Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Таможенное регулирование в развитии туристской отрасли России на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия имеет все необходимые условия для развития туризма и международного туризма в частности. Однако в настоящее время преобладает в основном приграничный туризм. Так в 1999 году Россию посетили 18 820 тыс. иностранных граждан, из этого числа на долю граждан Финляндии приходится 1407 тыс. человек, что составляет 19% от общего числа прибытий. На сегодняшний день туризм в России развит… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
    • 1. 1. Международный туризм как важнейший элемент развития экономики страны
    • 1. 2. Таможенные аспекты развития международного туризма
    • 1. 3. Потенциальные угрозы национальной безопасности со стороны международного туризма и роль таможенной службы в их предотвращении
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПРИ РАБОТЕ С ТУРИСТСКИМИ ПОТОКАМИ
    • 2. 1. Методы экономико-статистического анализа динамики и прогнозирования туристских потоков
    • 2. 2. Инструменты оценки рисков от потенциальных правонарушений со стороны международных туристов
    • 2. 3. Показатели качества деятельности таможенной службы при работе с туристскими потоками
  • ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
    • 3. 1. Анализ и прогнозирование туристских потоков
    • 3. 2. Оценка риска возникновения правонарушений со стороны туристов на таможенной границе
    • 3. 3. Приоритетные направления совершенствования деятельности таможенной службы в условиях развития международного туризма
    • 3. 4. Состояние и перспективы туризма в России на региональном уровне на примере города-курорта Сочи

Таможенное регулирование в развитии туристской отрасли России на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До настоящего времени в отечественной экономической стратегии туристская отрасль не рассматривалась в качестве одного из эффективных путей пополнения бюджета. Еще с советских времен туризм привыкли считать как одну из форм проведения досуга, а отнюдь не как одну из доходнейших статей бюджета. Мировая практика самым убедительным образом доказывает, что инвестиции в индустрию туризма по своей отдаче сравнимы, к примеру, с вложениями в нефтедобычу. На мировой туристских бизнес сегодня приходится около 10% экспорта и 35% международного рынка услуг1.

Россия имеет все необходимые условия для развития туризма и международного туризма в частности. Однако в настоящее время преобладает в основном приграничный туризм. Так в 1999 году Россию посетили 18 820 тыс. иностранных граждан, из этого числа на долю граждан Финляндии приходится 1407 тыс. человек, что составляет 19% от общего числа прибытий. На сегодняшний день туризм в России развит недостаточно. В общем потоке прибывающих в Россию иностранных граждан, численность туристов составляет лишь 16%. Для большинства лиц из стран СНГ Россия не представляет интереса с точки зрения туристской привлекательности. Численность прибывших с целью туризма составляет всего от 1% до 3% от общего числа посещений. Наибольшей популярностью среди туристов пользуются лишь три туристских центра: Санкт-Петербург, Москва и «Золотое кольцо», на их.

1 Раднаев С. Б. Международный туризм в системе современных международных экономических отношений. Дис. канд. эк. наук. М., 2001; Линдерт П. Х. Экономика мирохозяйственных связей. Перевод с английского. М.: Издательская группа «Прогресс» Универс, 1992; Квартальное В. А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика. — М.: Наука, 1993; Туристский бизнес / Авт.-сост., И. В. Зорин, В. А. Квартальное. — М. — Афины: INFOGROUP, 1994. долю приходится 67%2. Проведенный анализ туристской индустрии, как в целом по России, так и на уровне регионов, свидетельствует о недостаточно высоком уровне его развития и несоответствии международным стандартам.

Российские экономические стратеги периодически обращали внимание на запущенную туристскую отрасль. Впервые этот вопрос был рассмотрен на правительственном уровне в 1996 году, но дальнейшего развития не получил. В результате, сегодня доля России составляет всего 1% в мировой туристской индустрии, хотя потенциал развития этого сектора российской экономики огромен3. Вместе с тем интерес к России за рубежом настолько велик, что даже в этих условиях число посетивших страну иностранных туристов растет. В конце 80-х годов Советский Союз ежегодно принимал около 6 миллионов путешествующих иностранцев. Распад страны и последовавшие за ним кризисные события несколько отпугнули иностранных туристов — в 1992 году их побывало в России всего 2,5 миллиона человек. Но уже в 1999 году показатель советских времен был превышен более чем на 1 миллион человек. В 2001 году Россия приняла 7,4 миллиона иностранных туристов, заняв по популярности 13-е место в Европе4.

Продолжающийся экономический кризис и поиск эффективных путей выхода из него обратили внимание Правительства Российской Федерации на туристскую отрасль, результатом чего стала разработка в 2002 году Министерством экономического развития и торговли Концепции развития туристской отрасли. Согласно этой Концепции, главные усилия должны быть направлены на создание мощной.

2 Россия в цифрах, 2002: Крат. Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2002; Российский статистический ежегодник: Стат. Сборник/ Госкомстат России — Р 76 — М., 2001. инфраструктуры туристского бизнеса. Концепция имеет и региональный раздел по развитию индустрии туризма. Главными его центрами останутся Москва и Санкт-Петербург, но власти намерены осуществить ряд проектов на Северо-Западе, в Калининградской области, в городах, входящих в «Золотое кольцо». В частности, здесь предусматривается строительство небольших гостиниц. В планах — строительство и развитие горнолыжных баз «Красная поляна» в Сочи и баз в Хакасии. Байкальский регион будет специализироваться в экологическом, а Камчатский — в экстремальном туризме.

В целом Концепция посвящена туристской индустрии, оставляя без должного внимания проблемы развития служб, находящихся вне индустрии туризма, но оказывающих непосредственное влияние на туристские потоки. Важнейшей из которых является таможенная служба, осуществляющая таможенное оформление и таможенный контроль туристских потоков, в соответствии с действующим законодательством и регулирующая численность прибывающих туристов. Как показал анализ существующих таможенных процедур, им присущи определенные недостатки, не способствующие развитию международного туризма. В таможенной службе России система таможенного оформления и контроля иностранных туристов по структуре и составу приспособлена для обслуживания традиционно незначительных по численности и однообразных по структуре туристских потоков. И весьма вероятно при возрастании числа прибытий туристов возникнут проблемы, связанные с неготовностью кадрового потенциала, инфраструктуры, технических средств и неспособность обеспечить качественное обслуживание туристских потоков. Согласно же действующим международным конвенциям и договорам, упрощение таможенных процедур — эффективный способ увеличения потока иностранных туристов3.

Вместе с тем при увеличении потока туристов возрастает риск возникновения угроз безопасности (контрабанда наркотиков, оружия, боеприпасов, компонентов ядерных систем, культурных ценностей, нелегальный вывоз капиталов и предметов интеллектуальной собственности, ввоз контрафактных товаров, незаконная миграция и другие). В такой ситуации перед таможенной службой возникает ряд проблем, связанных с необходимостью внедрение упрощенных таможенных процедур при обеспечении необходимого уровня безопасности6.

Особое значение для развития международного туризма имеет состояние туристской индустрии в регионах. Исследования автором состояния туристского комплекса Сочи, являющегося самым развитым и привлекательным для иностранных туристов курортом на берегу Черного моря, обладающего уникальными рекреационными и аттрактивными возможностями, позволили сделать вывод о том, что на уровне регионов существуют те же проблемы, что и на федеральном уровне, главная из которых — несоответствие существующей инфраструктуры современным международным требованиям. Выбор города Сочи в качестве объекта исследования во многом предопределен тем, что это пограничный город, имеющий сухопутную, морскую и воздушную границы, на территории которого находятся три таможенных поста: Морской порт Сочи, Аэропорт Сочи, МАПП Адлер7. И представляет.

5 Манильская декларация по мировому туризму // Материалы Всемирной конференции по туризму. -Мадрид, 1981; Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото). Вступила в силу 25 сентября 1974 .

6 Закон РФ о безопасности. В ред. Закона РФ от 22.12.92 № 4235−1, Указа Президента РФ от 24.12.93 №.

228. интерес изучение проблемы развития международного туризма на региональном уровне с учетом таможенного аспекта.

Все вышеизложенное, по мнению автора диссертации, является убедительным аргументом необходимости комплексного рассмотрения широкого круга проблем, связанных как с развитием туристской индустрии в целом, так и с совершенствованием деятельности таможенной службы по контролю туристских потоков и содействию развитию международного туризма в России, и определяет актуальность выбранной темы диссертации.

Целью диссертационного исследования является разработка методологической основы совершенствования деятельности таможенной службы, способствующей развитию международного туризма в России.

Достижение поставленной цели исследования потребовало решения следующих задач:

— провести анализ состояния уровня развития международного туризма в России на федеральном и региональном (на примере туристского комплекса Сочи) уровнях, с учетом международного опыта;

— оценить соответствие деятельности таможенной службы России требованиям различных международных организаций по содействию развитию международного туризма и разработать на этой основе предложения по ее совершенствованию;

— изучить потенциальные угрозы безопасности государства со стороны международного туризма и разработать методологическую основу и методику оценки риска возникновения правонарушений на таможенной границе со стороны туристских потоков;

— разработать методологические положения и методику анализа и прогнозирования туристских потоков на федеральном и региональном (на примере туристского комплекса Сочи) уровнях на основе статистических методовразработать методологическую основу оценки качества деятельности таможенной службы при работе с туристскими потоками.

Проблема совершенствования деятельности таможенной службы, способствующей развитию международного туризма, слабо изучена и недостаточно освещена в литературе, до настоящего времени нет системных научных разработок в этой области. Практически отсутствуют исследования оценки влияния таможенных аспектов (таможенные процедуры) на развитие международного туризма. Вместе с тем, существует множество работ, освещающих вопросы развития туристской отрасли и влияющих на это факторов, среди них работы таких авторов, как Квартальнов В. А., Зорин И. В., Раднаев С. Б., Гаврильчак Н. И., Рахмалева О. В., Клименко Е. В., Чернышев А. В., Розанова Т. П., Агеева Н. Н., Попова Р. Ю., Агеева О. А., Романов А. А. В последнее время в таможенной службе уделяется большое внимание вопросам обеспечения безопасности. В ряде научных трудов и публикаций (Рудаков В.Б., Волков Л. И., Песиголовец Г. Ю.) делались попытки исследования потенциальных угроз, которые могут возникнуть на таможенной границе (классификация видов угроз). В таможенной службе России в настоящее время особое внимание уделяется разработке методов управления рисками. Однако, как показал анализ имеющихся в этой области работ, все они в целом посвящены рассмотрению рисков, возникающих при работе с товарными потоками, и не рассматривают риски, связанные с туристской деятельностью8. Имеются теоретические разработки, в которых достаточно полно и глубоко изучены вопросы.

8 Волков Л. И., Рудаков В. Б., Статистический контроль иерархических систем. М.: Изд-во СИП РИА, 2002; Рудаков В. Б., Песиголовец Г. Ю. Разработка методических основ определения рисков при таможенном контроле и оформлении и элементов системы управления рисками в таможенной службе. «НИР. РТА, 2001. управления качеством таможенной службы9, но в них не нашли отражение особенности деятельности таможенной службы при работе с туристами. Следует отметить, что существует положительный мировой опыт по совершенствованию деятельности таможенной службы в условиях развития международного туризма, который целесообразно применять в отечественной практике10.

Объектом исследования выступает международный туризм как составная часть внешнеэкономической деятельности.

Предметом исследования являются процессы таможенного регулирования сферы туризма в новых условиях.

Информационную базу диссертации составили законодательные и правовые акты Российской Федерации, зарубежных стран и международных организаций, касающиеся туристской и таможенной деятельности, нормативно-методические документы, статистические материалы Госкомстата и Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Также в работе использованы данные, приведенные в экономической литературе, средствах массовой информации, относящиеся к теме исследования и отражающие все многообразие изменений, происходящих в экономической жизни России, и отчеты туристских фирм, занимающихся приемом иностранных туристов.

Научная новизна работы заключается в следующем:

— впервые рассмотрена деятельность таможенной службы во взаимосвязи с проблемами развития международного туризма в России в новых условиях трансформации глобального мира;

— проведена классификация потенциальных угроз и разработана методика оценки риска возникновения правонарушений при таможенном.

9 Карамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности. — М.: Книга и бизнес, 2001. оформлении и таможенном контроле туристских потоковразработана методологическая основа совершенствования деятельности таможенной службы, способствующая развитию международного туризма в России и включающая методологические положения по оценке качества обслуживания туристов и прогнозированию их числа.

Наиболее существенные результаты, выносимые на защиту, состоят в следующем:

— дана оценка состояния международного туризма в России и выявлены проблемы, затрудняющие его развитие;

— предложена классификация угроз со стороны международного туризмаразработан методологический аппарат оценки риска возникновения правонарушений при таможенном оформлении и таможенном контролеразработаны методологические положения и методика прогнозирования численности туристского потока;

— определены предложения по совершенствованию деятельности таможенной службы, способствующей развитию международного туризма;

— разработан методологический подход по оценке качества обслуживания туристских потоков таможенной службой.

Практическая значимость имеющихся в диссертационном исследовании предложений и рекомендаций состоит в том, что они могут быть использованы таможенными органами РФ:

— во-первых, при корректировке действующей и разработке новой Целевой программы развития таможенной службы России в части приведения в соответствие ее положений требованиям организации работы с туристскими потоками;

— во-вторых, при организации работы в условиях увеличения численности туристских потоков;

— в-третьих, при разработке и внедрении прогрессивных методов работы, связанных с повышением качества обслуживания международных туристов и направленных на упрощение таможенных формальностей.

Кроме того, имеют практическую значимость предложенные автором методика прогнозирования туристского потока и методика оценки риска возникновения правонарушений на таможенной границе со стороны международных туристов.

Заключение

.

В исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

— анализ состояния уровня и тенденций развития международного туризма как элемента ВЭД в России на федеральном и региональном (на примере туристского комплекса Сочи) уровнях, с учетом международного опыта;

— оценка соответствия деятельности таможенной службы России требованиям различных международных организаций по содействию развитию международного туризма и разработка на этой основе предложений по ее совершенствованию;

— изучение потенциальных угроз безопасности государства со стороны международного туризма и разработка методологической основы и методики оценки риска возникновения правонарушений на таможенной границе со стороны туристских потоков;

— разработка методологических положений и методики анализа и прогнозирования туристских потоков на федеральном и региональном (на примере туристского комплекса Сочи) уровнях на основе статистических методов;

— разработка методологической основы оценки качества деятельности таможенной службы при работе с туристскими потоками.

В ходе решения перечисленных задач получены следующие результаты.

1. Показано, что международный туризм является одной из эффективных отраслей экономики. В мировом экспорте туризм занимает третье место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. В целом на мировой туристский бизнес сегодня приходится около 10 процентов экспорта и 35% международного рынка услуг.

2. Установлено, что в России международный туризм, несмотря на огромные потенциальные возможности, не получил должного развития. На сегодняшний день доля России в мировой туристской индустрии составляет всего лишь один процент. В тоже время наблюдается определенная тенденция роста числа лиц, прибывающих в Россию с целью туризма. В течение последних пяти лет численность туристского потока увеличилась почти в два раза.

3. Выявлено, что в настоящее время в России развит в основном приграничный туризм, например, на долю граждан Финляндии приходится 19% от общего числа прибытий, и наибольшую привлекательность для иностранных туристов представляют лишь три туристских центра: Санкт-Петербург, Москва и «Золотое кольцо», их посещают почти 70 процентов всех прибывших в Россию туристов.

4. Определено, что туристским потокам присущи характерные особенности, проявляющиеся в виде циклических колебаний (сезонности). Структура потоков отличается определенной подвижностью.

5. Показано, что таможенная служба является важным регулятором численности туристских потоков, в связи с чем, первоочередным требованием к ней со стороны международных организаций является упрощение таможенных формальностей. В России предпринимаются определенные меры по упрощению таможенных процедур (льготное оформление, конклюдентная форма декларирования, двухканальная система пропуска). Однако, их эффективное применение во многом затруднено следующими факторами: недостаточная профессиональная пригодность кадрового потенциала, неразвитость таможенной инфраструктуры, низкий уровень информационного обеспечения, нескоординированность деятельности разных служб, занимающихся вопросами пропуска через границу.

6. Проведена классификация потенциальных угроз со стороны международных туристов, включающая следующие виды угроз:

— Угрозы в сфере экономики.

— Угрозы федеративному устройству и социально-экономическому.

— укладу Российской Федерации.

— Угрозы в социальной сфере.

— Угроза криминализации общественных отношений.

— Угрозы в военной сфере.

— Угрозы в пограничной сфере.

— Угрозы в экологической сфере.

— Угрозы в духовной сфере.

Показано, что в условиях развития международного туризма, вопросам безопасности на таможенной границе следует уделят особое внимание.

7. Выявлена необходимость совершенствования деятельности таможенной службы при работе с туристскими потоками по следующим направлениям:

— Упрощение таможенных процедур, способствующих развитию международного туризма.

— Повышение качества обслуживания туристских потоков.

— Обеспечение безопасности на таможенной границе в условиях возрастания притока туристов.

Разработаны предложения по каждому из этих направлений.

Завершить внедрение двухканальной системы таможенного контроля, введенной в действие приказом ГТК № 874 от 04.09.2001 года. Использовать при этом дифференцированный подход, учитывающий сведения о туристских потоках, для принятия решений о применении «зеленого» и «красного» коридоров.

Для повышения качества обслуживания организовать курсы повышения квалификации таможенных служащих, работающих с туристскими потоками.

В рамках системы управления качеством деятельности таможенной службы разработать блок управления качеством обслуживания туристских потоков.

В системе статистической отчетности организовать специальную отчетность по туристским потокам.

Обеспечить применение современной специальной аппаратуры, устанавливающей подлинность предъявляемых документов и существенно сокращающих время оформления (заимствовать зарубежный опыт, например, Нидерландов).

Привести уровни технического, информационного и технологического обеспечения к уровню мировых таможенных стандартов (США, Нидерланды и другие).

Обеспечить разработку и внедрение системы управления рисками при работе с туристскими потоками, заимствуя при этом положительный международный опыт, например Мексики.

Разработать методику выборочного контроля пассажиров, использующих «зеленый коридор».

Использование разработанных методик и предложений по совершенствованию деятельности таможенной службы России создаст благоприятную основу для ее успешного интегрирования в мировую таможенную систему и будет способствовать развитию международного туризма в стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации. М.: ГТК России, 1996 г.
  3. Закон РФ о безопасности. В ред. Закона РФ от 22.12.92 № 4235−1,
  4. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 228.
  5. Таможенная служба РФ в 2000 г. (итоги и перспективы). Материалы красширенному заседанию Коллегии ГТК России 20.02.2001 г.
  6. Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на период 2001—2003 гг. г.
  7. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Российской
  8. Федерации № 3615−1 от 09.10.92.
  9. Об утверждении типовых правил таможенного оформления и таможенного контроля: Правила. Утверждены приказом ГТК России от 16.05.2001 № 442.
  10. О решения коллегии ГТК России от 27 февраля 2002 г. «Об итогахработы таможенных органов Российской Федерации в 2001 году и задачах на 2002 год». Приказ ГТК РФ от 29 марта 2002 г. № 277.
  11. О некоторых мерах, направленных на совершенствование системобеспечения качества продукции и услуг. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 113.
  12. О Федеральной целевой программе развития таможенной службы России на 1996−1997 годы и на период до 2000 года". Постановление Правительства РФ от 1 сентября 1996 г. № 1052.
  13. Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ 25 октября 1994 г. № 27.
  14. Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ от 25.10.91 № 2014.
  15. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ на 2001 год // «Российская газета», № 66 от 04.04.2001.
  16. Манильская декларация по мировому туризму // Материалы Всемирной конференции по туризму. Мадрид, 1981.
  17. Гаагская декларация по туризму // Материалы Межпарламентской конференции по туризму. Гаага, 1989.
  18. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон № 132-ФЭ от 24 ноября 1996 г.
  19. Международная конвенция по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур // Материалы Конвенции Киото. Киото, 1973.
  20. Конвенция по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний // Материалы межпарламентской конференции. -Будапешт, 1989.
  21. Конвенция о таможенных льготах для туристов // Материалы дипломатической конференция ООН по таможенным формальностям. Нью-Йорк, 1954.
  22. Рекомендации по туризму и международным путешествиям // Материалы конференции ООН. Рим, 1963.
  23. Соглашение о сотрудничестве в области туризма. Ашгабад, 23.11.1993.
  24. Решение о Совете по туризму государств участников Соглашения осотрудничестве в области туризма. Москва, 09.09.1994.
  25. О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма. Утверждено Указом Президента РФ 25 апреля 1994 г. № 813.
  26. О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации. Утверждено Указом Президента РФ 22 декабря 1995 г. № 1284.
  27. Об утверждении положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля1999 г. № 783.
  28. Об утверждении правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации. Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 г. № 815.
  29. Об усилении контроля за соблюдением правил ввоза физическими лицами товаров в упрощенном, льготном порядке. Распоряжение ГТК России от 21 августа 2000 г. № 01−99/966.
  30. О конклюдентной форме декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами в поездах международного сообщения. Письмо ГТК России от 3 сентября 2001 г. № 01−06/35 455.
  31. Об установлении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с двухканальной системой. Приказ ГТК России от 4 сентября 2001 г. № 874.310 валютном регулировании и валютном контроле. Закон Российской
  32. Федерации от 29.12.1998 г. № 192 ФЗ. 32. Вопросы государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму. Постановление Правительства РФ от 20 июля2000 г. № 541.
  33. Развитие туризма в Российской Федерации (1996−2005 г.). Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 177.
  34. О порядке ведения учета и издании справочной информации о количестве лиц, транспортных средств и товаров перемещенных через государственную границу РФ. Приказ ГТК России от 22 апреля 1997 г. № 273.
  35. Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за развитием иностранного туризма. Постановление Госкомстата РФ от 03 июля 1995 г. № 80.1. Монографии, диссертации, авторефераты диссертаций
  36. И.И., Махутов Н. А., Хетагуров С. В. Безопасность и риск: эколого-экономические аспекты, — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997 г.
  37. Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. М.: Русина, 1997 г.
  38. А. Пороговые значения экономической безопасности России во внешнеэкономической деятельности. Аналитическая лаборатория «Веди», 1998 г.
  39. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989, -186с.
  40. В.М. Экономический риск, сущность, методы измерения, пути снижения. М.: Мысль, 1999. — 248 с.
  41. П.Г., Петрова С. М. и др. Риски в современном бизнесе. М.:
  42. Издательство «АЛАНС», 1994. -356 с.
  43. С.Б. Международный туризм в системе современных международных экономических отношений. Дис. канд. эк. наук. М., 2001.
  44. Н.И. Социально-экономические проблемы развитиятуризма и туристского бизнеса в Российской Федерации. Дис. канд. эк. наук. СПб., 2000.
  45. О.В. Культурный туризм как фактор социальноэкономического развития региона. Дис. канд. эк. наук. СПб., 2000.
  46. Е.В. Туризм как фактор ускорения социально-экономического развития Северного Кавказа. Дис. канд. эк. наук. Краснодар, 2001.
  47. А.В. Геоэкономические аспекты формирования конкурентноспособного гостинично-туристского комплекса. Дис. канд. эк. наук. М., 2001.
  48. Т.П. Туристские услуги в системе потребительскогорынка национальной экономики. Дис. канд. эк. наук. М., 1998.
  49. Н.Н. Организационно-экономический механизм формирования рынка туристских услуг. Дис. канд. эк. наук. М., 1996
  50. О.А. Туризм и гостиничное хозяйство. М., 1997.
  51. Всемирная таможенная организация. Управление таможенными рисками. Перевод М., РТА, 2001.
  52. Н.М.Блинов, С. И. Съедин, Таможенный менеджмент: Учебное пособие, М.: РИО РТА, 1996.
  53. О.С.Виханский, А. И. Наумов, Менеджмент, М.: «Фирма Гардарика», 1996.
  54. М.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.:"Дело", 1995.
  55. В.И. Данилова-Данильяна: Современный менеджмент: принципы и правила, М.: Н.-Новгород, 1992.
  56. Е. Государство и экономика. К вопросу об экономической безопасности — М., 1999.
  57. Э.О., Сидоров М. А. Управление риском и устойчивое развитие. Учебное пособие для экономических ВУЗов, — М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999 г.
  58. С.В., Шульц B.J1. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. Учебник. СПб.: СПб ГУ. 1994 г.
  59. Основы таможенного дела: Учебник /Под общ. Ред. В.Г.Драганова- РТА ГТК РФ. М.: ОАО «Из-во «Экономика», 1998г
  60. А. Международная экономика. В двух частях. Часть вторая. —
  61. М., «Международные отношения», 1999.
  62. П.П., Печинкин А. В. Теория вероятностей. Математическая статистика. М., Гардарика, 1998.
  63. JI.A. Теория вероятности и ее инженерные приложения. М.1. Высшая школа, 2000.
  64. Мур Алек, Хиарнден Койт. Руководство по безопасности бизнеса. Практическое пособие по управлению рисками /Перевод с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинч», 1998. — 328 с.
  65. Общий и специальный менеджмент: Учебник /Общ. ред. Гапоненко А. Л., А. П. Панкрухин. М.: Изд-во РАГС, 2001. 568 с.
  66. Н.М., Съедин С. И. Таможенный менеджмент. Учебное пособие. М., «1996.
  67. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Фирма Гардарика, 1998.
  68. Всеобщее управление качеством (ТОМ). Учебник для вузов // Под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999.
  69. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. Перевод с английского. М.: Издательская группа «Прогресс» Универс, 1992.
  70. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Перевод санглийского. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. М: Дело, 1995.
  71. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. Учебное пособие. 1999.
  72. В.В. Управление качеством. М.: Экономика, 1998.
  73. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.:1. Высш. шк, 1998.
  74. А.А. Организация и управление в таможенных органах. Курс лекций. М.: РИО РТА, 1997.
  75. В.Н., Панкин В. Ф. Математическая статистика. М.: Высш.шк., 1998.
  76. П.В. Математические методы исследований операций вэкономике. СПБ.: Издательство «Питер», 2000. — 208 с.
  77. Л. Теория массового обслуживания. М.: Машиностроение, 1979.-390 с.
  78. Математика и кибернетика в экономике. Словарь-справочник. Под ред. Федоренко Н. П., Канторовича Л. В. и др. М.: Экономика, 1975. -699с.
  79. В.Ю. Таможенная политика России на современном этапероль и место в обеспечении экономической безопасности государства и стабилизации, финансовой системы): Учебное пособие/Научи, ред. В. М. Крашенинников М.: РИО РТА, 1996.
  80. С.И. Основы управления: Курс лекций. М.: РТА, 1996.
  81. С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  82. Л.И. Уроки американского бизнеса: Вступительная статья к: Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело ЛТД», 1995.
  83. Общий и специальный менеджмент: Учебник/Общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. М.: Издательство РАГС, 2000.
  84. В.В. Организация и регулирование внешнеэкономическойдеятельности: Учебник. -М.: Юристъ, 2002.
  85. Ю.В. История цивилизаций: Учебное пособие для студентовгуманит. профиля. 2-е изд., перераб. и дополн, — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
  86. А.А. Зарубежное туристское страноведение: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 1999.
  87. Теория статистики: Учебник / Под ред. Проф. Р. А. Шмойловой. -М.:
  88. Финансы и статистика, 1996.
  89. Таможенная статистика: Учебное пособие: Вып.2. М.: РИО РТА, 1997.
  90. В.А., Романов А. А. Международный туризм: политика развития: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 1998.
  91. А.А. Экономика и география международного туризма. М.:1. Изд-воМГУ, 1975.
  92. Н.С. Международное сотрудничество государств в облаституризма. М.: Междунар. Отношения, 1986.
  93. В. А. Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность: Учебное пособие. — Киев: Выща школа, 1989.
  94. В.А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика.-М.: Наука, 1993.
  95. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт.-сост., И. В. Зорин, В. А. Квартальное. М. — Афины: INPOGROUP, 1994.
  96. Менеджмент туризма: Учебник / Под ред. В. А. Квартальнова. М.: РМАТ, 1996.
  97. Основы туристской деятельности: Учебник / Под ред. В. А. Квартальнова, И. В. Зорина, Е. Н. Ильиной. -М.: РМИТ, 1992.
  98. О.В. Индустрия туризма в США. М.: Наука, 1983.
  99. М.Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм вчера, сегодня, завтра. -М.: Междунар. Отношения, 1985.
  100. Восточная Европа. Путеводитель: Издательская информация. Тверь: НТИФ «Студнас», 1997.
  101. В.Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технология). -М., 1998.
  102. Страны и народы. Поп. Энциклопедия / Под ред. Ю. В. Кузнецовой. -С.-Пб.: Дельта, 1997.
  103. Страны мира: Краткий полит. эконом. Справочник. — М., 1996.
  104. Р. Акофф о менеджменте. СПб.: Питер, 2002.
  105. Р. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2002.
  106. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 2001.
  107. А.В. Научный отчет «Состояние и перспективы развития потенциала таможенной системы». РТА, Спб.: 1995.
  108. С.В. Отчет о НИР «Исследование, разработка и внедрениесистемы управления таможенными процессами на основеприменения принципов Э.Деминга и системы международных стандартов ИСО серии 9000», Люберцы, 1998.
  109. МС ИСО 9000−2-97. Стандарты по общему руководству качеством иобеспечению качества. Часть 2. Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.
  110. ИСО/ОПМС 9001:2000. Система менеджмента качества. Требования.
  111. МС ИСО 9004−2-96. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам.
  112. МС ИСО 9004−4-94. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества.
  113. МС ИСО 9004−8. Общее руководство качеством и элементы системыкачества. Часть 8. Руководящие указания по административным принципам качества.
  114. ИСО/ТО 10 014. Руководящие принципы управления экономикой качества, 1999.
  115. Актуальные проблемы современной таможенной политики России.
  116. Под научной редакцией Н. М. Блинова. М.: Российская таможенная академия, 1996.
  117. Н.М. Модернизация таможенной службы Российской Федерации: проблемы и решения. Сборник научных трудов. Проблемы совершенствования организации и деятельности таможенной службы -М.: РИО РТА, 1999.
  118. Антология русского качества. М.: РИО «Стандарты и качество», 2000.
  119. С. В. Алгоритм реализации государственной таможеннойполитики в отношении конкретного товара (товарной группы). Сборник научных трудов «Проблемы теории и практики таможенного дела», ч. 1. РИО РТА. М., 1997.
  120. E.JI. Методические рекомендации по оценке кадровогопотенциала таможенных органов и эффективности его использования. Отчет по НИР /ГТЕ, РТА Люберцы, 2001.
  121. В.Б., Токарева Л. И., Графова Л. Л. Научно-методическоеобеспечение модернизации таможенной службы. Сборник научных трудов. Проблемы совершенствования организации и деятельности таможенной службы М.: РИО РТА, 1999.
  122. В.Б., Иванов В. Н. Социально-коммуникационные моделимодернизации. Сборник научных трудов. Проблемы совершенствования организации и деятельности таможенной службы -М.: РИО РТА, 1999.
  123. В.В., Голодова О. В. Мировые информационные ресурсы:новые возможности минимизации рисков. Владивосток: ВФ РТА, 1998.-212 с.
  124. В.М., Кухаренко В. Б. Методологические проблемы системного подхода к модернизации таможенной службы. -Проблемы теории и практики таможенного дела. Сборник научных трудов РТА. Часть 1. Под ред. Н. М. Блинова. -М.1997.
  125. В.Б. Отчет о НИР «Исследование и совершенствованиемеханизма повышения качества персонала таможенных органов». М.: РТА, 1995.
  126. Г. Ю. Исследование таможенных аспектов национальной безопасности России: отчет по НИР Спб, 2000.
  127. О защите прав потребителей. О сертификации продукции и услуг. Остандартизации. Об обеспечении единой системы качества измерений. Законы Российской Федерации. М.: РИА «Стандарты и качество», 1999.
  128. М.Ю., Бенецкий Э. М. Опыт внедрения новых технологийтаможенного оформления и таможенного контроля. Сборник научных трудов. Проблемы совершенствования организации и деятельности таможенной службы М.: РИО РТА, 1999.
  129. С.В. Ключ к систематическому совершенствованию таможенной службы. Сборник научных трудов. Проблемы совершенствования организации и деятельности таможенной службы -М.: РИО РТА, 1999.
  130. Концепция модернизации таможенной службы Российской Федерации. Теория и методология таможенного дела. Сборник научных трудов. Проблемы совершенствования организации и деятельности таможенной службы М.: РИО РТА. 1999.
  131. С.В. Система управления таможенными процессами наоснове МС ИСО серии 9000. Рекомендации по созданию и макет системы. РИО РТА. М., 1998.
  132. С.В. Теория и методология систем управления таможенными процессами. РИО РТА. М&bdquo- 1999.
  133. Н.М., Иванов В. Н., Кухаренко В. Б. От культа таможни ктаможенной культуре. Люберцы: РИО РТА, 2000.
  134. А.А. Анализ процессов управления. Сборник научных трудов.
  135. Проблемы совершенствования организации и деятельности таможенной службы М.: РИО РТА, 1999.
  136. Таможенная политика России в новых условиях. Материалы научнопрактической конференции ГТК России (24 октября 1998 г.). РИО РТА. М., 1999.
  137. С.В. Управление качеством таможенной деятельности. -М.: Книга и бизнес, 2001.
  138. С.В. Система управления таможенными процессами на основе МС ИСО серии 9000: рекомендации по освоению и макет системы. М.: РИО РТА, 1998. — 180 с.
  139. Проектирование таможенной политики / Н. М. Блинов, В. Н. Иванов, В. Б. Кухаренко, А. Г. Пашинский. М.: Книга и бизнес, 2001, 328 с
  140. А. А. (в соавторстве). Методика формирования экономического механизма модернизации таможенной службы Российской Федерации.-М.:РИО РТА, 1998.
  141. В.Б., Песиголовец Г. Ю. Разработка методических основ определения рисков при таможенном контроле и оформлении и элементов системы управления рисками в таможенной службе. НИР. РТА, 2001
  142. Н.В. Таможенный орган как элемент системы массового обслуживания. Сборник научных трудов. Проблемы совершенствования организации и деятельности таможенной службы М.: РИО РТА, 1999.
  143. Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. М.: Русина, 1997.
  144. П.В., Кисловский Ю. Г. Таможенная политика России. М.: РИО РТА, 2000.
  145. Л.И., Рудаков В. Б., Статистический контроль иерархических систем. М.: Изд-во СИП РИА, 2002.
  146. А.Е. Экономическая безопасность России: новые реалии и новые проблемы. Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения. Тезисы докладов научно-практической конференции. Э 40 М.: РИО РТА ГТК РФ. 1995.
  147. С.В. Основы государственной концепции экономической безопасности. Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения. Тезисы докладов научно-практической конференции. Э 40 М.: РИО РТА ГТК РФ. 1995.
  148. В.Н. Безопасность через развитие: Газовая промышленность для Человека, Семьи и Общества. (Социально-экономический аспект). Приложение к журналу «Безопасность Евразии». М.: «Интел Тех», 2000.
  149. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 1999.
  150. Финансы России: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999.
  151. Уровень жизни населения России: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1996.
  152. Уровень жизни населения России: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1999.
  153. Транспорт и связь России: Стат. сб. / Госкомстат России. Т65 М., 1999.
  154. Методологические положения по статистике. Вып. З / М54 Госкомстат России. М., 2000.
  155. Население России за 100 лет (1897−1997): Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1998.
  156. Методологические положения по статистике. Вып.2 / М54 Госкомстат России. М., 1998.
  157. Россия в цифрах, 1999: Крат. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999.
  158. Россия в цифрах, 2000: Крат. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.
  159. Россия в цифрах, 2001: Крат. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001.
  160. Россия в цифрах, 2002: Крат. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.
  161. Россия и страны мира: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1998.
  162. Россия и страны мира: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999.
  163. Россия и страны мира: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.
  164. Россия и страны мира: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001.
  165. Страны мира 2000. Статистический справочник ООН. / Пер. с англ. -М.: Издательство «Весь Мир», 2001.
  166. Таможенная статистика внешней торговли РФ III квартал. Государственный таможенный комитет РФ, 2002.
  167. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2002 г. I: Пер. с англ. М., 2002.
  168. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2002 г. II: Пер. с англ. -М., 2002.
  169. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2002 г. III: Пер. с англ. М., 2002.
  170. Актуальные проблемы туризма'97. Ежегодный сборник научных трудов. Российская академия туризма М.: Советский спорт, 1998.
  171. Актуальные проблемы туризма'98. Ежегодный сборник научных трудов. Российская академия туризма М.: Советский спорт, 1999.
  172. Актуальные проблемы туризма'99. Ежегодный сборник научных трудов. Российская академия туризма М.: Советский спорт, 2000.
  173. Актуальные проблемы туризма 2000. Ежегодный сборник научных трудов. Российская академия туризма М.: Советский спорт, 2001.
  174. В.Б., Филюшина А. В. Развитие туризма как средство диалога цивилизаций: Материалы к IV Международной Кондратьевской конференции М., 2001.
  175. В.В. Основы системного анализа таможенного дела: направления, проблемы, методология. М.: РИО РТА, 2001.1. V. Периодические издания
  176. М. В. Экспансия «черного» импорта // ЭКО. 2000. -№ 5.
  177. Н. Бегство капиталов как объект международных исследований // Вопросы экономики, № 9, 1997.
  178. А. Как вернуть российский капитал // Банковское дело, 1995, № 1.
  179. JI. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы // Вопросы экономики, 1998, № 7.
  180. А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования // Вопросы экономики, 1998,№ 3.
  181. М., Андрианов В. Бегство капитала из России // Общество и экономика, 1996, № 6.
  182. JI. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. Вопросы экономики. 1994, № 12.
  183. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. Вопросы экономики, 1994, № 12.
  184. Е., Гловацкая Н. Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели. Вопросы экономики, 1994, № 12
  185. М. Это знакомое слово безопасность. Деловой мир, 1996, 6 августа, с. 5
  186. Р. Вопросы безопасности экономики России. Экономист, 1995, № 10.
  187. А. Экономическая безопасность России. Экономика и жизнь, 1995, февраль (№ 8), с. 16.
  188. А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы экономической безопасности. Вопросы экономики, 1995,№ 1.
  189. В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. Вопросы экономики, 1995, № 1.
  190. С. «Утечка умов» и технологическая безопасность России. РЭЖ, 1996, № 3.
  191. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. 1997. № 5.
  192. С.Лыкшин, А. Свинаренко «Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности» «Вопросы экономики» М12 (1994), стр.115−125.
  193. К.Самсонов «Элементы концепции экономической безопасности" — «Вопросы экономики» N 12 (1994), стр. 14−24.
  194. А., Аскулай Э. В перспективе: роль оценки безопасности и управление риском // Бюллетень МАГАТЭ, Том 29, № 2,1987 г.
  195. В. Возвратится ли беглый капитал? // Экономика и жизнь. 1998. № 41.
  196. . Есть ли управа на бегство капитала ?// Экономика и жизнь. 1998. № 37.
  197. С.В. Проблемы адаптации МС ИСО серии 9000 к таможенной деятельности. «Качество: теория и практика», 1999, № 2.
  198. С.В. Система управления качеством таможенных процессов как элемент обеспечения экономической безопасности страны. «Таможенный вестник», 1995, № 7.
  199. Д. Повышение качества государственных услуг: опыт Великобритании. // «Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», № 3, 2000.
  200. Э. Информационная открытость государственных органов как фактор влияния на экономический рост. // «Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», № 3, 2000.
  201. А. Путинцев. ГТК меняет приоритеты. // Таможня. Информационно-аналитическое обозрение, № 20, 2002.
  202. Кипр введет визовый режим. Соб. Инф. // Таможня. Информационно-аналитическое обозрение, № 19, 2002.
  203. О. Афанасьева. Юнеско против черного рынка. // Таможня. Информационно-аналитическое обозрение, № 19, 2002.
  204. Туризм в Петербурге: цифры и факты. // Таможня северо-запад. Информационно-аналитическое обозрение, № 12 (37), 2001.
  205. Black, S.C. and Niehaus, F. How safe is too safe?// IAEA Bulletin, Vol. 22, № 1, 1980r.
  206. Our common future. The World Comission on Environment and Development.- Oxford New York: Oxford University Press, 1987.
  207. Travel Trade Gazette. № 9 2000.
  208. Travel Trade Gazette. № 12 2000.
  209. Travel Trade Gazette. № 7 2000.
  210. Michel Strogoff& Ass., City Guides, Country — Guides, 1997. 216 Ronald H. Ballou. Basic business logistics. New York, 1987.
  211. , F. 1998. «Towards the 21st century Trends and Strategies in European Logistics», presented at the «Fachkoloquium Weltklasse -Logistik» at the Fraunhofer IFF, Magdeburg, June 25, 1998.
Заполнить форму текущей работой