Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современные психологические исследования обращены к различным сторонам эмоционального интеллекта: проблеме измерения и применения на практике (М. Zeidnera, 2006; Люсин, 2006; G.R. Trinidad, 2002 и др.), ситуативным аспектам актуализации (С.П. Деревянко, 2009 и др.), специфике взаимосвязи с когнитивными стилями (В.В. Овсянникова, 2007), с лидерством (Андреева, 2003; Bertges, 2002 и др.), оценками… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические и методические основания исследования эмоционального интеллекта в контексте современной психологии
    • 1. 1. Психологическая культура как объект научной психологии
    • 1. 2. Проблема интеллектуальных способностей в контексте психологической культуры личности
    • 1. 3. Эмоциональный интеллект как предмет психологических исследований
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Анализ результатов исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности
    • 2. 1. Программа и методика эмпирического исследования
    • 2. 2. Эмоциональный интеллект как ведущий компонент в структуре психологической культуры личности
    • 2. 3. Сравнительный анализ проявления эмоционального интеллекта в психологической культуре личности в зависимости от половозрастных особенностей
    • 2. 4. Специфика репрезентации эмоционального интеллекта в психологической культуре личности в зависимости от вида выполняемой деятельности
    • 2. 5. Функции эмоционального интеллекта в психологической культуре личности в стрессогенных условиях деятельности
  • Выводы по главе 2
  • Заключение и
  • выводы
  • Литература

Приложение А. Результаты статистического анализа данных выборки при исследовании психологической культуры личности 180

Приложение Б. Образовательная программа курса повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования «Эмоционально-коммуникативная компетентность личности»

Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время российская социокультурная среда характеризуется сложным внутренним развитием, обусловленным как наличием позитивных сдвигов, так и актуализацией факторов, приводящих к негативным изменениям в эмоциональной сфере человека (игнорирование или искажение эмоциональных переживаний, развитие тревожности и др.), личностным деструкциям, а также общей «нереализованностыо» личности (Н.Е. Водопьянова, 2005; Л. М. Митина, 2005; Н. В. Самоукина, 2005; А. Б. Холмогорова, 1999 и др.).

В данных условиях особую значимость получает изучение проблематики знания и понимания человеком себя, саморегулирования и регуляции отношений с другими людьми, психологической защищенности и др., что, согласно положениям ряда современных работ, составляет сущность психологической культуры личности как ее системного качества (Л.Д. Демина, 2009; H.H. Обозов, 1986; А. Б. Орлов, 2003; В. В. Семикин, 2004 и др.). Результаты проведенных исследований указывают на то, что уровень развития психологической культуры личности оказывает влияние на процессы самореализации в различных видах деятельности (О.И. Мотков, 1999; Н. Т. Селезнева, 2006; О. В. Пузикова, 2003 и др.), становление профессионализма (В.М. Аллахвердов, 1985; A.A. Леженина, 2007; Н. Ю. Певзнер, 2003 и др.), снижение уровня тревожности (Т.Е. Егорова, 2004 и др.), организацию взаимоотношений в социуме (A.A. Бодалев, 2005 и др.). Однако, несмотря на регулярное использование понятия «психологическая культура» в научной литературе (Р.В. Габдреев, 2007; A.B. Гумницкая, 2006; М. В. Капранова, 2009; Е. А. Овсянникова, 2009 и др.), отмечается отсутствие единства в понимании его содержания, научное представление о структуре психологической культуры является дискуссионным (Н.И. Исаева, 2008; Я. Л. Коломинский, 2000 и др.), что определяет перспективу исследований в данной области. В частности, остаётся открытым вопрос о значении способности в области понимания и управления эмоциями (иными словами, эмоционального интеллекта) (J.D.

Mayer, 2005; K.V.Petrides, 2001 и др.) в структуре и развитии психологической культуры личности.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена также тем, что результативность в области активных профессиональных коммуникаций (человек — человек) в значительной степени определяется эмоциональными особенностями человека, в том числе эмоциональным интеллектом (Е.А. Климов, 1996; A.B. Карпов, 2008; Giles, 2001 и др.). В связи с этим представляется важным установление значения эмоционального интеллекта и его взаимосвязи с компонентами психологической культуры личности именно на примере профессиональной деятельности специалистов, реализующих управленческую функцию. Изучение эмоционального интеллекта в данном аспекте выступает необходимым этапом решения проблемы его значения для мотивационной сферы, рефлексивного анализа эмоциональных переживаний, самоотношения личности и ее устойчивости в стрессогенных условиях деятельности и др.

Современные психологические исследования обращены к различным сторонам эмоционального интеллекта: проблеме измерения и применения на практике (М. Zeidnera, 2006; Люсин, 2006; G.R. Trinidad, 2002 и др.), ситуативным аспектам актуализации (С.П. Деревянко, 2009 и др.), специфике взаимосвязи с когнитивными стилями (В.В. Овсянникова, 2007), с лидерством (Андреева, 2003; Bertges, 2002 и др.), оценками по тестам достижений (Fannin, 2002), решением проблем (Schutte et al., 2002), а также влиянию на характеристики управленческой деятельности (A.C. Петровская, 2007) и др. Тем не менее, концепция эмоционального интеллекта остается недостаточно проработанной в научной психологии (Д.В. Ушаков, 2009 и др.).

В связи с вышесказанным возникает противоречие между актуальностью исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности, с одной стороны, и недостаточной изученностью структурных и функциональных особенностей эмоционального интеллекта, с другой стороны. Исследовательская проблема связана с выявлением и обоснованием функций эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности, проявляющихся в различных видах деятельности.

Цель работы — выявить особенности репрезентации и функций эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности (на примере исследования государственных и муниципальных служащих администрации Алтайского края и г. Барнаула).

Объект исследования — психологическая культура личности.

Предмет — эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать теоретико-методологические и методические основания исследования психологической культуры личности;

— провести анализ современного состояния и тенденций развития исследований в области эмоционального интеллекта;

— разработать программу и методику эмпирического исследования, адекватную цели и задачам работы;

— выявить особенности репрезентации и функций эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности;

— обосновать специфику эмоционального интеллекта в условиях напряженной психоэмоциональной деятельности (на примере синдрома эмоционального выгорания в профессиях типа «человек — человек»);

— разработать программу курса повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, педагогических работников образовательных учреждений «Эмоционально-коммуникативиая компетентность личности».

Гипотезы исследования:

— структура психологической культуры личности может быть специфической в различных видах деятельности;

— эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности может занимать особое место, выполняя ряд функций (в частности, эмоционально-коммуникативную), специфика которых в значительной степени определяется половозрастными характеристиками, особенностями выполняемой деятельности;

— возможно, существуют достоверные различия в выраженности синдрома эмоционального выгорания у лиц с различным уровнем эмоционального интеллекта: более высокий уровень эмоционального интеллекта может способствовать ' снижению выраженности симптомов эмоционального выгорания в профессиях типа «человек — человек».

Теоретико-методологические основания. Работа основывается на положениях культурно-исторического подхода о единстве «аффекта» и «интеллекта» (Л.С. Выготский), принципах системного анализа (JI.C. Выготский, Б. Ф. Ломов, В. Е. Клочко и др.), концепции психологической культуры личности (Л.Д. Демина и др.), теории эмоционального интеллекта (J.D. Mayer, D. Caruso, P. Salovey, Д. В. Люсин, Д.В. Ушаков).

Эмпирическая база: в качестве испытуемых были государственные и муниципальные служащие администрации Алтайского края («Главалтайсоцзащиты»), руководители различного уровня образовательных учреждений г. Барнаула и Алтайского края: Центра развития образования г. Барнаула, МОУ лицея «Сигма», гимназии № 74, МОУ «Общеобразовательная школа № 114», МОУ КСОШ № 1 (Кулундинская средняя образовательная школа), а также ряда промышленных предприятий г. Барнаула. Всего 333 респондента.

Методы исследования: теоретический анализ (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный) специальной литературы по теме диссертации, количественные методы: анкетирование, психодиагностическое тестирование: «ЭмИн» Д. В. Люсина, «EQ» Н. Холла, FMST Г. Дейл- «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена (адаптация Е.С. Михайловой), «Самоактуализационный тест» Э. Шостром (адаптация Л .Я. Гозмана),.

Диагностика уровня эмпатийности" И. М. Юсупова, «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой, «Мотивация успеха и боязнь неудачи» A.A. Реана, «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир, для исследования эмоционального выгорания методика «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко), стратегий преодолевающего поведения методика SACS С. Е. Хобфоллакачественные методы (беседа, контент-анализ, фокус-группы), методы математической статистики (корреляционный, факторный дисперсионный анализ, t-критерий Стьюдента) с использованием компьютерной программы «SPSS ver. 15.0».

Этапы исследования.

Первый этап — подготовительный (2006;2007 гг.) — проведен анализ изученности эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности, определен объект, предмет, сформулированы гипотезы и задачи исследованияразработана программа и эмпирический инструментарий, проведено пилотажное исследование.

Второй этап — исследовательский (2008;2009 гг.) — реализация программы по изучению эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности, обработка и систематизация эмпирических данных, формулировка основных выводов.

Третий этап — обобщающий (2009;2010 гг.) — количественный и качественный анализы полученных результатов, оформление диссертационного исследования, разработка и апробация программы повышения квалификации «Эмоционально-коммуникативная компетентность личности».

Научная новизна полученных результатов:

— установлено, что эмоциональный интеллект опосредует эмоциональное отношение человека к различным видам деятельности, являясь одним из ведущих компонентом в структуре психологической культуры личности;

— показано, что на репрезентацию эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности влияют половозрастные характеристики, вид и стаж профессиональной деятельности;

— обоснована специфика проявления эмоционального интеллекта в стрессогенных видах деятельности: у респондентов с высоким эмоциональным интеллектом, а также сочетанием высокого и среднего уровня развития эмоционального интеллекта, выраженность эмоционального выгорания достоверно ниже;

— определено, что респонденты с различным уровнем эмоционального интеллекта достоверно различаются мотивационным отношением к профессиональной деятельности, развитием рефлексивной оценки личностью собственных качеств, чувствительности к речевой экспрессии и др.

Теоретическое значение:

— развиты представления о психологической культуре как системном качестве личности, связанном с взаимодействием когнитивного и чувственного в психике человека, что способствует осмыслению феномена «психологическая культура личности», а также отдельных проблем общей психологии, психологии личности и др.;

— установлено, что эмоциональный интеллект взаимосвязан с процессуальными и результативными характеристиками мотивационной сферы, развитием рефлексивной оценки личностью собственных качеств, и др., что дает более глубокое представление об элементах поведения человека в различных видах деятельности;

— определена содержательная характеристика функций, реализуемых эмоциональным интеллектом и выявленных в диссертации на примере управленческой деятельности, что развивает общепсихологические представления о соотношении «интеллекта» и «аффекта» в профессиях типа «человек — человек».

Практическая значимость исследования.

На основании результатов исследования разработана и утверждена для реализации программа курсов повышения квалификации педагогических работников образовательных учреждений «Эмоционально-коммуникативная компетентность личности», разработан и внедрен тренинг «Эмоциональный менеджмент в образовательном процессе».

Результаты анализа проявления эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности могут быть востребованы в области психологического индивидуального и группового консультирования, проведения психологических тренинговкоррекционно-профилактических программ, связанных с предотвращением эмоционального выгорания в профессиях типа «человек — человек», а также использоваться в преподавании психологических дисциплин в процессе обучения студентов, аспирантов, магистрантов, системе повышения квалификации для специалистов образовательных учреждений, государственных служащих и др.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены исходной методологической обоснованностью исследования, рядом апробированных методик, адекватных поставленной цели, задачам, предмету и логике исследования, использованием качественно-количественных методов исследования и анализа результатов, репрезентативностью объема выборки участников исследования и статистической значимостью эмпирических данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. Эмоциональный интеллект обусловливает формирование структуры психологической культуры личности в различных видах деятельности, опосредуя эмоциональное отношение человека к реализуемой активности.

2. Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности выполняет оценочно-прогностическую, эмоционально-коммуникативную, регулятивную, мотивирующую, рефлексивно-коррекциоппую и др. функции, специфика реализации которых обусловлена его аффективно-интелектуальными взаимосвязями с когнитивным, ценностно-смысловым, рефлексивно-оценочным и мотивационно-поведенческим компонентами психологической культуры личности.

3. Особенности эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности опосредуются рядом факторов (полом, возрастом, видом и стажем деятельности и др.), вследствие чего существует вариативность репрезентации его различных аспектов, характеризуемая направленностью управления эмоциями (на внутреннюю регуляцию, регуляцию взаимоотношений) и их осмыслением (собственного отношения к другим людям и отношения других людей к себе).

4. Оптимальный уровень психологической культуры, и эмоционального интеллекта в частности, преимущественно снижают эмоциональное выгорание в стрессогенпых видах деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования были представлены на следующих международных (Барнаул 2007, Новосибирск 2008, Кисловодск 2009), всероссийских (Барнаул 2008, Томск 2009, Москва 2010), региональных (Иркутск 2009) конференциях.

Материалы исследования внедрены и реализованы в учебном пособии «Коммуникативная компетентность в педагогическом общении (в аспекте психологической культуры педагога)» (2007), осуществлении научно-исследовательского проекта Центра образования г. Барнаула «Андрагогическое образование управленческого персонала средних общеобразовательных учреждений г. Барнаула в рамках системы повышения квалификации» (20 092 013) — программе курса повышения квалификации для педагогических работников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования «Эмоционально-коммуникативная компетентность личности» Центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации факультета педагогического образования АлтГУ, тренинге для студентов факультета педагогического образования Алтайского государственного университета «Эмоциональный менеджмент в образовательном процессе».

Выводы по главе 2 «Анализ результатов исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности».

При изучении эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности (на примере исследования государственных и муниципальных служащих администрации Алтайского края и г. Барнаула) были получены следующие результаты.

1. Предложено понимание психологической культуры личности как динамической системы, характеризуемой как специфическим взаимодействием и взаимодополнением структурных компонентов, так и выраженностью определенных стратегий преодолевающего поведения.

2. Определено, что эмоциональный интеллект является одним из ведущих компонентов в структуре психологической культуры личности, обусловливая ее в различных видах деятельности и опосредуя эмоциональное отношение человека к выполняемой деятельности.

3. Установлено, что высокий уровень эмоционального' интеллекта взаимосвязан с отсутствием значимых противоречий в соотношении ценностей и их доступности, более высоким уровнем самоуважения и сензитивности к себе, ассертивного поведения, мотивации успеха и внутренней мотивации трудовой деятельности, способности к распознаванию вербальной экспрессии, чем в группах со средним и низким уровнем эмоционального интеллекта.

4. Получены достоверные половозрастные различия функций эмоционального интеллекта: у женщин актуализация коммуникативной функции способствует развитию успешных эмоциональных отношений с партнерами по взаимодействию, у мужчин — приоритетность регулятивной и рефлексивно-коррекционной функций взаимосвязана с преобладанием стратегий ассертивного поведениядо 35 лет актуализируются рефлексивно-коррекционная и мотивирующая функции эмоционального интеллекта, в группе 45−61 год — регулятивная.

5. Показано, что проявление эмоционального интеллекта связано с видом деятельности: группа специалистов в сфере социальной защиты характеризуется актуализацией регулятивной функциигруппа специалистов в сфере промышленности и образования — рефлексивно-коррекционной. Вместе с тем в группе специалистов в сфере промышленности преобладает стратегия «социальное взаимодействие», специалистов в сфере образования — «поиск социальной поддержки».

6. Получена специфика репрезентации эмоционального интеллекта стажем деятельности: до 5 лет стажа актуализированы рефлексивно-коррекционная функцияс увеличением стажа (5−10 лет) — регулятивная и рефлексивно-коррекционнаяпри стаже свыше 10 лет выражена мотивирующая функция эмоционального интеллекта.

7. Дополнено представление о выборе стратегий преодолевающего поведения у представителей различных выборок. В частности, у респондентов со стажем до 5 лет более выражена стратегия «осторожные действия», со стажем 5−10 лет — «социальное взаимодействие», со стажем свыше 10 лет -«поиск социальной поддержки».

8. Показано, что оптимальный уровень эмоционального интеллекта и психологическая культура личности в целом снижают уровень эмоционального выгорания личности в стрессогенных условиях деятельности. Респонденты с высоким эмоциональным интеллектом, а также сочетанием высокого и среднего эмоционального интеллекта, достоверно отличаются низким уровнем эмоционального выгорания.

9. Эмпирически обоснованы функции эмоционального интеллекта как способности к пониманию и управлению эмоциями в структуре психологической культуры личности: оценочно-прогностическая, эмоционально-коммуникативная, регулятивной, мотивирующей, рефлексивно-коррекционная. Функции являются релевантными профессиональным обязанностям респондентов.

Заключение

и выводы.

Исследование проблематики эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности обусловливает выход за пределы собственно когнитивной парадипмы в исследовании интеллекта. Одним из направлений в исследовании способностей человека к пониманию и управлению эмоциями является сопряжение теории эмоционального интеллекта и психологической культуры личности, на пересечении которых выстраивается методика анализа эмоционального интеллекта, апеллирующая к единству «аффекта» и «интеллекта». Это определило рассмотрение объекта и предмета исследования сквозь призму культурно-исторического подхода, согласно которому в ходе культурного развития формируется способность к идентификации, пониманию, а также опроизволиванию эмоциональных переживаний, репрезентирующих в сознании человека значимость явлений, событий, людей и др. (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Запорожец и др.).

В результате исследования получены следующие результаты.

1. Сконструированы факторные модели психологической культуры личности с различным уровнем эмоционального выгорания, а также различных половозрастных, профессиональных групп. Установлено, что проявление психологической культуры личности носит специфический характер, определяемый переорганизацией образующих ее структурных компонентов в зависимости от вида деятельности, а также различными стратегиями решения проблемных ситуаций у представителей разных выборок.

2. Показано, что эмоциональный интеллект обусловливает структуру психологической культуры личности в различных видах деятельности, опосредуя и корректируя эмоциональное отношение к выполняемой деятельности, конкретным ситуациям, своему поведению и окружающих и др.

3. Установлено, что эмоциональный интеллект, являясь неотъемлемым компонентом в структуре психологической культуры личности, реализует следующие функции: оценочно-прогностическую, эмоционально-коммуникативную, регулятивную, мотивирующую, рефлексивнокоррекционнуюэмпирическим обоснованием выполняемых функций являются аффективно-когнитивные взаимосвязи эмоционального интеллекта с компонентами психологической культуры.

4. Выявлено, что особенности репрезентации эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности опосредуются рядом факторов (половозрастные характеристики, стаж, вид профессиональной деятельности). В частности, у женщин актуализированы способности, связанные с осмыслением и управлением эмоциями в межличностных отношениях, у мужчин выражен аспект эмоционального интеллекта, связанный с пониманием и регуляцией собственных эмоциональных переживаний.

5. Определено, что психологическая культура личности в целом и оптимальный уровень эмоционального интеллекта в частности, способствуют снижению эмоционального выгорания личности в стрессогенных условиях деятельности. При высоком эмоциональном интеллекте, а также сочетании высокого и среднего эмоционального интеллекта, уровень эмоционального выгорания достоверно ниже.

В диссертации определены теоретико-методологические основания исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности. Выявлено, что выраженность структурных компонентов эмоционального интеллекта может носить неравномерный характер: выделены сочетанные формы эмоционального интеллекта (с высоким уровнем межличностного и среднего уровня внутриличностного эмоционального интеллекта, а также средним уровнем управления эмоциями и низким уровнем понимания чужих эмоций). Показано, что эмоциональный интеллект взаимосвязан с качественными характеристиками мотивационной, ценностно-смысловой сферы личности, ее самоотношением и стратегиями преодолевающего поведения. Респонденты с высоким уровнем эмоционального интеллекта характеризуются отсутствием значимых противоречий в соотношении ценностей и их доступности, более высоким уровнем самоуважения и' сензитивности к себе, ассертивного поведения, распознавания вербальной экспрессии, выраженности в трудовой деятельности мотивации успеха, внутренней мотивации, чем в группах со средним и низким эмоциональным интеллектом. Установлено, что психологическая культура личности направлена на минимизацию уровня эмоционального выгорания личности, что определяется спецификой обратной связи между эмоциональным интеллектом и симптомами (фазами) эмоционального выгорания.

На основании проведенного исследования разработана программа повышения квалификации для преподавателей муниципальных общеобразовательных учреждений «Эмоционально-коммуникативная компетентность личности», «Эмоциональный менеджмент в образовательном процессе».

Основным результатом исследования является доказательство того, что эмоциональный интеллект занимает особое место в структуре психологической культуре личности, обусловливая ее структуру в зависимости от типа реализуемой активности и опосредуя эмоциональное отношение человека к выполняемой деятельности.

Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением функций и в целом значимости эмоционального интеллекта в контексте развития эмоционального лидерства и эффективной деятельности руководителей, предупреждения личностных деструкций в профессиях типа «человекчеловек», разработке технологий эмоционального менеджмента для различных профессиональных и возрастных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991, — 129 с.
  2. , Г. Ю. Интеллект новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995.-№ 1.-С. 111−130.
  3. , М.К. и др. Теоретические подходы к диагностике практического мышления / М. К. Акимова, В. Т. Козлова, H.A. Ференс // Вопросы психологии. -1999.-№ 1.-С. 21−31.
  4. , В.М., и др. О формировании психологической культуры у студентов технического вуза / В. М. Аллахвердов, Н. В. Беляк, М. В. Иванов // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе: межвузовский сборник. Л., 1985. — С. 28−36.
  5. , H.A., Молоканов, М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / H.A. Аминов, М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1992.-Т. 13.-№ 5.-С. 104−109.
  6. , А., Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина. 7-изд. — СПб.: Питер, 2005. — 688 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  7. , Г. М. Эмоциональный компонент социального познания // Г. М. Андреева / Психологический журнал. 2002 -№ 4 (32). — С. 11−21.
  8. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева М.: Аспект-Пресс, 2005. — 302 с.
  9. , И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта / Андреева И. Н. // Когнитивная психология: сб. статей. Минск: БГПУ. — 2006. — С. 7−11.
  10. , И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. 2008. — № 5. — С. 83−95.
  11. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин.-М., 1975.-С. 17−62.
  12. , Л.И. Личность в трудных жизненных условиях :переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова// Психологический журнал. 1994. -Т. 15. — № 1. -С. 3−19.
  13. , И. Я вас слушаю : советы руководителю, как правильно слушать собеседника / И. Атватер. M., 1984. — 179 с.
  14. , А .Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. М.: Смысл. 2007. — 528 с.
  15. , А.Г. По ту сторону сознания : методологические проблемы неклассической психологии / А. Г. Асмолов. М.: «Смысл», 2002. — 480 с.
  16. Барабанщиков, В. А, Малкова, Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица / В. А Барабанщиков, Т. Н. Малкова // Проблема общения в психологии: сб. науч. тр. — отв. ред Б.Ф. Ломов-М., 1981.-С. 121−132.
  17. Бек, А. Техники когнитивной психотерапии / А. Бек // Московский психотерапевтический журнал. 1996. — № 3. — С. 49−68.
  18. , С.С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / С. С. Белова. Москва, 2004. — 22 с.
  19. , О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномены лидерства / О. В. Белоконь // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. -С.60 — 78.
  20. , Т.П. Эмоциональный интеллект сотрудников государственных организаций : акмеологический подход. / Т. П. Березовская // Акмеология. -2008.-№ 1. -С. 63−70.
  21. , Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных Текст. / Э. Берн. СПб.: МФИН, 1992. — 369 с.
  22. , Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии / Н. Р. Битянова. М.: МПСИ, 1998. — 48 с.
  23. , Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальныхработников / Н. Р. Битянова. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.-63 с.
  24. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / Бобнева М. И. -М.: Наука, 1978.-311 с.
  25. , A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. — M: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  26. , A.A. Познание человеком человека (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / A.A. Бодалев, Н. В. Васина. СПб.: Речь, 2005.-323 с.
  27. , В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. М.: Издательство: Филинъ, 1996. — 472 с.
  28. , В.В. Правила эмоционального поведения / В. В. Бойко. СПб.: 1997. -235 с.
  29. , C.B. Формирование психологической культуры младших подростков : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / С. В. Борисова. -Казань, 2007.-21 с.
  30. , Б.С. Аномалии личности / Б. С Братусь. М.: Мысль, 1988. — 301 (2) с.
  31. , Т.М. Зевина, О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании / Т. М. Букояс, О. Г. Зевина // Вопросы психологии — 1997. — № 5. — С. 44−56.
  32. , В. и др. Психологическая культура и общество / В. Буров, М. Сапунов, Ю. Дулимова, А. Куликовская // Высшее образование в России. -2001. — № 1. С. 76−80.
  33. , Н.Д., Люсин, Д.В. Развитие когнитивных схем эмоций в онтогенезе / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: сб. науч. тр. — под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. -М.: ИП РАН, 2004. 176 с. — С. 77−87.
  34. Т. Могущество социального интеллекта // Т. Быозен — пер. с англ. Е. Г. Гендель. Минск: Попурри, 2004. — 204 с.
  35. , Д. Наука быть живым : Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Д. Бьюдженталь — пер. с англ. А. Б. Фенько. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 336 с.
  36. , И.А. Эмоции и мышление. / И. А. Васильев, В. Л Поплужный, O.K. Тихомиров. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 192 с.
  37. , И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. Васильев, И.А. // Психологический журнал. Т.19. — № 4. -1998.-С. 49−60.
  38. , H.H. Тренинг преодоления конфликтов / H.H. Васильев. СПб.: Речь, 2002.- 174 с.
  39. , Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. М.: Московский ун-т, 1984. — 200 с.
  40. , Ф.Е. Психотехника переживания : учеб. пособие / Ф. Е. Василюк. М.: Всесоюзный гуманитарный фонд им. A.C. Пушкина ГПО «АХИЛЛ». Центр психологии и психотерапии заочного гуманитарного лицея, факультет психологии, 1991.-23 с.
  41. , И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие / И. В. Вачков. М.: Ось-89, 2001. — 224 с.
  42. , Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. М.: Смысл, 1998. — 685 с.
  43. , Б.М. Когнитивная наука : Основы психологии познания: в2 т./ Б. М. Величковский. М.: Смысл: Изд. центр «Академия», 2006. -448 с.
  44. , В.К. Психология эмоциональных явлений : учебн. пособие для вузов / В. К. Вилюнас. М.: Медиус, 2000. — 256 с.
  45. , JI.C. Проблемы общей психологии / Собр. соч.: в 6 т. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — С. 246−247.
  46. Выготский J1. С. Проблемы развития психики / Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. З — 368 е., ил.
  47. , JI.C. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1008 с.
  48. , Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания : Диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова М.: Питер, 2005 год. -336 с.
  49. , Р.В., Кашапов, P.P. Психологическая культура родителей и взаимопонимание между родителями и детьми как психолого-педагогическая проблема / Р. В. Габдреев, P.P. Кашапов // Омский научный вестник. 2007. — № 4.-С. 124−126.
  50. , Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова // тез. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. — С. 25−26.
  51. , В.А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен.- Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
  52. , Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, E.H. Козлова // Вопросы психологии. 1993. -№ 4. — С. 61−68.
  53. , Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления — под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — 630 с.
  54. , О.Я. Речевая коммуникация. / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. М., 2006. — 272 с.
  55. , Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 175 с. ¦
  56. , O.B. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. 1994. -N 6. — С. 26−36.
  57. , Д., Бояцис, Р., Макки, Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки, пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 301 с.
  58. , Е.И. Психология человеческого взаимопонимания / Е. И. Головаха, Н. В. Панина Киев, 1989. — 187, 2. с.
  59. , Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг СПб., 2002. — 185 с.
  60. , E.H. Становление психологической культуры государственного служащего средствами развивающих игр : дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Гришина E.H. Москва, 2001. — 207 с.
  61. , A.B. Психологическая культура в детско-родительских отношениях : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / A.B. Гумницкая. -СПб, 2006. 22 с.
  62. , КМ. Тесты интеллекта в психологии / K.M. Гуревич // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С. 53−64.
  63. , М.С. Культурно-историческая психология и вызовы постмодернизма / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. 2002. — № 3. — С. 119−131.
  64. , Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков / Ю. В. Давыдова // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Психология и педагогика. 2007. — № 2. — С. 92−99.
  65. , Л.Д. Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателя высшей школы РФ / Л. Д. Демина // Известия Алт. гос. ун-та. № 2(58). — 2008. — С.25−35.
  66. Е.В. Формирование психологической культуры у будущих специалистов : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. В. Дементьева. Казань, 2007. — 21 с.
  67. , С.П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта / О. П. Деревянко // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. — С. 90−113.
  68. , A.A., Ситников, А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии / A.A. Деркач, А. П. Ситников. М., 1993.-156 с.
  69. A.A., Кузьмина, Н.В. Акмеология сегодня и завтра / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина // Акмеология. 1994. — № 1. — С. 4−11.
  70. .И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978. — 272 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
  71. , В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие /В.Н. Дружинин. М.: Per Se, СПб.: Иматон-М, 2001. — 224 с.
  72. , В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. -1998.-Т. 19.-№ 2.-С. 61−70.
  73. , В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 1999.-368 с.
  74. , М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) / М. С. Егорова // Вопросы психологии. 2000. — N 1. — С. 36−46.
  75. , Т.Е. Психологическая культура руководителя / Т. Е. Егорова. — Н. Новгород: ВВАГС, 2004. 164 с.
  76. , Т.Е. Психологической культура и саморегуляция состояний тревожности / Т. Е. Егорова // Психологическая наука и образование. 2007. -№ 3. — С. 68−76.
  77. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 167 с.
  78. , Ю.Н. Обучение паритетному диалогу / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1991.-107 с.
  79. , Я. Т. Теоретические аспекты процесса формирования эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов / Я. Т. Жакупова // Известия Уральского гос. ун -та. 2008. — № 56. — С. 72−79.
  80. , Д.Н. Практическое мышление : специфика и проблемы развития / Д. Н. Завалишина М.: Изд-во «ИП РАН», 2005. — 376 с. — С. 239 250.
  81. Г. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере «помогающих» профессий) // Сибирский психологический журнал. 2001. — №> 14,15. — С. 68−71.
  82. , Г. В., Личность и фиксированные формы поведения / Г. В. Залевский. Изд-во: ИП РАН, 2007.- 336 с.
  83. В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение. -2005. № 3.- С. 151−169.
  84. И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. — 4 мая.
  85. Электронный ресурс.: URL: http:// www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected]. (дата обращения: 05.06.2007).
  86. , В.В. Понимание в познании и общении /В.В. Знаков. — М.: Изд—во «ИПРАН», 1994.-235 с.
  87. , В.В. Самопознание субъекта / В. В. Знаков, Е. А. Павлюченко // Психологический журнал. 2002. — Т.23. — № 1. — С. 31−41.
  88. , В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциональная проблема / В. В. Знаков // Психологический журнал. — 2005. -Т.26. -№ 1. С. 18−28.
  89. , Э.В., Коросов, A.B. Основы биометрии: Введение в статистический анализ биологических явлений и процессов. Учебное пособие / Э. В. Ивантер, A.B. Коросов. Петрозаводск: ПТУ, 1992. — 163 с.
  90. , К. Э. Психология эмоций / Э. К. Изард СПб.: Питер, 2000. — 436 с.- (Серия «Мастера психологии»).
  91. , Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.- (Серия «Мастера психологии»).
  92. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 512 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  93. , Н.И. Психологическая культура родителей как предмет исследования / Н. И. Исаева, Н. А. Овсянникова // Гуманизация образования. № 2.-2008.-С. 135−140.
  94. , Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: учеб. пособие для студ. вузов / Т. С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. — 399 с.
  95. М.В. Психологическая защищенность личности от манипулятивных воздействий как функция психологической культуры студентов : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Капранова М. В. -Москва, 2009. 29 с.
  96. , С. Стресс на рабочем месте / С. Картрайт, К. Л. Купер. X.: Гуманит. Центр, 2004. — 234 с.
  97. , A.B. Психология менеджмента : учеб. пособие / A.B. Карпов. М.: Гардарики, 2004. — 584 с.
  98. , М. М. Методологическая основа профессионального педагогического мышления / М. М. Кашапов // Психология субъекта профессиональной деятельности: сб. ст. под ред. А. В. Брушлинского, А. В. Карпова. М. — Ярославль: ДИА-пресс, 2001. — С. 192−206.
  99. Китаев-Смык, JI.A. Психология стресса / J1.A. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983.-368 с.
  100. , A.A. Умение общаться как фактор взаимодействия / Взаимодействие коллектива и личности / A.A. Кидрон. Таллин, 1979. — 154 с.
  101. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: 1996. — 244 с.
  102. , В.Е. Галажинский, Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 154 с.
  103. , JI.C. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся : автореф. дис.. доктора психол. наук: 19.00.07. / Л. С. Колмогорова. Москва, 2001. — 48 с.
  104. , Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для школьных психологов. / Л. С. Колмогорова. М., 2002. — 360 с.
  105. , Я.Л. Психологическая культура условие и цель деятельности психолога / Я. Л. Коломинский // Психология. — 2000. — № 2. — С. 34−38.
  106. , С.Н. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности / С. Н. Костромина, A.A. Реан // Психологическая наука и образование. 2007. — № 3. — С. 77−86.
  107. , И.С. Соотношение стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности у лиц с высокими значениями IQ : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / И. С. Кострикина. М., 2001. — 22 с.
  108. , Т.В. О некоторых факторах, определяющих точность аудиторской оценки эмоциональных состояний / Т. В. Корнева // матер. Всесоюзного симпозиума «Речь, эмоции и личность». Л., 1978. — С. 121−125.
  109. , A.B. Психологическая культура личности на разных этапах вхождения иноязычное пространство : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / A.B.Корнеева-Барнаул, 2004.-22 с.
  110. Ю. К. Психология практического мышления / Ю. К. Корнилов. — Ярославль, 2000. 200 с.
  111. , Л.А. Психология самореализации личности: затруднения самореализации в профессиональной сфере / Л. А Коростылева. СПб., Изд-во «Речь», 2005. -222с.
  112. Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии / Н. В. Корчагина // Прикладная психология и психоанализ. — 2006. № 4. — С. 3−6.
  113. , Р.Л. Если вы руководитель. / Р. Л. Кричевский. М.: Дело, 1993.-238 с.
  114. , Ю.М. Структурные и содержательные характеристики ценностных образований личности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю. М. Кузнецова. Москва, 2006. — 22 с.
  115. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастерапроизводственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. М., 1989. -198 с.
  116. , Н.В. Профессионализм преподавательской деятельности / Н. В. Кузьмина, A.A. Реан. СПб., 1993. — 204 с.
  117. , В.Н. Межличностное общение / В. Н. Куницина, В. Н. Казаринова, В. М. Погольша. М., 2001. — 329 с.
  118. , В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В. А. Лабунская. Ростов н/Д., 1986. — 246 с.
  119. Лабунская, В А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В. А. Лабунская Ростов н/Д., 1999. — 134 с.
  120. , Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. — С. 178−208.
  121. , А. А. Психологическая культура преподавателя вуза как системообразующий фактор успешности его профессиональной деятельности. -автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 / A.A. Леженина. Хабаровск, 2007.- 18 с.
  122. , А.Н. Мотивы, эмоции и личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1971.-216 с.
  123. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  124. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  125. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  126. , А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами. /А. Либина, А. Либин // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. — С. 190−204.
  127. , А. Совладающий интеллект /А. Либина // М.: «Эксмо», 2008. -400 с.
  128. , H.A. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / H.A. Лужбина. Барнаул, 2002. — 22 с.
  129. О.В. Социальный интеллект условие успешной карьеры / О. В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 53−58.
  130. , А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с. (Серия «Мастера психологии»).
  131. , Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: сб. науч. тр. — под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2004- С. 29−39.
  132. , Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д. В. Люсин // Психологическая диагностика. 2006. — № 4. -С. 3−22.
  133. , Г. Психология эмоционального мышления / Г. Майер // Психология мышления — Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 123−129.
  134. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 992 с.
  135. Манеров, В. X Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей / В. Х. Манеров // Вопросы психологии. 1990.-№ 1.-С. 147−153.
  136. , М. Тренинг развития эмоционального интеллекта педагога : от планирования к действию / М. Манойлова // Школьные технологии. — 2007. — № 2.-С. 126−137.
  137. , A.K. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996.-309 с.
  138. , А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу — пер с англ. A.M. Талыбаева. СПб.: Евразия, 2001 — 479 с.
  139. , А. Психология бытия / А. Г. Маслоу. М.: Рефл-бук — Киев: Ваклер, 1997.-304 с.
  140. , А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. — СПб.: Изд. Гр. Евразия, 1997.-430 с.
  141. Д. Психология и культура / Д. Мацумото. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-416 с.
  142. В.П. Состояние социального интеллекта как интегральный показатель качества акмеологически ориентированной системы подготовки специалистов / В. П. Медведев // Современные наукоемкие технологии. 2006. — № 8. — С. 105−108.
  143. , JT.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. М., 1994. — 215 с.
  144. , Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Г. В. Митин, O.A. Анисимова — под общ. ред. Л. М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005 — 368 с.
  145. , О. И. Психология самопознания личности : практ. пособие. / О. И. Мотков.-М., 1993, — 109 с.
  146. , О.И. Психологическая культура личности / О. И. Мотков // Школьный психолог. 1999. -№ 15. — С. 8−9.
  147. , В.Н. Психология отношений : Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. М.: «Институт практической психологии». -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  148. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. Т. 18. — № 5. — 1997.-С. 20−30.
  149. , H.H. Психологическая культура во взаимных отношениях / H.H. Обозов. М.: Знание, 1986. — 48 1. с.
  150. , Г. Становление личности. Избранные труды / Г. Олпорт. — М.: Смысл, 2002.-С. 166−216.
  151. , В.Е. Особенности проявления психологического выгорания в мотивационной сфере личности / Орел В. Е. // Вестник ТГПУ. 2005. — Вып.1 (45). — Серия Психология. — С. 55−61.
  152. , В.В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний : автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.01 / В. В. Овсянникова. Москва, 2007. — 24 с.
  153. , Е.А. Психологическая культура как условие достижения родительского акме : автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.13 / Овсянникова Е. А. Белгород, 2009. — 23 с.
  154. А. Е. Эмоции и воспитание / А. Е. Ольшанникова. М.: Знание, 1983. — 89 с.
  155. , А.Б., Хазанова, М.А. Феномен эмпатии и конгруэнтности / А. Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 68−73.
  156. , А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студен, психол. фак. вузов / А. Б. Орлов М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  157. , Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. М.: КСП+, 2003. — 272 с.
  158. , И.П. Формирование психологической культуры подростков вусловиях школы-интерната : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / И. П. Павлова. Курск, 2006. — 22 с.
  159. , С.Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантелеев. -М.: Смысл, 1993.-230 с.
  160. , С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев// Психология самосознания: Хрестоматия — ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. — С. 208−243.
  161. В.Н. Психология человека / В. Н. Панферов. СПб.: Смысл, 2000.- 122 с.
  162. , Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах / Т. И. Пашукова // Вопросы психологии межличностного познания и общения: сб. науч. тр. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1983. — С. 86 — 92.
  163. Н.Ю. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.03 / Н. Ю. Певзнер. Хабаровск, 2003.-23 с.
  164. , A.B. Психология : учебник для высших педагогических учебных заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — С. 360−362.
  165. , A.C. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19. 00.03 / A.C. Петровкая. Ярославль, 2007. — 25 с.
  166. Петровская, J1.A. Компетентность в общении /Л.А. Петровская М.: Изд-во МГУ, 1989. -26 с.
  167. , Jl.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская М.: МГУ, 1982. — 168 с.
  168. , Ж. Психология интеллекта. Избр. психологические труды / Ж.Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 156 с.
  169. , Г. В. Формирование психологической культуры современного специалиста с высшим образованием в условиях технического вуза / Г. В. Пинигина, Л. С. Полякова // Актуальные проблемы современной науки. 2006 — № 4.-С. 91−99.
  170. , Х.Л. Человеческий потенциал и его реализация // Перспективы.- 1990.-N 1.-С. 136−142.
  171. , К.К. О системе психологии / К. К. Платонов. — М.: «Мысль», 1972.-216 с.
  172. , A.M. Исследовательское поведение : стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. Электронный ресурс.: URL: http://creativity.ipras.ru/poddyakov.php (дата обращения: 03.01.2010).
  173. , А.Н. Алгоритмическая неразрешимость и ее следствия для организации разумной деятельности / А. Н. Поддьяков // Когнитивная психология — ред. В. Н. Дружинин, Д. В. Ушаков. М.: ПерСэ, 2002. — С. 202 204.
  174. Практический интеллект / ред. Р.ДЖ. Стернберга, Дж. Б. Форсайта, Дж Хелланда и др. СПб.: 2002 — 272 с.
  175. , О.В. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности : на примере личности учителя: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / О. В. Пузикова. Хабаровск, 2003. — 23 с.
  176. Практическая психология образования — под ред. Дубровиной И. В. 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004 — 592 с.
  177. Психология межличностного познания — под. ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.-346 с.
  178. , Н. Е. Психология менеджмента. Конспект лекций / Н. Е. Раевская.- СПб.: Альфа, 2001. 240 с.
  179. , Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. — М.: 1979.-С. 133−151.
  180. , Р.Д. Эмоциональный интеллект : проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Роберте, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. — Т. 1. — № 4. — С. 3−24.
  181. , К. Взгляд на психотерапию: становление человека / К. Роджерс. -М., 1994.-497 с.
  182. , О.Н. Методические подходы к проблеме формирования психологической культуры / О. Н. Романова // Интеграция образования. 2005. -№ 1−2.-С. 139−143.
  183. , Е.С. Психология профессионального становления личности : автореф.. докт. психол. наук: 19.00.01, 19.00.07 / Е. С. Романова. М., 1992. -31 с.
  184. Д.А. Социальный интеллект как фактор общественного развития в условиях информатизации : автореф. дис.. канд. философских наук: 09.00.11 / Д. А. Ростовых. М., 2007. — 21 с.
  185. , С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  186. , Е.В. Социальная психология: курс лекций / Е. В. Руденский. М. -Новосибирск, 1997. — 224 с.
  187. , К. Групповая психотерапия психокоррекционные группы : теория и практика / К. Рудестам. СПб.: Питер Ком, 1998. — 245 с.
  188. , А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. -№ 1 (6).- С. 30−39.
  189. , С. И. Психология управления / С. И. Самыгин, Л. Д. Сголяренко. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
  190. , Н.В. Синдром профессионального выгорания Электронный документ. // URL: http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=4143
  191. Н.Т. Психологическая культура руководителя / Н. Т. Селезнева // Вестник Красноярского гос. педагогического ун-та им. В. П. Астафьева. — 2006. № 1. — С. 160−164.
  192. , В.В. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагога / В. В. Семикин // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2003. — Т. 3. — № 6. — С. 124−132.
  193. , В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии : автореф. дис.. доктора психол. наук: 19.00.07 /В.В. Семикин. С. Петербург, 2004. — 48 с.
  194. , В.В. Психологическая культура в образовании человека : монография Текст. / В. В. Семикин. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. — 155 с.
  195. , Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости / Е. М. Семенова. — М., 2002.-311 с.
  196. Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко, — СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 с.
  197. , Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко СПб., 2005. — 208 с.
  198. , В.П. Эмоциональный мозг / В. П. Симонов М.: Наука, 1981.
  199. , А.П. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии /А.П. Ситников, A.A. Деркач, И. В, Елшина М.: Луч, 1994.-168 с.
  200. , Э.В. Культурология (очерки культуры) / Э. В. Соколов. М.: 1994.-273 с.
  201. , И.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тендерной идентичности личности / И. С. Степанов // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. — № 88. — С. 110−115.
  202. B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / B.C. Степин // Вопросы философии. 2003. — № 8. — С. 5−17.
  203. , Р. Триархическая теория интеллекта / Р. Стернберг // Иностранная психология 1996 — № 6. — С 54−61.
  204. , В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Изд-во МГУ, 1983.-230 с.
  205. , Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М., 1961.-145 с.
  206. , O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1984, — 156 с.
  207. , O.K. Клочко, В.Е. Эмоции в функции эвристик / O.K. Тихомиров, В. Е. Клочко // Психологические исследования. М., 1969. — Вып.1. -С. 34- 45.
  208. О. К., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности / O.K. Тихомиров, В. Е. Клочко // Вопросы психологии. 1980. -№ 5.-С. 23 -32.
  209. , Ю.Ш., Колымба, И.Г. Феноменология эмоциональных явлений /А.Ш. Тхостов, И. Г. Колымба // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1999.-№ 2.-С. 3−14.
  210. , О.Н. Управленческая деятельность на различных этапах воспитательной системы общеобразовательного учреждения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Н Уласевич. Тамбов, 2004 — 23 с.
  211. , Л.И. Личность, организация, деятельность коллектива (Избранные труды) / Л. И. Уманский. Кострома, 2001. — 208 с.
  212. Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д. В. Ушаков. -М.: Изд-во ИП РАН, 2003. 264 с.
  213. , Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта /Д.В.Ушаков. // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: сб. науч. тр. — под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2004. — С. 11−28.
  214. , Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: сб. науч. тр. — под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2004. — С. 11−29.
  215. Д.В. Системность в психологии интеллекта теория, подход, методология / Д. В. Ушаков // Идея системности в современной психологии — под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. — С. 236−261.
  216. Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: сомнения, надежды и перспективы / Д. В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. — С. 11−30.
  217. , Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) / Е. Б. Фанталова // Психологический журнал. -1992.-Т. 13- № 1.-С. 107−115.
  218. Е.Б. Три уровня психодиагностического исследования в практической психологии / Е. Б. Фанталова // Журнал прикладной психологии. -2001. -№ 1.-С. 20−23.
  219. H.A. Роль социального интеллекта и коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности социального педагога / H.A. Филина// Среднее профессиональное образование. -2008. — № 7. С. 59−61.
  220. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  221. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. — 576 с.
  222. , А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 61 — 74.
  223. , А. Б., Гаранян Н. Г. Когнитивно-бихевиоральная терапия /А.Б.Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Основные направления современной психотерапии. М.: Генезис, 2000. — 342 с.
  224. , М.А. Психология интеллекта : парадоксы исследования / М. А. Холодная. М.: 1997.-295 с.
  225. И.И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. -М.: Наука, 1977.-146 с.
  226. , В. И. Мотивациониые механизмы преодоления проблемных ситуаций в трудовой деятельности. / В. И. Чирков // Психология труда в условиях проблемных ситуаций. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1996. -С. 127−136.
  227. , В.И. Само детерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопросы психологии. 1996. -№ 3. — С. 116−130.
  228. , Н. И. Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии, 1995.-№ 4.-С.65−81.
  229. , В.В. Интеллектуальные операции / В. В. Шадриков. М.: Университетская книга. Логос, 2006. — 108 с.
  230. , Б.С. О сущности и формах эмпатического познания / Б. С. Шалютин // Вестник Курганского университета. Серия «Гуманитарные науки». — Вып. 1. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. — С. 26—30.
  231. , Т.П. Эмоциональный, абстрактно-логический и вербальный интеллект в контексте проблемы социализации молодых людей / Т. П. Шемякина, С. А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. 2006. — № 24.-С. 87−90.
  232. , А.Г. Тест как оружие / А. Г. Шмелев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. — Т. 1. -№ 2. — С.40−53.
  233. , А.Г. и др. Валидность теста менеджерского потенциала / А. Г. Шмелев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1993. — № 3. — С. 23−33.
  234. , П. Психология лжи — пер. с англ. Н. Исуповой, Н. Мальгиной, Н. Миронова, О. Тереховой / П. Экман. СПб.: Питер, 2008. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  235. , А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А. Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии: сб. ст. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. С. 63−67.
  236. , B.C. Проблема эмоционального интеллекта / B.C. Юркевич // Вестник практической психологии образования. 2005. — № 3 (4). — С. 4−10
  237. , E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / E.JI. Яковлева // Вопросы психологии. № 4. — 1997. — С. 20−27.
  238. , М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. / М.С. Яницкий— Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
  239. , К. Общая психопатология: пер. с нем. / К. Ясперс М.: Практика, 1997.- 1056 с.
  240. Bar-On, R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems, 1997.
  241. Bar-On, R., Parker J.D.A. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // Handbook of emotional intelligence, San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 363 388.
  242. Brackett M.A., Mayer J.D., Warner R.M. Emotional intelligence and its relation to everyday behavior // Personality and individual Diflarences, 2004. № 36. -P.1387 — 1402.
  243. Brackett M.A., Salovery P. Measuring emotional intelligence with the Mayer-Salcvey-Caruso Emulional Intelligenca Tesl. (MSCEIT) // Psicothema, 2006. -№ 18. -P.34−41.
  244. Buck, R. Motivation, emotion and cognition: a dcvelopmental-interactionist view // Strongman K.T. (ed.) International review of studies on emotion. -V.Chichester: Wiley, 1991.
  245. Caruso D.R., Mayer J.D., Salovey P. Relation of an abifity measure of emotional inteiigence to personality // Journal of Personality Assessment 2002. -№ 79(2).-P. 306−320.
  246. Cooper R. K., Sawaf A. Executive EQ: Emotional intelligence in leaders and organizations / R. K. Cooper, A. Sawaf. New York: Grosset Putnam, 1997.
  247. Gardner, H.E. Frames of mind: the theory of multiple intelligences.- Basic book, 1983.
  248. Ciarrochi J.V., Dean F.P., Anderson S. Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health // Personality and Individual Differences, 2002. V. 32. — P. 197−209.
  249. Giles S.I.S. The role of supervisory emotional intelligence in direct report organizational commitment: Unpublished master’s thesis. University of South Wales, Sydney, Australia, 2001.
  250. Fannin B.E. The contributions of emotional intelligence to academic achievement and production. Dissertation Abstracts International. 2002, — V. 62. -12-A.
  251. Folkman, S., Lazarus, R.S. Coping and emotion // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y. 1991. — P. 207−227.
  252. Kosmitzki, C., John O.P. The implicit use of explicit conceptions of social intel ligence/ C. Kosmitzki, O.P. John // Personality and Individual Differences. Vol. 15. -1993.-P. 11−23.
  253. Lyusin D. Emotional intelligence as a mixed construct: its relation to personality and gender // Journal of Russian and East European Psychology, November December 2006. — V. 44. — № 6. — P. 54−68.
  254. Mayer, J.D. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. N.Y., -1993.- P. 433−442.
  255. Mayer, J.D. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence, 1999. — № 27. — P. 267−298.
  256. Mayer, J.D. Models of emotional intelligence. NY, Handbook of intelligence, 2000. — P. 396−420.
  257. Mayer, J.D. Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence // Emotion. 2001. V. 1. — P. 232−242.
  258. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: theory, findings, and implications // Psychological Inquiry. 2004. V. 15. — № 3. — P. 197−215.
  259. Mayer, J.D. Emotional intelligence: popular or scientific psychology. 2005. Электронный ресурс.: URL: http://www.apa.org/monitor/sep99/
  260. Mayer, J.D. Emotional intelligence information. Электронный ресурс.: 2005: URL: http://www.unh.edu/emotionalintelligence/
  261. Mayer, J.D., Salovey, P. Emotional intelligence. Электронный ресурс.: 2005. URL: http: //www.unh.edu/emotionalintelligence/
  262. Petrides, K.V., Furnham A. On the dimensional structure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 2000. — V. 29. — P. 313−320.
  263. Petrides, K.V., Furnham, A. Trait emotional intelligence: psychometric investigation with reference to established trait taxonomies // European Journal of Personality № 15 — 2001 — P. 425−448.
  264. Petrides, K.V., Furnham, A. Trait emotional intelligence: behavioural validation in two studies of emotion recognition and reactivity to mood induction // European Journal of Personality № 17 — 2003 — P. 39−75.
  265. Russell J.A. Core affect and the psychological construction of emotion // Psychological Review-2003. V. 110. — № 1. — P. 145−172.
  266. Russell J.A., Bachorowski J.A., Fernandez-Dols J. M. Facial and vocal expressions of emotion // Annual Review of Psychology. 2003. — № 54. — P. 329 349.
  267. Russell J.A., Feldman Barrett L. Core affect, prototypical emotional episodes, and other things called emotion: dissecting the elephant // Journal of Personality and Social Psychology. 1999.- V. 76. — № 5, — P. 805−819.
  268. Roberts R.D., Zeidner M., Matthews G. Does emotional intelligence meet traditional standards for an intelligence? Some new data and conclusions // Emotion. 2001.-V. l.-P. 196−231.
  269. Schutte, N.S. Emotional intelligence and task performance // Imagination, Cognition & Personality. 2000. — 20 (4). — P. 347−354.
  270. Tangney, J.P. Shamed into anger? The relstion of shame and guilt to anger and self report agression // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. — V. 62. — P. 669−675.
  271. Trinidad, G.R., Johnson C.A. The association between emotional intelligenceand early adolescent tobacco and alcohol use / Personality and Individual Differences. 2002. — V. 32. — P. 95−100.
  272. Weisinger H. Emotional intelligence at work. San Francisco, California: Jossey Bass Inc., 1998.
  273. Wolff, S.B., Emotional intelligence as the basis of leadership emergence in self-managing teams // The Leadership Quarterly. 2002. — V. 13. — P. 505−522.
Заполнить форму текущей работой