Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование физических качеств у старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса: На примере легкоатлетического многоборья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются закономерности естественного формирования двигательных качеств человека в онтогенезе и педагогические принципы формирования физических качеств старших подростков в ходе целенаправленного педагогического процесса. Большое значение для нас имеет изучение методики формирования физических качеств у старших подростков, построенной с учетом рационального… Читать ещё >

Содержание

  • I ГЛАВА. Воспитание физических качеств старших подростков как педагогическая проблема
    • 1. 1. Проблема воспитания физических качеств старших подростков в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Формирование личности старших подростков в ходе учебно-тренировочного процесса
    • 1. 3. Взаимодействие процессов формирования физических и нравственных качеств старших подростков
    • 1. 4. Модель формирования физических и нравственных качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса
  • Выводы по первой главе
  • II ГЛАВА. Педагогические условия воспитания физических и нравственных качеств старших подростков в системе учебнотренировочного процесса
    • 2. 1. Формирование физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса
    • 2. 2. Использование педагогических технологий в формировании физических качеств старших подростков с учетом их индивидуальных особенностей
    • 2. 3. Единство формирования физических и нравственных качеств старших подростков в воспитательно-образовательном процессе учебно-тренировочного процесса
    • 2. 4. Отслеживание результатов Формирования физических и нравственных качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса
  • Выводы по второй главе

Формирование физических качеств у старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса: На примере легкоатлетического многоборья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящее в настоящее время

Ф политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества вынуждает вести поиск оптимальных путей решения проблемы не только преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, но и преобразования самого человека, его отношения ко многим явлениям общественной жизни.

Неотъемлемой частью развития общей и профессиональ ной культуры личности является физическая культура, которая наиболее полно реализует свои социальные функции в системе физиче ского воспитания. На предшествующем историческом этапе формирования и развития основных форм и направлений образовательной деятельности, система физического воспитания молодежи складывалось под влиянием общества и государства, решая при этом насущные потребности — необходимость подготовки молодежи к высокопроизводительному труду и защите Отечества. Такая ситуация определила отчуждение самого человека от возможности полноцен

41 но овладевать, а затем использовать содержание своей физической природы.

В настоящее время кризис государственной системы физического воспитания обернулся для общества рядом отрицательных последствий, среди которых можно выделить снижение уровня здоровья населения, особенно молодежи. Этот факт имеет особую значимость, так как состояние здоровья детей и подростков является важнейшим показателем жизнеспособности народа любой страны (119). Наряду с этим, имеются многочисленные доказательства взаимосвязи уровня двигательной активности и многих параметров, характеризующих состояние здоровья (95- 119), в то время как дефицит физических действий оказывает негативное влияние на процесс развития организма детей и подростков, осо-ф бенно на их физическое развитие.

Одной из важнейших задач физического воспитания является физическое совершенствование, которое наряду с укреплением здоровья является одним из необходимых условий, обеспечивающих достижение высокого уровня профессионализма в различных видах деятельности. При этом успешное решение всех задач физического воспитания, а также спортивной подготовки, напрямую зависит от эффективности системы занятий, то есть целенаправленного педа0 готического процесса, который представляет сооой «. специально организованный процесс адаптации к физическим нагрузкам, параметры которых определены закономерностями тренировки и согласованы с состоянием организма тренирующихся, ритмом их возрастного развития.» (119, стр. 2).

Известно, что база физической подготовленности создается в период школьного обучения. Именно в этом возрасте закладывают* ся и развиваются основные двигательные качества детей, которые являются плацдармом для формирования физически здоровой полноценной личности. В связи с этим возникает вопрос о поисках путей, ведущих к построению гармоничного комплекса физических качеств школьников, не оставляя без внимания интеллектуальные компоненты физической культуры.

Роль физической культуры в жизни школьника определяется достаточно большим числом факторов, среди которых одним из важнейших является спорт, определяемый как общественная самодеятельность людей в свободное от работы и учебы время (17 6). Именно занятия спортом позволяют школьникам удовлетворить свои двигательные потребности, причем можно отметить высокий уро-ф вень стабильности отношения школьников к систематическим физиче скими упражнениями.

Следует выделить главную задачу, которая решается в процессе занятий физической культурой и спортом — формирование личности школьника. В данном случае следует рассматривать занятия спортом, то есть целенаправленный педагогический процесс, как один из способов для создания условий, способствующих формированию личностных качеств (интеллектуальной, волевой, эмоциональной сферы, эстетических представлений и потребностей) школьников.

Другой важной задачей любых занятий спортом, независимо от характера двигательной деятельности (бег, плавание, гимнастика и т. д.), представляется развитие определенных двигательных способностей (физических качеств). Успех в практической работе над повышением физической подготовленности во многом определяем ется правильным планированием материала для формирования двигательных способностей в течение года, что требует от педагога высококвалифицированного подхода к решению задачи формирования физических качеств.

Эффективность выполнения данных задач во многом зависит от точных знаний о возрастных, половых и индивидуальных особенностях их развития у учащихся. Кроме того, необходимо учитывать Ф не только двигательные, но и определенные интеллектуальные, эмоциональные и эстетические потребности школьников, причем потребности сугубо индивидуальные.

Поэтому неслучайно особое внимание исследователей привлекают вопросы оптимального развития и формирования основных двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости.

Результаты исследований, посвященных изучению особенностей развития физических качеств в детском и юношеском возрасте показывают, что максимальные или минимальные темпы прироста уровня развития данных качеств наблюдаются в разные возрастные периоды. Проблема этапности развития физических качеств человека имеет не только фундаментальное научно-теоретическое значение в плане изучения онтогенетических закономерностей, но и практическое применение для программирования двигательной деятельности растущего организма с учетом всей гаммы воздействия на него внешней среды. Известно, что в самом процессе развития организма человека имеются определенные периоды (сенситивные/ критические) особо чувствительные к внешним воздействиям. Целенаправленное педагогическое воздействие целесообразно осуществлять в эти периоды, когда легко формируются и прочно закрепляются определенные функции, умения и навыки (57- 123/ 124).

Между тем, остается открытым ряд вопросов: всегда ли большой эффект педагогических воздействий достигается в периоды, совмещенные во времени с фазами ускоренного развития тех или иных двигательных способностейсовпадают ли представления о сенситивных или критических периодах развития одинаковых двигательных способностей, полученных с помощью разных (инструментальных, педагогических) методов и разными авторами или нет (132) .

Развитие физических качеств человека происходит в их тесной взаимосвязи и взаимной обусловленности. Причем, это взаимодействие может быть положительным, нейтральным или отрицательным (83). Правда, по мере дальнейшего развития положительный «перенос» взаимного влияния физических качеств становится более избирательным и специфичным (105). В теории и методике физического воспитания все большее применение находят методы многомерного статистического анализа (2- 65- 100- 134- 142- 157- 177- 184- 207). Эти методы позволяют более полно выяснить взаимосвязь физических качеств, определить основные факторы и их удельный вес влияния на результат, показанный испытуемыми в различных упражнениях. Правда, следует отметить, что подобного рода исследования проводились только на взрослых спортсменах.

Кроме того, исследования, посвященные взаимоотношениям системы формирования физических качеств и процесса формирования личности, практически отсутствуют. Хотя при этом многие авторы (20- 37- 61- 101 и др.) отмечают, что физическая культура и спорт являются средством социального становления личности, совершенствования индивидуальных личностных качеств.

Комплексный характер подготовки юных многоборцев-легкоатлетов в период начальной спортивной специализации требует высококвалифицированного подхода к развитию физических качеств и формированию двигательных навыков с учетом индивидуальных свойств характера и меры воздействия учебно-тренировочных занятий на процесс формирования личности школьников, занимающихся спортом. Именно поэтому наше исследование проявлений двигательной функции старших подростков было проведено на данном примере.

Большинство исследований посвящено развитию и формированию одного качества, влиянию какого-то качества на другое, взаимосвязи между показателями физического развития и физическими качествами взрослых, в меньшей степени детей и подростков (И.Г.Васильев, Ю. В. Верхошанский, В. Н. Власов, Д. М. Иоселиани, В. В. Кузнецов, М. И. Майсурадзе, В. Г. Никитушкин, Н. Г. Озолин, В. П. Филин, К. Д. Чермит и др.). Незначительное место занимают исследования взаимосвязи между физическими качествами, их оптимального соотношения (В.М.Зациорский, А. В. Коробков, Ю. В. Менхин, В. П. Филин и др.).

Если в настоящее время уже выявлены оптимальные соотношения между уровнем развития физических качеств и техническим мастерством для спортсменов различной квалификации в отдельных видах легкой атлетики, то исследований подготовленности старших подростков, занимающихся десятиборьем и посвященных этому вопросу, еще мало (Ф.КудуГ.Г.Попов). Многие специалисты, подчеркивая важность оптимального соотношения указанных сторон учебно-тренировочного процесса юных многоборцев уже с самого начала перспективной подготовки, не дают конкретных научно обоснованных рекомендаций.

Изучение на^ной литературы позволяет заключить, что исследования педагогического процесса формирования физических качеств старших подростков являются недостаточными в условиях стремительного реформирования системы физического воспитания.

Недостаточная теоретическая разработанность вопроса и практическая потребность определили выбор темы исследования:

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО МНОГОБОРЬЯ)".

ПРОБЛЕМА исследования: каковы педагогические условия воспитания физических и нравственных качеств старших подростков в системе учебно-тренировочного процесса.

ЦЕЛЬ исследования — выявить, научно обосновать и проверить на практике педагогические условия эффективности формирования физических и нравственных качеств старших подростков в ходе учебно-тренировочного процесса.

В соответствии с целью ОБЪЕКТОМ нашего исследования являются физические качества старших подростков.

ПРЕДМЕТОМ — формирование физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: формирование физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса будет эффективным, если:

— формирование физических и нравственных качеств рассматривается как целостный процесс, учитывающий возрастные особенности их естественного развития, а также направленный на повышение абсолютных показателей, темпов прироста, корреляционной зависимости между уровнями развития физических качеств и рост их абсолютных показателейобеспечивается постоянный педагогический и медицинский контроль, призванный своевременно отреагировать на изменения внутренних и внешних параметров подготовленности и Физического состояния учащихся;

— осуществляется дифференцированный подбор средств формирования физических и нравственных качеств старших подростков в соответствии с уровнем их развития, потребностями и мотивациямиформирование физических качеств рассматривается как средство формирования личностных качеств старших подростков при тесном взаимном влиянии этих сторон учебно-тренировочного процесса .

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих ЗАДАЧ: проанализировать возможности формирования физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса в теории и практике;

— выявить организационно-педагогическое обеспечение формирования физических качеств старших подростков и разработать модель формирования физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса многоборцев-легкоатлетов ;

— выявить педагогические условия формирования физических и нравственных качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса;

— разработать научно-методические рекомендации, направленные на повышение эффективности процесса формирования физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочных занятий легкоатлетическим многоборьем.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются закономерности естественного формирования двигательных качеств человека в онтогенезе и педагогические принципы формирования физических качеств старших подростков в ходе целенаправленного педагогического процесса. Большое значение для нас имеет изучение методики формирования физических качеств у старших подростков, построенной с учетом рационального сочетания процессов развития данных качеств, уровня физической подготовленности и антропометрических показателей, во взаимосвязи с нравственным формированием. Кроме того, чрезвычайно важной представляется «концепция индивидуализации» учебно-тренировочного процесса старших подростков, направленная на повышение его эффективности в целях формирования физического здоровья и повышения общей культуры конкретного субъекта, причем тренировочные занятия должны рассматриваться как составная часть внеклассной работы по формированию физической культуры личности и мощное средство формирования нравственности.

Для решения поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, материалов и педагогических публикаций, положительного педагогического опыта, моделирование и аналогия. Эмпирические методы: объективная регистрация показателей физического развития и сформированное&tradeфизических качеств старших подростков, включенное педагогическое наблюдение. Частные эмпирические методы дополнялись общими методами этого уровня: педагогический эксперимент, корреляционный анализ и методы математической статистики .

БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ является областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮС-ШОР) по легкоатлетическим многоборьям при Департаменте физической культуры, спорта и туризма Администрации Кемеровской области. Выбор типа специализированной школы для исследования определился тем, что в СДЮШОР по легкоатлетическим многоборьям созданы условия для формирования физических качеств и совершенствования спортивной подготовленности старших подростков.

ИССЛЕДОВАНИЕ проводилось с 1994 по 2000 г. и включало несколько этапов.

Первый этап (1994;1995 г. г.) — поисковый. На данном этапе осуществлялось накопление эмпирических данных по проблеме формирования физических качеств старших подростков, изучалась данная проблема в теории и практике в России и за рубежом, выявлялись проблемы существующей системы физического воспитания.

Второй этап (1995;1996 г. г.) — аналитический. Проводилось изучение литературы по теме исследования, что позволило определить сущность изучаемых явлений, раскрыть особенности педагогического процесса, направленного на формирование физических качеств старших подростковопределялись цели, задачи исследования, сформулирована гипотеза, разрабатывалась модель формирования физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса (на примере легкоатлетического многоборья) .

Третий этап (1996;1998 г. г.) — этап экспериментальной проверки разработанных теоретических положений, внедрение полученных результатов в практикуэкспериментальная проверка модели формирования физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса и выявленных педагогических услов14Й реализации этого процесса.

Четвертый этап (1999;2000 г. г.) — заключительный. Осуществлялась систематизация, обобщение результатов исследования и литературное оформление диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в следующем: выявлено влияние методики формирования физических качеств старших подростков на уровень развития двигательных способностей в рамках учебно-тренировочного процессаизучена воз-ф растная динамика изменения двигательных способностей старших подростков и их взаимосвязь- - разработана модель формирования физических и нравственных качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса, включающая цели, функции, направления, организационные форма, методы, программно-методические средства, критерии эффективности формирования физических качеств старших ^ подростковвыявлены педагогические условия формирования физических качеств старших подростков в воспитательно-образовательном процессе учебно-тренировочных занятий.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в определении теоретических основ формирования физических и нравственных качеств старших подростков в условиях уче&но-тоенировочного процесса. т

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ состоит в разработке методических рекомендаций, обеспечивающих эффективность формирования физических и нравственных качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса (на примере легкоатлетического многоборья) — причем данные рекомендации в полной мере учитывают современные педагогические подходы к формированию двигаФ тельных способностей старших подростков и могут использоваться в условиях общеобразовательной школы.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1.В ходе целенаправленного педагогического процесса по формированию физических качеств старших подростков в современных условиях необходимо учитывать динамику возрастных изменений уровня двигательных способностей во взаимосвязи с физиологической перестройкой организма.

2. Модель формирования физических и нравственных качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса многоборцев-легкоатлетов включает цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы и средства, направленные на повышение эффективности физического воспитания старших подростков .

3. Педагогическими условиями эффективности педагогического процесса формирования физических и нравственных качеств старших подростков являются: формирование физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процессаиспользование педагогических технологий по формированию физических качеств старших подростков с учетом их индивидуальности," единство формирования физических и нравственных качеств старших подростков в воспитательно-образовательном процессе учебно-тренировочных занятийотслеживание результатов формирования физических и нравственных качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочных занятий.

ДОСТОВЕРНОСТЬ научных результатов исследования обеспечивается использованием системного подхода, целесообразным сочетанием различных методов исследования, целенаправленным анализом реальной педагогической практики, комплексным характером педагогического эксперимента.

ОБОСНОВАННОСТЬ научных результатов и выводов исследования обеспечивается сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных независимых методов исследования.

АПРОБАЦИЯ полученных в ходе исследования результатов осуществлялась путем регулярных обсуждений методов и средств формирования физических и нравственных качеств старших подростков в педагогическом коллективе факультета физической культуры и спорта Кемеровского государственного университета, где автор работает в качестве преподавателявыступлениях автора на научно-практических и научно-методических конференциях: «Студенты и молодые ученые Кузбасса — 4 0-летию КГПИ-КемГУ — Кемерово, апрель 1994гIII межуниверситетская конференция «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» — Йошкар-Ола — июнь 1994г- «Социально-экономические и психолого-педагогические проблемы непрерывного образования» — Кемерово — март 1995гмеждународный симпозиум «Дети и олимпийское движение» — Абакан — июль 1995г- «Наука, образование, производство: интеграция и новые технологии» -Анжеро-Судженск — ноябрь 1997г- «Качество образования и наука» — Анжеро-Судженск — ноябрь 1999 г.- нашли свое применение при проведении практических занятий со школьниками.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. При формировании физических и нравственных качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса существенное место занимает поиск путей повышения эффективности системы управления учебно-тренировочным процессом, которая зависит от реализации комплексного, разностороннего подхода и от полноты знаний о каждом из звеньев цепи управления.

Теоретический анализ методики формирования физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса позволил выявить нерешенные вопросы этой проблемы, к числу которых относятся:

— дифференциация учебно-тренировочного процесса с целью совершенствования физических качеств старших подростков и создания условий для формирования положительных личностных качеств;

— конкретное содержание дифференцированного учебно-тренировочного процесса, направленного на воспитание физических качеств старших подростков;

— выявление динамики развития и взаимосвязи физических качеств старших подростков с целью совершенствования учебно-тренировочного процесса;

— выявление мотивов и факторов, влияющих на эффективность учебно-тренировочного процесса у старших подростков в современных социально-экономических условиях и др.

2. Педагогический анализ проблемы с последующим созданием и практической реализацией модели формирования физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса, решающей формирование физических качеств на основе преемственности целей, содержания, методов и организационных форм и критериев эффективности экспериментальной работы, создает условия для успешного осуществления воспитательно-образовательной деятельности.

Эффективность формирования физических качеств старших подростков в ходе учебно-тренировочного процесса во многом зависит от удовлетворенности выбранной деятельностью, которая в данном случае служит показателем положительного отношения к учебно-тренировочным занятиям.

3. Правильное применение всех методов, направленных на формирование нравственных качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса призвано обеспечить эффективность учебно-тренировочных занятий. При этом параллельно решаются задачи формирования физических и становления нравственных личностных качеств. Собственно говоря, использование возможностей воспитательно-образовательного и учебно-тренировочного процессов будет успешным только при четком представлении целей формирования личности старших подростков, его планирования, изучении результатов, практическом осуществлении с учетом индивидуальных особенностей.

4. Нами принималась во внимание исключительная важность целенаправленного изучения старших подростков в ходе учебно-тренировочного процесса. Знание всех индивидуальных особенностей занимающихся, их действительного отношения к спорту и мотивов спортивной деятельности позволяет дифференцировать задания на учебно-тренировочном занятии.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили справедливость гипотезы исследования о эффективности осуществления процесса формирования физических качеств старших подростков в ходе учебно-тренировочных занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование, в целом подтвердив выдвинутые # положения, позволило сделать следующие выводы.

Происходящее в настоящее время политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества вынуждает вести поиск оптимальных путей решения проблемы не только преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, но и преобразования самого человека, его отношения ко многим явлениям общественной жизни, в том числе осознание необходимости ф физического совершенствования.

Старший подростковый возраст рассматривается нами как жизненный период, во время которого закладываются и развиваются основные двигательные качества детей, являющиеся плацдармом для формирования физически здоровой полноценной личностипричем учебно-тренировочные занятия мы выделяем как фактор, способствующий формированию физических качеств старших подростков, W

Под важнейшей задачей занятий физической культурой и спортом нами понимается формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося. Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности старших подростков в ходе учебно-тренировочного процесса является комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного Боепитания. Одним из основных условий успеха в учебно-тренировочных занятиях, и особенно в спортивных соревнованиях, является формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы старших подростков.

Удовлетворенность учебно-тренировочной деятельностью, которая определяет моральное состояние старших подростков и существенно влияет на их активность и результаты занятий, является составной частью, обязательным компонентом и показателем формирования физических и нравственных качеств личности старших подростков.

Принимая во внимание все многообразие методических подходов к процессу воспитания физических качеств, перед педагогом постоянно ставится задача создания наиболее эффективной структуры учебно-тренировочного процесса. Причем такая структура должна основываться на определенных педагогических принципах.

Нами разработана модель формирования физических и нравственных качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса, включающая цели, функции, направления, организационные формы, методы, программно-методические средства, критерии эффективности формирования физических и нравственных качеств старших подростков. Исходными предпосылками построения модели формирования физических и нравственных качеств старших подростков выступают принципы индивидуализации и дифференцирования средств, направленных на повышение уровня физической подготовленности школьников и формирование нравственных личностных качеств.

В ходе экспериментальной работы мы объединили процесс формирования физических и нравственных качеств старших мирования Физических и нравственных качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса таким образом, чтобы обеспечить возможность их положительного взаимовлияния.

Установлено, что при изучении и совершенствовании такого дидактического явления как учебно-тренировочный процесс старших подростков необходимо при учете качественной стороны во-Ш проса использовать возможности для его количественного использования. Причем среди количественных методов педагогических исследований необходимо особо выделить педагогическое моделирование как одно из мощных преобразующих средств современной педагогики.

Результативность педагогического воздействия в ходе учебно-тренировочного процесса зависит, по нашему мнению, прежде ^ всего от педагогических технологий (содержания, организации и методики) преподнесения старшим подросткам той или иной системы спортивных упражнений, которые должны превратиться в их знания, навыки, умения и воплотиться в качествах личности.

Опираясь на знания о дидактической сущности всех компонентов учения в соответствии с конкретной целью учебно-тренировочного процесса, мы выделили пять основных компонентов педагогических технологий, используемых в условиях учебно-тренировочного процесса: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, энергетический, оценочный.

Разработано организационно-методическое обеспечение формирования физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса, основанное на индивидуализации и дифференцировании при подборе средств и объемов экспериментальной учебно-тренировочной нагрузки школьников. Мы отдавали предпочтение «подтягиванию» физических качеств, имеющих недостаточно высокий уровень развития, в то время как «сильные» двигательные качества совершенствовались в незначительно меньшей степени.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили справедливость гипотезы исследования об эффективности формирование физических качеств старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса.

Экспериментальная работа показала, что целенаправленная ориентация всей педагогической деятельности на создание условий для формирования личности школьника в отношении его физического развития, формирования нравственной сферы старших подростков, совершенствование взаимоотношений педагогов-тренеров и школьников, дифференцирование и индивидуализация учебно-тренировочного процесса дает возможность с высокой эффективностью решать важнейшую задачу учебно-тренировочного процессавоспитание личности подростка. Причем приобретенные в процессе учебно-тренировочных занятий знания, умения и навыки, сформировавшиеся положительные общекультурные, эстетические и творческие потребности могут быть реализованы в самых различных ситуациях, возникающих на протяжении всей жизни.

Проблема формирования физических и нравственных качеств старших подростков с учетом особенностей перехода к использованию дифференцированного подхода на всех этапах учебно-тренировочного процесса сложна и многогранна. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего развития и уточнения. t

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. В. Зациорский В.М. Факторный анализ тестов силовой подготовленности // Теория и практика физической культуры. — 1966. — тО. — С. 47−4 9,
  2. Н.В. Непараметрические зависимости между силой и выносливостью // Теория и практика физичес? сой культуры. 1970. — № 12. — С. 38−40.
  3. И.В. Темпы прироста скоростио-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1983. — 18с.
  4. И.А. Особенности детского возраста. Очерки, 1953.- М.: Учпедгиз, 1953. С. 58−91.
  5. М.А. Исследование методики скоростно-силовой подготовки на этапе начальной спортивной тренировки. // Теория и практика физической культуры. 1970. — № 6.- С. 56−59.
  6. М.А. Экспериментальное обоснование методики воспитания скоростно-силовых качеств у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1971. 24с.
  7. Бальсевич В, К. Исследование локомоторной функции в пост-натальном онтогенезе человека (5−65 лет): Автореф. дис.. докт. биол. наук. Омск, 1983 — 2 2с.
  8. В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры. 1980. — № 1. — С. 31.
  9. В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988. — 208с.
  10. В.А., Масальгин Н. А. Факторный анализ в изучении тренированности спортсмена // Теория и практика физической культуры. 1967. — № 8. — С. 26−29.
  11. Д.А. Исследование возрастной динамики скорост-но-силовых качеств и обоснование методики их совершенствования у юных легкоатлетов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974. — 34с.
  12. Г. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ.- М.: КСП: АЛЬВО, 1996. 248 с.
  13. В.В. Поиск математических зависимостей прироста спортивного результата от тренировочной нагрузки // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 2.- С. 22−24.
  14. М.С., Филин В. П. Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 8. — С. 30.
  15. Е.Н. Барьерный бег // Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. М., 1968. — С. 137−144.
  16. В.А., Ребриков В. П. Взаимосвязь показателей двигательной подготовленности с результатом в толкании ядра // Теория и практика физической культуры. 1978. — № 1.- С. 16.
  17. К., Комарова А. День сегодняшний // Легкая атлетика. 1987. — № 5. — С. 11−12.
  18. С.М. Книга тренера. М.: ФиС, 1971.- 312с.
  19. . Силовая подготовка юного легкоатлета // Легкая атлетика. 1962. — N'3. — С. 3−5.
  20. .В. Тренерам юных легкоатлетов. М.: ФиС, 1974.- 168с.
  21. .В. Экспериментальное исследование скоростно-силовой подготовки легкоатлетов 13−14 лет // Материалы к итоговой науч. сессии института за 1961 г. / ЦНИИФК.- М., 1962. С. 139−141.
  22. И.Г. Некоторые закономерности развития мышечной силы // Конф. по вопр. физиологии спорта: Тез. докл.- Л., 1955. С. 28−31.
  23. А.Е. Оценочная деятельность старшеклассников в процессе проективного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Омск, 1999. — 18 с.
  24. Ю., Ушаков А., Хачатрян О. Особенности подготовки десятиборцев // Легкая атлетика. 1987. — № 5.- С. 13−14.
  25. Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: ФиС. — 1970. — 216с.
  26. Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биодинамическими особенностями спортивных упражнений (на примере прыжковых упражнений): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1963. — 20с.
  27. Ю.В., Добровольский И. М., Щуплецов С. Н. идр. Факторная структура скоростно-силовых качеств у детей // Теория и практика физической культуры. 1977.- № 1. С. 4 0−4 3.
  28. В.Н. Некоторые особенности воспитания скоростно-силовых качеств у юных бегунов 8−9 и 12−13 лет // Научные труды ВНИИФК за 1969 г. М., 1970. — Т.1. — С. 1213.
  29. В.Н. Экспериментальное обоснование средств и методов воспитания быстроты движений и скорости бега у детей и подростков 8−15 лет // Возрастные особенности бегунов на короткие дистанции: Сб. науч. тр. ВНИИФК. М., 1973. — С. 31−4 4.
  30. С.В. Влияние начальных занятий спортом на темпы и устойчивость уровня развития физических качеств у детей и подростков // Материалы к итоговой науч. сессии института за 1965 г. / ЦНИИФК. М., 1966. — С. 119−123.
  31. С.В. Динамика развития скоростно-силовых качеств у школьников различного возраста, проявляемых в движениях, имитирующих метание копья, диска и толкание ядра // Тренировка юных спортсменов. М., 1965. — С. 67−72.
  32. С.В. Исследование скоростно-силовых качеств, проявляемых в легкоатлетических движениях метаний у школьников разного возраста, и пути их развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1966. -18с.
  33. В. Легкоатлетическое десятиборье. М.: ФиС, 1963. — С. 27.
  34. В. Пути-дороги десятиборья // Легкая атлетика.- 1968. № 8. — С. 10−11.т- 182
  35. В.В. Тренировка в многоборьях // Легкая атлетика: Учебник для тренеров. М.: ФиС. — 1963. — С. 532−567.
  36. В.В. Тренировка в многоборьях // Легкая атлетика: Учебник для институтов физ. культуры. М.: ФиС. — 1965. — С. 592−617.
  37. В.М., Бахрах И. И. Подросток и физическая культура / Методические указания. Смоленск, 1970. — 34с.
  38. Л.В. Методика воспитания физических способностей учащихся. Киев: Радяньска школа, 1980. — 103с.
  39. Л. В. Система направленного развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды: Авто-реф. дис.. докт. пед. наук. М., 1986. — 38с.
  40. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 114 123.
  41. Г. И. Исследование взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательных навыков у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тарту, 1973. — 19с.
  42. И.Г., Зубарев Ю. А., Шамардин А. И. Виды системности в физкультурном образовании // Физическая культура. 1998. — № 4. — С. 2−6.
  43. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Перевод с англ. Л. И. Хайрусовой. М.: Прогресс, 1976. — 495с.
  44. П.Н., Трофимов О. Н. Влияние возрастных особенностей школьников на развитие двигательных качеств // Легкая атлетика в школе. М.: ФиС. — 1972. — С. 4−15,1.- 183
  45. К.Г., Егиазарян А. Д., Бурла A.M. и др. Исследование средств и методов скоростно-силовой подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1972. — № 12. — С. 41−43.
  46. Н.Н. Скоростно-силовая функция мышц подростков и юношей // Материалы к итоговой науч. сессии института за 1949 г. / ЦНИИФК. М., 1950. — С. 64−65.
  47. Н.Н. Динамика глышечных сокращений при предельных напряжениях и ее возрастные изменения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1952. — 21с.
  48. М.Я., Евгеньева Л. Я. О взаимодействии силы, скорости и выносливости при тренировке // Третья конф. по вопросам физиологии, биохимии, морфологии, Киев: Тез. докл. М., 1959. — С. 45−47.
  49. М.Я. с сотр. К вопросу о взаимодействии двигательных качеств при тренировке детей-лыжников // Конф. по вопр. физиологии спорта: Тез. докл. Тбилиси, 1960.
  50. Э.А. Возрастные изменения статической выносливости и силы мышц у школьников // Развитие двигательных качеств школьников. М.: Просвещение, 1967.- С. 48−81.
  51. А.Г. Динамика проявления скоростно-силовых качеств школьников 8−15 лет в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1970. 14с.
  52. А., Семенов А. А., Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JI., 1979.- С. 208−209.
  53. Д., Альвиро X. Характерные особенности проявления и пути развития скоростно-силовой подготовленности мальчиков 11−13 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Киев, 1984. 23с.
  54. Т.Б. Дидактика и педагогическая психология: Учебное пособие / Калининградский гос. ун-т. Калининград: Б.и., 1996. — 38 с.
  55. А. А. Темпы роста физических способностей как критерий отбора юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1979. — № 9. — С.28−31.
  56. А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. д-р пед. наук. М., 1979. — 26с.
  57. А.А. Проблема критических периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры: Труды ученых соц. стран. М., 1984. — С. 211−244.
  58. Л.С., Медведев А. С. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств: Методическая разработка. М., 1985. — 31с.
  59. Е. Развитие мышечной силы человека в связи с общим его физическим развитием: Диссертация. М., 1889.
  60. А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1981. — 375с.
  61. Дик А. Материалы к исследованию роста, веса, окружности груди и жизненной емкости легких детского и юношеского возрастов, основанные на наблюдениях, сделанных в С. Петербурге: Диссертация. С.-Пб., 1883. 168с.
  62. К., Бахчеванов Д. Силовая подготовка метателей // Легкая атлетика. 1972. — № 6, — С. 18−19.
  63. Доан Ван Тхао, Сирис П. Скорость, сила, результат // Легкая атлетика. 1974. — № 9. — С. 22.
  64. И.М. Развитие силовых и скоростно-силовых качеств с помощью метода статико-динамических усилий: Автореф. дис. канд. пед. на- ук. Л., 1973. — 19с.
  65. Г. Л. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13−16 лет с учетом типологических особенностей проявления свойств нервной системы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 1988. — 18с.
  66. И. Д. Состояние физической и спортивно-технической подготовленности квалифицированных десятиборцев и пути ее совершенствования: Автореф. дис.. канд. пед. наук, Тарту, 1975. — 28 с.
  67. В.М. Прыжки в высоту с разбега // Учебник тренера по легкой атлетике. М., 1974. — С. 287−322.
  68. В.М. Физическая подготовка спортсмена. М.: ФиС, 1967. — 40с.
  69. В.В., Лысаковский И. Г. Оптимизация тренировочного процесса в скоростно-силовых упражнениях на основе моделирования движений // Вопросы биомеханики физическихупражнений: Сб. науч. тр. / Омский ин-т физ. культуры.- Омск, 1974. С. 93−96.
  70. К.П. Волевая подготовка спортсмена: Библиотечка спортсмена. М.: ФиС, 1967. — 40 с.
  71. А.В., Кузьмин В. И. Критические уровни в процессах развития биологических систем. М.: Наука, 1982.- 19с.
  72. М.Е. Обоснование структуры тренировочных нагрузок квалифицированных десятиборцев: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 28 с.
  73. Ю.В. Комплексный метод развития быстроты и выносливости у детей 10−12 лет и подростков 13−14 лет // 4-я науч. конф. по физ. восп. детей и подростков / Материалы. М., 1968. — С. 213−215.
  74. Ю.А., Касаткина Н. Э., Невзоров Б.П.,
  75. Т.М. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования /Отв. Ред. Н. Э. Касаткина. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 1996. 160с.
  76. В.М. Вопросы переноса тренированности в двигательных действиях // Координация двигательных и вегетативных функций при мышечной деятельности человека.- М. Л., 1965.
  77. В.М. Кибернетика, математика, спорт (применение математических и кибернетических методов в науке о спорте и в спортивной практике). М.: ФиС, 1969.- 200с.
  78. В.М. Физические качества спортсмена. М. :1. ФиС, 1970. 198с.
  79. В., Годик М. Математика и десятиборье // Легкая атлетика. 1962. — № 10.
  80. В.М., Волков Н. И., Кулик Н. Г. О двух типах показателей выносливости // Теория и практика физической культуры. 1965. — № 2. — С. 21−24.
  81. В.М., Волков Н. И., Фруктов А. Л. Исследование переноса тренированности в беге и ходьбе // Теория и практика физической культуры. 1959. — № 10.
  82. В.М., Кулик Н.Г, Смирнов Ю. И. Исследование взаимосвязи между физическими качествами // Теория и практика физической культуры. 1968. — № 12. — 1969.- № 1- 2.
  83. Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.: ФиС, 1950. — 206 с.
  84. Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Очерки. М., 1956.
  85. Н.В., Коробков А. В. Физические упражнения как средство повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды // Теория и практика физич еской культуры. I960. — № 4.
  86. Д.М. Прыгучесть и ее развитие // Теория и практика физической культуры. 1955. — № 11. — С. 15−19.
  87. Д.М. Материалы к вопросу о скоростно-силовых упражнениях // Пленум сессии по вопросам физиологии спорта. Киев, 1957. — С. 24−25.
  88. П.И. Взаимосвязь формирования двигательных навыков и развития скоростно-силовых качеств школьников10.13 лет при комплексном использовании средств физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1959. — 18с.
  89. Ф.Г. Динамика развития мышечной силы у школьников // Теория и практика физической культуры. 1964.- № 3. С. 36−38.
  90. Ф.Г. О скоростно-силовой подготовке детей школьного возраста // Физкультура в школе. 1967. — № 6. — С.
  91. С. В. Развитие скоростных качеств в спортивной тренировке // Теория и практика физической культуры.- 1961. № 5.
  92. В. Развитие быстроты у юных легкоатлетов // Легкая атлетика. 1958. — № 1.
  93. В. Тренировочные нагрузки юных легкоатлетов // Легкая атлетика. 1957. — № 8.
  94. Н.А., Петрачев М. А., Молчанов С. В. и др. Анализ диссертационных исследований по проблемам школьной физической культуры и пути их внедрения в практику педагогической деятельности // Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10. — С. 25.
  95. Н.А., Приходько В. В., Лубышева Л. И. Возвращаясь к наследию: физкультурное образование, физкультурнаядеятельность, школьная физическая культура в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 9−10. — С 2.
  96. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. JT.: Медицина, 1970. — 269с.
  97. С. В. Особенности методики развития компонентов скоростно-силовых качеств юных легкоатлетов // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 8. — С. 32.
  98. Ю.В. Исследование особенностей скоростно-силовой подготовки юных легкоатлетов // Материалы к итоговой науч. сессии института за 1963 г. / ЦНИИФК. М., 1964. — С. 70−72.
  99. г. И., Васнев И. А. Как учитывать типологические особенности подростков при подготовке прыгунов с шестом // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 2.- С. 26.
  100. Р.К., Левитский Н. Г., Лимарь П. Л. Первые шаги в легкой атлетике. М.: ФиС, 1965. — 223с.
  101. Колумба Майкл Джо Бланго. Структура и содержание скоро-стно-силовой подготовки квалифицированных десятиборцев на специально-подготовительном этапе подготовительного периода: Автореф. дис.. канд. пед. наук Киев, 1991.- 24с.
  102. И.Ф., Куценко Г. И. Подросток и физическая культура. М.: Знание, 1982. — 64с.
  103. В.М. Возрастные изменения быстроты движений у школьников и влияние тренировки в легкоатлетических упражнениях на ее развитие: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1961. — 15с.
  104. А.В. Взаимосвязь и диссоциация качественных особенностей двигательной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 1958. — № 7.
  105. А.В. О взаимосвязи быстроты, силы, выносливости // Теория и практика физической культуры. 1954. — № 5.
  106. А.В. Юношам о легкой атлетике. М.: ФиС, 1953.- 232с.
  107. А.В. Физиологические основы физической культуры и спорта юных спортсменов. М., 1961.
  108. А.В. Основные этапы и направление формирования двигательной функции в детском и юношеском возрасте / / Всесоюзная научно-методическая конференция по юношескому спорту. М., 1962. — С. 37−41.
  109. П.И. Формирование умений физического самосовершенствования у учащихся старшего подросткового Еозраста общеобразовательной школы: Автореф. дис.. .. канд. пед. наук. Челябинск, 1995. — 19с.
  110. А.И. Теория формирования личности. В 2 ч. Ч. 1. Факторы, структура, сущность формирования личности.- Минск: НИО, 1997. 208 с.
  111. А.А. Оценка состояния спортивной формы по показателям спортивных результатов // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 8. — С. 17.
  112. Н., Гринберг Р. Критические периоды развития // Труды 7-ой научной конференции по возрастной морфологии и биохимии. -М., 1967. -С. 37−39.11 411 511 611 711 811 679 936 969 703 424 4
  113. Ф. Ширмер делится опытом // Легкая атлетика.- 1967. № 4. — С. 31−32.
  114. Ф. Размышления о декатлоне // Легкая атлетика.- 1968. № 9. — С. 6−7.
  115. Ф. Десятиборье // Легкая атлетика. 1969. — № 8.- С. 11−15.
  116. Ф. Соревновательные нагрузки десятиборца // Легкая атлетика. 1971. — N'4. — С. 18−19.
  117. Ф.О., Примаков Ю. Н. Десятиборье // Легкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1989. — С. 607—633.
  118. В.В. Методы силовой подготовки спортсменов высших разрядов. М.: ФиС, 1967.
  119. З.И. Развитие двигательных качеств школьников.- М.: Просвещение, 1967, с. 5−7.12 5. Кузнецова З. И. Физическая культура в школе. Методика уроков в 4−8 классах. М.- 1972. — 352с.
  120. Ю.И. Исследование зависимости уровня развития скоростно-силовых качеств от силовых качеств юных спортсменов // Материалы конференции молодых научных работников. /ВНИИФК. М., 1964. — С. 51−54.
  121. Н.Г. Средства и методы развития физических качеств // Первые шаги в легкой в легкой атлетике. М.: ФиС, 1965. — С. 15−22.
  122. Легкая атлетика / Качаев С. В., Корецкий В. М. и др. М.: ФиС, 1961. — 286с.
  123. Легкая атлетика для юношей / Под общ. ред. П. Л. Лимаря.- М.: ФиС, 1969. 224 с.
  124. Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦИФК, 1992. — С. 22.
  125. Р. Сеязи действительные и кажущиеся // Легкая атлетика. 1963. — № 11. — С. 42−44.
  126. В.П. Состояние и перспективы совершенствования физического воспитания школьников в свете современных концептуальных подходов // Физическая культура.- 1999. № 1−2. — С. 18−25.
  127. . Школа воспитания юных многоборцев // Легкая атлетика. 1965. — № 5.
  128. Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте // Теория и практика физической культуры. 19 90. — № 3. — С. 15−18.
  129. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 11. — С. 16−23.
  130. Лях В.И., Кофман Л. В., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов / Программы общеобразовательных учреждений: Физическое воспитание учащихся 1−11 классов. М.: Просвещение, 1996.- С. 106−204.
  131. B.C. Метод расширения факторов // Социол. исслед.- 1985. № 1.
  132. М.И. Влияние силовых упражнений на развитие выносливости // Научные основы физического воспитания и спорта (Вып. 4). М., 1968.
  133. А.А. Исследование развития скоростно-силовых качеств юношей 11−14 лет при регулируемых тренировочных нагрузках // Педагогические аспекты спортивной тренировки: Сб. науч. тр. / Омский ин-т физ. культуры. Омск, 1981. — С. 57−58.
  134. Р. Социальная психология и спорт: Пер. с англ. /Послеслов. В. И. Столярова. М.: ФиС, 1979. — 176с.
  135. Н.А. Математико-статистические методы исследований в спорте // Теория и практика физической культуры.- 1968. № 2.
  136. Е. А. Некоторые особенности подготовки юных прыгунов в длину с разбега // Материалы к итоговой науч. сессии института за 19 65 г. / ЦНИИФК. М., 1966. — С. 81−84.
  137. А.П. Физическая культура личности как проблема педагогики // Физическая культура. 1998. — № 2. — С. 10−12.
  138. Медицинский справочник тренера / Сост. В. А. Геселевич.- М.: ФиС, 1976. 270с.
  139. Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических технологий для реализации дифференцированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1997. — 24 с.
  140. В.И. Физиологические данные детского возраста.- М., 1921.
  141. А.В. Анатомические и физиологические особенностидетского организма. М., 1885.
  142. Р.Е. и др. Физическая культура и возраст / Под общ. ред. Р. Е. Мотылянской. М.: ФиС, 1967.
  143. Р.Е. Исследование здоровья, физического развития и функциональных возможностей юношей, тренирующих преимущественно силу, скорость или выносливость // Проф блемы врачебного контроля. М., 1960. — С. 201−227.
  144. Р.Е. Некоторые вопросы тренировки юных спортсменов в свете данных врачебных исследований // Всесоюзная научно-методическая конференция по юношескому спорту. М., 1962. — С. 41−45.
  145. Р.Е., Артамонов В. Н. Методологические основы определения физической работоспособности у юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1982.- N>9. С. 24.
  146. А. Прогнозирование и отбор // Легкая атлетика.- 1987. № 5. — С. 16.
  147. Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и системы переподготовки пед. кадров. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.0
  148. В. А. Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, проживающих в различных клима-то-географических условиях // Физическая культура.- 1998. № 1. — С. 15−17.
  149. В.М. Экспериментальное исследование динамики развития скоростно-силовых качеств и совершенствование их в процессе подготовки барьеристов 15−18-летнего возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970.- 31с.
  150. В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 8. — С. 40−41.
  151. В.Г., Масальгин А. В. Комплексная оценка уровня физической подготовленности юных спортсменов / / Теория и практика физической культуры. 1987. — № 6. — С. 31−33.
  152. .А. Интегративно-антропологические основы физического воспитания и детско-юношеского спорта // Физическая культура. 1998. — № 2. — С. 6−9.
  153. В.Г. Влияние спортивной деятельности на формирование характера личности спортсмена / Психология и современный спорт: Сборник науч. работ психологов спорта соц. стран. М.: ФиС, 1973. — С. 62−72.
  154. Н.Г. Быстрота и методика ее развития // Теория и практика физической культуры. 1949. — № 7. — С. 504 518 .
  155. Н.Г. Молодому коллеге. М.: ФиС, 1988. — 288 с.- Библиотечка тренера.
  156. Н.Г. О качественных характеристиках компонентов спортивной подготовленности // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 1. — С. 21−23.
  157. Н.Г. Путь к успеху. Изд. 2-ое, доп. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 44−54.
  158. Н.Г. Современная система спортивной тренировки.- М.: ФиС, 1970. 479с.
  159. Н.Г. Тренировка легкоатлета. М.: ФиС, 1949.- 212с.
  160. Н.Г., Ягодин В. М. Основы тренировки в легкой атлетике / Легкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1989. — С. 65−114.
  161. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М. Я. Набатниковой. М.: ФиС, 1982. — 280с.
  162. С.М. Особенности развития и физической подготовки мальчиков 12−16 лет с различными объемами двигательной активности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1982. — 24 с.
  163. И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432с.
  164. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: ФиС, 1974. — 310с.17 7. Попов Г. Г. Динамика факторной структуры тренированности юных десятиборцев // Теория и практика физической культуры. 1986. — № 9. — С. 32.
  165. Т. И. По поводу статьи проф. С. М. Громбаха «К дискуссии об оценке физического развития детей и подростков» в журнале «Гигиена и санитария», 1967, № 4. // Гигиена и санитария. 1967. — № 12. — С. 71−72.
  166. Приборы и методы в спортивной тренировке и эксперименте / / Материалы к Всероссийской научно-методической конференции (21−31 октября 1969 г.). Л., 1969.
  167. Ю.Н., Попов Г. Г. Динамика взаимосвязи технического мастерства с уровнем развития физических качеств у юных десятиборцев // Теория и практика физической культуры. 1983. — № 8. — С. 21.
  168. Ю.Н., Попов Г. Г. Последовательность обучения видам легкоатлетического десятиборья в период начальной специализации // Теория и практика физической культуры.- 1981. № 7. — С. 30.
  169. В. Ф. Математическое моделирование тренировочного процесса // Теория и практика физической культуры.- 1988. № 4. — С. 39−41.
  170. В. А. Соотношение возрастных и индивидуальных особенностей в структуре спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 9. — С. 40−42.
  171. Г. П. Физическое развитие детей и подростков // Основы морфологии и физиологии детей и подростков. М.: Медицина, 1969. — С. 554−57 0.
  172. Г. Н. Спорт как общественный фактор физической культуры // Физическая культура в школе. 1997. — № 1.- С. 61−65.
  173. Ю.Д., Сезин И. М., Силуянова В. А. Определение общей физической выносливости спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1982. — № 1. — С. 26.
  174. .И., Гомберадзе К. Г. О взаимосвязи физической и технической подготовленности юных спортсменок (на примере толкания ядра) // Теория и практика физической культуры. 1976. — № 3. — С. 36.
  175. А.А., Кротов В. Я. Взаимосвязь антропометрических признаков с некоторыми специфическими тестами при исследовании юных баскетболистов // Теория и практика физической культуры. 1975. — № 7. — С. 41.
  176. Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта / Перевод с англ. Ю. Л. Ханина. М.: ФиС, 1980. — 132с.
  177. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов / Под общ. ред. В. П. Филина. М. г ФиС, 1968. — 248с.
  178. Г. Г. Развитие и воспитание личности: Учебное пособие по курсу «Общая педагогика» для самостоятельного изучения. Ч. 2. Кемерово: Изд-во КемГУ, 1996. — 168
  179. Спорт и образ жизни: Сборник статей. /Сост. В, И. Столяров, 3. Кравчик. М.: ФиС, 1979. — 278с.
  180. М.И. Нравственное воспитание школьников на занятиях физкультурой: В помощь учителям физкультуры. М.: Просвещение, 1975. — 136 с.
  181. М.И. Пример в методике воспитания юных спортсменов. В сб.: Идейно-политическое и нравственное воспитание юных спортсменов. — М., 197 9. — С. 137−138.
  182. Л. Предмет эстетики. М.: Искусство, 1961.
  183. Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение) / Учебное пособие для вузов. М.: Издательский дом «Стратегия», 1998. — 224 с.
  184. Г. Г. Типологический анализ в социологии. М.: Наука, 1993. — 103 с.
  185. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. М.: ФиС, 1976. — В 2-х т.- 304с.
  186. В.В. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками и юношами // Легкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1965.- С. 618−644.
  187. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М.: ФиС, 1978. — 206с.
  188. И.И. Педагогические условия эстетического воспитания старших школьников в образовательных учреждениях инновационного типа: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Кемерово, 1998. 18 с.207 208 209 210 211 225 868 765 858 036 187 136
  189. А. Десятиборье. Особенности подготовки мастеров декатлона // Легкая атлетика. 1996. — N'4. — С. 14−17. Фарфель B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 67с.
  190. B.C. Управление движениями в спорте. М.: ФиС, 1975. — 205с.
  191. B.C. Физиология спорта: Очерки. М.: ФиС, 1960.- 384с.
  192. О.В. Воспитание взрывной силы // Легкая атлетика. 1968. — № 9. — С. 4.
  193. О. В. О рациональном соотношении скоростных и скоростно-силовых упражнений в тренировке легкоатлетов // Теория и практика физической культуры. 1968. — № 9.- С. 34−36.
  194. О.В. Развитие скоростно-силовых качеств у подростков // Теория и практика физической культуры. 1963.- № 3. С. 72−7 4.
  195. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. М.: Высш. школа, 1983. — 391с.
  196. В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: ФиС, 1974. — 232с.
  197. В. П. Общая и специальная физическая подготовка юных спортсменов / / Тренировка юных спортсменов / Под общ. ред. В. П. Филина. М.: ФиС, 1965.
  198. В. П. Теория и методика юношеского спорта. М.: ФиС, 1987.
  199. В.П. Физическая подготовка бегуна на короткие дистанции // Бег на короткие дистанции. М.: ФиС, 1964.
  200. В.П., Портной Г. Г. Направленность многолетней тренировки юных легкоатлетов-многоборцев // Теория и практика физической культуры. 1983. — № 9. — С. 27.
  201. В.П., Портной Г. Г. О построении многолетней тренировки легкоатлетов-десятиборцев // Теория и практика физической культуры. -1981. № 2. -С. 5.
  202. В.П., Топчиян B.C. Использование скоростно-силовых упражнений в годичном цикле тренировки юных легкоатлетов // Тренировка юных спортсменов. М., 1965. — С. 28−42.
  203. В.П., Фомин В. А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980. — 251с.
  204. Н.А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М.: ФиС, 1972. — 176с.22 6. Фомин Н. А., Филин В. П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам).- М., 1987. 120с.
  205. Н.А., Филин В. П. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам).- М.: ФиС, 1986. 159 с. 228 .22 9 230 231 232 233 233 910 970 974 208
  206. Л. Десятиборье критерий оценки // Легкая атлетика. — 1970. — N'9, — С. 20−21.
  207. . К. и др. Легкая атлетика в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 128с.
  208. Хрипкова А. Г, Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов небиологических специальностей пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1978. 278 с.
  209. А.Г. Физическое развитие детей и подростков.- М.: Медгиз, 1963.
  210. К.Д., Мамгетова Л. К. Возможности определения гармонии оазвития человека (постановка проблем) // Теория и практика физической культуры. — 1996. № 3. — С. 10−16. Шенкман С. Секреты Ширмера // Легкая атлетика. — 1965.- № 1. С. 28−29.
  211. Т.С., Зельдович Т. А. Начальная подготовка юных спортсменов // Теория и практика физической культуры.- 1971. № 3. — С. 56−57.
  212. Эстетическое воспитание школьников: Программы кружковой и факультативной деятельности / Национальный институт образования Республики Беларусь- Под ред. Котиковой О.П.- Минск: НИО, 1998. 141 с.
  213. Т.П., Петрикевич В. В. Совершенствование силовых качеств у юных легкоатлетов // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 9. — С. 30.
  214. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995. — 323 с.
  215. Н.Н., Коробков А. В., Янанис С. В. Физиологическиеи биохимические основы теории и методики спортивной тре нировки. М.: ФиС, 1957.
  216. Lasarsfeld P. The art of asking why // Nat. Market Rev., 1935. Vol. 1. — P. 26−28.
  217. Leichtathletik / Gesamtredaktion G. Schmolinsky. Ber lin, 1966. — 519s.
  218. Lohmann W. Lauf, sprung, wurf. Berlin, 197 3. — 142s.
  219. Meinberg E. Hauptprohleme der Sportpadagogik: Eine Ein furung. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft 1991. — 315s. оЩ
  220. В прилагаемом к нашему исследованию табличном материале представлены следующие данные
  221. Средняя арифметическая величинаг1. М — ——, где /71.знак суммирования-
  222. V полученные в исследовании значения (варианты) — л — число вариант.
  223. Средняя ошибка среднего арифметическогосгm-±-—j=, где sinа среднее квадратическое отклонение.
  224. Средняя ошибка разности (критерий Стьюдента)1. М1 -Л/2 " .t = 1 z = - с = пл + п2 2, гдемЦ2"'т2
  225. С число степеней свободы вариаций от 1 до которыеравны числу наблюдений без единицы.4, Достоверность различия, определяемая по таблице вероятностей Р/t/^/ti/ по распределению Стьюдента.
Заполнить форму текущей работой