Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Соотношение творческих и акмеологических способностей государственных служащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С.Л.Рубинштейн) — выявлены индивидуальные различия в формировании способностей и их проявлениях в различных видах деятельности (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов) — раскрыта сущность способностей как совокупности индивидуальных качеств и свойств, обеспечивающих успешность выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей (Б.М.Теплов) — было введено понятие «общие» и «специальные» способности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования 15 проблемы соотношения творческих и акмеологических способностей государственных служащих
    • 1. 1. Проблема общих и специальных способностей в 15 современной психологической литературе
    • 1. 2. Природа творческих способностей: их сущность и 34 структура
    • 1. 3. Сущность акмеологических способностей, их 59 соотношение с творческими способностями
  • Глава II. Психологические исследования творческих и акмео- 80 логических способностей государственных служащих и определение путей их дальнейшего развития
    • 2. 1. Методы и инструментарий исследования
      • 2. 1. 1. Разработка методики
      • 2. 1. 2. Констатирующий эксперимент
      • 2. 1. 3. Формирующий эксперимент
    • 2. 2. Результаты исследования
      • 2. 2. 1. Состояние творческих и акмеологических способ- 98 ностей государственных служащих, их соотношение (результаты констатирующего эксперимента)
      • 2. 2. 2. Результаты формирующего эксперимента

Соотношение творческих и акмеологических способностей государственных служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современных условиях во многих сферах жизнедеятельности социума сложилось реальное противоречие между острой потребностью в высоко эффективном государственном управлении, как факторе подъема экономики и культуры страны, и недостаточным уровнем профессионализма части кадров государственной службы.

В условиях реорганизации сферы управления научно обоснованные технологии оптимизации управленческой деятельности часто остаются не реализованными, а способности и творческий потенциал работников — не востребованными. В силу этого уровень профессионализма и деловой компетентности кадров продолжает быть во многом неадекватным характеру решаемых в сфере управления задач, а способности к профессиональному самосовершенствованию развиваются слабо.

Это обусловливает актуальность исследования творческих и акмеологических способностей государственных служащих, их сущности и структуры, тенденций формирования и развития. Особенно важным представляется исследование соотношения творческих и акмеологических способностей с целью выявления оптимальных путей их формирования.

Состояние проблемы исследования.

Проблема творческих способностей является предметом пристального внимания ученых-психологов, педагогов и рассматривается в общем контексте теории способностей, разработанной в отечественной психологии. В трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, C. JL Рубинштейна, Б. М. Теплова проблема способностей получила фундаментальную теоретико-методологическую разработку. Был обоснован личностно-деятельностный подход к дальнейшему исследованию проблемы способностей как наиболее полно раскрывающий их психологическое содержание (Б.Г. Ананьев,.

С.Л.Рубинштейн) — выявлены индивидуальные различия в формировании способностей и их проявлениях в различных видах деятельности (А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов) — раскрыта сущность способностей как совокупности индивидуальных качеств и свойств, обеспечивающих успешность выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей (Б.М.Теплов) — было введено понятие «общие» и «специальные» способности, выявлена их диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность, показан не линейный, а спиралевидный характер развития способностей (С.Л. Рубинштейн) — раскрыта роль способностей как фактора развития личности (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В.Н.Мясищев) — намечены теоретические, методологические и методические подходы к дальнейшему исследованию различных аспектов проблемы способностей (А.А. Бодалев).

Применительно к конкретным профессиям проблема творческих способностей наиболее обстоятельно разработана в педагогической сфере — творческие способности учителей, преподавателей ПТУ, тренерского состава, учащихся (В.И. Андреев, Ф. Н. Гоноболин, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, А.К. Маркова).

В акмеологии разрабатывается ряд методологически значимых положений, в которых обозначены подходы к анализу сущности акмеологических способностей и их роли в повышении уровня профессионализма, в том числе профессионализма государственных служащих (А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, Г. С. Михайлов, Ю. В. Синягин, Л. А. Степнова и другие).

В то же время специальные исследования, раскрывающие сущность, компонентную структуру, соотношение творческих и акмеологических способностей, их влияние на рост профессионализма государственных служащих пока не проводились. Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность определили тему, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования: выявить уровень развития и взаимообусловленность творческих и акмеологических способностей государственных служащих.

Объект исследования: творческие и акмеологические способности государственных служащих.

Предмет исследования: соотношение и развитие творческих и акмеологических способностей государственных служащих.

Гипотезы исследования.

1. Творческие и акмеологические способности имеют как специфическую структуру, так и некоторые общие компоненты, благодаря которым становится возможным преобразование творческих способностей в акмеологические.

2. Творческие и акмеологические способности по-разному соотносятся друг с другом у начинающих и опытных специалистов.

3. Акмеологические способности государственных служащих в ходе профессионального развития формируются позднее творческих способностей и на их основе.

4. Развитие творческих и акмеологических способностей государственных служащих зависят от их возраста, опыта и стажа профессиональной деятельности, а также от профессионального прошлого — характера предыдущей профессиональной деятельности.

Задачи исследования.

1. Разработать сущность и структуру творческих и акмеологических способностей, конкретизировать их применительно к государственным служащим.

2. Раскрыть соотношение творческих и акмеологических способностей государственных служащих.

3. Разработать показатели оценивания творческих и акмеологических способностей.

4. Выявить состояние творческих и акмеологических способностей государственных служащих в зависимости от их социально-демографических и профессиональных характеристик (пол, возраст, образование, стаж работы, уровень переподготовки, характер профессионального прошлого).

5. Разработать практические рекомендации по развитию творческих и акмеологических способностей государственных служащих.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

— психологические принципы деятельностного опосредования, единства сознания и деятельности, детерминизма, системности, содержащиеся в трудах отечественных психологовположения о личностной и деятельностной обусловленности способностей (Б.Г.Ананьев, В. Н. Мясищев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов) — об освоении способностей к деятельности, накопленных в общественном опыте (А.Н.Леонтьев) — о взаимосвязи и взаимообусловленности общих, специальных и профессиональных способностей (А.Г. Ковалев, Н. В. Кузьмина, К. К. Платонов, В.Д. Шадриков) — о развитии способностей и об индивидуальной мере их выраженности (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков) — о трансформации потенциальных способностей в актуальные в процессе конкретной деятельности, обусловленности проявления и развития творческих способностей субъекта деятельности целенаправленным, творческим характером труда (Т.И.Артемьева, В. Г. Асеев, К.К. Платонов);

— подходы к осмыслению психологической природы творческих способностей, отражающие роль знаний, опыта и инициативы субъекта деятельности в формировании и развитии способностей к совершенствованию деятельности (Д.Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, А. Г. Ковалев, Я. А. Пономарев, А.Н. Лук) — разрабатываемое в контексте акмеологии понимание способностей и их роли в достижении вершин развития человека (К.А.Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, Н.В. Кузьмина) — акме в личностном развитии и становлении индивидуальности человека (В.Н. Маркин, JI.A. Степнова) — профессионализма, профессиональных способностей и акме в профессиональном развитии человека (А.К. Маркова) — управленческой акмеологии (О.С. Анисимов, Ю.В. Синягин) — эффективности государственного управления как фактора стабильного и устойчивого развития общества (А.А. Деркач).

Учитывая сложность и многогранность проблемы, мы ввели методологическое ограничение в ее исследовании и анализировали творческие и акмеологические способности применительно к профессиональной деятельности государственных служащих.

Методы исследования.

В диссертационном исследовании использовались: теоретический анализ литературных источниковэмпирические методы — анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, интервьюирование, метод самооценок и экспертных оценок. В качестве методов формирующего эксперимента были выбраны тренинговые занятия. Для обработки эмпирических данных применены средства математической статистики.

Эмпирическая база: исследования проводились в 2002;2003 гг. в рамках естественного эксперимента в департаментах и комитетах по делам финансов и здравоохранения г. Москвы, а также — в РАГС при Президенте РФ при получении слушателями второго высшего образования (по профилю государственной службы).

Достоверность полученных материалов обеспечены теоретико-методологическим обоснованием методикнадежностью и валидностью включенных в нее взаимодополняющих методоврепрезентативностью выборки массива респондентов.

В констатирующем эксперименте приняло участие 372 человека, в формирующем — 32.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна:

1. Разработаны сущность творческих и акмеологических способностей и их пятикомпонентная структура, характерная для профессиональной деятельности государственных служащих. Раскрыто психологическое содержание творческих и акмеологических способностей.

2. Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено соотношение (корреляционные связи, взаимовлияние и взаимообусловленность) творческих и акмеологических способностей государственных служащих: акмеологические способности развиваются на основе творческихтворческие способности при определенных условиях и степени развитости преобразуются в акмеологические.

При преобразовании творческих способностей в акмеологические формируются некоторые общие их компоненты, которые создают возможность для дальнейшего преобразования творческих способностей в акмеологические. Это способность к целеустремленному совершенствованию организации своей профессиональной деятельностиспособность брать на себя больше в процессе решения профессиональных задач, чем это определено штатными инструкциямиспособность быть уверенным в своих силах, основанная на анализе и оценке своего личностного и профессионального опытаспособность человека как носителя социальных отношений учитывать при выборе путей развития и самосовершенствования своих качеств профессионала реальные интересы общества.

Творческие и акмеологические способности обеспечивают разные параметры успешности деятельности, по-разному влияя друг на друга, усиливая общее воздействие на результат.

3. Впервые осуществлена разработка конкретных показателей оценивания творческих и акмеологических способностей. Они выражают сущность каждой из этих способностей и могут служить оценочными критериями уровня их развитости в ходе психологической диагностики.

4. Впервые на значительном эмпирическом материале показано состояние творческих и акмеологических способностей государственных служащих, тенденции их изменения в процессе профессионального развития. Выявлены тенденции: а) роста выраженности их компонентов в зависимости от возраста, опыта и стажа профессиональной деятельности, а также — в зависимости от соответствия базовой подготовки, характера профессионального прошлого человека содержанию выполняемых им функций в сфере государственной службыб) опережающего развития компонентов творческих способностей, содержанием которых является познавательная деятельность и формирование багажа общих и профессиональных знаний, а также — компонентов акмеологических способностей, связанных с реализацией интеллектуального потенциала и интенсификацией профессиональной деятельности.

5. Разработаны рекомендации по усилению роли различных форм подготовки и переподготовки государственных служащих в развитии их творческих и акмеологических способностей.

Практическая значимость результатов исследования.

Разработанные автором положения о сущности и структуре акмеологических способностей, их соотношении, взаимовлиянии и взаимообусловленности могут быть использованы в качестве самостоятельного блока психологической программы подготовки и переподготовки государственных служащих, как основа для проведения мониторинга профессионального развития государственных служащих, включая состояние их творческих и акмеологических способностей.

Использованные в ходе исследования авторские программы тренингов «Развитие творческих способностей государственных служащих» и «Развитие акмеологических способностей государственных служащих» могут применяться в процессе повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих.

Введенные показатели развитости творческих и акмеологических способностей и методика их применения могут быть использованы органами государственного управления при профотборе государственных служащих.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях проблемных групп и «круглых столов», аспирантских психолого-акмеологических чтениях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, конференциях РАГС при Президенте РФ, РУДН в 2002 — 2003 учебных годах. Теоретические и эмпирические результаты исследования легли в основу спецкурса «Роль творческих и акмеологических способностей в становлении профессионализма государственных служащих», прочитанного в Российской таможенной академии и включенного кафедрой управления и психологии в программу основного курса психологии. Со слушателями выпускного курса этой академии проведены тренинги, направленные на развитие их творческих и акмеологических способностей. В Институте стратегических исследований и Фонде поддержки исследований проблем безопасности Евразии прочитаны лекции о развитии творческих и акмеологических способностей, на основе которых для сотрудников Института и Фонда начал работать постоянно действующий спецсеминар. и.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Сущность творческих способностей государственных служащих в профессиональной деятельности состоит в обеспечении инновационного характера их труда — нахождения новых, нестандартных способов деятельности и оптимального решения профессиональных задачпостановки на основе достигнутого новых задач, что способствует непрерывности творческого развития личности, совершенствованию ее качеств как субъекта профессиональной деятельности.

Сущность акмеологических способностей в профессиональной деятельности заключается в обеспечении достижения вершин профессионализма и гармоничного саморазвития человека как субъекта деятельностиактуализации мыслительного поискового процесса с целью нахождения способов оптимального решения профессиональных задач, поддержания восходящего вектора развития профессиональной деятельностиформирования на этой основе устойчивого стремления к профессиональному самосовершенствованию.

В структуре комплекса творческих способностей в профессиональной деятельности нами выделены следующие компоненты: а) способность видеть альтернативы, взглянуть на проблему с разных сторонб) способность находить принципиально новые задачи, никогда не стоявшие ранее перед данным субъектом деятельности и данным видом профессиональной деятельностив) способность при нахождении новых задач профессиональной деятельности и выработке технологий их реализации выходить за пределы собственного профессионального опыта, учитывать и использовать опыт сопредельных сфер для решения новых, усложненных задачг) умение критически взглянуть на старые и новые идеид) способность увидеть и оценить творческий подход к определению задач и способов профессиональной деятельности у других людей.

В структуре акмеологических способностей в профессиональной деятельности выделены следующие компоненты: а) способность к достижению человеком максимально высокой степени профессионального развития, возможного для данного отрезка времениб) способность предвидеть ситуации неравновесных состояний, точки бифуркации в своем профессиональном развитиив) способность самому создавать условия (среду) для реализации восходящего вектора своего профессионального развитияг) способность содействовать реализации восходящего вектора развития профессиональной деятельности коллег по совместному труду, сохраняя при этом свой собственный творческий потенциалд) способность находить принципиально новые способы интенсификации процесса профессионального развития в рамках его восходящего вектора.

2. Соотношение творческих и акмеологических способностей заключается в том, что акмеологические способности формируются на основе творческих: по мере развития творческих способностей в них накапливаются потенциальные акмеологические элементы, которые по достижении определенного уровня развитости преобразуются в акмеологические способности, то есть акмеологические способности формируются на основе творческих и, опираясь на акмеологические механизмы самосовершенствования и саморазвития, саморегулирования и самоконтроля, выкристализовываются из них. Акмеологические способности государственных служащих в профессиональной сфере тем полнее, чем более развиты их творческие способности.

3. Разработанные конкретные показатели оценивания творческих и акмеологических способностей апробированы в данном исследовании. Применительно к творческим способностям в диссертации выделены следующие показатели: а) уровень развитости познавательной инициативыб) устойчивость стремления к познанию новогов) понимание значимости опыта сопредельных профессиональных сферг) развитость критического анализа своего интеллектуального багажа и его пополненияд) понимание важности творческого подхода к делу каждого из коллег и содействия его становлению для повышения эффективности совместной профессиональной деятельности.

Показателями акмеологических способностей являются: а) уровень использования своего творческого потенциалаб) уровень предвидения неравновесных состоянийв) развитость самопрогнозированияг) уровень владения технологиями позитивного профессионального поведенияд) устойчивость стремления к интенсификации процесса профессионального развития в рамках его восходящего вектора.

4. Эмпирические данные нашего исследования показывают, что акмеологические способности, формируясь на основе творческих способностей, проявляются и развиваются в ходе профессионального развития несколько позднее. У обследованных нами респондентов творческие способности к своему высшему уровню развития приходят в возрастной группе 36−40 лет, а акмеологические способности достигают этого уровня по сравнению с творческими спустя два условных возрастных интервала, что составляет около десяти лет, то есть примерно к 46−50 годам.

Полнота и выраженность компонентов творческих и акмеологических способностей у человека тем устойчивее, чем более соответствуют базовая подготовка государственного служащего и его профессиональное прошлое (из какой сферы деятельности человек пришел в государственную службу данного профиля) содержанию выполняемых им в настоящее время профессиональным функций.

5. Важным условием развития творческих и акмеологических способностей государственных служащих является востребованность их знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности. Отсутствие их востребованности является фактором, тормозящим развитие этих способностей. С учетом этого разработаны рекомендации по усилению роли подготовки и переподготовки государственных служащих в развитии их творческих и акмеологических способностей. В том числе разработана и апробирована программа тренинга, включающая группы упражнений, направленных на развитие и совершенствование творческих и акмеологических способностей государственных служащих, повышение результативности их профессиональной деятельности.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст диссертации сопровождается таблицами, диаграммами, рисунками. В списке литературы 185 источников.

2.2 Результаты исследования.

2.2.1. Состояние творческих и акмеологических способностей государственных служащих, их соотношение результаты констатирующего эксперимента).

Анализ и оценка состояния творческих и акмеологических способностей осуществлялась на основе данных математической обработки полученных эмпирических материалов в три этапа: а) выделение качественных показателей развитости компонентов творческих и акмеологических способностей: в качестве этих показателей были взяты смыслообразующие компоненты той или иной способности (см. разделы 1.2 и 1.3 настоящей диссертации). б) определение (методом статистической обработки) средних значений каждого показателя, отражающих меру выраженности тех или иных компонентов творческих и акмеологических способностейв) статистические способы анализа взаимосвязей полученных данных, раскрывающий степень сопряженности различных показателей, найденных на двух первых этапах, самооценок респондентов и экспертных оценок.

Для конкретизации аналитико-диагностических процедур на первых двух этапах, исходя из пяти компонентной структуры творческих и акмеологических способностей, разработанной в диссертации, были выбраны 16 показателей, выражающих сущность, смысловое ядро каждой из этих способностей и способствующих возможности их квантификации. 12 из них относятся к творческим и акмеологическим способностям и 4 — общие, относящиеся к тем и другим. Они вычислены по формуле «математического ожидания» [116, с.29] на базе определенных альтернатив опросника. Наша оценка каждой альтернативы в средних баллах (1 — 10) прошла проверку у 26 независимых экспертов из РГТУ им. К. Э. Циолковского и научных медицинских учреждений.

Применительно к компонентам творческих способностей выделены следующие показатели.

Мтв1* - уровень познавательной инициативы. Этот показатель выражает развитость возможностей человека охватывать всю полноту проблем, обусловленных спецификой профессии на данном этапе.

Мтв2 — устойчивость стремления к познанию нового. Предполагает неограничиваемость приобретения новых знаний, наличие навыков их рационального применения.

М тв1 — знаковый индекс обозначения показателя творческой способности № 1, где М — обозначение «математического ожидания», тв — принадлежность к творческим способностям и порядковый номер способности согласно их разработке в 1.2 и 1.3 диссертации. Далее следуют Мтв2, МтвЗ и т. д., Так же обозначаются знаковые индексы акмеологических способностей: Макм1, Макм2, МакмЗ и т. д., а также — общих для тех и других компоненты Mol, Мо2 и так далее.

МтвЗ — понимание значимости опыта сопредельных профессиональных сфер. Выражает понимание человеком сущности объективной связи различных управленческих сфер деятельности, возможности их позитивного взаимовлияния.

Мтв4 — развитость критического анализа своего интеллектуального багажа rf его пополнения. Наличие этого компонента способствует нахождению оптимальных путей решения профессиональных задач.

Мтв5 — понимание важности творческого подхода к делу каждого из коллег для повышения эффективности коллективной профессиональной деятельности и активное содействие этому.

Метв — суммарный показатель полноты элементов творческих способностей у респондентов.

Применительно к компонентам акмеологических способностей выделены следующие показатели.

Макм1 — уровень использования своего творческого потенциала. Выражает реальные предпосылки достижения человеком максимально высокой степени профессионального развития через постоянное пополнение знаний с учетом перспективы, ненасыщаемость знаниями, их синтезирование, обогащение новыми идеями, постоянное конкретное их применение, а также — постоянный самоанализ на полноту использования знаний и опыта.

Макм2 — уровень предвидения неравновесных состояний. Раскрывает реальные возможности преодоления кризисных периодов в профессиональном развитии.

Макмз — развитость самопрогнозирования. Показывает возможность реализации человеком восходящего вектора профессионального развития.

Макм4 — уровень владения технологиями позитивного внутриколлективного поведения. Выражает возможность содействия реализации восходящего вектора развития коллегами.

Макм5 — устойчивость стремления к интенсификации процесса профессионального развития в рамках восходящего вектора. Отражает регулярный самоанализ владения профессиональными технологиями с целью выявления более результативных из них и их практического использования.

Мхакм — суммарный показатель полноты элементов акмеологических способностей.

Применительно к общим компонентам творческих и акмеологических способностей выделены следующие показатели:

Moi — уровень целеустремленности.

Мо2 — уровень вовлеченности в решение профессиональных проблем (как результат и показатель развитости профессионализма работника).

Моз — уровень уверенности в собственных силах, в себе как в профессионале.

Мо4 — уровень самоотдачи в профессиональной деятельности.

Определялся средний показатель выраженности каждого компонента испытуемого по всей выборке — подсчитывалась сумма совокупных средних баллов по каждому качеству в отдельности, набранных всеми испытуемыми, и находилось среднее геометрическое значений, математическое ожидание.

Мх = Е х (i) / N, где x (i) — значение каждого i-ro случая, причем значение величины i меняется от 1 до N [90, с. 29].

Для составления интервалов, определяющих степень выраженности выделенных качеств респондентов было определено рассеивание значений относительно среднего значения (дисперсия). Величина стандартного отклонения по данному показателю относительно среднего значения вычисляется по формуле:

102 s = yll{x{i)-Mxf/N, где x (i) — значение каждого i случая, причем i меняется от 1 до N, Мх — математическое ожидание, п — число респондентов в выборке [там же].

В зависимости от полученных результатов определяются три интервала: интервал низких значений выраженности показателя — 0 < М < M+S, интервал средних значений M+S, интервал высоких значений M+S < М.

Данные статистической обработки полученного материала заносились в общие сводные таблицы.

Применение указанных методов статистического анализа дает возможность выявить степень выраженности и динамику развития как отдельных показателей творческих и акмеологических способностей, суммарной полноты их компонентов, так и соотношение этих способностей между собой.

В таблицы 2 и 3 сведены данные — в условных баллах — о выраженности тех или иных показателей творческих способностей в зависимости от социально-демографических характеристик.

Эти данные, как результат начальной стадии анализа, создают общую картину выраженности конкретных показателей, отражающие состояние творческих способностей у различных категорий респондентов на момент исследования, а так же — позволяют выявить различия в проявлении творческих способностей молодых и опытных государственных служащих.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации определена сущность творческих и акмеологических способностей. Выделена пятикомпонентная структура творческих и акмеологических способностей государственных служащих как профессионалов.

Теоретически обосновано и эмпирически подтверждено, что акмеологические способности развиваются на основе творческих, оказывая, в свою очередь, обогащающее влияние на их дальнейшее развитие. Полученные экспериментальные данные, показывают, что чем выше в той или иной группе респондентов развиты творческие способности, тем выше и акмеологические. Экспериментально подтверждено и предположение о том, что компоненты творческих и акмеологических способностей по-разному соотносятся друг с другом у специалистов разного возраста и стажа.

Выявлена тенденция возрастания творческих и акмеологических способностей государственных служащих в зависимости от соответствия базовой подготовки, характера профессионального прошлого человека содержанию выполняемых им функций в сфере государственной службы.

Выявлено, что в развитии творческих и акмеологических способностей имеются некоторые общие компоненты, что определяет возможность последующего преобразования творческих способностей в акмеологические. Раскрыто содержание этих компонентов.

Впервые на эмпирическом материале выявлено состояние творческих и акмеологических способностей у государственных служащих, показана их обусловленность поло-возрастными особенностями, уровнем профессиональной подготовки, стажем и характером профессионального прошлого.

Раскрыты основные условия и факторы развития творческих и акмеологических способностей государственных служащих: а) востребованность их знаний, умений, опыта, активности в профессиональной деятельностиб) соответствие профессиональной подготовки и профессионального прошлого характеру сегодняшней деятельностив) обеспечение возможности и стимулирование индивидуального приложения творческих и акмеологических способностейг) регулярная и качественная переподготовка в системе повышения квалификации. Отсутствие этих условий и факторов тормозит развитие творческих и акмеологических способностей государственных служащих.

Создана и апробирована методика диагностики творческих и акмеологических способностей. Впервые разработаны и апробированы конкретные показатели, позволяющие с определенной степенью достоверности измерять и оценивать уровень развитости творческих и акмеологических способностей.

Разработана и апробирована программа тренинга, включающая группы упражнений, направленных на развитие и совершенствование творческих и акмеологических способностей государственных служащих, значительно способствующих повышению результативности их профессиональной деятельности.

Все выдвинутые в диссертации гипотезы теоретически обоснованы и эмпирически подтверждены.

Определены перспективы дальнейшего исследования проблемы творческих и акмеологических способностей, которые в теоретическом плане могут состоять в дальнейшем уточнении, углублении и конкретизации структуры творческих и акмеологических способностейанализе динамики развития творческих и акмеологических способностей по мере профессионального роста государственных служащих на различных этапах становления личности профессионалаопределении путей оптимизации, их влияния на достижение человеком акме. Важным является также дальнейшее изучение сензитивных периодов профессионального развития для выявления закономерностей становления творческих и акмеологических способностей.

Представляется полезным использование материала данного диссертационного исследования в практической работе с руководителями и государственными служащими для формирования у них понимания важности создания необходимых условий, способствующих развитию творческих и акмеологических способностей у работников руководимых ими коллективов.

Разработанные автором положения о сущности и структуре акмеологических способностей, их соотношении, взаимовлиянии и взаимообусловленности могут быть использованы в качестве самостоятельного блока психологической программы подготовки и переподготовки государственных служащих, как основа для проведения мониторинга профессионального развития государственных служащих, включая состояние их творческих и акмеологических способностей.

Использованные в ходе исследования авторские программы тренингов «Развитие творческих способностей государственных служащих» и «Развитие акмеологических способностей государственных служащих» могут применяться в процессе повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих.

Введенные показатели развитости творческих и акмеологических способностей и методика их применения могут быть использованы органами государственного управления при профотборе государственных служащих.

Возможна адаптация предложенных методических рекомендаций по технологии развития творческих и акмеологических способностей для студентов факультетов управления и менеджмента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. -М.: Наука, 1973. — 288 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. -М., 1977.
  3. Абульханова-Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. М., 2002. — 304 с.
  4. Айзенк Ганс Юрген. Проверьте свои способности. М.: Мир, 1972.
  5. Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии. М.: РАГС, 19 988. — 232 с.
  6. Акмеология. Методические и методологические проблемы. Под ред. Н. В. Кузьминой, A.M. Зимичева. СПб.: СпбАА, 2000.
  7. Акмеология. Учебник. Под общей ред. Деркача А. А. М.: РАГС, 2002. -650 с.
  8. Л. Г. и др. Развитие и диагностика способностей/Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. — 177 с.
  9. Н.А., Морозова Н. А., Смятских А. Н. Психодиагностика педагогических способностей. — М., 1994.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности/ В кн.
  11. Проблема способностей. Отв. ред. В. Н. Мясищев. М., 1962. П. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. -М.: Наука, 1977.-380 с.
  12. А. Психологическое тестирование. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1982, кн. 1.-318 е., кн. 2−294 с.
  13. В.И. Эвристика для развития творчества и саморазвития. — Казань, 1992.
  14. В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновац. курс. Учебное пособие. Казань.: Изд. Казан, ун-та, 1996. — 126 с.
  15. О. С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. -М.: РАГС, 1998. 772 с.
  16. О.С. Акмеология мышления. — М., 1997.
  17. Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Наука, 1977. 183 с.
  18. Г. В. Сущность государственной службы. М.: РАГС, 2002. -268 с.
  19. И.И., Маркова А. К., Михайлов Г. С. Соотношение профессиональных способностей к принятию и исполнению решений. М.: Народное образование, 2003. — 103 с.
  20. Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
  21. В.М. Избранные труды по психологии личности. Т.1. -СПб., 1999.
  22. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. Психологический журнал, 1995. — Т. 16, № 5.
  23. Д.Б. «Субъект деятельности» в проблеме творчества. — Вопросы психологии, 1999, № 2.
  24. Д.Б. Психология творческих способностей. -М.: Acdemia, 2002. 320 с.
  25. А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблем способностей. Вопросы психологии, 1984, № 1.
  26. А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М.: Флинта — Наука, 1998. -167 с.
  27. А.А., Рудкевич JL А. Как становятся великими и выдающимися М.: Институт психотерапии, 2002. — 287 с.
  28. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб., 2000.
  29. А. А. Проблемы способностей в советской психологии/ Сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общей и пед. Психологии. Отв. ред. А. А. Бодалев, А. М. Матюшкин-М.: НИИОП, 1984. 144 с.
  30. В.П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология// Синергетика, философия, культура. — М., 2001, с. 213 -220.
  31. В.П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самореализации индивидуума и социума. — СПб., 2001.- 159 с.
  32. А. В. Проблемы психологии субъекта. -М.: РАН Ин-т психологии 1994. 108 с.
  33. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: изд-во ин-та психологии РАН, 1998. — 204 с.
  34. JI. А. Педагогика способностей. -М: Педагогика, 1973. 68 с.
  35. Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.- 173 с.
  36. Ф. Наследственность таланта: законы и последствия. Пер. с англ. -М.: Мысль, 1996. 269 с.
  37. Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. Сборник переводов. Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965.
  38. С.В. Гиппиус. Гимнастика чувств. Секреты развития психики. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 352 с.
  39. JI. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: Роспедагенство, 1995. — 44 с.
  40. Э. А. Способности и индивидуальность. -М.: Прометей, 1993.-306 с.
  41. Э.А. Комплексные исследования способностей. — Вопросы психологии, 1986, № 5.
  42. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей/ Способности и интересы. Под ред. Н. Д. Левитова и др. -М.: Просвещение, 1962.
  43. Государственный служащий как человек и профессионал// Инф. бюлл. центра социол. обеспеч. подготовки госслужащих. Вып. 2. М.: РАГС, 1996. — 76 с.
  44. А. С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития госслужащих: теория, методология, практика. М., 1997. -299 с.
  45. А. С., Лёшин В. В. Аутопсихологические способности государственных служащих и их реализация в профессиональной деятельности// Акмеология в сист. деят-ти гос. служащих. -М.: РАГС, 1998.-С. 113−124.
  46. А. С., Лёшин В. В. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. Учебно-методическое пособие. М.: РАГС, 2000.- 68 с.
  47. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 томах. — М. — 2001.
  48. А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. -М.: Луч, 1993. 32 с.
  49. А. А., Зазыкин В. Г. Психологические факторы эффективности деятельности кадров госслужбы// Психология проф. деятельности кадров госслужбы.-М.: Изд-во РАГС, 1996. 28 с.
  50. А.А., Лазаренко B.C. Психология развития личности: развитие познавательных способностей. Луганск: Шлях, 1998. — 175 с.
  51. А.А., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего. М.: РАГС, 1999. — 96 с.
  52. А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 1998. — 148 с.
  53. А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000. — с.
  54. А. А., Ситников А. П. Акмеологический тренинг. Теория. Методика. Психотехнологии. Ред. А. А. Деркач, Е. А. Яблокова -М., 1996.-426 с.
  55. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. Под ред. Шадрикова В. Д. и др. М., 1988.
  56. И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в школьном возрасте. Автореферат дисс. на соиск. ученой ст. канд. психолог. Наук. М., 2002.
  57. В. Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей. Дисс. д-ра психол. наук. -М., 1989. 548 с.
  58. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000. -368 с.
  59. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.
  60. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1982.
  61. Исследование проблем психологии творчества. Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983.
  62. А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.
  63. Л. И. Госслужащий как субъект профессиональной деятельности/ЯТсихология профессиональной деятельности кадров государственной службы.-М.: РАГС, 1997. С. 3−20.
  64. Е. А. Психология профессионала. М. — Воронеж, 1996. — 400 с.
  65. В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, 1996.
  66. А. Г., Мясищев В.Н, Психические особенности человека. В 2-х томах. Т. 1 «Способности». — Л., 1960.
  67. В.Н. Проблема креативности личности// Психология творчества. М., 1999.-е. 131−148.
  68. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. — М. 1996.- 76. Кристофер Э., Смит Л. Эффективный тренинг. Спб, 2002.
  69. В.А. Педагогические способности, их структура и условия развития/Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогических институтах. — Метод. Рекомендации под ред. В. А. Сластененко и др. М.: МГПИ, 1980.
  70. В.А. Проблема формирования и развития способностей. — Вопросы психологии, 1972, № 2.
  71. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
  72. Н. В. Предмет акмеологии. СПб, 1995. — 88 с.
  73. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1972.-112 с.
  74. А.Н. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1975.
  75. А.Н. О формировании способностей. Вопросы психологии, 1960, № 1.
  76. В. В. Феноменология аутопсихологических способностей госслужащих// Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии. М.: РАГС, 1998. — с. 204−210.
  77. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  78. Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. 127 с.
  79. Лук А. Н. Творчество. Наука и жизнь, 1973, №№ 1, 2.
  80. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. -М.:ИНИОН, 1979.
  81. В.А. Государственный служащий современного типа. — М., 1995.
  82. В.Н. Математические методы в психологии. М., 2003. — 96 с.
  83. А.К. «Акме в профессиональном развитии человека»/ Акмеология. М., 2002, с. 304−317.
  84. А. К. Психология профессионализма. -М., 1996. 308 с.
  85. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. -101 с.
  86. А.Н. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики. М., 1993.
  87. А.Н. Психологическая структура и динамика развития познавательной активности. Вопросы психологии, 1982, № 4.
  88. М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления, -Минск, 2000, 432 с.
  89. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
  90. Методы эффективного обучения взрослых: Учеб. — метод, пособие/ Аксенова Е. А., Базаров Т. Ю., Лукьянова Н. Ф. и др., 1999. 154 с.
  91. А. В. Способности и потребности личности: Диалектика формирования. -М.: Мысль, 1983. 260 с.
  92. В.Н. Психология отношений. М., 1995, — 356 с.
  93. В.М. Творчество и самосознание личности// В кн. Диалектика и теория творчества. М.: МГУ, 1987.
  94. Общая и прикладная акмеология. В 2-х томах. Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2001.
  95. В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М.: Высшая школа, 1984.
  96. В. Д. Твои возможности, человек! 6-е изд. -М.: Знание, 1993.-285 с.
  97. В. А. Способности и труд. М., 1966.
  98. К. К. Проблема способностей и вопросы психологической теории. — Вопросы философии, 1960, № 3.
  99. К. К. Проблема способностей. М., 1972.
  100. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  101. Я.А. Психология творчества// Тенденции развития психологической науки. Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1989.-270 с.
  102. Я. А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач// Исследование проблем психологии творчества. -М., 1983.
  103. Я.А., Семенов И. Н., Алексеев Н. Г. Актуальные проблемы психологии творчества. Вопросы психологии, 1982, № 5.
  104. Л.М. Инициатива в общении и творчестве. Казань.: КГУ, 1983.
  105. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). -М.: Политиздат, 1989.
  106. Проблема способностей. Отв. ред. Мясищев В. Н. М., 1962.
  107. Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н. Ю. Хрящевой. Спб.,"Речь" 2001. — 256 с.
  108. Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы. Отв. ред. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. — М.: РАГС, 1998.-198 с.
  109. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996. 183 с.
  110. Психология творчества общая, дифференциальная и прикладная. Отв. ред. Пономарев Я. А. — М.: Наука, 1990.
  111. Психология художественного творчества. Минск, 1999.
  112. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. Ред. А. А. Деркач -М.: РАГС, 1997.-237с.
  113. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., 1967.
  114. Развитие и диагностика способностей. Под ред. В. Н. Дружинина и В. Д. Шадрикова. -М.: Наука, 1991. 181 с.
  115. Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика. Под. ред. Деркача А. А. — М.: РАГС, 1998.
  116. В.А. Психологические парадоксы в управлении. М., 1997. 144 с.
  117. И.М. Исследование эвристической деятельности и их значение для понимания творчества. М., 1969.
  118. Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.
  119. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М., 1990.
  120. С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. Сост. Абульханова-Славская К.А. и Брушлинский А.В.
  121. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.-356 с.
  122. С.Л. Принцип творческой самодеятельности. -Вопросы психологии, 1984, № 4. с. 101−107. Статья написана в 1922 г.
  123. С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии № 3, 1960. — С. 3−15.
  124. С. Л. Проблемы психологии в трудах К.Маркса//Советская психотехника, 1934, Т VII, № 1.
  125. В.В. Диагностика сформированности умения решать экспериментально-практические задачи. М., 1983.
  126. С.В. Акмеологический подход в изучении профессионализма кадров управления в особых условиях деятельности. М., 2001. — 50 с.
  127. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990.
  128. Ю.В. Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды. — М.: ООО «Связь-Принт» 2000, с. 272.
  129. Способности и склонности. Под ред. Голубевой Э. А. — М., 1989.
  130. С. Ю., Семенов И. Н. Методологический анализ психологических подходов' к проблеме формирования творческого мышле-ния//Философско-методологические аспекты гуманитарных наук. -М.: АН СССР, 1982.-С. 69−72.
  131. С. Ю., Маслов С. Н., Яблокова Е. Я. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. -М.: Луч, 1993. 63 с.
  132. В.Н. Психологические механизмы актуализации и блокирования управленческих решений (опыт системного описания и конкретного исследования). — Архангельск, 2002. 118 с.
  133. В.Н. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М., 2000. — 174 с.
  134. Р. Е. Файн В.М. К исследованию диагностических методик для идентификации творческих личностей. Вопросы психологии, 1974, № 6.
  135. .М. Психология индивидуальных различий// Избранные произведения в 2-х томах. Т. 1, Раздел 1. — М.: Педагогика, 1985.
  136. . М. Психология музыкальных способностей. -М.: АПН РСФСР, 1947.-335 с.
  137. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Избранные психологические труды. Под ред. М. Г. Ярошевского (он же составитель). М. — Воронеж, 1998.
  138. .М. Способности и одаренность// Ученые записки Рос. НИИ Психологии. Т. 2, 1941.
  139. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997.
  140. Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. — СПб.: СПбУПМ, 1997.
  141. П.А. Время и пространство// Социологические исследования, 1998, № 1.
  142. JI. Интеллектуальные уровни решения// Инженерная психология. Под ред. В. П. Зинченко, Д. Ю. Панова. М.: Прогресс, 1964.-С. 131−160.
  143. Н.П. Общественно-историческая сущность и творческая активность сознания. -М.: Мысль, 1983.
  144. Д.Ф. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  145. Холодная М. А, Психология интеллекта. — 2 изд. СПб.: Питер, 2000. — 272 с.
  146. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.
  147. В.Д. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. М., 1998.
  148. В. Д. Духовные способности. 2-е изд. М., 1996. — 103 с.
  149. В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд. М., 1996. — 320 с.
  150. В.Н. Проблемы профессиональных способностей. -Психологический журнал, 1982, Т. З, № 5, с. 15−17.
  151. А.В. Технология творческого решения проблем. — Белгород, 1995.
  152. В. М. Управленческая психология.'- М., 1989.- 246 с.
  153. В.П. Загадки гениальности. М., 1991. — 112 с.
  154. Е.А. Акме как феномен развития группы, общности. -Акмеология, 2002, № 1. с. 6 — 10.
  155. А.В. Об одной попытке построения теории способностей//Ученые записки ЛГУ, 1959. Вып. 16, № 265.
  156. Arasteh A.R., Arasteh J.D. Creativity in human development. N.Y. Schendman, 1976.
  157. Barron F. Creative Person and creative Process. N.Y., 1969.
  158. Davis G. Creativity is for ever. N. Y. 1981.
  159. Finke R.A., Ward T.B., Smith S.M. Creative cognition: Theory, research and applications. Cambridge, MA: Bradford, 1992.
  160. Yalton F. Junguiries into human faculty and its development. Z., 1983.
  161. Gardner H. To open minds. N.Y.: Basic Books, 1985.
  162. Guilford J.P. Way beyond the JQ. Bufallo. — N.Y.: Creative Education Foundation, 1977.
  163. Goldman R. Y. The Minnesota Tests of Creative Thinking. In «Exploration in Creativity». — N.Y., 1967.
  164. Hayes Y.R. Cognitive processes in Creativity. In I.A. Glover, R.R. Ronning, C.R. Reynolds (Eds.) Handbood of creativity. — N.Y.: Plenum, 1989.
  165. Lowenfeld V. Creativity: Education’s steochild. A source book for creative thinking. N.Y.: 1962.
  166. Mednick S.A. The Accociate Basic of the Creative Process. -Psychological Review, v. 69, № 3, 1962.
  167. Mednick S.A., Mednick M. Interpretation of the Creative Process. In «Widening Horisons in Crealivity». — N.Y., 1964.
  168. Osborn A.F. Applied imagination: Principles and procedures of creative problem solving. -N.Y.: Scribner’s, 1963. IX.
  169. Parnes S.J. Noller R.B., Biondi A.M. Guide to creative action: Revised of creative behavior guidenbook.-N.Y.: Schribner’s, 1977.
  170. Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. — Princeton., N.Y., 1966.
  171. Tryk M.E. Assessment of creativity. In «Advances in Psychological Assessment». Eg. By Mc. Reunolds. — California, 1968.
  172. Vorwerg M. Methodische Grundlagen des Verhaltenstreinings. In: Sozialpsychologisches Training. Bonn, 1971, s. 23−35.
  173. Weber R.I., Perkins D.N. Inventive minds: Creative in technology. -N.Y. Oxford University Press, 1992.
  174. Weisberg R.W. Creativiti: Beyond the myth pf genius. — N.Y.: Freeman, 1993.157
Заполнить форму текущей работой