Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные в исследовании результаты характеризуют школьное экономическое образование, в сравнении с семейным экономическим воспитанием, как целенаправленный процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, воспитания социально активной личности с волевыми чертами характера. Формирование, у младших школьников, таких качеств личности как решительность, уверенность, целеустремленность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические проблемы исследования динамики ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования
    • 1. 1. Анализ различных подходов к исследованию ценностных ориентаций личности как социально-психологического явления
    • 1. 2. Динамика ценностных ориентаций детей и молодежи, обусловленная влиянием внешних и внутренних факторов развития
    • 1. 3. Раннее экономическое образование как фактор экономической социализации детей и подростков
    • 1. 4. Концептуальные основы исследования динамики ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования
  • Глава 2. Программа эмпирического исследования динамики ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях экономического образования
    • 2. 1. Организация и проведение социально-психологического исследования как естественного эксперимента
    • 2. 2. Основные этапы естественного социально-психологического формирующего эксперимента
    • 2. 3. Методики эмпирического исследования
    • 2. 4. Объект, задачи, гипотезы основного эмпирического исследования
    • 2. 3. Результаты пилотажного исследования
  • Глава 3. Результаты эмпирического исследования влияния экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников
    • 3. 1. Внутригрупповая динамика ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях экономического образования
    • 3. 2. Межгрупповые различия в структуре ценностных ориентаций школьников, обусловленные экономическим образованием
    • 3. 3. Анализ влияния ценностных ориентаций родителей на структуру ценностных ориентаций детей
    • 3. 4. Различия в структуре ценностных ориентаций школьников по полу, уровням социальной активности, успеваемости, материального благосостояния семьи
    • 3. 5. Типы семейного экономического воспитания
    • 3. 6. Обсуждение результатов
  • Выводы

Динамика ценностных ориентаций личности в условиях раннего экономического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: В условиях социально-экономических изменений в российском обществе возникает необходимость в исследовании системы формирования ценностных ориентаций личности школьников, что связано с «острой потребностью воспитания социально зрелой личности, ориентированной на интеллектуальное и профессиональное совершенствование» (4, с.113).

Опираясь на принцип системности, разработанный Б. Ф. Ломовым, мы рассматриваем индивида как элемент, включенный в микрои макросистемы, представленные в виде разноуровневой социальной среды. Экономические преобразования в России в начале 90-х годов XX века породили множество социальных феноменов. Среди них — раннее экономическое образование, под влиянием которого, с нашей точки зрения, происходит изменение некоторых личностных свойств школьника, в первую очередь, его ценностных ориентаций. Раннее экономическое образование здесь выступает как внешний фактор. Под внешними факторами понимаются те социальные феномены, которые характеризуют взаимоотношения личности с обществом на уровне различных социальных групп, образующих макросоциальную среду. Однако развитие личности детерминировано и внутренними факторами, в том числе особенностями возрастных периодов развития, а также особенностями индивидуального развития конкретной личности. Таким образом, изменения, которые происходят в ценностных ориентациях личности ребенка к окончанию начальной школы, детерминированы как социальными, так и психологическими феноменами, выступающими в роли внешних и внутренних факторов развития.

Исследование влияния раннего экономического образования на структуру личности младших школьников, в частности, ее важнейшего компонента — ценностных ориентаций, позволит выявить значение этого фактора в процессе формирования активной личности, направленной на социальные преобразования в обществе, тем самым внести определенный * вклад в решение проблемы детерминации ценностных ориентаций.

Цель исследования. Целью исследования является изучение динамики ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях раннего экономического образования.

Задачи исследования. Теоретические задачи: ^ 1. Осуществить теоретический анализ исследований динамики ценностных ориентаций личности в результате воздействия внешних и внутренних факторов развития.

2. Проанализировать значение экономического образования в семье и школе как фактора динамики ценностных ориентаций личности младшего школьника.

3. На примере изучения динамики ЦО личности младшего школьника в ^ условиях раннего экономического образования разработать концептуальный социально-психологический подход к исследованию роли экономического образования в экономической социализации детей.

Методические задачи: 1. Разработать: программу и основные этапы естественного социально-психологического формирующего эксперимента;

— программу стандартизованного опроса родителей, направленную на 4 выявление их экономических представлений и социальнодемографических характеристик с целью выделения типов семейного экономического воспитания;

— методику экспертной оценки учителями уровней социальной активности и успешности в обучении школьников. 2. Модифицировать с учетом исторического времени, цели и задач исследования содержание опросника Н. А. Волковой, для его использования в изучении структуры ценностных ориентаций современных школьников. Эмпирические задачи:

1. Выполнить сравнительный анализ динамики ценностных ориентаций личности младших школьников в группах, где проводилось обучение по программе «Экономика в начальной школе» и где данное обучение не проводилось.

2. Проанализировать различия в структуре ценностных ориентаций у детей разного пола, с различным уровнем успеваемости и социальной активности.

3. Сравнить структуры ценностных ориентаций личности из семей с разным уровнем материального благосостояния.

4. Сравнить структуры ценностных ориентаций детей и их родителей с целью выявления ценностей детей, зависящих от ценностных ориентаций родителей.

5. Выявить социально-психологические типы семейного экономического воспитания детей.

Основная гипотеза исследования.

Структура ценностных ориентаций личности младшего школьника изменяется под влиянием раннего экономического образования в направлении усиления значимости социальных и волевых ценностей.

Дополнительные гипотезы: 1. Раннее экономическое образование повышает значимость для личности таких ценностей как социальная активность, социальное уважение, а также волевых ценностей и ориентации на людей и общество.

2. Ряд ценностных ориентаций и, в первую очередь, ориентация на здоровье, в большей степени зависят от ценностных ориентаций родителей и не изменяются под воздействием школьного экономического образования.

3. Семейное экономическое воспитание оказывает влияние на динамику структуры ценностных ориентаций в направлении усиления значимости материальных и нравственных ценностей.

4. Динамика ценностных ориентаций младших школьников, в переходный к подростковому возрасту период, характеризуется повышением интереса к ценности общения и любви, а также снижением значимости интеллектуальных ценностей, что обусловлено влиянием возрастных особенностей развития.

5. Динамика ориентаций личности на нравственные и материальные ценности различна у школьников из семей с разным уровнем материального благосостояния.

Объект исследования.

Объектом исследования являются учащиеся младшего школьного возраста и их родители. Общее число испытуемых — 330 человек. Из них -160 школьников 9−10-летнего возраста, разделенных по критерию обученности основам экономических знаний в школе: две контрольных и две экспериментальных группы по 40 человек в каждой, уравненных по полу. Экспериментальная № 1 и контрольная № 2 группы отличаются от экспериментальной № 3 и контрольной № 4 групп наличием предварительного тестирования. Участвующие в исследовании родители школьников в количестве 160-ти человек представлены в основном мамами (80%). В качестве экспертов выступили 10 учителей — классные руководители и преподаватели экономики в школе.

Основные понятия.

Под ценностными ориентациями мы будем понимать социально обусловленную направленность личности на жизненно важные ценности-цели и средства их достижения. Ценностные ориентации социально детерминированы, имеют иерархическую структуру, определяющую степень значимости той или иной ценности для индивида, формируются и изменяются во времени под влиянием «внешних» и «внутренних» факторов развития. Одним из «внешних» факторов выступает экономическое образование.

Экономическое образование рассматривается нами как процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, формирования качеств личности, экономического мышления, а также включения в социально-экономические отношения. Научная система экономических знаний, формирующаяся посредством раннего экономического образования, направлена на выработку у детей собственного взгляда на социально-экономические проблемы общества, что способствует, в итоге, их экономической социализации.

Экономическая социализация понимается как процесс, так и результат включенности индивида в мир экономических отношений общества, поскольку, усваивая систему экономических ценностей и экономический опыт, активно преобразуя его, индивид становится экономическим субъектом данного общества.

Исследование экономической социализации рассматривается нами в направлении изучения раннего экономического образования, осуществляемого посредством семьи, школы, сверстников, СМИ — как фактора экономической социализации, обуславливающего динамику ЦО личности.

Теоретическая основа исследования.

Теоретическую основу исследования составляют представления Б. Ф. Ломова о системной детерминации психических явлений и поведения, положения субъектно-деятельностного подхода к исследованию психики, разработанные в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, А. В. Брушлинского, А. Л. Журавлева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Е. В. Шороховой и др., а также концепция социальной активности личности К. А. Абульхановой — Славской.

Изучение динамики ценностных ориентаций личности осуществлялось в рамках исследований социально-психологической динамики в изменяющемся обществе, проводимых в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН А. Л. Журавлевым, Е. В. Шороховой, В. П. Позняковым, М. И. Бобневой, Е. Д. Дорофеевым, В. А. Хащенко, Н. А. Журавлевой и др. и, прежде всего, динамики ценностных ориентаций представителей различных социальных групп в условиях экономических изменений.

Использовались представления о понятиях «ценностные ориентации» в работах Б. Г. Ананьева, Б. И. Додонова, К. К. Платонова, А. А. Ручки, Л. П. Фоминой, В. А. Ядова и др., в том числе в работах С. С. Бубновой, Н. А. Волковой, Е. А. Васиной, Л. Г. Десфонтейнес, И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова, Т. Н. Мальковской, Е. М. Рахковской, Т. Г. Сухановой, К. Д. Шафранской, выполненных на школьниках разного возраста.

Теоретическую основу работы также составили различные представления о понятиях «экономическое образование» и «экономическое воспитание» Ю. К. Васильева, В. Д. Попова, Л. Е. Эпштейна, М. Л. Малышева и др., а также исследования K. Fox, M. Kourilsky, M. Campbell, A.E.Berti, A. Furnham, А. Фенько, Е. В. Щедриной, рассматривающие компоненты микросоциальной среды, экономическое образование, в первую очередь, как факторы экономической социализации детей.

Предмет исследования. Динамика ценностных ориентаций личности младших школьников, обусловленная ранним экономическим образованием.

Методики исследования.

Для исследования ценностных ориентаций детей применялась модифицированная методика Н. А. Волковой, методика попарного сравнения 11-ти ценностных ориентаций С. С. Бубновой.

С целью выявления различий и сходства в структуре ценностных ориентаций детей и родителей — методика С. С. Бубновой.

Для определения влияния уровней успеваемости и социальной активности детей — экспертные оценки учителей.

Исследование содержания экономического воспитания в семье опиралось на данные стандартизованного анкетирования родителей.

Использовались методы математической статистики: дескриптивный, корреляционный, для построения типологии — кластерный анализ. С целью определения влияния независимой переменной на зависимую — два вида ранжирования: прямое и по Вилкоксону. Для оценки влияния ценностных ориентаций родителей на ценностные ориентации детей использовали критерии Вилкоксона и Колмогорова-Смирнова. При выявлении влияния побочных переменных на зависимую опирались на критерий Крускала-Уоллиса и медиану.

Организация исследования.

Исследование было организовано и проведено в виде естественного социально-психологического формирующего эксперимента в четыре этапа.

Подготовительный этап содержал разработку учебных материалов. На первом этапе был осуществлен подбор контрольных и экспериментальных групп, выбор методик исследования ценностных ориентаций, а также проведено предварительное тестирование детей по двум методикам.

Второй этап был непосредственно связан с проведением экспериментальных уроков, наблюдением за ходом обучения и развитием детей, контролем за результатами обучения.

Содержание третьего этапа эксперимента включало сбор данных по результатам экспертных оценок учителей и родителей, исследование ЦО детей (по двум методикам), ЦО родителей (по методике Бубновой), а также оценку экономических представлений родителей на основании анкетирования.

При формулировании гипотезы естественного социально-психологического формирующего эксперимента опирались на результаты пилотажного исследования, проведенного как квазиэксперимент с использованием методики Н. А. Волковой.

Новизна исследования.

Теоретическая новизна исследования состоит в разработке социально — психологического подхода к изучению раннего экономического образования, которое рассматривается в качестве основополагающего фактора экономической социализации, детерминирующего изменения структуры ценностных ориентаций младших школьников. Динамика ориентаций детей на социальные и волевые ценности в рамках данного подхода рассматривается как результат воздействия фактора экономической социализации — раннего экономического образования, что способствует формированию активной, социально ориентированной личности.

В качестве методической новизны выдвигается разработка процедуры и проведение естественного социально-психологического формирующего эксперимента с целью исследования динамики ценностных ориентаций младших школьников. Такой вид эксперимента имеет большое преимущество, по сравнению с другими видами исследований, при выявлении причинно-следственных отношений социально-психологических явлений.

Новизна эмпирических результатов состоит в выявлении и дальнейшем анализе динамики ЦО личности младших школьников в условиях раннего экономического образования, а также выделении типов семейного экономического воспитания.

Практическая значимость. Полученные результаты о влиянии экономического образования, осуществляемого в условиях школы как компонента микросоциальной среды, на динамику ценностных ориентаций личности младшего школьника были использованы при составлении программ экономического образования в общеобразовательной школе. Разработанная программа естественного социально — психологического формирующего эксперимента может найти применение в последующих исследованиях факторов экономической социализации детей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Динамика ценностных ориентаций личности младших школьников детерминирована «внешними» и «внутренними» факторами развития. Раннее школьное экономическое образование выступает в роли «внешнего» фактора, обуславливающего динамику волевых и материальных ценностных ориентаций, а также социальной активности. В качестве «внутренних» факторов ценностной динамики выступают возрастные изменения, которые, к окончанию младшего школьного возраста, характеризуются ростом значимости ценности общения и снижением интереса к интеллектуальным ценностям.

2. В структуре ценностных ориентаций личности младших школьников существует группа инвариантных ценностей, значимость которых определена влиянием родителей. Это ценности здоровья и любви, как самые важные в жизни человека, и приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых, как наиболее отвергаемые ценности. Данные ценности являются устойчивыми к влиянию других компонентов социальной среды.

3. Семейное экономическое воспитание по сравнению со школьным экономическим образованием меньше влияет на волевые ценностные ориентации и социальную активность, что снижает его значимость как фактора экономической социализации. Школьное экономическое образование, детерминируя динамику социальной активности и волевых ценностных ориентаций, обусловливает экономическую социализацию детей.

4. Семейное экономическое воспитание не однородно. В зависимости от экономических представлений родителей и их ориентаций на те или иные ценности выделяются пять его основных типов: «ориентированный на семью», «потворствующий», «ориентированный на познание», «гуманистический, ориентированный на других людей», «консервативный, ориентированный на традиции» .

1 Н.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (1998;2002 гг.), на научных конференциях: «Пушкин и российское историко-культурное сознание» (Самара, 1999) — «Социальная психология — XXI век» (Ярославль, 1999) — 1-ая и 2-я Всероссийские научно-практические конференции РПО «Психология и экономика» (Калуга, 2000,2002) — 2-ая Международная научно-практическая конференция «Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы» (Иркутск, 2001) — Международный конгресс «Психология инновационного управления социальными группами и организациями» (Кострома, 2001).

выводы.

1. Выявлены различия в динамике ценностных ориентаций личности школьников, обучавшихся и не обучавшихся по программе «Экономика в начальной школе». В результате, к концу обучения наиболее значимыми ценностями становятся высокая социальная активность, волевые ценности и высокое материальное благосостояние.

2. Динамика ценностных ориентаций младших школьников, наряду с «внешними» факторами, обусловлена влиянием «внутренних» факторов, в том числе возрастными особенностями развития личности. Рост значимости ценности общения и снижение значимости интеллектуальных ценностей характеризует переходный период от младшего школьного к подростковому возрасту.

3. В структуре ценностных ориентаций младших школьников выявлена группа устойчивых ценностей, значимость которых детерминирована влиянием родителей. Это ценности здоровья и любви, как принимаемые ценности в жизни, и «приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых», как отвергаемая ценность.

4. Раннее школьное экономическое образование, как компонент микросреды, по сравнению с семейным экономическим воспитанием в большей степени детерминирует социальную активность и формирует такой тип личности, который обладает большими возможностями экономической социализации в современном обществе.

5. Эмпирически выделены пять типов семейного экономического воспитания: «ориентированный на семью», «потворствующий», «ориентированный на познание», «гуманистический, ориентированный на других людей», «ориентированный на традиции». На основании этой типологии определены типы воспитания, характерные для родителей детей, обучавшихся и не обучавшихся основам экономических знаний в школе. Их различия не оказывают влияния на динамику волевых ценностных ориентаций и высокой социальной активности.

6. Динамика ориентаций на материальные ценности не имеет значимых различий у школьников из семей с разным уровнем материального благосостояния, так как в отечественной школе как институте социализации существуют равные условия развития для всех детей. Данный вывод согласуется с результатами исследований А. Фернэма, который считал, что школа стирает классовые различия между детьми.

7. Уровень социальной активности детей, характеризующий их реальное поведение в школе, не оказывает влияние на рост значимости (в экспериментальных группах) и снижение значимости (в контрольных) ценности высокой социальной активности. Данные результаты свидетельствуют о том, что в младшем школьном возрасте ценностные ориентации личности не всегда являются внутренними регуляторами поведения.

8. Сравнение результатов данного исследования ценностных ориентаций личности младших школьников (1998г. и 2001 г.) с результатами работ Н. А. Волковой (1983г.), Л. Г. Десфонтейнес (1995г.) позволило выявить тенденцию усиления значимости материальных ценностей в сознании школьников, что связано с социально-экономическими изменениями в современном российском обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема формирования и изменения ценностных ориентаций личности является наиболее актуальной в кризисные периоды развития общества. Макроэкономические изменения детерминируют новые общественные отношения, нормы, ценности, которые, в свою очередь, обуславливают динамику в структуре конкретной личности. Сложность и неоднозначность этого процесса заключается в том, что личностные изменения не гарантируют успешность адаптационного процесса в «новых» условиях развития общества.

Сформировавшаяся личность более устойчива по отношению к «внешним» воздействиям и владеет определенными способами или механизмами адаптации. В младшем школьном возрасте, когда процесс формирования личности не завершен, выявление факторов, их значимости, силы воздействия на структуру ценностных ориентаций, способствующих экономической социализации детей, имеет важное значение.

В данном исследовании динамики ценностных ориентаций личности младших школьников в условиях раннего экономического образования фактически рассматривается вопрос о возможности целенаправленного воздействия на личность и формирования направленности ее социальной активности посредством социально-экономических программ обучения.

Выявленная, в результате формирования основ социально-экономических знаний, динамика ценностных ориентаций характеризуется ростом значимости ориентаций на волевые ценности и высокую социальную активность. Доминирование таких ориентаций, с нашей точки зрения, способствует экономической социализации детей в обществе.

Выделенные типы семейного экономического воспитания показали, что семейное воспитание как фактор не оказывает влияния на формирование волевых качеств личности. Современные родители не учат детей планировать карманные расходы, возражают против возможности им самим зарабатывать на эти расходы, рассматривая ранний трудовой опыт, только как фактор «взросления» .

Полученные в исследовании результаты характеризуют школьное экономическое образование, в сравнении с семейным экономическим воспитанием, как целенаправленный процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, воспитания социально активной личности с волевыми чертами характера. Формирование, у младших школьников, таких качеств личности как решительность, уверенность, целеустремленность, настойчивость, позволит им в будущем не только лучше адаптироваться в новых социально-экономических условиях, но и, с большой вероятностью, полнее реализовать свой личностный потенциал.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М. Воронеж, 1999.217с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1987. С.10−14.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. С. 113.
  5. Г. С. Экономическое образование школьников. Проблемы и пути их решения. Дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 1997. 255с.
  6. И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе. Дисс.канд. социол. наук. М., 1995.161с.
  7. Аза JI.A., Поддубный В. А., Ручка А. А. Ценностные ориентации рабочей молодежи. Киев: Наук. Думка, 1978. 203с.
  8. Р.В. Факторы, влияющие на социальную активность студента: ценностные ориентации и микросреда // Молодежь в общественных отношениях развитого социализма. Тарту, 1984.С.207−209.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1968. 338 с.
  11. .Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. Москва- Воронеж, 1996.383с.
  12. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 1997. 376с.
  13. Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С.426−434.
  14. B.C., Писаренко В. И., Свеженцева Ю. А. Фундаментальные жизненные ценности цели и социальная активность // Вестник Харьковского ун-та. Харьков, 1989. № 342. С.9−16.
  15. B.C. Субъективные и объективные детерминанты социальной активности как личностного свойства // Вестник Харьковского Ун-та. Харьков, 1991. № 351. С.26−31.
  16. С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений. Дисс.канд. психол. наук. М., 1996. 167с.
  17. Н.А. Формирование социокультурных ценностных ориентаций у курсантов в ходе изучения экономических теорий. Дисс.канд. пед. наук. СПб, 1996. 246с.
  18. Г. Э. Социальная компетентность личности // Субъект и социальная компетентность личности / Под ред. А. В. Брушлинского. М., 1995. С.24−109.
  19. В.Ю. Типология ценностных позиций и состояния кризисного сознания // Ценности социальных групп и кризис общества. М., 1991.
  20. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464с.
  21. Т.В. Роль религиозных конфессий и семьи в формировании ценностных ориентаций у детей и подростков Запада // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе / Под ред. В. С. Мухиной и др. М., 1987. С.78−84.
  22. У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М., 1976.
  23. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.Воронеж. 1996.384с.
  24. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С.30−37.
  25. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М.: Издательство «Института психологии РАН», 1998. 27с.
  26. Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1993. 153с.
  27. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. М., 1983. 215с.
  28. Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. Автореф. дисс.канд. психол. наук. СПб, 1994. 16с.
  29. Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвуза. Дисс. канд. психол. наук. М., 1983. 167с.
  30. Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников. Дисс. канд. психол. наук. Л., 1983. 162с.
  31. Е.И. Структура ценностных ориентаций и формирование профессиональной перспективы молодежи // Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. Киев, 1987. С. 300.
  32. Г. Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. М., 1989. С.85−86.
  33. ГудечекЛ. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. М.:Наука, 1989. С103.
  34. Г. Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях. Дисс.канд. психол. наук. М., 2000. 156с.
  35. Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1995.148с.
  36. Г. Г. Российский гражданин конца девяностых: генезис постсоветского сознания (социально-психологическое исследование). М., 1998.
  37. Динамика ценностных ориентаций в системе социалистического образа жизни. JL, 1980. 166с.
  38. X. Экономические представления подростков // Иностранная психология. 1997. № 9. С.25−36.
  39. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272с.
  40. Т.В. К.6 семь шагов в мир экономики // Учительская газета. Приложение «Открытый урок». 1998. Вып.1.
  41. Т.В., Журавлев A.JI. Влияние экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников // Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М., 2001.С.95−119.
  42. В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. 256с.
  43. И.В., Круглое Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся // Ценностные ориентации и интересы школьников / Отв. ред. Т. Н. Мальковская и др. М.:Изд-во АПН СССР, 1983. С.27−36.
  44. И.В. Индивидуальные особенности школьника. М., 1975. 85 с.
  45. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход. // Психологические проблемысоциальной регуляции поведения. М., 1976. С. 254−277.
  46. Ю.М., Гржегоржевская И. А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977. С. 44- 54.
  47. A.JI. Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе // Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. A. JI. Журавлев, Е. В .Шорохова. М.:Наука, 1999. С.8−27.
  48. A.JI. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал. Т.19. 1998. № 3. С.3−16
  49. Е.В. Динамика экономических представлений работников в условиях приватизации их предприятий (по материалам прессы) // Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.:Наука, 1999. С.83−96.
  50. А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1989. 18с.
  51. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии, 1989. № 6 С. 100−107.
  52. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 221с.
  53. М.В. Американская семья: эволюция ценностных ориентаций. М., 1996.
  54. О.М., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1975.
  55. А.Н. Ценностные ориентации как фактор родительско -юношеского конфликта. Автореф. дисс. канд. психол. наук.1. М., 1995. 23с.
  56. И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. С.252−267.
  57. М.Б. Семейные традиции и формирование ценностных ориентаций молодежи в современном российском обществе // Молодежная политика РФ: проблемы и перспективы (мат-лы Всероссийской научно-практ. конференции). М., 2000. С. 23.
  58. Н.Я., Попов ВД., Эпштейн Л. Е. Экономическое воспитание масс. Организация и эффективность. М., 1979.
  59. Е.А. «Естественный» и «социальный» эксперименты в психологическом исследовании // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т. В. Корниловой. М., 1998. С.54−76.
  60. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 391с.
  61. Е.В. Психологические особенности экономической социализации на разных этапах детства. Дисс. канд. психол. наук. М., 1998. 135 с.
  62. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
  63. С.Л. Многообразие ценностей. Ценности лидеров // Проблемы молодежи. Ижевск, 1989. С. 133−150.
  64. В.Ю. Ценности в кризисном обществе: вопросы теории и методики. Автореф. дисс.канд. социол. наук. М., 1993.
  65. Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.:Изд-во Моск.-го Ун-та, 1997. 256 с.
  66. Н.М. Печать ФРГ как средство экономического воспитания и образования членов общества // Экономическое образование и воспитание. Челябинск, 1976. С.69−73.
  67. Н.М., Шапкина С. Н. О постановке экономического воспитания в США и ФРГ // Вопросы экономического воспитания и образования. Челябинск, 1973. С. 85.
  68. .С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983. С.4−11.
  69. А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов: СВШМВДРФ, 1995. 139с.
  70. В.Н. Ценностные ориентации студентов в связи с их профессиональной направленностью // Research in Soviet Social Psychology / ed. L.P.Strickland, V.P.Trusov and E.Lockwood. Canada, 1986. pp. 80−83.
  71. . Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб., 1996. 391с.
  72. Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества. М., 1991. С.4−31.
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  74. Н.Б. Становление ценностных ориентаций в разных условиях развития (на примере подростков). Дисс.канд. психол. наук. СПб., 1999. 181с.
  75. Личность и ее ценностные ориентации. Информационный бюллетень ССА, № 40, М., 1969, T.I.
  76. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:Наука, 1984. 444с.
  77. .Ф. Системность в психологии. М.- Воронеж, 1996. 384с.
  78. М.Л. Вопросы экономической деятельности школьного производства// Сов.педагогика. 1980. № 8. С.59−62.
  79. М.Л., Петросян К. Ц., Соболева Е. Н. Экономическое мышление учащейся молодежи: опыт и проблемы формирования. М., 1989. 128с.
  80. Т.Н. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и интересов школьников // Ценностные ориентации и интересы школьников / Отв. ред. Т. Н. Мальковская и др. М.:Изд-во АПН СССР, 1983. С.5−19.
  81. Н.С. Теоретические предпосылки развития личности и ее активности // Активность личности в социалистическом обществе. М., 1976. С.35−55.
  82. Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1990.18с.
  83. Методология и методы социальной психологии /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977.
  84. С.М. Образовательные и профессиональные аспекты жизнедеятельности молодежи в условиях зарождающегося рынка труда // Динамика ценностного сознания молодежи. Тюмень, 1995. С.67−73.
  85. А.В. Основные сферы взаимодействия учащихся в жизнедеятельности школьного коллектива // Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. Таллин, 1982. С. 115−121.
  86. B.C. Проблема генезиса личности. М., 1985. 142с.
  87. В.Н. Психология отношений. / Под. ред. А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356с.
  88. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. 170с.
  89. Ш. А. Социальные ориентации личности // Социальная психология / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. С.165 183.
  90. И.С. Социалистический образ жизни и система ценностей развитого социалистического общества как норма поведения и деятельности его членов // Научный коммунизм. 1976. № 5. С. 74.
  91. М.З. Психологическое изучение направленности личности подростка. Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1972. 16 с.
  92. Н.И. Ценностность как личностное основание: типы, диагностика, формирование. М.-Воронеж, 2000. 176 с.
  93. Л.Ф. Формирующий эксперимент в детской и педагогической психологии // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т. В. Корниловой. М., 1998. С. 207−220.
  94. В.Б. Личность и ее социальные ценности // Социология в СССР. М., 1966. Т.1.
  95. Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи к рыночной экономике. Дисс.канд.психол. наук. М., 1997. 148с.
  96. Г. Н. Влияние семьи на интересы и ценностные ориентации школьников. // Ценностные ориентации и интересы школьников / Отв. ред. Т. Н. Мальковская и др. М.:Изд-во АПН СССР, 1983. С. 101−108.
  97. .Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. М., 1971.
  98. К.К. Личность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.:Наука, 1975. С.72−88.
  99. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
  100. Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков, 1991.
  101. В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2000. 220 с.
  102. И.М. Ценностные представления и «парадоксы «самосознания // Социологические исследования. 1984. № 4. С.28−31
  103. И.М. Системный подход в социологии и проблема ценностей // Вопросы философии. 1968. № 5. С. 16−24.
  104. В.Д. Экономика плюс педагогика: очерки об экономическом воспитании молодежи. М., 1986.
  105. .Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
  106. А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967.
  107. Психология/Под ред. А. Смирнова, А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б.Тенякова. М.: Уч.-пед. изд-во, 1962. С.23−31.
  108. Психология/Под ред. Е. Игнатьева, Н. Лукина, М.Громова. М.:Просвещение, 1965. С.11−17.
  109. Т.И. Становление ценностных представлений // Ценностное сознание личности в период преобразования общества / Под ред. Е. Д. Дорофеева, Л. А. Седова. М.:Изд-во «Ин-т психол-и РАН», 1997. С.16−30.
  110. Е.М. Психологические особенности влияния семьи на развитие ценностных ориентаций подростка. Дисс.канд. психол. наук. М., 1995. 127с.
  111. В.К., Шемякин Б. П. Экономическое образование и воспитание школьников // Сов. педагогика. 1983. № 11. С.85−96.
  112. С.К. Социализация личности // Социальная психология / Под ред. А. Л. Журавлева. М., 2002. С. 102−105.
  113. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 679с.
  114. К.В. Образование и ценностные ориентации учащейся молодежи: социально-философский анализ. Красноярск, 1998. 220с.
  115. А.А. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976, 152с.
  116. А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев: Наук, думка, 1987. 154с.
  117. Ю.Р. Проблемы измерения социально-психологической структуры ценностных ориентаций. Дисс.канд. психол. наук. Таллин, 1981.154с.
  118. Л.И. Социокультурная детерминация ценностных ориентаций семьи. Дисс. д-ра социол. наук. М., 1996. 491с.
  119. В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопросы психологии. 1986. № 2. С.67−74.
  120. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.:Наука, 1979. 248с.
  121. В.М. Формирование жизненных планов детей в условиях резких социальных изменений // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 60- 69.
  122. В.С.Собкин, Л. М. Баженова, А. В. Шариков. Социально-психологические проблемы координации телевидения и школы // Актуальные проблемы социальной психологии. Тезисы всесоюзного симпозиума по социальной психологии. Кострома, 1986. 4.1 С.90−91.
  123. В.С.Собкин, М. Баженова, А. В. Шариков. Возрастная динамика телевизионных ориентаций школьников // Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. М., 1989. С.21−33
  124. B.C., Хлебникова М. В., Грачева A.M. Насилие и эротика на российском телеэкране: опыт контент анализа телевизионных трансляций // Образование и информационная культура. М., 2000. С. 138−162.
  125. В.С.Собкин. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. Дисс. на соиск. ученой степени д-ра психол. наук. М., 1997, 88 с.
  126. В.С.Собкин, А. В. Толстых Воспитательные возможности телевидения // Советская педагогика. 1984. № 12. С.29−36.
  127. Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности: Материалы всерос. науч. конф. Томск, 1996. Ч.З. 110с.
  128. Субъект и социальная компетентность личности / Под ред А. В. Брушлинского. М., 1995.
  129. Т.Г., Шафранская К. Д. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982. С. 108−115.
  130. А.А. Роль ценностей в регуляции поведения индивида // Социологические исследования жизненного пути молодежи. Вильнюс, 1988. С.43−49.
  131. JI.B. Ценностные ориентации молодежи: содержание, тенденции изменений. Дисс. канд. социол. наук. М., 1993. 162с.
  132. И. Формирование и изменения ценностных представлений // Социологические исследования в Прибалтике. Вильнюс, 1990. С.38−42.
  133. М.Х. Усвоение ценностей // Ценностные ориентации личности и массовая коммуникация. Тарту, 1968.
  134. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Из-во Ан ГССР, 1961. 210с.
  135. А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии. 2000. № 2. С.94−101.
  136. Л.П. Понятия и типы ценностных ориентаций. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1976. 21с.
  137. Л.П. Ценностные ориентации в марксистской теории ценностей // Философия и наука / Под ред. А. С. Колесникова. Л. ЛГУ, 1975. С. 67−76.
  138. Формирование социальной активности личности. Сб-к тезисов науч.-практ. конференции. Махачкала, 1990. 74с.
  139. И.В. Влияние учебных телепередач на познавательную активность школьников. Дисс.канд. психол. наук. Л., 1989. 128с.
  140. В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социальная психология экономического поведения / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. С. 56−67.
  141. Ценностные ориентации личности и массовая коммуникация. Тарту, 1968.205с.
  142. Ч.А. Ценностные ориентации молодежи в новых общественно-экономических условиях. Дисс.д.-ра психол. наук. Бишкек, 1997. 321с.
  143. С.Н. Идеалы и ценностные ориентации подростков 90-х годов. М., 1994.
  144. Ю.А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. Т.З. № 5. С.135 145.
  145. П.Н. Современная социальная психология. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999.
  146. П.Н. Исследования социальной установки в США // Вопросы философии. 1973. № 2.
  147. . Структура ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование // Иностранная психология. 1994. Том 2. № 2(4) С. 47−56.
  148. Е.В. Исследования экономических представлений у детей //Вопросы психологии. 1991. № 2
  149. Е.В. Психологические особенности социально-экономических преобразований в сельском хозяйстве России в 20−30-е годы XX века // Социальная психология экономического поведения. М.: Наука, 1999. С.28−55.
  150. Е.В. Социально-психологическое понимание личности // методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В .Шорохова. М., 1975. С.63−71.
  151. Е.В., Бобнева М. И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В .Шорохова. М.:Наука, 1979. С.3−19.
  152. Экономическое образование и воспитание школьников. Челябинск, 1976. 125с.
  153. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы второй международной конференции Иркутск.: Изд-во ИГЭА, 2001 г.
  154. О.Н. Мир ценностей как фактор социализации человека. Автореф. дисс.канд. философ, наук. М., 1995. 165с.
  155. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.:Наука, 1975. С.89−105.
  156. Ядов В. А, Беляев Э. В, Водзинская В. В. Внутренняя регуляция социального поведения субъекта // Проблемы социальной психологии / Под ред. В. М. Квачахии. Тбилиси, 1976. С.177−202.
  157. Е.А. Критерий и показатели социальной активности личности // Вестник Харьковского Университета. Харьков, 1991. № 351. С. 19−26.
  158. Allport G.W., Vernon Р.Е., Lindsey G. A scale for measuring the dominant interests. Boston, 1964.
  159. Berti A.E., Bombi A.S., Lis A. The child’s conception about means of production and their owners // European Journal of Social Psychology. 1982. № 12. pp.221−289.
  160. Berti A.E., Bombi A.S., De Beni R. The development of Economic notions: single sequence of separate questions // Journal of Economic Psychology. 1986. V.7. № 4. pp.415−424.
  161. Berti A.E., Bombi A.S. II mondo economico nel bambino. Firenze: La Nuova Italia, 1981.
  162. Brusdal R. Norwegian children’s description of the of consegvences of poverty and wealth // Journal of Economic Psychology. 1990. V.ll. № 4. pp.545−556.
  163. Burris V. Stades in the development of economic concepts // Human Relations. 1983. № 9. pp.791−812.
  164. Bardill J. Swopping. Unpublished BSC project, University of Exeter, Department of Psychology. 1985.
  165. Danzinger К. Children’s earliest conception of economic relationships // Journal of Economic Psychology. 1958. V.15. № 4. pp.231−240.
  166. DeFleur M.L. Theories of Mass Communication. N.Y.: David McKay Company, 1970.
  167. Furby L. Prossession in humans: an exploratory study of its meaning and motivation // Social Behaviour and Personality. 1978. № 6.pp.49−65.
  168. Fox K. What children bring to school: the beginings of economic education // Social Education. 1978. № 10. pp.478−481.
  169. Furnham A., Anthony C. School children’s conceptions of economics: prices, wages, investments and strikes // Journal of Economic Psychology. 1988. V.9. № 4. pp.467−479.
  170. Furnham A. School children’s perception of economic justice: cross-cultural comparizon // Journal of Economic Psychology. 1987. V.8. № 4. pp.457−467
  171. Furth R. Young children’s understanding of society // Issues in childhood social development / H.Mc.Gurk. London: Methuen, 1978. pp.228−256.
  172. Jundin S. Barns uppfattning om konsumtion, sparande och arbete. Stockholm. The Stockholm school of Economics. EFI., 1983.
  173. Hill J.P. Research on adolescents and their families past and present // New Directions for Child Development. 1987. V.37. pp. 13−32.
  174. Kourilsky M., Campbell M. Sex differences in a simulated classroom economy: children’s beliefs about enterpreneurship // Sex Roles. 1984. № 10. pp. 53−66.
  175. Kluckhohn.C. Cultureand Behavior. N.Y., 1962.
  176. Leiser D. Children’s conceptions of economics. The constitution of a cognitive domain // Journal of Economic Psychology. 1983. V.4. № 2. pp.297−317.
  177. Leiser D., Sevon G., Levy D. Children’s economic socialization: summarizing the cross-cultural comparison of ten countries // Journal of Economic Psychology. 1990. V.ll. № 4. pp.591−614.
  178. Oppenheim A.N. Questionnaire Design and Attitude Measurement. N.Y.: Basic Books Inc., 1966. pp.108−112.
  179. Pliner P., Darke P., Abramovitch R., Freedman J. Children’s consumer behavior in a store with unattractive merchandise: The «caveat emptorium» // Journal of Economic Psychology. 1994. V.15. № 3. pp.449−465.
  180. Roberts D.F., Bachen C.M. Mass communication, effects // Annual Review of Psychology. 1981. № 32. pp.307−356.
  181. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.: Free Press, 1973.
  182. Rokeach M. Beliefs, attitudes, and values. San Francisco, 1968.
  183. Traub A. A study of children’s shopping. Unpublished Testamur project. Department of Psychology. University of Exeter. 1991.
  184. Roland-Levi C. A cross-national comparizon of algerian and french children’s economic socialization // Journal of Economic Psychology. 1990. V.ll. № 4. pp. 567−581.
  185. Warneryd K-E. Social influence on economic behavior // Handbook of economic psychology / ed. by W. Fred van Raaij, Gery M. Van Veldhoven, Karl-Erik Warneryd. Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, 1988. p.222−225
  186. Webly P. and St. Lea. Towards a more realistic psychology of economic socialization // Journal of Econom. Psychology. 1993. V.14. № 4. pp.461−472.
  187. Williams R.M. Change and Stability in Values and Value Systems: A Sociological Perspective // Understanding Human Value: And individual and Societal. N.Y., 1979.
Заполнить форму текущей работой