Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стиль управления женщин-руководителей в условиях трансформации российского общества: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К проблемам, ограничивающим участие женщин в управлении, следует отнести общественные стереотипы, противящиеся женскому лидерству, а также дискриминацию женщин практически во всех сферах общества. При этом в женских стратегиях реализации управленческого потенциала существенную роль играют компетенции, формирующиеся в результате непрерывного пополнения специальных знаний. Предложенная модель… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
    • 1. 1. Концепции формирования образа женщины-лидера с позиций тендерной теории
    • 1. 2. Феномен тендерной карьерной ассиметрии в управленческой сфере: общие черты и российская специфика
    • 1. 3. Основные подходы к изучению особенностей управленческого стиля женщины-руководителя
  • Глава 2. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК
    • 2. 1. Проблемы реализации управленческого потенциала женщин-руководителей в современной организации
    • 2. 2. Тендерные особенности поведенческих характеристик в реализации управленческих технологий
    • 2. 3. Основные направления поддержки женщин-руководителей, занятых в сфере бизнеса

Стиль управления женщин-руководителей в условиях трансформации российского общества: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях трансформации российского общества важнейшей задачей становится преодоление различных дискриминационных проявлений, в том числе и по признаку пола. Современные исследования показывают, что внешняя тендерная нейтральность реформ в транзитивном российском обществе привела к неодинаковым тендерным последствиям. Трансформация российского общества вызвала трудности и усугубила положение наиболее уязвимых групп населения. С начала перестроечного периода в нашей стране исследователи стали фиксировать углубление процессов феминизации бедности, нарушение социальных прав женщин, обострение других проблем социальной жизни.

Актуальность исследования тендерных аспектов управления обусловлена динамичным проникновением женщин в сферу управления экономикой, появлением новой социальной когорты «деловых женщин». При этом повышается активность и масштаб участия женщин в предпринимательской, общественной и политической сферах. Для женщин сфера управления является относительно новым поприщем деятельности и требует физического и психологического напряжения, упорства, самостоятельности, умения рисковать — тех качеств, которые традиционно относятся к маскулинным. В роли руководителя женщины испытывают наложение тендерных характеристик на лидерские, представляемых в общественном мнении противоположными, что влияет на поведение женщин в сфере управления.

Проблемы женского стиля руководства до недавнего времени не привлекали достаточного внимания со стороны социологов, т. к. все исследования традиционно ориентировались на мужчину-руководителя. Это считалось стандартом, поскольку именно мужчины доминируют среди руководителей как на государственной службе, так и в бизнесе. Вместе с тем женщины-руководители способны приоритетно справиться с поставленными задачами во многих сферах жизни российского общества. В связи с этим важное значение приобретает изучение стиля управления женщин-руководителей.

Степень научной разработанности проблемы. В последнее десятилетие XX в. влияние тендерных различий на трудовую деятельность и карьеру стало объектом специальных научных исследований за рубежом и в России.

В начале XX в. в западноевропейской науке появляются специализированные труды, посвященные проблематике тендерного неравенства и справедливости, — В. Биркенбил, П. Вайнцвайг, Дж. Виткин, М. Коллинз. Однако выводы и рекомендации зарубежных ученых и специалистов не всегда применимы к специфическим условиям российской действительности.

В отечественной социологии проблемы методологии и тендерного подхода в управлении рассмотрены в трудах Л. Бабаевой, Т. Гурко, Л. Ржаницыной, Г. Силласте, К. Фо фановой.

Социологическому анализу влияния социальных практик на тендерные отношения с учетом статусно-ролевой структуры посвящены исследования Л. Белоконной, Г. Кошарной, О. Здравомысловой, Г. Турецкой.

Проблема стиля управления женщины-руководителя рассмотрена в трудах Е. Комарова, И. Ладанова, А. Чириковой. Профессионально-образовательным составляющим карьеры женщины посвящены работы Н. Кирилловой, Л. Родионовой, О. Раковской, Л. Толубаевой.

Однако теоретические и практические проблемы исследования тендерной карьерной ассиметрии в управленческой сфере еще не получили достаточно полного освещения.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация требует разработки и уточнения соответствующей проблематики тендерной социологии, преодоления «социальной безадресности» в процессах управления социальной и экономической сферами, что обусловливает необходимость осмысления тендерных институций в русле экономической социологии и демографии.

Таким образом, недостаточная разработка тендерных проблем делает необходимым анализ особенностей стиля управления женщин-руководителей с целью развития их управленческого потенциала, что и определило цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационной работы является выявление особенностей стиля управления женщины-руководителя, обеспечивающего реализацию ее профессиональной деятельности.

В соответствии с выдвинутой целью основными задачами исследования являются: выявить влияние тендерных характеристик на лидерские качества женщин-руководителей в условиях трансформации российского обществараскрыть особенности формирования профессиональной карьеры женщин-руководителей на современном этапе социально-экономических преобразованийопределить специфические характеристики стиля управления и методов работы женщин-руководителейвыявить тендерные особенности поведенческих характеристик профессиональной деятельности женщин-руководителей в реализации управленческих технологийразработать программу поддержки женщин-руководителей, занятых в предпринимательстве.

В качестве объекта исследования выступают различные статусные категории женщин, выполняющих функции управления в организациях различных форм собственности.

Предметом исследования является стиль управления женщин-руководителей.

Теоретической и методологической основой исследования служат концептуальные идеи отечественных и зарубежных специалистов в области экономической и тендерной социологии, исследования в сфере тендерных теорий о формировании и развитии профессиональной карьеры.

В качестве методологических оснований работы выступают тендерный, социокультурный, институциональный и ситуационный подходы, объясняющие логику создания отношений «власти — подчинения», организованных на основании культурно-символического определения тендера.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили статистическая информация, нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов власти по вопросам занятости женщин, а также результаты социологических исследований, проведенных с участием автора диссертации в 2002;2007 гг. Для сбора эмпирических данных использовался анкетный опрос, дополненный интервью с руководителями линейного и функционального уровней, и метод экспертных оценок. В ходе исследования было опрошено 285 человек, из них 146 — женщины и 139 — мужчины.

Диссертантом осуществлен вторичный анализ ряда социологических исследований, опубликованных в специальной литературе и посвященных некоторым аспектам рассматриваемой проблемы: воздействию модернизаци-онных процессов на тендерные группы в сфере экономики, труда и занятости (Л. Бабаева, Е. Мезенцева, Л. Ржаницына, К. Фофанова), влиянию социальных практик на тендерные отношения через анализ статусно-ролевой структуры (О. Степанова, Т. Хохлова, В. Якимов), социальной защите и поддержке женщин (Л. Васюнина, И. Григорьева, А. Панов, Е. Холостова, Е. Ярская-Смирнова), а также проведен анализ документов городской службы трудоустройства и занятости г. Ярославля, холдинга «Ярдизельпоставка», ООО «Петропавловский парк», ООО «Айсберг», ряда высших учебных заведений,.

Научная новизна работы определяется следующими положениями:

— раскрыт механизм влияния тендерных характеристик на лидерские качества женщин-руководителей;

— выявлены особенности становления профессиональной карьеры женщин-руководителей в условиях трансформации российского общества;

— разработана модель компетенций женщины-руководителя, учитывающая тендерные особенности поведенческих и профессиональных характеристик женщин, необходимых для эффективного осуществления управленческой деятельности;

— обоснован подход к созданию адаптационных механизмов женщин-руководителей в сфере бизнеса, способствующий поддержке женской предпринимательской деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для современных российских деловых женщин сфера управления является относительно новым видом деятельности и требует проявления качеств, традиционно относящихся к маскулинным.

В соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями женщины-руководители должны избирать модели поведения, способствующие эффективной реализации лидерских качеств для достижения коммерческого успеха. При этом в роли руководителя женщины испытывают наложение тендерных характеристик на лидерские качества, представляемые общественным мнением как противоположные, что существенным образом влияет на их социальное поведение в сфере управления.

2. В условиях трансформации российского общества становится актуальной проблема женской карьеры. В подобных условиях процесс карьерного продвижения выступает в виде конкурентной борьбы за достижение необходимого социального статуса. Под профессиональной карьерой понимается результат поведения, связанный с компетентностным ростом, распределением властных ролей, и включающий в себя личностный деятельностный аспект ее должностного и профессионального продвижения. Данная трактовка позволяет выявить иерархию факторов, воздействующих на управление профессиональной карьерой женщин-руководителей: психологические (обаяние, доброжелательность), деловые (профессионализм, работоспособность, упорство, добросовестность) и коммуникативные (активность, умение налаживать связи, общительность) способности. При этом формирование профессиональной карьеры женщин в значительной степени ограничено тендерными отношениями в обществе.

В процессе социализации женщины-руководители вырабатывают стратегии профессиональной деятельности, часто не поддерживаемые социальными институтами. Имеющийся разрыв между институциональной поддержкой, социальными условиями и потребностями профессиональной управленческой деятельности женщин-руководителей обосновывает необходимость разработки управленческих технологий, учитывающих принцип тендерного равноправия, предполагающий равную конкуренцию между тендерными группами, политику справедливой оплаты труда и расширение участия женщин в управленческой сфере.

3. К проблемам, ограничивающим участие женщин в управлении, следует отнести общественные стереотипы, противящиеся женскому лидерству, а также дискриминацию женщин практически во всех сферах общества. При этом в женских стратегиях реализации управленческого потенциала существенную роль играют компетенции, формирующиеся в результате непрерывного пополнения специальных знаний. Предложенная модель компетенций женщин-руководителей, включающая организационную, экономическую, социальную и психологическую компоненты, позволяет снизить уровень тендерной ассиметрии, выражающейся в стереотипном представлении об их ограниченных возможностях в сфере управления, финансовой деятельности и организации труда. Реализация компонент управленческого потенциала женщин-руководителей с учетом специфических черт их характера способствует социально-экономическому развитию сфер, в которых заняты женщины.

4. В современном российском обществе остро встает вопрос о решении проблем, связанных с устранением многочисленных препятствий на пути становления женского предпринимательства. Проблемы проявляются в меньшей занятости женщин в высокооплачиваемых сферах занятости, различиях стартовых возможностей мужского и женского предпринимательства из-за традиционного закрепления за женщинами домашней работы. Создание программ по развитию предпринимательства может положительно повлиять на уровень женской занятости. К рекомендациям, предложенным в диссертации, относится реализация комплекса мероприятий по оптимизации процессов подготовки и адаптации женщин-руководителей на уровнях: государства содействие обеспечению соблюдений прав женщин, отраженных в законодательных актах РФ), региона (создание региональных Фондов поддержки женского предпринимательстваинформирование о деятельности образовательных центров, способствующих ориентации в решении экономических проблем и повышению конкурентоспособности женщин-руководителей на рынке труда) и субъекта социально-экономической деятельности (осуществление с учетом потребностей сфер руководства и личных способностей к обучению женщин-руководителейпланирование и регулирование процесса служебного продвижениявовлечение женщин в программы подготовки административно-управленческих кадров в бизнес-структурах).

Научно-практическая значимость результатов проведенного научного исследования заключается в том, что предложенные разработки позволяют решать социальные задачи оптимизации стиля управления женщин-руководителей, что способствует эффективному использованию их управленческого потенциала.

Выводы и практические рекомендации, представленные в диссертации, могут быть приняты к исполнению городскими службами трудоустройства и занятости, руководителями организаций, предприятий, работниками органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающих за социальное развитие.

Полученные в результате диссертационного исследования выводы и предложения доведены до уровня конкретных практических рекомендаций, методических положений и внедрены в организациях г. Ярославля и Ярославской области: администрации Ярославского муниципального округа, городской службы трудоустройства и занятости г. Ярославль, холдинга «Ярди-зельпоставка», ООО «Петропавловский парк», ООО «Айсберг».

Разработанные рекомендации по реализации управленческих технологий в деятельности женщин-руководителей могут быть использованы в деятельности государственных и коммерческих предприятий и организаций.

Основные теоретические положения диссертационного исследования могут быть использованы в качестве учебно-методических материалов для студентов экономических и социологических специальностей вузов при изучении курсов «Гендерная социология», «Экономическая социология», «Ген-дерные аспекты управления персоналом». Материалы диссертации также могут быть использованы в качестве учебно-методической базы для повышения квалификации специалистов государственных служб трудоустройства и занятости.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в сборниках научных трудов, а также апробированы в выступлениях на региональных и международных конференциях в 2005;2008 гг., в том числе: «Традиционное, современное и переходное в Российском обществе» (г. Пенза, 2005 г.), «Повышение технического и экономического потенциала предприятий» (г. Пенза, 2006 г.), «Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития» (г. Пенза, 2006 г.), «Повышение потенциала предприятий: отечественный и зарубежный опыт» (г. Пенза, 2006 г.), «Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке» (г. Пенза, 2007 г.), «Реформирование социально-экономической системы на современном предприятии» (г. Пенза, 2007 г.).

По теме диссертации опубликовано 7 работ, в том числе две работы в изданиях, входящих в перечень ВАК России.

Структура диссертации. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

2. Выводы по результатам анализа тендерных особенностей поведенческих характеристик женщин-руководителей.

На основании проведенного в диссертации анализа практики управленческой деятельности женщин-руководителей можно сделать следующие выводы.

В результате перехода к конкурентным условиям ведения бизнеса отмечается значительное увеличение и омоложение женского руководящего состава предприятий. Так, средний возраст опрошенных составил 41,6 года при минимуме руководителей в возрасте старше 50 лет (18,7%). Для сферы частного бизнеса характерна наиболее оптимальная возрастная структура руководителей. Наряду со значительным притоком молодежи в возрасте до 30 лет сохраняется состав квалифицированных кадров, обладающих профессиональными навыками. Это обеспечивает преемственность управленческого кадрового состава и обусловливает наличие позитивных результатов деятельности предприятия в целом, особенно в условиях растущей конкуренции.

Установлен средний стаж работы на предприятии женщин-руководителей, составляющий 22,5 лет. Это необходимый период для приобретения профессиональных навыков и получения опыта управления.

Средний период обучения по выборке составляет 13,6 лет. При этом отмечается больший процент замужних женщин-руководителей, как с высшим образованием (27,5%), так и со средним специальным образованием (31,0%).

Доля замужних женщин в составе руководителей преобладает в старших возрастных группах, в то время как среди молодежи преобладают незамужние женщины. Тенденция к увеличению числа количества детей характерна для возрастной группы респондентов от 25 и более лет в период, когда женщина создает семью.

Установлена связь возраста респондентов и места их работы. Так, 55% респондентов в возрасте до 25 лет и 63,0% в возрасте от 35 лет заняты на частных предприятиях. Уменьшение доли занятых в частном бизнесе в возрасте более 35 лет свидетельствует о том, что в этой возрастной группе усиливается желание иметь большую стабильность и защищенность. Частные предприятия не всегда способны удовлетворить эти потребности женщин, поэтому наблюдается рост тенденции увеличения доли занятых женщин в государственных организациях в возрасте 30 лет и более.

Выявлено, что должностной статус зависит от возраста и образования респондентов, а также стажа работы на предприятии: чем старше возраст и выше уровень образования, тем выше и должностной статус женщины. Респонденты, для которых велика ценность карьеры, работают на частных предприятиях и занимают высший уровень управления. Предпочитающие мотив самореализации представлены равномерно: на частных предприятиях, в органах управления и в государственных организациях.

Показателен тот факт, что практически ни одна из женщин-руководителей не оценила свое материальное положение как «выше среднего».

В результате диссертационного исследования было выявлено, что успешная карьера женщины-руководителя предполагает, помимо независимости и самостоятельности в работе, возможность творчества, самореализации, полного раскрытия своих профессиональных возможностей. При этом если в карьере для женщины наиболее важна свобода в принятии решений, то в жизни наиболее ценным является благополучие детей. Так, 80,0% из обследованных женщин-руководителей считают себя счастливыми в семейной жизни, и им удается компенсировать занятость в деловой сфере или за счет помощи родителей, или посредством перераспределения семейных забот между мужем и детьми.

Анализ показал, что большинство респондентов (79,5%) схожи во мнениях, что женщина-руководитель обладает своим стилем управления, отличным от мужского. И успеха в управленческой сфере женщина достигает не за счёт приспособления к мужскому стилю управления, а творчески используя особенности своего характера и стереотипы поведения.

Основными препятствиями на пути успешной карьеры женщины-руководителя являются: дефицит времени, конфликты в домашней среде по поводу раннего ухода на работу и позднего прихода с работы, заброшенности хозяйства и социально-психологическая дискриминация женщин. К качествам, мешающим становлению женщины в бизнесе, причисляют: ее излишнюю эмоциональность, порой переходящую в несдержанность, невозможность перешагнуть через жалость, доверчивость, неспособность к риску и стремление сделать хорошо для всех.

3. Предложения по формированию приоритетных направлений поддержки женской предпринимательской деятельности.

На основе сделанных аналитических выводов в диссертации предложена структура программы трехуровневого комплекса мероприятий по оптимизации процессов подготовки и адаптации женщин-руководителей на уровнях: а) государства — совершенствование механизма к продвижению женщин в предпринимательскую среду в условиях радикальных социально-экономических переменсодействие обеспечению соблюдений прав женщин, отраженных в законодательных актах РФб) региона — соблюдение принципа «предпочтительного назначения», в случае выдвижения кандидатов разного поларазработка программы сотрудничества с высшими учебными заведениями региона с целью организации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин-руководителейсоздание Фонда поддержки женского предпринимательствав) субъекта социально-экономической деятельности — представление на повышение квалификации в области управленческой деятельности доли женщин, примерно равной доле мужчинразвитие должного понимания специфики поведения лиц обоего пола на рабочем местевовлечение женщин в программы подготовки административно-управленческих кадров и т. д.

Таким образом, в условиях трансформации российского общества необходимо создание эффективной социально-экономической системы, основанной на условиях равной конкуренции, снижения избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и создание условий для повышения конкурентоспособности женщин-руководителей.

Заключение

.

Неизбежная при переходе к рыночной экономике структурная перестройка социальных отношений требует пересмотра концептуальных и методологических подходов к формированию и развитию тендерного управления, выявления социально-экономических, психологических и организационных особенностей использования управленческого труда женщин-руководителей и определения резервов повышения их управленческого потенциала.

В соответствии с этим в работе рассмотрены проблемные тендерные вопросы карьеры женщины-руководителя, мотивационные аспекты их труда, а также качества и отличительные особенности женского стиля руководства, подтверждающие, что женский стиль, в сравнении с мужским, не менее многообразен богаче по своим проявлениям благодаря особенностям женских поведенческих характеристик.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.И. О тендерной экспертизе законодательства // Женщина в обществе: мифы и реалии. М.: Информация — XXI век, 2005.
  2. , С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: ЗАО «РИО Русанова», 1998.
  3. , Н.В., Ярмольчук, В.Г. Коллективно-договорные формы регулирования заработной платы: зарубежный опыт социального партнерства. -М.: «Социум», 2002.
  4. , А. Право на справедливое вознаграждение за труд: совершенствование механизма реализации // Человек и труд, 2004. № 2.
  5. , Р. Теории профессиональной сегрегации по признаку пола: аналитический обзор // Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М.: ИСЭПИ РАН-МЦГИ-«Русская панорама», 2002.
  6. , В.В. Регулирование социально-трудовых отношений в условиях социальной рыночной экономики (опыт европейских стран). Дисс.. канд. социол. наук. -М.: Институт труда Минтруда РФ, 2004.
  7. , В.М. Основные результаты пилотного обследования «Семья и рождаемость» // Вопросы статистики, 2006. № 10.
  8. , Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики // Социс, 2003. № 7.
  9. , Л.В. Женщины в Российских условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. — М.: РОНФ, 2004.
  10. , Л.В., Нельсон, Л.П. Деловая активность женщин в новых экономических структурах // Социологические исследования, 2001. № 3.
  11. П.Бабаева, Л.В., Чирикова, А.Е. Бизнес-элита о времени и о себе. Исследование менталитета лидеров российского предпринимательства // Деловые люди, 2005. № 5.
  12. , Л.В., Чирикова, А.Е. Деловая сила слабого пола // ЭКО. 2003. № 5.
  13. Бодо Шеффер, Карола Ферстл. Деньги хорошо влияют на женщину. Мн.: Капитал, 2007.
  14. , А. Социальные программы предприятий // Экономист, 2004.2.
  15. , Е.С. Домашний труд как символ тендера и власти // Социс, 2005. № 6.
  16. , Н.М. Семейный бизнес и семьи в бизнесе // ЭКО, 2003.2.
  17. , М. Семья в институциональном пространстве российского предпринимательства // Социс, 2005. № 7.
  18. , А.В. Мотивационная сфера и эмоционально-волевая регуляция личности делового человека. М.: Информ-Пресс, 2005.
  19. , Л. Тендерная статистика в России // Вопросы экономики, 2004. № 3.
  20. , С.Д., Гурвич, Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. — М.: Статистика, 1998.
  21. Библиографический справочник: кто есть кто в Ярославле и области. Женщины. Ярославль: Издатель, 2007.
  22. Бир, А. Мужчины-женщины: динамика идентичности // Социология и социальная антропология, 1998. № 1.
  23. , В.Ф. Как добиться успеха в жизни / Пер. с нем. М.: СП «Интерэксперт», 2006.
  24. , М. Государственное регулирование частной жизни граждан и его экономические последствия // Вопросы экономики, 2006. № 3.
  25. , В.В., Ксенофонтова, Х.З. Социальные технологии в формировании и развитии потенциала управленческого персонала. Монография. Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского. — 2005 г.
  26. , В.А., Козина, И.М. Тендерные отношения в период социальной трансформации России // Социологические исследования, 2004. № 3.
  27. , A.A. Концепция семьи: марксизм и советская социологическая школа // Социс, 2006. № 11.
  28. , П. Десять заповедей творческой личности / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 2005.
  29. , И. Новые тенденции к мотивации персонала // Управление персоналом, 2005. № 9−10.
  30. , С.М. Семья и дети в жизненных установках россиян //Социс, 2006. № 11.
  31. , К., Петерсон, Р. Революция в мировом масштабе / Пер. с англ. -М.: Прогресс, 2006.
  32. , Ю. Воздействие семьи на динамизм рыночной экономики // Мировая экономика и международные отношения, 2007. № 1.
  33. , П., Кузнецов, Ю. Женщина на российском рынке труда // Открытый урок, 2004. № 19−20.
  34. , П.Л. Планирование и развитие карьеры женщин на государственной службе // Социс, 2003. № 4.
  35. , Дж. Женщина и стресс / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2005.
  36. , А.О. Бизнес-леди или как преуспеть среди мужчин. -М.: Имидж, 2007.
  37. , JI. А. Женщина и карьера. СПб.: Приор. 2006.
  38. , В.П. Социализация как комплексная культурная трансляция: проблемы переходного общества. Пенза: ПГАСА, 2002.
  39. , O.A. Женщина в «мужском обществе» // Социс, 1998. № 2.
  40. , Е., Герчиков, В. Женский менеджмент в российском бизнесе // ЭКО, 2004. № 11.
  41. , Б.М. Экономика и социология труда. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003.
  42. , К.П. Тендерный анализ демографических проблем населения. Дис.. канд. социол. наук. М.: МГУ, 2005.
  43. , В. Мифология женской карьеры // Управление персоналом, 2003. № 3.
  44. , И.В. Как принимают решения деловые женщины и мужчины руководители // ЭКО, 2004. № 4.
  45. , Т. Вопросы тендерного подхода в управлении организацией.1. М.: ЮНИТИ, 2003.
  46. , И. Тендерный аспект российского рынка труда // Социс, 2002. № 3.
  47. Дальбум-Халл, Б. Женщины и руководство. СПб.: Питер, 2006.
  48. , Е.З. Социальные проблемы труда женщины-работницы. -М.: Мысль, 1999.
  49. Данные Ярославского областного комитета государственной статистики, 2007.
  50. , И.Ф. Методы социологического исследования.- Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2006.
  51. , JI. Процесс трансформации и положения женщин // Вопросы экономики, 2000. № 3.
  52. , В.М. Ресурсы менеджера // Менеджмент в России и за рубежом, 2003. № 4.
  53. , Ю. Профессиональная карьера женщин. Комплексный подход // Человек и труд, 2001. № 11.
  54. , В.И., Краченко, А.И. Методы социологического исследования. -М.: ИНФРА-М, 2004.
  55. , Т.М. Социальная коммуникация и социальное управление. -М.:ИС РАН, 2003.
  56. , В.В. О мотивации деятельности преподавателей вуза // Социс, 2004. № 1.
  57. , Э. О разделении общественного труда. — М.: Канон, 1999.
  58. , H.A., Жеребин, В.М., Землянская, В. Н. Бюджеты жизненного цикла семьи // Вопросы статистики, 2006. № 11.
  59. , П.Е. Женщина в меняющемся мире. М.: Наука, 2001.
  60. , П.Е. Женщина и бизнес: две ловушки на пути к вершинам // ЭКО, 2003. № 4.
  61. , К.Г. Женщины и социальная политика. М.: ИСЭПН РАН, 2005.
  62. Женщины и мужчины России. М.: Госкомстат России, 2008.
  63. Женщины и социальная политика: тендерный аспект // Демография и социология: материалы докладов и выступлений, 2004. № 4.
  64. Женщины России вчера, сегодня, завтра. Материалы докладов и выступлений на Российско-Американской научно-практической конференции. -М.: Россия молодая, 2007.
  65. Женщины-руководители предприятий в Европе: образование, подготовка, карьера // Социальные и гуманитарные науки, 2004. № 1.
  66. , В.М. Временные ресурсы семьи // Вопросы статистики, 2006. № 8.
  67. , O.A., Темкина, A.A. Государственное конструирование тендера в советском обществе // Журнал исследований социальной политики, 2004. № 3.
  68. , В., Ланг, Л. Руководить без конфликтов / Сокр. пер. с нем. М.: Экономика, 2007.
  69. , Л.Г. Социология культуры. -М.: Логос, 2006.
  70. Исследование женского предпринимательства в Европе // Социальные и гуманитарные науки, 2006. № 1.
  71. , A.A. Анатомия социальной системы. Строение и динамика социальных организаций // Вестник МГУ, 2005. № 4.
  72. , Е.И., Подболотов, П.А. Феминизм и российская культура. СПб.: Питер, 2005.
  73. , Г. Н. Представление пятого доклада о выполнении в РФ Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Информационный портал «Женщина и общество». Режим доступа: http: // www.owl.ru.
  74. Карр-Руфино, Н. Успешная женщина. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  75. Н. Приоритеты в деятельности Союза женщин России // Человек и труд, 2005. № 4.
  76. , К. Сама себе начальник. Женщина на работе. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  77. , М.К. К социально-психологическому портрету менеджеров-мужчин и менеджеров-женщин // РЭЖ, 2002. № 10.
  78. , М.К., Комаров, Е.И. Тендерный менеджмент // Управление персоналом, 2001. № 11—12.
  79. , Т.Э., Иванчук, Н.В. Женщины: ресурсы политического поведения // Социологические исследования, 2002. № 7.
  80. , М. Опыт Канады: особенности институционализации комплексного тендерного подхода // Материалы семинара «Комплексный тендерный подход — стратегия трансформации экономической и социальной политики в России». М.: РОО МЦГИ — ООО «Солтэк», 2005.
  81. , Е.И. Деловитость женщины-руководителя // Управление персоналом, 2001. № 7.
  82. , Е.И. Женщины оценивают женщину-руководителя // Управление персоналом, 1998. № 1.
  83. , Е.И. Качества женщины-руководителя // Управление персоналом, 1999. № 2.
  84. Кон, И. С. Российский мужчина и его проблемы. Монография. М.: Соцопрос, 2001.
  85. Кон, И. С. Социальная политика: штрихи к социологической концепции // Социс, 2005. № 2.
  86. Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г., № 6.
  87. , JI.B. Женщины на крупных виражах реформ: факторы риска и ступени адаптации // ЭКО, 1999. № 6.
  88. , Г. Б., Толубаева, JI.T. Тендерные аспекты управления персоналом. Пенза: Изд-во ПТУ, 2007.
  89. , С., Кирш, К. Женщина-начальник. Монография. Ростов н/Д: Априор, 2006.
  90. , JI.A. Тендерные особенности поведения в налоговой сфере. Дисс.. канд. социол. наук. — Казань: ТИСБ, 2003.
  91. , Х.З. Социальные технологии в формировании и развитии потенциала управленческого персонала. Дисс.. канд. социол. наук. Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2005.
  92. , И.Д. Женщины-руководители // Управление персоналом, 2004. № 5.
  93. , В.П. Социальная политика государства. -М.: Луч, 2003.
  94. , А. Женщина на работе: проблемы, проблемы, проблемы. // Управление персоналом, 2003. № 3.
  95. , И.Я. Финансовая система мотивации менеджеров // Финансы, 2003. № 11.
  96. , A.M. Социально-экономические проблемы использования женского труда. Дисс.. канд. социол. наук. -М.: ИСИ АН РФ, 2002.
  97. , Т.И. Женщины России вчера, сегодня, завтра // Материалы докладов и выступлений на российско-американской научно-практической конференции, г. Москва, 1−5 июня 2005.
  98. , В. Женщины и реформы // ЭКО, 1999. № 3.
  99. , С.Н. Управление трудовым потенциалом руководителей-женщин. Дисс.. канд. экон. наук. Пенза, 2004.
  100. , М.Е. Социальная эффективность профессионального труда женщин: опыт сравнительного анализа международных и региональных исследований. Дисс. канд. социол. наук. -М.: ИСИ АН, 1999.
  101. , Т.Г. Женщины и процесс социально-экономического развития в России и других странах / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ, 2006.
  102. , Т.А. Занятость женщин и материнство. М.: Мысль, 2002.
  103. , Е.Б. Государственное регулирование занятости женщин в условиях перехода к рыночной экономике. Дисс.. канд. эконом, наук. М.: ИСЭПН РАН и Мин. труда РФ, 1999.
  104. , A.A. Семья как ценность: состояние и перспектива ценностого выбора в странах Европы // Социс, 2004. № 5.
  105. , М.А. Женщины: их воспитание и значение в семье и обществе. СПб.: Поиск, 2003.
  106. , Г. Запрет на профессии для женщин: забота или дискриминация // Капитал, 2004. № 28.
  107. Ю.Новикова, Э. С. Женщина. Труд. Семья (социологический очерк). М.: Профиздат, 1999.
  108. , Г. Семья в условиях постиндустриального общества (на примере США) //Мировая экономика и международные отношения, 2006. № 8.
  109. , H.H., Бражник, A.A. Тендерные факторы в процессе принятия экономических решений // Хроника ООН, ноябрь 2005. № 4.
  110. , A.M. Размышления о стиле управления руководителя. М.: Дело, 1999.
  111. , А. Управление социальным развитием предприятия. М.: Гелиос, 2005.
  112. , А.Л. Особенности трансформации семьи и государственной семейной политики // Социс, 2005. № 12.
  113. Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания / Сост. М. Е. Баскакова, Н. В. Венцов, O.A. Воронина. -М.: МФФ, 2004.
  114. Права и обязанности работодателя и работника. Методическое и практическое пособие для руководителя предприятия. — М.: Межотраслевая инспекция труда, «ИРБ». 2007.
  115. И 8. Практика и приемы мотивации труда в России и за рубежом // Управление персоналом на производстве / Под ред. Н. И. Шаталовой. М.: Статформ, 2003.
  116. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 гг.) // Официальные документы в образовании, 2006. № 5.
  117. , Л., Мурачева, О. Профессиональная карьера мужчин и женщин // Вопросы экономики, 2001. № 3.
  118. , Н. Тендерные исследования и исторические науки // Тендерные исследования, 2000. № 3.
  119. , М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России XXI века // Социс, 2004. № 7.
  120. , O.A. Особенности становления профессиональной карьеры женшин // Сборник научных статей «Тендерные аспекты социальнойтрансформации». -М.: МГУ, 2006.
  121. , В.А. Личность женщины (социальный анализ). Дисс.. канд. социол. наук. Ростов-на-Дону: РГУ, 2003.
  122. , Л.С. Тендерный бюджет: первый опыт в России -М.: Гелиос, 2002.
  123. , Л.В. Бизнесом управляют женщины // США: экономика, политика, идеология, 2003. № 10.
  124. Российский статистический ежегодник. 2007 — М.: Изд-во Росстат, 2008.
  125. Россия в цифрах: 2007. Краткий статистический сборник. — М.: -Изд-во Статистика России. 2008.
  126. , Д. Женщина в директорском кресле // Вы и Мы: диалог женщин, 2005. № 2.
  127. , С.Ю. Занятость женщин в переходной экономике России. -М.: Изд-во МГУ, ТЕИС, 2007.
  128. , Л.Л. Жизненные ценности женщин // Социс, 2001. № 10.
  129. , А.К. Экономика и социология труда. СПб.: Питер, 2006.
  130. , О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России // Вопросы экономики, 2003. № 3.
  131. , З.Х. Социальная защищенность как критерий развития общества // Вестн. Нижегор. гос. ун-та им. Лобачевского. Социология. Политология. — Н. Новгород, 2005.
  132. , Г. Г. Женские элиты в России и их особенности // Общество, науки и современность, 2002. № 1.
  133. , Г. Г. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе // Социс, 2003. № 4.
  134. , В.К. современной модели семьи (признаки, факторы, установки) // Социс, 2004. № 5.
  135. , О.В. Тендерные аспекты неравенства в сфере занятости: социологический анализ. Дисс. канд. социол. наук. — Саранск: УГУ, 2006.
  136. , В.Н., Тихонова Ю. Н. Тендерные аспекты социальной организации физкультурно-оздоровительной деятельности. — Мн: Приор, 2005.
  137. , В.Н. Подходы к сценарному прогнозированию доли домохозяйств с доходами ниже бюджета прожиточного минимума // Вопросы статистики, 2005. № 9.
  138. , JI.H., Куприянова, H.H. О методических аспектах статистики внешнеэкономических операций сектора домашних хозяйств // Вопросы статистики, 2006. № 12.
  139. Трудовой кодекс Российской Федерации. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2008.
  140. , Г. В. Деловая активность женщин и семья // Социс, 2001.2.
  141. , Г. В., Хащенко, В.А. Социально-психологический анализ различных категорий работающих женщин // Сборник статей научно-практической конференции «Социальная психология экономического повеления». М.: Изд-во ГУУ, 2006.
  142. , А.Р. Система социальной защиты в региональной политике государства. Дисс.. канд. социол. наук. Ростов-на-Дону: РГУ, 2002.
  143. , O.A. Эволюция российской государственной политики в отношении женщин: обзор исторического опыта // Интеграция женщин в процесс общественного развития. — М, 1999.
  144. , Е. Состояние социальной защиты. М.: Интел-синтез, 2003.
  145. , Т.П. Выявление тендерных аспектов менеджмента как фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом, 2004. № 2.
  146. , А.Е. Женщина в деловом мире тихая революция // Деловой мир, 2001.
  147. , А.Е. Женщина во главе фирмы (проблемы становления женского предпринимательства в России) // Вопросы экономики, 2000. № 3.
  148. , А.Е. Российские директора в поисках стратегии // ЭКО, 2001. № 2.
  149. , Н.И. Трудовой потенциал работника. М.: ЮНИТИ, 2005.
  150. , H.A. Тендерный подход как фактор политической культуры // Тендерный калейдоскоп. М., 2001.
  151. , Н.М. Социально-экономические проблемы женского труда. М.: Экономика, 2003.
  152. , О.И. Социально-экономическое положение профессионалов и менеджеров // Социс, 2006. № 10.
  153. Шуман-Вешковецкая, М. Быть женщиной. М.: Книга и бизнес, 2004.
  154. , М.С. Роль женщины в перестройке российской экономики // Исследования экономических систем на стадии реформации / Обзор материалов IV Всемирной конф. в Пекине по положению женщин. М., 2005.
  155. , Л.И. Значение карьеры в жизни женщины: тендерные исследования в России проблемы взаимодействия и перспективы развития. -М.: МЦГИ, 2005.
  156. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под редакцией Меликьяна Г. Г., Колосовой, Р.П. М: МГУ, 2005.
  157. Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под редакцией Волгина, Н.А., Одегова, Ю.Г. -М.: Изд-во экзамен, 2004.
  158. , В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004.
  159. , В.А. Социология в России. Самара: Изд-во «Самарский университет» 2005.
  160. , В.Н. Тендерный фактор производства и управление организацией / Сборник научных статей: «Современные проблемы менеджмента и предпринимательства». Вып. 2. М.: Национальный институт бизнеса, 2006.
  161. , Л.И. Социальная политика: коридоры возможностей // Общественные науки и современность, 2006.
  162. , А. Женщина в бизнесе // Управление персоналом, 2004.3.
  163. Ярская-Смирнова, Е. Социальная защита и поддержка женщин // Социс, 2005. № 5.
  164. , Л.В. К вопросу о совмещении семейных и профессиональных ролей женщин // Социальный потенциал семьи. — М.: ИСИ АН, 2003.
  165. Ashwin, S. Gender, state and society in Soviet and post-Soviet Russia / S. Ashwin.-L., R. 2003.
  166. Baily, E. K. Gender rel all an in the workplace using approaches from the field of cross-cultural training // Improving cultural inleraclions / Eds. By Brisling R.W., Yoshida T. Newborn Park, CA, Sage, 2004.
  167. Укажите свое место работы в настоящее время?
  168. Укажите свою должность в настоящее время?
  169. Каков Ваш общий трудовой стаж? а) до 1 года- д) 11−15-б)1−2- е) 16−20-в) 3−5- ж) 21−25-г) 6−10- з) более 25 лет.
  170. Какой период Вы работаете в этой организации? а) до 1 года- д) 11−15-б)1−2- е) 16−20-в) 3−5- ж) 21−25-г) 6−10- з) более 2 5 лет.
  171. Сколько лет Вы работаете в данной должности? а) до 1 года- д) 11−15-б)1−2- е) 16−20-в) 3−5- ж) 21−25-г) 6−10- з) более 25 лет.
  172. Могут ли женщины быть руководителем? а) да-б) нет.
  173. В чем Вы видите смысл трудовой деятельности? а) повышение доходов семьи-б) желание быть в коллективе-в) укрепление личной экономической самостоятельности-г) реализация своих способностей-д) возможность профессионального роста.
  174. Какими качествами, на Ваш взгляд, должна обладать женщина- 1 Какшш «ошвами должен обладатьруководитель? мужчина-руководитель?
  175. Присвойте, пожалуйста, качествам соответствующий балл, по принципу: 1 балл наиболее важное качество, 5 баллов — наименее важное качество)
  176. Качества Присущие женщине-руководителю Присущие мужчине-руководителю1. Ответственность 2. Умение убеждать 3. Профессиональные знания
  177. Организаторские способности
  178. Дисциплинированность и исполнительность6. Внешняя привлекательность
  179. Инициативность, увлеченность8. Самостоятельность
  180. Тактичность, доброжелательность10. Доброта, мягкость 11. Чувство долга, добросовестность
  181. Как Вы считаете, что является основным мотивационным фактором в работе женщин-руководителей?а) возможность самореализации-б)материальная заинтересованность-в) интерес, содержание работы-г) другое
  182. Как Вы считаете, способна ли женщина быстро адаптироваться в новых экономических условиях? а) да-б) нет.
  183. Если женщина получила руководящую должность, то дома ей стоит: а) полностью переложить обязанности по дому на мужа-б) оставить все как было-в) привлечь дополнительных лиц для выполнения домашних дел-г) разделить обязанности с мужем поровну.
  184. Какие качества помогают женщине добиться успеха в карьере? а) интуиция- д) любовь к людям-б)удачливость- е) обаяние-в) хитрость- ж) коммуникабельность-г) эмоциональность- з) другое
  185. Как Вы считаете, совместимы ли для женщины понятия „семья“ и „карьера“?а) да-б) нет.
  186. Как Вы считаете, является ли ребенок преградой в карьере деловой женщины? а) да-б) нет.
  187. Какое значение семья имеет для Вас? а) наибольшая ценность-б) семья довольно важна-в) семья ценности не имеет.
  188. Что предпочтительнее для женщины? а) заняться карьерой, уже имея семью-б) сделать карьеру, потом создать семью-в) развивать оба направления параллельно.
  189. На Ваш взгляд, мнение о том, что женщины-руководители несчастливы в личной жизни, это: а) миф-б) заблуждение-в) реальность.
  190. На Ваш взгляд, доброта, нежность, мягкость характера-качества:а) тормозящие работу руководителя-женщины-б) обязательные для любой женщины (в том числе и руководителя)-в) не приемлемы для руководителей-женщин-
  191. Как Вы охарактеризуете свое отношение к подчиненным? а) человеколюбивая-б) „главное не обидеть"-в) добиваюсь своей цели любым путем-г) действую гибко с разумным сочетанием жесткости, интуиции и дипломатичности.
  192. Кто, по Вашему мнению, способен лучше сплотить коллектив? а) женщина-б) мужчина-в) зависит от личности, а не от пола-
  193. Считаете ли Вы, что руководитель-женщина обладает своим стилем управления, отличным от мужского? а) да-б) нет.
  194. Чувствуете ли Вы нехватку профессиональных знаний? а) да-б) нет.
  195. Как Вы пытаетесь разрешить конфликтную ситуацию на рабочем месте? а) долгими дискуссиями-б) отстранением от споров-в) ясным изложением своей позиции и отказом от споров-г) другое
  196. Как Вы себя ведете в стрессовой ситуации? а) теряюсь, переживаю, только потом ищу выходы-б) принимаю решения молниеносно, разрешая ситуацию-в) советуюсь с коллегами, чтобы увидеть другой взгляд на проблему.
  197. На Ваш взгляд, кто лучше справляется со стрессовыми ситуациями? а) женщина-б) мужчина-в) зависит от личности, а не от пола.
  198. Если женщина заняла кресло руководителя, это означает, что она должна: а) „вести“ себя как мужчина-б) выработать собственный „женский стиль“ руководства-в) найти оптимальное сочетание стилей управления-
  199. Если да, то в какой области? а) бухучет- г) иностранный язык-б) аудит- д) работа с компьютерными программами-в) работа с персоналом- е) другое
  200. Считаете ли Вы обучение необходимым условием успеха? а) да-б) нет.
  201. Важен ли на Ваш взгляд первоначальный уровень образования, полученный в ВУЗе или другом учебном заведении? а) да, очень-б) в какой-то мере-в) нет реальная жизнь совсем не то, чему учат.
  202. Благодарим за участие в исследовании !
  203. Число женщин на 1000 мужчин (по данным Всероссийских переписей населения 1989, 2002) городское сельское все населен"1959 г. 1970 г.1979 г. 1989 г.2002 г.
  204. Возрастно-половой состав населения Российской Федерации (по данным переписей населения)1500 1ао !“ й» эм о о кю «О еоо 1500 Тис чаи» Омоложе трудоспособного возрасте Осгарше трудоспособною возрасте1500 (2:00 900 6М>300 600 900 СИ 1500
  205. О в трудоспособном воэрвствразнща между численностью мужчин и женили
  206. Соотношение численности женщин и мужчин по возрастным группам (число женщин на 1000 мужчин соответствующей возрастной группы) в 1990—2006 гг. 90, с. 13.
  207. Численность женщин и мужчин в городской и сельской местности (по данным переписей населения, человек, 1989 2002 гг.)
  208. Тысяч человек Удельный вес в общей численности населениямужчины женщины мужчины женщины1989 2002 1989 2002 1989 2002 1989 2002
  209. Все население 439,9 408,6 523,6 480,2 45,7 46,0 54,3 54,0
  210. Городское население 248,1 239,9 293,0 291,6 45,9 45,1 54,1 54,9
  211. Сельское население 191,8 168,6 230,6 188,7 45,4 47,2 54,6 52,8
  212. Доля женщин и мужчин среди городского и сельского населения1989−2006 гг.) 90, с. 11.
  213. К наиболее важным результатам выполненного автором научного исследования по проблеме повышения эффективности экономических, социальных и психологических резервов управленческого потенциала женщин-руководителей можно отнести следующие положения:
  214. Рассмотрены проблемные вопросы карьеры деловой женщины, мотивационные аспекты женского управленческого труда, а также качества и отличительные особенности женского стиля руководства.
  215. Изучено соответствие социально-экономических, психологических и организационных условий содержания труда женщин-руководителей специфике их труда, установлены и раскрыты взаимосвязи профессиональной и семейной ролей менеджеров-женщин.
  216. Разработана концепция повышения эффективности профессиональной подготовки женщин-руководителей, основанная на существующих особенностях женского стиля управления.
  217. Заместитель главы Ярославского муниципально1. Е.Б. Волкова
Заполнить форму текущей работой