Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование речеязыковых представлений у младших дошкольников на основе развития их двигательной активности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема подготовки дошкольников к обучению грамоте (чтению и письму) и формирования в связи с этим звукофонемного компонента в их устной речи имеет давнюю историю, что отражено в работах выдающегося педагога XIX века К. Д. Ушинского и других. В них говорится о том, что звуки и слова даны детям в сочетаниях в форме речи, как готовый результат синтеза. Анализ является для детей новой работой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы развития фонематического слуха и культуры звукопроизношения у дошкольников в процессе подготовки их к школе
    • 1. 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
    • 1. 2. Звукофонемная подготовка дошкольника в развивающей системе Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова
    • 1. 3. Анализ современных воспитательно-образовательных программ по развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения у дошкольников в процессе подготовки их к школе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию речеязыковых представлений у младших дошкольников на основе развития их двигательной активности
    • 2. 1. Психолого-педагогическая характеристика речеязыкового развития детей младшего и среднего дошкольного возраста на начало эксперимента

    2.2. Опытно-экспериментальная подготовка младших дошкольников к обучению грамоте по четырём направлениям: рече-грамматическому, слухо-артикуляционному, координационно-двигательному и конструкторско-изобразительному

    2.3. Анализ результатов исследования

Формирование речеязыковых представлений у младших дошкольников на основе развития их двигательной активности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. С переходом в России к обучению 6-летних детей в школе повышается ответственность исследователей и практических работников за решение задач воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Успех обучения и воспитания младших школьников в известной степени зависит и от качества подготовки их в период дошкольного детства. Необходимость помочь учителям в их работе по обучению и воспитанию учащегося служит серьёзным основанием для постановки вопроса о дошкольной подготовке детей к обучению грамоте. В последние годы в связи с решением проблемы подготовки ребёнка к школе особое внимание уделяется лингвистическому развитию детей дошкольного возраста. Это практическое обучение речи, знакомство с элементами языка и звуковой стороной слова.

В педагогике и психологии создан большой теоретический и практический потенциал по проблеме развивающего обучения дошкольников. Его основы заложены в трудах А. Г. Асмолова [17, 18, 19], Ю. К. Бабанского [161], Л. С. Выготского [44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51], Л. А. Венгера [37, 38, 39], П. Я. Гальперина [52, 53, 54, 55, 56], В. В. Давыдова [66, 67], А. Н. Леонтьева [120, 121], A.A. Люблинской [127, 128, 129, 130], М Р. Львова [180], B.C. Мухиной [141], P.C. Немова [148], Н. И. Непомнящей [149], С. Л. Рубинштейна [183], В. А. Сластёнина [194, 195, 196], Н. Ф. Талызиной [209, 210], A.C. Фельдберга [235], и др.

Проблема подготовки дошкольников к обучению грамоте (чтению и письму) и формирования в связи с этим звукофонемного компонента в их устной речи имеет давнюю историю, что отражено в работах выдающегося педагога XIX века К. Д. Ушинского [228, 229, 230, 231] и других. В них говорится о том, что звуки и слова даны детям в сочетаниях в форме речи, как готовый результат синтеза. Анализ является для детей новой работой ознакомления со звуками, которая дает основу дальнейшему филологическому образованию. Впервые вопрос о предварительных звуковых упражнениях в русской методике обучения чтению был поставлен К. Д. Ушинским. Основоположник звукового метода в России считал необходимым развивать у детей речевой слух, умение слышать отдельные звуки и их последовательность в словах. Внимание к звуковой стороне языка было связано с его основным принципом письма — чтения.

Осознание ребёнком звуков как структурных единиц звучащего слова является основой для усвоения грамматического строя, особенно словообразования и морфологии родного языка, подмечают Д. Б. Эльконин [262, 263, 264, 265], Ф. А. Сохин [201, 203] и др. Формирование «поэтического слуха», «творческого отношения к слову», «осмысливания значения слов» отражено в трудах А. Н. Гвоздева [57], К. Т. Патриной [159], К. И. Чуковского [245] и др.

Обучение грамоте невозможно без формирования звукового анализа, считают Н. С. Варенцова [34, 36], А. И. Воскресенская [42], Н. В. Дурова [70, 71], Л. Е. Журова [83], Л. К. Назарова [144, 145, 146], A.M. Пешковский [163], С. П. Редозубов [182], И. Н. Шапошников [249, 250], Д. Б. Эльконин [260, 262, 265] и др.

Важным показателем качества речи детей, необходимым при обучении в школе является правильность, отчётливость, произношение ими всех звуков в словах. Недостаточная сформированность фонетического восприятия является одной из причин неправильного произношения звуков, считают педагоги В. В, Гербова [59], Т. М. Лямина [131], М. Ф. Фомичева [240, 241] и др. Основные затруднения первоклассников в овладении чтением и письмом объясняется недостатками фонетического слуха и культурой звукопроизношения.

Несовершенство звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста в практике принято рассматривать как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и недооценка специально организованного формирования звуковой стороны речи у детей. У воспитателей сложилось мнение, что обучение правильному звукопроизношению должно осуществляться не педагогами детского сада, а специалистами-логопедами, которые основное внимание направляют на работу с детьми старшей группы, где речь идёт уже об упрочившихся навыках неправильного произношения. Этот фактор, безусловно, затрудняет процесс овладения грамотой и русским языком в дальнейшем.

Вместе с тем требования к знаниям детей, поступающих в школу, непрерывно растут. Специализированные школы, гимназии и лицеи набирают читающих детей, получивших представление о грамматическом строе языка и умеющих писать. В общеобразовательных школах также происходит отбор детей в «сильные» классы, занятия в которых ведут опытные педагоги, работающие зачастую по усложненным программам. Естественно, что родители, озабоченные качеством последующего образования своих детей, ведут их в дошкольные гимназии, лицеи, кружки, в которых осуществляется подготовка к школе, в том числе и обучение грамоте. Это в свою очередь связано с перегрузкой и переутомлением детей. Возникает необходимость решения этой проблемы с наименьшими потерями для здоровья ребёнка. Результаты исследований В. И. Бельтюкова [24], А. Н. Гвоздева [57], Н. И. Жинкина [76, 77, 78, 79, 80], Г. И. Ляминой [131], Е. И. Радиной [175], Н. Т. Швачкина [253, 254] свидетельствуют о том, что дошкольники к 5 годам овладевают произношением всех звуков русского языка. Необходимым условием является специально организуемая с ними программа подготовки формирования фонематического слуха и культуры звукопроизношения. Эти исследования дают основания к проведению изысканий по формированию в речи детей этого возраста специального звукофонемного компонента, умения анализировать звучащие слова.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, а также наблюдения за педагогической деятельностью детских образовательных учреждений (ДОУ) и начальной школы позволяют выделить следующие противоречия в существующей системе образования:

• в основных направлениях Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркнута необходимость научного подхода к созданию наиболее благоприятных условий для развития способностей, творческих сил подрастающего человека, готовящих ребёнка к школе. На практикеневозможность решения этих задач из-за отсутствия разработанной развивающей программы, охватывающей все стороны воспитания и обучения дошкольников, по подготовке к обучению в школенедостаточной подготовке кадров, нехватке дидактического материала;

• преемственность между дошкольным и младшим школьным образованием, указанная в основных направлениях Концепции модернизации российского образования, не может быть реализована в силу отсутствия программы для дошкольных учреждений и начального звена школы, разработанной в едином направлении, и существенным различием требований, предъявляемых к выпускникам дошкольных учреждений, и детям, поступающим в первый класс;

• при несомненной значимости звукофонемной работы в процессе подготовки дошкольников к обучению грамоте, ей вообще не уделяется должного внимания (об этом свидетельствуют программы и учебно-методические пособия для дошкольных образовательных учреждений);

• признавая игру ведущим видом деятельности дошкольника и зная о желательном построении и организации процесса обучения и воспитания в игровой форме, педагоги в практике занятий подменяют игровую деятельность сугубо учебной, что отрицательно сказывается на развитии детей и ведёт к их утомлению, нежеланию обучаться;

• с одной стороны, свидетельства учёных о положительном влиянии тонких движений рук на функционирование речевых зон коры больших полушарий головного мозга (иными словами, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь) — с другой стороны, недостаточный учёт данной закономерности учёными и методистами при разработке программ для ДОУ.

Значимость решения данных проблем возрастает в связи с процессом модернизации в нашей стране всей системы образования. Осознание этих противоречий обусловило выбор нами проблемы исследования — выявление психолого-педагогических условий эффективного формирования речеязыковых представлений у младших дошкольников на основе развития их двигательной активности.

Цель исследования — выявление условий и поиск путей эффективного формирования речеязыковых представлений у младших дошкольников на основе развития их двигательной активности.

Объект исследования — процесс развития младших дошкольников.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования речеязыковых представлений у младших дошкольников на основе развития их двигательной активности.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование речеязыковых умений у младших дошкольников будет эффективно осуществляться в процессе педагогической деятельности, в которой органично сочетается комплекс рече-грамматических, слухо-артикуляционных, конструкторско-изобразительных и координационно-двигательных упражнений на основе организованной воспитателем двигательной активности ребенка.

Цель, объект, предмет, гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:

1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) выявить психолого-педагогические условия эффективного формирования речеязыковых представлений у младших дошкольников;

3) разработать и реализовать на занятиях комплекс речеязыковых и специальных слухо-артикуляционных упражнений для эффективного формирования элементарных, первоначальных образных представлений о следующих структурных единицах речи: звуке, слоге, слове у детей младшей и средней групп на основе развития их двигательной активности.

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются труды ведущих психологов (А.Г. Асмолова, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Л. А. Венгера, A.A. Люблинской), педагогов (М.Р. Львова, Ю. К. Бабанского и др.), которые раскрывают фундаментальные основы воспитания и обучения детей грамоте. Кроме этого изучался опыт обучения родному языку в детском саду: в исследовании мы опирались на труды Г. М. Ляминой, А. И. Максакова, Д. А. Сохина, А. П. Усовой, О. С. Ушаковой и др.

В ходе исследования были рассмотрены 6 вариативных программ: «Радуга», «Развитие», «ТРИЗ», «Наследие», «Детство», «Обучение родному языку» по формированию первоначальной ориентировки детей разных дошкольных возрастов в звуковой стороне слова, на разработку содержания и способов формирования у дошкольников элементарного осознания фонетической структуры слова.

Нами использовался принцип личностного и деятельностного подхода в воспитании и развитии дошкольника. В исследовании реализован системный подход к созданию целостной программы формирования речеязыковых представлений у младших дошкольников на основе &bdquo-развития их двигательной активности в процессе подготовки к обучению грамоте.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: общенаучных (анализ педагогической и психологической литературы, непосредственно касающейся предмета исследования) — частных (изучение документов, анализ продуктов трудовой, учебной, воспитательной деятельности) — диагностических (проведение бесед, тестового контроля) — обсервационных (целенаправленное наблюдение) — экспериментальных констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты) — методов математической обработки материалов (по непараметрическому критерию и — Манна-Уитни).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена общим методологическим подходом к проблеме, объединяющим теоретическое познание и практикуопорой на достижения педагогики и психологииприменением взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследованиядлительностью и широтой педагогического экспериментаповторной диагностикой с учетом временного интервалаколичественными и качественными данными опытно-экспериментальной работы.

Научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на достоверном фактическом материале.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1998;2001 уч. г) — поисково-теоретическийизучение состояния проблемы подготовки младших дошкольников к обучению грамоте. Классификация: существующих образовательно-воспитательных программ для детского сада, изучение нормативных, инструктивно-методических документов, научно-методических источников, научной, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Теоретическое изучение проблемы, анализ состояния практики и передового опыта обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста позволил нам определить, что существующее разнообразие программ обусловлено отличительными характеристиками условий, в которых дошкольные учреждения функционируют. На основе анализа литературных источников и опыта работы педагогов и диссертанта по проблеме обучения детей грамоте были выявлены уровни и показатели знаний и умений детейуточнены объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследованияразработана система упражнений и технология опытно-экспериментальной деятельности. В подготовительный период изучалось состояние работы по обучению звукопроизношению, проводилась первоначальная проверка устной речи детей. Одновременно шло знакомство с детским коллективом, наблюдение за поведением и взаимоотношениями детей.

Второй этап (2001;2003 уч. г) — опытно-экспериментальный проведение педагогического формирующего эксперимента, в процессе которого осуществлялась практическая реализация теоретического экспериментального материала, проверялась и уточнялась исходная гипотеза исследования, отслеживались промежуточные и итоговые его результаты. Для эксперимента были выделены две группы: экспериментальная и контрольная.

Третий этап (2003;2004 уч. г) — заключительно обобщающий. Завершение педагогического экспериментального исследования. Проведены анализ и статистическая обработка полученных в ходе исследования данных, сформулированы выводы и методические рекомендации по организации педагогического процесса. Осуществлена апробация теоретических и практических рекомендаций по данной проблеме, публикация результатов, литературное оформление диссертации.

База исследования — эксперимент был проведён в младшей (2001;2002 уч. г) и в средней (2002;2003 уч. г) группах детского сада «Незабудка» города Щёлково-3, Московской области. Большое значение для исследования имеет непосредственная работа автора в детском саду, которая позволяет проверять и совершенствовать способы, искать новые, более эффективные приёмы, создавать новые игры и упражнения.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— установлено, что процесс формирования элементарных речеязыковых представлений успешно осуществляется у младших дошкольников на основе комплекса рече-грамматических, слухо-артикуляционных, координационно-двигательных и конструкторско-изобразительных действий (то есть соединения слуховой, зрительной и двигательной функции детского организма) в их практической реализации на занятиях по развитию речи;

— выделены четыре уровня и установлены соответствующие им критерии по показателям развития у младших дошкольников рече-грамматических, слухо-артикуляционных, конструкторско-изобразительных и координационно-двигательных навыков;

— выявлено влияние двигательной активности на развитие связной речи детей, обогащение словаря, усвоение грамматического строя речи, включающего формирование представлений о звуковой стороне слова, на развитие мыслительных процессов, укрепление мелкой мускулатуры рук для подготовки их к письму и общее развитие всего детского организма в целом.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих эффективному формированию речеязыковых представлений на основе комплексного развития рече-грамматических, слухо-артикуляционных, конструкторско-изобразительных и координационно-двигательных умений у младших дошкольников в процессе организованной педагогом двигательной активности детей.

Осуществлено обоснование связи формирования элементарного осознания языковых явлений с общим развитием речи на основе активизации двигательной деятельности детей.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты позволили дать ряд рекомендаций для педагогов, родителей и воспитателей по формированию элементарных речеязыковых представлений у младших дошкольников. Определены содержание и методы формирования у дошкольников 3−5 лет элементарного осознания звуковой стороны слова. На этой основе разработана система дидактических игр и упражнений. Результаты исследований могут быть использованы при составлении программы для дошкольных учреждений, в частности в разделе «Подготовка к обучению грамоте», разработке лекций, спецкурсов, семинаров для студентов факультетов дошкольного воспитания, а также слушателей курсов повышения квалификации педагогов и воспитателей УВК ШДС.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация осуществлялась на научных конференциях «Державинские чтения» (Тамбов, 2001;2003 гг.), а также на заседаниях кафедры педагогики и методики начального образования Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина в 2001;2005 гг., где автором были сделаны доклады и сообщения. Результаты диссертационного исследования получили отражение в 6 публикациях и внедрены в практику работы детского сада «Незабудка» г. Щелково Московской области.

На защиту выносятся следующие положения.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил прийти к заключению:

1. Комплекс общеречевых и специальных рече-грамматических, слухо-артикуляционных, конструкторско-изобразительных видов деятельности, осуществляемый на основе координационно-двигательных упражнений, позволяет повысить эффективность развития и обучения младших дошкольников. Отсутствие одного из выше перечисленных компонентов или их разобщенность снижает эффективность педагогической деятельности. Разработанный комплекс рече-грамматических, слухо-артикуляционных, конструкторско-изобразительных и координационно-двигательных упражнений, предусматривающий вовлечение младших дошкольников в двигательную активность, создает оптимальные условия для формирования у них речеязыковых представлений.

2. Психолого-педагогические условия, способствующие формированию речеязыковых представлений, включают:

• специально организованные двигательные действия детей, которые способствуют созданию психологического комфорта на занятиях и формируют у детей позитивное отношение к предстоящему процессу обучения;

• использование игровой мотивации, персонификации на занятиях;

• построение творческой учебной деятельности таким образом, чтобы она вызывала у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие;

• организацию учебной деятельности с учётом целей, предвосхищающих возможности ребёнка;

• диагностику знаний и умений дошкольников в процессе педагогической деятельности для получения динамики развития.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений.

129 Заключение.

Анализ научных источников и наблюдения в процессе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду показывают, что в настоящее время очевидны диалектические противоречия между требованиями школы и начального образования и знаний, которые имеют выпускники детских садов, нарушение преемственности между вышеуказанными звеньями образования.

Приняв за теоретико-методологическую основу нашего исследования труды ведущих психологов, педагогов, языковедов и методистов, рассмотрев их различные взгляды и концепции на систему звукофонемной и речеязыковой подготовки дошкольников к обучению грамоте, а также проведя анализ современных образовательно-воспитательных программ для детских дошкольных учреждений: «Радуга», «Развитие», «ТРИЗ», «Наследие», «Детство», «Типовая программа обучения и воспитания в детском саду», экспериментальной программы «Обучение родному языку «, нами разработана система упражнений по формированию речеязыковых представлений у младших дошкольников на основе развития их двигательной активности.

Выявлены и учтены психолого-педагогические условия эффективного формирования у детей речеязыковых представлений: специально-организованные двигательные действия детей, способствующие созданию психологического комфорта на занятиях и формирующие у детей позитивное отношение к предстоящему процессу обученияиспользование игровой мотивации, персонификации на занятияхпостроение творческой учебной деятельности таким образом, чтобы она вызывала у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствиеорганизация учебной деятельности с учётом целей, предвосхищающих возможности ребёнкаобязательная диагностика знаний и умений дошкольников в процессе педагогической деятельности для получения динамики развития.

Для изучения уровня развития рече-грамматического, слухо-артикуляционного, координационо-двигательного и конструкторско-изобразительного умения быхш разработаны критерии и тестовые задания.

Исследование, проведённое нами, позволило: а) сделать вывод о том, что овладение произношением всех звуков русского языка к 5 годам возможно при условии систематического целенаправленного обучения звукопроизношению, которое оказывает положительное влияние на процесс формирования звуковой стороны речи, ускоряя егоб) уточнить содержание обучения по возрастным группам.

4-ый год жизни — ликвидация общей смягчённости произношения, уточнение и закрепление произношения согласных звуков: п, б, м, т, д, н, к, г, ф, в, с, з, цвоспитание правильной артикуляторики и внятного произношения гласных звуков: а, у, и, о, эразвитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппаратаподготовка артикуляционного аппарата к произношению звуков.

5-ый год жизни — уточнение и закрепление правильного произношения согласных звуков, усвоенных детьми во 2-ой младшей группе. Работа над окончательным становлением шипящих и сонорных [л], [р] звуков.

В результате систематического обучения у детей формируется осознанность своего произношения, наблюдается потребность в совершенствовании речи.

Система обучения, обеспечивающая овладение произношением всех звуков к пяти годам, предусматривает тесную взаимосвязь и взаимодействие специальных занятий с работой, проводимой вне занятий (так как решаются одни и те же программные задачи). Целенаправленная работа по обучению детей правильному звукопроизношению, работа над артикуляцией звука благоприятствует формированию звукового анализа речи. В свою очередь, работа по звуковому анализу речи влияет на более чёткое и ясное произношение выделяемых звуков, способствуя усовершенствованию произношения.

В процессе обучения правильному звукопроизношению у детей дошкольного возраста формируется осознание особенностей звукового состава языка. Оно проявляется в форме оценки и самооценки произношения. В развитии осознания правильности своей и чужой речи можно проследить возрастные особенности. Дети четвёртого года жизни затрудняются в оценке своих умений, чаще всего, оценивая его положительно. Дети пятого и шестого года жизни уже способны правильно оценить как своё собственное, так и произношение товарищей. Степень сформированности этого умения находится в прямой зависимости от систематического обучения звукопроизношению и от произносительных умений детей.

Другим направлением является подготовка руки ребёнка к письму. Она сводится к развитию возможности управлять своими руками и пальцами (в младшем и среднем дошкольном возрасте), что создаёт основу произвольности движений для овладения в перспективе (на старшей дошкольной ступени) пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Двигательные упражнения для рук и пальцев (используется склонность детей к подражанию) включены в целостную, мотивированную для детей деятельность, образный контекст стихов, потешек, историй, игровых ситуаций и служат основным материалом для решения программных задач.

В условиях преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, переходом к обучению шестилетних детей в школе в системе 11- и 12-летнего образования, подготовка младших дошкольников к обучению грамоте с наименьшими потерями для здоровья детей необходима в детском саду.

На основе системы упражнений осуществлена реализация формирования знаний и умений в опытно-экспериментальной деятельности, в результате которой получены положительные данные, подтверждающие решение поставленных задач, сформулированной гипотезы и защищаемых научных положений исследования.

Результаты экспериментальной работы дают возможность сделать следующий вывод. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей. Наибольший эффект даёт обучение, начатое на более ранних этапах дошкольного возраста с 3−4 лет на основе развития их двигательной активности. Возраст детей к моменту начала обучения является более важным фактором, чем длительность обучения. Формирование правильного звукопроизношения на более поздних этапах идёт медленными темпами и не приводит к желаемым результатам.

В результате формирующего эксперимента нами отмечена положительная динамика развития рече-грамматических, слухо-артикуляционных, конструкторско-изобразительных и координационно-двигательных умений детей экспериментальной группы.

Поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза доказана, защищаемые положения подтверждены.

Перспективы дальнейших наших исследований мы связываем с разработкой программы по речеязыковой и звукофонемной подготовке к обучению грамоте старших дошкольников на основе ритмических движений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Г. Формирование графического навыка письма упервоклассников на основе использования умственных действий / Н. Г. Агаркова: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13 00 01 Л., 1978.-23 с.
  2. , Н.Г. Теоретические основы методики обученияпервоначальному письму / Н. Г. Агаркова: Дис. на соискание уч. степ. д-ра. пед. наук: 13 00 01 Тамбов, 1991.
  3. , Н.Г. Теоретические основы методики обученияпервоначальному письму / Н. Г. Агаркова: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук: 13 00 01 М., 1991. — 23 с.
  4. , Н.Г. Учим детей письму: пособие для учителя (Система Д.Б.
  5. В.В. Давыдова) / Н. Г. Агаркова. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 96 с.
  6. , Н.Г. Русская графика. Учебная тетрадь № 1 / Н. Г. Агаркова.1. М.: Дрофа, 1999.
  7. , Н.Г. Обучение письму // Чтение и письмо по системе Д.Б.
  8. Эльконина: Книга для учителя / Н. Г. Агаркова «Письмо», Е. А. Бугрименко, П. С. Жедек, Г. А. Цукерман — «Чтение». — М.: Просвещение, 1993.-316 с.
  9. , Н.Г. Тетрадь по письму № 1,1 класс: комплект из 4-х рабочихтетрадей (Система Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова) / Н. Г, Агаркова. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 32 с.
  10. , П.В. Философы России XIX XX столетий: Биографии, идеи, труды. 3 изд. / П. В. Алексеев. — М.: Академический проект, 1999.-944 с.
  11. , М.М. Обучение правильному звукопроизношению детей от 3до 5 лет / М. М. Алексеева. М., 1971. — 21 с.
  12. , М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обученияродному языку дошкольников: Учебное пособие. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. —М.: Академия, 1997.—400 с.
  13. , Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. /
  14. Е.А. Алябьева. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.
  15. , Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов.-М., 1998.
  16. , Ш. А. В школу с 6 лет / Ш. А. Амонашвили. — М., 1986.
  17. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса
  18. Ш. А. Амонашвили. Минск: Изд. БГУ, 1990. — 560 с.
  19. , А. Г. Методика развития речи и обучения началам грамоты:
  20. Теоретический курс / А. Г. Арушанова. — М.: МЭГУ, 1995.—169 с.
  21. , А.Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. М.:
  22. Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
  23. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования /
  24. А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.
  25. , А.Г. Психология личности. Принципы общепсихическогоанализа: Учеб. Для студентов, обучающихся по спец. «Психология» / А. Г. Асмолов. М.: Смысл: Академия, 2002. -414 с.
  26. , А.Г. Традиции и перспективы деятельностного подхода впсихологии. Школа А. Н. Леонтьева / А. Г. Асмолов. М., 1999.
  27. , О.М. О возрастном развитии мышц кисти. // Труды П научнойконференции по возрастной морфологии и физиологии. / О. М, Бабак. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1955. С. 37.
  28. , Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития // Детскаяречь: Лингвистический аспект. / Т. В. Базжина. — СПб., 1992. — 120 с.
  29. , Т. ПРИЗ в детском саду / Т. Басова // Дошкольное воспитание.1995.-№ 6.- С. 28.
  30. , М. М. Проблема речевых жанров / Бахтин М. М. // Эстетикасловесного творчества. — М., 1986. 444 с. — С. 250−296.
  31. , В.И. Саморазвитие неживой и живой природы / В.И.
  32. Бельтюков. М.: Полиграф сервис, 1997. — 225 с.
  33. , Ф.Н. Постановка грамоты в дошкольном учреждении и нулёвках /
  34. Ф.Н. Блехер. M.-JL: Учпедгиз, 1933. — 260 с.
  35. , Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы / Ф.Н.1. Блехер. М., 1949. — 40 с.
  36. , С.М. О нарушениях письма при нарушении теменной доли / С.М.
  37. Блинов // Известия АПН РСФСР: 1948., вып. 15. С. 15−25.
  38. , З.М. Развитие познавательной деятельности детейдошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры / З. М. Богуславская // Вопросы развития психики детей дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР: 1955., вып. 64. -190 с.-С. 85−127.
  39. , Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка кшкольному обучению // Сб. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. М.: Изд. АПН, 1948. — 132 с. — С. 45−67.
  40. , Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.
  41. Божович // Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1981.-464 с.
  42. , Л.В. Звуковой строй современного русского языка / Л.В.
  43. Бондарко. М.: Просвещение, 1977. — 175 с.
  44. Бот, О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцеврук у детей с задержкой речевого развития / О. С. Бот // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
  45. , P.C. Готовим детей к школе / P.C. Буре. М., 1987. — 93 с.
  46. , Н.С. Возрастные особенности усвоения грамоты детьми 5-тии 6-ти лет: / Н. С. Варенцова: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 14.00.01-М., 1978.-23 с.
  47. , Н.С. Готовим руку к письму / Н. С. Варенцова // Дошкольноевоспитание. 1996. — № 12. — С. 96.
  48. , Н.С. Первые шаги в грамоте / Н. С. Варенцова // Дошкольноевоспитание. 1993. — № 12. — С. 61.
  49. , Л.А. Из чего строятся слова / Л. А. Венгер // Дошкольноевоспитание. 1993. -№ 2. — С. 47. -№ 11. — С. 48.
  50. , Л.А., Венгер, А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л. А. Венгер,
  51. А.Л. Венгер. М.: Знание, 1994. — 189 с.
  52. , Л.А., Дьяченко, О.М., Тарасова, К. Дошкольное обучение.
  53. Программа, направленная на развитие способностей / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, К. Тарасова // Дошкольное воспитание. -1992. № 9. — С. 28. — № ю. — С. 28.
  54. , А.И. Развивающее обучение русскому языку / А. И. Власенков.-М., 1983.-208 с.
  55. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо. М.:1. Просвещение, 1984.
  56. , А.И. Грамота в детском саду / А. И. Воскресенская. М.:1. Просвещение, 1965. 74 с.
  57. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Подред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  58. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.
  59. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
  60. , Л.С. Вопросы детской возрастной психологии / Л.С.
  61. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. — Т. 4: Детская психология. — 433 с.
  62. , Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. СПб.:1. Союз, 1997. 220 с.
  63. , Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление иречь. Проблемы психологического развития ребёнка / JI.C. Выготский. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  64. , Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. Т. 2.
  65. М: Педагогика, 1982. 504 с.
  66. , Л.С. Мышление и речь: психика, сознание, бессознательное /
  67. Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 2001. -366 с.
  68. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.:
  69. Педагогика-Пресс, 1999. 533 с.
  70. , Л.С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Апрель-Пресс, 2000.-1006 с.
  71. , П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для студентоввузов, обучающихся гуманит. специальностям / П. Я. Гальперин. М.: Университет, 2000. — 329 с.
  72. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка / М.:1. Изд-во МГУД985. 45 с.
  73. , П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли иобраза / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1957. — № 6. -С.14.
  74. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка / П.Я.
  75. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 44 с.
  76. Гальперин, П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий
  77. П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1969. -№ 1.
  78. , A.B. Вопросы изучения детской речи / A.B. Гвоздев. М.: АПН
  79. РСФСР, 1961,-471 е., С. 118.
  80. , М.Г., Герман, H.A. Воспитание у дошкольников правильной речи
  81. М.Г. Генинг, H.A. Герман. Чебоксары, 1966. — 152 с.
  82. , В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группедетского сада/В.В. Гербова. -М.: Просвещение, 1981. 112 с.
  83. , В.Г. Обучение в первом классе / В. Г. Горецкий. М., 1973.432 с.
  84. , В.Г. Готовимся к усвоению грамоты / В. Г. Горецкий // Семья ишкола. 1977. — № 9. — С. 39−40.
  85. Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации впомощь воспитателям дошкольных учреждений / Сост. Г. И. Николайчук. Ровно, 1989. — 53 с.
  86. Грамота в детском саду / Под. ред. А. И. Воскресенской. М.:1. Просвещение, 1965. 74 с.
  87. , Д. Русский язык в играх / Д. Гризатуллина. СПб., 1997.95 с.
  88. , Е.В. Психология обучения письму: формирование графическихнавыков письма / Е. В. Гурьянов. — М., 1959. -264 с.
  89. Давыдов, В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте
  90. Возрастная педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. -М., 1973.
  91. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М., 1986.-239 с.
  92. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под.ред. Бабаевой, Т.П., Михайловой З. И., Гурович JI.M. СПб.: Акцидент, 1996. — 224 с.
  93. , Т.Н., Якобсон, С. Программа «Радуга» / Т. Н. Доронова, С.
  94. Якобсон // Дошкольное воспитание. 1990. — № 10. — С.60.
  95. , Н.В., Невская, JI.H. Обучение дошкольников грамоте / Под ред.
  96. Н.В. Дуровой // Приложение к журналу «Воспитание школьников» Чехов: Школьная Пресса, 2000. — вып. 15. — т. П. -142 с.
  97. Дурова, Н, В. Читаем сами / Н. В. Дурова. М.: Школа-Пресс, 2000. — 40 с.
  98. , Т.Г. Очерки психологии обучения детей грамоте / Т. Г. Егоров.
  99. М.: Изд. АПН, 1950. 107 с.
  100. , Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. М.:1. АПН РСФСР, 1953. 264 с.
  101. , Т.Г. Вопросы психологии обучения чтению и письму // Трудыинститута психологии / Под ред. Т. Г. Егорова, Е. В. Гурьянова. -М.: АПН РСФСР, 1952. 220 с.
  102. Есипова-Воскресенская, А. И. Обучение грамоте детей шестилетнеговозраста / А.И. Есипова-Воскресенская: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13 00 01.-М., 1961.-23 с.
  103. , Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н. И. Жинкин //
  104. Начальная школа. 1954. — № 6. — С. 36−48.
  105. , Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: АПН РСФСР, 1958.-370 с.
  106. , Н.И. Новые данные о работе двигательного речевогоанализатора в его взаимодействии со слуховым / Н. И. Жинкин -Известия АПН РСФСР, 1956. вып. 81. — 275 с. — С. 169−182.
  107. , Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М.:1. Наука, 1982. 160 с.
  108. , Н.И. Восприятие ударения в словах русского языка / Н.И.
  109. Жинкин // Вопросы психологии речи и мышления. М.: АПН РСФСР, 1954. — 192 с.
  110. , К. Как же учить грамоте? / К. Житомирский. М.: Труд, 1915. -124 с.
  111. , Р.И. Игровые приёмы обучения в старшей группе детскогосада и в первом классе школы // Сб. Подготовка детей в детском саду к школе. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1955. С. 12−37.
  112. , Л.Е. Обучение грамоте в детском саду / Л. Е. Журова. М.:1. Педагогика, 1978. 151 с.
  113. , Л.В. О начальном обучении / Л. В. Занков. М., 1963. — 199 с.
  114. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. —
  115. М.: Просвещение, 1993. —271 с.
  116. , Г. А. Моделирование работы центрального и периферийногопроцессов / Г. А. Звонарёва, О. М. Брехов. — М., 1994. 56 с.
  117. , И.А. и др. Воспитание проблема современного образования в
  118. России / И. А. Зимняя. М., 1998.
  119. , И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Ч. 5:
  120. Педагогическая деятельность в разных образовательных системах / И. А. Зимняя. М., 2001.
  121. , JI.P. Общая фонетика / Л. Р. Зиндер. Л.: ЛГУ, 1960. — 536 с.
  122. , В.П. Перспектива ближайшего развивающего образования /
  123. В.П. Зинченко // Психол. наука и образование. 2000. — № 2.
  124. , С.Ф. Речевой слух и культура речи / С. Ф. Иванова. М., 1970.
  125. , Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова.
  126. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
  127. , Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента /
  128. Т.А. Ильина. М.: Знание, 1975. — 122 с.
  129. , Е.И. Развитие диалога у детей раннего возраста в связи сформированием образа себя и другого и проблема эгоцентризма // Человек в мире диалога: Тезисы доклада. Л., 1990.
  130. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Научн. ред.
  131. Л.А. Парамонова и др. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Карапуз, 2001.- 304 с.
  132. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия / Сост. Е.А.
  133. , A.A. Лебеденко, Н.Б. Мчелидзе / Под ред. М. Ф. Шабаевой. -М.: Просвещение, 1976. -431 с.
  134. История педагогики и образования: Учебное пособие для педагогическихучебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. 2 изд. — М.: ТЦ Сфера, 2001.-512 с.
  135. , В., Томанов, JI. и др. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / В.
  136. , JI. Томанов. СПб. — № 10. — С. 101.
  137. , Н.П., Щербакова, H.A. Методика русского языка вначальных классах / Н. П. Каноныкин, H.A. Щербакова // Обучение грамоте. -М., 1955. -644 с.
  138. , И.Я. Психологические закономерности развитияпространственного мышления / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 17−25.
  139. , И.Я. Измерение и конструирование обучения в зонеближайшего развития / И. Я. Каплунович // Педагогика. 2002. -№ Ю.-С. 37−44.
  140. , С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С.Н.
  141. Карпова. М.: МГУ, 1967. — 329 с.
  142. , Е.Г. К вопросу об овладении детьми мягкими и твёрдымисогласными / Известия АПН РСФСР, 1952. вып. 42. — 220 с.
  143. , В.А. Методическое руководство к пособию «Схемы дляслогозвукового и звукобуквенного анализа слов при обучении детей грамоте» / В. А. Кирюпшн. М., 1990.
  144. , Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. Т.1. — М.:1. Учпедгиз, 1939. 320 с.
  145. , Я.А. Материнская школа // Избр. пед. соч. Т.2.- М.:1. Учпедгиз, 1939. 287 с.
  146. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 11.
  147. , В.В. Основные характеристики и логика педагогическогоисследования / В. В. Краевский. Волгоград, 1994.
  148. , Н.И. К физиологии становления детской речи. // Журналвысшей нервной деятельности: 1952. Т. 2. — вып. 4. — С.475.
  149. , В.А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий.1. М., 1972.
  150. , Е. Школа творческой личности / Е. Крылов // Дошкольноевоспитание, 1992. № 7, 8, 9, 10. — С. 11- 1993. — № 3. — С. 15- 1994. — № 5. — С. 44. — № 10. — С. 28.
  151. , Н.И. Формирование . объяснительной речи старшихдошкольников / Н. И. Кузина // Дошкольное воспитание. — 1973. -№ 5.-С. 38−42.
  152. , И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождениядо 17 лет: Учебник /И.Ю. Кулагина. -М., 1998.
  153. , P.E. Недостатки речи и письма детей / P.E. Левина. М.: Изд.1. АПН РСФСР, 1956. 128 с.
  154. , Е.А. Грамматика в сказках и историях: цикл домашних занятийпо развитию речи детей дошкольного возраста / Е. А. Левчук. -СПб.: Дегство-Пресс, 2003.
  155. , A.A. Лекции по общей психологии: Учеб. Пособие длястудентов вузов, обучающихся по спец. «Психология» / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 2000. — 509 с.
  156. , A.A. Основы психолингвистики: Учеб. Для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология» / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 287 с.
  157. , A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогическойпсихологии: Избр. психол. труды / A.A. Леонтьев. М.: Моск. психол.-соц. ун-т, Воронеж: МОДЭК, 2001. — 448 с.
  158. , А.Н. Функции и формы речи // Основы теории речевойдеятельности. М., 1974.
  159. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 3 изд. —1. М.: Мысль, 1981. 584 с.
  160. , М.И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.:1. Педагогика, 1986. 144 с.
  161. , В.И. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике иметодикам / В. И. Логинова. М., 1981. — 159 с.
  162. , А.Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. М., 1950.
  163. , А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: МГУ, 1979.—320 с.
  164. , В.М. Дисграфия / В. М. Лыков // Начальная школа. -1974 г. № 4.-С. 13−18.
  165. , А. А. Развитие ребенка до поступления в школу // Учителюо психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977, -224 с.
  166. , А.А. Детская психология / А. А. Люблинская. М.:1. Просвещение, 1971.-415 с.
  167. , А.А. Воспитателю о развитии ребёнка / А. А. Люблинская.- М.: Просвещение, 1972. 256 с.
  168. , А.А. Очерки психического развития ребёнка / А.А.
  169. Люблинская. М.: Просвещение, 1965. — 361 с.
  170. , Г. М. Развитие речи у детей в раннем возрасте / Г. М. Лямина.
  171. М: Просвещение, 1964. 111 с.
  172. , А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детейдошкольного возраста / А. И. Максаков. — М., 1987. — 74 с.
  173. , А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А. И. Максаков.
  174. М.*. Просвещение, 1982. 160 с.
  175. , А.И., Тумакова, Г.А. Учите, играя / А. И. Максаков, Г. А.
  176. Туманова. —М.: Просвещение, 1983.—144 с.
  177. , Е.В. К вопросу о подготовке детей к обучению грамоте //
  178. Вестник Тамбовского ун-та: VI Державинские чтения. Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. -Тамбов, 2001.
  179. , Е.В. Развитие речи младших дошкольников на основеиспользования моториковой гимнастики // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. Тамбов: ТГУ, 2003. — № 2 (4). — С. 199 201.
  180. , Е.В. К вопросу об обучении леворуких детей грамоте // VII
  181. Державинские чтения: психология и педагогика. Тамбов: ТГУ, 2002.-С. 63.
  182. , А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К.
  183. Маркова. — М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
  184. , М.И. Введение в общую фонетику / М. И. Матусевич. М., 1959. С. 29−30.
  185. , К. Коммуникативно-речевая деятельность старших дошкольниковв ситуативной обусловленности (компоненты и градации) // Психолингвистика / Отв. ред. А. М. Шахнарович. М.: 1984. -168 с.
  186. , В.С. Психология дошкольника: Учебное пособие для пед. институтов / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Провсещение, 1975. -239 с.
  187. , М. Место игры в педагогическом процессе детского сада //
  188. Подготовка детей в детском саду к школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.
  189. , В.П. Координация движений у детей дошкольного возраста /
  190. В.П. Назаров. -М., 1969. 32 с.
  191. , Л.К. Основные проблемы обучения грамоте / Л. К. Назарова.1. М., 1969. 17 с.
  192. , Л.К. К проблеме метода и методики обучения грамоте / Л.К.
  193. Назарова // Советская педагогика. 1971. — № 8. — С. 42.
  194. , Л.К. Учебные задания по обучению грамоте шестилетнихдетей / Л. К. Назарова. М., 1977. — 57 с.
  195. , А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией попедагогике / А .Я. Найн. Челябинск, 1996.
  196. , P.C. Общие основы психологии / P.C. Немов // Психология в 2кн. М.: Просвещение, 1987.
  197. , Н.И. Становление личности ребёнка 6−7 лет И Научноисследовательский институт общей и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  198. , Н.В. Рассказывание по картине / Н. В. Ншцева // Дошкольнаяпедагогика. 2003. — № 3 (12) май-июнь. — С. 33−34.
  199. , А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательномучреждении / А. М. Новиков. М., 1996. — 96 с.
  200. , М. Программа «Наследие» / М. Новицкая // Дошкольноевоспитание. 1997. — № 10, -С. 10.
  201. , Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду идома / Н. В. Нечаева. — Ярославль: Академия развития, 1998. 240 с.
  202. , Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф.1. Обухова.-М., 1985.
  203. Обучение грамоте детей старшей группы детского сада // Известия АПН
  204. РСФСР, вып. 108, 1960. 156 а. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений.: В 6 т. — М.- Л., 1951−1952.
  205. , A.A. Диагностика и коррекция речевого развития детей //
  206. Современные модели психологии речи и психолингвистики. — М., — 1990. -181 с.
  207. , И. Из опыта работы по программе «Радуга» // Дошкольноевоспитание. 1994. — № 12. — С.7.
  208. , К.Т. Особенности понимания значения слова детьми старшегодошкольного возраста / К. Т. Патрина: Автореф. дис. .канд. пед. наук (по психологии): 13 00 01 -М., 1955. 16 с.
  209. , К.Т., Манохина, М.В. Психология младшего школьника / К.Т.
  210. , М.В. Манохина. -М.: Просвещение, 1976. -208 с.
  211. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. инст. / Ю.К.
  212. , В.А. Сластёнин, H.A. Сорокин и др. / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2 изд., доп. и перераб. — М: Просвещение, 1988. — 479 с.
  213. , И.Г. Как Гертруда учит своих детей (письмо 7) //
  214. Избр. пед. пр. в 3 т. М., 1963. -Т.2. — 564 с. — С. 283.
  215. , A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистикии стилистики / A.M. Пешковский. M.-JI.: Гос. Изд-во, 1930. — 176 с.
  216. , A.M. Русский синтаксис в научном освещении / A.M.
  217. Пешковский. М.: УРСС, 2001. — 450 с.
  218. , Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. — М.: Педагогика1. Пресс, 1994.—527с.
  219. Подготовка детей в детском саду к школе. Ростов, 1955. — 64 с.
  220. Подготовка к грамоте // Воспитание и обучение в детском саду /
  221. Под ред. A.B. Запорожца, Т. А. Марковой. М., 1976. — 520 с.
  222. Подготовка к обучению грамоте и развитию речи // Дошкольноевоспитание. 1974. -№ 10.
  223. Подготовка к обучению грамоте в детских садах / Под ред. Н.С.
  224. , Н.С. Стражинской. Минск, 1992. — 70 с.
  225. , H.H. Проблемы речевого и умственного развития детейдошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: 1994. — 210 е.
  226. , H.H. Основное противоречие развивающейся психикиребёнка / H.H. Поддьяков. — М.: Перспектива, 1997. — 14 с.
  227. , Н.С. Данные о морфологическом соревнованиилобных областей мозга // Структуры и функции анализаторов человека. -М., 1961.
  228. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.
  229. Васильевой. М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
  230. Психология: Курс лекций для студентов, получающих дополнительнуюквалификацию «Преподаватель» / Под ред. М. И. Старова, JI.A. Каримовой. -М.-Тамбов: Изд. «Нобелистика», 2003. 194 с.
  231. , Е.И. Картины по развитию речи детей 2 и 3 года жизни / Е.И.1. Радина. М., 1983.
  232. Радуга: Программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детскомсаду / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.- Сост. Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 1993. — 224 с.
  233. , Ф.К. Вопросы обучения письму / Ф. К. Радьков // Начальнаяшкола, 1965. № 2. — С.14.
  234. Развитие: Программа нового поколения для дошкольныхобразовательных учреждений / JI.A. Венгер, О. М. Дьяченко. -М.: Гном, 2000. 164 с.
  235. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.
  236. Рузской. -М.: Педагогика, 1989. 216 с.
  237. , Т.Г., Львов, М.Р. Методика обучения письму в начальныхклассах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. М., 1979.
  238. , С.П. Методика русского языка в начальной школе / С.П.
  239. Редозубов. -М., 1963. 368 с.
  240. С.П. Обучение грамоте / С. П. Редозубов. М.: Учпедгиз, 1952. -135 с.
  241. , С.JI. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей
  242. C.JI. Рубинштейн // Основы общей психологии. — М.: 1989. — Т. 1.-485 с.
  243. Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникин. М.: Худ. лит., 1985.367 с.
  244. , Г. И. Цель, объект и предмет педагогического исследования /
  245. Г .И. Саранцев // Педагогика. 2002. — № 7. — С. 13−18.
  246. , С.Н. Планирование эксперимента в химии и химическойтехнологии / С. Н. Саутин. JL: Изд-во «Химия», 1975. — 75 с.
  247. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы.
  248. Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова / Сост. JI.A. Вохмянина. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 263 с.
  249. , Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток / Н. В. Седж.1. Минск, 1985. 137 с.
  250. , И.М. Кому и как разрабатывать психологию вопроса //
  251. Элементы мысли. / И. М. Сеченов. JI.: Изд. АПН РСФСР, 1943. -220 с.
  252. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.
  253. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
  254. , В.А. Дидактика: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина. М.: Академия, 2002. 368 с.
  255. Скажи по-другому / Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии /
  256. Под ред. О. С. Ушаковой. — Самара, 1994. — 145 с.
  257. Слама-Казаку, Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей / Т.
  258. Слама-Казаку // Вопросы психологии. — 1961. № 2. — С. 97 106.
  259. , В.А. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов подисциплине «Педагогика» в 2 ч. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев,
  260. E.H. Шиянов / Под ред. В. А. Сластёнина. М.: Владос, 2002. -Ч. 1.-286 с.
  261. , В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед.учеб. завед. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов / Под ред. В. А. Сластёнина. -М.: Академия, 2002. 566 с.
  262. , В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по непедагогич. специальностям /В.А. Сластёнин, В. П. Каширин. М.: Академия, 2001. — 477 с.
  263. , Л.И. Проблема дидактической игры в обучении грамотешестилетних детей / Л. И. Смагина: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13 00 01. М&bdquo- 1978. — 17 с.
  264. , A.B. О речевых механизмах умственной деятельности //
  265. Вопросы психологии мышления и речи / Известия АПН РСФСР вып.81,1956. 275 с. — С. 65−101.
  266. , О.И. Методика развития речи и обучения родному языку вдетском саду / О. И. Соловьёва. -М., 1966.
  267. , Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речидошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб. науч. трудов. —М., 1988. 120 с.
  268. , Ф.А. Подготовка детей к школе в детском саду / Ф. А. Сохин.1. М., 1977.-471 с.
  269. , Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин.
  270. М.: Просвещение, 1976. 224 с.
  271. , Л.Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко.
  272. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  273. , А.М. Методы активизации творческого мышления / A.M.
  274. Страунинг // Дошкольное воспитание. 1997. — № 3. — С. 46−55- № 4.-С. 13−24.
  275. , А.М. Росток: Программа «ТРИЗ РТВ» для детейдошкольного возраста / A.M. Страунинг. Обнинск, 1996. — Т. 1. -202 с.
  276. , А.М. Росток: Программа «ТРИЗ РТВ» для детейдошкольного возраста / А. М. Страунинг. Обнинск, 1996. — Т. 2. -262 с.
  277. , Г. В. Основы математической статистики для психологов /
  278. Г. В. Суходольский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. -424 с.
  279. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф.1. Талызина.-М., 1975.
  280. , Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. М.: Издво Моск. ун-та, 2001.
  281. , A.B. Очерки по методике обучения русскому языку / A.B.
  282. Текучёв. М, 1980. — 230 с.
  283. , В.И. Методика оценки физического развития детей / В.И.1. Теленчи. -М., 1967. 13 с.
  284. , В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн.
  285. Для работников дошк. учрежд. / Е. М. Белостоцкая и др. / Сост. В. И. Теленчи. -М.: Просвещение, 1987. 140 с.
  286. , Б.М. Психология. Учебник для средней школы / Б. М. Теплов.1. Учпедгиз, 1949. 254 с.
  287. , Л.В. Условия организации педагогического процесса в комплексе «Школа детский сад» / Л. В. Тимошенко. — Омск, 1997, — 202 с.
  288. , Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. СПб.:1. Акцидент, 1997. 112 с.
  289. , Т.А. Использование физминуток для развития пальцевоймоторики у дошкольников с нарушением речи / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. 1989. — № 3. — С. 36 — 40.
  290. , А.М. Детский сад и школа / А. М. Тришакова // Подготовкадетей к школе. Ростов, 1965. — 64 с. — С. 58−64.
  291. , Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом / Г. А.
  292. Тумакова. М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
  293. , Г. А. Подготовка к обучению грамоте и развитию речи / Г. А.
  294. Тумакова// Дошкольное воспитание. -1974. № 10. -С. 18.
  295. , Г. А. Работа над звуковой стороной слова в процессе развитияречи доппсольника в детском саду / Г. А. Тумакова: Автореф. дис. .канд. пед. наук: 13 01 01. -М., 1985.-25 с.
  296. , А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. М.:1. Просвещение, 1970. 56 с.
  297. , А.П. Подготовка детей в детском саду к школе // Сб. ст. / Подред. А. П. Усовой. -М.: АПН РСФСР, 1955. 276 с.
  298. , А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца.
  299. М.: Просвещение, 1976. 96 с.
  300. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.
  301. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. — М.: Просвещение, 1993. — 191 с.
  302. , О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитиесвязной речи / О. С. Ушакова: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — М.: 1996. —40 с.
  303. , Т.П., Павлова, Н.Д., Зачесова, И. А. Речь человека в общении /
  304. Отв. ред. В. Д. Шадриков. — М.: Наука, 1989. — 192 с.
  305. , К.Д. Избранные произведения / К. Д. Ушинский. M.-JL:1. АПН, 1946. 144 с.
  306. , К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д.
  307. Ушинский. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  308. , К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский // Избр. пр., вып. 1., 1949.-445 с.
  309. , К.Д. Руководство к преподаванию по Родному слову, ч.1. /
  310. К.Д. Ушинский // Избр. пед&bdquo- соч., т.2. Вопросы обучения. — М.: Госучпедгиз, 1939. 416 с.
  311. Фаусек, (Андрусова) Ю. И. Обучение грамоте и развитие речи по системе
  312. М. Монтессори / Ю. И. Фаусек. М.: Госиздат, 1922. — 107 с.
  313. , H.A. Учусь читать и писать. Методики обучения письму детей5.6 лет / H.A. Федосова. Ч. 1. — Псков, 2001. — 94 с.
  314. , H.A. Учусь читать и писать. Методики обучения письму детей5.6 лет /H.А Федосова. Ч. 2. — Псков, 2001. — 63 с.
  315. , A.C. Воспитание звуковой культуры речи у детей //
  316. Обучение грамоте в детском саду. М.: АПН РСФСР, 1963. — 155 с.
  317. , К.А. Лингвистика текста и проблема анализа устной речи /
  318. К.А. Филиппов. Л., 1989. -97 с.
  319. , С.О. Физические упражнения как средство подготовкидошкольников к овладению графикой письма / С. О. Филлипова. -СПб., 1992.-23 с.
  320. , Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксисаи пунктуации в школе / Под ред. В. В. Виноградова. М.: АПН РСФСР, 1962.-447 с.
  321. , Е.А. Живое слово дошкольнику: Учебное пособие длядошкольных пед. училищ и воспитателей дет. садов / Е. А. Флерина. -М.: Учпедгиз, 1945.
  322. , М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф.
  323. Фомичева. —М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  324. М.Ф. Учите детей говорить правильно / М. Ф. Фомичева. М.:
  325. Издатбюро треста Медучпособие, 1968.
  326. , Т.П., Еремеева, В.Д., Лоскутова, Т. Д. Эмоции, речь иактивность мозга ребёнка / Под ред Т. П. Хризман. М., 1991. -200 с.
  327. , Г. А. Совместная учебная деятельность как основаформирования умения учиться / Г. А. Цукерман: Автореф. дис. д-ра психол. наук. -М.: 1992. 39 с.
  328. , B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях /
  329. B.C. Черепанов. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  330. , К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. — М.: Педагогика, 1990. —384 с.
  331. , Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологическиеосновы развивающего обучения. М., 1996.
  332. , З.П. Первый год самый трудный. Особенности учебновоспитательной работы с детьми / З. П. Шабалина. М., 1990. -94 с.
  333. Шабалина, А, Н. Подготовка детей к школе / А. Н. Шабалина. М., 1950.
  334. , И.Н. Руководство для обучения детей письму и чтениюбез букваря (по образно-моторному методу) / И. Н. Шапошников. -М., 1923.-128 с.
  335. , И.Н. Как обучать грамоте. Что такое «чистые звуки», тайна слияния звуков" / И. Н. Шапошников. М.: Работник просвещения, 1928. — 108 с.
  336. , В.И. Психологические основы педагогической науки / В.И.
  337. Шахов // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 9−15.
  338. , Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С.1. Швайко. М., 1983. — 64 с.
  339. , Н.Х. Развитие речевых форм у младших дошкольников //
  340. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. M.-JI.: АПН РСФСР,-«1948.
  341. , Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннемвозрасте //Известия АПН РСФСР. Вып. 13. — 1948.
  342. Школа 2100: Образовательная программа и пути её реализации / Поднауч. ред. А. А. Леонтьева. вып. 3. -М.: Баласс, 1999. -288 с.
  343. , А., Тихеева, Е. Особенности работы с детьми семилетнеговозраста / А. Шлегер, Е. Тихеева. Л.: Госиздат, 1925. — 43 с.
  344. , Д.Г. Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольниковчтению / Д. Г. Шумаева. СПб.: Детство-Пресс, 2000. — 188 с.
  345. , Б.Д. Введение в психологию развития (В традици культ.-ист.теории Л.С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. М.: Триволга, 1994. -167 с.
  346. , Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.-328 с.
  347. , Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты / Д.Б.
  348. Эльконин // Вопросы психологии. 1956. — № 5.
  349. , Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин.
  350. М.: АПН РСФСР, 1958. 115 с.
  351. , Д. Б. Развитие речи и обучение чтению / Д. Б. Эльконин //
  352. Избр. психол. труды. — М., 1989. 554 с.
  353. , Д.Б. Как учить детей читать / Д. Б. Эльконин. М.: Знание, 1991.-79 с.
  354. , Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучениячтению // Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: АПН РСФСР, 1962.-с. 31.
  355. Эльконин, Д. Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте
  356. Д.Б. Эльконин // Психология детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1964.
  357. , H. М. Культурно-историческая концепция развития иформирования диалогического взаимодействия // Язык как учебный предмет. Обучение языку и формирование личности дошкольника. — М., 1993. 165 с.
  358. , H. М. Проблема коммуникативного развития и диалог вконтексте обучения дошкольников // Проблема речевого развития дошкольников и младших школьников. — М., 1993. — 123 с.
  359. , В. И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет (о формированиипредложений в речи детей) / В. И. Ядэшко. — М.: Просвещение, 1966. —95 с.
  360. , Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против» /1. Р. Якобсон. — М., 1975.
  361. , Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский Язык и егофункционирование: Избр. работы. — М., 1986. 205 с.
  362. Ястребова, А. В. Хочу в школу: система упражнений, формирующихречемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. /А.В.Ястребова, О.ИЛазаренко. -М.:АРКТИ, 1999.156
Заполнить форму текущей работой