Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование ключевых компетенций учащихся основной школы при организации исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим существует проблема формирования ключевых компетенций современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем) — коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) — самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы формирования ключевых компетенций учащихся основной школы в процессе обучения физике
    • 1. 1. Компетентностный подход
    • 1. 2. Ключевые компетенции
  • Определения
  • Классификации отечественных и зарубежных исследователей
  • Принципы оценки уровня сформированности компетентности
    • 1. 3. Связь с традиционными образовательными параметрами
  • Выводы к первой главе
  • Глава 2. Психолого — педагогические основы методики формирования ключевых компетенций при обучении физике в основной школе
    • 2. 1. Модели развития личности
  • Модель экологических систем
  • Развивающее обучение. Концепция Выготского
    • 2. 2. Деятельностный подход и формирование ключевых компетенций
  • Теория поэтапного формирования умственных действий
  • Этапы осуществления сложных действий
  • Контроль за формированием мыслительных операций
    • 2. 3. Организационные формы и методы обучения
  • Формы обучения и формирование ключевых компетенций
  • Выбор содержания практических работ для ИЛРЭ
  • Выбор содержания практических работ для ИЛРЭ
  • Основания для связи с курсом «Информатика и ИТ»
  • Выводы ко второй главе
  • Глава 3. Методика организации исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента, как средства формирования ключевых компетенций учащихся
    • 3. 1. Модель методики исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента
  • ИЛРЭ — форма организации деятельности
  • Функции ИЛРЭ
  • Иерархия целей ИЛРЭ
  • Организация исследовательских лабораторий по физике
    • 3. 2. Формирование ключевых компетенций учащихся при реализации
  • ИЛРЭ «Измерение физических величин»
    • 3. 3. Формирование ключевых компетенций учащихся при реализации
  • ИЛРЭ «Тепловые явления»
  • Выводы к третьей главе
  • Глава 4. Педагогический эксперимент
    • 4. 1. Организация проведения педагогического эксперимента
    • 4. 2. Проведение педагогического эксперимента
  • Констатирующий эксперимент
  • Поисковый эксперимент
  • Обучающий эксперимент
  • Контрольный эксперимент
  • Выводы к четвертой главе

Формирование ключевых компетенций учащихся основной школы при организации исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новая структура стандарта образования призвана обеспечить внедрение компетентностного подхода. В этом же направлении изменяется образование развитых стран. Развитие этого подхода связано с коррекцией целей образования. Одним словосочетанием это можно выразить как «образование для жизни».

В связи с этим существует проблема формирования ключевых компетенций современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем) — коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) — самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы) — самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Проблема подготовки учащихся к жизни не нова для образования, она всегда была приоритетной в обучении и формулировалась как связь обучения с жизнью. В области теории и методики обучения физике вопросам применения физических знаний к решению практических задач посвящены работы Н. П. Булатова, А. С. Еноховича, Г. П. Стефановой, А. В. Усовой, и др.

В конце 1950;х — начале 1970;х гг., получили распространение идеи политехнизации образования — это было связано с бурным развитием техники, и необходимостью большого количества инженеров. Практика была неразрывно связана с техникой, и слова «физика» и «техника» воспринимались почти как синонимы.

Сегодня необходимость связи с практикой продиктована изменением роли информации в жизни общества, бурным развитием информационных технологий и требует новых подходов к преподаванию естественнонаучных дисциплин, среди которых физике принадлежит одно их ведущих мест.

В настоящее время проблема связи обучения с жизнью рассматривается в контексте компетентностного подхода. Этому вопросу посвящены теоретические работы Андреева АЛ., Болотова, И. А. Зимней, В.А., Каспржака А. Г., Краевского В. В., Кульневича С. В., Селевко Г. К., Хуторского А. В. и др.

Изучение результатов международных исследований PISA, которые еще называются тестами компетентности, показало, что наибольшие трудности вызывают задания по переводу информации из одних знаковых форм в другие, (например: из графической и табличной в словесную), задания, содержащие противоречия, задания определяющие умение учиться.

Констатирующий этап педагогического эксперимента показал, что учителя на уроках физики пока еще слабо готовят учащихся к такой деятельности. Так в 7−8 классах редко используются обучающие и контролирующие задания, связанные с анализом графиков, содержащих недостающую/избыточную или противоречивую информацию. В качестве основных причин учителя указали отсутствие готового методического материала и сокращение часов, отводимых на изучение физики.

Чтобы сформировать ключевые компетенции, необходимые учащимся к жизни в современном информационном обществе, мы поставили перед собой цель найти такие жизненные задачи, решение которых позволит создать условия приобретения учащимися опыта добывания знаний и умений решения практических задач, но чтобы при этом не страдало освоение содержания предмета физики.

Анализ содержания курса физики показал, что ключевые компетенции — учебно-познавательные (владение способами организации, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки), информационные (владение способами добывания знаний, поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования из одних знаковых форм в другие, сохранения и передачи с использованием современных средств), коммуникативные (владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, умениями работать в группе, представить себя) могут быть сформированы у учащихся при выполнении разных видов учебной деятельности. Обучение работе с текстами, решению физических задач повышает уровень вышеперечисленных ключевых компетенций, но в наиболее полном объеме они формируются при проведении физического эксперимента. Этому способствует большое количество экспериментальных работ, заложенное в программы по физике для основной школы, интерес учащихся этого возраста к экспериментальной деятельности и многообразие методов, необходимых для ее осуществления.

Вопросы организации учебного физического эксперимента широко освещены в работах В. А. Бурова, А. С. Еноховича, П. А. Знаменского, П. В. Зуева, С. Е. Каменецкого, Е. С. Кодиковой, А. А. Покровского, Т. Н. Шамало и др., но эти методики были созданы для решения учебных, а не практических задач и позволяют формировать ключевые компетенции только частично, о чем свидетельствуют анализ литературы и результаты констатирующего эксперимента.

В связи с тем, что в современной жизни возросла роль информации, приоритетными компетенциями в данный период и в ближайшей перспективе являются информационные, они влияют на формирование учебно-познавательных и коммуникативных, поэтому является актуальным вопрос поиска таких способов организации учебного физического эксперимента, которые обеспечат формирование информационных компетенций.

Выдвижение информационных компетенций на первый план в современном постиндустриальном обществе приводит к необходимости установления взаимосвязей курса физики с предметом «Информатика и ИТ». Анализ примерных программ по этим предметам показал определенное сходство целей и требований к результатам обучения.

Связь с информатикой позволяет организовать физический эксперимент на качественно новом уровне. Идея применения компьютера в преподавании физики в разных аспектах разрабатывалась в исследованиях Р. В. Акатова, Е. И. Африной, Н. Н. Гомулиной, В. А. Извозчикова, А. В. Смирнова и др.

Нам наиболее близка идея координации курсов физики и информатики Е. И. Африной, где исследовательский метод обучения является ведущим, а в основу методики положены деятельностный подход и использование компьютера, как инструмента [117, С.140−143].

Таким образом, существует противоречие между задачей формирования ключевых компетенций учащихся без изменения содержания образования и количества часов на изучение предмета для выполнения требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования по физике и существующими методиками, которые не позволяют решить эту задачу на должном уровне.

Это противоречие определило актуальность проведенного исследования.

Объектом исследования является процесс организации учебного физического эксперимента в основной общеобразовательной школе.

Предмет исследования — формирование ключевых компетенций учащихся при организации учебного физического эксперимента.

Цель исследования — установить способ формирования ключевых компетенций.

Гипотеза исследования заключается в том, что если сформулировать содержание практических работ учащихся в виде максимально приближенных к реальности ситуаций, при решении которых будет возникать необходимость в постановке учебного физического эксперимента, и обработку и оформление результатов учебного физического эксперимента проводить на уроках информатики и ИТ, то можно сформировать у учащихся ключевые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования и выявить сущность понятия ключевых компетенций и их взаимосвязь с традиционными образовательными параметрами.

2. Выяснить формирование каких ключевых компетенций вызывает у выпускников основной школы наибольшие трудности.

3. Определить содержание, на котором формирование ключевых компетенций на уроках физики наиболее эффективно.

4. Сравнить примерные программы по физике и информатике и ИТ и выяснить возможность их межпредметной координации.

5. Разработать методику формирования ключевых компетенций учащихся основной школы при организации учебного физического эксперимента в форме решения практических задач.

6. Экспериментально проверить гипотезу исследования.

Теоретическую основу исследования составляют: работы по анализу компетентностного подхода в обучении (Э.Н. Гусинский, А. Г. Каспржак, В. В. Краевский, Н. Г. Нежнов, К. Н. Поливанова, Н. С Пурышева, И. Д. Фру-мин, Б. И. Хасан, А. В. Хуторский, JL Н. Хуторская, и др.) — психолого-педагогические работы в области деятельностного подхода (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин, Б. Д. Элько-нин и др.) — работы по использованию деятельностного подхода к обучению физики (С.В. Анофрикова, Н. И. Одинцова, JT.A. Прояненкова, А. П. Усольцев, ТН. Шамало и др.).

Основные этапы исследования.

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом, подготовительном этапе (2001;2003 гг.) осуществлялось накопление эмпирического материала. Проводился анализ диссертационных исследований по изучаемой проблемесравнительный анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, нормативных документов с целью определения возможностей развития ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физикеанализ состояния рассматриваемой проблемы в практике обучения физике в школах на констатирующем этапе педагогического эксперимента.

На втором этапе (2002;2005 гг.) производились систематизация и обобщение теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования. Определялись основные идеи, принципы построения модели методической системы, разрабатывались элементы методики, анализировались различные формы, методы обучения, определялась методика формирования ключевых компетенций учащихся при обучении физике в основной школе, проводился поисковый этап педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2005 — 2008 гг.) выбирались методы диагностики предложенного варианта модели методической системы, проводилась корректировка разработанных теоретических положений, их экспериментальная проверка в практике работы школ (гг. Москва, Набережные Челны), проводился обучающий этап педагогического эксперимента, завершалась работа по подготовке текста диссертации.

На четвертом этапе (2007 — 2008 гг.) проверялась эффективность разработанной методики в пропедевческом курсе физики в 6 классах школы № 91г. Москвы, проводился контрольный этап педагогического эксперимента.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ (изучение и анализ научной литературы и учебно-нормативных документов, их сопоставление и сравнение) — анкетирование учителей и учащихся, анализ письменных работ учащихсямоделированиеэкспериментальная работа констатирующего, поискового и обучающего характера с соответствующими измерениями, качественным и количественным анализом их результатов.

На поисковом этапе педагогического эксперимента возникла идея новой формы организации учебной деятельности. Эту форму мы назвали «Исследовательские лаборатории на базе реального эксперимента» (ИЛРЭ).

Термин ИЛРЭ употребляется в двух смыслах. С одной стороны ИЛРЭ — это коллектив учащихся, которые образуют исследовательскую лабораторию и их деятельность происходит на уроках физики информатики и ИТ и во внеурочное время. С другой стороны ИЛРЭ — это совокупность исследовательских задач, которые решаются коллективом учащихся в целом. Научная новизна исследования.

1. Показано, что в качестве способа формирования ключевых компетенций (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной) учащихся при обучении физике в основной школе может выступать проведение ученического физического эксперимента в форме исследовательских лабораторий на базе реального эксперимента (ИЛРЭ).

2. Создана модель методики организации исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента, основанная на деятельно-стном подходе к обучению и использовании компьютера как инструмента для обработки данных эксперимента и оформления его результатов.

3. Разработана методика организации исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента, включающая:

— требования к отбору содержания практических задач для организации исследовательских лабораторий (обязательности выполнения совокупности лабораторных работ для решения каждой практической задачи, возможности перехода от коллективной к индивидуальной деятельности при выполнении лабораторных работ как подзадач, поэтапного формирования действий в ходе коллективной деятельности под руководством учителя и индивидуальной оценки сформированности действий, и инвариантности содержания практических задач по отношению к различным программам курса физики);

— описания 18 лабораторных работ двух исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента по темам «Измерение физических величин» (7 класс) и «Тепловые явления» (8 класс);

— методические рекомендации для учителей физики и информатики;

— диагностику формирования ключевых компетенций учащихся (задания для текущего контроля в форме проверочных работ и итогового контроля в форме листов экспертной оценки и самооценки).

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что:

1. Введено понятие «исследовательские лаборатории на базе реального эксперимента», как форма организации учебной деятельности при проведении школьного физического эксперимента, и как способ формирования ключевых компетенций.

2. Определены ключевые компетенции, которые формируются у учащихся при организации исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента. Показана ведущая роль информационных компетенций на современном этапе развития общества.

3. Разработана модель методики организации исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента, результатом которой является формирование ключевых компетенций учащихся основной школы.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Разработано учебно-методическое обеспечение проведения учебного физического эксперимента в форме ИЛРЭ в курсе физики 7−8 классов и их адаптации к пропедевческому курсу физики 6 класса, методические рекомендации для учителей физики и информатики.

2. Описаны новые лабораторные работы по темам «Измерение физических величин» (7 класс) и «Тепловые явления» (8 класс).

3. Разработаны диагностические средства наблюдения за формированием ключевых компетенций.

Структура и содержание диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения, содержит 178 страниц, из них 127 страниц основного текста. В тесте диссертации 36 таблиц, 2 схемы, 13 диаграмм, 6 рисунков, 5 приложений. В списке литературы 166 наименований.

Выводы к четвертой главе.

Результаты педагогического эксперимента показали, что методика организации практических работ по физике в форме ИЛРЭ работает в разных классах. Эта организационная форма позволяет несколько нивелировать недостаток часов при изучении физики, овладеть новыми приемами обработки информации не в ущерб приобретаемым предметным знаниям и умениям. Замечено повышение интереса к урокам информатики, когда современными инструментальными средами (электронными таблицами, средствами для создания презентаций) учащиеся овладевают не впрок «на всякий случай», а обрабатывая результаты физического эксперимента или подготавливая отчет о собственном исследовании.

Результатами применения методики являются повышение мотивации учащихся при изучении физики и информатики, формирование мыслительных операций, получение навыков самостоятельной исследовательской работы, и, как следствие, повышение уровня ключевых компетенций учащихся.

Заключение

.

Результаты проведенного педагогического исследования.

1. Выявлена взаимосвязь компетенций с традиционными образовательными параметрами, а именно показано, что по своим свойствам ключевые компетенции наиболее близки к общим учебным умениям.

2. Установлено, что у выпускников основной школы наибольшие трудности вызывают задачи связанные с переходом от одних знаковых форм к другим, задачи, содержащие противоречивую, недостающую/избыточную информацию.

3. Определено, что наиболее полно формировать ключевые компетенции на уроках физики целесообразно при организации ученического учебного физического эксперимента в форме исследовательских лабораторий на базе реального эксперимента (ИЛРЭ).

4. Проведено сравнение примерных программ и установлено, что возможна межпредметная координация предметов физика и информатика и ИТ при использовании компьютера как инструмента для обработки и оформления результатов ученического учебного физического эксперимента.

5. Разработаны модель и методика формирования ключевых компетенций через организацию исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента — ИЛРЭ, включающая:

— требования к отбору содержания практических задач для организации исследовательских лабораторий;

— описания 18 лабораторных работ двух исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента по темам «Измерение физических величин» (7 класс) и «Тепловые явления» (8 класс);

— методические рекомендации для учителей физики и информатики по организации деятельности учащихся при выполнении лабораторных работ;

— диагностику формирования ключевых компетенций учащихся (задания для текущего контроля в форме проверочных работ и итогового контроля в форме листов экспертной оценки и самооценки).

6. В ходе педагогического эксперимента проведена проверка гипотезы исследования и доказана эффективность разработанной методики.

Перспектива дальнейшей работы состоит в теоретическом обосновании и разработке методики формирования ключевых компетенций учащихся при обучении физике и информатике в 10−11 классах средней общеобразовательной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей. Текст./ В. М. Авдеев // СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ — 2006. № 6 — С. 235−240.
  2. Англо-русский словарь Текст. / сост. проф. В. К. Мюллер //М.: Советская энциклопедия, 1967.
  3. А.Л. Компетентиостная парадигма в образовании : опыт философ-ско-методологического анализа. Текст./ А. Л. Андреев // Педагогика. № 4. -2005.-С. 19−27.
  4. С.В. Совершенствование подготовки студентов педагогических институтов по школьному физическому эксперименту. Текст./ Аноф-рикова С.В. // дис. канд. пед. наук. -М., 1981. -209 с.
  5. , С.В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 1. Разработка уроков Текст./ С. В. Анофрикова. МПГУ, 2001.-236 с.
  6. А.Г. Деятельность и установка. Текст./ А. Г. Асмолов // —М.: МГУ, 1979.-151 с.
  7. Е.И. Использование телекомуникаций в исследовательской работе учащихся. Материалы Всероссийской конференции «Информатика и Информационные технологии в педагогическом образовании». Текст./ Африна Е. И. // Красноярск, 13−15 ноября 1997, С.36−38
  8. Е.И., Школа информационного века Текст./ Е. И. Африна, О. Б. Медведев, А. Ю. Уваров, «Информатика и образование». 1996. № 2. С.31−35.
  9. , М.М. Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / М. М. Балашов. М.: Просвещение, 1994. — 320с.
  10. Ю.Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Текст./ В. П. Беспалько // Москва — Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та- Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
  11. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. Текст./ В. П. Беспалько //- М.: Институт профессионального образования России, 1995.-336 с.
  12. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. Текст./ В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур //- М.: Высш. школа, 1989. 144 с.
  13. И.В., Юдин В. Г. Становление и сущность системного подхода. Текст. И. В. Блауберг, В. Г. Юдин //М: Наука, 1973 269 с.
  14. О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования дис. канд. пед. наук. Текст./ О. М. Бобиенко // Казань. 2005 г.
  15. В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Текст./ В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. № 10, С.8−14
  16. В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации. Текст./В.А. Болотов //Вопросы образования. 2004. № 3, С.6−9.
  17. Е.В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход. Текст./ Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика, 2004. № 10. — С. 30.
  18. Н. Е. Изучение гносеологических основ науки в школьном курсе физики. Текст./ Н. Е. Важеевская //- М.: Прометей, 2001. 180 с.
  19. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. Текст./ К. Н. Волков // М.: Просвещение, 1981. -127 с.
  20. , В.А. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В. Перышкина (М.: Дрофа) — С. В. Громова, Н. А. Родиной (М.: Просвещение). 7 класс Текст. / В. А. Волков, С. Е. Полянский. М.: ВАКО, 2005.-304с.
  21. А.Б. Организация сетевого взаимодействия инновационных школ: кн. 1 Текст./ А. Б. Воронцов, В. А. Львовский, В. Ю. Грук и др. // Под ред. А. И. Адамского. М., ИПОП «Эврика», 2006. — 160 с.
  22. А.Б. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ на пути к подростковой школе шаг второй: кн. 36 Текст./ А. Б. Воронцов, Б. Д. Эльконин, В. Ю. Грук и др. // Под ред. А. И. Адамского. — М., ИПОП «Эврика», 2005. — 176 с.
  23. Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  24. Л.С. Педагогическая психология. Текст./ Л.С. Выготский// -М.: Педагогика-Пресс, 1996.-536 с.
  25. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт., т. 3 Текст./ Л. С. Выготский // М.: Педагогика, 1983. 366 с.
  26. , А.Л. Информационный метод оценки усвоенности знаний в методике обучения физике: дис.. канд. пед. наук Текст./ А. Л. Галкин. -Ижевск, 2000. 174с.
  27. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. Текст./Под ред. П. Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной/. М.: МГУ, 1968. -134 с.
  28. , П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов Текст. / П. Я. Гальперин. 4-е изд. — М.: «Книжный дом „Университет“, 2002.-336 с.
  29. , П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для вузов Текст. / П. Я. Гальперин. 2-е изд. — М.: „Книжный дом „Университет“, 2005.-400 с.
  30. , Н.К. Методика преподавания физики в 8−9 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя Текст./ Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский. М.: Просвещение, 1999. — 111с.
  31. Н.Н. Применение новых информационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании, дис.. канд. пед. наук. Текст./ Н. Н. Гомулина // -М., 2003. -332 с.
  32. М.И. Измерение и оценка результатов обучения. Текст./М.И. Грабарь // М.: ИОСО РАО, 2000. — 93 с.
  33. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Текст./ М. И. Грабарь, К. А. Краснянская // М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  34. , В.Ю., Волик О. Н. Полет идет нормально. Текст./ В. Ю. Грук, О. Н. Волик //Наука и школа. № 4, Н. Челны, 1997. С.37−39.
  35. В.Ю. Работа с графиками, как средство развития мышления. Текст./ В. Ю. Грук //Преподавание физики, развивающее ученика, Кн. 3, Под ред. Э. М. Браверман. М., Ассоциация учителей физики, 2005. — 360 с.
  36. В.Ю. Выстраивание научно-теоретического знания на уроках физики через разрешение противоречий в процессе учебной деятельности. Текст./ В. Ю. Грук //Преподавание физики в высшей школе. № 29, М.: Прометей, 2004. С.5−14. — 0,38 п.л.
  37. В.Ю. Изменение содержания практических работ по физике при применении электронных таблиц Excel Текст./В.Ю. Грук // Применение новых технологий в образовании: материалы XVIII Международной конференции, Троицк, 2007. С. 108−109 0,35 п.л.
  38. В.Ю. Ступенчатое формирование научных понятий на уроках физики. Текст./ В. Ю. Грук // Преподавание физики в высшей школе. № 31, М.: Прометей, 2005. С.26−31. — 0,24 п.л.
  39. В.Ю., Проведение практических работ с.применением электронных таблиц Excel Текст./ В.Ю. Грук// Наука и школа. 2007. — № 6. С.67−69. -0,18 п.л. [93]G
  40. , Н.Н. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. Н. Грязева. Челябинск, 1996. — 212с. [29]Я
  41. , А.Е. Физика. Строение вещества. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст. / А. Е. Гуревич. 3-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 192с. [30]Я
  42. , Е.М. Физика. 8 кл.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А. В. ПерышкинаФизика. 8 класс“. Под. ред. Е. М. Гутник Текст./ Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е. В. Шаронина. М.: Дрофа, 2001. — 96с. [32]Я
  43. В.В. Теория развивающего обучения. Текст./ В.В.Давыдов//-М.: ИНТОР, 1996. 544 с. [32]G
  44. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Tl: А-3 Текст./ В. И. Даль. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 640 с. [34]Я
  45. В. С., Коршунова О. В. Домашний эксперимент по физике в условиях развивающего обучения: Учебное пособие. Текст./ В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова // Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. — 112 с. [86]G
  46. , Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире Текст./ Н. И. Дереклеева. М.: ВАКО, 2004. — 122с. [40]Я
  47. , Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения Текст./ Н. И. Дереклеева. -М.: 5 за знания, 2005. 192с. [41 ]Я
  48. , Е.А. Методика включения элементов логики в курс физики основной школы: дис.. канд. пед. наук Текст./ Е. А. Дрибинская. -Челябинск, 2002. 235с.
  49. В. В. Уроки развития. Текст. / В. В. Дубинина, Ю. М. Перель-штейн, М. М. Рабинович. //- Казань, 1995. 62 с.
  50. В.К. Новая дидактика. Текст./ В. К. Дьяченко // М.: Народное образование, 2001. — 496 с.
  51. В.К. Основное направление развития образования в современном мире. Текст./ В. К. Дьяченко // М.: Школьные технологии, 2005. — 512 с.
  52. , Н.С. Мониторинг познавательных умений школьников в процессе обучения физики.: дис.. канд. пед. наук Текст./ Н. С. Журавлева Ишим, 2005.-174 с.
  53. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя Текст./ С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2004.-175с.
  54. , Н.М. Активация мышления учащихся на уроках физики: Из опыта работы. Пособие для учителей Текст./ Н. М. Зверева. М.: Просвещение, 1980. — 112с.
  55. И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Текст./ И. А. Зимняя // М., 2004.59.3инченко В. П. Образ и деятельность. Текст./ В.П.Зинченко// Воронеж: МОДЭК, 1997.-608 с.
  56. Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика. Монография. Текст. / Г. И. Ибрагимов Г. И. // Казань: изд-во „Матбугат Йорты“, 1998.-244 е.]
  57. И. Европа регионов Текст./ И. Иванов // Мировая экономика и международные отношения. 1997. N 9.
  58. , JI.A. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала: Учебное пособие Текст./ Л. А. Иванова. М.: МГПИ им. Ленина, 1978.- 1 Юс.
  59. Из опыта политехнического обучения в преподавании физики: Текст./ под ред. Н. П. Булатова, М.: 1955., 118 с.
  60. Из практики политехнического обучения в преподавании физики: Текст./ под ред. А. С. Еноховича, М.: 1955., 128 с.
  61. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA. Общие подходы“. Ковалева Г. С., Красновский Э. А., Краснокутская Л. П., Краснянская К. А. Центр ОКО ИОСО РАО, Москва 2001 г. -http://www.centeroko.ru/public.htm
  62. Ю. Б. Компьютерный лабораторный практикум по физике как средство применения компьютерных технологий в учебном процессе, дис.. канд. пед. наук Текст./ Ю. Б. Икренникова// М. 2004. 150с.
  63. Д.А. Формирование первоначальных физических представлений у учащихся младшего подросткового возраста. Текст./Д.А. Исаев, Дис. канд. пед. наук, М. МПГУ, 1992
  64. Л.Б. Лекции по общей психологии: учебное пособие Текст./ Л. Б. Ительсон Мн.: Хорвест, 2000., М.: ACT, 2000 — 896с.
  65. , С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов Текст./ С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. И. Носова и др. Под ред. С. Е. Каменецкого. — М.: Издательский центр „Академия“, 2000. — 384с.
  66. А.Г. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Текст./ Под ред. А.Г. Каспржа-ка и Л. Ф. Ивановой М.: Просвещение, 2004.
  67. А.Г. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA-2000 /А.Г. Каспржак, К. Г. Митрофанов, К. Н. Поливанова и др. М.: „Университетская книга“, 2005. — 128 с.
  68. Г. С., Краснянская К. А. Краткий отчет „Результаты Третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России.“ Центр ОКО ИОСО РАО. Москва 2000 г. http ://www. centeroko.ru/public.htm
  69. , С.Я. Методика преодоления психологических затруднений учащихся при решении задач по физике в основной школе: дис.. канд. пед. наук Текст./ С .Я. Ковалева. М., 2004. — 270с.
  70. Е. С. Методика формирования исследовательских экспериментальных умений на уроках физики 7−8 класс. Учебное пособие. Текст./ Е. С. Кодикова // М.: ФК „Школа будущего“, 2000, 60 с.
  71. Е. С. Формирование исследовательских экспериментальных умений у учащихся основной школы при обучении физике Текст. Е. С. Кодикова//М. 2000. дис.. канд. пед. наук, -212 с.
  72. Коменский Я А. Избранные педагогические сочинения. Т1. Текст. / Я. А. Коменский //Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982. — 486 е.]
  73. Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т2. Текст. / Я. А. Коменский //Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982. — 576 е.]
  74. А. В. Использование оценочных задач для развития теоретического мышления при обучении физике. Текст./ А. В. Коржуев //дис. канд. пед. наук, М. МПГУ, 1993
  75. В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Текст. / В. В. Краевский, А. В. Хуторской//- М.: „Академия“, 2007. 352 с.
  76. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров. Текст./ В.В. Краевский// Педагогика. 1999. — № 7−8. — С. 55−58.
  77. Г., Бокум Д. Психология развития. Текст./ Грэйс Крайг, Дон Бо-кум // Сп-б.: ПИТЕР, 2005. 940 с.
  78. О.Е. Компетентностный подход в образовании. Текст./ О. Е. Лебедев // Школьные технологии, 2004. № 5 — С. З
  79. И .Я. Дидактические основы методов обучения. Текст. И.Я. Лер-нер//-М.: Педагогика, 1981.-183 с.
  80. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? Текст./ И.Я. Лернер// М.: Знание, 1978. — 45 с.
  81. , В.И. Сборник задач по физике для 7−9 кл. общеобразовательных учреждений Текст./ В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. 18-е изд. — М.: Просвещение, 2005. -224с.
  82. А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. Текст. / А. Н. Майоров //- М., „Интеллект центр“, 2001. 296 с. [7]G
  83. Р. И. Проблемное обучение физике в средней школе-Кн. для учителя.-2-е изд., дораб. Текст./ Р. И. Малафеев // М.: Просвещение 1 993 192 с.
  84. Р.И. Система творческих лабораторных работ по физике в средней школе: Учеб. пособие. Текст./ Р. И. Малафеев Р.И. // Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1999 — 102 с.
  85. , Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе: из опыта работы. Пособие для учителей Текст./ Р. И. Малафеев. М.: Просвещение, 1980.-127 с.
  86. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона //http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor
  87. , Н.К. Рабочая тетрадь по физике. 8 класс Текст./ Н. К. Мартынова, Н. И. Иванова, Т. В. Воронина. М.: Просвещение, 2002. -128 с.
  88. Материалы научно-практической конференции „Профессиональные и образовательные стандарты в области ИТ, как инструмент подготовки кадров для российской экономики“ http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=775 594&ct=news
  89. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА PISA 2000. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ по чтению, математике и естествознанию М.: РАО, 2003.
  90. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Усова А. В. Пособие для учителя Текст./А. В. Усова, В. П. Орехов, С. Е. Каме-нецкий и др.// Под ред. А. В. Усовой.- 4-е изд., перераб М.: Просвещение, 1990.-319 с.
  91. , Р.Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7 кл.: К учебнику А. В. Перышкина „Физика. 7 класс“ Текст. / Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. -М.: Издательство „Экзамен“, 2003. 127с.
  92. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе. Текст. / под ред. П. Г. Нежнова, Б. И. Хасана, Б. Д. Эльконина. М.: Университетская книга», 2007. — 112 с.
  93. , Н.И. Обучение теоретическим предсказаниям на уроках физики в старших классах.: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. И. Одинцова. -Москва, 1995.-223 с.
  94. , Н.И. Обучение учащихся средних общеобразовательных учреждений теоретическим методам получения физических знаний: дис.. д-ра пед. наук Текст./ Н. И. Одинцова. М., 2002. — 414с.
  95. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2000 (полный отчет).-http://www.centeroko.ru/public.htm
  96. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике / Сост. В. А. Коровин. М.: Дрофа, 2000. — 64 с.
  97. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений Текст./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н.Шиянов//- 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  98. Педагогическая психология: конспект лекций Текст./ Сост. С. В. Кошелева. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. — 94с.
  99. . Избранные психологические труды. Текст./ Ж. Пиаже//- М.: Просвещение, 1969. 659 с.
  100. Преподавание физики, развивающее ученика: Кн. 2: Развитие мышления: Общие представления, обучение мыслительным операциям: Текст./ Сост. И под ред. Э. М. Браверман: Пособие для учителей и методистов. -М.: Ассоциация учителей физики, 2005, 272 с.
  101. Преподавание физики, развивающее ученика: Кн. 3 Нормирование образного и логического мышления, понимания, памяти — Развитие речи: Текст./ Сост. И под ред. Э. М. Браверман: Пособие для учителей и методистов. М.: Ассоциация учителей физики, 2005, 400 с.
  102. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по физике VII-IX классы //HTTP://WWW. 1NTERNET-SCHOOL.RU/ENC.ASHX?ITEM=4695
  103. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7−11 кл. Текст./ Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 256 с.
  104. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Естествознание. 5 11 кл. Текст./ Сост.В. Н. Кузнецов, М. Ю. Демидова. — М.: Дрофа, 2001.- 224 с.
  105. Л.А. Совершенствование подготовки студентов к использованию учебного эксперимента на уроках изучения нового физического материала. Текст./Л.А. Прояненкова, Дис. канд. пед. наук, М. МПГУ, 1997
  106. , Л. А. Деятельностный подход в обучении физике Текст./ Л. А. Прояненкова // Физика в школе. 2005. — № 1. С. 34−41.
  107. Психология. Словарь Текст./Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1990. — 494 с.
  108. Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках, дис. канд. пед. наук, Текст./ Н. С. Пурышева Н.С. // М. МГПИ, 1974
  109. Н.С., Важеевекая Н. Е. Физика 7 кл.: Темат. и поуроч. планирование Текст./ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевекая // М.: Дрофа, 2004. 92 с.
  110. , Н.С. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст./ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевекая М.: Дрофа, 2001. — 208 с.
  111. , Н.С. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст./ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевекая М.: Дрофа, 2001. — 208 с.
  112. , Н.С. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевекая М.: Дрофа, 2006. — 285 с.
  113. , В.Т. Методика обучения физике. 7 кл. Текст./ В. Г. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И. Дик, Г. Г. Никифоров, В. Ф. Шилов В.Ф. — Под ред. Г. Г. Никифорова. -М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 175с.
  114. , В.Т. Физика: Учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. Учреждений Текст./ В. Т. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И. Дик, Т. Т. Никифоров, В. Ф. Шилов. Под ред. В. Т. Разумовского, В. А. Орлова. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208с.
  115. , В.Т. Физика: Учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений Текст./ В. Т. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И. Дик, Т. Т. Никифоров, В. Ф. Шилов. Под ред. В. Т. Разумовского, В. А. Орлова. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 320с.
  116. , Н.А. Самостоятельная работа учащихся по физике: 7−8 кл общеобразоват. учреждений: Дидакт. материал Текст./ Н. А. Родиной и др. -3-е изд. М.: Просвещение, 1997. — 127с.
  117. С.Л. Основы общей психологии. Т1. Текст./С.Л. Рубинштейн // М.: Педагогика, 1989. — 485 с.
  118. С.JI. Основы общей психологии: В 2 т. Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1989
  119. Сборник нормативных документов. Физика Текст./ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 111 с.
  120. Г. К. Компетентности и их классификация. Текст./ Г. К. Селевко // Народное образование, 2004. № 4. — С. 138
  121. , Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208с.
  122. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Текст./ Е. В. Сидоренко // СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 е., ил.
  123. М.Н. Вопросы дидактики Текст./ М. Н. Скаткин // -М.: Министерство Просвещения, 1969. 62 с.
  124. А.В. Теория и методика применения средств новых информационных технологий в обучении физике, дис. д-ра пед. наук Текст./ А.В. Смирнов// М&bdquo- 1996.-439. 71:97- 13/1 -6.
  125. , А.В. Оборудование школьного физического кабинета: Учебное пособие для студентов педагогических вузов Текст./ А. В. Смирнов, С. В. Степанов. Под ред. А. В. Смирнова. — М.: изд-во «Школа Будущего», 2001.- 168с.
  126. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. — 752 с.
  127. СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ //http://www.school.edu.ru/dokedu.asp?pg:=3
  128. СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ //http://www.school.edu.ru/dokedu.asp?obno=14 402
  129. А.В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. Текст. / А. В. Усова, А. А. Бобров // М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
  130. А.В., Завьялов В. В., Лырчикова В. И. Развитие у учащихся познавательного интереса к физике. Текст./ А. В. Усова, В. В. Завьялов, В.И. Лырчикова// -Челябинск, 1979. 24 с.
  131. Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10−11 классов. Текст./ Н. Д. Угринович //- М.: Лаборатория базовых знаний АО «Московские учебники», 2002. 512с.
  132. Физика: Тесты для 9 кл. Варианты и ответы централизованного (аттестационного) тестирования М.: Центр тестирования МО РФ, 2001
  133. Л. М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. Текст./Л.М. Фридман, И.Ю.Кулагина//-М.: Совершенство, 1998. -411 с.
  134. , Т.А., Некоторые недостатки в подготовке выпускников к тестированию по физике Текст./ Т. А. Ханнанова // Физика в школе. 2005. -№ 1. С. 45−48.
  135. Г. А. Какие уроки преподают нам тесты компетентности? //http://old.ippd.ru/bibl/pedagograzvitie/prst.html //old.ippd.ru/bibl/pedagogra27vitie/p9k001 .doc
  136. М. Е. Использование ЭВМ, как средства развития мышления учащихся при обучении физике, дис. канд. пед. наук Текст./ М. Е. Чекулае-ва//М. МПГУ, 1995.
  137. Н.В. Теоретические основы и реализация методологического компонента методической подготовки учителя физики, Текст./ Н. В. Шаронова Дис. докт. пед. наук, // М. МПГУ, 1997
  138. Н.В. Дидактический материал по физике. 7−11 кл. Текст./ Н. В. Шаронова Н.В., Важеевская Н. Е. -М., Просвещение, 2005. 125 с.
  139. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования//Стандарты и мониторинг в образовании. Текст./ С.Е. Ши-шов // 1999. — № 2. — С.30−34.
  140. Н.Е. Когда урок воспитывает Текст./Н.Е. Щуркова М., Педагогика, 1981. — 124 с.
  141. , L.W., & Krathwohl (Eds.). (2001). A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. New York: Longman.
  142. R. (1994). The limits of competence. Knowledge, Higher education and society. Buckingham, UK: Open University Press.
  143. Fitzpatrick Sheila. Education and Social Mobility in the Soviet Union, 1921 -1934. Cambridge, 1979.
  144. McClelland D. C. Testing for Competence Rather Than Intelligence // American Psychologist, 1973. Vol.28 № 1. P. 1−14.
  145. N. Wilde, R. Huitt, «Maintenance Support for ObjectOriented Programs», IEEE Transaction of Software Engineering, 18(12), December, 1992, pp. 1038— 1044
  146. PISA 2006: Science Competencies for Tommorrow’s World Executive Summary /OECD Programme for International Student Assessment. OESD PISA, 2007. — 56 p.
  147. PISA 2006: Science Competencies for Tommorrow’s World Executive Summary. VOLUME 1: ANALYSIS /OECD Programme for International Student Assessment. OESD PISA, 2007. — 383 p.
  148. PISA RELEASED ITEMS SCIENCE /OECD Programme for International Student Assessment. — OESD PISA, 2006. — 95 p.
  149. W. (2001). Competence in education. J. Curriculum Studies. Vol. 33, nol, 75−88.
Заполнить форму текущей работой