Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурные запреты как фактор экономической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отметим, что в настоящее время существуют различные способы классификации норм. Так, выделяются, например, нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Т. Парсонс приводит другую классификацию: он выделяет нормы, устанавливающие порядки в обществе в целом и в составляющих его группах — экономические нормы, политические нормы, нормы культуры, которые относятся… Читать ещё >

Содержание

  • I Глава. I. Культура как запретительный регулятив экономической v деятельности
    • 1. 1. Культура и тип экономики
      • 1. 2. 3. апретительные нормы культуры в экономической сфере
    • 1. 3. Культура «стыда» и «страха» как регулятив экономической деятельности
  • Глава II. Историческая динамика культурных запретов в экономике
    • 2. 1. Культурные запреты в экономической сфере традиционного общества
    • 2. 2. Культурные запреты в экономике Нового ф времени
    • 2. 3. Современная инновационная экономика в поле культурных ограничений
  • Глава III. «Архаизация» культуры и «архаизация» экономики в период кризисного развития общества: разрушение норм запрета
    • 3. 1. Культурные нормы запрета и социокультурная деградация
    • 3. 2. «Деморализация» экономической культуры и «архаизация» норм запрета
  • Глава IV. Проблема культурных запретов в контексте социальной ответственности предпринимателя
    • 4. 1. Мера социальной ответственности как социокультурный ограничитель предпринимательской деятельности
    • 4. 2. Культурные запреты в формировании индивидуализма современного предпринимателя
  • Глава V. Социокультурные условия и ограничения процесса | возникновения и развития российского предпринимательства
  • — 5.1. Социокультурный статус дореволюционного российского предпринимателя
    • 5. 2. Культурные условия формирования социальной ответственности российского бизнеса
    • 5. 3. Современные российские предприниматели как социокультурная общность

Культурные запреты как фактор экономической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сейчас, в начале XXI в. все более явными становятся кризисные тенденции современной цивилизации, и общество, заведённое в тупик потоком технических и технологических нововведений, судорожно ищет выход во внетехнической, внеэкономической сферах. Культурная детерминанта становится той силой, которая придаёт ускорение обществу на путях выхода из кризиса. Там, где было «общество», стала «культура» (Бекинг) — один из выводов обществознания нашего времени. Главенствующее значение приобретает экспликация социокультурной сущности экономического процесса, как важнейшей конституирующей части общественного прогресса.

Природная и социальная катастрофа неизбежно продуцируется экономикой, основывающейся на голой идее прибыли. В отличие от традиционного общества, где существует целая система, как сейчас говорят «сдержек-противовесов», в виде религиозных обрядов, обычаев, ритуальных форм общения и т. д., регулирующих акты товарного обмена, в рыночной экономике подобных запретительных механизмов нет. Конечно, существует развитая система права, которая, однако, является внешней контролирующей силой по отношению к экономической стихии. Абсолютизация либеральных принципов капиталистической экономики ведет к элиминации культурно-сдерживающего начала.

Резкие изменения, произошедшие в нашей стране в ходе перехода к рыночной экономике, требующей от индивида большей индивидуальной инициативы, принятия на себя ответственности за. собственную судьбу, встречают, с одной стороны, значительное сопротивление в сложившихся «традиционалистских» культурных моделях поведения, а с другой. стороны, могут привести к дезинтеграции общества, отказавшегося от традиций в пользу безудержной новизны. Отсюда следует настоятельная необходимость определения готовности человека к восприятию социальных изменений и нахождения возможных границ его поведения в «эпоху перемен».

Технократический подход к изучению экономических феноменов становится всё менее популярным, ибо современная экономика ориентируется прежде всего не на индивида как чисто экономического агента, а на целостного человека, находящегося в сложной системе взаимодействующих в обществе факторов: социальных, культурных, национальных и т. д. Отсюда понятно, что концептуальное отражение данного социального института и субъектов хозяйственной деятельности вполне возможно с точки зрения теоретической культурологии, обладающей адекватным методологическим аппаратом, позволяющим исследовать сложный континуум социокультурной ткани общества. Особо актуальной исследуемая проблема является для нашей страны, где формирование социально ответственного института предпринимиательства и соответствующего ему типа личности активного агента хозяйственных изменений является насущной и теоретически неразработанной задачей.

Степень разработанности проблемы. В своих изысканиях мы опираемся прежде всего на классиков социокультурной мысли, исследующих данную проблематику в самых различных аспектах: А. Смита, Б. Франклина, И. Бентама, Дж. Кейнса, М. Маркса, М. Вебера, Р. Франка, Э. Фромма, Х. Ламперта, М. Туган-Барановского, П. Струве, С. Булгакова, П. Бурдье, Т. Веблена, В. Зомбарта, Й. Шумпетера и др.

Проблемы включения субъектов экономической деятельности в контекст культурной, социальной, политической жизни общества, их личностные характеристики и этические нормы поведения и ориентации рассматривались такими авторами, как А. И. Агеев, Т. И. Заславская, Л. В. Бабаева, С. Кайманаков, Р. Хизрич, В. К. Королев, Н. Н. Куликова, Р. Хубер, Р. Г. Апресян, Н. Н. Зарубина, Р. Фредерик, Э. Петри, Р. Рюттингер, А. И. Пригожин и др.

Интересна позиция А. Смита, который проанализировал противоречие между реальными параметрами экономической деятельности людей и субъективными представлениями о ней. Отсюда выводилось значение личностного фактора для изучения феномена предпринимательства. В целом классическая политэкономия оперирует прежде всего категориями «капитал», «труд» и «сырьё», не фиксируя особенности социокультурного статуса и социальной значимости «живых» субъектов хозяйствования: «купца», «предпринимателя», «работодателя» .

Капиталистический тип личности глубоко проанализирован в классических трудах К. Маркса и Ф.Энгельса. В марксизме разрабатывались такие категории, как «отчуждение», «капиталистическая форма эксплуатации», «разделение труда». Всё это давало основу для критики социальной позиции капиталиста XIX века, ориентирующегося прежде всего на достижение прибыли «любой ценой». По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, все моральные и культурные ограничения исчезают для капиталиста, «почуявшего» повышенную норму прибыли.

Особое значение имеет серия исследований классика социокультурной мысли М.Вебера. В его интерпретации предприниматель «протестантской аскезы» есть «идеальный тип», социальная личность, с возникновением которой связан перелом в развитии товарно-денежных отношений и социума в целом. Культурные запреты и жесткие предписания для предпринимателя этого периода связывались с выполнением религиозного долга перед собой и Богом. Именно честная, методичная, аскетическая хозяйственная деятельность являлась способом спасения души, а капитал в данной культуре воспринимался как зримое, вещественное доказательство выполненного религиозного долга. Таким образом, предприниматель «протестантской аскезы» выступал в качестве образца социальной деятельности, в чём и проявлялась его социальная значимость. При этом культурные запрещения в экономической деятельности (такие, как на трату капитала на личные нужды, на «трату» времени, на обман единоверца и т. д.), хотя и обретали религиозную форму своего существования, но становились глубоко внутренним, личностным качеством предпринимателя данного типа.

Сама проблема ограничительных и запретительных норм в культуре является весьма актуальной и обсуждаемой — особенно в переломные и кризисные периоды развития общества. В ряду философов, обсуждавших данную проблематику, мы найдем и Платона, и Т. Гоббса, и М. Фуко и др.

Отметим, что в настоящее время существуют различные способы классификации норм. Так, выделяются, например, нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Т. Парсонс приводит другую классификацию: он выделяет нормы, устанавливающие порядки в обществе в целом и в составляющих его группах — экономические нормы, политические нормы, нормы культуры, которые относятся к области коммуникации и социализации. Для Э. Гидденса нормы, как правило, социокультурного поведения являются предписывающими или запрещающими определенный тип поведения. В этнографии и культурологии после работ Леви-Стросса сложилось представление о культуре как системе дополнительных ограничений. На запретительный характер культурных норм обратил внимание и Ю. М. Лотман. В своей структурной культурологии он высказал идею, что культура в принципе является системой норм и запретов, ограничений и разрешений. Отсюда содержание культурной нормы складывается из трех модусов: должно, запрещено и разрешено. То, что культура существует прежде всего через запреты, подчеркнул В. К. Королев.

Однако проблема совместимости норм и запретов, налагаемых культурой на человеческую деятельность, и ее реализация в хозяйственной и экономической жизни остается актуальной. Достаточно вспомнить известную работу швейцарского теолога и экономиста Артура Риха, основателя Института социальной этики в Цюрихе — «Хозяйственная этика». Продолжая исследования М. Вебера и Г. Вюнша, он ставит следующую проблему: как может человек в условиях современного индустриального общества совместить заповедь (ее можно назвать запретительной нормой) Иисуса Христа «Не можете служить Богу и Маммоне» с теми требованиями экономической жизни, которые предъявляются к любому современному предприятию, долженствующему быть рентабельным, прибыльным, эффективным. Эти этические рассуждения трансформируются в концепциях, осмысливающих сущность современного предпринимательства. Неоклассический, рационалистический, индивидуалистический подход (Ф.Хайек и М. Фридмен) «утилитаризирует» индивида и снимает проблему его ответственности, культурной зрелости и т. д. С другой стороны, существует социально-консервативная парадигма, представления о человеке как об изначально морально-ущербном и часто иррациональном существе, которому требуются узда сильной власти, порядка, авторитета для того, чтобы направить его на путь служения обществу.

Историко-культурологический взгляд на взаимодействие норм культуры (в том числе и запретительных) и экономической сферы жизнедеятельности общества продемонстрировали такие известные исследователи, как М. Мосс, Б. Малиновский, Л. Уайт, Ж. Дюмезель и др. Для Ж. Батая современное общество с его фетишизацией экономических процессов есть общество «производственного безумия», в отличие от обществ ритуального потребления, военной предприимчивости и религиозной предприимчивости. В наиболее общем виде культурологический взгляд на историю экономики проявился в работах К. Поланьи, в которых он выделяет три основные стадии историко-экономического развития.

Таким образом, предпринятый анализ взаимодействия культуры и экономики, запретительных норм культуры и хозяйственно-экономической деятельности зафиксировал существование самых различных теоретических позиций — от признания определяющего характера нормативно-ценностной сферы на экономическую подсистему общества до идеи снятия любых моральных, религиозных ограничений в ее оценке.

Отметим также, что рассмотрение литературы по данной проблеме показывает, что феномен действия культурных норм запрета в экономике исследован вне его исторической конкретности и вследствие этого страдает некоторой абстрактностью и эмпиричностью. Научная и практическая необходимость изучения данной проблемы требуют использования как междисциплинарных подходов, так и развития уже имеющегося теоретического базиса по данному вопросу.

Объектом исследования в работе является культурная нормативность экономической жизнедеятельности людей.

Предметом исследования выступают историческая динамика и специфика воздействия «запретительных» норм культуры на экономику.

Целью диссертационной работы является рассмотрение сущности культурных запретов как регулятивов экономической деятельности.

Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:

— рассмотреть культуру в качестве ограничительного механизма экономической деятельности;

— раскрыть историческую динамику культурных запретов в экономике;

— дать характеристики культур «стыда» и страха" в контексте основной проблематики диссертации;

— проанализировать процессы деградации и «архаизации» культуры и экономики в условиях кризисного развития общества;

— зафиксировать роль культурных запретов в определении меры социальной ответственности предпринимателей;

— показать социокультурные условия и ограничения процесса возникновения и развития российского предпринимательства.

Методологические и теоретические основы исследования. Данная работа основывается на социокультурном подходе к изучению сложных социальных образований. В значительной степени используются культурно-аналитические методы, разработанные такими классиками обществоведческой мысли, как М. Вебер и Г. Зиммель. Культурные запреты в данном контексте рассматриваются как целостные феномены, реализующие различные функции в зависимости от социального, исторического и социокультурного контекста. Исследуемое нами явление возникает в ходе взаимодействия людей, социальных групп и общественных структур. Социальный анализ здесь осуществляется в единстве с культурными и личностными аспектами изучения проблемы. Важное значение здесь имеют работы философов ростовской культурологической школы: Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, Г. В. Драча, В. К. Королева, Э. М. Лисс, ЕЛ. Режабека, О. М. Штомпеля и других.

Теоретическая конструкция диссертации строилась также с использованием диалектического метода выявления противоречий в социокультурных явлениях, диалектики свободы и необходимости, сравнительно-исторического метода, использовались элементы структурно-функционального подхода.

В ходе исследования использовался ряд теоретических концептов, сформировавшихся в современной философии и теории культуры: «редистрибутивная экономика» (К.Поланьи), «экономика физических лиц» ((Клейнер), «варваризация культуры» (Й.Хейзинга), «архаический капиталист» (М.Вебер и Ю. Давыдов), «нормы запретов» (Ю.Лотман), «культурная константа» (ЭТайлор) и др.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней: — обоснована необходимость введения в оборот теоретических культурологических исследований проблемы культурных норм ограничения и запрета как культурных констант, регулирующих экономическую деятельность индивида и общества- -выявлена специфика культурных запретов, в. традиционном .и современном обществах, связанная с процессами сакрализации, секуляризации в экономической сфере и технократической инновизацией социума;

— зафиксированы социокультурные механизмы «стыда» и «страха» как ограничителей экономической деятельности;

— прослежена историческая динамика негативных культурных оценок ряда экономических феноменов;

— показано, 'что процессы деградации и «архаизации» культуры включают в себя культурную аномию (разрушение не только общественно значимых, позитивных, но и запретительных норм) и являются необходимым контекстом «архаизации» экономики в период кризисовопределено понятие «меры социальной ответственности» предпринимателя" - устойчивой нормативно-ценностнй структуры, включающей в себя в качестве «нижней границы» культурные запретыпоказана необходимость формирования социально-значимого индивидуализма как «внутреннего ограничителя» российских предпринимателей в контексте специфики исторического формирования экономической культуры в нашей стране.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Дихотомия «позитивная» — «запретительная» норма культуры является универсальной дуальной оппозицией, делающая экономическую сферу жизни общества «понятной» людям, она заставляет действовать «экономически», погружая их в определенное «смысловое поле». В традиционном обществе экономика не существовала в «чистом виде», ибо она была неразрывно связана с миром культуры, прежде всего — с сакральным, религиозным миром, где главную роль играли различного рода ритуальные запреты. В экономике «дара» и «карнавала» экономически-оправданные запреты периодически снимались в ходе праздничных мистерий, репрезентации кровно-родственных связей в актах обмена между «производителем» и «потребителем» и т. д. Культурный запрет на накопление, оборачивается здесь утверждением примата ритуализированного потребления перед производством.

В редистрибутивной экономике, где политические интересы господствуют над экономическими, запреты идеологического и политического толка «вписывают» экономическую деятельность в мир «высокой политической культуры».

В рыночной экономике индивид, действующий в качестве рационального самостоятельного существа, основывается на голой идее прибыли и находится вне ценностей и норм сакрального или политического характера. В отличие от традиционного общества, где существует целая система «сдержек-противовесов» в виде религиозных обрядов, обычаев, ритуальных форм общения и т. д., регулирующих акты товарного обмена, индустриальное общество с рыночной экономикой подобными запретительными механизмами не обладает. Конечно, существует развитая система права, которая, однако, является внешне контролирующей силой по отношению к экономической стихии. Абсолютизация либеральных принципов капиталистической экономики ведет к элиминации культурно-сдерживающего начала.

2. Культурные запреты реализуются, в основном, благодаря двум социокультурным механизмам — стыду и страху. Фундаментальное противостояние «мы» и «они» (Б.Поршнев) идентифицирует, определяет и форматирует деятельность человека, в результате чего в рамках социальной общности «мы» действуют прежде всего механизмы «стыда», а по отношению к «они» регуляция происходит через «страх». Данный методологический подход вполне подходит к определению запретительных социокультурных регулятивов поведения индивида в экономической и хозяйственной сфере. В определенных исторических условиях доминантным социокультурным и психологическим механизмом, регулирующим экономические отношения, становится страх. Это характерно для обществ тоталитарного типа: там, где сильны государственные ограничения на экономическую деятельность, и для социума, находящегося в ситуации разрушительного кризиса.

Конечно, ни «экономика страха», ни «экономика стыда» в чистом виде не существуют, но на различных этапах исторического развития тот или иной психологический и социокультурный регулятив может превалировать.

3. В культуре античности основополагающим является запрет на нарушение «меры». Здесь обращается особое внимание на культурные основания «извращенной» экономической ситуации. Оказывается, нарушение меры (например, обладание чем-либо сверх меры) создает особый, противный человеческой натуре тип деятельности и мышления, направленный на бессмысленное обретение все большего количества благ, удовольствий, бессмысленного накопления денег. В литературных произведениях античности жажда суперобогащения становится принадлежностью фарсового героя, который живет по принципу, провозглашенным Горацием — «С ростом богатства растут и заботы». Для современной западноевропейской культуры характерно противопоставление двух культурных образцов — героя и антигероя, буржуа-предпринимателя, обладающего трудовым этосом, и лентяя-«паразита». Ничего подобного мы не обнаруживаем в античности. И бедность, и богатство одинаково осуждаются, являются формами девиантного поведения в рамках данной культуры, нарушающего гармонию и меру.

В целом доиндустриальное общество в лице его ведущих идеологов отрицательно относилось к деятельности, связанной с получением дохода. Она оценивалась как антикультурная или, по крайней мере, внекультурная и существовала на периферии как античного, так и христианского культурных миров.

4. Современный экономический инновационный процесс развивается • антиномичным образом. Его внешняя знаниево-рациональная компонента и основанная на ней. собственно социальная деятельность. по. внедрению новшества входит в противоречие со сложившейся устойчиво мотивационной системой деятельности индивида, основанной прежде всего на самоидентификации. В результате возникает явление инновационной аномии, то есть расхождения социального и ценностного в процессе реализации новаций. Сущность инновации мы рассматриваем с позиций динамического процессуально-противоречивого взаимодействия социального и культурного элементов инновации. Социокультурная инновация — это то, что реализуется успешным (или неуспешным образом) в социуме, производя тот или иной социально-кумулятивный эффект. Современная цивилизация характеризуется превалированием новаций информационного плана при явной деградации запрещающей, ценностно-прескриптивной сферы. Данное обстоятельство является и одним из главнейших тормозов в реализации экономических новаций.

5. Архаизация представляет собой социокультурный процесс упрощения, примитивизации сложной социальной системы, которая, достигнув крайней точки пика кризиса, стремительно деградирует к тем формам социальной и культурной жизни, которые, казалось бы, ею давно уже пройдены.

Один из важнейших факторов, «провоцирующих» возникновение капиталиста архаического типа, находится в сфере «наноэкономики», в личностном, культурно-обусловленном поведении руководителей предприятий. Именно особенности этого поведения и определяют в значительной мере специфику российской экономики на современном этапе как своеобразной «экономики физических лиц», в которой интересы руководителей различных рангов, обусловленные их институциональным положением, играют подчинённую роль по отношению к их собственным интересам как физических лиц.

Именно в этой сфере особую роль приобретают культурно-исторические факторы, обусловливающие экономическое поведение индивида. Причем в условиях процессов архаизации культуры, несформировавшейся базовой системы ценностей и идеалов, ориентации на индивидуализм и ситуативный моральный выбор «запретительная» функция культуры ослабевает, что ведет к негативным последствиям.

6. В условиях деградирующего общества преуспевают, как правило, люди, обладающие архаической психической конституцией. Они добиваются успеха вследствие своей нравственной «толстокожести», моральной ущербности, отсутствия устойчивой этико-психологической структуры личности. Они исповедуют принципы «ситуативной этики», где добро и зло с лёгкостью меняются местами в зависимости от их представлений о выгоде для себя, для них в принципе не существует культурных норм запрета, хоть как-то ограничивающих поведение, основанное на принципах индивидуальной «пользы». Другое дело — люди, обладающие высокой морально-психической конституцией, содержащей глубокие и наиболее существенные культурные пласты, внутрииндивидуальное наследие прошлых эпох. Они не способны к откровенной социокультурной редукции своей нравственной природы, ибо человеческая развитость в данном случае осуществляет себя в качестве прирождённого свойства индивида, системы четко устоявшихся культурных запретов, через которые он переступить не может.

7. Мера социальной ответственности предпринимателя как социокультурный регулятив стабилизирует существование данного общества, оптимизирует социальное поведение активных субъектов хозяйствования, легитимизирует в общественном сознании институт предпринимательства через установление определённой устойчивой нормативно-ценностной структуры. Последняя включает в себя нижний предел (культурный запрет), средний (норма) и верхний (идеал). На количественной «шкале» меры социальной ответственности предпринимателя могут быть выделены (в зависимости от приближения к нижней отметке или к верхнему, идеальному состоянию) различные точки, характеризующие величину, интенсивность. и глубину социально-ответственного фактора в деятельности деловых людей.

8. Понятие «социальная ответственность предпринимателя» носит внутренне противоречивый характер, поскольку предприниматель всегда является индивидуалистом, строящим свою жизнь и экономическую стратегию в зависимости от собственных целей и задач. Индивидуализм и ответственность в данном случае есть тождество противоположностей, взаимообусловливающих и взаимополагающих друг друга. Формальным, «зряшным» отрицанием социальной ответственности выступает «социальная безответственность», а диалектическим — социальная свобода.

9. Культурные ограничения, выступающие в форме аскезы личного накопления, потерявшей свой религиозно-ценностный характер, могут выступить в качестве антитезы базовым моральным, культурным, социальным ценностям россиян.

Понятие «социальный индивидуализм» наиболее точно характеризует сущность социальной ответственности предпринимателя эпохи постиндустриального общества с его переориентацией на удовлетворение разнообразных и всё время меняющихся потребностей человека. Базовой чертой личности современного предпринимателя является социальный индивидуализм, который предполагает формирование «внутреннего полицейского», осознанной системы культурных запретов, самоограничений и сознательную ориентацию на социально значимые цели, в ходе реализации которых капитал работает и как средство удовлетворения общественной потребности, и как средство самореализации творческого «я», активного субъекта хозяйствования и получения прибыли как фиксации успешности предпринимательской деятельности.

Драма современного становящегося российского капитализма заключается в том числе и в том, что капитализм этот во многом носит дикий, нецивилизованный характер, что, естественно, и отрицается как мировым сообществом, так и самим российским народом.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области теории культуры, социальной философии и экономической теории, связанные с проблемами культурного регулирования экономической сферы общества, нахождения путей обновления российского социума. Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по культурологии, социальной философии. Они имеют значение для практической деятельности политиков и управленцев различного уровня.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях различного уровня, опубликованы в течение 1997;2004 гг. в 18 научных работах (в т.ч. в двух монографиях).

Структура диссертации. Текст работы состоит из введения, пяти глав, включающих 13 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования выяснилось, что культурные нормы запрета в экономической деятельности действовали специфическим образом в экономике традиционного, редистрибутивного и рыночного обществ. «Экономика» первобытного общества была проявлением его синкретической сущности и ритуальные запреты «охраняли» интересы и социума, и природы, и сакрального мира. Подобная целостность в различных формах существовала на протяжении многих веков человеческой истории и была разрушена в ходе становления рыночной культуры, основанной на принципах индивидуализма и прагматизма. Человек в этой экономике рассматривается как самостоятельное существо, действующее без участия сакральных сил и созданные им вещи воспринимаются как только его личная собственность. Здесь господствует безличная универсальная товарная форма обмена. Вещь, предназначенная для обмена, не содержит в себе сколько-нибудь скрытых особых символических значений, она обладает вполне ясно выраженной потребительской стоимостью. Рынок объявляется саморегулирующимся механизмом, не нуждающимся в культурных регулятивах, тем более ограничительного характера. Однако сейчас становится ясно, что абсолютизация прогрессивистской модели культуры с её установкой на абсолютную ценность «новизны», гонки за новизной в противовес повтору культурных форм, традиций, завела современное человечество в тупик: экологический, социальный, экономический. Западное общество в теориях модернизации представлялось в качестве некоего идеального образца, окружённого морем традиционализма. Однако оказалось, что стабильность и новационное развитие противоречат друг другу. Такое новое социальное явление, как человек рационально-утилитаристского типа, существовать долгое время не может. А. Ф. Лосев вслед за другими исследователями эпохи Ренессанса показал, что господство индивидуалистической этики, так называемая «обратная сторона титанизма», привела к тому, что социальная материя, связывающая людей в единое целое, оказалась разрушенной. Ренессансный лозунг «Делай, что хочешь», снимающий любые запреты с деятельности европейского человека, оказался явной утопией.

Понятие инновационной аномии отражает противоречивый характер социокультурного развития, противостояние между его социальной составляющей и культурной, которое выражается в том, что навязывание в той или иной форме новационного процесса, изменения, обновления входит в противоречие с ценностными установками индивидов, призванных реализовать данное новшество. Парадокс инновации с точки зрения социокультурного подхода заключается в том, что само новшество, даже если оно и является рациональным с точки зрения технологии социального, экономического или технического процесса, может в действительности дестабилизировать, хаотизировать ситуацию в связи с культурной и психологической неподготовленностью индивидов — субъектов данного процесса.

Безудержная инновизация, требование неограниченной свободы новаций ведет, как это ни парадоксально, к архаизации экономики и культуры, снятию заложенных цивилизацией запретов. В этосе капиталиста архаического типа легко угадывается презрение к производительному труду и полная уверенность в том, что только за счёт хищнически-грабительского отношения к общественному богатству, а отнюдь не за счёт производительного труда можно сколотить состояние. В данном случае истоки подобного отношения мы находим в варварской стихии маргинальной субкультуры, которую можно назвать самым чистым пластом архаики, предельно противоположным современной цивилизации и. всегда существовавшим на периферии российского социума.

Таким образом, культурная аномия— разрушение общезначимых запретительных и позитивных, культурных норм — ведет к кризису, и требование «избавления» рыночной экономики от факторов морального, религиозного, этического влияния, несмотря на весь свой внешний рационализм и прагматизм, оказывается явно деструктивным, разрушающим онтологическую основу бытия человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Новый тип экономического мышления. М., 1987.
  2. М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979.
  3. B.C. Человек в зеркале экономической теории. М., 1993.
  4. А.И. Очерки генеалогии уездного купечества. М., 1988.
  5. А.И. Генеалогия московского купечества ХУШ в. М., 1988.
  6. Американское предпринимательство в информационную эру. М., 1994.
  7. К. Учителя и инновации. М., 1991.
  8. И.Л. Человек по имени «Деньги» // Вопросы философии. 2002. № 11.
  9. Античные афоризмы. Минск, 1987.
  10. М.Ф. Нравственные устои экономики. М., 1989.
  11. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. в 4-х тт. М., 1983. Т.4.
  12. А.Ю. Экономическое мышление. Ростов н/Дону, 1995.
  13. С.Р. Рыночная реформа и переходный кризис // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 2.
  14. А.С. Культурно-исторические основания хозяйственных решений //Проблемы прогнозирования. 1998. № 4. С.97−107.
  15. А.Ю. Антропология и экономика обмена //Социологический журнал. 2001. № 3.
  16. М.Н. История делового мира России. М., 1994.
  17. Т.Н., Шеряшева М. Ю. Истоки и особенности развития хозяйственных традиций в России //Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. 1993. № 4.
  18. . Проклятая доля. М- Гнозис- Логос, 2003. — 208 с.
  19. Э. «Народный капитализм» как новая утопия //Свободная мысль. 1998. № 1.
  20. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. литер., 1990. — 543 с.
  21. Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
  22. Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Тезис. 1993. № 3.
  23. Д. Культурные противоречия капитализма //Этическая мысль. М., 1990.
  24. А.Р. Системный кризис как вызов российскому обществу // Проблемы прогнозирования. 1998. № 2. С. 17−51.
  25. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  26. Н.А. О хозяйстве // Человек. 1995. № 2. С.97−109.
  27. JI. фон. История и статус общей теории систем//Системные исследования.Ежегодник. М., 1973.
  28. О.Э. Раздаточная экономика в ретроспективе //Общественные науки и современность. 1998. № 4. С.85−100.
  29. В. Вопросы экономики, 1991, № 1.
  30. . Система вещей. М.: Рудомино, 2001. — 222 с.
  31. Ю. Почему православным не годится протестантский капитализм//Наш современник. 1990. № 10.
  32. А. Павел Михайлович Третьяков в жизни и в искусстве. М., 1991.
  33. А.Н. Российское купечество в конце XIX- начале XX века // История СССР. 1985. № 4.
  34. JI. Этика и народное хозяйство в истории. СПб., 1906.
  35. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV—XVII вв.. Т.1-З.М., 1986−92.
  36. С.П. Философия хозяйства. М., 1912.
  37. Бурдье Пьер. Социальное пространство и генезис «классов"// Вопросы социологии. Т. 1.№ 1. 1992.
  38. П. Социология политики. М. 1993.
  39. Я. Культура Возрождения в Италии. М.: Юристь, 1996. — 591 с.
  40. О.Н., Нечаева Н. А. Социокультурные аспекты адаптации населения к рыночной экономике. — СПб.: СПб филиал Института социологии РАН, 1998.
  41. П.А. Москва купеческая. М., 1991.
  42. А.В. Предпринимательство. М., 1997.
  43. М. Этика и методология экономической науки //ОНС. 1996. № 2.
  44. И. Экология и издержки производства при капитализме // Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. М.: Логос, 2003. С. 105−119.
  45. М. Протестантская этика и дух капитализма //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  46. Веб лен Т. Теория праздного класса. Экономическое исследование институтов. М., 1984.
  47. Ю.В. Экономическая социология: история идей. С.-Петербург, 1995.
  48. В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США//Педагогика. 1996. № 2.
  49. Вивенза Ж.-М. От формальной доминации капитала к его реальной доминации // Элементы: Евразийское обозрение. М., 1996. № 7. С.52−54.
  50. Р. Конец нового времени //Вопросы философии. 1990. N 4.
  51. Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997. — 496 с.
  52. Я.И. Творчество: Норма или отклонение? //Социологические исследования. 1990. № 2. С.41−49.
  53. Г. К. Предприниматель. М., 1992.
  54. М.К., Тихонова Н. Е. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социологические исследования. 2004. № 3. С. 16−22.
  55. Е.Б. Проблемы современной социально-экономической дифференциации России и государств экс-СССР в условиях новой интеграции //Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы. Санкт-Петербург, 1996.
  56. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
  57. Гуревич АЛ. Средневековый купец //Одиссей. Человек в истории. М., 1990.
  58. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Дону, 1979.
  59. Ю.Н. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика) //Вопросы философии. 1994. № 2.
  60. Ю.Н. Куда пришла Россия?//Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 4.
  61. Ю.Н. Российская ситуация в свете веберовского различения двух типов капитализма // Россия: трансформирующееся общество/Под ред. В. А. Ядова. -М.: Какон-Пресс-Ц, 2001. С.64−76.
  62. В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1987. Т. 1.
  63. Делюмо Жан. Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.). — Екатеринбург, 2003.
  64. Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо. М., 1964.
  65. Т. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. — М.: Дело, 1995.
  66. Г. В. Культура античного мира // История мировой культуры. Ростов н/Дону, 2000.
  67. П. Эффективное управление. М., 1998.
  68. О.Н., Мытиль А. В. Две модели адаптации к социальным изменениям//Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.
  69. Дюмон JI. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии. М., 2000.
  70. Евангелие от Луки //Новый завет. М., 1991.
  71. .С. Одномерная логика российских модернизаторов //ОНС. 1995. № 2.
  72. А.Н. Восток Запад — Россия. Ростов н/Дону, 1993.
  73. Женщины и бизнес. // Деловой мир. 6 апреля 1993 года.
  74. И.Е. Является ли общество всего лишь «рыночной площадью»? // Вопросы философии. 1995. № 10.
  75. П.Х., Газизуллин Н. Ф. Социально-экологическая мотивация предпринимательской деятельности //Социологические исследования. 1992. N9.
  76. Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. М., 1966.
  77. Н.Н. Российское предпринимательство: идеи и люди //Вопросы экономики. 1995. № 7. С. 84.
  78. Н.Н. Православный предприниматель в зеркале русской культуры // Общественные науки и современность. 2001. № 5.
  79. Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. — 360 с.
  80. А. Глобальное сверхобщество и Россия. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.
  81. В. Буржуа. Этюды по нравственной истории современного экономического человека. М.: Наука, 1994. — 443 с.
  82. В. Пролетариат. М., 1906.
  83. В. Современный капитализм. М., 1904: в 2-х тт. Т.1.
  84. А. Бизнес и политика в президентской компании 1996 года // Властители России. М., 1996.
  85. А. Исламский взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики //Вопросы экономики. 1993. № 8.
  86. .Г. Современность как предмет политической теории. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. — 308 с.
  87. . Деловая стратегия. М., 1991.
  88. К. О русском национальном характере. — М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994.
  89. В., Игнатова Т., Солодков Г. Социальное рыночное хозяйство. Путь России. Ростов н/Дону: РГУ, 1997.
  90. Клейнер. Современная экономика России как «экономика физических лиц’У/Вопросы экономики. 1996. N 4.
  91. А., Кузнецов П., Крючкова П. Корпоративное управление в России в 1995—1996 гт. //Вопросы экономики. 1996. № 12.
  92. Т.Б. Православная этика труда // Мир России. 1994. Т.З. № 2.
  93. Т.Б. Тяжкое благо. Христианская этика труда. М., 1994.
  94. В.К. Экономика как феномен культуры. — Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 1999.- 235 с.
  95. В.К. Экономика в контексте культуры: Запад и Россия. Диссертация на соискание уч. степени доктора филос. наук. Ростов н/Дону, 2000.
  96. В.К. Культура как «определивание» человека //Академия. 21.06.2003. № 6.
  97. В. Второе пришествие Мичурина, или Ветхий и Новый завет российского бизнеса//Эксперт. 1995. № 10.
  98. В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI в. //Вопросы философии. 1993. № 7.
  99. Крёбер А. Л. Конфигурации культурного роста // Крёбер А. Л. Избранное: Природа культуры. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
  100. П.Н. Лекции. Сочинения. М., 1991.
  101. И.М. История русской торговли. Петроград, 1923.
  102. О.В., Толстова Ю. Н. Качественная и количественная информация в социологии//Социальные исследования. 1992. N 8.
  103. X. Социальная рыночная экономика. М., 1993.
  104. О. Феномен хозяйственной культуры //Российский экономический журнал. 1993. № 9.
  105. А.В. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1994.
  106. Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство, 1994.
  107. Лютер Мартин. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства // Мартин Лютер. Избранные произведения. СПб., 1994.
  108. Е.З. Этика труда и отечественная культура //Вопросы философии. 1992. N 1.
  109. . Преступление и обычай в обществе дикарей // Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М., 2004.
  110. М.К., Соловьёв Э. Ю., Швырёв B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии//Философия в современном мире. М., 1972.
  111. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973.
  112. С.Я., Шляпентох В. Э. Страхи в России в прошлом и настоящем. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.
  113. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.ЗО. М., 1966.
  114. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.46. 4.1, ИДИ. М., 1968.
  115. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 16. М., 1962.
  116. Д.И. Об условиях развития заводского дела в России. Речь на Промышленном съезде в Москве в 1882 г. Цит. по: Русский путь в развитии экономики. М., 1993.
  117. Р.К. Социальная теория и социальная структура//Социс. 1992. № 2.
  118. Модернизация в России и конфликт ценностей. Под ред. С. Я. Матвеевой. М., 1994.
  119. Г. В. Развитие отношений собственности в переходный период // Сб. «Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы. Санкт-Петербург, 1996.121. Мор Т. Утопия. М., 1978.
  120. И.В. Современная социология: моделирование предмета //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1996. N 4. С. 59.
  121. Н.Ф. Типология поведения в нестабильном обществе: механизмы устойчивости и неустойчивости//Устойчивость и неустойчивость целостных структур как предмет системного исследования. М., 1994. Вып.1.
  122. Немирович-Данченко В. И. Из прошлого Москвы. М., 1938.
  123. С.А. Аграрная экономика, сельская общность и проблема социально-экономических укладов // Вопросы философии. 2001. № 12.1. С. 16−27.126. Новеллино. М., 1984.
  124. Новые направления в социологической теории. М., 1978.
  125. Дж. «1984»// Дж. Оруэлл «1984» и эссе разных лет. М., 1989.
  126. Ю.М. Опыт философии хозяйства. М., 1990.
  127. Основы предпринимательства. Ростов-на-Дону, 1996.
  128. М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.132.. Павленко А. Н. Бытие у своего порога // Человек. 1993. № 5.
  129. А.С. Коллективная судьба или индиавидуальное самоосуществление? //Вестник РАН. 1992. N 8.
  130. А. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории //Вопросы экономики. 1995. № 7.
  131. В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев, 1982.
  132. Паппэ Яков. Отраслевые лобби в правительстве России (1992−1996) //Властители России. М., 1996.
  133. Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2000. 0−880 с.
  134. Песнь о моем Сиде. M.-JL, 1959.
  135. А.А. Социальная ответственность предпринимателя: история и современность. — Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 1999. 52 с.
  136. М.К. Возникновение опытной науки в Европе XVI—XVII вв.. //Петров М. К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д, 1992.
  137. А.П. Город Градов //Юмор серьезных писателей. М., 1990.
  138. Д.Н. Морфология хозяйства и особенности рыночных отношений в дореволюционной России //Вестник МГУ. Экономика, Сер.6. 1993. № 4.
  139. Д.Н., Татищев В. Этика и экономика //Вестник МГУ. Сер.6 Экономика. 1996. № 2.
  140. А.П. Город Градов //Юмор серьезных писателей. М., 1990.
  141. К. Великая трансформация. СПб., 2002.
  142. А.Н., Попов В. Д., Чичкалов В.И.Экономическая культура (сущность, направления развития). М., 1987.
  143. А.Н., Гришмановский В. В., Васильева JLA. Культура предпринимательской деятельности //Экономика, педагогика, культура: Науч. вест. Челябинского института коммерции. Челябинск, 1996. С.3−18.
  144. Г. Х. Пути перестройки. Мнение экономиста. М., 1989.
  145. Предприниматель: экономико-психологический профиль/ЛТсихологический журнал. 1992. N3.
  146. В.В. Два корня российского предпринимательства: фрагменты истории. М., 1995.
  147. А.И. Философская азбука бизнеса //Вопросы философии. 1991. № 2.
  148. Р. «Хозяйственная этика» Артура Риха //Посев. 1997. № 2.
  149. Е.Я. Организмическая концепция общественной жизни. Приобретение самостоятельности обособляющимися элементами органической системы. Ростов н/Дону, 1994.
  150. Е.Я. Капитализм: проблема самоорганизации. Ростов н/Дону: РГУ, 1993.155. Римские стоики. М., 1995.
  151. Рих А. Хозяйственная этика. М., 1996.
  152. В.М. Экономика с культурологической точки зрения //Общественные науки и современность. 2002. № 6.
  153. А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений // Психологический журнал. 1993. Т. 16. № 6.
  154. Русский путь в развитии экономики. М., 1993.
  155. Ф.Ф., Ворожейкин В. Н., Коповангин П. М. Российский рынок: уроки прошлого и проблемы развития // Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. Санкт-Петербург, 1995.
  156. Р.В. Экономическая культура как регулятор функционирования и развития // Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991.
  157. Рютген Гер Р. Культура предпринимательства. М., 1992.
  158. В. Купечество московское //Рябушинский В. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Москва-Иерусалим, 1994. С.133−168. .
  159. В. Судьбы русского хозяина //Рябушинский В. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Москва-Иерусалим, 1994. С.123−132.
  160. Рябушинский П. П. Речь на открытии Первого всероссийского торгово-промышленного съезда в Москве, 19−22 марта 1917 г.
  161. О.В. Системная картина коллективного человеческого поведения (групповой аспект). Ростов н/Дону, 1996.
  162. В.В., Бурмыкина О. Н., Корниенко А. В., Нечаева Н. А. Российская культура и отношение граждан к общественным преобразованиям // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. II. № 2.
  163. Н.Е. Адаптация населения к современной экономической ситуации // Социологические исследования. 1995. № 4.
  164. С.И. История предпринимательства в России. М., 2002.
  165. В. Экономические проблемы в Новом завете //Вопросы экономики. 1993. № 8.
  166. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
  167. О.С. Социальная психология инноваций (основания, исследования, проблемы). Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора психол. Наук. СПб., 1998.
  168. Современный рынок: природа и развитие. М., 1992.
  169. Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.
  170. П. Причины войны и условия мира // Социс. 1993. № 12.
  171. Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. Санкт-Петербург, 1995.
  172. В. Культура и становление цивилизованного рынка в России //Вопросы экономики. 1995. № 7.
  173. П.Б. Причинность и своеобразие обмена и проблема «равновесия» //Экономический вестник. Книга III /1/. Берлин, 1924.
  174. Структурно-функциональный анализ в современной социологии //Информационный бюллетень ССА. 1968. N 6.
  175. С.Ф. Нравственный идеал и рыночная экономика//Вестник СПб университета. Сер.5. Экономика. 1996. № 3.
  176. В.А. Предпринимательство на трех этапах российской модернизации. Ростов н/Дону, 2000.
  177. М. Деньги: крушение политики. СПб.: «Наука», 2001. — 138 с.
  178. Н.И. Культурный менталитет' предпринимателя. М.: АО «Трубопромэкс», 1997. — 133 с.
  179. Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М., 1990.
  180. О. Наука и изменение. Предисловие //Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  181. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1997.
  182. Трудовая этика как проблема отечественной культуры //Вопросы философии. 1992. № 1.
  183. Л. Избранное: Эволюция культуры. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 1064 с.
  184. К. «Экономический человек» глазами С.Булгакова //ОНС. 1996. № 2.
  185. Г. И. Собр. соч. в 2-х тт. Т. 1,2. М., 1988.
  186. Э.А. Этика бизнеса. М.: Изд-во 23ерцало», 1998. — 256 с.
  187. Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания //Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.
  188. Федеральный Закон. П. 1., ст. 2. От 26.12.95.
  189. Философско-методологические проблемы экономических наук. Ростов н/Дону: РГЭА, 1999.
  190. Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1989.
  191. Р., Петри Э. Деловая этика и философский прагматизм //Вопросы философии. 1996. N3.
  192. М. Могучая рука рынка. Фридман и Хаек о свободе. Минск, 1990.
  193. Э. Здоровое общество// Психоанализ и культура. М.: Юрист, 1995.
  194. Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  195. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
  196. А.И. Европейская цивилизация и капитализм: культура и экономика в развитии общества (обзор). М., 1991.
  197. А. Мещанский роман. М., 1962.
  198. Ф. Дорога к рабству. М., 1992.
  199. JI. Либеральная традиция в Америке. М., 1993.
  200. Н. Думай и богатей! М., 1997.
  201. К. Невротическая личность нашего времени. М-, 1993.
  202. В. Модернизация в России и Японии//Мировая экономика и международные отношения. 1991. N 8.
  203. А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993.
  204. В .Я. Угрюм-река. М., 1974. Т. 1.
  205. И. Теория экономическото развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М., 1982.
  206. М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1998.
  207. Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т.2. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации. М., 2001.
  208. JI. Благосостояние для всех. М., 1991.
  209. Этическая экономия (Исследования по этике, культуре и философии хозяйства). Вып.1. СПб., 1996.
  210. О.Н. Россия как «общество риска»: контуры теории//Россия: трансформирующееся общество/Под ред. В. А. Ядова. — М.: Какон-Пресс-Ц, 2001. С.21−44.
  211. А. Богатство и бедность: Поэзия и проза денег. М.: «Аграф», 1999. — 528 с.
  212. О.Ю. Собственность в менталитете русских крестьян //Менталитет и аграрное развитие России /Х1Х-ХХ в.в./. М., 1996.
  213. Adler A. The practice and theory of individual psychology. Tr. by Radian. London, 1924.
  214. Enterprise Culture. Ed. By R. Keat, N.Abercrombie. London — N.Y., «Routledge», 1991.
  215. Franklin B. Memoirs. — 1833.
  216. Friedman M., Friedman R. Free to choose. N.Y., 1980.
  217. Hayek F.A. Low, legislation and liberty. Vol.2. L., 1976.168a. Inglehart R. Modernization and Postmodernization: Cultural, Economic, and Political Change in 43 Societies. Princeton, N J.: Princeton University Press, 1997. Ch.5.
  218. Porter R. English Society in the Eighteenth Century. London, 1982.
  219. Rawls G.A. Theory of justice. Oxford, 1972.170a. The state of small business: A report of the President transmitted to the Congress, 1990.- Wash., 1990.
  220. Touraine A. Critique of Modernity. Oxford: Basil Blackwell, 1995.
Заполнить форму текущей работой