Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Современное исполнительство на русских народно-академических инструментах: совершенствование и китч: на примере Санкт-Петербургского ансамбля «Терем-квартет»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Терем-квартет" — ансамбль, который перевернул представление о музыке для русских инструментов и вывел ее на новый уровень. «Терем-квартет» был одним из первых ансамблей, кто вывел и укрепил позиции академической ансамблевой музыки на сценах ведущих отечественных филармонических залов, отказался от надоевшей к последним десятилетиям XX века «клюквы» и аранжировок классической музыки, а также… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Русские академические инструменты и их развитие в современной культуре. «Терем-квартет» как явление музыкальной культуры
    • 1. 1. Предпосылки возникновения современных ансамблей и оркестров русских инструментов
    • 1. 2. У истоков создания «Терем-квартета»
    • 1. 3. Философия творчества
    • 1. 4. Музыкальный стиль «Терем-квартета» — единство или множество?
    • 1. 5. Ансамбль-композитор
    • 1. 6. Репертуар «Терем-квартета»: стилевые группы
    • 1. 7. Жанр музыкальных композиций' «Терем-квартета»: транскрипции, попурри и музыкальные истории
  • Глава 2. Феномен «Терем-квартета»: совершенствование исполнительства на русских народно-академических инструментах или китч?
    • 2. 1. Звуковая эстетика «Терем-квартета»: в поисках нового звукового образа
    • 2. 2. Инструменты «Терем-квартета» и их роль в создании нового звукового образа
    • 2. 3. «Терем-квартет»: на грани музыкального и театрального искусства
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение. Терем-квартет. Русские страдания по токкате и фуге ре минор И.С.Баха
  • Терем-квартет. Фантазия № 2 на темы из альбома П. И. Чайковского «Времена года»
  • Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее аранэюируем"
  • М.И. Глинка

Современное исполнительство на русских народно-академических инструментах: совершенствование и китч: на примере Санкт-Петербургского ансамбля «Терем-квартет» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Диссертация посвящена одному из наиболее ярких явлений в области современного исполнительства на русских академических инструментах — творчеству санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет». Попыток изучения данного феномена еще не предпринималось в силу разных причин, прежде всего — в связи с тем, что ансамбль еще не прошел проверку временем и активно включен в современную музыкальную культуру. Тем не менее, уже на современном этапе на примере этого феномена можно делать выводы о процессах, происходящих в современном исполнительстве на русских народно-академических инструментах.

Терем-квартет" - неординарное явление в мире современной музыки, вызывающее разные эмоции и оценки со стороны слушателей — как любителей, так и профессионалов: от полного неприятия до восторженности в его оценках. Такая полярность взглядов кроется как в самом феномене, так и в исторически сложившихся в отечественной культуре взглядах на русское исполнительское искусство и в самом отношении к русским народным музыкальным инструментам. Разобраться в этом неоднозначном явлении, как и в процессах, происходящих в современном русском инструментальном исполнительстве, призвана настоящая диссертация.

Терем-квартет" - ныне действующий музыкальный коллектив, ансамбль, существующий вот уже 22 года, но попыток осмысления этого феномена до настоящего момента не предпринималось.

Исторические и социологические предпосылки возникновения подобного музыкального явления, почва, на которой стало возможным его появление — вопросы, требующие своего осмысления.

Терем-квартет" - ансамбль, который перевернул представление о музыке для русских инструментов и вывел ее на новый уровень. «Терем-квартет» был одним из первых ансамблей, кто вывел и укрепил позиции академической ансамблевой музыки на сценах ведущих отечественных филармонических залов, отказался от надоевшей к последним десятилетиям XX века «клюквы» и аранжировок классической музыки, а также создал свой яркий неповторимый репертуар. Это единственный ансамбль в нашей стране и в мире, который зарегистрировал авторские права под именем «Терем-квартет» и является автором большинства произведений своего репертуара, по сути — ансамблем-композитором. Кроме того, «Терем-квартет» — это ансамбль, который открыл новые грани звучания русских академических инструментов.

Такое неординарное музыкальное явление, как «Терем-квартет», пышно расцвело на фоне общего интереса к России, возникшего в конце 80-х годов прошлого века. Напомним, что год создания ансамбля — 1986;й — является знаменательным для России как год, когда в нашей стране начались серьезные исторические, политические и социальные преобразования, год «перестройки», время открытия «железного занавеса». Российские музыканты получили беспрепятственную возможность выезжать за рубеж, демонстрируя образцы русской культуры зарубежному слушателю, а иностранцы — наблюдать за преобразованиями, происходящими в русской музыкальной культуре.

Одновременно со внутренними преобразованиями, происходящими в России в 80-е годы, это еще и время пробуждения интереса к этнической музыке на Западе. Именно в это время возникает ряд фестивалей, объединяющих этническую музыку разных стран и народов, и появляется термин, объединяющий народную музыку разных стран — «world music» — «музыка мира». Один из самых крупных фестивалей такого рода — фестиваль Питера Габриэля «WOMAD» — «World of Music, Arts and Dance» («Мир музыки, искусства и танца»). «Терем-квартет» стал одним из коллективов, наряду с ансамблем Покровского, представляющих на фестивале музыку России. Поскольку фестиваль включал не только и не столько чисто этнические музыкальные коллективы, но прежде всего коллективы, которые используют элементы народной музыки в современных музыкальных композициях, термин «world music» закрепился именно за подобными музыкальными явлениями. «Терем-квартет» в чистом виде не вписывался в это музыкальное направление, но для Запада он был одним из инструментальных коллективов, по которым слушатели в 80-е годы XX века получали представление о русской инструментальной музыкальной культуре.

За время существования «Терем-квартета» появилось множество музыкальных коллективов — подражателей ансамбля, а также продолжателей творческого стиля и метода «Терем-квартета». Это такие ансамбли, как «Ма.Гр.Иг.Ал» (руководитель — бывший солист «Терем-квартета» Игорь Пономаренко), «Экспромт-квинтет» и многие другие. Обладая индивидуальностью и стараясь искать собственные пути развития, эти коллективы в той или иной мере перенимают опыт «Терем-квартета». Несмотря на все это, ансамбля, сопоставимого по силе и таланту «Терем-квартету», в современной культуре так и не появилось. Только «Терем-квартет» неизменно собирает полные залы, вплоть до зала Большого Кремлевского дворца, только этому коллективу под силу владеть вниманием тысяч слушателей.

Степень разработанности темы. К русским народно-академическим инструментам и исполнительству на них обращалось немало исследователей. Деятельность В. В. Андреева и его оркестра, а также развитие его идей в творчестве последователей становились предметом изучения многих исследователей — Ф. В. Соколова, М. И. Имханицкого, Ю. Е. Баранова, В. И. Акуловича и многих других. Современный же этап исполнительства на русских народно-академических инструментах почти не исследован. Лишь немногие феномены удостаивались внимания ученых (например, Государственный академический концертный оркестр «Боян» под управлением Анатолия Полетаева в исследовании В. В. Бычкова, ансамбль «Скоморохи» в работах его создателя и художественного руководителя В. И. Акуловича и Ю.Г.Ястребова). Творчеству санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет» посвящено множество публикаций в периодической печати. Наибольшее количество источников составляет материал, опубликованный в газетах и журналах. Он представлен такими публицистическими жанрами, как рецензии, интервью, информационно-хронологические заметки и статьи.

Объект исследования — современное исполнительство на русских народно-академических инструментах на примере творчества санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет».

Предметом научного осмысления стал творческий феномен ансамбля, свершивший революцию в области исполнительства на народно-академических инструментах.

Цель исследования состоит в анализе сложившейся кризисной ситуации в области исполнительства на народно-академических инструментах в 80-е годы XX века, на фоне которой стало возможным возникновение подобного явления, в изучении этого неординарного феномена, тех новаторских черт, которые он привнес в исполнительство на этих инструментах. Обозначенная цель получила свою конкретизацию в следующих задачах: определение места этого феномена в современной музыкальной культуре,.

— выявление своеобразия этого феномена на фоне других явлений в области народно-академического исполнительства, рассмотрение уникального свойства коллективного творчества,.

— определение стилевой принадлежности ансамбля,.

— изучение жанровой основы создаваемых им произведений,.

— рассмотрение инструментов «Терем-квартета» и их роли в ансамблевом исполнительстве, изучение новых исполнительских приемов, которые привнесли в исполнительство на своих инструментах музыканты ансамбля,.

— изучение исполнительского состояния, в котором существуют музыканты ансамбля на сцене, и соотношение его с другими подобными явлениями, отнесение его к явлению инструментального театра.

Методологической основой диссертации является системно-этнофонический метод (И.В.Мациевский), на новом уровне интегрировавший историко-морфологический, структурно-типологический и музыкально-стилистический подходы к изучению инструментальной культуры. В ходе исследования были использованы методологические установки, сформированные при изучении народных и народно-академических инструментов и инструментальной музыки (М.И.Имханицкий, Н. А. Кравцов, В. И. Акулович, В. В. Бычков, Ю. Е. Бойко и др.) Автор также опирался на широкий спектр методов, выработанных в отечественном и зарубежном инструментоведении (Е.Гиппиус, Э. Эмсгаймер,.

Н.Бояркин, О. Элынек, Н. Шахназарова, Р. Зелинский), музыковедения (Л. Мазель, Е. Назайкинский и др.). В анализе были использованы некоторые методы социологических и когнитивных исследований.

Источниковую базу диссертации составили:

— источники по истории, теории, педагогики исполнительства на русских народно-академических инструментах,.

— публикации в периодической печати,.

— рукописи произведений «Терем-квартета»,.

— звукозаписи произведений «Терем-квартета»,.

— публичные концерты и выступления «Терем-квартета»,.

— видеоматериалы: записи концертов, интервью, передачи о «Терем-квартете»,.

— интернет-ресурсы.

Научная новизна. Впервые в науку вводится обширный материал по современному исполнительству на русским народно-академическим инструментам и одному из ведущих на сегодняшний день коллективов — «Терем-квартету». Автором впервые собраны, систематизированы и обобщены неизвестные ранее науке сведения о жанровой специфике, направлении музыки, репертуаре «Терем-квартета», о тех новаторских чертах, введенных в исполнительство на своих инструментах музыкантами ансамбля, а также впервые изучен новаторский феномен коллективного творчества, присущий «Терем-квартету».

Диссертантом впервые вводится термин «народно-академические инструменты» для определения инструментов, созданных В. В. Андреевым и введенных им в «Великорусский оркестр». Автор предпочел отказаться от использовавшегося до этого времени по отношению к этим инструментам термина «русский народный инструмент», чтобы отделить их от народных инструментов, функционирующих в живой традиции. Инструменты, которые используются в оркестрах андреевского типа, по своей сути не являются народными, хотя имеют в качестве прототипов традиционные инструменты и используются в музыке академического характера.

Практическая значимость исследования. Выводы, теоретические положения диссертации могут быть использованы в курсах истории русского народного инструментального исполнительства, при составлении учебных пособий в курсах теории и истории отечественной инструментальной культуры. Работа может быть применима в научных исследованиях по проблемам инструментального исполнительства и современной инструментальной музыки, а также при создании обобщающих трудов по музыкальному искусству народов России. Положения диссертации будут использованы автором в лекциях по русской музыке в Музыкальной академии (Южная Корея, г. Сеул).

Апробация работы. Концепция и результаты исследования обсуждались на заседаниях сектора инструментоведения Федерального государственного научно-исследовательского учреждения культуры «Российский институт истории искусств». Отдельные проблемы диссертации являлись темами научных докладов на Международных инструментоведческих конференциях, проводимых в Российском институте истории искусств: «Музыкальные инструменты в истории культуры» (2006), «К столетию русского баяна: Хроматические гармоники в музыкальной культуре» (2007), «Инструментальная музыка в межкультурном пространстве» (2008). По теме диссертации опубликовано три работы, одна из которых — в сборнике, рекомендованном ВАКом. Диссертантом также была создана конкурсная работа, получившая диплом на Всероссийском смотре научных и творческих работ иностранных студентов и аспирантов (Томск, 2007).

Структура диссертации. Диссертация состоит, из введения, двух глав, заключения, списка литературы (145 наименований) и приложения — двух наиболее показательных с точки зрения стиля не опубликованных произведений «Терем-квартета» — «Русские страдания по токкате и фуге ре минор И.С.Баха» и «Фантазия № 1 на темы из „Времен года“ П.И.Чайковского».

Заключение

.

Терем-квартет" как феномен.

Санкт-Петербургский ансамбль «Терем-квартет» — дитя своего времени, коллектив, который появился в эпоху перестройки — время, отмеченное преобразованиями во всех сферах искусства, в том числе и в музыке. Ансамбль родился в то время, когда исполнительство на русских народно-академических инструментах переживало свой кризис, оно было интересным лишь узкому кругу самих же исполнителей на них. «Терем-квартет» сыграл колоссальную роль в возрождении интереса к этим инструментам, коллектив поднял русские инструменты на невообразимую высоту. С момента своего основания в 1986 году «Терем-квартет» стал первопроходцем нового исполнения музыки на народных инструментах. Страстная, живая, по-настоящему будоражащая музыка русской души, охватывающая практически весь мировой репертуар классической музыки, буквально ворвалась на сценические подмостки конца 80-х.

Потрясающий феномен «Терем-квартета» заключается в том, что ансамбль в своем творчестве объединил совершенно разные исполнительские традиции — академическую консерваторскую выучку с элементами, характерными для народного творчества с его юмором, смеховой культурой, театральностью. Другой уникальный элемент творчества «Терем-квартета» — возрождение древнейших традиций импровизации и сочинения музыки.

Терем-квартет" был первым коллективом, отказавшимся от того нежизнеспособного репертуара, который исполняли до него все народники — обработок народных мелодий и переложений классических сочинений — и создал свой неповторимый репертуар. Для этого «Терем-квартету» пришлось стать композитором, который зарегистрировал свои авторские права под именем «Терем-квартет».

В результате у ансамбля возник феномен коллективности творчества, который свойственен в большей степени музыкантам бесписьменной традиции — народным, джазовым музыкантам.

Композитор «Терем-квартет» объединил в себе яркие творческие личности, которые в самом начале творческого пути условились не ставить личное над коллективным. Их личные индивидуальности не рвутся наружу. Это означает, что творческая воля каждого из них обогащает другого и находится в развитии, а не подавляется. Индивидуальность всего «Терем-квартета» намного сильнее каждого из музыкантов по отдельности.

Композиции, которые создаются композитором «Терем-квартет» — транскрипции и вольные фантазии на известные музыкальные темы, которые переплетаются в произведениях коллектива, будоража культурную память слушателя. Все эти произведения, как правило, объединены понятием «кроссовер» и находятся на пересечении различных стилей и направлений.

Стремление к смешению разных музыкальных культур, а также новые звуковые поиски приводят «Терем-квартет» к сотрудничеству со многими выдающимися музыкантами разных направлений — академических, джазовых, этнических и прочих.

Одно из главных устремлений ансамбля — быть интересными слушателям, приводит ансамбль к постоянному совершенствованиюсовершенствованию в звуковом отношении, поиску новых художественных и технико-исполнительских средств. Каждый из музыкантов вносит новые приемы в исполнительство на своих инструментах. Особое исполнительское состояние, в котором существуют музыканты ансамбля — в постоянном «диалоге» со слушателем — приводит их к использованию театральных приемов, и каждое выступление ансамбля становится своеобразным спектаклем с участием выразительной мимики, жестов, а порой и небольших инсценировок.

Такая работа в пользу слушателя дает основания говорить об искусстве ансамбля как о китче. Но если это и китч, то оригинальный, неповторимый, направленный на развитие искусства и на пробуждение лучших человеческий чувств, создающий на основе всем известных произведений самостоятельные произведения искусства.

Все участники «Терем-квартета» убеждены в том, что колоссальная сила, заключенная в музыке — одна из фантастических возможностей менять мир к лучшему. В этом отношении прослеживается крепкая связь «Терем-квартета» с древними русскими представлениями о музыкальном искусстве, в которых вера в чудодейственную силу музыки была определяющей. Создание музыки XXI века — позитивной, энергетически заряжающей, несущей радость и любовь, меняющий мир к лучшему — одна из фундаментальных задач «Терем-квартета».

В модели многолетнего существования четверых музыкантов, в их методе можно найти ответы на вопросы жизни и смерти. Как удается этим выпускникам Ленинградской консерватории соединять на первый взгляд несоединимое, превращая все это в легкие, ни к чему не обязывающие бестселлеры? Как они, играя по законам шоу-бизнеса, без дураков остаются виртуозами высшей академической пробы? Чтобы разобраться в секретах их успеха, нужно еще раз внимательно произнести имя — «Терем-квартет». Два слова соединены по принципу мифологического кентавра: «Терем» тянет за собой историю вечную, сказочную, народную, иррациональную, «квартет» — обращен к традиции академической. Оба слова срослись идеально, как сознание и подсознание, дав жизнь творчески жизнеспособному бренду". Потому и представлял ансамбль Россию и в студии Питера Гэбриэла Real World, и на Фестивале русского кино в Канне по приглашению Никиты Михалкова, и в Ватикане на площади Святого Марка перед 120 тысячами паломников, собравшихся на встречу с Папой Римским, и на праздновании 200-летнего юбилея Пушкина в Сент-Джеймском дворце по приглашению принца Чарльза.

Существуют классические квартеты, например, струнные. И существует «Терем-квартет». Вот уже двадцать два года. Но что такое «Терем-квартет»? Исследователи еще поломают голову над этим непростым вопросом. Наверное, их можно считать «веселыми ребятами» — это не противоречит истине. И можно признать серьезными людьми, имея в виду путь, который они прошли. А истина проста: «Терем-квартет» — суть от сути народного мировоззрения. Потому что русский человек на жизнь смотрит немножко иронично, а в будущее — с надеждой. «Терем-квартет» противоречит протоколу, регламенту, «заданности» — это вольный ветер, глоток свежего воздуха. И кураж! Опять же, свойственный истинно народному характеру.

Л/" .

Дудин В. «Терем-квартет» // TimeOut — Петербург. 2007. № 8.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Оркестр русских народных инструментов. М., 1962.
  2. А. Русские народные музыкальные инструменты. М. 1949.
  3. С. На концерте оркестра им. Н. П. Осипова // Советская музыка. 1956. № 6.
  4. Л. Музыка как отражение человеческой целостности // Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Сост. М. Г. Арановский. М., 2007. — С. 70−81.
  5. Актуальные проблемы оркестрового исполнительства на узбекских народных инструментах / Отв. Ред. А. Х. Ливиев. Ташкент, 1988.
  6. В.И. С элементами театрализации // Культурно-просветительная работа. Л.: Музыка, 1981, № 5. — С. 34−36.
  7. В.И. Использование театрализации в оркестровой художественной самодеятельности // Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Труды ЛГИК имени Н. К. Крупской. Вып. 75, 1982. С. 113−126.
  8. В.И. К вопросу о работе дореволюционных любительских оркестров // Роль клубных учреждений в развитии музыкального творчества. Труды ЛГИК имени Н. К. Крупской. Вып. ¦74, 1982.-С. 128- 136.
  9. В.И. Культурно-просветительная деятельность создателей и руководителей первых оркестров русских народных инструментов (В.В. Андреев, Н.И. Привалов). Автореферат дисс.. кандидата пед. наук. Л., 1983. — 1,0 п. л.
  10. В.И. Претворение традиций В. В. Андреева и Н. И. Привалова в концертном исполнительстве на народных инструментах // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Тезисы научно-практической конференции. М., 1988. С. 305−307.
  11. В.И., Гланц Л. Б. Чем заполнить 13 тактов паузы? (Разговор о том, нужны ли баянистам. режиссеры?) // Культурно-просветительная работа. 1988. № 6. С. 31−32.
  12. В. И. Богданов Ю.Б. Просветительская деятельность В. В. Андреева // Творческое наследие В. В. Андреева и практика самодеятельного инструментального исполнительства. Труды ЛГИК имени Н. К. Крупской. Вып. 121. Л., 1988. — С. 37−49.
  13. В. И. Абакшонк A.B. Психологические проблемы руководства творческим процессом в ансамбле русских народных инструментов // Обучение дирижированию в вузе культуры. СПб., 1996. — С. 90 — 100.
  14. В.И. Древнерусские музыкальные инструменты в концертно-просветительской деятельности Н.И. Привалова. Тезисы международной научной конференции. Российский институт истории искусств и европейское инструментоведение. СПб. 2002. С. 42−44
  15. В.И. Великорусский оркестр В. В. Андреева. -СПб., 2003.-9 с.
  16. В.И. Василий Васильевич Андреев создатель оркестра русских народных инструментов. — СПб., 2003. — 8 с.
  17. К. Самодеятельный оркестр народных инструментов. М., 1948.
  18. . Музыка города и деревни // Асафьев Б. О народной музыке. Л., 1987.
  19. Балалайка // Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь: В. 82-х томах. Т. II, а (4). СПб., 1891.
  20. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. М. 1997.
  21. Ю. «Шуткабаха» как «русский рок» // Время новостей. 2006. 15 ноября.
  22. Л. Страницы истории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 1983.
  23. Е. Михалков поможет «Терему» // Известия. 2006. 15 ноября.
  24. Г. Русская гармоника. Л., 1960.
  25. В. Оркестр русских народных инструментов. М., 1986.
  26. Ю. Еще раз о народных и «народных» инструментах // Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре: К 70-летию Альгирдаса Вижинтаса: Материалы Международной конференции. СПб., 1999.
  27. Ю. Русские народные инструменты и оркестры русских народных инструментов // Традиционный фольклор в современной художественной жизни (фольклор и фольклоризм) / Сб. трудов ЛГИТМиК им. Н. К. Черкасова. Л., 1984.
  28. В. Анатолий Полетаев и русский народный оркестр «Боян». Челябинск, 1995.
  29. В. Николай Чайкин. М., 1986.
  30. В. Баяно-аккордеонная музыка России и Европы. Кн. 1, 2. Челябинск, 1997.
  31. Д. Метаморфозы музыкального инструментария. Саратов, 2000.
  32. Д. Народность музыкального творчества как социальный феномен в общественном сознании россиян. Саратов, 2000.
  33. С. Страницы воспоминаний. М.- JL, 1948.
  34. К. Все в «Терем»! // Петербургский календарь. 2003. Ноябрь.
  35. К. Гусли- Домра // Музыкальная энциклопедия: в 6-ти томах. Т. 2. М., 1974.
  36. К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975.
  37. К., Левин С. Музыкальные инструменты // Музыкальная энциклопедия: В 6-ти томах. Т. 3. М., 1976.
  38. А. Кто в тереме живет? «Собачий вальс» о грустном и веселом // Культура. 1998. 31 декабря.
  39. А. Скоморошьи забавы: 15 лет «Терем-квартету» // Культура. 2001. 5−11 апреля.
  40. Виктор Ерофеев: «Демократия разъедает культуру». Не так страшен китч, как его малюют // Огонек. 2005. № 17−18.
  41. Д. У истоков новой музыки в республиках Советского Востока // Советская музыка. 1971. № 9.
  42. В. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Челябинск, 1997.
  43. Вызго-Иванова И. Новые пути жанра: О сочинениях 1960-х годов для русского народного оркестра ленинградских композиторов // Советская музыка. 1973. № 2.
  44. В. Искусство балалаечников Дальнего Востока. М., 1982.
  45. Jl. Званый балаган // Коммерсантъ Weekend. 2008. 4 апреля.
  46. Л. Производство гармоник и других музыкальных инструментов кустарным путем. СПб, 1910.
  47. Е. Интонационные элементы русской частушки // Советский фольклор: Сб. статей и материалов. № 4−5. М.- Л., 1936.
  48. В. Ансамбли русских народных инструментов в современных условиях // Механизм передачи фольклорной традиции. СПб., 2004.
  49. В. У истоков народной музыки славян. М., 1971.
  50. В. Фольклор в художественной самодеятельности // Фольклор и художественная самодеятельность. Л., 1968.
  51. Т. Балалайка и солянка международного потребления // Портал Культура. 2004. 18 марта.
  52. М. «Терем-квартет»: Фольклор это не мертвая музыка // Деловой Петербург. 2006. 3 марта.
  53. Домра, балалайка: история, теория исполнительства, методика преподавания / Ред.-сост. В. С. Чунин. (Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 147). М., 2000.
  54. А. К 45-летию Русского народного оркестра: О Таллиннском оркестре русских народных инструментов под управлением Г. К. Медведева // Советская музыка. 1951. № 9.
  55. В. «Терем-квартет» // TimeOut Петербург. 2007.8.
  56. Е. Музыканты пошутили второго апреля: 15-й день рождения «Терем-квартета» // Культура. 2002. 11−17 апреля.
  57. М. Ноктюрн Шопена для большой балалайки. «Терем-квартет» в Кремле // Культура. 1998. 14 мая.
  58. А. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. Вып. 1. М., 1969.
  59. А. Методических материал к курсу исполнительства на русских народных инструментах. Вып. 2. М., 1971.
  60. М. История исполнительства на русских народных инструментах: Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. М., 2002.
  61. М. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра. М., 1981.
  62. М. Переложения музыкальной классики в современном репертуаре русского народного оркестра // Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике / Ред.-сост. А.Малинковская. (Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 53). М., 1981.
  63. М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987.
  64. М. Просветительские идеи В.В.Андреева: История и Современность // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюзной научно-практической конференции. Ч. 2. М. 1988.
  65. История русской музыки. В 10-ти т. Т. 1 / Ю.Келдыш. М., 1983.
  66. И. Фамилия композитора — «Терем-квартет» // Росбалт. 2002. 5 января
  67. В., Масляненко Д. В поисках репертуара для народных оркестров // Музыка и революция. 1929. № 7−8.
  68. М. Творческая деятельность В.В.Андреева и его великорусского оркестра // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики / Ред.-сост. А.Малинковская. (Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 24). М., 1976.
  69. В. Скоморохи и скоморошья профессия. СПб., 1995.
  70. В. Скоморохи: инструментоведческий аспект // Вопросы инструментоведения: Сб. реф. Международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения». СПб., 1993.
  71. М. Николай Будашкин. М. 1987.
  72. Ф. К вопросу об исполнении современной музыки для баяна // Вопросы профессионального воспитания баяниста / Отв. ред. Б.Егоров. М., 1980.
  73. А. В мире музыки. 2-е изд. М., 1971.
  74. Лювов-Почепский Л. Производство народных музыкальных инструментов // Пролетарский музыкант. 1930. № 6.
  75. А. Кто в «Тереме» живет? // Агентство культурной информации: Новости культуры российских регионов. Нижний Новгород. 2006. 09 февраля.
  76. Е. Оркестры и ансамбли гармоник. 3-е изд. М.1979.
  77. Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1983.
  78. Е. Русские народные. // Советская музыка. 1985. № 11.
  79. Е. Российские музыканты-самородки. М., 1987.
  80. И. Николай Будашкин и русский народный оркестр // Мартынов И. О музыке и ее творцах. М., 1980.
  81. И. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. Алматы, 2007.
  82. И. Народный музыкальный инструмент и методология его исследования // Актуальные проблемы современной фольклористики. JL, 1980.
  83. И. О взаимодействии традиционных и вторичных форм бытования фольклора в современности // Традиционный фольклор и современность. М., 1978.
  84. И. Отражение специфики инструментария в музыкальной форме народных инструментальных композиций // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л., 1986.
  85. И. Современность и инструментальная музыка бесписьменной традиции // Современность и фольклор. М., 1977.
  86. И. В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии // Методы изучения фольклора. Д., 1983. — С. 54−63.
  87. А. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967.
  88. А. Гармоника: прошлое и настоящее: Научно-исследовательская энциклопедическая книга.
  89. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября (1917−1920) / Ред.-сост. С.Степанова. М., 1972.
  90. Народ // Советский энциклопедический словарь. М., 1984.
  91. Народные музыкальные инструменты // Энциклопедический музыкальный словарь / Авторы-сост. Б. Штейнпресс, И. Ямпольский. 2-е изд. М., 1966.
  92. А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. М., 1978.
  93. Оркестр имени В. В. Андреева / Сост. А. Коннов- автор очерка А.Коннов. Л., 1987.
  94. Павел Нечепоренко: исполнитель, педагог, дирижер / Сост. В.Панин. М., 1986.
  95. Е. Право творить что творят // Оренбургская неделя. 2000. 1 марта.
  96. А. Справочник балалаечника. М., 1977.
  97. А. Балалаечных дел мастер: очерк жизненного и творческого пути С. И. Налимова. Сыктывкар, 1983.
  98. А. Оркестры русских народных инструментов: Справочник. М., 1985.
  99. А. Балалайка. М., 1990.
  100. А. Справочник домриста. Краснодар, 1993.
  101. Н. Аналогов не имеет // Новый город. 2003. 12 декабря. Саров.
  102. А. Сердца четырех // Коммерсантъ Санкт-Петербург. 2001. 28 ноября.
  103. Е. Хулиганствующие виртуозы // Аргументы и факты — Петербург. 2002. 6 марта.
  104. Г. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны // Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. М., 1970.
  105. И. Ближе к народу // Советская культура. 1953. 4февр.
  106. Т. Основы русской народной музыки. М., 1977.
  107. В. Оркестр хора имени Пятницкого. М., 1979.
  108. П. Петербургские оборотни // Ведомости. 2006. 19 мая.
  109. Г. Пути развития исполнительства на русских народных инструментах в Ленинграде в 1917—1941 гг.: Автореф. дис. канд. искусствоведения. JL, 1983.
  110. Н. Танбуровидные музыкальные инструменты // Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний. Вып. 6. СПб., 1905.
  111. Р. Своевременное начинание: Симфонический оркестр народных инструментов в Харькове // Музыкальная культура. 1924. № 3.
  112. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. Т. 4. М., 1956.
  113. Роль оркестров народных инструментов в межэтническом общении / Ред.-сост. М.Имханицкий. (Сборник РАМ им Гнесиных. Вып. 153). М., 1999.
  114. Р. Терем-концепт: Постмодернизм a la rus // Красный. 2003. Ноябрь.
  115. Н. Веселый питерский «Терем-квартет» отмечает юбилей // Вечерняя Москва. 2006. 30 мая.
  116. Садых-заде Г. Тайные источники народной любви // Время МН. 2002. 17 января.
  117. Н. Основы методики обучения игре на домре. М., 1968.
  118. Ф. В.В.Андреев и его оркестр. Л., 1962.
  119. Ф. Русская народная балалайка. М., 1962.
  120. И. Музыкальные инструменты русского народа. СПб., 1909.
  121. . Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959.
  122. В. Из истории народного инструментального исполнительства в Центральной России. Орел, 2000.
  123. В. Андреев и Москва // Народник. 2003. № 2.
  124. Р. О музыкальной самодеятельности // Советская музыка. 1951. № 9.
  125. А. Скоморохи на Руси. СПб., 1889.
  126. А. Гусли. Русский народный музыкальный инструмент. СПб., 1890.
  127. А. Домра и сродные ей танбуровидные инструменты русского народа. СПб., 1891.
  128. . Терем-квартет. Classical // Мир Петербурга. 1998. № 1 (13).
  129. Н. Очерки по истории музыки в России. В 2-х т. Т. 1.М.- Л., 1928.
  130. М. «Терем-квартет»: Бах пришел бы на наш концерт // Новая Сибирь. 2002. 26 июля.
  131. К. Ударники культурного фронта // Клуб. 1933.1.
  132. В. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М., 1985.
  133. А. В.В.Андреев. 2-е изд. М., 1961.
  134. Н. Балалайка и балалаечники // Неделя. 1968. 15сент.
  135. О. Бас-балалайка и ее друг контрабас // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 11 марта.
  136. Н. В.В.Андреев. СПб., 1898.
  137. Ю. История русской домры: На подступах к Новому прочтению // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. трудов. М., 1993. Вып. 2. Ч. 1.
  138. Ю. Воспевший балалайку // Народник. 2000. № 2.
  139. Ю. О «Скоморохах» и многом другом // Народник. 2001. № 3.
  140. Ю. Виктор Акулович и его «Скоморохи». СПб., 2004.
  141. Sachs К. The history of musical instruments. N.-Y., 1940.
  142. Русские страдания по токкате и фуге ре-минор И.С.Баха1. Токката1. ерем Квартет1. Домра малая1. Домра алы оная1. Баян1. Балалайка Контрабас1. П1. Пг1. С.М. лД Л- М- Л- лй^енг г гг да1. Р+Ошвн-ЕтЖл
Заполнить форму текущей работой