Принципы и методы обеспечения конкурентного преимущества предприятий с матричной структурой в условиях рыночной экономики
Описанная в диссертации методология управления матричными организациями помимо обеспечения конкурентного преимущества создает качественно новую ситуацию в проектировании организаций. Происходит переориентация внимания с результата на этапе на унифицированный процесс. Традиционный линейный принцип матричного разбиения по заказам и результатам (на этапах работ) заменяется на новый принцип… Читать ещё >
Содержание
- 1. Матричные организации и их роль в инновационной деятельности
- 1. 1. Эволюция взглядов на проблемы построения и управления организациями: исторический аспект
- 1. 2. Матричная департаментализация как компромисс между делением и группированием работ вокруг ресурсов и вокруг результата
- 1. 3. Обеспечение конкурентного преимущества матричных организаций: переход от концепции предметной унификации к концепции унификации бизнес-процессов
- 2. Создание условий для обеспечения конкурентного преимущества матричных организаций в среде рыночной экономики
- 2. 1. Факторы обеспечения конкурентного преимущества матричных организаций
- 2. 2. Методология управления матричными организациями на основе правил и обучения управляющей системы
- 2. 3. Обеспечение качества маршрута исполнения заказа в матричной организации
- 3. Методология оценки функционирования систем управления матричными организациями и их экономическая эффективность
- 3. 1. Методики анализа и оценки функционирования систем управления
- 3. 2. Модели и критерии экономической эффективности инновации в управлении матричными организациями
- 3. 3. Перспективы использования методологии управления
- 4. Создание мотивационной среды в матричной организации
- 4. 1. Модели мотивации, организационной культуры и лидерства
- 4. 2. Комплексная концепция мотивации в рабочих группах матричной организации
Принципы и методы обеспечения конкурентного преимущества предприятий с матричной структурой в условиях рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В процессе производственной или любой другой деятельности народного хозяйства между сотрудниками организации и ее структурными подразделениями устанавливаются достаточно прочные связи. Они носят информационный, технологический, трудовой, финансовый и управленческий характер. В целом, они должны обеспечивать интеграцию подразделений и синергию работы, но в условиях рынка возникает противоречие. С одной стороны, для устойчивости работы системы необходимо, чтобы эти связи были стабильны и устойчивы, но, с другой стороны, изменение спроса, новые потребности рынка и внешней среды требуют функциональной гибкости, подвижности связей и возможностей их развития.
Исторически сложились четыре известных организационных структуры управления: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная (линейно-функционально-штабная) и матричная. Дивизиональные структуры являются разновидностью линейных.
По функциональной гибкости, подвижности связей и возможности их развития матричные организации являются более выгодными. С их помощью можно реализовывать программно-целевое и проблемно-ориентированное управление. Впервые матричные организации были применены в электронной промышленности и в других областях с высокими технологиями. Если «Дженерал Моторс» и автомобильная промышленность были родоначальниками применения дивизиональных структур управления (с возможными подразделениями по продукту, региону, потребителю или рынку), то IBM, компьютерной и электронной промышленности принадлежит первенство в широком использовании на практике матричных структур управления. Они широко применяются как в России, так и за рубежом. Матричные организации обычно используют в наукоемких процессах с высокими уровнями разделения труда, специализации, унификации, стандартизации производства и где имеется возможность эффективного использования кадрового потенциала.
Все матричные организации построены на принципе одновременного управления по вертикали и горизонтали (см. рис. 1).
Управление запуском новых проектов или новой продукции.
Управление функциями (этапами работ).
Рис. 1. Принцип традиционного матричного управления.
На каждой проектной (продуктовой) и функциональной линии имеется отдельный руководитель. Функциональные руководители подчиняются руководителю матричной организации и заняты преимущественно ресурсным обеспечением (материальными, финансовыми, трудовыми, информационными и временными ресурсами). По горизонтали обеспечивается управление запуском проектов (заказов). По вертикали — управление этапами работ. Руководители проектов могут подчиняться руководителю всей программы. Ранг руководителя программы обычно выше ранга руководителя матричной организации. Если проекты-заказы не входят в общую программу, то согласование между функциональными и проектными линиями управления проводят специальные координаторы, подчиняющиеся руководителю матричной организации.
На пересечении проектных и функциональных линий управления находятся матричные рабочие группы, исполняющие необходимый этап работ и имеющие обычно высокую степень свободы в принятии решений. Эти группы создаются под цель или проект-заказ и могут самостоятельно приобретать ресурсы, самостоятельно организовывать свой труд, заниматься повышением производительности и качества своего труда.
Матричные структуры управления обладают высокими функциональными возможностями и в частности:
• имеется возможность реализации программно-целевого и проблемно-ориентированного управления;
• имеет место эффективное использование кадрового потенциала;
• имеется возможность динамической перестройки структуры коллектива под новые задачи или проекты, что очень важно в изменяющихся условиях рынка с учетом НТП.
Вместе с тем очевидны и недостатки матричных организаций:
• необходимость периодической перестройки структуры коллектива под новые цели и задачи;
• имеет место система двойной зависимости, т. е. возможны конфликты двух организационных начал: по вертикали и горизонтали;
• мотивационные проблемы из-за органического характера взаимодействия внутри рабочих групп.
Так, например, исследователи С. Дэвис и П. Лоуренс выделяют следующие проблемы матричных организаций:
• тенденции к конфликтам и анархии из-за нечеткого распределения прав и ответственности между двумя векторами управления (по горизонтали и вертикали);
• возможна борьба за власть из-за системы двойной зависимости;
• проблемы интеграции: возможно развитие обособленности рабочих групп, что снижает общую синергию работы;
• арбитром в конфликтах между двумя векторами управления должно выступать высшее руководство, что снижает общую динамику работы и оперативность реагирования.
Для понимания актуальности описываемой проблемы необходимо знать исторические тенденции в развитии управленческой мысли. Исторически сложились следующие школы управления.
Классическая (традиционная) школа управления: Ф. У. Тейлор (18 561 915), X. Эмерсон (1853−1931), Г. Гант (1861−1919), супруги Гилбрет (20-е годы), Г. Форд (1863−1947), X. Хэтэуэй, С. Томпсон, А. Файол (1841−1925), Л. Гьюлик и Л. Урвик (30-е годы), Дж. Муни, А. Рилей, Э. Бреч, Л. Аллеи, М. Вебер, Хеше, Мэсси, М. Фоллет, Р. Шелтон и др.
В ней нашли отражение вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления:
• повышения производительности и эффективности труда;
• вопросы нормирования труда;
• работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация);
• мотивации труда работников;
• разрешения социальных проблем.
Главным предметом исследований классической школы явилась работа.
По мере развития НТП, механизации и автоматизации производства, оперативности управления появилась необходимость разработки общей теории администрирования.
Из этой школы выделилась отдельная группа исследователей, которые акцентировали свое внимание на общих функциях и принципах управления, функциях менеджера. Начала формироваться функциональная школа управления. При этом подходе внимание концентрировалось на административной деятельности руководителей на всех уровнях управления предприятием.
Административная и функциональная школа управления: А. Файол, Дж. Муни, А. С. Реши, Л. Гьюлик и Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтс, С. О Доннел, М. Вебер, Ч. Бернард и др.
В ней рассматривались следующие вопросы:
• основные принципы менеджмента;
• основные функции управления;
• реализация процессного подхода к управлению;
• принципы работы менеджеров низшего, среднего и высшего звена управления;
• вопросы построения организаций;
• вопросы централизации и децентрализации власти;
• вопросы мотивации труда и стабильности кадров;
• вопросы оптимального разделения труда;
• вопросы соотношения власти и ответственности;
• вопросы оплаты (стимулирования) труда;
• вопросы контроля.
Изучая вопросы эффективности труда, построения эффективно работающих организаций, некоторые исследователи чувствовали, что резервы следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке. Постепенно стала выделяться «школа человеческих отношений». С конца 50-х годов некоторые представители «школы человеческих отношений» выделились в школу «поведенческих» наук (бихевиористскую школу•), изучающую не методы налаживания межличностных отношений, а самого человека.
Школа «человеческих отношений»: Г. Мюнстерберг (1863−1916), М. Фоллетт (1868−1933), Э. Мэйо (1880−1949), Ч. Бернард (1887−1961), Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А. Раис, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу, К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Домма, Дж. Баллантайн, Р. Черчмен, Р. Аккоф, Н. Арноф и др. В ней рассматривались вопросы:
• социальной ответственности бизнеса перед своими работниками;
• индивидуальной и социальной психологии;
• потребностей человека в его мотивации;
• конфликты (функциональные и дисфункциональные);
• обеспечения единства целей и усилий членов коллектива;
• формальных и неформальных организаций;
• статуса и роли членов коллектива;
• лидерства в коллективе;
• социальных, половых, возрастных, этнических и других факторов, влияющих на эффективность труда.
Счастливый рабочий — есть эффективный и производительный рабочий", -говорили представители этой школы. Как обеспечить ему это счастье?
Постепенно становилось ясно, что эффективность труда индивида зависит не только от его психологии, но и от сложнейших групповых (социальных) взаимосвязей внутри организации. Начиналось формирование школы «социальных систем.
Она возникла под влиянием концепций структурно-функционального анализа, развиваемых Т. Парсонсом, Р. Мертоном. а также общей теории систем JI. Берталанфи и А. Раппопорта. Ее представители (Ч. Бернард, (1887−1961), Ф. С. елзник, Г. Саймон (р. 1916). Д. Марч, А. Этциони (конец 60-хj, М. Хейра, индустриальные социологи Трист. Райе и др.) рассматривали социальную организацию как комплексную организационную систему с рядом составляющих:
• индивид;
• формальная структура организации;
• неформальная структура организациястатусы и роли членов организации;
• внешнее окружение (гос. структуры, поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты и т. д.);
• технические средства труда.
Они исследовали взаимодействие этих составляющих между собой, неаддитивность, коммуникационные связи и состояния равновесия всей организационной системы. Также затрагивались вопросы мотивации труда (равновесие между «вкладом» и «удовлетворением»), лидерства, стратегического планирования, принятия решений, вопросы взаимодействия человека и машины (индустриальная социология).
Одновременно с этим прагматично ориентированные «практики» -руководители крупных фирм и компаний, государственных структур считали, что менеджмент должен быть построен на обобщении опыта прошлой работы с использованием методов экономических наук, психологии, социологии, статистики, математики. Выделялось «эмпирическое» направление, которое часто называли «менеджеризмом». Эмпиристы часто говорили о необходимости создания единой теории управленческой деятельности.
Эмпирическая" школа управления. Р. Дэйвис, Л. Эппли, Э. Дэйл, А. Слоун, А. Чандлер, Г. Сашюндс, У Ньюмен, Э. Петерсен, Э. Плоумен, А. Коуэл, А. Свенсон, Т. Левитт, У. Беннис, П. Дракер и др.
По мере развития математики и экономико-математических методов, теории систем и управления, кибернетики, вычислительной техники с начала 50-ых годов стала постепенно формироваться «новая школа» управления.
Новая" школа управления: Л. Берталанфи, Д. Форрестер, А. Рапопорт, К. Боулдинг, С. Бир, Е. Арноф, Р. Аккоф, Роберте, Фосетт, Д. Экман, Р. Калман, Л. Заде, М. Месарович, Я. Типберген, Л. Клейн, А. Гольдбергер, В. Леонтьев, Фогаль, Льюс и др.
Представители «новой школы» занимались:
• вопросами сетевого планирования;
• планированием расписаний (поступления и расходования ресурсов, запасов, хода технологических процессов);
• оптимизацией и распределением ресурсов организации (линейные, нелинейные и динамические методы);
• управлением и оптимизацией запасов ресурсов;
• использованием «теории игр» при принятии решений в условиях неопределенности и рисков (которая в дальнейшем переросла в самостоятельную область математики — «теорию принятия решений»);
• вопросами прогнозирования;
• «теорией массового обслуживания» для вычисления вероятности очередей и их минимизации;
• системным анализом (с помощью «дерева» целей, критериев значимости целей и вероятностей их достижения);
• эконометрикой (построением инструментами математики различных макроэкономических моделей и моделей типа «затраты-выпуск»);
• исследованием операций как отдельной научной дисциплиной для решения задач планирования, принятия решений, оптимизации и прогнозирования;
• статистическими методами анализа и оценки различных ситуаций (однофакторный, двухфакторный, кластерный, корреляционный анализ и ДР>
Наибольшую значимость приобрел системный анализ к управлению. Цель системного анализа — оценка эффектов деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов. Основные этапы системного анализа:
• формулировка цели (как правило, в показательной форме), если необходимо, строится дерево целей с коэффициентами значимости каждой из цели;
• разработка альтернативных вариантов реализации цели (-ей);
• оценка альтернативы решений (в цифровой форме);
• оценка эффекта и затрат для каждой альтернативы;
• выбор лучшего вариант, обеспечивающего минимум затрат при максимуме эффекта.
Таким образом, все учения об управлении можно разбить на две большие группы:
• одномерные;
• синтетические. Одномерные учения исследуют отдельно:
• работу (задачи);
• человека;
• администрирование.
Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.
Примеры синтетических учений: школа социальных системсистемный подходдракеровское управление по целям (МВО) — ситуационные теории (методы управления меняются в зависимости от ситуации, а поэтому управление — это искусство) — теория «7S» (авторы: Томас Питере, Роберт Уотерман, Ричард Паскаль, Энтони Атос. Суть: эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шестиэти составляющие следующие: стратегия управления, структура организации, процессы организации, штат, стиль руководства, квалификация персонала, разделенные ценности. Цель — гармонизация этих семи составляющих между собой.) — теория Z Уильяма Оучи (на основе японского опыта он вывел «формулу» успеха функционирования организации: долгосрочный наем кадров, групповое принятие решений, индивидуальная ответственность, оценка кадров и их умеренное продвижение, контроль формализованными методами, неспециализированная карьера, всесторонняя забота о работниках). Теория Z была разработана как альтернативная Мак-Грегоровским бихевиористским концепциям X и Y. В соответствии с ними существуют два типа управления в зависимости от взглядов руководителя на подчиненных: по типу X и по типу Y. По типу X руководитель считает, что человек ленив, склонен к принуждению, старается не брать на себя ответственость. Поэтому и применяет к нему авторитарный стиль руководства. По типу Y руководитель считает, что человек в благоприятных условиях стремится творить, брать ответственность на себя, самоконтролировать себя. Поэтому и применяет к нему либерально-демократический стиль руководства. Мак-Грегор считал, что управление типа Y более эффективно.
Таким образом, анализируя литературу по научному управлению и менеджменту за этот век, можно выделить следующие тенденции развития управленческой мысли:
• приоритеты в предмете исследования были во времени следующими: работа (задачи) — организация и администрирование — человек в группе — группы в организации — управление организацией (методы и системы управления);
• исторически выделились следующие подходы к управлению: традиционный подход (исследуются в отдельности работа, мотивация, человек, группы, администрирование и др.), процессный подход (исследуются последовательности этапов, т. е. процессы управления), системный подход (исследуется организация как система, проводится системный анализ объектов и процессов), ситуационный подход (исследуются возможные оптимистические и пессимистические алгоритмы хода событий, т. е. возможные ситуации, планируются возможные ответные действия);
• все учения об управлении можно разбить на две большие группы: одномерные учения (исследуют отдельно работу, задачи, администрирование) и синтетические (исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с изменениями внутренней и внешней среды организации);
• логика управленческой мысли находилась в сильной зависимости от уровня развития производительных сил и НТП (традиционное управление, управление промышленностью, постиндустриальная стадия и информатизация управления);
• принципы развития управленческой мысли развивались во времени следующим образом: принцип эффективной организации и эффективного реагирования на ситуацию, принцип прогнозирования ситуации и эффективного реагирования на нее (появление маркетинга, прогнозирование, планирование), принцип создания будущей ситуации.
PR технологии, создание общественного мнения и т. д.) и планирование действий под нее;
• менялось и отношение к управляемым ресурсам организации во времени: сначала исследовалась динамика материальных, финансовых и людских ресурсов, далее внимание акцентировалось на информационных и временных ресурсах;
• исторически шло усложнение организационных структур управления: линейные, линейно-функциональные, дивизиональные, матричные;
• противоречие «свобода — детерминизм» в работе персонала организаций исторически склоняется в сторону свободы и децентрализации управления, появляются новые типы организаций: эдхократические (в центре находится компетентность исполнителей), многомерные (акцент на автономность и самостоятельность групп в работе с ресурсами), партисипативные (акцент на участие работников в управлении), предпринимательские (акцент на самостоятельность группы в выборе бизнеса), организации, ориентированные на рынок (акцент на самостоятельность в выборе рынка);
• в наукоемких сферах деятельности в условиях рынка с постоянно изменяющимися спросом и предложением идет постоянный поиск организационного оптимума: с одной стороны, необходима ясная, строгая и четкая организация, с другой стороны, необходимо периодически изменять организационную структуру и коммуникации между людьми под новые цели и задачи.
Остановлюсь на последней, очень важной тенденции.
Исторически сложилось так, что именно матричные организации стали той оптимальной организационной системой в наукоемких производственных отраслях, которые должны бы сочетать в себе одновременно детерминизм и гибкость.
На протяжении 10 лет (1990;2000 гг.), исследуя опубликованные материалы (см. библиографию), автор не нашел ни одного источника, в котором бы ясно и достоверно была бы изложена эффективная технология управления матричными организациями. В большинстве отечественных и зарубежных книг и журналов описывается общая структура, ставятся проблемы, говорится о достоинствах и недостатках матричных организаций и ничего не говорится о технологиях работы в них. А ведь именно от конкретной технологии управления зависит конкурентное преимущество организации, если оно не хочет развиваться по экстенсивному пути (за счет постоянных вложений ресурсов и построения все новых горизонталей матрицы с соответствующими организационными изменениями). Очевидно, что выгоднее было бы использовать постоянный и определенный набор рабочих групп матрицы под внедрение и реализацию появляющихся новых заказов. Как же эти рабочие группы (матричные ячейки) выгоднее использовать, чтобы не переводить людей с одной линии в другую? Как организовать маршрут движения заказа в матрице? Чтобы ответить на эти вопросы, необходима разработка новой технологии управления матричной организацией.
Эффективная методология управления и мотивированность персонала — это резерв, благодаря которому организация может получать больший эффект в работе при старых затратах. Именно такой путь должен обеспечить интенсивный рост организации и, как следствие, при прочих равных условиях обеспечить ей конкурентное преимущество.
Под методологией управления автор понимает:
• конкретные способы и методы движения заказа в матрице (не обязательно по одним горизонталям);
• принципы работы матричной организации;
• условия, при которых данная система управления будет эффективно работать.
Принципы управления матричной организации, разрабатываемые в диссертации, следующие:
• процессный принцип (управление не этапами работ под заказ, а унифицированными бизнес-процессамиосуществляется переход от концепции предметной унификации к концепции унификации бизнес-процессов);
• принцип специализации в сочетании с универсальностью,.
• принцип обучаемости системы управления или принцип саморегулирования;
• принцип состязательности.
Принцип специализации в сочетании с универсальностью означает, что матричная организация должна быстро и качественно реализовывать унифицированные проекты. При этом должна быть обеспечена возможность ее быстрой приспособляемости к новым условиям работы и новым заказам. При этом должен быть максимально задействован человеческий потенциал автономных рабочих групп матрицы.
Принцип обучаемости (или принцип саморегулирования) означает, что система управления матричной организацией должна постоянно пополнять, хранить и помнить (например, в базах данных) эффективные маршруты исполнения проектов (заказов). В случае появления нового аналогичного заказа быстро генерировать по запросу эффективный маршрут его реализации и пополнять им же базу данных. При этом моральное старение информации баз данных и знаний должно компенсироваться работой менеджеров-экспертов, сопровождающих эту базу и проверяющих маршруты исполнения, синтезируемые машиной. Интеграция менеджеров-экспертов и машины в контуре обратной связи социотехнической системы управления обеспечит ее обучаемость.
Принцип состязательности означает, что система управления матричной организацией в условиях рынка должна быстро перестраиваться на новые заказы.
Таким образом, можно сформулировать объект, предмет исследования, цель, методологическую основу исследования и новизну работы.
Объектом исследований являются наукоемкие предприятия России.
Предметом исследований являются теоретические, методические и практические вопросы эффективного управления и обеспечения конкурентоспособности предприятий.
Цель работы: разработка теории и методологии управления предприятиями с матричной структурой на основе принципов и методов реализации их функциональной гибкости в динамике с учетом изменения факторов среды рынка.
Методологической основой исследования явились фундаментальные проблемы детерминизма и гибкости в управлении предприятиями, свободы и необходимости в работе с персоналом, задачи обеспечения конкурентного преимущества предприятий в условиях рынка (за счет разрешения этих проблем).
В качестве инструментов исследования применялись: аппарат статистического анализа, алгоритмический аппарат, приемы логического и математического анализа и обоснований.
Научная новизна диссертационной работы.
В диссертации разработаны принципы и методы управления, позволяющие обеспечивать конкурентное преимущество предприятий со стабильной матричной структурой путем применения быстрой модификации продукции, обучаемости в управлении, комплексной мотивации персонала рабочих групп в условиях ограниченности «жизненного цикла товара» на рынке.
Новыми научными результатами являются:
1. Развитие теории управления предприятиями матричного типа на основе перехода к новой процессной концепции, их обучения и самообучения в конкурентных условиях рынкановая методология управления, разрешающая проблему детерминизма и гибкости в управлении;
2. Комплекс принципов управления, обеспечивающих конкурентное преимущество предприятий с матричной структурой;
3. Аддитивный функционал качества маршрутов исполнения заказов на предприятиях с матричной структурой;
4. Метод структурного синтеза маршрутов исполнения заказов;
5. Методология оценки функционирования систем управления предприятий матричного типа и метод к повышению достоверности работы;
6. Система моделей для оценки и мониторинга экономического потенциала функционирования предприятий матричного типа;
7. Графовая комплексная модель мотивации (КММ), основанная на традиционной мотивации, организационной культуре и лидерстве в автономных рабочих группах матричной организации;
8. Критерии, позволяющие оценить новую схему мотивации в автономных рабочих группах матричной организации.
Полученные результаты диссертации неоднократно апробировались на семинарах, конференциях и имеют практическое применение (см. библ. автореф.).
Опубликовано на эту тему порядка 40 работ общим объемом 50 п. л. Из них — книги, учебные пособия, монографии по вопросам современного менеджмента, статьи в международных журналах и научных сборниках и т. д.
Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения (объем 300 л).
Общие выводы и результаты диссертации.
Новизна и наиболее существенные научные результаты.
1. Дано развитие теории управления предприятиями, заключающееся в переходе от традиционной схемы матричного управления («заказы — этапы работ») к процессной матричной схеме с элементами обучения и самообучения управляющих социотехнических систем. Разработана новая методология процессного матричного управления с элементами обучаемости. Разрешена проблема «гибкость — детерминизм» в управлении предприятиями с матричной структурой. Найден компромисс между гибкостью и детерминизмом управления в динамике работы предприятий на рынке. В контексте фундаментальной философской проблемы «свобода-необходимость», разработана новая концепция комплексной мотивации персонала.
2. Разработан базовый комплекс принципов управления для реализации указанного подхода (принцип обучаемости, процессный принцип, принцип специализации в сочетании с универсальностью, принцип состязательности который позволяет: обеспечивать конкурентное преимущество предприятий в условиях ограниченности «жизненного цикла товара» на рынкеобеспечивать их способность к инновационной деятельностиобеспечить их способность к быстрой структурной перестройке в условиях динамичности внешней среды рыночной экономики.
3. Выявлено, что фактор экономии времени при модификации продукции и фактор качества маршрута исполнения заказа являются ключевыми при инновационной деятельности предприятий в условиях рынка.
4. Разработан функционал качества маршрута исполнения заказа (см. гл.2). Он позволяет смоделировать и автоматизировать процесс синтеза маршрутов исполнения заказов предприятия (маршруты генерируются машиной автоматически, за человеком остается только функция их контроля и, если необходимо, их корректировки) и обеспечить качество выпускаемой продукции (т.к. в качестве маршрута исполнения заказа закладывается будущее качество продукта-заказа или проекта).
5. Предложенный в диссертации метод структурного синтеза маршрутов исполнения заказов (гл. 2) обеспечивает их качество и качество заказа на уровне лучших образцов-аналогов.
6. Разработанные в диссертации методики анализа, оценки функционирования и повышения достоверности работы систем управления предприятий с матричной структурой (гл. 3) позволяют:
• оперативно проводить мониторинг работы и систем управления ими;
• оценивать достоверность работы входящих подсистем управления под различные заказы;
• принимать рациональные управленческие решения, позволяющие корректировать работу менеджеров-экспертов, обслуживающих такую систему управления.
7. Предложенная система моделей для оценки и мониторинга экономического потенциала предприятий матричного типа позволяет (гл.З):
• оценивать целесообразность внедрения разрабатываемых мероприятий;
• во время принимать рациональные управленческие решения касающиеся персонала автономных рабочих групп и менеджеров-экспертов, обслуживающих систему управления;
• оценить эффективность внедрения разрабатываемых мероприятий.
8. Разработанная и исследованная новая графовая модель комплексной мотивации персонала (гл.4) автономных рабочих групп предприятий с матричной структурой позволяет:
• осуществлять мониторинг за работой персонала: мотивацией, лидерством и организационной культурой;
• выявить ключевую компоненту, которую необходимо изменять (модель традиционной мотивации, модель лидерства или модель организационной культуры) с целью повышения эффективности работы;
• запустить мотивационный цикл в автономной рабочей группе, исполняющей унифицированный бизнес-процесс, и создать, т.об. синергетический эффект, приводящий к повышению экономической эффективности ее работы;
• оценить экономическую целесообразность внедряемых мероприятий.
9. Разработанные новые критерии (БВ — быстрота включения мотивации, CP — стоимость реализации, БО — быстрота экономической отдачи) для комплексной оценки мотивации персонала позволяют:
• оценить, какую из компонент необходимо изменять (модель руководства-лидерства, модель традиционной мотивации или модель организационной культуры) для повышения экономической эффективности работы групп;
• оценить экономическую целесообразноость внедрения мероприятий.
Достоверность и обоснованность результатов диссертации.
10. Достоверность и обоснованность полученных результатов работы обуславливается корректным использованием математического аппарата (гл. 2 и гл. З, гл.4), репрезентативных выборок, методов статистического анализа (гл. 2,3). Предлагаемыей подход процессного матричного управления согласуется с современными концепциями инжиниринга и реинжиниринга бизнеса. Полученные результаты базируются на изучении, проработке и обобщении большого объема отечественной и зарубежной литературы (около 300 источников). Модели и результаты диссертации неоднократно были проверены на практике и реализованы в виде алгоритмов и программ.
Значение полученных результатов для развития теории.
11. Разработанные в диссертации теория, методология, принципы управления предприятиями матричного типа на основе их обучаемости на рынке могут быть положены в основу разработок следующих теорий: теорий организаций, теорий управления в макроэкономических системах, теорий и моделей НТП, стратегического управления, инновационных теорий.
12. Предложенные подходы могут быть положены в основу развития новых теорий управления соииотехническими комплексами в экономике и системами с гибридным интеллектом.
13. Разработанная комплексная графовая модель мотивации персонала и соответствующие критерии для оценки эффективности могут иметь значимость и развитие в микроэкономике (малый бизнес, сфера услуг и т. д.).
Значение полученных результатов для практики.
14. Результаты диссертации могут быть использованы в академических, научно-исследовательских и отраслевых институтах, занимающихся проблемами структурной перестройки промышленного производства.
15. Отраслевыми и региональными органами управления, определяющими процессы развития промышленного производства в рыночных условиях.
16. В учебных процессах факультетов и вузов экономического и управленческого профилей.
17. Комплексная модель мотивации персонала может быть использована в малом бизнесе.
Практическое использование результатов.
18. Результаты диссертации имели практическое применение на промышленных предприятиях (объединение «Полиграфмаш», «Электроавтоматика», ВНИИРА, компания RBI и др), в научных и высших учебных заведениях (СПб государственные университеты и институты, см. п. 3.3), что подтверждается соответствующими актами. Практическая ценность и особенность диссертации в том, что многие ее выводы и результаты были материализованы в конкретных алгоритмах, программах и АСУ предприятий, практическое применение которых подтверждается информационными материалами ЦНТИ, рабочими отраслевыми классификаторами (например, OK N 3.88.307.142 и OK N 3.88.308 и др.) и публикациями автора за последние 10 лет.
Результаты внедрения.
19. Результаты внедрения изложены в п. 3.3 диссертации и подтверждаются соответствующими документами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Описанная в диссертации методология управления матричными организациями помимо обеспечения конкурентного преимущества создает качественно новую ситуацию в проектировании организаций. Происходит переориентация внимания с результата на этапе на унифицированный процесс. Традиционный линейный принцип матричного разбиения по заказам и результатам (на этапах работ) заменяется на новый принцип разбиения: «функциональные областиунифицированные процессы — унифицированные операцииЕсли в первом случае для новых заказов требовалось построение новых линий матрицы или адаптация старых (с дополнительными затратами на изменение технологических процессов и переквалификацию персонала), то во втором случае, меняя композицию процессов и операций (маршрутов исполнения заказов), можно быстро исполнять новые проекты и быстро переориентироваться на выпуск новой продукции, что очень важно в условиях рынка. Время и качество товара становятся критическими факторами успеха фирмы. Особенно это сказывается на фазах спада объемов продаж (см. кривую жизненного цикла товара), когда необходимо быстро модифицировать товар. В результате быстрой модификации суммарные продажи по группе типовых моделей будут значительно стабилизированы, прибыль и рентабельность работы будут скомпенсированы.
Внедрение данной технологии управления требует определенных затрат. Не для всех организаций выгодно применение такого управления. Для фирмвиолентов и фирм — патентов такая система управления не выгодна. Для фирмэксплерентов (фирм — пионеров) и фирм — коммутантов, занимающихся выпуском наукоемкой продукции (особенно ТНП), такая система управления будет эффективной. Анализ и экспертиза внедрения таких систем управления может быть проведена с помощью специальных программных продуктов бизнес-планирования (например. Project Expert или им аналогичных).
Унификация процессов и операций связана с уровнем разделения труда. Чем выше уровень разделения труда, тем выше его производительность, но при этом в большинстве случаев возрастает дифференциация подразделений, становится не ощутимой связь «общая цель — результаты — вознаграждение» для персонала. Понижение уровня разделения труда способствует интеграции подразделений и положительной синергии организации в целом. Персонал начинает ощущать связь «общая цель — результаты — вознаграждение». Но, при этом может снижаться производительность труда подразделений. Очевидно, что оптимум «уровень разделения труда — производительность организации в целом» необходимо искать за счет новых форм мотивации персонала. Комплексная модель мотивации (КММ) персонала и была предложена в последней главе диссертации. Человеческий потенциал в наукоемких организациях должен выступать одним из главных факторов успеха на рынке. Именно за счет комплексного включения традиционных моделей мотивации, организационной культуры и лидерства организация может обеспечивать себе конкурентное преимущество и быстро осуществлять качественные технологические скачки. Хочется надеяться, что проведенные исследования, обоснования и выводы диссертации помогут в этом.
Список литературы
- Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992.
- Уотермен Р. Фактор обновления. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988.
- Маркушевич О.Г. Свободная экономика и управление предприятием. СПб: Политехника, 1993.
- Сигов И.И. Управление научно-техническим прогрессом. Л.: Наука, 1989.
- Лебедев О.Т. Методы и формы управления производством. Л.: ЛИЭИ им. П. Тольятти, 1990.
- Кохно П.А. и др. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
- Организационное управление / Учебное пособие для вузов под ред. Архиповой Н. И. М.: Приор, 1998 г.
- Управление организацией / Учебник под редакцией д.э.н. Поршнева. М.: ИНФРА-М, 1999 г.
- Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. В 2-ух томах. М.: Экономика, 1989.
- Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб: Экономическая школа, 1999.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: ЦЭ и М, 1996.
- Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятиях. М.: 1989.
- Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: ИНФА, 1992.
- Блейк Р., Маутон Д. Научные методы управления. Киев: 1990.
- Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФА, 1999.
- Мильнер Б.З. и др. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.
- Богачек И.А. Философия управления. СПб: Наука, 1999.
- Современное управление. Энциклопедический справочник / Под ред. Карпухина Д. Н. и Мильнерса Б. З. В 2 томах. М.: Издатцентр, 1997.
- Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Тарасов В. Искусство управленческой борьбы. СПб: Политехника, 1998.
- Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб: Лань, 1999.
- Архипов В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. М.: ИНФА, 1998.
- Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. СПб: Питер, 1999.
- Мескон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1999.
- Грегори Мэнкью М. Принципы экономике. СПб: Питер, 1999.
- Гупалов В.К. Управление рабочим временем. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
- Петухов P.M. Качество и потребительная стоимость судостроительной продукции. СПб.: Изд-во ГМТУ, 1995.
- Петухов P.M. Рыночное регулирование промышленного производства. СПб.: Изд-во ГМТУ, 1997.
- Лэнд П. Менеджмент искусство управлять. М.: ИНФА, 1995.
- Бовыкин В. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. М.: Экономика, 1997.
- Завлин П.Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. СПб.: «Бизнес-пресс», 1998.
- Шипунов В.Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности / Учебник. М.: Высшая школа, 1999.
- Смолкин И.А. Менеджмент. Основы организации. М.: ИНФА, 1999.
- Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. М.: ТОО НПЦ «Крылья», 1996.
- Дункан У., Джек А. Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело,
- Минаев Э.С. и др. Основы теории менеджмента. Учебное пособие. М.: МАИ, 1993.
- Валуев С.А., Игнатьева А. В. Организационный менеджмент. Учебное пособие. М.: Нефть и газ, 1993.
- Иеннекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика. М.: 1992.
- Зотов В.В., Ленский Е. В. Задачи и организационные основы менеджмента. М.: ТОО «Керонс-принт», 1996.
- Менеджмент (современный российский менеджмент) / Учебник под ред. Русинова Ф. М. и Разу М. Л. М.: ФБК ПРЕСС, 1999.
- Корицкий Э. и др. Научный менеджмент. Российская история. СПб: Питер, 1999.
- Егоров А.Ю., Никулин Л. Ф. Пульсирующий менеджмент. М.: Деловая книга, 1998.
- Общий менеджмент. Учебное пособие. / Под ред. Казанцева А. К. М.: ИНФА, 1999.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент./ Учебник для вузов. М.: Гардарика, 1998.
- Лебедев О.Т., Каньковская А. Р. Основы менеджмента. Учебное пособие. -СПб.: ИД «МиМ», 1997.
- Зайцева О.А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента / Учебное пособие для для вузов. М.: Центр, 1998.
- Кузнецов Ю.В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. С-Пб.: ОЛБИС, 1998.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск.: Экономпресс, 1998.
- Армстронг М. Основы менеджмента.Ростов на Дону/ Феникс, 1998.
- Прыткин Б.В., Прыткина Л. В., Эриашвили Н. Д., Усман З. А. Общий курс менеджмента / Учебник, М.: ЮНИТИ, 1998.
- Грейсон Дж., О' Дейл К. Американский менеджмент на пороге 21 века. -М.: Экономика, 1991.
- Харрингтон Дж. Управление качеством. М.: 1990.
- Мерсер Д. IBM: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: 1991.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1970.
- Производительность труда «белых воротников»: Пер с англ./ Сборник статей американского центра производительности труда. М.: Прогресс, 1989.
- Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. С-Пб: Питер, 1998.
- Юрьев В.Н., Кузьменков В. А., Шахдинаров Г. М. Разработка управл. решений. Математические методы. Учебное пособие. СПб.: СПбГТУ, 1996.
- Юрьев В.Н. Маркетинговые информационные системы промышленных предприятий. СПб.: СПбГТУ, 1998.
- Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1993.
- Стратегическое планирование. Учебник. / Под ред. Уткина Э. А. М.: ЭКМОС, 1998.
- Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. Обновление бизнеса. М.: ЭКМОС, 1998.
- Уткин Э.А., Мартынюк И. В. Контроллинг: российская практика. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Мартин Дж. Планирование развития автоматизированных систем. М.: Финансы и статистика, 1984.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. -М.: «Интел-Синтез», 1998.
- Инновационный менеджмент. Учебник./ Под ред. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1997.
- Инновационный менеджмент. Справочное пособие. / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: Центр исследований и статистики науки, 1998.
- Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга. М.: Финансы и статистика,
- Карминский A.M. и др. Контроллинг в бизнесе. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Карминский A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Деловое планирование / Под ред. Попова В. М. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Ивченко Б.В. и др. Информационная микроэкономика (в 2 частях). СПб.: Фолиант, 1998.
- Введение в информационный бизнес / Под ред. Тихомирова В. П. и Хорошилова А. В. М.: Финансы и статистика, 1996.
- Ойхман Е.Г., Попов Э. В. Реинжиниринг бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.
- Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Триада, 1996.
- Десслер Г. Управление персоналом / Под ред. Шленова Ю. В. М.: Бином, 1997.
- Управление персоналом в организации. Учебник /Под ред. Кабанова А. Я. М.: ИНФА, 1998.
- Чернышев В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. СПб.: Энергоатомиздат, 1997.
- Травин В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 1998.
- Анцупов А .Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. М.: ЮНИТИ, 1999 г.
- Журавлев П.В., Купалов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом. М.: Российская экон. академия им. Плеханова, 1998 г.
- Н.Б. Энкельманн. Власть мотивации. М.: Интерэксперт, 1999 г.
- Уроки организации бизнеса / Под ред. Демина А. А., Катькало B.C. СПб.: Лениздат, 1994 г.
- Карданская Н. А. Принятие управленческих решений.М.: ЮНИТИ, 1999 г.
- Кноринг В.И. Искусство управления. Учебник. М.: Бек, 1997 г.
- Никеле В., Макхью Дж. Постижение бизнеса. Тольятти, ИД «Довгань», 1996 г.
- Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента. Учебное пособие. СПб.: Изд. Михайлова В. А., 1999 г.
- Томпсон А.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1998 г.
- Бондарь Н.П., Васюкин О. В. и др. Эффективное управление фирмой. Современная теория и практика. СПб.: Бизнес-пресс, 1999 г.
- Потемкин В.К. Инвестиционная политика: теоретический анализ и проблемы управления. СПб.: ИСЭП, 1996.
- Вдовин А.И., Савельев Ю. А. Мудрые мысли о менеджменте. СПб.: 1998 г.
- Русинов Ф.М. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996 г.
- Богачев В.Ф. и др. Промышленность России. Антикризисные стратегии предприятий. СПб.: КОРВУС, 1996 г.
- Красовский Ю.Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 1999 г.
- Еропкин А.Н. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, 1998 г.
- Кравченко А.И. Социология менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999.
- Глудкин О.П. и др. Всеобщее управление качеством. М.: Радио и связь,
- Гусаков М.А. Заводской сектор науки: организация, эффективность. М.: «Экономика», 1988.
- Гусаков М.А., Денисов Е. Ф. Экономика венчурного бизнеса. Учебное пособие. СПб.: Изд-во УЭиФ, 1996.
- Павлова JI.H. Финансы предприятия./ Учебник. М.: ЮНИТИ, 1998 г.
- Финансы. /Под общ. ред. Дробозиной J1.A. М.: ЮНИТИ, 1999 г.
- Бригхэм Ю., Гапенски JI. Финансовый менеджмент. СПб.: Экономическая школа, 1998 г.
- Жданов С.А. Экономические модели и методы управления. М.: Дело и сервис, 1998 г.
- Хорнби У. И др. Экономика для менеджеров. М.: ЮНИТИ, 1999 г.
- Майталь Ш. Экономика для менеджеров. М.: Дело, 1996 г.
- Финансовый менеджмент / Под ред. акад. Поляка Г. Б. М.: ЮНИТИ, 1997 г.
- Месарович М. и др. Теория многоуровневых иерархических систем. М.: Мир, 1976 г.
- Офсиевич Б.Л. Модели структурных форм организаций.Л.:Наука, 1979 г.
- Нижегородцев P.M. Теоретические основы информационной экономики/ Владикавказ, 1998 г.
- Мартин Дж. Планирование развития автоматизированных систем. М.: Финансы и статистика, 1984 г.
- Искусственный интеллект. Применение в интегрированных производственных системах / Под ред. Э. Кьюсиака, Дащенко А. И., Левнера Е. В. М.: Машиностроение, 1991 г.
- Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта. Эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990 г.
- Большаков А.С. Менеджмент. СПб: ПИТЕР, 2000 г.
- Большаков А.С. Методическое, информационное, математическое и программное обеспечение подсистемы автоматизированного проектирования маршрутов изготовления РЭА в условиях мелкосерийного и опытного производств. / Автореферат диссерт., ЛИАП, 1991 г.
- Большаков А.С. Структурный синтез маршрутов изготовления на автоматизированных предприятиях в условиях рынка. СПб.: БГТУ, 1996 г.
- Большаков А.С. Принципы и методы обеспечения конкурентного преимущества предприятий с матричной структурой в условиях рыночной экономики. СПб.: БГТУ ИМБК, 1999 г.
- Большаков А.С. Введение в менеджмент / Учебное пособие. СПб.: РАО ИОВ, 1995 г.
- Большаков А.С., Ченцов В. И. Менеджмент / Учебное пособие. СПб.: РАО ИОВ, 1995 г.
- Большаков А.С. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. СПб.: РАО ИОВ, 1995 г.
- Большаков А.С. Введение в менеджмент (контрольные задания) / Учебное пособие. СПб.: РАО ИОВ, 1995 г.
- Большаков А.С., Минеева Н. В. Разработка и анализ системы менеджмента / Учебное пособие. СПб.: РАО ИОВ, 1995 г.
- Большаков А.С. Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу «Менеджмент» / Учебное пособие. СПб.: РАО ИОВ, 1996 г.
- Taylor F.W. Scientific Managment. N.Y.: Harper and Brothers, 1947.
- Anderson C. Management. WSB, 1984.
- Argyris C. Integrating the Individual and the Organization, 1964.
- Chandler Jr. A. Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. MIT Press, 1962.
- Davis S.M., Lawrence P.R. Problems of Matpix Organization // Harvard Business Review. Vol. 56, N 3 (May-June 1978)
- Galbreith J.R. Marix Organization Design: How to Combine Functional and Project Forms. Business Horizons. Vol. 14. N 1 (February 1971).
- Galbreith J.R. Organization Design. Addison-Wesley, 1977.
- Galbreith J.R., Nathenson D. Strategic Implementation: Role of Structure and Process. West Publishing Co., 1978.
- Gibson J., Ivancevich J., Donnelly Jr. J. Organization. Irwin, 1991.
- Hellriegel D., Slocum Jr. J., Woodman R. Organization Behavior. West Publishing Co, 1989.
- Koontz H., O’Donnel C., Weihrich H. Management. McGraw-Hill, 1984.
- Lawrence P., Lorsch J. Organization and Environment. HBS Press, 1986.
- Robey D. Designing Organization. Irwin, 1986.
- Woodward J. Industrial Organization: Theory and Practice. Oxford University Press, 1965.
- Burke W. Organization Development: Principles and Practices. Little Brown and Company, 1982.
- Muzyka D.F. Entrepreneurship and the Entrepreneurial Organization. EFER, INSEAD, 1992.
- Herzberg F., Maunsner В., Snyderman B. The motivation to work. N.Y.: Wiley, 1959.
- Locke E.A., Latham G.P. Goal Setting: A motivational technique that Works! Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1984.
- Maslow A.N. Motivation and Personality. N.Y.: Harper and Row, 1970.
- Vrum V.H. Work and Motivation. N.Y.: Wiley, 1964.
- Vrum V.H., Jago A.G. The Hew Leadership. Prentice Hall, 1988.
- Hellriegel D., Slocum Jr. J.W. Woodman R.W. Organizational Behavior. West Publishing Company, 1995.
- Morehead G., Griffin R.W. Organizational Behavior. Houghton Mifflin Company, 1992.
- Fielder F.E. A Theory of Leadership. McGraw-Hill, 1967.
- Schormerhorn Jr.J.R., Hunt J.G., Osborn R.N. Managing Organizational Behavior. John Wiley & Sons, Inc., 1994.
- Журналы «Вопросы экономики» (N5-N7, 1997).
- Bmiltim IV'. Saladin В. Let’s make production. Operations for strategic planning in the 1980s // Managerial Planning. 1983. Vol. 32. N i. P. 14−21. 'fcO. Management policy and strategy texts, readings and cases. N.Y., 1977. P. 18.
- O’Connor R. Op. cit. P. 13. 1Ы, Harris I.M. Management systems. N.Y., 1983.16*-. Hill P. Corporate planning gets a reapraisal // International Management. 1983. Vol. 37. N 12. P. 2
- Kast E.F., Rosemweig J.E. Organization and managements: A systems approach. N.Y., 1970. p. 443−449.
- Lorumle P., Vancil R. How to begin a strategic planning system // Harvard Bus. Rev. 1976. Sept.-Ocl. P. 19−26. Cerlo S. Op. cit. P. 154.
- Stonish P. Formal planning pitfalls and how to avoid them // Management Rev. 1975. June. P. 5−6.
- Koonz 11. Making theory operational: The Span of management // J. of Management Studies. 1966. Oct. P. 229−243.
- Cerlo S. Management. N.Y., 1981. P. 204. / if. Thieranf RJ., Klecamp R.C., Geeding D.W. Management principles and practices: Л contingency and questionnaire approach. N.Y. 1977. P. 334.
- Mckhcr R.D. Roles and relationships: Glorifying the managers job// Personnel. 1967. May-June. P. 3411.
- Juran J.M. Product quality a prcscritiun for the west // Management Rev. 1981. Vol. 70. N 6. P. 9.
- Dyck R.D. Business philosophy: Japan and America // Oriental Economist. 1981. Vol. 49. N 846. P. 28−30.
- College sourccs of business executives // Science Hngineering Technological Manpower Comments.1985. Vol. 22. N 9. P. 7−8.1.ngers R. Recruitment: How much arc compenics paying recent college graduates // Personnel J.1986. Vol. 65. N 6. P. 146.
- N 3. P. 63−64. !?7 Seldak M.W., Williamson ll.F. Op. cit.
- Baxter L>. Employee Communication. A Matter of organizational Survival // J. of Organizational
- Communication. 1974. Vol. 4. N 1. P. 5−7. fSy Schneider A. et at. Communication climate within an organization // Management controls. 1976. Oct.-Nov. P. 149−152.
- Taylor F.W. The principles of scientific management. N.Y., 1947. ¦t9 Г. Cant H.L. Industrial leadership. New Haven, 1916. P. 57.
- Fayol H. General and industrial ma lagemenL L" 1949. /f i Weber M. Essays in sociology. N.Y., 1963. P. 215.
- J-Oi. BetuiixR. Work and authority in industry: Ideologies of management in the course of industrialization. N.Y. 1956. P. 9.
- Dere R. Changes in managerial ideology. L. 1973. 21 i Kerr С. Op. cit. P. 161.
- H, Sultan F. et al. The American business crccd. Cambridge (Mass.), 1956.
- К u. R. а и d A t Ii a n s, M., 1973. On the adaptive control of linear systems using the open-loop-feedback-optinial approach. IEEE Transactions on Automatic Control, AC-18: 489—493.
- Dylinski G. A New Industrial Revolution Is on the Way, Tortune October 5mi. p. iDo-i и.23*, Cha. scn S. II. Historical Highlights of Interactive Computer Graphics, Median. Liu/. November. 1981. p. 32 41.
- Clayton K.J., CAD/CAM Integration: 2+2 = 5, CAD/CAM Tcchnolocn Sprint 1982, p. 21−26. ' '2%. Fitzgerald W" Graccr F" Wolfe R. GRIN: Interactive Graphics for Modeling •Solids, IBM Journ. of Res. and Deielop., July, 19X1, p. 281−294.
- Л7 Grimmer G" Design and Manufacture of Jet Engine. in The CAD/CAM Handbook. C. Machover and- K. Hlauth, eds., Computervision Corp., Bedford Mass. 19HO, p. I 59 172.
- MTM Association. 4M DATA-MOD 11: A Computerized Work Measurement System. Publication 3233−80D. Fairlawn. N.J.2rir, Machinability Data Center. Machining Data Handbook, 2nd ed. Cincinnati Ohio. 1972.
- Rice R. S. Survey of W ork Measurement and Wane Incentives, Industr. Eng. July, 1477. p. 18−31.
- C* Schall’cr C>. GT via A utomatcd Process Planning, Amcr. Much. Mav. 19S0, p. 119−122.
- Л-. Sehaffer G. Implementing C1M. Special Rep. 736, Amer. lacli. August. I9SI. p. I 51 I 74.2i&. TNO. The 147 Я M 1С LASS Vser’s Meeting. Organization for Industrial Research, Inc. Waltham, Mass. I97X.
- TulkolTJ. Lockheed’s GENPLAN Proceedings. Eighteenth Annual Meeting and Technical Conlcrence. Numerical Control Society, Dallas, Tex., May, 1981, p. 4(7 421.
- Martin J. Viewdata and the Information Society. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, N. J" 1982.
- Rockart J. F., В u 11 e n С. V. and LevantorJ. L. Centralization vs. Decentralization of Information Systems: A Preliminary Model for Decision School of Management, M. I. Т., Cambridge, Mass., 1976.
- Ц1 4. НИВгтлсё, в Й- Епбнч*иКО&. Прчнла-С'ние npctpa. M*a faf. микроэвм М.: а С"0./пис./пика. 1Я$Ч