Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация экономической деятельности на арктическом региональном направлении национальной морской политики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мировой океан и морские ресурсы играют постоянно возрастающую роль в экономической и политической жизни России. На шельфе российских морей, особенно северных, сосредоточены основные запасы углеводородного сырья и рудные месторождения. Арктические моря являются важнейшей ареной, где решаются вопросы обеспечения национальной безопасности страны, защиты ее экономических, политических и военных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные основы экономического обоснования национальной морской политики на региональном направлении
    • 1. 1. Методологические подходы к формированию региональных морских экономических систем
    • 1. 2. Организация экономического освоения морского пространства
    • 1. 3. Теория и практика региональной организации экономической морской деятельности: отечественный и зарубежный опыт
  • Глава 2. Тенденции и динамика развития экономической морской деятельности в Европейской Арктике
    • 2. 1. Особенности экономического освоения морских ресурсов в Европейской Арктике
    • 2. 2. Тенденции экономического развития морской энергетики в системе регионального хозяйства
    • 2. 3. Экономическая деятельность флота в системе целей национальной морской политики России в Арктике
  • Глава 3. Обоснование экономических элементов морской стратегии
  • России в Арктике
    • 3. 1. Региональная организация экономической морской деятельности в стратегической перспективе
      • 3. 2. 0. бновление флота как основа достижения целей морской стратегии России в Арктике
    • 3. 3. Перспективы социально-экономического развития Арктики при реализации задач национальной морской политики

Организация экономической деятельности на арктическом региональном направлении национальной морской политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мировой океан и морские ресурсы играют постоянно возрастающую роль в экономической и политической жизни России. На шельфе российских морей, особенно северных, сосредоточены основные запасы углеводородного сырья и рудные месторождения. Арктические моря являются важнейшей ареной, где решаются вопросы обеспечения национальной безопасности страны, защиты ее экономических, политических и военных интересов, при этом противостояние между ведущими морскими державами в борьбе за контроль над экономическим оборотом ресурсов принимает все больше региональный характер. Глобальные изменения в мировой экономике привели к резкому обострению конкуренции на мировых и региональных рынках энергетических ресурсов.

Следует подчеркнуть, что «несмотря на отдельные успехи последних лет, нам пока не удалось уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития. Естественно, ничего плохого ни в подъёме энергетики, ни в росте добычи сырья нет. Напротив, формирование современного, лучшего в мире энергетического сектора, создание высокотехнологичных предприятий, добывающих и перерабатывающих сырье, входят в число наших безусловных приоритетов. Однако и сейчас на фоне благоприятной для нас экономической конъюнктуры мы пока лишь фрагментарно занимаемся модернизацией экономики. И это неизбежно ведёт к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за нами роли сырьевого придатка мировой экономики, а в дальнейшем может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира, вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров"1. Поэтому в современных условиях научные исследования в области рациональной организации экономической морской деятельности на.

1 О стратегии развития России до 2020 года/ Выступление В. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. региональном уровне являются актуальными и своевременными, поскольку проблемы морепользования решались в России не системно, а выборочно, в лучшем случае на отраслевом уровне, а потому не полно, поэтому по существу отсутствует методологическое и организационно-методическое обеспечение рациональной организации морской экономики в целом. Задача состоит в том, чтобы «устранить инфраструктурные ограничения экономического роста, повысить эффективность использования природных ресурсов, провести модернизацию и обеспечить развитие высокотехнологичных промышленных производств"2.

Актуальность работы состоит в том, что в исследовании предлагаются методологическая основа и стратегические направления формирования рациональной организации экономической морской деятельности на Арктическом региональном направлении национальной морской политики для выполнения задач Морской стратегии России в этом регионе.

Актуальность темы

определяет цель исследования.

Целью работы является решение научной проблемы обоснования рациональной организации экономической морской деятельности на Арктическом региональном направлении для реализации целей Морской стратегии России.

Для достижения цели исследования решаются следующие задачи:

— обосновать методологические подходы к формированию региональных морских экономических системопределить теоретические основы экономического освоения морского пространства с учетом отечественного и зарубежного опыта рациональной организации экономической морской деятельности на региональном уровнеоценить возможность использования этого опыта в условиях современной.

2 Послание Президента России В. В. Путина Федеральному собранию РФ 26 апреля 2007 г.

России;

— на основе особенностей экономического освоения морских ресурсов в морях Европейской Арктики выявить тенденции экономического развития морской энергетики в системе регионального хозяйства;

— выполнить экономический анализ эксплуатационной деятельности флота в системе целей национальной морской политики в Арктикесформулировать основные экономические параметры программы обновления флота для реализации стратегических задач регионального развития;

— обосновать концептуальные подходы и параметры обновления флота как основы рациональной организации экономической морской деятельности в стратегической перспективе;

— определить перспективы экономического развития Арктики при реализации целей морской стратегии России на региональном уровне.

Объектом исследования является система морского хозяйства, функционирующая в акватории и на побережье Баренцева моря в условиях реализации задач национальной морской политики на Арктическом региональном направлении.

Предметом исследования является формирование рациональной организации экономической морской деятельности в Европейской Арктике в системе целей морской стратегии России.

Исследование выполнено в соответствии с п. 5.9 Паспорта специальностей ВАК «Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических подсистем».

Степень разработанности проблемы.

Региональная организация экономической морской деятельности основывается на фундаментальных научных исследованиях в области формирования геополитических с позиций теории морской мощи (А.-Т.Мэхэн, Ф. Коломб, С.Г.Горшков) и геоэкономических (Э.Люттвак, К. Жан,.

П.Савонна, Э. Г. Кочетов, А.И.Неклесса) конструкций современного мира, а также на элементах концепции экономического обладания морем и морскими ресурсами применительно к современной России (О.В.Бурцев, Г. И. Полюхович, С.Ю.Козьменко) в эпоху глобализации (Т.Левитт) с позиций нового регионализма в целях утверждения основ морской цивилизации на Арктическом региональном направлении национальной морской политики.

Обоснование региональной организации морского пространства базируется на фундаментальных научных исследованиях в области организации территориальных (А.Г.Гранберг, В.С.Селин) и именно морских экологических (Дж.Кларк, К. Шерман, В.В.Денисов) и экономических (С.Б.Савельева, А.Г.Столбов) систем.

Фундаментальное значение при формировании рациональной организации экономической деятельности на функциональных направлениях национальной морской политики имеют исследования в области военно-морской деятельности (Ю.П.Гладышев, В. Г. Крамаренко, А.В.Панов), морских перевозок (В.И.Краев, В. А. Корзун, В. С. Селин, А.В.Истомин), освоения морских энергетических (А.Н.Дмитриевский, П. Б. Никитин, О.С.Мнацаканян) и биологических ресурсов (Г.Г.Матишов, А. М. Ершов, В. В. Денисов, А.И.Кибиткин).

Формирование морских корпоративных сообществ (кластеров) основывается на базовых научных исследованиях в области теории организации (И.Ансофф, П. Друкер, М. Кестенбаум).

Методология исследования основывается на базовых принципах системного подхода к исследованию процессов организации экономической морской деятельности на региональном уровне с использованием инструментария стратегического планирования.

Теоретические исследования посвящены проблемам научного обоснования рациональной организации экономической морской деятельности на Арктическом региональном направлении для реализации целей Морской стратегии России.

В исследовании широко используются положения теории экономической конъюнктуры и портфельных инвестиций, а также принципы кластерных стратегий и концепции нового регионализма. Аналитические разработки диссертации основываются на принципах экономического, управленческого и статистического анализа, экспресс-анализа и экспертного прогнозирования.

К защите предлагаются следующие научные положения, составляющие стратегическую идею диссертации.

1. Экономическое освоение морского пространства основывается на высокопродуктивных полиресурсных системах морского хозяйства, сбалансированных по функциональным и региональным направлениям морской деятельности в сочетании экономических, социальных, экологических, политических и военных целевых установок национальной морской политики.

2. Реализация целей национальной морской политики предполагает формирование в регионе кластеров конкурентоспособности, то есть сообществ корпораций в функционально связанных отраслях морского хозяйстваэто позволит мобилизовать новый ресурс сетевой организации пространства (акватории, побережья и прилегающей континентальной территории), который становится базой конкурентоспособности в глобальной экономике.

3. В процессе эволюции от сырьевой направленности экономики России к инновационной основой национальной безопасности страны становятся региональные энергетические (в том числе и морские) системы, функционирующие в форме кластеров конкурентоспособности и гарантирующие относительно свободный доступ к рынкам сбыта энергии, то есть обеспечивающие контроль над полным (от добычи до потребления) экономическим оборотом энергетических ресурсов.

4. В системе целей национальной морской политики России в Арктике ключевым является формирование конкурентоспособных морских энергетических сетей, обладающих достаточными ресурсами для решения комплекса задач по обновлению флота, включая морскую технику и оборудование, для дальнейшего освоения морского пространства Арктики и обеспечения экономического и военно-политического присутствия России в этом регионе. При этом реализация кластерной стратегии формирования регионального морского хозяйства позволит обеспечить «запуск» инновационной стадии развития последнего на основе внедрения критических макротехнологий в процессе обновления флота.

Научная новизна исследования определяется следующими результатами теоретического и прикладного характера:

— понятие больших морских экологических систем (БМЭ) дополнено экономической (с позиций обеспечения конкурентоспособности функциональных составляющих, как в акватории, так и на побережье и прилегающей континентальной территории), социальной (учитывающей возникающие в процессе морепользования отношения между различными группами населения) и военно-политической (в аспекте обеспечения национальной безопасности) компонентами, что позволяет рассматривать БМЭ как систему морского хозяйства с определенной степенью продуктивности и ресурсности;

— качественно определена степень продуктивности и ресурсности систем морского хозяйства с позиций достаточности для экономического освоения морского пространствапроцесс освоения предполагает выделение высокопродуктивной (продуктивность системы выше, чем у вероятного конкурента на конкретном функциональном направлении определенного экономического пространства) и полиресурсной (функциональные направления морской деятельности охвачены практически полностью) системы морского хозяйства, сбалансированной по функциональным и региональным направлениям национальной морской политики;

— предложен порядок мобилизации ресурса сетевой организации пространства, который предполагает организационное объединение (в форме регионального кластера конкурентоспособности) пространственных и функциональных составляющих системы морского хозяйствапри этом процесс формирования кластеров конкурентоспособности адаптирован к реализации целей национальной морской политики на Арктическом региональном направлении морской деятельности;

— выявлена лидирующая роль энергетики (в том числе и морской) на современном этапе социально-экономического развития России и особенно добывающих регионовучитывая сырьевую направленность экономики России, дальнейшее эффективное освоение углеводородов является, с одной стороны, основой обеспечения энергетической безопасности страны и международных партнеров России, а, с другой, — позволяет обеспечить эволюцию экономического развития страны в стадию инновационного развития. В области морской деятельности это произойдет при создании в сфере энергетики критического экономического потенциала, позволяющего реализовать базовые инновации в смежных с энергетикой отраслях морского хозяйства;

Элементы новизны содержатся в обосновании рациональной организации экономической морской деятельности в Арктике для решения задач морской стратегии России на региональном уровнеосновой этой организации в соответствии с положениями концепции «нового регионализма» является сообщество корпораций (кластер) в сфере морской энергетики как средство реализации программы обновления флота (военно-морского, морского, промыслового и др.) на основе критических макротехнологий в судостроении и судоремонте, что позволит обеспечить начальную стадию инновационного развития системы регионального хозяйства.

Апробация работы и практическая значимость исследования.

Результаты исследования были представлены на IV Международной научно-практической конференци «Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера» (Апатиты, 2007), на II Всероссийской научно-практической конференции «Морская стратегия России и экономическая деятельность в Арктике» (Мурманск, 2008), на научно-практических конференциях Мурманского государственного технического университета (Мурманск, 2007 — 2008), а также использовались в лекциях на предприятиях и в организациях.

Предложенные в работе методы и оценки нашли применение при разработке основных положений «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года» при формировании стратегических элементов системы комплексного управления прибрежной зоной Кольского полуострова, а также при оценке эффективности реализации национальной морской политики на Арктическом региональном направлении морской деятельности.

Практические рекомендации автора использованы в ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» при обосновании параметров рациональной организации экономической морской деятельности предприятия в системе регионального хозяйства при комплексном освоении Медынско-Варандейского, Колоколморского и Поморского участков дна Баренцева моря в соответствии с целями и задачами «Стратегии развития морской деятельности на период до 2020 года и отдаленную перспективу».

По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ с авторским участием 2,1 п.л., три работы опубликованы в журналах, рекомендуемых ВАК РФ.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 142 наименований, 10 приложений, содержит 142 страницы, в том числе 10 рисунков и 12 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сегодня для того, чтобы удержать ведущие позиции в непростых условиях глобальной конкуренции, России следует, прежде всего, обеспечить импульс «опережающего развития» на геополитическом и геоэкономическом атласе современного мира, то есть развиваться быстрее, чем наши вероятные экономические соперники.

Поэтому стратегической целью построения морской цивилизации в координатах концепции экономического обладания морем является формирование конкурентоспособной морской экономики региона, представляющей собой систему морских корпораций, которая владеет хотя бы одной критической макротехнологией при сохранении устойчивой динамики инновационного развития. Такая конструкция способствует адаптации морской экономики к процессу глобализации и противодействию негативным тенденциям последней.

При этом система морского хозяйства представляется как большая морская экосистема дополненная экономической (с позиций обеспечения конкурентоспособности функциональных составляющих, как в акватории, так и на побережье и прилегающей континентальной территории), социальной (учитывающей возникающие в процессе морепользования отношения между различными группами населения) и военно-политической (в аспекте обеспечения национальной безопасности) компонентами, при этом на качественном уровне выделяется степень продуктивности и ресурсности этих (морского хозяйства) систем.

Качественно позиционирование таких систем в региональной и глобальной конкуренции зависит от наличия т глубины использования критических макротехнологий при выборе приоритетных направлений экономической морской деятельности на региональном уровне в процессе реализации целевых установок национальной морской политики и Морской стратегии РФ, причем реализация таких технологий в сфере ВПК (стратегические ядерные силы) обеспечивает преимущество (лидерство) России не только на геоэкономическом, но и геополитическом атласе современного мира.

Следует подчеркнуть, что указанное преимущество достижимо при наиболее полном рациональном использовании комплексного военно-экономического потенциала морского региона, поскольку экономическая и военно-политическая составляющие системы морского хозяйства взаимозаменяемы: экономическая слабость при определенных условиях компенсируется морской силой и наоборот. В этом заключается сущность национальной морской политики и организации освоения морского пространства, в этих условиях военно-морская деятельность, связанная с защитой и обеспечением национальных интересов и безопасности России на море, относится к категории высших государственных приоритетов.

Реализация передовых технологий позволяет повысить уровень продуктивности и ресурсности экономической морской деятельностикачественный подход к определению последних позволяет сформулировать достаточное условие экономического освоения морского пространства, которое основывается на высокопродуктивных (продуктивность системы выше, чем у вероятного конкурента на конкретном функциональном направлении определенного экономического пространства) полиресурсных (функциональные направления морской деятельности охвачены практически полностью) системах морского хозяйства, сбалансированных по функциональным и региональным направлениям национальной морской политики.

Следует понимать, что в морской деятельности критическое значение для социально-экономического прогресса имеют возможности общества (государства, региона) мобилизовать ресурсы, позволяющие инициировать экономическое развитие, а также способность этого общества самостоятельно создавать новые технологии, что только и может служить показателем развитости, то есть в основе развития лежит единство (в крайнем случае, непротиворечивость) ресурсных, технологических, инновационных, то есть функциональных, и пространственных составляющих экономической системы.

Мобилизация ресурсов и экономического пространства являются необходимым условием развития конкурентоспособности систем морского хозяйства, при этом порядок мобилизации сетевой организации пространства предполагает организационное объединение (в форме кластера конкурентоспособности) пространственных составляющих системы морского хозяйства (акватории, побережья и прилегающей континентальной территории) с функциональными направлениями морской деятельности. Сформированный кластер является базой конкурентоспособности региона в глобальной экономике и основой реализации целей Морской стратегии.

России на региональном уровне. Совмещенная (пространственно-функциональная) структура кластеров позволяет последним интегрироваться в региональную систему морепользования в целях создания «мозаичной» структуры национальной экономики для преодоления негативных воздействий глобализации.

Следует подчеркнуть, что согласно концепции нового регионализма на геоэкономическом и геополитическом атласе в целом континентальной России всегда можно и должно выделять регионы, в хозяйстве которых морская деятельность будет приоритетной, а морская экономикапреобладающей.

Это особенно актуально для регионов, имеющих континентальный шельф с промышленными месторождениями углеводородов: учитывая ограниченность континентальной ресурсной базы и выраженный региональный аспект противостояния в борьбе за контроль над нефтегазовыми ресурсами между ведущими мировыми державами в эпоху глобализации, основой национальной безопасности становятся морские энергетические системы.

Следовательно, лидирующая роль в системе регионального хозяйства при эволюции в стадию инновационного развития принадлежит энергетике, поскольку, учитывая сырьевую направленность экономики России, именно эта отрасль способна создать критический экономический потенциала для реализации инноваций в смежных с энергетикой отраслях морского хозяйства.

При этом запасы морских месторождений являются ввиду ограниченности стратегическим резервом, а плановая обеспеченность достигается распространением экономической и политической деятельности России в зарубежные нефтедобывающие регионы на основе взаимных интересов.

Стратегической целью экономического развития морских энергетических систем является поддержание экономического присутствия России в районах освоения морских месторождений, оживление морской экономики региона на базе морской энергетики в концепции нового регионализма, как лидирующей отрасли в системе регионального хозяйства, и в стратегической перспективе — обеспечение энергетической безопасности страны.

В нынешних условиях не стоит вводить самих себя в заблуждение по поводу большинства государств и регионов, где основным источником доходов является эксплуатация природных ресурсов, так как они являются богатыми, но не являются развитыми. Богатое государство не обязательно является развитым, но развитым может быть только богатое государство.

Поэтому следует особо подчеркнуть, что основой энергетической безопасности является способность государства провести экономическую мобилизацию ресурсов в целях достижения энергетической независимости страны, как основы политического и экономического суверенитета. При этом обеспечить энергетическую безопасность государства может только экономически устойчивый ТЭК.

Следовательно, владение и даже обладание сырьевыми ресурсами не гарантирует обеспечения энергетической безопасностирешающим фактором становится доступ на конечный рынок сбыта энергии, то есть экономическое обладание энергетической сетью, которая представляет собой совокупность энергетических корпораций, обеспечивающих полный (от добычи до потребления) экономический оборот энергетических ресурсов.

Критической в стратегической перспективе составляющей системы морского хозяйства, на основе которой возможна эволюция в стадию инновационного развития является флот (морской, военно-морской, промысловый и др.), причем критичность с позиций инновационного развития достигается только при условии реализации программы обновления флота, которая является неотъемлемой частью Морской стратегии России.

Реализация кластерной стратегии позволит обеспечить «запуск» инновационной стадии развития регионального морского хозяйства на основе внедрения критических макротехнологий в сфере судостроения и судоремонта при реализации программы обновления флота.

Приоритеты национальной морской политики (интенсификация деятельности флота и экономическая мобилизация освоения и сохранения морских ресурсов) обусловливают формирование «мозаичной» структуры морской экономики региона, причем целевой функцией последней в эпоху глобализации является обеспечение страны ресурсами и услугами в соответствии со значимыми национальными ориентирами.

Так же следует подчеркнуть, что, учитывая возрастающие угрозы России со стороны ведущих морских держав и нарастающую тенденцию трансформации противостояния (главным образом экономического) на море из блокового состояния в региональное, а в отдельных случаях — в глобальное, обеспечение живучести морской экономики, в частности, на Арктическом региональном направлении, как структурной мозаики экономики России является первостепенной задачей национальной морской политики на региональном уровне.

В системе приоритетов национальной морской политики на Арктическом региональном направлении особо выделена и научно обоснована проблема обновления флота, включая морскую технику и оборудование для освоения морского пространства, как средства обеспечения экономического и военно-политического присутствия России в акватории арктических морей, сохранения ресурсного потенциала и активизации военно-морской деятельности в целях противодействия вызовам и угрозам с морских и океанских направлений.

В этих условиях ресурсы арктических морей ввиду ограниченности и сложности разработки являются стратегическим государственным резервом страны и могут быть использованы в значимых для национальной безопасности целях. Одним из значимых национальных ориентиров является обеспечение энергетической безопасности страны. При этом следует понимать, что экономика России имеет ярко выраженную сырьевую направленность, поэтому и сравнение по запасам углеводородов следует проводить с основными нефтедобывающими странами.

Следует четко определить качественные характеристики мобилизационной морской экономики как основой хозяйственной деятельности и средства обеспечения национальной безопасности России в акватории Арктических морей. Мобилизационная экономика функционирует постоянно независимо от уровня вызовов и угроз и определяется модальностью, то есть обусловленностью (сопряжением) основных направлений экономической морской деятельности в функциональных и пространственных координатах.

Следовательно, оценив мобилизационные возможности морской экономики, не говоря уже о площади прилегающих акваторий и протяженности морских границ, следует понять, что Россия не столько континентальное, сколько морское государство.

Сегодня Россия обладает реальной возможностью использовать морскую мощь государства для получения конкурентных преимуществ на мировых рынках, а, имея конкурентоспособную морскую экономикуподтвердить статус крупной и в перспективе великой морской державы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях"// Российская газета, №-150 от 29.07.05 г.
  2. Федеральный Закон РФ от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации"// Российская газета, № 150 от 29.07.05 г. с дополнениями в редакции Федерального закона РФ от 03.06.2006 N 76-ФЗ// Российская газета, 136 от 10.06.06
  3. Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ (ред. от 10.02.99) «О континентальном шельфе Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 04.12.95, № 49, ст. 4694.
  4. Федеральный закон РФ от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями на 07.01.1999 г.). Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, № 1
  5. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму», 06.03.2006, №-35-ФЗ. СЗ РФ, 2006, №-11
  6. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Российская газета, № 148−149 от 06.08.98 г.
  7. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с изменениями от 08.08.2001 г.) // Российская газета, № 244 от 24.12.98
  8. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Указ Президента РФ №-Пр.-843 от 21 мая 2006 г., Российская газета, 2006, 22 мая
  9. Постановление Правительства РФ от 03.07.99 № 740 «Об утверждении положения о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции». Собрание законодательства РФ, 19.07.99, № 29, ст. 3729.
  10. Федеральная целевая программа «Мировой океан». М.: МО РФ, 2000
  11. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России». Головной том / Министерство транспорта РФ. Министерство путей сообщения. М., 2001- С. 132 .
  12. Основные положения стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года. Постановление Правительства Мурманской области №-251-ПП от 20.12.2001. Мурманск, 2002, — С.116
  13. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года // Независимое военное обозрение, 2001, 3 августа.
  14. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года /Авраменко И. М. Международное морское право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001,-С. 444.
  15. Г. Состояние разграничения морских пространств//Морской сборник, 2002, №-12
  16. Э.Б. Социально-экономическая география. М.:Мысль, 1983. -с.173.
  17. Актуальность выявления и освоения месторождений газа и нефти на шельфе России/Р.И. Вяхирев, П. Б. Никитин и др.М.: «Газоил пресс», 2000,-С.112
  18. В.Б. Освоение морского пространства Арктики в эпоху глобализации (общий подход)//Морской сборник, 2005,№-4
  19. А.П., Пономаренко В. П. Об экспертизе промысловых прогнозов//Материалы VII Всероссийской конференции по проблемам промыслового прогнозирования. Мурманск: ПИНРО, 1998.
  20. С.Ю. Совершенствование организационно-экономических механизмов управления региональной экономикой. СПб., 1998, С.228
  21. И. Новая корпоративная стратегия.СПб.: Питер, 1999, -С. 414
  22. Арктика: интересы России и международные условия их реализации / Барсегов Ю. Г., Корзун В. А., Могилевкин И. М. и др. М.: Наука, 2002, -С. 35 623
Заполнить форму текущей работой