Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Маркетинговые аспекты развития рынка платных медицинских услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уточнены функции и специфические особенности рынка медицинских услуг, предложен функциональный подход к трактовке категории «медицинская услуга», которая рассматривается автором, во-первых, как товар, во-вторых, как маркетинговый ресурсв свою очередь доказано, что на основе данного подхода формируется логика поведения лечебно-профилактических учреждений на рынке медицинских услуг, на основе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Сущность и специфика развития рынка медицинских услуг
    • 1. 2. Маркетинговые особенности рынка медицинских услуг
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В
  • ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКЕ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
    • 2. 1. Региональный рынок медицинских услуг: современное состояние
    • 2. 2. Формирование маркетинговых отношений в сфере платных медицинских услуг
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕРКЕТИНГОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ 85 УСЛУГ
    • 3. 1. Основные направления совершенствования сервисной политики в платной медицине
    • 3. 2. Совершенствование ценовой политики платных медицинских учреждений

Маркетинговые аспекты развития рынка платных медицинских услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Рынок платных медицинских услуг — это не только сегмент рынка нематериальных услуг, но и сложная система экономических отношений, складывающаяся между потребителем и производителем данного вида услуг, это система отношений между врачом и пациентом, включающаяих интересы, врачебную деятельность, получение медицинской помощи, ценностные ориентиры.

Положительный эффект при формировании рыночных отношений в сфере коммерческой медицины будет достигаться тогда, когда будут выполняться следующие условия: многообразие организационно-правовых форм собственности и видов хозяйствования, что закладывает основы для' формирования конкурентной среды в условиях экономикинеограниченное число участников рынкаравный и свободный доступ на рынки.

Исследования, затрагивающие сегмент коммерческоймедицины на что рынке медицинских услуг, позволяют осмыслить активную роль пациента, имеющего право выбора и принимающего решение о том, в каком объеме и где получить медицинскую помощь. Таким образом, взаимоотношения врача-и пациента приобретают маркетинговую специфику.

Соблюдение маркетинговых принципов функционирования медицинских организаций и учет специфики экономики здравоохранения являются предпосылкой качественного предоставления медицинских услуг и достижения максимального экономического результата посредством: удовлетворения имеющихся потребностей в медицинских товарах и услугахвыработки маркетинговых механизмов удовлетворения новых потребностей в медицинской деятельности.

Отсутствие, с одной стороны, большого опыта применениямаркетинга в российских медицинских организациях, с другой — недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы определяют актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Данное исследование основано на работах в области экономики услуг, которые представлены в трудах таких ученых, как Д. Белл, Ф. Бродель, Н. Гаузнер,, В. Иноземцев, Г. Канн, М. Кас-тельс, Й. Масуда, Ф. Махлуп, Б. Мильнер, П. Друкер, Т. Сакайя, Т. Сто-уньер, Э. Тоффлер, А. Турен, Ф. Фукуяма, Ж. Фурастье и др.

При написании работы были изучены научные труды, затрагивающие вопросы определения места и роли комплекса маркетинга в развитии рыночных механизмов таких авторов, как Ф. Котлер, А. Маршалл, Дж. Робинсон, В. Ойкен, Ф. Хайек, Э. Чемберлин и др.

В процессе диссертационного исследования использованы труды, посвященные анализу рынка медицинских услуг, медицинскому маркетингу, таких отечественных ученых, как А. Акопян, О. Андреев, Д. Буланов, О. Вап-нярская, Б. Власов, В. Митрохин, М. Смайловская, Н. Шамшурина и др.

В работах данных и других авторов затрагиваются отдельные вопросы маркетинга медицинских услуг, управления качеством медицинского обслуживания, маркетинговых коммуникаций, рассматриваются особенности продвижения услуг. В то же время многие аспекты исследованы недостаточно:. маркетинговый механизм формирования и развития конкурентных отношений проработан практически лишь по отдельным частным направлениям. При этом остаются открытыми вопросы общих методологических подходов по различным направлениям маркетинговой деятельности в сфере предоставления медицинских услуг.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования заключается в разработке маркетингового механизма формирования и развития рынка медицинских услуг, что, в свою очередь, позволит более полно и своевременно удовлетворять потребности населения в медицинских услугах и товарах более высокого качества.

В соответствии с целью диссертационного исследования поставлены и решены следующие задачи:

— исследовано содержание и направленность маркетинговой деятельности по формированию медицинских услуг рынка;

— проведен маркетинговый анализ функционирования рынка медицинских услуг;

— охарактеризованы экономические и социальные особенности маркетинга медицинских услуг;

— исследован опыт применения маркетинговых коммуникаций в медицинских организациях, предоставляющих платные медицинские услуги;

— выявлена специфика различных элементов, а также формы и уровни маркетинга применительно к деятельности медицинских организаций, реализующих платные медицинские услуги;

— определены направления, позволяющие совершенствовать сервисную и ценовую политику при оказании медицинских услуг на возмездной' основемедицинской организацией.

Объектом исследования выступает региональный рынок платных медицинских услуг (на примере Пензенской и Саратовской областей Приволжского федерального округа (ПФО)).

Предметом исследования являются маркетинговые отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и непосредственно потребителями платных медицинских услуг.

Теоретико-методологическая и информационная база исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются научные труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам маркетинга и обеспечения рыночной конкурентоспособности медицинских организаций, реализующих платные медицинские услуги. В работе использовались результаты научных и прикладных исследований в области маркетинга, статистические материалы, материалы экспертных опросов и оценок, а также маркетинговых исследований.

Для анализа и обобщения практического материала применялись общенаучные методы, методы маркетингового анализа.

Информационной базой исследования послужили официальные справочные материалы федеральных и региональных органов Госкомстата Российской Федерации, а также результаты проведенных маркетинговых исследований непосредственно проведенных автором.

Научная новизна результатов диссертационного исследования:

— дополнен категориальный аппарат через уточнение категории «рынок медицинских услуг», который обозначен как механизм взаимодействия пациентов и врачей, включающий систему экономических отношений между ними на основе потребления означенных услуг на платной основе (в общем смысле рынок медицинских услуг — это совокупность товарного обмена, организованного по законам товарного производства и обращения);

— уточнены функции и специфические особенности рынка медицинских услуг, предложен функциональный подход к трактовке категории «медицинская услуга», которая рассматривается автором, во-первых, как товар, во-вторых, как маркетинговый ресурсв свою очередь доказано, что на основе данного подхода формируется логика поведения лечебно-профилактических учреждений на рынке медицинских услуг, на основе которой платное лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) реализует стратегические маркетинговые цели, с выделением приоритетных, наряду с лечебными, маркетинговых функций;

— определены и дополнены основные элементы маркетинга в сфере медицинских услуг, рассмотренного как система, включающая продукт (медицинские услуги), коммуникации, цены, внутренний маркетинг, маркетинговые исследования, комплекс продвижения, что позволило автору обозначить процесс коммерциализации медицинских услуг как деятельность, выводящую их на рынок на основе платности;

— разработана методологическая схема определения целевых аудиторий для построения оптимальной маркетингово-сервисной политики, позволяющая на основе выявления потребительских предпочтений наметить перспективные направления рыночного продвижения медицинских услуг;

— уточнено содержание и дана авторская трактовка сервисной политики медицинской организации как целенаправленной деятельности, связанной с осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по выбору, в соответствии с требованиями рынка, лечебной технологии, определению конкретной ее формы и необходимых для этого ресурсов (по мнению автора, сервисная политика является неотъемлемой составной частью рыночной политики медицинской организации, направленной на получение максимальной прибыли, то есть обеспечивающей соответствующий финансовый результат);

— выделены детерминанты ценовой толерантности покупателя медицинской услуги: качество услуги, удовлетворенность пациента, количество релевантных альтернатив, барьеры смены врача, справедливая цена, а также заинтересованность пациента в той или иной услуге (при этом под ценовой толерантностью пациента диссертант понимает максимальное повышение цены, которое он принимает, не переходя в конкурирующие медицинские организации и не отказываясь от медицинской услуги вообще).

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы, предложенный маркетинговый механизм и практические рекомендации могут быть использованы при решении задачи выбора наиболее эффективных стратегий по достижению конкурентных преимуществ платных медицинских организаций на рынке. Основные выводы диссертации вносят определенный вклад в изучение маркетинга медицинских услуг в современной России. Полученные результаты дополняют и развивают имеющиеся подходы к маркетингу в здравоохранении. Рекомендации и предложения, представленные в диссертации, могут использоваться медицинскими организациями, оказывающими медицинские услуги на возмездной основе, для выработки стратегии и тактики маркетинговой деятельности с учетом ее социально-экономической специфики.

Содержащиеся в диссертационной работе рекомендации могут быть использованы для развития научных исследований по проблемам применения маркетинга на рынке медицинских услуг, а также использоваться в учебном процессе при изучении специальных дисциплин: «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Организация предпринимательской деятельности» и «Конкуренция и конкурентоспособность».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и методологические положения диссертационного исследования получили апробацию на региональных и межвузовских научно-практических конференциях. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ обг щим объемом 6,1 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и изложена на 143 страницах печатного текста, содержит 6 таблиц и 10 рисунков. Список использованной литературы включает 150 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Возрастание в структуре спроса доли потребностей медицинского характера предопределило рассмотрение рынка медицинских услуг в качестве самостоятельного объекта исследования и специфической рыночной структуры. Известно, что экономическая функция рынка заключена в осуществлении экономических взаимосвязей в системе общественного воспроизводства. Поэтому, рынок медицинских услуг, как и любая рыночная структура, координируется на основе конкуренции, взаимодействия спроса и предложения, свободного ценообразования в процессе товарного обмена.

При этом отметим, что рынок медицинских услуг, как и любая рыночная структура, координируется на основе конкуренции, взаимодействия спроса и предложения, свободного ценообразования в процессе товарного обмена. Рынок медицинских услуг имеет ряд особенностей, среди которых необходимо выделить такие, как высокую динамичность рыночных процессов, достаточно высокую скорость оборота капитала, высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, высокую степень дифференциации услуг, а также неопределенность результата деятельности по оказанию услуг.

2. Медицинская услуга рассматривается как объект рыночных отношений в случаях:

— приобретение услуг, не предусмотренных Программой государственных гарантий на получение бесплатной медицинской помощи в государственных (муниципальных) учреждениях;

— приобретение услуг пациентами, не имеющими права на их получение на бесплатной основе;

— приобретение услуг по повышенным стандартам качества их оказания;

— приобретение услуг в удобное для пациента время (вне очереди, в выходные дни и т. п.);

— приобретение услуг в негосударственных (немуниципальных) коммерческих медицинских организациях.

Исходя из особенностей медицинских услуг, можно отметить, что спрос на эти услуги всегда индивидуален, предшествует их выполнению, имеет местный характер и практически невзаимозаменяем. Потребление услуг почти не имеет ограничений и возможно формирование спроса на медицинские услуги нескольких видов одновременно.

Для повышения эффективности деятельности должно быть реализовано активное проведение мероприятий, направленных на увеличение спроса на предоставляемые услуги. Это разработка и внедрение новых видов и форм услуг, проведение рекламных мероприятий.

3. Можно выделить следующие маркетинговые особенности медицинской услуги:

— неразрывность процессов потребления и производства (процессы предоставления и потребления медицинских услуг неотделимы друг от друга ни в пространстве, ни во время);

— многовариантность (результат разнообразен по сроку, необходимости повторного воздействия);

— низкая эластичность спроса (насущность потребности в услугах здравоохранения практически исключает субституцию (взаимозаменяемость) связанных с ними расходов, производимых из семейного бюджета, на затраты, осуществляемые ради удовлетворения других человеческих потребностей, потребность в здоровье не замещается другими потребностями);

— неопределенность и непредсказуемость получаемого результата (результат состоит непосредственно в развитии человека и имеет индивидуальные качества и характеристики, которые не могут быть скопированы или воспроизведены);

— сильная дифференциация (неоднородность) качества (качество медицинских услуг во многом зависит от того, кто и в каких условиях их оказывает).

Применительно к объекту исследования (медицинским услугам), по нашему мнению, маркетинг — процесс установления, поддержания и усиления долгосрочных отношений с потребителями данного вида услуг, с целью достижения и удовлетворения потребностей с двух сторон.

Среди маркетинговых факторов, влияющих на реализацию услуги, следует выделить группу, включающую:

— цену данной услуги и ее отличие от цен конкурентных услуг (как показал анализ, цены лечебно-профилактических учреждений одинаковой организационно-правовой формы примерно одинаковы, то есть находятся в одном ценовом диапазоне);

— взаимозаменяемость услуг;

— зависимость от необходимого для оказания услуги оборудования- -уровень платежеспособного спроса на услугу.

4. Анализ деятельности ряда ЛПУ как рыночных хозяйствующих субъектов, их целей и масштабов, взаимоотношения с элементами рыночной инфраструктуры, с другими хозяйствующими субъектами свидетельствует о значительном разнообразии методологических и организационных особенностей выработки маркетинговых стратегий и методов проведения маркетинговых исследований.

При этом коммерческие медицинские организации также стремятся к соблюдению основного принципа рыночной экономики — максимизация прибыли, поэтому основной целью деятельности означенных организаций является получение прибыли, находящейся в тесной взаимосвязи с категорией качества диагностики и лечения, обеспечение ими конкурентоспособности, и как следствие, совершенствование предоставляемых медицинских услуг.

Говоря о потреблении медицинских услуг как специфическом предмете маркетинга, следует отметить, что адаптация традиционных систем здравоохранения к условиям рыночных отношений, исследование врачебной медицинской деятельности с точки зрения производства и продажи медицинских услуг, раскрытие действия экономических законов при организации и осуществлении лечебно-диагностического процесса — объективные реалии современного этапа платной медицины.

5. В системе медицинского маркетинга (предложений врачебной помощи) автор выделяет три сложившихся на практике основных направления со специфическими формами предложения медицинских услуг и удовлетворения медицинских потребностей:

1. Врачебные предложения медицинских услуг по сохранению жизни.

2. Врачебные предложения медицинских услуг с целью возврата здоровья, восстановления и сохранения определенного уровня трудоспособности при ее временной потере. Детализация видов медицинских услуг здесь осуществляется по направлениям: а) медицинские услуги, направленные на лечение острых и недопущение обострений хронических заболеванийб) медицинские услуги, направленные на недопущение перевода временной потери трудоспособности в стойкую (инвалидность) — в) медицинские услуги по сохранению и поддержанию определенной степени хронических состояний и инвалидности.

3. Медицинские услуги, сохраняющие и поддерживающие состояние относительно здорового организма (иммунопрофилактика, диспансеризация и пр.).

6. Деятельность лечебного учреждения состоит не только в осуществлении системы медицинского обеспечения пациентов, но и в проведении повседневной сервисной политики.

Сервисная политика — инструмент стратегии развития ЛПУ, оптимизации отношений с пациентами, регулирования рыночных механизмов в экономически и социально оправданных направлениях. Она должна периодически уточняться и обновляться с учетом изменений как рыночных, так и медицинских факторов.

Сервисная политика должна базироваться на определенных организационных механизмах. Если нет организационных механизмов, то можно провозглашать какую угодно политику, все равно она будет неэффективной.

Исходя из этого, в самом общем виде сервисная политика может быть определена как комплекс действий ЛПУ, направленных на создание более благоприятных условий (финансовых, экономических, организационных) для развития приоритетных медицинских технологий, ориентированных на предоставление различного рода (или конкретных видов) услуг. Сервисная политика должна предполагать наличие четких рыночных приоритетов и фокусировку на изменение «естественного хода событий». В такой постановке целями сервисной политики выступают: конкурентоспособность ЛПУ, повышение инвестиционной привлекательности сферы медицинских услуг, возрастание деловой активностирост качества жизни населения.

7. К числу ключевых принципов формирования современной сервисной политики автор относит следующие:

1) всесторонний и полноценный учет и анализ условий функционирования сферы сервиса, состояния и перспектив развития;

2) сочетание общесистемной и селективной поддержки хозяйствующих субъектов;

3) определение приоритетов для осуществления селективной поддержки;

4) обоснованный выбор маркетинговых инструментов проводимой политики;

5) высокая степень индивидуализации работы и взаимодействия с пациентами;

6) оценка позитивных и негативных процессов и явлений, прогноз ожидаемых последствий, определение составляющих социально-экономического эффекта.

Сервисная политика в рамках региона, города, района может иметь различные проявления, и, прежде всего, зависит от активности хозяйствующих субъектов. Активный тип сервисной политики должен (помимо согласования интересов сторон в процессе разработки стратегических планов) предусматривать создание и использование инструментов воздействия на деятельность и развитие хозяйствующих субъектов в, требуемых направлениях, видах услуг, темпах, пропорциях в соответствии с потребительским спросом. г.

Конечно же, степень активности такой политики обусловливается совокупностью факторов, особенно формами собственности.

8. В рыночных условиях не существует единого подхода к ценообразованию на платные медицинские услуги. В практике существует некоторое число предложенных официальными органами методик, но, несмотря на то, что каждая из них имеет ряд особенностей, они не’позволяют учесть всю совокупность затрат и заведомо искажают доходность лечебного учреждения. В связи с этим лечебныеучреждения, самостоятельно пытаются" модифицировать расчет платных медицинских услуг с учетом специфики* своей дея~-тельности.

9. В условиях рынка учреждение должно самостоятельно модифицировать существующие методические подходы к формированию стоимости медицинских услуг, систематизируя как практический, так и теоретический опыт по решению данного вида проблемтак как ценовой анализ работы платного медицинского учреждения выступает анализом различных направлений деятельности самостоятельного и полноправного хозяйствующего субъекта, а не просто потребителя ресурсов, в значительной доле распределяемых централизованно, как это было раньше.

Реальностью < становится дифференциация системы ценового анализа, основанная на различных задачах, стоящих перед медицинскими учреждениями. Действительно, анализ финансового положения медицинских учреждений требует индивидуального подхода не только из-за их особенностей специализация, принципы финансирования, подчиненность и т. д.), но и в зависимости от того, какие цели ставит перед собой его владельцы и менеджмент: сохранение профиля и структуры учреждениясохранение кадровразвитие каких — то конкретных служб и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 01.04.2009 года. М.: ЭММО, 2009. — 730с. — (Российское законодательство).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года № 499 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями).
  3. Постановление Правительства Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 521-П «О Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Саратовской области гражданам РФ на 2009 год».
  4. A.C. Организационно-правовые формы медицинских организаций и платные медицинские услуги в государственных учреждениях здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2004. — № 5−6. — С. 10−18.
  5. Л.Г. Диагностика конкурентной среды в системе маркетинга // Банковская конкуренция: сб. тез. междунар. науч.-практич. конф. 16 17 ноября 2000 г. — Саратов, 2000. — С. 213 — 214.
  6. А.Б., Кузнецов П. П. Перспективы развития платных медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических учреждениях // Экономика здравоохранения. 2003. — № 3. — С. 24−26.
  7. И.С. Тенденции развития платной медицинской помощи // Экономика здравоохранения. 2005. — № 7. — С. 14−18.
  8. Г. Л. Маркетинг: учеб. / под. общ. ред. Г. Л. Багиева. 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2007. — 736 с.
  9. Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — С. 72 — 85.
  10. А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла Портера) // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 5. -С.З — 10.
  11. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
  12. В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб.- М.:КНОР, УС, 2007. 672с.
  13. Н.В. Конкурентная борьба // Маркетинг. 2003. — № 5. — С. 24 — 28.
  14. С.Г. Маркетинговые исследования. Основные коммуникации и методы СПб.: Вектор, 2005. — 288 с.
  15. Бон К. Культура и национальные условия создания предпринимательских структур // Проблемы теории и практики управления. 2004*. — № 2. — С. 98 -104.
  16. Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика: учеб. пособие. -М.: КНОРУС. 2007. 208 с.
  17. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV — XVIII вв. Т. З. Время мира. М., 1992. — 60с.
  18. Л.Я., Бакусов Л. М., Насыров Р. В. и др. Алгоритмическое обеспечение определения стоимости медицинской услуги стоматологического лечения // Мед. техника. 2001.- № 3. — С. 44−48.
  19. Л.И., Кузьмин Ю. Ф. Методологические подходы к оценке состояния и развития платных медицинских услуг // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья. 2004. — Вып. 6. — С. 65−69.
  20. О. Поведение потребителей в сфере услуг: основные особенности // Маркетинг услуг. -2008. № 1. — С.17−19.
  21. А.И., Хальфин P.A., Разумов А. Н., Ткаченко С. Б. Государственная политика в области организации и экономики здравоохранения в Российской Федерации // Экономист лечебного учреждения.- 2008.- № 1.- С. З- 4.
  22. А.И., Хальфин P.A., Разумов А. Н., Ткаченко С. Б. Деловой план медицинской организации как механизм стратегического клинического управления // Экономист лечебного учреждения.-2008.-№ 2.-С.34−48.
  23. Л.А. Предпринимательская деятельность учреждений здравоохранения. М.: Гранть. — 2002. — 944 с.
  24. Л.А. Экономика ЛПУ: экономическая эффективность и бизнес-планирование. М.: Грантъ. — 2001. — 272 с.
  25. Л.А., Татаринова М. А. Анализ организационно-экономических моделей предпринимательской деятельности в здравоохранении и перспективы их развития // Здравоохранение. 2004. — № 10. — С. 33−43.
  26. Н.И. Роль и место маркетинга и маркетингового управления в работе с хозяйствующими субъектами // Менеджмент в России и за рубежом. -2006. -№ 1. С. 43 -52.
  27. Г. М., Смирнов С. Н. Организация платной медицинской деятельности в лечебно-профилактических учреждениях. Иркутск: ГМУ. — 1999. -132 с.
  28. В.К. Основы научного управления в здравоохранении: учеб. пособие.- Ижевск.-1997.- 366с.
  29. А.Н. Использование методики многофакторного SWOT-анализа для разработки стратегических направлений деятельности предприятий // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2006. — № 4. — С.316 — 322.
  30. И.В. Оказание платных услуг в лечебных учреждениях, поликлиниках, медицинским персоналом на дому (юридические, бухгалтерские и налоговые аспекты) // Экономика здравоохранения. 1999. — № 9,10. — С. 18−24.
  31. A.M. Маркетинг: учеб.- 6-е изд., пераб. и доп. М.: «Дашков и К», 2008. — 756 с.
  32. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. учеб. / Е. П. Голубков. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Финпресс, 2003. -495 с.
  33. Е.П. Основы маркетинга: учеб. / Е. П. Голубков. 2-е изд., перераб и доп. — М.: Финпресс, 2003. — 688 с.
  34. В.А. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и международные отношения. 2007. — № 1. — С. 42 — 48.
  35. Ю.И., Жукова М. В. Некоторые аспекты платного сервисного обслуживания в медицине // Экономика здравоохранения. 2005. -№ 11−12.-С. 49−55.
  36. О.Ю. Правовой режим публичного договора и деятельность медицинских организаций по оказанию платных медицинских услуг: соотношение // Медицинское право. 2006. — № 2. — С. 34−35.
  37. Т.М., Рытвинский С.С, Карпова О. Б. Платные медицинские услуги в обеспечении населения медицинской помощью // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья. 2005. — Вып. 7. — С. 59−62.
  38. В.М., Маркова О. П. Конкуренция на российском рынке медицинских услуг: сектор общественного здравоохранения // Менеджер здравоохранения.- 2005. -№ 11.-С. 11−16- № 12.-С. 51−58.
  39. Н.Б., Соломка СВ., Кучеренко Е. В. и др. Методические подходы к маркетинговым исследованиям медицинских услуг // Здравоохранение. 2001.- № 8. С. 157−164.
  40. С. Модель стратегического маркетингового анализа в современных условиях // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 2. — С. 99 -108.
  41. В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации: учеб.- М.: КНОРУС, 2006. 656 с.
  42. С.А. Управление сбытом, или как увеличить объемы продаж. М.: Альфа-Пресс, 2007. — 208 с.
  43. A.M. Стратегические альянсы в системе стратегий компании // Маркетинг. 2007. — № 2. — С. 3 — 15.
  44. И. Правовая форма акционерных обществ и корпоративное поведение в России // Вопросы экономики. 2007. — № 1. — С. 112 — 113.
  45. B.JI. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М., 1999.
  46. B.JI. Классовый аспект бедности в постиндустриальных обществах // Социологические исследования. 2000. — № 8. — С. 26−30.
  47. Ф.Н. Методические рекомендации по организации оказания платных услуг населению / под ред. Я. А. Накатиса. СПб., 1999. — 30 с.
  48. Ф.Н. О некоторых подходах к проблеме государственного регулирования предоставления платных медицинских услуг населению (на примере Москвы и Санкт-Петербурга) // Менеджер здравоохранения. 2005. -№ 8. — С. 50−55.
  49. Ф.Н. Платные медицинские услуги (экономико-правовые основы организации платных медицинских услуг). 2-е изд-е, перераб. и дополн. — М.: Грантъ. -2003. -511 с.
  50. Ф.Н. Ценообразование медицинских и сервисных услуг учреждения здравоохранения М.: Грантъ. — 2001. — 422 с.
  51. В.И., Валькович В. П. Методики расчета себестоимости медицинских услуг: проблемы и поиски решений // Менеджер здравоохранения. 2006. -№ 1. — С. 44−51.
  52. A.B. Сценарии развития рынка медицинских услуг в России: возможности, угрозы, неопределенности, альтернативы // Медицинская практика. -2004.-№ 1.-С. 52−55.
  53. Канферер Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда / под общ. ред. В.Н.Доленина- пер. с англ. Е. В. Виноградовой. -М.: Вершина, 2007. 448 с.
  54. М.З., Бутова В., Большаков В. Методы продвижения платных стоматологических услуг к потенциальным потребителям // Экономика здравоохранения.- 1999. № 11/12. — С. 18−19.
  55. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.- 250с.
  56. Д.И., Ликсантов М. И., Путин М. Е., Фомина A.B. Организация маркетинговых исследований деятельности больницы. М.: ГЭОТАР-Мед. -2004. — 108 с.
  57. А.И. Стимулирование продаж. М.: Вершина, 2007. — 279 с.
  58. Клинический менеджмент / под. ред. А. И. Вялкова, В. З. Кучеренко.-М.:ОАО «Издательство „Медицина“», 2006.- 391с.
  59. Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. М.: МЦФЭР. — 1997. — 256 с.
  60. A.B. Юридические и практические аспекты нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности (ноу-хау) в сфере крупного бизнеса // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. — № 3. — С. 117 — 128.
  61. Ф. Основы маркетинга: пер. с англ.-2-e Европ. Изд. М.- Спб.- К.- Издательский дом «Вильяме», 2002. — 715 с.
  62. Г. Г. Экономические аспекты врачебной деятельности // Экономист лечебного учреждения. 2008. — № 9. — С.19−25.
  63. P.C. Микросреда муниципального амбулаторно-поликлинического учреждения, оказывающего платные медицинские услуги населению // Экономика здравоохранения. 2003. -№ 1. -С. 15−18.
  64. P.C. Платные медицинские услуги городских поликлиник в системе маркетингового комплекса // Проблемы управления здравоохранением. -2003.-№ 2.-С. 59−65.
  65. В.Ф. Некоторые аспекты совершенствования организации платных медицинских услуг населению // Здравоохранение. 2000. — № 4 .- С. 36−43.
  66. И.В., Екимов А. К., Шурабура И. Д. Анализ ценообразования в системе ОМС и платных услугах // Экономика здравоохранения. 2000. — № 4. -С. 5−9.
  67. С.А., Жилинская Е. В. Правовые основы предпринимательской Деятельности в медицине // Бюлл. НИИ им. H.A. Семашко.-2002. Вып. 1.-С. 4953.
  68. Ю.П., Калмыков A.A., Сенченко А. Ю. К вопросу о востребованности населением платных медицинских услуг // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2005. — № 5. — С. 10−11.
  69. Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. пособие М.: Омега-Л, 2007. — 325 с.
  70. Н.Г. Маркетинг медицинских услуг: метод, пособие. М.: Книжный мир. — 1998. — 160 с.
  71. Н.Г. Реклама и спрос на медицинские услуги. Планирование расходов на рекламу // Здравоохранение. 1997. — № 9. — С. 119−130.
  72. С.А., Хромченко О. М. Роль цены в управлении процессом предоставления медицинских услуг в условиях инфляции // Здравоохранение. -1999. -№ 2.-С. 25−37.
  73. С.А., Худяков М. Б. Организация медицинской помощи в сфере платных медицинских услуг. Маркетинг. Управленческий учет. Финансовый менеджмент. М.: МЦФЭР. — 1999. — 208 с.
  74. Й. Информационное общество как постиндустриальное общество. -М., 1997.
  75. Методические рекомендации по организации оказания платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения, финансируемыми за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Региональный опыт // Менеджер здравоохранения. 2007. — № 1. — С. 46−59.
  76. В.В. Организация платных медицинских услуг // Здравоохранение Российской Федерации. 2002. — № 1. — С. 19−20.
  77. Н.К. Брендинг в управлении маркетинговой активностью / под ред. Н.К.Моисеевой- Междунар. Акад. Менеджмента. М.: Омега-JI, 2003. -410 с.
  78. Г., Ребик, Н.Н. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. — 160 с.
  79. О.Ю. Скидки как элемент рекламной кампании услуг медицинского учреждения // Современная клиническая больница: актуальные проблемы управления, профилактики, диагностики и лечения. СПб.: ЦМСЧ № 122. -2003.-С. 29−30.
  80. О.В., Равдугина Т. Г. Мнения пациентов о развитии платных услуг в здравоохранении // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья. -2006.-Вып. 4.-С. 91−94.
  81. И.С. Сложные вопросы организации платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения // Главный врач. 2000. — № 4. — С. 5770.
  82. Я.А., Николаева O.K., Воронцова H.A. Взаимодействие служб при обеспечении эффективной системы управления организацией платных услуг многопрофильных ЛПУ // Менеджер здравоохранения. 2007. — № 4. -С. 2831.
  83. Неформальные платежи за медицинскую помощь в России. М.: Независимый институт социальной политики. — 2003. — 140 с.
  84. С.О. Хозрасчетное отделение больницы и управление им (на примере Нижегородской областной клинической больницы им. H.A. Семашко) // Здравоохранение. 1997. № 9.-С. 23−29.
  85. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
  86. В. Основы национальной экономии. М.: Экономика, 1996.
  87. Н.Б., Савонина Ю. А. Изучение отношения населения к введению платных медицинских услуг // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 1997. — № 3. — С. 21−22.
  88. Н.Г., Железняк Е. С., Балохина С. А. О некоторых характеристиках структуры оказания платных медицинских услуг населению // Экономика здравоохранения. 2003. — № 4. — С. 25−27.
  89. Н.Г., Железняк Е. С., Тептина Л. А., Севальос М. Г. О некоторых аспектах оказания платных медицинских услуг на базе крупного многопрофильного стационара // Экономика здравоохранения. 2004. — № 9. — С. 22−25.
  90. Н.Г., Лосев В. Р., Мищенко Е. С. О проблеме маркетинга стоматологических услуг // Проблемы городского здравоохранения: сб. науч. тр. / под ред. Н. И. Вишнякова. СПб., 2000. — Вып. 5. — С. 262−264.
  91. Н.Г., Тептина Л. А. О результатах изучения контингента пациентов, обращающихся за платными медицинскими услугами // Проблемы городского здравоохранения: сб. науч. тр. / под ред. Н. И. Вишнякова. СПб., 2002. -Вып. 7.- С. 71−74.
  92. Н.Г., Тептина Л. А., Вишняков Н. И. Маркетинг в деятельности коммерческих медицинских организаций. СПб., 2003. — 131 с.
  93. Д.В., Дудин П. Е. Об особенностях и перспективах рынка медицинских услуг в региональном здравоохранении // Менеджер здравоохранения. 2005. — № 10. — С. 12−19.
  94. Платные медицинские услуги: сб. норм. док. М.: АПП «Джангар». -2001.-304 с.
  95. В.И., Кузнецов П. П. Платные медицинские услуги и высокотехнологичная помощь в научных центрах клинического профиля // Экономика здравоохранения. 2002. — № 3. С. 6−7.
  96. Н.В., Нестеренко Е. И., Васильев А. Ю. и др. Законодательные и экономические основы организации платных медицинских услуг в ведомственных лечебно-профилактических учреждениях // Российский медицинский журнал. 2004. — № 3. — С. 3−6.
  97. И.А., Чернов А. Е., Зеленская Т. М. Основные направления развития маркетинга медицинских услуг в коммерческих организациях // Проблемысоциальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2004. — № 3. — С. 32−36.
  98. И.В., Зеленская Т. М., Максимов A.B., Костин О. Н. Платные услуги в здравоохранении: учеб.-метод. пособие. СПб.: СПбГУ, 2007 — 95 С.
  99. И.В., Уваров CA., Панкин К. А. Маркетинг как фактор формирования рынка медицинских услуг // Бюлл. НИИ им. H.A. Семашко. 1996. -Вып. 2. — С. 74−80.
  100. A.B., Полина H.A., Васина Н. И. Изменение доходов от оказания платных медицинских услуг в зависимости от эластичности спроса на услуги // Экономика здравоохранения. 2006. — № 6. — С. 18−19.
  101. A.B. Социальный портрет потребителя медицинских услуг // Экономика здравоохранения. 2000. — № 12. — С. 5−19.
  102. Т.Г., Кром Л. И., Зенишина В. Е., Удалова Л. С. Маркетинговое исследование рынка диагностических услуг // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1997. — № 6. — С. 19−24.
  103. Т.С. Конкурентный и маркетинговый анализ: сходство и различие // Экономический анализ: теория и практика. 2006. — № 4. — С. 21−28.
  104. В.Ю. Рынок медицинских услуг: учеб. пособие. М.: ММА им. И. М. Сеченова. — 2000.-52 с.
  105. Ю.Ю. Проблема платных медицинских услуг в контексте российской Конституции // Главный врач. 2003. — № 4. — С. 29−37.
  106. М.С. Проблемы развития предпринимательской деятельности медицинских учреждений в условиях становления новых экономических отношений в отрасли здравоохранения // Экономика здравоохранения. -2001. -№ 6. С. 10−13.
  107. С.Н. Организационно-правовые основы платной медицинской деятельности // Управление здравоохранением. 2001. — № 2. — С. 93−98.
  108. Современные методы управления и финансовый менеджмент учреждения здравоохранения / под ред. Я. А. Накатиса и Ф. Н. Кадырова. М.: Грантъ. -2001.-304 с.
  109. Д.А. Проблемы ценообразования медицинских услуг // Новые организационно-правовые и научные принципы в условиях модернизации здравоохранения России: сб. науч. тр. / под общей ред. Ю. В. Михайловой. М.: РИО ЦНИИОИЗ. — 2006. — С. 124−127.
  110. , В.В. Бенчмаркинг путь к совершенству // Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. — № 4. — С. 12−18.
  111. С.Г. Платные медицинские услуги: актуальные вопросы юридической регламентации // Медицинское право. 2003. — № 1. — С. 30−33.
  112. М.Д. Практика коммуникаций: идеи и проблемы // Маркетинг. 2005. — № 2. — С. 74−79.
  113. Л.А., Петрова Н. Г. Роль идеологии маркетинга в развитии платной медицины // Здравоохранение. 2004. — № 5. — С. 177−179.
  114. И.А. Проблемы удовлетворения спроса на медицинские услуги // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 4. — С. 18−20.
  115. .Е. Маркетинговые исследования: учебник. М.: Экономиста, 2007. — 624 с.
  116. О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991.
  117. Т.В. Основные тенденции формирования рынка платных медицинских услуг в современных условиях // Проблемы территориального здравоохранения.^.: ЦНИИОИЗ, 2002. Вып. 2. — С. 88−94.
  118. В.Н. Управление маркетингом: учеб. пособие М.: Март, 2006. -208 с.
  119. Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000.
  120. Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. М.: ИЛ, 1951.
  121. ЧертухинаО.Б., Гусева С. Л. Организация платных медицинских услуг населению //Главный врач. 2005. — № 5. — С. 54−56.
  122. Ф.И. Управление маркетинговыми коммуникациями (интегрированный подход). М.: Академ, проект, 2006. — 256 с.
  123. В.М., Романова Е. Н. Некоторые особенности формирования цены платной медицинской услуги // Здравоохранение. 2003. — № 1. — С. 17−27.
  124. Д.Р., Найговзина Н. Б., Ковалевский М. А. Правовые основы платного здравоохранения // Вестник обязательного медицинкого страхования. 2001.-№ 4. — С. 7−15.
  125. СВ. Экономический анализ результатов социологического мониторинга расходов населения России на медицинские услуги и лекарства // Экономика здравоохранения. 2000. — № 8. — С. 10−15.
  126. А.В. Нарушение социальных гарантий в сфере здоровья и развитие коммерческих медицинских услуг (на примере Саратовской области) // Менеджер здравоохранения. 2004. — № 12. — С. 23−33.
  127. С.П., Габуева Л. А. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении: Библиотека ЛПУ. М.: МЦФЭР. — 2006. — 425 с.
  128. Ю.А., Кадыров Ф. Н. Проблемы государственного регулирования предоставления платных медицинских услуг населению // Проблемы городского здравоохранения: сб. науч. тр. / под ред. Н. И. Вишнякова. М., 2005. -Вып. 10.-С. 280−282.
  129. О.У. Когнитивный маркетинг: основные положения и терминологический аппарат//Маркетинг. 2006. — № 1. — С. 34−43.
  130. Polak К. The evaluation of the quality of life among professional soldiers with diagnosed alcohol addiction syndrome // Psychiatr. Pol. 2001. — Vol. 35, № 6. — P. 1057−1070.
  131. Foster J. H., Peters T. J., Marshall E. J. Quality of life measures and outcome in alcohol-dependent men and women // Alcohol. 2000. — Vol. 22, № 1. — P. 45−52.
  132. Foster J. H., Marshall E. J., Peters T. J. Application of a quality of life measure, the life situation survey (LSS), to alcohol-dependent subjects in relapse and remission // Alcohol. Clin. Exp. Res. 2000. — Vol. 24, № 11. — P. 1687−1692.
  133. Caiman K. C. Quality of life in cancer patients a hypothesis // J. Med. Ethics.- 1984.-Vol. 10.-P. 124−127.
Заполнить форму текущей работой