Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Архитектура московского модерна в контексте европейской культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках нашего диссертационного исследования мы опираемся на представление о единстве гуманитарных наук как наук о культуре. В процессе работы выяснилось, что для решения поставленных исследовательских задач требуется обращение к различным гуманитарным наукам, что связано со сложностью и многоаспектностью объекта изучения, поэтому нами использовалась междисциплинарная методология исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Модерн как мировоззрение и стиль жизни образованного общества конца XIX — начала XX века (на примере архитектуры)
  • Параграф 1, Топология модерна в европейской культуре
  • Параграф 2. Феномен художественного направления модерна: зарождение и развитие стиля
  • Параграф 3. Архитектура европейского модерна
  • Глава 2. Модерн в российской художественной культуре
  • Параграф 1, Распространение модерна в российской художественной жизни на рубеже XIX—XX вв.еков
  • Параграф 2. Влияние модерна на российскую архитектуру в постсоветский период (на примере московской архитектуры)

Архитектура московского модерна в контексте европейской культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Возродившийся интерес к эпохе модерна в постсоветской России связан с новым осмыслением культурных реалий того времени, поиском исторических корней современного искусства. Оказалось, что надо восстанавливать культурную преемственность с тем живым, что было в российской/мировой культуре в начале и 20-е годы XX века. Наиболее востребованными в отношении восстановления социокультурной преемственности в сфере российского искусства стали преимущественно конструктивистское направление и различные направления стиля модерн. Сегодня мы видим достаточно массовые вариации на обе эти темы.

Рубеж XIX—XX вв.еков — это кризисное переломное время, что сближает его с рубежом XX—XXI вв.еков, а в кризисные эпохи человек всегда пристально всматривается в историю, пытается отыскать в прошлом параллели с днем сегодняшним, посмотреть, как проблемы, вызванные очередным бурным ускорением исторической и социокультурной динамики, решались тогда. Во всем этом выражается интерес к художественной жизни, стилям переходных эпох, осознанное или неосознанное стремление к поиску в них ответов на сегодняшние вопросы. В связи с этим представляется актуальным обращение к таким аспектам истории культуры, которые стали ключевыми для своего времени. В данном контексте вполне понятен и интерес к ушедшим, но близким нам по духу художественным практикам.

Именно на рубеже XIX—XX вв.еков эклектику в европейском искусстве сменяет модерн, в эту переходную эпоху возникает социальный заказ на новые формы в разных областях художественной жизни, в том числе и в сфере архитектуры. Архитектурное направление в рамках стиля модерн возникло как попытка прийти к органической целостности утилитарного и эстетического, преодолев тенденцию предшествующего периода к разделению архитектуры на утилитарную основу и декоративность.

Эти тенденции в полной мере присутствовали и в художественной жизни Российской империи, которая испытывала серьезное влияние европейской культуры, это влияние проявлялось во всех видах искусства, в частности в архитектуре. Архитектура русского модерна стала самостоятельным и важным этапом в развитии русской архитектуры. Вспомним, как быстро на рубеже XIX—XX вв.еков, под воздействием набиравшего силу российского капитализма, менялась Россия. Трансформировалась архитектурная среда ее городов, прежде всего столичных — Санкт-Петербурга и Москвы.

Архитектурный облик Москвы быстро приобретал черты большого европейского капиталистического города. Этому процессу в немалой степени способствовало и упрочившееся материальное положение российской буржуазии, что в совокупности с ростом ее общей бытовой и художественной культуры позволяло ей претендовать на комфортабельную и эстетически оформленную повседневную жизнь. Московская буржуазия новой генерации не отказывала себе в художественных изысках, новой роскоши эпохи модерна, дополненной техническими и инфраструктурными нововведениями, привнесенными в повседневную жизнь техническим прогрессом, быстрым развитием науки, техники и технологий. Это был вполне естественный процесс, поскольку рубеж XIX—XX вв.еков был периодом упрочения машинной цивилизации, возникновения конвейерного производства, достижения нового уровня и массовости бытового комфорта (централизованное паровое отопление, ванны, лифты, телефоны и т. д.).

Москва того времени во многом похожа на Москву нынешнюю — в пореформенной России переход осуществлялся к буржуазному обществу, к российскому капитализму. Сегодня процесс перехода к капитализму повторяется, и модерн, в том числе и в архитектуре, оказывается вновь востребованным, мы видим реминисценции на его излюбленные темы в архитектурном ландшафте Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных городов России. И эта практическая востребованность модерна/неомодерна, сегодня воплощенного в камне, дереве, железе, новых строительных материалах, является лучшим свидетельством не только исторической значимости, но и актуальности рассматриваемой темы. Сегодня актуальным представляется изучение генезиса и развития искусства модерна в контексте общей культурной парадигмы эпохи и выявление его роли в динамике культурного развития.

Степень разработанности темы.

Изучение самого стиля модерн происходит чуть ли не с момента его возникновения, и с перерывами, обусловленными изменениями исторической и социокультурной ситуации, продолжается по сей день. Мы можем констатировать, что с искусствоведческой точки зрения проблема формирования и развития модерна начиная с конца XIX века достаточно плодотворно изучалась в течение длительного времени. Модерн в разное время исследовали советские и российские ученые, историки архитектуры, искусствоведы И. А. Азизян, Н. И. Бабурина, Е. А. Борисова, B.C. Горюнов, Т. П. Каждан, В. В. Кириллов, Е. И. Кириченко, М. В. Нащокина, Т. Ф. Саваренская, Д. В. Сарабьянов, Г. Ю. Стернин, М. П. Тубли, B.C. Турчина также зарубежные специалисты М. Амайя, JI. Беневоло, М. Ваплис, 3. Гидион, Э. Гольдзамт, В. Гоффман, Р. Грюнтер, Ю. Ёдике, С.-Ч. Мадсен, Х. Б. Нонель, Н. Певзнер, Г. Фар-Беккер, У. Харди, Г. Хофштеттер, Ф. Шмаленбах, Р. Шмутцлер, Д. Штернбергер и др.

Кроме этого обширного круга авторов, в той или иной мере выступавших в качестве интерпретаторов и толкователей модерна, он репрезентировался его творцами — архитекторами и художниками, в своих работах раскрывавших художественные особенности и идеологию стиля. Здесь, прежде всего, следует отметить не только собственно художественные, но и теоретические работы А. Ван де Вельде, О. Вагнера, П. Беренса, М. Клингера, У. Крей-на, А. Бенуа, А. Энделя.

Модерн это не только художественный стиль, но и стиль жизни, мировоззрение эпохи. Художники, работавшие в рамках стиля, не ограничивались собственно художественной практикой, они думали о теоретических аспектах модерна, выступая с лекциями и публикуя теоретические статьи. Художественную жизнь эпохи модерна мы рассматриваем как явление синтетическое, когда художники и архитекторы испытывали на себе творческое влияние писателей и поэтов, не только выражая в художественной форме дух эпохи, но и распространяя его в самых широких кругах образованного российского общества. Архитектурные искания эпохи протекали в общем русле художественных поисков времени, архитектура участвовала в процессах взаимовлияния с иными видами искусств, выполняя задачу создания новых архитектурно-художественных декораций для повседневной жизни.

Изучение модерна на Западе и в России началось уже в начале прошлого века. Плодотворный период изучения модерна в России закончился в конце 20-х годов XX века. Негативизм в отношении модерна достиг своего пика в 30-х — начале 50-х годов прошлого века.

Повторное «открытие» модерна в мировой истории искусства произошло в конце 1950;х годов. В СССР конца 1950;х — начала 1960;х годов начинается повторное изучение модерна, подсознательно рассматриваемого советскими авторами как последний стиль мирного, досоветского, «сытого» времени, обращение к изучению которого давало возможность своеобразной виртуальной эмиграции в неподвластное теории и художественной практике социалистического реализма «прекрасное далеко» «буржуазного искусства». В этот период был востребован, обработан, проанализирован и введен в научный оборот обширный фактографический материал. Уже в работах 1960;хначала 1970;х годов возобладала тенденция рассматривать модерн как стилистически полноценное художественное явление мировой культуры, в этот период исчезают негативные оценочные коннотации, сопровождавшие модерн в сталинский период нашей истории. Здесь следует отметить работы Н. Ф. Хомутецкого, Л. П. Монаховой, B.C. Турчина, Д. В. Сарабьянова, Е. И. Кириченко, Е. А. Борисовой, Т. П. Каждан, В. В. Кириллова, A.JI. Лунина.

Сегодня мы имеем дело с репрезентативно представленной информацией как первичного (архитектурно-художественные источники) так и вторичного характера, представленной в рассматриваемых публикациях. Рассмотрение особенностей художественных артефактов, прежде всего в области архитектуры, выполненных в рамках стиля, и контент-анализ массива связанных с ними научных публикаций позволяют нам с теоретико-культурной (культурологической) точки зрения рассмотреть причины возникновения, развития, упадка и возрождения модерна.

В течение большей части XX века искусство модерна находилось в фокусе внимания искусствоведов, но культурологических исследований, посвященных данному явлению, было значительно меньше. В не зависимости от величины массива публикаций и количества авторов, в той или иной степени обращавшихся к данной теме, мы вынуждены отметить, что, несмотря на хорошую искусствоведческую разработку этой темы, с точки зрения культурологии она фундирована достаточно слабо. Это означает, что для исследователя-культуролога остается открытое пространство для анализа и интерпретации рассматриваемых процессов, привнесения элементов нового знания в сферу российских гуманитарных наук.

Объект исследования — стиль модерн как значимый феномен социокультурной динамики общества.

Предмет исследования — влияние европейского модерна на эволюционные процессы в российской культуре (на примере московской архитектуры).

Методология и методы исследования.

Для анализа многообразных и многоаспектных эмпирических данных, касающихся как эволюции модерна, так и эволюции архитектуры московского модерна в контексте развития европейской культуры вообще и архитектуры в частности, нам было необходимо определиться с теоретической основой исследования, адекватными предмету изучения методологией и методами. Методологической основой исследования послужили фундаментальные положения мировой и отечественной философско-эстетической и культурологической мысли, теоретические разработки в области искусствоведения, а также труды русских и зарубежных ученых: философов, культурологов, историков искусства. Мы рассматриваем возникновение и эволюцию модерна в рамках последовательного историзма, преемственности в истории культуры.

В рамках нашего диссертационного исследования мы опираемся на представление о единстве гуманитарных наук как наук о культуре. В процессе работы выяснилось, что для решения поставленных исследовательских задач требуется обращение к различным гуманитарным наукам, что связано со сложностью и многоаспектностью объекта изучения, поэтому нами использовалась междисциплинарная методология исследования. В качестве локальных методов, использованных в процессе проверки гипотезы исследования и разрешения поставленных задач, нами использовались системно-структурный, сравнительно-исторический, историко-генетический методы, метод моделирования наиболее значимых стилевых и социокультурных трансформаций модерна, а также метод модельной реконструкции диахронных этапов развития стиля модерн в его влиянии на отечественную культуру. Автор обращается также к компаративистскому подходу и контент-анализу научной литературы.

Методологический базис диссертационного исследования определялся работами отечественных и зарубежных культурологов, историков культуры, искусствоведов И. В. Кондакова, А. Ф. Лосева, М. В. Нащокиной, А. Пайман, Д. В. Сарабьянова, B.C. Турчина, М. В. Урнова, Г. Фар-Беккер, А .Я. Флиера, У. Харди, Н. А. Хренова, Б. Шрагина.

Гипотеза исследования.

Западноевропейский модерн оказал значительное влияние на российскую культуру и художественную практику в период последней четверти XIX — начала XX века, влияние, проявившееся в постсоветский период в московской архитектуре. В то же время это влияние на российскую культуру и художественную практику опосредовалось российской социокультурной и художественной традицией, что позволяет говорить о феномене российского модерна/неомодерна.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является культурологический анализ влияния западноевропейского модерна на художественную жизнь России в последней четверти XIX — начала XX века и в постсоветский период конца XX — начала XXI века (на примере московской архитектуры), а также рассмотрение трансформации модерна на российской почве.

Реализации указанной цели способствует решение следующих исследовательских задач.

1. Анализ эмпирического материала по теме диссертационной работы и существующих исследований в этой области.

2. Рассмотрение взаимодействия западноевропейской и российской культуры в исторической ретроспективе последней четверти XIX — начала XX в.

3. Анализ воздействия отечественной социокультурной и художественной традиции на российское воплощение художественных и жизненных практик модерна, выразившегося в формировании национально окрашенных направлений российского модерна (неорусский стиль).

4. Исследование феномена московского модерна (на примере архитектуры) в последней четверти XIX — начала XX века и постсоветского неомодерна периода конца XX — начала XXI века.

Положения, выносимые на защиту.

1. Модерн оказал мировоззренческое, формообразующее, эстетическое, философское влияние на российскую художественную жизнь и культуру повседневности как в конце XIX — начале XX века, так и (в опосредованной форме) в постсоветский период нашей истории.

2. В контексте российской социокультурной и художественной традиции характерные содержательные особенности западноевропейского модерна претерпели существенные изменения.

3. Востребованность модерна в 90-е годы XX — начале XXI века была во многом обусловлена стремлением восстановить историческую преемственность между дореволюционной и постсоветской Россией, а также свойственным стилю сочетанием функциональности и декоративности, присущими ему элементами «буржуазности», ставшими актуальными в новой исторической и социокультурной ситуации.

4. В Москве влияние западноевропейского модерна на российское искусство проявилось в полной мере как в период последней четверти XIXначала XX в., так и в постсоветский период (на примере архитектуры).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что: выделено культурологическое содержание особенностей трансформаций модерна в российской культуреопределены место и роль искусства модерна в контексте культурной парадигмы последней четверти XIX — начала XX в., выявлено его влияние на развитие российской архитектурывыявлены роль искусства модерна в динамике культурного развития и влияние западноевропейского модерна/неомодерна на российскую художественную практику и культуру повседневностиосуществлен анализ типологических трансформаций модерна/неомодерна от его возникновения и периода расцвета до периода нового этапа востребованности стиля в постсоветский период нашей историивыявлено влияние стиля модерн на художественную практику в постсоветский период российской истории.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы для развития исследования ряда тем по истории культуры, эстетики, мировой художественной культуры, истории искусства, а также при чтении спецкурсов, освещающих историю европейского и российского искусства второй половины XIX — начала XX века.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования и.

Апробация диссертационного исследования проводилась в процессе выступлений автора на научных и научно-практических конференциях, в том числе: межвузовской научной конференции «Новые пути наук о культуре», М., МГУКИ, 2001;

Международной научной конференции «Сохранение и приумножение культурного наследия в условиях глобализации», М., МГУКИ, 2002; межвузовской научной конференции «Творчество как социокультурное явление», М., МГУКИ, 2005.

Основные результаты, полученные в процессе исследовательской работы, использованы при чтении учебных курсов на кафедре истории и теории культуры Государственной академии славянской культуры.

Структура диссертации обусловлена целью исследования и логикой решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем диссертации составляет 178 страниц. Библиография насчитывает 246 источников.

Заключение

.

Рассмотрев достаточно большой объем первичной информации, собственно архитектурных памятников и проектов, и обширный массив научных публикаций по теме нашего исследования, мы полагаем, что культура находит свое выражение не только в вербальных, но и в невербальных языках, к числу которых относится искусство, в частности, архитектура.

Эпоха, когда в искусстве господствовал стиль модерн, завершила собой определенный цикл развития искусства. Но модерн как антиэклектическое движение, ставившее своей целью избежать «бесстилья», по достигнутым художественным результатам не смог полностью избежать эклектического начала. В некотором смысле, вобрав в себя эклектическое начало, модерн стал завершающим этапом эклектики, а эклектика, в свою очередь, подвела итоги длительного периода историзма, берущего свое начало с эпохи Возрождения.

Но главная идея, которая была поставлена новым художественным стилем, заключавшаяся в создании большого, «интернационального» стиля, была реализована лишь частично. Модерн не создал стиля в традиционном понимании этого термина, то есть не были очерчены каноны, по которым должно создаваться стилистически чистое произведение, проекты, выполненные в стиле модерна, сохраняли многокрасочность эклектики. Стиль модерн оказал самое серьезное влияние на последующие художественные направления, в частности, столь ему внешне противоположный конструктивизм и родственный ар деко.

В нашем диссертационном исследовании мы рассмотрели особенности формирования, развития и влияния западноевропейского модерна/неомодерна на российскую художественную практику и культуру повседневности в рамках теоретико-культурного (культурологического) подхода, в контексте межкультурного взаимодействия российской и западноевропейских культур. Нами были проанализированы типологические трансформации модерна/неомодерна от его возникновения и периода расцвета до периода нового этапа востребованности стиля в постсоветский период нашей истории.

Кроме того, нами проанализированы особенности трансформации западноевропейского по своей генеалогии стиля модерн на российской почве и обосновано значение стиля модерн в процессе эволюции европейского, в том числе российского, искусства второй половины XIXначала XX века и его влияние на художественную практику в постсоветский период российской истории (на примере архитектуры), а также выявлено определенное влияние модерна/неомодерна на постсоветскую архитектуру 90-х годов XX — начала XXI веков, что позволяет говорить о некотором приращении научного знания в сфере культурологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Движение искусств и ремесел: Путеводитель по стилю: Пер. с англ. М.: Радуга, 2000. 128с.
  2. И.А. Архитектура в художественной культуре: Теорет. пробл. взаимодействия искусств/Рос. Акад. архитектуры и строит, наук. М., 1996. 160с.
  3. И.А. Диалог искусств Серебряного века/НИИ теории архитектуры и градостроительства. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 399с.
  4. JI.C., Стернин Г. Ю. Образы и люди Серебряного века. М.: Галарт, 2002. 270 с.
  5. АникетА. У. Моррис и проблемы художественной культуры // Моррис У. Искусство и жизнь. М.: Искусство, 1973.
  6. Ар Нуво // Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от средних веков до наших дней / Пер. с фр. под ред. Мишеля Лаклот-та, директора музея Лувра, и Жан-Пьера Кюзена, главного хранителя Отдела живописи музея Лувра. М.: ТЕРРА, 1997. С.53−54.
  7. А.А. «Золотой век» русской культуры: определение феномена во времени // Ученые записки. Вып. 26. М.: МГУКИ, 2004. С.5−17.
  8. А.А. Золотой век русского меценатства. М.: МГУКИ, 1995. 114с.
  9. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забельшанский, Г. Б. Миневрин, А. Г. Раппапорт, Г. Ю. Сомов. М.: Строй-издат, 1985.208 с.
  10. И. Архитектурное наследство. Вып. 40. М., 1996. 214с.
  11. . Русская живопись. Л.-М.: Искусство, 1966.
  12. Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX начала XX веков) М.: ОГИ, 2000. 344 с.
  13. Н.И. Российский плакат: Вторая половина XIX начало XX века. Л.: Художник РСФСР, 1988. 190с.
  14. А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества / Пер. с фр. М. Розанова. М.: МИК, 1999. 424 с.
  15. А. Собрание сочинений. Воспоминания о Блоке / Под ред.
  16. B.М.Пискунова. М.: Республика, 1995. 510с.
  17. А. Символизм и современное русское искусство // Луг зеленый. Книга статей. М.: Книгоиздательство «Альциона», 1910. С.29−50.
  18. С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру: Пер. с англ ./Под ред. В. И. Иноземцева. М.: Логос, 2003. -350 с.
  19. Bohme G. Atmosphere: Essays zur neuen Asthetik. Frankfurt am Main, 1985. S. 56.
  20. А.Н. Возникновение «Мира искусства». Л., 1928.
  21. Л.Н. Записки о моей деятельности // Невский архив. М. СПб., 1993.
  22. А.Н. Мои воспоминания. В пяти книгах, книга четвертая, пятая. Издание 2-е, 1990. М.: Наука, 1993. С.7−496.
  23. О. Шедевры графики. М.: Изд-во Эксмо, 2002. 216 е., илл. (Серия «Шедевры графики»).
  24. А.А. Архитектура капиталистических стран XIX начала XX веков. М., 1989. 100с.
  25. А.А. Творчество архитекторов О. Вагнера и А. Лооса. М., 1971. 19с.
  26. А.А. Европейский модерн: Венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991. 212с.
  27. Дж. X. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры / Пер. с англ. М.: РУДОМИНО. 2001. 880с.
  28. В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция. Конец XIX начало XX века. М.: Наука, 1987. 320с.
  29. М.Н. Судьбы стиля и проблема авторской индивидуальности в европейском искусстве Нового времени // Искусство Нового времени. М.: Государственный институт искусствознания, Алетейя, 2000. С.85−107.
  30. Е.А. Архитектура в творчестве художников Абрамцевского кружка (У истоков «неорусского стиля»)//Художественные процессы в российской культуре второй половины XIX века. М.: С. 137−183.
  31. Е.А. Русская архитектура и западноевропейское зодче-ство//Русская художественная культура второй половины XIX века. М.: Наука, 1991. С. 313−353.
  32. Борисова Е. А, Стернин Г. Ю. Русский модерн. М.: Советский художник, 1990.
  33. В. Золотое Руно // Собр. соч.: В 7-ми т./ Под общ. ред. П. Г. Антокольского и др. Т.6. Статьи и рецензии 1893−1924. М.: Худ. лит., 1975. С.115−119.
  34. Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М. В. Архитектурные прогулки по Москве/При участии Астафьевой-Длугач М.И. М.: Ворон, 1996. 319с.
  35. Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М. В., Астафьева-Длугач М. И. Москва: Архитектурный путеводитель. М.: Стройиздат, 2001. 511с.
  36. Р. Новый брутализм: Этика или эстетика?: Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1973. 199 с.
  37. П. Гений места. М.: Независимая газета, 2001. 488 с.
  38. Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб.: Мифрил, 1994. 427с.
  39. Вер Г. Якоб Бёме, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни/ Пер. с нем. К. Мамаева. Челябинск: Урал LTD, 1998. 301с.
  40. .М. Архитектурная культура: Искусство архитектуры как средство гуманизации строительства. СПб., 1998. 43 с.
  41. .Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. 520с.
  42. В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т.1. СПб., 1995. 672с.
  43. Т.Н. Модерн: проблемы синтеза искусств // Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Книга 1. М.: НИИ PAX, 1997. С. 261−276.
  44. М.А. Сизерен об эстетике современности // Волошин М. А. Лики творчества / Под. ред. В. А. Мануйлова, В. П. Купченко, А. В. Лаврова. 2-е изд. Л: Наука: Лен. отд., 1989. С.11−551.
  45. П.Л. Трагедия эстетизма. М., 1970. 247 с.
  46. И.И. Что такое философия?- Запад и Восток- Что такое истина? М.: ТЕРРА, 2001. — 752 с.
  47. К.О. Стили: 4.1 и 2. М.: Искусство, 2000. 302с.
  48. А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени. М.: Независимая газета, 1997. 256 с. (Серия «Культурология»).
  49. Гидион 3. Пространство, время, архитектура: Пер. с нем. М.: Стройиздат, 1984. 455с.
  50. B.JI. Культурный потенциал городской среды: Автореф. дис. д-ра искусствоведения / М-во культуры РСФСР, АН СССР. НИИ культуры. М., 1991. 44 с.
  51. Э. Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры. М.: Стройиздат, 1973. 175с.
  52. Э. История искусства: Пер. с англ. М.: ACT, 1995. 688с.
  53. A.M., Гордин M.JI. Александр Блок и русские художники. Л: Художник РСФСР, 1986. 368 с.
  54. B.C., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. СПб.: Стройиздат, 1992. 359с.
  55. И.Э. О российской архитектуре. М.: Наука, 1969. 423 с.
  56. А. Девять муз Геликона // Узорочье жизни / Сост. В.Шимичев. М.: Мол. гвардия, 1989. С. 292−316.
  57. А.Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры: Лицо города. М.: Мол. гвардия, 1990. 350 с.
  58. .К. Наоборот: Три символистских романа. М.: Республика, 1995.
  59. Ч. Язык архитектуры постмодернизма/Пер. с англ. А. В. Рябушина, М. В. Уваровой. М.: Стройиздат, 1985. 136с.
  60. В. Современная французская философия/ Пер. с фр. М. М. Федоровой. М.: Весь мир, 2000. 337с.
  61. М.В. Воспоминания / Под. ред. Г. И. Чугунова. М.: Наука, 1987. 474с.
  62. Европейское искусство XIX—XX вв.еков: исторические взаимосвя-зи/Гос. ин-т искусствознания. Ред.- сост.: И. Попова, И.Светлов. М., 1998. 282с.
  63. Ю. История современной архитектуры. Синтез формы, функции и конструкции. М.: Искусство, 1972. 246 с.
  64. П.В., Лесневский С. С., Рюмин А. А. Блок А.А.: Фотоальбом. М.: Советская Россия, 1986. 206с.
  65. Западноевропейское искусство второй половины XIX века/Под ред. Б. Виппера. М., 1975. 208с.
  66. Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М.: Наука, 1997. 160 с.
  67. В.П. Труды по истории и теории архитектуры. М.: Искусствознание, 2000. 526 с.
  68. А.В. Зарубежная архитектура: От «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982. 256с.
  69. А.В. Искусство, среда, время. (Эстетическая организация городской среды). М.: Сов. художник, 1985. 336 с.
  70. А.В. Тысяча лет российской архитектуры. М.: Искусство, 1990. 385 с.
  71. Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002. 467с.
  72. Искусство Нового времени: Опыт культурол. анализа/Кривцун О.А., Бернштейн Б. М., Бойко М.Н.и др. СПб.: Алетейя, 2000. 307с.
  73. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века начало XX века. В 2 кн. Кн.1. М.: Наука, 1969. 472с.
  74. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века-начало XX века: 1871−1917: В 2 кн. Кн.2. М.: Наука, 1969. 292с.
  75. История российской архитектуры/Под общ. ред. Пилявского В. И., Славиной Т. А., Тиц А. А. и др. СПб.: Стройиздат, 1994. 600 с.
  76. М.С. «Модернизм» как крайняя форма инновационно-креативного типа культуры//Историческая типология художественной культуры. Самара, 1966. С.53−62.
  77. К. Об эстетической ценности машины//Вопросы эстетики. Вып. 6. М.: Искусство, 1964. С.304−351.
  78. Кар JI. де Прерафаэлиты: Модернизм по-английски/Пер. с фр. Ю. Эйделькинд. М.: Астрель, ACT, 2002. 128с.
  79. С.В., Сладков Д. В. Профессия архитектора и обновление культуры // Культура города: Проблемы инноваций: Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1987. С. 114−130.
  80. И.Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре. М.: Просвещение, 2000. 144с.
  81. JI.E. История культуры стран Европы и Америки. 18 701 917. М., 1987. 304с.
  82. Кес Д. Стили мебели.- М.: Шевчук, 2001.- 271с.
  83. В.В. Архитектура российского модерна: Опыт формо-логического анализа. М., 1979. 213с.
  84. Е.И. Ар Нуво // Теоретические концепции современной зарубежной архитектуры. Конец XIX первая треть XX в. М., 1975.
  85. Е.И. Архитектурные теории XIX века в России. М.: Искусство, 1986.
  86. Е.И. Взаимосвязи России и Запада в архитектуре Нового времени (Зодчество России в контексте мировой архитектуры) // Вопросы искусствознания. 1993. Вып. 2−3. С. 12−25.
  87. Е.И. Москва на рубеже столетий. М.: Стройиздат, 1977. 183с.
  88. Е.И. Проблемы развития российской архитектуры середины XIX- начала XX века: Дис. в форме науч. докл. д-ра искусствоведения. М., 1989. 61с.
  89. Е.И. Российский стиль: Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерос-сийского и народного искусства в русском искусстве XVIII- начала XX века. М, 1997. 431с.
  90. Е.И. Русская архитектура 1830−1910-х годов. М., 1982.399с.
  91. Е.И. Федор Шехтель. М., 1973. 141 с.
  92. Е.И. Художник в архитектуре российского модерна // Декоративное искусство СССР. М., 1968. № 11. С. 13−16.
  93. Е.И. К вопросу о пореформенных выставках России как выражении исторического своеобразия архитектуры второй половины XIX в.//Художественные процессы в российской культуре второй половины XIX века. С.83−137.
  94. Э. Ницше в России. Революция морального сознания / Пер. с англ. Л. В. Харченко. СПб.: Академический проект, 1999 (Серия «Современная западная русистика», т. 23). — 240 с.
  95. А. Испанцы застраивают Манхеттен, а на месте башен-близнецов предложено возвести небоскреб по проекту Антонио Гауди // Коммерсант. 21 января. 2003. № 8. С. 4.
  96. О.В. О.Уайльд и стиль модерн. М.: Едиториал УРСС, 2002. 168с.
  97. И., Попова Ю. Летучая мышь: Мебель венского модерна переживает очередной ренессанс// Эксперт/Вещь. Октябрь 2003. № 10 (43). С.36−37.
  98. И.И. Архитекторы: Краткий биографический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2000. 511 с.
  99. И.В. О механизмах повторяемости в истории российской культуры//Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарныеаспекты исследования художественной культуры в переходных процессах. М.: Наука, 2002. С.269−283.
  100. К. Сумерки Запада / Пер. с англ. А. А. Арзуманова. М.: Московская школа политических исследований, 2000. — 272 с.
  101. Г. Дж. Мастера строительного искусства: История проектирования сооружений и среды обитания со времен Древнего Египта до XX века: Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1982. 240с.
  102. Г. Дж. Строительная наука XIX-XX вв.: Проектирование сооружений и систем инженерного оборудования: Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1982. 359с.
  103. В.П. Из истории художественных связей России и Германии в конце XIX начале XX века//Взаимосвязи российского и советского искусства и немецкой художественной культуры. М., 1980.
  104. Ю.С. Архитектура и бионика. М.: Стройиздат, 1971.119 с.
  105. . Полутораглазый стрелец. Л.: Сов. писатель, 1989.
  106. .Ф. Состояние постмодерна/ Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1998. 160с. (серия Gacnum)
  107. В.Г. Академия художеств и охрана памятников зодчества в России (XIX начало XX вв.). СПб.: Изд. Рос. акад. худож., 1993.
  108. В.Г. Национальные традиции в российской архитектуре XIX начале XX века. М., 1988. 32с.
  109. В.Г. Национальный стиль в архитектуре России. М.: Совпадение, 2000. 416с.
  110. А.Ф. Знак. Символ. Миф// Труды по языкознанию. М., 1982.
  111. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.
  112. А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.
  113. С. К. Религиозно-философские собрания (1901−1902) //На Парнасе серебряного века. М.: Наш дом L’Age d’Homme. Екатеринбург: У-Фактория, 2000. С. 13−33.
  114. Т. Любек как форма духовной жизни // Томас Манн. Собр. соч. В 10 т. Т. 9. М.: Худ. лит., 1960. С. 79−85.
  115. Маньеризм // Энциклопедический словарь живописи: Западная живопись от Средних веков до наших дней: Пер. с фр. /Под ред. М. Лаклотта, Ж.-П. Кюзена. М.: ТЕРРА, 1997. С.548−553.
  116. А.П. Эстетика архитектуры М.: Стройиздат, 1988. 214 с.
  117. А.В. Новая архитектура в исторической среде. М.: Стройиздат, 1990. 193 с.
  118. Л.П. Ренессанс модерна // «Декоративное искусство», 1972. № 4.
  119. Москва сто лет назад: Справочник по истории городского управления. М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 1997. 252 с.
  120. У. Вести ниоткуда. М.: Искусство, 1962. 240с.
  121. У. Искусство и жизнь: Избранные статьи, лекции, речи, письма/Сост. А. А. Аникст. М., 1973.
  122. Я. К проблеме функций в архитектуре // Исследования по эстетике и теории искусства: Пер. с чешек. Вступит. Статья Ю. М. Лотмана. М.: Искусство, 1994. С.468−484.
  123. И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни. Т.1. СПб.: Издательство «Пушкинского фонда», 2004. 272 с.
  124. П. Образы Италии. T.I.: Венеция. Путь к Флоренции. Флоренция. Города Тосканы. 3-е изд. М.: Научное слово, MCMXVII. 269 с.
  125. Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. (Очерки теории). М.: Искусство, 1982. 192с.
  126. М.В. «Wagnerschule» и архитектурная стилистика Москвы 1900−1910 годов //Вопросы искусствознания. 1993. Вып. 2−3. С. 74−87.
  127. М.В. Архитекторы и заказчики московского модерна/Архитектурное наследство. М., 1996. № 40. С. 115−126.
  128. М.В. Архитекторы московского модерна: Творческие портреты. М.: Жираф, 1998. 315с.
  129. М.В. Венские мотивы в архитектуре Москвы начала XX века //Вопросы истории архитектуры: Сб. науч. тр./ Под ред. Воронова А. А. М., 1990. С.94−110.
  130. Е.А. Романтизм в английском искусстве. М.: Искусство, 1975. 253 с.
  131. Н. Дальневосточные художественные идеи в контексте российской культуры //Вопросы искусствознания. 1993 Вып. 2−3. С.58−73.
  132. О.Уайльд и стиль модерн. М.: Едиториал УРСС, 2002. 168с.
  133. А. Основные направления в польской архитектуре на рубеже XIX—XX вв..//Художественные процессы в русском и польском искусстве XIX начала XX века. С. 110−125.
  134. Э.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004. 480 с.
  135. М. П. (Мих. Вельтман) Империализм и борьба за великие железнодорожные и морские пути будущего: (К вопросу о причинах мировой войны). Кн. 1. Ч. 2. 2-е изд., доп. М.-Пг.: Книгоиздательство «Коммунист», 1919. 179 с.
  136. А. История российского символизма / Пер. с англ. В. В. Исакович. М.: Республика, 2000. 415 с.
  137. Е.И. Эрос и Танатос: Любовь и смерть тайные страсти. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. 480 с.
  138. А. На алтаре Гипноса: бельгийский художник Фернанд Кнопф// Вестник Европы. Т. XV. М, 2005. С.296−299.
  139. Н.П. Музей Абрамцево. М.: Сов. художник, 1968. 96 с.
  140. А.А. Народное и массовое искусство: Исторический генезис// Вестник МГУКИ. 2003. № 1. М.: МГУКИ, 2003. С. 22−33.
  141. Ю. Пароль «Ар Деко»//Эксперт/Вещь. Октябрь. 2003. № 10(43). С.7−8.
  142. А. Идеи рационализма в российской архитектуре второй половины XIX века // Архитектура СССР. 1962. № 11. С.55−58.
  143. М. Города будущего/Пер. с фр. В. Г. Калиша и Ж. С. Розенбаума. М.: Мир, 1969. 296 с.
  144. Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени/Пер. с англ. Д. В. Сильвестрова. М.: Искусство, 1971. 223 с.
  145. А.А. На повороте столетий // Искусство Ленинграда. 1991. № 3. С. 49−61.
  146. А.А. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995.451с.
  147. Русская художественная культура второй половины XIX века: Диалог с эпохой. М.: Наука, 1996. 336с.
  148. Т. Ф. Западноевропейское градостроительство XVII-XIX вв.: Эстетические и теоретические предпосылки. М.: Стройиздат, 1987. 191с.
  149. П. Романтизм и «неоромантизм» // Вестник Европы. 1915. № 3. С. 139−150.170. -Сарабьянов Д. В. История российского искусства второй половины XIX века: Курс лекций. М., 1989. 383с.
  150. Д.В. История российского искусства конца XIX- начала XX века. М., 2001. 303с.
  151. Д.В. Модерн: История стиля. М.: Галарт, 2001. 343с.
  152. Д.В. Стиль модерн: Истоки, история, проблемы. М.: Искусство, 1989. 294с.
  153. И. Символизм на фоне двух веков//Европейское искусство XIX—XX вв.еков: Исторические взаимосвязи. М.: Ин-т искусствознания, 1998. С. 23−33.
  154. Т. Цветовая палитра столицы в работах Центра цвета города// Архитектура. Строительство. Дизайн. 2003. № 04 (32). С.6−29.
  155. А.А. Обри Бердслей: Жизнь и творчество. М.: Венок, 1917. 83 с.
  156. Символизм / Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. М.: ТЕРРА-Книжный клуб- Республика, 1999. С.440−443.
  157. Словарь искусств: Пер. с англ. М., 1996.
  158. А. Теория стиля. М.: Искусство, 1968.
  159. С.П., Динеева Ю. М. Стекло в архитектуре. М.: Стройиздат, 1981.-191с.
  160. Социальная эффективность архитектурной деятельности / Еврей-нов Ю.Н., Михайлова Т. В., Трикаш Н. К. и др.- ВНИИ теории архитектуры и градостроительства. Фил. в Киеве. Киев: Будивэльник, 1991. 124 с.
  161. К.С. В гостях у Метерлинка: Соб. соч.: В 8 т. М.: Худ. лит., 1954, т. 1.С. 322−325.
  162. Г. Ю. Абрамцево. От «усадьбы» к «даче"// Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века: Ежегодник.
  163. Г. Ю. Из истории российской художественной жизни на рубеже 1900 1910. 7-х годов: К проблеме неоклассицизма//Советское искусствознание. М., 1984. Вып. 7−8.
  164. Г. Ю. О модерне // Музей. 1989. № 10.
  165. Г. Ю. Проблемы российского изобразительного искусства на рубеже XIX и XX вв.//Художественные процессы в русском и польском искусстве XIX начала XX века. С. 17−35.
  166. Г. Ю. Художественная жизнь России 1900−1910-х годов. М.: Искусство, 1988. 285с.
  167. С. А. «Арт-Нуво. Дух прекрасной эпохи». Белфакс, 1997.234с.
  168. Стиль жизни стиль искусства: Развитие нац.-романтич. направления стиля модерн в европ. худож. центрах второй половины Х1Х-начала XX века: Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия/Гос. Третьяковская галерея. М., 2000. 607с.
  169. А. Искусство между XIX и XX веком//Европейское искусство XIX—XX вв.еков: исторические взаимосвязи. М.: Ин-т искусствознания, 1998. С. 166−183.
  170. В.Г. Архитектура глазами человечества: Архит. афоризм. СПб.: Стройиздат СПб, 2000. 159 с.
  171. В.И. Очерк эстетических идей архитектуры капиталистического общества. М.: Наука, 1979. 335 с.
  172. А. Социокультурные истоки архитектурного стиля модерн в Москве // Сила первого взгляда: Сб. студ. и аспир. работ / Ин-т молодежи. М., 1998. С. 118−124.
  173. B.C. Из истории западно-европейской художественной критики XVIII—XIX вв.еков: Франция, Англия, Германия. М., 1987. 367с.
  174. B.C. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн // Вестник Московского ун-та, 1977, № 6. С. 65−81.
  175. B.C. Сцепление эпох: век XIX и век ХХ//Европейское искусство XIX—XX вв.еков: исторические взаимосвязи. М.: Ин-т искусствознания, 1998. С.6−23.
  176. Ф. Гауди: Творец архитектурной сказки. М.: Астрель -ACT, 2003. 127с.
  177. А. Европейская архитектура XX века: В 2 т. Т. 2. М.: Гос-стройиздат, 1964. 204 с.
  178. А. Европейская архитектура XX века: В 2 т. T.l. М.: Гос-стройиздат, 1960. 283 с.
  179. Фар-Беккер Г. Искусство модерна: Пер. с нем. Кельн, 2000. 425с.
  180. Федоров-Давыдов А. А. Русское искусство промышленного капитализма. М., 1929.
  181. Е. Модерн: Романтический финал XIX столетия. SALON. С.3−99.
  182. А.Я. Культурология для культурологов: Уч. пособ. М.: Академ, проект, 2000. 496 с.
  183. А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2.
  184. П.А. Анализ пространственности и временности в художественно-изобразительных произведениях, М., 1993.
  185. П. Избранные труды по искусству / Заключит. Статья В. В. Бычкова. М.: Изобразительное искусство, 1996.
  186. Э. Бегство от свободы // Догмат о Христе / Пер. с нем. Г. Швейника, сост. и авт. предисл. П.С. Гуревич- М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1998.-С. 176−396.
  187. Ю. Модерн незавершенный проект//Вопросы философии,-1992. № 4. С.40−52.
  188. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: Пер. с нем. СПб: Наука, 2000. 379с.
  189. Ю. Философский дискурс о модерне/Пер. с нем. М. М. Беляева, К. В. Костина, Е. Л. Петренко и др. М.: Весь Мир, 2003. 415с.
  190. В.Л. Конец тысячелетия и пересмотр мировоззренческой парадигмы художественной культуры. Об архитектуре, ее истории и проблемах: Сборник научных статей / Предисл. А. П. Кудрявцева. М.: УРСС, 2003. С.352−364.
  191. В.Jl. Ар деко: генезис и традиция // Об архитектуре, ее истории и проблемах. Сборник научных статей / Предисл. А. П. Кудрявцева. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 201−224.
  192. В.Л. Конец тысячелетия и пересмотр мировоззренческой парадигмы художественной культуры//Европейское искусство XIX—XX вв.еков: исторические взаимосвязи. М.: Ин-т искусствознания, 1998. С.263−279.
  193. У. Путеводитель по стилю Ар Нуво / Пер. с англ. Т. Боднарук, М. Лахути. М.: Радуга, 1998. 128с.
  194. Г. Гауди тореадор искусства. М.: Эксмо-Пресс, 2002.416с.
  195. . Стиль XX века. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. 240с.
  196. Н.Ф. Архитектура России с середины XIX века до 1917 года. Л., 1955.
  197. Н.Ф. История архитектуры капиталистических стран. Л., 1972.48с.
  198. Н.А. Логика художественного процесса Нового времени: взгляд из XX века/Искусство Нового времени: опыт культурологического анализа. СПб.: Аллетея, 2000. 446с.
  199. Художественные модели мироздания: Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Книга первая. М.: НИИ PAX 1997. 279с.
  200. Художественные процессы в российской культуре второй половины XIX века. М.: Наука, 1984. 190с.
  201. Художественные процессы в русском и польском искусстве XIX-начала XX века. М.: Наука, 1977. 270с.
  202. В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. М.: Республика- ТЕРРА, 1999. 464 с.
  203. Я. Австро-Венгерская империя. М.: Эксмо, 2003. 608с.
  204. М. «Гроб хочу с паровым отоплением.» // Час вечерний. Стихи. СПб.: Лимбус Пресс, 2000. С. 157.
  205. О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993.
  206. . Эстетика модернизма и кризис живописи//Вопросы эстетики. М.: Искусство, 1964. С.252−304. Вып. 6.
  207. Штурм власти / Пер. с англ. М. Иванова. М.: ТЕРРА, 1997. 192с.
  208. Е. Мэтр в большом городе// Ведомости: Недвижимость. Июнь 2005, № 5(19). С.24−25.
  209. Ю.Л. Феномен Вены: на перекрестке культур и традиций //Личность. Культура. Общество. 2005, Том VII. Вып. 3 (27). С.294−312.
  210. А.С., Вятчанина Т. Н. Об иконографии и тектонике православного храма. М.: НИИТАГ, 1996.
  211. В. Проблемы символизма в живописи «Молодой Поль-ши»//Художественные процессы в русском и польском искусстве Х1Х-начала XX века. М.: Наука, 1977.С.35−55.
  212. О. Поиски российской национальной идентичности и особенности развития национальных традиций в искусстве России конца XIX—XX вв..//Европейское искусство XIX—XX вв.еков: Исторические взаимосвязи. М.: Ин-т искусствознания, 1998. С.183−195.
  213. С. Врубель М. А. Жизнь и творчество. СПб., 1911.
  214. Arts and Crafts. Von Morris bis Mackintosh-Reformbewegung zwischen Kunstgewerbe und Sozialutopie. Darmstadt, 1995.
  215. Benje P. Von der Volkskunst zur Moderne. Kunst und Handwerk im Elbe-Weser-Raum 1900−1930. Stade, 1992.
  216. Curjel H. Henry van de Velde, zum neuen Stil. Munhen, 1955.
  217. Ein Dokument Deutscher Kunst 1901−1976. B. l-5. Darmstadt, 1976.
  218. Hofstatter H.-H. Geschichte der europaischen Jugendstelmalerei. Koln, 1972.
  219. Hofstatter Hans H. Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende. Koln, 1973.
  220. Pevsner N. Das Englische in der englischen Kunst. Munchen, 1974.
  221. Rieder H. Geburt der Moderne. Wiener Kunst urn 1900. Graz und Wien, 1964.
  222. Schumacher F. Stromungen in Deutscher Baukunst seit 1800. Koln, 1955.
  223. Sembach K.-J. Jugendstil. Die Utopie der Versohnung. Koln, 1996.
Заполнить форму текущей работой