Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управленческие аспекты бухгалтерского учета в высшей школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Финансовые возможности России в настоящее время не удовлетворяют потребности государственной системы образования. Именно поэтому возникает вопрос о дополнительных источниках финансирования и выработки стратегии управления высшими учебными заведениями. С этой точки зрения в диссертации исследованы особенности механизма финансового обеспечения высшей школы и сделан вывод о необходимости… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Финансовые аспекты деятельности вузов в рыночной экономике
    • 1. 1. Сущность и классификация образовательных учреждений в современных условиях
    • 1. 2. Механизм финансового обеспечения высшей школы
    • 1. 3. Источники дополнительного финансирования государственных вузов
  • Глава. ^Совершенствование организации и методики учета в образовательных учреждениях
    • 2. 1. Особенности методики и организации бухгалтерского учета в сфере образования
    • 2. 2. Информационное обеспечение управления высшей школы
    • 2. 3. Учет налогообложения в сфере образования
  • Глава III. Совершенствование калькулирования себестоимости образовательных услуг в высших учебных заведениях
    • 3. 1. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости образовательных услуг
    • 3. 2. Оценка влияния методов калькулирования на формирование себестоимости образовательных услуг в вузах
    • 3. 3. «Директ-кост» в системе учета и анализа образовательных учреждений

Управленческие аспекты бухгалтерского учета в высшей школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В каждую историческую эпоху образование играет особую роль, хотя не вызывает сомнения, что всегда и для любого человеческого общества оно имеет непреходящую ценность. Образование обычно рассматривают с точки зрения интереса личности, необходимости обеспечения исторической преемственности поколений, развития культуры, воспитания гражданина, подготовки кадров и т. д. И только в последнее время роль и значение образования стали рассматриваться с позиции влияния на экономику страны.

Вопрос о необходимости реформирования образования в России широко дискутируется в течение вот уже десяти лет. В том, что реформа необходима, сходятся и аналитики образовательной системы, и руководители органов образования.

Закон Российской Федерации «Об образовании» является основным законом, гарантирующим образовательным учреждениям юридическую и экономическую независимость. На основе данного закона механизм финансирования и хозяйствования образовательных учреждений приобретает иное содержание и форму развития.

В изменившихся социально-экономических условиях предстоит существенно расширить действие экономических отношений в сфере образования (в том числе — рыночных) — обеспечить стабилизацию и укрепление финансового положения учреждений системы образованияподнять эффективность использования средствактивизировать привлечение внебюджетных источников финансирования на нужды образовательных учрежденийпринять необходимые правовые акты для привлечения финансовых средств и материальных ресурсов в сферу образования, для обеспечения многоуровневого и многоканального финансирования, смешанного финансирования образовательных учреждений.

Значение избранной темы определяется также и тем, что немаловажную роль в системе управления высшим образованием имеет постановка учетной работы в сфере образования, так как эта отрасль имеет специфические особенности, и система учета и налогообложения для них иная.

Взаимосвязь между развитием экономики и динамикой высшего образования, а также правильная их оценка имеют значение для выработки стратегии управления высшим образованием.

Вопросами совершенствования российской системы образования занимаются многие современные экономисты (как теоретики, так и практики). Так, вопросы исследования сущности образовательных учреждений и механизма их финансового обеспечения нашли отражение в работах Субботиной К. И., Жильцова В. Н., Зубкова В. А., Воронина А. А., Китаева Н А., Клюева А. И., Романовского М. В., Юдина В. К., Сенащенко B.C., и др. Проблемы совершенствования методики и организации бюджетного учета были подняты в работах Белова А. Н., Воронова Е. П., Дидкова Е. П., Безруких П. С., Кондракова Н. П., Бахрушиной М. А., Ластовецкого В. Е., Карлова Н. В., Земляченко С. В., Абрамовой Н. В. и др.

Сейчас появилась возможность заполнить существующие пробелы в отечественных исследованиях экономики образования, применить новые для них подходы в связи с принятием Закона «Об образовании». Появился ряд исследований, учитывающих весь спектр накопленных в этой области знаний и методов, результаты которых были приняты во внимание в нашей работе.

Объект исследования. Высшие учебные заведения РД и Министерства образования РФ.

Предмет исследования. Методы учета и калькулирования затрат, особенности формирования себестоимости образовательных услуг, построение управленческого учета и информационного обеспечения управления образовательными учреждениями.

Цель исследования. Целью диссертационной работы является изучение особенностей функционирования образовательных учреждений в современных условиях и разработка рекомендаций по совершению системы бухгалтерского образовательных учреждений и калькуляция себестоимости образовательных услуг.

В соответствии с вышеизложенной целью в диссертации поставлены следующие основные задачи:

— уточнить экономическую природу высшего образования и дать классификацию вузовисследовать особенности механизма финансового обеспечения высшей школы в современных условиях и уточнить роль в нем доходов от предпринимательской деятельности;

— разработать классификацию источников дополнительного финансирования государственных вузов и на этой основе исследовать возможности совершенствования организации бухгалтерского учета в сфере образования;

— систематизировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений в системе управления образовательных учреждений;

— на основе исследования взаимосвязи организации бухгалтерского учета высшей школы и существующей системы налогообложения, разработать рекомендации по усилению налоговых аспектов учета;

— обосновать рекомендации по совершенствованию методики учета затрат и калькулирования себестоимости образовательных услуг;

— обосновать необходимость и возможность применения в образовательных учреждениях системы «директ-кост» как основы организации управленческого учета и аналитического процесса.

Методика и методология исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов в области механизма финансирования и организации бухгалтерского учета в высшей школе, законодательные акты Российской Федерации, инструктивные и методологические материалы правительственных органов в отношении бюджетных организаций.

В процессе исследования использовались общенаучные методы познания, диалектический, системный и комплексный подход, исторические и логические методы, метод научной абстракции, анализ, синтез и ряд других.

Положение и выводы диссертации опираются на использовании методов статистического и экономического анализа, прогнозирования, количественного и качественного изучения реальных объектов.

Эмпирической и информационной базой исследования явились фактические статистические данные Государственного комитета по статистике Республики Дагестан, Министерства образования РФ, материалы обследования постановки бухгалтерского учета в вузах и данные статистической и финансовой отчетности Дагестанского государственного университета.

Научная новизна работы состоит в решении задач по совершенствованию механизма финансирования и методики бухгалтерского учета в высшей школе. Наиболее существенные научные результаты, выносимые на защиту, состоят в следующем:

— разработана классификация высших учебных заведений, отражающая экономическую природу современной системы высшего образования;

— исследованы особенности современного механизма финансового обеспечения высшей школы и уточнена роль доходов от предпринимательской деятельности bvjob.

— разработана классификация направлений и видов внебюджетной деятельности государственных вузов;

— обоснована необходимость расширения возможностей предпринимательской деятельности государственных вузов;

— разработаны основные направления совершенствования методики и организации бухгалтерского учета в образовательных учреждениях;

— систематизирована учетная информация, необходимая для принятия управленческих решений в образовательных учреждениях;

— уточнен план счетов в бюджетных организациях с учетом специфики деятельности образовательных учреждений;

— обоснована необходимость начисления амортизации по объектам, созданным за счет доходов от предпринимательской деятельности вузов;

— обоснована необходимость применения в образовательных учреждениях системы «директ-кост» с целью усиления информационных возможностей управленческого учета и экономического анализа.

Практическая значимость работы состоит в том, что реализация рекомендаций и предложений по совершенствованию системы и методики бюджетного учета позволит поднять на более качественный уровень процесс управления образовательными учреждениями.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, и списка литературы. Общий объем работы 182 страницытаблиц — 27, схем -10.

Заключение

.

Переход к новым экономическим отношениям в России не мог не коснуться такой важнейшей отрасли как система высшего образования. И в большей степени влияние рыночной экономики сказалось на положении бюджетных учреждений образовательной системы, которые попали в тяжелые материальные и финансовые условия.

Финансовые возможности России в настоящее время не удовлетворяют потребности государственной системы образования. Именно поэтому возникает вопрос о дополнительных источниках финансирования и выработки стратегии управления высшими учебными заведениями. С этой точки зрения в диссертации исследованы особенности механизма финансового обеспечения высшей школы и сделан вывод о необходимости совершенствования организации и методики бухгалтерского учета в сфере образования, а также методики калькулирования себестоимости образовательных услуг.

По результатам исследований, проведенных в диссертационной работе, определим основные пути совершенствования организации и методики бухгалтерского учета и калькулирования себестоимости образовательных услуг заключаются в следующем:

1. При существующей вариантной системе образования в стране и при большом количестве различных видов образовательных учреждений решение вопроса о создании различного рода образовательных учреждений должно приниматься при наличии необходимых условий, а именно соответствующей материальной базы, финансовых ресурсов, наличии подготовленных кадров и учебных программ. При этом необходимо учитывать критерии, определяющие возможности отнесения образовательных учреждений к определенному виду учебного заведения (университет, академия, институт). В связи с этим высшие образовательные учреждения можно классифицировать по следующим признакам: по видампо организационно-правовым формампо категориямпо уровням подготовки.

2. Каждому периоду становления рыночных отношений присущи специфические методы финансирования высшей школы. Модели бюджетного финансирования меняют свою форму в зависимости от периода экономического развития. Современному этапу, на наш взгляд, соответствует такая модель финансирования высшей школы, когда традиционное сметно-бюджетное финансирование дополняется нормативным, так как для полного перехода на нормативное финансирование нет соответствующих экономических условий.

3. Решение проблем финансирования образования предполагает совершенствование принципов, методов и способов финансирования системы образования. Так, основными принципами бюджетного финансирования российских вузов в настоящее время, с нашей точки зрения, должны быть:

— предоставление государством средств на безвозвратной основе;

— получение средств образовательными учреждениями по мере фактического выполнения заданий плана;

— строго целевое использование бюджетных средств;

— принцип финансового обеспечения;

— принцип эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств;

— принцип прозрачности и подконтрольности использования средств.

4. Привлечение дополнительных источников финансирования на цели образования основано на разных уровнях собственности образовательных учреждений, что предопределяет, по нашему мнению, следующие виды внебюджетной деятельности государственных вузов: а) сфера образовательных услугб) научно-производственная деятельностьв) коммерческая деятельностьг) сфера дополнительных услугд) управление финансовыми активами.

5. Учитывая специфику деятельности образовательных учреждений, с нашей точки зрения, сфера образовательных услуг как вид внебюджетной деятельности не может на одинаковых условиях считаться полностью предпринимательской. Внебюджетную деятельность можно разделить на дополнительные образовательные услуги и предпринимательскую деятельность.

6. В настоящее время для учета расходов в образовательных учреждениях предусмотрены два счета: 20 «Расходы по бюджету» и 22 «Расходы за счет средств внебюджетных источников». Учитывая, что по внебюджетной деятельности существует несколько каналов доходов и расходов, предлагается ведение аналитического учета расходов в разрезе следующих субсчетов:

220−1 — образовательные услуги- 220−2 — научно-производственная деятельность- 220−3 — коммерческая деятельность- 220−4 — прочие дополнительные услуги- 220−5 — управление финансовыми активами.

7. Расходы образовательных учреждений осуществляются в форме текущих расходов и капитальных вложений, в связи с чем в бухгалтерском учете отсутствует такая статья расходов, как амортизация основных средств, нематериальных активов и МБП. На наш взгляд, на объекты, приобретенные за счет средств от предпринимательской деятельности, целесообразно включить амортизацию в элементы затрат, что позволит объективно оценить себестоимость образовательных услуг.

8. Для контроля правильности составления раздельных балансов по основной и внебюджетной деятельности можно использовать группировку счетов, приведенных в таблицах 15,16.

9. Исходя из особенностей и методологии учета в государственных образовательных учреждениях, необходимо применение схемы 8 для определения доходов и расходов отчетного периода, финансового результата деятельности, сумм реинвестирования прибыли и сумм, подлежащих налогообложению в отчетном периоде.

10. В целях совершенствования организации управления деятельностью вуза, факультета, структурных подразделений и служб целесообразно рассчитывать и утверждать для образовательных учреждений сквозную систему бюджетов, состав которой приведен в параграфе 2.2.

11. В смете образовательных учреждений как в основном плановом документе следует предусмотреть возможность отражения доходов и расходов в разрезе видов деятельности, на основе которых определяется финансовый результат вуза.

12. Основной задачей совершенствования бухгалтерского учета в образовательных учреждениях является поиск мобильной системы учета затрат, повышающую информативность данных о затратах учреждения в соответствии с современными требованиями управлениями.

13. Исходя из специфики организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях и действующей системы налогообложения необходимо предусмотреть возможность раздельного учета доходов от предпринимательской деятельности и других видов доходов, не требующих налогообложения. Это позволит в рамках традиционного бухгалтерского учета получить информацию о налогооблагаемой базе в части предпринимательской деятельности, хотя при этом увеличивается трудоемкость этого участка бухгалтерской работы.

14. В бухгалтерском учете для отражения операций по оказанию платных образовательных услуг, на наш взгляд, целесообразнее использовать субсчет 400 «Доходы отчетного периода», т. е. разделить доходы от предпринимательской деятельности и доходы от оказания платных образовательных услуг, которые в соответствии с настоящим действующим положением отражаются общей суммой на субсчете 401−2 «Доходы будущих периодов». В соответствии с налоговым законодательством этот субсчет также удобен для определения налогооблагаемой базы.

15. Учитывая расхождения в определении предпринимательской деятельности, согласно ст. 2 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.96 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 45, 46 п. 2,3 ст. 47 Закона РФ «Об образовании» под предпринимательской деятельностью образовательных учреждений следует понимать такую деятельность, по которой оно получает доходы, не связанные с основной уставной деятельностью вуза, т. е. платные образовательные услуги не следует считать предпринимательской деятельность, а отнести их к виду дополнительных образовательных услуг на основании Закона «Об образовании». В этом случае целесообразно использовать субсчет 175−2 «Расчеты по прочим средствам на содержание учреждения» только для начисления платы за оказание дополнительных платных образовательных услуг, что позволит сократить время и упростить учет по расчетам налогооблагаемой базы по предпринимательской деятельности.

16. Для образовательных учреждений основным методом калькулирования себестоимости является позаказный метод учета затрат, где объектом учета является стоимость обучения одного студента.

17. При определении себестоимости платных образовательных услуг принципиальным вопросом является распределение накладных расходов образовательных учреждений. В настоящее время возможно использовать разные варианты распределения косвенных расходов по разным методикам. На основе проведенного исследования наиболее приемлемым вариантом является тот, где в качестве базы распределения косвенных расходов, выбраны прямые затраты (IV вариант).

18. В целях оперативного управления деятельностью вуза необходимо иметь достоверную информацию не о всех затратах на обучение одного студента, а об их главной составляющей — т. е. переменных затратах, что открывает широкие перспективы использования в управлении бюджетными учреждениями системы «директ-кост».

19. Практическое значение системы «директ-кост» состоит в возможности оперативно установить зависимость между контингентом студентов по платной форме обучения, затратами на одного студента и доходами образовательного учреждения.

Руководителям образовательных учреждений в современных условиях необходимо знать фактическую стоимость образовательных услуг. Основным принципом бухгалтерского управленческого учета является не точная калькуляция, которая требует многочисленных и трудоемких расчетов, а калькуляция, в которую входят все расходы, непосредственно обеспечивающие подготовку одного студента. Но решить эту проблему может только система «директ-кост», которая позволяет наиболее эффективно применить политику ценообразования в системе высшего образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993.
  2. Гражданский Кодекс РФ, М.: Гном-Пресс, 1997.
  3. Бюджетный Кодекс РФ.-М.: «Проспект», 1999, 160с.
  4. Закон РФ «Об образовании». М.: Издательский Дом. ИНФРА-М.2001г.-52с.
  5. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ (с изменениями и дополнениями на 01.07.1994 г.от 27.12.1991 г. № 2118−1
  6. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях». // Российская газета 24.01.1996.
  7. Закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.
  8. Указ Президента РФ «О гарантиях прав граждан Российской Федерации Российской Федерации на получение образования» от 08.07.1994 г. № 1487.
  9. Постановление правительства РФ «О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России» от 28.04.1994 г. № 407.
  10. Постановление Государственной Думы «О неудовлетворительном финансировании образования и науки» от 21.01.1996 г. № 103−11ГД.
  11. Постановление Правительства РФ «О системе государственного управления образованием в Российской Федерации» от 09.01.1992 г. № 21.
  12. Постановление Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 26.03.1992 г. № 12.//Высшее образование в России 1992 г. № 2 с. 108.
  13. Инструкция «О годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, И-69, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью». М.: ИНФРА-М, 2000.-80с (серия б/учет).
  14. Инструкция № 107-н «по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях» от 30.12.99г
  15. Инструкция 65-н «по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях» от 10.07.2000 г.
  16. Типовое положение «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации». (Утверждено постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 26.06.93 г. № 597).
  17. Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений. Приложение к приказу Минобразования РФ от 17.11.94. № 442 «Экономика и жизнь». № 51, декабрь, 1994 г.
  18. Временное положение о государственной аккредитации среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации. (Утверждено постановлением Госкомвуза России от 30.11.94 г. № 6) // Право и экономика, № 11 (49), 22 марта 1995.
  19. Образовательное учреждение как юридические лицо. Сборник нормативных актов, учредительных документов и договоров. Комитет по образованию мэрии.- СПб, 1993.
  20. Сборник нормативных документов по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете. 2-е изд. — М.: Бюджет 1997.
  21. Сборник нормативных документов по организации работ по исполнению федерального бюджета в органах федерального казначейства. М.: Минфин РФ, 1995.
  22. Т.П., Ерошин В. И. Предпринимательство в образовании. М.: АПО, 1995.
  23. Н.В. Применяя новый План счетов в образовательной организации, обратите внимание на его особенности. // Гл. бух. /Учет в сфере образования. № 2. 2001.
  24. А.М., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
  25. Г. И. Формирование экономической системы высшего образования в период перехода к рынку. Автореферат дисс. канд.эконом.наук 08.00.05 М., 1998.
  26. А.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. М.: Финансы и статистика, 1990.
  27. А.Н. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы. М: Финансы и статистика, 1998.
  28. А.Н., Чаплыгин Ю. Т. Учись хозяйствовать. М.: Просвещение, 1984.
  29. В.Н., Селезнева Н. Н., Скобелева И. П. Управление прибылью -С-Пб, Приор, 1996.
  30. П.С., Ивашкевич В. Б., Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учебник.- 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Бух. учет, 1996 -576с.
  31. С.А. О некоторых проблемах нормативного финансирования образования. //Советник бухгалтера.
  32. Бюджетная система России. Под ред. Поляка Г. Б.-М.: ЮНИТП-ДАНА.1999.
  33. Л.Г., Врублевская О. В. Бюджетный процесс в Российской Федерации. М.: ИНФРА-М. «Перспектива». 1998.
  34. М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000.-359с.
  35. В. Внебюджетная деятельность государственного вуза // Высшее образование в России. № 2. 1997.
  36. М.А. Калькулирование платных образовательных услуг: основные подходы. // Главбух./ Учет в сфере образования. № 1. 2000.
  37. Л.П. Практика налогообложения образовательных учреждений // Главбух.
  38. В.Н. Организационно экономический механизм внебюджетной деятельности государственного вуза. Автореферат дисс.канд.экон.наук 08.00.05. М., 1997.
  39. А.А., Зуев В. А. Экономические кадры для народного образования.// Экономические науки 1991. № 6, с. 116.
  40. А. А. Концепция и основные задачи очередного этапа реформ образования в РФ.: обзор замечаний, предложений и экспертная оценка (экономический аспект). М., 1998.
  41. А.А., Беляков С. А. Проблемы финансирования высшего образования в РФ. // Финансы № 10,1999, ст.21−24.
  42. А. А. Предпринимательская деятельность учреждений профессионального образования. М., 1996.
  43. А.А. Региональные аспекты финансирования системы высшей школы. // Финансы. 1996. № 11.с. 18−20.
  44. А. А., Беляков С. А. Вопросы совершенствования финансирования высшего образования. // Финансы. № 9. 1998. Ст. 15−23.
  45. Е.П. Калькулирование себестоимости подготовки кадров в вузе: Методические указания. JL, 1987. — 34с.
  46. Е.П. Сущность и назначение финансов высшей школы в новых условиях хозяйствования. // Проблемы регионального планирования: Тезисы докладов. Часть I. Владимир. 1987. — с. 244.
  47. Е.П. Финансы высшей школы в новых условиях. // Финансы СССР. 1987. -№ 4. с. 57−59.
  48. Е.П. Хозрасчет и калькулирование себестоимости подготовки кадров в вузе: Учебное пособие / ЛФЭИ Л., 1987. — 91с.
  49. Л.П. О распределении накладных расходов. // Сборник бухгалтера № 1(9) 1кв. 2001 г. ст.35−38.
  50. Вуз и рынок. В 3-х книгах. / Ред.колл. Тихонов А. П. и др. М.: Коллектив, 1992. Кн. 1,2.
  51. Высшая школа: испытание рынком (по материалам социологических обследований). М.: Изд-во Московский университет, 1993.
  52. В.Н. Государственный вуз в рыночной экономике: диалектика функционирования. // Высшее образование в России. 1997. № 4.
  53. Вил Р.В., Палий В. Ф. Управленческий учет. М.: ИНФРА-М, 1997.
  54. Государство и образование: опыт стран Запада Сб. обзоров. М.: Высшая школа, 1992.5 7. Горшков А. К вопросу о реформировании высшей школы. // Высшее образование в России. № 5. 1999.
  55. Л.А., Малнзева Е. Г. Учет и распределение накладных расходов. //Советник бухгалтера № 1 (9) 1 кв. 2001 г. стр.38−40.
  56. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. Санкт-Петербург. Изд-во СПб университета экономики и финансов, 1995.
  57. О. Образование в России: сегодня, вчера, завтра. // Вестник высшей школы (Alta Mater), 1992 № 4−6.
  58. А.Б. Экономика высшего образования.- М.: Экономика, 1976.
  59. Е.П. Бюджетный учет. М.: Финансы и статистика, 1983.
  60. А.Ю., Соломович В. Г. Бюджетные организации. Учет и налоги. М.: ДИС. 1998. Приложение к журналу «Я бухгалтер».
  61. Ю. Налогообложение некоммерческих организаций. // Экономика и жизнь, № 35, август, 1995.
  62. В. И. Экономика образования: проблемы и перспективы. М., 1997.
  63. С.Д., Панкратова В. П. Современные тенденции развития российской высшей школы. // Вестник Московского университета сер. 6. Экономика. 1998. № 6.
  64. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. М.: Московский университет, 1991.
  65. Е.Н., Зуев В. М., Колосова Р. П. Коммерциализация высшего образования в России: возможности и границы. // Вестник МГУ, сер.6 «экономика», 1993, № 6.
  66. Л. А. Обоснование размеров и структура ресурсного обеспечения высшей школы в условиях формирования рынка. Автореф.дисс.канд.экон.наук. 08.00.05.М., 1997.
  67. Е.Н. и др. Тенденции развития высшего образования в современном мире. // М., 1992.
  68. В.М., Ворончихин А. А., Шестопалова Е. В. Роль и задачи внебюджетного финансирования вузов в условиях перехода к рынку. М.: НИИ, 1991.
  69. Г. А. Экономика профессионально-технического образования. -М.: Экономика, 1980.
  70. В.М., Сергеев А. А., Алябина JI.M. Централизм и самостоятельность: новые пути развития хозяйственного механизма- М.: Экономика, 1990.
  71. В.Б. Управленческий учет в информационной системе предприятия. // Бух. учет, № 4, 1999.
  72. Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование. М.: ЮНИТИ. Финансы, 1999.
  73. Т.П. Основы управленческого учета. М.: ИНФРА-М, 1997.
  74. Г. Н. Российское образование в зеркале госбюджета. // Университетское управление: практика и анализ, 1997, № 1.
  75. Н.В. Оценка затрат на высшее образование. // Alta Mater, 1996, № 1.
  76. Н.А. Управление бюджетным дефицитом в учреждениях высшего образования: современный опыт и практика. // Университетское управление, практика и анализ, 1997, № 1.
  77. В.В. Экономика образования: иллюзии и факты. М.: МНСМ, 1985.
  78. А. И. Внебюджетные средства университета в 1996 году. // Университетское управление и анализ, 1997, № 1.
  79. М. Образование и бизнес. // МЭ и МО, 1990, № 2.
  80. Е. А. Высшее негосударственное образование в России: история и современность. М.. НИИ ВО, 1993.
  81. Д.Н. Контроль и ревизия в учреждениях народного образования. М.: Финансы и статистика, 1980.
  82. В.Ю. Научно-педагогические кадры высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям. М., 1993.
  83. Концепция современной школы и профессиональной школы. Устав новой школы. Новокузнецк, 1994.
  84. В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности. М.: Финансы и статистика, 1988.
  85. Н.П., Шереметова В. В. Маркетинг образовательных услуг.-СПб. 1993.
  86. Г. И. Методологические основы сбалансированности функционирования рынков труда и образовательных услуг. СПб., 1994.
  87. М.И. Коммерциализация российского высшего образования: первые результаты и ближайшие перспективы. // Вестник Московского университета сер.6 Экономика, 1999 № 1.
  88. Т.А. Сколько стоит образовательная услуга. // БИНО: Бюджетные учреждения № 1/2000. Стр.30−34.
  89. МукетдиноваН. Социальные расходы. // Экономист. № 4. 1999.
  90. Многоканальное финансирование высшего образования: опыт зарубежных стран. М.: НИИ ВШ, 1995.
  91. В.П. Практическое пособие по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.-М.: АО «ЦНТП», 1993.
  92. В.Д. Бухгалтерский учет в системе управления. М.: Финансы, 1979.
  93. В., Важнов А. Управленческий учет как основа для принятия эффективных решений. // Экономика и жизнь, 1997 № 31.
  94. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «Директ-костинг». М.: Финансы и статистика, 1993.
  95. С. А. Управленческий учет: проблемы адаптации к российской теории и практике. // Бухгалтерский учет. 1996 № 12, 1997 № 1.
  96. О.Е., Шишкова Т. В. Управленческий учет. М. УРСС, 1997.
  97. Негосударственные образовательные учреждения Москвы. Справочник 1996/97 уч. год.
  98. A.M., Петров Ю. Н. Финансовый механизм управления образовательным учреждением. СПб, 1996.
  99. Ш. Озерова Н. Б. Планирование доходов и расходов в образовательных учреждениях. // Советник бухгалтера № 2(10) 2кв.2001, стр.42−45.
  100. Организация коммерческо-хозяйственной деятельности в образовательном учреждении. М.: ОУО РАО, 1993.
  101. Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации. М., 17 августа 1997.
  102. В.Ф. Основы калькулирования. М.: Финансы и статистика, 1987.
  103. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М., 1995.
  104. ПирожковаН.А. Целевое финансирование образовательных учреждений. // Главбух./ Учет в сфере образования № 4. 1999.
  105. Перспективы существования и развития вузов в условиях рыночной экономики. Тезисы докл. Всероссийской научно-практической конференции. Н-Новгород, 1997.
  106. Принципы очередного этапа социально-экономического и организационного реформирования вьющей школы Российской Федерации. Томск, 1997.
  107. М.В., Врублевская О. В. Бюджетная система РФ. М: изд. ЮНИТИ. Финансы, 1999.
  108. Реформа образования в Российской Федерации: концепции и основные задачи очередного этапа. М., 1997.
  109. Реформирование образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Российский открытый университет, 1995.
  110. В.А., Ушаков Г. И. Планирование и финансирование расходов вузов и техникумов. М.: Финансы, 1969.
  111. П., Федорова М., Родниченко Е. Статус некоммерческих организаций. // Экономист. № 4. 1999.
  112. В. А. Отечественная высшая школа и российская государственность (доклад на 5 съезде Союза ректоров). М., 1998.
  113. И.П. Поиск модели многоканального финансирования профессионального образования в России. // Магистр, 1996, № 4.
  114. В.А., Чащихин Б. Д. Аккредитация учебных заведений. / Опыт США. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993.
  115. B.C. Магистратура: рождение. // Высшее образование в России, 1993, № 3.
  116. К.И. Финансирование народного образования. М.: Финансы и статистика, 1985.
  117. Ч.Т., Форстер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. М.: Финансы и статистика, 1995.
  118. В. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы. Доклад на Всероссийском совещании работников образования.
  119. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Часть 2-Кострома, 1996.
  120. Т.В. Управленческий и финансовый учет.// Бухгалтерский учет, 1996. № 3−52.
  121. Е.Ф., Евстигнеева Т. А., Воронин А. А., попов Е.Н. Финансирование высших учебных заведений. М., 1991. // Экономика высшей школы. / Обзор инфор, НИИ ВО, вып. 4.
  122. Экономика сферы платных услуг. / Под ред. Е. Н. Жильцова. Казань, 1996.
  123. Экономика народного образования / Под ред. С. П. Костаняна М.: Просвещение, 1979.
  124. В. К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений. // Высшее образование в России, 1994, № 1.
  125. А. Управленческий учет. Опыт экономики развитых стран / Пер. с польского С. Н. Рогозиной, Г. И. Лебедевой М.: Финансы и статистика, 1991.
  126. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М.: Наука, 1995.
  127. К. В. Методические рекомендации по расчету нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений. М., Новая школа, 1995.
Заполнить форму текущей работой