Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Иноцивилизационные составляющие российского культурно-исторического самосознания: Китай — Европа — Россия. 
XVIII век

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бокщанин Л. Л., Непомнин O.E. Лики Срединного царства, М., 2002;Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; Воскресенский А. Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М., 1999; Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччн и другие (1552−1775 гг.) М., 2001; Зимин А. И. Европоцентризм и русское культурно-историческое самосознание. М., 2000; Зимин А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ИЗУЧЕНИЕ КИТАЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XVII — XVIII ВЕКАХ. ФОРМИРОВАНИЕ «ОБРАЗА КИТАЯ»
    • 1. 1. Развитие межцивилизационных отношений Европы и Китая в новое время и роль «старой иезуитской миссии» в изучении и формировании «образа Китая», представленного в Европе в XVII -XVIII веках
    • 1. 2. Формирование в просветительской мысли панегирического и критического направлений восприятия и изучения Китая
    • 1. 3. Влияние китайской культуры на западноевропейскую культуру
    • XVIII. века («Шинуазри» в Европе)
  • ГЛАВА 2.
  • ВОСПРИЯТИЕ И ИЗУЧЕНИЕ КИТАЯ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
    • 2. 1. Развитие межцивилизационных отношений Китая и России в новое время
    • 2. 2. «Образ Китая» в российской культуре XVIII века
  • Шинуазри" в России)
    • 2. 3. Влияние «образа Китая» в XVIII веке на формирование российского культурно — исторического самосознания

Иноцивилизационные составляющие российского культурно-исторического самосознания: Китай — Европа — Россия. XVIII век (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема культурно-исторического бытия и национального самосознания — одна из актуальных и наиболее болезненных проблем современности. От ее осмысления и решения зависят многие процессы в жизни общества: политические, социальные, культурные, идеологические и теоретико-познавательные. На формирование культурно-исторического национального самосознания оказывают влияние «образы» других культур, народов, в контексте взаимодействия с которыми происходят изменения российского самосознания. Для дальнейшего развития современной России необходим анализ постоянно меняющихся «образов», поскольку усвоение иноцивилизационных, инокультурных элементов не может быть процессом чисто механического приращения.

Рассмотрение проблематики самобытности и взаимодействия культур на этническом, национальном и цивилизационном уровнях позволяет увидеть, что эти уровни складываются в ходе адаптации общества к условиям среды, внутреннего общения и взаимодействия с разными народами. Понятие «национальное самосознание» возникает в процессе формирования общественного, субъективного самосознания, трансформации общности, возникшей на основе становления локализованной в пространстве и во времени культуры, в общность политики и экономики. Особенности национального самосознания проявляются при осмыслении свойственных нации общих глобальных перспектив, целей. В этом процессе осознания неизбежен момент выделения нацией самой себя из национального окружения. Иными словами, в национальном самосознании «мы» постоянно соотносится с «они», и лишь через это соотношение национальная самоидентификация приобретает смысл. Исследуя причины и проявления этой дихотомии, В. Б. Земсков пишет, что «.становление сознания Модерна происходит параллельно с открытием архаики — «иного», «природного», и во всех вариантах (начиная с самых ранних проектов Ф. Бэкон — Я. Каменский — Т. Мор — Т. Кампанелла) имеет глубокие утопические основы, опирается на религиозно-мифологические матрицы в поисках выхода к гармоническому состоянию человека и общества, актуализируемые путем сакрализации рационализма и сциентизма. Самопознание европейского человека и создаваемой им цивилизации может быть представлено как сочетание, казалось бы, несочетаемого: прогресс (движение «вверх») неотделим от спуска «вниз» — в глубины архаического, «докультурного» 1.

Наряду с имперским, национальным, региональным и локальным самосознанием цивилизационное самосознание начинает играть существенную роль в политической культуре страны, опосредуя как консолидирующие тенденции, «способствующие объединению различных народов на не имперской основе, в рамках единого гражданского общества, так и внутренние региональные конфликты, которым придается значение культурного противостояния"2.

В разное время возникает необходимость научно-мировоззренческой самоидентификации народов, стран, регионов, которые ранее по разным причинам такой самоидентификации не знали, но, тем не менее, объективно участвовали и в процессе мировой истории, и в мировой культуре как вполне самостоятельные и зрелые культурно-исторические единицы, или культурно-исторические системы. «В этой связи овладение в рамках таких культурно-исторических систем принципами и методами научного мировоззрения, сложившимися на почве Западной Европы, направляется на соответствующее видение самих себя и естественно приводит к возникновению альтернативных западным теоретическим представлениям форм научного видения и понимания мирового исторического процесса и культурных взаимодействий"3.

1 Земсков В. Б. Дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики. // Общественные науки и современность. 2003. № 2. С. 137.

2 Ионов И. Н., Хачатурян В. М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. СПб., 2002. С. 6−7.

3 Зимин А. И., Зуйков B.C., Мишарина И. К. Россия в поисках культурно-исторической и национальной самоидентификации. М., 2001. С. 7.

В ряду такого рода культурно-исторических систем оказалась Россия, где поиски своей национальной и культурно-исторической самоидентификации начались с древнейших времен, в разные исторические эпохи принимавшие религиозно-мифологические, религиозно-политические, литературно-художественные или философско-научные формы. Поиск самоидентификации в истории русской культуры осуществлялся не только через осознание своей близости или удаленности от Запада, но и путем осознания своих взаимоотношений с другими культурно-историческими системами — Великой Степью, Индией и даже Китаем.

Это приводило русский мир, с одной стороны, к пониманию своей включенности во всемирно-исторический и общецивилизационный процесс, а, с другой, по мере развития и распространения светского просвещения в русском обществе ХУШ-Х1Х вв., — к справедливому осознанию своей самобытности, почвенничества. Такая линия видения мировой истории и культурно-исторической самобытности в российском мировоззрении XX века оказалась основательно забытой. В современных условиях важно рационально понять и осмыслить особенности не только мировой истории, но и конкретные процессы внутренней динамики различных культурно-исторических систем, включая сюда, прежде всего, Россию.

Не являясь синонимами, «национальное самосознание» и «культурно-историческое самосознание» понятия близкие, особенно для России. А. И. Зимин отмечает: «Культурно-историческое сознание русского народа, формировавшегося под влиянием христианства, тождественно его национальному самосознанию."1. Национальное сознание не было направлено на восприятие идеи свободы и внутринационального самоопределения — внутреннее единство, напротив, это было внешнее единство, обозначенное государственными границами. Национальное единство не имело твердого внутреннего единения и не могло служить основанием формирования прочной национальной идентичности. В таких.

1 Зимин А. И. Европоцентризм и русское культурно-историческое самосознание. М., 2000. С. 151. условиях не было востребовано «необходимое укоренение национального сознания в демократических принципах"1.

Переплетение сложных политических и национальных отношений, в которые была втянута Россия в XVIII в., стимулировало развитие национального самосознания русских, осознание ими величия своего народа. Постепенно русское национальное самосознание из формы национальной психологии выросло до уровня идеологии и культуры, открыло дорогу процессу национального самопознания. Однако особенности развития российского государства определили то, что русское самосознание во многом носило имперский характер.

Роль образа Другого исключительно важна в формировании собственной идентичности на разных исторических этапах. Ведь «познание чужой культуры и самопознание суть явления одного порядка. Всякая культура осознает себя в общении с другой культурой. Контакты с другой культурой приводят к изменению этой границы и всякий раз новому самоопределению культуры"2.

Одной из важнейших современных задач культурологии является сравнительное изучение «своего» и «чужого» в диалоге культур (как современных, так и исторически удаленных, как территориально смежных, так и разделенных непреодолимыми географическими и смысловыми расстояниями)3. Тенденции глобализации в современном мире и являются главным основанием самой постановки вопроса о взаимоотношении не только наций, но и цивилизаций, о структуре образов иного народа в восприятии другого народа.

Эта проблематика нуждается в дальнейшем изучении с позиций цивилизационного и культурологического подхода4.

1 См.: Смит С. Класс, нация и общественная политика в русской революции 1917 года //Вестник Омского университета, 1996, Вып.2. С. 57−66.

2 Лучицкая С. И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001. С. 7.

3Кондаков И.В. «Double translation»: русская культура в эмигрантском дискурсе (культурно-психологический эффект «разрыва») //Мир психологии. 2000. № З.С. 117.

4 См. по этому вопросу: Здравомыслов А. Г. Россия и русские в современном немецком самосознании. // Общественные науки и современность, 2001. .№ 4- Земсков В. Б. Дисбаланс в системе взаимодействия.

Цели и задачи исследования состоят в изучении различных моделей диалога, осуществлявшихся в XVIII веке — веке Просвещения между Западной Европой и Китаем, между Западной Европой и Россией, между Россией и Китаем для определения того, как в процессе формирования цивилизационного самосознания происходит восприятие Другого (культуры, цивилизации, этноса). Через взаимоотношения России с разными народами, государствами, культурами и цивилизациями сквозь века шел процесс формирования и самопознания народа, становящегося нацией. Обретение исторического опыта давалось нелегко. Сохранение архаичности сознания не позволяло адекватно воспринимать другие народы и их культуры. В данном исследовании представлено, как «образ Китая» (принятое в научной литературе понятие), сформировавшийся в Европе в эпоху Просвещения трудами иезуитов, работавших долгие годы в Китае, в России уже воспринимается как образ «образа». И если Европа пережила и неподдельный интерес (у философов), и моду («шинуазри»), то Россия переживает только модное увлечение, не замечая подчас глубокого изучения своих собственных миссионеров, на содержание которых государство часто не отпускает даже необходимого1.

В представленном исследовании рассматриваются проблемы взаимовлияния цивилизаций в процессе восприятия друг другом, складывание при этом взаимных «образов», благодаря которым и формируется национальное и культурно-историческое сознание.

Наиболее ярко межцивилизационное взаимодействие выразилось в XVIII веке в так называемом «китайском буме». Прокатившийся по всей Европе и России, он отвечал потребностям общественного развития и был результатом предшествующего культурного обмена. пластов культуры как фактор культурной динамики. // Общественные науки и современность. 2003. № 2- Кондаков И. В. Самосознание культуры на рубеже тысячелетий. //Общественные науки и современность. 2001. № 4- Межуев В. Судьба цивилизаций: конфронтация или диалог? // Личность. Культура. Общество. М., 2003. Т. V. Вып. 3−4- Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, № 1- Шемякин Я. Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс.// Общественные науки и современность 1998. № 4.

1 См.: Православие на Дальнем Востоке: 275-летие российской духовной миссии в Китае. Сб. ст. СПб., 1993 и др.

Степень научной разработанности проблемы. При исследовании данной проблемы были использованы как монографии1, так и опубликованные сборники исторических материалов из архивов2 и издания, имеющие характер исторических материалов3.

Российские ученые сосредоточили свою исследовательскую работу в сфере истории культурного взаимодействия главным образом на вопросах деятельности Российской духовной миссии в Пекине и истории развития китаеведения в России4. Известные китаеведы B.C. Мясников, Г. В. Мелихов, А. Н. Хохлов и др. являются авторами специальных работ, в которых затрагиваются вопросы культурных отношений между Китаем и Россией в ранний период5.

1 Бокщанин Л. Л., Непомнин O.E. Лики Срединного царства, М., 2002;Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; Воскресенский А. Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М., 1999; Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччн и другие (1552−1775 гг.) М., 2001; Зимин А. И. Европоцентризм и русское культурно-историческое самосознание. М., 2000; Зимин А. И., Зуйков B.C., Мишарина И. К. Россия в поисках культурно-исторической и национальной самоидентификации. M., 2001; Ильин В. В., Ахиезер A.C. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000; «И не распалась связь времен.» К 100-летию со дня рождения П. Е. Скачкова. М., 1993; Ионов И. Н., Хачатурян М. В. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. С-Пб, 2002; Каменский А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиция и модернизация. М., 1999; Кульпин Э. С. Русь между Востоком и Западом. М., 2001; Лихачев Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Л., 1982; Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992; Лучицкая С. И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001; Конрад Н. И. Запад и Восток. Статьи. М., 1972; Малявин В. В. Китай в XVI—XVII вв.еках. Эпоха, быт искусство. М., 1995; Мясников B.C. Договорными статьями утвердили. М., 1996; Мясников B.C. Империя Цин и Русское государство в XVIII веке. М., 1980; Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977; Стужина Э. П. Китайское ремесло в XVI — XVII веках. М., 1970; Титаренко М. Я. Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений. М., 1994; Фишман О. Л. Китай в Европе: миф и реальность. С-Пб., 2003; Яковенко И. Г. Российское государство: национальные интересы, границы и перспективы. М., 1999.

2 Русско-китайские отношения в XVII веке. Т. I. М., 1969; Т. II. М., 1972; Русско-китайские отношения. 1689−1916. Официальные документы. М., 1958; Русско-китайские отношения в XVIII веке. Документы и материалы. Т. II. М., 1990;

3 Письма Лейбница к императору Петру Великому и некоторым государственным чиновникам // «Северный Архив», 1823, № 2- Идее И., Бранд А., Записки о русском посольстве в Китай (1692−1695). М., 1967; Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. Сочинение монаха Иакинфа. СПб, 1840- Бантыш-Каменский П. Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с1619 по 1792 год. Казань, 1882.

4 (Адоратский) Николай. История Пекинской Духовной Миссии в первый период ее деятельности (16 851 745) // История Российской Духовной Миссии в Китае. М., 1997; Ипатова A.C. Место Российской духовной Миссии в Китае в истории российско-китайских отношений// Востоковедение и мировая культура. М., 1998; Мясников B.C. Договорными статьями утвердили. М., 1996; Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977.

5 Мясников В. С. Историко-культурные особенности экономического взаимодействия России с Китаем //Россия во внешнеэкономических отношениях: уроки и современность. М., 1993; Мясников В. С. Россия и Китай: контакты государств и цивилизаций. //Общественные науки и современность. 1996. № 2- Мясников B.C. Дипломатические отношения России с Цинской империей в первой четверти XVIII в. //Русско-китайские отношения в XVIII в. Т.1. 1700−1725. М., 1972; Мясников B.C. Сведения китайцев о России в ХУП в. //Вопросы истории. 1985. № 12. С. 90−101- Рифтин Б. Л. К изучению внутрирегиональных закономерностей и взаимосвязей (литературы Дальнего Востока в XVII в) // Историко-филологические.

В Китае издавна существует традиция изучения истории отношений с Россией. Проблеме культурных отношений Китая и России посвящено исследование Су Фэнлиня «История культурных отношений Китая с Россией до середины XIX века"1, в которой автор выделяет три периода развития культурных отношений Китая и России, анализирует историю их формирования и показывает историческую неизбежность и закономерность развития взаимного обмена между культурами двух стран.

А.Д. Воскресенский в работе «Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений"2 воссоздает краткую историю этапов развития российско-китайских отношений. Данная работа представляет собой междисциплинарное историко-политологическое исследование, но проблема культурных отношений в ней не затрагивается.

Книга востоковеда Д. Дубровской «Миссия иезуитов в Китае. Маттео У.

Риччи и другие (1552−1775)" дает периодизацию развития отношений Китая и Европы. Написанная на обширном материале китайских и западных источников, это — первая серьезная работа на русском языке, посвященная истории проникновения в Китай иезуитской миссии и последующего фактического открытия китайской культуры для европейцев, начало которому и положила деятельность иезуитов. Они представили Китай Западу. Европу практически завалили информацией — письмами, фолио, записками, путевыми заметками, докладами, переводами и учеными трудами, в числе которых можно назвать огромные компиляции, составленные из ежегодных писем-отчетов, где можно найти сведения по широкой тематике от производства фарфора до географии.

Анализируя историографию вопроса о взаимоотношениях китайской и европейской цивилизациях, Фишман О. Л. систематизирует работы, вышедшие за последние 50 лет, по следующим признакам: исследования. М., 1974; Хохлов А. Н. Внешняя торговля Китая с 90-х годов XVIII в. //Государство и общество в Китае. М., 1978.

1 Су Фэнлинь. История культурных отношений Китая с Россией до сер. XIX века. //Восток-Запад. М., 2002.

2 Воскресенский А. Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М., 1999.

3 Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552−1775 гг.) М., 2001 работы, посвященные влиянию" Китая на европейскую культуру, на философскую мысль Франции, на литературу — французскую, английскую, немецкую, восприятию Китая отдельными мыслителями и писателями XVIII в.:

Вольтером, Лейбницем, Гете, Кенэ и физиократами1.

В отечественной науке общих работ на эту тему нет. Именно данный вакуум заполняет теперь работа О. Фишман «Китай в Европе: миф и реальность», подготовленная к печати уже после смерти автора ее учениками и вышедшая в Петербурге в 2003 г. Подчеркивая целесообразность обобщающей работы, автор указывает, что в ней идет речь не о влиянии китайской культуры на европейскую, а о восприятии европейскими мыслителями, писателями, художниками, мастерами прикладных искусств и широкой читающей публикой XVII — XVIII вв. доступных им сведений о Китае. При этом автор исходил из объективных условий культурно-исторического развития «воспринимающих» стран и специфики смены художественных стилей в разных странах Европы. В монографии речь идет не о подлинном китайском влиянии, а о порожденном «культом Китая» европейском «мифе о Китае», имевшем весьма отдаленное отношение к реальной стране, т.к. он отражал духовные запросы, политические чаяния и эстетические идеалы самой Европы.

Серьезному анализу проблематика ранних культурных связей между Китаем и Россией была подвергнута не только в китайской и российской историографии, но и в западноевропейской, американской, японской. Хотя до сих пор в западной историографии еще не появилось систематической специальной монографии на тему ранних китайско-российских культурных связей, этот вопрос был затронут во многих работах. Из них можно выделить.

1 В списке указаны работы западных авторов. См.: Фишман О. Л. Китай в Европе: миф и реальность. СПб., 2003. С. 220−228- 536−542.

2 Фишман О. Л. Китай в Европе: миф и реальность. СПб., 2003 монографии Г. Казна (Cahen G.), K.M. Фоуста (Foust С.М.), В. Кокса (Сохе W.) и др.1.

Исследования современных российских ученых2, выделяя во взаимодействии Востока и Запада несколько этапов, определяют магистральный путь развития взаимоотношений Запада и Востока, скорее, «как взаимовлияние, включающее в себя на определенных этапах противодействие и синтез"3.

В древние времена разные народы мира не имели доступа к достаточно надежной информации об отдаленных частях света, но у них был значительный интерес к пониманию того, как их собственный опыт вписывается в более широкую схему. В средневековой Европе, например, летописцы часто начинали свои работы обзором библейской истории, включая сотворение мира и опыты древних евреев, римлян, христианских народов. Официальные династические истории Китая следовали примеру Сыма Цяня и Бань Гу, обычно включая разделы о кочевниках, других иноземцах и об отношении с ними Китая. Ибн Хальдун, мусульманский философ XIV в., детально разработал замечательную систему принципов для объяснения в весьма общих понятиях динамики государств и обществ4. В период европейского Просвещения Вольтер, Монтескье и Лейбниц делали некоторые попытки изучения исторических и культурных традиций Персии и Китая, включения их в более широкое видение мирового прошлого. Многие из этих ранних попыток понять различные народы мира явно отражали некоторые вариации местных предубеждений, поскольку авторы хотели, чтобы их работы демонстрировали превосходство их собственных обществ и традиций. Даже когда просветители не позволяли себе заниматься.

1 Cahen G. Some Early Russo-Chinese Relations. Shanghai, 1939; Coxe W. The Russian Discoveries between Asia and America. Ann Arbor Universiny, 1966; Foust C.M. Muscovite and Mandarin. 1727−1805. Chapel Hill, 1969.

2 Значительным продвижением в изучении рассматриваемой проблемы явились такие труды, как: Цивилизации и культуры. Вып.2: Россия и Восток: цивилизационные отношения. М., 1995; Вып. З: Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М., 1996; Яковец Ю. В. История цивилизаций. М., 1997; Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1999; Россия и Восток. Под редакцией С. М. Иванова, Б. Н. Мельниченко. СПб., 2000; Восток-Россия-Запад. М., 2001; Восток-Запад-Россия. М., 2002; Лукьянов А. Е. Война и мир цивилизаций // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 1−2.

3 Внуков П. К. Запад и Восток: взаимовлияние или столкновение? //Восток-Запад. М. 2002. С. 51.

4 Ионов И. Н., Хачатурян М. В. Теория цивилизаций от античности до конца XIX в. СПб, 2002. С. 29−32 откровенным самовосхвалением, они обычно рассматривали чужие традиции несколько пристрастно. «Вольтер, например, не утверждал, конечно, что христианская Европа была выше, чем конфуцианский Китай, но скорее стремился критиковать европейскую религиозность как противоположную китайской культурной традиции, предположительно более светской и рациональной, чем традиция Христианства. В этом смысле, однако, Вольтер изучал Китай, держа в уме европейские проблемы"1.

Взаимодействия между различными народами имели огромные социальные и культурные последствия в Новое время, когда развитие и выражение самосознания этносов достоверно отразило рост их межкультурных контактов. Контакты между носителями различных культурных традиций обеспечивали дальнейшее изменениено изменения часто вводились для того, чтобы защитить местные особенности, а не ради принятия того, что воспринималось как чужое и часто опасное новшество. «Человеческие группы даже во времена заимствования у чужаков сохраняют острое чувство своей уникальности. Чем больше они участвуют в этом, тем больше каждая группа фокусирует внимание на оставшихся различиях, поскольку, таким образом, могут поддерживаться сплоченность и мораль общества"2.

На протяжении тех же самых столетий китайская, исламская и индийская традиции понимания и изучения имели гораздо больший успех в сопротивлении вызовам извне, превосходя в этом европейцев за счет отказа уделять внимание новой и противоречивой информации. Китайцы очень рано осознали значение распространения своей культуры. При этом варваров подозревали в «культурной дефективности» и старались, скорее, манипулировать ими, применяя хитрость и лесть3, чем вводить в.

Бентли Д. Образы всемирной истории в научных исследованиях XX века.//Время мира. Вып.1. Историческая макросоциология в XX веке. Новосибирск, 2000. С. 29.

2 Макнил В. Меняющийся образ всемирной истории. // Время мира. Вып.2. Новосибирск, 2001. С. 36.

3 О теории «гуманного обращения варваров», разработанной в эпоху династии Хань, «Сань бяоу эр» — «три нормы и пять прельщений» см.: Русско-китайские отношения в XVIII веке. Документы и материалы. Т.Н. М&bdquo- 1990. С. 645−646 пространство своей культуры1. У китайцев представление о нормативном характере своей культуры, входящее в сферу цивилизационных идей, неразрывно слилось с представлением о своем культурном и политическом превосходстве, что явно препятствовало прогрессу их цивилизационного самосознания и цивилизаторской политики. «Если в Европе универсализирующие тенденции и зачатки цивилизационного самосознания в V в. до н.э. — XVIII в. н.э., хотя и с перерывами, но развивались, то в Китае с XV в. культурный экспансионизм выродился в культурный изоляционизм, характерный именно для имперского, а не цивилизационного самосознания"2.

Социокультурное взаимодействие с Западом, интенсивное со времени Петра I (которое продолжалось всего 200 лет), положило начало процессу европеизации России. Во взаимодействии с другими культурами русская культура (как и всякая другая) самоопределилась как нечто самобытное. Все, что совершалось в России, было результатом ее всестороннего социокультурного взаимодействия с Западом и Востоком3.

История становления и формирования русской культуры является частным случаем этой более общей проблемы, и ее решение в значительной степени определяется теми методологическими установками, которыми руководствуются в своей работе разные исследователи4.

1 Шемякина О. Д. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей // Общественные науки и современность. 1994. № 4.

2 Ионов И. Н., Хачатурян M.B. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. С-Пб, 2002. С. 24.

3Эти проблемы рассматриваются в следующих работах: Мелъянцев В. А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 1996; Методология анализа политической традиции в России //Общественные науки и современность.2000. № 2- Улунян A.A. Русская геополитика: внутрь или вовне? (Российская научная элита между Западом и Востоком в н. XX в.) //Общественные науки и современность. 2000. № 2- Франк А. Г. Азия проходит полный круг — с Китаем как «Срединным государством» // Цивилизации. Вып5.М., 2002; Фурсов А. Срединность срединной Азии: Об историческом месте Центральной Азии в региональной системе // Рубежи, 1997. № 2- Цымбурский В. Европа-Россия:"третья осень" системы цивилизаций. //Полис, 1997. № 2.

4 Зимин А. И., Зуйков B.C., Мишарина И. К. Россия в поисках культурно-исторической и национальной самоидентификации. М., 2001; Лурье C.B. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия // Общественные науки и современность. 1997. № 2- Романенко С. А. Типология процессов национального самоопределения. // Общественные науки и современность. 1999. № 2- Сергеева O.A. Роль этнокультурной и социокультурной маргиналыюсти в трансформации цивилизационных систем. // Общественные науки и современность. 2002 .№ 5- Фуре В. Н. Глобализация жизненного мира в свете социальной теории (К постановке проблемы) // Общественные науки и современность. 2000. № 6- Шемякин Я. Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс.// Общественные науки и современность. 1998. № 4.

Теоретическая и методологическая основа диссертации представлена в рамках существующих исторических подходов: формационном, цивилизационном. Миросистемная концепция, глобальная история, социоестественная история, а также синергетический подход помогают решать поставленную проблему.

В целях осуществления комплексного характера исследования в исторической части работы использован сравнительно-исторический и историко-аналитический метод, под которыми подразумевается изучение развития отношений во всей их исторической многогранности и сложности. Объектом исследования являются иноцивилизационные и европейские, и китайские составляющие, оказавшие влияние на процесс формирования российского культурно-исторического самосознания.

Предмет исследования — восприятие Китая и формирование его «образа» в Европе и России в XVIII веке. Научная новизна работы:

— впервые показан процесс формирования «образа Китая» Россией через восприятие созданного европейцами «образа» в процессе собственного восприятия Китая;

— впервые ставится вопрос о том, почему в XVIII веке Россия не воспринимает Китай.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе «Изучение Китая в Западной Европе в XVII — XVIII веках. Формирование «образа Китая» рассмотрен вопрос о развитии отношений Китая и Европы. Раскрыта роль «старой иезуитской миссии», деятели которой в XVII в. принесли свои интерпретации китайской духовности назад в Европу, оказав огромное воздействие на формирование идей Просвещения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблемы «Иноцивилизационные составляющие российского культурно-исторического самосознания (Китай — ЕвропаРоссия. XVIII век)» позволило сделать следующие выводы.

В разное время возникает необходимость научно-мировоззренческой самоидентификации народов, стран, регионов, которые ранее по разным причинам такой самоидентификации не знали, но, тем не менее, объективно участвовали и в процессе мировой истории, и в мировой культуре как вполне самостоятельные и зрелые культурно-исторические единицы, или культурно-исторические системы. Поиск самоидентификации в истории русской культуры осуществлялся не только через осознание своей близости или удаленности от Запада, но и путем осознания своих взаимоотношений с такими культурно-историческими системами, как Китай.

В диссертации рассматривается, как наряду с имперским, национальным, региональным и локальным самосознанием начинает играть существенную роль в политической культуре страны цивилизационное самосознание. Все, что совершалось в России, было результатом ее всестороннего социокультурного взаимодействия с Западом и Востоком. Во взаимодействии с другими культурами русская культура (как и всякая другая) самоопределилась как нечто самобытное.

В ходе анализа исследуемой проблемы выявлено, что всякое национальное самосознание включает в себя весьма сложные элементы, представляющие собою, с одной стороны, различные способы и структуры самоидентификации, а, с другой, — разнообразные варианты восприятия и оценки иных национальных общностей. Проблема Другого перерастает рамки отдельной дисциплины и превращается в метод, стиль современной гуманитарной рефлексии. В национальном самосознании «мы» постоянно соотносится с «они», и лишь через это соотношение национальная самоидентификация приобретает смысл. Одной из важнейших современных задач культурологии является сравнительное изучение «своего» и «чужого» в диалоге культур (как современных, так и исторически удаленных, как территориально смежных, так и разделенных непреодолимыми географическими и смысловыми расстояниями). Тенденции глобализации в современном мире и являются главным основанием самой постановки вопроса о взаимоотношении не только наций, но и цивилизаций, о структуре «образов» иного народа в восприятии другого народа. Национальное самосознание оказывает влияние на духовную культуру нации, человека, но и духовная культура влияет на формирование, развитие национального самосознания.

Основными факторами формирования и развития национального и культурно-исторического самосознания являются культура, наука, язык, система образования, интеллигенция как основной носитель самосознания и память. В России в XVIII веке они еще полностью не сформировались.

В исследования показано, как в новое время колониальные завоевания и непосредственные столкновения европейцев с коренными народами других континентов потребовали изучения традиционных культур, в том числе и китайской, сравнения их с европейской. Именно в эпоху Просвещения и порожденного ею «национального романтизма» шел процесс идеологического самоутверждения молодых наций и осмысление собственной истории и культуры, в том числе и России.

В диссертации раскрыты различные модели диалога, осуществлявшиеся в XVIII веке — веке Просвещения — между Западной Европой и Китаем, между Западной Европой и Россией, между Россией и Китаем, определены иноцивилизационные, инокультурные составляющие российского культурно-исторического самосознания.

Деятелями Просвещения пример Китая был взят на вооружение как орудие политической борьбы, особенно с духовной гегемонией церкви. Просветители решили, что в облике Китая, нарисованном иезуитами, они нашли воплощение своего идеала «просвещенной монархии», «Платонова государства мудрецов». По существу, Китай важен был не сам по себе, а как модель «благожелательного деспотизма», которую просветители демонстрировали европейским монархам. Концепция восточного общества складывалась в XVIII в., когда панегирическое и острокритическое направления в изучении и Китая, и вообще стран Востока были представлены среди ученых такими титанами, как Вольтер и Кенэ, с одной стороны, Монтескье и Руссо — с другой.

В диссертации раскрыты проблемы взаимовлияния цивилизаций в процессе восприятия друг другом, складывание при этом взаимных «образов», благодаря которым и формируется национальное и культурно-историческое самосознание. Наиболее ярко межцивилизационное взаимодействие представлено в так называемом «китайском буме», прокатившийся по всей Европе он отвечал потребностям общественного развития и был результатом предшествующего культурного обмена. «Образ» идеального Китая нужен был европейским мыслителям, политикам, писателям, художникам, архитекторам и т. д., которые проникались чувством уважения к Китаю, интересом к предметам китайского искусства.

В работе делается вывод, что на европейскую культуру оказывала влияние не сама китайская культура, а восприятие европейскими мыслителями, писателями, художниками, мастерами прикладных искусств и широкой читающей публикой XVII — XVIII вв. доступных им сведений о Китае, представленных Европе иезуитами. В результате определенных установок восприятие Китая в Европе приобретает черты устойчивого мифа. В конце XVII—XVIII вв. уже по всей Западной Европе возникает своеобразное течение в искусстве, которое пыталось инкорпорировать элементы китайского искусства в различные изделия прикладного искусства, парковой планировки, архитектуру и интерьерыпечатались и исполнялись в театрах китайские драматические произведения.

В результате исследования проблемы межцивилизационного взаимодействия, установлено, что философский и научный диалог Европы и Китая на почве выработанного европейской культурно-исторической системой языка рационального общения ни в XVIII в., ни в XIX вв. не состоялся, хотя, по всей видимости, именно такой диалог и мог стать основой равноправного взаимодействия великих цивилизаций. Ни освоить, ни овладеть и приумножить культурные и мировоззренческие достижения европейской культуры Китай в то время не захотел. При этом было определено, что одной из причин, приведших к такому результату, стал европоцентризм, сформировавшийся как форма западноевропейской мировоззренческой самоидентификации, повлиявший и на процесс формирования русского культурно-исторического самосознания. Другой причиной стал «культурный изоляционизм» Китая.

В ходе исследования показано, как переплетение сложных политических и национальных отношений, в которые была втянута Россия в XVIII в., стимулировало развитие национального самосознания русских, осознание ими величия своего народа. Постепенно русское национальное самосознание из формы национальной психологии выросло до уровня идеологии и культуры и открыло дорогу процессу национального самопознания. Однако особенности развития российского государства определили то, что русское самосознание во многом носило имперский характер. Неожиданно для себя в XVIII веке Россия получает от Китая подтверждение тому, что она «не Европа», а также укрепляется в своих имперских притязаниях считаться великой державой.

В диссертации раскрыто, что в ходе социокультурного взаимодействия России с Западом, интенсивного со времени Петра I, положившего начало процессу модернизации по западному образцу, она оказалась не готова воспринять европейские либеральные ценности вместе с технологическими, административными и др. новшествами. Не сформировав полностью собственного национального самосознания, Россия в XVIII веке не может принять ценностей Китая (у нее нет еще такого мощного влияния, как у европейской цивилизации). Россия, имевшая с Китаем и пограничные, и дипломатические, и торговые, и религиозные, и культурные контакты в XVIII веке, не смогла сформировать собственный «образ Китая» и воспринимает «образ», созданный в Европе. То есть, «образ Китая», сформировавшийся в Европе в эпоху Просвещения трудами иезуитов, в России уже воспринимается как образ «образа».

В силу постоянных и интенсивных связей с Западной Европой русское искусство XVIII в. испытало на себе воздействие «шинуазри». Увлечение «китайщиной», начавшееся в России с Петра I, попало в Россию тогда, когда во Франции мода на все китайское уже начала проходить. Увлечение Китаем на Западе проходит, оно также проходит и в России. Китай не становится предметом изучения, осмысления и даже удивления в России.

В ходе исследования выявлено, что деятели российского Просвещения, формировавшиеся в значительной мере под воздействием западноевропейского Просвещения, ратуя за ликвидацию крепостничества и абсолютизма, также использовали «образ Китая» в своих целях. Но русские просветители XVIII века в отличие от ряда французских просветителей, не идеализировали государственный строй Китая, а обращались к Китаю для имплицитной критики положения в своей стране. Таким образом, как и в других европейских странах, «образ Китая» в России стал постепенно превращаться в своеобразный символ, на основе которого складывались стереотипы, использовавшиеся в идеологической борьбе.

Поскольку усвоение иноцивилизационных, инокультурных элементов не может быть процессом чисто механического приращения, то необходим постоянный анализ меняющихся «образов», оказывающих воздействие на формирование российского культурно-исторического самосознания.

Таким образом, заявленная в названии тема раскрыта, и замысел реализован в ходе анализа перечисленных аспектов проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Цивилизационные измерения социальных изменений. Структура и история. // Цивилизации. Выпуск 4. М., 1997
  2. В.А. Россия на Дальневосточных рубежах (вторая половина в XVII.) Хабаровск, 1984
  3. В.М. Наука о Востоке. М., 1982.
  4. М.П. Вольтер и русская культура XVIII в. //Вольтер. Статьи и материалы. Л., 1947
  5. М.П. Пушкин и Китай // Пушкин в странах зарубежного Востока: Сб.М., 1979
  6. М.П. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей XIII—XIV вв.. Иркутск. Т. 1, ч. 1. 1932- Т. 1, ч. 2. 1936
  7. И.А., Ермаков М. Е., Мартынов A.C. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. М., 1998
  8. Л.А. Христианство и власть в России и на Западе: компаративный анализ.//Общественные науки и современность, 2001. № 4
  9. A.A. Россия и Ренессанс. // Общественные науки и современность, 2001. № 3
  10. М.С. Категория «между» в социокультурной динамике // «Кануны и рубежи. Типы пограничных эпох — типы пограничного сознания». М., 2002. ф 14. Ахиезер А. Культурные основы этнических конфликтов
  11. Общественные науки и современность. 1994. № 4.
  12. A.C. Россия: критика исторического опыта. Т.1, 2, 3. М., 1991
  13. Бантыш-Каменский П. Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 год. Казань, 1882.
  14. В.В. История Востока в Европе и России //Бартольд В. В. Соч. Т.2М., 1977
  15. М.П. Шарль Луи Монтескье //Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955
  16. М.М. К философии поступка // Бахтин М. М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.
  17. А. Китайский дворец в Ораниенбауме //Художественные сокровища России. Год. 1-й, 1901. Вып. 10
  18. Дж. Межкультурные взаимодействия и периодизация Всемирной истории. //Время мира. Вып.2. Новосибирск, 2001.
  19. Дж. Образы всемирной истории в научных исследованиях XX века. //Время мира. Вып.1. Новосибирск, 2000.
  20. Н. Судьба России. М., 1990.
  21. Ф. А. История последних политических переворотов в государстве Великих Моголов. М.-Л., 1936
  22. П.Н. Вступительная статья //Сатирические журналы Н. И. Новикова., М.-Л., 1951
  23. A.A., Непомнин O.E. Лики Срединного царства, М., 2002
  24. Л.А. Экзаменационная система, обряды и первый император династии Мин //Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики.• Сб. М., 1982.
  25. Ю.М. От фантазии к реальности. М., 1995.
  26. В. П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории //Общественные науки и современность, 1999. № 6
  27. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV— XVIII вв. Т. 1−2. М., 1990−1991
  28. Ф. Цивилизация и капитализм. Т. 3. М., 1992.
  29. В.П. Великое переселение народов как универсальная модель взаимодействия цивилизации и варварства. //Цивилизации. Вып.5. М., 2002.
  30. И. Письмо досточтимого отца Буве, миссионера Ордена Иисуса г-ну Г.В. Лейбницу // Вестник Московского университета, 1994, № 1
  31. A.M. Мировая цивилизация: генезис, сущность, перспективы. // Цивилизации. Вып.5. М., 2002.
  32. В.Ф. Миссионеры-иезуиты и русско-китайские отношения в XVII в. (Нерчинский договор 1689 г.) //Информационный бюллетень ИДВ, № 104. М., 1980
  33. Ф. Сочинения: В 2-х т. Т. II. М., 1972.
  34. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001
  35. Л. С. История Востока. Т. 1. М., 2001
  36. Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М., 1983
  37. Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
  38. Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае// Китай: традиции и современность: Сб.М., 1976.
  39. Л.С., Фурман Д. Е. Христианство и конфуцианство (опыт сравнительного социологического анализа) // История и культура Китая. Сб. ст. памяти акад. В. П. Васильева. М., 1997
  40. А. Исторический очерк западных христианских миссий в1. Китае. Казань, 1886.
  41. Внешняя политика государства Цин в XVII веке. М., 1977.
  42. Внешняя политика России в XIX веке. Документы и материалы. Т. IV. М., 1968.
  43. В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. М., 1958
  44. О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. М., 1998
  45. A.A. Российская Духовная Миссия в Китае в XVIII в.: оценка американского историка // Православие на Дальнем Востоке. 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. СПб., 1993.
  46. Вольтер и Екатерина II. СПб., 1882.
  47. Вольтер. Мемуары и памфлеты. JL, 1924
  48. Вольтер. О Востоке и Чингисхане //Залкинд Е. М. Вольтер об империи Чингисхана//ИСОАН. Серия общественных наук. № 1. Вып.1. М., 1977
  49. А.Д. Китайские хроники о пребывании И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского в Гуанчжоу // И не распалась связь времен. М., 1993 г.
  50. А.Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М., 1999
  51. А.Д. Царская Россия и Китай в исследованиях последних лет. М., 1994
  52. Д.Н. Из истории общения Китая и Запада в XVI—XVII вв..// Историко-филологическое исследование: Сб. ст. памяти акад. Н. И. Конрада. М., 1974.
  53. Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 1 — 5. М., 1982−1989
  54. Р.В. Критическое направление в средневековой историографии Китая//Китай: традиции и современность: Сб. М., 1976.
  55. Ю.М. «Белые пятна» и «болевые точки» в истории советско-китайских отношений. М., 1992
  56. Г. К истории религии и философии в Германии // Гейне Г. Собрание сочинений: В 10 т. М., 1953. Т. 6.
  57. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977
  58. И.Г. Избранные сочинения. М.- Л., 1959
  59. Гете И.-В. Западно-восточный диван // Гете И.-В. Собрание сочинений: В 13 т. М.-Л., 1932. Т.1
  60. Гете И.-В. Поэзия и правда // Гете И.-В. Собрание сочинений: В 13 т. М.-Л., 1935. Т. 9
  61. О. Гражданин мира или Письма китайского философа, проживающего в Лондоне, своим друзьям на Востоке. М., 1974
  62. В. Западная периодизация и теории исторического изменения. // Время мира. Вып.2. Новосибирск, 2001.
  63. Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989
  64. Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.
  65. Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993
  66. .П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII-первой половине XVIII в. М., 1983
  67. А. Л. Проблема медиации в европейской культуре: Запад и Россия. Ст. 1. Представление о богочеловеке как форма медиации и проблема культуры. //Общественные науки и современность, 2000. № 6.
  68. Н. Я. Россия и Европа. М., 1991
  69. Л.П. Предисловие //Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики: Сб. М., 1982.
  70. К.Н. Китай в философской мысли Вольтера //Вольтер. Статьи и материалы. Л., 1947
  71. Д. Избранные произведения. Т. X. М. 1947.
  72. Документы опровергают. Против фальсификации истории русско-китайских отношений. М., 1982
  73. С.В. Глобальная пирамида как результат исторического развития, характеристик социума и состояния среды.// Общественные науки и современность, 2002. № 4
  74. Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552−1775 гг.) М., 2001
  75. .С. Инверсионный характер российской модернизации // Модернизация и национальная культура. М., 1995
  76. . Россия в евразийском пространстве. // Общественные науки и современность. 1994. № 2.
  77. .С. Цивилизация: слово термин — теория // Сравнительное изучение цивилизаций. — М., 1998.
  78. .С. Цивилизация: смысл слова и определение термина. // Цивилизации. Вып.4. М., 1997
  79. Есть ли логика в отечественной истории. «Круглый стол» // «Знание — сила». 1990. № 11.
  80. Живая история Востока. М., 1998
  81. В.М. Жизнь и творчество Гердера //Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.- JL, 1959
  82. В.М. Предисловие // Гете И.-В. Собрание сочинений: В 13 т. М.-Л., 1935. Т.9
  83. В.М., Сегал, H.A. У истоков европейского романтизма //Уолпол, Казот, Бекфорд. Фантастические повести. Л., 1962
  84. Е.В. «Беседы о живописи» Ши-тао. М., 1978
  85. Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977
  86. Г. А. Возникновение, развитие и состояние миросистемного подхода. //Общественные науки и современность, 1998. № 2
  87. В.В. Китайская архитектура и ее отражение в Западной Европе. М., 1929
  88. А.Г. Россия и русские в современном немецком самосознании. // Общественные науки и современность, 2001.№ 4.
  89. В.Б. Дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики. // Общественные науки и современность, 2003. № 2
  90. А.И. Европоцентризм и русское культурно-историческое самосознание. М., 2000
  91. А.И., ЗуйковВ.С., Мишарина И. К. Россия в поисках культурно исторической и национальной самоидентификации. М., 2001
  92. А. И. Походы монголов на Россию по официальной китайской истории Юань-ши // Записки разряда военной археологии и археографии императорского Русского военно-исторического общества. 1914. Т. 3.
  93. И., Бранд А., Записки о русском посольстве в Китай (1692−1695). М., 1967
  94. И. Китайский театр и «китайщина». М., 1931
  95. В.В., Ахиезер A.C. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М., 2000ф 106. Ионов И. Н. Понятие и теория локальных цивилизаций: проблемаисториографического приоритета. // Цивилизации. Вып.4. М., 1997
  96. И.Н. Глобальная история: основные направления и существенные особенности. // Цивилизации. Вып.5. М., 2002
  97. И.Н. Империя и цивилизация (Идеи и догадки Н. Данилевского в сравнительно-историческом освещении). // Общественные науки и современность, 2003. № 2
  98. И.Н. Историческая глобалистика: предмет и метод. // Общественные науки и современность, 2001. № 4.Щ
  99. И.Н. Построение образа российской цивилизации в свете психологии мышления и социологии знания // Общественные науки и современность, 2003. № 6
  100. И.Н. Теория цивилизаций на рубеже XXI века. // Общественные науки и современность, 1999. № 2
  101. И.Н., Хачатурян М. В. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. СПб, 2 002 113."И не распалась связь времен." К 100-летию со дня рождения П. Е. Скачкова. М., 1993
  102. A.C. Место Российской духовной Миссии в Китае в истории российско-китайских отношений// Востоковедение и мировая культура. М., 1998
  103. Ито Ш. Схема для сравнительного исследования цивилизаций // Время мира. Вып.2. Новосибирск, 2001
  104. М.И. Вступительная статья // Записки о русском посольстве в
  105. Китай (1692−1695). М., 1967
  106. А. Б. Российская империя в XVIII веке: традиция и модернизация. М., 1999.
  107. A.B., Юрганов АЛ. Историческая феноменология и изучение истории России. // Общественные науки и современность. 2003. № 6
  108. А. М. Китайская цивилизация как альтернатива средиземноморской. // Общественные науки и современность. 2000. № 1
  109. Китай и соседи в новое и новейшее время. М., 1982.
  110. Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. Сочинение монаха Иакинфа. СПб, 1840
  111. Ю.М. Место исламской цивилизации в этноконфессиональной структуре Северной Евразии России. // Общественные науки и современность, 1996. № 2
  112. А. М. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах. // Общественные науки и современность, 1996. № 1
  113. И.В. «Смута»: эпохи «безвременья» в истории России. // Общественные науки и современность, 2002.№ 4
  114. И.В. Самосознание культуры на рубеже тысячелетий. // Общественные науки и современность, 2001. № 4
  115. Н.И. Запад и Восток. Статьи. М., 1972.
  116. М. Е. История культуры Китая. М., 2003
  117. М.Н. Китайский фарфор для экспорта в Европу конца XVI -XVIII в. Л., 1946.
  118. Х.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу. Пер. с англ. СПб., 2001
  119. Ю.Л. О влиянии «ассоциативного мышления» на «Записи историка». М., 1974.
  120. Ю.Л. О концепции «Китай варвары» //Китай: Общество и государство. М., 1973
  121. М.В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987
  122. Э. С. Русь между Востоком и Западом. М., 2001
  123. Э.С. Цивилизационный феномен Золотой Орды (Колонизация южнорусских степей в XIII XV веках) // Общественные науки и современность, 2001. № 3
  124. Э. С. Человек и природа в Китае. М., 1990
  125. В. Я. Сады и парки. М., 1916
  126. КурочкинаИ.Н. Формирование поведенческой культуры русского общества второй половины XVIII века. // Общественные науки и современность, 1992. № 2
  127. A.A. Язык науки в ситуации пред стандарта. М., 1997.
  128. Е. И. Образ Китая в России XVII в. //Вестник Восточного института. № 2 (б). Т. 3. СПб., 1997
  129. М.П. Грани непонимания в диалоге «Запад Восток» //Материалы научной конференции «Межкультурный диалог в историческом контексте» ИВИ РАН, Москва, 2003 г.
  130. В.В., Пантин В. И. Парадокс Запада и генезис «универсальной цивилизации». // Цивилизации. Вып.5. М., 2002
  131. Э. Жить при многообразии культур. //Кравченко А. И. Культурология. Хрестоматия. М., 2003.
  132. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992
  133. К.Н. Восток, Россия и славянство // Леонтьев К. Н. Сочинения. Т.6.М., 1912.
  134. Ле Руа Ладюри Э. Застывшая история. // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Весна 1993. Т. 1. Вып.2.
  135. Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Л., 1982
  136. A.B. Религиозно-философские традиции России и Китая: перспективы сравнения и диалога// Востоковедение и мировая культура. Сб. ст. к 80-летию академика С. Л. Тихвинского. М., 1998
  137. В.А. Социотехнологические комплексы: новый вид цивилизационного взаимодействия. // Общественные науки и современность, 2000. № 2
  138. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  139. Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.
  140. А.Е. Война и мир цивилизаций // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 1−2.
  141. А.Е. Лао Цзы и Конфуций: философия Дао. М., 2000
  142. C.B. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия // Общественные науки и современность. 1997. № 2
  143. С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.
  144. Г. П. Николай Новиков и Русское Просвещение XVIII века. М.-Л., 1951
  145. В. Меняющийся образ всемирной истории. //Время мира. Вып.2. Новосибирск, 2001
  146. И.В. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика/Юбщественные науки и современность.2004.№ 1.
  147. В.В. К типологии цивилизации Запада и Востока. //Проблемы Дальнего Востока, 1993, № 5
  148. B.B. Китай в XVI—XVII вв.еках. Эпоха, быт искусство. М., 1995
  149. В.В. Синкретические религии в Китае в XX веке: традиционное и посттрадиционное. // Религии мира. Ежегодник, 1987
  150. Ф. Ф. Россия и Китай. СПб., 1881.
  151. А. С. Россия и Китай: сходство наследия — общность судьбы //Звезда. 1995. № 10.
  152. А. С. Буддизм и конфуцианцы: Су Дун-по (1036−1101) и Чжу Си (1130−1200) //Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века: Сб. М., 1982
  153. А. С. Традиционный китайский подход к внешнему миру // Страны и народы Востока: Сб. Вып.ХХ. М., 1979
  154. A.C. Традиция и политика в период Цянь-лун // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики: Сб. М., 1982
  155. Материалы для истории Российской духовной миссии в Пекине. Т.1. СПб., 1905
  156. Мегатренды мирового развития. М., 2001
  157. В. О. О национальной идее // Вопросы философии. 1997, № 12
  158. В. О. Судьба цивилизаций: конфронтация или диалог? //Личность. Культура. Общество. Т. V. Вып.3−4. М., 2003.
  159. Методология анализа политической традиции в России. // Общественные науки и современность, 2000. № 2
  160. В. А. Восток и Запад во 2 тысячелетии. Экономика, история, современность. М., 1996
  161. О. К вопросу о возникновении в Дельфте фаянсов с росписью, подражающей китайскому фарфору // СГЭ. Л., 1960. XIX
  162. М. Опыты: В 3-х кн. М., 1979
  163. Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955
  164. И.Т. Российско-китайские пограничные отношения (Кяхта-Маймайчэн) // Востоковедение и мировая культура. Сб. ст. к 80-летию академика C.JI. Тихвинского. М., 1998
  165. П. Проблема взаимодействий во всемирной истории. // Время мира. Вып.2. Новосибирск, 2001
  166. В. С. Империя Цин и Русское государство в XVII в. М., 1980.
  167. В. С. Историко-культурные особенности экономического взаимодействия России с Китаем //Россия во внешнеэкономических отношениях: уроки и современность. М., 1993
  168. В. С. Россия и Китай: контакты государств и цивилизаций. //Общественные науки и современность. 1996. № 2
  169. B.C. Дипломатические отношения России с Цинской империей в первой четверти XVIII в. //Русско-китайские отношения в XVIII в. Т.1. 1700−1725. М., 1972
  170. B.C. Договорными статьями утвердили. М., 1996
  171. B.C. Русские архивные источники о завоевании Китая маньчжурами (1618−1690гг.) // Маньчжурское владычество в Китае: Сб. М., 1966
  172. B.C. Сведения китайцев о России в XVII в. //Вопросы истории. 1985. № 12
  173. А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: синергетика исторического процесса. М., 1996
  174. А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность, 1997. № 2.
  175. А.П. Синергетика, когнитивная психология и гипотеза техногуманитарного баланса // Общественные науки и современность 1999. № 4
  176. А.И. Конец эпохи большого модерна. М., 1999
  177. Образ России. Русская культура в мировом контексте. М., 1 988 194.0'Брайен П. Статус государства и будущее универсальной истории. // Цивилизации. Вып.5. М., 2002
  178. Общественно-политическая мысль европейского Просвещения. Труды исторического факультета МГУ. Серия II. Исторические исследования. М., 2002
  179. Общественно-политическая мысль в Китае. М., 1988.
  180. В.И. Глобальная политическая история и современность. // Общественные науки и современность. 2002 .№ 5.
  181. A.A., Яковенко И. Г. Культура как система. М., 1998
  182. JI.C. Учение Конфуция и культура России (XIX-XXI вв.) // Востоковедение и мировая культура. М., 1998
  183. И. Роспись Китайскому государству. // Сибирский вестник. 1818. Кн. 2
  184. Петр I и Голландия. Русско-голландские научные и художественные связи в эпоху Петра Великого. М., 1998
  185. A.M. Запад Восток. Из истории идей и вещей. М., 1996
  186. Письма Лейбница к императору Петру Великому и некоторым государственным чиновникам // «Северный Архив», 1823, № 2
  187. O.A. Русская цивилизация. М., 1992.
  188. A.M. Об отношениях европейцев к Китаю. СПб., 1887
  189. Полное собрание русских летописей. Т. VI. СПб., 1853
  190. Г. Теория субэкумен и проблема своеобразия стыковых культур //Выход из транса. М., 1995.
  191. .Ф. Социальная психология и история. М., 1979.
  192. Православие на Дальнем Востоке: 275-летие российской духовной миссии в Китае. Сб. ст. СПб., 1 993 212. «Пустомеля». Ежемесячное сочинение. 1770 года месяц июль. Издание А. Афанасьева. М. 1858
  193. . А.Н. Письмо о китайском торге // Радищев. А. Н. Поли. собр. соч.: В 3-х т. М.-Л., 1941. Т.2
  194. Развитие русского права в XV — первой пол. XVI в. М., 1986
  195. Е. Целостность и многоединство российской цивилизации. //Общественные науки и современность. 1995. № 5.
  196. С.А. Типология процессов национального самоопределения. // Общественные науки и современность, 1999. № 2
  197. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. М., 1998
  198. Россия и Запад. Формирование внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины XX века. М., 1998
  199. Россия и Восток. СПб., 2000
  200. . Искусство Запада и Востока. М., 1958
  201. Русско-китайские отношения в XVII веке. Документы и материалы. Т. I. М., 1969- Т. II. М., 1972- Т. III. М., 1990.
  202. Русско-китайские отношения. 1689−1916. Официальные документы. М., 1958.
  203. Русско-китайские отношения в XVIII веке. Документы и материалы. Т. II. М., 1990
  204. . Ж. . Трактаты. М. 1969
  205. . А. Язычество Древней Руси. М., 1988.
  206. Н. А. Россия и Китай // Россия и Восток. СПб., 2000
  207. Сапронов Синергетическнй подход в исторических исследованиях: новые возможности и трудности применения. // Общественные науки и современность, 2002. № 4
  208. Сатирические журналы Н. И. Новикова. M.-JL, 1951
  209. Сборник докладов конференции Института Дальнего Востока РАН и Китайского института современных международных отношений. М., 1994.
  210. Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность, 1993. № 5
  211. Л.И. Цивилизационные парадигмы в истории России. Ст. 1,2// Общественные науки и современность, 1996. № 5, 6
  212. O.A. Роль этнокультурной и социокультурной маргиналыюсти в трансформации цивилизационных систем. // Общественные науки и современность, 2002 .№ 5.
  213. В.Я. Китай. Страницы прошлого. Смоленск, 2000
  214. Сикевич 3.8. Национальное самосознание русских. М., 1996.
  215. П. Е. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977.
  216. М.И. Китай и Англия. М., 1980
  217. И. В. Эвристические возможности и пределы цивилизационного подхода. // Цивилизации. Вып.4. М., 1997
  218. И.В. Глобалистская метатеория: эпистемологические трудности.//Цивилизации. Вып.5. М., 2002
  219. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно. / Пер. и комментарий Е. В. Завадской. М., 1969
  220. C.B. Дорога в Арзрум: российская общественная мысль о Востоке. М., 2000
  221. Д.Е. Россия: проблемы цивилизационного выбора. // Общественные науки и современность, 2002. № 6
  222. Н.М. Сибирь и Китай. Кишинев. 1960
  223. Ф. Структура Большой истории: От Большого взрыва до современности // Общественные науки и современность. 1999. № 5
  224. Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1998.
  225. П. Периодизация в преподавании мировой истории: выявление крупных изменеий и др. //Время мира. Вып.2. Новосибирск. 2001
  226. Страноведение Китая. Хрестоматия. М., 1999
  227. Э.П. Китайское ремесло в XVI — XVII веках. М., 1970
  228. В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. М., 1941
  229. Титаренко M. JL Жизнестойкость и стабильность китайской цивилизации — условие развития Китая по пути реформ и модернизации //Востоковедение и мировая культура. М., 1998
  230. М.Я. Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений. М., 1994
  231. М.Я. Россия лицом к Азии. М., 1998
  232. С.Л. История Китая и современность. М., 1976
  233. С.Л. История международных отношений на Дальнем Востоке. 1945−1977 гг. Хабаровск, 1978
  234. С.Л. Маньчжурское владычество в Китае // Маньчжурское владычество в Китае: Сб. М., 1966
  235. А. Постижение истории. М., 1991
  236. Универсальное и специфическое в российской истории. //Общественные науки и современность. 1999. № 3
  237. Д.Т. Николай Гаврилович Милеску Спафарий. М., 1980
  238. А. Китайский дворец в Ораниенбауме //Художественные сокровища России. Вып. 10. СПб., 1901.
  239. Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Бои за историю.1. М., 1991
  240. В.Ф. Китай Запад: проблема синтеза философских культур // Востоковедение и мировая культура. М., 1998
  241. H.A. Примечания к «Письму о китайском торге»// Радищев. А. Н. Полн. собр. соч.: В 3-х т. Т. 2. M.-JL, 1941.
  242. O.JI. Китай в Европе XVII XVIII вв. // История, культура, языки народов Востока. М., 1970
  243. O.JI. Китай в Европе: миф и реальность. СПб., 2003
  244. O.JI. О политике Цинов в области идеологии // Маньчжурское владычество в Китае: Сб. М., 1966
  245. А .Я. Культура как смысл истории. // Общественные науки и современность. 1999. № 6
  246. А.Я. Культурная компетентность личности: между проблемами образования и национальной политики // Общественные науки и современность. 2000. № 2.
  247. Д.И. Собр. Соч.: В 2-х т. Т. 2. М.-Л., 1959.
  248. В.П. Социальная философия: к новой исследовательской программе // Гуманитарные науки в Сибири. 1996. № 1.
  249. А.Г. Азия проходит полный круг — с Китаем как «Срединным государством»// Цивилизации. Вып.5. М., 2002
  250. В.Н. Глобализация жизненного мира в свете социальной теории (К постановке проблемы) //Общественные науки и современность.2000. № 6
  251. А. Срединность срединной Азии: Об историческом месте Центральной Азии в региональной системе // Рубежи, 1997. № 2.
  252. С. Запад уникален, но не универсален //МЭИМО, 1997. № 8.
  253. С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1
  254. В.М. Возможна ли глобальная история? (по материалам докладов XIX Международного конгресса исторических наук в Осло) // Цивилизации. Вып.5. М., 2002
  255. Хачатурян В. М. Теорня культурно-исторических типов Н. Данилевского: логика и противоречия. // Общественные науки и современность, 2003. № 2
  256. М. Условия исторического сравнения эпох и регионов: пределы обоснованных условий //Время мира. Вып.2. Новосибирск, 2001.
  257. Хожение за три моря Афанасия Никитина. Л., 1986
  258. В. Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1996.
  259. А.Н. Внешняя торговля Китая с 90-х годов XVIII в. //Государство и общество в Китае. М., 1978
  260. Цивилизация и культура. Россия и Восток: цивилизационные отношения. Вып.1. М., 1994
  261. Цивилизации. Вып.2, М., 1993
  262. Цивилизации. Вып. З, М., 1995
  263. Цивилизации. Вып.4, М., 1997
  264. Цивилизации. Проблемы глобалистики и глобальной истории. Вып.5, 2002
  265. В. Европа-Россия: «третья осень» системы цивилизаций. //Полис. 1997 № 2
  266. М.А. Глобалистика как отрасль научного знания//Цивилизации. Вып.5. М., 2002
  267. М.А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы //
  268. Общественные науки и современность. 1998. № 2. 291. Чубарьян А. О. Глобальная история в системе исторического знания. // Цивилизации. Вып.5. М., 2002
  269. В.Ф. Восприятие России на Западе: мифы и реальность. // Общественные науки и современность, 2000. № 1
  270. Т.К. Путешествие Лоренца Ланга в Пекин и его дневники // Страны и народы Востока. Вып.2. М., 1961
  271. К.И., Шафрановская Т. К. Приобретение в начале XVIII в. китайских книг российским резидентом в Китае Лоренцом Лангом // Страны и народы Востока. Вып.1. М., 1959
  272. Д.О. Восток Запад в архитектуре эпохи Просвещения. Шинуазри. / /Архив архитектуры. Вып. 1. М., 1992
  273. Д.О. Восточные стили в архитектуре русского классицизма // Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века. М., 1994.
  274. Я.Г. Отличительные особенности «пограничных» цивилизаций. //Общественные науки и современность. 2000. № 3
  275. Я.Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс. // Общественные науки и современность. 1998. № 4
  276. О. Д. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей //Общественные науки и современность. 1994. № 4.
  277. О. Закат Европы. М., 1993.
  278. P.M. Введение, или Предварительные замечания о Чуждости в истории //Чужое: опыты преодолении. Очерки из истории Средиземноморья. М., 1999.
  279. Э. История и компаративизм //Новая и новейшая история. 1999. № 5
  280. Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии // Соч., 2-е изд. Т.21.
  281. И. Г. В чем ошибся Хантингтон? Монолог культуролога. //Знание сила. 2002. № 1
  282. И.Г. От Тильзитского мира до пакта Молотова-Риббентропа (Большой модернизационный цикл отечественной истории). Ст. 1, 2. // Общественные науки и современность. 1998. № 3, 4
  283. И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы и перспективы. М., 1999.
  284. И.Г. Свежий взгляд на историю (Размышлениякультуролога о книге В. Хороса «Русская история в сравнительном освещении») //Общественные науки и современность. 1999. № 1
  285. И.Г. Цивилизация и варварство в истории России. Ст.1−4. // Общественные науки и современность, 1995. № 4, 6- 1996. № 3, 4.
  286. Ю.В. История цивилизаций. М., 1997
  287. О.Яковлев A.M. Российская государственность (историкосоциологический аспект). //Общественные науки и современность. 2002 № 5.311 .Янов. A.JI. Методология анализа политической традиции в России. // Общественные науки и современность. 2000. № 2.
  288. Янч Э. Самоорганизующаяся вселенная. Введение и обзор: рождение парадигмы из метафлуктуации // Общественные науки и современность. 1999. № 1
  289. К. Смысл и назначение истории. М., 1994
  290. А. С. Роль России в сближении Востока и Запада. Казань, 1912.
  291. Н.В. Преемственность культур как основная проблема теоретической культурологии. vmurol.com.ua/img/509/Barnal.doc (50 КБ) 27.01.2004)
  292. Дж., Кюнг X. Христианство и китайские религии. Перевод сделан А. В. Ломановым. См.: http://chinese.orthodoxy.ru/russian/kb3/Modernl
  293. А. Непрерывность парков, http://spintongues.msk.ru/lyusy05.htm
  294. Cahen G. Some Early Russo-Chinese Relations. Shanghai, 1939
  295. China among Equals. The Middle kingdom and its Neighbors. X XIV Centuries. Berkeley, 1983
  296. Coxe W. The Russian Discoveries between Asia and America. Ann Arbor Universiny, 1966
  297. Foust C.M. Muscovite and Mandarin. 1727−1805. Chapel Hill, 1969.
  298. Franke W. China and West. Columbia, 1967
  299. Hamashita T. The Tribute Trade System and Modern Aaia. L., N. Y., 1994
  300. McNeil W. H. The Changing Shape of World History // History and Teory. 1995. Theme Issue. Vol. 34
  301. Needham J. Science and Civilisation in China. 4 vols. Cambridge, 1954−1962. Vol.3
  302. Rowbotham A.H. Missionary and Mandarin. The Jesuits at the Court of China. Berkeley and L.A., 1942
  303. The Treaty of Nerchinsk //Law Quarterly Review. 1928. № 44.
  304. Wallerstein I. The Morden World System. V. 1. Capitalist Agriculture and the Origin of the European World Economy. New York, 1974
Заполнить форму текущей работой