Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Публицистика как отражение социокультурного и художественного сознания К.Л. Хетагурова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Немаловажным представляется также определение места христианских идеалов в системе ценностей Хетагурова. Эта область на сегодняшний день является малоизученной, поскольку до последнего времени в хетагуроведении бытовала устоявшаяся тенденция к выявлению исключительно атеистических взглядов публициста. Данная позиция была обусловлена идеологическими требованиями недавнего прошлого и являлась… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ОСЕТИНСКОГО НАРОДА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ К.Л. ХЕТАГУРОВА
    • 1. 1. Значение аксиологического аспекта в гуманитарных исследованиях и хетагуроведении
    • 1. 2. Исторический момент появления К. Л. Хетагурова на арене социально-политической борьбы на Кавказе
    • 1. 3. Традиционная обрядовость осетин как основа ценностного сознания К.Л. Хетагурова
      • 1. 3. 1. Отражение национальных традиций осетинского народа в этнографическом очерке «Особа»
      • 1. 3. 2. Художественное отражение проблемы женщины в родовом строе осетин
    • 1. 4. Выступления К. Л. Хетагурова против отживших обычаев
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ГРАЖДАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ И ПОЭТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Л. ХЕТАГУРОВА
    • 2. 1. Свобода как доминанта мировосприятия осетинского народа
    • 2. 2. Семантика понятия «свобода» в мировоззрении
  • К.Л. Хетагурова
    • 2. 3. Идея национального и религиозного единения в сознании
  • К.Л. Хетагурова
    • 2. 4. Свобода личности и свобода народа в понимании
  • К.Л. Хетагурова
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА III. ЦЕННОСТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ В МИРОВОЗЗРЕНИИ К.Л. ХЕТАГУРОВА
    • 3. 1. Значимость просвещения народа в миропонимании
    • K. JI. Хетагурова
      • 3. 2. Вклад K. JI, Хетагурова в образовательный процесс на Кавказе
  • ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА IV. ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В МИРОВОЗЗРЕНИИ К. Л. ХЕТАГУРОВА
    • 4. 1. Доминанты христианства в поэзии К.Л. Хетагурова
    • 4. 2. Вопросы религии в публицистике К.Л. Хетагурова
  • ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА V. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ В ПУБЛИЦИСТИКЕ К.Л. ХЕТАГУРОВА
    • 5. 1. Идиомы (фразеологические единицы, пословицы, поговорки, крылатые выражения)
    • 5. 2. Стилизация, ирония, сарказм
    • 5. 3. Тропы (сравнение, метафора, метонимия)
    • 5. 4. Градация, деталь, зарисовка
  • ВЫВОДЫ ПО ПЯТОЙ ГЛАВЕ

Публицистика как отражение социокультурного и художественного сознания К.Л. Хетагурова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной вехой в истории развития осетинской литературы явилось творчество выдающегося общественного деятеля, поэта, художника, писателя и публициста K.JT. Хетагурова, уникальный стиль произведений которого лег в основу литературного осетинского языка. На примере его публицистических произведений можно отчетливо проследить синтез мотивов осетинского народного творчества и культурного опыта как русской, так и мировой литературы.

Исторический момент, пробудивший к жизни многогранный талант Хетагурова, был переломным в судьбе как Российского Государства, так и Кавказского региона. Стремительный переход от патриархально-родового строя к капиталистическим отношениям на рубеже XIX—XX вв.еков обусловил ряд кардинальных изменений во всех сферах жизни населения Терской области. Как отмечает В. И. Абаев, «значение Хетагурова не только в том, что он пробудил национальное самосознание народа. Его великая заслуга в том, что он дал этому сознанию определенную идейную направленность. Любовь Коста к родной Осетии <.> была насыщена глубоким и прогрессивным социальным содержанием. Будучи одним из передовых людей своего времени, воспитанный на идеях русской революционной демократии, сам демократ до мозга костей, Коста распознал, что содержанием национальной жизни является не патриархальная идиллия, а жестокая борьба. И в этой борьбе он, не колеблясь, занял свое место: с трудовым народом — против его угнетателей. Любой народ, чтобы стать с достоинством в ряду других народов, нуждается в том, чтобы иметь людей, которые могли бы быть его национальным символом. До Коста у осетин не было такого человека-символа. Таким человеком и стал Коста» [Абаев, 1990: 53].

Статьи Хетагурова, помимо того, что всесторонне и объективно освещают сложившуюся ситуацию на территории края, являются своеобразным отражением внутреннего мира автора и системы его ценностей, обусловивших мировосприятие и мировоззренческие позиции публициста. Изучение ценностной иерархии Хетагурова, системы его убеждений и принципов способствует более полному определению побудительных причин его активной общественной деятельности и того громадного влияния, которое оказал Хетагуров на развитие Осетии на рубеже XIX—XX вв.еков. Сложившаяся социокультурная ситуация всецело отразилась в публицистическом наследии Хетагурова, которое по праву считается образцом газетного стиля.

Актуальность данного диссертационного исследования связана с необходимостью рассмотрения творчества Хетагурова в свете аксиологии. Это обусловлено требованием времени, поскольку в современной научной мысли наблюдается растущая тенденция к синтезу литературоведения и аксиологии [см. работы К. Султанова «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы», 2001, В. Е. Хализева «Ценностные ориентации русской классики», 2005]. Более того, аксиологический подход к историческим и художественным явлениям прошлого и настоящего способствует формированию ценностного сознания современного человека, что является насущной проблемой нашего времени и позволяет осмыслить фундаментальные основы его мировоззрения.

Ценностный потенциал публицистики Хетагурова огромен. Выявление его является актуальной задачей гуманитарных наук, и в первую очередьлитературоведения. Изучение ценностных ориентаций в публицистическом наследии Хетагурова позволяет осмыслить движущие силы, которые руководили творческой личностью в процессе общественной деятельности. Публицистика Хетагурова концентрирует иерархию духовных ценностей автора, в которых этнический компонент связан неразрывными узами с русской и мировой культурой.

Выявление ценностных ориентиров публициста особенно актуально, поскольку невозможно представить себе публицистический текст, в котором автор не выражал бы своего отношения ко всему, что послужило поводом для статьи. А отношение всегда по своей природе аксиологично, «оно есть форма ценностного сознания» [Каган, 1996: 238] и проявляется в эмоциональной реакции, переживании, чувстве. М. М. Бахтин видел «ценностное отношение», «эмоционально-волевую позицию» автора в каждом элементе текста: «Эмоционально-волевая реакция автора выражается и в самом выборе героя, и темы, и фабулы, в выборе слов для ее выражения, в выборе и построении образов и пр.» [Бахтин, 1986: 19−20].

Немаловажным представляется также определение места христианских идеалов в системе ценностей Хетагурова. Эта область на сегодняшний день является малоизученной, поскольку до последнего времени в хетагуроведении бытовала устоявшаяся тенденция к выявлению исключительно атеистических взглядов публициста. Данная позиция была обусловлена идеологическими требованиями недавнего прошлого и являлась значительной помехой в объективном рассмотрении поднимаемых в поэзии и публицистике Хетагурова вопросов веры и религии. Дифференциация этих понятий вызвана необходимостью определения как доминирующего положения образа Христа и базовых положений христианства в сознании публициста, так и мотивации антиклерикальных выступлений, вызванных образом жизни священнослужителей.

Объектом исследования является публицистическое наследие K.JI. Хетагурова, а также ряд его русскоязычных поэтических произведений.

Предмет исследования — система ценностей K. J1. Хетагурова, опирающаяся на этнические приоритеты и социокультурные традиции русской и европейской мысли.

Основной целью данной работы является определение значимости ценностных ориентаций в социокультурном и художественном сознании K.JI. Хетагурова, что подразумевает решение ряда задач:

— обозначить место аксиологии в системе гуманитарного знания и определить схему применения аксиологического подхода в исследовании историко-литературного творчества K.JI. Хетагурова;

— определить роль национального менталитета в формировании ценностного мировосприятия K.JI. Хетагуроваохарактеризовать систему гражданских приоритетов публициста и обозначить место доминанты «свобода» в его общественно-литературной деятельности;

— рассмотреть значение просвещения народа в системе ценностей K.JI. Хетагурова;

— определить место христианских ценностей в структуре приоритетов K.JI. Хетагуроварассмотреть особенность публицистических текстов K.JI. Хетагурова на уровне художественной микростилистики.

Степень разработанности проблемы. Творческое наследие Хетагурова рассматривается в трудах таких ученых, как В. И. Абаев, Л. П. Семенов, В. Б. Корзун, Г. И. Кравченко, Н. Г. Джусойты, А. Малинкин, З. П. Цховребов, Б. А. Калоев, С. Ш. Габараев, Г. И. Кусов, М. С. Тотоев, Н. Цырульников, В. Н. Цаллагов, В. Д. Таказов, В. Д. Абаев, Р. С. Кабисов, Х. К. Цаллаев, М. Шагинян, МИ. Серебряная, К. Е. Гагкаев, З. Н. Ванеев, М. И. Гасанов, Н. П. Гулуева, Т. И. Джантиев, С. Мальцев, В. К. Загиев, Н. Х. Кулаев, Г. В. Натадзе, В. М. Никонов, И. Н. Луценко, В. Д. Горгадзе, А. Р. Раджабов, Э. А. Писаренко, Л. Д, Стародубова, Л. М. Уруймагова, А. Хадикова, Б. Хозиев, Ю. В. Хоруев, П. Р. Хоружий, А. И. Олейникова, Р. З. Комаева, Р. Я. Фидарова, С. Б. Сабаев, З. М. Салагаева, С. З. Габисова, Т. Дзеранов, В. А. Блажко, З. Н. Суменова, Т. А. Гуриев, В. Д. Таказов, Л. Б. Келехсаева,.

С.А. Айларова, А. Г. Плиев, С. С. Таболов и др. В работах этих исследователей отражены основные темы и вопросы, которые поднимал Хетагуров на протяжении всей своей журналистской деятельности, проанализированы побудительные мотивы его выступлений в печати, очерчен круг проблем, которых он касался в большей или меньшей степени. В ряде работ рассмотрены некоторые художественные особенности публицистического стиля Хетагурова и проведены параллели с работами деятелей русской литературы первого ряда.

Однако за всю историю хетагуроведения к творческому наследию выдающегося поэта и публициста не был применен аксиологический подход, ценностная система его мировосприятия не была четко структурирована, не был обозначен ряд приемов и средств образной выразительности в публицистике. Помимо этого опускались вопросы веры и христианских идеалов, занимающие значительное место как в поэтическом, так и в публицистическом творчестве Хетагурова. Исключение составляет работа о. Сергея Мальцева «Коста Хетагуров. Духовная поэзия», относящаяся к религиозной литературе и констатирующая факт причастности поэта к идеям христианства.

Научной новизной настоящего исследования является рассмотрение творческого наследия K. J1. Хетагурова в свете аксиологии, выстраивание четкой иерархии ценностей, определение доминантных позиций в миропонимании публициста. В работе рассмотрены причины, послужившие импульсом развития его творчества в определенном русле. Описаны связи Хетагурова с христианскими ценностями русской литературы, обозначено место образа Иисуса Христа в системе доминант публициста, дифференцировано его отношение к вопросам веры и к положению священнослужителей, что ранее не разделялось. Также описан ряд художественных особенностей публицистического стиля Хетагурова, которые ранее не были замечены.- К ним относятся такие средства художественной образности, как градация, детализированное описание, зарисовка, стилизация и др.

Материалом для данного исследования послужили газетные статьи K.JI. Хетагурова, которые условно можно разделить на несколько циклов в соответствии с тематикой: Обычаи осетин.

1. Зиу (призыв о помощи) [Хетагуров, 2000: 16- все последующие названия статей даны по приведенному изданию с указанием страниц в тексте работы].

2. Помощь пораженному молнией [257].

3. Особа (Этнографический очерк) [313] и др. Литературная деятельность и вопросы искусства.

1. Письмо в редакцию газеты «СК» [36].

2. Библиография [46].

3. В последнее время у нас. [187] и др. Несправедливость со стороны представителей власти.

1. Письма из Владикавказа [24].

2. Не везет нам на старшин [34].

3. Накануне [88].

4. Неурядицы Северного Кавказа [131] и др. Образование.

1. Владикавказские письма [76].

2. Избави Бог нас от этаких судей [ 163].

3. Развитие школ в Осетии [230] и др. Отклик на публикации.

1. Владикавказские письма [115].

2. Тартарен («В горах большого и малого Карачая») [199].

3. Учебник географии России. Курс гимназический. Составил Михаил Мостовский [243] и др.

Разное.

1. Открытое письмо [65].

2. Мясной кризис [177].

3. Пути сообщения в горной полосе Кавказа [282] и др. Анализируется ряд русскоязычных стихотворений, переводные и русскоязычные поэмы. Центральная и наиболее объемная часть работыпублицистическое наследие Хетагурова, наиболее полно отразившее гражданские идеалы, принципы и позиции автора.

Методологическая и теоретическая база исследования представляет собой системный подход, включающий основные принципы биографического, культурно-исторического, лингвистического и аксиологического методов анализа. Последний является преобладающим. Методологической основой аксиологического подхода являются труды М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, Д. С. Лихачева, М. С. Кагана, В. Е. Хализева, К. Султанова, Е. В. Поповой и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностный подход является необходимой составляющей исследования творческого наследия деятеля литературы.

2. Этнические ценности составляют тот фундамент, на который опирался К. Л. Хетагуров на всем протяжении своей творческой работы.

3. Гражданские приоритеты Хетагурова являются верхней ступенью его иерархии ценностей. Выдвижение понятия «свобода народа» на передний план происходит за счет принесения в жертву личных интересов, что позволяет говорить о гражданском подвиге К. Л. Хетагурова.

4. Просвещение — важнейшая ценностная категория в мировоззрении К. Л. Хетагурова, понимаемая как путь к свободе и необходимый залог перехода общества на качественно новый уровень развития.

5. Христианские ценности занимают значительное место в мировосприятии Хетагурова. Он является наследником христианской традиции русской литературы.

6. Художественная образность, являющаяся отличительной чертой публицистики Хетагурова, выступает также средством выражения его гражданских позиций.

Апробация работы. Основные положения исследования отражены в пяти публикациях, а также в выступлениях на итоговых научных конференциях СОГУ 2006,2007 гг.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая ценность данного исследования состоит в определении фундаментальных основ миропонимания К. Л. Хетагурова, объяснения причин выдвижения таких понятий как «свобода», «равенство», «единение», «просвещение» на передний план. Рассмотрены с современной точки зрения христианские ценности публициста и некоторые особенности его публицистического стиля, что является посильным вкладом в развитие хетагуроведения. Работа может быть использована как пособие в школьном и вузовском изучении творчества К. Л. Хетагурова.

Структура диссертации определяется целью и задачами работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 151 источник, включая список словарей, справочной литературы и список цитируемых источников.

ВЫВОДЫ ПО ПЯТОЙ ГЛАВЕ.

Ценностное сознание К. Л. Хетагурова выражено в публицистике не только на уровне гражданских позиций, но и в элементах художественной микростилистики. Именно благодаря этим элементам система мировоззренческой ориентации поэта, неразрывно связанная с его эстетическими принципами, раскрывается наиболее полно.

В статьях Хетагурова присутствуют и беглые, запоминающиеся характеристики, и сражающие противника критические и сатирические выпады, и развернутые картины, на смену которым приходят глубоко продуманные, защищенные аргументами логические выводы, завершающие почти каждую статью. Здесь также можно пронаблюдать явление синтеза тех отраслей искусства, которыми владел Хетагуров. Будучи художником, с одинаковым мастерством владеющим как пером, так и кистью, он не мог не перенести художественное видение мира в публицистический текст. Яркими примерами использования средств художественной выразительности являются статьи «Тартарен», «Чичиков», «Впечатления бытия» и др. Особое место занимает этнографический очерк «Особа», в тексте которого заключены реалистические картины, отображающие особенности быта осетин и величественную природу Кавказа.

Тематика публицистических произведений выдающегося осетинского деятеля разнопланова, соответственно и цели, которые он преследовал в них, являются различными. Политические выступления, критика представителей власти, отчеты о культурно-массовых мероприятиях, рецензии на произведения — весь этот широкий охват проблем требовал определенной манеры изложения. В связи с этим и трансформировался язык публицистических статей, которые приближались по стилю то к научным работам, то к художественно-беллетрестическим.

Неотъемлемой составляющей уникального публицистического стиля Хетагурова является также использование автором приемов художественной выразительности, сообщающих тексту статей необычайный колорит и эмоциональную наполненность. Газетный язык его строг, точен и лаконичен, но, тем не менее, в нем явно просматривается рука художника.

Среди наиболее часто употребляемых Хетагуровым приемов создания художественной образности особого рассмотрения заслуживают: ирония и сарказм, градация, калькирование стилистических особенностей русского фольклора, реминисценции из известных произведений русских и зарубежных авторов, метафоры, сравнения, фразеологические единицы, использование лексики разной стилевой принадлежности, зарисовка и детализированное описание.

Работая в жанре публицистики, добиться столь блестящих результатов мог лишь человек, обладавший поистине неординарным талантом и виртуозно владевший словом. Поэзия, проза и живопись присутствуют в публицистике Хетагурова как единое органическое целое, придавая слову весомость и действенность, а это — главные достоинства публицистического жанра.

В публицистическом слове реализовалась гражданская позиция автора, его ценностное мышление, что оказало огромное влияние на развитие национального самосознания осетинского народа и его социокультурной ориентации в новых исторических условиях XX века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приступая к этой теме, мы ставили своей целью не только проследить ценностные ориентации К. Л. Хетагурова, выраженные в публицистике, но и определить те истоки, которые питали его личность на всем протяжении творческого пути и послужили основой формирования системы предпочтений.

Отталкиваясь от того, что время требует осмыслить ценности культуры прошлого, можно говорить о наличии серьезных оснований для применения аксиологического подхода к наследию представителей литературного движения на Кавказе рубежа веков. Узловой фигурой осетинской культуры является, безусловно, К. Л. Хетагуров, аккумулировавший верховные ценности осетинского народа. Воспитанный с раннего детства на произведениях устного народного творчества, он полностью воспринял культурно-нравственное достояние своего народа, высшие идеалы которого (свобода, взаимопомощь, почитание предков) стали основой его собственного мировосприятия.

Впоследствии, при соприкосновении с лучшими примерами русской литературной мысли, этнические ценности осетин получили новое осмысление в сознании Хетагурова. На передний план выдвинулись общественные интересы, стремление достичь независимости для народа ценой собственной свободы и даже жизни. Синтез важнейших приоритетов двух культур, осетинской и русской, породил то мощное движение, которое впоследствии, благодаря просвещенному разуму Хетагурова, смогло вывести осетинский народ на другой, качественно новый уровень развития.

Огромную роль в становлении самосознания публициста сыграли идеалы христианства (вера, всепрощающая любовь, самопожертвование), которые он пронес через всю свою жизнь. Проследив жизненный и творческий путь Хетагурова, можно с уверенностью утверждать, что национальные приоритеты, христианские ценности и доминанты русской литературной мысли — это триединство социокультурного наследия, которое легло в основу мировосприятия K.JI. Хетагурова и обусловило его гражданскую позицию по отношению к условиям действительности. Таким образом,.

— эксплицируя аксиологический компонент в социально-политической практике поэта и выдающегося общественного деятеля Осетии, мы проследили ценностные ориентации Хетагурова и его ценностное мышление, зафиксированное в словев иерархии ценностей осетин существовала единственная доминанта, превалирование которой над всеми остальными не оставляет никаких сомнений. Этой доминантой является свобода. Именно она стала фундаментальной основой мировосприятия Хетагурова, обусловившей дальнейшее развитие его личности в русле самоотверженной борьбы за счастье родного народа, и нашла выражение в национальном сознании благодаря публицистическому дару и дару поэтическому;

— вопросы народного просвещения были первостепенными для выдающегося осетинского деятеля. Именно при помощи образования он полагал дальнейшее прогрессивное развитие края, освобождение народа от груза отживших традиций и приобщение к русской культуре. Образование в его понимании было единственным условием перехода осетинского народа на качественно новый уровень развития;

— библейские мотивы и образы, отразившиеся в поэзии и публицистике Хетагурова, позволяют утверждать, что поэт оставался в русле христианских традиций русской литературы, что отличает его от революционно-демократических сил второй половины XIX — начала XX века, решительно отрекшихся от веры. Именно эта вера направила Хетагурова по пути самопожертвования. Иисус Христос, образ которого воспринят публицистом как Абсолют, был для него вдохновляющим примером высокого служения людям, жертвенного подвига во имя их спасения, воплощением добра и любви;

— ценностное сознание К. Л. Хетагурова выражено в публицистике не только на уровне гражданских позиций, но и в элементах художественной микростилистики. Именно благодаря этим элементам система мировоззренческой ориентации поэта, неразрывно связанная с его эстетическими принципами, раскрывается наиболее полно и оказывает огромное влияние на развитие национального самосознания осетинского народа и его социокультурной ориентации в новых исторических условиях XX века.

К.Л. Хетагуров является универсальной личностью, центральной фигурой осетинской культуры. Отметим, что его универсализм заключается не только в блестящем проявлении таланта в разных областях творческого самовыражения: живописи, поэзии, прозе, публицистике. Важнейшим фактом является то, что все сферы его деятельности были проникнуты верховными ценностями, которым он следовал неукоснительно. Самопожертвование, альтруистическое служение людям, чьи интересы всегда являлись превалирующими, бесстрашие в борьбе с врагами — вот те качества, которыми уместно охарактеризовать личность Хетагурова.

Используя аксиологический подход к изучению наследия поэта и публициста, мы выявили высшие приоритеты его сознания, определили тот стержень, который явился основой его мировосприятия и послужил опорой для формирования жизнеутверждающих принципов.

Ценностный подход органично вписывается в утвердившуюся методологию хетагуроведения, обновляя ее, вытесняя устаревшие позиции, заполняя осознаваемые сегодня пробелы. В изменившейся исторической ситуации, когда категорией «ценность» измеряют сущность и качество многообразных явлений в гуманитарных науках, применение ценностного подхода к литературоведению вообще, и хетагуроведению в частности, становится необходимым.

В своей работе мы не ставили конкретной задачи рассмотреть и четко систематизировать все ценности K.JI. Хетагурова. Нами рассмотрен только ряд его предпочтений, нашедший яркое отражение в публицистике. Ценностный подход к изучению творчества Хетагурова может быть углублен и расширен, может охватить область поэзии или прозаических произведений, а также осветить те доминанты, которые были затронуты нами в незначительной степени.

Находя и акцентируя ценностные смыслы работ К. Л. Хетагурова, мы приходим к выводу, что значимость явления этого выдающегося деятеля на социокультурной арене Осетии рубежа веков была много глубже, чем представляется на первый взгляд. Он не только выступал в защиту прав беднейшего населения, ратовал за сохранение исконных обычаев и стремился привнести образование в массы. Основная заслуга Хетагурова заключается в том, что он смог пробудить сознание народа, направить его по единственно верному руслу и положить начало дальнейшему социокультурному развитию. Жизненные приоритеты выдающегося публициста и по сей день влияют на формирование ценностного сознания современного человека и его представления об основах человеческого бытия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Д. Коста (1859−1906). К 90-летию со дня рождения Текст. / В. Д. Абаев. Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1950, — 130 с.
  2. , В.И. Еще раз о Коста Текст. // Мятежная лира горца: сб. научных трудов / В. И. Абаев, А. Г. Кучиев Орджоникидзе: Ир, 1981. — С. 106 — 111.
  3. , В.И. Коста Хетагуров и его время Текст. / В.И. Абаев- отв. ред. В. М. Гусалов. Тбилиси, 1961. — 200 с.
  4. , С.А. Проблема горской самобытности в творчестве К.Л. Хетагурова Текст.: в сб. Венок бессмертия / Р. З. Комаева и др.- сост. 3. Тедтоева. Владикавказ: Проект-Пресс, 2000. — С. 120 — 122.
  5. , А.Г. .-Н.-Л.) Переходное состояние горцев Северного Кавказа Текст. / А. Г. Ардасенов // Новое обозрение. Тифлис, 1896. — 41 с.
  6. , С.Ф. Введение в аксиологию. Учебное пособие для изучающих философию Текст. / С. Ф. Анисимов. М.: Современные тетради, 2001. -128 с.
  7. , М.М. К философии поступка Текст. // Философия и социология науки и техники: Ежегодник, 1984−1985. Публ. и вступ. зам. С. Г. Бочарова, примеч. С. С. Аверинцева. — М, 1986. — С. 80 — 160.
  8. , Н.А. Философия творчества, культуры и искусства Текст.: в 2-х т. / Н. А. Бердяев. М.: Искусство, 1995. — Т. 2. — 542 с.
  9. , Н.А. Царство Духа и царство Кесаря Текст. / Н.А. Бердяев- сост. и послесл. П.В. Алексеева- Подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. -М.: Республика, 1995.- 383 с.
  10. , Н.Г. Обычаи осетин Текст. / Н. Г. Берзенов // Кавказ. № 6. -Владикавказ, 1885. — С. 65.
  11. , З.Н. Индивидуализм и коллективизм в родовом быту осетин Общественный строй Осетии. [Текст] / З. Н. Ванеев // Избранные работы по истории осетинского народа: сб. научных трудов. Т. 2. Цхинвали, 1990. — С. 125−180.
  12. , З.Н. Коста Хетагуров как этнограф Текст. // Сборник избранных работ по истории осетинского народа: сб. научных трудов / З.Н. Ванеев- сост. Ф. Ф. Багаев. Т. 3. — Цхинвали: Ирыстон, 1990. — С. 321 331.
  13. , Е.М., Костомаров, В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих практик Текст. / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М., 1999. — 246 с.
  14. , В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками Текст.: в 2 т. / В. Виндельбанд / Пер. А. И. Введенского. СПб.: 1913. — 480 (I) е., 390 (II) с.
  15. , Н.У. Культурная информация и национальный менталитет в идиоматике Текст. / Н. У. Ворокова // Национальная культура в идиоматике. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2003. — С. 42−46.
  16. , ГЛ. Аксиология культуры Текст. / Г. П. Выжлецов. СПб.: Изд-во С. — Петербургского университета, 1996. — 150 с.
  17. , Б.П. Этика преображенного Эроса Текст. / Б.П. Вышеславцев- вступ. статья и коммент. В. В. Сапова. М.: Республика, 1994.-368 с.
  18. , К.Е. Против вредных обычаев (отношение К. Л. Хетагурова к вредным обычаям осетин) Текст. / К. Гагкаев // Социалистическая Осетия, 1979, — 14 августа.-С 2−3.
  19. , К.Е. О языке и стиле Коста Хетагурова Текст. / К. Гагкаев. -орджтоникидзе, 1957. 125 с.
  20. , В. Коста Хетагуров и грузинская культура Текст. / В. Горгадзе // Советская Осетия, 1959. № 14. — С. 117−118.
  21. , Т.И., Лебендинская, Л. Б. За вас отдам я жизнь. Повесть о Коста Хетагурове Текст. / Т. И. Джантиев, Л. Б. Лебендинская- под ред. Н. Тихонов М.: Политиздат, 1969. — 400 с.
  22. , Н.Г. Коста Хетагуров Текст. / Н. Г. Джусойты, С. Ш. Габараев. Госиздат Юго-Осетии: Сталинир, 1958.- 371 с.
  23. , Т.Е. Религия осетин и русская культура Текст.: Монография / Т.Е. Дзеранов- под ред. докт. ист. наук, проф. В. Х. Тменова. Владикавказ: Сев.-Осет. ин-т. гум. и соц. исслед. им. В. И. Абаева, 2006. — 260 с.
  24. , Т.Е. Об отношении Коста к религии Текст.: в сб. Венок бессмертия / Р. З. Комаева и др.- сост. 3. Тедтоева. Владикавказ: Проект-Пресс, 2000. — С. 90−96.
  25. , В. Собр. Сочинений Текст.: в 6 т. / В. Дильтей- общ. ред. А. В. Михайлова, С. Н. Плотникова. Т.1. Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории / Пер. с нем. — М.: Дом интеллектуал. Кн., 2000. — 726 с.
  26. , Н.А. Собрание сочинений Текст.: в 3 т. / Н.А. Добролюбов- подгот. и прим. В. Дорофеева. М, 1952 — Т. 2. — 742с.
  27. , Д.И. Вынужденное объяснение. По поводу заметки К. Хетагурова о ставропольских врачах. «Сев. Кавказ», 1896, 4 июля. // Северный Кавказ, 1896. 22 дек. — № 102. — С. 12.
  28. , В. Публицистика Коста Текст. / В. Загиев // Социалистическая Осетия, 1941.-7 мая. С. 6.
  29. , Р.С. К характеристике мировоззрения К.Л. Хетагурова Текст. / Р. С. Кабисов // Научные доклады выс. школы. Философские науки, 1958. -№ 4.-С. 195−203.
  30. , М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416.
  31. , Б.А. Вторая родина Коста Текст. / Б. А. Калоев, А. У. Голиев -Владикавказ: Ир, 1999. 293 с.
  32. , А. Бунтующий человек Текст. / Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990.- 176 с.
  33. , Л.Б. Социальное звучание публицистики Коста на современном этапе Текст.: в сб. Венок бессмертия / Р. З. Комаева и др.- сост. 3. Тедтоева. Владикавказ: Проект-Пресс, 2000. — С. 102 — 106.
  34. , М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении Текст.: в 2 т.- М.: типография В. Гатцукъ, 1886.-Т.1.-755 с.
  35. , Г. Записки о быте осетин Текст. / Г. Кокиев- В. Ф. Миллер // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее, 1885. Вып. 1, — С. 66 — 112.
  36. , Г. Очерки по истории Осетии Текст. / Г. Кокиев-Владикавказ: осетинский НИИ краеведения 1926. 4.1. — 155 с.
  37. , Р.З. Фразеология русских произведений Коста Хетагурова Текст. / Р. З. Комаева, А. Т. Голиева. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1966. — 80 с.
  38. , Р.З. Эстетика художественного слова Текст. / Р. З. Комаева, З. Х. Тедтоева. Владикавказ: Ир, 1994. — 273с.
  39. , Р.З. Глаголом жечь сердца людей о русскоязычных произведениях К.Хетагурова. [Текст] / Р. З. Комаева, З. Х. Тедтоева. Орджоникидзе: Ир, 1989. — 269 с.
  40. , В.Б. Коста Хетагуров. Очерк жизни творчества Текст. / В. Б. Корзун, А. С. Елкин М.: Советский писатель, 1957. — 203 с.
  41. , В.Б. В сокровищницу мировой культуры (к вопросу о мировом значении творческого наследия К.Л. Хетагурова) Текст. / В. Б. Корзун // Известия СОНИИ, 1960.-Т. 22.-Вып. 2,-С. 193−199.
  42. Коста Хетагуров: Сборник памяти великого осетинского поэта Текст. / У. А. Богазов. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1959.-303 с.
  43. , Г. И. Коста Хетагуров. Жизнь и деятельность. Текст. / Г. И. Кравченко, С. Т. Марзоев. Орджоникидзе, 1961. — 340 с.
  44. , М. Историческая записка о ставропольской гимназии Текст. / М. Краснов. Ставрополь-Кавказский, 1887. — 32 с.
  45. , B.C., Столяренко, Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология Текст. / B.C. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -448 с.
  46. , Н.Х. Язык Коста народный язык Текст. / Н. Х. Кулаев // Учен, зап. Сев.-Осет. пед. ин-та, 1951.-т. 18.-вып. 2.-С. 73−81.
  47. , Ю.Д. Христианство у алан Текст. / Ю. Д. Кулаковский // Византийский временник. СПб, 1898. — Т. 5. — Вып. 1−2. — 18 с.
  48. , К.Д. Матриархат в Осетии Текст. / К. Д. Кулов. Орджоникидзе, 1935. -с. 135.
  49. , Г. И. Вокруг Коста Текст. / Г. И. Кусов, А. Т. Голиева. -Орджоникидзе: Ир, 1979. 270 с.
  50. , Д. Заметки об Осетии и осетинах Текст. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа: сб. научных работ. Тифлис, 1883. — Вып. 3.-С. 1−168.
  51. , В.И. Очерк истории городов Северной Осетии Текст. / В. И. Ларина. Орджоникидзе, 1960. — С. 24 — 25.
  52. , Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции Текст. / Д. А. Леонтьев // Вопросы филологии, 1996.-№ 4.-С. 15−26.
  53. , Д.С. Заметки о русском Текст.: 2-е изд., доп. / Д. С. Лихачев, О. А. Рябова. М.: Сов. Россия, 1984. — 64 с.
  54. , И.О. Бог и мировое зло Текст. / И.О. Лосский- сост.
  55. A.П. Поляков, П. В. Алексеев и др. М.: Республика, 1994. — 432 с.
  56. , И.О. Характер русского народа Текст. / И.О. Лосский- ред.
  57. B.М. Персонов, С. И. Пружинин. М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
  58. , Н.О. Свобода воли Текст. / Н. О. Лосский, Е. В. Антонова. М.: Правда, 1991.-622 с.
  59. , И. Хетагуров и Украина Текст. / И. Луценко // Известия СОНИИ, 1964. Т. 21. — Вып. 3. — С. 39−85.
  60. , А.Х. Культура и быт осетинского народа Текст. / А. Х. Магометов, А. П. Голиева. Орджоникидзе, 1968. — 568 с.
  61. , А. Коста Хетагуров (Жизнь и деятельность) Текст. / А. Малинкин, Т. Епхиев. Орджоникидзе: Государственное издательство Северо-Осетинской АССР, 1939. — 51 с.
  62. , А. Публицистика К. Л. Хетагурова Текст. // Коста Хетагуров: сб. научных работ / А. Малинкин, А. В. Фадеев. Орджоникидзе, 1941.-С. 17−41.
  63. , С. Коста и православие. 100-летию со дня смерти К. Л. Хетагурова Текст. / С. Мальцев. Владикавказ: Олимп, 2006. — 88 с.
  64. , С. Коста Хетагуров. Духовная поэзия Текст. / С. Мальцев. -Владикавказ: Проект пресс, 2005. 32 с.
  65. , В.Ф. В горах Осетии Текст. / В. Ф. Миллер, Е. М. Кочиева. -Владикавказ: Алания, 1998. 520 с.
  66. , В.Ф. Осетинские этюды Текст. / В. Ф. Миллер, проф. М. Троцкий.-М.: типография бывш. О. Б. Миллера, 1881.-714с.
  67. , М.А. Материалы для антропологии осетин Текст. / М. А. Мисиков. Одесса, 1961. — с. 77.
  68. Мятежная лира горца: сборник материалов празднования 120-летия со дня рождения К. Л. Хетагурова Текст. / Кучиев А. Г. Орджоникидзе: Ир, 1981.- 184 с.
  69. , Г. О Коста Хетагурове. Воспоминания о двух встречах с Коста Текст./Г. Натадзе//Заря Востока, 1939.- 11 сентября, С. 13−17.
  70. , Ф. Сочинения Текст.: в 2 т. / пер. с нем.- Сост. М.Ш. Иванова- Под ред. В. Малярова. М., 1990. — Т. 2. — 415 с.
  71. , А.И. Произведения Коста Хетагурова как средство развития речи Текст. / А. И. Олейникова // Осетинская филология: история и современность. Владикавказ, 1995. — Вып. 11. — С. 107−111.
  72. , А.Г., Таболов, С.С. Коста о межэтнических отношениях Текст.: в сб. Венок бессмертия / Р. З. Комаева и др.- сост. 3. Тедтоева. Владикавказ: Проект-Пресс, 2000. — С. 54−56.
  73. , Г. С. Страстная односторонность и бесстрастие духа Текст. / Г. С. Померанц. М.- СПб.: Университетская книга, 1998. — 617 с.
  74. , А. Имя Коста дорого нам, дагестанцам Текст. / А. Раджабов, // Советская Осетия, 1959. № 14. — С. 122−125
  75. , Г. Науки о природе и науки о культуре Текст. / Пер. с нем. -М.: Республика, 1998.-410 с.
  76. , С.Б. А.С. Пушкин и К. Л. Хетагуров Текст.: в сб. Венок бессмертия / Р. З. Комаева и др.- сост. 3. Тедтоева. Владикавказ: Проект-Пресс, 2000.-С. 96- 102.
  77. , З.М. Коста Хетагуров и осетинское народное творчество Текст. / З. М. Салагаева, Д. А. Гиреев Орджоникидзе, 1959. — 186 с.
  78. , З.М. О прозе Коста Хетагурова Текст.: в кн. Четыре этюда об осетинской прозе / З. М. Салагаева, Д.А. Гиреев- Орджоникидзе: Ир, 1970. -С. 5−18.
  79. , Л.П. К вопросу об отношении Коста Хетагурова к русской культуре Текст. / Л. П. Семенов, Н. М. Доев Орджоникидзе, 1959. — 106 с.
  80. , Л.П. К.Л. Хетагуров и русский язык Текст. / Л. П. Семенов // Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического института им. К.Л. Хетагурова, 1959. Т. 24. — С. 235−239.
  81. , М.И. Еще одна грань Текст. / М. И. Серебряная, К. И. Бойцова. Орджоникидзе, 1979.-36 с.
  82. , М. Петербургские письма о Северном Кавказе По поводу статьи Нарона в «Сев. Кавказе» № 75. [Текст] // Терские ведомости, 1893. -22 дек. № 149.-С.4.
  83. , Вл. С. Сочинения Текст.: в 2 т. / Вл. С. Соловьев- общ. ред. и сост. А.В. Гулыги- Примеч. В. Л. Кравца и др. М., 1989. — Т. 2. — 822 [2] с.
  84. , Л. С любовью к Коста. Творческое общение братских культур (украинской и осетинской) Текст. / Л. Стародубова // Социалистическая Осетия, 1983. 23 января. — С. 4.
  85. , Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии Текст. / Л. Н. Столович. М.: Республика, 1994. — 464 с.
  86. , В.Д. Коста-журналист Текст.: в сб. Венок бессмертия / Р. З. Комаева и др.- сост. 3. Тедтоева. Владикавказ: Проект-Пресс, 2000. — С. 53−54.
  87. , В.Н. Природа и сущность знаковой функции идиом Текст. / В. Н. Телия // Лексикографическая разработка фразеологизмов для словарей различных типов и для машинного фонда русского языка. М.: Наука, 1988. -С. 11−16.
  88. , В.Х. Духовный мир осетин. Генезис и развитие Текст.: в хрест. Религиозные воззрения осетин (История религии в истории народа) / В. Х. Тменов и др.- рецензенты: Ф. Х. Гутнов, А. Б. Хозиев. Владикавказ, 2000. — С. 32−70.
  89. , М.С. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом Текст. / М. С. Тотоев. Орджоникидзе, 1954. — С. 9.
  90. , М.С. К.Л. Хетагуров и его время Текст. / М. С. Тотоев // Коста Хетагуров. Статьи о жизни и творчестве: сб. научных работ / А. В. Фадеев. -Орджоникидзе, 1959.-С. 50−69.
  91. , М.С. К материалам по истории осетинского народа Текст. / М. С. Туганов // Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института. Сталинир, 1958. — Вып. 9. — С. 91.
  92. , В.П. О ценностях жизни и культуры Текст. / В. П. Тугаринов. Л.: Изд. Ленингр. университета, 1960. — 124 с.
  93. , Л.М. Некоторые особенности языка и стиля публицистики К.Л. Хетагурова Текст. / Л. М. Уруймагова // Известия СОНИИ: сб. научных работ, 1959.-Т. 21.-Вып. З.-С. 149−158.
  94. , A.B. Россия и Кавказ первой трети XIX в. Текст. / А. В. Фадеев, А. А. Кузовлев. М.: Издательство Академии наук, 1960. — 397 с.
  95. , Р.Я. Философия культуры К. Хетагурова Текст.: в сб. Венок бессмертия / Р. З. Комаева и др.- сост. 3. Тедтоева. Владикавказ: Проект-Пресс, 2000. — С. 70−74.
  96. , А. Горский этикет в творчестве Коста Хетагурова Текст. /
  97. A. Хадикова // Осетинская филология. История и современность. -Владикавказ, 1995.-Вып. 11.-С. 41−54.
  98. , М. Время и бытие. Статьи и выступления Текст.: / М. Хайдеггер- сост., пер. с нем., вступ. статья и комментарии В. В. Бибихин. -М&bdquo- 1993.-447 с.
  99. , В.Е. Ценностные ориентации русской классики Текст. /
  100. B.Е. Хализев. М.: Гнозис, 2005. — 433 с.
  101. , Б., Токазов, В. Коста Хетагуров и культура народов России Текст. / Б. Хозиев, В. Токазов // Осетинская филология. Современность и традиции: сб. научных трудов. Владикавказ, 1992. — С. 169−173.
  102. Хоруев, Ю.В. K. J1. Хетагуров выдающийся публицист и редактор Текст.: в кн.: Ю. В. Печать Терека и царская цензура / Ю.В. Хоруев- ред. А. В. Емельянов. — Орджоникидзе, 1971. — С. 85−98.
  103. , П. Язык Коста Текст. / П. Хоружий // Большевик, 1939. 28 окт. — С. 13.
  104. Хук, С. Философия американского прагматизма Текст. / С. Хук // Америка, 1963. № 80. — С. 11.
  105. , В.Н. Первое выступление в печати Текст. / В. Н. Цаллагов // Молодой коммунист, 1978. № 123. — С. 47−53.
  106. , В.Н. Публицистика Коста Хетагурова: очерки, исследования о творчестве Коста Хетагурова Текст. / В. Н. Цаллагов, Д. Т. Калоева -Орджоникидзе: Ир, 1983. 224 с.
  107. , В.Н. Дело миллионера Меснянкина (новое о Коста Хетагурове) Текст. / В. Н. Цаллагов // Соц. Осетия, 1971. 4 июля. — С. 3.
  108. , З.П. Об общественно-политических и философских взглядах К.Л. Хетагурова Текст. / З. П. Цховребов, Н. Г. Джусойты. -Госиздат Юго-Осетии: Сталинир, 1958. 148 с.
  109. , З.П. Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии Текст. / З. П. Цховребов. М.: Наука, 1977. — 191 с.
  110. , Н. Доброй памяти Коста Текст. / Н. Цырульников // Дагестанская правда, 1939 г. № 265, 20 ноября. — С. 7−8.
  111. , Н.Г. Избранные философские сочинения Текст. / общ. ред. и предисл. М.М. Григорьян- Сверка текста и примеч. М. В. Богословский. Ленинград, 1950. — 871 с.
  112. , М. Публицистика Коста Хетагурова Текст. // Коста Хетагуров. Статьи о жизни и творчестве: сб. научных трудов / А. В. Фадеев. -Орджоникидзе, 1959.-С. 155−178.
  113. , A.M. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях Текст.: в кн. A.M. Шегрен Осетинские исследования / A.M. Шегрен, Е. М. Батиева Владикавказ, 1998. — С. 40−69.
  114. , М. Избранные произведения Текст. / М. Шелер- ред. А. В. Денежкин. М.: Гнозис, 1994. — 490 с.
  115. Штедер. Осетины во II половине XVIII века по наблюдениям путешественника Штедера Текст. / В. А. Загиев Орджоникидзе: Государственное издательство Северо-Осетинской АССР, 1940. — 61 с.
  116. Guriev, Т.А. The Genius of brush and pen / T.A. Guriev. Vladikavkaz: Olymp, 2004.- 16s.-ill.
  117. Большая российская энциклопедия Текст. / преде, науч. ред. совета Ю. С. Осипов. М.: Научное издательство Большая российская энциклопедия. — Т. 2,2005. — 742 с.
  118. , В.И. Толковый словарь Живаго великорусского языка Текст. -Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа. М., 1882. с.
  119. , А.П. Поэтический словарь Текст. / И. Роднянская. М.: Советская энциклопедия, 1966.-375 с.
  120. Новейший философский словарь Текст. / сост. А. А. Грищанов. Мн. изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  121. , СЛ. Толковый словарь Текст. / Н. Ю. Шведова М. Азъ, 1985. -928 с.
  122. , Д.Н. Толковый словарь русского языка Текст.: в 4 т. / сост. Г. О. Винокур, проф. Б. А. Ларин и др.- Под ред. проф. Д. Н. Ушакова. М.: ОГИЗ, 1935.-1564 с.
  123. , К. Л. Дуня. Фантазия в 3-х действиях Текст. / К. Л. Хетагуров, А. Дзгоев Орджоникидзе: Государственное издательство Северо-Осетинской АССР, 1939. — 42 с.
  124. , K.JI. Избави бог и нас от этаких судей // Казбек, 1900. № 474. -65.
  125. , K.JI. Избранное Текст. / K.JI. Хетагуров, У. Богазов -Дзауджикау: Книжное издательство Северо-Осетинской АССР, 1953. 367 с.
  126. , K.JI. Полное собрание сочинений в пяти томах Текст. / К. Л. Хетагуров, Ш. Ф. Джикаев. Владикавказ, 1999. — Т. 1. — 395 с.
  127. , К.Л. Полное собрание сочинений в пяти томах Текст. / К. Л. Хетагуров, Ш. Ф. Джикаев. Владикавказ, 1999. — Т. 2. — 402 с.
  128. , К.Л. Полное собрание сочинений в пяти томах Текст. / К. Л. Хетагуров, Ш. Ф. Джикаев. Владикавказ, 2000. — Т.4. — 506 с.
  129. , К.Л. Полное собрание сочинений в пяти томах Текст. / К. Л. Хетагуров, Ш. Ф. Джикаев. Владикавказ, 2000. — Т. 5. — 623 с.
  130. , К.Л. Собрание сочинений в трех томах Текст. / К. Л. Хетагуров, М. Б. Кайтукова. Дзауджикау: Государственное издательство Северо-осетинской АССР, 1954. Т. 2. — 319 с.
  131. , К.Л. Собрание сочинений в трех томах Текст. / К. Л. Хетагуров, М.Б. Кайтукова- пер. с осет. П. Панченко, А. Шпирт. -Дзауджикау: Государственное издательство Северо-осетинской АССР, 1951. Т. 1.-153 с.
  132. , К.Л. Тартарен Текст. // Северный Кавказ, 1901. № 63. — С. 174.
Заполнить форму текущей работой