных и слабых сторон предприятия относительно конкурентов.
4. План маркетинга Цели маркетинга.
Стратегия маркетинга.
Финансовое обеспечение плана маркетинга.
5. План производства Производство нового продукта.
Наличие и требуемые мощности производства.
Материальные факторы производства.
Описание производственного процесса.
6. Организационный план Организационно-правовая форма собственности фирмы.
Организационная структура фирмы.
Распределение обязанностей между персоналом.
Сведения о партнерах.
Описание внешней среды бизнеса.
Трудовые ресурсы предприятия.
Сведения о членах руководящего состава.
7. Финансовый план.
План доходов и расходов.
План денежных поступлений и выплат.
Сводный баланс активов и пассивов предприятия График достижения безубыточности.
Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
Оценка риска и страхование.
8. Приложения Макет бизнес-плана, применяемый в России
(Введен постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1470).
1. Титульный лист
— название и адрес предприятия;
— руководитель предприятия (организации);
— ФИО и телефон;
— цель и задачи проекта (3−5 строк);
— характер и время строительства;
— сметная стоимость проекта:
— финансирование проекта (в процентах):
— собственные и заемные средства;
— срок окупаемости проекта.
2. Вводная часть или резюме проекта
— сущность и цели проекта;
— преимущества продукции (услуг);
— ожидаемый спрос на продукцию;
— основные факторы успеха;
— ожидаемый экспорт продукции или замещение импорта;
— требуемые затраты и срок возврата заемных средств.
3. Анализ положения дел в отрасли:
— общая потребность и объем производства продукции в регионе и России;
— ожидаемая доля предприятия по производству продукции в регионе и или в России;
— потенциальные конкуренты их сильные и слабые стороны;
— какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года.
4. Производственный план Назначение раздела — аргументировать выбор производственного процесса и определить его экономические показатели.
— специфические требования к организации производства;
— состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость;
— сырье и материалы, поставщики и цены;
— альтернативные источники снабжения сырьем и материалами;
— форма и норма амортизации;
— себестоимость продукции;
— структура капитальных вложений (строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты);
— сроки ввода и освоение мощностей;
— обеспечение экологической и технической безопасности.
5. План маркетинга В разделе должно быть показано, что реализация товара не вызывает серьезных проблем.
— конечные потребители;
— характер спроса (равномерный или сезонный);
— характеристика конкуренции и конкурентов;
— воздействие на себестоимость продукции технологических изменений, использования продуктов-заменителей, изменений в законодательстве по условиям труда, охране природы и т. д.;
— торгово-сбытовые издержки;
— капитальные затраты, связанные с реализацией продукции (услуг);
— каких действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия?
— обоснование цены на продукцию;
— организация сбыта (описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта);
— послепродажное обслуживание;
— организация рекламы и затраты на нее;
— договор или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам.
6. Организационный план
— организационно-правовая форма предприятия (условия создания и партнерства, учредители и принадлежащие им доли);
— акции (сколько выпущено и сколько предполагается выпустить);
— руководящий состав, краткие биографические справки;
— распределение обязанностей между членами руководящего состава;
— поддержка проекта местной администрацией.
7. Финансовый план
— объем инвестиций;
— объем финансирования проекта по источникам и периодам;
— условия предоставления кредитов;
— движение денежных потоков;
— прогнозный баланс доходов и расходов;
— показатели эффективности проекта (срок окупаемости, внутренний коэффициент эффективности и др.).
1.4 Этапы разработки бизнес — плана На рисунке 2 представлены этапы разработки бизнес — плана.
Рис. 2. Этапы разработки бизнес — плана Таким образом, разработку бизнес-плана осуществляют в несколько этапов:
Первый этап — подготовительный — характеризуется определением целей создания документа, его назначение, сроки, исполнителей, бюджет и т. д.
Второй этап — разработка плана по разделам.
Третий этап — обсуждение бизнес — плана руководителями и специалистами структурных подразделений предприятия и консультантами сторонних организаций.
Заключительный этап, характеризуется выполнением окончательной редакции бизнес — плана, его утверждение руководством предприятия и передача документа заинтересованным организациям и лицам.
инвестиционный оценка предпринимательский томатный
2. Разработка бизнес-плана создания предприятия по производству иранской томатной пасты
2.1. Резюме Целью данного бизнес — плана является экономическое обоснование целесообразности открытия предприятия по производству иранской томатной пасты.
Задача проекта: открытие предприятия среднего ценового сегмента по производству иранской томатной пасты.
Производственная программа создания томатной пасты включает в себя следующие этапы:
1. Производится отделение требуемых рецептурных количеств компонентов в специальных емкостях.
2. Готовиться крахмал в специальном смесительном баке.
3. Производится нагрев требуемого количества воды.
4.
Введение
сухих компонентов, с одновременным перемешиванием в гомогенизаторе.
5.
Введение
в массу суспензии крахмала при достаточно интенсивном, но бережном перемешивании в гомогенизаторе, с одновременным подогревом.
6.
Введение
готового сырья, с перемешиванием и добавлением оставшегося количества воды. Подогрев полученной пасты.
7. Фасовка готового продукта.
ООО «Томатик» будет располагаться на территории Московской области и осуществлять производство и реализацию иранской томатной пасты широкому кругу потребителей.
Всех конкурентов ООО «Томатик» можно разделить на три группы:
В первую группу входят крупные предприятия, имеющие давнюю историю и всем известны (доля рынка каждого магазина 10−15%).
Во вторую группу входят средние, достаточно известные предприятия.
К третьей группе относят мелкие и неизвестные предприятия (доля рынка каждого от 1 и менее %).
ООО «Томатик» при выходе на рынок будет принадлежать к третьей группе, с долей рынка менее 1%, но со временем ситуация может измениться в положительную сторону.
Для осуществления данного проекта необходимы инвестиционные вложения в размере 6371,99 тыс. руб. При расчете эффективности данного бизнес-плана можно сделать вывод, что проект является прибыльным. Планируемая чистая прибыль в первый год составит 19 909,80 тыс. руб.
Срок окупаемости данного бизнес-плана составит 3 года 6 мес.
Данный бизнес-план позволит укрепить положение организации на рынке, обеспечить привлечение заказчиков и получение прибыли.
2.2.Описание бизнеса Цели и задачи бизнес-плана Краткосрочные цели проекта:
— выход на рынок продуктов питания;
— создание положительного образа томатной пасты в глазах потребителей;
— получение стабильной прибыли.
Долгосрочные цели проекта:
— максимизация товарооборота;
— расширение товарной номенклатуры;
— обеспечение стабильного финансового и материального положения предприятия в отрасли и на целевых рынках.
Задача проекта: открытие предприятия среднего ценового сегмента по производству иранской томатной пасты.
Описание предприятия ООО «Томатик» будет располагаться на территории Московской области и осуществлять производство и реализацию иранской томатной пасты широкому кругу потребителей.
Организационно — правовой формой планируемого предприятия будет общество с ограниченной ответственностью, учрежденное одним физическим лицом.
Полное официальное наименование проектируемого предприятия ООО «Томатик».
Предприятие будет осуществлять свою деятельность в помещении, которым будем пользоваться на правах долгосрочной аренды.
Описание товара (услуги) Открываемое предприятие будет заниматься производством и реализацией иранской томатной пасты.
Иранская томатная паста представляет собой, продукт, изготавливающийся исключительно из помидоров с добавлением соли. Соотношение составных частей идеально: их всего две, они недороги и в процессе производства не требуют сложной дополнительной обработки с применением высокотехнологических машин.
Основной составляющей такой пасты обычно является сухое вещество на томатной основе. Изготовление томатной пасты с содержанием в 40% сухих веществ позволяет транспортировать и после сберегать продукт длительное время. Такой товар прибудет к заказчику в пригодном виде, а он уже сможет решать, использовать пасту сразу или же отложить ее на некоторое время, при этом, не беспокоясь, что она может испортиться.
Стоит знать один важный факт, что при изготовлении иранской томатной пасты мы планируем использовать помидоры только определенного вида, те, которые содержат меньше сока в плодах. Такие меры необходимы для последующего исключения из продукта консервантов. Эти сорта томатов обладают неповторимым вкусом и цветом. Вполне логично, что из томатов, содержащих в себе больше мякоти, чем влаги, получится паста с более длительным сроком хранения, которая впоследствии сможет конкурировать с иными производителями того же продукта.
2.3 Оценка внешней среды Анализ общей окружающей среды Анализ влияния внешней среды показывает, какое влияние она оказывает с точки зрения правовой, политической, социально-демографической, экономической, научно-технической, экологической, культурной и т. п. Его цель поиск возможностей угроз, стратегических неопределенностей и стратегических альтернатив.
В таблице 1 проведем STEP-анализ для создаваемого предприятия.
Таблица 1. STEP-анализ предприятия
Политика | Экономика | |
— текущее законодательство на рынке; — будущие изменения в законодательстве; — государственное регулирование конкуренции; — торговая политика; — экологические проблемы. | — экономическая ситуация и тенденции; — динамика ставки рефинансирования; — уровень инфляции; — общие проблемы налогообложения; — платежеспособный спрос. | |
Социальная сфера | Технологические достижения | |
— демография; — изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы; — структура доходов и расходов; — тенденции образа жизни; — бренд, репутация компании; — модели поведения покупателей; — мнения и отношение потребителей; — потребительские предпочтения; — реклама и связи с общественностью. | — развитие конкурентных технологий; — финансирование исследований; — информация и коммуникации; — потребители. — поставщики сырья. | |
Описание потребителей Основными потребителями иранской товарной пасты будут оптовые покупатели: магазины, столовые, рестораны, кафе.
Оценка конкурентов Всех конкурентов ООО «Томатик» можно разделить на три группы:
В первую группу входят крупные предприятия, имеющие давнюю историю и всем известны (доля рынка каждого магазина 10−15%).
Во вторую группу входят средние, достаточно известные предприятия.
К третьей группе относят мелкие и неизвестные предприятия (доля рынка каждого от 1 и менее %).
ООО «Томатик» при выходе на рынок будет принадлежать к третьей группе, с долей рынка менее 1%, но со временем ситуация может измениться в положительную сторону.
В районе, в котором планируется открыть предприятие, существуют три прямых конкурента, которые находятся в этом же районе, это
— «Рустомат»;
— «Нева Фуд»;
— «Томатоград».
В таблице 2, представлен сравнительный анализ предприятий по производству томатной пасты.
Таблица 2
Сравнительный анализ предприятий по производству томатной пасты
Потребительские свойства | Крупные предприятия | Средние предприятия | Мелкие предприятия | |
Узнаваемость | ||||
Ассортимент | ||||
Ценовая доступность | ||||
Доступность месторасположения | ||||
Средний балл | 4,75 | 3,75 | 2,00 | |
ООО «Томатик» будет входить в последнюю группу, чтобы конкурировать необходимо, чтобы было хорошее качество томатной пасты.
Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов В таблице 3 проведем оценку собственных сильных и слабых сторон ООО «Томатик» относительно конкурентов.
Таблица 3. SWOT-анализ ООО «Томатик»
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ | Сильные стороны | Слабые стороны | |
· возможности быстрого роста; · появление новых товаров; · наличие новых привлекательных географических рынков. | · низкий уровень квалификации рабочей силы; · низкий уровень менеджмента; · отсутствие единой информациооной базы; · низкий уровень заработной платы; · нехватка собственного финансирования; | ||
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ | Возможности | Угрозы | |
· введение новых информационных технологий; · маркетинговая стратегия; · розничных продаж; · поддержка со стороны государства и региона; · привлечение кредитов; | · глобальный кризис экономики; · наличие конкуренции; · зависимость от службы доставки; · ошибки программного обеспечения; · изменения в политике и налогообложении. | ||
2.4 План маркетинга План маркетинга представляет собой факторы, совокупность которых предприятие использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
В комплекс маркетинга ООО «Томатик» входит:
· контекстная реклама (Яндекс.Директ, Google AdWords).
· Баннерная реклама.
· Emai-рассылки.
· Партнерские программы.
· Продвижение в социальных сетях.
· Вирусный маркетинг.
· Скрытая реклама.
· Буклеты — раздача листовок, на которых указана полная информация о предприятии.
· Другие виды рекламы.
Для прогнозирования спроса и цены на томатную пасту были взяты данные конкурентов, таким образом, план реализации ООО «Томатик» представлен в таблице 4.
Таблица 4. План реализации по ООО «Томатик»
Наименование показателей | Ед. изм. | Периоды по годам | |||||
Иранская томатная паста в железных банках | |||||||
— объем продаж | ед. | 2 439 937,5 | |||||
— цена за ед. | руб. | ||||||
Всего: выручка от продаж | тыс. руб. | 134 196,56 | 206 456,25 | 206 456,25 | 206 456,25 | ||
2.5 План производства Сырье — помидоры — загружаются в специальный бункер. С помощью ленточного транспорта помидоры поступают в моечную машину, где обрабатываются на предмет удаления посторонних веществ: грязи, песка, пестицидов и т. п.
До поступления непосредственно в измельчитель помидоры проходят т.н. инспекционный транспортер с ополаскивателем, где работник отбирает непригодные (гнилые, порченные, слишком зеленые и т. п.) овощи, а также подвергает дополнительному споласкиванию недостаточно хорошо мытые.
В измельчитель, таким образом, попадают только прошедшие визуальный контроль помидоры, что исключает производство некачественного продукта. Измельчитель производит резку целых помидоров на небольшие кусочки, которые легче подвергаются последующему перетиранию в однородную массу в соответствующей машине.
Следующий этап в производстве томатной пасты — повышение плотности, или количества сухой составляющей в образовавшейся полужидкой массе. Это делается с помощью вакуум-выпарной машины, используемой также и во многих других пищевых производствах для аналогичных целей. Согласно ГОСТ 3343–89, консистенция должна быть доведена до показателей 40% сухого вещества в пересчете на общую массу продукта.
После выпаривания уже почти готовая томатная паста поступает в буферную емкость, где происходит добавление поваренной соли — согласно вышеупомянутому ГОСТ, массовой долей не более 1,5% в пересчете на общую массу продукта.
Далее паста попадает в дозатор, с помощью которого порционно разливается непосредственно в торговую таружестяные банки.
Конечным этапом производства является упаковка, маркировки и нанесение соответствующих этикеток.
Для производства иранской томатной пасты будет использовано современное оборудование технологической линии на базе ВМГ — КОРУМА.
Рассмотрим основные этапы технологического процесса производства на основе ВМГ-Корума:
1. Производится отделение требуемых рецептурных количеств компонентов в специальных емкостях.
2. Готовиться крахмал в специальном смесительном баке.
3. Производится нагрев требуемого количества воды.
4.
Введение
сухих компонентов, с одновременным перемешиванием в гомогенизаторе.
5.
Введение
в массу суспензии крахмала при достаточно интенсивном, но бережном перемешивании в гомогенизаторе, с одновременным подогревом.
6.
Введение
готового сырья, с перемешиванием и добавлением оставшегося количества воды. Подогрев полученной пасты.
7. Фасовка готового продукта.
В состав линии будет входить следующее технологическое обрудование:
1. Состав первой линии:
— моечная емкость;
— моечный транспортер;
— транспортер, предусматривающий возможность проверки качества поступающих овощей;
— дробилка для овощей;
— подогреватель;
— протирочная машина;
— гомогенизатор;
— выпариватель вакуумного типа;
— фасовочная полуавтоматическая установка.
2. Состав второй линии:
— установка для мойки и переборки томатов;
— устройство для отделения семян;
— сборник овощной массы;
— поршневой насос;
— подогреватель трубчатого типа;
— каскад машин для протирки смеси;
— горизонтальная емкость;
— выпариватель;
— дозировочная установка;
— транспортер;
— стерилизатор туннельного типа.
Основные технические параметры линии:
1. Производительность:
по свежим овощам — 2730кг/час;
2. Номинальная мощность линии — 60кВт.
3. Расход воды — 55 куб. м/ч;
4. Расход воздуха — 30лит/мин;
5. Расход пара — 2900 кг/ч.
Для укупоривания тары будем использовать оборудование марки УУ-4ПН.К. Технологическая характеристика оборудования представлена в приложении 1.
Для расклеивания этикеток будет использоваться машина выполнена в виде настольного блока, в котором смонтированы магазин этикеток, расслаиватель этикеток, устройство нанесения клея на этикетку, механизм перемещения этикетки, механизм вращения тары и система запуска процесса наклеивания с оптическими датчиками. Технологическая характеристика оборудования представлена в приложении 2.
Рассчитаем инвестиционные затраты проекта В таблице 5 рассчитаем стоимость машин и оборудование.
Таблица 5. Расчет стоимости машин и оборудования
Оборудование | Кол-во | Цена нового оборудования, тыс.руб. | Итого стоимость оборудования, тыс.руб. | |
Линия по производству томатной пасты | 1*900=900 | |||
Машина по закатыванию тары | 2*150=300 | |||
Упаковочный станок | 120*2=240 | |||
Транспортная тележка | 2*30=60 | |||
Затраты на транспортировку и наладку оборудования (20%) | (900+300+240+60)*0,2=300 | |||
Итого затраты на оборудование | 900+300+240+60+300=1800 | |||
В таблице 6 рассчитаем стоимость зданий и сооружений.
Таблица 6. Расчет стоимости зданий и сооружений
Вид здания | Площадь кв. м | Ст-сть 1 кв.м., тыс.руб. | Итого стоимость, тыс.руб. | |
Производственное | 5+3*2+75+5=91 | 91*40=3640 | ||
Административное (офис) | 8*1,5=12 | 12*40=480 | ||
Итого | 91+12=103 | |||
Рассчитаем величину оборотного капитала:
Материальные затраты на единицу продукции = 40,95 руб.
Годовой выпуск продукции 3 753 750 шт.
Годовые материальные затраты 40,95*3 753 750 = 153 716,07 тыс. руб.
Норматив хранения материалов на складе 1 день Оборотный капитал составляет: 153 716,07 *1/360= 426,99 тыс. руб.
В таблице 7, рассчитаем суммы капиталообразующих инвестиций.
Таблица 7. Расчет суммы капиталообразующих инвестиций
Вид затрат | Сумма, тыс.руб. | |
Здания и сооружения | ||
Оборудование | ||
Итого основных фондов | ||
Оборотные средства | 426,99 | |
Некапитализируемые затраты (маркетинговые исследования) | ||
Итого инвестиций | 6371,99 | |
В таблице 8 рассчитаем материальные затраты Таблица 8. Расчет материальных затрат
Вид затрат | Затраты на единицу продукции, руб. | |
Сырье и материалы | ||
Комплектующие (добовки) | ||
Электроэнергия на технологические цели | ||
Транспортно-заготовительные расходы (5%) | 30+6+3*0,05=1,95 | |
Итого | 30+6+3+1,95=40,95 | |
В таблице 9 рассчитаем затраты на силовую электроэнергию.
Таблица 9. Расчет затрат на силовую электроэнергию
Оборудование | Фактический расход электроэнергии, кВт/ч | |
Линия по производству томатной пасты | ||
Машина по закатыванию тары | ||
Упаковочный станок | ||
Итого затраты электроэнергии за год, кВт/ч | 4200+115 200+7200=126 600 | |
Тариф на электроэнергию, руб. кВт/ч | ||
Итого годовые затраты | 126 600*5=633 тыс. руб. | |
В таблице 10 рассчитаем годовые косвенные расходы.
Таблица 10. Расчет годовых косвенных расходов
Вид затрат | Расчет | Сумма, тыс.руб. | |
1. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | |||
Амортизация обрудования (10%) | 1800*0,10 | ||
Капитальный и текущий ремонт оборудования (6%) | 1800*0,06 | ||
Расходы на электроэнергию | |||
Прочие затраты (2%) | (180+108+633)*0,02 | 18,42 | |
Итого | 180+108+633+18,42 | 939,42 | |
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы | |||
Годовой фонд заработной платы | 2894,40 | ||
Амортизация помещения (1,5%) | 4120*0,015 | 61,80 | |
Капитальный и текущий ремонт помещения (6%) | 4120*0,06 | 247,20 | |
Расходы на электроэнергию на освещение | 103кв.м*350к Вт/ч*5руб | 180,25 | |
Прочие общепроизводственные расходы (2%) | (2894,40+61,80+247,20+180,25)*0,02 | 67,68 | |
Общехозяйственные расходы | 2894,40*0,7 | 2026,08 | |
Итого общепроизводственные и общехозяйственные расходы | 2894,4+61,80+247,20+180,25+67,68+2026,08 | 5477,41 | |
Итого косвенные расходы | 5477,41+939,42 | 6416,83 | |
В таблице 11 составим смету себестоимости продукции.
Таблица 11. Составление сметы себестоимости продукции
Вид затрат | Затраты | ||
На единицу продукции, ру. | На годовой выпуск, тыс.руб. | ||
1. Прямые затраты | 40,95 | 153 716,07 | |
2. Косвенные затраты | 1,71 | 6416,83 | |
3. Коммерческие расходы | 2,13 | 8006,65 | |
Итого | 44,79 | 168 139,55 | |
Таким образом, себестоимость единицы продукции составит 44,79 руб.
2.6 Организационный план Организационно — правовой формой планируемого предприятия будет общество с ограниченной ответственностью, учрежденное одним физическим лицом.
Основным видом деятельности ООО «Томатик» будет производство и реализация иранской томатной пасты.
Полное официальное наименование проектируемого предприятия ООО «Томатик».
Рис. 1. Организационная структура ООО «Томатик»
В таблице 12 рассчитаем годовой фонд заработной платы.
Таблица 12. Расчет годового фонда заработной платы
Должность | Кол-во, чел | Месячная заработная плата одного работника, руб. | Годовая заработная плата группы работников, тыс.руб. | |
Директор | 40 000*12*1=480 | |||
Менеджер по реализации | 15 000*12*1=180 | |||
Начальник цеха | 25 000*1*12=300 | |||
Складс. работ | 20 000*5*12=1200 | |||
Годовой фонд начисляемой заработной платы | 480+180+300+1200=2160 | |||
Отчисления на социальные цели (34%) | 2160*0,34=734,40 | |||
Итого годовой фонд заработной платы | 2160+734,40=2894,40 | |||
Годовой фонд оплаты труда персонала ООО «Томатик» составит 2894,40 тыс. руб.
2.7 Финансовый план Рассчитаем рентабельность продаж и годовой прибыли:
Себестоимость единицы продукции 44,79 руб./шт Цена изделия 55 руб/шт Рентабельность продаж:
Рп = (Ц-С)/Ц Рп=(55−44,79)/55 = 0,19 или 19%- средняя рентабельность Прибыль на одно изделие П=Ц-С П= 55−44,79=10,21 руб./шт Чистая прибыль на одну продукцию при налоге на прибыль 20%
Пч=П*(1−0,20) = 10,21*(1−0,20) =8,16 руб./шт Рассчитаем годовую чистую прибыль по периодам.
Таблица 13. Расчет годовой чистой прибыли предприятия
Период | Годовой выпуск, шт | Годовая чистая прибыль, тыс.руб. | |
В 0-й период проекта | |||
В 1-й период проекта | 3 753 750*0,65=2 439 937,5 | 19 909,89 | |
В 2-й период проекта | 30 630,60 | ||
В 3-й период проекта | 30 630,60 | ||
В 4-й период проекта | 30 630,60 | ||
В таблице 14 определим денежные потоки и оттоки по операционной деятельности.
Таблица 14. Денежные потоки и оттоки по операционной деятельности.
Показатели | Год (период)проекта | |||||
1. Объем производства, шт | 2 439 937,5 | |||||
2. Себестоимость единицы продукции, руб. | 44,79 | 44,79 | 44,79 | 44,79 | ||
3. Годовая себестоимость, тыс.руб. | 109 284,8 | 168 130,463 | 168 130,46 | 168 130,463 | ||
4. Амортизация оборудования за год, тыс.руб. | ||||||
5. Амортизация помещений за год, тыс.руб. | 61,8 | 61,8 | 61,8 | 61,8 | ||
6. Операционные затраты за год, тыс.руб. | 167 888,663 | 167 888,66 | 167 888,663 | |||
7. Цена единицы продукции, руб/шт | ||||||
8. Годовая выручка, тыс.руб. | 134 196,56 | 206 456,25 | 206 456,25 | 206 456,25 | ||
9. Денежные притоки по ОД, тыс.руб. | 134 196,56 | 206 456,25 | 206 456,25 | 206 456,25 | ||
10. Денежные оттоки по ОД, тыс.руб. | 167 888,663 | 167 888,66 | 167 888,663 | |||
Определим денежные притоки и оттоки по инвестиционной деятельности.
Таблица 15. Денежные притоки и оттоки по инвестиционной деятельности
Показатели | Год (период)проекта | |||||
Денежные притоки по ИД, тыс.руб. | ||||||
Денежные оттоки по ИД, тыс.руб. | (4120+1800+25) = 5945 | 426,99 | ||||
Определим денежные притоки и оттоки по финансовой деятельности.
Таблица 16. Денежные притоки и оттоки по финансовой деятельности
Показатели | Год (период)проекта | |||||
Величина долгосрочного кредита на покупку новых основных фондов | ||||||
Выплаты долгосрочного кредита | 1800/3=720 | |||||
Выплаты процентов по долгосрочному кредиту | 1800*0,15=324 | |||||
Покупка оборотных средств | 426,99 | |||||
Собственные средства на финансирование прочих затрат | 5800−1800+25=4025 | |||||
Денежные притоки по ФД, тыс.руб. | 426,99 | |||||
Денежные оттоки по ФД, тыс.руб. | 1308,99 | |||||
Определение чистого дисконтированного дохода по проекту.
Таблица 17. Чистый дисконтированный доход по проекту
Показатели | Год (период)проекта | |||||
Операционная деятельность | ||||||
Денежные притоки по ОД, тыс.руб. | 134 196,56 | 206 456,25 | 206 456,25 | 206 456,25 | ||
Денежные оттоки по ОД, тыс.руб. | 167 888,663 | 167 888,66 | 167 888,663 | |||
Денежный поток по ОД | ||||||
Инвестиционная деятельность | ||||||
Денежные притоки по ИД, тыс.руб. | ||||||
Денежные оттоки по ИД, тыс.руб. | 426,99 | |||||
Денежный поток по ИД | — 5945 | — 427 | ||||
Финансовая деятельность | ||||||
Денежные притоки по ФД, тыс.руб. | 426,99 | |||||
Денежные оттоки по ФД, тыс.руб. | 1308,99 | |||||
Денежный поток по ФД | — 882 | — 774 | ||||
Денежный поток по проекту | — 2964 | |||||
Дисконтированный множитель | 0,8333 | 0,6944 | 0,5787 | 0,4823 | ||
Дисконтированный денежный поток | — 2964 | |||||
Чистый дисконтированный доход по проекту | — 2964+19 870+26244+22 319+18601 = 84 069,76 | |||||
Определим индекс доходности инвестиций.
Таблица 18. Индекс доходности инвестиций
Показатели | Год (период)проекта | |||||
Денежный поток по ОД | ||||||
Денежный поток по ИД | — 5945 | — 427 | ||||
Дисконтированный множитель | 0,8333 | 0,6944 | 0,5787 | 0,4823 | ||
Дисконтированный денежный поток по ОД | 20 960,83 | 26 781,62 | 22 319,3 | 18 601,35 | ||
Суммарный дисконтированный денежный поток по ОД | 88 663,1 | |||||
Дисконтированный денежный поток по ИД | — 5945 | — 355,819 | ||||
Суммарный дисконтированный денежный поток по ИД | — 6300,82 | |||||
Индекс доходности инвестиций | 88 663,1/6300,82=14,07 | |||||
Определим срок окупаемости проекта.
Таблица 19. Срок окупаемости проекта
Показатели | Год (период)проекта | |||||
Годовой выпуск продукции, шт | 2 439 937,5 | |||||
Чистая прибыль на единицу продукции, руб. | 8,16 | 8,16 | 8,16 | 8,16 | ||
Годовая чистая прибыль, тыс.руб. | 19 909,89 | 30 630,6 | 30 630,6 | 30 630,6 | ||
Среднегодовая чистая прибыль | 22 360,34 | |||||
Капиталообразующие инвестиции | 6371,99 | |||||
Простой срок окупаемости | 22 360,34/6371,99=3,51 или 3 года 6 мес | |||||
Таким образом, показатели эффективности инвестиционного проекта равны:
— Чистый дисконтированный доход 84 069,76 тыс. руб.
— Индекс доходности инвестиций 14,07 руб.
— Простой срок окупаемости 3 года 6 мес.
2.8 Оценка рисков Для данного проекта выделены следующие важные риски:
1. Риск снижения цены.
ООО «Томатик» относится к самой слабой группе реализации томатной пасты, поэтому для привлечения клиентов необходимо снизить цену, что может привести к снижению доходов.
2. Риск повышения коммерческих затрат (затрат на рекламу).
ООО «Томатик» является не известной на рынке организацией. Поэтому при вхождении на рынок может понадобиться повысить затраты на рекламу. Повышение коммерческих расходов повысит затраты по проекту и уменьшит эффект.
3. Коммерческие риски — связаны с реализацией товара.
Мерами по снижению коммерческих рисков могут быть:
— систематическое изучение рынка;
— соответствующая ценовая политика;
— реклама.
4. Финансовые риски — вызываются инфляционными процессами.
Они могут быть снижены благодаря созданию системы менеджмента, работа с поставщиками и покупателями на условиях предоплаты.
5. Организационные риски: это риски, связанные с ошибками менеджмента компании, ее сотрудников; проблемами системы внутреннего контроля, плохо разработанными правилами работ и пр., то есть риски, связанные с внутренней организацией работы магазина.
6. Рыночные риски — это риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры: риск финансовых потерь из-за изменения цены товара, риск снижения спроса на товар.
7. Юридические риски — это риски потерь, связанных с тем, что законодательство или не было учтено вообще, или изменилось в период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации, в результате чего контрагент в состоянии не выполнять условия договора и пр.
8. Производственные риски, связанные с различными нарушениями в производственном процесс или процессе поставок сырья.
Мерами по снижению производственных рисков является: заключение договоров с поставщиками, имеющими хорошую репутацию.
9. Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами — это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами.
Мерами по их снижению служит работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности.
Для снижения общего влияния рисков на эффективность предприятия необходимо предусмотреть страхование по действующим системам (страхование имущества, транспортных перевозок и т. д.)
Заключение
Разработка бизнес — плана производится поэтапно, выделяют несколько этапов разработки бизнес — плана:
Первый этап — подготовительный — характеризуется определением целей создания документа, его назначение, сроки, исполнителей, бюджет и т. д.
Второй этап — разработка плана по разделам.
Третий этап — обсуждение бизнес — плана руководителями и специалистами структурных подразделений предприятия и консультантами сторонних организаций.
Заключительный этап, характеризуется выполнением окончательной редакции бизнес — плана, его утверждение руководством предприятия и передача документа заинтересованным организациям и лицам.
Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований.
Таким образом, рассмотрев сущность, цели, функции бизнес — плана можно сделать вывод, что данный документ является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, помогает предприятию, определить перспективы роста бизнеса, контролировать текущую ситуацию.
В курсовой работе разработан бизнес — плана предприятия по производству иранской томатной пасты, который позволит создать положительный образ предприятия в глазах потребителей; получать стабильную прибыль; обеспечить устойчивое финансовое и материальное положение предприятия в отрасли и на целевых рынках, и как следствие позволит добиться желаемых финансовых результатов.
Для осуществления данного проекта необходимы инвестиционные вложения в размере 6371,99 тыс. руб. При расчете эффективности данного бизнес-плана можно сделать вывод, что проект является прибыльным. Планируемая чистая прибыль в первый год составит 19 909,80 тыс. руб.
Срок окупаемости данного бизнес-плана составит 3 года 6 мес.
Данный бизнес-план позволит укрепить положение организации на рынке, обеспечить привлечение заказчиков и получение прибыли.
1. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник / Е. Ф. Борисов. — М.: Проспект, 2011. 320 с.
2. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. — 272 стр.
3. Гомола А. И., Жанин П. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 144 стр.
4. Любушин, Н. П. Анализ финансово — экономической деятельности предприятия: учеб. пособ. / Н. П. Любушин — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2012. — 224 с.
5. Маренков, Н. Л. Экономический анализ: учебник для вузов / Н. Л. Маренков, Т. Н. Веселова.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.-412 с.
6. Пласкова, Н. С. Экономический анализ: учебник / Н.С. Пласкова- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЭКСМО, 2009. — 704 с.
7. Попов В. М., Ляпунов С. И. Касаткин Л.Л. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. — М.: КноРус, 2010. — 448 стр.
8. Пястолов, С. М. Анализ финансово — хозяйственной деятельности: учебник для студ. сред. проф. образ. / С. М. Пястолов.-3-е изд., стер. — М.: АКАДЕМИЯ, 2010. — 336 с.
9. Сухова Л. Ф., Чернова Н. А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 160 стр.
Приложение 1
Технические характеристики оборудования
Тип устройства укупорки | Вид тары | Укупорочные материалы | Тип привода/количество операторов | Производительность, шт./час | Габариты, мм | Масса, кг | |
УУ-4ПН.К | Ведёрки, банки пластиковые, стеклянные или металлические | Колпачки без резьбы пластиковые, металлические | Пневматический/один | до 800 | 350?280?300* | 5.0* | |
Приложение 2
Технические характеристики оборудования
Производительность1, шт/час — при нанесении этикетки на одну емкость — при одновременном нанесении этикеток на две емкости | ||
Размеры этикеток, мм — ширина — длина (с дополнительным приспособлением) | от 20 до 230 от 80 до 300 (до 650) | |
Максимальная толщина пачки этикеток в магазине, мм | ||
Размеры тары, мм — диаметр — высота цилиндрической части | от 40 до 200 до 240 | |
Электропитание | 220 В, 180Вт | |
Габариты, мм | 380×450×400 | |
Масса, кг | ||
.ur