Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Классификация видов девиантного поведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а так же действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случаи это внешнедеструктивные цели… Читать ещё >

Классификация видов девиантного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения ещё не привели к созданию единой классификации, так как существуют различные подходы: психологический (Кудрявцев), психоаналитический (Паренс), этнокультурный (Панфёров), психиатрический (Беличева) и др.

Более подробно рассмотрим психологический подход, основанный на выделении социально — психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

  • · вид нарушаемой нормы;
  • · психологические цели поведения и его мотивация;
  • · результаты данного поведения и ущерб, им причиняемый;
  • · индивидуально — стилевые характеристики поведения.

Рядом авторов выделены три основных группы поведенческих девиаций:

Группы поведенческих девиаций.

Рисунок 2 — Группы поведенческих девиаций.

К современным представлениям психоаналитического подхода относится работа американского психолога Г. Паренса «Агрессия наших детей» [20]. В своей работе он подробно рассматривает проблему агрессивности детей. Г. Паренс выделяет две формы детской агрессии. Недеструктивная, т. е. настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Эта форма вызывается врожденными механизмами, служащими для адаптации к среде, удовлетворению желаний. Эти механизмы наличествуют и функционируют с самого рождения.

Вторая форма — враждебная деструктивность, т. е. злобное, причиняющее боль окружающим, поведение. Враждебная деструктивность, в отличие от недеструктивной агрессии, не появляется сразу после рождения. Однако Г. Паренс считает, что механизм ее мобилизации существует с самого начала жизни ребенка. Враждебная деструктивность вызывается и активизируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль или дистресс). С точки зрения Паренса основной причиной возникновения враждебности в раннем возрасте, а затем перехода ее в ненависть, злость, ярость, является «переживание чрезмерного неудовольствия». Предотвращение подобных переживаний прямой путь к снижению уровня враждебности в поведении ребенка [20].

Ц.П.Короленко и Т. А. Донских делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а так же действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случаи это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, маральноэтнических, культурных) и, соответственно, внешнедеструктивное поведение. Во втором случаи — внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, её регресс, и, соответственно, внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение авторы, в свою очередь, делят на адекватное и антисоциальное. В группе внутридеструктивного поведения выделяют: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутическое поведение.

Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийств; конформистское — поведение, лишённое индивидуальности, ориентирован исключительно на внешние авторитеты; нарциссическое управляется чувством собственной грандиозности; фанатическое выступает в форме слепой приверженности к какойлибо идее, взглядам; аутическое проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погружённости в мир собственных фантазий[15].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой