Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественные особенности и идейно-нравственные ориентации поэзии Абдуллы Баширова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Любовь к родине, готовность отстоять ее свободу, даже ценой своей жизни, являются доминантными качествами центральных образов поэм Мансура и Клыча. Национальные нравственно-этические понятия находят полновесное выражение в их отношениях к родине, врагу, женщине. Ситуация выбора, в которой оказываются герои изначально (свобода — неволяжизнь-смерть), свидетельствует о романтических чертах поэм А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПИСАТЕЛЬ И ВРЕМЯ: ТВОРЧЕСТВО А. БАШИРОВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
    • 1. 1. Жизненный путь А. Баширова
    • 1. 2. Социальная лирика А. Баширова
    • 1. 3. Сатирические стихи А. Баширова
    • 1. 4. Эволюционные процессы в лирике А. Баширова
  • ГЛАВА II. ЖАНР ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БАШИРОВА
    • 2. 1. Поэма «Мансур» А. Баширова
    • 2. 2. Поэма «Партизан Клыч» А. Баширова
    • 2. 3. Изобразительно-выразительные средства поэмного наследия
  • А. Баширова
  • ГЛАВА III. ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ А. БАШИРОВА
    • 3. 1. Стихотворные рассказы А. Баширова
    • 3. 2. Проблемы общества и, мир ребенка в детских поэмах А. Баширова

Художественные особенности и идейно-нравственные ориентации поэзии Абдуллы Баширова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Литература

периода строительства социализма, 1920;1930;х годов, являет собой важный узловой этап истории национальных культур Дагестана, всей страны. Литературное наследие этих лет нуждается в современном прочтении и осмыслении, в плане выявления эволюции художественного мышления в пору беспрецедентных общественно-политических преобразований.

Неординарность воздействия социальных явлений на литературу сказалась и в том, что целый ряд дагестанских писателей в этот период были репрессированы, подвергались арестам, а их творчество было выключено из художественного процесса. Из кумыкских авторов в этом горьком списке фигурируют, например, выдающиеся деятели национальной культуры А. Акаев, Т.-Б. Бейбулатов, Б. Астемиров, Ю. Гереев и др.

Абдулла Баширов, являющийся автором около десяти поэтических книг, изданных в указанный период, был арестован и репрессирован несколько позже, в 1940;е годы. Несмотря на то, что наследие большинства из необоснованно осужденных деятелей словесного искусства со второй половины минувшего столетий стало возвращаться в литературный обиход, творчество А. Баширова, к сожалению, до сих пор остается неизвестным широкому кругу читателей, неоцененным, по существу, в должной мере и исследователями.

Абдулла Баширов является автором семи поэтических книг, известных на сегодняшний день (не все его книги сохранились). Его перу принадлежат первые авторские книги для детей в литературе кумыков и Дагестана в целом, его произведения стоят у истоков литературной сказки, детской поэмы в национальной словесности. Значителен вклад А. Баширова в развитие крупной стихотворной формы', новаторские решения которого обусловливаются мастерским использованием устно-поэтических традиций, в частности, в исторической, героико-романтической поэмах.

Таким образом, неизученность достаточно значительного по объему, многогранного и самобытного по содержанию поэтического наследия Аб-дуллы Баширова определяет актуальность данной работы, являющейся первым монографическим исследованием, посвященным его творчеству.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы являются систематизация, целостная характеристика поэтического наследия Абдул-лы Баширова в контексте кумыкской, всей дагестанской, литературы 19 201 930;х годов, выявление при* этом доминантных направлений его творчества в художественно-тематическом, жанровом, идейно-нравственном аспектах, определение его роли в художественном процессе указанного периода. Придерживаясь современных* критериев исследования литературного наследия советской эпохи, представляется важным дифференцировать корпус произведений исследуемого автора: вычленить, тексты, написанные под влиянием идеологии тех лет, созданные на злобу дня и воспринимающиеся ныне как слепок минувшей эпохи, акцентируя внимание на произведениях, истинно талантливых, обладающих глубоким художественно-эстетическим содержанием, переживших свое время и вызывающих интерес и поныне.

В отмеченном контексте в работе решаются следующие задачи: осуществляется систематизация и классификация произведений А. Баширова по жанровый и внутрижанровым признакамвыявляются характерные особенности поэтики А. Баширова, своеобразие его дарования, по сравнению с современными ему авторамипри оценке роли поэта в развитии художественного процесса кумыков и всего Дагестана осмысливается его весомый вклад в развитие детской поэзии-и жанра поэмыисследуются1 формы использования поэтом традиций национального фольклора, опыта кумыкской героико-эпической поэзии и национальной песенной лирикиосвещается творческая эволюция автора в русле развития общественных процессов минувшей эпохи и дагестанской литературы.

Методами исследования являются историко-художественный, аналитический, сравнительный, социокультурный.

Источниками исследования являются поэтические книги автора, изданные при его жизни, а именно: «Сборник стихов» (Шиърулар мажмуасы. Махачкала, 1928), «За новую жизнь» (Янгы яшав учун. Махачкала, 1932), «Мулла и поп» (Молла кешиш. Махачкала, 1932), «Кто что делает» (Ким не эте. Махачкала, 1932), «Партизан Клыч» (Партизан Къылыч. Махачкала, 1932), «Мансур» (Махачкала, 1934), «Пионер Кантив» (Пионер Къантив. Махачкала, 1934), а также публикации его произведений в национальной периодической печати.

Объектом исследования является поэтическое наследие Абдуллы Баширова, выразившееся в около десятке книг поэзии, опубликованных в конце 1920 — начале 1930;х годов.

Предмет исследования-— жанровый состав, нравственно-эстетические аспекты, художественное своеобразие, поэтика творчества А. Баширова.

Степень изученности темы. Активный участник литературного процесса 1920;1930;х годов Абдулла Баширов, в числе ряда современных ему дагестанских авторов, как отмечено выше, был необоснованно арестован, осужден и репрессирован. Творчество этих писателей на несколько десятилетий оказалось вычеркнутым из литературной жизни. С определенной демократизацией общественной ситуации в нашей стране, со второй половины 1950;х годов, имена и произведения многих из них стали постепенно возвращаться в литературный обиход, вовлекаться в научный оборот. Однако наследие А. Баширова игнорировалось много дольше.

Произведения А. Баширова, за исключением считанного числа произведений, опубликованных в кумыкской периодике второй половины минувшего столетия, до сих пор остаются неизвестными широкому кругу современных читателей. Аналогично удручающий характер имеет и проблема изучения его творчества. Показательно в этом плане то обстоятельство, что поэтическое наследие А. Баширова, датируемое первой третью столетия минувшего, получило некоторое освещение, — имеются в виду отдельные его произведения, притом в трудах, посвященных проблемам кумыкской, либо дагестанской литератур, в частности, детской поэзии, жанру поэмы, — в конце минувшего — начале нынешнего столетий.

Так, известный дагестанский критик К. Д. Султанов в своей монографии «Литература кумыков» («Къумукъланы адабияты») вовлекает в орбиту своего исследования стихи социального содержания А. Баширова, дает высоt кую оценку егсдетской лирике, поэме «Партизан Клыч». В данном исследовании, являющем собой первую попытку проследить историю развития кумыкской литературы, на фоне исторических поэм 1920 — 1930;х годов, таких, как «Великая революция в Дагестане» («Дагъыстанда уллу инкъылап»), изданной под псевдонимом «Казанищенский агач комуз» («Къазанышлы агъач хомуз»), и-* «Чего5 только не перевидел Дагестан?» («Дагъыстан нелер гёр-дю?») НабиХанмурзаевавысоко оценивается поэма «Партизан Клыч» А. Баширова. Так, К. Д. Султанов, определяя вышеназванные поэмы «рифмованной исторической хроникой» («тарихни къапиялашгъан хроникасы»), t противопоставляет им поэму исследуемого автора: «<.> в поэме А. Баши-рова^есть образы живых людей', их мы [словно] видим своими глазами, чувствуем, ощущаем. „Партизан Клыч“ — одна из первых кумыкских поэм». («<.> А. Башировну поэмасында жанлы адамланы келпетлери бар, оланы биз гёзюбюз булан гёребиз, гьис этебиз, сезебиз. „Партизан Къылыч“ — би-ринчи къумукъ поэмаланы бириси.»)1.

Таким образом, автор «Литературы кумыков» подчеркивает художественное звучание поэмы! Именно в этой связи он называет ее одной из первых поэм в национальной литературе (хотя, как известно, жанр крупной t стихотворной формы у кумыков встречается много раньше, в том числе в досоветский период). К. Д. Султанов отмечает убедительность образов, увлекательный сюжет, мастерское использование монологов, определяющих.

1 Султанов К. Д.

Литература

кумыков (Къумукъланы адабияты). Махачкала, 1964. С. 113. На кум. яз. Подстрочный перевод мой. — А.А. эмоциональную силу воздействия произведения, на читателя. В то же время подмечены и недостатки «Партизана Клыча» — длинноты, необработанность фраз.

В- «Литературе кумыков» подчеркивается, значительная роль, А. Баширова, наряду с А.-П. Салаватовым, в развитие поэзии для детей в первые десятилетия советской власти. К. Д. Султанов, отмечая, что поэт в своей лирике «изобразил новую жизнь детей, природу, диких животных» («яшланы янгы яшавун, табиатны, къыр жанланы суратлагъан»)1, опять же констатирует о некоторой спешке автора, о недостаточной работе над стихом, его формой, техникой исполненияПоэма «Пионер Кантив» А. Баширова оценивается' следующимобразом: «Изображая, мир глазами Кантива (школьника — А.Л.), поэт расширяет кругозор детей, пробуждает их [читательский] интерес» («Яшланы дюньягьа Къантившо гёзю булан къара-тып, шаир оланы англавун генглешдире, иштагьын артдыра»)2... .

В качестве заметных явлений К. Д. Султановым освещаются также стихи социального содержания, сатира: А: БашироваВ целом, «Литература кумыков» способствовала возвращению наследия А. Баширова в литературный процесс, после, двух десятков лет замалчиванияОднако? оно, это возвращение, в последующем не было подкреплено переизданиемего книг, как, например, это произошло в' случае с Ю. Гереевым и некоторыми иными репрессированными авторами. То есть реабилитация художественная была, если можно выразиться, неполной, усеченной;

Этим, возможно' обстоятельством определяется то, что очередное обращение исследователей к наследию А. Баширова произошло спустя почти полстолетия после К. Д. Султанова. Дагестанские литературоведы Р.А. Ахме-дова, Ф. Х. Мухамедова, Н. К. Аджаматова уже в постсоветский период дали, более обстоятельную характеристику, отдельных пластов поэзии. исследуемого автора. •.

1 Там же. С. 134.

2 Там же. G. 135.

В монографии Р. А. Ахмедовой в ряду значительных эпических поэм кумыкской литературы рассматриваются произведения А. Баширова «Партизан Клыч» и «Мансур». Позитивным, ценным в первой из названных поэм отмечается то, что центральные ее образы Клыч и Хажар изображены «с большим поэтическим подъемом, в динамике», их характеры «даны через их действия"1. По мнению исследователя, «поэма «Партизан Клыч» сыграла значительную роль в развитии эпического жанра поэмы в кумыкской поэзии и утверждение в ней национального духа и общечеловеческих принципов жизни"2.

На взгляд Р. А. Ахмедовой, более удачной в художественном плане видится поэма «Мансур», посвященная национально-освободительной борьбе народов Дагестана. На основе этого произведения отмечаются стройность композиции, успешное применение зарисовок природы. Р. А. Ахмедова приходит к выводу: «Творчество А. Баширова — это прежде всего поэзия мысли и ярких красок. Его дарование отмечено четкостью, эмоциональностью изоз бражения» .

Таким образом, Р. А. Ахмедова выявила одни из важных, характерных особенностей поэм А. Баширова, в частности, изображение героя через поступки, показ его внутреннего мира, эмоционального состояния, продуманность сюжетно-композиционных структур и т. д. Все эти указанные аспекты свидетельствовали не только о прогрессивном развитии крупной стихотворной формы, но и национальной литературы вообще.

Достаточно емкая и целостная характеристика детской поэзии А. Баширова дана в научном' труде исследователя дагестанской литературы для детей Ф. Х. Мухамедовой. Называя имя исследуемого автора в ряду дагестанских писателей, внесших значительный вклад в становление дагестанской детской литературы, названный литературовед конкретизирует адресата.

1 Ахмедова Р. А. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы. Махачкала, 1999. С. 28−29.

2 Там же. С. 29.

3 Там же. С. 31. его произведений: «Все три книги А. Баширова, упомянутые выше («Мулла и поп», «Кто что делает», «Пионер Кантив» — А.А.), имеют точного своего адресата — младшего школьника. Уже в этой определенности сказалась новаторская тенденция дагестанской детской поэзии"1. То есть кумыкский поэт внес весомую лепту в разрешении проблемы, касающейся специфики литературы для детей. Это важно, так как до А. Баширова данная разновидность словесной культуры бытовала среди так называемой «взрослой» литературы, s в которой возрастная категория читателя не учитывалась.

Автор данной монографии характеризует жанр детских произведений А. Баширова стихотворными рассказами, отмечает наличие в его творческом багаже природоведческих, познавательных стихов, выявляет умелое использование сатирических форм. Подчеркивая своеобразие произведения «Пионер Кантив», Ф. Х. Мухамедова пишет: «Найденный поэтом прием описания увиденного глазами ребенка способствовал естественности и непринужденности повествования. Сменяющиеся одно за другим впечатления придают рассказу живость, энергичность, удерживают внимание читателя"2. I.

Не обходит вниманием исследователь и вопросы поэтики детского стиха А. Баширова. Так, в частности, Ф. Х. Мухамедова отмечает: «В отличие от 11-сложника, которым А. Баширов пишет свои «взрослые» стихи, для предназначенных детям стихотворных рассказов он использует 7-сложник, Размер этот более соответствует психологии детей, так как он более подвижен и легок"3.

Считаем целесообразным также отметить, что не все суждения Ф. Х. Мухамедовой, равно как и некоторых иных исследователей, труды которых процитированы в данной работе, вызывают удовлетворение. Наприi мер, вызывает сомнение определение всех без исключения произведений А. Баширова стихотворными рассказами, ограничение их адресата младшими.

1 Мухамедова Ф. Х. Дагестанская детская литература. Махачкала, 2001. С. 34.

2 Там же. С. 35.

3 Там же. С. 36. школьниками и др. Эти суждения, представляющиеся нам спорными, будут s рассмотрены в ходе конкретного изучения произведений А. Баширова.

В целом можно констатировать о том, что Ф. Х. Мухамедова в своей монографии «Дагестанская детская литература», являющейся одной из первых и достаточно основательных работ в этой области, четко определяет основную направленность, содержание произведений А. Баширова, вписывает его творчество в общедагестанский контекст, определяя его роль в становлении и формировании литературы для детей в национальных литературах нашего края.

В монографии Н. К. Аджаматовой «Кумыкская детская поэзия: формиI рование и развитие» расширяется диапазон детских произведений А. Баширова, вовлекаются в научный оборот произведения социального характера, общественного звучания. «А. Баширов, как Т. Бейбулатов, А.-П. Салаватов, Н. Ханмурзаев, А. Магомедов, К. Али, А. Аджиев и другие кумыкские поэты советского периода, искренне поверившие в лозунги новых властей, с большой любовью, неподдельной искренностью воспел Октябрь как избавителя от векового гнета, как вечный источник радостей и счастья"1, — отмечается в названной монографии. Учитывая принцип историзма, исследователь констатирует о том, что такие произведения А. Баширова, как i.

Кто есть, Ленин", «Красноармейцы», «Праздник Октября» и др. имели целью идейно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, адресовались юным читателям и могут рассматриваться как один из пластов детской литературы.

Таким образом, поэзия А. Баширова в определенной мере становилась объектом исследования. Труды предшествующих исследователей, в которых высвечены основные направления, жанрово-тематическое содержание его творчества, охарактеризованы отдельные художественные особенности его произведений, стали подспорьем при выполнении данного исследования. 1.

1 Аджаматова Н. К. Кумыкская детская поэзия: формирование и развитие. Махачкала, 2004. С. 109.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды классиков русской критической мысли В. Г. Белинского, Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и др., советских литературоведов М. Б. Храпченко, Ю. Н. Тынянова, Д. С. Лихачева, В. М. Жирмунского, Л. И. Тимофеева, Г. Н. Поспелова, В. В. Виноградова, Л. И. Гинзбург и мн. др.

Литературоведческие исследования последних десятилетий российских ученых Н. С. Надъярных, Н. М. Федь, В. Е. Хализева, Э. Я. Фесенко, а также северокавказских, дагестанских исследователей Г. Г. Гамзатова, Р.Ф. Юсуфо-ва, К. К. Султанова, К. И. Абукова, З. Н. Акавова, А.-К.Ю. Абдуллатипова, С. М. Хайбуллаева, С. Х. Ахмедова, Ч. С. Юсуповой, Р. А. Ахмедовой, М. А. Гусейнова и др., в которых на новом уровне осмысливаются проблемы изучения художественного наследия, также являются основой данной работы.

Научная новизна работы заключается в том, что она являет собой первое монографическое исследование, посвященное творчеству А. Баширова, являющегося одним из ярких и активных участников литературного процесса 1920;1930;х годов. По существу, многие поэтические произведения исследуемого автора впервые вводятся в научный оборот, что способствует воссозданию полновесной и объективной истории развития национальной поэзии на одном из ее переломных, узловых этапов.

Исследование наследия А. Баширова дает возможность проследить формы применения достижений предшествующей, дореволюционной словесности, устно-поэтических традиций в литературе периода становления советской власти, эволюцию художественного мышления в годы идеологического диктата. Творчество А. Баширова способствует высвечиванию путей становления, формирования отдельных жанров, разновидностей литературы, в частности детской.

Поэзия Абдуллы Баширова представляет ценность в аспекте изучения взаимодействий литературы и власти, их притяжений и отталкиваний в годы строительства социализма. В данной работе актуальным представляется рассмотрение использования художественных традиций как фактора определенного преодоления однобокого влияния на литературу господствовавшей официальной идеологии, способствовавшего созданию произведений, имеющих художественную ценность, а не только идейную.

Практическая ценность работы заключается в том, что объемное по количественным показателям, своеобразное, самобытное, многогранное по художественному содержанию поэтическое наследие А. Баширова, впервые столь полновесно вводимое в научный оборот, при том осмысливающееся в i русле современных литературоведческих концепций, несомненно, способствующее воссозданию реальной, объективной картины национального художественного процесса периода строительства социализма, послужит подспорьем при написании истории кумыкской литературы в частности и истории дагестанской литературы вообще. Проведенное нами исследование может быть использовано в качестве основы для спецкурсов на филологических факультетах дагестанских вузов. !

На базе данного исследования, посвященного творчеству А. Баширова, в преподавательской работе, в том числе на спецкурсах, могут быть разрабоi таны такие проблемные направления, как пути развития кумыкской и других литератур Дагестана в плане расширения их жанрово-тематического диапазонаформы влияния идеологии на литературу и ее последствиятворческое осмысление устно-поэтических традиций в пору формирования метода социалистического реализмаистоки дагестанской детской литературы и т. д. Основные положения, выносимые на защиту:

Абдулла Баширов, издавший в первые два десятилетия советской власти поэтических книг, к слову сказать, больше всех среди дагестанских авторов этих лет, внес значительный вклад в развитие литературного процесса.

А. Баширов своим творчеством способствовал расширению жанрового состава национальной литературы, внутрижанровых модификаций крупной стихотворной формы. Им созданы по существу первые образцы литературной сказки, героико-романтической поэмы.

А. Баширов, как и многие современные ему молодые авторы, в начальный период своей деятельности творил в русле идеологических задач, как свидетельствуют об этом прежде всего, социально-политическая лирика, его стихи антирелигиозного содержания (1920;е гг.). В последующем его поэзия эволюционировала, обретая полновесное художественно-эстетическое звучание.

Наследие А. Баширова являет собой один из ярких примеров творческой переработки устно-поэтических традиций. В частности, им успешно использовались опыт и достижения кумыкской фольклорной детской лирики, героико-эпической поэзии^ жанра сказки.

А. Баширов внес весомый вклад в становление и развитие детской поэзии в литературе кумыков и всего Дагестана. Его перу принадлежат первые авторские книги, адресованные детям. Таким образом, исследуемый поэт способствовал своим творчеством «отпочкованию» литературы для детей в отдельную разновидность национальной словесности.

Апробация работы. Данное исследование в качестве диссертации, представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук, обсуждено на кафедре литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения диссертации нашли отражение в научных статьях, опубликованных в реферируемом журнале, сборниках статей, а также изложены в докладах, прочитанных на конференциях республиканского масштаба.

Структура и объем работы обусловливаются поставленными в ней целями и задачами, степенью изученности темы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

История кумыкской, всей дагестанской литературы свидетельствует о том, что в ее прогрессивном развитии творчество отдельных авторов на определенных этапах сыграло весомую роль. Объективное, всестороннее изучение поэзии кумыков и всего Дагестана 1920;1930;х годов невозможно без должного освещения наследия Абдуллы Баширова, естественно, наряду с другими именитыми авторами: Г. Цадаса, С. Стальским, А. Магомедовым, А.-П. Салаватовым, Т.-Б. Бейбулатовым и др. Дело в том, что в указанный период А. Баширов издал наибольшее количество поэтических книг, по сравнению с иными дагестанскими авторами. Однако не только количественные показатели, но и незаурядные художественные достоинства его произведений свидетельствуют о значительности его вклада в национальную словесность.

С сожалением приходится констатировать о том, что в результате неординарных событий прошлого, его наследие на долгие годы оказалось выключенным из литературного процесса, оставалось не введенным в научный оборот в целостном виде. А. Баширов, как и целый ряд собратьев по литературному цеху, был необоснованно репрессирован. В результате этого его книги были изъяты из библиотек, уничтоженыне все изданные им книги сохранились на данный момент. Но и чудом уцелевшее дает о нем достаточно полное представление, что и отражено в данной работе.

В его книгах стихов «Сборник стихов» (1928), «За новую жизнь» (1932), книгах поэм «Партизан Клыч» (1932), «Мансур» (1934), в поэтических книгах, адресованных детям: сборнике стихотворных рассказов «Кто что делает» (1934), поэмах «Мулла и поп» (1931), «Пионер Кантив» (1934) находят выражение отдельные тенденции, направления словесной культуры периода социалистического строительства, новаторские художественные концепции А. Баширова.

В развитии поэзии А. Баширова наблюдается определенная эволюция. Сначала им был издан сборник стихов с одноименным название («Сборник стихов», 1928), позднее были опубликованы произведения крупной стихотворной формы («Партизан Клыч», «Мансур»). В 1930;е годы активизируется его интерес к детской поэзии. В указанный период А. Башировым внесена весомая лепта в ее становление и формирование, в «отпочкование» ее от «взрослой» литературы, в выделение в отдельную разновидность словесного искусства. Им были изданы первые детские книги в литературах Дагестана, в том числе произведения крупной стихотворной формы для детей («Кто что делает», «Мулла и поп», «Пионер Кантив»).

В годы социалистического строительства, на которые приходится поэтическая деятельность А. Баширова, художественной литературе были свойственны социальный пафос, идеологическая направленность. Подтверждением этого служит и поэзия исследуемого автора. А. Баширов является первопроходцем в освоении важных социальных тем того времени. Восхваление советской нови на фоне отрицания дореволюционного прошлого', критика служителей духовенства имели актуальное в тот период значение. А. Баширов является первым дагестанским автором, создавшим циклы стихов указанного содержания, которые нашли выражение в его дебютной книге «Сборник, стихов».

Учитывая то, что при современном, прочтении произведения отмеченного характера воспринимаются неоднозначно, тем не менее, надо признать, что А. Баширов стремился' облечь социальные идеи в художественную форму. Так, стихи антиклерикального содержания «Кто чего хочет», «Какое значение имеют слова» и др. написаны в форме словарнойпри этом трактовка слов и терминов религиозных имеет юмористический характер, свидетельствуя об умелом применении поэтом, форм комизма: подмену сути явления его внешней атрибутикой.

Подвергая стихотворное наследие А. Баширова современной интерпретации, при проведении сопоставительного анализа стихов из книг 1928 и 1932 года изданий («Сборник стихов», изданный на аджаме в 1928 году был переиздан в 1932 году на латинице под названием «За новую жизнь»), мы обнаруживаем примеры корректирования текстов, правок, сокращений, вызванных целью усиления социальной составляющей. Стихи А. Баширова «Голос совести», «Себе», «Мое назидание» и некоторые другие не совсем вписываются в контексте литературы советского периода. Так, стихотворению «Мое назидание» характерна апелляция к ценностям религиозным, что, несомненно, заставляет задуматься, учитывая наличие в творческом багаже поэта произведений антиклерикальных, которые, к слову сказать, в советский период выносились на передний план, а их автор символизировался в качестве борца с религией.

В этой связи, принимая во внимание наличие в творчестве поэта произведений с ярко выраженной религиозной составляющей, религиозной символики во многих стихах (в работе эти примеры приведены), а также внелите-ратурные факторы (А. Баширов был из рода священнослужителей), нами высказывается мнение, что написание стихов, направленных против религии, было, возможно, актом не столько осмысленным, сколько данью «моде». Ведь в период антирелигиозной кампании многие дагестанские авторы посвящали этой теме свои произведения, так как это было принято, считалось само собой разумеющимся.

Поэтика, изобразительно-выразительные средства: метафоры, образы-символы, устойчивые выражения кумыкского языка определяют художественное звучание поэтических произведений малой и крупной форм А. Баширова. Поэмное его наследие по ряду параметров также может быть определено новаторским.

Поэмы «Мансур» и «Партизан Клыч» посвящены борьбе за национальную независимость с царизмом и гражданской войне соответственно. В этой связи на передний план выходит изображение героического характера. Своеобразие данных произведений продиктовано тем, что А. Баширов умело использует традиции фольклорных героико-эпических песен. Именно в такого рода произведениях в литературе 1920;1930;х годов (наряду с произведениями А. Баширова, сюда следует отнести поэмы Т.-Б. Бейбулатова, К. Султанова и др.) находят выражение ментальные черты национального характера, а через это и национальное своеобразие литературы.

Любовь к родине, готовность отстоять ее свободу, даже ценой своей жизни, являются доминантными качествами центральных образов поэм Мансура и Клыча. Национальные нравственно-этические понятия находят полновесное выражение в их отношениях к родине, врагу, женщине. Ситуация выбора, в которой оказываются герои изначально (свобода — неволяжизнь-смерть), свидетельствует о романтических чертах поэм А. Баширова. Поэтике А. Баширова свойственны последовательное развитие сюжета, мотивация героев через поступки, композиционная стройность изложения. Значительное место в поэмах отводится монологам персонажей, способствующим раскрытию их внутреннего мира, психологического состояния. По своему характеру многие из них также восходят к фольклору: песням-плачам, песням-проклятиям и т. д. Важна роль в поэмах и пейзажных зарисовок. В этом компоненте А. Баширов видится продолжателем уже современных для того времени традиций кумыкской литературы, нашедших выражение в поэмах героического характера Т.-Б. Бейбулатова, датируемых первыми десятилетиями минувшего столетия, являющихся по своим основным показателям предтечами произведений крупной стихотворной формы А. Баширова.

По сравнению со стихами, в поэмах А. Баширова существенно расширяется арсенал изобразительно-выразительных средств. Приводимые в работе сравнения, метафоры, параллелизмы, идиомы, созвучия и т. д. служат свидетельством их осмысленного применения в целях усиления эмоционального, эстетического звучания произведений. Кроме того, строгое следование автора традициям героического фольклора способствовало тому, что в них влияние идеологии ощущается в намного меньшей степени, чем в стихах А. Баширова, и, следовательно, оттеняет их художественную ценность.

Совершенно оригинальным и новаторским явлением видится детская поэзия Абдуллы Баширова. Его весомый вклад заключается, прежде всего, в том, что им были изданы первые авторские книги для детей в дагестанской литературе. В первой половине 30-х годов увидели свет его сборник стихотворных рассказов «Кто что делает» и детские поэмы «Мулла и поп» и «Пионер Кантив».

Его произведения ценны тем, что написаны в увлекательной форме, с учетом возрастной психологии юных читателей. Так, в произведениях природоведческого, познавательного характера «Шапи делает скворечник», «Джамав и зайчонок», «Бажив и коршун» автор рисует с теплотой и задушевностью взаимоотношения детей и животных. И это было ново в кумыкской поэзии. До него пейзажные стихи, адресованные детям, создавались Т.-Б. Бейбулатовым, А.-П. Салаватовым. Новизна произведений А. Баширова заключается в том, что он изобразил животный мир, кроме того, в качестве персонажей изобразил самих детей.

Изображая детей трудолюбивых, пекущихся о здоровье птиц, оберегающих «братьев меньших», автор пробуждает в детях светлые чувства — любви, добра, милосердия. Если говорить в широком аспекте, своими произведениями он способствовал нравственно-эстетическому воспитанию детей.

Поэмам для детей А. Баширова характерны увлекательные сюжеты. В них основу составляют поиски, поездки, путешествия. Так, например, школьник Кантив едет учиться в город, а по возвращении рассказывает об этом своим сельским друзьям-сверстникам. Неведомый прежде ему мир — большой город, поезд, фабрика, завод, зоопарк, море, впервые им увиденные, воспроизводятся через мировидение ребенка, с детской непосредственностью отражая его восторг, что определяет эмоциональную силу самого произведения, сообщает ему живость и динамику.

Учет возрастных особенностей читателя детской книги отражается, в частности, в языке произведений. Они написаны простым языком, доступным для юных читателей. Заметим, в поэзии «взрослой» А. Баширова активно применяются метафоры, идиомы, арабизмы и т. д. В детской же поэзии они отсутствуют, что говорит опять же об определенной авторской концепции.

Поэтическое наследие Абдуллы Баширова, впервые полновесно вводимое нами в научный оборот, видится значительным явлением в литературе 1920;1930;х годов. Хотя оно до сих пор оставалось, по существу, вне поле зрения исследователей, по сравнению с поэзией ряда признанных дагестанских мастеров слова, его творчество дает возможность определения истоков отдельных тенденций, выявления путей развития дагестанской литературы указанного периода.

Современная интерпретация поэзии А. Баширова позволяет говорить о ее многогранности, многомерности. В ней сосуществуют, казалось бы, противоположные вещи: критика религии и воспевание ее нравственной ценности, обличение досоветского прошлого и возвеличивание ее героики, негативное отношение к отдельным представителям общества по политическим мотивам (муллам, богатеям) и сострадание к животным. В этом отражается сама эпоха, в которой он жил, «драма творческого сознания художника» (К.К. Султанов). Правдивая оценка литературного наследия в этом и заключается: помимо выводов, она заставляет задуматься. Творчество А. Баширова этим и привлекательно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллатипов А.-К.Ю. Абдулла Баширов // Адабият Дагъыстан (журн.) 1987. № 3. С. 71.-На кум. яз.
  2. Абдуллатипов А.-К.Ю. Темирболат Бейболатов. — Махачкала, 1995. -288 с.
  3. Абдуллатипов А.-К.Ю. Художественный мир Темирбулата Бейбулатова.- Махачкала, 2005. 300 с.
  4. Абдуллатипова Л.А.-К. Амир Курбанов: основные мотивы и жанры творчества: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 1998. — 16 с.
  5. К.И. У костра, зажженного Горьким. Махачкала, 1972. — 108 с.
  6. К.И. Выход на магистраль. Махачкала, 1976. — 175 с.
  7. К.И. На посту. Махачкала, 1978. — 224 с.
  8. К.И. Ступени роста. М., 1982. — 208 с.
  9. К.И. С крестьянской добросовестностью // Дагестанская правда (газ.). 1990. 8 авг.
  10. К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала, 1992.-236 с.
  11. Н.К. Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии: Автореф. дис.. канд. филол. наук. — Махачкала, 1994. — 46 с.
  12. Н.К. Кумыкская детская проза: формирование и развитие. -Махачкала, 2004. 181 с.
  13. А. Мост-радуга (Дарай кёпюр). Махачкала, 1975. — 127 с. — На кум. яз.
  14. A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971. —45 с.
  15. A.M. У золотых родников. Махачкала, 1991. — 144 с. t
  16. A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2005. -428 с.
  17. З.Н. Они были первыми (Биринчилер). Махачкала, 1981.- 192 с. — На кум. яз.
  18. З.Н. Забытый, но бессмертный // Советский Дагестан (журн.). 1990. № 1.С. 26−28.
  19. З.Н. Диалог времен. Махачкала, 1996. — 232 с.
  20. Акбиев С.-М.Х. От рукописной книги к печатной (Къол языв китапдан басмагъа ерли). Махачкала, 1982. — 74 с. — На кум. яз. S
  21. М.И. Тропинка во ржи: о поэзии и о поэтах. М., 1980. -399 с.
  22. Алиев С.М.-С. Дорога в современность. Махачкала, 1977. — 147 с.
  23. М.А. Песни о счастье. Махачкала, 1988. — 111 с.
  24. М.М. Идейно-тематическое многообразие и художественные особенности поэзии Б. Астемирова: Автореф. дис.. канд. филол. наук.- Махачкала, 2007. 23 с.
  25. Антология дагестанской поэзии. Махачкала, 1981. — Т. III. — 318 с.
  26. З.И. Творчество А.-В. Сулейманова в контексте развития кумыкской поэзии: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 1996.- 15 с.
  27. И.Х. Культурное наследие и советская поэзия кумыков. Махачкала, 1972.-174 с.
  28. Р.А. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы. Махачкала, 1999. — 96 с. '
  29. С.Х. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала, 1996.-280 с.
  30. Н.М. Кайсын Кулиев. М., 1975. — 270 с. t
  31. В.Г. Избранные статьи. М., 1979. — 384 с.
  32. Болыная советская энциклопедия. М., 1975. — Т. 22. — 628 с.
  33. И.С. Проблемы востоковедения. М., 1974. — 494 с.
  34. А.М. Социалистический реализм и развитие даргинской литераIтуры. Махачкала, 1987. — 237 с.
  35. A.M. Поиск продолжается. Махачкала, 2000. — 464 с.
  36. А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. — 648 с.
  37. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.-255 с.
  38. Гаджиева 3.3. Заид Гаджиев: жизненный и творческий путь. Махачкала, 2005.-344 с.
  39. A.M. Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдуллы Магомедова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 2006. — 21 с.
  40. Р.И. Язык и стиль Стальского. Махачкала, 1997. — 180 с.
  41. Р.Г. Верность таланту. М., 1970. — 128 с.
  42. В.М. Устная эпическая традиция во времени. М., 1989. -256 с.
  43. Л.В. О лирике. Л., 1974. — 407 с.
  44. В.И. Поэтика слова: на материале русской советской поэзии. — М., 1979.-343 с.
  45. И.О. Три грани лирики. М., 1975. — 407 с.
  46. М.А. Проза кумыков в художественно-стилевом освещении (1920−1941-е гг.). Махачкала, 2006. — 175 с.
  47. М.А. Искренняя поэзия Алим Салавата // Вопросы тюркологии (журн.). Махачкала. 2007. С. 118−192.
  48. Н.А. Вопросы, заданные жизнью. М., 1986. — 351 с.,
  49. З.К. Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Са-лаватова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 2006. — 18 с.
  50. В.А. Русская советская поэзия. М., 1984. — 177 с.
  51. Р.Г. Поэтический мир Етима Эмина. Махачкала, 2001. — 503 с.
  52. Э.М. Неизданное. — Махачкала, 1959. — 116 с.
  53. Н.В. По тропам времени. М., 1982.-233 с.
  54. А.П. Поэтический словарь. М., 1966. — 375 с.
  55. P.M. Сулейман Стальский (традиции и новаторство). — Махачкала, 1995. 140 с.
  56. P.M. Тагир Хурюгский (традиции и новаторство). Махачкала, 1995.- 153 с.
  57. P.M. Алибек Фатахов (традиции и новаторство). Махачкала, 1995.- 113 с.
  58. P.M. Два крыла. Махачкала, 2002. — 341 с.
  59. С.С. Я к вам приду: Поэты. Поэзия. Время. М., 1982. -367 с.
  60. Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1953. — 333 с.
  61. Дж.А. Идейно-художественное своеобразие поэзии А.-В. Су-лейманова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 2003. — 26 с.
  62. A.M. Художественные особенности и жанровое своеобразие поэзии Казиява Али: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 2005.-21 с.
  63. Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976. — 190 с.
  64. А.А. Тайны поэзии. М., 1980. — 335 с.
  65. Ф.Х. Дагестанская детская поэзия. Махачкала, 1991. — 111 с.
  66. Наследие, возвращенное народу: сб. статей. Махачкала, 1990. — 226 с.
  67. В.Ф. Горизонты поэзии. М., 1982. — 535 с.
  68. А.И. Советская философская поэзия. Л., 1984.- 180 с.
  69. Д.И. Исторические эскизы. М., 1989. — 608 с.
  70. М.Я. Цена пророчества и бунта. М., 1975. — 566 с.
  71. М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1986.- 479 с.
  72. Русская советская поэзия: традиции и новаторство. Л., 1978. -285 с.
  73. А.Н. Теория стиля.-М., 1968.-221 с.
  74. Способность к диалогу: сб. ст. М., 1993. — Ч. I. — 224 с.
  75. К.Д. Поэты Дагестана. Махачкала, 1959. — 178 с.
  76. К.Д. Певцы, разных народов. Махачкала, 1971. — 460 с.
  77. К.К. По законам художественности. Махачкала, 1979.- 128 с.
  78. А.А. Образ человека образ времени. — Л., 1979. — 323 с.
  79. С.М. Наследия и открытия. Махачкала, 1983. — 190 с.
  80. Н.Хайбуллаев С. М. Художественный строй аварской поэзии. — Махачкала, 2000.-240 с.
  81. К.Г. Немецкий романтический роман. Махачкала, 1998. -332 с.
  82. Н.К. Ирчи Казак и современная кумыкская поэзия. Махачкала, 1997. — 152 с.
  83. М.Б. Горизонты художественного образа. — М., 1986.-439 с.
  84. Ч.С. Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра. М., 1989.-409 с.
  85. Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии. Махачкала, 1998. -232 с.
  86. А. Сборник стихов (Щиърулар мажмуасы). Махачкала, 1928. -26 с. — На кум. яз.
  87. А. Мулла и поп (Молла кешиш). Махачкала, 1931. — На кум. яз.1. ХЫЛ^
  88. А. Кто что делает (Кйм не эте). Махачкала, 1932. — 43 с. — На кум. яз.
  89. А. За новую жизнь (Янгы яшав учун). Махачкала, 1932. — 46 с.- На кум. яз.
  90. А. Партизан Клыч (Партизан Къылыч). Махачкала, 1932.- На кум. яз.
  91. А. Пионер Кантив (Пионер Къантив). Махачкала, 1934.- На кум. яз.
  92. А. Мансур (Мансур). Махачкала, 1934. — 23 с. — На кум. яз.
  93. А. Два вопроса муллам // Дагестанская правда (газ.). 1935. 12 мая.
  94. А. Какое значение имеют слова (стихи) // Дослукъ (журн.). 1984. № 3. С. 75−77. На кум. яз.
  95. А. Партизан Клыч // Адабият Дагьыстан (журн.). 1987. № 3. С. 71−79.-Накум. яз.
Заполнить форму текущей работой