Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Удмуртский фольклор: Синкретизм и функциональная специфика жанров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оказалось, что известная поговорка «Из песни слова не выкинешь», в целом верная для русского текста, почти не отвечает художественной природе удмуртской ритуальной песни, где контаминированные мотивы совершенно равнозначны и потому взаимозаменяемы, дублируемы, воспроизводимы в разных объемах и количествах, зависящих как от ситуации, так и от мастерства исполнителей. Воспроизведя отдельный мотив… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. История жанров и фактор синкретизма и функциональности в удмуртском фольклоре
  • L Вопросы историографии
    • 2. Синкретизм жанров в контексте ритуала
  • ГЛАВА II. Магические жанры
    • 1. Заговорно-заклинательная поэзия
    • 2. Песни календарных обрядов
    • 3. Жанровые метаморфозы удмуртских свадебных песен
    • 4. Функция смеха в семейной и календарной обрядности
  • ГЛАВА III. Жанры познавательно-дидактического функционирования
    • 1. Предания (от мифологизма к историзму)
    • 2. Поверья в системе этносоциальной регламентации
    • 3. Приметы как свод практических знаний
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 263 УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 267 БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ Тексты-1. Из творческого наследия К. Герда
  • Тексты-2. Календарно-обрядовые песни 303 Тексты-3. Мотивы свадебных песен рода жениха (сюан) и рода невесты (борысь)
  • Тексты-4. Прощальные песни невесты
  • Тексты-5. Песни молодушки >лирические песни
  • Тексты-6. Мифологические предания
  • Легендарные предания 355 Тексты-7. Мотивы преданий о древнейших насельниках края
  • Мотивы героико-богатырских преданий
  • Мотивы преданий о заселении и освоении края
  • Тексты-8. Свод примет

Удмуртский фольклор: Синкретизм и функциональная специфика жанров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Определение места фольклора в общем контексте духовной культуры народа неразрывно связано с восстановлением деформированных в 30—40-е гг. XX столетия представлений о фольклорной целостности [Генин 1979; Яхин 1980; Гацак 1988, 1993; Аникин 1990; Фольклор 1991; Каргин 1997]. Эта задача, в свою очередь, невыполнима без выделения и описания жанрового состава фольклора отдельного народа, поскольку лишь употребление типологически общих названий не может в полном объеме дать правильного представления о содержании и формах конкретных произведений, а «прокрустово ложе» выработанных схем — о репертуарном многообразии. Основные проблемы, с которыми исследователь сталкивается при описании репертуара национального фольклора, — неоднозначное определение самого фольклора, механическое заимствование систематизирующих принципов литературоведения, стремление создать глобальную «систему всех времен и народов» вне конкретно-исторических и этнических реалий. Современная отечественная фольклористика наконец-то возвращается к естественным структурам мировосприятия и теоретико-методологическому наследию российских фольклористов конца XIX — нач. ХХвв., конструктивные идеи которых в силу ряда известных обстоятельств не были в полной мере востребованы в нашей стране, но разрабатывались за рубежом в 60 — 70-е гг. [Ben-Amos 1971; Abrahams 1971, 1976; Austerlitz 1976; Honko 1976, 1989; Pentiksir^n 1976] и интенсивно наверстывает упущенное, вводя в научный оборот искусственно отторгнутые разделы духовного богатства народов России [Круглов 1984; Мухоплева 1987; Каскабасов 1989; Никифоров 1990; Салмин 1994].

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является определение системной целостности удмуртского фольклора в исторической ретроспекции и перспективе. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решаются следующие основные задачи:

1) определение репертуарного многообразия жанров удмуртского фольклора, их статуса и соотношения с учетом функциональной предназначенности и сопряженности с ритуалом;

2) раскрытие семантики терминологической лексики, отражающей нюансы жанровой системы и ее состояния на разных этапах исторического развития;

3) выделение минимальной структурно-семантической единицы, которая может быть универсальным ключом к раскрытию художественных особенностей различных жанров и поможет постичь механизм их «самопорождения» и дальнейшего развития;

4) анализ и характеристика ранее не исследованных жанров удмуртского репертуара (заговорно-заклинательная поэзияритуальные песни календарных и семейных обрядовповерьямифологические, легендарные, исторические предания).

Методология и методика. При решении поставленных задач из комплекса методов прежде всего использовался историко-генетический подход в сочетании с ретроспективным анализом и реконструкцией, а также сравнительно-исторический и культурологический методы в сочетании с методами «включенного наблюдения» и «экспертных оценок», традиционный экспедиционно-полевой метод. Такой подход позволил наиболее плодотворно исследовать вопросы генезиса и эволюции жанров, рассматриваемых в системной целостности 1£В сопоставлении с фольклором разных народов, а также раскрыть сущностные характеристики национального фольклора как феномена духовной культуры, раскрывающего особенности и закономерности мировосприятия народа на вербальном уровне.

Степень изученности, литература и источники. История выявления жанров в удмуртской фольклористике насчитывает немногим более 100 лет и, с определенной долей условности, может быть соотнесена со следующими хронологическими рамками:

I. Дореволюционный этап (конец XIX — начало XX в.) — Б. Гаврилов, Н. Первухин, Г. Верещагин, Т. Аминофф, Б. Мункачи, Ю. Вихманн;

II. 1920 — 1940;е гг. XX в. — К. Герд, М. Петров, И. Дядюков;

III. 1950 — 1970;е гг. — А. Клабуков, Н. Кралина, П. Поздеев, Д. Яшин, П. Домокош, А. Голубкова. И. Травина;

IV. 1980 — 1990;е гг. — В. Кельмаков, Р. Чуракова, М. Слесарева, Л. Дол-ганова, Г. Шушакова, И. Нуриева, М. Ходырева, Е. Бойкова, М. Хрущева.

В течение исследуемого времени удмуртская фольклористика складывалась из двух направлений: стихийно-эмпирического и заданно-теоретического. К сожалению, их симбиоз никогда не был паритетным: в зависимости от «социальной погоды» преобладало то или другое направление. Немногочисленные, порой единичные, представители науки были не в состоянии совместить полевую и архивную работу с теоретическим анализом фольклора в его жанровом богатстве и целостности. Долгое время (40 — 70-е гг.) фольклористика вынуждена была довольствоваться отдельными статьями с описанием «дозволенного» жанра или пропагандой адаптированного песенно-сказочного репертуара. Лишь в конце 70-х гг. удалось наладить планомерную архивную и полевую работы в целях дальнейшего текстологического сопоставления и анализа, сравнения существующих локальных вариантов. И только в 90-х гг. народной традиции были «возвращены» ее наиболее самобытные архаические формы, появилась возможность объективно апеллировать к источникам XIX в.

Данная работа является результатом многолетних наблюдений (более 20 лет) над живой традицией, сопоставления активных и пассивных видов народного репертуара в условиях полевых экспедиций (начиная с 1972 г.) практически во всех районах Удмуртии и у локальных групп удмуртов, живущих за пределами республики (Агрызский и Балтасинский районы.

Татарстана, Татышлинский и Калтасинский районы Башкортостана, Куе-динский район Пермской области, Слободской и Унинский районы Кировской области, Красноуфимский район Свердловской области). Использованы материалы Научного архива Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, рукописного фонда факультета удмуртской филологии Удмуртского государственного университета, филологического факультета Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко, Малмыжского краеведческого музея, Фонограмархива ИРЛИ (Пушкинский дом), Научного архива Финно-угорского Общества (Финляндия).

Научная новизна работы. В отличие от традиционного подхода, когда описывался или анализировался тот или иной жанр фольклора, взятый в отдельности, здесь впервые удмуртский фольклор рассмотрен как целостная система, характеризующая традиционное мировоззрение удмуртского этноса, неотъемлемая часть народной культуры. Опираясь на опыт своих предшественников, учитывая требования и достижения современной науки, автор через призму отдельных жанров удмуртского репертуара, их генезиса и эволюции стремился воссоздать общую картину вербальной сферы духовной культуры. В результате многопланового анализа материала и выделения основополагающего «модуля» — поэтического слова, сопряженного с ритуалом и мифологическим сознанием, кажется, удалось избежать господствующего литературоведческого родового деления и выявить три основных собственно фольклорных блока жанров: магические, познавательно-дидактические, развлекательно-игровые. На основе характеристики отдельных жанров автор показывает, как восприятие поэтического слова по этим трем параметрам-функциям предопределяет сущность и структуру и художественного образа, и жанра в целом.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы позволяют ввести удмуртский фольклор в.

Результаты исследования автор регулярно докладывал на различных региональных, всесоюзных, всероссийских и международных конференциях и конгрессах: среди них VI и VIII конгрессы финно-угроведов (Сыктывкар, 1985; Ювясюоля, 1995) — XVII Всесоюзная финно-угорская конференция (Ижевск, 1987) — Всесоюзная конференция «Устные и письменные традиции в духовной культуре народа» (Сыктывкар, 1990), I Всероссийская научная конференция финно-угроведов (Йошкар-Ола, 1994) — Всероссийская конференция «Духовная культура: Проблемы и тенденции развития» (Сыктывкар, 1994) — Международные конференции и симпозиумы «Традиционные верования сегодня» (Тарту, 1990), «Традиционные культуры и среда обитания» (Москва, 1992), «Народная культура и идентитет» (Йоэн-суу, 1994), «Этнохореология в контексте традиционной культуры» (Сегед, 1996).

В структурно-композиционном плане диссертация состоит из введения, трех глав, заключительного раздела и приложения. В раздел «Приложения» включен проанализированный в ходе теоретического исследования корпус источников, являющийся органической принадлежностью глав и предоставляющий возможность следовать логике рассуждения, поскольку некоторые опубликованные источники давно стали библиографической редкостью (Б. Гаврилов, Н. Первухин, Т. Борисов, К. Герд) или подчинены узкоспециальным задачам диалектологического описания удмуртского языка (Ю. Вихманн, Б. Мункачи, В. Кельмаков) — кроме того, по отдельным жанрам до сих пор не было текстовых публикаций вообще, другие зафиксированы автором в поле относительно недавно и пока представляют собой лишь рукописный материал в Научном архиве Удмуртского ИИЯЛ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа была задумана как определенный итог наблюдений над бытованием конкретной устно-поэтиченской традиции в ее эволюции, некоторой типологизирующей систематики и в сравнительном сопоставлении. Анализ содержания и структуры жанров, до сих пор не получивших должной характеристики и оценки (ритуальные календарных и семейных обрядов, исторические предания), определения их места в общенациональном репертуаре, этимологические экскурсы терминологической лексики, отражающей нюансы жанровой системы и ее состояние на разных этапах исторического развития, помогли выявить этническую специфику и типологию генезиса вербальных форм, их самоопределения и выделения из синкретического состояния ритуала, сохраняющего жанры не только как художественно-образную стихию, но как мировоззренческую целостность, особый раздел духовной культуры народа. И потому в большей степени внимание было сосредоточено на тех сторонах жанров, которые были связаны с ритуальной практикой непосредственно и магическая функция которых выступает на первый план, определяя специфику архаического искусства, его художественную природу, генетически связанную «с мифологическим типом мышления, с мифологичностью самого поэтического слова, поэтической речи» [Мелетинский 1994: 95]. Реликтовые мифологические черты фольклорных образов и поэтических формул отмечены почти в каждом рассмотренном жанре, в отдельных случаях, например в свадебной поэзии, прослежена также их эволюция и связанная с нею трансформация жанровых видов.

Соотнесенность с видами магии как одной из главных черт древних форм религии оказалась определяющей и при систематизации свода назиданий и табу — правил, осуществляющих регулятивную роль в жизнедеятельности общины и формирующих, в отличие от примет как свода практических знаний, особый жанр — поверья, с помощью которых архаическое сознание сформулировало опосредованные закономерности биоэнергетических взаимоотношений человека и природы. Видами же магии оказались обусловлены и жанровые разновидности заклинаний: от молитвенных обращений-просьб до детских закличек.

Магическая функция раскрывает также ритуальную природу смеха как универсальной категории культуры, который разрабатывает синонимически равнозначные атрибутивные, поведенческие, вербальные «тексты» в рамках календарных и семейных обрядов.

Одной из главных задач была попытка найти минимальную структурно-семантическую единицу, которая была бы универсальным ключом к раскрытию художественных особенностей различных жанров. Творческое осмысление выводов современных исследователей как в области теории, так и практики анализа художественных констант [Криничная 1978,.

1987;Кербелите 1980; Круглов 1982;Путилов 1993; Кудияров 1994; СелиЩ ванов 1994] позволило увидеть корпус имеющихся текстов различной жанровой этиологии с точки зрения их минимальной морфологической единицы — мотива. Для удмуртского фольклора такой путь представляется особенно продуктивным, так как многие жанры оказываются уязвимыми с позиций сюжетных схем (сказки, песни) и каждый раз требуют оговорок при составлении указателей [Яшин 1967; Шушакова 1990] или анализе содержания. Наблюдение за бытованием жанров приводит к мысли о том, что импровизация до сих пор играет очень существенную роль в формировании текстов, и ведущим оказывается не опыт воспроизведения некогда заученного текста с некоторыми изменениями в образах или грамматических формах, и даже не сюжет и не повторение каких-либо клише, а комбинация неких устойчивых в народном сознании модулей, отражающих представление о феномене фольклорного текста и его функциях.

Оказалось, что известная поговорка «Из песни слова не выкинешь», в целом верная для русского текста, почти не отвечает художественной природе удмуртской ритуальной песни, где контаминированные мотивы совершенно равнозначны и потому взаимозаменяемы, дублируемы, воспроизводимы в разных объемах и количествах, зависящих как от ситуации, так и от мастерства исполнителей. Воспроизведя отдельный мотив единожды (например, в качестве «репетиции» для магнитофонной записи), исполнители отказывались повторять его еще раз, апеллируя к тому, что это они уже пели, а при настоятельной просьбе исполняли, с их точки зрения, то же самое, но на самом деле — совершенно новый вариант. Такая ситуация типична и с музыкальными, и с вербальными текстами, которые, как ни странно, не теряют своей художественной ценности при явно усеченных формах: смысл ритуальной песни с одним мотивом оказывался равнозначным варианту с комбинацией нескольких.

Сходная ситуация наблюдается и в волшебных сказках. Большая часть архивных материалов совершенно непригодна для публикации по причине немыслимых сюжетных ходов или вообще отсутствия таковых и поражающих невероятным сочетанием отрывков разностадиальных текстов, порожденных архаическими стереотипами создания фольклорного произведения. Понять эти тексты возможно только при выявлении включенных в них мотивов и соотнесении с другими несказочными прозаическими жанрами и с верованиями. Возможность появления подобных структур объясняется не художественной безвкусицей их создателей, не разрушением некогда существующих «полных» и «понятных» текстов, а закономерностями контаминирования имеющихся мотивов, работа по выделению и объяснению которых еще предстоит.

Анализ текстов с точки зрения выявления имеющихся в них мотивов позволил по-новому взглянуть на, казалось бы, уже исследованный жанр преданий, выделить в нем разные виды (мифологические, легендарные, исторические), уточнить и углубить выдвинутые ранее выводы о наличии.

266 мотивов в последних и расширить их тематический круг (циклы «О древнейших насельниках края», «Героико-богатырский», «О заселении и освоении края»). Проведенная систематизация и номинация мотивов поможет в дальнейшем выявлению новых текстов и, возможно, введению корпуса удмуртских преданий в систему международных указателей.

Тема, естественно, не исчерпана, более того, открываются все новые грани проблемы, новые перспективы исследования. И так — автор надеется — будет продолжаться до тех пор, пока есть возможность фиксировать все новые и новые варианты фольклорных произведений. Пока есть народ, помнящий и вспоминающий свое Сокровенное Слово.

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Д. Удмуртское стихосложение. Ижевск: УИИЯЛ УрО Академии наук СССР, 1992. 151 с.
  2. А. Ю., Петрухин В. Я., Хелимский Е. А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов // Балто-славян-ские исследования 1981. М.: Наука, 1982. С. 162−192.
  3. В. И. Этимологический словарь удмуртского языка- А — Б. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1988. 240 с.
  4. А. А. Верхнечепецкие говоры // Образцы речи удмуртского языка. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1982. С. 91−105.
  5. Е. А. К вопросу о синкретизме музыкального фольклора обских угров // Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров. Таллин: Ээсти раамат, 1986. С. 22—27.
  6. А. И. Жанрово-исторические разновидности героического эпоса адыгских народов // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. М.: Наука, 1980. С.228—247.
  7. В. П. О нерешенных вопросах в истории русского фольклора / / Вестн. МГУ. 1990. Сер.9: Филология. № 3. С. 19−25.
  8. М. Г. Граховские говоры южноудмуртского наречия // Материалы по удмуртской диалектологии. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1982. С. 45−96.
  9. М. Г. Удмуртская ономастика: Этнонимика, топонимика, антропонимика. Ижевск: Удмуртия, 1988. 168 с.
  10. М. Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск: Удмуртия, 1997. 248 с.
  11. Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья. М.: Наука, 1981. 144 с.
  12. Р. Г. Семантическая структура и происхождение терминов вокальной музыки в татарском языке // Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья: Вопросы теории и истории. Казань: Казанский филиал АН СССР, 1989. С. 71−78.
  13. С. Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда : Этнографический очерк. Казань, 1895. С. 1—34.
  14. А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд: Тез. докл. М., 1985. С. 5−9.
  15. А. К. Коды обряда и их взаимодействие // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. М., 1988. 4.1. С. 139−145.
  16. А. К. Ритуал: между биологическим и социальным // Фольклор и этнографическая действительность. СПб: Наука, 1992. С. 18−28.
  17. В. Н. Албасты // Историко-этнографические исследования по. фольклору. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1994. С.49−76.
  18. М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. 527 с.
  19. В. А. Качественная определенность фольклорной традиции // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. М., 1988. 4.1. С. 21−23.
  20. Л. Городище"Кладовая веретея" // Изв. Сарапульского земского музея. Сарапул, 1913. Вып.З. С. 57−60.
  21. Л. Разведки и раскопки, произведенные Л. А. Беркутовым по поручению Сарапульского земского музея в 1910 г. // Изв. Сарапульского земского музея. М., 1914. Вып.4. С. 35—96.
  22. Т. А. Плач в его отношении к жизни и смерти: (Восточнославянская традиция и балтские параллели) // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд: Тез. докл. М., 1985. С. 12−14.
  23. Т. А. Свадебный плач в обрядовой культуре восточных славян (XIX — начало XX в.) // Русский Север: Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. М.:Наука, 1986. С. 82—100.
  24. Н. В. Башкирская система родства. М.: Наука, 1981. 124 с.
  25. Т. А. Роль поэтических текстов в формировании песенной структуры адыгских народных песен // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. М., 1988. Ч. I. С. 98−100.
  26. П. Очерки религиозных представлений вотяков // ЭО. 1890. Кн. 4. № 1. С.116−163- Кн.6. № 1. С. 77−109- Кн.7. № 4. С. 42−70.
  27. П. Материалы для изучения народной словесности вотяков // ЭО. 1892. № 4. С. 171−177.
  28. Е. Б., Владыкина Т. Г. Песни южных удмуртов: Материалы исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. Вып.1. 191 с. (Удмуртский фольклор).
  29. Т. Изгнание шайтана у вотяков // Живая старина. Петроград, 1914. Вып. 3−4. С.395—399.
  30. И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской, Вятской губерний // ИОАИЭ. Казань, 1906. Т. 22, вып.5.
  31. Ватка, но Калмез: Удмурт легендаос, но преданное / Н. П. Крапина, П. К. Поздеев. Ижевск: Удмуртия, 1971. 163 с.
  32. H. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978. 237 с.
  33. Т.Е. (I) Вотяки Сосновского края. СПб, 1886. 219 с.
  34. Т. Е. (II) Вотяки Сарапульского уезда. СПб, 1889. 199 с.
  35. Г. Е. (III) Образцы произведений устной словесности вотяков // Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 год. Вятка, 1896. С.38−85.
  36. Т. Е. (IV) Старые обычаи и верования вотяков // ЭО. 1909. № 4. С. 37−78.
  37. Г. Е. (V) Знахарство в Вятской губернии // Календарь Вятской губернии на 1910 г. Вятка, 1909. С. 80−92.
  38. Г. Е. (VI) Вотяки и их произведения устной словесности // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1911 г. Вятка, 1910. С. 42−57.
  39. Г. Е. (VII) К этнографии вотяков Прикамского края. Ч. 1// Изв. Сарапульского земского музея. Сарапул, 1912. Вып. 2. С. 13—36.
  40. Г. Е. (VIII) К этнографии вотяков Прикамского края. 4.2 // Изв. Сарапульского земского музея. Сарапул, 1913. С. 1−33.
  41. Т. Е. (IX) К этнографии вотяков Прикамского края. Ч. 3: Сказки и легенды // Изв. Сарапульского земского музея. М., 1914. Вып. 4. С. 105−156.
  42. Веселовский А,. Н. Историческая поэтика. Л.: Худож. лит., 1940. 648 с.
  43. JI. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. 256 с.
  44. Л. Н. Календарные «проводы» как Rites de Passage // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд: Тез. докл. М., 1985. С. 23−26.
  45. В. Е. К вопросу о дохристианских верованиях удмуртов // Зап. УдНИИ. Ижевск, 1970. Вып.22. С. 141−162.
  46. В. Е. Аграрные культы удмуртов // Ежегодник этнографического музея, XXXII. Таллин, 1981. С. 146−160.
  47. В. Е., Перевозчикова Т. Г. К семантике и эволюции некоторых образов удмуртской мифологии и фольклора: (В связи с проблемами этногенеза и этнической истории)// Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов: НИИ при СМ УАССР, 1987. С. 164−189.
  48. В.Е., Перевозчикова Т. Г. Годовой обрядовый цикл удмурте-кой общины «бускель» (материалы к народному календарю) // Специфика жанров удмуртского фольклора. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1990. С. 4496.
  49. В. Е., Христолюбова JI.C. История этнографии удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1984. 144 с.
  50. В. Е., Чуракова Р. А. Обряд «йыр-пыд сётон» в поминальном ритуале удмуртов // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. Таллин: Ээсти раамат, 1986. С. 108−133.
  51. В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.
  52. В. Е. Неоязычество удмуртов: современное состояние и перспективы // Второй международный конгресс этнографов и антропологов: Резюме докладов и сообщений. Уфа: Восточный университет, 1997. Ч. 2. С. 104−105.
  53. Т. Г. Проблемы генезиса и эволюции жанров в удмуртской фольклористике // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа: Тез. докл. Сыктывкар, 1990. С.23—24.
  54. Т. Г. Удмуртские поверья в системе этносоциальной регламентации // Традиционное поведение и общение удмуртов: Сб. ст. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. С. 126−170.
  55. Т. Г. Структурно-композиционные ряды и образная природа удмуртских заклинательных текстов // Вестн. Удм. ун.-та. 1994. № 7.
  56. Т. Г. Опыт создания альтернативной программы по удмуртскому фольклору для вузов и школ республики // Узловые проблемы современного финно-угроведения: Материалы I Всерос. науч. конф. фин-но-угроведов. Йошкар-Ола, 1995 (1). С. 430—433.
  57. Т. Г. Примечания // Верещагин Г. Е. Собр. соч.: В 6 т. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995 (2)Л. 1: Вотяки Сосновского края. С.217−218, 221, 223, 228−230, 233−236.
  58. Т. Г. Примечания // Верещагин Г. Е. Собр. соч.: В 6 т. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. Т. 2: Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии. С.184—192.
  59. . Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний. Казань, 1880. 190 с.
  60. . Поверья, обряды и обычаи вотяков Мамадышского уезда, Урясь-Учинского прихода // Тр. IV Археологического съезда в России. Казань, 1891. Т.2. С. 80−156.
  61. В. М. Фольклор и общество. Новые взаимоотношения на исходе XX столетия // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюз. науч.-пракг. конф.: В 2 ч. М., 1988. 4.1. С. 5—6.
  62. В. М. Герменевтика фольклорной традиции // Традиционные культуры и среда обитания: Тез. I Междунар. конф. М., 1993. С. 13—14.
  63. И. Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990. 232 с.
  64. Л. Е. Отражение фольклора в библиотечно-библиографических классификациях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1979.
  65. К. Зэрпалъёс // Гудыри. 1919 (1). 22 февр.
  66. К. Инъёс // Гудыри. 1919 (2). 15 сент.
  67. К. Малмыж удмуртъёслэн кырзанъёссы. 1920. 14 с.
  68. К. Удмурт кырзанъёс: Сб. революционных и народных песен. М.: Центр, изд-во народов СССР, 1924. Кн.1. 66 с.
  69. К. Суоми (финн) кыл сярысь, но удмурт кыл сярысь // Кенеш. 1926 (1). № 3−4. С. 37−41.
  70. К. Вотяк в своих песнях // Вотяки: Сб. по вопросам экономики, быта и культуры вотяков. М.: Центр, изд-во народов СССР, 1926 (2). Кн. 1. С.17−40.
  71. К. Пословицы и поговорки вотяков // Вотяки. М., 1926 (3). С. 4961.
  72. К. Удмурт кырзанъёс: Революционные и удмуртские народные песни: Сб. 1-й. 3-е изд. Ижевск: Удкнига, 1927. 113 с.
  73. К. Выль удмурт кылъёс // Кенеш. 1928. № 13. С. 19—21.
  74. К. Калыккылос книгаёс // Кенеш. 1929 (4). № 5. С.40−41.
  75. A.B. Татышлинский диалект I// Материалы по удмуртской диалектологии. Ижевск: УдНИИ при СМ УАССР, 1981. С. 97−102.
  76. Е. В., Эвалъд 3. В. Удмуртские народные песни. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1989. (Памятники культуры. Фольклорное наследие). 84 с.
  77. Г. А. Обряд молодежного гостевания «ныл брага» в календарном цикле удмуртов // Eksitaja: Pro Folkloristica III: Тез. конф. молодых исследователей. Tartu, 1995. С. 11−12.
  78. А. Н. Удмуртская песня в календарном обрядовом цикле // Вопр. искусства Удмуртии. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1976. С. 134 157.
  79. Гришкина (Сысоева) М. В. Из истории развития здравоохранения в Удмуртии в XVII первой половине XIX в.// Вопр. истории культуры Удмуртии. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1984. С. 24−41.
  80. А. ВТерновская О. А., Толстая С. М. К характеристике ритуальных форм речи у славян // Структура текста 81: Тез. симпозиума. М., 1981. С.47—48.
  81. У. Б. Этническое и эпическое в фольклорных памятниках древности // Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования. М.: Наука, 1991. С. 39−47.
  82. Т. П. Мокша- и эрзя-мордовские свадебные обряды, песни: Уровни общности, субэтническая специфика. Восточнофинно-угорс-кий контекст: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Йошкар-Ола, 1994. 82 с.
  83. Л.Н. Удмуртский детский фольклор // Песенки, потешки, считалки, дразнилки / Сост. Л. Н. Долганова. Ижевск: Удмуртия, 1981. 131 с. (Удмуртский фольклор).
  84. Л. Н., Морозов И. А., Минасенко Е. Н. Игры и развлечения удмуртов: История и современность. М., 1995. (Библ.российского этнографа). 312 с.
  85. Е. А. О специфике интонирования обрядовых напевов в связи с их формой // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. М., 1988. Ч. 1. С. 101—103.
  86. . Скифы и нарты/ Сокр. пер. с франц. А. 3. Алмазовой- Послесл. В. И. Абаева. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1990. 229 с.
  87. А. И. Курс по этнографии вотяков. Казань, 1921.Вып.З. 152 с.
  88. В. И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. 207 с.
  89. Ф. К. Об удмуртском эпосе // Зап. УдНИИ. Ижевск, 1970. Вып.21: Филология. С.239−247.
  90. Ф. К. Удмуртский поэт и ученый: Очерк. Ижевск: Удмуртия, 1988. 264 с.
  91. . Б. Севернорусская причеть. Междуречье Сухоны и Юга и верховья Кокшенги (Вологодская область). М.: Советский композитор, 1980. 392 с.
  92. . Б. Свадебные песни и причитания как один из кодов ритуала // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. М., 1988. 4.1. С. 152−154.
  93. В. М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 723 с. (Избранные труды).
  94. А. В. Население берегов Камы в далеком прошлом // По следам древних культур. От Волги до Тихого океана. М.: Наука, 1954. 326 с.
  95. Л. Е. Говоры удмуртов Вавожского и Увинского районов // Образцы речи удмуртского языка. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1982. С.60—72.
  96. А. Г. Глоссарий припевных слов и диалектных слов и выражений, встречающихся в сборнике, и некоторые комментарии к ним // М. Г. Ходырева. Песни северных удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. Вып.1. С. 109—114. (Удмуртский фольклор).
  97. М. Г. Чепецкие древности. Устинов: Удмуртия, 1985. 114 с.
  98. М. Г. Истоки удмуртского народа. Ижевск: Удмуртия, 1994. 192 с.
  99. Л. М. Ряженье в свете народной терминологии: (На материале русской традиции) // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. М., 1988. 4.1. С.120—121.
  100. Л. М. Ряженье в русской традиционной культуре. Петербург: Рос. ин-т истории искусств, 1994. 236 с. ,
  101. Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков (семи-тохамитский, картвельский, индоевропейский, уральский, дравидийский, алтайский): Введение. Сравнительный словарь (Ъ —). М.: Наука, 1971.
  102. Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков (семи-тохамитский, картвельский, индоевропейский, уральский, дравидийский, алтайский). Сравнительный словарь (1 — у). Указатели. М.: Наука, 1976.
  103. . И. Говор села Юски // Образцы речи удмуртского языка. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1982. С.106−115.
  104. Л. В. Философия смеха. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1996. 224 с.
  105. А. С. О фольклоре и фольклористике: (Полемические заметки) // Живая старина. 1 997. № 4. С.24−26.
  106. А. М. Древние музыкальные инструменты: (К этнографическому изучению) // Истоки искусства Удмуртии. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1989. С. 17−20.
  107. С. А. Жанры казахской народной (несказочной) прозы: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1989. 48с.
  108. В. К. Образцы удмуртской речи: Северное наречие и срединные говоры. Ижевск: Удмуртия, 1981 (1). 300 с.
  109. В. К. Кырыкмасские говоры III // Материалы по удмуртской диалектологии: Образцы речи. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1981 (2). С. 137−148.
  110. В. К. Слово о Бернате Мункачи, исследователе удмуртов // Венгерские ученые и пермская филология. Устинов: НИИ при СМ УАССР, 1987. С. 12−24.
  111. В. К. Образцы удмуртской речи 2: Срединные говоры. Ижевск: УИИЯЛ УрО СССР, Удм. гос. ун-т, 1990 (1). 368 с.
  112. В. К. О составлении и издании полного академического свода удмуртских куриськонов // Устные и письменные традиции в духовной культуре народа: Тез. докл.: Народная культура. Фольклор. Общество. Сыктывкар, 1990 (2). 4.1. С. 36−37.
  113. В. К. Проблемы современной удмуртской диалектологии в исследованиях и материалах. Ижевск: Изд-во УдГУ, 1992. 177 с. (Удмурт вераськетьёс I).
  114. . П. Методика описания структур и смысла сказок и некоторые ее возможности // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. М.: Наука, 1980. С. 48−100.
  115. К изучению жизни и творчества Кузебая Герда: Сб. ст./ Отв. ред. В. М.
  116. Ванюшев. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1988. 136 с.
  117. А. Н. Пословицы и поговорки удмуртского народа // Зап. Уд-НИИ.Ижевск, 1950. Вып.13. С. 74−104.
  118. А. Н., Крапина Н. П. Удмурт калык выжыкылъёс / Сост. А. Н. Клабуков, Н. П. Кралина. Ижевск: Удмуртгосиздат, 1954. 168 с.
  119. У. С. Поэзия печали: Карельские обрядовые плачи. Петрозаводск: Карельский науч. центр РАН, 1992. 296 с.
  120. X. Г. Трансформация заимствованного сюжета : (По материалам эпоса народов Ближнего Востока и Средней Азии) // Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977. С. 106−125.
  121. В. Быт вотяков Сарапульского уезда Вятской губернии. Казань, 1881. 44 с.
  122. Н. П. Загадки удмуртского народа // Зап.УдНИИ. Ижевск, 1954. Вып. 16. С. 123−194.
  123. Н. П. Сказки удмуртского народа // Сто сказок удмуртского народа / Сост. Н. П. Кралина. Ижевск: Удм. кн. изд-во, 1960. С. 3−36.
  124. Н. П. Удмурт калыклэн пословицаосыз, но поговоркаосыз // Удмурт калык пословицаос, поговоркаос / Дасяз Н. П. Кралина. Ижевск: Удм. кн. изд-во, 1961. С. 3—22.
  125. Н. П. Удмурт калык легендаос, но преданное // Ватка, но Кал-мез / Сост. Н. П. Кралина, П. К. Поздеев. Ижевск: Удмуртия, 1971. С. 3−12.
  126. Н. П. Сокровенное слово удмуртского народа // Удмуртские народные сказки. 2-е изд., доп./ Сост. и перев. Н. П. Кралиной. Ижевск: Удмуртия, 1976. С. 3−18.
  127. Н. А. О принципах отбора и систематизации .преданий // Северные предания: (Беломорско-Обонежский регион) / Изд. подгот. Н. А. Криничная. М., 1978. С. 3—23.
  128. Н. А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. Л.: Наука, 1987. 228 с.
  129. Н. А. К проблеме структуры фольклорного вербального текста // Фольклор: Проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Все-союз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. М., 1988 (1). 4.1. С. 81−82.
  130. Н. А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа. Л.: Наука, 1988 (2). 192 с.
  131. Кротов 3. Удмуртско-русский словарь. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995. (Памятники культуры Удмуртии: Лингвистическое наследие- Памятники удмуртской филологии I). 308 с.
  132. Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1982. 272 с.
  133. Ю. Г. Русские обрядовые песни: (классификация, поэтика, вопросы истории): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1984. 41 с.
  134. А. В. Художественная образность: опыт систематизации и толкования // Фольклор. Проблемы тезауруса. М.: Изд-во «Наследие», 1994. С. 84−123.
  135. Кубыз: Удмурт крезьёс (гуръёс). Ожкар: Удкнига, 1925. 42 с.
  136. Кузебай Герд и удмуртская культура: Сб. ст. / Отв. ред. А. Г. Шкляев. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1990. 184 с.
  137. А. И., Казакевич О. А., Иоффе Л. Ю., Хелимский Е. А. Очерки по селькупскому языку: Тазовский диалект: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1993. 196 с.
  138. С. Н. Удмуртские традиционные музыкальные инструменты. Ижевск: Центр нар. тв-ва Мин-ва культуры УР, 1994. 29 с.
  139. Н. А. Наследие выдающихся карельских рунопевцев и «Калевала» // «Калевала» — памятник мировой культуры. Петрозаводск: Карелия, 1986. С. 56−62.
  140. В. Вопросы психобиологии музыки // Советская музыка. 1966. № 8. С. 7−43.
  141. Г. А. Понятие «кода» в исследовании обряда // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез.Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. М., 1988. 4.1.
  142. Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.: Наука, 1984. 261 с.
  143. Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л.: Наука, 1976. 204 с. (Из истории мировой культуры).
  144. П. Н. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до конца XIX в. СПб, 1899. 334 с.
  145. В. И., Гуляев Е. С. Краткий этимологический словарь коми языка. М.: Наука, 1970. 385 с.
  146. В. Молитвенный обряд у глазовских вотяков // Вотяки: Сб. по вопросам экономики, быта и культуры вотяков. М., 1926. Кн. 1. С.73—76.
  147. . Магия, наука и религия: (фрагменты из книги) // ЭО. 1993. № 6. С. 103−114.
  148. Е. М. Поэтическое слово в архаике // Историко-этногра-фические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти Сергея Александровича Токарева. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1994. С. 86−109.
  149. А. К. Эпические формы коми фольклора. Л.: Наука, 1973.256 с.
  150. И. С. Болезни и способы их лечения по верованиям и обычаям казанских вотяков // Вотяки: Сб. ст. по вопросам экономики, быта и культуры вотяков. М., 1926. Кн.1. С. 41−48.
  151. Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980. Т.1- 1982. Т. 2.
  152. М. Краткой отяцкия грамматики опыт: Фотокопия. 1786. РФ УИИЯЛ, д. 187.
  153. И. А., Слепцова И. С. Свидание с предком: (Пережиточные формы ритуального брака в святочных забавах ряженых) // Секс и эротика в русской традиционной культуре / Сост. A. Л. Топорков. М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1996. С. 248−304.
  154. С. Д. Якутские народные обрядовые песни. Система жанров: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1987. 16 с.
  155. В. В. Как Вукузё стал создателем суши: Удмуртский миф о сотворении земли и древнейшая история народов Евразии. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1993. 159 с.
  156. В. О «древнетюркских» заимствованиях в удмуртском языке // Финно-угроведение. 1995. № 3−4. С. 38−50.
  157. В. В. Из удмуртской мифологии: Этимологические этюды // Пермистика 4: Пермские языки и их диалекты в синхронии и диахронии: Сб. ст. Ижевск: Удм. ун-т, 1997. С. 116—125.
  158. В. В., Белых С. К. Удмуртский Кылдысин — мансийская Калтась: истоки параллелизма // Культурно-генетические процессы в Западной Сибири. Томск, 1993. С. 173—174.
  159. Л. Г. К семантике пестрого в балто-славянском //, Этимология. М.: Наука, 1986. С. 150−156.
  160. Л. Г. Пестрое в балто-славянском: семантика и типология // Фольклор и этнографическая действительность. СПб: Наука, 1992. С. 88−100.
  161. О. Р. К вопросу о классификации народных легенд // Устные иписьменные традиции в духовной культуре народа / Тез. докл.: Ч. I: Народная культура. Фольклор. Общество. Сыктывкар, 1990. С. 61—62.
  162. Г. А. Народные знания // Удмурты: Историко-этно-графи-ческие очерки. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1993. С. 254−256.
  163. Г. А. Народная педагогика удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1997. 136 с.
  164. В. М. Якутские народные предания: Историческое развитие и художественные особенности: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. М., 1990.
  165. Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: (Опыт сопоставления структур). М.: Гл. ред. вост. лит., 1984. 304 с.
  166. И. М. Некоторые особенности музыкально-песенного фольклора удмуртов Кукморского района ТАССР : Дипломная работа / Казанская гос. консерватория. Казань, 1987. 4.2. 72 с.
  167. И. М. Жанровая система песенного фольклора удмуртов Кукморского района Татарии // Специфика жанров удмуртского фольклора. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1990. С. 106−113.
  168. И. М. Песни завятских удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1995. Вып.1. 232 с. (Удмуртский фольклор).
  169. П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб, 1788. Ч.З.
  170. Н. Г. (I — V). Эскизы преданий и быта инородцев Глазовско-го уезда. Вятка, 1888 -1889. Эскизы I V.
  171. Н. Г. Опыт археологического исследования Глазовского уезда Вятской губернии // Материалы по археологии восточных губерний России. М., 1896. Вып. 2. С. 13−121.
  172. Т. Г. Удмуртские народные загадки: Дис. канд. филол. наук. М., 1980.
  173. Т. Г. Об удмуртской народной загадке // Загадки / Сост.
  174. Т. Г. Перевозчикова. Ижевск: Удмуртия, 1982. С.5—39. (Удмуртский фольклор).
  175. Т. Г. Нижненылгинские говоры // Образцы речи удмуртского языка. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1982. С. 73−90.
  176. Т. Г. Введение // Пословицы, афоризмы, поговорки/ Сост., пер., предисл. и коммент. Т. Г. Перевозчиковой. Устинов: Удмуртия, 1987. С. 5−11. (Удмуртский фольклор).
  177. Т. Г. Приметы и поверья удмуртов о погоде // Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья: Сб. ст. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1989. С.
  178. М. П. Калык кырзанъёс // Удмурт калык кырзанъёс. Ижевск: Удгиз, 1936 (1). 176 с.
  179. М. П., Лужанин A. Map сярысь верало калык кырзанъёс //Удмурт калык кырзанъёс. 2-тй вып.: Сб. удмуртских народных (сюжетных) песен / Сост. М. Петров. Ижевск: Удгиз, 1936 (2). 299 с.
  180. М. П., Дядюков Ив. Удмурт калык кырзанъёс / Сост. Ложкин Ф. А., Петров М. П., Дядюков Ив. Ижевск: Удмуртгосиздат, 1938. 144 с.
  181. М. П. Азькыл //Удмурт калык кырзанъёс / Сост. М. П. Петров. Ижевск: УдНИИ соцкультуры при СНК УАССР, 1939. С. 3−17.
  182. И. Н. К вопросу о жанровом синкретизме удмуртской несказочной прозы // Eksitaja: Pro Folkloristica III. Tartu, 1995 (1). С. 51−56.
  183. И. Н. Полевые материалы фольклорной экспедиции 1995 г.(Малопургинский район Удмуртской Республики). 1995 (2)Ц РФ УИИЯЛ, on. 2Н, д. 530.
  184. Подарок Мункачи / Сост. А. Уваров. Ижевск: Удмуртия, 1Р83. 192 с.
  185. П. К. Удмурт калык кырзанъёс //Жингырты, удмурт кырзан! / Сост. П. К. Поздеев. Ижевск: Удмуртгосиздат, 1960 — 2- е изд. Устинов: Удмуртия, 1987.31 А с.
  186. П. К. Фольклористика // Об исследованиях культуры удмуртекого народа. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1970. С. 58−77.
  187. П. К. Удмуртские фольклористические сведения и материалы в письменных источниках XVIII века // 200 лет удмуртской письменности. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1976. С. 116−119.
  188. П. К. Удмурт писательёслэн песятайзы // Г. Е. Верещагин. Чагыр, чагыр дыдыке: Кылбуръёс, но поэмаос. Ижевск: Удмуртия, 1984. С.3—9.
  189. П.К. К.П. Герд и удмуртская народная песня//К изучению жизни и творчества Кузебая Герда. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1988. С.97−102.
  190. Г. И. У вотяков Елабужского уезда // Изв.ИОАИЭ. Казань, 1884. Т. З: 1880 -1882. С. 189−255.
  191. Г. Н. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. М., 1899. 895 с.
  192. Н. Алнаш районысь топонимической преданное: Дипломная работа / Удм. гос. ун-т. Ижевск, 1981. 42 с.
  193. В. Я. Ритуальный смех в фольклоре: (По поводу сказки о Несмеяне) // В. Я. Пропп. Фольклор и действительность. М.: Гл. ред. вост. лит., 1976. С. 174−204.
  194. . Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895 -1970). М.: Гл. ред. вост. лит., 1975. С. 141−155.
  195. . П. Эпический мир и эпический язык // История, культура, этнография и фольклор славянских народов: IX Междунар. ръезд славистов: Докл. советской делегации. М.: Наука, 1983. С. 170−184.
  196. . Н. Мотив // Восточно-славянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. Минск: Навука i тэхшка, 1993. С. 156—157.
  197. А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Знак и Ритуал. Новосибирск: Наука, 1990. 209 с.
  198. Э. В. Этимологический словарь тюркских языков: (Общетюркские и межтюркские основы на гласные). М.: Наука, 1974. 767 с.
  199. Ф. М. Художественные сравнения в русских народных духовных стихах // Фольклор. Проблемы тезауруса. М.: Наследие, 1994. С. 181−237.
  200. В. А. Варнинский могильник // Новый памятник поломской культуры. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1980. С. 5−135.
  201. М. Т. Сравнительная поэтика обрядовых песен восточных финно-угорских народов: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1984 (1).
  202. М. Т. Общие элементы свадебной и поминальной обрядности // XVII Всесоюзная финно-угорская конференция: Тез. докл.: В 2 ч. Устинов, 1987. 4.2. С. 277−278.
  203. Соколова 3. П. Музыкальные инструменты хантов и манси: (К вопросу о происхождении) // Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров. Таллин: Э^сти раамат, 1986. С. 9−21.
  204. В. ^^Особенности календарных обрядовых песен восточных и южных славян // История, культура, этнография и фольклор славянских народов: IX Междунар. съезд славистов: Докл. советской делегации. М.: Наука, 1983. С. 224−241.
  205. Сочинения, принадлежащие к грамматике вотского языка. СПб, 1775- Ижевск, 1975. 113 с.
  206. А. А. Каталог древностей Вятского края // Календарь Вятской губернии на 1882 г. Вятка, 1881. С. 25−91.
  207. А. А. Археологические разыскания о древнейших обитателях Вятской губернии // Материалы по археологии восточных губерний России, I: Приуральский край. М., 1893. 191 с.
  208. С. А. Сущность и происхождение магии // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований.М., 1959. С. 7−75. (Тр. ин-та этнографии. Т.51. Нов. сер.).
  209. С. М. О семантическом единстве обряда // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюз. науч.-практ.конф.: В 2 ч. М., 1988. Ч. I. С. 146−148.
  210. Н. И. Вербальный текст как ключ к семантике обряда // Структура текста-81: Тез. симп. М., 1981. С. 46—47.
  211. Н. И. Фрагмент славянского язычества: архаический ритуал-диалог // Славянский и балканский фольклор: Этногенетическая общность и типологические параллели. М.: Наука, 1984. С. 5—72.
  212. Н. И. Глаза и зрение покойников в славянских народных представлениях // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд: Тез. докл. М., 1985.
  213. А. Л. Ритуал «перепекания» ребенка у восточных славян // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюз. науч.- практ. конф.: В 2 ч. М., 1988. 4.1. С. 128−130.
  214. А. Эротика в русском фольклоре // Русский эротический фольклор: Песни. Обряды и обрядовый фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки / Сост. и науч. ред. А. Топоркова. М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1995. С. 5−18.
  215. В. Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового дерева» // Тр. по знаковым системам, 5.
  216. Тарту, 1971. С. 9−62. (Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. Вып.284).
  217. В. Н. О некоторых теоретических аспектах этимологии // Этимология 1984. М.: Наука, 1986. С. 205−211.
  218. И. К. Удмуртские народные песни. Ижевск: Удмуртия, 1964. 228 с.
  219. И. Кантеле от земли вепсов до земли сету: Резюме // Музыкальное наследие финно-угорских народов. Таллин: Ээсти раамат, 1977. С. 177−180.
  220. Удмурт калык сказкаос / Дасязы А. Н. Клабуков, М. А. Перевощиков. Ижевск: Удмуртгосиздат, 1940. 107 с.
  221. Удмуртские народные сказки / Сост. А. Н. Клабуков, П. Яшин. Ижевск: Удмуртгосиздат, 1948. 178 с.
  222. А. Н. Художественное своеобразие удмуртской сатиры. Ижевск: Удмуртия, 1979. 132 с.
  223. М. И. Ворцинский говор бесермянского наречия // Образцу речи удмуртского языка. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1982. С. 116−130.
  224. В. В. Поэтика фольклора коми-ижемцев: (Жанр причита-. ния) / Дис.. канд. филол. наук. М., 1992.
  225. Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования / Отв. ред. В. А. Бахтина, В. М. Гацак. М.: Наука, 1991. 182 с.
  226. В. И. Восточнославянская причеть: (Проблемы поэтики, типологии и генезиса жанра): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1983.
  227. В. И. Типология восточнославянской причети // Балто-славянские этнокультурные и археологические древности: Погребальный обряд: Тез. докл. М., 1985. С. 125−128.
  228. В. И. Традиционная магико-медицинская практика и современное народное целительство: Ст. и материалы. М.: Ин-т этнол. и ан-тропол. им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1995. 204 с. (Российский этнограф. Вып.23).
  229. Хёйзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня/ Общ. ред. и послесловие Г. М. Тавризян. М.: Изд. гр. «Прогресс», «Прогресс —Академия», 1992. 464 с.
  230. Л. «Калевала» как процесс // «Калевала» — памятник мировой культуры. Петрозаводск: Карелия, 1986. С. 20—30.
  231. Л. С. Семейные обряды удмуртов: (традиции и процессы обновления). Ижевск: Удмуртия, 1984. 128 с.
  232. Л. С.Традиции трудового воспитания детей в удмуртской семье в XIX XX вв.// Семейный и общественный быт удмуртов в XVIII — XX вв. Устинов: НИИ при СМ УАССР, 1985. С. 80−90.
  233. Л. С. Калык сямъёсты чакласа: Дышетскисьёслы краеве-дениея юрттэт. Ижевск: Удмуртия, 1995. 212 с.
  234. М. Г. О песнях удмуртского календарного праздника портмась-кон Увинского района УАССР // Финно-угорский музыкальный фольклор и его взаимосвязи с соседними народами. Таллин: Ээсти раамат, 1980. С. 231−246.
  235. М. Г. Песня в древнем удмуртском обряде пбртмаськон // Истоки искусства Удмуртии. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1989. С. 23−34.
  236. Т. В. Оппозиция шум/тишина в ритуале // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды: Тез. Всесоюз. науч.-практ. конф.: В 2 ч. М., 1988. 4.1. С.С. 149−151.
  237. В. Н. Представления о душе у обских угров // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М., 1959.
  238. Р. А. Удмуртские свадебные песни. Ижевск: НИИ при СМ УАССР, 1986. 147 с.
  239. Р. А. Песня в творчестве К. П. Герда // Истоки искусства Удмуртии. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1989. С. 49−67.
  240. Р. А. О взаимосвязи песенных напевов одной местной традиции (на примере удмуртской деревни Аравазь-Пельга Кизнерского района) // Специфика жанров удмуртского фольклора. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1990. С. 127−152.
  241. Р. А. Песни южных удмуртов: Рукоп. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1998. Вып.2. (Удмуртский фольклор).
  242. М. И. Приметы в свете науки. Л.: Лениздат, 1969. 238 с.
  243. Г. Н. Удмуртская волшебная сказка: Дис. канд. филол. наук. М., 1990.
  244. И. В. Как научаются ворожить и колдовать // ИОАИЭ. Казань, 1909. Т.25, вып.5. С. 153−154.
  245. А. Г. Принципы классификации фольклора в свете системно-комплексного подхода // Проблема комплексности изучения художественно-. го творчества: Материалы Межвузовской науч. конф.14—16 мая 1980 г. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1980. С. 38—45.
  246. Д. А. Удмуртская народная сказка. Ижевск: Удм. кн. изд-во, 1965. 135 с.
  247. Д. А. Удмуртская народная сказка : Дис. канд. филол. наук. Тарту, 1967.
  248. Д. А. Об удмуртском сказочном персонаже Алангасаре // Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск: Морд. кн. дзд-во, 1972.
  249. Д. А. Удмурт фольклор. Ижевск: Удмуртия, 1976 (1) — 2-е изд., пе-рераб. и доп. Ижевск: Удмуртия, 1987. 151 с.
  250. СМ УАССР, 1976(2). С. 143−152.
  251. Д. А. Древние формы в эпосе пермских народов // Материалы V конгресса финно-угров. Турку, 1980.
  252. Д. А. Соотношение фольклорного и авторского в эпосе М.Г. Худя-. кова «Песнь об удмуртских батырах» // XVII Всесоюз. финно-угорская конф.: Тез. докл.: В 2 ч. Устинов, 1987. 4.2. С. 290−292.
  253. Д. А. Неиссякаемый интерес к фольклору // К изучению жизни и творчества Кузебая Герда. Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1988. С. 90−96.
  254. Abrahams, R. D. Personal Pouer and Social Restraint in the Definition of Folklore // JAF. 1971. Vol.84, No.331. P. 16−30.
  255. Abrahams, R. D. Genre Theory and Folkloristics // Studia Fennica, 201 Helsinki: SKS, 1976. P. 13−19.
  256. Aleksandrov, J. The udmurt Customary Law: Congressus Octavus Internationalis Fenno-Ugristarum. Jyvaskyla. 10 15. 8. 1995 // Summaria acroasium in sectionibus et symposiis factarum. Jyvaskyla, 1995. P. 161.
  257. Aminoff, T. G. Wotjakilaisia kielinaytteita // JSFOu, I. Helsinki, 1886. S. 32−50. Austerlitz, R. Toward the Classification of Folklore Genres // Studia Fennica, 20. Helsinki: SKS, 1976. P. 44−47.
  258. Ben-Amos, D. Toward a Definition of Folklore in Context // JAF. 1971. Vol. 84, No.331 P. 4−15.
  259. Ben-Amos, D. The Concepts of Genre in Folklore // Studia Fennica, 20. P. 30−43. Bibliographia studiorum Uralicorum (1917 1987). M., 1990. Collinder, Bj. Fenno-Ugric Vocabulary. An Etymological Dictionary of the Uralic Languages. Stockholm, 1955. 212 p.
  260. Keimakov, V., Saarinen, S. Udmurtin murteet//Turun yliopiston suomalaisen ja yleisen kielitieteen laitoksen julkaisuja: Publications of the Department of Finnish and General Linguistics of the University of Turku, 47. Turku Izevsk, 1994. 368 s. '
  261. Knuuttila, S. Jests and Research into Joking // Studia Fennica, 26. Helsinki, 1981. P. 89−104.
  262. Knuuttila, S. Kansanhuumorin mieli: Kasnut maailmankuvan aineksena. Helsinki-Juvaskyla: SKS, 1992. 343 s.1.ithi, M. Ironien in der Wolkserzahlung // Studia Fennica, 20. Helsinki: SKS, 1976. S. 67−74.
  263. Viadykina T., Vladykin V. Traditional understanding of the ideal organization of the world in the udmurt religious-mythological system // Folk Belief Today. Tartu, 1995. P. 513−520.
  264. Vaisanen, A. O. Das Zupfinstrument gusli den Wolgavolkern // MSFOu, 58. Helsinki, 1928. S.303−330.
  265. Vaisanen, A. O. Die obugrische harfe // FUF. Bd. XXIV. Helsinki, 1937. S. 127−153.
Заполнить форму текущей работой