Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование механизма социально-экономического развития муниципальных образований региона в условиях реформы федеративных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для минимизации факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие муниципального образования необходимо активизировать местный потенциал саморазвития муниципального образования. Для этого разработана классификация социально-экономического потенциала, позволяющая обеспечить системный, научно-обоснованный подход к организации управления и к процессу формирования механизма… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы формирования механизма социально-экономического развития муниципальных образований
    • 1. 1. Особенности функционирования и развития муниципальных образований в условиях реформы федеративных отношений
    • 1. 2. Зарубежный опыт формирования моделей местного самоуправления
    • 1. 3. Методологические основы формирования механизма социально-экономического развития муниципального образования
  • Глава 2. Оценка социально-экономического развития муниципальных образований
    • 2. 1. Сравнительный анализ социально-экономического развития муниципальных образований Приволжского Федерального округа
    • 2. 2. Оценка устойчивости социально-экономического развития городов Чувашской Республики
    • 2. 3. Формирование системы индикативных показателей социально-экономического развития муниципальных образований
  • Глава 3. Совершенствование механизма социально-экономического развития г. Чебоксары
    • 3. 1. Формирование социально-экономического потенциала г. Чебоксары
    • 3. 2. Сбалансированная система показателей как метод управления социально-экономическим развитием муниципального образования
    • 3. 3. Реинжиниринг структуры управления г. Чебоксары

Формирование механизма социально-экономического развития муниципальных образований региона в условиях реформы федеративных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования.

Муниципальное образование является особым уровнем управления, который несет основную функциональную нагрузку по формированию социальной инфраструктуры и предпосылок экономического развития территории. От стабильности развития муниципальных образований зависит устойчивое позитивное развитие региональной экономики. Рационализация экономических и социальных отношений в муниципалитете является важным условием обеспечения комплексного развития региона в целом.

В условиях административной и бюджетной реформ необходимыми являются методологический анализ законодательной базы РФ, практическая оценка сложившейся ситуации в муниципальном образовании и разработка механизма эффективного управления экономикой города, способного адекватно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Это позволяет принимать более качественные управленческие решения как стратегического, так и оперативного характера.

Во многих городах сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны, органы местного самоуправления направляют максимум усилий на решение текущих проблем, но с другой стороны, в результате, обостряется социальная обстановка, снижаются темпы экономического роста и уровня производства, ухудшается материальное положение и качество жизни населения. Это обуславливает необходимость научно-обоснованного подхода к управлению социально-экономическим развитием муниципального образования и формирования эффективного механизма государственного регулирования, обеспечивающего повышение эффективности региональной экономики.

Особую актуальность проблемам социально-экономического развития муниципальных образований придает реформа федеративных отношений, целью которой является формирование системы межбюджетных отношений, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие муниципального образования и региона, в целом. При этом, сохраняется действующая система органов местного самоуправления и методы их воздействия на социально-экономические отношения, что совершенно, на наш взгляд, неприемлемо. Как форма не может существовать без содержания, так и реформа федеративных отношений не может быть реализована без качественного пересмотра механизма социально-экономического развития муниципального образования. При этом, важно отметить то, что многие вопросы переданы на самостоятельное рассмотрение органов местного самоуправления. Однако существующий менталитет администраций муниципальных образований, сложившийся в условиях устойчивого дефицита и значительной финансовой помощи, не позволяет эффективно решать возникающие проблемы. Как показало исследование, методологические основы эффективного управления социально-экономическим развитием муниципального образования, разработаны недостаточно. В этой связи особую актуальность приобретает теоретическое и методическое совершенствование механизма социально-экономического развития муниципального образования на период реформ, на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

Актуальность темы

диссертационного исследования определила цель, предмет и объект работы.

Цель данного диссертационного исследования состоит в разработке предложений по формированию и совершенствованию механизма социально-экономического развития муниципальных образований региона в условиях реформы федеративных отношений (на примере г. Чебоксары).

Объектом исследования выступает муниципальное образование г. Чебоксары как структурный элемент региональной экономики.

Предметом диссертационного исследования являются социально-экономические, организационные и управленческие отношения и процессы, возникающие в процессе функционирования и развития муниципального образования.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования в диссертационной работе определены и решены следующие задачи:

I 1. Дать научную оценку особенностям функционирования муниципальных образований в период бюджетной реформы и зарубежному опыту формирования моделей управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

2. Исследовать, расширить и научно обосновать теоретические основы формирования механизма социально-экономического развития муниципального образования с учетом региональных особенностей.

3. Провести сравнительный анализ социально-экономического развития муниципальных образований Приволжского федерального округа.

4. Дать научно обоснованную оценку социально-экономического потенциала г. Чебоксары и сформировать систему показателей оценки степени устойчивости развития муниципального образования.

5. Научно обосновать процедуру совершенствования и реинжиниринга действующей структуры органов местного самоуправления.

6. Разработать методику управления социально-экономическим развитием муниципального образования с помощью системы сбалансированных показателей.

Теоретической базой диссертационного исследования явились работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области управления социально-экономическими процессами на региональном и муниципальном уровнях, материалы международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференций и семинаров. Существенный вклад в исследование проблем социально-экономического развития внесли такие ученые как Абалкин Л. И., Аганбегян А. Г., Бабич А. М., Бухвальд • Е.М., Валентей С. Д., Сычев Н. Г., Широков А.Н.

Среди зарубежных специалистов заметный вклад в область нашего исследования внесли труды Кейнса Дж., Маркса К., Маршалла А., Мюррелла Третнера К. X., Форрестера Дж., Хенрика К., Хирдмана С.

Наибольший интерес для целей и задач нашего исследования представляют труды таких ученых как Анимица А. Г., Велихов Л. А., Воронин А. Г., Глазьев С. Ю., Когут А. Е., Кураков Л. П., Лапин В. А., Тетиор А. Н., Толстов Л.Н.

Немаловажное значение в исследовании имеет нормативно-правовая база функционирования и развития муниципального образования, а именно: Гражданский Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Земельный Кодекс, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и другие законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и ЧР, комплексные и отраслевые программы развития, которые регламентируют процесс социально-экономического развития муниципального образования.

Анализ нормативно-правового и методологического обеспечения выявил ряд недостатков, требующих своевременного устранения. Несмотря на имеющиеся теоретические разработки в области управления социально-экономическими процессами на уровне муниципального образования, не уделено должного внимания исследованию методологических подходов к разработке методического механизма и инструментария решения многих социально-экономических проблем.

Теоретические положения требуют дальнейшего совершенствования с учетом тенденций развития социально-экономических отношений, в особенности, в условиях перестройки бюджетной системы. Методы настоящего диссертационного исследования базируются на общих принципах экономической теории, общенаучных методах индукции и дедукции, системном экономико-статистическом, финансово-экономическом, экономико-математическом и историческом анализе.

В ходе исследования применялись методы экстраполяции, анализа корреляционной и регрессионной зависимости, факторного, трендового, комплексного анализа, анализа коэффициентов.

Информационной основой явилась официальная отчетность государственного комитета по статистике РФ и ЧР, прикладные исследования по данной проблеме: программы, планы, концепции и другие материалы по развитию экономики республики и города, сведения Министерства экономического развития и торговли ЧР, администрации г. Чебоксары, информация по социально-экономическому развитию в трудах отечественных и зарубежных специалистов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• Дана научная оценка особенностям функционирования муниципальных образований в условиях реформы межбюджетных отношений и в соответствии с этим уточнена система организации местного самоуправления в Российской Федерации, которая включает функции, принципы, органы местного самоуправления и полномочия местного самоуправленияразработаны и научно обоснованы концептуальные основы механизма социально-экономического развития муниципального образования.

• Сформулирована и обоснована система индикативных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие муниципального образования, на основе которых разработана методика оценки эффективности работы местного самоуправления.

• Предложена методика управления социально-экономическим развитием муниципального образования на основе сбалансированной системы показателей.

• Разработана и научно обоснована система реинжиниринга структуры управления социально-экономическим развитием муниципального образования, включающая в себя модель перераспределения управленческих функций и совершенствование структуры органов исполнительной власти, соответствующую стратегическим целям социально-экономического развития муниципального образованияобоснована необходимость взаимодействия субъектов управления социально-экономического развития муниципального образования с общественными структурами, специализированными организациями и населением.

Практическая значимость работы состоит в том, что методические выводы диссертационного исследования выражены в конкретных рекомендациях по совершенствованию механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования в условиях реформы федеративных отношений. Основные научные и методологические положения и выводы диссертации доведены до уровня конкретных предложений для г. Чебоксары. Универсальность разработанных научных выводов и рекомендаций по совершенствованию механизма социально-экономического развития муниципального образования позволяют широко использовать их не только применительно к г. Чебоксары, но и к другим муниципальным образованиям.

Основные положения, составляющие научную новизну, могут быть использованы:

— Правительством ЧР и Администрацией г. Чебоксары при разработке стратегий и программ социально-экономического развития ЧР и г. Чебоксары, при формировании механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования и при разработке целевых отраслевых программ республики и города и конкретных мероприятий по управлению социально-экономическим развитием муниципального образования.

— В учебном процессе при преподавании дисциплин «Региональная экономика», «Финансы», «Муниципальное управление» студентам и слушателям экономических специальностей.

Апробация работы осуществлялась путем научных публикаций, выступлений на научно-практических конференциях. Отдельные результаты исследования рекомендованы к практическому применению.

Публикации. По теме исследования автором опубликовано 9 научных работ объемом 2,2 печатных листа.

Объем и структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 164 источника и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что совокупность негативных тенденций в социально-экономическом развитии региона складывается в систему взаимосвязанных проблем, обусловленных несовершенством механизма социально-экономического развития каждого муниципального образования в отдельности и его несоответствием реалиям реформы федеративных отношений. Такая ситуация, возникающая в муниципальном образовании, усугубленная несогласованностью управленческих решений и отсутствием их научного обоснования, становится главным фактором, сдерживающим устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования и региона в целом.

В соответствии с бюджетной реформой муниципальные образования превращаются в самостоятельные экономические субъекты, поэтому не должны рассчитывать на помощь государства — как организационную, так и материальную. Разработка и формирование механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования в условиях реформы федеративных отношений становится основным ресурсом, направленным на повышение эффективности управления развитием муниципального образования и достижение его устойчивого развития.

В ходе исследования были получены следующие результаты.

1. Понятие муниципального образования и функции органов местного самоуправления с особым выделением функции комплексного социально-экономического развития муниципального образования является исходной предпосылкой для позитивной политики управления муниципальным образованием и обеспечит рост уровня жизни населения и создаст благоприятные условия для хозяйствующих субъектов.

2. Проведенный анализ зарубежного опыта муниципального управления социально-экономическими процессами позволил сделать вывод о том, что для Российской Федерации приемлемой является смешанная модель местного самоуправления, сочетающая в себе элементы существующих англосаксонской и французской систем. Для неблагополучных регионов имеет смысл применять элементы французской модели местного самоуправления, демонстрирующей более жесткую систему контроля государственной власти с целью эффективного осуществления социально-экономической политики на местах. Для благополучных регионов может быть использована и англосаксонская модель местного самоуправления, отличающаяся лояльным влиянием вышестоящих государственных структур на органы местного самоуправления. Однако, по мнению автора, каждая модель самоуправления, известная мировой практике, отражает национальные, территориальные и политические особенности того или иного государства, поэтому России необходимо выработать свою, соответствующую отечественным реалиям, и потому не имеющую аналогов модель организации местного самоуправления.

3. Формирование механизма социально-экономического развития муниципального образования позволяет обозначить направления перехода на устойчивый путь социально-экономического роста. Для этого разработаны методологические подходы к формированию и совершенствованию механизма социально-экономического развития муниципального образования.

Формирование механизма социально-экономического развития на муниципальном уровне носит индивидуальный характер, зависящий от ситуационных факторов конкретного муниципального образования. Но, несмотря на некоторые отличия, присущие каждому муниципальному образованию, в большинстве случаев, наблюдается сходство проблем развития муниципальных образований и условий деятельности органов местного самоуправления, поэтому нами рассмотрены общие подходы при управлении социально-экономическим развитием в муниципальных образованиях Приволжского Федерального округа.

4. Для преодоления социального кризиса необходимо разработать единую и целостную социальную и экономическую стратегию, ориентированную на долгосрочную перспективу, в основе которой лежит выбор перспективной модели социально-экономического развития муниципального образования. В целях устойчивого социально-экономического развития муниципального образования определены приоритеты социальной политики и предпосылки для экономического роста.

5. Система показателей оценки степени устойчивости развития муниципального образования, включающая ряд показателей в экономической, социальной и финансовой сферах города, которая позволяет оценивать и прогнозировать ситуацию в муниципальном образовании с позиции обеспечения устойчивого роста. Анализ степени устойчивости развития городов Чувашской республики показывает, что г. Алатырь, г. Канаш и г. Шумерля имеют низкую степень устойчивости, а г. Чебоксары и г. Новочебоксарск — среднюю, однако финансовая подсистема города Чебоксары характеризуются низкой степенью устойчивости, и, как результат, — развитие муниципального образования в целом нельзя назвать устойчивым.

6. Для минимизации факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие муниципального образования необходимо активизировать местный потенциал саморазвития муниципального образования. Для этого разработана классификация социально-экономического потенциала, позволяющая обеспечить системный, научно-обоснованный подход к организации управления и к процессу формирования механизма социально-экономического развития муниципального образования. Проведен БДУОТ-анализ г. Чебоксары с целью оценки сравнительных качественных преимуществ или недостатков муниципального образования. В качестве сильных сторон отмечены благоприятное географическое положение, рост объемов промышленного производства и строительства, высокий уровень развития научного и образовательного потенциала, высокий уровень обеспеченности трудовыми ресурсами, в том числе с высшим и средним специальным образованием и т. д. С помощью данного анализа определены перспективные направления развития, позволяющие активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей.

7. В рамках формирования механизма социально-экономического развития муниципального образования проведен реинжиниринг органов исполнительной власти. В качестве основных инструментов реинжиниринга предлагается модель перераспределения управленческих функций органов власти и на ее основе спроектирована качественно новая структура органов исполнительной власти муниципального образования. С целью повышения эффективности управления в диссертационной работе обосновывается необходимость взаимодействия структур, управляющих социально-экономическим развитием города.

Таким образом, учитывая внешние и внутренние факторы воздействия на муниципальные образования, особенности их функционирования в условиях реформы федеративных отношений и необходимость совершенствования методов и инструментов муниципального управления, был разработан ряд положений и рекомендаций по формированию и совершенствованию механизма социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях в целях обеспечения устойчивого развития региональной экономики.

Предложенные методические подходы позволят осуществить на практике целенаправленные преобразования социально-экономической ситуации в муниципальном образовании с учетом ряда изменений в законодательной и организационно-правовой базе функционирования муниципального образования и активно формировать такие условия, которые окажут позитивное воздействие на развитие муниципального образования и региональной экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ.2. Гражданский Кодекс РФ.3. Налоговый Кодекс РФ.4. Бюджетный Кодекс РФ.
  2. Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.01.2006 г.)
  4. Федеральный закон от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»
  6. Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
  7. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»
  8. Указ Президента ЧР от 25.06.2003 г. № 61 «О комплексной программе экономического и социального развития ЧР на 2003−2010 гг.»
  9. Закон ЧР «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике». Принят ГС ЧР от 05.10.2004 г.
  10. А.Г. Социально-экономическое развитие России. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Дело, 2004. — 271 с.
  11. Е.Л. Особенности трансфертной модели финансирования субцентральных бюджетов в Италии // Федерализм. -2000. -№ 1. с. 199−226
  12. Актуальные вопросы развития социально-экономической сферы в регионах РФ: Сборник научных статей / Под ред. Л. П. Куракова. -Чебоксары, 1999.
  13. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1997. — 248 с.
  14. С.А. Повышение эффективности бюджетных расходов с помощью системы сбалансированных целевых показателей // Финансы. -2004. № 9. — с. 9−13
  15. И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999. -416с.
  16. Антикризисное управление. Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. -М.: ИНФРА-М, 2000. 432 с.
  17. Л.А. Будущее управления государственными финансами — за казначейской системой // Финансы. 2004. — № 8. — с. 33
  18. А.Г. О сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2004 году // Финансы. 2004. — № 2. — с. 7
  19. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. — 2-е изд. доп. и перераб. -М.: Институт новой экономики, 1997. 864 с.
  20. Е.М. Российский федерализм: стартовая проблема нового тысячелетия // Федерализм. 2000. — № 1.-е. 43−64
  21. Бюджетная классификация РФ.
  22. Бюджетный процесс в зарубежных государствах. М.: ИНИОН РАН. 1996.-145 с.
  23. С.Д. Проблемы развития федеративных отношений // Федерализм. 2000. — № 1. — с. 19−26
  24. С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. — М.: Институт экономики РАН, 1998. 132 с.
  25. E.H. Государственные экономические стратегии / Росс, экон. академия. М., 1998. — 440 с.
  26. JI.A. Основы городского хозяйства. М., Д.: Госиздат, 1928.-324 с.
  27. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Учебное пособие. М.: Дело, 1998. — 128с.
  28. Е.С. Город и его жители: необходимость изменения поведения налогоплательщиков // Предпринимательство. 2003. — № 6.- с. 54−62
  29. А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 239 с.
  30. К. Л. Механизм обновления: концепция развития национальной инвестиционной системы России. — М.: Дашков и К, 2003. -143 с.
  31. К.Д., Горинов М. Н. Социально-экономическое прогнозирование / Под ред. проф. Н. Ф. Ревенко. Ижевск: ИжГТУ, 1997. -96 с.
  32. И. Оценка экономического потенциала территории // Экономист. 2005. — № 3. — с. 61−65
  33. Л. Местное самоуправление: долгое возвращение. Серия «Библиотека муниципального служащего», Выпуск 1. М.: Московский общественный научный фонд, 1998. 109 с.
  34. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993 .-310с.
  35. С.Ю. Управление развитием фактор устойчивого экономического роста // Проблемы теории и практики управления. — 1999. -№ 4. — с. 26
  36. М., Королев В. Механизмы использования потенциала саморазвития муниципальных образований // Экономист. 2000. — № 7.- с. 53−60
  37. В.В., Глушенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование планирование. Теория проектирования экспериментов. — г. Железнодорожный, Моск. обл.: Too «Крылья», 1997. -400 с.
  38. Т. А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. 2004. — № 2. — с.3−6
  39. С.И. Социальная работа и социальные программы в США.- М., 1992.-328 с.
  40. А.Р. Управление финансовыми потоками и организация финансовых служб предприятий, региональных администраций и банков. Издание 2-е, доп. и перераб. М.: Издательская фирма «Анкил», 2000. — 224 с.
  41. Города Приволжского Федерального округа. 1995. Стат. бюллетень / Комитет государственной статистики ЧР.- Чебоксары, 1996.-36 с.
  42. Города Приволжского Федерального округа. 1996. Стат. бюллетень / Комитет государственной статистики ЧР.- Чебоксары, 1997.-36 с.
  43. Города Приволжского Федерального округа. 1997. Стат. бюллетень / Комитет государственной статистики ЧР.- Чебоксары, 1998.-36 с.
  44. Города Приволжского Федерального округа. 1998. Стат. бюллетень / Комитет государственной статистики ЧР.- Чебоксары, 1999.-36 с.
  45. Города Приволжского Федерального округа. 1999. Стат. бюллетень / Комитет государственной статистики ЧР.- Чебоксары, 2000.-36 с.
  46. Города Приволжского Федерального округа. 2000. Стат. бюллетень / Комитет государственной статистики ЧР.- Чебоксары, 2001.-36 с.
  47. Города Приволжского Федерального округа. 2001. Стат. бюллетень / Комитет государственной статистики ЧР.- Чебоксары, 2002.-36 с.
  48. Города Приволжского Федерального округа. 2002. Стат. бюллетень / Комитет государственной статистики ЧР.- Чебоксары, 2003.-36 с.
  49. Города Приволжского Федерального округа. 2003. Стат. бюллетень / Комитет государственной статистики ЧР.- Чебоксары, 2004.-36 с.
  50. Государственное регулирование и прогнозирование развития российской экономики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Л. П. Куракова. — Чебоксары, 2002.
  51. К. Организация управления на муниципальном уровне: Материалы по короткому профессиональному курсу. Псков: Псков, политех, институт, 1996. — 44 с.
  52. С. Процесс трансформации: германская модель // Экономист. 1999. — № 10−11.-е. 100
  53. Ю.В. Использование методологии Кондратьева в современных условиях // Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества: закономерности, противоречия, приоритеты. Под ред. д.э.н. акад. РАН Яковца Ю. В. — М. 1998. 495 с.
  54. Р. История экономики России: Учебное пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», ООО «Издательство ЮКЭА», 1999. — 352 с.
  55. В.П. Социальное рыночное хозяйство: опыт Германии // Общество и экономика. 1997. — № 1−2. — с.58
  56. Данилов — Данильян В. И. Устойчивое развитие (теоретико-методологический анализ) // Экономика и математические методы. — 2003. -№ 2. с.123−135
  57. Двадцать первый век: образование, наука и экономика Чувашской Республики: Сборник научных трудов / Под ред. Л. П. Куракова. -Чебоксары, 2004.
  58. А.Н. Проблемы разграничения компетенций между уровнями публичной власти по вертикали / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003 .-№ 1(194)
  59. Ю.А. Экономический потенциал территории. СПб: Химия, 1997. — 237 с.
  60. С. А. Механизмы экономического управления предприятием: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -313 с.
  61. С.А. Экономические модели и методы в управлении. -М.: ДИС, 1998. 176 с.
  62. A.A. Местное самоуправление: основные понятия и термины. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. — 212 с.
  63. В.В., Коробова А. Н. Применение специального финансово-экономического инструментария для многовариантного обеспечения устойчивого развития муниципального образования // Вестник международного ун-та. 2000. — № 3. — с.39
  64. С.Ю. Экономический потенциал предприятия // Предпринимательство. 2004. — № 1.-е. 92−114
  65. В.Н., Патрушев В. И. Правовые основы местного самоуправления в России // Материалы семинара «Муниципальный менеджмент», Морозовский проект. М., 1997. 187 с.
  66. В. Из опыта социального управления обществом в Дании // Управление персоналом. 2000. — № 6. — с.56−63
  67. В.Г. Местное самоуправление: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. доп. и перераб. Ростов на Дону: Феникс, 2003. — 379 с.
  68. В. Баланс ради роста // Новости торговли. 2004. -№ 2. — с.52−55
  69. В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 2002. — 305 с.
  70. Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: НОРМА, 2002. -270 с.
  71. A.A. Типы социальной политики американский вариант // Общество и экономика. — 1997. — № 1−2. — с. 92
  72. Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — 368 с.
  73. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: С приложением норм, актов / Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. М.: Инфра-М- Норма, 1997.- 460 с.
  74. О. Пути стабилизации социально-экономического положения // Экономист. 2000. — № 8. — с. 61−65
  75. B.JT. Методологические основы и механизм реформирования социальной сферы. Чебоксары, 2002.
  76. Л.П. Государственное регулирование социальной сферы: М., 2000.
  77. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. -М.: ЛОГОС, 1998.-576 с.
  78. JI.П. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 7-е изд., доп. и перераб. — М.: Вуз и школа, 2003. — 880 с.
  79. Курс переходной экономики: Учебник для вузов / Под ред. акад. Л. И. Абалкина. -М.: ЗАО «Финстатинформ», 1997. 640 с.
  80. Г. М. География городов: Учебное пособие для геогр. факультетов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 480 с.
  81. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС. 1997.-372 с.
  82. C.B. Модели и методы управления региональным развитием. М.: Финансы и статистика, 2004. — 346 с.
  83. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  84. Местное самоуправление. Основы системного подхода. Под ред. А. Е. Когута, В. А. Гневко. СПб.: ИСЭП РАН и Инст. управления и экономики. 1997. 578 с.
  85. Местное самоуправление: Проблемы методологии и организации / Под ред. В. Я. Кемельмеева. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. -352 с.
  86. Методы управления инновационной деятельностью: Учебное пособие для вузов / Под ред. Л. Н. Васильева, Е. А. Муравьева. М.: КноРус, 2005.-313 с.
  87. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, 3-е изд. доп. и перераб. -М.: ИТД «КноРус», 2002. 544 с.
  88. A.B. Микроэкономические индикаторы бюджетно-налоговой безопасности // Экономический анализ: теория и практика. -2003.-№ 10.-с. 73−75
  89. Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений и разграничения полномочий: Монография. Йошкар-Ола: Марийский госуниверситет, 2002. — 274 с.
  90. В.Д. Методология систем: вербальный подход. М.: ОАО «Издательство «Экономика» Отд. экон. РАН, 2004. — 251 с.
  91. Муниципальная собственность: Практика арбитражных споров. Нормативная база. М.: ПРИОР, 2001. — 140 с.
  92. А.Д., Васина Т. В. Прогнозирование отраслевого и регионального развития. М.: Гелиос АРВ, 2002. — 144 с.
  93. О мерах по развитию муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами (наукоградов): Постановление Правительства Российской Федерации // Рос. газ. 1998. -12февр. — С.6.
  94. О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: Федеральный закон Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 15.- Ст. 2695.
  95. П.А. Программы развития муниципального образования (заметки по ходу конкурса Московского общественного научного фонда) // Лаборатория экономического анализа. — М., 2004
  96. О Федеральной комплексной программе развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы: Указ Президента Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 16. Ст. 1804.
  97. О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации // Рос. газ. -1998. 3 февр.- С. 5.
  98. В.М. Город как субъект муниципального права // Конституционное и муниципальное право. 2003. — № 5. — с. 17−20
  99. И.Ю. Городское агентство экономического развития: новые возможности планирования и организации. М.: Фонд «Институт экономики города», 1999. — 34 с.
  100. Письмо Министерства финансов РФ от 07.07.2004 г. № 06−06−01 «Основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу»
  101. Поволжье в системе всероссийского рынка: история и современность: Материалы научной конференции. Чебоксары, 2000. -371с.
  102. Т.В. Рыночное и государственное регулирование экономики региона. Чебоксары: Руссика, 2000. — 208 с.
  103. Примерное положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании. М.: Российский научный цент государственного и муниципального управления, 2000. — с. 117
  104. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития регионов: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Л. П. Куракова. Чебоксары: изд-во Чуваш. Госуниверситета, 1999. — 272 с.
  105. Программа социально-экономического развития г. Чебоксары на 2004- 2010 гг. Утверждена Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 18.02.2004 г. № 1158
  106. Программа социально-экономического развития территории Заволжья в ЧР на 1999−2010 гг. Утверждена Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 29.07.1999 г. № 719
  107. Программа муниципальная информатизации образования «Через образование в будущее» на 2003−2005 гг. Утверждена Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27 ноября 2003 г. № 1098
  108. Программа улучшения условий и охраны труда в г. Чебоксары на2004−2006 гг. Утверждена Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 29.04.2004 г. № 1233
  109. Программа экологическая г. Чебоксары на 2005−2007 гг. и на период до 2010 г. Утверждена Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 15.09.2004 г. № 1389
  110. Программа реконструкции муниципального жилищного фонда на2005−2010 гг. Утверждена Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 27.10.2004 г. № 1424
  111. Программа по перспективному развитию транспортной системы в г. Чебоксары на 2005−2007 годы и до 2010 г. Утверждена Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 08.12.2004 г. № 1461
  112. Программа развития туризма в городе Чебоксары на 2005−2010 гг. Утверждена Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 08.12.2004 г. № 1462
  113. Программа комплексная развития строительства жилья в городе Чебоксары на 2005−2010 гг. Утверждена Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.12.2004 г. № 1492
  114. Программа муниципального стимулирования развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности г. Чебоксары на2005 2007 годы и до 2010 г. Утверждена Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22.12.2004 г. № 1493
  115. С.Е., Горбунов В. В. Шведский опыт исполнения бюджета и возможность его применения в России // Финансы. 2004. — № 5. -с. 55−57
  116. Л.И. Бюджетно-налоговое законодательство и реформа федеративных отношений // Финансы. 2004. — № 3. — с. 19−23
  117. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов- Отд. экон. РАН- науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.-793 с.
  118. Районы и города Чувашии в цифрах. 2001. Стат. сборник / Комитет государственной статистики Чувашской Республики Чебоксары, 2002 288 с.
  119. Районы и города Чувашии в цифрах. 2002. Стат. сборник / Комитет государственной статистики Чувашской Республики Чебоксары, 2003 288 с.
  120. Районы и города Чувашии в цифрах. 2003. Стат. сборник / Комитет государственной статистики Чувашской Республики Чебоксары, 2004 288 с.
  121. Региональная инвестиционная политика: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практ. конференции / Под ред. Л. П, Куракова. Чебоксары, 2001.
  122. Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. Т. Г. Морозовой, 2-е изд. доп. и перераб. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -472 с.
  123. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2002. — 863 с.
  124. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Стат. сборник / Госкомстат России. -М., 2003. 863 с.
  125. Рекомендации по проведению выборов в органы местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов. — М., 2004.
  126. Рекомендации по формированию структур органов местного самоуправления. М., 2004.
  127. И.А. Макрогеография промышленности мира: Пособие для студентов вузов. М.: Московский Лицей, 2000. — 240 с.
  128. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2000. — 642 с.
  129. В.Е., Жилкин С. Ф., Знаменская К. Н., Тишин Е. В. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 174 с.
  130. С.П. Финансовое обеспечение регионов. Взаимоотношение федерального и регионального бюджетов // Финансы. -2004.-№ 10.-с. 7−11
  131. В.Н., Ситникова О. Ю. Техника финансово-экономических расчетов: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 1998.
  132. В.Н., Чурилова Э. Ю. Практикум по курсу «Статистика» (в системе STATISTIC А). М.: «Издательский Дом» Социальные отношения», «Перспектива», 2002. — 188 с.
  133. О.А. Местное самоуправление в современном мире // Федерализм. 2000. — № 1. — с. 175−198
  134. Т.Г. Управление стратегическим развитием муниципальных образований (на примере города Череповца): Автореф. дисс. канд.экон.наук:08.00.05.-Москва, 2002.
  135. Совершенствование межбюджетных отношений в РФ: региональный аспект: Сборник материалов заседания секции «Финансово-экономическая политика» Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации ФС РФ. М., 2004.
  136. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2004: Стат. сборник / Комитет государственной статистики 4P. — Чебоксары, 2004. -263 с.
  137. В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 1996. — 224 с.
  138. А.Н. Устойчивое развитие города. М., 1999. 4.1 173 е., 4.2 — 151 с.
  139. К.Х. О методике распределения федерального фонда финансовой поддержки регионов // Финансы. 2004. — № 9. — с. 14−18
  140. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков / Моск. Центр Ин-та «Восток Запад». М.: Диалог-МГУ, 1999. -235 с.
  141. А. Открывая новые горизонты управления. ССП. // Управление компанией. — 2003. № 9. — с. 36−40
  142. Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник / Л. И. Сергеев, А. Н. Соколов, В. П. Жданов, А. Г. Мнацаканян и др.- Под ред. проф. Л. И. Сергеева. Калининград, Балтийский институт экономики и финансов (БИЭФ), 1999. — 1036 с.
  143. Финансы: Учебник / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, P.A. Сабанти. М.: Перспектива, 2000.
  144. Чувашия на фоне российских регионов // Советская Чувашия. -2004.-№ 85.-с.З
  145. Дж. Динамика развития города: Пер. с англ./ Под ред. Б. П. Иванилова. М.: Прогресс, 1974. — 286 с.
  146. К. Социальная политика в Дании // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4. — с. 86
  147. С. Шведская социальная модель: управление и развитие // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 3. — с. 8−12
  148. Чувашия цифры и факты: Стат. сборник / Комитет государственной статистики Чувашской Республики — Чебоксары, 2004 -92 с.
  149. Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа: Стат. сборник / Комитет государственной статистики Чувашской Республики Чебоксары, 2004 — 181 с.
  150. Чувашская Республика на рубеже тысячелетий: история, экономика, культура. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Чувашской Республики. Чебоксары, 2000. — 348 с.
  151. Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). — М.: ОАО «Издательство «Экономика» Отд. экон. РАН, 2003. 414 с.
  152. А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление). М.: РИД «Муниципальная власть», 2000. — с. 248
  153. Е. Проблемы формирования территориальных основ местного самоуправления. М., 1998.
  154. Н.В., Егорова B.C. Местное самоуправление в России: Теория и практика. Ярославль, Яросл. гос. ун-т, 1996.-100 с.
  155. Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя / Под. ред. A.C. Булатова. М.: БЕК, 1995. — 704 с.
  156. Экономика и право: словарь справочник / Авт.-сост. Л. П. Кураков, B.JI. Кураков, A.JT. Кураков. — М.: Вуз и школа, 2004. — 1072с.
  157. Экономика предприятий: Учеб. пособие / Под ред. Г. З. Суша. -М.: Новое знание, 2003. 384 с.
  158. Экономическая энциклопедия / Науч. ред. совет изд-ва «Экономика» Ин-т Экономики РАН. Гл. ред. Абалкин Л. И. М.: Экономика, 1999. — 1055 с.
Заполнить форму текущей работой