Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Диалектика язычества и православия в структуре русского менталитета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обусловлена растущим интересом в отечественной гуманитаристике к изучению внутренних, скрытых механизмов этнической культуры, определяющих ее своеобразие. Интерес к подобной проблематике вызван кризисом этнической, национальной культуры, протекающим в мировом масштабе. «Пророчества» классиков философской мысли (О.Шпенглера, П. Сорокина, Н. Бердяева), предвещавших «закат» культуры и рождение… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Менталитет — категория философии культуры
    • 1. 1. Категория «менталитет»: основы современной теории
    • 1. 2. Этнический менталитет как феномен культуры
  • Глава 2. Культурные архетипы язычества в русском менталитете
    • 2. 1. Языческие мыслеформы в структуре русского менталитета
    • 2. 2. Языческие истоки русского космизма. ' !
  • ГЛАВА 3. Инвариантные структуры менталитета в русском православном сознании
    • 3. 1. Феномен русской православной религиозности
    • 3. 2. Духовный идеал православия как фактор формирования личности в русской культуре

Диалектика язычества и православия в структуре русского менталитета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

обусловлена растущим интересом в отечественной гуманитаристике к изучению внутренних, скрытых механизмов этнической культуры, определяющих ее своеобразие. Интерес к подобной проблематике вызван кризисом этнической, национальной культуры, протекающим в мировом масштабе. «Пророчества» классиков философской мысли (О.Шпенглера, П. Сорокина, Н. Бердяева), предвещавших «закат» культуры и рождение бездуховной, внеэтничной «цивилизации», в конце XX века неотвратимо становятся реальностью. В условиях глобально протекающего процесса отчуждения человека от национальной культуры, интернационализации, обезличивания жизни современного «цивилизованного» общества, обращение к проблеме формирования этнической культуры закономерно. Оно отражает потребность в определении возможных путей выхода из сложившейся критической ситуации, и, прежде всего, — потребность в национальной самоид ентификации. С проблемой национальной самоидентификации тесно связан вопрос о сохранении особенностей национального сознания, менталитета, определяющего самобытность культуры.

Несмотря на давно сформировавшуюся потребность в изучении категории «менталитет», обращение к ней исследователей произошло в отечественной науке сравнительно недавно. Внимание, которое в последние годы уделяется менталитету, вызвано переменами в обществе и науке, потребностью в новой методологии и категориальном аппарате. До начала 90-х годов менталитет относился к типу проблематики, которая либо не считалась актуальной, либо отвергалась из-за несоответствия официальной идеологии и методологии. В работах последних лет наметился новый подход к изучению культуры, требующий введения в научный оборот данного понятия, предполагающий исследование культуры как продукта деятельности «живых людей», обладающих особыми представлениями о действительности, особым чувствованием окружающего их мира. Менталитет способствует преодолению базисного подхода к человеку. Теория менталитета изучает исторические корни жизни людей, их образ жизни в единстве форм жизнедеятельности, их чувства, привычки, традиции. Изучение менталитета способствует более глубокому познанию взаимоотношений между человеком и обществом. Следствием особого внимания к менталитету явилось обилие статей, очерков, предлагающих разнообразные дефиниции термина, что, однако, не позволяет говорить о всестороннем и полном исследовании категории.

Несмотря на внимание исследователей к проблемам этнического, национального сознания, в отечественной и зарубежной науке отсутствует детально разработанная теория этнического менталитета. Поэтому работа, посвященная данной теме, способна внести определенный вклад как в разработку содержания понятия, так и в представление о роли данного феномена в культуре общества.

Для отечественной науки приоритетное значение имеет исследование русского менталитета. Его изучение позволяет глубже понять смысл отечественной истории и культурных традиций, истоки русской духовности, что имеет принципиальное значение для осознания смысла российской цивилизации, особого пути ее развития.

Введение

в научный оборот понятия «менталитет» способствует системному анализу русской культуры, поскольку менталитет относится к одному из первостепенных системообразующих факторов. Изучение сущности русского менталитета на сегодняшний день о гран ичи вается его описанием, опирающимся, прежде всего, на работы русских мыслителей конца XIX — начала XX веков, отсутствует глубокая проработка отдельных сторон проблемы (исключение составляет вопрос о русской соборности, который освещается достаточно полно в отечественной литературе).

Изучение русского менталитета в его отношении к религиозному сознанию представляется небезосновательным по причине глубокой религиозности русского народа, в силу той особой роли, которую религия играет в жизни, культуре общества. Религией определяется иерархия ценностей культуры, отношение человека к миру земному и небесному, к реальному и ирреальному, понимание места и значения человека в природном и социальном бытии. Можно сказать, что всеобъемлющее религиозное сознание есть вариативная (религиозная) форма существования инвариантных ментальных установок народного сознания.

Обращение к теме влияния языческого и православного мировосприятия на характер русского жизнеощущения продиктовано представлением о синкретичной сущности русской культуры и русского сознания, о двух важнейших вехах в истории русской культуры, уверенностью в зависимости всех элементов ментальной структуры от изначальных, архаичных слоев народного сознания, выполняющих формообразующую функцию в процессе формирования национального менталитета. Изучение русского менталитета неизбежно предполагает не только описание его основных черт и особенностей, но и исследование истоков его самобытности, раскрытие динамики его развития в широком временном аспекте, что, в целом, способно продемонстрировать на конкретном примере русской культуры стабильность, вн евремен н ость, относительную неизменность менталитета как культурного феномена.

Исследование языческих основ русского менталитета позволяет выявить систему представлений русского народа в более широком аспекте, чем тот, на котором обычно сосредоточено внимание исследователей (на восприятии государственности, социума, патриотизма, добра и зла), включив пласт представлений о мироздании, основой которых выступают не только ценности, но и своеобразные мыслеобразы, структуры коллективного бессознательного.

Цель работы состоит в определении значения в структуре русского менталитета элементов сознания, являющихся отголосками языческого мирочувствования, а также элементов, возникших в результате принятия русским народом православной веры, в выяснении форм их взаимодействия.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

1. определение общего смысла новой философской категории «менталитет»;

2. выявление сущности «этнического менталитета» как феномена культуры, выяснение его роли в культуре и истории этноса, в связи с повышенным интересом в науке к возможности его сохраненияопределение факторов его образования и стабильности;

3. осмысление места и роли языческих мыслеформ в структуре русского менталитета, разрешение вопроса об обоснованности изучения языческого мировосприятия в контексте исследования русского менталитета;

4. по причине отражения в языческих элементах сознания особенностей национального природочувствования, характеристика языческого мировосприятия как первоисточника русского космизма, понимаемого в качестве своеобразного типа мирочувствования;

5. описание сущности русского православного сознания, выяснение значения в его формировании как греческого православия, так и изначальных архетипов русского сознания, обусловленных объективными факторами национальной истории и культуры;

6. в силу нравственно-этической сущности православной веры, выявление основных характеристик нравственного идеала русского народа, обусловленных православной сотериологией, а также — сравнение их с изначальной предрасположенностью русского сознания к определенному восприятию нравственности, со свойственной русским, независимой от православия, системой ценностей.

Решение поставленных задач позволит, по возможности, разрешить некоторые вопросы, касающиеся теории менталитета как таковой, а также связанные с представлением о русском менталитетезаполнить имеющиеся лакуны и предложить по некоторым вопросам свою точку зрения.

Научная новизна работы. В диссертации впервые осуществлен не только общетеоретический анализ понятия «менталитет», но дана развернутая характеристика «этнического менталитета» как особого феномена.

Впервые в основу изучения русского менталитета положено исследование двух отличных по хронологии возникновения пластов сознания, связанных с эпохами язычества и христианизации Руси. В отличие от существующих в науке исследований русского менталитета, в данной работе объектом исследования являются «культурные архетипы» языческой эпохи, которые рассматриваются в контексте проблемы формирования русского менталитета. В работе представлено методологически новое понимание язычества — как символического содержания архаичных структур культурного бессознательного русского народа. В диссертации впервые предпринята попытка показать архаичные, языческие истоки столь интересной стороны русского мировосприятия как космизм. Языческие архетипы русского менталитета рассматриваются как основа формирования образов и представлений русской философии космизма, русской классической поэзии.

Несмотря на популярность в отечественной литературе темы «православие и русский менталитет», в настоящей работе предложено наиболее полное освещение этой темы, системный анализ структуры русского религиозного сознания. Впервые рассматриваются высшие ценности русского менталитета сквозь призму духовного идеала культуры, обусловленного православной сотериологией и изначальным складом национального сознания.

Методологической и те орети ч ее ко й основой диссертации послужила методология семиотики, предполагающая выявление скрытого за различными проявлениями культуры внутреннего «кода», а также — требующая системного анализа, изучения любого явления путем определения его места в системе. В основу исследования положен важнейший семиотический метод, носящий название структурного.

Изучение воздействия православия на русское сознание предполагает проведение параллелей с тем влиянием, которое оказало западное христианство на сознание верующих, применение компаративного анализа. В диссертации были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, восхождение от конкретного к абстрактному, метод дедукции.

Принципиальное значение для данной работы имеют выводы, содержащиеся в трудах русских философов, посвятивших немало произведений проблемам русского национального сознания, анализу взаимодействия православия и русского менталитета, предложивших интересные идеи о сущности национального сознания, о роли религии в процессе формирования национальных особенностей культуры.

Важной основой исследования послужили переведенные и изданные в России труды, отдельные статьи историков школы «Анналов», разработавших понятие «менталитет», а также — работы их русских последователей, прежде всего, А. Я. Гуревича, Л.II. Пуш карева, затронувших в своих исследованиях принципиальные вопросы теории менталитета. Существенное методологическое значение для исследования имеет разработанная американским учёным Д. Хендерсоном теория «культурного бессознател ьного», послужившая основой теоретических построений во второй главе работы, анализа языческих архетипов русского менталитета.

Источниковедческую базу диссертации составляют источники нескольких типов. Прежде всего, в главе II автор использует фрагменты произведений русской народной духовной поэзии. Обращение к ним продиктовано необходимостью проиллюстрировать восприятие русским народом окружающего мира в духе языческого мирочувствования, космоцентризма. Данный тип источников позволяет решить эту задачу в силу необычайной популярности духовной поэзии в народной культуре Х1-Х1Х веков, что свидетельствует об отражении в этих стихах ментальных особенностей русского сознания. В отличие от прочих жанров народной устной культуры (былин, эпических сказаний), нередко повествующих о событиях и героях давно минувших эпох, произведения духовной поэзии являлись актуальными для народного сознания на протяжении веков, существуя практически в неизменной форме. Они создавались на основе древних языческих сказаний и апокрифов. Именно в духовной поэзии ярче всего проявила себя антитеза христианства и язычества, породившая жанр, неизвестный в Западной Европе. Духовные стихи не отражают всех проявлений народной религиозности (существуют также легенды, устные поверья), но, как считал Г. Федотов, они стали «самым высоким воплощением в слове народной веры"1.

Большинство записей духовных стихов относятся к XIX столетию. П. В. Киреевскому принадлежит почин их собирания и изучения. В основу настоящей работы легли сборники духовных стихов, составленные в XIX веке самими собирателями (П.В. Киреевским, В. Баренцевым, П. Безсоновым), а также современные сборники, возникшие на их основе («Голубиная книга», «Стихи духовные»).

Ко второму типу источников относятся произведения русских философов конца XIX — начала XX веков. Представляя великолепный анализ черт русского сознания и выступая теоретической базой исследования, они одновременно являются важными источниками. В русских философских произведениях отражено особое, способное возникнуть исключительно в рамках русской культуры, мировидение. Восприятие русскими мыслителями космоса и места в нем человека созвучно подлинно народной традиции, перекликается с ощущением мира, отраженным в русской живописи, поэзии, прозе. Это не удивительно, свойством национального менталитета является его отражение в сознании представи тел ей всех социальных групп, слоев общества. Как сказал Ж. Ле Гофф: «Менталитет есть то общее между Св. Людовиком и мужиком на его землях, между Христофором Колумбом и любым его матросом». 2.

В работе используются отрывки стихов русских поэтов, передающие дух, настроение русского космизма (Г. Державина, Ф. Тютчева, Ф. Глинки).

В работе привлечены поучения великого русского старца Серафима Саровского и богослова Феофана Затворника, в которых отражены особенности русской ветви православия.

Степень изученности проблемы. Теория менталитета разработана, прежде всего, в зарубежной исторической литературе. В 30-е годы XX века.

1 Федотов Г. П. Стихи духовные. Paris, Ymca-press, 1935. С. 4. «* Менталитет и аграрное развитие России. М. 1996. С. 11. термин был введен в исторические исследования французскими учеными М. Блоком и Л.Февром. В иностранной историографии, французской и немецкой, были выработаны основные моменты теории ментальностей. Категория «менталитет» была определена историками как совокупность трех основных компонентов человеческого сознания и поведения — категорий мышления, норм поведения, сферы чувств, хотя некоторые исследователи, например У. Раульф1, оценивали ее как нечто еще не структурированное, находящееся глубже перечисленных составляющих психики. Можно отметить характерное для французской литературы стремление выделить не системный характер менталитета, а некую многообразную «совокупность» явлений духовной жизни.

Большое внимание зарубежных исследователей было направлено на вопрос о структуре менталитета. Их выводы стали определяющими для дальнейшего изучения феномена. Прежде всего, историки выявили разнородный характер ментальной структуры, в которой сосуществуют элементы, отличающиеся друг от друга по глубине, а также — по времени своего возникновения. Данному вопросу посвятили свои труды Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, Ф.Граус.3.

Историки определили круг источников исследований менталитета. А. Бюргьер предположил, что в их число входят маргинальные массовые, серийные источники, фольклор, являющийся носителем глубинного смысла культуры.

Благодаря маргинальным источникам исследователи предполагали вскрыть сущность малоосознаваемых п ре дставл ен и й. Предположение о полуосознаваемом характере менталитета также зародилось во французской исторической науке, было высказано Ф.Арьесом.

В иностранной гуманитаристике были поставлены вопросы, до сих пор Раульф У. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов.//История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

2 Ле Гофф Ж. Ментальности: двусмысленная история.// История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

3 Дюби Ж., Граус Ф. // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. вызывающие множество противоречивых мнений, по сей день являющиеся актуальными, до конца не исследованными. К их числу относятся: вопрос о передаче ментальных структур сознания во времени, заявленный Ж. Ле Гоффомо закреплении в человеческом сознании каждого нового ментального представления, который А. Бюргьер1 пытался связать с феноменом привычки. Наиболее сложным и, в то же время, интересным представлялся французским историкам вопрос о превращении коллективных установок сознания в индивидуальные. Одними из первых его пытались решить Февр и Панофский, так и не определившие механизм, трансформирующий господствующие в обществе категории мышления во внутренний мир отдельного человека. Большое внимание было уделено этому вопросу психологическим направлением в истории ментальностей (М.Вовель, А. Буро, Ж. Делюмо), в рамках которого было сформулировано три типа соотношения целого и части.

В отечественной науке начало исследований сущности категории «менталитет» приходится на начало 90-х годов. В своих статьях авторы опирались на зарубежные монографии. Наиболее глубокими, всесторонними л представляются работы Л. Н. Пушкарева и А. Я. Гуревича, выстроивших на основе западных теорий свои собственные концепции, проанализировавших менталитет при помощи понятий, сложившихся в отечественной гуманитаристике («духовный мир», «мировидение», «картина мира», «умственный строй» и т. д.). Свое толкование понятий представили следующие авторы: В. Г. Белоус4, А.ГТ.Бутенко, Ю. В. Колесниченко, 5 Г. А. Чупина, л 1 Я.

Е.В.Суровцева, В. М. Строгецкий, И. В. Мостовая, А. П. Скорик и др.

1 Бюргьер А. Историческая антропология.// История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

2 Пушкарев Л. Н. Что такое менталитет?//Отечественная история. 1995. № 3.

3 Гуревич А. Я. От истории ментальностей к историческому синтезу.//Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы Анналов. М., Наука, 1993.

4 Белоус В. Г. Русский менталитет.//Вопросы философии. 1996. № 5.

5 Бутенко А. П., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественно-политический смысл.// Социологические исследования. 1996. № 5.

6 Чупина Г. А., Суровцева Е. В. современное цивилизационное мышление и российский менталитет.// Социально-политический журнал, 1994. № 10.

7 Строгецкий В. М. Русского менталитета в природе не существует, или могила собаки в другом месте.//Нижегородские новости. 1994. 24 февраля.

8 Мостовая И. В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментадьности.// Полис. 1995. № 4.

В отечественной литературе, посвящённой менталитету, можно отметить несколько направлений. Ряд авторов (Бутенко, Колесниченко) напрямую связывают менталитет с психологией народов, характеризуя его как совокупность социально-психологических качеств и черт. В то же время, находятся сторонники иной позиции, рассматривающие проблему менталитета как идеологическую (Пантин И. К.), как проблему «национального логоса» (Гачев Г. Д.), как культурно-историческую (Огурцов А. П.), отказывающие ей в связи с областью психологии. Для отечественных авторов характерно стремление определить «менталитет» при помощи категорий, сложившихся в отечественной философии: «духовный мир» (Пушкарев Л. Н.), «мировидение» (Гуревич А. Я.), «самосознание"(Белоус В. Г.). Большинство отечественных исследований представляют собой отдельные статьи. Диссертации последних лет освещают некоторые аспекты проблемы: ценностно-нормативные ориентиры российского менталитета (Смирнов Ю. Б., Аутлева Ф. Т.), ментальность в контексте религиоведения (Сторчак В. М.), российский менталитет как политический фактор социальной динамики (Тресков Ю. А.).

В какойто мере основы современной отечественной теории менталитета были заложены в трудах русских философов. Проблема русского сознания впервые была поставлена в отечественной философии в конце XIX — начале XX веков. В основу размышлений русских писателей было положено сравнение русского и западного мировосприятия. Именно в работах мыслителей рубежа XIX — XX веков впервые были сформулированы основные характеристи ки русского менталитета (иррационализм, соборность, онтологизм и т. д.), определены важнейшие факторы формирования самобытного русского мироощущения. В качестве первого и основного фактора русские философы рассматривали православие. Воздействию православия на народное сознание посвящено большинство работ о русском менталитете.

Проблема взаимодействия православия и русского менталитета для русских мыслителей есть, прежде всего, проблема русской религиозности. Она детально разработана в трудах Н. Бердяева: «Русская религиозная идея», «Типы религиозной мысли в России», «Русская религиозная психология и коммунистический атеизм», изданных писателем в эмиграции. В данных работах автор выразил свое отношение к основным чертам русской религиозности. Его понимание проблемы отличается, с одной стороны, позитивной оценкой сущности христианской веры, «поднимающей человека вверх», «предполагающей духовную активность человека», с другой — негативным отношением к неверному, искаженному восприятию христианства русским народом, «натурализировавшим» его, подчинившим «природный стихии своей души».

В этом принципиальное отличие позиции Н. Бердяева от взглядов другого критика русской религиозности — В. В. Розанова. Для последнего именно в самом христианстве заключены причины всех недостатков русской духовной жизни. Внимание В. В. Розанова сосредоточено на негативных, на его взгляд, чертах православия, определивших «застойность» русской культурной жизни, к которым он относил: забвение земного, естественного, презрение к жизни, у стрем л ен н ость к смерти, бесплотность, «монофизичность». Отголоски языческого прошлого В. В. Розанов считал источником творческих сил народа, тогда как иные писатели расценивали их как проявления бездуховности. Свое отношение к роли православия в формировании русского жизнеощущения он отразил в работе «Русская Церковь» и в остальных трудах («У церковных стен», «Опавшие листья» и др.), по словам Н. Бердяева, он «оставался верен языческому православию.

В русской философии нет более преданного русскому православию писателя, чем И. А. Ильин. Значительная и лучшая часть его творческого наследия посвящена этой теме: «О грядущей России», «О России», «О национальном призвании России», «О России и русской душе» и т. д. И. Ильин рассматривает роль православия в судьбе России исключительно позитивно, все лучшие черты русского сознания, русской души он связывает с принятием греческой веры. То, что другие авторы были склонны оценивать весьма критично.

— созерцательность, пассивность русского народа, иррационализм ~ оправдывает в своих произведениях с позиции православного сознания И.Ильин.

Работы, посвященные общему анализу роли православия в русской культуре, принадлежат Л. П. Карсавину, 1 Н. Струве, 2 В.В.Зеньковскому3 и др.

Тема взаимодействия православия и русского сознания привлекала внимание русских богословов: епископа Феофана (Говорова), 4 архимандрита Платона, 5 митрополита Антония6, давших анализ православному русскому сознанию с точки зрения официальной Церкви. С позиции официального православия рассматривал «существо русского сознания» П.И.Новгородцев7, выделивший шесть основных свойств русского благочестия, которое для него тождественно религиозной психологии православной верующей души (созерцательность, смирение, простоту душевную, радость о Господе, обрядолюбие, чаяние Царства Божия).

Наиболее полное отражение в литературе нашла проблема соборности как основополагающей черты русского мировосприятия, связанной с православием. Основные положения идеи соборности выработаны A.C. Хомяковым. Данная тема вызывает самый пристальный интерес современных авторов. Ей посвящены работы Троицкого Е.С.8, Шапошникова Л. Е. 9, Трофимова В.К.10.

Интересно осмыслена проблема русской религиозности Н. О. Лосским в его фундаментальном труде «Условия абсолютного добра». Несмотря на то, что религиозность русского народа философ связывает с православием, он уверен в том, что эта «черта характера», связанная с исканием абсолютного добра, имеет дохристианские истоки, т.к. задолго до христианства человек стремился к Богу,.

1 Карсавин Л. О сущности православия.// Проблемы русского религиозного сознания. Берлин, Ymca — press, 1924.

2 Струве Н. Православие и культура. М., 1992.

J Зекьковский В. В. Православие и русская культура. // Проблемы русского религиозного сознания. Берлин, Ymcapress, 1924.

4 Говоров Ф. Путь к спасению. Начертания христианского нравоучения. М., 1908.

5 Платон. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая лавра. 1994.

6 Антоний. Чем отличается православная вера от западных исповеданий? Свято-Троицкий монастырь, 1990.

7 Новгородцев П. И. Существо русского православного сознания. // Правосавие и культура. Берлин, Русская книга, 1923.

8 Троицкий Е. С. Что такое русская соборность? М., 1993.

9 Шапошников Л. Е. Философия соборности: очерки русского самосознания. СПб, 1996.

10 Трофимов В. К Душа русского народа. Екатеринбург, 1998. абсолютному совершенству. Эту же мысль развивает С. Булгаков, 1 положительно оценивавший язычество, видевший в языческих религиях предвосхищение, предчувствие Христа и христианства.

Появление в отечественной науке понятия «менталитет» обусловило ряд исследований, опирающихся на новую методологию. Первые работы по изучению русского менталитета носили характер исторических исследований. Так как народная культура ярче всего отражает в себе ментальные особенности национального сознания, к теме русского менталитета обратились историки-аграрии. В июне 1994 года историки Российской Академии Наук провели международную конференцию с участием американских ученых. В результате был создан капитальный труд «Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.)». Историками был рассмотрен менталитет русского крестьянства с позиций основных определивших его факторов: общинного образа жизни (J1.B. Данилова, В.П. Данилов), природно-климатических условий (Л.В.Милов), хозяйствования на земле (A.B. Гордон), а также — были определены основные комплексы представлений русского крестьянства: представления о собственности (О.Ю. Яхшиян), о природном мире, общинности.

Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен предстает в статье Е. А. Ануфриева, Л. В. Лесной, опубликованной в Социально-политическом журнале в 1997 году. Исследователями решаются некоторые вопросы теории менталитета (о соотношении менталитета и национального характера, о роли природно-географического фактора в генезисе менталитета), основное внимание обращается на восприятие русским человеком российской государственности, социальных аспектов.

Ведущие отечественные историки и философы представили свое отношение к проблемам русского менталитета на страницах журнала «Вопросы философии» в 1994 году. На этом «круглом столе» ученые рассматривали русский менталитет, опираясь на факты истории России, выводили менталитет из ее политических, социальных, экономических особенностей. От подобного рода.

1 Булгаков С. Первообраз и образ. М., СПб, 1999. дедукции отечественная наука отказалась в дальнейшем, поскольку ментальные структуры обладают и большей устойчивостью, и большей длительностью, чем факторы общественно-политической жизни.

Особняком в отечественной науке по причине своеобразного метода исследования и оригинального видения проблемы стоят работы Г. Д. Гачева1 о национальном Космо-Психо-Логосе. Он раскрывает в своих трудах символы русского восприятия космоса, пространства и времени, опираясь на «образный априоризм» русского языка, предлагает «формулу» русской логики, русского мышления. Не со всеми выводами Г. Д. Гачева легко согласиться, тем не менее, его работа заслуживает особого внимания исследователей в силу своей самобытности, подробного и живого изложения взглядов автора.

Проблемам русского менталитета посвящена работа В. К. Трофимова «Душа русского народа», в которой автор рассматривает философские истоки учения о душе народа, представляет русский менталитет в его связи с православием, двоеверием как религиозной основой народной души. Автор не исследует детально черты русского сознания, обусловленные синкретизмом православия и язычества, ограничиваясь утверждением о соединении в нем разнородных религиозных компонентов. л.

Б.П. Шулындин в ряде статей рассматривает черты русского менталитета, определенные православием. По его убеждению, благодаря православию российская цивилизация выполняет важнейшую миссию в судьбе человечества, которая заключается в сохранении духовности и коллективизма, сформированных еще ранним христианством и необходимых для выживания мировой цивилизации.

Обобщающей по своему характеру, объединяющей в себе богатое о философское наследие русской культуры, является работа В. П. Кожевникова о русском менталитете, в которой систематизированы основные представления о.

1 Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Косм о — Психо — Логос. М., Культура, 1995.

2 Шулындин Б. П. Православие и российский менталитет. // Православие и социальное служение. Н. Н., НГЦ, 1997.

3 Кожевников В. П. Менгальность российской цивилизации. М., 1998. сущности «менталитета» и характеристики русского национального сознания. Заслугой автора является введение в научный оборот понятия «нравственный архетип"1 в связи с анализом языческого мировосприятия восточных славян.

Тем не менее, специальных исследований по теме настоящей диссертации в отечественной философии культуры на данный момент не существует.

Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что ее материалы и выводы могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для дальнейших разработок как в области теории менталитета, так и при изучении менталитета русского народа в рамках философских, социологических, кул ьтурологи чески х и любых иных гуманитарных исследований.

Основные положения диссертации могут быть включены в лекционные курсы по истории и теории русской культуры, философии культуры, философии религии и иных спецкурсов.

Апробация работы. По материалам исследования сделаны доклады на ежегодно проводимых областных сессиях молодых ученых (Нижний Новгород, 1999, 2000), материалы апробированы на лекциях аспирантам ННГАСУ весной 2000 года. Некоторые положения диссертации отражены в шести публикациях автора.

Решению поставленных задач подчинена структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического указателя литературы, содержащего 203 наименования. Общий объём работы составляет 150 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Менталитет есть внеличностная, устойчивая, многоуровневая, особым образом структурированная форма коллективного сознания, нерефлексируемая своими носителями. Менталитет как коллективное сознание проявляет себя на уровне индивидуальной личности, обуславливает границы мыслительной деятельности человека. На уровне культуры менталитет обеспечивает существование традиции, отбирая вновь поступающую культурную информацию в соответствии с данной традицией. Менталитет объединяет представителей культуры на основе «единомыслия, выступая в качестве языка, кода культуры. Его основу составляют древние мыслительные образования, определяющие характер всего мирочувствования того или иного народа.

Русский менталитет представляет собой структуру, сформировавшуюся в рамках двух религиозных систем: языческой и православной. Их влияние на процесс генезиса русского мировосприятия было определено их характером, местом в культуос обшества.

Языческая религия являла собой комплекс представлений о мире, обусловленный: географическим, природно-климатическим фактором существования этноса. Связь данных представлений с неизменными условиями бытия народа предопределила их ментальный, сущностный характер. Восприятие русским человеком природного мира, русского Космоса, было определено в эпоху славянских древностей, стало неотъемлемой частью всей русской культурной традиции. Существование «культурных архетипов» язычества, древних символов в русском менталитете носило неосознаваемый характер, проявляясь независимо от воли и желания человека во всех сферах народной культуры, в культуре образованных слоев русского общества, в творчестве православных писателей, На основании появившейся в конце XIX века лософской терминологий, особенности русского жизнеощущения, истоки которых коренятся в языческом сознании, можно определить как особенности русского космизма.

К ним относятся: чувство космического всеединства, живой природы и гармонии мира, ощущение «растворенности» человека в природном бытии и чувствование единства жизненных ритмов, общности судьбы космоса и человека. Подобное мировосприятие предполагает позитивное отношение русского человека к природному миру, человеческой телесности как части природного мира. В центре русского космизма находится представление о софийности мира, предопределившее комплекс остальных особенностей народного мирочувствования. Божестзенно-тварная сущность Вселенной, по представлениям русского народа, свидетельствует о связи бога, мира и человека, осуществляемой на основе присутствующей в них божественной частицы. В народной культуре, в произведениях русских поэтов, философов данная божественная, сущность воплощается в образе света. На основе единства в народном сознании сакрального и бытийного красота в природе мыслится.

Г" у* К ттаттлиту-пиг I «I ~ - ' - • ' Л ^АМт^ТП^ПТЛТ'Л ^ГТТТТ?! Л Л Т1ПЙ ^Дт^кг (У ТЭ у ^^¡-ч 1-:>—г- ¡-хсих ¦<.: и! • ¿-эчо определенной степени, обусловлен эстетизм русского сознания, проявляющий себя не только в восприятии мира, но и идеала духовного развития человека.

Единство, общая судьба мира и человека представляются неизбежными в русском сознании по причине архетипичного представления о взаимоподобии всех элементов космоса: бога, мира, человека. .Взаимоподобие предопределяет существование в народном менталитете уверенности, с одной стороны, в воплощении, отображении космоса в человеке и, с другой, — состояний переживаний человека — во всей вселенной. Человек и мир, воплощающие в себе все космическое бытие, есть микрокосм и макрокосм в русской культуре.

Можно предположить, что истоки мистического жизнеощущения русского человека, онтологизм его сознания берут своё начало также в мировосприятии языческой эпохи, связаны с архетипичным ощущением включенности человека в ритмы космического целого, причастности к мировому бытию.

Иной характер носило воздействие православия на русский менталитет. Православие в изначальном, греческом варианте не отражало в себе ментальных представлений русского народа. Оно было воспринято и усвоено народным сознанием в соответствии с уже сформировавшимися представлениями и ценностями. Из богатого православного комплекса идей были выбраны и развиты именно те положения, которые в наибольшей степени соответствовали народному мировосприятию. Православие придало новую форму русскому мировидению, предопределило вариативное, отличающееся высокой духовностью, проявление инвариантных черт народного сознания.

Религиозное православное жизнеощущение русского народа есть вариативная форма издревле сформировавшихся в его сознании особенностей мировосприятия. К ним относятся: онтологизм, мистицизм, созерцательность, апокалиптичность, соборность, свобода. Православие стало тем элементом культурного континуума, который воплотил в себе в наиболее яркой форме важнейшие ценности, представления культуры, и. в силу этого стал хранителем и транслятором ее ментальной сущности.

Перечисленные черты русского сознания в значительной степени соответствуют идеалу раннехристианской, апостольской веры. Можно предположить, что существующая тождественность является результатом не столько влияния православия, сколько изначальной предрасположенности русского сознания к данному типу мировосприятия. Подтверждается это сохранением православия в русской культуре практически в неизменном виде, тем, что отступления от византийской веры проявляются, прежде всего, «в духе», но не «в букве» православия.

В русской культуре, в отличие от культуры византийской, были особым образом расставлены акценты в восприятии православной веры. Прежде всего, приоритет был отдан сакральному, божественному, которое понимается в русском религиозном сознании как реальное, подлинное, тогда как б Византии большое значение придавалось земному бытию. Оценка действительности с точки зрения высшей ценности, высшей реальности предопределила максимализм русского сознания и стремление приблизится к этой реальности еще в земной жизни. «Трезвости», «умствованию», византийского православия русская культура противопоставила мистическое жизнеощущение, приобщение к высшим истинам не посредством логики, но сердечного созерцания, что выразилось в развитии глубокого религиозного миропереживан ия. Неизвестно в Византии сильное развитие такой особенности религиозной, социальной жизни, как соборность, предопределенное изначально присутствующей в русском сознании «мььпсихол огней», предполагающей всеобщую взаимную ответстве нность.

Принципиальное значение для духовного развития личности в русской культуре имеет зафиксированный в русском менталитете идеал нравственной жизни, формировавшийся как под влиянием изначальных представлений о нравственности, сложившихся в культуре восточных славян, так и под воздействием православного учения о спасении, которое русский человек постигал благодаря житиям русских старцев и церковной проповеди.

В результате, высший нравственный идеал культуры, в полной мере воплощенный в образе Иисуса Христа и фрагментарно • в ликах русских святых, отразил в себе кенотическую идею православия. Тем самым были предопределены высшие ценности духовной жизни: смирение, бессребреничество, социальное опрощение, страдание.

Православие послужило серьезным стимулом для развития духовности русского народа утвердив в народном сознании приоритет духовного мира как перед любой внешней деятельностью, так и перед привязанностью к вещам внешнего мира.

Таким образом, если языческие компоненты народного мировосприятия предопределили особый характер переживания русским человеком космического, природного бытия, то православием были обусловлены, прежде всего черты нравственного сознания и особая религиозная форма мировосприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. к. А. Российский менталитет: кросскультурный итипологический подходы.// Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., Институт психологии РАН, 1997.
  2. А. А. Византия и Русь: два типа духовности.// Новый мир. 1997. № 7,9.
  3. А. А. На пути великого спора.// Православие икатоличество: Социальные аспекты. М., 1998.
  4. Антоний, митрополит Киевский и Галицкий, Чем отличается православная вера от западных исповеданий? Свято-Троицкий монастырь, Джор данвилл, 1990.
  5. Е. А., Лесная Л. В, Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен.// Социально-политический журнал. 1997, № 3−6.
  6. Н. Православная церковь и западное христианство. Варшава, синодальная типография, 1929.
  7. Н. Православие, католичество, протестантизм. Paris, Ymca-press, 1930.
  8. Арьес ф, История ментальностей.// История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М, 1996.
  9. Т>гл 1 Г!-({ТП.-хл' идvir /i 1 qqf%12.афанасьев а. Н, Древо жизни. М., 1982.
  10. Ъ.Афанасьев А. я. Поэтические воззрения славян на природу. м.,
  11. П.Белоус В. Г. Русский менталитет. // Вопросы философии. 1996, № 5. 1Белоус оба А. К. Психологические механизмы развития совместной мыслительной деятельности,// Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск, 1993.
  12. Н. О. Этническая самобытность как проблема философии культуры. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Ростов на — Дону, 1992.
  13. Бенедиктов К А. Русские святыни: очерки русской аксиологии.1. H.H., ИНГУ, 1998.
  14. Бердяев К А. Красота в природе.// Русский космизм. М., 1993.
  15. Н. А. Судьба России. Эксмо-пресс, 1998. П. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.
  16. Бердяев К А. Типы религиозной мысли в России. Paris, Ymca-press, 1989.
  17. Н. А. Христианство и активность человека. Paris, Ymca-press, 1930.
  18. С. Н. Первообраз и образ. М., Искусство, СПб., Инапресс, 1999.
  19. С. Н. Православие i очерки учения правосла"! юи це, ркви. М., Терра, 1991.
  20. С. Н. Размышления о национальности.// Сочинения. Т. 2. М., 1988.3ъ.булгаков с. н. Софийность хозяйства.// Русский космизм.
  21. Педагогика пресс, 1993, 39. Бюргьер А. Историческая антропология.// История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
  22. А. Понятие меягальности у Блока и Февра.// Историяментальностей, историческая антропология. зарубежные исследования’в обзорах и рефератах. м., 1996.
  23. А. Религиозное сознание язычества. М., Университетская типография на страстном бульваре, 1902.
  24. Верховской с, Христианство.// Православие в жизни. Нъю Йорк, 1953.
  25. Вжозек В, Менталыюсть: микрокосм в микрокосме.// Споры о главном. Дискуссии о настоящем й будущем исторической науки вокруг французской школы Анналов. ml, Наука, 1993.
  26. В. Человек в социальной системе Фернана Броделя.// Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы Анналов. М., Наука, 1993.45 .ВильярдоГ. Дух русского христианства. Мадрид, 1962.
  27. Вышеславцев Б. II Вера, неверие и фанатизм. Paris, Ymca-press, Bap ш aba, Добро, 1928.
  28. . П. Проблемы Закона и Благодати. Paris, Ymca-press, 1932.
  29. . П. Религия к безрелигиозность. // Проблемы русского религиозного сознания. Берлин, Ymca-press, 1924.49 .Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике. Paris, Ymca-press, 1929.
  30. Г. Д Национальные образы мира. Космо Психо — Логос. М., Культура, 1995.
  31. Г. Д. Национальный космопсихологос.// Вопросы философии. 1994. № 12.
  32. ГетцГ. В, Изучение ментальностй: взгляд из Германии. // Споры о главном. Дискуссии о настоящем, и будущем исторической науки
  33. Ok"PV" |пггпм !? i 1ГО ni. Анна поп /f ¡--¡-аллга 1 QQ'4
  34. OvJiVi Уж i / * г i. а,-- • д. 3% ff 1 ! i i 'V.' I (f ! ! ¦→-.': Я I/IJ I -V t, > • .
  35. Говоров Феофан. Путь к спасению- начертания христианскогонравоучения. м., 1908,54.голубиная книга: русские народные духовные стихи XI XIX веков. М, 1991.
  36. Ф. История ментальностей.// История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. м, ?996.
  37. Л. В. Этногенез и биосфера Земли. М., ДиДик, 1997.
  38. ГуревичА. Я. Исторический синтез и школа Анналов. М., 1993.
  39. А. Я. Ментальность как пласт социальной целостности. // Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы Анналов. м., Наука, 1993.
  40. ДюркгеймЭ. Социология. М., Канон" 1995
  41. . С. Вопрос о взаимодействии религии и цивилизации.// Цивилизации и культуры. Вып. 3: Россия и Восток: геополитика и. цивилизационные отношения. М., 1996,
  42. . С. Религия и цивилизация в системах взаимной детерминации.// Культура и религия: линии сопряжения. М., 1994.
  43. И. А. О национальном призвании России.// Шубарт В. Европаи душа Востока. М., Русская идея, 1997. 81.ИльинИ. А. Покой и радость в православном мировоззрении.// И. А. Ильин Собр. соч. в 10 т.м. Т. 6. Русская книга, 1997.
  44. И. А. Свобода духа в России.// И. А. Ильин Собр. соч. в 10 т. м, Т. 6. Русская книга, 1997.
  45. Ильям’И. А. Основы христианской культуры. Псков, Издание Свято Успенского, Псково — Печерского монастыря, 1998.
  46. М.Ильин И. А. О России. М., Российский архив, 1991. $ 5.Ильин И. А. О России и русской душе,// И. А. Ильин Собр. соч. в 10 т.м. Т. 6. Русская книга, 1997.
  47. И. А. О сущности правосознания.// И. А, Ильин Собр. соч. в 10 т. м, Т. 4. Русская книг а, 1997. 87. Иоанн, митрополит Санкт Петербургский и Ладожский.
  48. Самодержавие духа: очерки русского самосознания. СПб, 1995. 88. Иоанн, митрополит Санкт Петербургский и Ладожский.
  49. Торжество православия. // Наш современник, 1993, № 4 6. Ш. ИпатовА, Н. Национальная культура и религия. Киев, Вища школа, 1985.
  50. А. Н. Православие и русская культура. М., 1985, 91. Кавелин К Д. Наш умственный строй. м., 1989.
  51. Калиш перехожие: Сборник стихов П. Безсонова. М., В типографии А. Семёна, 1861.
  52. В. К. Меняется ли российская ментальность?// Вопросы философии. 1994, К" 12.
  53. В. К, Стихия и цивилизация: два фактора российской судьбы./'/' Вопросы философии. 1994, № 5.
  54. Л. О началах. М., 1991.96.карсавин л. о сущности православия.// Проблемы русского религиозного сознания. Берлин, Ymca-press, 1924.91 .Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
  55. Т. Б. Тяжкое благо: христианская этика труда. М, 1994.
  56. В. п. Ментальвость российской цивилизации.
  57. . П. Модель русской культуры. М., 1996.
  58. ШКпЖГРР’мт/тнг U ПTurvrcuci Т%ктплъггип, пггп Д 1QQ7о 1 jy! /Л t-*i i? l' !J i' Ji JL. i i I/ i Lil ILJJ * ' V • V. ITi. j ' ' ' < .
  59. Красников II и. Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1998.
  60. Красников К П. Православная этика: прошлое и настоящее. М., 1981.
  61. Ю. В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1998.
  62. О. Д. Русский космизм как социо-культурный феномен. М., 1993.
  63. И. И. Модернизация базовых ценностей россиян. //СОЦИОЛО! ические исследова! 1ия. 1996, Ш 5.
  64. ЛебонГ. Психология народов и масс. СПб, 1896.
  65. К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996,
  66. Д. С. Заметки о русском.// Д. С. Лихачёв. Избранное. СПб, Logos, 1997.
  67. ПО. Лихачёв Д. С. Национальное самосознание Древней Руси. М., 1945.
  68. Д. С. О национальном характере русских. // Вопросы философии. ! 990 Mi 4.
  69. Лосева. ф, Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  70. Н. О. Мир как осуществление красоты. ML, Прогресстрадиция, 1998.
  71. ff. О, Условия абсолютного добра. ML, 1991.
  72. ЛосскийН. О. Ценность и бытые: Бог и Царство Божие как основа ценностей. Paris, Ymca-press, 1931.
  73. Ю. М. Проблема византийского влияния на русскую культуру. // Византия и Русь. М., Наука, 1989.
  74. ЛотамиЮ, М. Символ в системе культуры.// Труды по знаковым системам. Вып. 754. Тарту, 1987,
  75. Макаренко В, П. Российский политический менталитет. // Вопросы философии. 1994, л" 1.
  76. МардовИ, Б. Общая душа. М., Гендальф, 1993.
  77. Л. В. Природою климатический фактор и менталитет русского крестьянства.// Менталитет и аграрное развитие России (XIX — XX в. в.). М&bdquo- 1996.
  78. Мостовая И, В,, Скорее А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности.// Полис, 1995, № 4.
  79. Национальная культура и религия: круглый стол. М., 1989.
  80. Ф. Ф. Связь времён: опыт исторической публицистики. М., 1984.
  81. П. И. Существо русского православного сознания.// Православие и культура. Берлин^ Русская книга, 1923,
  82. В. Н. Историко-аналитический взгляд на русское православие.// Православие и католичество: Социальные аспекты. М., 1998.
  83. В. К Сущностно-аналигический взгляд на русское православие,// Православие и католичество: Социальные аспекты. М., 1998.
  84. Г. А. Язычество в православии. М., 1975.
  85. Огурцов А, П. Трудности анализа ментальности.// Вопросы философии. 1994, № 1.
  86. О Русь, волшебница суровая.Н. Н., 1991.
  87. Плнлрин А, С. Процессы модернизации и менталитет.// Вопросы философии. 1994, № 1.
  88. а. с. Пределы фаустовской культуры и пути российской цивилизации.//Цивилизации и культуры. Вып. 3. М., 1996.
  89. И. К. Национальный менталитет и история России.// Вопросы философии. 1994, № 1.
  90. ПанчешоА. А. Народное православие. СПб, Алетейя, 1998.
  91. Платон. Православное нравственное богословие. Свято-троицкая лаврв, 1994.
  92. О. А. Русская цивилизация и соборность. М., 1995.
  93. ПолАниМ. Личностное знание. м., 1985,
  94. В. Р. Природа философских ценностей. М., 1993.
  95. М. В. Мировоззрение древних славян. Киев, Наукова думка, 1985.
  96. ПотебняА. А, Слово и миф. м., Правда, 1989.
  97. А, А П П, А ОПЛ П, А Ш. 1С п мгиоци и? |Л IЛ/-П!Г 1 {К1. Л хглоиълло^ю О /!.К1ЭГ1У1.- Х1?)1и — +
  98. л. и. Духовный мир русского крестьянина по
  99. ГТЛ^ тгл"чт*ту. > ж VI /ТТ ЛП ГТГТ ЛГ. ТЛЛТ" 14 Л 1 ПП/1
  100. ПОСЛОьИцам, а VII — л V их кглин. т., паука, I у уч.
  101. л. н. Что такое менталитет? //Отечественная история.1. ОСИ ТУЪ %л -----5 *¦'--««
  102. У. История ментальностей. К реконструкции духовных процессов.// История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
  103. У. Рождение понятия. Разговоры о «ментальности» во времена дела Дрейфуса.// История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
  104. . История ментальностей: опыт обзора.// Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы Анналов. М., Наука, 1993.
  105. В. В. Русская Церковь.// Розанов В. В. Собр.соч. в 2 т. М., 1. ТТт~, 1 ПАЛ1. ИлИ/ШДЛ, i УУ>,
  106. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. M., Институт психологии PAH, 1997.
  107. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994.
  108. Русская история: проблемы менталитета. Тезисы докладов научной конференции. m., 1994.15G. Рыбакове. а. Язычество Древней Руси. М, 1987.
  109. Рыбаков Б, А. Язычество древних славян. М., 1981.
  110. Сборник русских духовных стихов, составленный в. Варенцовым. СПб, Общественная польза, 1860.
  111. и. и. Проблема телесности в русской антропологии и учении о человеке Григория Плллмы.// Православие и социальное служение. H. Н., НГЦ, 1997.
  112. СеркинВ. П. Образ мира.// Социально-психологические проблемы мент.альности. Смоленск, 1993.
  113. Ю. Б. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ориентации западноевропейской и российской ментальности. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. M., 1995.
  114. СтепунФ. А. Чаемая Россия. СПб, 1999.
  115. Сторчак В. M Архетип и ментальность в контексте религиоведения. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1997.
  116. Страгородский, Сергий. Православное учение о спасении. Казань, 1898.
  117. СтрогЕЦКИйВ. М. Русского менталитета в природе не существует, или могила собаки в другом месте.//нижегородские новости, 1994,24 февраля.
  118. Н. Православие и культура. М., 1992.
  119. Собрание народных песен П. В. Киреевского. Л., наука, 1983.
  120. СорокинП Общедоступный учебник по социологии. М., 1994.
  121. СорокинП. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  122. . Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. М., Индрик, 1997.
  123. Топоров В. II Об одном архаичном индоевропейском элементе в древнерусской духовной культуре.// Языки культуры и проблемы переводимости. М., Наука, 1987.
  124. Ю. А. Российский национальный менталитет как политический фактор социальной динамики. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1998.
  125. Е. Русский народ в поисках правды и организованности. М., 1996.
  126. ТроицкийЕ. Что такое русская соборность? М., 1993.
  127. В. К. Душа русского народа. Екатеринбург, 1998.
  128. Н. С. Русская проблема.//' Россия между Европой и Азией: евразийскмй соблазн. М., 1993.
  129. Трубецкой К С О туранском элементе в русской культуре. .// Россия между Европой и Азией: евразийскмй соблазн. М., 1993.
  130. Л. А. Божий мир православного крестьянина. // Менталитет и аграрное развитие России (XIX XX в. в.). М., 1996.
  131. . А. К проблеме генезиса тартуско московской семиотической школы.// Труды по знаковым системам. Вып. 754. Тарту, 1987.
  132. ФеврЛ. Бои за историю. М., 1991.
  133. г. П. Святые Древней Руси. М., Московский рабочий, 1990.
  134. Г. П. Стихи духовные. Paris, Ymca-press, 1935.
  135. Федотов Г, П. Судьба и грехи России. СПб, София, 1992.
  136. Г. П. О святости, интеллигенции и большевизме. СПб, 1994.
  137. П. А. Оправдание космоса, СПб, 1994.
  138. П. А. Столп и утверждение истины.// Флоренский П. А. Соч. в 2 т. Т. 1. М., Правда, 1990.
  139. ФлоровскийГ: IL Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
  140. С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  141. Д. Психологический анализ культурных установок. М&bdquo- Добросвет, 1997.
  142. ХомяковА. С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1994.
  143. Т. В. О лингвистических основах модели мира. // Славянский и балканский фольклор. М., Наука, 1989.
  144. А. Б. Православная философия и современность. Рига, Авоте, 1989.
  145. Г. А., Суровцева Е. В. Современное цивилизационное мышление и российский менталитет.// Социально политический журнал. 1994, № 10.
  146. Л. Е. Философия соборности: очерки русского самосознания. СПб, 1996.
  147. р. Мир как представление.// История ментальностей» историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.
  148. Р. Одна четверть свободы, три четверти детерминизма. //
  149. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы Анналов. М., Наука, 1993.
  150. м. Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования. Автореферат диссертации на соискание у чёной степени кандидата философских наук. Волгоград, 1994.
  151. В. Я. Иллюзия добра: моральные ценности и религиозная вера. М., 1982.
  152. О. Закат Европы. М ., 1993.
  153. ШубартВ. Европа и душа Востока. М, Русская идея, 1997.
  154. . /7. Православие и российский менталитет.// Православие и социальное служение. Н. Ы, НГЦ, 1997.
  155. Юнг К Г. Архетип и символ. М., 1991.
  156. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994.
  157. Юнг К, Г, Тэвистокские лекции. Киев, Синто, 1995.
  158. Юнг К. Г. Человек и его символы. СПб, 1996.
  159. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. м., Медиум, 1994.
  160. О. Ю. Собственность в менталитете русских крестьян.// Менталитет и аграрное развитие России (XIX XX в. в.). М., 1996.
Заполнить форму текущей работой