Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе
Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях авторав выступлениях на всероссийских, республиканских и городских научно-практических конференциях и совещаниях (2000;2008 гг.) — организации и проведении семинаров, круглых столов по исследуемой проблемеобобщении опыта работы отдельных педагогов и подготовке их к участию в профессиональных конкурсахв процессе участия… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Формирование культуры мира как ценностно-целевой приоритет образования
- 1. 1. Педагогическая интерпретация понятия «культура мира», сущность и ее особенности
- 1. 2. Управление процессом формирования культуры мира в школе
- 1. 3. Состояние и возможности формирования культуры мира у учащихся
- Глава II. Развитие педагогической системы школы по формированию культуры мира у учащихся
- 2. 1. Организационно-педагогические условия формирования культуры мира у учащихся
- 2. 2. Учебно-методическое обеспечение процесса формирования культуры мира у учащихся
- 2. 3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В начале XXI века общественность на уровне государств, мировых религий, различных образовательных систем осознала крайнюю необходимость установить в мире дух доброжелательности, сотрудничества, дух толерантности и дружбы между народами, государствами и людьми. Успех в этом деле зависит как от политики, так и от образования, от результатов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, от интеллектуальных, духовных, нравственных качеств личности. Только образование может гармонизировать знания и нравственную культуру, предотвратить духовную деградацию человечества. Однако кризис, поразивший важнейшие сферы духовной жизни, сказывается на состоянии и развитии образования, которое теряет в последнее время свои культурообра-зующие функции, свое влияние на нравственное развитие личности.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления мира на планете, мира внутри человека вызвали необходимость ее рассмотрения и на уровне школьного образования.
Наша страна многонациональна, пестра различными языковыми, культурологическими, национальными, религиозными особенностями и менталь-ностями. Языковое, культурное, этническое многообразие с одной стороныпозитивное явление в нашей системе образования, с другой стороны создает некоторые проблемы, трудности в общении и взаимопонимании. С целью разрешения этих проблем в образовании вводятся механизмы поликультурного образования, проекты межкультурной коммуникации, модели воспитания толерантности и культуры мира.
Однако в практике формирование культуры мира как личностной составляющей осуществляется фрагментарно, что приводит к различным негативным проявлениям на межэтнической почве. В этой связи необходим системный, комплексный подход к формированию у школьников культуры мира.
Проблема формирования культуры мира находится в междисциплинарной сфере психологии, этнопсихологии, социологии, конфликтологии и педагогики.
Формирование культуры мира как научной проблемы является предметом исследования зарубежных ученых: Д. Ж. Браун, К. Роджер, Ч. Сноу, Д. Адамс, Ф. Майор и др., которые рассматривают культуру мира как набор ценностей, отношений, традиций, обычаев, стандартов поведения и образования.
В педагогике культура мира в основном рассматривается с позиции гуманизма. Я. А. Коменский в основу развития системы образования заложил принцип гармонии в отношениях между людьми. Г. Песталоцци считал первым ростком нравственности чувство доверия, любви к ближним. В основе учения о воспитании и образовании молодежи М. В. Ломоносова были положены принципы народности, демократизма, гуманизма, стержневым качеством личности ученый считал любовь к своей Родине. Известные русские педагоги Н. М. Толстой, С. А. Рачинский, П. Ф. Каптерев полагали, что в основе личности должна лежать высокая нравственная ответственность «за свое бытие». Русские философы И. А. Ильин, В. В. Розанов рассматривают культуру мира с позиции собственного достоинства, внутренней свободы и гражданственности человека.
Идеи гуманного отношения к человеку как стержневой принцип формирования культуры мира отражены в работах К. Д. Ушинского, В.А.Сухом-линского, известных народных просветителей: К. Насыри, И. Я. Яковлева, М. Евсеева, ученых Р. А. Валеевой, Г. Н. Филонова, И. Д. Демаковой, С. В. Евтушенко, В. Ф. Кривошеева и др. Д. С. Лихачев культуру мира относил к одной из составляющих личности.
Отечественные психологи А. Г. Асмолов, Г. О. Солдатова, В. П. Степанов и др. в основе формирования культуры мира выделяют толерантность как признание ценностей многообразия человеческой культуры. Исследователи в области педагогики А. Ю. Белогуров, А. Н. Джуринский, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова и др. видят проблему формирования культуры мира в рамках теории и практики поликультурного образования. Проблема формирования культуры мира средствами национальной культуры рассматривалась в исследованиях И. И. Валеева, Г. Н. Волкова, Ф. Ф. Харисова, Е.Е. Ха-таева, З. Б. Цаллаговой и других исследователей.
М.В.Кабатченко, Г. Д. Дмитриев, М. И. Кошелева, Е. Н. Шиянов, А. Ф. Никитин, Л. А. Харисова говорят о культуре мира как о ценностно-целевом приоритете образования. М. И. Кошелев одной из составляющих культуры мира считает гражданственность. В. С. Лазарев, В. Тищенко отмечают, что в основе культуры мира лежит правовая культура.
В современной системе образования педагогами-практиками используются работы по межэтническому (Б.С.Гершунский, В. П. Комаров, Г. Ф. Хасанова и др.), межличностному (Л.А.Волович, Б. З. Вульфов, Б. Т. Лихачев, Л. Ю. Сироткин, Г. Н. Филонов и др.), межъязыковому (В.Ф.Габдулхаков, Ф. Ф. Харисов и др.), межрелигиозному (Г.Р.Балтанова, Л. И. Климович, Р. А. Набиев, Л. А. Харисова и др.) взаимодействию в рамках формирования поликультурной личности.
Однако до сих пор в образовательных учреждениях недостаточно научно обоснованных исследований формирования культуры мира у учащихся.
Изучение состояния научно-педагогической, методической литературы по данной проблеме выявило следующие противоречия, существующие в российской системе образования и определившие актуальность нашего исследования:
• между потребностью общества в защите прав, свобод личности, ее безопасности и отсутствием целостной педагогической системы, направленной на формирование культуры мира у учащихся;
• между богатством мировой, общероссийской, национальных культур и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий введения его в учебно-воспитательный процесс школы;
• между существующей нормативно-правовой базой формирования толерантности и культуры мира у подрастающего поколения и слабой разработанностью механизмов ее реализации в учреждениях образования.
На основании выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия, необходимые для формирования культуры мира у учащихся?
Актуальность решения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе» .
Цель исследования: разработать и апробировать в рамках организации образовательного процесса педагогическую систему формирования культуры мира у учащихся в условиях средней школы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование культуры мира у учащихся.
Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих проектирование и реализацию системы формирования культуры мира у учащихся средней школы.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что проектирование педагогической системы и формирование культуры мира у учащихся средней школы будут эффективными, если:
• реализовывать комплекс организационно-педагогических условий, предусматривающих эффективное формирование культуры мира у учащихся, предполагающих учебно-методическое обеспечение, готовность педагогических кадров школы, нормативно-правовую базу, материально-техническую базу и организационные условия;
• использовать когнитивный, аксеологический, деятельностный критерии в качестве индикаторов эффективности реализации управленческой модели формирования культуры личности на основе единства целевого, содержательного, процессуального аспектов учебно-воспитательного процесса.
Исходя из целей и выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе научного анализа специальной литературы дать педагогическую интерпретацию понятию культуры мира и определить критерии сформированности культуры мира у учащихся.
2. Разработать управленческую модель формирования культуры мира у учащихся.
3. Выявить организационно-педагогические условия формирования культуры мира у учащихся.
4. Разработать и апробировать комплексную программу по формированию культуры мира у учащихся.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили современные исследования, ориентированные на формирование культуры мира у учащихся, теории образования и воспитания.
В работе школы мы опирались на основные положения концепции ведущих исследователей в области философско-методологического анализа образования, как процесса трансляции и реализации культуры (В.С.Библер, В. В. Давыдов, А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, Г. П. Щедровитский и др.), воспитания личности (О.П.Богданова, Л. А. Волович, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.), сохранения и укрепления здоровья в системе образования (М.М.Безруких, Н. К. Смирнов, Ф. Ф. Харисов, Р. Х. Шакуров и др.), роли мировой, общероссийской, национальной культур в формировании личности (В.И.Андреев, Г. Н. Волков,.
Е.К.Жирков, М. И. Махмутов, Н. Д. Никандров, И. М. Рубано, Ю. С. Тюнников, Л. А. Харисова и др.), формирования толерантности (А.Г.Асмолов, Г. У. Солдатова, П. В. Степанов и др.), теории поликультурного образования (В.П.Борисенков, Г. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк, А. Н. Джуринский, В.В. Ма-каев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова и др.).
В процессе работы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
• теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы;
• синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, обобщение педагогического опыта, методы педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос);
• педагогический эксперимент;
• методы математической обработки результатов педагогического эксперимента.
Экспериментальной базой исследования являлись средние общеобразовательные школы №№ 62, 54, 45, 60 Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (2003;2004 гг.). Этап определения проблем и разработка необходимых изменений в образовательной системе школы. На этом этапе обеспечивается необходимая база для перехода к новому уровню развития школы, он носит диагностическо-прогностический характер. На данном этапе производился анализ уровня культуры мира у учащихся, учителей и родителейвыявлялись основные противоречия в процессе формирования культуры мира у учащихсяанализировались ресурсные возможности школыпроводился анализ существующих нормативно-правовых актов, связанных с проблемой исследованияразрабатывались программно-методические материалы и составлялся пакет диагностических материалов.
Второй этап (2004;2006 гг.). Этап внедрения. Этап формирующего эксперимента, связанный с основными целями и задачами исследования. На данном этапе проводились семинары по обучению педагогов технологиям формирования культуры мира, проектированию содержания образования и воспитания учащихся, организации уроков и других видов деятельностиразрабатывалась концептуальная модель формирования культуры мира. На данном этапе концептуальные положения разработанной программы внедрялись в практику школыпроисходило обновление содержания образования и воспитанияразрабатывались авторские программы учителей по предметамкорректировались тематические планы и учебные программыпроводились консультации с целью повышения общекультурной компетенции учителейразрабатывались технологии контроля за качеством формирования культуры мира у учащихся.
Третий этап (2006;2008 гг.). Этап анализа результатов. Связан с получением отдельных результатов, обобщением опыта работы отдельных учителей и школы в целом, распространением опыта и его внедрением в практику образовательного учреждения через систему научно-практических семинаров, конференций, круглых столов, публикаций педагогов школы, участия в профессиональных конкурсах, анализом результатов опытно-экспериментального исследования. Производились итоговые контрольные замеры по определению уровня сформированности у учащихся отношений, умений и навыков в области формирования культуры мира.
Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы в условиях школьного образования и воспитания, создании системы работы школы по формированию культуры мира у учащихся. В результате проведенного исследования:
1) дана педагогическая интерпретация понятия «культура мира» и определены пути и методы ее формирования у учащихся;
2) разработана управленческая модель формирования культуры мира у учащихся;
3) определены организационно-педагогические условия эффективного формирования культуры мира у учащихся;
4) разработана и экспериментально апробирована комплексная программа по формированию культуры мира у учащихся.
Теоретическая значимость исследования:
— раскрыто содержание понятия культуры мира у учащихся;
— проанализирован уровень разработанности данной проблемы в педагогической науке и практике, степень ее реализации, что позволило определить организационно-педагогические условия формирования культуры мира, включающие управленческую модель, концепцию, комплексную программу, модель общекультурной компетентности педагогов.
Сформулированные концептуальные положения и принципы способствуют разработке методологических основ формирования культуры мира у учащихся. Модель общекультурной компетентности педагогов доказывает необходимость включения теоретических основ исследования в систему повышения квалификации работников образования и профессиональной подготовки учителей.
Практическая значимость исследования состоит в научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование культуры мира у учащихся, включающем модель управления, модель воспитательной работы, модель профессиональной компетентности педагогов, механизм введения ценностей мировой, общероссийской, национальной культуры в содержание образования, приемы, методы, формы организации учебно-воспитательного процесса, технологию организации профильных классов.
Ход и результаты опытно-экспериментальной работы нашли отражение в публикациях соискателя.
Многие научно-методические разработки, которые были созданы в ходе опытно-экспериментальной работы, распространены и успешно внедряются в учебно-воспитательный процесс ряда школ г. г. Казани, Набережных Челнов, Ижевска, Москвы.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследованияцеленаправленным анализом педагогической практики и передового опытамноголетней практической работой в качестве учителя и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а также использованием математических методов обработки эмпирического материала.
Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в 12 публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Системное развитие школы по формированию культуры мира у учащихся зависит от комплекса организационно-педагогических условий, предусматривающих эффективное формирование культуры мира у учащихся: учебно-методического обеспечения, готовностью педагогических кадров школы, нормативно-правовой базы, материально-технической базы и организационных действий.
2. Культура мира является одной из ключевых качеств личности, которая определяется следующими критериями: когнитивным, аксиологическим, деятельностным. Формирование культуры мира у учащихся предполагает единство целевого, содержательного, процессуального аспектов учебно-воспитательного процесса, что находит отражение в управленческой модели формирования культуры мира у учащихся.
3. Педагогическая система школы будет способствовать формированию культуры мира у учащихся если ценности культуры мира будут представлены в миссии школы, целях, содержании, технологиях, формах контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось автором в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы № 62 Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан (школах М®- 62, 54, 45, 60).
Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях авторав выступлениях на всероссийских, республиканских и городских научно-практических конференциях и совещаниях (2000;2008 гг.) — организации и проведении семинаров, круглых столов по исследуемой проблемеобобщении опыта работы отдельных педагогов и подготовке их к участию в профессиональных конкурсахв процессе участия в профессиональных конкурсах «Школа года Республики Татарстан», «Лучшее инновационное образовательное учреждение Российской Федерации" — в проведении практических занятий с педагогами в Институте развития образования Республики Татарстан.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Формирование культуры мира как ценностно-целевой приоритет образования» раскрывается гносеологическая сущность понятия «культура мира», дается ее педагогическая интерпретация, раскрываются теоретические основы педагогического проектирования процесса формирования культуры мира в школе, описывается управленческая модель формирования культуры мира у учащихся, анализируются состояние и возможности системы образования по формированию культуры мира у учащихся, определяются структурные компоненты системы работы школы по формированию культуры мира.
Во второй главе «Развитие педагогической системы школы по формированию культуры мира у учащихся» раскрываются концептуальные позиции, анализируется реализация комплексной программы по формированию культуры мира у учащихся, представляются организация, методика и результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении обобщаются результаты исследования и приводятся выводы.
В приложении представлены программа «Культура жизнедеятельности», методические материалы.
III. Общие выводы по результатам эксперимента следующие:
• Повысилось качество обученности и воспитанности учащихся и их функциональная грамотность.
• Снизился уровень заболеваемости учащихся.
• Повысился уровень профессионального самоопределения учащихся.
• Создана поликультурная среда обучения и воспитания школьников на основе диалог культур.
• В содержание авторских программ, проектов введены ценности культуры мира и толерантности в виде авторских программ, проектов, уроков, планов.
• Значительно повысился уровень педагогической компетентности педагогов.
• Школа стала базой по распространению педагогического опыта по данной проблеме в районе, городе, республике.
В отношении культуры мира у учащихся как личностной составляющей следует отметить, что у учащихся значительно расширились знания ценностей культуры мира, повысился уровень толерантности и коммуникативности. Учащиеся стали более дружелюбными, коммуникабельными, активными, ответственными за слова и поступки свои, друзей, одноклассников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1) Проектирование педагогической системы формирования культуры мира — есть процесс анализа состояния, определения целей, задач, содержания, принципов, организационно-педагогических условий, критериев и показателей эффективности формирования культуры мира у учащихся.
2) Культура мира как педагогическая проблема рассматривается в нашем исследовании в 2-х аспектах: как образовательная поликультура среды обучения и воспитания и как составляющая личности.
Под культурой мира мы понимаем определенную систему нравственных, гражданских, толерантных ценностей, компетентностей личностей к окружающему миру.
Однако при использовании понятия «школа культуры мира» мы предполагаем развивающуюся педагогическую систему, направленную на формирование у школьников культуры мира, как их личностной составляющей. Культура мира функционирует и рассматривается нами в деятельностном аспекте. Ибо культура мира — это не только явление, качество личности, критерий воспитанности и образованности, но и процесс, движение, развитие, совершенствование цивилизации, человека, общества.
Исходя из данного осмысления, мы называем следующие закономерности развития культуры мира:
— культура мира создана и создается человечеством, обществом, народом, отдельным человеком и передается из поколения к поколению;
— культура мира отражает дух исторической эпохи, времени, общественные, государственные, политические, экономические и образовательные ценности и традиции, которые влияют на образ жизни, уклад, стиль мышления и нормы поведения людей;
— культура мира способствует сохранению гуманистических принципов, самобытности, менталитета, традиций, обычаев жизни народов, государств, обществ;
— культура мира осуществляет связь поколений, интеграцию в другие культуры, способствует взаимосвязи с культурами других стран и народов;
— культура мира носит глобальный, целостный характер, в основе которого лежит единство природы, человека и космоса;
— культура мира является тем духовным стержнем человека, который проявляется в принятии и понимании другого (человека, общества, государства, мнения, образа жизни, культурного достояния, менталитета, характера, интереса и т. д.).
— культура мира есть инструкция, норма, правила жизни людей на земле;
— культура мира — есть система воспитания и образования подрастающего поколения, в которой сконцентрированы ценности созданные народами, культурами и обществами в различные эпохи и времена;
— культура мира — это личностное «Я», направленное на созидание жизни на земле;
— культура мира — это образовательная поликультурная среда, каждый ее участник защищен от насилия, страха, тревоги, и имеет право на выбор образования, где он будет услышан и понят.
На основе перечисленных закономерностей развития культуры мира и учитывая особенности функционирования российской системы образования, менталитет народов и духовный уклад жизни, возможные ресурсы страны, мы называем следующие педагогические принципы формирования культуры мира в образовательном пространстве:
— природосообразность. Человек — часть природы, и он должен жить по законам природы, соблюдая ее правила и законы;
— культуросообразность. Культура — основа развития человека, сущность совершенства, стимулятор всей его жизни;
— духовность. Мир в душе человека определяется его духовностью: насколько нравственные ценности «совесть, ответственность, доброта, правдивость, милосердие, справедливость, стремление к самосовершенствованию и т. д.» являются нормами поведения человека.
— гуманизм. Любовь — движущая сила жизни человека, мира на земле. Это любовь к людям, окружающему миру, природе, стране, семье, самому себе, к Богу и т. д. В «Коране» сказано: «Обгоняйте друг друга в любви» ;
— поликультурность. Это принятие многозначности, многоцветия культуры разных народов, эпох и цивилизаций. Сохранение единства образовательного пространства на основе гуманистического подхода становится эффективным механизмом развития школы.
Естественно, что процесс формирования культуры мира в образовательной среде предполагает и соблюдение других педагогических принципов, таких как системность, научность, комплексность, репрезентативность, аналитичность. Системность предполагает работу школы на всех ступенях образования с охватом учебной и воспитательной работы на всех уровнях: начальном, среднем и старшемКомплексность, в основе которой лежит междисциплинарный подходпедагогический, психологический, социальный и управленческий аспектыАналитичность, что достигается путем постоянных мониторингов.
3) Процесс формирования культуры мира у учащихся требует разработки определенных условий, которые бы способствовали системному развитию школы и отражались в целях, содержании, средствах обучения и воспитания учащихся. В результате чего была разработана педагогическая модель управления школой культуры мира и рассмотрены основные функции управления: планирование, организация, контроль, анализ.
4) Системный анализ учебно-воспитательного процесса по формированию культуры мира позволил выявить трудности в решении данной проблемы, определить методологическую основу, опирающуюся на такие педагогические принципы как природосообразность и культурность, поликультурность, гуманизм, духовность, учет национальных, индивидуальных, психологических особенностей учащихся.
Также была рассмотрена нормативно-правовая база, дающая возможность системе образования целенаправленно и комплексно формировать культуру мира у учащихся и создавать в школе образовательную среду культуры мира.
Также нами были выявлены основные критерии формирования культуры мира у учащихся: когнитивный (знание ценностей, принципов культуры мира), аксиологичный (отношение учащихся к инокультурному, другому, альтернативному, непохожему) — деятельностный (умение учащихся выражать свои знания, отношения в различных видах деятельности).
5) Реализация педагогической модели управления процессом формирования культуры мира у учащихся потребовала создания определенных организационно-педагогических условий, таких как:
— разработка концепции формирования культуры мира в образовательном и воспитательном процессе;
— разработка и реализация комплексной целевой программы по формированию культуры мира у учащихся;
— обновление содержания образования на основе введения ценностей культуры мира;
— организация системы воспитательной работы по формированию культуры мира у учащихся;
— совершенствование общекультурной и профессиональной компетенции педагогов;
— создание школы культуры мира как поликультурной среды обучения и воспитания.
6) Исходя из названных организационно-педагогических условий и принципов формирования культуры мира, нами предложены следующие концептуальные позиции по формированию культуры мира:
— целостность и системность культуры мира у учащихся;
— создание целостной системы развития школы по формированию культуры мира;
— интеграция ценностей культуры мира в содержание образования и воспитания;
— создание поликультурной среды обучения и воспитания;
— организация учебно-воспитательного процесса на основе диалога культур;
— взаимосвязь национальной культуры, общероссийской и мировой в учебно-воспитательном процессе;
— развитие языковой личности на основе полилингвизма;
— обеспечение формирование культуры мира как инновационного процесса развития школы;
— сохранение и укрепление духовного, физического, психологического здоровья учащихся;
— развитие творческих способностей учащихся;
— вовлечение всех учащихся образовательного процесса в активные формы по формированию культуры мира у учащихся.
7) Разработанная и апробированная комплексная программа «Формирование культуры мира у учащихся» была реализована в учебно-воспитательном процессе школы на следующих уровнях:
— в системном управлении школой;
— в процессе обучения и воспитания;
— в работе с педагогами и родителями.
Реализация программы потребовала создания управленческих структурных нововведений: воспитательной моделикомпетентностной модели учителя, толерантных классов, классов с углубленным изучением иностранных языков, русского и татарского языков, профильных юридических классов, центра культуры здорового образа жизни.
8) Реализация комплексной программы осуществлялась по следующим маршрутам:
— Информационный — формирование системы знаний у педагогов по формированию культуры мира (педсоветы, методические объединения, педагогические чтения, изучение научно-методической литературы, выступления ученых, выпуск методических бюллетеней;
— включение в содержание учебного плана школы спецкурсов, факультативов, создание системы классных часов по формированию культуры мира и толерантности, корректировка учебных программ, планов, содержания уроков и введение в них ценностей культуры мира, реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;
— в учебно-воспитательный процесс школы вводятся следующие компоненты: толерантные классы, классы с углубленным изучением русского, татарского, английского, французского языков, профильные юридические классыдетская организация «Надежда», музей Боевой Славы, театральная студия «Дар», Центр здоровья и т. д.;
— разработка показателей сформированности культуры мира, диагностика материалов и проведение мониторинга уровня сформированности культуры мира, проведение срезов знаний, собеседований, посещение уроков, внеклассных мероприятий, контроль за эффективностью формирования культуры мира;
— использование современных технологий, методик, систем: метод проектов, информационно-коммуникативных технологий, личностно-ориентированной технологии, технология уровневой дифференциации, технологии диалога культур, технологии проблемного обучения, модульного обучения, технологии опережающего обучения, гуманистическая технология, педагогики сотрудничества;
— Инновационный — разработка авторских программ, спец. курсов, методик по формированию культуры мира, авторских уроков, их опытно-экспериментальная апробация в учебно-воспитательном процессе, диагностика результатов, обобще.
Содержательный.
— Структурный.
— Диагностический и аналитический.
Технологический ние опыта работы, распространение результатов на районном, городском, республиканском, общероссийском уровнях, внедрение инноваций в учебно-воспитательный процессучастие в профессиональных конкурсахсистема повышения квалификации.
8) Полученные результаты опытно-экспериментальной работы показали следующее:
• Достаточно высокий уровень культуры мира у учащихсязнания учащимися ценностей культуры мира (нормативно-правовых актов и основ жизнедеятельности человека, толерантной культуры, коммуникативных умений).
• Повышение уровня воспитанности учащихся (нравственной культуры, культуры межличностных отношений, ценностных, социокультурных ориентации).
• Повышение уровня культуры здорового образа жизни (по данным медицинских осмотров, снизилась заболеваемость учащихся, повысилась духовная составляющая их здоровья).
• В школе создана положительная корпоративная культура управления (создан климат доверия, уважения, поддержки педагогов и учащихся, стимулирование совершенствования педагогической компетентности, утверждения гуманистических идеалов и норм управления, организации всего учебно-воспитательного пространства).
• Достигнут высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, которые отражаются в успехах учащихся и самих педагогов.
• Повысился уровень профессионального самоопределения учащихся, что подтверждается поступлением учащихся в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования выбранного профиля.
Таким образом, потребность внедрения элементов культуры мира в образовательную систему вытекает из объективных условий развития системы образования, общества, страны. Однако, для реализации этой потребности необходимо создание в учебных заведениях образовательного пространства культуры мира и целенаправленного формирования у подрастающего поколения культуры мира, что требует создания организационно-педагогических условий и системного, целенаправленного процесса всего педагогического сообщества. Важное место в этом процессе занимает толерантное сознание и поведение молодого поколения на основе гуманистических принципов и норм морали.
Анализ тенденций формирования толерантности и культуры мира в системе Российского образования дает нам возможность утверждать, что эта проблема является настолько актуальной, что станет неотъемлемой частью педагогической деятельности каждого учителя, учебного заведения и системы образования в целом.
Список литературы
- Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания / Г. Г. Абдулкаримов // Образование в современной школе. — 2002. № 4.
- Абсалямова А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной среде / А. Г. Абсалямова, Ю. С. Горбачева. Уфа, 1997. — 63 с.
- Административное управление в школе. Сост. Голубева Л. В. — Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006. — 222 с.
- Англо-русский словарь. — М.: Наука, 1993. — 685 с.
- Андреев В.И. Дидактика воспитания и самовоспитание творческой личности / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 318 с.
- Андреев В.И. Конкуренте)логия: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 467 с.
- Апресян Р.Г. Материалы рабочего совещания «Социальное партнерство как важнейшее условие воспитания толерантности». Волгоград 14−16 июня. 2001 / Р. Г. Апресян.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 349 с.
- Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры / С. Н. Артановский. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1977. — 296 с.
- Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. -М., 1989. 160 с.
- Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность / А. Г. Асмолов // Семья и школа. 2001. — № 11−12. — С.32−35.
- АхметоваМ.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке / М. Н. Ахметова. Новосибирск: Наука, 2005. — 180 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К.Бабанс-кий. М.: Педагогика, 1989. — 385 с.
- Балтанова Г. Р. Экономические и политико-правовые аспекты положения женщин в традиционных исламских странах: Науч. изд. / Г. Р.Бол-танова- Мин-во образования РФ, КГЗУ. Казань: КГЗУ, 2003. — 122 с.
- Бахтин М.М. Pro et contra: Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли: Антология / М. М. Бахтин. — СПБ.: Изд-во РХГИ. (Рус. путь). Т. 1. — 2001. — 552 с.
- Безруких М.М. Почему учиться трудно?: об истоках школьных проблем ребенка /М.М.Безруких. -М.: Семья и школа, 1995. 208 с.
- Белогуров А.Ю. поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования: Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск: ПГЛУ. — 2000, № 3. — 98 с. — С.59−64.
- Белогуров А.Ю. Роль образования в стратегии формирования поликультурной воспитательной среды: Совет ректоров. Научно-практический журнал. М., 2008. — № 5. — 108 с. — С.101−103.
- Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? / В. П. Беспалько // Педагогика. 2001. — № 9. — С. 87−95.
- Библер B.C. Замыслы: В 2-х кн. / В. С. Библер. М.: Рос. гос. гума-нит. ун-т, 2002. — Кн.1. — 878 с.
- Богданов О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя / О. С. Богданов. М.: Просвещение, 1988. — 204 с.
- Болотина Т.В. Культура мира: согласие, терпимость, права человека / Т. В. Болотина. -М.: Ин-т развития регионального образования, 1996. 14 с.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентирован-ного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д., 2000. — 352 с.
- Борисенков В.П. Народное образование и педагогическая мысль в освободившихся странах Африки: традиции и современность / В.П.Бори-сенков. М.: Педагогика, 1987. — 140 с.
- Бромлей Ю.В. Создано человечеством / Ю. В. Бромлей, Р.Г.Подоль-ный. М.: Политиздат, 1984. — С. 13.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983.-296 с.
- БуеваЛ.П. Общение: Философский энциклопедический словарь / Л.П.Буева- Гл. ред. Е. Ф. Губский. М., 1997. — С.447−448.
- Валеев И.И. Народность и патриотизм / И. И. Валеев. Уфа: Башк. кн. изд-во, 2000. — 462 с.
- ВалееваР.А. Воспитательная система видного польского педагога Януша Корчака: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. А. Валеева. Казань, 1982.- 17 с.
- Валеева Р.А. Теория и практика гуманитарного воспитания в европейской педагогике (1-ая полов. XX века) / Р. А. Валеева. Казань: Мин-во общего и профессионального обр-я РФ, КГПУ, 1997. — С.58−61.
- ВалитоваР.Р. Толерантность как этическая проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук / Р. Р. Валитова. -М., 1997. 20 с.
- Вербовая Н.Н. Вопросы координации деятельности руководителей школы в управлении учебно-воспитательным процессом // Вопросы внутри-школьного управления: Сб. статей. Вып.1 (Под ред. Сунцова Н.С.). М., 1975.-С.48.
- Верхоглазенко В. Н. Эффективная модель делового совещания / В. Н. Верхоглазенко, А. А. Звезденков // «Консультант директора». 1998. -№ 15.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: Академия, 2002. —176 с.
- Волович Л.А. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе / Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова. -Казань: ИССО РАО, 1997. 185 с.
- Волович Л.А. Управление процессом развития творческой активности учащихся: опыт работы школы № 122 / Л. А. Волович. Казань: Ин-т средн. спец. обр. РАО, 1993. — 28 с.
- Вольтер М.А. Бог и люди. История установления христианства. Терпимость — самое действенное средство против фанатизма. Трактат о веротерпимости / М. А. Вольтер. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. — С. 106 108, 5−51.
- Воспитание культуры межнационального общения: Метод, рекомендации /Сост. В. И. Буренко, Н. Е. Иванюшкин, В. В. Меркулов, В.М.Плешив-цев. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 44 с.
- ВульфовБ.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б. З. Вульфов // Внешкольник. 2002. — № 6. — С. 12−16.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М., 1996.-216 с.
- Габдуллин Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления / Г. Г. Габдуллин. Казань, 1990. — 167 с
- Габдулхаков В.Ф. Культура и искусство речи / В. Ф. Габдулхаков. -Казань: Международная педагогическая академия, 1998. -225 с.
- Габдулхаков В.Ф. Теория и практика индикативного управления инновационным развитием образования в Республике Татарстан / В. Ф. Габдулхаков. Казань: РИЦ «Школа», 2006.- 336 с.
- Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура / К. С. Гаджиев. М.: Наука, 1990. — 172 с.
- Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З. Т. Гасанов //Педагогика. — 2001. — № 4. С.24−30.
- Гершунский Б. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. Гершунский // Лучшие странички педагогической прессы. 2002. — № 5. — С.3−9.
- Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? / Б. С. Гершунский // Педагогика. — 2001. № 10. — С.3−12.
- Глазачев С.Н. Методологические аспекты создания педагогики толерантности / С. Н. Глазачев, О. С. Анисимов // ЭКО: Экология. Культура. Образование. Ставрополь. 2002. — № 6. — С. 13−19.
- Гоббс Т. Сочинения: в 2 т.: Пер. с латин. и англ., АН СССР, Ин-т философии / Т.Гоббс. М.: Мысль, 1988. — 621 с.
- Горшков М.К. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонов, Ф.Э.Ше-регин // Вестник РАН. 1998. — Т.68, № 6. — С.504−510.
- Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. М.: Издательско-образовательный центр «Веди-принт», 2001. — 288 с.
- Григорьева Н.Н. Формирование межкультурной компетенции старшеклассников (на материале изучения иностранных языков): Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Н. Григорьева. Казань, 2004. — С. 16.
- Гумилев Л.Н. От Руси к России / Л. Н. Гумилев. М.: Прогресс, 1992.- 156 с.
- Давыдов В.В. Общение: Психологический словарь / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко и др. -М., 1996. С.232−233.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследований / В. В. Давыдов. — М.: Академия, 2004. 288 с.
- Данилов И. Культура мира и ненасилия в России / И.Данилов. — М.: Права человека, 1999. С. 11.
- Декларация прав человека. М.: Наука, 1999. — 127 с.
- Декларация принципов толерантности // Учит. газ. — 2000. — 12 сент. -№ 35. С.20−21.
- ДемаковаИ.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И. Д. Демакова. М., 2003.
- ДемаковаИ.Д. Должность или призвание: Беседы с организаторами внеурочной воспитательной работы: Кн. для учителя / И. Д. Демакова. — М.: Просвещение, 1991. 159 с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Джуринский. М.: Владос, 2004. — 239 с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. -М.: Народное образование, 1999. 208 с.
- Дробижева JI.M. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР / Л. М. Дробижева // Советская этнография. 1977. — № 6. — С.43−48.
- Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты / Сост. Р. М. Мухаметшин. Казань: Магариф, 2000. — 239 с.
- Жан-Жак Руссо. Трактаты. М.: Наука, 1969. — С. 151−381.
- Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе / И. В. Жуковский // Педагогика. 2001. — № 3. — С.37−40.
- Школа как социокультурное пространство // Завуч школы. 2006. -№ 3. — С. 8−11.
- Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан». -Казань: РИЦ «Школа», 1998. 80 с.
- Закон Республики Татарстан «Об образовании» // Информационный бюллетень Министерства народного образования РТ. Казань: MHO РТ, 1994.-33 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Юрист, 1992.-25 с.
- Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 № 4530−1.
- Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807−1.
- Зимбардо Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М.Ляйппе. — СПб.: Питер, 2001.-448 с.
- Зиннурова Р.И. Этническая социализация молодежи / Р.И.Зинну-рова. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. — 456 с.
- Зиновьев Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности. Автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. В. Зиновьев. Новосибирск, 2000. — 16 с.
- Ивлева JI.M. Основы российской духовности / Л. М. Ивлева. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 45 с.
- Известия Академии педагогических и социальных наук. Выпуск XI.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института НПО «МОДЭК»., 2007. С.77- 99.
- Ильенков Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-235 с.
- Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Т. 1.-М.: МО «Рарог», 1992.-360 с.
- Интеграция региональных систем образования: Тезисы всероссийской научно-практической конференции. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.-243 с.
- Исламшин Р.А. Теория и практика формирования коммуникативной культуры в школе / Р. А. Исламшин, В. Ф. Габдулхаков // Педагогика. — 2001.-№ 6.-С. 18−24.
- Исламшина Т.Г. Кризис полиэтнического общества и возрождение этнических ценностей: Автореф. дис.. докт. социол. наук / Т. Г. Исламшина. -Уфа, 1993.-38 с.
- Историческое образование в полной средней школе: Всеобщая история: Методическое пособие. — Казань, 2003.
- Кабатченко М.В. Комплексный подход к воспитанию школьников: Из опыта работы / М. В .Кабатченко. М.: Просвещение, 1980. — 104 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф.Капте-рев. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Терия и практика воспитательных систем / В. А. Караковский и др.- Под ред. Н. Л. Селивановой. М., 2000. — 256 с.
- Караковский В.А. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский // Воспитание школьников. — 1993. — № 4. — С.5−8.
- Кей Э. Век ребенка / Э.Кей. М.: Изд. В. М. Саблина, 1906. — С.89.
- КеллеВ.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование / В. Ж. Келле. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 147 с.
- Климович Л.И. Историзм, идейность, мастерство: Исследования, этюды / Л. И. Климович. М.: Сов. Писатель, 1985. — 256 с. — Кн.2. — 879 с.
- Коган А.И. Историко-психологические аспекты национальных отношений / А. И. Коган. Н. Новгород, 1991. — 33 с.
- Коган М.С. Философия культуры / М. С. Коган. СПб., 1996.
- Козлов Н.И. Как относится к себе и людям / Н. И. Козлов. -М., 1993.
- Комаров В.П. Воспитание культуры межнационального общения в средней профессиональной школе: Монография / В. П. Комаров. Казань, 1995.- 142 с.
- Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М., 1989. — 416 с.
- Кон И. С. Национальные особенности психологии людей / И. С. Кон // Социальная психология. 1975. — № 6. — С. 141−153.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1978. — С.5−14.
- Конвенция о правах ребенка. М.: Педагогика, 1997. — 42 с.
- Конституция Республики Татарстан. Казань: Татар, кн. изд-во, 1993.-49 с.
- Конституция Российской Федерации. Казань: Татар, кн. изд-во, 1992. — 52 с.
- Концепция модернизации российского образования на периоде до 2010 года //Внешкольник. 2002. -№ 6. — С.6−11.
- Концепция развития татарского просвещения//Панорама. 1991. -№ 8. — С.22−25.
- КорчакЯ. Избранные педагогические произведения / Я.Корчак. -М.: Педагогика, 1979. С.178−226.
- Косторнова Л.А. Культура управления как проблема философско-антропологического исследования: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Л. А. Косторнова. Ростов-на-Дону, 2001. — 20 с.
- Кошелев М.И. Общественное бытие как категория исторического материализма: Автореф. дис.. канд. филос. наук // М. И. Кошелев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 24 с.
- Кравец С.Л. О красоте духовной (П.А.Флоренский: религиозно-нравственные воззрения) / С. Л. Кравец // Этика. 1990. — № 6. — 61 с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 1993. —480 с.
- ПО.КрутоваИ.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис.. канд. пед. наук/И.В.Крутова. Волгоград, 2002.
- Крюкова Е.А. Диалог как способ межличностного общения / Е. А. Крюкова // Сборник В. С. Ильина. 1997. — № 4. — С.76.
- Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России: Всероссийская науч.-практ. конф. 28 октября 1999. М., 1999.
- Культура мира: от утопии к реальности. Казань: ООО АБАК — УСЛУГ, 1999.-224 с.
- Лазарев B.C. Системное развитие школы / В. С. Лазарев. М.: Педагогическое общество России, 2003. — С. 184−192.
- Лекторский В.А. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1997. -№ 2. — С.4, 5, 16.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1975.-268 с.
- Лернер И.Л. Дидактические основы методов обучения / И.Л.Лер-нер. М.: Педагогика, 1981. — 312 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1993.395 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие для студентов вузов / Б. Т. Лихачев. М: Юрайт-Издат, 2003. — 607 с.
- Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1983. — 192 с.
- Лихачев Д.С. Раздумья / Д. С. Лихачев. М.: Детская лит., 1991.1. С. 318.
- Лосский Н.О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991.- 185 с.
- Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: Пособия для педагогов, руководителей ОУ и организаторов работы с молодежью / В. И. Лутовинов. М.: АПК и ПРО, 2001. — 284 с.
- Лызлова Е.А. Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Лызлова. Казань, 2005. — С.4.
- МагомедоваЕ.В. Толерантность как принцип культуры: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Е. В. Магомедова. Ростов н/Д., 1999. — 22 с.
- Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке / А. С. Макаренко. М.: Университетское, 1989. — 186 с.
- Макаров В. Русский язык должен стать основой духовного воспитания юношества / В. Макаров //Народное образование. — 2001. № 6. — С.38−44.
- Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом / З. А. Малькова. -М.: Просвещение, 1983. 191 с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С.Мар-карян. М.: Мысль, 1983. — 245 с.
- Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Марков. -М., 2001.-320 с.
- Материалы Московского международного форума «За культуру мира и диалог между цивилизациями в III тысячелетии», Москва, 13−16 мая 1999 г.
- Махмутов М.И. Размышления о судьбах национальной школы / М. И. Махмутов // Народное образование. 1989. — № 7. — С.48−58.
- Межведомственная программа «Толерантность»: План мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. — М., 1999. — 89 с.
- Международные нормативно-правовые акты по правам человека, ратифицированные Российской Федерацией. М., 1997. — 147 с.
- Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. -С.138−148.
- Межкультурная коммуникация и формирование толерантной личности (диагностика установок толерантности) // Материалы научно-методической конференции. М.-Казань, Мин-во образования РФ, АПСН и др., 2002. — 200 с.
- Межуев В.М. Культура и история / В. М. Межуев. М.: Политиздат, 1977.-199 с.
- Методика комплексного эксперимента / Под ред. А. А. Кирсанова. — М.: Изд-во АПН СССР, 1988. 49 с.
- Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия: Сборник научных статей и материалов 20-й Всероссийской науч.-практ. конф. 21 апреля 1999. СПб., 1999.
- Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие./Под ред. Н. В. Кузьминой. Д.: Изд-во ЛГУ, 1980. 170 с.
- МиримановаМ.С. Конфликтология: Учеб. для студентов образ, учрежд. сред. проф. обр-я / М. С. Мириманова. М.: Академия, 2004. — 319 с.
- Михайлова С.М. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья / С. М. Михайлова, О. Н. Коршунова. Казань: Фэн, 1997. — 212 с.
- Моделирование деятельности специалиста на основе комплексных исследований. / Под ред. Е. Э. Смирнова.- JI.: Изд-во Ленинградского университета, 1984.-177 с.
- Моисеев A.M., Капто А. Е. Нововведения во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое общество России, 1988. — С.121−123.
- Монтескье Ш. Л. О духе законов или отношениях, в которых законы должны находиться к устройству каждого правления, к нравам, климату, религии, торговле и т.д. / Ш. Л.Монтескье- Пер. с франц. СПб.: изд. Пантелеева, 1900.-687 с.
- На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. М., 2000. — 255 с.
- НабиевР.Ф. Религиозные объединения Республики Татарстан: Справочник / Р.Ф.Набиев- Совет по делам религий при Кабинете Министров РТ- Гос. Ком. РТ по делам детей и молодежи. Казань, 1997. — 15 с.
- Назмутдинов В.Я. Управление обучением, воспитанием и развитием личности / В. Я. Назмутдинов и др. — Казань: «Школа», 2004. С.З.
- Насыри Каюм. Книга о воспитании. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1990.-175 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М.: Наука, 1999.-62 с.
- Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации в начале 1990-х годов. М.: Рос. АН, Ин-т этнологии, 1994. — 340 с.
- Немировская Л.З. Л.Толстой и проблемы гуманизма / Л.З.Неми-ровская // Этика. 1988. — № 8. — 61 с.
- Нигматов З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989): Автореф. дис.. докт. пед. наук / З. Г. Нигматов. -Казань, 1990.-35 с.
- Нигматов З.Г. Религия и нравственность / З. Г. Нигматов // Тезисы международной научно-практической конференции «Национальное образование: опыт организации проблемы и результаты исследования». Казань, 1994.-195 с.
- Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. Чебоксары: изд-во Чуваш, ун-та, 2001. -245 с.
- Никитин А. Ф. Право и политика / А. Ф. Никитин. М: Просвещение, 1998.- 191 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е.Петров- Под ред. Е. С. Полат. -М., 2001. С. З-143.
- Образование в современной школе, № 7, 2003, С. 14,15,17.
- Обрамычева Л.И. Воспитание миротворцев / Л. И. Обрамычева // Внешкольник. 2000. -№ 11.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 842 с.
- ОконьВ. Введение в общую дидактику / В.Оконь. М: Высшая школа, 1990.-С. 111−114.
- Очерки русской культуры. Духовная культура / Под ред. А. М. Сахарова и др. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 305 с.
- Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на родных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика. -2002. № 5. — С.41−47.
- Педагогика мира: история, теория, практика. М., 1992. — С.22.
- Перепелицына М.А. Особенности подготовки толерантного педагога / М. А. Перепелицына // ЭКО: Экология. Культура. Образование. Ставрополь. 2002. — № 6. — С. 19−20.
- Петровский А.В. Популярные беседы о психологии / А. В. Петровский. М.: Педагогика, 1983. — С.7−97.
- Письмо Минобразования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 № 28−51−391/16.
- Политологический энциклопедический словарь. М.: Наука, 1993. -431 с.
- Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2006−2010 г. г.)» от 08.12.2005 № 740.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения о кадетской школе» от 15.11.1997 № 1427.
- Поташник М. Лавина с гор, или На пути к толерантному сознанию / М. Поташник // Народное образование. 2001. — № 6. — С.97−103.
- Поташник М.М. Оптимизация управления школой / М.М.Поташ-ник.-М., 1991.-289 с.
- Проблемы философии культуры / Под ред. В. Ж. Келле. М.: Мысль, 1984.-445 с.
- Программа действий в области культуры мира (Принята 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 года). М.: Центр «Этно-сфера», 1998.-С. 17−18.
- Программа курса «История Татарстана». Казань: ТаРИХ, 2001.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. 1−4 классы начальной школы общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1997. 176 с.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. История, обществознание. М.: Дрофа, 1999. — С.6, 116.
- Программы по татарскому языку для русских школ. 1−4 классы. -Казань: Магариф, 2001. 88 с.
- Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. научных трудов. М.: АПН СССР, 1988. — 256 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1993. — 726 с.
- Разумовский В.Г. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация / В. Г. Разумовский, Л. В. Тарасов // Сов. Педагогика. 1988. — № 7. — С.66−72.
- Рачинский С.А. Письма С.А.Рачинского к духовному юношеству о трезвости / С. А. Рачинский. Казань: Типо-Лит. ун-та, 1898. — IV, 49 с.
- Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей / С. А. Рачинский. — М.: Педагогика, 1991.-171 с.
- Реализация прав ребенка: возможности демократического школьного климата: Сборник учебно-методических материалов / Сост.: Н.С.Вощен-кова, П.П.Симоненко- отв. ред. В.Болотина. М: АПК и ПРО, 2003. — 177 с.
- Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане: Коллективная монография / Под редакцией С. И. Муртузалиева, В.Н.Цату-рова. Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. — С. 17−18.
- Риэрдон Б.Э. Толерантность путь к миру / Б. Э. Риэрдон. — 2001.289 с.
- Роджерс К.Р. Становление личности: взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 416 с.
- Розанов В.В. Религия и культура / В. В. Розанов. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2001. — 639 с.
- Розанов В.В. Религия. Философия. Культура: Сборник / В. В. Розанов. М.: Республика, 1992. — 397 с.
- Романенко Н. Краеведение путь к познанию своей Родины / Н. Романенко // Народное образование. — 2001. — № 4. — С.91−95.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М., Т.1.-1993- Т.2. 1999. — 845 с.
- Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн // Избранные труды: В 2-х т. М., 1989. — 323 с.
- Руссо Ж.-Ж. Трактаты. Об общественном договоре, или Принцип политического права / Ж.-Ж.Руссо. -М.: Наука, 1969. С. 151−381.
- Сафина Р.Н. Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы: Автореф. дис. канд. пед. наук / Р. Н. Сафина. Казань, 2004.- 22 с.
- Сахаров В.В. Тезисы секционного доклада «Образовательные технологии культуры мира и толерантности» / В. В. Сахаров // Материалы науч.-практ. конф. «Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования». Ставрополь 18−19 апр. 2002.-270 с.
- Селеменев С.В. Школа «диалога культур»: что это? / С.В.Селе-менев, А. А. Ткаченко // Школьные технологии. 1996. — № 3. — С.89−101.
- Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблемы устойчивости / Л. Ю. Сироткин. Казань: Изд-во КГУ, 1992. — 312 с.
- Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М., 1989. — 624 с.
- Снежков И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей) / И. А. Снежков // Советская этнография. 1982. — № 1.-С.112−116.
- Сноу Ч. Две культуры. Сборник публицистических работ / Ч. Сноу- Сокр. перевод с англ. Ю.Р.Родман- Ред. и предисл. докт. филос. наук А. И. Арнольдова. -М.: Прогресс, 1973. 142 с.
- Соболев В.Н. Как формировать идеалы школьников в условиях многонационального окружения / В. Н. Соболев // Педагогика. 1994.- № 6. -С.51−54.
- Советский энциклопедический словарь. — М.: Просвещение, 1987. 1385 с.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Наука, 1993. —740 с.
- Соина О.С. Этика самосовершенствования: Л. Толстой, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев / О. С. Соина // Этика. 1990. — № 12. — 61 с.
- Соколов З.В. Культура / З. В. Соколов. Л.: Уч. записки ЛГПИ, 1968. — С.376−378.
- Солдатенков А.Л. Национальная культура и подросток / А.Л.Сол-датенков, О. В. Лебедева // Педагогика. 1993. — № 1. — С.64−66.
- Солдатова Г. У. Психологическая форма мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Г. У. Солдатова. — М.: Смысл, 2002.
- Сорокопуд Ю.В. Опыт формирования межнациональной толерантности у будущих педагогов в процесс профессионального обучения.
- СпивакВ.А. Корпоративная культура: теория и практика / В. А. Спивак. М., 2001.-345 с.
- Спиноза Б. Об усовершенствования разума. Политический трактат. Сочинения / Б.Спиноза. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. — С.487−587.
- Степанов В.П. Как воспитывать толерантность / П. Степанов // Народное образование. 2001. — № 9. — С.91−97.
- Степанов В.П. Толерантный человек: как его воспитать? / П. Степанов // Народное образование. 2001. — № 6. — С. 152−157.
- Степанова М.А. Общение / М.А.Степанова- Гл. ред. В. В. Давыдов. // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. -Т.2. -М., 1993. -С.69−71.
- Сунцов Н.С. К методологии управления общеобразовательной школой // Вопросы внутришкольного управления: Сб. статей. Вып.: 1 (Под ред. Сунцова Н.С.).- М., 1975.- .48 с.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В.А.Су-хомлинский. М.: Просвещение, 1981. — 366 с.
- Сыродеева А.А. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие / А. А. Сыродеева. М.: МИРОС, 2001.-192 с.
- Таланов В. Образование и культура толерантности / В. Таланов // Высшее образование в России. -2001. -№ 3. — С.150−152.
- Тишков В.А. Этнология и политика / В. А. Тишков. М., 2001.360 с.
- Толковый словарь по управлению. М.: Алане, 1994.
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. В 4-х т.-Т.З.-М., 1935.- 144 с.
- Толковый словарь. Владимир Даль. Т.2. СПб., 1881. — С.337.
- Третьяков П.П. Формирование и развитие системы управления общеобразовательной школой в крупном городе / П. П. Третьяков. М., 1992. — 218 с.
- Троицкий В.Ю. Национальные и духовные традиции и будущее русского образования / В. Ю. Троицкий // Педагогика. 1998. — № 2. — С.39−43.
- Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996 № 803.
- УолцерМ. О терпимости / М.Уолцер. М.: Идея-Пресс, 2000. -С. 16−20.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Собр. соч. в 2-х т. Т.2. — М., 1948. — 357 с.
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005 годы)» // Официальные документы в образовании. 2001. — № 30. — С.66−90.
- Федеральный закон «О национальной культурной автономии» от 17.06.1996 № 74-ФЗ.
- Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 № 51-ФЗ.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника / Г. Н. Филонов. — М., 1985.-С.111.
- Филонов Г. Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки / Г. Н. Филонов // Педагогика. — 2001. № 9. — С.3−10.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Е. Ф. Губский. М.: Большая российская энциклопедия. 1997.
- ФренеС. Избранные педагогические сочинения / С.Френе. М.: Прогресс, 1990.-С.8.
- Харисов Ф.Ф. Образование и здоровье / Ф. Ф. Харисов. М., 2004.
- Харисов Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе / Ф. Ф. Харисов. Казань: Тан-Заря, 1996. — 138 с.
- Харисова JI.A. Все начинается с любви. / Л. А. Харисова. Казань, Дом печати, 2004. — 168 с.
- Харисова Л.А. Духовность, воспитание, религия: культурологический аспект / Л.А.Харисова- Мин-во образования РТ, Ин-т повышения квалификации работников образования РТ. Казань: Школа, 2002. — 33 с.
- Хасанова Г. Ф. Национальная культура как источник формирования содержания образования / Г. Ф. Хасанова // Среднее специальное образование: состояние, проблемы, тенденции. Казань, 1993. — С.30.
- Хузиахметов А.Н. Созвездие просветителей: Учебное пособие (на татарском языке) / А. Н. Хузиахметов. Казань: Магариф, 2002. — 287с.
- ЧебоксаровН.Н. Народы, расы, культура / Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. М.: Наука, 1971.-277 с.
- Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. Советская этнография. 1972. № 3. — С.74
- Шакуров Р.Х. Личность: психогенез и воспитание / Р. Х. Шакуров Рос. акад. Образования, Поволж. регион, отделение. — Казань: Центр инно-вац. технологий, 2003. — 303 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-педагогические проблемы руководства педагогическим коллективом. — М.: Педагогика. 1982. — С.42.
- Шалин В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость: Автореф. дис.. докт. филос. наук / В. В. Шалин. -Ростов-н/Д., 2000. 69 с.
- Шамова Т.П. Управление образовательными системами / Т.И.Ша-мова и др. М.: Academia, 2002. — С.234−236.
- ШепельВ. Человековедческие технологии / В. Шепель // Народное образование. 2001. — № 1. — С.74−79- № 5. — С. 97−104.
- Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И.Б.Ко-това. М.: Академия, 2002. — 288 с.
- Школа и мир культуры этносов: Учен. зап. ин-та национ. пробл. образования. Вып. 2. — М., 1995. — 219 с.
- Школа и национальное согласие. Материалы межрегиональной конференции. — Казань, 1996. — 216 с.
- Щедровитский Г. П. Методология и философия управленческой деятельности: основные понятия и принципы: Курс лекций / Г. П.Щедро-витский. -М., 2005. 285 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры / Н. Е. Щуркова. М., 1997. — 78 с.
- Энциклопедический словарь / Гл. ред. К. К. Арсентьев. СПб.: Ти-по-Литография И. А. Ефрона, 1896. — 476 с.
- Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен / Н. ОЛковлева // Педагогика. 2002. — № 6. — С.8−14.
- ЯмбургЕ.А. Эта «скучная» наука управления / Е. А. Ямбург. М.: АПН ЦИТП, 1992. — 269 с.
- Adorno Т., HorkheimerM. Aspects of Sociology. Beacon. 1973.210 p.
- Bandura, Albert and Richard H. Walters. Principles of Social Learning. In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. N.Y.: Oxford University Press / London: Toronto, 1972. — PP.56−57.
- Cane J. From Ethnic Exclusion to Ethnic Diversity The Australian Path to Multiculturalism // Ethnicity and group Rights. New York, London, 1997. -P.54−571.
- Cole M. Cultural Psychology. Cambridge, Mass., L. (England): The Belknap Preee of Harvard University, 1996. P. 134.
- Dashepsky A. Ethnic identity in American Society. Chicago, 1976.
- File//A:npoeKT Ассоциированных Школ IOHECKO. htm
- Glazer N. We Are All Multiculturalists Now. Cambridge, MA, 1997. -P.12.
- Kottak С. Ph. Cultural Anthropology. N.Y., 1982.
- Mendus S. Toleration // Encyclopedia of Ethics. New-York — London, 1992.-P. 1251.
- Murdoch G.P., Whiting J.W.M. Cultural determination of parental attitudes: the relationship between the social structure, particularly family structure and parental behavior // Problems of infancy and childhood. New York, 1951.
- Research on Cooperative Learning: an international perspective / R.E.Slavin, Scandinavial Journal of Educational, Research, Vol.33, 1989, № 4.
- Russian web. org.: глоссарий, ru.
- Spiro M.E., D’Andrade R.G. A cross-cultural study of some supernatural beliefs // American Anthropologist. 1958. — Vol. 60.
- Structuring Cooperative Learning: Lesson Plans for Teachers / Roger T. Johnson, David W. Johnson and Edythe Johnson Holubec. Interaction Book Company, 1987.
- UNESCO. Peace and Issues afte the Cold War. Paris UNESCO, 1992.318 c.