Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы и внедрение в практику. Содержание и ход эксперимента докладывались на заседаниях лаборатории психологии профессионального развития личности Психологического Института РАО (2003;2006 ir.) — на научно-теоретических и научно-практических конференциях: на 1-й Всероссийской конференции Сорокинские чтения «Российское общество и вызовы глобализации» (7−8.12.2004г., МГУ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ проблемы профессиональных деформаций преподавателя высшей школы: возникновение, проявления и преодоление
    • 1. 1. Эволюция подходов к проблеме профессиональных деформаций специалистов
    • 1. 2. Проявления профессиональных деформаций
    • 1. 3. Проблема профилактики и преодоления профессиональных деформаций личности
    • 1. 4. Концепция профессионального развития личности как методологическая основа исследования профессиональных деформаций личности
  • Выводы
    • I. лава 2. Организация исследования и анализ результатов исследования психологических особенностей профессиональных деформаций личности
      • 2. 1. Характеристика испытуемых и методы эмпирического исследования психологических особенностей профессиональных деформаций личности
      • 2. 2. Характеристика психологических особенностей профессиональных деформаций личности современного преподавателя высшей школы
      • 2. 3. Пути преодоления и профилактики профессиональных деформаций личности
  • Выводы

Психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессиональные деформации — новый предмет изучения в современной психологии. Первое упоминание об изменениях, сопровождающих профессиональную деятельность человека, встречается в работе К. Маркса (конец XIX века) и П. А. Сорокина (начало XX века). Научное изучение указанного феномена началось в 90-е гг. XX столетия (Р.М.Грановская, 1988, В. П. Подвойский, 1997, Е. В. Руденский, 1999, др.). В психолого-педагогической литературе профессиональные деформации личности изучались через профессиональную ас-гению, «выгорание», дезадаптацию, профессиональную усталость и пассивность и пр. у представителей разных профессий «человек-человек» (медицинских работников, юристов, руководителей, социальных работников, педагогов-психологов, учителей, специалистов службы занятости и т. д.).

Наряду с этим, в рамках концепции профессионального развития педаго-i а, разработанной Л. М. Митиной (1995), частично изучались проявления профессиональных деформаций (ригидность, жесткое ролевое поведение, авторитарность, манипулятивная направленность, др.) (например, в работах К. А. Аветисян, Е. А. Асмаковец, Я. В. Голубевой, Н. С. Ефимовой, О. В. Кузьменковой, К. В. Перумовой и др.), остановка в профессиональном развитии частично отражена в проявлениях стадии стагнации, но специально это направление не изучалось. Профессиональные деформации личности все настойчивее рассматриваются как антитеза саморазвитию личности. Это обусловливает негативную семантику рассмотрения проблемы профессиональных деформаций.

В научной литературе анализируются негативные последствия профессиональных деформаций (социальные, медицинские, психологические) как для личности, так и для общества. Разрабатываются направления преодоления и профилактики профессиональных деформаций личности. Однако множественные представления о содержании, сущности профессиональных деформаций порождают многочисленные определения, перечисления признаков их проявленийотсутствие единства в понимании факторов генезиса профессиональных деформаций личности, критериев отграничения от сходных состояний затрудняет определение условий их профилактики и/или коррекции.

Практически не изучена проблема профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы. Данной теме посвящены единичные работы (Т.А.Жалагина, 2002, 2004), тогда как от профессионального и личностного развития современных преподавателей высшей школы во многом зависят усилия специалистов по построению будущего общества. Задача современного педагога состоит в том, чтобы помочь человеку адаптироваться в новых социально-экономических условиях: обеспечить ориентировку личности в ситуации неопределенности, развить заинтересованность обучающихся в самоизменении, самосовершенствовании (Ю.П.Азаров, 2001, Ф. Баррон, 1990, С. А. Бергер, 2001, В. П. Зинченко, 1997, Б. Б. Коссов, 1993, Э. Никитин, 1999, Л. С. Подымова, 2000, В. Я. Пилиповский, 1997, В. Г. Рындак, 2000, В. А. Сластенин, 2000, Л. А. Степашко, 1999, В. В. Темник, 1999 и др.).

Именно преподавателям высшей школы поручено формировать у будущих специалистов способность к саморазвитию. Для этого самому педаиму необходимо обладать способностью к самоизменению, творческому обновлению. Нельзя недооценивать роль преподавателя вуза в становлении личноеiи будущего профессионала: имеющиеся профессиональные деформации у педагогов транслируются студентам в форме моделей поведения, установок, отношения (Г.С.Абрамова, 1998, Л. Н. Собчик, 1998, Н. Б. Москвина, 2005, О. Ахвердова, 2006, др.).

Вместе с тем психологические особенности профессиональных деформаций преподавателей вузов до сих пор не были предметом специального психологического исследования. Одной из главных проблем в системе высшего образования мы считаем возникновение и проявления в процессе осуществления профессиональной деятельности, профессиональных деформаций личности преподавателя, негативно сказывающихся как на качестве самой деятельности и его жизнедеятельности в целом, так и на личностном и профессиональном развитии студентов.

Поэтому необходимо получить представление о психологических особенностях профессионального развития современного преподавателя высшей школы, чтобы эффективно решать проблемы, связанные с затруднениями в профессиональной самореализации, обобщенно называемыми профессиональными деформациями.

Важно получить ответы на следующие вопросы: как появляются профессиональные деформации личности, каким психологическим содержанием наполнены, что представляют собой структурно, каким образом можно их предупредить или преодолеть?

Вышесказанное определило тему, цель и задачи исследования.

Объект исследования: профессиональное развитие личности.

Предмет исследования: психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы.

Гипотезы исследования:

1. Профессиональные деформации личности преподавателя высшей школы являются результатом реализации деформирующих влияний адаптивного (приспособительного) профессионального поведения.

2. Профессиональные деформации личности есть новообразования, обусловленные низким уровнем развития самосознания и интегральных личностных характеристик: направленности, гибкости, компетентности.

3. Психологическим условием преодоления профессиональных деформаций личности является осознание преподавателями присущих им деформационных тенденций и актуализация потребности личности в саморазвитии.

Цель исследования: изучить психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя вуза и разработать программу их преодоления.

Для достижения цели и проверки гипотез необходимо решить следующие задачи.

1. Изучить и обобщить имеющийся психолого-педагогический опыт о феномене профессиональных деформаций личности с целью выявления психологических особенностей.

2. Разработать методическую программу, позволяющую экспериментально исследовать показатели профессиональных деформаций личности преподавателя вуза.

3. Изучить психологические особенности профдеформаций педагогов высшей школы.

4. Выделить уровни проявления профессиональных деформаций личности преподавателя вуза.

5. Разработать и апробировать в системе усовершенствования и повышения квалификации работников образования учебную программу, направленную на преодоление и профилактику профессиональных деформаций личности.

Теоретические и методологические основания исследования: системный подход в психологии (Б.Ф.Ломов, др.), философские и психологические теории и концепции о субъектной сущности человека как автора своей жизни (С.Л.Франк, В. Франкл, С. Л. Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Н. И. Непомнящая, др.), психологические концепции профессионального пути личности как сложного, не однонаправленного процесса, детерминированного факторами социальной и психологической природы (С.Г.Вершловский, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, др.), концепция профессионального развития личности Л. М. Митиной, теории движения человека к своему профессиональному и личностному акме (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, др.).

Методы исследования.

Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс методов, которые позволили изучить интеллектуальные, личностные, эмоциональные параметры гибкости, проанализировать поведенческие, мотивационные аспекты деловой и коммуникативной компетентности преподавателей высшей школы, исследовать особенности направленности личное ж и характеристики самосознания: метод беседы, метод наблюдения, тест «Смысложиз-ненные ориентации» Д. А. Леонтьева (2000), методика «Самоактуализация личное ж», опросник самоотношения В. Столина-С.Пантелеева (1986), тест «Индекс жизненной удовлетворенности» в обработке Н. В. Паниной (1993) — методика структурных особенностей интеллекта (в обработке Н. С. Ефимовой, 2003), опросник ригидности Г. В. Залевского (1998), методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (1996) — тестовая карта для определения и оценки педагогической компетентности, разработанная И. П. Раченко (1990), методика определения педагогической направленности К. М. Левитова (1994) — методика полярных характеристик, разработанная В. Н. Козиевым (1980) — tcci В. А. Лабунской (2001) на определение социально-психологических характеристик субъекта общения, методика диагностики общей коммуникативной толе-ранжости В. В. Бойко (1998).

Опытно-экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие 135 преподавателей вузов г. Москвы, имеющие различный стаж работы, научные степени, должности, преподающие разные дисциплины и 422 слушателя системы повышения квалификации (г.Москва).

Научная новизна работы состоит в том, что впервые с концептуальных позиций изучены психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы, обусловленные низким уровнем самосознания и ансамблевыми изменениями педагогической направленности, компетентности, гибкости, которые приводят к существенному изменению (упрощению) личностных характеристик и способа профессиональной деятельности личности, ее взаимодействия с миром в целом.

Теоретическое значение заключается в получении определения профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы как новообразования, которое ведет к упрощению системы профессиональной деятельности, общения, собственно личностив понимании профессиональных деформаций как частных проявлений общей жизненной стратегии личности. Полученные материалы выявляют тенденции в становлении профессиональных деформаций личности педагога вуза, свидетельствуют о том, что смысложизненные ориентации, ценности, направленность личности являются существенными в структуре профессиональных деформаций, а пол, стаж, научная степень, должность и преподаваемая дисциплина — вторичны.

Практическая значимость.

Конкретные положения диссертационного исследования используются в курсах «Педагогики», «Педагогики и психологии высшей школы» подготовки будущих преподавателей высшей школы, в курсе «Специальная психология и специальная педагогика» для будущих учителей средней школы, в курсах «Профессиональное развитие руководителя» и «Психология управления коллективом» для организаторов в системе повышения квалификации.

Разработана программа «Актуальные вопросы профессиональной деятельности и профессиональных деформаций педагога высшей школы», которая реализуется автором на базе системы повышения квалификации специалистов для работников образования.

Достоверность результатов обеспечивалась исходными общеметодологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки испытуемых, многочисленной проверкой данных, а также математическими методами обработки и анализа данных (программа SPSS-13.0).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональные деформации личности преподавателя вуза представляют собой процесс и результат изменения сущностных (интегральных) характеристик личности профессионала, которые ведут к упрощению системы профессиональной деятельности, профессионального общения, образа профессии и себя в ней, упрощая как саму личность, так и ту среду, которую она организует вокруг себя.

2. Психологическими особенностями профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы являются:

— неструктурированное самосознание личности;

— обыденно-психологическая направленность личности;

— деятельностная некомпетентность;

— коммуникативная некомпетентность, интолерантность личноеiи;

— личностная некомпетентность в области саморазвития;

— ригидность (личностная, интеллектуальная и поведенческая).

3. Проявления профессиональных деформаций личности связаны с реализацией преподавателем адаптивного (приспособительного) профессиональною поведения и практически не осознаются им.

4. Преодоление профессиональных деформаций личности связано с осознанием преподавателями деформационных тенденций и актуализацией потребности личности в саморазвитии. С помощью учебной программы, основанной на психологической технологии профессионального развития личности, профессиональные деформации личности могут преодолеваться.

Апробация работы и внедрение в практику. Содержание и ход эксперимента докладывались на заседаниях лаборатории психологии профессионального развития личности Психологического Института РАО (2003;2006 ir.) — на научно-теоретических и научно-практических конференциях: на 1-й Всероссийской конференции Сорокинские чтения «Российское общество и вызовы глобализации» (7−8.12.2004г., МГУ им. М.В.Ломоносова) — на Всероссийской научно-практической конференции «Психология профессионального развшия педагога: проблемы и перспективы» (7−8.07.2006г., г. Москва) — на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России», (3−5.10.2006, МГУ им. М.В.Ломоносова) — на III Международной научно-практической конференции (7−8.12.2006 г., г. Минск).

Гпава 1. Анализ проблемы профессиональных деформаций преподавателя высшей школы: возникновение, проявления и преодоление.

Результаты исследования показывают, что профессиональные деформации личности преподавателей вузов реализуются в адаптивной модели профессионального поведения (модель 1). Преподавателем этот выбор осуществляется не всегда осознанно, но он активен в его осуществлении.

Профессиональные деформации характеризуются не столько определенным набором признаков, сколько качеством отношений, связей между ними. Профессиональные деформации реконструируют личность преподавателя высшей школы в целом. Это не просто «нарушение целостности», заострение или ослабление свойств, качеств, это именно новообразование, которое выводиi личность на другой уровень функционирования — обыденно-психологический, упрощенный, — на фоне возрастания сложности ситуаций взаимодействия, исполнения профессиональных обязанностей в современных условиях.

Профессиональные деформации личности можно рассматривать как ia-кой способ самоорганизации личности по пути упрощения системы, при котором не происходит формирования «вертикального» уровня структуры личности, который питает почву творчества, самоосуществления. Деформируется деятельность сознания, связанная с поиском смысла жизни, своего места в ней, с определением критериев добра и зла, формированием мотивов поведения в противоречии с нравственными заповедями.

Получена психологическая структура профессиональных деформаций, описываемая 5-ю факторами. 1 фактор (низкая направленность и личностная некомпетентность), 2 (деятельностная некомпетентность), 3 (коммуникативная некомпетентность), 4 фактор (неструктурированное самосознание) и 5 фактор (ригидность и некомпетентность в саморазвитии). Наибольшее количество низких показателей преподавателей высшей школы приходится на 3, 5 и 2 факторы.

Корреляционный и факторный анализ полученных данных доказывает, что изменения одного признака внутри одной подструктуры (фактора) влекут за собой ансамбль изменений, связанных с ним параметров в других факюрах. Целесообразнее рассматривать личность преподавателя высшей школы не через набор качеств, а через способ его существования (стиль, образ жизни), составной частью которого является вектор профессионального поведения.

Психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы определяются системными изменениями таких личностных образований, как:

— слабоструктурированное самосознание личности (отсутствие мотивации на самопознание, негуманистический взгляд на природу человека, нижий самоинтерес, низкий уровень самоактуализации, выраженные внутриличност-ные противоречия или их игнорирование, неоправданное Я, что увеличивает влияние ситуативных доминант повседневной жизни, существенно затрудняя выстраивание «вертикали» бытия);

— обыденно-психологическая педагогическая направленность с тенденцией к негативизму (низкая креативность, ощущение непродуктивности собственной жизни, низкий локус ответственности за собственную жизнь, неудовлетворенность своей жизнью);

— коммуникативная некомпетентность, сопровождающаяся устойчивыми трудностями общения (нетворческость, неоригинальность в общении и взаимодействии, затруднения связанны с восприятием отношения к себе как неприязненного, высокомерного, требовательногос несовпадением собственных ожиданий и реального поведения партнера, стремление подогнать, переделать другого под себя, неумение прощать ошибки);

— деятелъностная некомпетентность (проявляется формализмом в профессиональной деятельности, критическим уровнем педагогической компетентности (своего рода «пограничное» состояние, угрожающее непониманием существа дела), несинергичностью, неуважением, нетерпимостью и консервативностью в оценке других, нетерпимостью к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер по общению);

— личностная некомпетентность (проявляется трудностями смыслопо-строения, неготовностью нести ответственность за собственную жизнь, низким уровенем саморегуляции, признаками раздражениянекомпетентностью во временииспользованием авторитета возраста, стажа, звания, должности в качестве аргумента);

— ригидность как сложное образование, включающее поведенческий, эмоциональный и интеллектуальный аспекты личности.

Психологической особенностью профессиональных деформаций личности преподавателя вуза можно считать экзистенциональную природу происхождения синдрома эмоционального выгорания: уровень выраженности синдрома выгорания, характеризующийся стрессовой основой, среди преподавателей высшей школы незначителен (5%).

Определены 3 группы преподавателей, характеризующиеся разным уровнем выраженности признаков профессиональных деформаций. В первую группу вошли специалисты, характеризующиеся высокими показателями по всем пяти факторам, что свидетельствует о развитом самосознании и интегральных характеристиках профессионального развития личности. Вторую группу составили преподаватели, о которых можно сказать, что они функционируют в адаптивной модели. Данная группа неоднородна: включает две подгруппы, качественно различающиеся по 1, 5 и 4 факторам. Третья группа объединила преподавателей с низкими результатами по всем пяти факторам, т. е. характеризующихся выраженными профессиональными деформациями личности.

Вторая группа самая многочисленная (65,9%), отражает реализацию преподавателями деформирующих влияний адаптивного (приспособительного) профессионального поведения.

В структуре профессиональных деформаций личности такие признаки, как стаж, должность, преподаваемая дисциплина, их участие в возникновении профессиональных деформаций является немаловажным, но вторичным. Их максимальное влияние можно наблюдать в 3 группе преподавателей: перечисленные признаки системно ухудшают изменения личностных характеристик.

Адаптивное функционирование, как вектор профессиональною поведения, не означает тотальности. Трансформация модели 1 в модель профессионального развития (модель 2) опирается на технологию профессионального саморазвития, направленную на творческую самореализацию в профессии. Условием является повышение самосознания личности, самопознание (осознание собственной системы ценностей, необходимости повышения общей и специальной культуры, в т. ч. коммуникативной, значимости эмоциональной сферы и ее саморегуляции, др.). Организационно-педагогическим условием является интегрированная в образовательное пространство системы повышения квалификации технология профессионального развития личности специалиста, аадии которой соотнесены с этапами (блоками) лекционно-практических занятий и модифицированы в соответствии с учетом специальности слушателей.

Трудности преодоления профессиональных деформаций личности объясняются не тем, что преподаватель обладает большим стажем, зрелым возрастом, пр., а системным характером профессиональных деформаций, обусловленностью способом жизни, особенностями самосознания личности. Именно поэтому изначальная ориентация на вектор профессионального развития оказывается наиболее успешной жизненной стратегией личности.

Заключение

.

Работа посвящена актуальным вопросам профессионального развития личности преподавателей высшей школы, а именно: изучению психологических особенностей профессиональных деформаций личности и, на их основе, -путей преодоления.

Образование как построение образа себя и обучение, понимаемое как построения знания, на наш взгляд может послужить контекстом рассмотрения проблемы профессиональных деформаций личности. Встречи, обмен опытом, опыт диалога в профессии, диалог с самим собой и миром, формирующиеся установки, — все это является движущей силой изменения личности либо в векторе развития (что труднее, т.к. требует усилий, мужества ежедневного выбора в соотнесении Я с вертикалью бытия, Я-высшим вопреки выгодности дня сегодняшнего), либо в векторе регресса (что ведет также к качественным преобразованиям личности, предопределяющим последующие шаги индивида).

Теоретический анализ психолого-педагогического опыта позволил получить представление об эволюции подходов к феномену профессиональных деформаций, а также сделать вывод о том, что исследования последних лет были направлены на изучение содержания, уровней и форм проявления профессиональных деформаций, поиск критериев разграничения профессиональных деформаций от других явлений (например, синдрома выгорания), определение направлений профилактики и коррекции. Особое внимание уделено исследованиям профессиональных деформаций специалистов профессий типа «человек-человек». Однако феномен профессиональных деформаций практически не изучен у преподавателей высшей школы, выполняющих ключевую роль в подготовке современных профессионалов.

Полученные данные отражают «коллекционерский подход» к исследованию нового для психологии предмета — профессиональных деформаций. Это находит отражение в существующем многообразии определений понятия, множественносги представлений о сущности и содержании профессиональных деформацийфакторов, участвующих в генезисе профессиональных деформаций личностипосимптомном изучении признаков, относящихся к проявлениям профессиональных деформацийв отсутствии реальных путей их профилактики или коррекции.

Профессиональные деформации личности не изучались с позиций психологии развития. Проблема профессиональных деформаций не связывалась со смысловыми образованиями личности (акме, жизненный путь) как психологическими детерминантами профессиональных деформаций.

Причину этого мы видим в отсутствии концептуальных оснований для исследования профессиональных деформаций личности специалиста. Исследование выстроено с опорой на системный подход, личностно-развивающий подход, идеи неклассической психологии (теория самоорганизующихся систем) и разработанную д.-ром психол. наук Л. М. Митиной концепцию профессионального развития личности.

В ходе экспериментального исследования подтверждено, что профессиональные деформации личности обладают процессуальной природой, что изменения личности при профессиональных деформациях носят ансамблевый характер. Предложено понимание профессиональных деформаций личности как психологического новообразования, обусловленного низким уровнем развития самосознания и интегральных личностных характеристик: направленности, гибкости, компетентности. Это приводит к неспособности личности выходи ib за пределы наличного, обыденного, ситуативного в профессиональной жизниэто способ самоорганизации личности по пути упрощения системы (как собственной личности, так и системы взаимодействия). Таким образом, профессиональные деформации личности преподавателя высшей школы являются результатом реализации деформирующих влияний адаптивного (приспособительного) профессионального поведения.

Дано определение профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы. Получены психологические факторы профессиональных деформаций личности и их содержательная характеристика, рассматриваемые как структура профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы.

Обнаружена взаимосвязь профессиональных деформаций личности со смысложизненными ориентациями, со способом существования личности, составной частью которого является вектор профессионального поведения.

Показано, что психологическим условием преодоления профессиональных деформаций личности является осознание, рефлексия преподавателями присущих им деформационных тенденций и актуализация внутренней потребности в самореализации, а организационно-педагогическим условием является психологическая технология профессионального развития личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход. // Психол. журнал. — 2004. — Т.25. № 2. С. 86−95.
  2. М.М. Семантические характеристики текста и особенности профессионального труда. // Вестник Моск. Ун.-та. Серия 14. Психология-2005. № 4. С.25−37.
  3. Г. С. Практическая психология. М.: Академия, 1997. — 363 с.
  4. Г. С., Юдичиц Ю. А. Психология в медицине. М., 1998. — 272 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе. // Психологическая служба вуза (принципы, опыт работы): Сб. науч. трудов. / Под ред. Б. Б. Коссова. М.: НИИ ВО, 1993. -С. 33−43.
  6. К.А. Психологическое содержание и условия развития поведенческой гибкости учителя: Дисс.. канд.психол.н.: 19.00.07. /Психол. ин.-т РАО. М., 2001.-176 с.
  7. Ю.П., Азарова JI.H. Трансцендентальная педагогика. Общие проблемы методологии и теории содержания педагогики высших ценностей. М.: МГУКИ, 2001.- 4.1.-92 с.
  8. А. К уравновешенности отношений между личностью и средой. // Студенты и учителя: Учеб. материал. (Пер. с эст.). / Сост. М.-И.Педаяс. Таллинн, 1990.-С. 154−170.
  9. Н.А. Учительская усталость. // Первое сентября. 1999. — № 26. С. 4.
  10. О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07. /Психол. ин.-т РАО. М., 2002. — 160 с.
  11. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. // Психологический журнал. 1992. -Т.13. № 5. С. 12−25.
  12. Л.И. Условия деформации развития личности и конструктивные силы человека // Психология личности: новые исследования- Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1998. — С. 38−66.
  13. Е.С. Психологические факторы и условия эмоциональной гибкости учителя: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07. / Психол. ин.-т РАО. -М., 2000. 82 с.
  14. О. Духовность как основа высшего образования. // Высшее образование в России. 2006. № 4. С.81−84.
  15. В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. Ростов-н/Д., 1997. — 142 с.
  16. С.В. Акмеологические факторы развития мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей высшей школы: Авто-реф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.13. Ульяновск, 2004.
  17. В.А., Кольцова В. А. Гуманизм, системность, общение. // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. № 3. С.6−14.
  18. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя. // Вопросы психологии. 1990. — № 2. С. 153−159.
  19. М.Я. Личность и профессия. М.-Л., 1926. — 146 с.
  20. С.Н. Проблема самосознания учителя как «человека культуры». // Мир психологии. 2002. — № 2. С. 148−158.
  21. С.П. Профессиональная деформация личности: подходы, концепции, метод: Автореф. дисс.. д.-ра психол. наук: 19.00.03 / С.-Петерб. Ун.-т. СПб., 1997.-35 с.
  22. С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004. -272 с.
  23. Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. -М.: Вербум-М, 2003. 164 с.
  24. .Р. Исследование педагогического процесса для учителей (пер. с англ.) / Под ред. Выготского Л. С. М., 1930. — 341 с.
  25. А.Ю. Специфика профессиональной карьеры женщин преподавателей вузов: Автореф. дисс.. канд. социол. наук: 22.00.06./ Урал. гос. техн. ун.-т им. С. М. Кирова. — Екатеринбург, 1998. — 22 с.
  26. М.А., Вассерман Л. И. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: Пособие для врачей и психологов. СПб., 1997.
  27. Д.Б. Творческая личность: её диагностика и поддержка. // Психологическая служба вуза (принципы, опыт работы): Сб. науч. трудов. М., 1993.
  28. А.А. Личность и общение. М.: Междунар. педаг. академия, 1995.-324 с.
  29. В.А. Проблема преодоления стресса. // Психологический журнал. 2006. — Т.27. № 1.С. 122−134.
  30. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.-472 с.
  31. М.В. Психологические детерминанты психического выгорания у педагогов: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07 /Яросл. Гос. пед.ун.-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2003. — 18 с.
  32. С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и её личностные детерминанты: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.06 / Акад. Упр. МВД России. М., 1998. — 27 с.
  33. .С. Смысловая вертикаль сознания личности. // Вопросы философии. 1999. — № 11. С. 81−89.
  34. Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в учебно-событийной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань, 2003.
  35. И.В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии: Автореф. дисс. д-ра психол. наук: 19.00.13. М., 2002. -44 с.
  36. И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: МПСИ, 2002. — 464 с.
  37. В.Н. Этапы и кризисы послевузовского становления педагога. // Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности: Сбк. статей. / Под ред. Никитиной Н. Н. Ульяновск, 1998. — С. 15−20.
  38. Н.А. Компенсаторное профессиональное приспособление. // История советской психологии труда: Тексты (1920 1930 годы XX века). / Под ред. Зинченко В. П. — М.: МГУ, 1983. — 259 с.
  39. Н.Ф. Креативная акмеология: психология высшего образования. В 2-х т. Минск, 1996. — Т.2. — 300 с.
  40. Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005. — 336 с.
  41. Д.А. Деформации профессиональной деятельности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.13. / Росс. акад. гос. службы. М., 2004. — 27 с.
  42. Вол очков А. А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности. // Психологический журнал. 2004. -Том 25.№ 2. С. 17−27.
  43. Л.И., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода. // Вопросы психологии. 1990.- № 2.
  44. Т.А. Акмеологические детерминанты развития профессионализма личности учителя: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.13. / Росс. акад. гос. службы. М., 2006. — 233 с.
  45. .З. Учитель: профессиональная духовность. // Педагогика. -1995.-№ 2. С. 48−52.
  46. И.Е. Сценарии рутинной активности у врачей и программистов. // Психология: журнал высшей школы экономики. 2004. — Т.1. № 4.
  47. Э.Р. Синдром выгорания на фоне проявлений акцентуацией черт характера школьного учителя: Дисс. .канд. психол. наук: 19.00.07. Казань, 2005.- 153 с.
  48. С.Г. Психотехника. // История советской психологии труда: Тексты (1920 1930 годы XX века) — Под ред. Зинченко В. П. — М.: МГУ, 1983. -259 с.
  49. Д. Радость сгорания: как жизненный кризис может стать новым началом (пер. с англ.). М., 2004. — 368 с.
  50. Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: Автореф. дисс.. д.-ра психол. наук: 19.00.13. /Урал. гос. профес.-пед. ун.-т. СПб., 2001. — 40 с.
  51. О.Н. Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителей: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2005. — 159 с.
  52. Я.В. Психологические условия и факторы профессионального развития специалистов службы занятости: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07.-М., 2006.-19 с.
  53. А. Диагноз: профессиональная депрессия. // Народное образование. 1997. № 3. С. 114−118.
  54. А. Меняем установки: преодоление стресса. // Народное образование. 1997. № 4. С.82−87.
  55. М.М. Профвредности и профпатология педагогов./ Гран М. М., Забу-гин Ф.Д. и др. М.:Наркомздрав, 1928. — 204 с.
  56. Гранат H. J1. Деформации профессионального сознания личности работников правоохранительных органов и возможности ее профилактики. // Проблемы действия права в новых исторических условиях. М.: Акад. МВД РФ, 1993. -С.30−44.
  57. P.M. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994. -179 с.
  58. P.M. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1988. -566 с.
  59. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистен-циональные проблемы. // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
  60. А.С., Деркач А. А. Технология формирования аутопсихологиче-ской компетентности личности. // Общая и прикладная акмеология. 4.2. / Под. ред. Деркача А. А. М.: Изд.-во РАГС, 2001.
  61. М.С. Культурно-историческая психология: от классической к постнеклассической картине мира. // Вопросы психологии. 2003. — № 1. С. 99 116.
  62. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 272 с.
  63. Д.Б. Трансформация образа жизни и образа мира людей как психологическая проблема: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01./ Ка-раганд. Гос. ун.-т им. Е. А. Букетова. Барнаул, 2001. — 21 с.
  64. М.Е. Педагогические кризисы: причины и способы их преодоления. // Профессиональное образование. 1999. — № 12. С. 11.
  65. М.Ю., Юрьев А. И. Психические состояния, характерные для деятельности педагога // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования: Сб. науч. трудов. Тверь, 1990.-С. 115−120.
  66. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: Б.и., 2000. — 391 с.
  67. В.В. Агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. Екатеринбург, 2005.-219 с.
  68. Е.В., Глуханюк Н. С. Эффективность профессионально педагогической деятельности: опыт параметризации и экспертной валидизации. // Образование и наука. — 2002. — № 1.
  69. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1993.-367 с.
  70. M.B. Психология развития. М.- Воронеж, 2000. — 330 с.
  71. Ершова-Бабенко И. Б. Методология исследования психики как синергети-ческого объекта: Автореф. дисс. д.-ра филос. наук Киев, 1992. — 43 с.
  72. Н.С. Психологические особенности интеллектуальной гибкости учителя: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 2001.
  73. Т.А. Профессиональная деформация преподавателя вуза: структура и содержание. Тверь, 2002. — 119 с.
  74. Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: Автореф. дисс.. докт. психол. наук: 19.00.03, 19.00.07. Тверь, 2004. — 46 с.
  75. Г. П. Субъектность учителя как детерминанты устойчивости личности к деструктивному влиянию профессиональной деятельности: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. Ростов-н/Д., 2006. — 210 с.
  76. Э.Ф. Психология профессионального образования. М.-Воронеж, 2003.-480 с.
  77. В.П. О целях и ценностях образования. // Педагогика. 1997. № 5. С. 3−17.
  78. В.П. Системный анализ в психологии? // Психологический журнал.- 1991. Том 12. № 4. С. 120−139.
  79. В.П., Моргунгов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М., 1994. — 304 с.
  80. С.И. Андрагогика: становление и пути развития. // Педагогика. -1995.-№ 2. С. 64−67.
  81. В.В., Нургалеев B.C. Обогащение рефлексивного опыта как фактор духовно-творческого становления личности. // Педагогическая мысль и образование XXI века: Материалы междунар. науч.-практ. конференции. Ч. 1. / Под ред. В. Г. Рындак. Оренбург, 2000.
  82. И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений. М.-Воронеж, 2003. — 208 с.
  83. В.Е. Проблемы подготовки педагогических кадров и перестройки системы образования. // Пед. образование и наука. 2000. — № 1. С.27−34.
  84. Р.Ф. Социальные ожидания как фактор профессиональной дезадаптации педагогов общеобразовательных школ: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07./ Самар.гос. пед. ин.-т. Самара, 1999. — 143 с.
  85. Т.С. Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала: Автореф. дисс.. д.-ра психол. наук: 19.00.03. / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2000. — 52 с.
  86. М.С. Формирование личности как синергетический процесс. // Си-нергетическая парадигма: человек и общество в условиях нестабильности. / Сост. О. Н. Астафьева. М., 2003. — С.212−228.
  87. Ю.Е. Структура самообразовательного акта. // Дополнительное образование. 2002. — № 8.
  88. М.В. Профессиональное развитие учителя в процессе освоения им деятельности в системе развивающего обучения: Автореф. дисс.. д.-ра психол. наук: 19.00.07. /Психол. ин.-т. РАО. М., 2004. — 49 с.
  89. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. П. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. — 283 с.
  90. В.В. Опыт психолого-педагогической поддержки преподавателя в техническом вузе. // Психологическая служба вуза (принципы, опыт работы): Сб. науч. трудов. / Отв. ред. Б. Б. Коссов. М.: НИИ ВО, 1993.
  91. H.JI. Психологические аспекты проблемы смысла жизни. // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. № 2.
  92. Е.А. Психология профессионала: избранные труды. М. Воронеж, 2003. — 456 с.
  93. А.В. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01./ Барнаул, гос. пед. ун.-т. Барнаул, 2001. — 19 с.
  94. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным. // Вопросы философии. 1992. — № 12. С. 3−21.
  95. Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Автореф. дисс. д.-ра психол. наук: 19.00.13. / Тамбов, гос. ун.-т им. Г. Р. Державина. Тамбов, 1997. — 48 с.
  96. Г. С. Соотношение личностного и профессионального самоопределения у учителей (мотивационный аспект): Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07. /Росс. Акад. Образования, Психол. ин.-т. М., 1993. — 20 с.
  97. В.Н. Деформация профессионального правосознания следователей и пути ее устранения: Монография. Ростов-н/Д, 2000. — 209 с.
  98. Коростылева J1.A. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005. — 222 с.
  99. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: Учебное пособие. / Под ред. Митиной JI.M. М.: МПСИ, 2001.-304 с.
  100. .Б. Психологическая поддержка преподавателей вуза как фактор повышения их эффективности и конкурентоспособности. // Психологическая служба вуза (принципы, опыт работы): Сб. науч. трудов. / Отв. ред. Б. Б. Коссов. -М.: НИИ ВО, 1993.
  101. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М.: Акад. Проект, 2000. — 236 с.
  102. О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.13./ Тамбов, гос. ун.-т им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2004. — 22 с.
  103. С. Правила внутреннего сгорания. // Педология. 2000. № 3. С. 24−25.
  104. Е.П., Подымов Н. А. Психологическая устойчивость учителя как условие преодоления инновационных барьеров в его профессиональной деятельности. // Мир психологии. 1999. — № 2. С. 175−178.
  105. Л.Д. Каким быть руководителю. Л.: Лениздат, 1986. — 160 с.
  106. Р.А. Деформация правового сознания юристов: Дисс. .канд. юр. наук: 12.00.01. Екатеринбург, 2005.
  107. О.В. Диагностика и развитие личности учителя. Оренбург, 1999.-58 с.
  108. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001. — 144 с.
  109. Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.13./ Росс. Акад. Образ., Психол. ин.-т. М., 2006. — 23 с.
  110. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: теория, методы, диагностика, коррекция. М.: Академия, 2001. -288 с.
  111. А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. // Психологический журнал.-2004. -Т.25. № 2. С. 75−86.
  112. Д.А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста СЖО. // Психологический журнал 1993. — Т. 14. № 1.
  113. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М., 1992. — 15 с.
  114. . Человек на пороге: биографические кризисы и возможности развития (Пер. с нем.). Калуга, 1993. — 268 с.
  115. М.И. Общение, личность и психика ребенка. / Под ред. А. Г. Рузской. М.-Воронеж, 1997. — 383 с.
  116. Т. Формирование профессиональной мотивации учителя в ВУЗе. // Студенты и учителя: Учеб. материал. (Пер. с эст.). / Сост. М.-И.Педаяс. -Таллинн, 1990.
  117. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие. / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.- Под ред. Л. М. Митиной. М.: Академия, 2005. — 336 с.
  118. А.Ю., Михайлов А. С. Введение в синергетику. М.: Наука, 1990.-269 с.
  119. В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века. // Психологический журнал 2006. — Т.27. № 1. С.23−34.
  120. Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность Тамбов, 2000. Часть 2. -142 с.
  121. Е.А. Смысл жизни как фактор педагогического творчества (психологический аспект): Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07. /Моск. пед. ун.-т. М., 2001. — 24 с.
  122. Е.С. Феномен отношения учителя к профессиональной деятельности: Дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2006. — 123 с.
  123. В.А. Профессиональное взаимодействие как теоретическая проблема педагогической психологии. // Педагогическая мысль и образование XXI века: Материалы междунар. науч.-практ. конференции. 4.1. / Под ред. В. Г. Рындак. Оренбург, 2000.
  124. Н.В. Проявления синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.13., 19.00.07.-Екатеринбург, 2005.-212 с.
  125. JI.B. Словарь по социальной педагогике. М.: Академия, 2002.-363 с.
  126. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  127. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 190 с.
  128. Е.В. Роль смысложизненных ориентаций в системе профессиональной подготовки студентов педвузов. // Мир психологии. 2001. — № 2.
  129. Е.В. Смысложизненные ориентации как фактор личностной подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. -М., 2002. 24 с.
  130. .М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., 1994. — 153 с.
  131. Г. О социальной адаптации к деятельности. // Психологически журнал. 2002. — № 5.
  132. Г., Фролов А. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов. // Высшее образование в России. 2003. № 4.
  133. Мелик-Пашаев А. А. Акмеология и творчество: к постановке проблемы. // Мир психологии. 1999. № 2. С. 23−29.
  134. В.Д. Психология девиантного поведения. М.: МедПРЕСС, 2001.-427 с.
  135. С.А. Саморазвитие человека в профессии: Монография. Екатеринбург, 2006. — 259 с.
  136. М.С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный. М., 2004. — 253 с.
  137. Г. В. Психологические условия восстановления здоровья педагогов: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2002, — 18 с.
  138. Л.М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Флинта, 2001. — 190 с.
  139. Л.М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: Академия, 2005. — 368 с.
  140. Л.М. Психология профессионального развития учителя: Дисс.. д.-ра психол. наук: 19.00.01. / Росс. акад. образ., Психол. ин.-т. М., 1995. — 408 с.
  141. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.-201 с.
  142. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: Учебное пособие. М.: МПСИ, 2003. — 400с.
  143. Л.М. Психология труда и профессионального развития личности: Учебное пособие. М.: Академия, 2004. — 320 с.
  144. Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999. — 192 с.
  145. Л.М. Учитель как личность и профессионал: психологические проблемы. М., 1994. — 216 с.
  146. Л.М. Психология развития и здоровья педагога: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности (часть 1). // Вестник образования России.-2005.-№ 6.-76 с.
  147. Митина J1.M. Психология развития и здоровья педагога: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности (часть 2). // Вестник образования России. -2005. -№ 7.-80 с.
  148. Л.М., Ефимова Н. С. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Флинта, 2003. — 144 с.
  149. Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя. // Вопросы психологии. 1998. № 3. С.3−16.
  150. Е. Ловушка для тех, кто никогда не ошибается: Синдром «эмоционального сгорания» в профессиональной деятельности учителя. // Педология. 2000. № 3. С.26−27.
  151. В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценно-стно-потребностной сферы личности: Автореф. дисс.. д.-ра психол. наук: 19.00.01. / Росс. акад. образ., Ин.-т образования Сибири, Дал. Востока и Севера. Новосибирск, 1999. — 45 с.
  152. А.В. Креативность преподавателя высшей школы. М.: МГСУ, 2002.
  153. В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности. // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 121 -128.
  154. Н.Б. Личностно-профессиональные деформации учителя. Хабаровск, 2004.- 144 с.
  155. Н.Б. Трансформации риска личностно-профессиональных деформаций учителя в ресурс развития: педагогическое обеспечение: Дисс.. д. ра пед. наук: 13.00.08. / Хабаровский гос. пед. ун.-т. Хабаровск, 2005. — 431 с.
  156. С.С. Психологические барьеры и барьероустойчивость в профессиональной деятельности учителя: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.13./ Астрахан. гос. ун.-т. М., 2004. — 229 с.
  157. В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. — 287 с.
  158. Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М.: МГУ, 1988.-80 с.
  159. Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека. // Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 116−125.
  160. Э. Федеральная система повышения квалификации: проблемы и перспективы развития. // Народное образование. 1999. № 7−8. С. 5−14.
  161. Н.Н. Профессионально-личностное самоопределение учителя как психолого-педагогическая проблема. // Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности: Сб. стат. / Под ред. Никитиной Н. Н. Ульяновск, 1998.-С.28−39.
  162. О.Н. Динамика изменения ценностно-смысловой сферы личности в процессе профессионального становления: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2002. — 16 с.
  163. Н.Б. Социальный портрет преподавателя провинциального вуза: Автореф. дисс.. канд. филос. наук: 22.00.06. / Тамбов, гос. ун.-т им. Г. Р. Державина. Тамбов, 1999. — 19 с.
  164. Образование взрослых: опыт и проблемы. / Под ред. С. Г. Вершловского. -СПб., 2002.-167 с.
  165. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. — 224 с.
  166. В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дисс. .д.-ра психол. наук: 19.00.03. Ярославль, 2005. — 449 с.
  167. А.В. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. / С.-Петерб. гос. акад. физ. Культуры им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. -23 с.
  168. Н.В. Образ преподавателя в сознании студентов гуманитарных вузов: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 2003. — 23 с.
  169. Педагогика и психология: Учебное пособие. / Под ред. Бодалева А. А, Сластенина В. А. М., 2002.
  170. М.Д. Кризисы профессиональной жизни в контексте развития взрослых: Дисс. .канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2004. — 235 с.
  171. В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов. // Вопросы психологии. 1986. № 3. С.133−143.
  172. JI.A. К вопросу о своеобразии социализации личности. // Мир психологии. 1999. № 2. С.29−32.
  173. JI.A. О некоторых характеристиках компетентности студентов. // Психологическая служба вуза (принципы, опыт работы): Сб. науч. трудов. /Отв. ред. Б. Б. Коссов. М.: НИИ ВО, 1993.
  174. В.В. Проблема целостной индивидуальности. // Психология в ВУЗе.-2006. № 1.С.З-25.
  175. А.А. Влияние трудовой занятости на психическое здоровье человека на этапах профессионализации: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.03, 19.00.13. Екатеринбург, 2005.- 178 с.
  176. В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества. // Педагогика. 1997. № 5. С. 97−103.
  177. К.В. Смысложизненные ориентации как фактор профессионального развития педагога: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.13. / Росс. Акад. Образов., Психол. ин.-т. М., 2004. — 22 с.
  178. Ю.П. Профессиональное становление личности: Автореф. дисс. д.-ра психол. наук: 19.00.07, 19.00.03.-М., 1999.-39 с.
  179. JI.A. Психология личности вузовского преподавателя. -Тверь, 1995.-99 с.
  180. В.П. Методология, теория и педагогические технологии преодоления профессиональной деформации руководителей социальнокультурных учреждений: Автореф. дисс.. д.-ра пед. наук.: 13.00.05. / Моск. гос. ун.-т культуры. М., 1998. — 52 с.
  181. В.П. Профессиональная деформация руководителя. М.: Б.и., 1997.-96 с.
  182. Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем. -Белгород, 1999.-352 с.
  183. Подымова J1.C., Можар Н. Е. Креативная парадигма образования в исследованиях научной школы В. А. Сластенина. // Известия РАО. 2000. № 3. С. 3144.
  184. М. Личностное знание: на пути к посткритической философии (пер. с англ.). М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
  185. О.Н. Психологические детерминанты профессионального самосознания педагога: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07. Ставрополь, 2005.-208 с.
  186. О.Г. Акмеологические условия формирования профессионального мастерства преподавателей вузов: Дисс. .канд. пед. наук: 19.00.13. -Ульяновск, 2006. 325 с.
  187. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности.-М.МГУ, 2003.- 112 с.
  188. Профессиональная деформация и проблемы профессионализма: Материалы научно-практической конференции. / Под ред. В. П. Подвойского. М.: МГСУ, 2001. — Вып.З. — 64 с.
  189. Профессиональная деформация и проблемы профессионализма: Материалы научно-практической конференции. / Под ред. В. П. Подвойского. М.: МГСУ, 2002. — Вып.4. — 47 с.
  190. Профессиональная деформация и проблемы профессионализма: Материалы научно-практической конференции. / Под ред. В. П. Подвойского. М.: МГСУ, 2002. — Вып.5. — 70 с.
  191. Профессиональная деформация и проблемы профессионализма: Материалы научно-практической конференции. / Под ред. В. П. Подвойского. М.: МГСУ, 2003. — Вып.6. — 57 с.
  192. Профессиональная деформация и проблемы профессионализма- Материалы научно-практической конференции. / Под ред. В. П. Подвойского. М.6 МГСУ, 2003. — Вып.7. — 65 с.
  193. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие. М.: Академия, 2001. — 476 с.
  194. Психологическая служба вуза: принципы, опыт: Сб. науч.тр. НИИ высшего образования. / Отв. ред. Б. Б. Коссов. М.: НИИВО, 1993. — 212 с.
  195. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция: Тезисы докладов. / Под ред. В. А. Лабунской и др. Ростов-н/Д., 1990. — 206 с.
  196. Психология здоровья. / Никифоров Г. С., Ананьев В. А., Гурвич И. Н. и др.- Под общ. ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000. — 496 с.
  197. Психология развития: Учебное пособие. /Под ред. Т. Д. Марцинковской. -М.: Академия, 2001. 352 с.
  198. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике: Сб. науч. трудов. СПб.: Росс. гос. пед. ун.-т им. А. И. Герцена, 2000. — 171 с.
  199. П., Педаяс М.-И. Напряжение, стресс и тревожность в работе учителя. // Студенты и учителя: Учебный материал. (Пер. с эст.). / Сост. М,-И.Педаяс. Таллинн, 1990.-С. 125−140.
  200. И.П. Диагностика педагогической компетентности: Методические советы. Пятигорск, 1990. — 54 с.
  201. Pea В., Педаяс М.-И. О здоровье и самочувствии учителя. // Студенты и учителя: Учебный материал. (Пер. с эст.). / Сост. М.-И.Педаяс. Таллинн, 1990.
  202. Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития // Вопросы философии. 2002. — № 5.
  203. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-н/Д., 1994. -239 с.
  204. Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал.- 2002. -Т.23. № 3. С. 85−95.
  205. Россия, муниципальная власть, образование: на пороге III тысячелетия: Сб. статей. Краснодар, 2000. — 176 с.
  206. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. М., 1976. — 415 с.
  207. Е.В. Социально-психологические деформации личности учителя. // Мир психологии. 1999. — № 2. С. 169−174.
  208. Е.В. Деформация Я-концепции как предмет социально-психологической виктимологии: опыт экспериментального исследования. Новосибирск, 2002. — 58 с.
  209. В.Г. Синергетический подход к образованию. Теоретико-методологический аспект. // Педагогическая мысль и образование XXI века: Материалы междунар. науч.-практ. конференции. / Под ред. В. Г. Рындак. -Оренбург, 2000. 4.1. С. 40−51.
  210. Самоорганизация в природе и обществе: философско-методологические очерки. / Ответ, ред. Михайловский В. Н. СПб., 1994. — 127 с.
  211. Н.В. К проблеме манипуляции в педагогической деятельности (терминологический анализ, практические процедуры защиты). // Школа здоровья. 1996. — Т.З. № 1. С. 57−66.
  212. Н.В. Психотерапевтическая помощь учителю. // Частная школа.-1997. № 4. С. 44−57.
  213. М.В. Психологические аспекты профессиональной деформации личности сотрудников ОВД: Дипломная работа. / Рязанский институт права и экономики. Рязань, 2000. — 78 с.
  214. О.А. Профилактика эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации учителя: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07. -М., 2006.- 186 с.
  215. В.В. Актуальные вопросы исследования проблемы саморегуляции личности. // Педагогическая мысль и образование XXI века: Материалымеждунар. науч.-практ. конференции. 4.1. / Под ред. В. Г. Рындак. Оренбург, 2000.
  216. П.В. Сознание и сопереживание. // Психологический журнал. -1996. Т. 17. № 3.
  217. А.Н. Я-эгоцентризм или зависимость? Индивидуализм или взаимозависимость? Одиночество или самодостаточность? // Мир психологии. 2002. — № 2.
  218. В.А. Профессиональное саморазвитие учителя. // Известия РАО. 2000. — № 3. С. 80−88.
  219. В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога. // Педагогическое образование и наука. 2000. № 1. С. 37−38.
  220. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2004. — 480 с.
  221. JI.B. Влияние профессионального стажа на устойчивость к психологическому стрессу учителя средней школы. // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Сб. науч. трудов. -СПб., 2000. С.74−83.
  222. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. М.: Ин.-т приклад. психологии, 1998. — 511 с.
  223. В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя: Автореф. дисс. .д.-ра психол. наук: 19.00.07. -М., 1998.-49 с.
  224. П. А. Общедоступный учебник социологии: Статьи разных лет. -М., 1994.-560 с.
  225. Т.В. Гуманистические ориентиры развития образовательной системы. // Вестник МГУ, серия 7. Философия. 2002. — № 5.
  226. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Роспедагенст-во, 1997.-33 с.
  227. Л.А. Философия и история образования. М.: Флинта, 1999. -272 с.
  228. Е.В. Развитие индивидуального сознания как предмет исследования экспериментальной психологии. // Психологический журнал. 2002. -Т. 23. № 4. С.90−102.
  229. Э.Э. Профессионально обусловленные деструкции педагогов. // Мир психологии. 2004. № 3. С. 202−207.
  230. C.JI. Преодоление профдеформации руководителя как фактор оздоровления семейных отношений: Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02./ Ин.-т пед.соц.работы РАО. М., 2002. — 20 с.
  231. С. Психогигиена в формировании профессионального здоровья. // Студенты и учителя: Учебный материал. (Пер. с эст.). / Сост. М.-И.Педаяс. -Таллинн, 1990.
  232. В. В. Прогностическая модель выпускника специалиста XXI века. // Профессионал. — 1998. — № 8−9. С. 6−7.
  233. И.В. Социально-психологическая специфика диагностики и коррекции профессионально-личностной деформации медицинских сестер: Автореф. дисс.канд. психол. наук: 19.00.05. /Яросл.гос.универ. им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2002. — 22 с.
  234. Р.Х. Системный подход в экспериментально-прикладной психодиагностике характеристик субъекта профессиональной деятельности: Дисс.. д.-ра психол. наук: 19.00.03. / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2001. — 435 с.
  235. С.В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.04. /Томский гос. ун.-т. Томск, 2001. — 22 с.
  236. А.А. Доминанта. М.: Наука, 1966. — 274 с.
  237. И.Н. Психолого-педагогические условия становления субъекта самоизменения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07. / Психол. ин.-т Росс. акад. образования. М., 2001. — 23 с.
  238. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации. // Вопросы психологии. 1997. — № 2.
  239. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной деформации учителя. // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57−64.
  240. Функциональная неграмотность и профессиональная некомпетентность как факторы риска современной цивилизации и роль непрерывного образования взрослых в их преодолении: Тезисы к семинару. / Под ред. Онушкина В. Г. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1990. — 123 с.
  241. В.Л. Феномен активности в развитии личности: Дисс. .д.ра психол. наук: 19.00.13. / Моск. психол.-социальн. ин.-т. -М., 2001.-413 с.
  242. М.К. Условия становления личностной состоятельности будущего профессионала: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2004. — 24 с.
  243. И.П. Представления студентов об имидже преподавателя ВУЗа: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2002. — 20 с.
  244. В.П. Отечественная лекторская школа выдающееся явление духовной жизни России. // Педагогика. — 1995. — № 2. С. 94−97.
  245. Что должны знать учителя: знания, умение и нравственные ценности хорошего педагога: Сбк. статей (Пер. с англ.). / Под ред. Д.Дилла. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 336 с.
  246. В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  247. В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии. 1999. -№ 2.
  248. В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни. // Вопросы психологии. 2003. — № 3. С. 3−15.
  249. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
  250. Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления. // Вопросы психологии. 2003.-№ 5. С. 18−33.
  251. P.M. Личность субъекта учебной и педагогической деятельности. Саратов, 1999. — 118 с.
  252. P.M. Самоактуализация учителей и удовлетворенность жизнедеятельностью и собой. // Мир психологии. 2002. — № 2.
  253. А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: Автореф. дисс.. д.- ра психол. наук: 19.00.01. Новосибирск, 2000. — 40 с.
  254. О.Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности (на материале педагогического труда): Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. / Барнаул, гос. пед. ун.-т. Барнаул, 1998. -22 с.
  255. Л.Ф. Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии: Автореф. дисс.. д.-ра психол. наук: 19.00.13. / Калуж. гос. пед. ун.-т. Калуга, 2002. — 41 с.
  256. Л. Профессиональная помощь учителю. // Народное образование. 1999. № 7−8. С. 77−81.
  257. С.К. Профессиональная деформация личности учителя. // Из опыта работы практических психологов: Сбк. науч. трудов. / Под ред. О. Н. Усановой. М., 1997. — С. 75−84.
  258. Ю.З. Акмеологические особенности деформации личностно-профессионального развития руководителей: Дисс.. канд. психол. наук: 19.00.13.-М., 2005.-261 с.
  259. Ю. Речевая агрессия учителя: пути преодоления. // Народное образование. 1999. № 7−8. С. 270−272.
  260. А.Г. Преподаватель московского вуза: социально-экономическое положение, проблемы и ожидания. М.: Центр прикл. социол. и психологии, 1996. — 99 с.
  261. Е.В. Содержание и методы преодоления профессиональной деформации учителя в работе педагога-психолога: Дисс. .канд. пед. наук: 13.00.01.- Екатеринбург, 2000. 184 с.
  262. И.С. О диагностической функции в обучающих программах. // Психологическая служба вуза (принципы, опыт работы): Сб. науч. трудов. -М., 1993.
  263. Cherniss С. Long-term consequences of burnout: an exploratory study // Journal of organizational behavior. 1992. № 13. P. 1−11.
  264. Farren C. Who’s Running Your Carrier? Creating Stable Work in unstable times. Austin., 1997. — 341 p.
  265. Maslach C. Job burnout // Annual. 2001.
  266. Rowe M.M. Hardiness as a stress mediating factor of burnout among healthcare providers // American Journal of Health Studies. 1998. V. 14, Issue 1.
  267. Ross R., Altmaier E. Handbook of Counseling for Stress at Work. London: Sage Publication.- 1999.
Заполнить форму текущей работой