Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Регулирование инновационных форм социально-трудовых отношений в современной экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлены и структурированы особенности развития (структурированные по блокам: сфера применениятребования к субъектам трудовых отношенийпредмет трудовых отношенийроль частных агентств занятостистепень легитимностиструктурные характеристики данного сегмента и др.) и регулирования (рыночное саморегулирование, фрагментарность, отсутствие специальных институтов регулирования, недооценка экономических… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические вопросы исследования регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений в современной экономике
    • 1. 1. Теоретические подходы к исследованию социально-трудовых отношений
    • 1. 2. Особенности инновационных форм социально-трудовых отношений
    • 1. 3. Регулирование социально-трудовых отношений: цели, задачи и основные подходы
  • Глава 2. Анализ развития основных инновационных форм социально-трудовых отношений в аспекте их регулирования в современной экономике
    • 2. 1. Заемный труд: состояние и регулирование
    • 2. 2. Развитие и регулирование дистанционных социально-трудовых отношений
  • Глава 3. Совершенствование регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений в российской экономике
    • 3. 1. Механизм регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений в современной экономике
    • 3. 2. Направления и научно-практические рекомендации по совершенствованию регулирования дистанционных социальнотрудовых отношений и заемного труда в России

Регулирование инновационных форм социально-трудовых отношений в современной экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях инновационного развития экономики происходят значительные изменения в системе социально-трудовых отношений, появляются их инновационные формы, сопровождающие переход социально-трудовых отношений от коллективно-договорных к более индивидуальным и социально незащищенным. Это предъявляет новые «вызовы» для всей системы регулирования социально-трудовых отношений. Наиболее яркими формами проявления изменений в сфере социально-трудовых отношений являются дистанционные социально-трудовые отношения и заемный труд.

Инновационные формы социально-трудовых отношений, динамично развивающиеся и имеющие перспективы, несут в себе определенные преимущества для всех субъектов социально-трудовых отношений, способствуют флексибилизации рынка труда, вовлечению в трудовую деятельность ранее экономически неактивных групп населения, позволяют сократить безработицу. Вместе с тем они порождают и значительные риски для работников, работодателей и государства.

Во многих странах ОЭСР инновационные формы социально-трудовых отношений исследуются, оцениваются, институализированы. В России разработка данной проблемы началась сравнительно недавно, а система регулирующих их институтов недостаточно развита.

В условиях перехода к инновационной модели развития экономики России регулирование инновационных форм социально-трудовых отношений предполагает решение задачи обеспечения сбалансированности интересов субъектов социально-трудовых отношенийсоздание условий достойного труда в странебаланса «стабильность-эффективность» в сфере занятости. В свою очередь, это вызывает необходимость научного осмысления проблем развития инновационных форм социально-трудовых отношений, а также создания новых и совершенствования действующих институтов и механизмов их регулирования.

Степень разработанности проблемы. Исследованию различных аспектов социально-трудовых отношений, их развития и регулирования посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей. Теоретические аспекты социально-трудовых отношений исследовали еще классики экономической науки — Дж. Кейнс, К. Маркс, А. Маршалл, Д. Рикардо, А. Смит, Ф. Энгельс и др. Существенный вклад в анализ трудовых отношений внесли такие зарубежные ученые, как С. Азариадис, А. Берли, Т. Веблен, Дж. Коммонс, Г. Минз, Э. Мэйо, Д. Норт, Дж. Сан-Паул, Ф. Тейлор, О. Уильямсон и др.

Проблемы социально-трудовых отношений, рынка труда и их регулирования исследуются в работах российских ученых: Т. В. Блиновой, Н. Т. Вишневской, H.A. Волгина, Б. М. Генкина, В. Е. Гимпельсона, Б. Г. Збышко, С. Г. Землянухиной, Н. С. Землянухиной, Е. Д. Катульского, Р. П. Колосовой, JI.A. Костина, В. Н. Костюка, И. Е. Крысиной, К. Э. Лайкама, A.JI. Мазина, Е. Г. Мамытова, О. В. Мраморновой, Ю. Г. Одегова, Г. Я. Ракитской, Б. В. Ракитского, В. Д. Ройка, С. Ю. Рощина, Г. Г. Руденко, B.JI. Сидниной, В. Г. Силина, С. Н. Смирнова, Э. Н. Соболева, Т. Ю. Стукен, В. В. Суворовой, A.A. Федченко, Т. Я. Четверниной и др.

Изучению нестандартных социально-трудовых отношений, дистанционной занятости и заемного труда посвящены труды П. В. Бизюкова, Е. Я. Варшавской, В. Е. Гимпельсона, B.JI. Иноземцева, Р. И. Капелюшникова, Р. П. Колосовой, М. В. Луданик, A.M. Лушникова, С. И. Паринова, Н. Д. Подшибякиной, Т. О. Разумовой, Л. В. Санковой, Л. И. Смирных, A.B. Скавитина, Д. О. Стребкова, A.B. Шевчука, Е. В. Янченко и др.

В процессе исследования мы опирались на блок работ современных зарубежных ученых по проблемам развития и регулирования новых форм социально-трудовых отношений: Р. Адамсома, Д. Брауна, Дж. Милнера, Дж. Нил-леса, Г. Гордона, Дж. Хилла, Дж. Пратт, Т. Никольса, Д. Сторри, Т. Хагена, Э. Хоффмана, Р. Эренберга и др.

Правовые аспекты регулирования новых нестандартных) форм социально-трудовых отношений освещаются в работах И. М. Козиной, И .Я. Киселева, О. Кириченко, Я. В. Кривого, М. В. Курбатовой, Е. С. Садовой, A.B. Гутника, М. Г. Хохлова и др.

Несмотря на многообразие теоретических подходов, проблема регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений системно не исследовалась: отсутствует терминологическая определенность данной категориинедостаточно исследовались эффекты дистанционных социально-трудовых отношений и заемного труда, потенциальные риски их легализациинедостаточно внимания уделяется институциональным основам регулированиятребуют определения принципы и механизмы регулирования новых форм социально-трудовых отношений.

Объектом исследования являются наемные работники, трудовые коллективы и работодатели (реальные и потенциальные субъекты инновационных форм социально-трудовых отношений).

Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, складывающихся по поводу регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений в современной российской экономике.

Целью диссертационного исследования является развитие теоретических положений и разработка практических рекомендаций по регулированию инновационных форм социально-трудовых отношений в современной экономике России.

Достижение цели связано с решением следующих задач:

1. Ввести в научный оборот определение категории «инновационные формы социально-трудовых отношений», выявить факторы их развития;

2. Разработать классификацию инновационных форм социально-трудовых отношений, определить их преимущества, риски и возможности регулирования;

3. Выявить и структурировать особенности развития и регулирования таких инновационных форм социально-трудовых отношений, как дистанционные i ,< > ', , 1 ¦ ^ i ,< i '" социально-трудовые отношения и заемный труд (агентские социально-трудовые отношения);

4. Сформировать механизм регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений в России.

5. Разработать направления и научно-практические рекомендации по регулированию дистанционных социально-трудовых отношений и заемного труда в России.

Область исследования. Исследование проводилось в рамках паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством» (по отраслям и сферам деятельности, в т. ч. экономика труда) в соответствии со следующими пунктами паспорта номенклатуры специальностей ВАК РФ (экономические науки): п. 5.1 — Теории и концепции развития социально-трудовых отношений (теории занятости, рынка труда, управления трудом) — п. 5.11 — Социально-трудовые отношения: система, структура, виды, субъекты, механизмы регулирования СТОп.5.18. Зарубежный опыт регулирования социально-трудовых отношений и перспективы его использования в РФ.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили концептуальные положения, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых в области социально-трудовых отношений и их регулирования.

Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось с применением системного подхода, методов логического, сравнительного анализа, систематизации, теоретического обобщения, экономико-статистического и социологического анализа, диалектического метода.

Информационную базу исследования составили законодательные акты центральных органов власти РФ, Трудовой Кодекс РФофициальные статистические и информационные материалы РосстатаКонвенции и рекомендации МОТ по проблемам регулирования деятельности частных агентствстатистические ежегодники «Международной организации частных агентств занятости» (С1ЕТТ) и данные исследовательской организации США.

WorldatWork" (The Total Rewards Associations) — материалы российской, зарубежной периодической печати и Интернет-изданий по проблемам развития новых форм социально-трудовых отношений, рынка труда, занятостиа также материалы социологического исследования (опроса), проводимого автором в 2010;2012 гг. в Саратовской области.

Научная новизна результатов исследования заключается в расширении теоретико-методологических основ исследования проблем регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений.

Наиболее существенные результаты, отражающие научную новизну, состоят в следующем:

1. Введено в научный оборот понятие «инновационные формы социально-трудовых отношений» как комплекса нововведений в области взаимоотношений работников, работодателей, государства (касающихся контрактов занятости, организации трудового процесса, системы вознаграждения за труд), востребованных субъектами рынка труда, реализующихся на практике и порождающих положительные социально-экономические эффекты для различных субъектов (рост дохода, снижение издержек, обеспечение гибкости, снижение безработицы, диверсификации доходов и др.). Обоснованы характеристики инновационных форм социально-трудовых отношенийвыявлены основные факторы их развития (управленческие инновациитехнологические, экономические, социокультурные факторыглобализация), что позволило определить направления и методы их регулирования.

2. Разработана классификация инновационных форм социально-трудовых отношений на основе предложенных автором критериев (характер отношений «работник — работодатель», количество сторон, сфера проявления, вид контракта, интеллектуалоемкость трудового процесса, вид нововведений, необходимость специальной подготовки в дотрудовом периоде, характер эффекта для их субъектов и др.). Определены преимущества, риски и возможности регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений, что Чн.

Л Ау Г’л ул к >' I ft •? r’n’f позволяет выявить приоритеты и разрабатывать селективные меры регулирования.

3. Выявлены и структурированы особенности развития (структурированные по блокам: сфера применениятребования к субъектам трудовых отношенийпредмет трудовых отношенийроль частных агентств занятостистепень легитимностиструктурные характеристики данного сегмента и др.) и регулирования (рыночное саморегулирование, фрагментарность, отсутствие специальных институтов регулирования, недооценка экономических мер и т. д.) таких инновационных форм социально-трудовых отношений, как дистанционные трудовые отношения и заемный труд («агентские» социально-трудовые отношения) в современной России. Определены факторы, стимулирующие и сдерживающие их развитие и регулирование (организационные, экономические, институциональные, информационные, социокультурные), что расширяет теоретическую базу исследований в изучаемой области и позволяет разработать механизм регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений.

4. Сформирован механизм регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений (включающий: уточненную цель регулированияуровни, субъекты, принципы и предметы регулированияинституционально-организационную, социально-экономическую, информационно-аналитическую составляющиеновые инструменты регулирования), интегрированный в систему регулирования социально-трудовых отношений в целом и позволяющий максимизировать положительные эффекты от развития новых форм социально-трудовых отношений и сократить риски их субъектов.

5. Разработаны направления и научно-практические рекомендации по регулированию дистанционных и агентских (заемного труда) социально-трудовых отношений в России. Предложено сформировать новый институт, занимающийся проблемами регулирования и изучения инновационных форм социально-трудовых отношений на уровне субъектов РФ (Экспертных советов по развитию новых форм социально-трудовых отношений). Их деятельность будет способствовать повышению прозрачности, учету новых форм социальнотрудовых отношений как базы для регулирования, достижению баланса в системе «работник-работодатель».

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в углублении представлений о новых формах и новых тенденциях развития социально-трудовых отношений, а также о механизме их регулирования в условиях становления инновационной экономии. Выводы и рекомендации диссертационного исследования расширяют методологический аппарат исследования и регулирования социально-трудовых отношений.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты, предложенные автором направления и рекомендации по регулированию инновационных форм социально-трудовых отношений могут быть использованы федеральными и региональными органами управления при реализации социально-экономической политики, при подготовке аналитических и прогнозных материалов по развитию в России новых форм социально-трудовых отношений, программ их регулирования, при разработке методических вопросов их статистического учета, при подготовке соглашений в системе социального партнерства.

Теоретические выводы исследования возможно использовать также в учебном процессе при изучении дисциплин «Экономика труда», «Рынок труда», «Управление персоналом» и др.

Апробация результатов исследования. Основные результаты и выводы диссертационного исследования были представлены в докладах и выступлениях на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях, проводимых в гг. Симферополь, Ставрополь, Омск, Екатеринбург, Москва, Саратов за период с 2009 — 2012 годы.

Результаты диссертационного исследования были успешно внедрены в учебный процесс в Саратовском государственном техническом университете в рамках курсов «Экономика труда», «Рынок труда».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 17 статей, общим объемом 6,91 п.л., в т. ч. 4 работы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура работы отражает логику, порядок решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации содержит 18 таблиц и 16 рисунков.

Заключение

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет нам сформулировать ряд выводов.

Гибкость и разнообразие форм социально-трудовых отношений приобретают все большую актуальность для современного общества, позволяя субъектам социально-трудовых отношений наиболее полно и эффективно реализовывать свои интересы, использовать свои «активы». Ответом на появление новых организационно-технических возможностей развития современного производства, нового качества человеческого капитала, потребностей и мотивов работников и работодателей стало появление и широкое распространение инновационных форм социально-трудовых отношений.

В работе вводится понятие «инновационные формы социально-трудовых отношений» как комплекс нововведений в области взаимоотношений работников, работодателей, государства (касающихся контрактов занятости, организации трудового процесса и системы вознаграждения за труд), реализующихся на практике и порождающих социально-экономические эффекты для различных субъектов.

В результате обобщения основных концепций раскрыта необходимость в исследовании инновационных форм социально-трудовых отношений применения комплексного подхода, содержащего элементы институционального, системного подходовпринципы концепций человеческого развития и достойного труда. Применение комплексного подхода к анализу процессов развития и регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений открывает новые возможности по анализу различных аспектов этих процессов.

Развиваемые автором методологические подходы к исследованию инновационных форм социально-трудовых отношений, позволили выявить и охарактеризовать факторы их развития, дать их классификацию по следующим основаниям: а) по содержанию (экономические, технологические, • ч г *', ,-Д.

4 ! и (институциональные, социокультурные, управленческие) — б) по природе (внешние и внутренние) — в) по характеру влияния (стимулирующие, сдерживающие и нейтральные) — г) по степени регулируемости (регулируемые, нерегулируемые) — д) уровню воздействия (макро-, мезо-, микро-, наноуровни). В качестве наиболее значимых факторов выделены управленческие инновациитехнологические, экономические, социокультурные факторыглобализация.

В диссертации предложена классификация инновационных форм социально-трудовых отношений по ряду критериев: характер отношений «работник — работодатель" — количество их сторонсфера проявления нововведенийвид контрактаорганизация трудаинтеллектуалоемкость трудового процессанеобходимость специальной подготовки в дотрудовом периодехарактер эффекта для субъектов и др. На основе указанных критериев выделены дистанционные социально-трудовые отношения и отношения в формате заемного труда (агентские социально-трудовые отношения и др.). Каждая из названных форм социально-трудовых отношений имеет разновидности.

Развитие инновационных форм социально-трудовых отношений имеет как преимущества, так и риски для таких субъектов, как работник, работодатель и государство. Проведенный анализ рисков новых форм социально-трудовых отношений показал, что, во-первых, распределение рисков их субъектов асимметричново-вторых, в большей степени риски в связи с неопределенностью несут наемные работники.

Выявлены и структурированы особенности развития (структурированные по блокам: сфера применениятребования к субъектам трудовых отношенийпредмет трудовых отношенийроль частных агентств занятостистепень легитимностиструктурные характеристики данного сегмента и др.) и регулирования (рыночное саморегулирование, фрагментарность, отсутствие специальных институтов регулирования, недооценка экономических мер и т. д.) таких инновационных форм социально-трудовых отношений, как дистанционные трудовые отношения и заемный труд («агентские» социально-трудовые отношения) в современной России. Российский сектор заемного труда не так масштабен, как в других странах, однако он развивается быстрыми темпами. Официальная статистика, касающаяся количества телеработников в России пока не представлена, однако ясно, что по сравнению с более развитыми странами, рынок удаленной работы в нашей стране не так масштабен.

В процессе исследования определены факторы, стимулирующие и сдерживающие развитие и регулирование новых форм социально-трудовых отношений (организационные, экономические, институциональные, информационные, социокультурные).

Основными проблемами, присущими инновационным формам социально-трудовых отношений в России, являются: отсутствие их законодательного регулированияотсутствие понятий новых форм социально-трудовых отношений в трудовом законодательстве РФналичие у работодателей возможностей по использованию незаконных методов и «серых схем» при их использовании. Основные риски при использовании различных заемного труда несут на себе работники, уровень защищенности которых значительно снижается: потеря гарантий при наймесущественное сокращение заработной платыухудшение системы компенсацийухудшение условий труда работниковизменение рабочего времени и режима труда и др.

На основе опросов населения региона выявлены проблемы развития заемного труда и дистанционных трудовых отношений, подтверждена необходимость государственного регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений, прежде всего, правовыми методами в силу наличия значительных рисков (потери дохода, гарантий занятости) — а также указали возможность использования дистанционной формы трудовых отношений в организациях и др.

В ряде зарубежных стран отношения заемного труда регулируются специальными законами об агентствах временной занятости (Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Италия, Польша, Португалия, Испания), ратифицирована Конвенция МОТ № 181. Для государственного регулирования характерна избирательность, отсутствие универсальных мер, приоритет правовых мер. Существует жесткая регламентация агентских социально-трудовых отношений по следующим направлениям: условия функционирования агентств (лицензирование, сертификация) — гарантии занятостиперечень профессийсроки заключения договоровзаработная платаохрана труда- «включенность» работников в коллективно-договорное регулирование и др. В России же формальные институты рынка труда, такие, как стандарты защиты занятости, профсоюзы, страхование, социальное партнерство и другие, в настоящее время не охватывают сектор агентских социально-трудовых отношений (заемного труда), что ведет к консервации сегментов рынка труда с низкими показателями качества трудовой жизни работников и квазитрудовыми договорами. Пока в России он носит полулегальный характер, не регулируется Трудовым кодексом.

В России только принят законопроект о дистанционной занятостипока отсутствует законодательное регулирование дистанционного труда, е-лансане разработаны методы государственного стимулирования работодателей к применению формата дистанционного трудаработодатели не готовы широко использовать новую форму взаимоотношений с работникомне существует эффективной системы контроля за оформлением трудовых отношений между работниками и работодателями и стандартизацией их оформленияпреобладают «серые» схемы найма работниковгарантии в области оплаты труда и защищенности прав работников низкие.

Проведенное исследование показало, что негативные эффекты развития инновационных форм социально-трудовых отношений для их субъектов связаны с недостаточным воздействием государства на развитие сферы дистанционного и заемного труда (фрагментарность мерпреобладание рыночных механизмов саморегулированияуглубление асимметрии положения субъектовнеразвитость правовых рычагов, недооценка экономических мер и др.).

Обобщая проблемы регулирования новых форм социально-трудовых отношений в России, автор делает следующие выводы:

Во-первых, постоянно меняющиеся социально-трудовые отношения требуют от Российской системы социально-трудовых отношений адаптации к современным изменениям, предполагают необходимость структурных перемен в постановке целей, способах и методах взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений, новым видам законодательного регулирования.

Во-вторых, система регулирования экономики и ее центральной подсистемы «социально-трудовых отношений» должна быть адекватна избранному типу развития.

В-третьих, государственное регулирование инновационных форм социально-трудовых отношений представляет собой, с одной стороны, результат множества взаимодействий между субъектом и объектами регулирования, с другой стороны, постоянный процесс воздействия и коррекции поведения субъектов этих отношений.

В-четвертых, решение проблем регулирования данных форм трудовых отношений предполагает изменение привычной парадигмы (связанной с регулированием стандартных форм трудовых отношений), разработку новых принципов и мер регулирования на основе усвоения и практического применения имеющегося зарубежного опыта. При этом приоритетом при выборе форм и методов регулирования должно стать обеспечение баланса условий достойного труда наемных работников и интересов современного бизнеса и общества.

Отрицание, «недорегулирование» или запрет уже получивших распространение во всем мире и в российской практике новых форм социально-трудовых отношений не может являться эффективным решением проблем. В исследовании под регулированием инновационных форм социально-трудовых отношений понимается воздействие субъекта регулирования на масштабы, структуру и динамику развития данных форм в целях обеспечения их упорядоченности, сбалансированности интересов бизнеса и наемных работников и повышения качества трудовой жизни, максимизации позитивных эффектов и минимизации негативных.

В процессе исследования был сформирован механизм регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений (включающий: уточненную цель регулированияуровни, субъекты, принципы и предметы регулированияинституционально-организационную, социально-экономическую, информационно-аналитическую составляющиеновые инструменты регулирования), интегрированный в систему регулирования социально-трудовых отношений в целом и позволяющий максимизировать положительные эффекты от развития новых форм социально-трудовых отношений и сократить риски их субъектов. Выделены следующие основные принципы регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений: научноститочной постановки приоритетовсогласованности стратегических и тактических мер регулированияэкономичностиоткрытости регулированиягибкости регулированияинформационной достаточностиселективности мер воздействияобеспечения защищенности.

В работе показана необходимость и предложены конкретные меры по совершенствованию каждой из составляющих механизма регулирования данного явления (институционально-организационной, информационно-аналитической, социально-экономической). При этом подчеркивается необходимость обеспечения согласованности и эффективности взаимодействий институтов регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений, ответственности работодателя в рамках новых форм трудовых отношений, их контроля и др.

На основе исследования предложены стратегические направления регулирования данных форм социально-трудовых отношений: 1) создание эффективной системы инфорсмента инновационных трудовых контрактов- 2) повышение гибкости регулирования- 3) обеспечение селективности мер регулирования (создание специфических механизмов реализации мер регулирования для различных категорий работников и сегментов рынков труда) — 4) разработка методологии мониторинга, учета и прогнозирования развития новых форм социально-трудовых отношений- 5) развитие договорного регулирования, социального партнерства в секторе заемного и дистанционного труда и др.

Конкретные рекомендации по регулированию дистанционных и агентских социально-трудовых отношений в России рассмотрены в рамках организационного, экономического и правового блоков.

Выделены следующие направления совершенствования работы в данной сфере: 1. Дальнейшее развитие теоретической базы регулирования новых форм социально-трудовых отношений в современной экономике. 2. Создание новых институтов и организаций, регулирующих новые формы социально-трудовых отношений. 3. Разработка эффективной системы взаимодействий между управляющими субъектами, институтами регулирования. 4. Разработка и реализация эффективной системы мониторинга регулирования новых форм социально-трудовых отношений. 5. Разработка и реализация Программ достойного труда для работников, включенных в дистанционные и агентские трудовые отношения и др.

Оценка эффективности регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений предполагает определение критериев оценки эффективности регулирования новых форм занятости и конкретных показателейразработку процедур расчета интегрального показателя.

В диссертации доказано, что на уровне субъектов РФ целесообразно сформировать новую институциональную структуру — «Экспертные советы по развитию новых форм занятости», которые будут включать представителей профсоюзов, государства, бизнеса и ученых и заниматься решением различных вопросов регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений.

Предложенные направления по совершенствованию регулирования инновационных форм социально-трудовых отношений и сформированные конкретные рекомендации помогут в решении задачи государственного регулирования новых форм социально-трудовых отношений и обеспечения достойного труда и баланса интересов их субъектов.

К"' ч.

Л,, 1 «'(' 1,1.1 1,4 1 >,.

I 1-, к'' Ч '!' I я.

V Ь. и дк,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (в ред. Федерального конституционного закона № 5-ФКЗ от 21 июля 2008): офиц. текст.- М.: ОСЬ-89, 2001.-48 с.
  2. Конвенция Международной Организации Труда № 181 «О частных агентствах занятости» // Генеральная Конференция Международной Организации Труда. Женева, 19 июня 1997.
  3. Конвенция Международной Организации Труда № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» // Генеральная Конференция Международной Организации Труда. Женева, 7 июня 1978.
  4. Гражданский кодекс РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gk-rf.ru/statia779, свободный.
  5. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Статья 15. -М.: Издательство «Омега-JI», 2008. С. 15.
  6. , Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества.- М.: «Мысль», 1973. -286с.
  7. , Н.М. Инновационный менеджмент / Н. М. Авсянников: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 12.
  8. , A.A. Социальное партнерство как фактор стабилизации /A.A. Андреев // Человек и труд.- 2006.- № 7.- С.77−80
  9. , Л.Н. Агентская занятость как объективная реальность российского рынка труда / Л. Н. Андрукович // Социально-трудовые исследования.- Выпуск 22.- С. 16−20.
  10. A.B. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Полиздат, 1971. 382 с.
  11. Антология экономической классики. В. Петти, А. Смит, Д.Рикардо.: В 2 т. М.: «ЭКОНОВ, КЛЮЧ», 1993 — .Т.1:. — 475 с.
  12. , Е. В. Гибкость рынка труда: опыт макроэкономической оценки / Е. В. Балацкий // Мировая экономика и международные отношения. -1998.-№ 2.- С. 83.
  13. , В.А. Инновация как экономическая категория//Инновации № 2, 2008, с. 21.
  14. Ф.Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия «инновация» и его классификация // Инновации. 1998. — № 2, 3. — С. 4.
  15. , Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. Беккер. М.: ГУ ВШЭ, 2003. -672с.
  16. В.Н., Белкина H.A. Экономическая теория труда/ Отв. Ред. А. И. Татаркин. М., 2007. С. 127.
  17. , М. Г. Отношения работника и работодателя: институциональный подход / М. Г. Беляева. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006, 15п.л.
  18. Т.В., Русановский В. А. Экономическая политика, структура занятости и безработица в российских регионах. М.: РПЭИ, 2002. — 46с.
  19. , С. Динамика трудовых отношений и социального партнерства в странах ЕС / С. Большаков, А. Григорьев // Человек и труд. -2007.-№ 1. С. 67.
  20. , Дж. Новые формы занятости и информационные технологии / Дж. Браччи // Вопросы экономики. 1998. -№ 2. — С. 153−158
  21. В России хотят узаконить фриланс и дистанционный труд. Электронный ресурс. Режим доступа: http://russkie.org/index.php?module=fullitem&id=:22 619, свободный.
  22. , Е.Я. Гибкость занятости: зарубежный опыт и российская практика / Е. Я. Варшавская.- ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».- Кемерово, 2009.- С. 45.
  23. Т. Теория праздного класса. / Т. Веблен. М.: Прогресс, 1984. — 376с.
  24. , П. Социальные новации от инновации / П. Веселов // Социальное партнерство.- 2005.- № 3.- С. 37.
  25. , Э. Д. Постиндустриальные модели труда: социоорганизационный прогресс на рубеже XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 3. — С.56−65.
  26. , Н. Т. Инфорсмент трудового законодательства в России: динамика, охват, региональная дифференциация. Препринт -WP3/2007/02 / Н. Т. Вишневская, Р. И. Капелюшников. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 80с.
  27. , Н. Т. Новая стратегия занятости в странах ОЭСР / Н. Т. Вишневская //Труд за рубежом. 2007. — № 2. — с. 3−23.
  28. В. П. Сен-Симон и сен-симонизм. М.: 1961. — 170 с.
  29. , Н. А. Усиление социальной направленности экономики России / Н. А. Волгин. М.: Изд-во РАГС, 1998.
  30. , М. М. Государственная политика занятости в условиях глобализации / М. М. Вышегородцев. М.: Диалог-МГУ- МАКС-пресс, 2003.- 348с.
  31. , Н. Д. Повышение гибкости актуальная проблема современного рынка труда / Н. Д. Гаузнер // Мировая экономика и международные отношения. — 1991. -№ 10. — С. 32−33.
  32. , Б.М. Экономика и социология труда / Б. М. Генкин.- М.: Норма, 2007.- С.343
  33. , В. Е. Временная занятость в России: данные, уровень, динамика, распространенность. // Экономический журнал ВШЭ, 2004. Т. 8. № 2. С. 232.
  34. , В.Е. «Неформалы» в российской экономике: сколько их и кто они?: Препринт WP3 «Проблемы рынка труда» 06/2011 / В. Е. Гимпельсон, A.A. Зудина. ГУ ВШЭ, -60 с.
  35. , М.В. Виртуализация социально-трудовых отношений в современной экономике. Дис. канд. экон. наук. / М. В. Голубниченко. Саратов, 2007. — С.ЗЗ.
  36. B.C., Демидова С. Е., Иванов С. Ю., Наумов В. И., Санатулов Ш. З., Суриков А. И. ФНПР в российском обществе: мнения, суждения, оценки. -М., 2011.-С. 47−104.
  37. , Н. Экономика трудовых ресурсов / Н. Горелов. М.: Высшая школа, 1989. -207с.
  38. , Е. Персонал на время / Е. Горохова // Справочник по управлению персоналом. 2006. — № 3. — С. 101.
  39. , Ж. Гибкость не обязательно равнозначна незащищенности / Ж. Гофф // Отечественные записки. 2007. — № 4. — С. 141.
  40. , Н. Концепция социального государства: перспективы реализации / Н. Гриценко // Социальное партнерство.- 2006.- № 3.- С.23−26
  41. , A.B. Аутсорсинг в Европе и его перспективы в России / A.B. Гутник // Социально-трудовые исследования.- Выпуск 22.- С.54−57.
  42. Е. Ананьева. Фрилансер в законе и вне. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www.rabota.ru/soiskatelj am/rights/frilanservzakoneivne.html, свободный. (Дата обращения: 12.09.2011).
  43. , JI. А. Управление трудом / JL А. Еловиков.- Омск, 1988.1. С. 4.
  44. , Н. И. Экономика труда и социально-трудовые отношения / JL А. Есинова Издательство: Кондор, 2003.- С. 81.
  45. A.C. Достойный труд как новое измерение качества трудовой жизни: региональный аспект/ JL В. Санкова, Е. А. Павлова, А. С. Есипов // Каспийский регион: политика, экономика, культура.- 2012.- № 1(30)., с.105−110
  46. , Е.Ю. Анализ возможностей законодательного урегулирования в России привлечения заемного труда, с учетом современного трудового законодательства // Проект «Трудовое законодательство и арбитраж» /
  47. Е.Ю. Забрамная. ЕС: ТАСИС, 2003. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.hro.ru, свободный.
  48. Заемный труд в России могут запретить. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/5917, свободный.
  49. , С. А. Занятость в Интернет: нетипичные свойства и новые подходы к изучению / С. А. Заиченко // Экономическая социология. -2002. -Том 3.-№ 5. С.93−98.
  50. , Б.Г. Роль МОТ в социальных преобразования постсоветской России / Б. Збышко // Социальное партнерство.- 2008.- № 10.- С.41−43.
  51. , Б.Г. Формирование и регулирование социально-трудовых отношений в России: международный и национальный аспекты, дис. докт. экон. наук. / Б. Г. Збышко. М., 2004. — С. 158.
  52. , Б.Г. Использование современных механизмов в регулировании социально-трудовых отношений в Российской Федерации / Б. Г. Збышко // Труд и социальные отношения. 2013. № 3. С. 15−23
  53. , Н. С. Социальные льготы в системе воспроизводства человеческих ресурсов / Н. С. Землянухина. Саратов: Науч. кн., 2004. — 172 с.
  54. С.Г. Системный подход к исследованию трудовых отношений // Вестник Омского университета. Серия Экономика. 2003. № 3.-С.13−15.
  55. , Е. Заемный труд в России: узаконить нельзя запретить? Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.audit-it.ru/articles/personnel/al 10/323 705.html, свободный.
  56. , Т. Непостоянная занятость: тенденции развития / Т. Карабчук // Человек и труд. 2008. — № 5.- С. 29.
  57. , М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.- 608с.
  58. , О. Новый Трудовой кодекс: шаг вперед, два шага назад? / О. Кириченко, П. Кудюкин // Какой рынок труда нужен российской экономике? Перспективы реформирования трудовых отношений. М.: ОГИ, 2003.- С.57−60.
  59. , И. Я. Современные тенденции правового регулирования нестандартных форм занятости в странах Запада / И. Я. Киселев // Труд за рубежом. -2003.-№ 1.-С.113−127.
  60. , В.Н. Социальное партнерство как фактор стабильного состояния и развития российского общества / В. Н. Киселев, Т. Н. Чечина, Б. Г. Збышко // Труд и социальные отношения. 2012.№ 5. С.60−66
  61. , И.М. Заемный труд: социальные аспекты /И.М. Козина // Социологические исследования.- 2008.- № 11, С. 3−9.
  62. , И.М. Труд по лизингу / И. М. Козина // Социально-трудовые исследования.- Выпуск 22.- С.65−70.
  63. И.Д., Колмакова И. Н., Микрюкова A.C. Сравнение эффективности регулирования социально-трудовых отношений 9 на примере Уральского округа) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009.№ 9 (147). Экономика. Выпуск 20. С. 12−18.
  64. , В. Правовое регулирование заемного труда // Корпоративный юрист. -2007. -№ 6.- С. 36.
  65. , Р.П. Дистанционная занятость в России / Р. П. Колосова, Т. Н. Василюк, М. В. Артамонова, М. В. Луданик. М.: Экономический факультет МГУ, ТРИО, 2006 г.- 111с.
  66. , Р.П. Экономика персонала. / Р. П. Колосова, Т. Н. Василюк, М. В. Артамонова, М. В. Луданик. Учебник. — М., 2009.- С. 66.
  67. Р.П. Формы занятости населения в инновационной экономике: учеб. Пособие / Р. П. Колосова, Т. О. Разумова, М. В. Луданик. М.: Макс Пресс, 2008.
  68. , Л.А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики.- М.: «Экономика», 1998. 416с.
  69. , Д. О заемном труде и странных налоговых схемах. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/blogs/dkofanov/1731, свободный. (Дата обращения: 21.03.2012)
  70. , А.Н. Международная организация труда и ее деятельность в условиях глобализации / А. Н. Крестьянинов // Труд и социальные отношения. 2012.№ 3. С.23−40
  71. , Я.В. Правовое регулирование заемного труда: международно-правовой, сравнительный и национальные аспекты. Дис. .канд. юрид. наук /Я.В. Кривой.- Москва, 2006. 163с.
  72. П. Аутсорсинг НЯ-процессов в текущих экономических условиях. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.amr.ru/upload/iblock/be3/Kuvaev%20Pavel27.!0.10.pdf, свободный.
  73. , М. В. Субъекты и механизмы защиты прав работника / М. В. Курбатова, О. В. Лапицкая // Человек и труд. 2006. — № 7.- С. 63.
  74. К.Э. Экономический механизм регулирования социально-трудовых отношений. Дисс. докт. экон. наук. Москва., 2003.С.47.
  75. М.В. Дистанционная занятость на российском рынке труда: формирование, развитие и механизмы регулирования: дис. кандидата экономических наук / М. В. Луданик. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. — М., 2006. — 219 с.
  76. , В. Заемный труд / В. Лукьянов // Работа и зарплата. 20 061.
  77. , М., Лушников, А. Заемный труд: исторический опыт и перспективы правового регулирования. // Человек и труд. 2004. — № 7. — С. 85.
  78. , А. Неустойчивая занятость и ее последствия для работников / А. Ляпин, Г. Нойнхеффер, Л. Шершукова, П. Бизюков. -М.: Центр социально-трудовых прав, 2007, — 48с.
  79. , А. Л. Экономика труда / А. Л. Мазин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 574с.
  80. В. З. Гасиев П.Е. Формирование региональной инвестиционной политики в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2000. № 11, С. 13.
  81. , В. Рынок рабочей силы в условиях перехода к экономике инноваций / В. Макаров // Человек и труд. 2006. — № 5. — С.49−50.
  82. , М. Заемный труд разрешат не всем. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/career/news/l 532 176/zaemnyjtrudreshenorazreshit, свободный.
  83. , Е.Л. Вопросы труда в СССР. М.: Наука, 1980. — 216 с.
  84. , И. Г. Ж. Б. Сэй: Его жизнь, деятельность и учение. М.- Л.: Московский рабочий, 1929. — 189 с.
  85. , К. Сочинения (2 издание) т. 24. / К. Маркс, Ф. Энгельс.- М., 1961- С. 657.
  86. , А. Принципы экономической науки. В 3-х томах. /А. Маршалл. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс». 1993.-19,5 п.л.
  87. , Д.А. Вступительное слово на заседании Совета по развитию информационного общества в России, 12 февраля 2009 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.komitet5.km.duma.gov.ru/site.xp/51 054 054.html, свободный.
  88. , П. М. Экономическая реформа и управление трудом / П. М. Миронов. Свердловск, 1990. С. 79.
  89. , О. В. Социально-трудовые отношения: традиции и формирование современной модели / О. В. Мраморнова. Саратов: СГТУ, 2005 -. Ч. 2: Трансформации советского периода. — 2005. — 123 с.
  90. , О. В. Социально-трудовые отношения: традиции и формирование современной модели / О. В. Мраморнова. Саратов: СГТУ, 2005 -. Ч. 3: Формирование современной модели. — 2008. — 256 с.
  91. Н. Ю. Журавлева. Инновация как экономическая категория.// Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2006. Вып. 4. С. 137.
  92. Нестандартная занятость в российской экономике / под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.- 400с.
  93. , Ю.И. Регулирование социально-трудовых отношений и направления его совершенствования. Дис. канд. экон. наук./ Ю. И. Никулин.-Белгород, — 2008, — С.49−50.
  94. Д. Институты. Институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. М.: Начала, 1997.С.73
  95. , А. Заемный труд: особенности организации и возможности правового регулирования//Хозяйство и право. 2004, № 9, С. 23.
  96. , Ю. Г. О современных проблемах российского рынка труда / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко // Вестник Воронежского государственного университета. 2004. — № 2. — С. 139−142.
  97. , Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма / Ю. М. Осипов. М.: Изд-во МГУ, 1994, с. 60−61.
  98. , Ю.М. Экономика труда / Ю. М. Остапенко./ Учеб. пособие. — 2-е изд., М.: ИНФРА-М, 2007. С. 195.
  99. , С. И. «Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое конструирование»: авт. дис. док. тех. наук / С. И. Паринов-Новосибирск, 2000 г.
  100. Перечень Конвенций МОТ, действующих в Российской Федерации на 30 января 2009 года // Законодательство и экономика.- 2009.- № 3.- С.46
  101. Пинк Дэниел. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки / Дэниел Пинк. М.: Издательский дом «Секрет фирмы», 2005. 327с.
  102. В. О работе РТК в регулировании социально-трудовых отношений в январе 2008 / В. Понизов // Человек и труд.- 2008.-№ 3.- С.26−27
  103. , А. Действующий Трудовой кодекс устарел. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ohranatruda.ru/news/898/146 338/, свободный.
  104. Президент России обеспокоен работой фрилансеров Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.naim.ru/nodes/npe3HfleHT-PoccHH-o6ecnoKoeH-работой-фрилансеров944.Ы:т1, свободный.
  105. Профсоюзы сегодня. Профсоюзная конференция дала старт кампании против заемного труда. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.unionstoday.ru/news/ktr/2011/12/22/15 823/print, свободный.
  106. , Б.А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, JI. U1. Лозовский., Е. Б. Стародубцева 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006, —495 с.
  107. Г. Я. Социально-трудовые отношения (общая теория и проблемы становления их демократического регулирования в современной России). Дисс. докт. экон. наук. М., 2003 .С.41−42.
  108. , Б. В. Стратегия и тактика перестройки / Б. В. Ракитский, Г. Я. Ракитская- Отв. ред. Т.И. Заславская- Акад. наук СССР. Сов. социолог, ассоциация. М.: Наука, 1990. — 127 с.
  109. , Н. В. Проблемы справедливости трудовых отношений в ТК Российской Федерации / Н. В. Родионова // Закон и право.- 2004.- № 2.- С.45−49
  110. , В. Д. Барометр социального партнерства / В. Д. Роик // Социальное партнерство.- 2009.- № 3.- С.20−26
  111. Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. М.: Росстат, 2009. и) ' «Mi"'//- *
  112. , С. Ю. Экономика труда (экономическая теория труда) /С. Ю. Рощин, Т. О. Разумова. М.: ИНФРА-М, 2000.
  113. A.A. Россия и индекс человеческого развития // Мир России. 2000. Т. 9. № 3. С. 146−152.
  114. Е.С. «Некоторые тенденции изменения характера социально-трудовых отношений в современных условиях». Социально-трудовые исследования/ Выпуск XXII/Ред. кол: Андрукович JI.H., Веденеева В. Т., и др.-М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 31.
  115. , Л. В. Паттерны занятости в современной экономике / Л. В. Санкова- М-во образования и науки РФ, Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов: СГТУ, 2004. — 228 с.
  116. , Л.В. Занятость инновационного типа: теоретико-методологические координаты исследования: монография /Л.В. Санкова.-Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. С.16−17.
  117. . Инновация как средство экономического развития / Пер. с венг. с изм. и доп. авт. М.: Прогресс, 1990.С.24.
  118. Сбережение народа: научное издание / Рос. акад. наук, Ин-т соц.-экономич. пробл. народонаселения- Ред. Н. М. Римашевская. М.: Наука, 2007. -326 с
  119. М. Государство усложняет аренду персонала. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20 110 210/332768860.html. (Дата обращения: 23.07.2011.)
  120. Сен-Симон, А. Катехизис промышленников- Катехизис промышленников или система позитивной политики. / А. Сен-Симон, О. Конт. Пер. с фр. М.: «Либроком», 2011 г.- 176 с.
  121. , Л. А. Телеработа, или занятость по-американски/ Л. А. Ска-витин // Управление персоналом. 2004. -№ 21.
  122. Л.И., Скоркина В. А. Агентская занятость: факторы спроса со стороны предприятий: Препринт WP15/2009/08. М.: Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2009. — 44 с.
  123. , JI. И. Нестандартные трудовые договора: опыт использования предприятиями: препринт WP15/2010/03 / Л. И. Смирных- Гос. унт Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. -40с.
  124. , Л. И. Нестандартные трудовые договоры: рост занятости или снижение заработной платы?: Препринт WP15/2011/03 / Л. И. Смирных- Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — сб.
  125. , Л.И. Заемный труд: экономическая теория, опыт стран ЕС и России / М.: РЕЦЭП, 2005 г.- с. 5.
  126. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. 960 с.
  127. Э.Н. Государство, бизнес и профсоюзы в регулировании трудовых отношений // Сер.: Научные доклады ИЭ РАН. М.: ИЭ РАН, 2010. -2,5 п.л.
  128. , А. А. Новые формы труда в современной экономике / А. А. Соболевская, А. К. Попов // Труд за рубежом. 2007. № 3.
  129. Советское трудовое право. М., 1980, с. 8.
  130. Современные проблемы экономики России: моногр. / И. Е. Крысина, С. Г. Землянухина, Н. С. Землянухина — ред. И. Е. Крысина, В. Л. Сиднина, А. В. Шишкин. Саратов: ФГОУ ВПО Сарат. ГАУ, 2003. — 252 с.
  131. Ю. Фрилансер вольный охотник // Ю. Стоногина / «Деловая Хроника». Электронный ресурс. Режим доступа: http:^usiness.rin.ni/cgi-bin/search.pl?action=view&num=342 184&razdel=9&w=0, свободный.
  132. С. Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982.470с.
  133. В.В. Регулирование социально-трудовых отношений на муниципальном уровне, дис. .докт. экон. наук/ В. В. Суворова. Саратов, 2005.С.109−110.
  134. , Б. Управление научно-техническими нововведениями / Сокр. пер. с англ. Авт. предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989.
  135. Труд и занятость в России. 2009: стат. сб. / Федер. служба гос. статистики. М.: Росстат, 2009.
  136. P.A. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. -5-е изд. СПб.: Питер, 2005. — С. 15.
  137. A.A. Минимальная зарплата как социальная гарантия и элемент системы оплаты труда / A.A. Федченко // Человек и труд.-2001.- № 9.-С.59−61
  138. , A.A. Оплата труда и доходы работников. Учебное пособие / A.A. Федченко, Ю. Г. Одегов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. — 552с.
  139. , A.A., Волкова, Л.П., Колесникова, O.A. Перспективы социального развития региона: потенциал и механизм социального партнерства /A.A. Федченко, Л. П. Волкова, O.A. Колесникова Воронеж: ИПЦ Воронеж, гос. ун-та, 2007. — 323с.
  140. Ш. Избр. соч. В 3-х т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951−1954.
  141. , Дж. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ//Пер. с англ. М., 2002.- С. 40.
  142. , М.Г. Нестандартная занятость на международном рынке труда / М. Г. Хохлова // Социально-трудовые исследования.- Выпуск 22.- С.43−50.
  143. , А. Беспризорники: зачем компании используют надомный труд // Ведомости. 2003. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ancor.ru/labourmarket/article/?iArticleID=40, свободный.
  144. , А. В. Самозанятость в информационной экономике: основные понятия и типы / А. В. Шевчук // Экономическая социология. 2008. -Т.9.-№ 1.
  145. , И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.1. С. 7.
  146. Экономика труда и социально-трудовые отношения.//Под. Ред. Меликьяна Г. Г., Колосовой Р. П. Изд-во МГУ, 1996 г.
  147. Экономика труда: социально-трудовые отношения / под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Экзамен, 2003.С.250.
  148. Экономическая теория: Учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Т. В.- М.: Экзамен, 2005.- 562с.
  149. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в 4 томах), т. 4. М.: Советская Энциклопедия, 1980. 672 с.
  150. Р.Дж., Смит P.C. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  151. Ф. Эпоха инноваций: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2002. С. 5.
  152. Е.В. Развитие социально-трудовых отношений в экономике знаний: монография. /Е.В. Янченко.- Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2010.-С.53
  153. A clouded future. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.economist.eom/node/l 6 116 919, свободный.
  154. Atkinson, J. Flexibility or fragmentation? The United Kingdom labour market in the eighties / J. Atkinson // Labour and Society. 1987. — Vol. 12, № 1.
  155. Barbash, Jack. John R. Commons: Pioneer of Labor Economics Monthly Labor Review. 1989. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bls.gov/opub/mlr/1989/05/art4full.r>df, свободный.
  156. Bates P, Huws U. Report 388, Institute for Employment Studies, July 2002. Modelling eWork in Europe.
  157. Berle A. A., Means Gardiner C. The Modern Corporation and Private Property. New York, 1932.
  158. Benchop A. Telework in the Netherlands. University of Amsterdams. Conniementing Teledock Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.teledock.nl/esf/CountryReport Netherlandspdfnew. pdf, свободный.
  159. Budd J.W. Labour relations: Striking a Balance, 3rd ed. Boston, McGraw-Hill Companies, Incorporated, 2009, 608p.
  160. Clarke, S. New Forms of Employment and Household Survival Strategies in Russia / S. Clarke // 1S1TO/CCLS, 1999.
  161. Commons D. History of Labour in the United States, v. 1−4. N. Y. 19 181 935.
  162. Estimates, models and forecasts from the EMERGENCE project. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.employment-studies.co.uk/pubs/summary.php?id=388, свободный.
  163. Executives in Japan find salvation in Teleworking Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mgovworld.org/topstory/executives-in-iapan-findsalvation-in-teleworking. свободный. Дата обращения: 12.05.2012.
  164. Green G.D. Industrial relations. Text and Case Studies. London, 1994
  165. Gareis K. and Kordey N. «The spread of telework in 2005"/ Empirica, GmbH Электронный ресурс. Режим доступа: http://ecatt.com/news/madrid paperCfinalVpdf. свободный. Дата обращения: 12.05.2012.
  166. Huws U.: The new homeworkers: New technology and the changing location of white-collar work.-London, Low Pay Unit, 1984. No.28.
  167. Kaufman B.E., Hotchkiss J.L. The economics of labor markets. Southwestern, Div of Thomson Learning, 2005.
  168. Kelly M.M.: «The work-at-home revolution», in The Futurist (Bethesda), Vol. 22, No. 6, Nov.-Dec. 1988.
  169. Mayo E., The social problems of an industrial civilization, Boston, 1945.150 p.
  170. Milner J.M., Pinker E.J. Contingent labor contracting under demand and supply uncertainty//Management Science. 2001. 47(8). P. 1046−1062.
  171. Neugart M., Storrie D. The Emergence of Temporary Work Agencies. Oxford Economic Papers. 2006. No.58. P. 137−156.
  172. Nunziata L., Staffolani S. Short-Term Contracts Regulations and Dynamic Labour Demand: Theory and Evidence. Scottish Journal of Political Economy. 2007. No. 54. P.72−104.
  173. Sommerlad N. New rules on equal pay for temps are riddled with loopholes. Электронный ресурс. Режим доступа: http:/Mogs.mirror.co.uk/investigations/2011/09/new-law-on-equal-pay-for-temps.html, свободный. (Дата обращения: 5.11.2011)
  174. OECD Employment Outlook. Paris: OECD, 2002. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.oecd.org/els/employmentpoliciesanddata/17 652 675.pdf, свободный.
  175. OECD Employment Outlook. Paris: OECD, 2004. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.oecd.org/employment/employmentpoliciesanddata/34 851 779.pdf, свободный.
  176. Olson М.Н.: «Telework: Practical experiences and future prospects», in R.E. Kraut (ed.): Technology and transformation of white-collar work (Hillsdale, New Jersey, Lawrence Erlbaum, 1987).
  177. Rosen S. Implicit Contracts / S. Rosen: A Survey Papers, 1985- Bosworth D. The Economics of the Labor Market / D. Bosworth, P. Dawkins, Th. Stromback. -Longman, 1996.
  178. Smith J.C. Labour Market Institutions in Europe. N.Y.: Sharpe, 1994.
  179. Spermann A. The New Role of Temporary Agency Work in Germany. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ftp.iza.org/dp6180.pdf, свободный. (Дата обращения: 21.10.11.)
  180. Telework 2011. A World at Work Special Report. 10 pages.. Электронный ресурс. Режим доступа: :http://www.worldatwork.org/waw/adirnLink?id=53 034, свободный.
  181. The agency work industry around the world. 2010. Economic Report of CIETT. 84pages. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ciett.org/fileadmin/templates/ciett/docs/Ciett Economic Report 2010. pdf, свободный. (Дата обращения: 20.08.2011).
  182. The price for flexibility the temp worker wage gap in Sweden Электронный ресурс. Режим доступа: — URL: http://www.ed.lu.se/papers/Andersson Joona Wadensio September 2011. pdf, свободный. (Дата обращения: 28.08.2011).
  183. The spread of telework in 2005 Karsten Gareis and Norbert Kordey empirica GmbH ecatt.com/news/madridpaper (fmal).pdf
  184. United Nations Statistical Yearbook 2009 Statistics Division of the Department of Economic and Social Affairs. Электронный ресурс. Режим доступа: http://unstats.un.org/unsd/svb/syb54/SYB54 Final. pdf p. 128, свободный. (Дата обращения: 11.07.2010.).
  185. Уровень безработицы, в % к рабочей силе2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
  186. Австралия 6,0 5,5 5,1 4,9 4,5 4,3 5,7 5,3
  187. Австрия 4,3 5,0 5,2 4,8 4,5 3,9 4,8 4,5
  188. Бельгия 8,2 8,4 8,5 8,3 7,5 7,0 8,0 8,4
  189. Канада 7,7 7,3 6,8 6,4 6,1 6,2 8,4 8,1
  190. Чили 8,7 9,1 8,3 7,9 7,4 8,0 10,0 8,4
  191. Чехия 7,8 8,4 8,0 7,2 5,4 4,4 6,8 7,4
  192. Дания 5,5 5,6 4,9 4,0 3,8 3,4 6,1 7,6
  193. Эстония 10,3 9,9 8Д 6,0 4,8 5,6 14,0 17,2
  194. Финляндия 9,0 8,9 8,4 7,7 6,9 6,4 8,4 8,5
  195. Франция 8,5 8,9 8,9 8,8 8,0 7,4 9,1 9,3
  196. Германия 9,4 10,4 11,3 10,4 8,7 7,6 7,8 7,2
  197. Греция 9,9 10,7 10,0 9,0 8,4 7,8 9,6 12,7
  198. Венгрия 5,9 6,1 7,2 7,5 7,4 7,9 10,1 11,2
  199. Исландия 3,4 3,1 2,7 3,0 2,3 3,0 7,4 7,7
  200. Ирландия 4,7 4,6 4,8 4,7 4,7 5,8 12,2 13,9
  201. Израиль 10,9 10,5 9,2 8,5 7,4 6,2 7,7 6,8
  202. Италия 8,7 8,1 7,8 6,9 6,2 6,8 7,9 8,5
  203. Япония 5,4 4,9 4,6 4,3 4,1 4,2 5,3 5,3
  204. Корея 3,7 3,8 3,9 3,6 3,4 3,3 3,8 3,8
  205. Люксембург 3,7 5,1 4,5 4,7 4,1 5,1 5,2 4,4
  206. Мексика 3,1 3,8 3,6 3,3 3,5 3,6 5,4 5,4
  207. Нидерланды 4,2 5,1 5,3 4,3 3,6 3,0 3,7 4,51. Продолжение таблицы
  208. Польша 20,0 19,3 18,0 14,0 9,7 7,2 8,3 9,7
  209. Португалия 6,6 7,0 8,1 8,1 8,5 8,1 10,0 11,4
  210. Словакия 17,6 18,2 16,2 13,3 11,0 9,6 12,1 14,4
  211. Словения 6,8 6,4 6,7 6,1 5,0 4,5 6,0 7,4
  212. Испания 11,4 11,0 9,2 8,6 8,3 11,4 18,1 20,2
  213. Швеция 5,8 6,6 7,8 7,1 6,2 6,1 8,5 8,5
  214. Швейцария 4,2 4,4 4,5 4,1 3,7 3,4 4,2 4,4
  215. Турция 10,8 11,1 10,9 10,5 10,5 11,2 14,3 12,1
  216. Великобритания 4,9 4,7 4,7 5,4 5,3 5,4 7,8 7,9
  217. США 7,1 7,0 6,8 6,2 5,8 6,1 8,3 8,5
  218. Источник данных: OECD. Emp oyment and La 5оиг Markets: Key Tables, 2011.
  219. Результаты опроса работников по поводу их отношения к дистанционным и агентскимсоциально-трудовым отношениям
  220. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, усложняет ли наличие третьей стороны при заемном труде процесс государственного регулирования трудовых отношений?
  221. Распределение ответов на вопрос: «В чем, на Ваш взгляд, главный недостаток такой формы занятости для наемного работника?»
  222. У Меньшая защищенность трудовыхи социальных прав У Нестабильность занятости
  223. Большой профессиональный риск1. Я Отсутствие отчислений в
  224. Пенсионный фонд РФ ы Более низкий уровень дохода
  225. Распределение ответов на вопрос: «Отметьте, на что должно быть направлено государственное регулирование заемного труда (агентской занятости)?»
  226. Обеспечение соблюдения социальных и трудовых прав наемных работников, но при условии учета интересов работодателей
  227. Государство должно запретить такие формы трудовых отношений как неприемлемые
  228. Регулирование должно быть направлено в первую очередь на защиту прав работников.
  229. Достижение равных условий труда для постоянных работников и «заемных».
  230. Распределение ответов на вопрос: «Если государство должно регулировать заемный и дистанционный труд, то какими методами?»
  231. Распределение ответов на вопрос: «Какие из преимуществ будут наиболее привлекательны для Вас в дистанционном труде и электронной самозанятости (Е-лансе)? Можете отметить несколько вариантов ответа."4%
  232. Сокращение издержек на транспортные расходы до места работы
  233. Рост производительности своего труда благодаря самостоятельному распределению своего времени 1 Самостоятельность работника е организации трудового процесса и выборе путей достижении результата I Возможность иметь больше времени для досуга
  234. Возможность самостоятельно планировать свой доход, повысить доход
  235. Возможность работать на иностранных заказчиков
  236. Распределение ответов на вопрос: «Что будет, на Ваш взгляд, главным недостатком при работе в роли е-лансера?"1. Нестабильность доходов
  237. Отсутствие социального пакета и отчислений в Пенсионный фонд
  238. Риск попасть к ненадежному работодателю
  239. Отсутствие оплачиваемых выходных и отпуска
  240. Распределение ответов на вопрос: «Готовы ли Вы стать дистанционным работником и выполнять свою работу дистанционно (из дома)?»
  241. Да, согласен рискнуть. 'Нет.1. Возможно, когда-нибудь
  242. Да, если буду законодательно защищен
  243. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к инновационным формам социально-трудовых отношений (дистанционный труд, заемный труд), которые получают быстрое распространение в современном мире?"м Положительно в Отрицательно ^ Безразлично
  244. Как Вы считаете, нужны ли новые положения в Трудовом Кодексе и нормативно-правовое обеспечение новых форм социально-трудовых отношений? м Обязательно нужныи Возможно, что-то следует включить.
  245. Оставить все как есть в Затрудняюсь ответить
  246. Результаты опроса работников по поводу их отношения к дистанционным и агентским социально-трудовым отношениям
  247. Распределение ответов на вопрос: «Какие (ое) из преимуществ заемного труда более актуально для Вас как работодателя?»
  248. Возможности быстрого реагирования на изменения м обеспечения количественной гибкости рабочей сипы в соответствии с колебаниями спроса
  249. Возможность сконцентрировать все внимание и ресурсы на профильном бизнесе, а обслуживающие работы отдавать спецнализиру ющпмся на них орган! и лщ гам
  250. Быстрая -замена отсутствующих по тон или иной прнч1 те работников
  251. Снижение налоговой нагрузки, -за счет эконом. п I на страховых взносах, отсутствие социальных и пенсионных отчислений за работника
  252. Снижение риска некачественной работы кадровой службы
  253. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, какой из недостатков временного персонала, будет наиболее серьезным для работодателя?»
  254. Отсутствие законной возможности влиять нп качество работы или дисциплину
  255. Недостаток специфического человеческого кагп пала, часто низкая квалификация персонала
  256. Низкая лояльность персонала к самой организации1. Другое
  257. Распределение ответов на вопрос: «Готовы ли Вы нанимать агентских (временных) работников для выполнения непрофильных для Вашей организации работ?"1. И Да, возможно
  258. Нет, мы рассчитываем на труд постоянных сотрудников1. Ы Затрудняюсь, ответить.
  259. Н Возможность создания гибкой организационной структуры предприятия1. Другое
  260. Распределение ответов на вопрос: «В чем, на Ваш взгляд, главный недостаток использования труда дистанционных работников для работодателя?"§ Hiгзкая лояльность работника
  261. Невозможность постоянного контроля действий работника
  262. Риск потратить время п упустить доход, сделав выбор в пользу ненадежного п неподготовленного специалиста ¦Другое
  263. Распределение ответов на вопрос: «Какими методами государство может стимулировать переход работодателей к практике создания «удаленных» рабочих мест?"я Налоговые льготы
  264. Правовые методы изменения в законе
  265. Пропагандирование преимуществ дистанционных трудовых отношений1. Анкета Добрый день!
  266. Можно легко нанять и уволить работникове) Другое
  267. В чем, на Ваш взгляд, главный недостаток такой формы занятости для наемного работника? а) Меньшая защищенность трудовых и социальных прав-
  268. Ъ) Нестабильность занятости-с) Более низкий уровень дохода-
  269. Большой профессиональный риск-е) Отсутствие отчислений в Пенсионный фонд РФ-0 Другое
  270. Регулирование должно быть направлено в первую очередь на защиту прав работников.1. другое
  271. Что будет, на Ваш взгляд, главным недостатком при работе в роли е-лансера?a) Нестабильность доходовb) Отсутствие социального пакета и отчислений в Пенсионный фондc) Риск попасть к ненадежному работодателю
  272. Отсутствие оплачиваемых выходных и отпуска е) другое
  273. Готовы ли Вы стать дистанционным работником и выполнять свою работу дистанционно (из дома)?a) Да, согласен рискнуть. b) Нет. c) Возможно, когда-нибудь
  274. Да, если буду законодательно защищене) другое
  275. Как Вы считаете, возможны ли в Вашей организации такие формы отношений с работодателем как заемный труд и дистанционные трудовые отношения? a) Да, конечноb) Возможноc) Нет1. Затрудняюсь ответить
  276. Отрасль деятельности (сфера деятельности) Вашего предприятия1. Размер Вашего предприятия• Малое• Среднее• Крупное
  277. БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!1. Анкета
  278. Готовы ли Вы нанимать агентских (временных) работников для выполнения непрофильных для Вашей организации работ? a) Да, возможно. b) Нет, мы рассчитываем на труд постоянных сотрудников, более заинтересованных и мотивированных. c) Затрудняюсь, ответить.
  279. Суть дистанционной работы сводится к следующему: современные телекоммуникационные технологии позволяют работать работнику «не выходя из дома».
  280. Готова ли Ваша организация применять дистанционную форму организации труда? a) Уже применяемb) Да, согласны рискнутьc) Нет, наша специализация не позволяет применять такого рода формы трудовых отношений
  281. Да, только при экономической обоснованности этих действий (увеличение прибыли и роста производительности труда)
Заполнить форму текущей работой