Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методологические основы функционирования государственной собственности и ее управления. 
Региональный аспект: на примере России и Китая

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время в этих странах длительное время развивается процесс коммерциализации государственных предприятий, связанный с децентрализацией управления государственной собственности и передачей принятия хозяйственных решений на уровень предприятий. И лишь в конце 1990;х гг. в Китае начал зарождаться процесс постепенной трансформации отдельных объектов государственной собственности, связанный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Государственная собственность в системе рыночных отношений: проблемы методологии и теории
    • 1. 1. Современное понимание терминов «собственность», «частная собственность», «общественная собственность», «коллективная собственность», «государственная собственность»
    • 1. 2. Роль государственной собственности в становлении и развитии современных рыночных отношений
    • 1. 3. Методологические подходы и теоретические основания исследования государственной собственности в системе современных рыночных отношений
  • Глава II. Реформирование государственной собственности на примере России и КНР)
    • 2. 1. Типологическая общность планово-централизованных экономик в СССР и КНР
    • 2. 2. Преобразование системы государственной собственности в России
    • 2. 3. Государственная (общенародная) собственность в КНР
  • Глава III. Сравнительный анализ реализации государственной собственности в России и Китае
    • 3. 1. Отличия китайской экономической реформы от реформы в России
    • 3. 2. Различия в способах корпоратизации экономик России и Китая
    • 3. 3. Социальные итоги преобразования государственной собственности в России и в Китае — в сопоставлении

Методологические основы функционирования государственной собственности и ее управления. Региональный аспект: на примере России и Китая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется необходимостью сравнить и проанализировать процессы трансформации государственной собственности, происходящие в России и Китае для того, чтобы выявить их общие тенденции и перспективы. Выбор китайской практики преобразования государственной собственности как объекта для сопоставления, обусловлен рядом причин: близостью рыночного характера проводимых в обеих странах экономических реформ, поиском позитивных уроков для России, которые можно было бы извлечь из опыта Китая в этой области.

Международный опыт показал: системное реформирование государственной собственности как монополиста в структуре экономических отношений — одна из наиболее трудных проблем в сфере преобразования всей планово-централизованной экономики. Это объясняется совокупностью ряда факторов, в числе которых главными являются:

Во-первых, несовершенство форм и методов приватизации объектов государственной собственности в условиях транзитной экономики, что практически неизбежно порождает сбои в политике ее проведения;

Во-вторых, отсутствие опыта управления приватизированными объектами, а при массовой денационализации госсектора и низкой эффективностью новых, например, акционерных форм собственности, экономика переживает период дестабилизации, чреватый серьезным кризисом;

В-третьих, реформа государственной собственности и основанного на ней госсектора сразу же порождает серьезные социальные проблемы, связанные с производственной переориентацией новых субъектов экономики, массовыми увольнениями, профнепригодностью старых кадров, медленной адаптацией старых управленцев к новым условиям деятельности и недостатком новых менеджеров.

Основные особенности государственной собственности — монопольный характер, всемерная защищенность в теоретическом и практическом отношении, перерастание в довлеющую силу и т. д., унаследованные новой Россией и пореформенным Китаем, оказывают в переходном периоде к рынку в обеих странах огромное влияние на процесс преобразования планово-централизованная экономика. В частности, эти особенности государственной собственности создают большие трудности на пути превращения государственных предприятий в рыночных агентов. Но при известном сходстве стартовых условий в дальнейшем на политику реформирования государственной собственности в обеих странах начали влиять местные условия, особенно различающиеся по регионам. Динамика сложившихся в регионах РФ и КНР правомочий собственности зависит от меняющихся свойств региональных активов (земля, имущественные комплексы, природные, финансовые, человеческие ресурсы) — от увязанной с ними структуры местной экономикиот региональной власти и меняющихся соотношений сил федерального центра, регионов, муниципалитетовот соответствующих изменений в экономико-географическом положении региона.

Этот момент, на наш взгляд, является ключевым при аналитическом сравнении опыта России и Китая в данной области, что, в первую очередь, определяет актуальность темы.

Актуальность темы

диссертационного исследования, таким образом, определяется значением проблем собственности на основные средства производства и результатами производственной деятельности государственного сектора в условиях перехода той или иной страны, в данном конкретном случае — России и Китая, к рынку. Следует при этом иметь в виду различие между понятиями «госсектор» и «государственная собственность» («государственное имущество»). Эти понятия не вполне равнозначны. В частности, управление госсектором предполагает не только отношения собственности, возникающие по поводу владения, использования и распоряжения имуществом государственных унитарных предприятий, но и отношения собственности по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом. В данной работе государственная собственность рассматривается как доминирующий признак государственного сектора.

Актуально также обращение в диссертации к изучению современного российского и китайского опыта преобразования государственной (общенародной) формы собственности для того, чтобы, во-первых, выявить эффективность тех или иных национальных форм разгосударствления собственности, вывода ее за пределы монополии. Это необходимо в целях не только более глубокого понимания и осмысления сути происходящих в мире процессов вывода экономик, ранее базировавшихся на монопольной форме собственности, на новый уровень модернизации и инновационного развития производительных сил, но и в целях выработки определенных критериев, позволяющих судить об эффективности новой структуры собственности в России и перспективах ее дальнейшей практической реализации.

Особая важность и актуальность избранной темы исследования связаны с тем, что без учета того, как влияют различные формы собственности на повышение эффективности экономики переходного периода России и Китая, невозможно определить перспективы структурной адаптации российской и китайской экономик в мировую экономику в эпоху современной глобализации.

Актуальность диссертационной работы обусловлена еще и тем, что, как показывает мировой опыт, развитие экономики Российской Федерации во многом определяется экономической ситуацией и конъюнктурой рынка в соседних странах. Поэтому в перспективе экономическое развитие России будет тесно связано с общими тенденциями в экономике и не только ее западных соседей, но и восточных, в, первую очередь, Китая, который имеет с Россией, особенно продолжительную границу. Россию и Китай связывают также и их историческая близость и общность задач на мировой арене. Геополитическое положение России и Китая в регионе Северо-Восточной.

Азии позволяет предполагать их постоянную обоюдную заинтересованность в партнерстве и сотрудничестве, эффективность которого во многом зависит от успеха внутренних экономических реформ.

Предмет исследования в диссертации представляют характер государственной собственности и процессы преобразования ее структуры в странах, находящихся на стадии перехода от планово-централизованной системы управления экономики к современным рыночным отношениям, а также воздействие этих преобразований на модернизацию общественного производства и рост его эффективности.

Объект исследования — преобразования в сфере государственной собственности в России и Китае в переходный период с целью сравнения для того, чтобы определить сущностные особенности такого опыта, его теоретическое и практическое значение.

Цель диссертационной работы показать сходство и различие российской и китайской моделей денационализации монопольной государственной собственности, и попытаться ответить на такой важнейший теоретический и практический вопрос — всегда ли общность характера собственности автоматически определяет сходство форм и методов ее преобразования.

Достижение цели предопределило решение следующих задач: определить основные мировые тенденции развития института собственности и их отражение в переходных экономиках развивающихся стран (теоретический аспект);

— выявить особенности подходов России и Китая в отношении реформирования государственной (общенародной) собственности (практическое значение);

— показать перспективы воздействия новой структуры собственности на решение проблем повышения эффективности национальных экономик и возможности взаимного учета опыта в политике денационализации предприятий государственного сектораохарактеризовать взаимное значение опыта регулирования государственной собственности и ее трансформации и роль этих преобразований в достижении долгосрочных стратегических целей;

— показать значение закономерностей, выявленных в ходе сравнения преобразовательной деятельности России и Китая в сфере денационализации государственного сектора, в развитии мировой тенденции к преобладанию в мировой экономике рыночных отношений и снижению роли государства в этом процессе.

Степень разработанности темы исследования. Применительно к России и Китаю, к каждой из этих стран в отдельности, проблема собственности и ее решение является как задачей практики, так и объектом исследования. Есть и отдельные попытки сравнения опыта рыночных преобразований в России и Китае, но специальных фундаментальных научных работ, посвященных изучению особенностей характера собственности в этих двух странах, вопросу о том, в чем заключается причина принципиального различия российского пути преобразования собственности (тотальная приватизация) от современного китайского подхода, который непосредственную приватизацию не предусматривает.

Среди российских ученых проблемам переходного периода России, в той или иной степени, затрагивающих вопрос о становлении новой структуры собственности, посвятили свои работы известные ученые: академики С. С. Шаталин, Л. И. Абалкин, О. Т Богомолов, А. Некипелов, Д. С. Львов, Н. Я. Петраков, С. Ю Глазьев и другие.

Проблемы переходного периода Китая рассматриваются в работах А. Г. Гринберга, П. А. Минакира, Ю. В. Яременко, В. И. Ишаева, Л. 3. Зевина, А. Н. Гельбраса, Л. И. Кондрашовой, Л. А. Аносовой, М. Е. Тригубенко, Г. С. Яскиной. Вопросам преобразования государственной собственности посвятили свои труды М. Л. Титаренко, В. А. Ремыга, Э. П. Пивоварова, В. Я. Портяков и другие.

В ходе работы над диссертацией автором были использованы материалы изданий следующих научных учреждений РАН: Института экономики, Института Дальнего Востока, Института востоковедения, Института мировой экономики и международных отношений и др.

Проблемы процессов переходного периода к рынку рассмотрены в трудах таких западных ученых, как В. В. Леонтьев, Дж. К. Гэлбрэйт, Г. Колодко, М. Пиллсбури, Е. Фридман, Л. Даймонд и многие другие.

Однако в целом тема данной диссертации остается недостаточно исследованной в научной литературе. Практически переводов крупных обобщающих работ по интересующей нас теме нет, хотя время от времени появляются отдельные статьи китайских исследователей в переводе на русский язык. Но при этом из официальных документов китайского правительства и Центрального комитета Коммунистической партии Китая известно, что проблема собственности как практическая задача ее преобразования в условиях социализма с китайской спецификой постоянно находится в центре политики КНР на данном этапе эволюции государственного сектора китайской экономики.

Теория и методология диссертационного исследования опирается на достижения современной экономической науки в области проблем собственности и роли ее различных форм в подъеме производительных сил и формировании новых социальных отношений. Методологической основой проводимых исследований стали критически осмысленные и творчески воспринятые методологические приемы и подходы классиков разных научных школ, видных отечественных, китайских и западных ученых, известных авторов экономистов. Автор не игнорировал ни выводы марксистской политэкономии, предложившей формулировки собственности как экономической категории, ни выводы и обобщения современных экономистов-теоретиков, опирающихся на опыт становления и развития мирового рыночного хозяйства. Им учтен, например, вывод лауреата Нобелевской премии Дж. К. Гэлбрэйта о том, что крупное частное предприятие, как и предприятие, основанное на государственной собственности, тоже может стать бюрократическим и малоэффективным1.

Это означает, что преимущества той или иной формы собственности успешно реализуются при условии, если в обществе созданы для этого соответствующие механизмы (правовой базис, рынок рабочей силы, соответствующая финансовая система и т. д.).

В этой связи соискатель обращался ко многим положениям «Общей теории» Дж. М. Кейнса, особенно к его анализу рисков, сбережений и инвестиций как условий расширения границ и преобразования форм собственности.

В диссертации также использованы аналитический и сравнительный методы, элементы системного и синергетического подходов, эмпирический подход, генетико-логические и диалектические принципы исследования, которые придают динамизм современным экономическим теориям в л противоположность классической теории экономического равновесия. Это означает, что диссертант рассматривает формы собственности в развитии, а их эффективность — в зависимости от других меняющихся социально-экономических условий развития. При этом он учитывал и достижения эволюционной экономической теории, которая предполагает хотя бы временное сосуществование укладов в процессе перехода от одного уклада к другому, многоукладность переходной экономики, в соответствии с выводом российского исследователя Н. Печерских о том, что «верно и обратное: многоукладность означает переходный характер экономики, логически необходимо влечет за собой эволюцию экономики"3.

Теория и методология исследования включают в себя такую современную теорию модернизации (неомодернизации), компаративистику.

1 Мы уже преодолеваем эпоху капитализма и социализма. Беседа лауреата Нобелевской премии Дж. К. Гэлбрэйта с народным депутатом СССР, профессором Ф. М. Бурлацким. — Литературная газета, 14.02.1990.

2 В этом отношении весьма полезными для автора оказались такие книги, как: «Теория экономического развития». М., 1993, «Введение в институциональную экономику». Под редакцией академика Д. С. Львова. М.: Экономика, 2005 и др.

3Н. Печерских. Проблема су&ьекта эволюционной экономики. — Вопросы экономики, 2002, № 2, с. 126. как набор методов сравнительного анализа, в том числе — математического и исторического подходов4. Автор рассматривает процесс модернизации китайской и российской экономики не просто как смену одного состояния другим (типа обычной эволюции), а как процесс постоянных видоизменений, рассматриваемых в качестве одной из важнейших ценностей современного общества. В диссертации модернизация предстает в качестве совокупности концепций общественно-экономического и политического развития, объясняющих процесс перехода от традиционного к непрерывно меняющемуся и совершенствующемуся современному индустриальному, а затем и постиндустриальному обществу. Модернизация государственной собственности — один из важнейших процессов в реализации экономических реформ в России и Китае.

Научная новизна работы. Проблемы собственности в переходный период к рынку в ракурсе сравнительного анализа российского и китайского опыта пока еще не нашли достаточного освещения в работах российских, китайских и западных исследователей. Используя последние статистические данные, официальные материалы и документы, а также те немногие исследования, посвященные проблемам преобразования государственной собственности, которые изданы в России и за рубежом, автор предпринял попытку обобщить основные направления и результаты преобразования монопольной государственной собственности на средства производства. Это сделано для того, чтобы выявить не только сходство и различие российского и китайского опыта, но и обратить положительные результаты деятельности предприятий, уже достаточно эффективно функционирующих в Китае на базе преобразованных форм собственности, на пользу России.

Новизна диссертации состоит еще и в том, что в ней показана роль денационализации государственного сектора российской и китайской экономик в системном преобразовании экономических базисов обеих.

4 В диссертации использованы работы М. Вебера (Избранные произведения М&bdquo- 1990), а в применении к Китаю — капитальный труд российского синолога A.B. Виноградова «Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности». М.: Памятники исторической мысли, 2005. государств. Автор обращает особое внимание на тот факт, что если и Россия, и Китай в равной мере столкнулись с неэффективностью громоздкого государственного сектора, то на том сходство почти заканчивается. Россия приступила к преобразованиям государственного сектора, имея в недавнем прошлом экономику, прошедшую стадию индустриализации. При этом отставание бывшего Советского Союза от стран Запада все-таки не было столь велико, как у Китая. Китайская же экономика в основном базировалась на отсталом сельском хозяйстве, а государственный сектор экономики, прежде всего, в промышленности, получал крупные дотации из централизованного государственного бюджета, чтобы только держаться «на плаву». Следовательно, у Китая, были свои, весьма и весьма, серьезные трудности в разработке и осуществлении политики по отношению к государственной собственности.

Новый момент в работе — попытка автора доказать, что между политикой экономических реформ в России и Китае все-таки нет непроходимой стены: элементы китайских подходов наблюдаются в российской политике, и напротив, отдельные стороны российской политики руководство КНР в какой-то степени использует сейчас при реструктуризации национальной экономической системы.

В последнее время внимание ученых-экономистов сосредоточилось на изучении проблем рынка в развивающихся странах в целом, России и Китая, в частности. Но задачи отечественной науки, призванной исследовать проблемы переходной экономики, до сих пор еще недостаточно решены, что объясняется не только экономическими, но и политическими причинами. В связи с этим новизну диссертационного исследования можно определить следующими факторами: 1. В работе определены роль и значение современного российского и китайского опыта в международной практике денационализации государственного сектора, его особенностей, характерных для России и Китая, поскольку решение этой задачи оказалось тесно связано с ликвидацией планово-распределительной системы управления экономикой.

2. Определена сущность региональной собственности и ее пополнения за счет денационализации государственной собственности.

3. На примере России и Китая показана возможность и сложность участия сохраняющихся в государственной собственности объектов в формировании рыночных отношений, создании многоукладной экономики и развитии ее секторов, основанных на частной и смешанной формах собственности. Россия и Китай накопили весьма ценный опыт.

4. Разработан комплекс параметров, позволяющих провести объективное и эффективное сравнение опыта России и Китая в сфере использования монопольной, низко рентабельной формы государственной собственности, превращая ее в основу новой формы собственностиакционерной. Таким образом, происходит появление новых равноправных агентов рынка, способного конкурировать с частным сектором. Указанные параметры базируется на определенных основаниях, в том числе на сопоставлении стартовых условий, особенностях форм преобразований, с учетом фактора времени и общем характере решаемых задач.

5. Дана оценка социальных последствий преобразования государственной собственности в двух этих государствах.

Практическая значимость диссертации. Ясное видение узловых моментов эволюции собственности в мировой экономике в целом, и в практике экономических преобразований отдельных развивающихся стран (Россия, Китай) в особенности пополняет концептуальный потенциал представлений о современных процессах глобализации мировой экономики. Результаты сравнительного анализа преобразования форм собственности в ходе экономических реформ в России и Китае могут быть полезными для дальнейшей разработки российской экономической политики, для разработки курсов лекций по проблемам переходного периода в целом, и вопросам преобразования государственной собственности в иные формы реализации интересов различных слоев общества.

Апробация результатов исследования: Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в пяти научных публикациях автора общим объемом 7,7 печатных листа, в выступлениях на научно-практических конференциях в Академии управления и экономики и Института проблем региональной экономики РАН (г. Санкт — Петербург).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сравнительный экономический анализ, предпринятый в данной работе, приводит к выводам, во многом отличным от стереотипов, сложившихся в последнее время в экономических исследованиях России и Запада. Автору удалось выявить такие особенности китайской реформы ведущейся с.

— Наличие в ее механизмах остатков планово-централизованной экономики (в КНР продолжается развитие народного хозяйства в соответствии с пятилетними планами);

— Стремление сохранить теоретические основы социализма и власти в Китае посредством разработки новой идеологии и теории, ориентированных на идентичность Китая требованиям глобализации;

— Последовательность осуществления экономических реформ и выявившаяся к настоящему времени ограниченность некоторых ее элементов, в том числе индивидуального крестьянского подряда в условиях общегосударственной собственности на землю.

— В конце XXначале XXI века переходные процессы затронули, прежде всего, близкие по общественному строю и масштабам страны — Россию и Китай. Очевидные различия в промежуточных итогах реформ не заслонили сходства их главного направления, «начавшиеся под непосредственным влиянием успехов либеральной экономики социально-экономические и политические преобразования не привели в них к воспроизводству западной модели развития"140. Материалы нашего исследования подтверждают, что наиболее яркое отличие между Россией и Китаем в их к подходах к модернизации своих обществ заключается в следующем: к общему выводу о невозможности полного копирования западного пути они пришли по отдельности. Россия за несколько лет разрушила многие свои экономические позиции, которые прежде составляли основу ее могущества, и вынуждена была многое поменять в своем курсе, чтобы хотя бы частично восполнить.

140 Виноградов В. А. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М.: ИДВ РАН, 2005. С. 4. утраченное. Китай, напротив, сделав выводы из истории копирования советского опыта в недавнем прошлом, по многим направлениям опередил Россию, создав эффективную модель экономического развития, реализация которой заставляет многих предсказывать Китаю едва ли не мировое лидерство в XXI веке.

Примерно через пятнадцать лет после начала переходного периода в России и почти через тридцать лет после его начала в Китае в обеих странах произошли глубокие изменения. Но глубина и характер их далеко неодинаков. Главное заключается в том, что итоги реформ в РФ внешне и формально оказались похожими на китайские. Так, в обеих странах возникла многоукладная экономика, сохранилась вертикаль власти, обеспечивающая экономический рост и повышение жизненного уровня населения. Но степень их эффективности несопоставима. По важнейшим социально-экономическим показателям Россия в 2006 г. Россия едва дотягивает до уровня 1990 г., в то время как Китай превзошел его более, чем в 4 раза141.

Эти различия определяются многими экономическими и политическими факторами:

• Дезинтеграция Советского Союза поставила экономику России в сложное положение, лишив ее устоявшихся интеграционных связей, многих источников сырья, морских портов и т. д. Российской Федерации пришлось заново строить свои взаимоотношения с большинством стран мира. Европа и Америка не спешили принимать РФ в свои интеграционные блоки, так как недостаточно еще доверяли ей, а экономический кризис снижал шансы России на результативное участие в международной конкуренции за инвестиции и новые технологии.

• Китай приступил к экономической реформе также не в простых условиях — ей предшествовал период «большого скачка» и «культурной.

141 Глазьев С. Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Научный доклад Мю: Национальный институт развития РАН, 2007. С. 24. революции", но в отличие от СССР. Китай сохранил государственную и территориальную целостность.

• Кроме того, Китай не ставил перед собой задачу отказаться от социализма, а, напротив, предпринял удачный эксперимент приспособления теории социализма к прагматическим задачам модернизации китайского общества.

• Можно, по-видимому, объяснять различие результатов российского и китайского переходов к рынку, ссылаясь на то, что каждая страна имеет свою историю, свои духовные и экономические возможности, как довольно часто поступают западные ученые142. При этом за основной критерий степени продвижения стран к рыночной экономике принимаются масштабы приватизации государственного сектора. Такой подход, вполне укладывающийся в понимание прогрессивной социальной структуры национальных экономик, ориентирующихся преимущественно на развитие частных секторов, еще не отвечает на вопрос о том, за счет чего и каким образом должны быть модернизированы производительные силы общества в целом.

• Исследование взаимосвязи между этими двумя факторами по материалам двух государств, приводит к главному выводу о том, что эффективное преобразование монопольной государственной собственности стимулирует рост производства и, с этой точки зрения является необходимым для модернизации производительных сил.

• Более чем Россия, преуспел в решении проблем переходного периода, разумеется, Китай, хотя он еще отстает от РФ по ряду параметров, в первую очередь, по производству ВВВ в расчете на душу населения. Зато динамика китайского ВВП почти в два раза опережает темп роста такого показателя в.

142 Стиглиц Дж. Куда ведут реформы? (К десятилетию начала переходных процессов). — Вопросы экономики, 1999, № 7. Колодко Гжегож В. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. М.: ЗАО «Журнал Эксперт, 2000.

России 143. Но перспективы ускорения экономического роста у нее имеются. Удвоение российского ВВП за десять лет считается одним из основных направлений российской политики. Данная задача была оглашена в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию от 16 мая 2003 года.

Во многом разные пути реализации государственной собственности привели к определенным различиям в последствиях экономических реформ. Так, в РФ произошла коренная трансформация всего общественного строя и всей структуры экономики. Изменения затронули экономику, политику, структуру общественных и государственных институтов, образ жизни и поведение населения. Все эти перемены, имевшие место в последнее время, существенно отличаются от китайской реальности. Хотя за почти три десятилетия реформ в Китае в области развития экономики и повышения жизненного уровня населения также наблюдались большие изменения, но они не носили такого радикального характера как в России. Социально-экономическая и политическая модель КНР практически осталась без изменений, хотя была частично ликвидирована планово-централизованная система управления (сохранилось планирование по пятилеткам), а жизненные стандарты китайского населения существенно повысились. При сравнении сущности реформ в РФ и КНР заметны коренные различия в курсе, целях реформ и в текущей политической обстановке, сопровождающей эти преобразования. Начальные условия не давали Китаю значительных преимуществ, однако китайские реформаторы в противоположность российским следовали теоретическим рекомендациям, выбирая в качестве стратегии перспективные траектории:

— Негосударственный, частный сектор до последнего времени в КНР создавался преимущественно не за счет приватизации государственных предприятий, а путем акционирования при сохранении контрольного пакета акций в руках государства, кооперирования государственной собственности с.

2005 г.: Китай -11,1%, Россия -6,3% (данные МВФ — International Financial Statistics. Yearbook 2006. IMF. Washington, 2006. P. 230,511. собственностью частного бизнеса, привлечения иностранных инвестиций и поощрения частной инициативы. Россия приступила к преобразованию предприятий, основанных на государственной собственности, начиная с ваучеризации и широкой приватизации, которая вылилась в денационализацию основных средств.

— Китай предпочел новую формулу — более эффективная реализация государственной собственности. Это означало сохранение социалистической собственности как ведущего звена в общей структуре китайской экономике, избавив страну от радикальной ломки системы общественных отношений.

— Российское и китайское руководство по-разному оценивают и используют фактор времени: Россия применила метод «шоковой терапии», Китай стал продвигаться по пути реформ постепенно, не прибегая к слому государственного режима, как это сделала Россия.

— Китай располагает новой идеологией, соединившей марксистские оценки ведущей роли общенародной социалистической собственности, используя ее потенциал, но наполняя старые формы новым содержанием. Россия же отвергла социализм, отсюда возникло затем и нигилистическое отношение к общенародной, а фактически к общегосударственной собственности, под влиянием которого была проведена поспешная приватизация основной массы предприятий государственного сектора и большей части военно-промышленного комплекса. Но, отвергнув старую идеологию. Россия не предложила ничего целостного взамен, кроме как заимствованных элементов из либеральной идеологии Запада.

— Эти просчеты обошлись России дорого. Они стоили ей уменьшения численности населения, оттока за границу части высококвалифицированных кадров, бегства капиталов за рубеж, резкого падения жизненного уровня населения. В этих условиях Россию стал привлекать китайский опыт реформ. Но он изучался поверхностно, и использовался ограниченно.

— Россия и Китай столкнулись с необходимостью избегать впредь использование методов планово-централизованного планирования. Но.

Россия фактически за несколько лет целиком ликвидировала планово-централизованную систему, чего не сделано было в Китае. Разумеется, и Китай в настоящее время отказался от жесткой централизации, зато он использует общее индикативное планирование.

— Россия и Китай столкнулись с проблемой реформирования государственной собственности. Их громоздкие государственные сектора оказались в трудных условиях нарождающейся рыночной экономики неподготовленными для того, чтобы участвовать в конкуренции, привлекать иностранные капиталы, самостоятельно находить себе рынки сбыта и т. д. В Китае до сих пор многие предприятия госсектора пользуются государственными дотациями.

Итак, проведенный анализ особенностей реформы государственной собственности в Росси и Китае дает основание для следующих выводов:

1. Опыт обеих стран существенно обогащает теорию переходного периода, свидетельствуя о многообразии моделей рыночного развития.

2. Опыт Китая на сегодняшний день показывает, что в определенных условиях, особенно, когда рыночные преобразования осуществляются поэтапно, вполне реально совмещать курс на сохранение общенародной собственности, видоизменяя ее форму, придавая ей характер плюрализма, с созданием конкурентной среды, в которой государственные предприятия и частные компании могут выступать равноправными рыночными агентами. Ускоренная приватизация государственной собственности отнюдь не является при этом необходимостью.

3. В отличие от России, разгосударствление промышленности в Китае пока обходится почти без непосредственной приватизации. Однако решение правительства КНР о продаже предприятий иностранным предпринимателям в их полную собственность, способно проложить дорогу и к продаже государственных объектов в частную собственность отечественным предпринимателям. А это вполне может стать вариантом денежной приватизации.

4. В Китае, в отличие от других стран с переходной экономикой, включая Россию, не ставилась задача широкомасштабной приватизации государственного сектора. Изменение структуры собственности в этой стране было основано не на приватизации, а на быстром росте кооперативного и частного производства на собственной основе. С использованием государственной собственности. В Китае установлен государственный контроль над ценами на энергию, сырье и материалы, промышленное оборудование, производимые в государственном секторе, который позволил частному и смешанному предпринимательству, занятым в основном производством потребительских товаров, пользоваться весьма выгодным для себя соотношением цен.

В то же время в этих странах длительное время развивается процесс коммерциализации государственных предприятий, связанный с децентрализацией управления государственной собственности и передачей принятия хозяйственных решений на уровень предприятий. И лишь в конце 1990;х гг. в Китае начал зарождаться процесс постепенной трансформации отдельных объектов государственной собственности, связанный прежде всего с их акционированием. Этому способствует процесс корпоратизации, но и в нем государство играет ведущую роль. В России корпоратизации осуществляется в более либеральных условиях, хотя государство стремится осуществлять контроль, чтобы уровень монополизации не препятствовал развитию конкуренции. Фактически это требование, которое предъявляет Всемирная торговая организация к своим членам. Есть факты, свидетельствующие, что в Китае ужесточается контроль над деятельностью особо крупных корпораций.

5. Достижения, которые ныне имеет Китай в реформе государственной собственности, получены во многом благодаря четкому последовательному курсу китайского правительства, твердо следующего установкам КПК.

6. Китайская практика реформы государственного сектора носит черты уникальности, а точнее, ограниченности с точки зрения применимости ее для всех остальных развивающихся стран. Это объясняется тем, что в мире почти не осталось государств, кроме Вьетнама, Северной Кореи и Кубы, где социалистический строй выдвинул бы проблему перехода к рыночным отношениям, не прибегая к немедленному слому социалистической системы. Тем не менее, самое важное, что может быть полезным для теории переходного периода в китайском опыте, так это то, что Китай на практике продемонстрировал способность социалистического строя (конкретно — на первоначальном этапе строительства социализма) эффективно использовать планирование и современные рыночные механизмы, управляющие развитием экономики.

7. Социальные последствия реформирования государственной собственности в России и Китае вызвали ухудшение условий жизни работников госпредприятий, уволенных по этой причине. Они существенно пополнили ряды безработных в обеих странах. В КНР вначале заботу о социальном обеспечении брали на себя госпредприятия, затем все чаще уволенным стали предлагать решать свои проблемы самостоятельно. Особенно при этом страдают лица, которые должны были незадолго до увольнения выйти на пенсию, также выплачиваемую предприятием. В России пенсионное обеспечение — до сих пор прерогатива государства.

8. В целом жизненный уровень китайского населения растет быстрее, чем российского, но в абсолютных цифрах Россия по этому показателю Китай опережает. Тем более что в РФ наметились в этой области положительные сдвиги на фоне общего роста экономики в последние три года. Произошел рост пенсий, студенческих стипендий, больше стало внимания уделяться проблеме охраны материнства и детства. Но если в Китае быстрый рост населения бросает вызов безопасности страны, то безопасности России наоборот угрожает сокращение населения.

9. Следует признать, что эволюция представлений о социализме в современном китайском обществе смещается в сторону признания необходимости либерализации политической системы. Соответственно можно прогнозировать, что и подход к проблеме государственной (общенародной) собственности в целом будет меняться. Структурные преобразования государственного сектора уже на данном этапе страна сверяет по критериям, выработанным мировой капиталистической или рыночной экономикой — прибыль, цены, конкурентоспособность и другие. Таким образом, хотя Россия и Китай и преобразуют государственную собственность, движутся при этом они к одной цели — построить высокоразвитую, эффективную рыночную.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы, выступления руководителей государств, статистика
  2. Википедия. Свободная энциклопедия. wikipedia.org
  3. X Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. 1973.
  4. Всесторонне вести строительство средне зажиточного общества и создавать новую обстановку для дела социализма китайской спецификой. Доклад Цзян Цзэминя на 16-ом Всекитайском съезде КПК (8 ноября 2002 г.). Пресс-релиз посольства КНР в РФ, декабрь 2002 г.
  5. Главные задачи реформы и строительства Китая в 90-х годах. Из доклада Генерального секретаря ЦУ КПК тов. Цзян Цзэминя 12 октября 1992. Это — КНР, Пекин: Синьсин, 1993.
  6. Дэн Сяопин. Без перестройки политической системы затормозится развитие производительных сил. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая, М.: Политиздат, 1988.
  7. Дэн Сяопин. Осуществлять модернизацию и никогда не претендовать на гегемонию. Творцы истории: Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь Статьи и выступления. Минск: Плея-Мишин, 2001.
  8. Закон Китайской Народной Республики о компаниях. Жэньминь жибао, 31.12.1993.
  9. К итогам Пленума ЦК КПК. ИТАР-ТАСС, Пекин, 20. 10.2000.
  10. Китай. 2002. Пекин: Синьсин, 2002.
  11. Китайская Народная Республика. Законодательные акты. М.: Прогресс, 1989.
  12. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1984.
  13. Конституция Китайской Народной Республики. Пекин: «Синьсин», 1983.
  14. В. И. Государство и революция. Полное собрание сочинений. Т. 33.17. Конституция РФ.
  15. Материалы VIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая (16−27 сентября 1956 г.). М.: Политиздат, 1956.
  16. Новое законодательство Китайской Народной Республики. М.: Экспресс-информация ИДВ РАН, № 10,2000.
  17. Новое законодательство КНР. М.: Экспресс-информация ИДВ РАН, № 5,1994.
  18. Общая программа Народного политического консультативного совета Китая. М.: Госполитиздат, 1950.
  19. Общие положения гражданского права. Китайская Народная Республика. Законодательные акты. М.: Прогресс, 1989.
  20. Перечень законодательных актов Китайской Народной Республики (1979−1996). Экспресс информация ИДВ РАН, № 9. М., 1997.
  21. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. М., 2002.
  22. Правила регистрации общественных объединений. Новое законодательство Китайской Народной Республики. М.: Экспресс-информация ИДВ РАН, № 10,2000.
  23. В. Россия на рубеже десятилетий. Программная статья председателя правительства России. Независимая газета, 21.01.1999.
  24. Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года. М.: Минэкономразвития. 2006.
  25. Цзян Цзэминь. О социализме с китайской спецификой. Сборник высказываний по темам. Составлен Кабинетом ЦК КПК по изучению документов. Том I. Перевод с китайского. Ответственный редактор -Ю.М. Галенович. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002.
  26. Китай. Факты и цифры 2004. Пекин: Издательство «Синьсин», 2004.
  27. Китай. Факты и цифры 2005. Пекин: Издательство «Синьсин», 2006
  28. Российский статистический ежегодник 2004. Официальное издание. М.: Госкомстат России, 2005.
  29. Российский статистический ежегодник 2006. Официальное издание. М.: Госкомстат России, 2006.
  30. Институт Дальнего востока РАН.
  31. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 49.1. На китайском языке37. 2020 няньды Чжунго (Китай 2020-го года). Пекин, 1999.
  32. Чжан Цзяньцзин. Прогресс в области изучения проблем переходной экономической системы. Оценка новейших теорий трансформации экономики. Чжунго цзинцзи шибао, 17.01.2002.
  33. Чжунго тунцзи няньцзянь (Китайский статистический ежегодник.1998). Пекин: ГСУ КНР, 1998.
  34. Чжунго тунцзи няньцзянь (Китайский статистический ежегодник.1999). Пекин: ГСУ КНР, 1999.
  35. Чжунго тунцзи няньцзянь (Китайский статистический ежегодник.2000). Пекин: ГСУ КНР, 2000.
  36. Чжунго фалюй няньцзянь (Ежегодник китайского законодательства). Пекин, 1998−2000.на западных языках:
  37. A Report on the History of the Chinese Communist Party Delivered by Liao Gaihung on October 25, 1980 At the National Party School Forum. Issues and Studies, December 1981.
  38. Direction of Trade Statistics. Quarterly. March 2005. Washington D. C.: IMF, 2005.
  39. Economic and Social Survey of Asia and the Pacific 2002. Bangkok. 2005.
  40. International Financial Statistics. Yearbook 2006. Washington: IMF. 2006.
  41. Jian Zemin. A Report to the 16th National COngress of the CPC. -htpp://english.people.cn/20 021 l/08print20021108106479.html
  42. Jian Zemin. Hold High The Great Banner of Deng Xiaoping Theory For an All-Round Advancement of The Cause of Building Socialism With Chinese Characteristics into The 21st Century. Report Delivered at the 15th National
  43. Congress of The Communist Party of China on September 12, 1997. -Selected Documents of THE 15th CPC National Congress. Beijing: New Star Publishers, 1997.
  44. Kofi A. Annan, Secretary-General of the United Nations, Annual Report on the Work of the Organization 2002. New York, 2002.
  45. Mao Zedong, On Constitutional Government of New Democracy. Selected Works of Mao Zedong. Vol. 2. Beijing: People Publishing House, 1991.
  46. Mao Zedong, On the Tactics of Anti-Imperialism. Selected Works of Mao Zedong. Vol. 1. Beijing: People Publishing House, 1991.
  47. Michail Pillsbury. China. Debates 6the Future Security Environment. Washington, 2000.
  48. Selected Documents of THE 15th CPC National Congress. Beijing: New Star Publishers, 1997.
  49. The World in 2001. The Economist Publication. London, 2001.
  50. The World in 2002. The Economist Publication. London, 2003.
  51. The World in 2003. The Economist Publication. London, 2004.
  52. VIII Всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 28−29 мая 2002 г.). М.: ИДВ РАН, 2002.1. Научные монографии, статьи, доклады
  53. JI. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии. Вопросы экономики. 2006, № 12.
  54. С.Б., Розанова Н. М., Поповская Е. В. Вертикальные ограничения в российской экономике. М.: ТЕИС, 2004.
  55. Актуальные вопросы социально-политической жизни КНР. Экспресс-информация ИДВ РАН, № 11, М, 1999.
  56. Актуальные проблемы внутреннего положения Китая. Информационные материалы ИДВ РАН, выпуск 14−15. М.: ИДВ РАН, 2003.
  57. И. А., И. А. Балюк, Экономическая реформа в КНР: реформа и рынок. Информационный бюллетень ИДВ РАН, № 5,1996.
  58. Бао У. Инновация и китайская традиционная культура. VIII Всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 28−29 мая 2002 г.). М.: ИДВ РАН, 2002.
  59. Бергер Я. XVI съезд КПК и стратегия социально-экономического развития Китая. Проблемы Дальнего Востока, 2003, № 2.
  60. А.П. Как изменилась социально-классовая природа коммунистической власти в странах Европы и Азии. М.: Эпикон, 2002.
  61. Ван Хунъин. Китайская традиция международных отношений. М., 1994.
  62. A.B. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М.:ИДВ РАН, 2005.
  63. Вит. В. Ковалев. Лизинг: проблеме терминологической упорядоченности. Финансы и бизнес. Научно-практический журнал. 2006, № 2.
  64. Восток-Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. Под редакцией А. Д. Воскресенского. М., 2002.
  65. Г. А. Общественные организации КНР важный элемент реализации идеи «тройного представительства». — Актуальные проблемы внутреннего положения Китая. Информационные материалы ИДВ РАН, выпуск 14−15. М.: ИДВ РАН, 2003.
  66. В. Г. Роль государства в создании частного предпринимательства: Россия, Китайская Народная Республика, Тайвань. Место и роль государства в догоняющем развитии. М.: Институт мировой экономики и международных отношений, 1999.
  67. С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Научный доклад Мю: Национальный институт развития РАН, 2007.
  68. И., Десаи Р. Корпоративное управление в России. Доклад на симпозиуме «Россия: политика реформы предприятий» Министерства ЭРТ, Общественного совета по реформе предприятий, Всемирного банка, 10−11 июня 2004.
  69. Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. Сборник статей. М.: Институт востоковедения РАН, 1997.
  70. Л. М. Местные органы государственной власти и государственного управления Китайской Народной Республики. М.: ИДВ РАН, 1998.
  71. Дандай Чжунго шэхуй цзегоу (Структура общества в современном Китае). Харбин, 1995.
  72. В. Е. Государственные промышленные предприятия КНР в условиях экономической реформ (1978−1999). Информационный бюллетень ИДВ РАН, № 7,1999.
  73. Инвестиции в России. Статистический сборник. Госкомстат России 2005. Официальное издание. М., 2005.
  74. Р. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО РАН, 1990.
  75. Китай 2005. Справочник. Под ред. Цинь Ши. Пекин: «Синьсин», 2006.
  76. Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: ИДВ РАН, 2000.
  77. Китай на рубеже тысячелетий (по материалам научной конференции Центра исторических и политических исследований ИДВ РАН, состоявшейся в декабре 1997 г.). Информационные материалы ИДВ РАН. М., 1998.
  78. Китай: плюсы и минусы эволюционного перехода к рынку. М.: ИМЭПИ РАН, 1996.
  79. В.В. Финансово-промышленные группы: бизнес и политика. М.: Вариант, 2002.
  80. Л.И. «Частное» и «общественное» в экономической жизни Китая (традиции и современность). VIII Всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация» (Москва, 28−29 мая 2002 г.). М.: ИДВ РАН, 2002.
  81. И.Н., Ремыга В. Н. Экономическая реформа в КНР: первые десять лет. М.: «Знание», 1990.
  82. Ли Теин. Теория и практика экономических реформ в КНР. Экспресс-информация ИДВ РАН № 2. М., 2000.
  83. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Китайское чудо. Экономическая реформа. Стратегия развития. М., 2001.
  84. С. Регулирование и управление предприятий с государственным участием. Вопросы экономики. 2004, № 9.
  85. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
  86. Д.С. Экономический манифест. Будущее Российской экономики. М.: Экономика, 2000.
  87. Лю Баосань. Обобщенное изложение основных результатов изучения и обсуждения вопроса о сущности социализма. Теоретические дискуссии о пути развития КНР. Экспресс-информация ИДВ РАН № 2, 1998.
  88. Лю Гогуан. Китайская экономика на пути в XXI век. Новые экономические теории в КНР. Взаимодействие теории и практики. Экспресс-информация ИДВ РАН, № 11. М., 2002.
  89. Макроэкономические факторы после кризисного роста. Экономика, 2004, № 5.
  90. Мао Тяньцы. Экономическая трансформация в Китае и методы и основные вопросы сравнительного исследования. — Китай и Россия. Развитие экономических реформ. М.: Наука, 2003.
  91. Международная конференция «Российско-китайские отношения: прошлое, настоящее и будущее. Москва-Пекин, 2006.
  92. П.А. Экономика регионов. Дальний Восток. М.: Экономика, 2006.
  93. Мир в 2005 году. Лондон-Москва: «The Economist» «Эксперт», 2005−2007.
  94. В. Развитие китайских реформ: об итогах 3-го пленума ЦК КПК 16-го созыва. Брифинг Московского центра Карнеги, выпуск 1112, том 2, ноябрь-декабрь 2003.
  95. И.Н. стратегия экономического развития КНР в 1996—2020 гг.. и проблемы ее реализации. М.: ИДВ РАН, 2001.
  96. Новые экономические теории в КНР. Взаимодействие теории и практики. М.: Экспресс-информация ИДВ РАН, 2002.
  97. О. Основы национальной экономики. Перевод с немецкого. М.: Экономика, 1996.
  98. A.B. Надежда: о малом бизнесе в России. М.: Международный университет (Москва), 2003.
  99. От бегства капитала к его привлечению. Материалы «Круглого стола». М.: Институт экономики РАН- Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.
  100. Ю., Басаргин В. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях. Вопросы экономики, 2000.
  101. Переход к рынку: борьба мнений. М.: Наука, 1993.
  102. Э. П. Социалистическая рыночная экономика (некоторые вопросы теоретического и практического поиска в КНР). Информационные материалы ИДВ РАН, № 1. М., 1994.
  103. Политическая система Китайской Народной Республики (структура основных институтов власти). Экспресс-информация № 1. М.: ИДВ РАН, 1996.
  104. Ш. Портяков В. Я. Китайская Народная Республика: поиск путей социально-экономического развития. Часть 1. Из истории зарождения экономической реформы в Китае (1978−1982). М.: Информационный бюллетень ИДВ РАН, № 10,1995.
  105. В .Я. Китайская Народная Республика: поиск путей социально-экономического развития. Часть 2. «Золотой век» экономической реформы в Китае (проблемы и процессы 80-х годов). М.: Информационный бюллетень ИДВ РАН, № 11 1995.
  106. Принципы кадровой политики государства, «антигосударства», общественной инициативы. СПб, 1999.
  107. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. Коллективная монография. Под редакцией академика Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999.
  108. А. Новый передел. Промышленный вестник России. 1997, № 3(8).
  109. Россия 2015: оптимистический сценарий. Под редакцией акад. Л. Абалкина. М.: ММВБ, 1999.
  110. С.А. Влияние глобализации на ускорение роста в странах с переходной экономикой. М.: ИМЭПИ РАН, 2002.
  111. Н. О роли государства в общественном развитии: Запад vs. незападные модели. Место и роль государства в догоняющем развитии. М.: Институт мировой экономики и международных отношений, 1999.
  112. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. В 2-х книгах. Под обшей редакцией К. И. Микульского. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
  113. Дж. Куда ведут реформы? (К десятилетию начала переходных периодов) Вопросы экономики, 1999, № 7.
  114. Стиглиц Джозеф. Глобализация: тревожные тенденции. Перевод с английского. М.: Мысль, 2003.
  115. Стратегия объединения Китая: Аомынь. Экспресс-информация ИДВ РАН* № 9, М. 2000. Энциклопедия нового Китая. М., 1989.
  116. Структура экономики Китая. Сб. ст., М.: Прогресс, 1984.
  117. А.И., Абдуллаев H.A., Рябцев А. Н. Государственная политика регулирования отношений собственности: теория и практика. М.: Экономика, 2005.
  118. M.JI. Модернизация Китая: шансы и вызовы времени. М., 2000.
  119. M.JI. Китайская цивилизация и реформы. М., 1999.
  120. M.JI. Ступени усиления и мощи Китая. Доклад на международной конференции «Китай, китайская цивилизация и мир» 27−29 сентября 2005 г. М., 2005.
  121. И.С. Норма прибыли: оценка и роль в российской экономике. Финансы и бизнес. Научно-практический журнал, 2006, № 2.
  122. Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. М.: Экономика, 2001.
  123. Институт Дальнего востока РАН.
  124. С. Политические границы экономической и конституционной реформы. Актуальные вопросы социально-политической жизни КНР. Экспресс-информация ИДВ РАН, № 11, М, 1999.
  125. Цветков В. А Современное состояние и перспективы развития российских финансово-промышленных групп РФ. М., 2004.
  126. В.А. Российская модель приватизации и особенности её влияния на формирование корпоративной структуры экономики России.- Промышленная политика в Российской Федерации, 2005, № 1
  127. Чэнь Дэшэн. Экономические тенденции после 5 пленума ЦК КПК 14-го созыва. -М.: Экспресс-информация ИДВ РАН № 14,1996.
  128. Экономические реформы в Китае и России: их преимущества и недостатки.- www.Referatik.Ru
  129. Г. А. Перспективы России. М.: Галлерея-Принт, 2006.
  130. А.Д. На руинах великой державы, или агония власти. 19 912 003. М.: Вече, 2004.
  131. А.Г. Россия, Китай и мир. М.: ИДВ РАН, 2002.
  132. Ян Шуань. Традиции феодальной деспотии и права человека в современном Китае. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1996.
  133. Е. Модернизация экономики и система ценностей. Вопросы экономики, 2003, № 4.
  134. Е.Г. Модернизация экономики: что в повестке дня. -Экономический журнал Высшей экономической школы, 2001, том 5, №на китайском языке:
  135. Ху Аньган. Чжунго фачжань цяньцзин (Перспективы развития Китая). Ханьчжоу, 1999.
  136. Е. О влиянии глобализации на международные отношения. -ГоцзиГуанча, 1998, № 1.
  137. Чжунго гунчаньдан тун ши (Общая история Коммунистической партии Китая). Том 3. Автор предисловия Ша Цзяньсун). Чанша, 1997.
  138. Чжунго нэнгуань тунцзинянь цзянь 2006.(Энергоносители Китая. Статистический сборник). Пекин, 2006.
  139. Е. О влиянии глобализации на международные отношения. -Гоцзи Гуанча, 1998, № 1.
  140. Чжунго гунчаньдан тун ши (Общая история Коммунистической партии Китая. Том 3. Автор предисловия Ша Цзяньсун). Чанша, 1997.
  141. Чжунго нэнгуань тунцзинянь цзянь 2006.(Энергоносители Китая. Статистический сборник). Пекин, 2006. на западных языках:
  142. Butterfield Fox, Alive in the Bitter Sea. New York: Times Book, 1981.
  143. Chang G. Gordon. The Coming Collapse of China. New York: Random House, 2001.
  144. China: The Next 50 Years. Asia Inc., March 1999.
  145. Democratization and Regional Cooperation in Asia. Seoul: Asia-Pacific Peace Press, 1996.
  146. Dicson B.T. Cooptation and Corporatism in China. The Logic of Party Adaptation. Political Science Quarterly, № 4,2000, Vol. 115.
  147. Fischer P. Perspectiven fur China. Aussenpolitik, Hamburg, 1996, №
  148. Fukuyama Francis. The End of History and the Last Man. New York: Avon Books, 1992.
  149. Globalization and the Asia-Pacific: Contested Territories. Ed. by Kris Olds, Peter Dicken and Others. London and New York: Routledge, 1999.
  150. Halmann S. Politischer Wandel in China und die Chancen des Westens. -China actuell, Hamburg, 1996, № 2, Februar.
  151. He Qinglian. China is listing Social Structure. New Left Review, 2000, London, № 5.
  152. He Qinglian. China is Listing Social Structure. New Left Review, London, 2000, № 5.
  153. Hu Shahua, Explaining Chinese Democratization. Westport (Connecticut): Greenwood Publishing, 2000.
  154. Hu Zhenping, On Mao Zhedong’s Combination Thought. SASS, Shanghai 1994.
  155. Huntington S., Nelson J. No Easy Choice. Political Participation in Developing Countries. New York, 1976.
  156. Huntington Samuel. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century. Norman: University of Oklahoma Press, 1991.
  157. Hutchison Jane. Crisis and Change in the Philippines. The Political Economy of South-East Asia. Conflicts, Crises, and Change, Second Edition. Oxford University Press, 1999.
  158. Jan Myrdal and Gun Kessie. China: The Revolution Continued. The Cultural Revolution at the Village Level. New York: A Vintage Book, 1972 (перевод со шведского).
  159. Kent Ann. China: The United Nations and Human Rights: The Limits of Compliance. Baltimore (Maryland): University of Pennsylvania Press, 1999.
  160. Li Tieying. On Democracy. Beijing: Social Sciences Documentation Publishing House CASS, 2002.
  161. MacGowan J. Light and Shadows of Chinese Life, Shanghai, 1999.
  162. MacGowan J. Men and Manners in China. London, 1952.
  163. Magno Alexander. A Canged Terrain for Popular Struggles. Kasrinlan, 1993.
  164. Matt Forney. China’s Economy Slowed in Third Quarter. Asian Wall Street Journal, October 20,1999.
  165. Nathan Andrew. Chinese Democracy. London: I.B. Tauris, 1986.
  166. Oksenberg M., China Political System: Challenges on the Twenty-First Century. China Journal. Canberra, 2001. №. 45.
  167. Olson M. The Rise and Decline of Nation: Economic Growth, Stagflation and Social Rigidities. New Haven: Yale University Press.
  168. Peter Ferdinand. Industrialization and Democratization in China. -Democratization and Regional Cooperation in Asia. Seoul: Asia-Pacific Peace Press, 1995.
  169. Philip Short. The Dragon and the Bear: Inside China and Russia Today. London: Hodder & Stoughton, 1982.
  170. Pik-Kwan Chang Vivien. Party Building Given Top Priority. China Daily. Beijing, February 28,2000.
  171. Porter Gareth. The Politics of Bureaucratic Socialism. Cornell University Press, 1993.
  172. Scalapino Robert A. The Last Leninist. The Uncertain Future of Asia’s COmmunist States. Washington: The Center for Strategic & International Studies, 1999.
  173. Shirk Susan L. The Political Logic of Economic Reform in China. Berkeley, Los Angeles and Oxford, 1993.
  174. Study Material of the White Paper on the Situation of Human Rights in China. The Red Flag Publishing House, China, 1991.
  175. The Political Economy of South-East Asia. Conflicts, Crises, and Change, Second Ed. Ed. by Garry Rodan, Kevin Hewison and Richard Robinson. Oxford University Press, 1999.
  176. Velasco Renato S. The Philippines Democracy, Governance, and Economic Performance: East and South-East Asia. Tokyo, New York, Paris: UN University Press, 1999.
  177. Wei Jingsheng. The Fifth Modernization: Democracy. New York: Viking Penguin, 1997.
  178. Wei Li. Chinese Staff System. Berkley: Berkley University Press, 1994.
  179. Wo-Lap Lam. «Unprecedented Challenges» to Party. South China Morning Post, November 3,1999.
  180. Zhan Shiliang. Status and Role of Developing Countries after the Cold War. International Studies, Beijing, 2000, № 5−6.
  181. I. Периодическая печать (отдельные выпуски)
  182. Аргументы и факты. М., 1995,2007.
  183. М., 1999, 2005, 2007.
  184. Вопросы экономики. М., 1998−2007.
  185. . М., 1991,1998−2007.192. Известия. М., 1993−2007.
  186. Независимая газета. М., 2002−2007.
  187. Проблемы Дальнего Востока. М., 2001−2007.
  188. Российская газета. М., 1992−2007.
  189. Российский экономический журнал. M., 1999−2007.
  190. Финансы и бизнес. Научно-практический журнал. 2006.198. Экономика. М. 1998−2005.199. Экономист. М., 2005.200. Эксперта. М. 1999−2007.на китайском языке:
  191. Бэйцзин жибао (Пекинская газета). Пекин, 1978, 1984, 1990,2004−2007.
  192. Гуанмин жибао (Рабочая газета). Пекин, 1990,2006−2007.
  193. Жэньминь жибао. Пекин, 1990, 2004−2007.
  194. Фатой жибао (Юридическая газета). Пекин, 2005−2006.
  195. Цзинцзи жибао (Экономическая газета). Пекин, 2006.
  196. Чжанлюэ юй гуаньли (Стратегия и управление). Пекин, 2000−2006.
  197. Чжунго фалюй няньцзян. (Китайский юридический ежегодник). Пекин, 2004−2007.на западных языках:
  198. Asia Business Morning Post. Hong Kong, 1997, 2007.
  199. Asian Wall Street Journal. New York, 1994−2005.
  200. Business China. Beijing, 1990−2006.
  201. China Daily. Beijing, 1990−2007.
  202. China Journal. Canberra, 2001.
  203. Foreign Affairs, New York, 2004−2007.
  204. Hong Kong Standard. Hong Kong, 1997.
  205. South China Morning Post. Hong Kong, 2004−2007.
  206. Xinhua News Bulletin. Beijing, 2004−2007.1. Ресурсы Интернета217. htpp://english.people.cn/20 021 l/08print20021108106479.html218. htpp:// english. peopledaily.com219. http://ru.wikpedia.org220. www.referatik.ru221. http//www/worldbank.org
Заполнить форму текущей работой