Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование информационно-аналитических основ системы государственной социальной политики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для выбора из представленных проектов региональных социальных программ предложена специальная процедура выбора, позволяющая использовать экспертные оценки различной природы в различных шкалах, удобно представлять результаты и повысить надежность применения. Процедура основана на методе анализа иерархий и предусматривает построение двух иерархий (отдельно для оценки проекта программы по выгодам… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Система государственной социальной политики: принципы, ор- 9 ганы, механизмы функционирования и основные элементы
    • 1. 1. Концептуальные основы государственной социальной полити- 9 ки
    • 1. 2. Социальная защита населения как часть социальной политики 19 субъектов РФ: современное положение
  • 2. Современное состояние и пути совершенствования информаци- 46 онно-аналитического обеспечения системы социальной защиты населения субъектов РФ
    • 2. 1. Основы информационного обеспечения социальной политики 46 на уровне субъекта РФ
    • 2. 2. Состав и функции современных средств информационно- 57 аналитического обеспечения системы социальной защиты населения субъектов РФ

    2.3. Совершенствование информационных моделей средств инфор- 67 мационно-аналитического обеспечения системы социальной защиты населения субъектов РФ и организация их интеграции с включением аналитических средств и средств поддержки принятия решений

    3. Разработка новых методик функционирования аналитических 75 средств поддержки управления процессами социальной защиты населения в субъектах РФ

    3.1. Методика анализа социальной статистики субъектов РФ

    3.2. Методики анализа предоставляемых льгот и других видов со- 86 циальной помощи и регулирования оказания населению социальной помощи

    3.3. Методика автоматизированной обработки нормативных актов социального законодательства

    3.4. Методика построения проектов региональных социальных про- 116 грамм и выбора из них наилучшего

Совершенствование информационно-аналитических основ системы государственной социальной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

работы. Одной из особенностей трансформационных процессов, происходящих в отечественной экономике, является повышение самостоятельности и усиление роли субъектов Российской Федерации в составе общегосударственного хозяйственного комплекса и перемещение центра тяжести решения социальных проблем с федерального уровня на региональный. На органы власти субъектов РФ ложатся проблемы занятости, сохранения в определенных масштабах созданной в прошлом социальной инфраструктуры, обеспечение естественного прироста населения, социальная поддержка семьи, инвалидов, пенсионеров, детей, защита беднейших слоев населения. Остро стоит проблема эффективности социальной защиты населения. Значительная часть населения находится за чертой бедности. Государство в силу экономических возможностей не в состоянии оказать широкомасштабную помощь всем категориям населения, оказавшимся в бедственном положении. Сложившаяся ситуация диктует необходимость поэтапной реорганизации системы социальной защиты населения с целью приоритетной поддержки наименее защищенных слоев на избирательной, адресной основе. По сути, остро стоит вопрос о перераспределении средств, идущих на социальную защиту населения, чтобы высвободившуюся часть денег направить на помощь людям, оказавшимся в наиболее трудном положении. Такое положение требует особой точности и взвешенности при принятии решений. Поэтому особую роль приобретают используемые для анализа текущего положения, планирования, прогнозирования, обоснования принимаемых решений средства информационно-аналитического обеспечения, использующие современные информационные и математические методы.

Целью данной работы является разработка предложений по совершенствованию информационно-аналитического обеспечения системы макрорегулирования социально-экономических процессов на уровне субъекта Российской Федерации в части социальной защиты населения путем выявления задач, не решаемых современными средствами информационно-аналитического обеспечения, разработки для их решения необходимых процедур, методов и алгоритмов, реализуемых в рамках доработки существующих и разработки новых программных средств.

Объектом исследования является система государственной социальной политики на уровне субъекта РФ, а предметом исследования — информационно-аналитическое обеспечение данной политики в части социальной защиты населения.

Методологической и теоретической основой работы послужили законодательные, нормативно-правовые и методические документы федерального и регионального уровня, труды известных ученых и специалистов в области социально-экономических отношений, ряда областей математики, системного анализа, автоматизированных информационных и управляющих систем.

В работе использованы математически методы многокритериальной оптимизации, теории принятия решений, экспертного анализа и теории нечетких множеств.

Научная новизна работы заключается в разработке предложений по совершенствованию информационно-аналитических основ системы государственной социальной политики на уровне субъекта РФ в части социальной защиты с целью расширения спектра решаемых им задач и повышения аналитических возможностей.

Основные результаты работы, достигнутые лично автором, заключаются в следующем.

1. Проанализирован состав современного информационно-аналитического обеспечения системы социальной защиты населения субъектов РФ, выполняемые им функции, информационные модели. Показана путь их совершенствования путем перехода от статической иерархической классификации льгот и других видов социальной помощи и категорий граждан, получающих помощь, к динамической многомерной классификации, позволяющей получать более полные и точные описания и предоставляющей значительно большие аналитические возможности. Обоснована необходимость совершенствования информационно-аналитического обеспечения путем организации интеграции имеющихся средств, а также разработки дополнительных аналитических средств, позволяющих получать комплексный региональный портрет содержащий информацию о контингенте населения, нуждающемся в социальной защите, оказываемой помощи, нормативной базе, на основе которой эта помощь оказывается, затратах материальных ресурсов и эффективности проводимых мероприятий и средств поддержки принятия решений, реализующих соответствующие специальным образом адаптированные методы и технологии. Предложен цикл автоматизированной поддержки принятия решения при определении основных мероприятий, планируемых к осуществлению в субъекте РФ на очередной временной период.

2. Сформирован набор методов анализа социальной статистики субъектов РФ, включающий методику анализа зависимости показателей, классификации регионов, оценки качества жизни, прогнозирования социально-экономического развития, позволяющий при помощи базы данных, сформированной на основе информации официальных источников Госкомстатата России за период с 1990 года по настоящее время осуществлять эффективный анализ статистики, а также анализ зависимостей между социальной статистикой и состоянием социального законодательства.

3. Предложена методика анализа льгот и других видов социальной помощи, основанная на применении экспертных методов и математической теории нечетких множеств, позволяющая формализовать стоимость льготы, предоставляемой по категориальному принципу в случае невозможности ее однозначного определения, а также важность предоставления этой льготы для льготопо-лучателей. Предложена методика регулирования оказания населению региона социальной помощи при помощи ситуационной советующей систему с нечеткой логикой, построенную по принципу «ситуация-действие», что позволяет более гибко подходить к проблеме распределения социальной помощи, задавать условия предоставления помощи в виде терминов, более близких и понятных человеческому языку.

4. Для автоматизации и систематизации процедуры обработки нормативных документов социального законодательства предложена методика синтаксического анализа нормативных актов с использованием эталонных словосочетаний. Сформированы типовые справочники ключевых слов и эталонных словосочетаний для выявления в текстах нормативных документов социального законодательства льгот и других видов социальной помощи и категорий граждан, которым данная помощь оказывается.

5. Предложена методика построения альтернативных проектов региональных социальных программ и выбора из них наилучшего. Математическая модель и построенная на ее основе специальная процедура автоматизированной генерации альтернативных проектов региональных социальных программ, позволяет автоматизировать и систематизировать выработку возможных альтернативных вариантов. Математическая модель представляет собой задачу распределения ресурсов в максимизирующей (максимизация эффекта при ограниченных ресурсов) или минимизирующей (минимизация ресурсов при необходимом эффекте). По построению задача относится к классу целочисленного (булева) программирования. Коэффициенты эффективности и ресурсоемкости в задаче могут иметь как четкую, так и нечеткую природу (в терминах Л. Заде), в последнем случае для ее решения используются методы нечеткой оптимизации (подход С.А.Орловского).

Процедура выбора наилучшего из представленных проектов региональных социальных программ, позволяющая использовать экспертные оценки различной природы в различных шкалах, удобно представлять результаты и повысить надежность применения, основана на методе анализа иерархий и предусматривает построение двух иерархий (отдельно для оценки проекта программы по выгодам и по издержкам) с последующим анализом результатов по принципу паретооптимальности и представлением результатов на плоскости «выгоды-издержки» для окончательного выбора лицом, принимающим решения.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения выработанных подходов и методик, реализованных в рамках программных средств, при выработке решений, осуществляющих регулирование процессов социальной защиты населения на уровне субъекта РФ и подготовке соответствующей нормативной базы.

Апробация результатов работы. Основные положения работы реализованы в рамках совершенствования и развития автоматизированных информационных систем «Региональное социальное законодательство» и «Адресная социальная помощь», разрабатываемых ПКТИ АСУ (г. Тула) по заказу Министерства труда и социального развития РФ.

Основные положения диссертационной работы докладывались на юбилейной научно-практической конференции «Прикладная математика — 99», всероссийской научной конференции «Современные проблемы математики, механики, информатики», региональной научно-технической конференции «Интеллектуальные и информационные системы» (г. Тула).

По теме диссертации опубликовано 7 работ.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, изложенных на 135 страницах машинописного текста, содержит 2 рисунка, 5 таблиц, а также библиографический список литературы из 86 наименований и приложения.

Заключение

.

Диссертационная работа посвящена совершенствованию информационно-аналитических основ государственной социальной политики на уровне субъектов Российской Федерации в части осуществления социальной защиты населения.

Подведем основные итоги проведенной работы.

В работе проанализирован состав современного информационно-аналитического обеспечения системы социальной защиты населения субъектов РФ, выполняемые им функции, информационные модели. Показан путь их совершенствования путем перехода от статической иерархической классификации льгот и других видов социальной помощи и категорий граждан, получающих помощь, к динамической многомерной классификации с использованием объектного подхода, позволяющей получать более полные и точные описания и предоставляющей значительно большие аналитические возможности.

Обоснована необходимость совершенствования информационно-аналитического обеспечения путем организации интеграции имеющихся средств, а также разработки дополнительных аналитических средств, позволяющих получать комплексный региональный портрет содержащий информацию о контингенте населения, нуждающемся в социальной защите, оказываемой помощи, нормативной базе, на основе которой эта помощь оказывается, затратах материальных ресурсов и эффективности проводимых мероприятий и средств поддержки принятия решений, реализующих соответствующие специальным образом адаптированные методы и технологии. Предложен цикл автоматизированной поддержки принятия решения при определении основных мероприятий, планируемых к осуществлению в субъекте РФ на очередной временной период.

Сформирован набор методов анализа социальной статистики субъектов РФ, включающий методику анализа зависимости показателей, классификации регионов, оценки качества жизни, прогнозирования социально-экономического развития, позволяющий при помощи базы данных, сформированной на основе информации официальных источников Госкомстатата России за период с 1990 года по настоящее время осуществлять эффективный анализ статистики, а также анализ зависимостей между социальной статистикой и состоянием социального законодательства. Данный набор реализован в виде автоматизированной информационной системы «Социальная статистика федеральных округов и регионов Российской Федерации». Вместе с классическим представлением информации в виде таблиц и графиков, система реализует также наглядное представление информации в виде карты, на которой при помощи закраски разными цветами наносится информация о значении тех или иных показателей. Кроме того, система интегрирована с АИС «Региональное социальное законодательство», что позволяет проводить территориальный анализ социального законодательства, а также анализ зависимости показателей социальной статистики субъектов РФ и состояния их социального законодательства.

Для осуществления анализа реальной стоимости льгот и других видов социальной помощи предложена методика, основанная на применении экспертных методов и математической теории нечетких множеств, позволяющая формализовать стоимость льготы, предоставляемой по категориальному принципу в случае невозможности ее однозначного определения, а также важность предоставления этой льготы для льготополучателей. Данные процедуры реализована в рамках модуля анализа видов помощи автоматизированной системы поддержки принятия решений (АС ППР), интегрированной с АИС «Адресная социальная помощь» и АИС «Региональное социальное законодательство».

Предложена методика регулирования оказания населению региона социальной помощи при помощи ситуационной советующей систему с нечеткой логикой, построенную по принципу «ситуация-действие», что позволяет более гибко подходить к проблеме распределения социальной помощи, задавать условия предоставления помощи в виде терминов, более близких и понятных человеческому языку. Данная процедура реализована в виде советующей системы, интегрированной с АИС «Адресная социальная помощь».

Для автоматизации и систематизации процедуры обработки нормативных документов социального законодательства построен алгоритм синтаксического анализа нормативных актов с использованием эталонных словосочетаний. Сформированы типовые справочники эталонных словосочетаний и эталонных деревьев для выявления в текстах нормативных документов социального законодательства льгот и других видов социальной помощи и категорий граждан, которым данная помощь оказывается. Данная процедура реализована в виде модуля первоначального формирования базы данных АИС «Региональное социальное законодательство».

Для автоматизации генерации альтернативных проектов региональных социальных программ предложены математическая модель и построенная на ее основе специальная процедура, позволяющая автоматизировать и систематизировать выработку возможных альтернативных вариантов. Математическая модель представляет собой задачу распределения ресурсов в максимизирующей (максимизация эффекта при ограниченных ресурсов) или минимизирующей (минимизация ресурсов при необходимом эффекте). По построению задача относится к классу целочисленного (булева) программирования. Коэффициенты эффективности и ресурсоемкости в задаче могут иметь как четкую, так и нечеткую природу (в терминах Л. Заде), в последнем случае для ее решения используются методы нечеткой оптимизации (подход С.А.Орловского). Данная модель реализована в рамках модуля построения проектов автоматизированной системы поддержки принятия решений (АС ППР), интегрированной с АИС «Адресная социальная помощь» и АИС «Региональное социальное законодательство».

Для выбора из представленных проектов региональных социальных программ предложена специальная процедура выбора, позволяющая использовать экспертные оценки различной природы в различных шкалах, удобно представлять результаты и повысить надежность применения. Процедура основана на методе анализа иерархий и предусматривает построение двух иерархий (отдельно для оценки проекта программы по выгодам и по издержкам) с последующим анализом результатов по принципу паретооптимальности и представлением результатов на плоскости «выгоды-издержки» для окончательного выбора лицом, принимающим решения. Данная процедура реализована в рамках модуля выбора наилучшего проекта автоматизированной системы поддержки принятия решений (AC 111 LP), интегрированной с АИС «Адресная социальная помощь» и АИС «Региональное социальное законодательство».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А., Иоффин А. И. Универсальная информационно-аналитическая система поддержки принятия решений «Оценка и выбор»: от проблематики к концепции построения и применения// Научно-техническая информация. 1999, № 1. С.
  2. Д.А., Иоффин А. И. Информационно-аналитические технологии и выбор решений Н Банковские технологии. 1997, № 4. С. 24−27.
  3. Д.А., Иоффин А. И. Универсальная информационно-аналитическая система поддержки принятия решений «Оценка и выбор». Http://www.deol.ru/users/DecisionSupporter.
  4. Автоматизированная информационно-поисковая система «Региональное социальное законодательство». Руководство по использованию программы и описание базы данных. М.: Минтруд России, Российский фонд социальных реформ, 2000. 86 с.
  5. Адресная социальная помощь: теория, практика, эксперимент./ Бочка-рева В.К., Мигранова Л. А., Овчарова J1.H. и др. Под ред. Н. М. Римашевской. -М.: ИСЭПН, 1999.-256 с.
  6. О.Г. Комплексное применение методов дискретной оптимизации. М.: Наука. Гл. ред. физ.мат. лит., 1987. — 248 с.
  7. Г. Г., Богатырев В. И. Автоматизированные информационные системы. М.: Сов. радио, 1980. — 328 с.
  8. Г. Г., Загика Е. А., Калинин Ю. П. и др. Автоматизация лингвистической обработки словарей // Научн.-техн. информ. Сер.2. 1983. — № И. — С.20−24.
  9. Г. Г., Новоселов А. П. Автоматизация процессов накопления, поиска и обобщения информации. М.: Наука, 1981. — 256с.
  10. А.Н., Левченков А. С. Методы интерактивной оценки решений. Рига, Зинатне, 1982. — 139 с.
  11. М.К., Семенов A.M., Семенов В. А. Макроэкономика. М., Дело и сервис, 2000. — 512 с.
  12. В.Н., Еналеев А. К., Новиков Д. А. Механизмы функционирования социально-экономических систем с сообщением информации АиТ, № 3, 1996, с. 3−25.
  13. Р.П. Численные методы решения экстремальных задач. М.: Наука, 1980.-520 с.
  14. Гиг Дж., ван. Прикладная общая теория систем: Пер. с англ. М.: Мир, 1981.-733 с.
  15. Ю.А., Травкин С. И., Якимец В. Н. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. литры, 1986.-296 с.
  16. Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений./ Пер. с англ. М.: Мир, 1976. — 165 с.
  17. С.И., Авдеева Л. И. Линейное и выпуклое программирование. М.: Наука, 1972 — 240 с.
  18. В.И., Лобковский В. В. Проблема неопределенности в задачах принятия решений. Киев, Наук, думка, 1990. — 132 с.
  19. Д.Н., Королев И. В. Что такое СППР? Http:// pri-oritet.virtualave.het.
  20. Д.Н., Королев И. В. СППР «Приоритет-Блиц». Http://prioritet.virtualave.het.
  21. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (экономика и управление). -М.: Тесса, 2000.-416 с.
  22. Информационно-аналитическая система «Лоцман» («Pilot»). Руководство пользователя. М., 1991.
  23. Информационно-аналитическая система «Оценка и выбор». // СОФ-ТЕЛЬ: Сто компьютерных программ для бизнеса (каталог 1997−98).. М.: .Хамтек Паблишер, 1997. С. 156−165.
  24. А.И. Системы поддержки принятия решений // Мир ПК. 1993, № 5. С. 47−57.
  25. Итоги экспериментальной отработки новых методов оценки нуждаемости и выбора оптимальных способов финансирования мер социальной поддержки населения. М.: СОТЭКО, 1995. 123 с.
  26. Калб J1.B., Мыслицкая Ю. П., Некрасова Т. В. Программная система «Адресная социальная помощь». Основные принципы построения. // Уровень жизни населения регионов России. Вып. 2. М.: ВЦУЖ, 1999. С. 59−69.
  27. Л.В., Моторин В. В., Юрьев Ю. И. Информационное обеспечение деятельности по социальной защите населения. // Юбилейная научно-практическая конференция «Прикладная математика 99»: Тезисы докладов. Тула, ТулГУ, 1999.-С. 129- 133.
  28. Л.В., Моторин В. В., Юрьев Ю. И. Проблема принятия решений при управлении процессами социальной защиты населения // Известия ТулГУ. Сер. Математика. Механика. Информатика. 1999. Т. 5. Вып. 3. С. 61 66.
  29. Л.В., Юрьев Ю. И., Звездочкин А. Г. Синтаксический анализ нормативных актов социального законодательства РФ с использованием эталонных словосочетаний // Известия ТулГУ. Сер. Математика. Механика. Информатика. 1999. Т. 5. Вып. 3. С. 67−71.
  30. У., Клиланд А. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. — 398 с.
  31. Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения: Пер. с англ./Под. ред. И. Ф. Шахнова. М.: Радио и связь, 1981.-560 с.
  32. А., Анри-Лабордер А. Методы и модели исследования опера-ций./Пер. с франц. Б. Т. Вавилова, Е. В. Бабичевой, Г. Г. Устинченко. М.: Мир, 1977.-433 с.
  33. А.А., Моторин В. В. Базы и банки данных. Тула: ТулГТУ, 1995.- 104 с.
  34. В.В. Принятие ответственных решений в условиях риска и неопределенности. Саратов, Саратовский техн. ун-т, 1997. — 80 с.
  35. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. М. Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит-ры. 1996.
  36. О.И. Объективные модели и субъективные решения. М., Наука. 1987.
  37. А.Н., Бернштейн Л. С., Коровин С. Я. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. М.: Наука, 1990. — 272 с.
  38. И.М. Информационно-поисковые системы. М.: Экономика, 1983.-208 с.
  39. В.В., Кочетыгов А. А. Системы и методы искусственного интеллекта: Учеб. пособие. Тула: ТулГУ, 1995. — 80 с.
  40. Э. Кооперативное принятие решений: аксиомы и модели/ Пер. с англ. О. Р. Меньшиковой. Под ред. И. С. Меньшикова. М.: Мир, 1991. — 463 с.
  41. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений/А.Н. Борисов, А. В. Алексеев, Г. В. Меркурьева и др. М.: Радио и связь, 1989. — 304 с.
  42. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
  43. Пилотные программы по введению адресной социальной поддержки. -М: Минтруд России, РФСР, ВЦУЖ, СОТЭКО, ИСЭПН, 1999. 105 с.
  44. Э.В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б., Шапот М. Д. Статистические и динамические экспертные системы. М., Финансы и статистика. 1996. — 329 с.
  45. Прикладные нечеткие системы. //Пер. с японского, под ред. Т. Тэрано. М.: Мир, 1993.-335 с.
  46. А.С. Использование информации о доходах участников программ социальной помощи: возможности и ограничения. // Материалы конференция «Реформа системы социальной защиты в странах СНГ». М.: Фонд «Институт экономики города», 2000. С. 115 — 131.
  47. Г. Анализ решений (введение в проблему в условиях неопределенности)/ Пер. с англ. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит-ры, 1977. — 408 с.
  48. Региональная экономика / Тяглов С. Г., Черныш Е. А., Молчанова Н. П. и др. / Под ред. Кузнецова Н. Г., Тяглова С. Г. Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 320 с.
  49. Российские реформы: социальные аспекты: Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г. В. Мильнера (Москва, 21 января 1998 г.)/ Под ред. Э. Б. Гилинской и С. Н. Смирнова. М.: ВШЭ, 1998. -368 с.
  50. Т. Принятие решений: Метод анализа иерархий/ Пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. -М.: Радио и связь, 1993. 320 с.
  51. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем/ Пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
  52. Г. С. Системное моделирование сложных процессов. М.: Фазис: ВЦ РАН, 2000.-288 с.
  53. А.С. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2001. — 448 с.
  54. И.В. Математические модели и методы решения задач дискретной оптимизации. Киев, Наук, думка, 1988. — 472 с.
  55. Социальная защита населения. Вопросы теории, методологии и практики. // Под ред. В. К. Бурлачкова, Б. Л. Просвиркина. М.: Академия труда и социальных отношений, Центр уровня жизни, социальной защищенности и рынка труда, 1998. — 352 с.
  56. Социальная защита населения в России: уровень муниципальных образований. // Под ред. Л. Дж. Галлагера, М. И. Либоракиной. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. — 74 с.
  57. Социальная помощь: на пути к адресности. // Под ред. М. И. Либоракиной. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. 33 с.
  58. В.Н. Основы системного анализа. СПб.: Бизнес-пресса, 2000. — 326 с.
  59. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. Т. 2: Пер. с англ./ Под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, С. А. Айвазяна, Ю. Н. Тюрина. М.: Финансы и статистика, 1990. — 526 с.
  60. Р., Колодезникова А. Использование косвенных методов определения доходов при реализации программы социальной помощи: возможности и проблемы. М.: Фонд «Институт экономики города», 1997. 62 с.
  61. Г. Автоматизированная обработка, хранение и поиск информации. М.: Советское радио, 1973. 560 с.
  62. Э.А. Компьютерный анализ в динамике принятия решений. Приборы и системы управления. № 1, 1997, с. 49−56.
  63. Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. М.: СИНТЕГ, 1998.-252 с.
  64. Э.А. Методы генерации, оценки и согласования решений в распределенных системах поддержки принятия решений. АиТ, № 4, 1995, с. 3−52.
  65. Тульской области 65 лет. Статистический сборник. — Тула: Администрация Тульской области, Тульский областной комитет государственной статистики, 2002. — 192 с.
  66. А.Д. Опыт методологии для системотехники./Пер. с англ. Под ред. Г. Н. Поварова. М.: Сов. радио, 1975.
  67. С.Г. Экспертные системы в системах управления: состояние и перспективы. // Информационные технологии. 2001, № 4. С. 32−37.
  68. Ю.И. Поддержка принятия управляющих решений в сложной системе на примере управления процессами социальной защиты населения // Известия ТулГУ. Сер. Математика. Механика. Информатика. 2000. Т. 6. Вып. 3. С. 187- 195.
  69. Decision Support Systems: Theory and Application, Ed. by Holsapple C.W. and Whinston A.B., Berlin: Springer, 1987.
  70. Ginzberg M.J., Stohr E. A. A decision support: Issues and Perspectives. // Processes and Tools for Decision Support. Amsterdam, North Holland Publ. Co, 1983.
  71. Saaty T.L. The analitic Hierarchy Process: planning, priority setting, resource allocation, N.Y., 1980.
  72. Simon H.A. The new science of management decision. Englewood Cliffs, N.J., Prentice Hall Inc., 1975.
  73. Simonovic A., Slobodan P. Decision support for sustainable water resources development in water resources planning in a changing world. // Proceeding of International UNESCO symposium, Karlsruhe, Germany, p.III. 3−13, 1994.
Заполнить форму текущей работой