Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние имиджа человека на деловые отношения в организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сотрудники ориентируются на образ делового человека, характерными чертами которого предполагаются профессионализм, компетентность, ориентация на цели организации, как главные условия совместной, социально полезной деятельности и умение работать с людьми. Ожидания сотрудников связанны со стремлением к установлению партнёрских отношений, что является оптимальной формой делового взаимодействия, т. к… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Имидж как социально-психологический способ воздействия на окружающих в системе деловых отношений
    • 1. 1. Анализ понятия имидж
    • 1. 2. Деловые взаимоотношения и имидж
    • 1. 3. Имидж как способ воздействия на деловые отношения в организации
  • Выводы
  • Глава 2. Психосемантическое исследование восприятия служащими образа делового человека
    • 2. 1. Семантическое пространство как система значений человека
    • 2. 2. Теория личностных конструктов
    • 2. 3. Психосемантический’л подход к исследованию восприятия сотрудниками делового человека
  • Выводы
  • Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи имиджа и деловых отношений
    • 3. 1. Анализ результатов исследования
      • 3. 1. 1. Удовлетворённость деловыми отношениями в организации
      • 3. 1. 2. Установки на отношения, разделяемые сотрудниками
    • 3. 2. Влияние имиджа человека на деловые отношения в организации
  • Выводы

Влияние имиджа человека на деловые отношения в организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Политические и экономические преобразования в нашем обществе повлекли за собой и большие изменения в сфере управления. Это обусловлено тем, что оно имеет отношение к самым различным звеньям общественного организма.

Одной из важных частей в нём является вопрос о необходимых, как руководителю, так и остальным сотрудникам психологических качествах. Важность этого вопроса состоит в проблеме оптимизации делового общения для сотрудников разного уровня. Деловые отношения, возникающие между сотрудниками, являются важным фактором благополучного социально-психологического климата, т.к. серьёзную роль в них играет эмоциональный компонент, оказывающий существенное воздействие на формирование в сознании образа партнёра по общению.

Основой для создания образа является восприятие. Восприятие человека человеком является обязательным условием любой совместной деятельности людей. Восприятие — это динамичный процесс, он обусловлен многочисленными психологическими и социально-демографическими характеристиками общающихся между собой людей. При этом мы всегда ненамеренно или намеренно оказываем определённое воздействие своими поступками, поведением на окружающих нас людей.

В этой связи большое значение приобретает такой социально-психологический и управленческий феномен как имидж. В науке имидж рассматривается как эмоционально окрашенный образ, имеющий характер стереотипа и формируемый, как правило, стихийно. Имидж во многом зависит как от личных психологических качеств человека, так и от умения соответствовать ожиданиям окружающих.

Имидж формируется благодаря многим факторам. Это наши личностные психологические особенности, это и влияние на нас нашего собственного или коллективного опыта, это и результат преднамеренного воздействия, как самих людей, так и СМИ.

Имидж связан с таким социально-психологическим явлением как общественное мнение. С одной стороны, формирование имиджа происходит с учётом тенденций общественного мнения, сформированного в обществе, т.к. это способствует завоеванию доверия и достижению согласованности в восприятии образа человека.

С другой — имидж играет значительную роль в формировании общественного мнения. Конкретный объект или ситуация, событие, являющееся объектом формирования общественного мнения, никогда не выступает изолированно, а дано во взаимодействии с другими объектами и процессами, с которыми он сравнивается, которые учитываются при его оценке и уже своим существованием влияют на него.

При этом имидж, являясь знаково-символической системой, имеет два уровня функционирования — осознаваемый, связанный преимущественно со значениями, и неосознаваемый, который можно соотнести с проявлением смысловых иерархических систем.

Таким образом, имидж — это важный социально-психологический фактор, который может оказывать влияние на внутреннюю картину мира человека и как следствие участвовать в управлении людьми.

Степень разработанности.

Можно выделить целый ряд исследований, посвященных проблеме имиджа.

1. Большое количество работ рассматривают проблему имиджа субъектов власти, его характеристики, содержание, аспекты проявления.

Это работы таких авторов как Егорова-Гантман Е., Абашкина Е. Б., Фуре Р. Ф., Ромашкина Р. Ф., Почепцов Г., Ананьева С. Е., Гринберг Т. Э., Манякина Е. И., Шепель В. М., Жмыриков А. Н. и др.

2. Выделяется ряд исследований, в которых рассматриваются процессы, техника, методики и механизмы формирования имиджа. Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли такие авторы как Феофанов O.A., Гуревич П. С., Панасюк А. Ю., Шепель В. М., Ромашкина Р. Ф., Фуре Р. Ф., Гомеров И. Н., Красовский Ю. Д. и др.

3. Необходимо выделить работы, которые непосредственно не относятся к рассматриваемой проблеме, но являются содержательной основой для раскрытия понятия имидж делового человека и процесса его формирования: Бодалёв A.A., Бобрышева Т. В. и др.

4. Понятие социально-психологического климата рассматривалось в работах отечественных психологов и социологов. Это работы таких авторов как Парыгин Б. Д., Шерковин Ю. А., Шепель В. М., Филиппов A.B., Кузьмин Е. С., Петровский A.B. и др.

Объект исследования — организация и происходящие внутри неё социально-психологические процессы.

Предмет исследования — влияние имиджа человека на деловые отношения, а также социально-психологический климат в организации.

Цель исследования.

Выявить закономерности и основные факторы, влияющие на взаимосвязь имиджа делового человека и социально-психологического климата организации.

Задачи исследования.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить анализ подходов к исследованию имиджа делового человека и социально-психологического климата.

2. Исследовать природу имиджа, выявить его особенности и функции в сфере деловых отношений.

3. Выявить закономерности использования психосемантического метода для исследования восприятия сотрудниками образа делового партнёра.

4. Проанализировать результаты психосемантического исследования восприятия сотрудниками имиджа делового человека.

5. На основе анализа результатов данного исследования выделить виды образов (имиджей) партнёров по деловому общению.

6. Осуществить количественный и содержательный анализ результатов исследования социально-психологического климата.

7. Сформулировать выводы по результатам проведённого исследования в рамках диссертационной работы.

Гипотезы исследования.

1. Имидж, являясь средством категоризации другого человека, выступает эталоном, мерой оценивания индивидом личности. Вследствие этого имидж является носителем социальных установок и поэтому выполняет регулятивную функцию, оказывая воздействие на мнения и поступки окружающих.

2. Формирование имиджа сотрудника организации связанно как с объективными факторами (личностные качества, поведение, результаты деятельности), так и с субъективными (особенности индивидуального восприятия).

3. Имидж делового человека и деловые взаимоотношения являются важными показателями социально-психологического климата коллектива и непосредственно взаимосвязаны друг с другом.

Методы исследования.

Анализ литературы, метод репертуарных решёток, анкетирование, ряд математических методов.

Научная новизна.

1. Использован метод психосемантики для исследования восприятия сотрудниками образа делового человека.

Отношения, существующие в организации, изначально заданы самой структурой и направлены на реализацию поставленных целей и задач. В этой связи, данный вид отношений между сотрудниками рассматривается как деловые отношения, являющиеся важным фактором формирования благоприятного социально-психологического климата, т.к. носят и личный характер.

Восприятие сотрудниками партнёров по деловому общению является одним из важнейших аспектов психологического отношения друг к другу и может рассматриваться как следствие социально-перцептивных процессов в системе управления.

Применение метода психосемантики в данной области дало возможность изучить восприятие сотрудниками образа делового человека (партнёра по деловому общению).

2. В исследовании предложено рассматривать имидж как способ передачи информации о человеке, его положении в обществе окружающим.

3. Рассмотрено влияние имиджа делового человека на социально-психологический климат коллектива.

Теоретическая значимость.

Диссертация способствует разрешению определённого круга социально-психологических проблем, связанных с восприятием и пониманием людьми друг друга, с особенностями коммуникативного процесса в условиях организации. Данная работа служит основой для формулировки новых гипотез и дальнейшего изучения ряда вопросов, касающихся формирования представлений о партнёре по деловому общению в сознании отдельного индивида.

Практическая значимость.

1. Проблемы, рассматриваемые в диссертации, были опубликованы в сборниках.

2. Результаты, полученные в данной работе, позволяют разработать методики, с помощью которых можно осуществить диагностику социально-психологического климата в организации.

3. Полученные результаты могут быть использованы в научно-исследовательской работе и в деятельности кадровых и консультационных служб.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Вывод.

1. Имидж человека и деловые отношения (вид межличностных отношений) в организации являются важным условием благоприятного социально-психологического климата коллектива.

2. Благоприятный социально-психологический климат и соответственно деловые отношения в коллективе строятся на основе определённых принципов, сформированных, в свою очередь, под влиянием тех ценностей, которые приняты в организации. Особое место в ценностной сфере занимают ценности труда, которые оказывают влияние на социальные установки (аттитюды) работников — оценочные суждения относительно объектов, людей и событий.

3. Наиболее важными социальными установками для эффективной работы организации является удовлетворённость трудом и установка на отношения, которые должны существовать в коллективе.

4. Исследования социально-психологического климата показывают, что деловые взаимоотношения детерминированы как уровнем коммуникативной культуры, так значительное влияние на них оказывают и половозрастные характеристики.

5. В результате исследования было образованно пять групп: «мужчины», «женщины», «молодые сотрудники», «сотрудники среднего возраста», «опытные сотрудники».

6. Полученные данные показывают минимальную удовлетворённость сотрудников сложившимися деловыми отношениями. Практически все сотрудники организации считают значимым фактор влияния образа и поведения (имиджа) личности на процесс развития деловых отношений, несмотря на достаточно низкую оценку существующих в организации деловых взаимоотношений.

7. Очевидно, работники организации рассматривают имидж как важное условие деловых отношений, а процесс его создания как навязчивый и в силу этого негативный.

8. Сотрудники ориентируются на образ делового человека, характерными чертами которого предполагаются профессионализм, компетентность, ориентация на цели организации, как главные условия совместной, социально полезной деятельности и умение работать с людьми. Ожидания сотрудников связанны со стремлением к установлению партнёрских отношений, что является оптимальной формой делового взаимодействия, т.к. основными его характеристиками являются разделение сотрудниками значимых для дела целей, согласованность совместных действий, готовность оказать помощь в работе.

9. Образ профессионала, имеющийся в сознании испытуемых, во многом не совпадает с оценкой существующих деловых отношений, и в результате этого сотрудники испытывают состояние неудовлетворённости, что требует серьёзной работы и пересмотра деловой стратегии, как руководством, так и остальными работниками.

Заключение

.

Проведённое исследование, направленное на выявление взаимосвязи имиджа человека и деловых отношений в организации позволяет сделать ряд как теоретических, так и научно-практических выводов. В теоретико-методологической части диссертационной работы обосновываются следующие утверждения.

Каждый человек занимает определённое место в социуме, которое предопределено предшествующим жизненным опытом и обусловлено определённой степенью авторитета.

Положение человека в обществе, его авторитет напрямую связаны с таким социально-психологическим явлением как имидж, т.к. он способствует формированию представления о каком-либо объекте в сознании окружающих.

Имидж — это явление близкое феномену образа, поэтому он обладает структурой подобной образу. Можно выделить три составляющих его элемента: образ-знание, образ-значение и образ потребного будущего. Речь в данном случае идёт не о трёх независимо существующих феноменах, а о некоторой системе их соподчинения.

Формирование имиджа, на наш взгляд, должно осуществляться с трёх основных позиций. Во-первых, важной составляющей имиджа является индивидуальность, т.к. она представляет собой единство свойств и качеств человека, радикально отличающих его от других. Во-вторых, человек это общественное существо и потребность человека в общении проявляется в двух противоположных тенденциях. С одной стороны, человек нуждается в усвоении социального опыта, в результате которого его поведение становится адекватным требованиям общества. С другой стороны, каждый человек воспринимает себя как нечто самостоятельное, автономное. Он противопоставляет своё «Я» обществу, что проявляется в индивидуализации. Продолжением этого процесса является утверждение индивида в обществе, завоевание уважения, авторитета. Данное явление получило название — персонализация. В-третьих, вступая в разнообразные взаимоотношения, индивид, таким образом, входит в состав различных социальных групп. Тем самым это влечёт за собой принятие на себя личностью той или иной социальной роли.

Таким образом, имидж представляет собой неповторимое сочетание индивидуальных черт личности и её поведения, однако положение и успех зависит и от того, в какой степени она согласует своё поведение с правилами, которые существуют в данном обществе.

Важную роль играет имидж в трудовой деятельности, деловой карьере, т.к. деловой человек должен уделять большое внимание тому впечатлению, которое он производит на других людей. Потому что во многом именно от этого зависит его карьера.

На наш взгляд понятие «деловой человек» достаточно обширно, поэтому включает в себя и сотрудников организации, и руководителей, и политиков, и предпринимателей. Но каждая из перечисленных категорий обладает своей профессиональной спецификой и в этой связи имидж в их деятельности выполняет несколько разные функции. Мы рассматриваем имидж человека — сотрудника организации и его функция заключается, в первую очередь, в том, чтобы помочь личности произвести положительное впечатление и дать стимул, как для завоевания общественного признания, так и для его закрепления.

Деловые отношения — это отношения, которые формируются между людьми в процессе совместной деятельности по вопросам управления и производства. Основой деловых отношений является деловое поведение людей, которое понимается как осуществление работником тех целей, которые ставит перед ним непосредственный руководитель, наделяя ответственностью за их своевременную и качественную реализацию.

Важным условием профессиональных отношений является авторитет делового человека. Имидж и авторитет связанны между собой, но не тождественны друг другу, поэтому обладают рядом самостоятельных характеристик.

Имидж как способ воздействия и управления, оказывает влияние на других людей посредством созданного образа и влияние это основано на общественном признании, т. е. авторитете. В связи с этим, имидж выступает как информация о человеке, его положении в обществе, передаваемая окружающим, посредством созданного образа. Сущность данного процесса состоит в том, что имидж выступает как упрощённый способ донесения информации до широких масс и отдельного человека в частности.

Формируя свой образ, каждый человек воспринимает и образы окружающих, посредством своей индивидуальной системы значений, которая организована в виде категориальной структуры. Для описания образа мира индивида необходима реконструкция категориальной структуры индивидуального сознания, размещения в ней индивидуальной системы значений. Для осуществления этой задачи в психологии возникло направление, которое получило название «психосемантика». Основным методом экспериментальной психосемантики является построение субъективных семантических пространств (совокупность определённым образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты некоторой содержательной области), являющихся модельным представлением категориальных структур индивидуального сознания.

Для изучения образа (имиджа) партнёра по деловому общению, существующему в сознании сотрудников организации, было проведено исследование. В результате было выявлено два основных образа делового человека. Первый представляет собой образ человека жёсткого, возможно даже авторитарного, но при этом данные характеристики оцениваются как позитивные в сфере деловых отношений. Второй образ имеет негативную окраску и характеризуется такими качествами как меркантильность, хитрость, циничность, авторитарность.

По итогам опроса сотрудников можно сделать вывод о том, что в организации преобладает неблагоприятный социально-психологический климат. Показателем этого является неудовлетворённость работников существующими деловыми отношениями, а также установка на профессиональные отношения, характеристиками которых являются коммуникабельность, умение производить впечатление, компетентность, что противоречит сложившейся ситуации.

Позитивный образ профессионала, присутствующий в сознании испытуемых во многом не совпадает с оценкой существующих деловых отношений и социально-психологического климата коллектива. В результате этого сотрудники испытывают состояние неудовлетворённости существующими условиями работы, что требует серьёзной работы и пересмотра деловой стратегии, как руководством, так и остальными сотрудниками организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Имидж лидера. М., 1994.
  2. Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М., 1996.-С.143.
  3. Л.К. Психология управления. Новосибирск, 1996. С. 42.
  4. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. 1986. — № 1.
  5. И.В. Имидж и этикет делового человека. М., 1996.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.
  7. Г. М., Яноушек Я., Донцов А. И. и др. Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
  8. С.Г., Горская Т. А. Психологические основы управления персоналом. СП б., 1997.
  9. Е.А. Социальная роль и активность личности. М., 1971. Ю. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. П. Асеев В. Г Лчность и значимость побуждений. М., 1993.
  10. Б. Ш. Малинкин А.Н. Уровни «практического сознания» и стиль жизни: проблема интерпретации ответов респондента. // СОЦИС. 1982. — № 3. — С. tu 13. Берн Э. Игры в которые играют люди. СП б., 1996.
  11. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  12. Е.А. Паблик рилейшнз = Publik relations. М., 1994.
  13. Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990. П. Богомолова H.H. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.
  14. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  15. A.A. Личность и общение. М., 1995.
  16. A.A. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.
  17. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1986.
  18. Е.Е. Командир производства и его авторитет. М., 1968.4 23. Бенедиктова В. И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имиджделового человека. М., 1996.
  19. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  20. А.И. Политические манипуляции. М., 1982.
  21. Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.
  22. Д.П. Общественное мнение как социологическая теория социологический институт. СП б., 1995.
  23. A.M. Отношения работника и организации. М., 1996.
  24. З.Г. Теоретико-методологические аспекты социализации личности. Казань, 1998.
  25. В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. М., 1994.
  26. B.B. Социальные и социально-психологические особенности аудитории и их учёт в пропагандистском воздействии. М., 1976.
  27. Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации М.: РусПартнёр Лтд. 1994.
  28. Р.Б. Руководитель в оценках подчинённых. Иваново, 1993.
  29. A.A. Образная сфера личности. // Психологический журнал. 1987.-Т.8. — № 3. — С. 33 -42.
  30. .А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967.
  31. П.С. Приключения имиджа. М., 1991.
  32. М. Психология делового общения. М., 1992.
  33. А. Реклама. М.: Прогресс, 1993.
  34. Деловитость, компетентность, инициативность. М., 1988.
  35. Деловое общение в работе профсоюзного лидера. М., 1996.
  36. Деловой человек. М., 1990.
  37. Деловой этикет. Майкоп, 1998.
  38. В.И. Специальные методы социально-психологического воздействи и влияния на людей. Челябинск, 1996.
  39. М.Л., Уэсти Ф. Р. Социальная установка (аттитюд) как научное понятие. // Общественные науки за рубежом. Сер. Философия и социология. -1976. № 11.- С. 191.
  40. С.А. Психобиография политического лидера. СПб., 1996.
  41. А.И. Психология коллектива. М., 1984.
  42. Е.Л. Психология манипуляций. М., 1996.
  43. , У. Джек. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.
  44. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К. В. Политическая реклама. М.: Центр политического консультирования «Никколо М». 1999.
  45. Ф.Н. Имидж фирмы и делового человека. М., 1997.
  46. Ю.А. Социально-политические манипуляции личностью. Екатеринбург, 1995.
  47. Е.С. Уроки психолога для руководителя. Вып. 1, М., 1990.
  48. А.Н., Шляхтин Г. С. Психологические проблемы политического лидерства. Н. Новгород, 1991.
  49. Е.Е. Курс для бизнесменов: Деловая переписка. Документы. Реклама. М., 1994.
  50. М.Ю. Социологический портрет предпринимателя как элемента социальной структуры России. Саратов, 1996.
  51. А.Н. Организационная психология. М.: Издательство «Флинта» МПСИ, 2000.57.3игерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
  52. Н.Г. Паблик рилейшнз и пресса США. М., 1969.
  53. Имидж власти и политиков. // Диалог. 1992. -№. С. 69 — 75.
  54. Имидж госслужбы. Сборник научных трудов. М., 1996.
  55. Имидж женщины-лидера. Иваново, 1998.
  56. Имидж лидера. Под. ред. Абашкиной Е. М., 1996.
  57. Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.
  58. Краткий политический словарь. М., 1989. С. 187 — 188.
  59. Н.И. Искусство общения и психология межличностных отношений. М., 1989.
  60. И. Н. Личность как система конструктов: некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли. // Системные исследования. М., 1975.
  61. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.
  62. В.Б. Становление индивидуальности. М., 1993.
  63. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
  64. Кон И. Открытие «Я». М., 1983.
  65. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  66. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия. // Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 41 — 50.
  67. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
  68. В.Д. К проблеме авторитет в социологической теории. // Вестник ЛГУ. Вып. 2. 1967. -№ 11. — С.
  69. Н. А. Пресса как социально-психологический фактор влияния на политические установки избирателей. М., 1988.
  70. Е.В. Лидер и лидерство. Архангельск, 1996.
  71. Е.С. Авторитет дисциплины. Л., 1985.
  72. А.И. Стратегия делового успеха. Ростов, 1995.
  73. Курс практической психологии (для высшего управленческого персонала). Можайск, 1992.
  74. Д. Модели экспериментов в социально-психологических и прикладных исследованиях. М., 1980.
  75. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  76. А.Н. Психология образа. М., 1979.
  77. Линдсей, Патер X.- Норман, Дональд А. Переработка информации у человека. М., 1974.
  78. Личность и авторитет руководителя. Киев, 1988. Личность и социальная среда. М., 1987.
  79. В.А. Социальная информация в жизни городского населения. Л., 1983.
  80. B.C. Мотивация и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.
  81. Н. Государь. М.: Планета, 1990.
  82. Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  83. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  84. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  85. Методология и методы социальной психологии. М.: Издательство «Наука», 1977.
  86. Методы исследования в психологии. М., 1998.
  87. В.Б. Престиж и привлекательность профессий. // СОЦИС. 1979. — № 4. -С.
  88. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.
  89. Ш. А. Психологическая природа восприятия. Тбилиси, 1976.
  90. Н.Ф. Социальные и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.
  91. Ю.М. Личность и индивидуальность. М., 1996.
  92. А.Ю. Вам нужен имиджмейкер. М., 1998.
  93. В.Ф. Лекции по психосемантике. М., 1997.
  94. Е.В. Формирование и изменение социальных стереотипов в процессе социального познания. СП б., 1992.
  95. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  96. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.
  97. В.Ф. Основы психосемантики. М., 1997.
  98. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Издательство Московского университета, 1988.
  99. И.Ф. Индивидуально-психологические особенности людей в системе управления. Кишинёв, 1988.
  100. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986.
  101. Г. А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван, 1985.
  102. В.Л. Развитие индивидуальности. Челябинск, 1986.
  103. Л.В., Дьяконов Г. В. Идентификация как механизм общения и развития личности. М., 1988.
  104. В.И. Психодиагностика индивидуального сознания. М., 1987.
  105. В.И., Федотова.Е. О. Техника репертуарных решёток в экспериментальной психологии личности. // Вопросы психологии. 1984. -№ 3. — С. 151−157.
  106. Г. Г. Имидж. Выборы. Киев, 1997.
  107. Г. Г. Имидж: от фараонов до президентов. Киев, 1997.
  108. Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев, 1987.
  109. Г. Г. Символы в политической рекламе. Киев, 1997.
  110. Проблемы индивидуальных различий (сборник). Казань, 1974.
  111. Проблемы психологического воздействия (сборник). Иваново, 1979.
  112. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Отв. ред. Шорохов Е. В., Бобнева М. И. М., 1976.
  113. Психологическое воздействие на личность и группу. Иваново, 1989.
  114. Психология воздействия (сборник научных трудов). М., 1989.
  115. Психологические проблемы переработки знаковой информации. М., 1977.
  116. Психология. Словарь. М., 1990. С. 135.
  117. В.Г. Специфика психологического воздействия в следственной практике. // Психологический журнал. 1997. Т.18. — № 1. — С.146 — 156.
  118. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива. Под ред. ПарыгинаБ.Д. Л.: «Наука», 1986.
  119. Т.Ю., Резник Е. М. Жизненная стратегия личности. М., 1995,-Вып. 2.
  120. A.A., Романов Е. Г. Офис-менеджер. Тверь, 1997.
  121. A.A. Управленческая коммуникация. Тверь, 1996.
  122. В.Ф., Филиппов A.B. Психологические аспекты управления. М., 1973.
  123. Руководство и лидерство (опыт социально-психологическог исследования). Под. ред. ПарыгинаБ.Д. Л., 1973.
  124. В.ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.
  125. АЛ. Социальная психология управления. Л., 1986.
  126. О.Ю. Эффект стереотипизации. // СОЦИС. 1985. — № 1. — С.
  127. В.К. Деловой стиль на каждый день. Л., 1990.
  128. В.К. Человек в деловой сфере. Л., 1985.
  129. С.Д. Психология образа. М., 1985.
  130. Современный словарь иностранных слов. М., 1992, — С. 229.
  131. И.В. Как стать президентом. Минск, 1995.
  132. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. Под ред. Кузьмина Е. С., Семёнова В. Е. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1979.
  133. Социальная психология личности. М., 1979.
  134. М. Создайте свой имидж. М., 1996.
  135. Стереотипы в общественном познании. М., 1988.
  136. Э.Е. Интеллектуальный капитал предпринимателя. М., 1996
  137. Э. Е. Самоучитель по рекламе. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез». 1997.
  138. М.И., Ионцева М. В. Техника репертуарных решёток Дж. Келли. // Социология 4M., 1997. — Т.8. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы. М., 1979.
  139. Л.П. Авторитетная личность. М., 1985.
  140. С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск: 1996.
  141. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. Л., 1984.
  142. Управление персоналом в системе государственной службы. М., 1997.
  143. O.A. Агрессия лжи. М., 1987.
  144. O.A. Стереотипы и имидж в буржуазной пропаганде. // Вопросы философии. 1980. — № 6. — С.98.
  145. O.A. США: реклама и общество. М., 1974.
  146. A.B. Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. МД989.
  147. A.B., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика. М.: Высшая школа. 1989.
  148. A.B. Психологические аспекты управления. М.: Издательство «Знание». Сер. Наука управления. 1973. № 10.
  149. A.B. Работа с кадрами. М. 1990.
  150. Формирование личности руководителя. Минск, 1985.
  151. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.
  152. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. СП б., 1998.
  153. А.П. Умение убеждать. Екатеринбург, 1996.
  154. Э.А. Психоэкономика или программируемый человек. СПб, 1998.
  155. Е.П. Восприятие руководителя партнёрами по деловому общению. Ярославль, 1998.
  156. В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1994.
  157. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992.
  158. В.М. Управленческая психология. М., 1984.
  159. Е.Б. Личность и политика. М., 1988.
  160. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992
  161. В.А. Социологическое исследование. Самара, 1995.
  162. В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
  163. В.А. Тайна лжи. Заметки о теории и методах буржуазной пропаганды М., 1963.
  164. Boorstin D. The Imaje, Or What Happened to the american Drem. London, 1961.
  165. Boulding K. The Image. Ann Paperback, 1961.
  166. Goffman E. Behavior in Pablic Places. Free Press. Illinois, 1963.
  167. Goffinan E. Relations in Pablic. N.Y. Harper, 1971.
Заполнить форму текущей работой