Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях авторав выступлениях на всероссийских, республиканских и городских научно-практических конференциях и совещаниях (2000;2008 гг.) — организации и проведении семинаров, круглых столов по исследуемой проблемеобобщении опыта работы отдельных педагогов и подготовке их к участию в профессиональных конкурсахв процессе участия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование культуры мира как ценностно-целевой приоритет образования
    • 1. 1. Педагогическая интерпретация понятия «культура мира», сущность и ее особенности
    • 1. 2. Управление процессом формирования культуры мира в школе
    • 1. 3. Состояние и возможности формирования культуры мира у учащихся
  • Глава II. Развитие педагогической системы школы по формированию культуры мира у учащихся
    • 2. 1. Организационно-педагогические условия формирования культуры мира у учащихся
    • 2. 2. Учебно-методическое обеспечение процесса формирования культуры мира у учащихся
    • 2. 3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы

Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В начале XXI века общественность на уровне государств, мировых религий, различных образовательных систем осознала крайнюю необходимость установить в мире дух доброжелательности, сотрудничества, дух толерантности и дружбы между народами, государствами и людьми. Успех в этом деле зависит как от политики, так и от образования, от результатов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, от интеллектуальных, духовных, нравственных качеств личности. Только образование может гармонизировать знания и нравственную культуру, предотвратить духовную деградацию человечества. Однако кризис, поразивший важнейшие сферы духовной жизни, сказывается на состоянии и развитии образования, которое теряет в последнее время свои культурообра-зующие функции, свое влияние на нравственное развитие личности.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления мира на планете, мира внутри человека вызвали необходимость ее рассмотрения и на уровне школьного образования.

Наша страна многонациональна, пестра различными языковыми, культурологическими, национальными, религиозными особенностями и менталь-ностями. Языковое, культурное, этническое многообразие с одной стороныпозитивное явление в нашей системе образования, с другой стороны создает некоторые проблемы, трудности в общении и взаимопонимании. С целью разрешения этих проблем в образовании вводятся механизмы поликультурного образования, проекты межкультурной коммуникации, модели воспитания толерантности и культуры мира.

Однако в практике формирование культуры мира как личностной составляющей осуществляется фрагментарно, что приводит к различным негативным проявлениям на межэтнической почве. В этой связи необходим системный, комплексный подход к формированию у школьников культуры мира.

Проблема формирования культуры мира находится в междисциплинарной сфере психологии, этнопсихологии, социологии, конфликтологии и педагогики.

Формирование культуры мира как научной проблемы является предметом исследования зарубежных ученых: Д. Ж. Браун, К. Роджер, Ч. Сноу, Д. Адамс, Ф. Майор и др., которые рассматривают культуру мира как набор ценностей, отношений, традиций, обычаев, стандартов поведения и образования.

В педагогике культура мира в основном рассматривается с позиции гуманизма. Я. А. Коменский в основу развития системы образования заложил принцип гармонии в отношениях между людьми. Г. Песталоцци считал первым ростком нравственности чувство доверия, любви к ближним. В основе учения о воспитании и образовании молодежи М. В. Ломоносова были положены принципы народности, демократизма, гуманизма, стержневым качеством личности ученый считал любовь к своей Родине. Известные русские педагоги Н. М. Толстой, С. А. Рачинский, П. Ф. Каптерев полагали, что в основе личности должна лежать высокая нравственная ответственность «за свое бытие». Русские философы И. А. Ильин, В. В. Розанов рассматривают культуру мира с позиции собственного достоинства, внутренней свободы и гражданственности человека.

Идеи гуманного отношения к человеку как стержневой принцип формирования культуры мира отражены в работах К. Д. Ушинского, В.А.Сухом-линского, известных народных просветителей: К. Насыри, И. Я. Яковлева, М. Евсеева, ученых Р. А. Валеевой, Г. Н. Филонова, И. Д. Демаковой, С. В. Евтушенко, В. Ф. Кривошеева и др. Д. С. Лихачев культуру мира относил к одной из составляющих личности.

Отечественные психологи А. Г. Асмолов, Г. О. Солдатова, В. П. Степанов и др. в основе формирования культуры мира выделяют толерантность как признание ценностей многообразия человеческой культуры. Исследователи в области педагогики А. Ю. Белогуров, А. Н. Джуринский, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова и др. видят проблему формирования культуры мира в рамках теории и практики поликультурного образования. Проблема формирования культуры мира средствами национальной культуры рассматривалась в исследованиях И. И. Валеева, Г. Н. Волкова, Ф. Ф. Харисова, Е.Е. Ха-таева, З. Б. Цаллаговой и других исследователей.

М.В.Кабатченко, Г. Д. Дмитриев, М. И. Кошелева, Е. Н. Шиянов, А. Ф. Никитин, Л. А. Харисова говорят о культуре мира как о ценностно-целевом приоритете образования. М. И. Кошелев одной из составляющих культуры мира считает гражданственность. В. С. Лазарев, В. Тищенко отмечают, что в основе культуры мира лежит правовая культура.

В современной системе образования педагогами-практиками используются работы по межэтническому (Б.С.Гершунский, В. П. Комаров, Г. Ф. Хасанова и др.), межличностному (Л.А.Волович, Б. З. Вульфов, Б. Т. Лихачев, Л. Ю. Сироткин, Г. Н. Филонов и др.), межъязыковому (В.Ф.Габдулхаков, Ф. Ф. Харисов и др.), межрелигиозному (Г.Р.Балтанова, Л. И. Климович, Р. А. Набиев, Л. А. Харисова и др.) взаимодействию в рамках формирования поликультурной личности.

Однако до сих пор в образовательных учреждениях недостаточно научно обоснованных исследований формирования культуры мира у учащихся.

Изучение состояния научно-педагогической, методической литературы по данной проблеме выявило следующие противоречия, существующие в российской системе образования и определившие актуальность нашего исследования:

• между потребностью общества в защите прав, свобод личности, ее безопасности и отсутствием целостной педагогической системы, направленной на формирование культуры мира у учащихся;

• между богатством мировой, общероссийской, национальных культур и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий введения его в учебно-воспитательный процесс школы;

• между существующей нормативно-правовой базой формирования толерантности и культуры мира у подрастающего поколения и слабой разработанностью механизмов ее реализации в учреждениях образования.

На основании выявленных противоречий определена проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия, необходимые для формирования культуры мира у учащихся?

Актуальность решения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Проектирование педагогической системы формирования культуры мира у учащихся в средней школе» .

Цель исследования: разработать и апробировать в рамках организации образовательного процесса педагогическую систему формирования культуры мира у учащихся в условиях средней школы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование культуры мира у учащихся.

Предмет исследования: комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих проектирование и реализацию системы формирования культуры мира у учащихся средней школы.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что проектирование педагогической системы и формирование культуры мира у учащихся средней школы будут эффективными, если:

• реализовывать комплекс организационно-педагогических условий, предусматривающих эффективное формирование культуры мира у учащихся, предполагающих учебно-методическое обеспечение, готовность педагогических кадров школы, нормативно-правовую базу, материально-техническую базу и организационные условия;

• использовать когнитивный, аксеологический, деятельностный критерии в качестве индикаторов эффективности реализации управленческой модели формирования культуры личности на основе единства целевого, содержательного, процессуального аспектов учебно-воспитательного процесса.

Исходя из целей и выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе научного анализа специальной литературы дать педагогическую интерпретацию понятию культуры мира и определить критерии сформированности культуры мира у учащихся.

2. Разработать управленческую модель формирования культуры мира у учащихся.

3. Выявить организационно-педагогические условия формирования культуры мира у учащихся.

4. Разработать и апробировать комплексную программу по формированию культуры мира у учащихся.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили современные исследования, ориентированные на формирование культуры мира у учащихся, теории образования и воспитания.

В работе школы мы опирались на основные положения концепции ведущих исследователей в области философско-методологического анализа образования, как процесса трансляции и реализации культуры (В.С.Библер, В. В. Давыдов, А. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков, Г. П. Щедровитский и др.), воспитания личности (О.П.Богданова, Л. А. Волович, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.), сохранения и укрепления здоровья в системе образования (М.М.Безруких, Н. К. Смирнов, Ф. Ф. Харисов, Р. Х. Шакуров и др.), роли мировой, общероссийской, национальной культур в формировании личности (В.И.Андреев, Г. Н. Волков,.

Е.К.Жирков, М. И. Махмутов, Н. Д. Никандров, И. М. Рубано, Ю. С. Тюнников, Л. А. Харисова и др.), формирования толерантности (А.Г.Асмолов, Г. У. Солдатова, П. В. Степанов и др.), теории поликультурного образования (В.П.Борисенков, Г. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк, А. Н. Джуринский, В.В. Ма-каев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова и др.).

В процессе работы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

• теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической литературы;

• синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, обобщение педагогического опыта, методы педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос);

• педагогический эксперимент;

• методы математической обработки результатов педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования являлись средние общеобразовательные школы №№ 62, 54, 45, 60 Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2003;2004 гг.). Этап определения проблем и разработка необходимых изменений в образовательной системе школы. На этом этапе обеспечивается необходимая база для перехода к новому уровню развития школы, он носит диагностическо-прогностический характер. На данном этапе производился анализ уровня культуры мира у учащихся, учителей и родителейвыявлялись основные противоречия в процессе формирования культуры мира у учащихсяанализировались ресурсные возможности школыпроводился анализ существующих нормативно-правовых актов, связанных с проблемой исследованияразрабатывались программно-методические материалы и составлялся пакет диагностических материалов.

Второй этап (2004;2006 гг.). Этап внедрения. Этап формирующего эксперимента, связанный с основными целями и задачами исследования. На данном этапе проводились семинары по обучению педагогов технологиям формирования культуры мира, проектированию содержания образования и воспитания учащихся, организации уроков и других видов деятельностиразрабатывалась концептуальная модель формирования культуры мира. На данном этапе концептуальные положения разработанной программы внедрялись в практику школыпроисходило обновление содержания образования и воспитанияразрабатывались авторские программы учителей по предметамкорректировались тематические планы и учебные программыпроводились консультации с целью повышения общекультурной компетенции учителейразрабатывались технологии контроля за качеством формирования культуры мира у учащихся.

Третий этап (2006;2008 гг.). Этап анализа результатов. Связан с получением отдельных результатов, обобщением опыта работы отдельных учителей и школы в целом, распространением опыта и его внедрением в практику образовательного учреждения через систему научно-практических семинаров, конференций, круглых столов, публикаций педагогов школы, участия в профессиональных конкурсах, анализом результатов опытно-экспериментального исследования. Производились итоговые контрольные замеры по определению уровня сформированности у учащихся отношений, умений и навыков в области формирования культуры мира.

Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы в условиях школьного образования и воспитания, создании системы работы школы по формированию культуры мира у учащихся. В результате проведенного исследования:

1) дана педагогическая интерпретация понятия «культура мира» и определены пути и методы ее формирования у учащихся;

2) разработана управленческая модель формирования культуры мира у учащихся;

3) определены организационно-педагогические условия эффективного формирования культуры мира у учащихся;

4) разработана и экспериментально апробирована комплексная программа по формированию культуры мира у учащихся.

Теоретическая значимость исследования:

— раскрыто содержание понятия культуры мира у учащихся;

— проанализирован уровень разработанности данной проблемы в педагогической науке и практике, степень ее реализации, что позволило определить организационно-педагогические условия формирования культуры мира, включающие управленческую модель, концепцию, комплексную программу, модель общекультурной компетентности педагогов.

Сформулированные концептуальные положения и принципы способствуют разработке методологических основ формирования культуры мира у учащихся. Модель общекультурной компетентности педагогов доказывает необходимость включения теоретических основ исследования в систему повышения квалификации работников образования и профессиональной подготовки учителей.

Практическая значимость исследования состоит в научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование культуры мира у учащихся, включающем модель управления, модель воспитательной работы, модель профессиональной компетентности педагогов, механизм введения ценностей мировой, общероссийской, национальной культуры в содержание образования, приемы, методы, формы организации учебно-воспитательного процесса, технологию организации профильных классов.

Ход и результаты опытно-экспериментальной работы нашли отражение в публикациях соискателя.

Многие научно-методические разработки, которые были созданы в ходе опытно-экспериментальной работы, распространены и успешно внедряются в учебно-воспитательный процесс ряда школ г. г. Казани, Набережных Челнов, Ижевска, Москвы.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследованияцеленаправленным анализом педагогической практики и передового опытамноголетней практической работой в качестве учителя и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, а также использованием математических методов обработки эмпирического материала.

Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в 12 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Системное развитие школы по формированию культуры мира у учащихся зависит от комплекса организационно-педагогических условий, предусматривающих эффективное формирование культуры мира у учащихся: учебно-методического обеспечения, готовностью педагогических кадров школы, нормативно-правовой базы, материально-технической базы и организационных действий.

2. Культура мира является одной из ключевых качеств личности, которая определяется следующими критериями: когнитивным, аксиологическим, деятельностным. Формирование культуры мира у учащихся предполагает единство целевого, содержательного, процессуального аспектов учебно-воспитательного процесса, что находит отражение в управленческой модели формирования культуры мира у учащихся.

3. Педагогическая система школы будет способствовать формированию культуры мира у учащихся если ценности культуры мира будут представлены в миссии школы, целях, содержании, технологиях, формах контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось автором в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы № 62 Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан (школах М®- 62, 54, 45, 60).

Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях авторав выступлениях на всероссийских, республиканских и городских научно-практических конференциях и совещаниях (2000;2008 гг.) — организации и проведении семинаров, круглых столов по исследуемой проблемеобобщении опыта работы отдельных педагогов и подготовке их к участию в профессиональных конкурсахв процессе участия в профессиональных конкурсах «Школа года Республики Татарстан», «Лучшее инновационное образовательное учреждение Российской Федерации" — в проведении практических занятий с педагогами в Институте развития образования Республики Татарстан.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, задачи, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Формирование культуры мира как ценностно-целевой приоритет образования» раскрывается гносеологическая сущность понятия «культура мира», дается ее педагогическая интерпретация, раскрываются теоретические основы педагогического проектирования процесса формирования культуры мира в школе, описывается управленческая модель формирования культуры мира у учащихся, анализируются состояние и возможности системы образования по формированию культуры мира у учащихся, определяются структурные компоненты системы работы школы по формированию культуры мира.

Во второй главе «Развитие педагогической системы школы по формированию культуры мира у учащихся» раскрываются концептуальные позиции, анализируется реализация комплексной программы по формированию культуры мира у учащихся, представляются организация, методика и результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении обобщаются результаты исследования и приводятся выводы.

В приложении представлены программа «Культура жизнедеятельности», методические материалы.

III. Общие выводы по результатам эксперимента следующие:

• Повысилось качество обученности и воспитанности учащихся и их функциональная грамотность.

• Снизился уровень заболеваемости учащихся.

• Повысился уровень профессионального самоопределения учащихся.

• Создана поликультурная среда обучения и воспитания школьников на основе диалог культур.

• В содержание авторских программ, проектов введены ценности культуры мира и толерантности в виде авторских программ, проектов, уроков, планов.

• Значительно повысился уровень педагогической компетентности педагогов.

• Школа стала базой по распространению педагогического опыта по данной проблеме в районе, городе, республике.

В отношении культуры мира у учащихся как личностной составляющей следует отметить, что у учащихся значительно расширились знания ценностей культуры мира, повысился уровень толерантности и коммуникативности. Учащиеся стали более дружелюбными, коммуникабельными, активными, ответственными за слова и поступки свои, друзей, одноклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1) Проектирование педагогической системы формирования культуры мира — есть процесс анализа состояния, определения целей, задач, содержания, принципов, организационно-педагогических условий, критериев и показателей эффективности формирования культуры мира у учащихся.

2) Культура мира как педагогическая проблема рассматривается в нашем исследовании в 2-х аспектах: как образовательная поликультура среды обучения и воспитания и как составляющая личности.

Под культурой мира мы понимаем определенную систему нравственных, гражданских, толерантных ценностей, компетентностей личностей к окружающему миру.

Однако при использовании понятия «школа культуры мира» мы предполагаем развивающуюся педагогическую систему, направленную на формирование у школьников культуры мира, как их личностной составляющей. Культура мира функционирует и рассматривается нами в деятельностном аспекте. Ибо культура мира — это не только явление, качество личности, критерий воспитанности и образованности, но и процесс, движение, развитие, совершенствование цивилизации, человека, общества.

Исходя из данного осмысления, мы называем следующие закономерности развития культуры мира:

— культура мира создана и создается человечеством, обществом, народом, отдельным человеком и передается из поколения к поколению;

— культура мира отражает дух исторической эпохи, времени, общественные, государственные, политические, экономические и образовательные ценности и традиции, которые влияют на образ жизни, уклад, стиль мышления и нормы поведения людей;

— культура мира способствует сохранению гуманистических принципов, самобытности, менталитета, традиций, обычаев жизни народов, государств, обществ;

— культура мира осуществляет связь поколений, интеграцию в другие культуры, способствует взаимосвязи с культурами других стран и народов;

— культура мира носит глобальный, целостный характер, в основе которого лежит единство природы, человека и космоса;

— культура мира является тем духовным стержнем человека, который проявляется в принятии и понимании другого (человека, общества, государства, мнения, образа жизни, культурного достояния, менталитета, характера, интереса и т. д.).

— культура мира есть инструкция, норма, правила жизни людей на земле;

— культура мира — есть система воспитания и образования подрастающего поколения, в которой сконцентрированы ценности созданные народами, культурами и обществами в различные эпохи и времена;

— культура мира — это личностное «Я», направленное на созидание жизни на земле;

— культура мира — это образовательная поликультурная среда, каждый ее участник защищен от насилия, страха, тревоги, и имеет право на выбор образования, где он будет услышан и понят.

На основе перечисленных закономерностей развития культуры мира и учитывая особенности функционирования российской системы образования, менталитет народов и духовный уклад жизни, возможные ресурсы страны, мы называем следующие педагогические принципы формирования культуры мира в образовательном пространстве:

— природосообразность. Человек — часть природы, и он должен жить по законам природы, соблюдая ее правила и законы;

— культуросообразность. Культура — основа развития человека, сущность совершенства, стимулятор всей его жизни;

— духовность. Мир в душе человека определяется его духовностью: насколько нравственные ценности «совесть, ответственность, доброта, правдивость, милосердие, справедливость, стремление к самосовершенствованию и т. д.» являются нормами поведения человека.

— гуманизм. Любовь — движущая сила жизни человека, мира на земле. Это любовь к людям, окружающему миру, природе, стране, семье, самому себе, к Богу и т. д. В «Коране» сказано: «Обгоняйте друг друга в любви» ;

— поликультурность. Это принятие многозначности, многоцветия культуры разных народов, эпох и цивилизаций. Сохранение единства образовательного пространства на основе гуманистического подхода становится эффективным механизмом развития школы.

Естественно, что процесс формирования культуры мира в образовательной среде предполагает и соблюдение других педагогических принципов, таких как системность, научность, комплексность, репрезентативность, аналитичность. Системность предполагает работу школы на всех ступенях образования с охватом учебной и воспитательной работы на всех уровнях: начальном, среднем и старшемКомплексность, в основе которой лежит междисциплинарный подходпедагогический, психологический, социальный и управленческий аспектыАналитичность, что достигается путем постоянных мониторингов.

3) Процесс формирования культуры мира у учащихся требует разработки определенных условий, которые бы способствовали системному развитию школы и отражались в целях, содержании, средствах обучения и воспитания учащихся. В результате чего была разработана педагогическая модель управления школой культуры мира и рассмотрены основные функции управления: планирование, организация, контроль, анализ.

4) Системный анализ учебно-воспитательного процесса по формированию культуры мира позволил выявить трудности в решении данной проблемы, определить методологическую основу, опирающуюся на такие педагогические принципы как природосообразность и культурность, поликультурность, гуманизм, духовность, учет национальных, индивидуальных, психологических особенностей учащихся.

Также была рассмотрена нормативно-правовая база, дающая возможность системе образования целенаправленно и комплексно формировать культуру мира у учащихся и создавать в школе образовательную среду культуры мира.

Также нами были выявлены основные критерии формирования культуры мира у учащихся: когнитивный (знание ценностей, принципов культуры мира), аксиологичный (отношение учащихся к инокультурному, другому, альтернативному, непохожему) — деятельностный (умение учащихся выражать свои знания, отношения в различных видах деятельности).

5) Реализация педагогической модели управления процессом формирования культуры мира у учащихся потребовала создания определенных организационно-педагогических условий, таких как:

— разработка концепции формирования культуры мира в образовательном и воспитательном процессе;

— разработка и реализация комплексной целевой программы по формированию культуры мира у учащихся;

— обновление содержания образования на основе введения ценностей культуры мира;

— организация системы воспитательной работы по формированию культуры мира у учащихся;

— совершенствование общекультурной и профессиональной компетенции педагогов;

— создание школы культуры мира как поликультурной среды обучения и воспитания.

6) Исходя из названных организационно-педагогических условий и принципов формирования культуры мира, нами предложены следующие концептуальные позиции по формированию культуры мира:

— целостность и системность культуры мира у учащихся;

— создание целостной системы развития школы по формированию культуры мира;

— интеграция ценностей культуры мира в содержание образования и воспитания;

— создание поликультурной среды обучения и воспитания;

— организация учебно-воспитательного процесса на основе диалога культур;

— взаимосвязь национальной культуры, общероссийской и мировой в учебно-воспитательном процессе;

— развитие языковой личности на основе полилингвизма;

— обеспечение формирование культуры мира как инновационного процесса развития школы;

— сохранение и укрепление духовного, физического, психологического здоровья учащихся;

— развитие творческих способностей учащихся;

— вовлечение всех учащихся образовательного процесса в активные формы по формированию культуры мира у учащихся.

7) Разработанная и апробированная комплексная программа «Формирование культуры мира у учащихся» была реализована в учебно-воспитательном процессе школы на следующих уровнях:

— в системном управлении школой;

— в процессе обучения и воспитания;

— в работе с педагогами и родителями.

Реализация программы потребовала создания управленческих структурных нововведений: воспитательной моделикомпетентностной модели учителя, толерантных классов, классов с углубленным изучением иностранных языков, русского и татарского языков, профильных юридических классов, центра культуры здорового образа жизни.

8) Реализация комплексной программы осуществлялась по следующим маршрутам:

— Информационный — формирование системы знаний у педагогов по формированию культуры мира (педсоветы, методические объединения, педагогические чтения, изучение научно-методической литературы, выступления ученых, выпуск методических бюллетеней;

— включение в содержание учебного плана школы спецкурсов, факультативов, создание системы классных часов по формированию культуры мира и толерантности, корректировка учебных программ, планов, содержания уроков и введение в них ценностей культуры мира, реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;

— в учебно-воспитательный процесс школы вводятся следующие компоненты: толерантные классы, классы с углубленным изучением русского, татарского, английского, французского языков, профильные юридические классыдетская организация «Надежда», музей Боевой Славы, театральная студия «Дар», Центр здоровья и т. д.;

— разработка показателей сформированности культуры мира, диагностика материалов и проведение мониторинга уровня сформированности культуры мира, проведение срезов знаний, собеседований, посещение уроков, внеклассных мероприятий, контроль за эффективностью формирования культуры мира;

— использование современных технологий, методик, систем: метод проектов, информационно-коммуникативных технологий, личностно-ориентированной технологии, технология уровневой дифференциации, технологии диалога культур, технологии проблемного обучения, модульного обучения, технологии опережающего обучения, гуманистическая технология, педагогики сотрудничества;

— Инновационный — разработка авторских программ, спец. курсов, методик по формированию культуры мира, авторских уроков, их опытно-экспериментальная апробация в учебно-воспитательном процессе, диагностика результатов, обобще.

Содержательный.

— Структурный.

— Диагностический и аналитический.

Технологический ние опыта работы, распространение результатов на районном, городском, республиканском, общероссийском уровнях, внедрение инноваций в учебно-воспитательный процессучастие в профессиональных конкурсахсистема повышения квалификации.

8) Полученные результаты опытно-экспериментальной работы показали следующее:

• Достаточно высокий уровень культуры мира у учащихсязнания учащимися ценностей культуры мира (нормативно-правовых актов и основ жизнедеятельности человека, толерантной культуры, коммуникативных умений).

• Повышение уровня воспитанности учащихся (нравственной культуры, культуры межличностных отношений, ценностных, социокультурных ориентации).

• Повышение уровня культуры здорового образа жизни (по данным медицинских осмотров, снизилась заболеваемость учащихся, повысилась духовная составляющая их здоровья).

• В школе создана положительная корпоративная культура управления (создан климат доверия, уважения, поддержки педагогов и учащихся, стимулирование совершенствования педагогической компетентности, утверждения гуманистических идеалов и норм управления, организации всего учебно-воспитательного пространства).

• Достигнут высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, которые отражаются в успехах учащихся и самих педагогов.

• Повысился уровень профессионального самоопределения учащихся, что подтверждается поступлением учащихся в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования выбранного профиля.

Таким образом, потребность внедрения элементов культуры мира в образовательную систему вытекает из объективных условий развития системы образования, общества, страны. Однако, для реализации этой потребности необходимо создание в учебных заведениях образовательного пространства культуры мира и целенаправленного формирования у подрастающего поколения культуры мира, что требует создания организационно-педагогических условий и системного, целенаправленного процесса всего педагогического сообщества. Важное место в этом процессе занимает толерантное сознание и поведение молодого поколения на основе гуманистических принципов и норм морали.

Анализ тенденций формирования толерантности и культуры мира в системе Российского образования дает нам возможность утверждать, что эта проблема является настолько актуальной, что станет неотъемлемой частью педагогической деятельности каждого учителя, учебного заведения и системы образования в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания / Г. Г. Абдулкаримов // Образование в современной школе. — 2002. № 4.
  2. А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной среде / А. Г. Абсалямова, Ю. С. Горбачева. Уфа, 1997. — 63 с.
  3. Административное управление в школе. Сост. Голубева Л. В. — Волгоград: Изд-во «Учитель», 2006. — 222 с.
  4. Англо-русский словарь. — М.: Наука, 1993. — 685 с.
  5. В.И. Дидактика воспитания и самовоспитание творческой личности / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 318 с.
  6. В.И. Конкуренте)логия: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 467 с.
  7. Р.Г. Материалы рабочего совещания «Социальное партнерство как важнейшее условие воспитания толерантности». Волгоград 14−16 июня. 2001 / Р. Г. Апресян.
  8. А.И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М.: Нар. акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 349 с.
  9. С.Н. Некоторые проблемы теории культуры / С. Н. Артановский. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1977. — 296 с.
  10. С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. -М., 1989. 160 с.
  11. А.Г. Мы обречены на толерантность / А. Г. Асмолов // Семья и школа. 2001. — № 11−12. — С.32−35.
  12. АхметоваМ.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке / М. Н. Ахметова. Новосибирск: Наука, 2005. — 180 с.
  13. Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К.Бабанс-кий. М.: Педагогика, 1989. — 385 с.
  14. Г. Р. Экономические и политико-правовые аспекты положения женщин в традиционных исламских странах: Науч. изд. / Г. Р.Бол-танова- Мин-во образования РФ, КГЗУ. Казань: КГЗУ, 2003. — 122 с.
  15. Бахтин М.М. Pro et contra: Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли: Антология / М. М. Бахтин. — СПБ.: Изд-во РХГИ. (Рус. путь). Т. 1. — 2001. — 552 с.
  16. М.М. Почему учиться трудно?: об истоках школьных проблем ребенка /М.М.Безруких. -М.: Семья и школа, 1995. 208 с.
  17. А.Ю. поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания общего образования: Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск: ПГЛУ. — 2000, № 3. — 98 с. — С.59−64.
  18. А.Ю. Роль образования в стратегии формирования поликультурной воспитательной среды: Совет ректоров. Научно-практический журнал. М., 2008. — № 5. — 108 с. — С.101−103.
  19. В.П. Не пора ли менять стратегию образования? / В. П. Беспалько // Педагогика. 2001. — № 9. — С. 87−95.
  20. B.C. Замыслы: В 2-х кн. / В. С. Библер. М.: Рос. гос. гума-нит. ун-т, 2002. — Кн.1. — 878 с.
  21. О.С. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя / О. С. Богданов. М.: Просвещение, 1988. — 204 с.
  22. Т.В. Культура мира: согласие, терпимость, права человека / Т. В. Болотина. -М.: Ин-т развития регионального образования, 1996. 14 с.
  23. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000.
  24. Е.В. Теория и практика личностно-ориентирован-ного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д., 2000. — 352 с.
  25. В.П. Народное образование и педагогическая мысль в освободившихся странах Африки: традиции и современность / В.П.Бори-сенков. М.: Педагогика, 1987. — 140 с.
  26. Ю.В. Создано человечеством / Ю. В. Бромлей, Р.Г.Подоль-ный. М.: Политиздат, 1984. — С. 13.
  27. Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983.-296 с.
  28. БуеваЛ.П. Общение: Философский энциклопедический словарь / Л.П.Буева- Гл. ред. Е. Ф. Губский. М., 1997. — С.447−448.
  29. И.И. Народность и патриотизм / И. И. Валеев. Уфа: Башк. кн. изд-во, 2000. — 462 с.
  30. ВалееваР.А. Воспитательная система видного польского педагога Януша Корчака: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. А. Валеева. Казань, 1982.- 17 с.
  31. Р.А. Теория и практика гуманитарного воспитания в европейской педагогике (1-ая полов. XX века) / Р. А. Валеева. Казань: Мин-во общего и профессионального обр-я РФ, КГПУ, 1997. — С.58−61.
  32. ВалитоваР.Р. Толерантность как этическая проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук / Р. Р. Валитова. -М., 1997. 20 с.
  33. Н.Н. Вопросы координации деятельности руководителей школы в управлении учебно-воспитательным процессом // Вопросы внутри-школьного управления: Сб. статей. Вып.1 (Под ред. Сунцова Н.С.). М., 1975.-С.48.
  34. Верхоглазенко В. Н. Эффективная модель делового совещания / В. Н. Верхоглазенко, А. А. Звезденков // «Консультант директора». 1998. -№ 15.
  35. Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: Академия, 2002. —176 с.
  36. Л.А. Национальный компонент образовательных стандартов в средней профессиональной школе / Л. А. Волович, Г. В. Мухаметзянова. -Казань: ИССО РАО, 1997. 185 с.
  37. Л.А. Управление процессом развития творческой активности учащихся: опыт работы школы № 122 / Л. А. Волович. Казань: Ин-т средн. спец. обр. РАО, 1993. — 28 с.
  38. М.А. Бог и люди. История установления христианства. Терпимость — самое действенное средство против фанатизма. Трактат о веротерпимости / М. А. Вольтер. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. — С. 106 108, 5−51.
  39. Воспитание культуры межнационального общения: Метод, рекомендации /Сост. В. И. Буренко, Н. Е. Иванюшкин, В. В. Меркулов, В.М.Плешив-цев. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 44 с.
  40. ВульфовБ.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б. З. Вульфов // Внешкольник. 2002. — № 6. — С. 12−16.
  41. Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М., 1996.-216 с.
  42. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления / Г. Г. Габдуллин. Казань, 1990. — 167 с
  43. В.Ф. Культура и искусство речи / В. Ф. Габдулхаков. -Казань: Международная педагогическая академия, 1998. -225 с.
  44. В.Ф. Теория и практика индикативного управления инновационным развитием образования в Республике Татарстан / В. Ф. Габдулхаков. Казань: РИЦ «Школа», 2006.- 336 с.
  45. К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура / К. С. Гаджиев. М.: Наука, 1990. — 172 с.
  46. З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З. Т. Гасанов //Педагогика. — 2001. — № 4. С.24−30.
  47. . Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. Гершунский // Лучшие странички педагогической прессы. 2002. — № 5. — С.3−9.
  48. .С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? / Б. С. Гершунский // Педагогика. — 2001. № 10. — С.3−12.
  49. С.Н. Методологические аспекты создания педагогики толерантности / С. Н. Глазачев, О. С. Анисимов // ЭКО: Экология. Культура. Образование. Ставрополь. 2002. — № 6. — С. 13−19.
  50. Т. Сочинения: в 2 т.: Пер. с латин. и англ., АН СССР, Ин-т философии / Т.Гоббс. М.: Мысль, 1988. — 621 с.
  51. М.К. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонов, Ф.Э.Ше-регин // Вестник РАН. 1998. — Т.68, № 6. — С.504−510.
  52. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин. М.: Издательско-образовательный центр «Веди-принт», 2001. — 288 с.
  53. Н.Н. Формирование межкультурной компетенции старшеклассников (на материале изучения иностранных языков): Автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Н. Григорьева. Казань, 2004. — С. 16.
  54. Л.Н. От Руси к России / Л. Н. Гумилев. М.: Прогресс, 1992.- 156 с.
  55. В.В. Общение: Психологический словарь / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко и др. -М., 1996. С.232−233.
  56. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследований / В. В. Давыдов. — М.: Академия, 2004. 288 с.
  57. И. Культура мира и ненасилия в России / И.Данилов. — М.: Права человека, 1999. С. 11.
  58. Декларация прав человека. М.: Наука, 1999. — 127 с.
  59. Декларация принципов толерантности // Учит. газ. — 2000. — 12 сент. -№ 35. С.20−21.
  60. ДемаковаИ.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И. Д. Демакова. М., 2003.
  61. ДемаковаИ.Д. Должность или призвание: Беседы с организаторами внеурочной воспитательной работы: Кн. для учителя / И. Д. Демакова. — М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  62. А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Джуринский. М.: Владос, 2004. — 239 с.
  63. Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. -М.: Народное образование, 1999. 208 с.
  64. JI.M. Сближение культур и межнациональные отношения в СССР / Л. М. Дробижева // Советская этнография. 1977. — № 6. — С.43−48.
  65. Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты / Сост. Р. М. Мухаметшин. Казань: Магариф, 2000. — 239 с.
  66. Жан-Жак Руссо. Трактаты. М.: Наука, 1969. — С. 151−381.
  67. И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе / И. В. Жуковский // Педагогика. 2001. — № 3. — С.37−40.
  68. Школа как социокультурное пространство // Завуч школы. 2006. -№ 3. — С. 8−11.
  69. Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан». -Казань: РИЦ «Школа», 1998. 80 с.
  70. Закон Республики Татарстан «Об образовании» // Информационный бюллетень Министерства народного образования РТ. Казань: MHO РТ, 1994.-33 с.
  71. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Юрист, 1992.-25 с.
  72. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 № 4530−1.
  73. Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807−1.
  74. Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М.Ляйппе. — СПб.: Питер, 2001.-448 с.
  75. Р.И. Этническая социализация молодежи / Р.И.Зинну-рова. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. — 456 с.
  76. Д.В. Повышение педагогического мастерства будущего педагога на основе формирования социокультурной толерантности. Автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. В. Зиновьев. Новосибирск, 2000. — 16 с.
  77. JI.M. Основы российской духовности / Л. М. Ивлева. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 45 с.
  78. Известия Академии педагогических и социальных наук. Выпуск XI.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института НПО «МОДЭК»., 2007. С.77- 99.
  79. Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-235 с.
  80. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Т. 1.-М.: МО «Рарог», 1992.-360 с.
  81. Интеграция региональных систем образования: Тезисы всероссийской научно-практической конференции. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.-243 с.
  82. Р.А. Теория и практика формирования коммуникативной культуры в школе / Р. А. Исламшин, В. Ф. Габдулхаков // Педагогика. — 2001.-№ 6.-С. 18−24.
  83. Т.Г. Кризис полиэтнического общества и возрождение этнических ценностей: Автореф. дис.. докт. социол. наук / Т. Г. Исламшина. -Уфа, 1993.-38 с.
  84. Историческое образование в полной средней школе: Всеобщая история: Методическое пособие. — Казань, 2003.
  85. М.В. Комплексный подход к воспитанию школьников: Из опыта работы / М. В .Кабатченко. М.: Просвещение, 1980. — 104 с.
  86. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф.Капте-рев. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  87. В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Терия и практика воспитательных систем / В. А. Караковский и др.- Под ред. Н. Л. Селивановой. М., 2000. — 256 с.
  88. В.А. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский // Воспитание школьников. — 1993. — № 4. — С.5−8.
  89. Кей Э. Век ребенка / Э.Кей. М.: Изд. В. М. Саблина, 1906. — С.89.
  90. КеллеВ.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование / В. Ж. Келле. М.: Эдиториал УРСС, 2003. — 147 с.
  91. Л.И. Историзм, идейность, мастерство: Исследования, этюды / Л. И. Климович. М.: Сов. Писатель, 1985. — 256 с. — Кн.2. — 879 с.
  92. А.И. Историко-психологические аспекты национальных отношений / А. И. Коган. Н. Новгород, 1991. — 33 с.
  93. М.С. Философия культуры / М. С. Коган. СПб., 1996.
  94. Н.И. Как относится к себе и людям / Н. И. Козлов. -М., 1993.
  95. В.П. Воспитание культуры межнационального общения в средней профессиональной школе: Монография / В. П. Комаров. Казань, 1995.- 142 с.
  96. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М., 1989. — 416 с.
  97. Кон И. С. Национальные особенности психологии людей / И. С. Кон // Социальная психология. 1975. — № 6. — С. 141−153.
  98. Ю.А. Педагогический анализ как основа управления / Ю. А. Конаржевский. Челябинск: ЧГПИ, 1978. — С.5−14.
  99. Конвенция о правах ребенка. М.: Педагогика, 1997. — 42 с.
  100. Конституция Республики Татарстан. Казань: Татар, кн. изд-во, 1993.-49 с.
  101. Конституция Российской Федерации. Казань: Татар, кн. изд-во, 1992. — 52 с.
  102. Концепция модернизации российского образования на периоде до 2010 года //Внешкольник. 2002. -№ 6. — С.6−11.
  103. Концепция развития татарского просвещения//Панорама. 1991. -№ 8. — С.22−25.
  104. КорчакЯ. Избранные педагогические произведения / Я.Корчак. -М.: Педагогика, 1979. С.178−226.
  105. Л.А. Культура управления как проблема философско-антропологического исследования: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Л. А. Косторнова. Ростов-на-Дону, 2001. — 20 с.
  106. М.И. Общественное бытие как категория исторического материализма: Автореф. дис.. канд. филос. наук // М. И. Кошелев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 24 с.
  107. С.Л. О красоте духовной (П.А.Флоренский: религиозно-нравственные воззрения) / С. Л. Кравец // Этика. 1990. — № 6. — 61 с.
  108. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 1993. —480 с.
  109. ПО.КрутоваИ.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис.. канд. пед. наук/И.В.Крутова. Волгоград, 2002.
  110. Е.А. Диалог как способ межличностного общения / Е. А. Крюкова // Сборник В. С. Ильина. 1997. — № 4. — С.76.
  111. Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России: Всероссийская науч.-практ. конф. 28 октября 1999. М., 1999.
  112. Культура мира: от утопии к реальности. Казань: ООО АБАК — УСЛУГ, 1999.-224 с.
  113. B.C. Системное развитие школы / В. С. Лазарев. М.: Педагогическое общество России, 2003. — С. 184−192.
  114. В.А. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 1997. -№ 2. — С.4, 5, 16.
  115. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1975.-268 с.
  116. И.Л. Дидактические основы методов обучения / И.Л.Лер-нер. М.: Педагогика, 1981. — 312 с.
  117. .Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1993.395 с.
  118. .Т. Педагогика: Учебное пособие для студентов вузов / Б. Т. Лихачев. М: Юрайт-Издат, 2003. — 607 с.
  119. .Т. Простые истины воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1983. — 192 с.
  120. Д.С. Раздумья / Д. С. Лихачев. М.: Детская лит., 1991.1. С. 318.
  121. Н.О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991.- 185 с.
  122. В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: Пособия для педагогов, руководителей ОУ и организаторов работы с молодежью / В. И. Лутовинов. М.: АПК и ПРО, 2001. — 284 с.
  123. Е.А. Использование национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Лызлова. Казань, 2005. — С.4.
  124. МагомедоваЕ.В. Толерантность как принцип культуры: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Е. В. Магомедова. Ростов н/Д., 1999. — 22 с.
  125. А.С. Проектировать лучшее в человеке / А. С. Макаренко. М.: Университетское, 1989. — 186 с.
  126. В. Русский язык должен стать основой духовного воспитания юношества / В. Макаров //Народное образование. — 2001. № 6. — С.38−44.
  127. З.А. Школа и педагогика за рубежом / З. А. Малькова. -М.: Просвещение, 1983. 191 с.
  128. Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С.Мар-карян. М.: Мысль, 1983. — 245 с.
  129. В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Марков. -М., 2001.-320 с.
  130. Материалы Московского международного форума «За культуру мира и диалог между цивилизациями в III тысячелетии», Москва, 13−16 мая 1999 г.
  131. М.И. Размышления о судьбах национальной школы / М. И. Махмутов // Народное образование. 1989. — № 7. — С.48−58.
  132. Межведомственная программа «Толерантность»: План мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе. — М., 1999. — 89 с.
  133. Международные нормативно-правовые акты по правам человека, ратифицированные Российской Федерацией. М., 1997. — 147 с.
  134. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. -С.138−148.
  135. Межкультурная коммуникация и формирование толерантной личности (диагностика установок толерантности) // Материалы научно-методической конференции. М.-Казань, Мин-во образования РФ, АПСН и др., 2002. — 200 с.
  136. В.М. Культура и история / В. М. Межуев. М.: Политиздат, 1977.-199 с.
  137. Методика комплексного эксперимента / Под ред. А. А. Кирсанова. — М.: Изд-во АПН СССР, 1988. 49 с.
  138. Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия: Сборник научных статей и материалов 20-й Всероссийской науч.-практ. конф. 21 апреля 1999. СПб., 1999.
  139. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие./Под ред. Н. В. Кузьминой. Д.: Изд-во ЛГУ, 1980. 170 с.
  140. МиримановаМ.С. Конфликтология: Учеб. для студентов образ, учрежд. сред. проф. обр-я / М. С. Мириманова. М.: Академия, 2004. — 319 с.
  141. С.М. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья / С. М. Михайлова, О. Н. Коршунова. Казань: Фэн, 1997. — 212 с.
  142. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексных исследований. / Под ред. Е. Э. Смирнова.- JI.: Изд-во Ленинградского университета, 1984.-177 с.
  143. A.M., Капто А. Е. Нововведения во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое общество России, 1988. — С.121−123.
  144. Ш. Л. О духе законов или отношениях, в которых законы должны находиться к устройству каждого правления, к нравам, климату, религии, торговле и т.д. / Ш. Л.Монтескье- Пер. с франц. СПб.: изд. Пантелеева, 1900.-687 с.
  145. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. М., 2000. — 255 с.
  146. НабиевР.Ф. Религиозные объединения Республики Татарстан: Справочник / Р.Ф.Набиев- Совет по делам религий при Кабинете Министров РТ- Гос. Ком. РТ по делам детей и молодежи. Казань, 1997. — 15 с.
  147. В.Я. Управление обучением, воспитанием и развитием личности / В. Я. Назмутдинов и др. — Казань: «Школа», 2004. С.З.
  148. Насыри Каюм. Книга о воспитании. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1990.-175 с.
  149. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М.: Наука, 1999.-62 с.
  150. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации в начале 1990-х годов. М.: Рос. АН, Ин-т этнологии, 1994. — 340 с.
  151. Л.З. Л.Толстой и проблемы гуманизма / Л.З.Неми-ровская // Этика. 1988. — № 8. — 61 с.
  152. З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989): Автореф. дис.. докт. пед. наук / З. Г. Нигматов. -Казань, 1990.-35 с.
  153. З.Г. Религия и нравственность / З. Г. Нигматов // Тезисы международной научно-практической конференции «Национальное образование: опыт организации проблемы и результаты исследования». Казань, 1994.-195 с.
  154. Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. Чебоксары: изд-во Чуваш, ун-та, 2001. -245 с.
  155. Никитин А. Ф. Право и политика / А. Ф. Никитин. М: Просвещение, 1998.- 191 с.
  156. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е.Петров- Под ред. Е. С. Полат. -М., 2001. С. З-143.
  157. Образование в современной школе, № 7, 2003, С. 14,15,17.
  158. Л.И. Воспитание миротворцев / Л. И. Обрамычева // Внешкольник. 2000. -№ 11.
  159. С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 842 с.
  160. ОконьВ. Введение в общую дидактику / В.Оконь. М: Высшая школа, 1990.-С. 111−114.
  161. Очерки русской культуры. Духовная культура / Под ред. А. М. Сахарова и др. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 305 с.
  162. Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на родных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика. -2002. № 5. — С.41−47.
  163. Педагогика мира: история, теория, практика. М., 1992. — С.22.
  164. М.А. Особенности подготовки толерантного педагога / М. А. Перепелицына // ЭКО: Экология. Культура. Образование. Ставрополь. 2002. — № 6. — С. 19−20.
  165. А.В. Популярные беседы о психологии / А. В. Петровский. М.: Педагогика, 1983. — С.7−97.
  166. Письмо Минобразования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 № 28−51−391/16.
  167. Политологический энциклопедический словарь. М.: Наука, 1993. -431 с.
  168. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2006−2010 г. г.)» от 08.12.2005 № 740.
  169. Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения о кадетской школе» от 15.11.1997 № 1427.
  170. М. Лавина с гор, или На пути к толерантному сознанию / М. Поташник // Народное образование. 2001. — № 6. — С.97−103.
  171. М.М. Оптимизация управления школой / М.М.Поташ-ник.-М., 1991.-289 с.
  172. Проблемы философии культуры / Под ред. В. Ж. Келле. М.: Мысль, 1984.-445 с.
  173. Программа действий в области культуры мира (Принята 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 года). М.: Центр «Этно-сфера», 1998.-С. 17−18.
  174. Программа курса «История Татарстана». Казань: ТаРИХ, 2001.
  175. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. 1−4 классы начальной школы общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1997. 176 с.
  176. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. История, обществознание. М.: Дрофа, 1999. — С.6, 116.
  177. Программы по татарскому языку для русских школ. 1−4 классы. -Казань: Магариф, 2001. 88 с.
  178. Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. научных трудов. М.: АПН СССР, 1988. — 256 с.
  179. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1993. — 726 с.
  180. В.Г. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация / В. Г. Разумовский, Л. В. Тарасов // Сов. Педагогика. 1988. — № 7. — С.66−72.
  181. С.А. Письма С.А.Рачинского к духовному юношеству о трезвости / С. А. Рачинский. Казань: Типо-Лит. ун-та, 1898. — IV, 49 с.
  182. С.А. Сельская школа: Сб. статей / С. А. Рачинский. — М.: Педагогика, 1991.-171 с.
  183. Реализация прав ребенка: возможности демократического школьного климата: Сборник учебно-методических материалов / Сост.: Н.С.Вощен-кова, П.П.Симоненко- отв. ред. В.Болотина. М: АПК и ПРО, 2003. — 177 с.
  184. Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане: Коллективная монография / Под редакцией С. И. Муртузалиева, В.Н.Цату-рова. Махачкала: ДНЦ РАН, 2003. — С. 17−18.
  185. .Э. Толерантность путь к миру / Б. Э. Риэрдон. — 2001.289 с.
  186. К.Р. Становление личности: взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 416 с.
  187. В.В. Религия и культура / В. В. Розанов. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2001. — 639 с.
  188. В.В. Религия. Философия. Культура: Сборник / В. В. Розанов. М.: Республика, 1992. — 397 с.
  189. Н. Краеведение путь к познанию своей Родины / Н. Романенко // Народное образование. — 2001. — № 4. — С.91−95.
  190. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М., Т.1.-1993- Т.2. 1999. — 845 с.
  191. С.JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн // Избранные труды: В 2-х т. М., 1989. — 323 с.
  192. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. Об общественном договоре, или Принцип политического права / Ж.-Ж.Руссо. -М.: Наука, 1969. С. 151−381.
  193. Р.Н. Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы: Автореф. дис. канд. пед. наук / Р. Н. Сафина. Казань, 2004.- 22 с.
  194. В.В. Тезисы секционного доклада «Образовательные технологии культуры мира и толерантности» / В. В. Сахаров // Материалы науч.-практ. конф. «Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования». Ставрополь 18−19 апр. 2002.-270 с.
  195. С.В. Школа «диалога культур»: что это? / С.В.Селе-менев, А. А. Ткаченко // Школьные технологии. 1996. — № 3. — С.89−101.
  196. Л.Ю. Формирование личности: проблемы устойчивости / Л. Ю. Сироткин. Казань: Изд-во КГУ, 1992. — 312 с.
  197. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М., 1989. — 624 с.
  198. И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества (по материалам Киевской и Закарпатской областей) / И. А. Снежков // Советская этнография. 1982. — № 1.-С.112−116.
  199. Ч. Две культуры. Сборник публицистических работ / Ч. Сноу- Сокр. перевод с англ. Ю.Р.Родман- Ред. и предисл. докт. филос. наук А. И. Арнольдова. -М.: Прогресс, 1973. 142 с.
  200. В.Н. Как формировать идеалы школьников в условиях многонационального окружения / В. Н. Соболев // Педагогика. 1994.- № 6. -С.51−54.
  201. Советский энциклопедический словарь. — М.: Просвещение, 1987. 1385 с.
  202. Современный словарь иностранных слов. М.: Наука, 1993. —740 с.
  203. О.С. Этика самосовершенствования: Л. Толстой, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев / О. С. Соина // Этика. 1990. — № 12. — 61 с.
  204. З.В. Культура / З. В. Соколов. Л.: Уч. записки ЛГПИ, 1968. — С.376−378.
  205. А.Л. Национальная культура и подросток / А.Л.Сол-датенков, О. В. Лебедева // Педагогика. 1993. — № 1. — С.64−66.
  206. Г. У. Психологическая форма мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Г. У. Солдатова. — М.: Смысл, 2002.
  207. Ю.В. Опыт формирования межнациональной толерантности у будущих педагогов в процесс профессионального обучения.
  208. СпивакВ.А. Корпоративная культура: теория и практика / В. А. Спивак. М., 2001.-345 с.
  209. . Об усовершенствования разума. Политический трактат. Сочинения / Б.Спиноза. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. — С.487−587.
  210. В.П. Как воспитывать толерантность / П. Степанов // Народное образование. 2001. — № 9. — С.91−97.
  211. В.П. Толерантный человек: как его воспитать? / П. Степанов // Народное образование. 2001. — № 6. — С. 152−157.
  212. М.А. Общение / М.А.Степанова- Гл. ред. В. В. Давыдов. // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. -Т.2. -М., 1993. -С.69−71.
  213. Н.С. К методологии управления общеобразовательной школой // Вопросы внутришкольного управления: Сб. статей. Вып.: 1 (Под ред. Сунцова Н.С.).- М., 1975.- .48 с.
  214. В.А. Методика воспитания коллектива / В.А.Су-хомлинский. М.: Просвещение, 1981. — 366 с.
  215. А.А. Поликультурное образование: Учебно-методическое пособие / А. А. Сыродеева. М.: МИРОС, 2001.-192 с.
  216. В. Образование и культура толерантности / В. Таланов // Высшее образование в России. -2001. -№ 3. — С.150−152.
  217. В.А. Этнология и политика / В. А. Тишков. М., 2001.360 с.
  218. Толковый словарь по управлению. М.: Алане, 1994.
  219. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. В 4-х т.-Т.З.-М., 1935.- 144 с.
  220. Толковый словарь. Владимир Даль. Т.2. СПб., 1881. — С.337.
  221. П.П. Формирование и развитие системы управления общеобразовательной школой в крупном городе / П. П. Третьяков. М., 1992. — 218 с.
  222. В.Ю. Национальные и духовные традиции и будущее русского образования / В. Ю. Троицкий // Педагогика. 1998. — № 2. — С.39−43.
  223. Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996 № 803.
  224. УолцерМ. О терпимости / М.Уолцер. М.: Идея-Пресс, 2000. -С. 16−20.
  225. К.Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Собр. соч. в 2-х т. Т.2. — М., 1948. — 357 с.
  226. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005 годы)» // Официальные документы в образовании. 2001. — № 30. — С.66−90.
  227. Федеральный закон «О национальной культурной автономии» от 17.06.1996 № 74-ФЗ.
  228. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 № 51-ФЗ.
  229. Г. Н. Воспитание личности школьника / Г. Н. Филонов. — М., 1985.-С.111.
  230. Г. Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки / Г. Н. Филонов // Педагогика. — 2001. № 9. — С.3−10.
  231. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Е. Ф. Губский. М.: Большая российская энциклопедия. 1997.
  232. ФренеС. Избранные педагогические сочинения / С.Френе. М.: Прогресс, 1990.-С.8.
  233. Ф.Ф. Образование и здоровье / Ф. Ф. Харисов. М., 2004.
  234. Ф.Ф. Национальная культура в учебно-воспитательном процессе / Ф. Ф. Харисов. Казань: Тан-Заря, 1996. — 138 с.
  235. JI.A. Все начинается с любви. / Л. А. Харисова. Казань, Дом печати, 2004. — 168 с.
  236. Л.А. Духовность, воспитание, религия: культурологический аспект / Л.А.Харисова- Мин-во образования РТ, Ин-т повышения квалификации работников образования РТ. Казань: Школа, 2002. — 33 с.
  237. Г. Ф. Национальная культура как источник формирования содержания образования / Г. Ф. Хасанова // Среднее специальное образование: состояние, проблемы, тенденции. Казань, 1993. — С.30.
  238. А.Н. Созвездие просветителей: Учебное пособие (на татарском языке) / А. Н. Хузиахметов. Казань: Магариф, 2002. — 287с.
  239. ЧебоксаровН.Н. Народы, расы, культура / Н. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. М.: Наука, 1971.-277 с.
  240. К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. Советская этнография. 1972. № 3. — С.74
  241. Р.Х. Личность: психогенез и воспитание / Р. Х. Шакуров Рос. акад. Образования, Поволж. регион, отделение. — Казань: Центр инно-вац. технологий, 2003. — 303 с.
  242. Р.Х. Социально-педагогические проблемы руководства педагогическим коллективом. — М.: Педагогика. 1982. — С.42.
  243. В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость: Автореф. дис.. докт. филос. наук / В. В. Шалин. -Ростов-н/Д., 2000. 69 с.
  244. Т.П. Управление образовательными системами / Т.И.Ша-мова и др. М.: Academia, 2002. — С.234−236.
  245. ШепельВ. Человековедческие технологии / В. Шепель // Народное образование. 2001. — № 1. — С.74−79- № 5. — С. 97−104.
  246. Е.Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И.Б.Ко-това. М.: Академия, 2002. — 288 с.
  247. Школа и мир культуры этносов: Учен. зап. ин-та национ. пробл. образования. Вып. 2. — М., 1995. — 219 с.
  248. Школа и национальное согласие. Материалы межрегиональной конференции. — Казань, 1996. — 216 с.
  249. Г. П. Методология и философия управленческой деятельности: основные понятия и принципы: Курс лекций / Г. П.Щедро-витский. -М., 2005. 285 с.
  250. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры / Н. Е. Щуркова. М., 1997. — 78 с.
  251. Энциклопедический словарь / Гл. ред. К. К. Арсентьев. СПб.: Ти-по-Литография И. А. Ефрона, 1896. — 476 с.
  252. Н.О. Проектирование как педагогический феномен / Н. ОЛковлева // Педагогика. 2002. — № 6. — С.8−14.
  253. ЯмбургЕ.А. Эта «скучная» наука управления / Е. А. Ямбург. М.: АПН ЦИТП, 1992. — 269 с.
  254. Adorno Т., HorkheimerM. Aspects of Sociology. Beacon. 1973.210 p.
  255. Bandura, Albert and Richard H. Walters. Principles of Social Learning. In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. N.Y.: Oxford University Press / London: Toronto, 1972. — PP.56−57.
  256. Cane J. From Ethnic Exclusion to Ethnic Diversity The Australian Path to Multiculturalism // Ethnicity and group Rights. New York, London, 1997. -P.54−571.
  257. Cole M. Cultural Psychology. Cambridge, Mass., L. (England): The Belknap Preee of Harvard University, 1996. P. 134.
  258. Dashepsky A. Ethnic identity in American Society. Chicago, 1976.
  259. File//A:npoeKT Ассоциированных Школ IOHECKO. htm
  260. Glazer N. We Are All Multiculturalists Now. Cambridge, MA, 1997. -P.12.
  261. Kottak С. Ph. Cultural Anthropology. N.Y., 1982.
  262. Mendus S. Toleration // Encyclopedia of Ethics. New-York — London, 1992.-P. 1251.
  263. Murdoch G.P., Whiting J.W.M. Cultural determination of parental attitudes: the relationship between the social structure, particularly family structure and parental behavior // Problems of infancy and childhood. New York, 1951.
  264. Research on Cooperative Learning: an international perspective / R.E.Slavin, Scandinavial Journal of Educational, Research, Vol.33, 1989, № 4.
  265. Russian web. org.: глоссарий, ru.
  266. Spiro M.E., D’Andrade R.G. A cross-cultural study of some supernatural beliefs // American Anthropologist. 1958. — Vol. 60.
  267. Structuring Cooperative Learning: Lesson Plans for Teachers / Roger T. Johnson, David W. Johnson and Edythe Johnson Holubec. Interaction Book Company, 1987.
  268. UNESCO. Peace and Issues afte the Cold War. Paris UNESCO, 1992.318 c.
Заполнить форму текущей работой